Сочинение про толковый словарь ожегова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение селищенская основная школа имени в.м. крылова мир слов. для чего придуманы словари? проектно-исследовательская работа учащейся 4

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»

http://www.cinfo.ru/images/dh.jpg

Мир  слов.                                   Для чего 
придуманы  словари?

Проектно-исследовательская
работа

учащейся
4 класса

Виноградовой
Валентины

Руководитель
проекта: Григорьева Е.В.

http://breader.ru/cover/177829.jpg

http://www.ruslania.com/pictures/big/9785488016231.jpg

                                                                         
2020-2021 уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение……………………………………………………………………2
стр.

2.     Основная
часть…………………………………………………………….5 стр.

2.1.  Этап  1. История 
создания словарей. Строение словаря…………5 стр.

2.2.  Этап  2.Когда  и 
где  люди  используют  словари……………….5 стр.

2.3.  Этап  3. Популярные 
словари  среди  учителей  и  школьников…6 стр.

    
2.4.
Сочинение — рассуждение
на тему «Зачем нужны словари?»
  …….7
стр.

3.
Заключение…………………………………………………………………8 стр.

4.
Список  литературы………………………………………………………..9 стр.

5.
Приложения…………………………………………………………………10 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Моя  учительница  Григорьева
Екатерина Викторовна на уроке русского

 языка
прочитала  стихотворение  А. Шибаева:

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо …

Язык – и стар и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно.

 И  добавила: «Слово
— сила. Оно господствует над временем и пространством. Оно способно открывать
нам великие тайны. Слова рождаются, живут и  могут уйти в забвение. Но люди
изобрели средство, чтобы этого не произошло. Это средство – словари».

        
С  этого  началась   моя  дружба  со  словарями,  и  мы  решили  выполнить 
проект « Мир  слов. Для  чего  придуманы  словари?»

Гипотеза: В  наше  время,  когда  вокруг  столько 
информации  люди  не  могут  всего запомнить,  знать  обо  всём.  Значит,   без 
словарей  не  обойтись.

Цель:  выяснить,  как   
словарь  помогает  в  жизни.

Задачи:

1.Изучить 
строение словаря.

2.Определить, 
когда  и  где  можно  использовать  словарь.

Тип 
проекта:
информационный, исследовательский, долгосрочный,
индивидуальный.

Объект исследования: словари.

Оборудование:

Словари 
энциклопедические  и  лингвистические.

Информация 
из  интернета.

Фотоаппарат,
лупа.

Продукты  деятельности:

Реклама 
для  толкового  словаря.

Исследование 
слова:  «паровоз».

Фотоотчёт 
по  работе.

История 
появления  словарей  в  России.

Этапы  реализации  проекта:

Организационно – подготовительный   этап (с
14 по 29 января 2021).

1.    
Мотивация на проектную работу (с учителем);

2.    
Определение темы проекта  (совместно  с 
учителем);

3.    
Выбор темы  исследования по теме проекта
(по предложению учителя);

4.    
Составление плана работы (совместно с
учителем).

Основной  этап (с 1 по 26 февраля).

1.    
Подбор информации по теме  (самостоятельно,
с учителем);

2.    
Анализ собранного материала (с учителем);

3.    
Оформление результатов работы
(самостоятельно, с учителем). 

Заключительный  этап (с 1 по 19 марта). 

1.    
Создание  мультимедийного  продукта (с
учителем);

2.    
Оформление  проектной  папки (с учителем).

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Мы  решили  работать  поэтапно,
чтобы  ответить  на  главный  вопрос  как  словарь помогает  человеку.

2.1. 
I этап.  История  создания словарей. Строение  словаря.

Посетила 
сельскую  и школьную библиотеки. Библиотекарь  Людмила Михайловна Смирнова 
рассказала  нам  об  истории  создания  словарей  в  России, наша учительница
Екатерина Викторовна рассказала   о  великих  создателях  словарей 
С.И.Ожегове  и  В.И.Дале.  Так я узнала,   что  такое  словарь.  (Приложение 
1.)

Затем   посетила  школьную 
библиотеку, в которой вместе  с Екатериной  Викторовной изучали   строением 
словаря,  ознакомилась  с  разными  видами  словарей.  (Приложение 2.)

Теперь  я   знаю:

Словарь – это сборник слов в
алфавитном порядке, с пояснением, толкованием, переводом на другой язык.

Информация в словарях выстроена по
принципам: кратко, точно, доступно.

Словари выполняют множество функций. 
Общая функция всех словарей – фиксация, систематизация, накопление и хранение
знаний о мире и о национальном  языке, передача этих знаний от поколения к
поколению.

Знания  хранит  и  человеческая 
память,  но  она  ограничена, она  не  может накапливать  и  хранить  знания 
на  века. Только  запись  накопленных знаний  может  сохранить их для потомков.
В этом смысле словарь оказывается  самой  удобной  формой  обобщения  наших
знаний.

2.2. 
II
этап.  Когда  и  где  люди  используют  словари. 

В мире существует огромное количество
словарей, и у каждого есть своё назначение: 

Одни
– энциклопедические,  описывают  мир. Ответы на множество вопросов  
можно получить с помощью  этих  словарей.

Другие
лингвистические, посвящены  языку.

По  предложению  моей  учительницы 
Григорьевой Е.В.    исследовала слово  «паровоз» с  помощью  разных  словарей. 
(Приложение 3.)

Я для себя   сделала  много  открытий. 
Благодаря  этой  идее  узнала,   зачем  нужны  разные  словари:

·       
Если нужно узнать значение слова, то
пользуемся  толковым  словарём.

·       
Если нужно подобрать слово, близкое по
значению – словарь синонимов.

·       
Если надо узнать противоположное значение
слова – словарь антонимов.

·       
Если нужно узнать правописание слова –
орфографический словарь.  

·       
Если слово заимствовано из других языков –
словарь  иностранных  слов.

·       
Если нужно узнать способ образования слова
– словообразовательный  словарь.

·       
Чтобы узнать о происхождении слова, мы
можем обратиться к этимологическому словарю.

·       
Фразеологический словарь — это словарь
устойчивых выражений, словосочетаний.

Сделала  вывод: Для 
себя  я решила,  что  лингвистические  словари – очень  нужные  книги  в 
школе.  Они   помогают  в  изучении  русского  языка  и  других  предметов.

2.3. 
III этап.  Самые  популярные  словари  среди  обучающихся нашей школы.

Я
вместе с Екатериной Викторовной   решила  проверить,    какие  словари  самые 
популярные в  нашей  школе. Провела  опрос  среди  обучающихся,   чтобы 
узнать  нужен  словарь  или  нет?  Какие  словари   используют  чаще  всего? 
Какие  словари  популярны?

Опрос  
показал,  что  ученики   не  все  пользуются словарями  —   первоклассники  и
ученики  со  слабой  успеваемостью  их  не  очень  уважают.   Все остальные 
чаще  всего  пользуются  орфографическим  словарём  и  интернет —  словарём.

 Самый 
популярный  словарь   в  школе – орфографический.  «Словарь  русского  языка С.
И. Ожегова» и « Толковый  словарь  В.И. Даля»  одинаково   известны.  (Приложение
4.).

Я  убедилась,  что  словарь  помогает  ученикам  при 
изучении  школьных  предметов.

Я  
на  уроках  и  дома  мы чаще  всего  используем  толковый  и  орфографический 
словари. Значит  словарь  нужен!

2.4.         
Сочинение —
рассуждение на тему «Зачем нужны словари?»
 

Словари — это
книги, в которых записаны слова в алфавитном порядке и раскрывается смысл этих
слов. Существует множество словарей: толковые, орфографические, словари
антонимов, синонимов, терминов, иностранных слов и фразеологизмов.

Люди любой
профессии хоть один раз пользовались словарем. Например, учителя немецкого и
английского языка пользуют словарями для перевода разных слов, инженер
пользуется словарем технических терминов, ученик часто открывает
орфографический словарь, чтобы без ошибок написать то или иное слово. Благодаря
толковому словарю человек обогащает свой словарный запас, может правильно и
красиво выражать свои мысли.

Итак, словарь —
это одна из важных книг для развития человека. Благодаря словарям можно изучать
разные языки, обогащать свой лексикон, узнавать много нового и интересного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во  время  подготовки  проекта  я 
пересмотрела  много  разных  словарей. Перечитала  много  статей  в  этих 
словарях. Изучила  много  новых  слов. Узнала  о  великом  собирателе  слов. 
Поближе   познакомились  с  нашими  старшеклассниками.

А, самое  главное,  поняла,  что 
изучать  словари  совсем  не  скучно,  но  очень  интересно,  познавательно  и 
  весело.

Землю населяют разные живые существа,
от микроскопических бактерий до таких великанов, как слоны и киты.   Но только
человек обладает даром слова, поэтому должен стремиться к правильной, красивой 
речи, пополнять свой словарный запас.

          
Каждый  словарь  по-своему  хорош  и  важен.  Он  сохраняет  наш  язык.

Словари
помогают  при изучении всех школьных предметов, учат  грамотно писать и красиво
говорить.          

 Я
лично  убедилась  в  том, что  словари   помогают   человеку и подтвердила 
нашу  гипотезу.  Без  словарей  в  наше  время  не 
обойтись.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.    
Е.А. Гришина. «Иллюстрированный словарь 
иностранных  слов». М. АСТ. Астрель, 2008.

2.    
В. И. Даль. «Толковый словарь живого
великорусского языка»/ 1-4т. М. «ПРОГРЕСС»-«УНИВЕРС», 1994

3.     В.П.
Жуков, А.П. Жуков. «Школьный фразеологический  словарь  русского  языка». М.
Вентана/граф, 2009

4.     О.А.
Михайлова. «Словарь  антонимов русского  языка». М. ЭКСМО, 2009

5.    
С. И. Ожегов. «Словарь  русского  языка»

6.    
О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, С.М. Яцко.Рабочая 
тетрадь «Проектная  деятельность  по  русскому  языку». 2  класс. М. «ВАКО»,
2014г.

7.    
А. И. Тихонов. «Школьный  словообразовательный 
словарь  русского  языка». М. Вентана/граф,2009.

Интернет
– ресурсы

http://www.school.edu.ru/

http://www.krugosvet.ru/articles/04/1000400/1000400a1.htm

http://schoollibrary.ioso.ru/

http://bibliogid.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1.

История  создания  словарей  в  России

(рассказ  Л.М. Смирновой)

Словари в России появились давно.
Самый старый словарик (их в старину называли «азбуковники», «алфавиты»),
который дошёл до нас, относится к 11 веку. Это список из 174 слов, приложенный
к своду законов г. Новгорода.

Первый
печатный словарь был издан в 1596 году и содержал 1061 слово, в 1627 году словарь
«лексикон» содержал уже 6982 слова.

В
конце 18 века вышел «Словарь Академии Российской», который содержал 43257 слов.

В  19  веке  Россия узнала «Толковый
словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который стал своеобразной
энциклопедией языка того  времени.
Отец  В.И. Даля – датчанин
по происхождению, всегда говорил своим детям: “Гордитесь, что вы русские!”.  В.И.Даль
был моряком, врачом, писателем, крупным  чиновником. Он путешествовал, воевал,
делал сложные хирургические операции. Но делом его жизни стала работа над
составлением словаря. Работа продолжалась больше 50лет. Толковый словарь Даля
состоит из 4-х томов и содержит более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц,
загадок. А полное собрание сочинений составляет 10 томов.

В 1934 – 1940 гг. выходит толковый
словарь Д. Ушакова (85000 слов).

На
основе 4-томного словаря Д. Ушакова в 1949 г. С. Н. Ожегов издаёт однотомный
словарь, где содержится 50000 наиболее употребляемых слов. Словарь выдержал
несколько редакций и сейчас является самым популярным словарём в нашей стране.

Самым полным словарём является
«Словарь современного литературного языка» – Большой академический словарь
(БАС), состоящий из 17 томов.

Приложение 2.    

image004Фотоотчёт 
по  работе  со  словарями  в  сельской  библиотеке и в классе.

image005image006

                                                                                                     
Приложение 3.

Исследование 
слова  «ПАРОВОЗ»

image007

1.    
Толковый  словарь  С.И. Ожегова – локомотив 
паровым  двигателем.

Толковый 
словарь  Д.Н. Ушакова – паровой  двигатель  на  колёсах,  везущий 
железнодорожный  поезд.

Вывод: 
толковый  словарь  объясняет  лексическое  значение  слова.

2.    
Школьный  словообразовательный  словарь –
паровоз  состоит  из  двух  слов: пар  и  возить.   Пар  +  О  + 
воз =  парОвоз . Ударение  падает  на  3 слог. Паровозик,  паровозишко, 
паровозный.

Вывод:
словообразовательный  словарь  показывает  деление  слов  на  морфемы,  а 
также  всю  семью  однокоренных  слов.

3.    
Этимологический  словарь – изобретение 
русского  слова  «паровоз»  приписывается  Н.И. Гречу, который  в  середине 
19  века  издавал  газету «Северная  пчела». До  этого  паровоз  назывался 
«самокатная  паровая  машина»,  «паровая  фура»,  «паровая  телега», 
«пароходка», и  даже «пароход».

Вывод:
этимологический словарь  рассказывает  о  происхождении    слов,  об 
изменениях  их  морфем  и  частей.

4.    
Фразеологический  словарь – «Бежать 
впереди  паровоза – во  всем опережать  остальных». «Пыхтеть  как  паровоз –
говорить  что- либо  без  умолку, ворчать».  

Вывод: 
фразеологический  словарь – это  словарь  устойчивых  выражений,  объясняет 
значение  фразеологизмов.

                                                                                                     
Приложение 4.

Опрос   обучающихся школ

image008

image009

Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Культура и цивилизация»

ПЛАН

1. Введение.
2. Причины зарождения цивилизации.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой.
3.1. Понятия «цивилизация» и «культура».
3.2. Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности.
4. Концепция В.С. Степина
5. Техногенная цивилизация.
6. Список используемой литературы.
1. Введение

Проблема соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.
Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена «цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.
Сложность анализа проблемы заключается и в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Вот втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».
Отдельные авторы обращают внимание на ту или иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).
2. Причины зарождения цивилизации

Русский ученый Лев Мечников считал важной причиной зарождения цивилизаций географическую среду и прежде всего реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности. Понятие цивилизации, по его мнению, является одним из самых сложных, поскольку охватывает собой совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком. Оно определяет сумму идей, технических приемов, которыми пользуется человек; выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно заключает в себе состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.
Целостное понимание смысла цивилизации, как и культуры возможно на стыке наук. Именно по этому пути пошли французские ученые. Так, французский историк Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» писал, то в каждой цивилизации есть разные слои культуры, различающейся в зависимости от своего социального или исторического происхождения, и что их комбинации, взаимовлияния ведут к синтезу новых структур.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой

История и логика развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить ряд этапов. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации, противостоят тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, а также дописьменному состоянию общества и культуры, по мнению Г. М. Бонгард-Левина.
В то же время культура и цивилизация – понятия, которые выступают в единстве своего бытия и не противоречат друг другу в культурах древних цивилизаций – в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Вавилоне, Ассирии, культурах майя, инков и ацтеков. Но уже в античной культуре мы наблюдаем нарушение этой целостности. Так, мы больше говорим о культуре античной Греции и о цивилизации Древнего Рима. Приоритет духовного в культуре Греции и материально-технического в цивилизации Древнего Рима наилучшим образом характеризуют культуру обеих стран. Сила культа искусства, науки и религии, полноты знания, заключенного в гнозисе и других формах духовой культуры античной Греции была заменена культом силы, который главенствовал в Древнем Риме. Несмотря на сохранившиеся и видоизмененные традиции классического античного мира и созданной им культуры. В античной Греции составные духовной культуры (миф, искусство, религия, философия, наука) рассматривались как естественные составные части космической упорядоченности мира, которую они познают и приумножают.
В средневековье, где господствовала теоцентрическая картина мира, и человеческое бытие рассматривалось как творение Божие, культура и цивилизация были единым органическим целым. Но уже в эпоху Возрождения культура стала больше соотноситься с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Хотя понимание этого процесса возникло не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым, культура и процесс цивилизованного развития протекали одновременно.
3.1 Понятия «цивилизация» и «культура»

Собственно, термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживается их несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории.
Впервые слово «цивилизация», пожалуй, встречается в «Друге людей» Мирабо (1756 г.). Религия, по его мнению, является главной «пружиной цивилизации», ибо она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает сердце и, в конечном счете совершенствует человека. А цивилизация лишь улучшает нравы, воспитывает учтивость, вежливость, распространяет знания, чтобы человек соблюдал правила приличия и следит за тем, чтобы они играли роль законов общения. Но все это лишь маски добродетели. Цивилизация, считал Мирабо, ничего не дает обществу, если она «не дает ему основы и формы добродетели».
Именно это несовпадение культуры и цивилизации отмечали в своей концепции О. Шпенглер, Н. Бердяев и другие мыслители, считавшие, что цивилизация – это «смерть духа культуры». В рамках их концепций культура символична, но не реалистична. Между тем, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, к самой жизни, практике. На этих путях совершается переход культуры к уровню цивилизации, которая стремится осуществлять жизнь, реализуя «культ жизни вне ее смысла», подменяя цель жизни «средствами жизни, орудиями жизни». Н. Бердяев обращает внимание на то, что в цивилизации направленность на достижение материального блага более очевидна, чем в культуре, где доминирует духовное начало. Более осторожен в своих прогнозах А. Тойнби, полагая, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, ибо на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.
Трактовка культуры прежде всего как «духовной наполненности» цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина. Цивилизация, понимаемая как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства, включает в себя не только красочную палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет какому-либо народу, но и все минусы общественного бытия на данном историческом этапе.
3.2 Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности

Цивилизации различаются по господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет – на «открытые» и «закрытые». Или интровертные (чья творческая энергия обращена «вовнутрь») и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов. В рамках этого подхода строит свою концепцию «Третьей волны» Э. Тоффлер.
Специфика культурного развития остается как бы «за рамками» такой типологизации, в лучшем случае играя роль внешнего фактора. Все культурное многообразие загоняется в жесткие ступени поступательного развития человечества. И если на Земле еще существуют народы, жизнь и духовная культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, а главный запрет – это запрет на изменения, то такая культура оценивается как примитивная (африканская или малых народов Севера – ненцы, чукчи, эвенки и др.). Эти народы могут вызывать лишь высокомерный или «экзотический» интерес у развитых цивилизаций. Такой взгляд приводит к катастрофическим последствиям как для данных народов, зачастую насильственно вовлекаемых в цивилизационные процессы, так и для мировой культуры в целом, так как источники обогащения культуры – во взаимодействии и синтезе культур, индивидуально неповторимых и своеобразных.
Современный этап междисциплинарных исследований наиболее адекватно выражен в концепции многолинейной эволюции, автором которой является американский ученый Дж. Стюарт, обобщивший существующие параллели в развитии культур в сходных географических условиях и выдвинувший идею культурной экологии.
4. Концепция В.С.Степина

Концепция В. С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества – традиционном и техногенном, исходит из признания того, что тип цивилизации, их стратегии определяются прежде всего культурой. Различия в западноевропейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и прочее. Без понимания специфики этих факторов, повлиявших на ту или иную цивилизацию, картина современного мира не будет целостной.
Таким образом, культура играет фундаментальную роль в развитии общества и цивилизации, является генератором глубоких социально-экономических и духовных трансформаций. Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология. Во много определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе развития цивилизации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. В отличие от цивилизации, культура, с одной стороны, сохраняет, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией историческую целостность каждого народа и этноса.
Интеграционные процессы и универсализация образа жизни разных народов и государств наблюдаются в периоды постепенного эволюционного развития локальных цивилизаций. На пути диалога культур, результатом которых является нахождения точек пересечения и взаимообогащения, а также общих координат, ценностных ориентиров при толерантном отношении к уникальности и самобытности другой культуры.
Этнокультурная ценность той или иной цивилизации, по мнению М. Вебера, вырастает из системы ценностей, которая является ядром культуры. По существу, ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий устойчивость социального организма, защищающий его от воздействий импульсов других культур, особенно если они несут угрозу существованию. Именно шкала ценностей (ядро культуры) обеспечивает и адаптацию к окружающей культурной и цивилизационной среде.
Таким образом, культура как органическое целое, существующее в гармонии с человеком на протяжении многих веков и тысячелетий, содержит в себе такую уникальную информацию о человеческом обществе и о человеке, без которой человек не может существовать. Эта информация и служит внутренним источником развития общества и самого человека, несмотря на то, что современная техногенная цивилизация направлена совсем на другие цели и сверхзадачи.
Однако культура может оказаться не в состоянии ответить на внешний вызов, брошенный ей цивилизацией, имеющей другую траекторию развития, нежели культура – обустройство горизонтальной оси обитания человека, а не устремленность его к высотам духовного развития личности, созданной по Образу и подобию. Низведение оси человеческого развития только к горизонтали неизбежно приводит к гибели как самой культуры, так и человека.
Иногда цивилизацию рассматривают в качестве «универсального кода» культуры, как основу стиля и жизнедеятельности человека – носителя данной цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется в переломные моменты истории общественного развития. Эти процессы можно наблюдать, например, в позднеантичное врем, в эпоху Возрождения, Новое время, а также и в современную эпоху. Переходные периоды характеризуются не только разрушением целостности образа жизни с ее ценностно-ориентационным духовным ядром, без которого человек не может существовать, и который все еще сохраняется уходящей культурой. Эта «ломка» осуществляется столь болезненно в каждый исторический период.
Общее и особенное в культуре и цивилизации проявляется также и тогда, когда мы пытаемся определить существование традиционных и нетрадиционных (а, порой, и мнимых) духовных ценностей, которые выдаются за «абсолютно новые». Этот вопрос достаточно острый и дискуссионный, поскольку в нем фокусируются многие современные и будущие проблемы человеческого бытия. Именно духовная культура благодаря традиционным механизмам закрепления и передачи особо важной для человека информации содержит в себе истинные духовные ценности, воплощенные в лучших классических творениях мирового искусства.
Осмысление всех этих вопросов являлось преимущественным вектором культурного бытия человека в древних цивилизациях и культурах прошлых веков. Однако современная техногенная цивилизация, по сравнению с традиционными культурами, не только не решает, но нередко даже не ставит эти «вечные» вопросы человеческого бытия в центр внимания. Вынося их на периферию научного знания и мировоззрения и превращая в маргинальные. На каких духовных основаниях должен строиться в современной цивилизации «новый тип» отношений между народами в условиях глобализации? Человечество, лишенное своего многообразия, которое позволяют сохранить ей локальные национальные культуры, лишается своего подлинного выбора, а сам мир в будущем может лишиться смысла своей истории в ее единстве и многообразии.
Намерение создать в теории некую метакультуру уже не в перспективе, а в реальности оборачивается стремление политиков создать глобальную мировую цивилизацию. И хотя метакультуру рассматривают как некое единое пространство по накоплению общечеловеческих ценностей, которые будут способствовать выживанию и развитию человечества как единого целого, но наша культурно-историческая память хранит многие мифы, среди которых известный миф о Вавилонской башне. Хорошо известно, чем обернулась для ее строителей эта история.
5. Техногенная цивилизация

Процессы, происходящие в современной техногенной цивилизации, сопровождаются быстрой сменой системы ценностей, господствовавших в культуре столетия и даже тысячелетия. Европейская цивилизация достигла не только высот технического совершенства в различных сферах человеческого бытия, создав комфортные условия существования современному человеку. Но в то же время техногенный характер цивилизации привел к непредвиденным результатам и прежде всего к утрате человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной цивилизации, основанной на активном участии человека в формировании условий его среды обитания, и восточной культуры, основанной преимущественно на созерцательном к ней отношении, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия техники над человеком? Предвидя происходящие сегодня в мире процессы, Бертран Рассел предостерегал: «Наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели».
Абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре привела к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породила одну из важнейших проблем современной цивилизации – экологическую. В отличие от Запада, на Востоке человек не противопоставлял себя природе, а жил в согласии с ней. Первые две исторически обусловленные культурные парадигмы позволили сформировать и особое понимание человеческой деятельности. С позиции западноевропейской культуры деятельность человека рассматривается направленной преимущественно вовне, на преобразование природы и всего окружающего мира, а не на самого человека. В восточных культурах традиционно доминировало стремление к духовному совершенствованию человека.
В современной техногенной цивилизации важнейшей характеристикой является технико-экономическая результативность преобразования внешнего мира, порожденная подобной западной традицией. Доминирование протестантской этики, рационализма и прагматизма, ориентация на автономию личности, ее юридических прав и свобод в гражданском обществе, унификация образа и стиля жизни в рамках общей глобализации, которую обслуживают средства массовой информации и массовой культуры.
Однако по мере глобализации многих сторон жизни современного человека все более заметны знаки и противоположной тенденции. Это выражено в стремлении сохранить уникальность национальных культур и, прежде всего, национального языка. С осознанием происходящих процессов в современном обществе может произойти изменение приоритетов в шкале культурных ценностей. Созидание иного отношения к природе, формирование экологической и, в целом, духовной культуры, основанной на традиционных нравственных ценностях.
Целостное осознание проблем, происходящих в современной культуре и цивилизации, возможно на стыке междисциплинарных подходов в науке, в выработке новой методологии исследования, обогащенной разработками в области смежных дисциплин, но также во взаимном движении науки и религии навстречу друг другу. Сознательность и ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, пагубно отражающихся на жизни людей отдельных регионов и всей планеты.
Актуальность рассматриваемых проблем, касающихся культуры и цивилизации, очевидна и затрагивает не только интересы ученых, но и поставлена самой жизнью. Современное человечество, обремененное духовным кризисом, в конце второго и начале третьего тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора между традиционными ценностями и «новой духовностью», которые должны составить ядро новой цивилизации.
Оба понятия – культура и цивилизация характеризуют определенный тип общественно-исторического устройства и присущие ему характеристики, но каждое понятие делает это преимущественно со своей стороны. Культура – со стороны духовного опыта отношений человека к богу, природе, социуму, самому себе, а цивилизация преимущественно – с материально-технической стороны. Различие их кроется также в том, что в культуре главным, регулирующим все общественные отношения началом, является мораль, оформленная в рамках традиционных религий, которые возникают на более поздних этапах исторического развития человечества, чем ранние формы религиозно-мифологических верований. В то время как в цивилизации регулирующим началом отношений в обществе выступает право, возникающее значительно позже моральных норм, заключающих в себе некое абсолютное знание о назначении человека и его месте в мире. Право менее всего содержит в себе элементы абсолютного первоначала и всегда относительно может регулировать и защитить интересы большинства, как и отдельной личности, поскольку слишком очевидна его связь и зависимость от власти имущих. Не случайно античная богиня правосудия изображалась с закрытыми очами.
Очень важно иметь истинное, а не искаженное представление о том, что заключено и отражено в научных понятиях, которыми мы так часто пользуемся. Наш язык не вправе искажать суть того, что несет в себе слово, ибо в противном случае нам вряд ли удастся постичь объективные жизненные реалии и вступить с ними в истинные взаимоотношения.
6. Список используемой литературы

1. Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993 г.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древние цивилизации. – М, 1989 г.
3. Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация. – М., 1992 г.
4. Лотман Ю. М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987 г.

ОГКОУ «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Проектная работа

Энциклопедия одного слова.

                                                                                         Выполнил

                                                                                         Суворовский Даниил

                                                             6 класс

      Руководитель проекта

                                                                                                            Лавринова Е.А.

Шуя, 2021

Содержание

  1. Введение
  2. Слово и его лексическое значение.

2.1 История слова (этимологический словарь).

2.2 Лексическое значение слова «вода» в словарях разных авторов.

2.3 Слово и его синонимы, антонимы, фразеологизмы.

2.4 Слово и слова – родственники.

2.5 Слова – рифмы.

2.6 Слово в фольклоре.

2.7 Слово в названиях художественных фильмов.

  1.    Заключение
  2.    Приложение
  1. Литература
  2.  Рецензия

                                       Введение.        

Сколько всего слов в русском языке? Какие слова входят в наш обиход?  Знаем ли мы значение каждого слова, которое произносим?                                                    

Над этими вопросами меня заставили задуматься уроки русского языка. И я подумал, если взять одно слово, «самое обыкновенное», которое знают абсолютно все, и создать его «энциклопедию».

Конечно, «энциклопедия» звучит громко. Но в данной работе мне бы хотелось проанализировать историю слова «вода», выяснить значение этого слова, работая со словарями, энциклопедиями, ссылаясь на имена известных лингвистов, изучая устное народное творчество, которое является хранителем литературного наследия и особенностей языка русского народа.

А самое главное — мой проект это прямое доказательство того, что такая работа возможна с любым словом, проникая в тайны которого, мы узнаем много нового и интересного о «великом и могучем» русском языке.

Актуальность данного проекта состоит в том, что сегодня в 21 веке, в наш язык вошло очень много неологизмов, и зачастую, засоряя свой язык, мы забываем и оставляем на обочине времени слова, которые употреблялись в речи на протяжении многих веков.

Цель: изучить лексическое значение слова «вода» и его сферы употребления.

Гипотеза. В русском языке слово может иметь множество лексических значений и употребляться в различных сферах.

Задачи:

1. Собрать материал на тему.

2. Изучить лексическое значение слова «вода», работая с различными источниками.

3. Выявить сферы употребления данного слова.

4. Систематизировать собранный материал.

Объект исследования: слово «вода».

Предмет исследования: лексическое значение и сфера употребления.

Методы исследования:

  1. отбор материала;
  2. теоретический анализ.

Новизна и практическая значимость исследования:

  1. Данное исследование может послужить примером того, как разнообразить работу на уроках русского языка для обучающихся любого уровня.
  1. Проектная работа имеет перспективу развития, в будущем возможно продолжение исследования во взаимосвязи с другими предметами (физика, химия, биология, экология).                          

Слово и его лексическое значение

История слова

ВОДА. «Французское еаи как будто вполне равно русской воде; однако образное употребление слова вода в смысле нечто лишенное содержания совершенно чуждо французскому слову, а зато последнее имеет значение, которое более или менее можно передать русским `отвар’ (eau de ris, eau d’orge). Из этого и других мелких фактов вытекает, что русское понятие воды подчеркивает ее пищевую бесполезность, тогда как французскому еаи этот признак совершенно чужд»

Общеславянское слово индоевропейской природы. Та же основа (хотя и с измененной гласной) имеется в слове ведро. Современные английское water и немецкое Wasser восходят к тому же индоевропейскому корню.

Слово в словарях разных авторов

Энциклопедический словарь

Вода. Химическое соединение двух атомов водорода с 1 атомом кислорода воды. Встречается в природе жидким, также в твёрдом состоянии; никогда не бывает абсолютно чиста. Чистая вода получается перегонкой.

                Большой толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова

Вода. Прозрачная, бесцветная жидкость, которая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода. Дождевая в. Морская в. Колодезная в. Жёсткая в. Питьевая в. Сырая в. Кипячёная в.

                                   Большой толковый словарь С.И. Ожегова

Вода. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. В некоторых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в (высоко поднявшая в берегах). Большая в (в половодье). Малая в (самый низкий её уровень). Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды ( в пределах данного государства). Территориальные воды (участки морского пространства, входящие в состав данного государства). Нейтральные воды. Потоки, струи, волны, водная масса. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода Околоплодные воды. Тяжёлая вода – разновидность воды, в  состав которой вместо обычного водорода входит дейтерии. Жёлтая вода – старое название глаукомы. Тёмная вода —  слепота вследствие болезни зрительного нерва. Водяной знак – видный только на свет рисунок или клеймо на бумаге.

Большой толковый словарь В.И. Даля

Вода. Стихийная жидкость, ниспадающая в вид дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озёра, в смеси с солями, — моря. Кипящая вода обращается в пар, мёрзлая образуется в лёд; испарения воды (влага, мокрота, сырость). Едва ли не все жидкости в природе содержат в себе воду. Сама же она состоит из двух газов: водорода и кислорода. Вольна вода, вообще глубина на которой судно стоит безопасно, где не может обмелеть. Мёртвая вода – от которой срастаются части изрубленного человека, оживающего от живой воды.

Слово и его синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Вода-суша.

Вода – жидкость.

Водой не разольёшь.

Словно воды в рот набрал.  

Воды (водой) не замутит.

Прошёл огонь, воду и медные трубы.

                Слово и слова-родственники

Водолаз                   Вода        ВодопадСочинение про толковый словарь ожеговаСочинение про толковый словарь ожеговаСочинение про толковый словарь ожегова

Сочинение про толковый словарь ожеговаСочинение про толковый словарь ожегова

Водный             Водяной         Водокачка         Водица Сочинение про толковый словарь ожегова

        Водонапорный             ВодичкаСочинение про толковый словарь ожеговаСочинение про толковый словарь ожегова

Подводник                                             ВодоёмСочинение про толковый словарь ожеговаСочинение про толковый словарь ожеговаСочинение про толковый словарь ожегова

Слова-рифмы

Вода – берега;   вода – сковорода; вода- сторона; вода — города; вода – страна; вода – господа;  вода – стрекоза; вода – полюса.

Слово в фольклоре.

Вода путь найдёт.

Где вода была, тут она и будет.

Мутную воду пьют в невзгоду.

Мать того не ведает, что сын у воды без хлеба обедает.

Не отведав броду, не мечись в воду.

Узок путь зимою, а жидок водою.

Февраль богат снегом, а апрель-водою.

Шилом воды не нагреть.

Вола зовут в гости не мёду пить, а воды возить.

В воду глядишь, а огонь говоришь.

На молоке обжёгся – и на воду станешь дуть.

Что с гуся вода – не былые слова.

Против воды плыть трудно.

В полую воду за рекою не ночуй.

Жнут порою, а едят с водою.

Лучше воду пить в радости, нежели мёд в кручине.

Масло с водой не смешаешь.

От дождя – не в воду, то огня – не в полымя.

От жару и вода кипит.

Не в том сила, что кобыла сива, а в том чтобы воду возила.

Все беды в воду – и пузыри вверх.

Бывает порою – течёт вода горою.

Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаянье.

Поздно щуке на сковородке вспоминать о воде.

Дурак камень бросит в воду, умный не достанет.

С лица воды не пьют, абы умён-то был.

С его лица не воду пить.

Царь воду не удержит.

В те поры жди свободы, когда сольют воды.

Апрель с водой, а май с водой.

Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьёт – не напьётся,

Третий гуляет – не нагуляется.

(Огонь, земля, вода).

Двое стоячих, двое лежачих,

Два разбойника, разорителя.

(Небо и земля, солнце и месяц,

огонь и вода).

Что в руках не удержать,

Что в решете не унести.

(Вода).

Мать меня рождает, а я её.

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рождён,

Сам её рождает.

(Лёд и вода).

В жаркий день самой сладкой бывает.

(Вода).

Какое самое лучшее лекарств

(Вода).

Жевать – не жуётся,

Но легко глотается.

(Вода).

               Слово в названиях художественных фильмов.

Огонь, вода и медные трубы…

Режиссер: Александр Роу

Жанр: сказка, детский, семейный

Год выпуска: 1968
Сюжет фильма: 

Герой фильма Вася как-то отправился в лес, чтобы жечь уголь. И там, на полянке, ему повстречалась Аленушка, которая пасла своего козленка. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Но слуги Кащея Бессмертного похитили девушку прямо на глазах у Васи. В поисках возлюбленной Вася в буквальном смысле проходит сквозь огонь и воду. Но труднее всего устоять перед медными трубами, перед сверкающим сиянием славы…

Темная вода (Темные воды) / Dark Water 
Страна: США

Режиссер: Walter Salles

Жанр: Мистика, Ужасы

Год выпуска: 2005

Сюжет фильма: 

История молодой женщины, которая въезжает в старый заброшенный дом со своей дочерью. Через какое-то время они понимают, что являются не единственными жителями дома, а их сосед — давно умерший хозяин, так и не обрел покой и обречен бесплотно существовать в опустевшей квартире…

Вода / Water

Страна: Индия / Канада

Режиссер: Диипа Мехта

Жанр: Мелодрама

Год выпуска: 2005

Сюжет фильма: 

Действие происходит в 1930-е годы во время борьбы Индии за независимость от британской колонизации. В фильме рассказывается о женских приютах в Индии, в которых по принятым святым законам того времени должны были жить скорбящие 8 – 80-летние жены погибших или умерших мужей. В такое учреждение около реки Ганг отец приводит свою 8-летнюю дочь, которой несколько минут назад сообщили о смерти мужа, хотя она вовсе не помнит, чтобы когда-нибудь выходила замуж. Грусть откровенной девочки изменяет завязавшаяся дружба со старшей похожей участи красавицей Калияни, которая вынуждена заниматься проституцией, чтобы можно было прокормить жительниц приюта. Она как-будто прекрасный цветок в грязной воде. Калияни может спасти только в нее безумно влюбившийся идеалист адвокат Нараяни, который желает наконец изменить культурные традиции родной Индии.

Хищные воды / Black Water

Оригинальное название: Black Water

Страна: Австралия

Режиссер: Эндрю Трaуки

Жанр: триллер

Год выпуска: 2007

Сюжет фильма: 

Грейс, Адам и Ли решают провести выходные на рыбалке на живописной реке, среди непроходимых джунглей. На месте они нанимают проводника — лучшего знатока окрестностей. Отличная погода, красивые места, прекрасный клев — все указывает на то, что путешествие будет легким и увлекательным. Но даже такой профессионал, как их проводник, не подозревает какая опасность таится в тихой и на вид безопасной заводи…

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Слово «вода» в собственном творчестве.

Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!

Бежит, льётся ручеёк-

Маленькая речка

Превратится он в исток,

А потом и в речку.

Широка и глубока

Водная стихия.

Разольётся океан,

Словно небо синий.

Испарится та вода,

Станет облаками,

А потом с небес на нас

Выльется дождями.

Потечёт среди болот и лесов дремучих

И опять приют найдёт в водах рек кипучих.

                           Заключение.

 Моя работа — последовательный лексический анализ слова «вода», где шаг за шагом было установлено значение слова в словарях разных авторов, были установлены слова — родственники, синонимы, антонимы, слова- рифмы. Рассмотрены сферы употребления данного слова, которые непосредственно связаны с языком.

В ходе выполнения проекта мною были решены следующие задачи:

1. Собран материал на тему.

2. Изучено лексическое значение слова «вода».

3. Выявлены сферы употребления данного слова.

4. Систематизирован и оформлен собранный материал.

 Подводя итоги, можно сказать, что цель достигнута, задачи выполнены, работа создана в полном объеме, «Энциклопедия одного слова» составлена.

Работа, на мой взгляд, удачная, потому что, во — первых, проект актуален, так как у моих сверстников потеряно бережное отношение к родному языку, а вернуть его можно только в том случае, если появится интерес, а мое исследование это и есть возможность заинтересовать всех неравнодушных; во – вторых, проделав эту работу, точку ставить еще рано, так как мой проект имеет перспективу развития, и в будущем я надеюсь на сотрудничество учителей биологии, физики, химии или экологии. Ведь сколько тайн в себе скрывает вода!  И конечно же, в-третьих, такая форма работы может быть очень полезна при подготовке к ОГЭ, так как такому исследованию можно подвергнуть абсолютно любое слово и заключённое в нём понятие, а это станет хорошим подспорьем при написании сочинения и изложения.            

                                             Литература.

  1. Большой толковый словарь Ожегова – Ожегов. 2001 год.
  2. Большой толковый словарь Даля – Даль. 2002 год.
  3. Словарь фразеологизмов – 1989 год.
  4. Этимологический словарь – 1986 год.
  5. Книга «Вода побеждает неизлечимые болезни» — Г.Гарбузов. 2007 год.
  6. Книга «Малые жанры русского фольклора» пословицы, поговорки, загадки – В.Н. Морохин. 1979 год.

Рецензия.

  Проектная работа «Энциклопедия одного слова», выполненная обучающимся 6 класса Суворовским Даниилом, интересна своей глубиной исследования.

Даниил показал свои лучшие качества: умение работать с текстом, умение извлекать нужную информацию. Также данная работа доказывает, что Даниил не только может работать с теорией, способен доказать на практике свои знания и умения, но еще это очень творческий и любознательный человек.

Поставленные цели и задачи достигнуты.

Автором проекта был собран материал о лексическом значении слова «вода», проведено исследование о сфере употребления, сделана попытка попробовать свои силы в творчестве, а это, на мой взгляд, дорогого стоит, когда автор проекта, обучающийся 6 класса,  занимается исследованием и представляет на публику свое творчество, что подтверждает актуальность темы, интерес к языку и бережное к нему отношение, о котором не раз говорил Даниил  во вступлении и в заключении работы.                  

Как правильно пишется слово «командировка»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова белиться (глагол), белились:

Ассоциации к слову «командировка&raquo

Синонимы к слову «командировка&raquo

Предложения со словом «командировка&raquo

  • Наде трудно с ребёнком, сложно жить в маленькой и неуютной квартире, переносить отдалённость от родителей, безработицу и длительные командировки мужа.

Цитаты из русской классики со словом «командировка»

  • Вместо отпуска Сабирову дали командировку. Его отправили с обстоятельным докладом в комитет сибирской железной дороги.

Сочетаемость слова «командировка&raquo

Какой бывает «командировка»

Значение слова «командировка&raquo

КОМАНДИРО́ВКА , -и, род. мн.вок, дат.вкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. командировать. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «командировка&raquo

КОМАНДИРО́ВКА , -и, род. мн.вок, дат.вкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. командировать.

Предложения со словом «командировка&raquo

Наде трудно с ребёнком, сложно жить в маленькой и неуютной квартире, переносить отдалённость от родителей, безработицу и длительные командировки мужа.

Пусть уже сам учится справляться, а у меня хоть волосы за время служебной командировки обратно отрастут.

Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

«КоМандировка» или коММандировка» − как правильно пишется?

Часто можно слышать фразу: «Мой папа уехал в командировку». Но каждый ли знает лексическое значение этого слова и тем более командировка как пишется? Если нет, читайте статью до конца.

  • Значение и разбор слова
  • Объяснение правила орфографии
  • Примеры предложений

Значение и разбор слова

Большой толковый словарь дает лексическое значение существительного. Это поездка куда-либо с поручением.

Начальник отдела принял решение послать меня в командировку для решения производственного вопроса.

При произношении слова происходит палатализация не только звука «д», но и «н». Буква «в» произносится как парный звук «ф». Это должно быть отражено в транскрипции.

В лексеме 5 слогов. Акцент падает на четвертый. Остальные гласные безударные.

Команд − корень. Родственными словами являются «команда», «командовать», «командир».

Необходимо обратить внимание на то, что в этом слове 3 суффикса – «ир», «ов», «к».

Это существительное первого склонения (окончание – «а»), женского рода, неодушевленное, нарицательное. Эти признаки относятся к постоянным. Они не меняются при трансформации слова.

Падеж и число принадлежат к изменяемым признакам.

В предложении является подлежащим, дополнением, именной частью сказуемого.

Объяснение правила орфографии

Изначально слово было заимствовано из французского (commander) или из немецкого (kommandieren). По правилам орфографии иностранная лексема должна полностью сохранять написание родного языка. Командировка правильно или коммандировка.

Существительное пишется с одной буквой «м». Некоторые заимствованные слова в процессе эволюции перестроились в соответствии с моделями принявшего их языка. Это привело к потере согласных. К таким лексемам относится слово «командировка».

Для лучшего запоминания написания к интересующему слову надо подобрать слова-образы:

В коМандировку надо ехать на Машине,
Покинуть доМ, такая уж судьбина.

КОМАНДИРОВКА

командировка — и, ж. commander, > нем. commandiren. 1. Отправление кого л. куда л. (с военным, позже также служебным заданием); пребывание где л. по делам службы. Сл. 18. Посылка, наряд в поход или для исправления какой должности на время. Ян. 1804. Ты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОМАНДИРОВКА — Отправление какого нибудь лица или отряда для временного исполнения известного поручения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМАНДИРОВКА Поручение служащему. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

командировка — См … Словарь синонимов

КОМАНДИРОВКА — по трудовому праву поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, учреждения, организации на определенный срокдля выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. О направлении работников в КОМАНДИРОВКУ издается приказ… … Финансовый словарь

КОМАНДИРОВКА — в трудовом праве поездка работника по распоряжению руководителя предприятия для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. На весь период К., в т.ч. и на время нахождения в пути, за лицом сохраняется место работы (должность),… … Юридический словарь

Командировка — выполнение служебного поручения работником вне места постоянной работы. На весь период К., в том числе и на время нахождения в пути, за работником сохраняются место работы (должность), средний заработок. За каждый день пребывания в пути и в К.,… … Словарь бизнес-терминов

КОМАНДИРОВКА — направление работников для выполнения служебных заданий, поручений вне места постоянной работы. Затраты на командировку именуются командировочными расходами. Часть затрат, которую несет сам командированный работник, возмещается ему организацией,… … Экономический словарь

КОМАНДИРОВКА — КОМАНДИРОВКА, и, жен. 1. см. командировать. 2. Служебное поручение, связанное с выездом куда н. Получить командировку. 3. Поездка для выполнения такого поручения. Уехать в командировку. В командировке кто н. 4. Удостоверение о таком поручении… … Толковый словарь Ожегова

КОМАНДИРОВКА — «КОМАНДИРОВКА», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1961, ч/б, 91 мин. Киноповесть. Конструктор Щербаков получает перед отпуском из колхоза телеграмму с сообщением о том, что его универсальный трактор, им сконструированный, не работает. Вместо… … Энциклопедия кино

Командировка — поездка военнослужащего для выполнения служебного задания вне пункта расквартирования воинской части (учреждения), в которой он проходит службу. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Командировка

(значение) — служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.

Происхождение

Почему в русском языке деловая поездка называется «командировкой»? Откуда такое название?

Например в английском языке командировка именуется «business trip», что так и переводится «деловая поездка».

Дело в том, что слово «командировка» возникло в русской армии. Так, еще в 18 веке было выражение отправить «в команду». Оно означало что человек направляется под командование такого-то лица на временное задание. Так, Болотов Андрей Тимофеевич (1738 – 1833) в книге «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» , 1738-1759 гг. пишет:

«Мы остановились в последней корзине и сочинили сообща приказ, предписав князю наистрожашим образом в оном, чтоб он по получении неотменно чрез час из квартиры выехал и явился б в штаб для отправления его в команду, о которой по прибытии объявится.».

От этого выражения и появилось слово «командировка». То есть оно означало изначально, что командируемого направляют во временное командование такого-то лица.

Так, в Толковом словаре живого великорусского языка (1863 – 1866 гг.) В.И. Даля слово «командировка» упоминается только в пояснении к слову «Командовать»:

Командировать кого куда, отрядить, нарядить, послать по делам службы, дать порученье. -ся, быть командируему. Командированье ·длит. командировка жен., ·об. действие по гл. Быть в командировке: получить командировку.

В словарях

Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова :

, -и, жен.

1. см. командировать.

2. Служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. Получить командировку.

3. Поездка для выполнения такого поручения. Уехать в командировку. В командировке кто-нибудь.

4. Удостоверение о таком поручении (разг.). Предъявить свою командировку.

прил. командировочный, -ая, -ое. Командировочное удостоверение. Получить командировочные (сущ.; деньги на расходы по командировке).

, -рую, -руешь; -ованный; совер. и несовер., кого (что). Отправить (-влять) куда-нибудь со служебным поручением. Командировать на конференцию. Гостиничные номера для командированных (сущ.).

сущ. командировка, -и, жен. и командирование, -я, ср.

Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова :

, командиро́вки, жен.

1. только ед. Действие по глаг. командировать; командирование (разг.). Задание было выполнено путем командировки специалистов на места.

2. Служебное поручение, сопряженное с поездкой куда-нибудь вне места постоянной работы. Получить командировку. Выполнить командировку.

3. Поездка куда-нибудь, связанная с выполнением служебного поручения. Возвратиться из командировки. Был в командировке 2 года. Ехать в командировку.

4. Офиц. документ — приказ, удостоверение о командировке (разг. канц.). Напишите мне командировку.

Примеры

«Горькие размышления» (1943 г.):

«Сами взгляните, какое у вас командировочное удостоверение. Оно маленькое. И мне там некуда штамп поставить. А без штампа какой же брак? Нет, я отказываюсь регистрировать вас.»

ИГОРНЫЙ ДОМ КОЛЕМИНА, Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 «Из записок судебного деятеля» (Издательство «Юридическая литература», Москва, 1966 г.) :

«. просил их обоих немедленно отправиться с командированными в их распоряжение жандармскими чинами к Колемину. «

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение про тик ток
  • Сочинение про технологии на английском
  • Сочинение про токтара аубакирова
  • Сочинение про товарища 5 класс
  • Сочинение про техникум на английском
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии