Сочинение про януша корчака

Кадр из фильма корчак, 1990 в издательстве эксмо выходит роман элизабет гиффорд добрый доктор из варшавы о последних днях жизни

Кадр из фильма «Корчак», 1990

В издательстве «Эксмо» выходит роман Элизабет Гиффорд «Добрый доктор из Варшавы» о последних днях жизни знаменитого педагога, филантропа и общественного деятеля Януша Корчака. Одним из первых он выступил за права детей и родителей и высказал идею о том, что ломать характер ребенка бесполезно.

Гиффорд рассказала своим читателям о том, как Корчак оказался в газовой камере. Мы же решили вспомнить, кем был этот человек до гетто и концлагерей.

Добрый доктор из Варшавы-9% Добрый доктор из Варшавы Элизабет Гиффорд Твердый переплет465 ₽511 ₽
В корзину

Воспитатель по призванию

Януш Корчак родился в семье еврейских интеллигентов: его дед Хирш Гольдшмидт был врачом, а отец Юзеф — известным адвокатом, автором монографии о бракоразводных процессах. Свое детство Януш провел в Варшаве, сначала учился в школе им. Августина Шмурло, а затем — в гимназии в районе Прага. Когда мальчику было одиннадцать лет, у его отца появились первые признаки душевной болезни. В попытке помочь Юзефу семья помещала его в дорогостоящие клиники и в конце концов почти разорилась. Подростком Януш вынужден был подрабатывать репетиторством. Тут-то и начал раскрываться его педагогический талант.

В 1898-м Януш поступил на медицинский факультет Варшавского университета, в том же году начал публиковать свои первые литературные опыты и взял псевдоним «Корчак». Во время учебы работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов, а после получения диплома в 1905-м был призван на Русско-японскую войну в качестве военного врача.

После демобилизации Корчак два года жил в Берлине, посещал сиротские приюты во Франции и Великобритании, за свои деньги слушал лекции и проходил практику в детских клиниках. В 1911-м он принял три важнейших для себя решения: оставить профессию врача, никогда не заводить семью и открыть «Дом сирот» для еврейских малышей. Этим приютом он руководил всю свою жизнь. Единственный перерыв случился во время Первой мировой войны, когда Януша Корчака вновь призвали на фронт лечить солдат и офицеров.

Читайте также: Если бы не война, они бы жили обычной жизнью Если бы не война, они бы жили обычной жизнью

Активно выступал за права ребенка

Метод знаменитого учителя сводился к единственной формуле, которая появилась задолго до всех пособий по взаимодействию с детьми: люби того, кого воспитываешь.

«В последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…»

Теоретик педагогики Симон Соловейчик

Однако его подход к некоторым аспектам жизни ребенка до сих пор считается весьма специфическим. Так, Корчак отстаивал право ребенка на раннюю смерть:

«Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребенку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“, — говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево».

Из книги Януша Корчака «Ребенок в семье»

Но прежде чем осуждать знаменитого педагога, стоит вспомнить о том, что жизнь в начале XX века была куда опаснее, и оградить ребенка от всех рисков значило посадить его в «замок из стекла»:

«Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную Затхлостью скуки и безволия…»

Из книги Януша Корчака «Ребенок в семье»

Помимо детских прав, Корчак пропагандировал идею и о правах родителей, предостерегая их от того, что мы сегодня называем выгоранием.

Назло нацистам носил мундир польского офицера

Судьба этого человека могла бы сложиться обычным для любого филантропа образом: он бы всю жизнь помогал детям, а после его смерти пособия и методы, которые он внедрял в собственном приюте, изучали бы в педагогических вузах. Однако Корчак стал не только учителем, но и одной из важнейших фигур польского Сопротивления. Как только немцы вошли в Варшаву, добряк, выступавший в том числе и под псевдонимом «Старый Доктор», облачился в военный мундир, оставшийся со времен Советско-польской войны. Авраам Берман, директор CENTOS так вспоминал этот эпизод:

«Мы были страшно напуганы и спросили его, зачем он носит мундир. „Для меня, — ответил Корчак, — не существует немецкой оккупации. Я горжусь званием польского офицера и буду носить то, что хочу“. Мы пытались объяснить, что дело не в наших личных чувствах, а в том, что его появление в мундире может нанести вред организации, которая выполняет важные общественные задачи, но наши доводы не смогли его убедить».

Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»

Упрямство Корчака объяснялось двумя простыми причинами. Во-первых, ему больно было видеть, что религиозный символ иудеев — Звезда Давида — превратился в знак позора, поэтому не носил его из уважения к изображению. А во-вторых, Корчак причислял себя к обоим народам: польскому и еврейскому, и офицерской формой подчеркивал эту принадлежность.

Читайте также: 5 книг о гонениях на евреев 5 книг о гонениях на евреев

Подбадривал поляков по радио и детей в приюте

Националистические погромы 30-х, прошедшие в Варшаве и других городах Польши и направленные против евреев, сильно подкосили моральное здоровье Корчака. Он начал разочаровываться во всем, во что верил и за что боролся, спасая детей. Положение, как ни странно, спасла немецкая оккупация. Знаменитый учитель увидел, что поляки и евреи объединились против одного врага, и готов был всеми силами поддерживать это единение. Друг Корчака Ян Пиотровский предложил ему место ведущего на новом радио «Варшава II», и тот без промедления согласился. Очень скоро в эфире зазвучал ободряющий голос «Старого Доктора», который призывал слушателей не падать духом:

«Еще вчера я был стариком, а теперь я помолодел на десять лет, если не на двадцать».

Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»

Корчак не терял присутствия духа и в детском доме. Выжившие воспитатели вспоминали страшный момент: как-то одна из бомб, которые постоянно падали на приют, разорвалась рядом со столовой, и взрывной волной выбило все окна и повредило стену. Корчак выбежал, чтобы осмотреть помещение, но тут же рядом разорвалась другая бомба. Дети и воспитатели были уверены, что их директор погиб. Каково же было их удивление, когда тот появился в дверях живой и здоровый.

«Пришлось поторопиться с возвращением, — сказал он с застенчивой улыбкой. — Моя лысина — отличная мишень для немецких самолетов».

Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»

Ушел с детьми в газовую камеру

Януш Корчак не отказался от своих воспитанников даже в самые тяжелые моменты. Из последних сил он, уже немолодой человек, ходил по Варшаве и убеждал, умолял и упрашивал торговцев подарить детям еду и одежду. Просил помощи у всех, у кого мог, и даже после того, как счета всех его спонсоров оказались заморожены, он продолжал бороться. В гетто он тоже пошел с детьми добровольно, тогда никто не мог ручаться, что в жестоко изменившемся мире этот уголок, обнесенный стеной, станет для них самым безопасным местом, однако правда вскрылась уже на КПП, когда у сиротского приюта попытались отобрать повозку с картошкой.

Читайте также: Музыка в плену: как появились оркестры Освенцима Музыка в плену: как появились оркестры Освенцима

У Корчака были сотни возможностей сбежать из еврейского гетто и выжить. Один из его друзей и соратников, Игорь Неверли, вспоминал:

«На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это все пережить?»

Из книги Евгении Гринберг «Рыцарь детского образа»

В августе 1942 года детской дом Корчака депортировали в Треблинку. Его директор, воспитанники и воспитатели, не пожелавшие бежать, погибли в концлагере. В своих воспоминаниях «Старый Доктор» писал:

«Несмотря на кровавую бойню, вопреки разрушительной мощи человека, сила жизни превозмогает все. После этой войны никто не посмеет ударить ребенка за разбитое окно. Взрослые будут проходить мимо детей, опустив головы от стыда».

Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»

***

О том, как прошли последние дни Януша Корчака, рассказала писательница Элизабет Гиффорд в книге «Добрый доктор из Варшавы». Эта история мужества перед лицом самого чудовищного явления в европейской истории возвращает веру в людей и утверждает силу гуманистического выбора там, где выбора, казалось бы, нет.


Вывод Корчака, что воспитание-это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата. У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету.

Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи-любят или не любят. Дети проводили плебисцит. После тайного голосования

ребенок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд. «Здесь все станет ясно, как дважды два, когда сами дети вынесут приговор своему сверстнику: 84 минуса, только пять плюсов и одиннадцать нулей.

Вот и все, чего ты заслуживаешь. Так к тебе относятся товарищи. Они тебя не любят и не хотят. Ты спросишь: «Почему?» Тебе ответят: «Прими к сведению, что тебя не любят, потому что ты плохой человек, у тебя много недостатков.

Хочешь исправиться? Пожалуйста! Мы поможем тебе.

Хочешь — я, а хочешь — твои товарищи». Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был

судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: «Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно.

Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить». Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые.

Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям. Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!.. В книге «Занимательная педагогика» Я. Корчак обратил внимание на некоторые педагогические противоречия. Ну не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу?

Разве в этом нет абсолютной правды? Это непедагогичное отношение к ребенку оказывалось самым педагогичным, поскольку давало ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка. Познание — путь к воспитанию. Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям.

А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности. У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя судьба. Движущей силой воспитания личности является цель жизни.

Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя.

Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя!

Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы. Индивидуальное воспитание подчиняется собственной логике.

Корчак считал, что такой системы, которая распространяется абсолютно на всех, не существует. На систему опирается чаще всего порочное воспитание. Корчак часто повторял слова Ч. Дарвина: «Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание». Эта цитата помогала ему не обращать внимания на обилие критиков-схоластов.

Он не хотел, чтобы воспитание смещалось в сторону утилитаризма, когда от воспитателя требовали познать, чтобы направлять. Этот вариант опеки ведет в тупик. Утилитарное воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц. Тоталитарное воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления.

Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость-типичный результат такого воспитания. В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Один из лучших критиков предвоенной Польши в заметках о творчестве Корчака написал: «Воспитание может сыграть ту же роль, что и революция».

Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.

Истинные ценности аргументы егэ.
Подвиг Януша Корчака

Categories: Новое

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Корчак Я. / Занимательная педагогика / Подвиг Януша Корчака

    Вывод Корчака, что воспитание—это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата.

    У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету. Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи—любят или не любят. Дети проводили плебисцит. После тайного голосования ребенок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд. «Здесь все станет ясно, как дважды два, когда сами дети вынесут приговор своему сверстнику: 84 минуса, только пять плюсов и одиннадцать нулей. Вот и все, чего ты заслуживаешь. Так к тебе относятся товарищи. Они тебя не любят и не хотят. Ты спросишь: «Почему?» Тебе ответят: «Прими к сведению, что тебя не любят, потому что ты плохой человек, у тебя много недостатков. Хочешь исправиться? Пожалуйста! Мы поможем тебе. Хочешь — я, а хочешь — твои товарищи».

    Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: «Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить».

    Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям. Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!..

    В книге «Занимательная педагогика» Я. Корчак обратил внимание на некоторые педагогические противоречия. Ну не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды?

    Это непедагогичное отношение к ребенку оказывалось самым педагогичным, поскольку давало ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка. Познание — путь к воспитанию. Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям. А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности.

    У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя судьба. Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя!

    Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы. Индивидуальное воспитание подчиняется собственной логике. Корчак считал, что такой системы, которая распространяется абсолютно на всех, не существует. На систему опирается чаще всего порочное воспитание. Корчак часто повторял слова Ч.Дарвина: «Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание». Эта цитата помогала ему не обращать внимания на обилие критиков-схоластов. Он не хотел, чтобы воспитание смещалось в сторону утилитаризма, когда от воспитателя требовали познать, чтобы направлять. Этот вариант опеки ведет в тупик. Утилитарное воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц. Тоталитарное воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления. Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость—типичный результат такого воспитания.

    В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Один из лучших критиков предвоенной Польши в заметках о творчестве Корчака написал: «Воспитание может сыграть ту же роль, что и революция».

    Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.

12730 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Корчак Я. / Занимательная педагогика / Подвиг Януша Корчака

В современном мире многим людям знакомо это имя — Януш Корчак. Биография знаменитого польского врача, писателя и педагога поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Его трагичная судьба и человеческий подвиг стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно.

Годы детства и учебы в гимназии

Настоящее имя Корчака — Хирш (на польский манер Хенрик) Гольдшмидт. Родился он в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году.

Несмотря на то что так и не дожил до глубокой старости,

много успел увидеть на своем веку Я. Корчак. Биография кратко не может передать все события его жизни.

Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец — адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода.

Будущий писатель Януш Корчак (биография, фотографии которого, сделанные в детстве, говорят нам о нем как о способном и любознательном мальчике) не отличался особым здоровьем. Однако благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. Преподавание

там велось на русском языке, а затем изучались все основные мертвые и современные европейские языки. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам. В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания и доносительство.

Гораздо позже Януш Корчак (биография для детей будет изложена доступно и станет широко известной) отмечал, что именно испытания в гимназии побудили его к созданию новой гуманистической педагогики.

Первые трудности

Многое пережил Корчак Януш. Автобиография этого великого человека повествует нам о первом испытании в его жизни. Таковым стала тяжелая душевная болезнь отца, которая настигла его, когда Хенрику было всего 11 лет. Все средства семьи уходили на лечение больного, поэтому юный Хенрик вынужден был заняться репетиторством, чтобы поддержать материально своих близких.

Тогда и открылся удивительный педагогический талан юного учителя, Хенрик как никто другой умел находить со своими воспитанниками общий язык, спокойно и внимательно их выслушивать и добиваться лаской большего, чем иные педагоги с помощью розги.

Януш Корчак: биография кратко. Призвание врача, писателя и педагога

В 1898 году по примеру деда, в честь которого был назван, Хенрик поступает на медицинский факультет Варшавского университета. Однако молодой человек живо интересуется не только вопросами медицины, но и проблемами современной педагогики. Еще в 18 лет он публикует свой первый педагогический труд под названием «Гордиев узел». В этой статье автор упрекает современных ему родителей в том, что они занимаются в своей жизни чем угодно, только не воспитанием своих детей. Самое важное дело в своей жизни они перекладывают на плечи нянек и гувернеров, которые часто со своими обязанностями просто не справляются.

Отзывы на эту публикацию в газете были столь положительными, что главный редактор этого издания поручил юному Хенрику вести целую рубрику под аналогичным названием.

Позже Корчак (биография кратко этого человека излагается нами в данной статье) напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.

К практической педагогической деятельности Хенрик приступил в тот же период. В 1903 году он, досконально изучив опыт Песталоцци, стал работать врачом и воспитателем в одной из детских еврейских больниц, вступил в еврейское общество помощи детям-сиротам.

Становление профессионального мастерства и открытие «Дома сирот»

Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его и с медициной, и с педагогикой, не стал искать себе доходного места.

На некоторое время он становится военным врачом (в это время шла тяжелая Русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу, чтобы познакомиться с передовыми идеями в области воспитания и педиатрии.

Он еще малоизвестен, однако пишет и публикуется достаточно активно, используя для этого свой псевдоним — Януш Корчак.

Вернувшись на Родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием «Дом сирот». С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.

Педагогическая деятельность

Активную педагогическую работу Януш Корчак, биография которого дает нам образец настоящей преданности своему делу, совмещает с активным писательским трудом. Постепенно его имя становится широко известным, появляются меценаты, которые поддерживают его начинания материально.

В первые годы своей напряженной работы Корчак и его коллега Стефания Вельчинская работают по 16 часов в сутки, им не так-то просто справиться с большим количеством детей с изломанными судьбами, потерявшими веру в людей.

В основу своего педагогического метода Корчак закладывает нравственное воспитание. В те же годы он издает книгу для педагогов и родителей под названием «Как любить детей?», в этой книге автор рассказывает об основных принципах своей гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятию его личности, склонностей и интересов, удовлетворении его потребностей и развитии его эмоционально-волевой сферы.

Активным сторонником такой гуманистической педагогики в России становится А. С. Макаренко. Известно, что Я. Корчак, биография которого связана с Россией, читал опубликованные работы Макаренко и высоко оценивал его методы работы с детьми.

Период после распада империи

После крушения Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Я. Корчак в это время служит на фронте в качестве военного врача. Однако правительство молодой Польской республики не дает писателю вернуться к своим детям, его вновь призывают, теперь уже в польские войска, где он переживает тяжелый тиф, после которого чудом остается жив.

Когда же кровопролитная советско-польская война затихает, Корчак возвращается к своим сиротам, чтобы больше никогда уже с ними не расставаться.

Он отдает все свои силы педагогической работе. Организовывает школьное самоуправление, издает вместе с детьми газету (причем журналистами становятся сами дети), много пишет и издает свои работы.

Он ведет радиопередачи, выступает с лекциями перед студентами. Наконец, в 1934 году формулирует свои знаменитые 5 заповедей воспитания, которые основывались на необходимости любви к ребенку, наблюдении за его поведением, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности и бесконечном процессе самопознания.

Трагические страницы биографии

Много увидел и пережил Януш Корчак, биография его — тому подтверждение. Но, наверное, самым сильным испытанием в его жизни стала Вторая мировая война. Это была уже четвертая тяжелая война в жизни педагога. Корчак просил допустить его на фронт в качестве врача, однако из-за возраста его оставили в Варшаве.

Немецкие войска наступали стремительно, и город скоро оказался под оккупацией.

Старый врач и педагог делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, однако это было не в его силах. Еды катастрофически не хватало, не было одежды и теплых вещей. Еврейские дети-сироты для немцев представляли собой объект прямого уничтожения, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Корчак пытался всеми силами воспротивиться этому, но его заключили в тюрьму. Выйдя из нее, он отправился к своим детям в гетто, где и ждала его смерть.

Жизненный подвиг

В нечеловеческих условиях жизни в гетто Корчак старался не падать духом и всеми силами поддерживал тех, кто там оказался. Однако участь его детей была предрешена. В 1942 году поступило распоряжение об их отправке в лагерь смерти. Вместе с детьми должны были ехать и все педагоги, в том числе и Корчак.

Доподлинно известно, что гитлеровское правительство в последний момент приостановило отправку Корчака в лагерь, желая сохранить жизнь известному педагогу. Однако сам старый доктор отказался от такого милостивого решения и разделил участь своих детей. Погиб Януш Корчак в 1942 году в немецком специальном лагере Треблинка.

Вывод Корчака, что воспитание—это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата. У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету. Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи — любят или не любят.

Дети проводили плебисцит. После тайного голосования ребенок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд. «Здесь все станет ясно, как дважды два, когда сами дети вынесут приговор своему сверстнику: 84 минуса, только пять плюсов и одиннадцать нулей. Вот и все, чего ты заслуживаешь. Так к тебе относятся товарищи.

Они тебя не любят и не хотят. Ты спросишь: «Почему?» Тебе ответят: «Прими к сведению, что тебя не любят, потому что ты плохой человек, у тебя много недостатков. Хочешь исправиться? Пожалуйста!

Мы поможем тебе. Хочешь — я, а хочешь — твои товарищи». Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: «Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного.

А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить». Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится.

Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям. Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!.. В книге «Занимательная педагогика» Я. Корчак обратил внимание на некоторые педагогические противоречия.

Ну не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды? Это непедагогичное отношение к ребенку оказывалось самым педагогичным, поскольку давало ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка. Познание — путь к воспитанию.

Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям. А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности. У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя судьба.

Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя.

Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя.

Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя! Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы.

Индивидуальное воспитание подчиняется собственной логике. Корчак считал, что такой системы, которая распространяется абсолютно на всех, не существует. На систему опирается чаще всего порочное воспитание. Корчак часто повторял слова Ч. Дарвина: «Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание». Эта цитата помогала ему не обращать внимания на обилие критиков-схоластов.

Он не хотел, чтобы воспитание смещалось в сторону утилитаризма, когда от воспитателя требовали познать, чтобы направлять. Этот вариант опеки ведет в тупик. Утилитарное воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц.

Тоталитарное воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления. Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость—типичный результат такого воспитания. В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Один из лучших критиков предвоенной Польши в заметках о творчестве Корчака написал: «Воспитание может сыграть ту же роль, что и революция». Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.