Учитесь замечать
грамматические ошибки. Если вы научитесь уверенно распознавать их в
задании, то не потеряете баллы в сочинении. (Критерий 9 — «Соблюдение
языковых норм».) Кроме того, задание, за которое вы можете получить 5 баллов,
требует особого отношения!
Формулировка задания:
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) ошибка в В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
Как выполнять такое задание? Целесообразнее
начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот,
подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете,
нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.
Разберем типичные грамматические ошибки в таком
порядке, в каком их следует проверять на экзамене.
Несогласованное приложение
Несогласованное приложение – это название книги,
журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.
В предложении изменяется по падежам родовое слово,
а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в романе «Война
и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро
«Тверская».
Если родового слова в предложении нет, изменяется по
падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую
осень» Левитана, встретимся на «Тверской».
Грамматическая ошибка: в романе «Войне и мире»; на
картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
В задании такая ошибка встретилась в предложении
3.
Прямая и косвенная речь.
Предложение с косвенной речью представляет собой
сложноподчиненное предложение. Сравните:
Проводник сказал: «Я
принесу вам чай» — Проводник сказал, что он принесет нам чай. Грамматическая
ошибка: Проводник сказал, что я принесу вам чай. (Личное местоимение
должно измениться.)
Пассажир спросил: «Могу ли я открыть
окно» — Пассажир спросил, может ли он открыть окно. Грамматическая
ошибка: Пассажир спросил, что может ли он открыть окно. (В
предложении есть ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)
Причастный оборот
Находим предложения с причастным оборотом, смотрим,
нет ли ошибок в его построении.
1. Внутрь причастного оборота не может попасть
определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после него.
Грамматическая ошибка: пришедшие зрители на встречу с
режиссером. Правильно: пришедшие на встречу с режиссером
зрители или зрители, пришедшие на встречу с режиссером.
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и
падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу: жители гор
(какие?), напуганные ураганом или жители гор (каких?),заросших
елями. Грамматическая ошибка: жители гор, напуганных
ураганом или жители гор, заросшие елями.
Обратите внимание: одно из событий,
случившееся прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь
идет об одном событии). Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым
летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»).
3. У причастия есть настоящее время (ученик,
запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило),
но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило –
грамматическая ошибка).
В задании такая ошибка встретилась в предложении 5.
Деепричастный оборот
Запомните:
Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное.
Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!
Находим в предложении подлежащее и проверяем,
выполняет ли оно действие, названное деепричастием. Идя на первый бал,
у Наташи Ростовой возникло естественное волнение. Рассуждаем: волнение
возникло — Наташа Ростова шла – разные действующие
лица. Правильный вариант: Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала
естественное волнение.
В определенно-личном предложении легко восстановить
подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое
значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы
составляете – ошибки нет.
Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом: Составляя
предложение, надо учитывать грамматическое значение слова.
Рассуждаем: Прочитав предложение, мне кажется,
что ошибки нет. МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в
начальной форме. Данное предложение с грамматической ошибкой.
Грамматическая связь между подлежащим и
сказуемым.
Ошибка может скрываться в сложноподчиненных
предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ,
КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».
В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое
подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО,
КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ,
МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе.
Анализируем предложение: Никто из тех, кто
побывал там летом, не были разочарованы. НИКТО НЕ БЫЛИ –
грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Те, кто не
пришли на открытие выставки, об этом пожалели. ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки
нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка.
В задании такая ошибка встретилась в предложении 2.
Нарушение видовременной соотнесенности
глагольных форм.
Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые:
неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности
действий. Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате
сделал много нелепых ошибок. Исправим ошибку: Я работаю
невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. (
Оба глагола несовершенного вида стоят в настоящем времени.) Я
работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых
ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол —
несовершенного вида — указывает на процесс, второй – совершенного вида –
указывает на результат.)
В задании такая ошибка встретилась в предложении
1: Тургенев подвергает и раскрыл…
Однородные члены предложения
Грамматические ошибки в предложениях с
союзом И.
- Союз И не может связывать один
из членов предложения с целым предложением. Я не люблю болеть и когда
получаю двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и
подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в
Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали
лекцию о значении спорта и почему им нужно
заниматься. (Исправим ошибку: Слушали лекцию о
значении спорта и о пользе спортивных занятий.
Или: Слушали лекцию о том, какое значение имеет
спорт и почему им нужно заниматься.) - Союз И не может связывать
однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и
причастий: Он высок и худощавый. Она умная и красива. - Союз И не может связывать
инфинитив и существительное: Я люблю стирать, готовить и чтение
книг. (Правильно: Я люблю стирать, готовить и читать книги.) - Трудно распознать ошибку в такой синтаксической
конструкции: Декабристы любили и восхищались русским
народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим
сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ
(КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно
задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению. Вот типичные
ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую
тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление
такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет
согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и
горжусь им.
Использование составных союзов.
- Учитесь распознавать в предложении следующие
союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И». В этих союзах нельзя пропускать
отдельные слова или заменять их другими: Не только мы, но наши
гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие
лица, а также внесценические персонажи. Как и днем, так
и ночью кипит работа. - Части двойного союза должны находиться
непосредственно перед каждым из однородных членов. Неправильный
порядок слов ведет к грамматической ошибке: Мы осмотрели не
только древнюю часть города, но и побывали в
новых районах. (Правильный порядок: Мы не только
осмотрели…, но и побывали…) В сочинении надо как о
главных героях, так и рассказать о художественных
особенностях. (Правильный порядок: В сочинении надо
рассказать как о главных героях, так и о
художественных особенностях.)
Обобщающие слова при однородных членах
Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены
стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами
и плаваньем. (Грамматическая ошибка: Сильные люди
обладают двумя качествами: доброта и скромность.)
Предлоги при однородных членах
Предлоги перед однородными членами можно опускать
только в том случае, если эти предлоги одинаковы: Он побывал в Греции,
Испании, Италии, на Кипре. Грамматическая ошибка: Он
побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре.
Сложноподчиненное предложение
Очень распространены ошибки, связанные с неправильным
использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов
ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.
Лишний союз: Меня мучил вопрос, что надо ли всё
рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был
далек от истины.
Смешение сочинительных и подчинительных союзов: Когда Мурке
надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь
поспать.
Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко
мне.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка
заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого
слова: Теплый дождик смочил землю, в котором так
нуждались растения. (Правильно: Теплый дождик, в
котором нуждались растения, смочил землю.)
В задании такая ошибка допущена в предложении 9.
Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ,
НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря
умению, согласно расписанию, вопреки правилам.
- Предлог ПО может употребляться в значении
«ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и
имеет окончание И: по окончании школы (после
окончания), по приезде в город (после приезда), по истечении срока (после
истечения срока).
Запомните:
по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ,
по приездЕ, по прилетЕ.
- Запоминаем особенности управления в следующих
словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Избегать (чего?) опасности
Отчитаться (в чём?) в расходах
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас
Уделять внимание (чему?) мелочам
Указывать (на что?) на недостатки
Упрекать (в чём?) в жадности
Запоминаем пары:
Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына
Верить в победу – уверенность в победе
Вопрос о строительстве – проблемы со строительством
Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды
Неосведомленность в проблеме – незнакомство с
проблемойОбидеться на недоверие – обидеть недоверием
Обращать внимание на здоровье – уделять внимание
здоровьюОзабоченность делами – тревога о делах
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение
Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу
Плата за услугу – оплата услуги
Превосходство над ним – преимущество перед ним
Предостеречь от опасности – предупредить об опасности
Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов
Удивляться терпению – удивлен терпением
Характерно для него – присуще ему
Задание 8 По-простому
Сложность 15 задания ЕГЭ по русскому языку заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, которую не всегда бывает легком определить. Также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.
Чтобы решить задание 15 ЕГЭ по русскому языку 2022, необходимо знать следующие темы:
- Правописание Н/НН в прилагательных
- Правописание Н/НН в причастиях
- Правописание Н/НН в наречиях
- Правописание Н/НН в существительных
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку 2022
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Определите часть речи слов, в которых пропущены Н или НН.
Запомните: причастия всегда образованы от глаголов, а прилагательные могут быть как отглагольными, так и отымёнными. Правописание Н/НН в прилагательном зависит от того, отглагольное оно или отыменное.
3. Для отглагольных прилагательных и причастий мы используем одну группу правил (написание зависит от наличия приставки, зависимых слов и вида глагола, от которого образовалось слово). Для отыменных прилагательных — другую (здесь мы обращаем внимание на основу слова, суффикс и др.)
4. Вспомните исключения.
6. Выпишите цифру/ы в бланк ответов.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное:
- отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета;
- может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида;
- имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»
Причастие:
- совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия;
- имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»;
- бывает действительным и страдательным.
Действительные причастия (действие производится предметом) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?
Например: читающий человек (человек сам читает)
Страдательные причастия (действие производится над предметом) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.
Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами (можно заменить прилагательным синонимом).
Примеры:
Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый).
Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый).
Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям).
Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям.
Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т.е. причастия, утратившие видовременное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия).
Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом);
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида;
3) могут иметь зависимые слова.
Н | НН |
1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных. Юбилей-юбилейный Синий, зеленый 2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: Искл: оловянный, стеклянный, деревянный | 1. В отыменных прилагательных с основой на -н. Сон – сонный Длина – длинный 2. В отыменных прилагательных с суффиксами -енн- , -онн- Искусство-искусственный, |
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов Красить (гл НВ без приставки) — крашеный Пугать – пуганый Звать-званый Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о) Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный | 3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм. Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный |
4. В кратких причастиях: Засеянный -засеян(а,о,ы) Отраженный — отражен(а,о,ы) | 4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный: Балованный, циклеванный Искл: кованый, жёваный |
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н- Юная девушка – девушка юна Зеленые деревья – деревья зелены | 5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн- Ценная вещь – вещь ценна Длинная дорога – дорога длинна |
Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались: Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил. | |
Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань Масляный (=на масле) насос, двигатель Ветреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренный Ветряной (=приводимый в движение ветром) двигатель Раненый солдат Раненный в ногу солдат |
НН | Н |
Если корень оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н. Например: конница, бесприданница, малинник | Если существительное образовано от основы прилагательного (отыменного) с одним Н. Например: песчаник, пряности, юность |
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 15
Определение
Словообразование в английском языке – это один из наиболее продуктивных способов расширения и обогащения словарного состава. Выделяют два способа словообразования:
Словопроизводство
Словопроизводство – образование новых слов преимущественно путем прибавления к корню приставок и суффиксов.
Например: | to move – movement |
двигаться – движение |
Словосложение
2. Словосложение – соединение двух и более корневых слов в одно составное.
Например: | work + man = workman |
работа + человек = рабочий |
Конверсия
Словообразование может происходить путем конверсии*. При этом от существующего слова без изменения его формы образуется новое слово, принадлежащее к другой части речи. В английском языке от существительных могут образовываться глаголы и наоборот; глаголы могут также быть образованы от прилагательных; иногда существительные и прилагательные, а также существительные и глаголы совпадают по форме.
Конверсия – способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения.
Образование одного слова из другого без изменения произношения и написания слова
Например: | dream – to dream |
мечта – мечтать |
Например: | near – to near |
близкий – приближаться |
Например: | evil – evil |
зло, вред – дурной, зловещий |
Артикли и частицы
Для того чтобы показать, к какой части речи относится слово, используются артикли и частицы:
Например: | a mistake – to mistake |
ошибка – ошибаться |
Способы словопроизводства
Словопроизводство
Словопроизводство может происходить следующими способами:
Чередования звуков
1. При помощи чередования звуков. При этом написание слова может либо измениться, либо нет:
Например: | advice – to advise Здесь происходит чередование последнего звука s – z. |
совет – советовать |
Ударение
2. При помощи ударения. Это, в основном, касается существительных и глаголов, которые совпадают по форме. У существительных ударение падает на первый слог, у глаголов – на второй:
Например: | ‘present – to pre’sent |
подарок – дарить |
Например: | ‘increase – to in’crease |
увеличение – увеличивать |
Аффиксы
3. При помощи аффиксов (префиксов и суффиксов). Префиксы стоят в начале слова, суффиксы – в конце. Префикс ставится в начале слова и изменяет значение корневого слова:
Например: | to tell – to retell |
сказать – пересказать |
Префиксы
К наиболее употребительным префиксам английского языка относятся: a-, be- co-, counter-, de-, dis-, ex-, in-, im-, out-, over-, post-, pre-, sub-, super-, trans-, ultra-, under– и другие:
Например: | to appear – to disappear |
появляться – исчезать |
Например: | possible – impossible |
возможный – невозможный |
Например: | Atlantic – transatlantic |
атлантический – трансатлантический |
Суффиксы
Суффикс ставится после корня и изменяет принадлежность слова к той или иной части речи.
Производные существительные образуются путем прибавления суффикса к глаголам, прилагательным и другим существительным. Наиболее употребительными здесь являются следующие суффиксы: –er, –or, –ant, –ent, –ion, –ment, –ture, –age, –ence, –ance, –ing, –ism, –ity, –ness, –ency, –ship, –ist, –ian и другие:
Например: | to sail – sailor |
плавать – моряк |
Например: | sad – sadness |
грустный – грусть |
Например: | partner – partnership |
партнер – партнерство |
Производные прилагательные
Производные прилагательные образуются путем прибавления суффикса к глаголам, существительным и другим прилагательным. Наиболее употребительными здесь являются следующие суффиксы: –ive, – able, –uble, –ent, –ant, –ish, –y, –al, –ical, –ous, –ful, –less, –proof и другие:
Например: | to observe – observant |
наблюдать – наблюдательный |
Например: | child – childish |
ребенок – детский |
Например: | cloud – cloudy |
облако – облачный |
Перевод
Иногда слова с некоторыми суффиксами переводятся на русский язык словосочетаниями:
Например: | event – eventless |
событие – несобытийный |
Производные наречия
Производные наречия образуются путем прибавления суффикса к прилагательным, реже к существительным, порядковым числительным и причастиям:
Например: | second – secondly |
второй – во-вторых |
Например: | home – homeward |
дом – по направлению к дому |
Словосложением
Словосложением образуются следующие части речи:
Сложные существительные
Они обычно образуются путем сложения двух существительных, прилагательного и существительного или глагола и существительного. Некоторые составные существительные состоят двух существительных с предлогом между ними.
Например: | air + field = airfield |
воздух + поле = аэродром |
Например: | heavy + weight = heavyweight |
тяжелый + вес = тяжеловес |
Например: | to view + point = viewpoint |
рассматривать + мнение = точка зрения |
Например: | sister-in-law |
золовка |
Сложные прилагательные
Они образуются путем соединения существительного или наречия с прилагательным или причастием.
Например: | well + educated = well-educated |
хорошо + образованный* = образованный |
*Здесь нужно заменить перевод «educated» на синоним, чтобы была разница в переводе частей слова и конечном варианте
Например: | water + proof = waterproof |
вода + непроницаемый = водонепроницаемый |
Сложные глаголы
Они образуются путем соединения существительного или прилагательного с глаголом.
Например: | hand + to cuff = to handcuff |
рука + ударять рукой = надевать наручники |
Например: | full + to fill = to fulfil |
полный + наполнять выполнять |
Сложные местоимения, предлоги, наречия и союзы
Например: | any + thing = anything |
что-либо |
Например: | in + to = into |
в, внутрь |
Например: | with + out = without |
без, вне, снаружи |
Послелоги
Сложные слова, включающие ever, а также here, there, where с послелогами.
Например: | what + ever = whatever |
что бы ни |
Например: | how + ever = however |
как бы ни, однако |
Например: | there + fore = therefore |
поэтому |
Дополнительные материалы:
- Простые, составные и производные глаголы
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
СейÑÐ°Ñ Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в миÑе пеÑедовÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, владеем ÑдивиÑелÑнÑми гаджеÑами и полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¹. ÐаÑка не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° меÑÑе и динамиÑно ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑиÑ. Ðогда же можно бÑÐ´ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑимÑма в ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑком пÑогÑеÑÑе? Я ÑÑиÑаÑ, ÑеловеÑеÑÑво добÑеÑÑÑ Ð¿Ð¸ÐºÐ° в новÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑÑ , когда наÑÑиÑÑÑÑ ÑазÑмно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ñ . ÐовÑеÑÑва не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ менÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей Ñеловека, оÑкÑÑÑиÑми Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вноÑиÑÑ ÑолÑко благоÑвоÑное воздейÑÑвие на жизнÑ, пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, а не вÑед. РпÑоизведениÑÑ ÑÑÑÑкой лиÑеÑаÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ найÑи пÑимеÑÑ, подÑвеÑждаÑÑие ÑÑи мÑÑли.
Так, в ÑаÑÑказе «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа» Ð. Ð. ÐлаÑонова Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ какÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑинеÑÑи пÑогÑеÑÑ. ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ, ÑÑиÑелÑниÑа ÐаÑÐ¸Ñ ÐаÑÑÑкина, по ÑаÑпÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð»Ð° в пÑÑÑÑнное Ñело ХоÑÑÑово. Ðогда она впеÑвÑе Ñвидела ÑÑо меÑÑо, ее Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñила ÑоÑка: ÑжаÑнÑе погоднÑе ÑÑловиÑ, вÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑи полноÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð½ÐµÑено пеÑком, лÑди боÑÑÑÑÑ Ñо ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ÐµÐ¹, но ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÑд беÑполезен. ÐаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñала ÑабоÑаÑÑ Ð¸ вÑкоÑе понÑла, ÑÑо невозможно наÑÑиÑÑ ÑемÑ-Ñо беднÑÑ , голоднÑÑ Ð¸ ÑмиÑаÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей. ÐеÑÑнÑм жиÑелÑм бÑло не до поÑвÑÑениÑ. ÐаÑÑÑкина ÑеÑила взÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ в Ñвои ÑÑки и адапÑиÑоваÑÑ Ð¿ÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑÑловиÑм Ñела. Ðна ÑÑала изÑÑаÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ¹Ñие ÑпоÑÐ¾Ð±Ñ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ñ Ð¿ÐµÑком и внедÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñии. ÐбÑими ÑÑилиÑми вÑÑадили деÑевÑÑ, поÑÑÑоили заÑиÑнÑе баÑÑеÑÑ, наÑÑилиÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑваÑÑ Ð´ÐµÑевое Ñопливо и водÑ. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ Ð² Ñеле ÑÑала лÑÑÑе. Таким обÑазом, пÑавилÑное влиÑние пÑогÑеÑÑа облегÑило ÑÑÑеÑÑвование лÑдей. ÐовÑеÑÑва и изобÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑли позиÑивнÑй вклад в ÑазвиÑие Ñела, ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¾ жиÑелÑм в бÑÑÑ.
СледÑÑÑий пÑимеÑ, подÑвеÑждаÑÑие мои мÑÑли, — повеÑÑÑ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе», где можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹. ÐÑоÑеÑÑÐ¾Ñ ÐÑеобÑаженÑкий пÑовел опеÑаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ пеÑеÑадке ÑеловеÑеÑкого гипоÑиза Ñобаке. РезÑлÑÑÐ°Ñ ÑкÑпеÑименÑа ÑдивиÑелÑнÑй: обÑÑнÑй Ð¿ÐµÑ Ð¿ÑевÑаÑилÑÑ Ð² Ñеловека. Ðднако оÑкÑÑÑие оказалоÑÑ Ð½ÐµÑдаÑнÑм, поÑколÑÐºÑ ÑизиологиÑеÑки ÑÑо бÑл Ñеловек, но никак не дÑÑой. ÐолигÑÐ°Ñ Ð¨Ð°Ñиков, Ñак назвал ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¸ÑпеÑÑннÑй гÑажданин, некÑлÑÑÑÑно ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÐ», поÑÑил Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑÑ, кÑÑÑил вÑÑ Ð² доме и неÑважиÑелÑно оÑноÑилÑÑ Ðº окÑÑжаÑÑим. ÐеобÑÑÑнÑй наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑжаÑнÑм поÑледÑÑвиÑм. ÐаÑка не вÑеÑилÑна, она не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑиниÑÑ Ñебе пÑиÑодÑ. Ðа данном пÑимеÑе, Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼, ÑÑо еÑли пÑогÑеÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑ Ñ Ð¾Ð´ миÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑÑоÑвÑиеÑÑ Ð¿Ñавила жизни, Ñо ÑÑо пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº подмене ÑенноÑÑей и гÑбиÑелÑнÑм поÑледÑÑвиÑм.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог вÑÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑеÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо пÑогÑеÑÑ Ð¸ блага, коÑоÑÑе он нам даеÑ, нÑжно иÑполÑзоваÑÑ Ñ Ñмом, ÑÑиÑÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑевозможнÑе поÑледÑÑвиÑ. Ðогда Ð¼Ñ Ð±Ñдем ÑоблÑдаÑÑ ÑÑи пÑавила, Ñможем извлекаÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¸Ð· наÑки и добиваÑÑÑÑ Ð²ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð². Ðажно помниÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — вÑзов, Ñеловек должен понимаÑÑ ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ он Ñ Ð½Ð¸Ð¼, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐлеÑÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ ÑабоÑÑ, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÑÑ Ð²Ñем ÑÑебованиÑм иÑогового ÑоÑинениÑ. Ð ÑоÑинении ÐÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½ÑÑÑиÑÑеÑе ÑпоÑобноÑÑÑ ÑаÑÑÑждаÑÑ Ð½Ð° пÑедложеннÑÑ ÑемÑ. ÐоказÑÐ²Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑоÑмÑлиÑÑÑ Ð°ÑгÑменÑÑ, ÐÑ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑеплÑеÑе Ð¸Ñ Ð¿ÑимеÑами из Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑеÑевÑе, оÑÑогÑаÑиÑеÑкие, пÑнкÑÑаÑионнÑе и гÑаммаÑиÑеÑкие оÑибки.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
ÐÑ ÑаÑÑÑждаеÑе на пÑедложеннÑÑ ÑемÑ. СоÑинение ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ñеме, в нÑм еÑÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, пÑоÑлеживаеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑказÑваниÑ.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ð ÑаÑÑÑждениÑÑ ÐÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаеÑеÑÑ Ð½Ð° два Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ делаеÑе ÑÑо ÑбедиÑелÑно, но анализ пÑоизведений нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð³Ð»Ñбоким. ÐÑобенно ÑÑо каÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑи Ð.Ð. ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе».
1 пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ — ÑаÑÑказ Ð. ÐлаÑонова «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа» иллÑÑÑÑиÑÑÐµÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
2 пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ — повеÑÑÑ Ð.Ð. ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе» вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² Ñоли конÑÑаÑгÑменÑа (неÑазÑмное иÑполÑзование ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, вмеÑаÑелÑÑÑво в пÑиÑодÑ, наÑÑÑение законов миÑозданиÑ).
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
УдалоÑÑ Ð²ÑдеÑжаÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑи. ÐогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок, меÑаÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла Ñказанного, неÑ.
ÐÑибки
СейÑÐ°Ñ Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в миÑе пеÑедовÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, владеем ÑдивиÑелÑнÑми гаджеÑами и полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¹.
ÐÑÑÑе добавиÑÑ Ñлово «Ð´ÑÑгой» (владеем ÑдивиÑелÑнÑми гаджеÑами и дÑÑгой полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¹), ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ бÑло логиÑеÑкой оÑибки, инаÑе полÑÑаеÑÑÑ, ÑÑо гаджеÑÑ Ð½Ðµ оÑноÑÑÑÑÑ Ðº полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐµ.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
Ð ÑабоÑе еÑÑÑ ÑеÑевÑе оÑибки и ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑи, но они не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла ÑоÑинениÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑиÑ.
ÐÑибки
ÐаÑка не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° меÑÑе и динамиÑно ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑиÑ.
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ. ÐÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑовеÑÑаÑÑÑÑ Ð² наÑке. Слово «Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸Ñно» в данном ÑлÑÑае неÑмеÑÑно. ÐÑли Ð±Ñ Ð²Ñ Ð¿Ð¸Ñали о Ñом, ÑÑо наÑка ÑазвиваеÑÑÑ, Ñо обÑÑоÑÑелÑÑÑво обÑаза дейÑÑÐ²Ð¸Ñ «Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸Ñно» Ñ Ð¾ÑоÑо подоÑло (ÐаÑка поÑÑоÑнно ÑазвиваеÑÑÑ, ÑовеÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñ.д.).
ÐовÑеÑÑва не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ менÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей Ñеловека, оÑкÑÑÑиÑми Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вноÑиÑÑ ÑолÑко благоÑвоÑное воздейÑÑвие на жизнÑ, пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, а не вÑед.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ, наÑÑÑение ÑÑилиÑÑиÑеÑкой одноÑодноÑÑи. Слово «Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ» оÑноÑиÑÑÑ Ðº книжнÑм. Ðа мой взглÑд, оно ÑÑилиÑÑиÑеÑки не ÑовÑем впиÑÑваеÑÑÑ Ð² обÑÑÑ ÑзÑковÑÑ «ÐºÐ°ÑÑинѻ ÐаÑей ÑабоÑÑ.
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ð² ÑловоÑоÑеÑании «Ð²Ð½Ð¾ÑиÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие». ÐбÑÑно говоÑÑÑ «Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие».
Таким обÑазом, пÑавилÑное влиÑние пÑогÑеÑÑа облегÑило ÑÑÑеÑÑвование лÑдей.
ÐеÑоÑно подобÑано Ñлово.
СледÑÑÑий пÑимеÑ, подÑвеÑждаÑÑие мои мÑÑли, — повеÑÑÑ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе», где можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
ÐÑÑÑе избегаÑÑ Ñакого «Ñкоплениѻ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑнÑÑ ÑÑдом. ÐозможнÑй ваÑианÑ: … можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑовÑеменнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека.
Ðднако оÑкÑÑÑие оказалоÑÑ Ð½ÐµÑдаÑнÑм, поÑколÑÐºÑ ÑизиологиÑеÑки ÑÑо бÑл Ñеловек, но никак не дÑÑой.
ÐеÑоÑно вÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑÑлÑ.
ÐеобÑÑÑнÑй наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑжаÑнÑм поÑледÑÑвиÑм.
ÐаÑÑÑение лекÑиÑеÑкой ÑоÑеÑаемоÑÑи. ÐоÑÑÑ, ÑÑо Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑÑекÑиÑовки мÑÑли, ÑолÑко заменой пÑилагаÑелÑного не обойÑиÑÑ.
ÐозможнÑй ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÐºÐ¾ÑÑекÑиÑовки:
ÐаÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð±ÐµÐ· нÑавÑÑвенной оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ пÑинеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог вÑÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑеÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо пÑогÑеÑÑ Ð¸ блага, коÑоÑÑе он нам даеÑ, нÑжно иÑполÑзоваÑÑ Ñ Ñмом, ÑÑиÑÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑевозможнÑе поÑледÑÑвиÑ.
СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ ÐºÐ°Ð½ÑелÑÑизмов в ÑоÑинении. ÐÑоме Ñого, в пÑедложении еÑÑÑ ÑмÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑÑоÑноÑÑÑ (иÑог — вÑвод).
Ðогда Ð¼Ñ Ð±Ñдем ÑоблÑдаÑÑ ÑÑи пÑавила, Ñможем извлекаÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¸Ð· наÑки и добиваÑÑÑÑ Ð²ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð².
Ðа ÑÑо ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑоимение?
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — вÑзов, Ñеловек должен понимаÑÑ ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ он Ñ Ð½Ð¸Ð¼, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐеÑдаÑнÑй поÑÑдок Ñлов.
… и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ñебе жизнÑ.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 5
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 1
Я ÑÑиÑаÑ, ÑеловеÑеÑÑво добÑеÑÑÑ Ð¿Ð¸ÐºÐ° в новÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑÑ , когда наÑÑиÑÑÑÑ ÑазÑмно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ñ .
-ÑÑÑ, -ÑÑÑÑ Ð² Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð°Ñ . ЧеловеÑеÑÑво (ÑÑо ÑделаеÑ?) добÑÑÑÑÑ, наÑÑиÑÑÑ. ÐдноÑÐ¸Ð¿Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñибка
ÐеÑÑнÑм жиÑелÑм бÑло не до поÑвÑÑениÑ.
ÐÑопÑÑк бÑÐºÐ²Ñ «Ð » пÑивÑл к иÑÐºÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑмÑÑла. ÐонеÑно, ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸ в Ð²Ð¸Ð´Ñ «Ð¿ÑоÑвеÑение».
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 2
Так, в ÑаÑÑказе «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа» Ð. Ð. ÐлаÑонова Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ ÐÐТ какÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑинеÑÑи пÑогÑеÑÑ.
СÐÐ Ñ Ð¿ÑидаÑоÑнÑм изÑÑÑниÑелÑнÑм. ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пеÑед пÑидаÑоÑнÑм пÑедложением.
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — вÑзов, Ñеловек должен понимаÑÑ ÐÐТ ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ он Ñ Ð½Ð¸Ð¼, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пеÑед пÑидаÑоÑнÑм изÑÑÑниÑелÑнÑм.
ÐÑаммаÑика — 2
ÐовÑеÑÑва не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ менÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей Ñеловека, оÑкÑÑÑиÑми Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вноÑиÑÑ ÑолÑко благоÑвоÑное воздейÑÑвие на жизнÑ, пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, а не вÑед.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. ÐÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ (комÑ?) лÑдÑм.
СледÑÑÑий пÑимеÑ, подÑвеÑждаÑÑие мои мÑÑли, — повеÑÑÑ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе», где можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ (какой?) подÑвеÑждаÑÑÐРмои мÑÑли.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐлеÑÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑеÑевÑм оÑоÑмлением и гÑамоÑноÑÑÑÑ. СовеÑ: ÑÑаÑайÑеÑÑ Ð½ÐµÑколÑко Ñаз пеÑеÑиÑÑваÑÑ ÑабоÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ Ð¾Ñибок. ÐÑибка на -ÑÑÑÑ, -ÑÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из ÑамÑÑ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑннÑÑ , поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑекомендÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð¿ÑовеÑÐºÑ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð² Ñ -ÑÑÑ, ÑÑÑÑ. Ðногие пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÑекомендÑÑÑ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð¿ÑовеÑÐºÑ Ð³ÑамоÑноÑÑи, наÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑеÑиÑÑваÑÑ ÑекÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ñледнего пÑедложениÑ. Так еÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð½Ðµ ÑледиÑÑ Ð·Ð° логикой ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли, а ÑоÑÑедоÑоÑиÑÑÑÑ Ð½Ð° оÑÑогÑаÑии и пÑнкÑÑаÑии.
УдаÑи!
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение разряда прилагательного
В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.
Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.
Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.
Стол:
- легкий (вес),
- деревянный (материал),
- мамин (принадлежность).
В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.
Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.
Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.
Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».
Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.
Разряды | Признаки | Примеры |
Притяжательные | Указывают на принадлежность некому человеку или животному. | Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий. |
Относительные | Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д. Образованы от существительных, глаголов и наречий. | Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер). |
Качественные | Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. | Краткий, легкий, высокий. |
Имеют степени сравнения. | Кратчайший, легчайший, высочайший. | |
Образуют краткую форму. | Краток, легок, высок. | |
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. | Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий. |
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Качественные прилагательные
Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:
- размеры (большой, маленький, крупный);
- вес (легкий, тяжелый, увесистый);
- цвет (черный, зеленый, красный);
- вкус (сладкий, соленый, горький);
- форма (квадратный, овальный, треугольный);
- температура (холодный, горячий, теплый);
- физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
- черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).
У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:
- большой — наибольший, самый большой;
- сладкий — сладчайший, очень сладкий;
- тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
- краткий — кратчайший, слишком краткий.
Для усиления эффекта также используется повторение:
- большой-пребольшой,
- сильный-пресильный,
- громкий-прегромкий.
Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.
- Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
- Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
- Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
- Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.
Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:
- робкий — робок,
- хрупкий — хрупок,
- тесный — тесен.
Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:
- веселый — невеселый,
- яркий — неяркий,
- вкусный — невкусный.
Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.
Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.
Важно!
Среди качественных прилагательных есть исключения, которые не имеют степеней сравнения и превосходной формы — это слова, указывающие на постоянный признак предмета или явления. Сюда относятся прилагательные, обозначающие цвет, состояние, форму, социальный статус и некоторые другие характеристики.
Например:
- пегая лошадь,
- красное знамя,
- квадратная коробка,
- слепой старик.
Относительные прилагательные
Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:
- место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
- фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
- материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
- действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
- назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
- количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
- отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).
В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).
Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.
Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.
Важно!
Если нужно определить, качественное прилагательное или относительное, попробуйте образовать превосходную степень от данного слова. У относительных прилагательных ее нет.
Потренируемся:
- старый дуб (старейший) — качественное;
- столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
- короткий путь (кратчайший) — качественное;
- стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.
Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:
- от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
- от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).
Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.
Притяжательные прилагательные
Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.
Вопросы | Примеры |
Чей? | Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник. |
Чья? | Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет. |
Чье? | Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло. |
Чьи? | Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы. |
Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.
У этого разряда есть свои особенности правописания:
- с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
- если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
- если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.
Как определить разряд прилагательного?
Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:
-
Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.
-
Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.
Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.
Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:
На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.
У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:
- Бабушкин — чей?
- Яблочный — какой?
- Ароматный — какой?
Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:
- бабушкин — притяжательное прилагательное.
От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:
- самый яблочный — звучит не очень гармонично,
- самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.
Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).
Следовательно:
- ароматный — качественное прилагательное.
О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:
- яблочный — относительное прилагательное.
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.
Сравните:
- золотое колье — сделанное из золота,
- золотой человек — очень хороший, доброжелательный.
Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.
- Медвежья берлога — чья?
- Медвежья услуга — какая?
- Лисья нора — чья?
- Лисья хитрость — какая?
В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.
Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:
- Беличья кладовая — чья?
- Беличья шуба — какая?
В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.