Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено
(696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.
Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.
Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.
В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.
При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.
Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.
Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.
Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.
Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.
Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.
В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.
Д.И.
Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Анализ
произведения
I.
Годы жизни Д.И. Фонвизина: 1745 – 1792.
II.
История создания комедии «Недоросль»:
1. Время
написания. Пьеса
написана во 2-й половине XVIII в., во время царствования Екатерины II.
2. Первая
постановка пьесы состоялась в 1782
г. и имела огромный успех: «публика
аплодировала пьесе метанием кошельков».
III.
Жанр произведения (определение) – социально-политическая
комедия.
·
Комедия
– это драматическое произведение, в котором смех направлен против недостатков
общества, быта, людей.
·
Социально-политическая комедия.
Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор: критиковал
правление Екатерины II;
изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть
дворянами, самозваных учителей.
IV.
О чем произведение?
Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше
пристроить в жизни своего недоросля Митрофанушку — выгодно его женить. В доме
Простаковых на правах бедной родственницы живет Софья и терпит от хозяйки
грубость. Простакова намерена выдать ее замуж за своего брата Тараса Скотинина.
Но когда она узнает, что Софья — богатая наследница, планы ее меняются: теперь
она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть
жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать
ее с Митрофаном. Но в финале пьесы все ее планы проваливаются, любящие сердца Софьи
и Милона соединяются, а имение Простаковой берет под опеку государство.
·
Примечание: финал комедии
неоднозначен, т. к. в действительности такого закона не было (получалось, что
Фонвизин таким образом критиковал правление Екатерины II).
V.
Смысл названия пьесы.
1. В
XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не
достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на
службу.
По закону,
установленному ещё при Петре I, каждый семилетний мальчик-дворянин должен был
начать учиться. Через 5 лет ему необходимо было продемонстрировать умения
читать и писать — так он готовился к службе Отечеству. Насмешливый смысл слово
«недоросль» приобрело после фонвизинской комедии, ведь Митрофану идёт 16-й год,
он уже должен был овладеть не только грамотой, но и знаниями иностранного
языка, географии, закона Божьего. Но ни у Митрофана, ни у его матери, которая
во всём потакает сыну, нет желания выполнять государственный закон. «Не хочу
учиться, а хочу жениться» — это не только смешно, но и по-настоящему грустно.
2.
Митрофан – НЕДОРОСЛЬ:
1)
В умственном отношении 2) В моральном
отношении 3) В гражданском смысле
Не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного | Не умеет | Не дорос до |
VI.
Система образов.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ГЕРОИ
1. Простакова
1)
Значение имени. От «простой, простак». В XVIII в.
слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
2)
Характеристика.
► Деспотична, беспринципна. При столкновении
с более сильным начинает угодничать и заискивать.
► Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.
► Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.
► Смысл своей жизни видит в
сыне, слепо любит его.
2. Простаков
1)
Значение имени. От «простой, простак». В XVIII в.
слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
2)
Характеристика. Общие отрицательные черты: ограниченность
грубость, рабская психология, стремление к наживе.
3. Скотинин
1)
Значение имени. Образовано от «скотина»,
«скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным
(свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека.
2) Характеристика.
► Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве
дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним
ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).
► Самовлюблённый («Скажу, не похвалясь, каков я, право,
таких мало»).
►Умственно неразвитый.
► Главная страсть — любовь
к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)
4. Митрофан
1)
Значение имени. В переводе с греческого —
«являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что
самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал
таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания.
2)
Характеристика.
► Избалованный, капризный, эгоистичный.
► Не способен любить: заискивает перед матерью, пока
чувствует её силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает её.
► Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется
больным.
► Ленивый, любит поесть, ленивый (испытывает отвращение
к любому труду — всё время проводит на голубятне).
► В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует
покровительство матери.
► Труслив (прячется за
спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ГЕРОИ
1. Софья
1)
Значение имени. В переводе с греческого
означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения).
2)
Характеристика.
► Скромная, благоразумная, добродетельная: является
воплощением «добродетели в руках порока».
► Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши
наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым
я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам
повиноваться»).
► Уважает старших.
2. Стародум
1)
Значение имени. Означает
«думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат
предшествующей, Петровской, эпохе.
2)
Характеристика.
► Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От
роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала
«нет»».
► Косность, бесчеловечность вызывают в нём негодование и презрение
(«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда
не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук
порока»).
► Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько
лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой
выслуги, не грабя отечества»).
► Людей оценивает по
пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе.
3. Правдин
1)
Значение имени. Образовано от «правда»,
именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит.
Внимание
на фамилии героя акцентируется, что придаёт ей особую значимость: «Скотинин. А
как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы
дослышали».
2) Характеристика.
► Служит чиновником в наместничестве — учреждении,
созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для
наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
► Главной своей задачей
не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает
пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную
власть, употребляют её во зло бесчеловечно»
4. Милон
1)
Значение имени. Милон – славянское имя, обозначающее
«милый, любимый», что полностью соответствует добросердечному характеру
персонажа.
2)
Характеристика.
► Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный.
► Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.
► Одинаково ценит
бесстрашие и честность военной и государственной службы: «И какая
разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою
наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который
говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся
ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах
герой».
ВОСПИТАТЕЛИ
1. Еремеевна – «мама», т. е. кормилица Митрофана.
► Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.
► За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по
пяти пощёчин на день».
► Рабская натура, не имеет
чувства собственного достоинства
2.Пафнутьич Цыфиркин – учитель математики, бывший солдат.
► Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берётся не за
своё дело.
► Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик
ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу
деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».
Это вызывает уважение у
положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания
3. Сидорыч Кутейкин – учитель русского и церковнославянского языков.
► Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения,
убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де
семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред
свиниями, да не попрут его ногами».
► Хитёр, жаден, за что в
финале наказывается.
4. Вральман – учитель истории, немец.
► Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место,
подался в учителя.
► То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома,
говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных
учителей
VII.
Тема произведения.
1.
Воспитание «нового» дворянства.
Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания
образованию. Воспитанное таким образом новое поколение не сможет взять на себя
заботу ни о семье, ни о государстве.
2.
Тема семьи. Семья
– это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Взаимное
уважение между всеми членами семьи – залог почитания детьми родителей, которые
должны быть достойны этого почтения.
3.
Тема свободы выбора.
Отношения Стародума и Софьи. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая
своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мировоззрение, те самым
воспитывая в ней идеал дворянского будущего.
VIII.
Основные проблемы комедии.
1. Воспитания.
Неправильное воспитание ведет к деградации личности.
2. Образования
(невежества). Глупость лишает героев духовности: их
не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий. Фонвизин видел
истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные
люди, а не недоучившиеся дьячки.
3.
Крепостного права. У дворян, которые живут
за счет крестьян, нет желания получать образование, необходимое дворянству,
чтобы служить Отечеству и приносить пользу государству.
4. Проблема
алчности. Жажда материального благополучия
перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не
важно, будет ли их ребенок счастлив: для них счастье – синоним богатства.
IX.
Идея произведения.
Осуждение безнравственности, жестокости,
глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма: человек
– высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться
и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый.
Д.И. Фонвизин был личностью эпохи
Просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он
исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только
образование и воспитание могут сделать его нравственным, добродетельным и умным
гражданином, который принесет пользу Отечеству.
В конце комедии автор говорит о торжестве
«возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына,
воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата
за неправильное воспитание и невежество.
X.
Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.
1. . Указать на
основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый
властью на самом высоком уровне.
2. Обличить пороки дворянства:
считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако
понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3. Выяснить причины, уродующие личность.
4. Осмеять невежество
(дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли
тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право
оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).
5. Обострить основной конфликт времени — конфликт
между невежеством и просвещением.
6. Вынести на обсуждение
тему воспитания.
7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.
XI.
Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
·
Уважению к ближним.
Закономерным результатом
грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
XII.
Черты классицизма в комедии.
1. Правило
трех единств:
1) единство места – поместье Простаковых;
2) единство времени – в
течение одних суток;
3) единство действия – борьба
трех претендентов за право стать мужем Софьи.
2. Разделение всех героев на положительных (Стародум,
Правдин, Милон, Софья) и отрицательных (Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).
3. Говорящие
фамилии персонажей.
4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами
классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком,
так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и
нравственного долга.
5. Принцип
высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского
долга.
6. Характерное
для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к
которой принадлежит автор.
7. Сюжет
строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и
недостойного претендентов на руку героини.
8. Главный
итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.
XIII.
Черты реализма в комедии.
1. Автор стремится к более правдивому
изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей
— основное отступление от традиций классицизма.
2. Тщательно прописаны характеры не только
главных, но и второстепенных персонажей.
3. Есть персонажи, которых нельзя четко
отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это
Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и
такие картины, которые раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допускалось.
5. Автор не скрывает своего отношения к
персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно
обличает.
6. Героями комедий классицизма были люди
низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина
разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия
стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).
Автор Алёна Базан На чтение 15 мин Просмотров 3.2к.
Обновлено
Представляем вашему вниманию краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» по действиям и явлениям. Это бессмертное произведение, в котором автору удалось в комедийной форме отобразить причины всех бед России – крепостное право, традиционное дворянское воспитание и невежество.
Главные герои
Митрофан Терентьевич Простаков – главный герой, недоросль. Избалованный, глупый и неблагодарный юноша 16 лет.
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Необразованная хитрая дворянка, которая пойдёт на всё ради личной выгоды. Очень любит своего сына.
Терентий Простаков – отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Необразованный дворянин, который ничего из себя не представляет, во всём подчиняется своей жене.
Еремеевна – кормилица Митрофанушки.
Софья – сирота, племянница Стародуба, воспитываемая в доме Простаковых. Честная, милая, образованная и добрая девушка, которую вначале не ценят, а потом мечтают выдать замуж за Митрофанушку.
Стародум – дядя и опекун Софьи. Мудрый и практичный человек, разбогатевший, благодаря своему трудолюбию. Идеи, высказываемые им в комедии, выражают взгляды авторы.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Честный, добрый, образованный и хорошо воспитанный юноша. Ценит людей по поступкам, а не словам.
Тарас Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Грозный, жестокий, необразованный человек. Любит свиней, хочет жениться на Софье.
Адам Адамович Вральман – учитель французского языка и других наук у Митрофанушки. На самом деле бывший кучер Стародума. Нехороший, хитрый, корыстный человек.
Сидорыч Кутейкин – в прошлом семинарист, учит Митрофанушку грамоте. По профессии дьячок, церковнослужитель. Малообразованный человек, бросил учёбу в семинарии на первом курсе.
Пафнутьевич Цыфиркин – сержант в отставке, учит Митрофанушку арифметике. Добрый, честный, простой человек. Не берёт деньги за свои уроки, понимая, что они не принесли успехов.
Краткое содержание
Действие первое
Явление 1
Недовольная госпожаПростакова приказывает привести портного Тришку. Ей не нравится, как он сшил кафтан для Митрофанушки.
Явление 2
Госпожа Простакова ругает портного Тришку за то, что он пошил узкий кафтан Митрофанушке. Тришка оправдывается, что он самоучка и надо было поручить шить кафтан настоящему портному.
Явление 3
Приходит муж госпожи Простаковой. Он боится гнева своей супруги, поэтому неуверенно говорит, что кафтан сидит на сыне мешкавато. Госпожа Простакова возмущена тем, что он не видит изъянов и приказывает ему наказать Тришку.
Явление 4
Вошедший в комнату Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, говорит, что кафтан сшит «изряднехонько». Госпожа Простакова прогоняет Тришку и велит кормилице Митрофана дать ему завтрак. Выясняется, что любимый сын госпожи Простаковой плохо спал ночью, ему снилось, как его матушка била батюшку. И ему стало очень жаль матушку, которая устала во время этого процесса. Скотинин отмечает, что по всей видимости, Митрофан – маменькин сынок, а не папенькин. Госпожа Простакова предлагает послать за доктором, но Митрофан отказывается и убегает на голубятню.
Явление 5
Скотинин интересуется, где его невеста. Он спрашивает, не пора ли Софье сказать о том, что ее выдают замуж. Но госпожа Простакова считает, что ещё рано.
Господин Простаков вспоминает о том, как они взяли Софью в свой дом. Она была ещё младенцем, как не стало ее отца, а через полгода случился удар с ее мамой. После этого дядя Софьи Стародуб уехал в Сибирь и пропал, поэтому его стали считать тоже умершим. Софья осталась круглой сиротой и Простаковы, будучи родственниками, забрали девочку к себе и стали приглядывать за ее имением.
Далее Скотинин хвалится своим умением собирать оброк с крестьян. Его сестра просит их научить этому и интересуется, чем ему так сильно понравилась Софья. Оказывается, Тарасу понравилась вовсе не девушка, а то, что он любил больше всего в жизни – свиньи, которые водились в ее деревнях.
Явление 6
Входит Софья с письмом в руке и радостно улыбается. Ее дядя Стародуб, которого считали погибшим, приехал в Москву. Госпожа Простакова отказывается в это верить, она говорит, что Софья все выдумала. Софья предлагает ей самой прочесть письмо, но выясняется, что Простакова, ее муж и ее брат не умеют читать.
Явление 7
Появляется Правдин. Госпожа Простакова знакомит его со своим братом, а затем просит прочитать письмо. Из письма становится известно, что Стародум жил в Сибири и несколько лет не мог выйти на связь. За это время он упорным трудом нажил себе приличное состояние и хочет сделать Софью наследницей. Госпожа Простакова тут же бросается обнимать и поздравлять Софью, говоря о том, что лучшей невесты для Митрофана она найти не сможет. Затем она уводит девушку к себе в спальню, для того чтобы поговорить. Скотинин понимает, что никакого сговора в этот день не будет.
Явление 8
Слуга докладывает о том, что в их деревне остановились солдаты. Простаков с досадой говорит о том, что солдаты их разорят. Правдин пытает уверить его в обратном, а затем уводит познакомить с офицером, который ведёт этих солдат.
Действие второе
Явление 1
Выясняется, что Правдин и Милон старые знакомые. Правдин рассказывает приятелю о том, что он определён в здешнее наместничество. Он восхищается местным наместником, считает его честным и отзывчивым человеком. Не называя имён, Правдин рассказывает о Простакове, характеризуя его как глупого помещика, и о его жене – «презлой фурии с адским нравом». Далее он интересуется, надолго ли Милон в этих краях. Оказывается, уже через несколько часов солдаты должны продолжить свой путь в Москву. Милон рад этому, потому что мечтает найти свою возлюбленную, которую после смерти матери забрали какие-то родственники. Этой возлюбленной оказывается Софья.
Явление 2
Софья и Милон не могут нарадоваться неожиданной встрече. Софья жалуется возлюбленному на своих родственников, рассказывает, сколько ей пришлось от них натерпеться. Особенно ей неприятно поведение госпожи Простаковой, которая ради личной выгоды способна на всё. Девушка рассказывает, как Простакова, узнав о её наследстве, решила, во что бы то ни стало, выдать её замуж за своего сына. Милон начинает ревновать, но Софья старается его убедить, что это лишнее. Она не дала ответа на предложение Простаковой, попросив дождаться приезда своего дядюшки.
Явление 3
Неожиданно появляется Скотинин. Он жалуется на то, что сестра привезла его в свою деревню жениться, а теперь отправляет обратно ни с чем. Все очень удивляются тому, что его невестой должна была стать Софья. Милон старается держать себя в руках, он возмущен тем, что Скотинин сравнивает Софью со свиньёй. Правдин останавливает рассуждения Скотинина, говоря о том, что Простакова решила женить на Софье Митрофанушку. Скотинин в гневе обещает избить своего племянника.
Явление 4
Появляются Митрофан и Еремеевна. Скотинин зовёт своего племянника подойти к нему. Митрофан не может понять, в чём дело, почему дядя на него так злится. Тогда Скотинин спрашивает его, хочет ли он жениться, и кидается на племянника, после того, как он признаётся, что уже давно хочет. Правдин останавливает Скотинина, а Еремеевна заслоняет собой Митрофана. Из-за спины кормилицы Митрофанушка кричит дяде, чтобы он проваливал.
Явление 5
Приходят Простаковы. Госпожа Простакова начинается жаловаться на бездействие своего мужа, сравнивая его с телёнком. Она говорит о том, что ей самой приходит вести всё хозяйство: «то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Единственная отрада в жизни Простаковой – её сын Митрофан.
Приходят учителя Митрофана. В одном из них, в учителе арифметики Циферкине, Милон узнаёт отставного солдата из своего гарнизона. А другой учитель – Кутейкин рассказывает, что не доучился в семинарии, «убоявшись бездны премудрости». Теперь он служит дьячком и обучает Митрофана грамоте.
Явление 6
Госпожа Простакова просит Митрофанушку прочитать задания. Тот отказывается, жалуясь на дядюшку, который хотел его побить. Простакова начинает бранить Еремеевну за то, что не заступилась за своего воспитанника. Еремеевна оправдывается, рассказывая, что была готова драться, но Скотинин ушёл. Простакова приказывает накормить учителей, затем уходит из комнаты вместе с Митрофаном. Кутейкин и Циферкин жалеют Еремеевну и отводят её под руки к столу.
Действие третье
Явление 1
В поместье приехал Стародум. Правдин поспешил встретить старого друга. В разговоре он отметил особое обхождение своего товарища и Стародум рассказал, что это всё результат воспитания и образования, данных ему его отцом, который служил при Петре Великом. Тогда, по его словам, люди были более простыми и достойными.
Стародум просит Правдина побыть ещё в комнате, чтобы успокоиться, потому что он слишком разгневан поступком Простаковых. У него было жизненное правило – ничего не делать сгоряча.
Явление 2
Приходит Софья. Стародум сразу узнал племянницу, потому что она была похожа на свою мать. Он говорит, что слышал в Москве о том, что Софья живёт у Простаковых против своей воли. Рассказывает племяннице, что уехал в Сибирь, потому что хотел заработать денег для её будущего, ведь она единственная радость в его жизни и утешение в старости. Правдин замечает, что его товарищ мог бы заработать ещё больше, но Стародум говорит, что ему и так достаточно. Он заработал столько, сколько необходимо для того, чтобы Софья могла выбрать себе достойного жениха, даже если он окажется бедным.
Явление 3
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Он напоминает им о том, что они брат и сестра. Стародум не может сдержаться от смеха. Простакова вначале выказывает своё недовольство поведением неизвестного гостя, но узнав, кто это, сразу же меняет своё тон и зовёт прислугу.
Явление 4
Вместо заболевшей Палашки приходит Еремеевна, и снова получает незаслуженные оскорбления от хозяйки дома. Простакова велит ей позвать своего мужа и Митрофана. Она сильно суетится из-за приезда Стародуба, называя его вторым родителем, батюшкой и благодетелем.
Явление 5
Госпожа Простакова, её муж и Скотинин бросаются обнимать Стародума, а Митрофанушка пытается поцеловать его руку. Стародуму неприятно подобное поведение. Он при всех говорит Софье, что они на следующий же день уезжают в Москву. Простаковы начинают причитать, что не смогут перенести эту разлуку. Тогда Стародум говорит, что они могут порадоваться за любимую воспитанницу, потому что он нашёл ей жениха, поэтому забирает в Москву. Все поражены данным известием, в том числе и Софья.
Стародум, заметив смятение окружающих, говорит Софье, что примет любой её выбор. Все повеселели после этих слов, а Скотинин принялся сразу же нахваливать себя. Простакова, перебивая брата, стала расхваливать Митрофанушку. Говорила, что они ничего не жалеют для сына, отдают последние деньги на его обучение. Увидев учителей, госпожа Простакова решила познакомить их со Стародумом, но он захотел отдохнуть с дороги и откланялся.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин беседуют и жалуются на свою жизнь. Кутейкин говорит, что уже четыре года учит Митрофана, а тот так и не научился читать. Цыфиркин, в свою очередь, говорит о том, что за три года не смог научить его считать, хотя бы до трёх. Они приходят к выводу, что во всём виноват Адам Адамович Вральман, который мешает Митрофану учиться.
Явление 7
Госпожа Простакова просит своего сыночка поучиться хотя бы для вида, пока Стародум отдыхает. Митрофанушка отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться», но всё же садится за учебный стол. Простакова присаживается рядом, собирается вязать кошелёк. Митрофан очень грубо обращается с Цыфиркиным и не хочет учить новый материал, его матушка за него заступается. Затем началось занятие грамматикой с Кутейкиным.
Явление 8
Появляется Адам Адамович Вральман и начинает причитать, что учителя хотят уморить ребёнка. Госпожа Простакова соглашается с ним и велит окончить занятия. Кутейкин и Цыфиркин злятся на Вральмана, который не даёт им учить Митрофана. Вральман всячески старается убедить Простакову, что жизнь у Митрофана и без учёбы сложится наилучшим образом. Митрофанушка убегает.
Явление 9
Цыфиркин и Кутейкин упрекают Вральмана в том, что он сам ничего не делает и другим не даёт заниматься своим делом. Затем учителя набрасываются на Адам Адамовича, но он убегает.
Действие четвёртое
Явление 1
Софья ждёт, когда её дядя выйдет из своей комнаты. Чтобы скоротать время она решает почитать книгу, но размышления не дают ей вникать в то, что она читает.
Явление 2
Появляется Стародум. Он интересуется, какую книгу читает Софья и даёт ей советы, пытаясь научить разбираться в людях. Он говорит о том, что в мире много завистников, не достойных почтения. Поэтому нужно жить по совести и ценить в людях, прежде всего, благонравие, без него умный человек – чудовище. Софья признаётся Стародуму, что все его слова задевают её сердце, она сама об этом думала, но никак не могла изъяснить свои мысли.
Явление 3
Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Стародум делает вид, что не может прочитать его без очков и просит Софью принести их. На самом деле он хотел прочитать письмо наедине.
Явление 4
Стародуму написал его хороший друг, за племянника которого он хотел выдать замуж Софью. Этого юношу звали Милон. Стародум не знал его лично, но слышал, что все окружающие считают его честным и достойным человеком.
Явление 5
Софья приносит очки своему дяде. Стародум говорит, что это письмо принадлежит Софье, так как в нём идёт речь о её возможном женихе. Софья смущается и собирается в чём-то признаться дяде.
Явление 6
В комнату заходят Правдин и Милон. Правдин представляет Стародубу своего приятеля офицера. Стародуб спрашивает у Милона, не приходится ли ему родственником граф Честан. Милон говорит, что это его дядя. Стародум рад знакомству, а после дальнейшего разговора всей душой располагается к этому юноше. Затем он с радостью сообщает Софье, что она выбрала себе того, кого он сам ей собирался предложить в мужья. Софья признаётся, что любит Милона. Стародум восхищённо соединяет их руки и даёт своё согласие. Все счастливы.
Явление 7
Появляется Скотинин. Он старается убедить Стародума, что Софья будет счастлива, став его женой. Стародума веселит происходящее.
Явление 8
Входит госпожа Простакова, её муж, Митрофан и Еремеевна. Простакова интересуется, хорошо ли отдохнул Стародум, а затем предлагает ему посмотреть, чему научился её сынок. Демонстрируя своё знание грамматики, Митрофан говорит, что слово дверь – это прилагательна, так как она приложена к своему месту. Правдин с сарказмом замечает, что в грамматике Митрофан силён. Простакова не понимает, что над ними насмехаются. Она говорит, что без наук люди жили и живут, поэтому всё, чего не знает Митрофанушка, – вздор. Стародум замечает, что невежественным людям весьма утешительно считать вздором всё то, чего они не знают. Правдин и Милон уходят.
Явление 9
Стародум говорит Простаковой и Скотинину, что Софья уже сговорена с другим. Госпожа Простакова не хочет с этим мириться и придумывает, как добиться своего. Она приказывает подать карету к заднему крыльцу за час до отъезда Стародума, а Еремеевне велит сторожить дверь Софьи. Становится понятно, что Простакова решила насильно выдать Софью замуж за своего сына.
Действие пятое
Явление 1
Правдин рассказывает Стародуму о том, что у него появился способ унять бесчинство Простаковой. Ему было поручено взять под опеку дом и деревни, как только пострадают подвластные злой помещице люди. Их разговор прерывает какой-то шум.
Явление 2
Милон с обнаженной шпагой отталкивает от Софьи Еремеевну и кричит, чтобы никто не смел подходить к его возлюбленной. Софья подбегает к Стародуму и просит защитить её. Выясняется, что Милон стал свидетелем того, как Софью насильно пытались посадить в карету. Еремеевна признаётся, что её собирались обвенчать с Митрофаном.
Явление 3
Появляется госпожа Простакова с мужем и её сын. Правдин говорит о том, что Стародуб и Милон имеют полное право требовать от правительства строгое наказание для обидчиков. Простаковы в испуге бросаются на колени и просят прощения.
Явление 4
Стародум и Софья прощают обидчиков. Простакова тут же начинает грозиться своим слугам скорой расправой, обещает наказать того, кто выпустил из рук Софью. Она говорит, что вправе делать со своими людьми всё, что захочет. Правдин опровергает её слова, говоря, что тиранствовать никто не имеет права. Простакова не слушает его и собирается идти исполнять задуманное, но Правдин останавливает её, а затем начинает читать вслух правительственный приказ. Там говорится о том, что он должен взять в опеку дом Простаковых и их деревни из-за бесчеловечия хозяйки. Простакова вне себя от горя, а Скотинин торопится уйти, чтобы его не постигла подобная участь.
Явление 5
Простакова просит Правдина не исполнять указ или дать ей хотя бы отсрочку на три дня. Как аргумент приводит то, что ей нужно рассчитаться с долгами, к примеру, доплатить учителям. Правдин требует привести всех учителей.
Явление 6
Еремеевна приводит всех учителей. Стародум узнаёт во Вральмане своего бывшего кучера. Все присутствующие удивляются. Вральман признаётся, что не мог найти работу кучера в Москве, поэтому пошёл на обман, чтобы не умереть с голода.
Правдин объявляет, что теперь он опекун этого дома, поэтому отпускает учителей. Кутейкин требует расчёта, Простакова возмущается его наглостью и называет ненасытной душой. Когда дело доходит до Цыфиркина, он говорит, что ему ничего не надо, несмотря на то, что ему должны за целый год работы. Он объясняет это тем, что ученик ничему у него не научился за всё это время. Стародум восхищается честностью Цыфиркина, а затем он, Милон и Правдин дают ему денег. Вральман просится обратно кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает Стародуму, что его карета готова. Стародум разрешает Вральману отвезти себя.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Госпожа Простакова в это время бросается обнимать своего сына, говоря о том, что теперь он один у неё остался. Митрофан грубо отталкивает мать, и она падает в обморок. Софья и Еремеевна помогают Простаковой подняться. Правдин упрекает Митрофана, говоря о том, что именно безумная любовь к сыну и довела госпожу Простакову до несчастья. Затем он решает отправить Митрофана служить. Очнувшись, Простакова в отчаянии говорит о том, что она погибает, ведь у неё нет больше власти и сына.
Стародум подводит итог всему произошедшему словами: «Вот злонравия достойные плоды!».
Конец комедии
Тема:
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к
домашнему сочинению.
Цели: Подготовка к домашнему
сочинению.
Год написания – 1782
г.
История создания –
Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под
влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.
Тема –
Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание
нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.
Композиция –
комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих –
единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.
Жанр – Пьеса
– комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.
Направление – Задача
автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии –
сатирическое.
История создания
В «Недоросле» анализ произведения
предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.
Сначала определим смысл названия.
В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего
документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали
вступать в брак.
Фонвизин больше года прожил во
Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все
сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое
внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.
Когда писатель возвратился в
Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат
говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей
создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а
окончательный год написания – 1782.
Тема
Изначально главной темой
комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения,
позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические
проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении
службы и женитьбы дворян – недорослей.
Семья Простаковых, имеющая
недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у
таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют
ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как
крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего
для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает
глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.
Семья – это тот пример, на
котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает
поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не
понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает,
почему он не выказывает ей должного почтения.
Раскрывая проблемы комедии,
внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все
зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье
зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и
честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по
отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.
Композиция
Мастерски выполненные особенности
композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы.
Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии
появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи,
о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.
Скрыть объявление
В следующих двух действиях
события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой
приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит
мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.
Постепенно развитие действия
начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке.
Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых
в злых намерениях и угрожает наказанием.
Приходит бумага об аресте
имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка
вынужден идти в солдаты.
Используя в своей комедии такие
художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает
нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее
справедливости. Такова общая характеристика комедии.
Характеристики героев «Недоросль»
Главные герои
Митрофанушка | В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество |
Стародум | В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. |
Простакова | Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и |
Правдин | Государственный служащий, который отправлен с целью |
Второстепенные персонажи
Няня Еремеевна | Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное |
Скотинин | Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. |
Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и
рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия.
Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ
положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию.
Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень
характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши
дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или
творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря
собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и
комичность ситуации.
Жанр
Пьеса Фонвизина построена по
законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте.
Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно
высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные
юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над
своими крепостными крестьянами.
Писатель был ярым сторонником
просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное
воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность,
стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть
институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.
Критика восторженно отнеслась к
комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все
критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и
прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые
выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и
описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в
обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится
минимальное место.
Сочинения
По литературе
Фонвизин
Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль
Персонаж комедии «Недоросль» Митрофан Простаков является ярким примером необразованности и невежественности. Из – за чрезмерной опеки и вседозволенности со стороны родителей у него сформировался своеобразный сложный характер. Несмотря на свой 15-ти летний возраст для родителей он все еще ребенок, которому они прощают многие провинности. Они считают, что когда он вырастет его характер и поведение изменятся сами собой. Они балуют его считая, что во взрослой жизни слишком много трудностей и именно по этой причине детство должно быть самым беззаботным временем, когда исполняются все капризы. Но у такой заботы есть и обратная сторона — Митрофан слишком изнежен, груб, избалован и жесток как по отношению к учителям и крестьянам, так и по отношению к родителям. Чрезмерная родительская любовь негативно сказалась на воспитании.
Митрофан был уверен, что все его действия являются правильными, ведь его никогда не наказывали и это делало его еще более ожесточенным. Единственное, что его интересовало это женитьба.
Митрофанушка не умел видеть прекрасное вокруг себя – любоваться природой и искусством. Порой он даже напоминал животное, которым движут лишь основные инстинкты. Ему нравилось жить размеренной жизнью, ябедничать и ничего не делать. Митрофан – яркий пример ленивого человека, который не к чему в жизни не стремился. От него не стоило ждать гуманности или добрых поступков.
Несмотря на его характер и образ жизни в целом Митрофанушка был сообразительным и при наличии желания мог бы развиваться. Он осознает свою глупость, но не считает это проблемой, оправдывая это тем, что на свете много глупцов, и он найдет себе единомышленников. К учителям он относился с пренебрежением, а родители никак на это не реагировали. А наставники и учителя будучи людьми, воспитанными несмотря на его поведение обращались с ним крайне любезно. Со временем грубость Митрофана стала распространяться и на саму госпожу Простакову. Время от времени сын говорил ей, что она ему надоела и шантажировал самоубийством.
Сами родители Митрофанушки тоже не были людьми образованными и черпали все полученные знания из жизненного опыта. Они не видели надобности в получении образования и считали, что наука — это не более чем вынужденная мера и дань моде. Подобное отношение к образованию сформировалось и у Митрофанушки.
Образ Митрофана Простакова показывает читателю малодушного человека мир, которого ограничивается низменными плотскими потребностями.
2 вариант
По приезду из Франции Фонвизин написал комедию «Недоросль», в которой раскрыл главный порок того времени дворянских семей – детей, которые не стремились ни к чему, кроме как заниматься «ничем».
Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына, потому что боится матери, сама мать, которая души не чает в своём недоразвитом сыне и дядя, которого сам Митрофан и за человека не считает, собственно, как и почти всех, кто его окружает.
Митрофан означает «похожий на мать», вполне возможно, что автор этим хотел подчеркнуть, что мать и сын – два сапога пара. И Митрофан – это результат того воспитания, которое дала ему мать, потому что никто более не мог влиять на юношу.
Если говорить о воспитании, которое ему даёт мама, то для нормального человека это какой-то абсурд, потому что она говорит ему, чтобы тот учился лишь для вида, дабы в городе прознали, что он чем-то занимается, ведь в то время был указ Петра о том, что дворянские дети должны знать божье слово, арифметику и грамматику. Она говорила также, чтобы он ничего их тех наук в голову не брал, что если найдёт деньги, то себе в карман положить надо, ни с кем не поделиться и забыть. Мать поддерживала в нём лень, одобряла занятия по пинанию голубей. Она искренне любила его и позволяла всё, что ему хотелось, находила хорошим даже самые плохие вещи. На эту любовь Митрофан отвечал лишь использованием матери в своих целях, грубым отношением и наглостью, которая не знала границ.
Учителям, которые у него были, он только грубил и ничего не делал, ничего не учил, ничего не запоминал. Он не мог отличить даже существительное от прилагательного, да и не нужно ему это было. Единственным, кто его хвалил, был учитель Вральман, но по говорящей фамилии автор даёт понять, что и эта похвала была приторной, сделанной лишь для того, чтобы порадовать госпожу Простакову, мать Митрофана.
Для нас это действительно кажется абсурдным, но для 18 века это, увы, была реальность. Таких вот Митрофанушек было полным-полно, что и пытался показать Фонвизин.
Характеристика 3
Одной из основных тем комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина является тема воспитания. Раскрывается она на примере образа Митрофана, сына помещицы Простаковой.
Митрофан, пятнадцатилетний юноша, живет беззаботной жизнью. Это маменькин сынок. Да и имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «являющий свою мать». Митрофан получает образование в домашних условиях. Простакова враждебно относится к просвещению, считая, что люди могут жить без наук. Но, чтобы вывести Митрофанушку в люди, приглашает к нему учителей. Правда, учителя эти – невежды. Учитель математики – сержант в отставке Цыфиркин, учитель русского и церковнославянского языков – недоучившийся семинарист, а французскому языку обучает бывший кучер Вральман. Простакова скупится на дорогое образование. Да к тому же постоянно мешает процессу обучения, жалея Митрофана, как бы он не переутомился. А у него изучение наук не вызывает никакого интереса. Они даются ему с трудом
У Митрофана нет никакой цели в жизни. Умственное развитие низкое, круг его интересов ограниченный. Митрофан любит погонять голубей, вкусно поесть и поспать. Простакова ничем сына не утруждала, оберегала от всех забот, защищала, когда его обижали. Даже не хотела отпускать на службу. Чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить на Софье – богатой невесте. Митрофана привлекает мысль о женитьбе, и он помогает матери воплотить ее замыслы. Он не любит никого, в том числе и мать. Митрофан видит, что она в доме полновластная хозяйка, и прикидывается любящим сыном. А в трудный для матери момент, когда у нее отбирают право на управление имуществом за ее жадность и невежество, он ее отталкивает. Тон речи Митрофана – грубоватый, капризный. Речь у него несвязная, убогая, она отражает его характер. В ней много просторечий, заимствованных у дворовых. Со слугами и учителями он разговаривает грубо. В конце пьесы Митрофана разоблачают и отправляют на службу.
Воспитание и среда сделали из Митрофанушки тупое животное, которое только ест и развлекается. Имя Митрофанушки стало нарицательным, а слово «недоросль» — синонимом невежды. В своей комедии Фонвизин показывает, что получается от неправильного воспитания и к чему оно приводит.
Сочинение про Митрофанушку
Имя одного из героев комедии Фонвизина вызывает у нас усмешку. И это верно, ведь автор в своем произведении смог показать нам яркий и живой образ молодого человека, которого по праву можно назвать болваном, входящего в новую жизнь. Именно Митрофанушка становится ключевой фигурой, вокруг которого начинается конфликтная ситуация в доме Простаковых.
Открывая первые сцены комедии, у нас сразу же происходит знакомство с Митрофанушкой, который был сыном семейства Простаковых. И сразу же он у нас вызывает смех. Как же можно не смеяться над человеком, который объелся вечером, а наутро страдает от излишеств пищи. Но и за завтраком он опять съедает несколько хлебобулочных изделий. Митрофанушка смешно выглядит в таком возрасте, имея при себе няньку, которая ему во всем помогает. Кроме того у него неразвитая речь, да глуп он совсем. Однако, когда ближе узнаешь юношу, то уже понимаешь, не так уж прост и бестолков он. И если мы улыбаемся, когда видим его на уроке или экзамене перед Стародубом, то потом просто становится страшно за наше будущее. Вот такой Митрофанушка вырастет и станет управлять государством, решать глобальные проблемы. И что же будет с нашей страной, если он и подобные ему, встанет у власти?
И конечно же, отчетливо видно, как этот невежа, плохо относится по отношению к окружающим его людям. Мать, грубая женщина, не смогла дать ему достойного воспитания, и позже поплатилась с муже за это. Ее сын не считает их за людей. Свою няньку, которая взрастила его, как своего родного ребенка, и готова пожертвовать своей жизнью, он постоянно наносит ей оскорбление. Отсутствие благодарности к родным людям, дерзость вызывают омерзение. Можно уверенно сказать, что Митрофанушка приносит опасность для общества. Возможно, и оправдание таким его действиям по причине ненадлежащих воспитательных мер родителей. Однако, Митрофанушка был достаточно взрослым человеком, отвечающим сам за свои ошибки. Невозможно простить его за то, что он в самую трудную минуту предает мать и не может ее поддержать. А ведь она его родила, и отдавала всю себя для того, чтобы ее сын жил в хороших условиях.
В конце произведения решающую точку в его судьбе ставит Правдин. Он решает отправить недоросля на службу. Каждый из нас может представить, сколько горя доставит людям Митрофанушка. Это юноша навсегда потерян для общества, так как он страшен своим равнодушием и глупостью. И он никогда не станет лучше, так как ему так и не дали ума и душу отобрали.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
Сочинение Кутузов и Наполеон в романе Война и мир Толстого
Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.
Анализ рассказа Шолохова Бахчевник
К ранним произведениям М. Шолохова относится и «Бахчевник», увидевшее свет в 1925 году. Основная тема рассказа — отношение жителей отдельной деревни к событиям гражданской войны
Пластов
Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.
План рассказа Три охотника Носова
Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего — дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.
Сочинение Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова
В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.