СОЧИНЕНИЕ 1
Этот
текст для анализа и сочинения представляет собой панегирик профессору
Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный ученик,
автор данного текста, вспоминает своего учителя.
Думаю, что ключевой вопрос, который, безусловно,
ставит автор, можно сформулировать так: проблема соответствия, или когда не
стыдно за прожитую жизнь.
Фигура
Дувакина складывается для читателя из нескольких ярких, запоминающихся черт.
Во-первых, Дувакин — настоящий профессор: массивный, медлительный, рассеянный; удачи
записных остроумцев «он принимал без видимого огорчения — снисходительно и
добродушно — а то и с откровенным удовольствием», — радуется автор текста.
Больше
всего, отмечает автор, профессор Дувакин любил предвоенное присловье Литмузея,
сочиненное про него: «Дувакин вспомнил то, что забыл, и тут же забыл, что
вспомнил».
И
это не случайно.
Виктор
Дмитриевич Дувакин мог перепутать место рождения студента, но любимого
Маяковского и Своих учеников он помнил и никогда не забывал: «память — это
страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора десятка неизвестных статей
Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только убедившись в их подлинности,
принял.
Профессор
Дувакин бесконечно предан любимому Маяковскому и бесконечно предан своим
ученикам: «память — это страсть». Эта его «бесконечность» (иначе говоря –
способность оставаться человеком) стала очевидна в феврале 1966, когда
вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве свидетеля профессор
Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так, как сказал бы у себя
дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше подходили другие слова»,
— замечает автор. Профессору хватило духа быть верным себе, он смог не
испугаться, не предать.
Жизнь
и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем удивительного
человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и бесконечно,
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.
Кульминацией
рассказа о профессоре Дувакине становится эпизод о заседании кафедры, когда Дувакина
осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. Наиболее
полно авторское отношение к нему выражено в словах Зины Новлянской (всё
заседание кафедры студенты томились под дверью): «Для нас вы
соответствуете».
На
окончание университета профессор Дувакин каждому Своему студенту подарил по
книге Маяковского с указанием страницы и строчки; автору текста досталось
«Смотрите на жизнь без оков и шор».
«И
я стараюсь. Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу», — так
самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.
Мне,
к счастью, тоже повезло встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. И
хотя у меня нет напутственной строчки от них, я часто спрашиваю себя, как бы
поступил в той или иной ситуации человек, ставший для меня ориентиром.
403 слова
СОЧИНЕНИЕ 2
Текст Владимира Радзишевского – панегирик
профессору Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный
ученик, автор данного текста, вспоминает своего учителя. Можно сказать, что в
тексте Радзишевского поднимается проблема верности себе, своим принципам, автор ставит вопрос о
том, когда не стыдно за прожитую жизнь.
Комментируя текст, следует привести первый
пример-иллюстрацию, важную для понимания проблемы. Автор восхищается преданностью
любимого профессора своему делу.
Виктор Дмитриевич Дувакин мог перепутать
место рождения студента, но любимого Маяковского он помнил и никогда не
забывал: «память — это страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора
десятка неизвестных статей Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только
убедившись в их подлинности, принял. Виктор Дмитриевич всю жизнь занимался
Маяковским – «разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал...»
Продолжая комментировать текст, нельзя не
привести в качестве второго примера-иллюстрации, важной для понимания
проблемы, эпизод, когда Профессор Дувакин не предал своего ученика.
Эта его способность оставаться человеком стала очевидна в феврале
1966, когда вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве
свидетеля профессор Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так,
как сказал бы у себя дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше
подходили другие слова», — замечает автор. Профессору хватило духа быть верным
себе, он смог не испугаться, не предать.
Эти примеры преданности делу и
верности ученикам с разных сторон показывают мужество и человечность
профессора. Жизнь и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем
удивительного человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.
Наиболее полно авторское отношение к
проблеме верности своим убеждениям и принципам выражено в словах Зины Новлянской.
Когда Дувакина осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой
должности, всё заседание кафедры студенты томились под дверью. И вот когда
Виктор Дмитриевич вышел, она упрямо замотался головой: «Для
нас вы соответствуете».
На окончание университета профессор
Дувакин каждому своему студенту подарил по книге Маяковского с указанием
страницы и строчки; автору текста досталось «Смотрите на жизнь без оков
и шор».
«И я стараюсь.
Правда, когда снимаю очки, почти ничего не
вижу», — так самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.
Многим людям в жизни нужен нравственный
камертон. На рубеже 19-20 веков таким нравственным ориентиром был Лев Толстой.
В 80-90 годы 20 века – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, два
десятилетия ранее – академик Сахаров. Мне, к счастью, тоже повезло
встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. Я был на лекциях Бибихина,
слушал и продолжаю читать Ольгу Седакову, был знаком со многими
другими прекрасными людьми. Это такая порода людей – с ними воздух чище
и дышится легко и свободно. И хотя у меня нет напутственной строчки от них,
я часто спрашиваю себя, как бы поступил в той или иной ситуации человек,
ставший для меня ориентиром.
450 слов
ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ
(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на
филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним
дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым—престарым.(3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды
видел Маяковского…
(4)Массивный, медлительный, по—профессорски
рассеянный, Виктор Дмитриевич
никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их удачи
он принимал без видимого огорчения – снисходительно
и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится – Дувакина всё нет!..» – пели,
изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.
(7)«Виктор Ду—, Виктор
Дувакин, где я вас найду?» – импровизировали в
самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского.
(8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше
всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: «Дувакин
вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».
(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и
тем же загадочным вопросом:
– Вы,
кажется, родом из Козлова?
– (10)Нет,
– отвечаю для краткости, – я из—под Винницы.
(11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как
подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом
заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в
Виннице». (13)Память –
это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не
строку своего поэта.
(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать что—нибудь из Державина,
выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря
Северянина, погудеть Пастернаком… (15)Но Маяковского читал постоянно, с
аппетитом –
как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно
и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им
занимался –
разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал…
(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора
десятка неизвестных
статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами.(19)На
полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя студенческая
находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор Дмитриевич
вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую с
рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали терзать
меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже рассказывал
об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же!(22)Дувакин
знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается нановые
тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, а
проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу общую
публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу…»
(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для
многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего
студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И
он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой
аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё
классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах
превратился в прекрасного белого лебедя… (31)Судья вынужден был остановить
свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова,
которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах: подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники
Смердякова… (33)Если бы Дувакин ими
воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил
бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А
так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие
занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда
вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы
соответствуете».
(37)…На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам
подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал
его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось:
«Послушайте!
(39)Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому—нибудь нужно?»
(40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по—своему лошадь». ( 41)А мне: « Ищите свой корень и свой глагол,
во тьму филологии
влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».
(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти
ничего не вижу.
(По
В.В. Радзишевскому*)
* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) – литературовед, литературный критик,
журналист.
Многомудрый Литрекон с удовольствием поработал и написал итоговое сочинение на тему: Что может исказить жизненный путь? Аргументы, тезисы, заключения, вступления — все это представлено в изобилии. Приятного просвещения!!
Вариант 1
(399 слов) Каждый человек планирует свой жизненный путь, но далеко не все планы реализуются в делах. Почему так? А потому что на его дороге встречаются препятствия, и от того, сможет ли он их преодолеть, зависит его дальнейшая судьба. И таких испытаний великое множество. Их подробное описание мы встречаем в классической литературе.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой в юности был амбициозным и талантливым человеком, но в зрелости обрюзг, деградировал и превратился в алчного Ионыча, которого никто не уважал и не любил. Почему так произошло? Очевидно, что жизненный путь Дмитрия был искажен, а чем? В его случае основополагающую роль сыграло влияние среды. Оно сбило с толку молодого врача, когда он приехал в захолустье и оказался в окружении обывателей. Сначала Дмитрий находил силы противиться их воздействию, избегал тех, чей образ жизни ему не нравился. Однако со временем одиночество, усталость от рутины и неуверенность в себе вынудили Дмитрия подражать всем остальным и искать покой в мещанском прозябании и охоте за материальными благами. Отказ Катерины, разочарование в Туркиных, неумение держаться своего курса — все это изменило направление Дмитрия. Герой, мечтающий помогать людям и делать мир лучше силой своего знания, стал тем, кого не смог бы уважать в юности. Его путь исказило испытание чужим влиянием, которое он провалил.
Но бывает и так, что препятствие на путь человека настолько трудное, что его едва ли можно достойно преодолеть. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание». Оля была обычной гимназисткой из обеспеченной семьи, но в подростковом возрасте ее развитие слишком сильно ускорилось, и учительницы были удивлены расцветом женственности в этом ребенке. Впоследствии их потрясла трагедия: Олю застрелил на вокзале офицер, который утверждал, что девушка сама спровоцировала расправу, обманув его. Оказалось, что героиня вела двойную жизнь: соблазняла молодых людей, обещала им совместное будущее, а потом лишь смеялась над ними. Почему совсем еще девочка стала вести себя так аморально? Причина была ужасна: ее изнасиловал друг отца, который воспользовался отсутствием родителей Оли и склонил ее к половому акту. После этого психика героини была травмирована, она ненавидела своего соблазнителя, и свое чувство она направила на всех остальных мужчин. Ее жизненный путь исказило испытание, которое не по силам превозмочь ребенку.
Таким образом, жизненный путь человека норовят исказить разнообразные препятствия, которых на нашем веку встречается немало. Каждый из нас должен приложить все силы, чтобы решить проблемы и выйти из тупика с честью и достоинством. Для этого очень важно помнить, кто ты и куда ты идешь. Целеустремленность позволит обойти или преодолеть преграды.
Вариант 2
(411 слов) К сожалению, далеко не все судьбы людей складываются так, как они хотели бы. Очень часто на дороге жизни мы спотыкаемся, уходим в сторону, а порой и падаем так больно, что подняться вновь становится крайне сложно. Но нельзя не признать тот факт, что наш путь искажают наши же ошибки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно описал те заблуждения, которые позволяют человеку испортить себе жизнь. Иллюзии Родиона оправдали убийство старухи-процентщицы, и молодой человек с большими перспективами и талантами стал преступником. А ведь Раскольников получил все возможности для успешной самореализации. Его обеспечивали сестра и мать, он уже поступил в высшее учебное заведение и мог продолжить обучение, если бы, как Разумихин, работал и копил. В отличие от Сони Мармеладовой, он не должен был содержать семью и жертвовать собой. У него были способности, которые можно было бы применить на пользу обществу. Но Родиона сломала бедность, ведь он был слаб и тщеславен. Большое самомнение стало его главной ошибкой. В отличие от того же Дмитрия, он хотел всего и сразу, но трудиться ради этого честно готовности у него не было. Это и есть источник теории о вседозволенности. Это и есть ошибка, которая исказила жизненный путь героя.
Но чаще всего нас уводит в сторону от цели другая ошибка — потворство своей лени. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» подтвердил это. Илья Ильич имел все возможности, чтобы реализовать себя и прийти к успеху. У него были дворянское происхождение, солидное наследство, ему дали высшее образование и капитал. Казалось бы, чего еще нужно для полного счастья и быстрого старта? Но все эти перспективы и дары судьбы Илья Ильич рассеял по ветру, потому что ему было лень что-либо делать. Обломов настолько деградировал, что не мог заполнить заявление при случае, хотя учился делопроизводству. Даже любовь к Ольге не мотивировала его привести в порядок финансы и начать уже работать, чтобы обеспечивать семью. И в союзе с Агафьей Илье было хорошо потому, что она взяла все хлопоты на себя, а мужу осталось лишь лежать и получать удовольствие от сытости и комфорта. Не такой судьбы хотел жизнерадостный и активный Илюша в детстве, но его путь искажен бесконечным потворством лени. Нельзя ничего добиться, если человек не готов и пальцем о палец ударить ради достижения цели.
Таким образом, наш путь искажают ошибки. Люди идут на поводу у своих заблуждений и оказываются у них в плену. А реальная жизнь проходит мимо. Блуждая по дорогам самообмана и порочных наклонностей, мы приходим не к тем результатам, которые так хотели получить.
Стиль жизни — приспособленчество
С детства отец объяснял Алёше, чему нужно научиться, чтобы чего-то добиться в жизни. Главным качеством, учил родитель, должна стать готовность угождать тем, кто в обществе стоит хотя бы на ступеньку выше. Тогда и жить будет веселее, и наград станет побольше.
Удобный и бесконфликтный подчинённый
Смышлёный парнишка подрастал и старался соответствовать этому правилу, совершенствовал навыки чинопочитания. Молчалин очень настойчиво и целеустремлённо продвигался к реализации задуманного. Ради успешного продвижения по службе он с лакейской готовностью бросался поднять оброненный носовичок, покорно выслушивал любые, даже не самые справедливые замечания начальства. Почему не оправдывался и не возмущался?
Он придерживался того правила, что в его возрасте ещё непозволительно иметь собственные суждения. Кто повыше чином да побогаче, тот и прав. Так можно кратко охарактеризовать позицию Молчалина. Алексей Степанович подобно хамелеону приспосабливался к мнению руководства.
Вот так и получилось, что благодаря услужливости, почти раболепию по отношению к начальству приехавший из провинции молодой чиновник вскоре стал асессором. Его не единожды награждали. Покорность и угодничество героя за какие-то несколько лет поощрили трижды.
Циничное отношение к женщине
Начавшийся карьерный рост юный приспособленец решил подстраховать. Помочь в этом должна была Софья — дочь его непосредственного начальника. Она по своей неопытности не разглядела истинного лица воздыхателя. Барышня практически сочинила себе образ жениха:
- благородный и внимательный;
- готовый в угоду чужим интересам забыть о себе;
- образованный.
Она и предположить не могла, что у этого человека сердце холодное, как ледяной осколок или камень, а его скромность лишь маска.
На самом деле молодой человек руководствовался вовсе не чувствами, а холодным расчётом. Он видел в Софье лишь средство для решения поставленной задачи и хотел породниться с Фамусовыми, чтобы гарантировать себе продвижение по службе. К тому же женитьба на Софье помогла бы повысить собственный статус и получить возможность стать своим в столичном светском обществе.
Кстати, горничная довольно быстро поняла, что молодой барин не такой уж скромник, ведь с прислугой не стоит притворяться, можно и истинное лицо показать.
Маски сняты
В начале пьесы драматург показывает молодого чиновника как человека робкого и скромного. Но в разговоре с Чацким Молчалин предстаёт совершенно другим. Алексей Степанович решил поучить жизни своего ровесника и раскрылся окончательно. И это уже далеко не тот приятный мужчина, который понравился Софье до такой степени, что она предпочла его, а не Чацкого. Теперь перед читателем во всей красе появляется секретарь не очень важного чиновника:
- Молчалин, искренне сочувствуя ровеснику, у которого не сложилась карьера, старается доходчиво объяснить, что угождать и подстраиваться под мнение руководства совершенно нормально. Тогда и чины, и награды будут.
- Ещё один совет: пока не достиг высот в карьере, недопустимо иметь собственный взгляд на что бы то ни было.
- Молодой карьерист преподносит собственное кредо, как важное правило: умеренность во всём и аккуратность.
- Молчалин уверен, что нужно развивать в себе неоценимые качества: готовность угодить любому, кто может посодействовать по службе или одарить, и способность мириться с зависимостью от воли и благорасположения вышестоящих и богатых людей.
Так выглядят рассуждения беспринципного приспособленца в кратком изложении. У Чацкого такие откровения вызывают брезгливость и отвращение. Будучи честным человеком передовых взглядов, дворянин не может воспринимать всерьёз излияния собеседника. Человека, произносящего подобное, он считает ничтожным и недостойным внимания.
Однако на деле оказывается, что это бесхребетное существо, преуспевающее в подхалимаже, для общества господ Фамусовых гораздо приятнее и ближе. Молчалин руководствуется правилами, которые устраивают всех в этом тихом болоте. Весьма кстати оказалась способность подличать и лгать. Приспосабливаясь, угождая и льстя всем, кто знатнее и богаче, Алексей Степанович отвоёвывает себе место в обществе, а Чацкий вынужден покинуть Москву, уехать практически в изгнание.
Подобного человека сложно назвать безобидным ничтожеством, но стоит признать, что молчалиных немало в реальной жизни. Они живучи и довольно успешны. Поскольку их не особо волнуют вопросы чести и нравственности, то и для личного счастья будет вполне достаточно сделать карьеру (цена значения не имеет) и сколотить состояние.
Из века в век перекочёвывают молчалины, которые, постарев, становятся фамусовыми. Рядом с ними во все времена чацким жить невозможно — это совершенно противоположные принципы и убеждения.
Отношение к образу молодого асессора меняется в процессе вдумчивого анализа грибоедовского сочинения. Жалок или страшен Молчалин, трудно сказать однозначно. Ответ можно сформулировать так:
- этот персонаж действительно вызывает брезгливость и какую-то жалость;
- в то же время укрепление класса молчалиных — опасное и даже страшное явление для здоровья всего общества, оно ведёт к нивелированию таких понятий, как совесть, честь и достоинство.
Комедия «Горе от ума» впервые в русской литературе показала тему формирования и слияния двух поколений чиновничьего сословия: молчалиных и фамусовых. Грибоедов беспощадно и резко показал их сущность. Но прошло много лет и оказалось, что подобные персонажи весьма жизнеспособны. Теперь уже современные правдолюбы-чацкие страдают, а приспособленцы вроде Молчалина занимают тёплые местечки и получают удовольствие от собственной власти.
Сочинение на тему: «Смешон или страшен Молчалин» — рассуждение о качествах героя
Поделиться
Сочинение — В труде — красота человека. Русский язык
Человек на протяжении всей своей жизни занимается трудом. Так делали наши предки много лет назад. Благодаря труду наши далекие родственники смогли выжить, научились добывать пищу, строить различные постройки. Работающий человек приносит пользу не только себе и семье, но также и обществу.
Но в нынешнее время про трудолюбие стали все больше забывать. Современные технологии шагнули далеко вперед. Теперь вместо людей трудятся роботы. Но ни один из них не сможет заменить настоящего человека, ведь машины не обладают упорством и мастерством людей.
Труд по-настоящему красит человека, такие люди высоко ценятся в обществе. Их уважают друзья и родственники. Трудолюбивый человек может найти себе работу в любой отрасли. А там за него будут держаться и брать с него пример.
Труд помог построить множество построек. Больницы, театры, магазины, жилые дома – все это дело рук трудолюбивых людей. Такие люди никогда не будут жить в нищете, ведь они привыкли доводить начатое дело до конца. А сколько знаменитостей и великих людей добились потрясающих результатов благодаря трудолюбию. А если бы они не обладали таким качеством, то мир бы не смог увидеть великих пьес, стихов, музыки.
Только по такому качеству, как трудолюбие, можно понять сущность человека. С самого своего рождения человек начинает трудиться. Будь то попытка сделать первый шаг или сказать свое первое слово. Все это требует огромной работы и усилий. Только потом можно добиться успешного результата. В каждом человеке с детства заложено трудолюбие. Только потом кто-то забывает об этом качестве, тогда он начинает лениться. Но лень никогда не должна выходить на передний план, с этим нужно бороться.
Мы всегда стараемся равняться на людей, которые добились высокого мастерства и звания, материального благополучия. Такие люди у всех вызывают уважение. Но немногие задумываются, а как они смогли всего этого добиться. Ответ один, благодаря трудолюбию и силе воли. Труд воспитывает в человеке такие качества, как ответственность, самостоятельность, готовность прийти на помощь близкому человеку. Ленивый человек не обладает такими качествами. Более того, жизнь его не будет такой веселой и благоустроенной, как у трудолюбивого человека.
Недаром на тему трудолюбия существует множество пословиц, поговорок, частушек. Труд воспевали в былинах, легендах и произведениях художественной литературы. Поэтому человек не умеющий работать, выглядит жалко и вызывает осуждение. Трудолюбивый же, напротив, прекрасен и вызывает уважение.
Вариант 2
Вся наша жизнь — это ежедневный труд. Именно благодаря труду когда-то человек эволюционировал от обезьяны к современному виду. Только благодаря труду некогда человек смог выжить. Только благодаря труду человек смог найти себе пропитание, сшить первую одежду и построить свой первый дом.
Поэтому трудолюбие — это главное качество, которое ценит современное общество в человеке. Хотя иногда и кажется, что трудолюбие — это забытое качество, которым пренебрегают в мире цифровых технологий. Человека постепенно вытесняют роботизированные механизмы, ускоряющие процессы производства. Однако машина не способна мыслить в неожиданных для нее условиях, которые так или иначе происходят. Человек может. Благодаря своему упорству и усердию в том, что он делает.
Благодаря труду можно добиться высоких личностных результатов. И это не обязательно должно быть непреодолимое физическое испытание или тяжелая работа. Духовное развитие требует таких же усилий от человека, ведь только упорно занимаясь можно достичь высоких результатов в науке и искусстве.
Именно в работе раскрывается настоящий человек: его характер, привычки, жизненные принципы. Ведь если человек отлынивает от работы или не работает вовсе, он не сможет заработать денег, а значит, прокормить свою семью.
Многие писатели, режиссеры, спортсмены и ученые преодолели огромный путь к успеху. Бессонные ночи в поисках вдохновения, изнурительные тренировки и травмы, неудачные опыты — ничего не дается легко. Особенно не дается легко то, что впоследствии люди назовут легендарным.
Благодаря труду были созданы больницы, театры, школы, кинотеатры и так далее. Трудолюбие и преданность своей работе помогло архитектору составить план здания, а после реализовать этот план.
Трудолюбие украшает человека, ведь такой человек — априори интересная личность. С ним приятно создавать совместные проекты и просто поддерживать общение. Такие люди по-настоящему красивы, ведь стараются привнести частичку себя в окружающих их мир. И делают это с помощью труда и упорства.
Нам с ранних лет говорят, что человеку не положено лениться. Ведь даже сам источник жизни заключается в движении, то есть в труде. Будучи еще совсем маленьким, ребенок делает первые шаги. Шаги, которые даются ему с трудом. Однако он продолжает шагать, вырастая успешным человеком, который и по жизни шагает смело.
Мы равняемся на успешных людей. Мы хотим быть как они, хотя иногда даже не подозреваем, какой огромный и тернистый прошел этот человек. Как много бессонных ночей он провел, отдаваясь своему делу. Как много неудач потерпел, однако продолжил бороться и работать.
5 класс
Все сочинения
В декабре выпускникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является условием допуска к ГИА для учеников 11-х классов. Времени остается не так уж много, поэтому давайте повторим основные правила написания итогового сочинения вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО Александрой Кудряшовой.
Требования к итоговому сочинению
Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется.
В работе необходимо показать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом.
В итоговом сочинении необходимо:
- раскрыть тему сочинения;
- аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал;
- комментировать приведенные примеры из произведений;
- выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.
Выбор темы сочинения
Это важный этап в начале работы над итоговым сочинением. Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассматривайте возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: „Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь“?». Очевидно, что для ее раскрытия нужно понимать цитату в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.
Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.
Возможна и формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.
Критерии оценки сочинения
Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, если вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».
Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко сформулирован тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.
Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис.
Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода.
Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения» — оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением.
Четвертый критерий — «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики.
Пятый критерий — «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
В заключение сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:
- Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
- Не забывать про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.
- Не бояться размышлять и выражать свое мнение.
- Следовать за формулировкой темы.
- Комментировать поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
- Соблюдать правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
- Уметь грамотно выражать свои мысли.
- И важно помнить, что цитирование в сочинении необязательно: нужно передать идейное содержание произведения.
Источник: МЕЛ