Сочинение про ярослава мудрого история

Автор на чтение 9 мин. опубликовано 06.03.2021 23 апреля 2015историяэпоха 1019-1054 гг.период с 1019 по 1054гг. связан с правлением великого

На чтение 9 мин. Опубликовано

23 апреля 2015ИсторияЭпоха 1019-1054 гг.Период с 1019 по 1054гг. связан с правлением великого князя Ярослава Мудрого, сына Владимира Святославича. Ему удалось восстановить единство Руси, нарушенное второй крупной междоусобицей,что явилось важной предпосылкой значительных успехов во всех сферах жизни русского общества в данный период. Формирующаяся в XIв. система феодальных отношений требовала юридического оформления В начале своего правления Яросав Мудрый ввёл в действие первый на Руси писаный свод законов – «Русскую Правду» с целью установить порядок и законность в русских землях в эти смутные времена. Отныне закон регулировал общественные отношения , защищал жизнь и собственность каждого жителя Руси, но вместе с этим уже отражал интересы верхушки общества- бояр, дружинников, богатого купечества, духовенства. «Русская Правда»- первый гражданский кодекс, документально закрепивший существующую на Руси систему права и становление новых порядков в русском обществе. Наряду с законом другим не менее важным средством становления государственности в патриархальном обществе стала церковь. Великий князь всячески поддерживал христианскую церковь и организационно и материально. В 1051г. Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека. Впервые за недолгую историю русской церкви без участия Константинопольского патриарха был избран глава Русской православной церкви митрополит Илларион – скромный и исключительно образованный священник княжеской церкви . Незадолго до своего назначения Илларион в храме Святой Софии при огромном стечении народа и в присутствии великого князя произнес речь, посвящённую значению христианской религии в истории Руси. ОН выступает ревностным сторонником сильной княжеской власти, сравнивая её с дубом, который крепок своими корнями.В дальнейшем эта речь под названием «Слово о законе и благодати» стала любимым чтением народа. Древнерусское государство к середине 11 века достигло своего расцвета. С его политикой считались все соседи. Европейские государи считали за честь породниться с семьёй киевского князя. Впервые Русь одолела орды степняков. Её границы простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Чёрного. На Руси проживало 4 млн. человек. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В1054г. Ярослав умер в ореоле русской и европейской славы. «Умер великий коган», — так написал митрополит Илларион по смерти Ярослава, сделавшего Русь великим государством.Историческое сочинение. 1325-1340 г.Период 1462-1533. Задание 25Презентация «История развития Российской культуры» —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

Ярослав Мудрый

Благодаря славянскому народу сегодня многие страны древней Руси остается мужественными и непобедимыми. Славные сыновья смогли сделать наши земли независимыми и сохранить их красоту. Много страданий пришлось пережить нашим предкам, но благодаря их силе и выносливости они прошли такой тернистый путь. Богатыри, писатели, князья, активисты – много известных людей защищали наши земли. Одним из них является выдающийся князь Киевской Руси Ярослав Мудрый.

%25D0%25AF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%2B%25D0%259C%25D1%2583%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25B9.jpg
Ярослав Мудрый

Ярослав был четвертым сыном Владимира Великого. Мудрый – это не просто фамилия, это характеристика великого князя. Действительно, Ярослав был образованным и умным человеком. Он ловко сумел прийти к власти, поборов своих братьев. Ярослав Мудрый заботился об образовании и культуре своего народа, сделал большой вклад в развитие Киевской Руси. Великий князь укрепил роль христианства, которое начал в государстве его отец. Киевская Русь во времена правления Ярослава Мудрого превратилась в могущественную европейскую державу. Он расширил границы и укрепил оборону, образовал новые города – Белую Церковь и Корсунь, перестроил большие города: Чернигов, Переяславль, Туров, Владимир — Волынский. Ярослав заключил сборник законов «Правда Ярослава», которая вошла законов русского права «Русской Правды». Князь стремился расширить образовательный уровень своего народа, поэтому создал при Софийском соборе школу и библиотеку.  Во времена правления отпрыска Владимира Великого началась работа над иностранной литературой на церковнославянский, переписано много книг, заключен летописный отчет. Также Ярослав Мудрый расширял инфраструктуру государства, построил много выдающихся сооружений. Среди них: Софийский собор, Золотые Ворота, Лядская брама, Жидовские ворота, Интинский и Георгиевский соборы, Ярослав стремился сделать из Киевской Руси государство, которое было бы не хуже любого европейского. Этим мы должны быть благодарны ему, потому что на сегодня есть много архитектурных памятников, которыми гордимся на весь мир. В известном Софийском соборе и похоронили Ярослава Мудрого и его жену Ирину. Сегодня в честь известного князя названо много улиц, университетов. В Украине, России и Белоруссии стоят памятники Ярославу Мудрому. Также портрет Ярослава отчеканен на некоторых банкнотах и марках. Каждый человек должен знать и интересоваться историей своей страны. Разве мы можем назвать себя жителями своей страны, если не знаем ее истории. Роль Ярослава Мудрого в нашем прошлом достает до высоких отметок, поэтому это имя и его достижения должны быть на устах у каждого украинца, русского и белоруса. Каждый должен побывать в известном месте столицы – Золотые Ворота и памятник Ярославу Мудрому. Не все могут детально владеть знаниями по истории, но каждый должен знать своих героев и их роль в становлении нашей Родины. Углубляйтесь в страницы истории и черпайте новые знания.

1019-1054 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Ярослава Владимировича, известного как Ярослав Мудрый.

Ярослав Владимирович взошел на киевский престол в результате междоусобной войны со своим братом Святополком. Внутренняя политика Ярослава была направлена на сохранение единства Руси. С этой целью Ярослав предпринимал как силовые, так и реформаторские действия. Так, в 1020 г. он разгромил войско своего племянника, Брячислава Полоцкого, разорившего Новгород. Потерпев в 1024 г. поражение в междоусобной войне с братом Мстиславом Тмутараканским, Ярослав предпочел разделить управление государством и тем самым уберечь Русь от новых усобиц. Земли по левому берегу Днепра отошли Мстиславу, а правобережье сохранялось за Ярославом. Как и отец, Ярослав направлял в важнейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Стремясь обеспечить единый порядок, Ярослав ввел в Киевской Руси первый письменный свод законов — Русскую Правду. При Ярославе в Киеве был построен храм святой Софии и избран первый митрополит Киевской Руси русского происхождения — Илларион.

Ярослав проводил активную внешнюю политику. На северо-западе Ярослав стремился установить дружественные отношения со Швецией и Норвегией путем династических браков: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, а за короля Норвегии была выдана замуж младшая дочь Ярослава Елизавета. Также на северо-западе Ярослав стремился присоединить территории в Прибалтике. В 1030 г. войска Ярослава совершили поход против чуди, в 1038 г. — против ятвягов, в 1040 г. — в Литву. На западе Ярослав стремился установить выгодные отношения с Францией, для чего выдал дочь Анну за французского короля Генриха I. Также на западе Русь в 1031-1036 гг. успешно воевала с Польшей за червенские земли. На востоке Ярослав продолжал строить на границе со степью крепости, а в 1036 г. под Киевом разгромил печенегов, после чего их набеги на Русь прекратились. На юге после долгого мира в 1043-1046 гг. произошла война с Византией из-за убийства русских купцов в Константинополе. После заключения мира в знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен династический брак: сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Период правления великого князя Ярослава Владимировича историками, например Н. М. Карамзиным, оценивается как успешный: благодаря выдающимся политическим, дипломатическим и военным способностям Ярослава было сохранено и юридически оформлено единство Киевской Руси; к Киевской Руси были присоединены большие территории. Ярославу удалось устранить опасность набегов печенегов на Русь. При Ярославе был очень велик авторитет Руси на международной арене, что подчеркивается многочисленными династическими браками детей Ярослава с правителями европейских государств. Ярослав активно способствовал распространению православия на Руси, за что Русская православная церковь в 2005 г. установила день памяти благоверного князя Ярослава.

На исторический период 1019-1054 гг. приходится правление в Киеве князя Ярослава Мудрого.

В годы правления Ярослава Мудрого произошел ряд важных исторических событий. Во-первых, восшествие Ярослава на престол произошло в ходе междоусобной борьбы с братьями, которая не завершилась в 1019 г. борьбу со Мстиславом Тмутараканским Ярослав Мудрый продолжал до 1026 г., когда между ними был заключен договор о разделе земель по Днепру. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось восстановить власть над всеми русскими землями. Для предотвращения в будущем княжеских усобиц Ярослав Мудрый утвердил так называемый «Ряд Ярослава». Складывается лествичная система наследования престола.

Победа в междоусобной борьбе способствовала усилению власти киевского князя и дала возможность проведения преобразований внутри страны и усилить позиции Древнерусского государства на международной арене.

Во-вторых, развивается процесс укрепления Древнерусского государства. О усилении власти киевского князя свидетельствуют следующие факты. Ярослав Мудрый принимает «Русскую правду» — древнейший из дошедших до нас свод законов Древнерусского государства, действие которого распространялось на все русские земли.

В 1051 г. без согласования с Константинопольским патриархом Ярослав Мудрый поставил во главе Киевской митрополии Иллариона.

Свидетельством эффективности действия Ярослава Мудрого стало заключение династических браков с правящими династиями европейских государств. Так, дочь Ярослава Анна была выдана замуж за короля Франции.

Исторический период 1019-1054 г. оценивается историками как период расцвета Древнерусского государства. Было восстановлено единство древнерусского государства, разделенного в ходе княжеской усобицы. Ярославу удалось укрепить единство государства, приняв общерусский закон – «Русскую правду». Укрепление политической системы и успехи в защите границ русских земель (например, разгром печенегов под Киевом в 1036 г.) способствовали росту авторитета на международной арене, что подтверждается заключением династических браков между Рюриковичами и представителями правящих династий европейских государств.

Ярославу Мудрому не удалось устранить причины междоусобиц — «ряд Ярослава» не смог предотвратить борьбы между наследниками за киевский престол.

Используемые источники:

  • https://4ege.ru/istoriya/51813-istoricheskoe-sochinenie.html
  • https://www.lang-lit.ru/2018/02/yaroslav-mudryy.html
  • https://ayratmusin.ru/ege-po-istorii/istoricheskoye-sochineniye-1019-1054.html

Урок истории 

Эпоха Ярослава Мудрого

Церковь и религия при Ярославе. Митрополит
Иларион. Печерские святители

Во времена Ярослава христианская церковь
получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в
обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам
современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При
жизни он получил прозвище «Мудрого».

Ярослав заложил великокняжеский монастырь
святых Георгия и Ирины — в честь христианских святых, своего и своей жены.
Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской
местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочения
роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник
знаменитый Печерский монастырь. У истоков его создания стоял Иларион, священник
великокняжеской церкви в селе Берестове, загородной резиденции великих князей.
Иларион был глубоко верующим человеком. Свои молитвы к Богу он возносил в
уединении. С этой целью он уходил на берег Днепра, где выкопал себе пещеру в
горе, и проводил там долгие часы в молитвах, размышлениях и посте. «Мужъ благь,
и книжникъ, и постникъ», — говорит о нем древний источник.

Именно Илариону принадлежит ряд произведений,
написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник
идеологии и культуры XI в. «Слово о законе и благодати». По существу в этом
произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней
Руси, концепцию, которая повлияла на мировоззрение других русских авторов XI в.
Совокупно они создали идеологическое обоснование места Руси в мировой истории,
определили роль киевской великокняжеской власти в системе мировой
государственности, ее значение для русских земель, подчеркнули значение русской
церкви.

По наблюдению ряда авторов, «Слово» было
написано между 1037 и 1050 гг. Чтобы понять смысл этого памятника и последующих
произведении русской письменности второй половины XI в., следует хотя бы
коротко охарактеризовать тот исторический фон, в рамках которого возникло
«Слово» Илариона.

Начинается «золотой век» Ярославова правления.
И закладка нового Ярославова города в Киеве, строительство монументальной
Софии, обращение к реформам в области культуры, составление Древнейшего
летописного свода, появление «Русской Правды» стали замечательным проявлением
этого «золотого века». Восторженная похвала Ярославу Мудрому, помещенная в
летописи под 1037 г ., как бы венчает эту первую крупную русскую летопись. В
1039 г . закончена постройка Софийского собора, и уже в этом году упоминается
первый киевский митрополит Феопемт. Начиная с этого времени резко
активизируется внешняя политика Древней Руси, быстро развиваются ее
политические, экономические, культурные, династические (см. выше) связи со
странами Запада. Она поддерживает регулярные контакты с папской курией,
Польшей, Венгрией, Данией, Чехией, Скандинавскими странами, становится
участницей крупных международных акций. Новый взлет международных связей Киева
относится ко времени правления Всеволода — Владимира Мономаха, чьи
матримониальные связи охватывали буквально всю Европу. М.А. Алпатов справедливо
отметил, что «в эту пору с днепровских круч Западная Европа была видна
достаточно отчетливо». Но одновременно именно с конца 30-х годов XI в.
нарастали острейшие противоречия между Киевом и Константинополем, вылившиеся в
1043 г . в кровопролитную войну между двумя странами.

Отношения между двумя государствами и прежде,
в IX— X вв., складывались не просто. Парадоксальность этих отношений
заключалась в том, что со времени известных нам противоборств русов с греками
каждое новое военное предприятие, каждый новый мирный договор между ними был
буквально пронизан вопросами политического престижа. Русь настойчиво старалась
приблизиться по уровню своих политических претензий к политическим вершинам
империи; Византия тщательно оберегала свое исключительное политическое
положение в тогдашнем мире, держа Русь на почтительном расстоянии, как и другие
«варварские» страны. Договоры Руси с греками, заключенные в 860, 907, 911, 944,
971, 987—989 гг., отражают весь драматизм этих отношений. Каждое такое
политическое завоевание давалось с боя. Именно благодаря Византии,
политическим, экономическим, культурным, религиозным, династическим связям с
нею Русь могла восходить к вершинам международного политического признания. Но
именно Византия в течение столетий свято оберегала это свое право, поступаясь
политическими прерогативами лишь в крайних случаях, как это было во время
походов русов на Константинополь в 860, 907, 941—943 гг., войны 970—971 гг., во
время похода Владимира I на Херсонес в 989 г .

Конечно, во всех этих случаях дело вовсе не
сводилось лишь к престижно-политическим вопросам. Острые противоречия между
странами возникали на почве территориальных притязаний в пограничных регионах
(Северное Причерноморье, Крым, Таманский полуостров, Нижнее Подунавье), в сфере
торгово-экономической, в области церковно-политической (вопрос об
организационных основах русской церкви и ее взаимоотношениях с
константинопольским патриархатом), но во всех случаях неизменно присутствовала
проблема греческой гегемонии и русского суверенитета, в которых как бы
аккумулировались все остальные вопросы. И закономерно, что один из византийских
историков, рассказавших о русско-греческой войне 1043 г ., Михаил Пселл в
«хронографии» среди проблем, вечно разделяющих Русь и Византию, называет
следующую: «Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к
Ромейской державе и, непрерывно придумывая то одно, то другое, ищет предлога
для войны с нами». И дело здесь не в конкретном политическом отношении Руси к
Византии, не в борьбе против церковно-политической зависимости от Византии, а в
широком историческом взаимоотношении двух стран. Стеснение прав русского
купечества, убийство знатного руса, о чем сообщают греческие хроники, стали
лишь поводом к войне. Говоря о беспричинности войны, Пселл пишет тем не менее о
том, что русы «вспомнили о своей старой вражде к нам и стали мало-помалу
готовиться к будущей войне».

Мы лишь отметим, что назревание этой
«беспричинной» вражды, затем обострившейся в результате конфликта между русами
и греками в Византии, падает на истечение срока так называемого глубокого
50-летнего мира, который нередко заключали греки со своими противниками
(существовали и 30-летние «глубокие» миры). Так, после похода 860 г . новый
конфликт Руси и Византии произошел по истечении 47 лет, следующий — 34 лет.
Русско-византийская война 970 г . возникла по прошествии 26 лет после Игорева
договора, а война 1043 г . — по истечении 44 лет после соглашения, заключенного
в Херсонесе Владимиром. И каждый раз на исходе действия срока такого мира
отношения между странами обострялись: Русь, медленно, но верно, наступая и
отступая, побеждая и терпя поражения, от договора к договору продвигалась
вперед в своих политических, территориальных, экономических,
церковно-политических, династических требованиях.

Взлет Руси в конце 30-х годов XI в. совпал с
окончанием действия последнего мирного договора с Византией, заключенного в
конце 80-х годов X в., и это, естественно, накаляло обстановку. Этот накал стал
отражением общего хода развития отношений между двумя государствами в течение
веков — глубоко противоречивого, порой драматичного. Наступила новая полоса
обострения отношений между продолжающей набирать силу Русью и Византией; и это
обострение не было снято ни последующим мирным договором 1046 г . между бывшими
противниками, ни браком Всеволода Ярославича с византийской принцессой.
Поступательный шаг Руси лишь высвечивал политическое высокомерие империи, ее
раздражающую близость. Поставление в 1051 г . Ярославом без ведома
константинопольской патриархии, а лишь «собравъ епископы», митрополитом русина
Илариона лишь подчеркнуло общую ситуацию. К этому следует добавить и стремление
русских властей канонизировать Владимира и тем самым еще раз подтвердить
суверенитет и русской церкви, и русского государства, чему противился
Константинополь.  

Именно тогда, в 40-е годы XI в., на Руси
впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с
мировыми державами. Вся обстановка XI в. требовала создания таких
государственно-идеологических концепций.

Представляется, что в «Слове» Илариона
концепция о связи Руси с «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы
Римского величия, Римского царства прозвучали совершенно слитно. Сквозь
церковную фразеологию Иларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий
Владимира I с римскими апостолами. Если Рим хвалит «похвалными гласы» апостолов
Петра и Павла; Азия, Эфес и Патмос — Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка,
то Русь славит и хвалит своего учителя и наставника великого кагана Владимира,
внука старого Игоря, сына славного Святослава. Языческие князья и «русский
апостол» Владимир объединяются здесь не случайно, так как они, правя Русью «въ
своа лета», действовали храбро и мужественно, прославились во многих странах
своими победами и крепостью духа. А далее следует патетический пассаж о Руси:
«Не в худе бо и неведоме земли владычъствоваша, нь в Руське, яже ведома и
слышима есть всеми четырьми конци земли».

Как видим, о Византии в этом ряду нет ни
слова, но Русь, Владимир сопоставлены с великими римскими вероучителями, а
хвала Владимиру идет на фоне прославления подвигов его предков — языческих
князей, не раз ставивших Византию на грань катастрофы, и это тоже нельзя
признать случайным упоминанием.

Иларион сравнивает Владимира I с римским
императором Константином Великим («подобниче великааго Коньстантина»), потому
что киевский князь, как и он, утвердил веру во всей земле, а «не въ единомъ
съборе». Как Константин со своей матерью Еленой принес свой крест из Иерусалима
и утвердил веру в Римской империи, так и Владимир со своей «бабою» Ольгой
принес крест «от нового Иерусалима» — града Константина и утвердил веру в
Русской земле. Его дело продолжал сын — «благоверный каган» Ярослав, укрепивший
силу и могущество Руси.

Следует обратить внимание и на такую
антивизантийскую тенденцию «Слова» Илариона, как стремление подчеркнуть
самостоятельность и независимость решения Владимира крестить Русь. Не Византия,
не ее церковные иерархи побудили Русь к принятию христианства, хотя в
действительности оно стало одним из условий межгосударственного соглашения Руси
с Византией в 987 г ., а побуждение свыше, божественное озарение Владимира. В
этой версии столь же мало религиозного, сколь и в версии о равнозначности
Владимира первым римским апостолам, хотя вся фразеология чисто церковного
свойства: «Приде на нь посещение всевышнаего, — пишет Иларион.— И си слыша,
въжделъ сердцемъ».

Эта концепция совершенной самостоятельности
решения Владимира принять новую веру лежит в общем русле отвержения
византийского приоритета в столь важном для государства деле и апелляции к
римским первоучителям. Здесь уже слышится настойчивая мысль о святости
Владимира, его «блаженности», виден прозрачный намек на необходимость
канонизации русского первокрестителя.

Не случайно Иларион называет и Владимира, и
Ярослава Мудрого каганами, обращаясь к высокому титулу восточного
происхождения, равному по своему значению титулу царя, и тем самым подчеркивая
высокие политические претензии Руси XI в.

Таким образом, историю Руси, деятельность ее
властителей Иларион рассматривает на широком, поистине всемирном фоне. В основе
политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же
идеи отражались в Древнейшем русском летописном своде, вошедшем составной
частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского
летописания 30—50-х годов XI в. к кругу Илариона и определила ту идеологическую
направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси
в тогдашнем мире и ее соотношению с историей Рима и Византии. Иларион давал
ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской
государственности.

Эту линию продолжил позднейший современник
Илариона, другой видный автор XI в. Иаков Мних. В своей «Памяти и похвале
Владимиру» он, как и Иларион, сравнивает Владимира с римским императором
Константином, а Ольгу — с его матерью Еленой. Так же, как Иларион, Иаков Мних характеризует
Владимира как «апостола», «господня апостола» «в князехъ», называет его в
соответствии с явной тенденцией к канонизации «божественным» и «блаженным». Он,
как и его предшественник, настаивает на абсолютной самостоятельности Владимира
в принятии решения крестить Русь — «разгорешася святым духомъ».

Те же мотивы относительно княгини Ольги,
Владимира мы видим в других произведениях XI в. Источником их также, видимо,
является «Слово» Илариона и летописный рассказ о крещении Руси. В принадлежащем
перу Нестора «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе» Владимир также
объявляется вторым Константином, самостоятельно принявшим решение крестить
Русь.

Итак, все первые известные русские авторы
едины в своей концепции преемственности Руси с «великими державами» и прежде
всего с Римом, сопоставлении Владимира и Ольги с римскими
первокрестителями-апостолами, императором Константином, императрицей Еленой.
Создается впечатление, что, разделенные немногими годами, они черпали свое
идейное оружие либо последовательно друг у друга вплоть до фразеологии, либо,
как это предположили историки, и Иларион, и И. Мних, и Нестор пользовались
Древнейшим сводом, восходящим, как уже отмечалось, к концу 30-х годов XI в. и
принадлежащим, возможно, перу Илариона. Как бы там ни было, но задолго до
«Повести временных лет» в Киеве уже существовала концепция о месте Руси в
мировой истории и о связи русской церкви и русской государственности с
«первым», но не со «вторым» Римом. И, конечно, неправ был Н.М. Карамзин, когда,
характеризуя культурно-политические усилия Ярослава, записал, что великий князь
стремился превратить Киев во «вторый Царьград». Нет, не о Царьграде грезили в
то время русские государственные деятели, идеологи; их волновали более
значительные политические мотивы, более древние и глубокие мировые связи.

В полной мере эта тенденция проявилась через
несколько десятилетий в «Повести временных лет», вобравшей в себя все ранние
русские письменные источники. «Повесть временных лет» не изменила уже
сложившейся идеологической традиции прошлого. Она лишь развила, обогатила,
укрепила ее.

С именем Илариона связан и первый церковный
Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви
ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали
формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому многоженству,
освещению частной собственности, повышению авторитета центральной власти. Устав
вводил запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал
родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый церковный судебник
защищал честь женщины, давал ей более широкое представительство в суде. Церковь
выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к
гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории.

В 1051 г . на общем собрании русских епископов
Иларион был избран митрополитом. Он покинул свою пещеру, и она некоторое время
пустовала. Но затем в ней появился новый отшельник. Это был монах Антоний.

Еще молодым человеком некто Антипа родом из
Любеча побывал в Византии в знаменитом своей святостью и премудростью монастыре
на горе Афон. Там он принял монашеский постриг и под именем Антония вернулся на
родину с твердым намерением продолжить служение христианской вере и
содействовать распространению монашества. Антоний поселился в покинутой
Иларионом пещере на крутом берегу Днепра, проводя дни и ночи в молитве. Питался
он черствым хлебом, который запивал ключевой водой. Слава о святости и
подвижничестве Антония быстро распространилась по округе, и к пещере началось
паломничество. Люди приносили отшельнику пищу, просили благословения. Приходил
к святому угоднику и великий князь Ярослав, а позднее сменивший его на престоле
старший сын Изяслав Ярославич.

Вскоре около Антония собрался круг отшельников,
которые, выкопав большую пещеру, поселились в ней. Это было начало Печерского
(от слова «печора» — пещера) монастыря. Монахи добывали собственным трудом
пропитание, проводили время в молитвах. Все новые и новые верующие приходили в
монастырь. Антоний же ушел из начавшей жизнь обители, выкопал себе новую
пещеру, где продолжал жить в уединении до самой смерти, прожив в пещере около
40 лет.

Печерский монастырь продолжал расти,
отстраиваться. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь
завел большое собственное хозяйство, где применялся труд зависимых людей. Ему
уже принадлежали окружающие земли, подаренные монастырю великим князем. Слава
монастыря особенно возросла, когда его игуменом стал отец Феодосии.

Феодосии отличался ревностным благочестием,
глубокой верой в Бога, в христианское учение. В то же время он выделялся
твердостью характера, нетерпимостью к инакомыслию. Юношей он ушел из богатого
дома в Курске и стал вести отшельнический и подвижнический образ жизни. Никакие
уговоры матери, угрозы, попытки посадить его под домашний арест не имели
успеха. Как только Феодосии выходил на волю, он сразу же превращался в
религиозного пилигрима; одетый в лохмотья и питаясь подаянием, он бродил по
Руси. Его появление в пещере Антония было закономерным итогом его странствий и
идеалов.

При игумене Феодосии Печерский монастырь стал
сильной церковной, мощной хозяйственной организацией, он приобрел большой
общественный вес. Феодосии выступал за единство Руси, против влияния
«латинства», т.е. западной церкви. Великие князья считались с авторитетом
игумена. Уходя на войну, князь и воеводы просили благословения святого отца.

Такие религиозные подвижники, как Антоний и
Феодосии, становились со временем гордостью русской церкви. Из их среды и формировался
первый состав русских святых.

Ярослав Мудрый вошел в русскую историю не
только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек,
сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым,
Ярослав был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в
языческой среде, он стал истым христианином. Отодвинутый историей на задворки,
являясь всего лишь четвертым сыном Владимира, он сумел пробиться к
великокняжескому престолу и сохранить его в течение почти тридцати пяти лет.
Имея полуграмотного язычника-отца и мать, которую Владимир вскоре вместе с
детьми отослал из Киева и заставил жить в глуши, он стал одним из
образованнейших людей своего времени.

Великий князь в то же время показал себя
человеком исключительно разносторонним.

Ярослав остался в истории как крупный
градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и Киев
намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то
время в Киеве уже числилось около 400 церквей. В честь побед над врагами
Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавшие иностранцев своим
великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской
столицы. Он основывал города на Волге и берегах Балтики, на южных границах
Руси. Мы уже упоминали и Ярославль, и Юрьев.

Великий князь был ревностным поборником
образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые
библиотеки, получила признание и поддержку переводческая деятельность. Многие
книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были
переведены на славянский язык.

Сам Ярослав любил беседовать со знающими и
грамотными людьми, охотно встречался со священнослужителями, вел с ними долгие
разговоры на богословские темы. Его не случайно называли «Книгочеем» и
«Мудрым».

Ярослав Мудрый умер в 1054 г . на 76-м году
жизни в ореоле русской и международной славы, почитаемый тогдашним
древнерусским обществом, любимый своими многочисленными сыновьями и дочерьми.
Перед смертью он сам разделил русскую землю между сыновьями, оставил свой
престол старшему сыну Изяславу и наказал остальным не вступаться во владения
других братьев.

Вторым по значению становился князь,
получивший в управление Чернигов, третьим — Переяславль; были поделены и другие
стольные города. За каждым из них стояла округа с другими городами и селами.

Кажется, теперь была выработана новая и
прочная система единства Руси — передача великокняжеской власти по старшинству.
Старший в роду становился великим князем. Наследие по прямой линии отступило
перед патриархальным, чисто семейным принципом. Однако и такой подход к
престолонаследию имел свои серьезные изъяны. Великие князья старались передать
свой престол не старшим после них братьям, а своему старшему сыну. К тому же передвижение
князей из владения во владение по старшинству не всегда совпадало с желанием
населения, что порождало острые общественные конфликты. Наконец, пока были живы
сыновья Ярослава, все было ясно. Но после их смерти старший в роду порой вовсе
не являлся сыном великого князя. Династия дробилась, что создавало невероятно
запутанные ситуации с наследием великокняжеского престола.

А пока же Русь хоронила Ярослава Мудрого,
которого Иларион назвал «великим каганом». Ярослава похоронили в его любимом
Софийском соборе, на стене которого была сделана многозначительная надпись о
смерти «царя нашего». Впервые царский титул прозвучал в применении к русскому
властелину.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новая контрольная работа в формате ЕГЭ 2021 по истории 11 класс 2 тренировочных варианта с ответами для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ЕГЭ 2021: 30.05.2021 (30 мая 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Ответами к заданиям 1 – 19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021 по истории 11 класс:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021 по истории 11 класс:

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) учреждение опричнины 2) советско-польская война 3) приход к власти во Франции якобинцев

Правильный ответ: 132

3)Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к истории России XIII в. 1)стрелецкие полки 2)полюдье 3)Ледовое побоище 4)половцы 5)баскаки 6)»Неврюева рать» Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящиеся к другому историческому периоду.

Правильный ответ: 12

4)Запишите термин, о котором идет речь. Процесс ослабления международной напряженности в 1960-1970-х гг., связанный с заключением международных соглашений, ограничением гонки вооружений, получил название

Правильный ответ: разрядка

7)Что из перечисленного относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XVIII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) введение подворного налогообложения 2) развитие мануфактурного производства 3) широкое использование труда приписных крестьян 4) введение в обращение первых бумажных денежных знаков 5) начало промышленного переворота 6) развитие мелкотоварного производства

Правильный ответ: 236

10)Прочтите отрывок из записок современника событий и напишите пропущенное географическое название. «Последний натиск большевиков на Перекоп и Сиваш не заставил себя долго ждать. Он совпал с трёхлетием Советской республики. Латышские части, коммунистические полки, «огненные дивизии», конные части – словом, огромные отборные силы красных были брошены на последний оплот __________ полуострова. Красные командармы не считались с потерями. Большевикам на помощь пришла и сама природа. Сильный ветер согнал воду с Сиваша и дал возможность атакующим переправляться вброд. К тому же чонгарский мост не был подорван. Сгорел лишь один настил.В результате – прорыв… красных. До Ишуни, Джанкоя и даже Симферополя части отступали в относительном порядке. А затем, когда стало очевидным, что Правительство Юга России доживает последние часы, у всех опустились руки. Началось уже не отступление, а распыление, бегство».

Правильный ответ: Крымского

16)Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме обозначен и подписан город — центр племенного союза полян. 2) В результате набега, обозначенного в легенде схемы цифрой «6», русские земли были вынуждены возобновить ежегодную выплату дани Орде. 3) Цифрой «2» на схеме обозначен город-центр формирования народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов в начале XVII в. 4) На схеме обозначен и подписан город — центр земли, где в период, к которому относятся события обозначенные на схеме стрелками, существовала республиканская форма правления. 5) Военный поход литовских войск, обозначенный в легенде схемы цифрой «7», возглавлял князь Гедимин. 6) События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в период, когда московский стол занимал Иван Калита.

Правильный ответ: 234

18)Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Событие, юбилею которого посвящена данная марка, произошло в ходе войны, завершившейся поражением России. 2) На марке изображен флотоводец, командовавший русской эскадрой в Чесменском сражении. 3) Данная марка была выпущена в год первого полёта человека в космос. 4) На марке упоминается город, который в настоящее время входит в состав Российской Федерации 5) Участниками события, юбилею которого посвящена марка, были М.Д.Скобелев и А.А.Брусилов.

Правильный ответ: 14

23)В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения, насилие, творимые им, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответхан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участиемосковский князь Иван Калита. Укажите не менее двух причин, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев. Укажите последствие восстания в Твери.

24)В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Причиной холодной войны и гонки вооружений явилась исключительно империалистическая политика стран Запада и особенно США, стремившихся к мировому господству».

25)Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов: 1) Феодальная война в Московском княжестве второй четверти XV в.; 2) Расширение российских владений во второйполовине XVIII в.; 3) Коренной перелом в годы Великой Отечественной войны

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) заключение Рижского мира 2) начало реформации в Англии 3) учреждение суда присяжных в Российской империи

Правильный ответ: 213

3)Ниже приведён перечень терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в. 1) народники 2) декабристы 3) социал-демократы 4) нестяжатели 5) петрашевцы 6) иосифляне Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящиеся к другому историческому периоду.

Правильный ответ: 46

4)Запишите термин, о котором идет речь. Административный титул в Новгороде, который избирался на вече.

Правильный ответ: посадник

7)Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) усиление и развитие планирования экономических показателей 2) проведение «политики ускорения» 3) приватизация государственной собственности 4) децентрализация управления экономикой 5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы 6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства

Правильный ответ: 346

10)Прочтите отрывок из обращения к питерским рабочим председателя Совнаркома В.И. Ленина и напишите название формирований, в которые он призывал вступать рабочих. «21 мая 1918 г. Товарищи рабочие! Советская власть употребляет все усилия, чтобы достать хлеб голодным столицам и губерниям. Поставленное вами Правительство вводит товарооб-мен, создаёт повсеместно в хлебородных губерниях заготовочные аппараты, устраняет дезорганизацию в продовольственных органах, налаживает транспорт, регулирует по-требление, борется со спекуляцией. Но хлеб достаётся Советской власти для голодающей части населения с большим трудом. Сытые и разбогатевшие за годы войны деревенские кулаки, в руках которых остался хлеб от прежних урожаев, не желают давать хлеба голодным. <…> Хлеб надо достать во что бы то ни стало. Если нельзя взять хлеб у деревенской бур-жуазии обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! И мы призываем вас к этой борьбе. Записывайтесь в ряды <…>, организуемых Комиссариатом продовольствия! Оружие и необходимые средства будут даны вам.Иных мер против протягивающейся костлявой руки голода, которые дали бы немедленно положительные результаты, нет».

Правильный ответ: продотряды

16)Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Во время войны, события которой обозначены на схеме, единственным противником России было государство, чья столица обозначена под цифрой «4». 2) Российский флот, действия которого в ходе войны обозначены в легенде схемы темными стрелками, возглавлял Ф. Ф. Ушаков. 3) В ходе войны, событиям которой посвящена схема, город, обозначенный на схеме цифрой «1», был сдан неприятелю. 4) Заштрихованная территория была утрачена Россией по итогам войны, событиям которой посвящена схема. 5) Базой для десантных операций противника в войне, событиям которой посвящена схема, служил город, обозначенный на карте цифрой «3». 6) На схеме показаны действия неприятельского флота по бомбардировке Новороссийска.

Правильный ответ: 345

18)Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В городе, в честь которого выпущена данная монета, в период раздробленности русских земель сформировалась сильная княжеская власть. 2) Город, которому посвящена данная монета, был основан менее 1000 лет назад. 3) Собор, представленный на монете, был построен в период княжения в Киеве Ярослава Мудрого. 4) Город, которому посвящена данная памятная монета, первым из русских городов был разорён войском хана Батыя. 5) Часть города, изображённая на монете, – кремль.

Правильный ответ: 23

20)Укажите, кем (по своему социальному происхождению) являлся человек, который назван в грамоте «царём и великим князем». Укажите время (с точностью до десятилетия), когда этот человек вышел в задержавшийся поход на Москву и издал данную грамоту. Укажите, кем стал ко времени написания этой грамоты названный в ней «Михаил, Филаретов сын».

21)В чём составитель грамоты обвинял Филарета? Укажите не менее двух обязательств, которые в этой грамоте даются московским людям, чтобы они признали царём Владислава Жигимонтовича.

22)Укажите год, когда был заключён договор, который упоминается в грамоте. Укажите, по какой причине он не был исполнен. Назовите войну, завершившуюся миром, по которому автор этой грамоты отказался от своих претензий на московский трон.

23)В 1883 г. в Женеве оформилась организация «Освобождение труда». Назовите лидера этой организации. Укажите название теории, на которую опирались члены этой организации. Укажите, в чём заключалось противоречие между лидерами этой организации и народниками.

24)В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Сословная политика Екатерины II была направлена исключительно на защиту интересов дворянства». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

25)Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Алексей Михайлович; 2) Павел I; 3) Л.И.Брежнев В сочинении необходимо: — указать не менее двух событий (явлений, процессов),в которых участвовал данный исторический деятель; — назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по истории для 11 класса:

Тренировочные варианты ЕГЭ по истории 11 класс задания с ответами

18.05.2021 История 11 класс варианты ИС2010501-ИС2010504 ответы и задания статград ЕГЭ 2021

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение проблема бессердечного отношения к людям
  • Сочинение про якубовича на тему успешный телеведущий
  • Сочинение про этнографический музей 6 класс
  • Сочинение про эраста из бедной лизы с цитатами
  • Сочинение про юшку платонова
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии