Сочинение про судьбу человека

Сочинения /литература /шолоховмихаил шолохов написал много произведений о простой жизни советских людей. как до войны, так и после войны. одним
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Шолохов

Михаил Шолохов написал много произведений о простой жизни советских людей. Как до войны, так и после войны. Одним из таких произведений является рассказ «Судьба человека». Оно пронизано трагизмом, все события происходящие в этом рассказе, говорят о тех ужасах, которые пришлись на судьбу целого мира, в годы войны. Главный герой рассказа обычный русский солдат, читатели вместе с ним проходят те испытания, которые ему предоставила судьба. Это произведение показывает, что даже при потери всего в жизни русский человек не сдается, а продолжает жить и надеяться на лучшее.

На страницах рассказа мы знакомимся с Андреем Соколовым, в начале войны он был призван в ряды Красной Армии. Дома у него остается жена и две дочери. В начале войны он получает тяжелое ранение и попадает в плен к фашистам. Он оказывается в концлагере, и на себе испытывает всю злобу немцев. Но он смог избежать расстрела и вернуться в ряды Красной армии. Но на этом испытания не закончились, вскоре его ждет новое.

Он получает отпуск, после госпиталя, приезжает домой и узнает о гибели своей семьи, его жена и дочки погибли под бомбами, а его дом во время бомбежки попала бомба, и все оказались погребенными под завалами дома. Единственным родным человеком у него остается сын, который сражался на передовой. Но в последний день войны, накануне победы сын погиб.

Андрей, убитый горем, переезжает жить в другой город. Он устраивается работать водителем, кажется, что жизнь закончена, так и будет один доживать свою жизнь, но судьба приготовила ему еще один подарок, только уже положительный. Однажды, когда он ехал по работе на трассе подобрал мальчугана – сироту. И по дороге решать забрать ребенка себе, и говорит, что он его отец, мальчик. не раздумывая кидается ему на шею. Дальше они вместе идут по жизни.

Рассказ показывает насколько была ужасна война. Она прошлась по судьбам людей, как каток, раздавила многих, но и многие не сломались. Показан дух русского народа. Герой получил огромную душевную боль, потерял всех родных и близких. Но его сердце не стало черствым, он не озлобился. Встретил на своем пути маленького человека, который, как и он потерял всех близких. Эти два потерявшихся человека нужны были друг другу, что бы у обоих появился смысл жизни.

Произведение представляет собой яркое, реалистичное откровение, которое наполнено философским смыслом.

Рассуждение

Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» повествует о судьбе человека Андрея Соколова.

Андрей, обыкновенный отец семейства, жил, работал и был по-своему счастлив. Но тут его мирную спокойную жизнь нарушает война. Вместе с тысячами других добровольцев, Соколов отправляется на фронт. Там он в полной мере познает все ужасы и последствия войны. Она вырвала его из привычных условий существования, заставила бросить родной дом, работу и семью. Ещё совсем недавно он вёл обычную жизнь, а с приходом войны всё перевернулось с ног на голову, его собственная жизнь стала хлестать его, не жалея. За что же ему такое наказание? Этот рассказ не просто история одного конкретного человека. Это судьба всего советского народа в одном лице, которого вторая мировая вынудила терять близких, терпеть лишения, лицезреть ужасы концлагерей и всё таки выстоять и победить. Именно это хотел выразить автор своим рассказом.

Шолохов рассказывает о подвиге своего героя не на трудовой ниве и не на поле боя, а в плену концлагеря, в руках фашистов. Здесь раскрывается полностью характер Соколова, его отвага и мужество в духовной борьбе с немецкими захватчиками.

Далеко от Родины ему приходится переживать ужасные испытания, выживать в нечеловеческих условиях и при всем при этом оставаться человеком. Но не только в этом видит Шолохов героизм своего главного героя. Его мужество выражается также в том, что он стойко выдерживает потерю своих близких, родного дома и свое вынужденное одиночество.

Из этой разрушительной войны Андрей Соколов всё же вышел победителем. Он вернул мир на землю, а сам потерял всё. Свою любовь, счастье, семью. У него даже от построенного его же руками домика осталась только выжженная воронка от немецкого снаряда.

После всех потрясений, оставшись совсем один, он всё же не клянет судьбу, никого не винит, а идёт к народу, в люди, пригревает сиротку Ванюшу, заменив ему отца. Благодаря Ване Андрей потихоньку возвращается к жизни.

Своим рассказом Шолохов доказал всем, что ничто не может сломить настоящего русского человека. Пережив плен, пройдя все кошмары войны, он остаётся добрым, чутким, порядочным и честным гражданином.

Сочинение» Как судьба человека связана с историей народа?»

Как судьба человека связана с историей народа?

Человек не может жить вне общества. Его жизнь, судьба неразрывны с государством, в котором он живёт, с теми историческими событиями, в которых он принимал участие.

Как судьба человека связана с историей народа? Этот вопрос всегда волновал писателей прошлого и наших современников, публицистов, философов и представителей научной мысли. Если обратиться к художественной литературе, то ответ очевиден: судьба человека неотделима от истории его народа.

Докажу своё мнение на примере нелёгкой, драматичной судьбы героя повести М.Шолохова « Судьба человека». Андрей Соколов – главный герой произведения — до войны создал семью, построил дом, где было тепло и уютно и ему, и жене Ирине, и их троим ребятишкам. Но война разрушила мирную жизнь всех граждан нашей страны, осиротила детей, унесла миллионы человеческих жизней. В каждую семью вошло горе, смерть. И Андрея Соколова это тоже не обошло стороной. « Родина — мать зовёт!» Эти слова с плаката каждый воспринимал как призыв защищать родину, землю, детей, своих людей — мирных граждан. И наш герой, как и многие советские люди, отправился на фронт. Он мужественно сражался с фашистами, попал в плен, а потом бежал оттуда, захватив важного немецкого офицера с очень нужными нашему командованию документами. Это был подвиг во имя Родины. Но в то время героизм был массовый, и сам солдат не чувствовал себя особенным, героем. Читая это произведение, понимаешь, какой тяжёлой была жизнь каждого, кто соприкоснулся с войной. Сколько страданий, лишений выпало на долю всех наших людей! И герою шолоховской повести пришлось пережить гибель семьи; он увидел разрушенный дом, где счастливо жил в довоенное время, радовался успехам детей, достатку и покою в семье. Даже 9 мая, День Победы, был омрачён страшным известием о гибели старшего сына — Анатолия. Мы видим, как жестоко обошлась судьба с Андреем Соколовым. Но мы понимаем, что «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой». Похоронки, извещения о том, что пропал без вести, приходили в каждый дом — казалось, вся земля была залита слезами матерей и жён, стариков и детей, оставшихся без родных, кормильцев. Таким образом, писатель убедительно доказал неразрывную связь отдельного человека с историей его народа.

Тема единства судьбы человека и судьбы страны нашла отражение и в творчестве А.А.Ахматовой: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был». Это вступление к поэме « Реквием» раскрывает сопричастность каждого человека к событиям в государстве. Лирическая героиня была одной из трёхсот женщин, стоявших в тюремных очередях Ленинграда. Это было страшное время « ежовщины», когда безвинных осуждали и расстреливали. Героиня вспоминает, как и в морозы, и в « июльский зной» она целыми днями стояла у красных стен Крестов, чтобы узнать о своём единственном сыне, попросить принять передачу для него. Но материнское горе изведала не одна героиня. Рядом с ней были и « подруги по несчастью» с голубыми от нервного и физического истощения губами, те, чьи «тёмные и чёрные локоны» превращались в седые, как только произносили убийственный приговор их любимым и дорогим, ни в чём не виновным людям. В годы политических репрессий страх за жизнь близких, за свою жизнь испытывал каждый. Героиня пишет о том, что « это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад». В поэме чётко прослеживается замысел автора — показать не семейную, а общенародную трагедию. А.А.Ахматова ещё раз показала, как тесно переплетается судьба одного человека с судьбой всего народа.

В заключение хочу подчеркнуть, что человек и народ едины: и в радости, и в беде. Мы победили в Великой Отечественной войне, потому что это было нашей общей бедой, сражение — нашим общим делом.

Сочинение 2

Шолохов наполнил трагизмом свое произведение «Судьба Человека». Рассказ посвящен событиям, происходившим в годы Второй Мировой Войны. Произведение пропитано ужасом и несправедливостью, которая была в то время. Главным героем является солдат. Именно через его образ читатель может почувствовать, что происходило на поле боя. Солдат многое пережил. В основном произведение посвящено русским людям. Автор восхищается их мужеством, храбростью, стрессоустойчивостью и волей к победе.

Солдат Андрей Соколов был направлен в ряды Советской армии. Дома у него была супруга и две дочки. Семья мотивирует его на победу. Находясь в эпицентре военных действий солдата, тяжело ранили, и он попал в плен врага. Находясь в немецком концлагере, он ощутил на себе все ужасы, которые могут только быть. Он очень хотел выжить и еще раз увидеть свою счастливую семью. Именно это дало ему силу и мужество и толкнуло солдата на побег. Все прошло удачно, и он вскоре вернулся к своим союзникам на фронт. Но на этом его испытания не заканчиваются. Судьба подкидывает солдату очередной не приятный сюрприз.

Служа в армии, Андрей заслужил законный отпуск. По пути домой он мечтал скорее увидеть свою любимую жену и дочерей. Но, когда он приехал в город он узнал ужаснейшую новость. Все его близкие погибли под бомбами врага. У Андрея еще был взрослый сын, он так же воевал. Это все, что осталось у мужчины. Больше близких и родных людей он не имел. Когда закончилась война, Андрей узнал о том, что на передовой был убит его старший сын. Мужчина был убит горем и морально очень подавлен. Он решил уехать в другой город жить. Он переехал и нашёл себе работу. Андрей познакомился с мальчиком, у которого погибли родители. Он, не раздумывая берет над ним опеку. На этой счастливой ноте заканчивается произведение.

Вся эта история показывает читателю, то какой жуткой и ужасной была Великая Отечественная Война. В этот период люди испытали много горя и страха. Солдат, который жил только ради своей семьи потерял ее. Он был сильно огорчен и морально убит этим известием. В этом заключается несправедливость войны. Андрея очень жалко. Ни один человек не заслуживает столько горя. Радует только одно, что солдат через время пришёл в себя и усыновил мальчика. Несмотря ни на что он не стал злым человеком, он остался добрым и великодушным. Это произведение должно научить нас ценить жизнь и больше не повторять ошибок прошлого.

Другие темы: ← По роману Они сражались за Родину↑ ШолоховСудьба крестьянства в произведениях Шолохова →

`

Сочинение что такое судьба

Судьба… Непостижимая сила, управляющая жизнью… Наверно, она все-таки существует, если люди с глубокой древности до наших дней верят в нее и даже пытаются предсказывать. Что такое судьба? Череда случайностей, совпадений или нечто предопределенное? Стоит ли спорить с судьбой или лучше безропотно ей покориться? Эти вопросы на протяжении тысячелетий не дают покоя мудрецам разных национальностей. А однозначных ответов пока нет. Да и будут ли когда-нибудь. «Судьба лепит и мнет как ей заблагорассудится», — говорил Плавт. Хорошо сказано…

Другое мнение у Монтеня: «Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется придать ему форму». Тоже, казалось бы, верно, хотя и в корне противоречит предыдущему высказыванию.

Даже у великих нет на этот счет единого мнения. Как же быть простому смертному? Восстать или смириться с неизбежностью? Каждый выбирает для себя. в зависимости от характера и образа мыслей. А судьба вносит коррективы… Думаю, в отношении к предопределению надо придерживаться «золотой середины». С одной стороны, не стоит недооценивать судьбу. По крайней мере, финал у всех нас один — и с этим не поспоришь

(другое дело — каким он будет и когда). Вспомним булгаковского Берлиоза. Он возомнил себя единственным творцом собственной жизни — а оказался «внезапно смертным», игрушкой в руках высших сил.

С другой стороны, глупо человеку, существу, обладающему разумом, бездействовать в ожидании чего-то неизбежного. В конце концов, никто пока не доказал, что судьба не предоставляет нам выбора. «Каждый сам кузнец своей судьбы…» Эти слова Юлия Цезаря — достойный ответ тем, кто считает себя безвольной игрушкой в руках всесильного рока, кто думает, что все в жизни предопределено заранее и совсем ничего нельзя изменить. Демосфен от рождения был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Судьба великого оратора ему совсем не улыбалась. Но настойчивостью и энергией он победил недостатки. И покорял своими выступлениями массы… Суворов родился слабым болезненным ребенком. Казалась бы, его судьба предопределена. Во всяком случае, о военной карьере не могло быть и речи. А он, благодаря воле и мужеству, стал великим полководцем.

Значит, можно поспорить с судьбой, предъявить ей свое право на свободу выбора. Главное — не опускать руки, не отступать перед трудностями, верить в себя и свои силы, создавать свою судьбу, а не встречать ее безропотно. Судьба благосклонна к сильным. Да, она тасует карты. Но играем ими мы! «Каждый сам кузнец своей судьбы…» Мудрые слова. Слова, полные смысла. И все же… Самому Цезарю, по легенде, было предсказано умереть в мартовские иды (15 марта по древнеримскому календарю). В тот день 44 г. он действительно погиб от рук заговорщиков-республиканцев. Удивительная, непредсказуемая вещь — судьба…

Популярные сочинения

  • Сочинение Илюша в рассказе Бежин луг Тургенева (образ и характеристика)
    В своем творении «Бежин луг» писатель рассказывает об охотнике, который заблудился в лесу, возвращаясь с охоты. После бессмысленного брождения охотник натыкается на открытую лужайку, где сидели 5 мальчишек.
  • Сочинение Одиночество человека
    Одиночество – это состояние человека, в данном состоянии он не имеет друзей или близких, которые могли бы его поддержать в трудную минуту. Или они есть, но просто не понимают данного человека. От этого люди и становятся одинокими
  • Сочинение на тему Рождество
    Сочельником у православных христиан именовали день на­кануне Рождества Христова. А само название рождественского сочельника связано с обычаем есть в этот день зерна пшеницы, размоченные в воде (чаще с медом) — сочиво.

Сочинение про Смирение и гордость

Уважать и ценить себя должен каждый человек, вне зависимости от внешности, пола, возраста, социального статуса. Равно, как и иметь чувство собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства, базирующееся на человеческих способностях, достижениях и уважении к самому себе и называется гордостью.

Однако не стоит путать гордость и гордыню. Ведь если первое понятие подразумевает самоуважение, которое имеет под собой адекватную подоплеку в виде реальных достоинств личности и ее моральных и этических понятий, то последнее чересчур гипертрофировано и предполагает гордость завышенную, непомерную.

Почему же личности необходимо уважать себя? Хотя бы потому, что каждый человек является индивидуальностью, имеет свои права и свободы, является гражданином страны – впрочем, как и все другие. Соответственно, один человек не должен ущемлять права другого и выражать к нему неуважение, насильно склонять к бесчестным поступкам.

Что же касается чувства гордости, оно помогает расставить приоритеты – что для человека допустимо, а что – постыдно и недостойно. Так что данное понятие затрагивает также и вопросы этики, морали, нормы, принятые в социуме.

Однако бывают случаи, когда своей гордостью стоит жертвовать – конечно же, речь не идет об унижении и деградации личности. Но иногда это качество приносится в жертву ради благих целей.

Допустим, когда человек, имеющий ученую степень, идет подрабатывать грузчиком, чтобы заработать дополнительные средства на лечение больного раком ребенка – это можно назвать неким ущемлением своей гордости.

Также существует такое понятие, как «смирение». Что же это такое? По сути, это полное отсутствие гордости и подчинение обстоятельствам (какими бы несправедливыми и обидными они ни были).

Конечно же, Библия характеризует смирение как положительное качество. Однако оно уместно далеко не всегда – ведь практикуя его, человек никогда не станет счастливым. Наоборот, он всегда будет пребывать в состоянии подавленности и дискомфорта.

Конечно же, иногда жертвовать принципами по весомому поводу – это похвально. Но если смирение чрезмерное, если человек не может постоять за себя, боится выразить свое мнение и позволяет иному человеку манипулировать собой – как правило, подобное не приводит к хорошим последствиям.

Ведь чувство собственного достоинства должно быть у каждого человека. И посягательства на него равносильны преступлению. Преступлению против морали и совести, против всех существующих догм и правил.

Разумеется, если путь смирения выбран осознанно – то попытки изменить ситуацию тщетны. Тем не менее, стоит помнить, что постоянное безропотное молчание не приведет к счастью.

Сочинения на тему Про жизнь и судьбу

  1. «Жизнь и
    судьба»
  2. Проблема счастья в
    жизни человека
  3. «Что формирует
    судьбу человека?»
  4. Высшее счастье жить
    среди людей и быть им нужным
  5. Что такое счастье
    (сочинение-рассуждение)
  6. Рецензия на роман В. С.
    Гроссмана «Жизнь и судьба»
  7. Моя жизненная позиция.
  8. Размышление о
    неповторимой личной судьбе человека
  9. Размышление о жизни
    человека

«Жизнь
и судьба»

О Великой Отечественной
войне написано очень много. Первые произведения о ней начали появляться уже в
середине сороковых годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи о войне
издавались сплошным потоком. И многие среди них были, к сожалению, совершенно
бездарны и нечитабельны. Сегодня, находясь более чем на полувековой дистанции,
отделяющей нас от той войны, читатель может подвести своеобразный итог развития
«военной» литературы. Среди произведений советских писателей, освещающих период
Великой Отечественной войны, особняком стоит роман Василия Гроссмана «Жизнь и
судьба». На долю этого произведения выпало много мытарств: роман запрещали,
подтвергали цензуре, арестовывали, пытались уничтожить. Однако роман «Жизнь и
судьба» не просто выжил, но и приобрел всемирную славу. С момента написания
этого произведения до его первой публикации в полном варианте прошло около
тридцати лет. Что же так испугало ревнителей «социалистического реализма» в
«Жизни и судьбе»? В одном из литературных журналов мне довелось прочитать о
дискуссии маститого историка и не менее маститого критика. Критик спрашивал, когда
же будет написана «Война и мир» о Великой Отечественной войне? Меня поразил
ответ историка: «Такое произведение уже есть. Это „Жизнь и судьба“ Василия
Гроссмана». Подобный ответ значит очень много. Во-первых, талант Гроссмана во
многом сродни таланту Толстого: оба автора изображают жизнь в ее полноте и
завершенности, а военное лихолетье накладывает на характеры героев глубокий и
неизгладимый отпечаток. Во-вторых, герои романов «Война и мир» и «Жизнь и
судьба» задумываются над более сложными вопросами, стоящими перед человечеством
вообще. В-третьих, и Толстой и Гроссман дали своим произведениям структурно
сходные названия. «Война» по отношению к «миру» является словом-антонимом.
Гроссман в тексте романа так объяснил противоречие между «жизнью» и «судьбой»: судьба
— это прямая дорога, залитая безжалостным светом, а жизнь — это хитрое и
сложное переплетение тропок, по которому все-таки нужно идти. Вот и идут герои
«Жизни и судьбы» по пересекающимся плоскостям пространства и времени, то
находя, то теряя друг друга в пламени военного пожара. Если присмотреться
внимательно, то со всеми героями романа Гроссмана происходит одно: каждый из
них желает встречи и не может встретиться — с любимой женщиной, с сыном, со
счастьем, со свободой. И единственная встреча, которая ждет всех героев «Жизни
и судьбы» — это одна, общая встреча с Днем Великой Победы. Сталинградская
битва, по мнению автора, стала переломным моментом не только европейской, но и
мировой истории. Отсюда берет свое начало животворящий и демократичный дух перемен,
так явно ощущавшийся в послевоенные годы. Да, пережив большую войну, вряд ли
возможно остаться теми же, что и прежде: ведь память о мертвых и живых держит
так крепко… Закрыв эту книгу, чувствуешь, что стал старше.

На год, на два, почти
на шестьдесят лет: ведь именно столько времени прошло со Сталинградской битвы.
И герои «Жизни и судьбы» остаются с читателем навсегда, их образы и имена
врезаются в память: Крымов, Штурм, Софья Левитон, Женя Шапошникова и многие,
многие другие, которые благородно и честно идут по жизни, направляемые такими
разными и одинаковыми судьбами.

Проблема счастья в жизни человека

Жизнь
— такой экзамен,

Который
не пересдашь!

Мне кажется, что прежде
всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получится человек,
и только тогда можно будет найти свое место в жизни, свое счастье. А в чем оно
счастье?

Счастье — это просто и
сложно. Счастье — это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь,
людей, свою будущую профессию. Счастье-это птица, которую ты хочешь поймать, а
она не дается, улетает, подымается все выше и выше. Можно ошибаться,
спотыкаться, падать. Но главное- находиться в движении. Самая большая моя мечта
— не быть в жизни посредственностью. Быть посредственностью я не согласен. Мне
хочется выбрать профессию по душе такую, чтобы работа мне приносила радость. В
этом я вижу счастье. У каждого человека свое представление о счастье. Что для
меня счастье? Это знать, что меня любят. Время идет, многое меняется. Мы
взрослеем. Мы идем на встречу жизни. Идем в жизнь со своими мечтами, идеалами,
желаниями. А в душе моей живет любовь.

Большая любовь к жизни,
к людям, желание дарить им радость, пользу, счастье… Счастье-это жить под
мирным небом и ярким солнцем. Счастье-это все самое — самое, что может приносить
людям счастье и радость

На мой взгляд,
шестнадцать лет — возраст, когда человек уже простился с беззаботным детством,
но только начинает вступать во взрослую жизнь. Это трудное время ломки
характера и судьбы для каждого. Моим сверстникам и мне не уже шестнадцать и не
еще шестнадцать. Мы переживаем тяжелый в моральном и физическом смысле период
взросления. Да, сейчас свободнее, чем было десять лет назад, но нельзя же
выпускать на свободу пороки. Непростительно выливать на неокрепшие души
подростков помои взрослых искореженных душ.

Взрослые не должны
действовать по принципу «авось вырастет». Красивый и выносливый цветок не
подарит миру свой аромат, если за ним не ухаживать. Он зачахнет.

Но многое зависит от
самого человека. Несмотря на тяжелую обстановку, не так мало у меня знакомых,
которые могут сказать: «Мне уже шестнадцать, я иду в этот мир с определенным
багажом знаний и навыков. Но мне еще только шестнадцать, впереди у меня много
дней, которые я проведу с пользой для себя, своей будущей семьи, своего
Отечества». Я надеюсь на них. И я верю, что мое счастье мимо меня не пройдет. Я
буду за него бороться. Я его обязательно найду!!!

«Что
формирует судьбу человека?»

«Судьба» — очень
сложный и неоднозначный термин. Можно ли сформировать судьбу? Сформировать,
слепить, как из сырой глины, свою жизнь. Кто-то уверен, что «делает Судьбу»
сам, для другого это карма, предначертанное будущее. Поэтому свою работу я
назову так: «Что формирует личность человека».Личностью принято считать
совокупность черт характера, которые человек проявляет в различной обстановке.
И чем больше таких черт, тем, как правило, интереснее для нас эта персона. «Это
личность!» — говорят про человека неординарного, уверенного в себе, имеющего
влияние на других людей, авторитета. На формирование личности влияет не только
воспитание и обстановка в семье, но и позже, уже в сознательном возрасте,
стремление культурно развиться, достичь каких-то идеалов, желание быть нужным и
полезным человеком для общества, а может, и получить уважение и почет, стать
знаменитым. Именно от того, что мы хотим получить от жизни, от запросов, и
зависит наша судьба. Вопреки сложившемуся мнению, что человек взрослеет к
восемнадцати годам, скажу — личность формируется на протяжении всей жизни. И
если говорят, что его уже ничто не изменит, ему уже тридцать, это ужасно! Ведь
из года в год мы развиваемся, обогащаем себя новыми знаниями, анализируем их,
как-то реагируем, а значит, изменяемся. То есть из всего вышесказанного могу
подвести итог, что в первую очередь человек формирует свою личность сам, а значит,
и «создает» свою судьбу. Кроме этого большое влияние имеет начальное
воспитание, первый толчок к развитию. С другой стороны, действуют не зависящие
от нас обстоятельства. Как говорится, «жизнь бросает нас из стороны в сторону».
Почему-то чаще всего «интересная личность» оказывается человеком, пережившим
многие горести и несчастья, человеком с трагической судьбой и трудным детством.
Это уже становится каким-то стереотипом. Многие подростки уверены, что, чтобы
стать звездой, надо убежать из дома, поссориться со всеми друзьями и т. д.
Трагедия жизни становится неотъемлемым компонентом пути к достижению успеха или
славы. И часто забывается самое главное — талант. Да, могу согласиться:
несчастья закаляют человека, делают его более жестким и критичным, но не они
порождают талант, это вещи друг от друга независимые. Судьбу человека
формирует, если так вообще можно выразиться — формирует, он сам и различные
обстоятельства и ситуации, в которые он попадает не по своей вине. То есть
существуют два начала у судьбы: личное и случайное; можно назвать его
предначертанное, так как случай правит нами или высшая закономерность, не
известно никому. Мы имеем непосредственное влияние на судьбу, можем ее
изменить, стремясь к тем или иным идеалам, достигая определенных целей. Все в
наших руках!

Высшее
счастье жить среди людей и быть им нужным

Эту тему сочинения я
выбрал сразу. С одной стороны, она мне показалась наиболее легкой, а с другой,
я согласен с этим высказыванием, и у меня, как мне кажется, есть что сказать.

И вот передо мной
раскрытая тетрадь. Столь близкое и в то же время чужое для нас высказывание:
“Высшее счастье— жить среди людей”. Хочется написать по старинке: про
“строительство светлого будущего”, про нашу “золотую” молодежь, про самых
человечных в мире людей “Страны Советов”. А перед глазами — типичная для нашей
жизни картина: озлобленность, жестокость, ненависть. Ненависть друг к другу.
Ненависть беспричинная, а потому еще более страшная. Уставшие, измученные после
рабочего дня люди в общественном транспорте, крики, оскорбления. Неужели люди
перестал* быть добрыми, терпимыми, милосердными?!

Мы сейчас отрицаем все
то, чем раньше дорожили, смеемся над наивностью людей, жалеем их порой, таких
наивных, живущих с какими-то глупыми идеалами. А ведь это не их, нас жалеть
надо. Нас, живущих без бога в сердце, без любви и сострадания к ближнему.

Я хочу обратиться к
роману Ю. Германа “Дорогой мой человек”. В этой книге читатель встречается на
фронтовых дорогах Великой Отечественно! войны с кристально чистым, честным человеком,
молодым врачом по призванию, Врачом с большой буквы Владимиром Устименко.
Бескорыстие этого человека просто поражает современного читателя. Владимир
посвящает свою жизнь служению людям. Он творит добро, ничего не требуя взамен.
Его сердце наполнено любовью и преданностью. Володины товарищи ценят и уважают
его за эти замечательные качества. Они тянутся к нему, как цвет к солнцу. Они
нуждаются в его помощи, поддержке, да просто в добром слове. И он счастлив.
Счастлив от того, что живет среди людей, от того, что он нужен!

Я, конечно, не берусь
утверждать, что среди моих современников нет искренних, честных людей. Они
живут среди нас, но как часто мы их не замечаем или делаем вид, что не
замечаем.

Я неоднократно слышал
фразу: “Он (она) не умеет жить”. А что включает в себя понятие “не уметь жить”?
Человек в погоне за достатком, роскошью не замечает вокруг себя людей, да
просто переступает через них, упорно следуя к своей цели. И вот он получает все
то, о чем мечтал, к чему стремился. Он никогда не сделал в жизни ни одного
бескорыстного поступка. Конечно, ведь он “умеет жить”. Но самое страшное то,
что его такая жизнь вполне устраивает, он ничего не хочет менять. Он по-своему
счастлив. Скажите ему, что людям делать добро — это счастье, он рассмеется вам
прямо в лицо. Да, он не стремится к тому, чтобы быть нужным людям.

Я считаю, что
ограниченность, тупость, бескультурье — это не недостатки нашего общества — это
его болезнь. Но болезнь излечимая. Не надо никого осуждать, не надо стараться
кого-то переделать. Это бессмысленно. Надо начать прежде всего с себя.
Взглянуть со стороны на свои поступки, свое отношение к людям. Я понимаю, что
изменить что-то в своем образе мыслей, образе жизни трудно. Но, думаю, стоит
попробовать, ведь цель оправдывает средства.

 Да, сейчас. Начните, как покажется на первый
взгляд, с пустяка. Улыбнитесь незнакомому человеку на улице. Я надеюсь, что он
правильно поймет вас.

Что
такое счастье? (сочинение-рассуждение)

Описать понятие
«счастье» невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение
счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они
излучают радость, восторг. Или же «откровенное» счастье, когда человек способен
полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.

Бывает счастье, когда
получил то, чего давно желал. А бывает, когда увидел закат невероятных красок
или радугу в полнеба.

Человек — странное
создание. Он может годами помнить плохое, а хорошее забыть на следующий же
день. Тогда как такому человеку представляется история его жизни? Как сплошной
кошмар, одни обиды и неприятности, разочарования и болезни. Зачем тогда такому
человеку дана жизнь? Он «кузнец своего счастья», он создатель своей обители, он
художник, который окрашивает мир своими красками, он создатель своего круга
друзей. На что же он жалуется?

У другого человека,
казалось бы, ничего нет, он не оброс материальными ценностями, не устроил свой
быт, но душа его поет, он открыт, он вмещает весь мир и готов поделиться тем,
что доступно всем, нужно только уметь видеть и чувствовать.

Почему, например, старость
выглядит так по-разному? Один пожилой человек вечно в суете, заботах, ему
интересно жить, он торопится обменяться с жизнью впечатлениями, он выглядит
молодо, от него заряжаешься здоровой энергией. А другой — пенсионер, в вечной
зависти к молодости, что ничего не успел, недоделал, недостроил, недолюбил. А
кто мешает делать это сейчас? Ведь годы идут, и ты еще живешь! Ушла молодость и
зрелость, пришла мудрая, добрая старость. Почему одних стариков любят, других
нет? Одного увидишь на улице и влюбляешься, а от другого бежишь, сломя голову.

Счастье доступно в
любом возрасте. Насколько богат внутренний мир человека, настолько и
разнообразно ощущение счастья. Если малыш орет от того, что он хочет
мороженого, в результате измотанные родители покупают ему вожделенное «Эскимо».
Счастлив ли малыш? Нет, хотя на его лице читается явное удовольствие. Он просто
получил тот сладкий кусочек, который хотел, а его родители будут впоследствии
лечить его ангину или не смогут купить хлеб, так как деньги потрачены на сладость.
Счастье должно быть объемным. Если оно касается тебя одним боком, то другим
соединяет тебя с тем, что вызывает радость. Например, солнце — это счастье: оно
обогревает миллиарды людей, показывает мир в своих лучах. Оно одно на всех.
Поэтому чем больше людей охвачено этим невероятным ощущением, тем богаче они
будут проживать свои жизни, делясь им с окружающими.

Рецензия
на роман В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»

Основной круг
философской проблематики эпопеи В. Гроссмана “Жизнь и судьба” — жизнь и судьба,
свобода и насилие, законы войны и жизни народа. Писатель видит в войне не
столкновение армий, а столкновение миров, столкновение различных взглядов на
жизнь, на судьбу отдельного человека и народа. Война выявила коренные проблемы
современности, вскрыла основные противоречия эпохи.

В романе две основные
темы — жизнь и судьба. “Жизнь” — это свобода, неповторимость, индивидуальность;
“судьба” — необходимость, давление государства, несвобода. Комиссар Крымов
говорит: “Как странно идти по прямому, стрелой выстреленному коридору. А жизнь
такая путаная тропка, овраги, болотца, ручейки, степная пыль, несжатый хлеб,
продираешься, обходишь, а судьба прямая, струночкой идешь, коридоры, коридоры,
коридоры, в коридорах двери”.

Судьба основных
действующих лиц трагическая или драматическая. В героизме Гроссман видит
проявление свободы. Капитан Греков, защитник Сталинграда, командир бесшабашного
гарнизона “дома шесть дробь один”, выражает не только сознание “правого дела
борьбы с фашизмом”, отношение к войне как к трудной работе, самоотверженность и
здравый смысл, но и непокорство натуры, дерзость, независимость поступков и
мыслей. “Все в нем — и взгляд, и быстрые движения, и широкие ноздри
приплюснутого носа — было дерзким, сама дерзость”. Греков — выразитель не только
народного, национального, но и всечеловеческого, свободолюбивого духа (недаром
его фамилия Греков).

Главный конфликт романа
— конфликт народа и государства, свободы и насилия. “Сталинградское торжество
определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и
победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека,
его свобода”. Этот конфликт прорывается наружу в размышлениях героев о
коллективизации, о судьбе “спецпереселенцев”, в картинах колымского лагеря, в
раздумьях автора и героев о тридцать седьмом годе и его последствиях.

Колымский лагерь и ход
войны связаны между собой. Гроссман убежден, что “часть правды — это не
правда”. Арестованный Крымов ловит себя на мысли, что ненавидит пытающего его
особиста больше, чем немца, потому что узнает в нем самого себя.

Гроссман изображает
народные страдания: это и изображение лагерей, арестов и репрессий, и их
разлагающего влияния на души людей и нравственность народа. Храбрецы
превращаются в трусов, добрые люди — в жестоких, стойкие — в малодушных. Людей
разрушает двойное сознание, неверие друг в друга. Причины данных явлений —
сталинское самовластие и всеобщий страх. Сознанием и поведением людей со времен
революции управляют идеологические схемы, приучившие нас считать, что цель выше
морали, дело выше человека, идея выше жизни. Насколько опасна такая
перестановка ценностей, видно из эпизодов, когда Новиков на восемь минут
задержал наступление, то есть, рискуя головой, идет на невыполнение сталинского
приказа ради того, чтобы сберечь людей. А для Гетманова “необходимость
жертвовать людьми ради дела всегда казалась естественной, неоспоримой не только
во время войны”.

Отношение к судьбе, к
необходимости, к вопросу о вине и ответственности личности перед лицом
обстоятельств жизни у героев романа разное.

Штурмбанфюрер
Кальтлуфт, палач у печей, убивший пятьсот девяносто тысяч людей, пытается
оправдать это приказом свыше, своей подневольностью, властью фюрера, судьбой:
“судьба толкала его на путь палача”. Но автор утверждает: “Судьба ведет
человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”.

Смысл параллелей Сталин
— Гитлер, фашистский лагерь — колымский лагерь в том, чтобы заострить проблему
вины и ответственности личности в самом широком, философском плане. Когда в
обществе творится зло, в той или иной степени в нем виноваты все. Пройдя через
трагические испытания XX века — Вторую мировую войну, гитлеризм и сталинизм, —
человечество начинает осознавать тот факт, что покорность, зависимость человека
от обстоятельств, рабство оказались сильны. И в то же время в образах героев
Отечественной войны Гроссман видит свободолюбие и совестливость. Что превысит в
человеке и человечестве? Финал романа открыт.

Моя
жизненная позиция.

“Мы живем верой в
человеческие возможности и возможности нашего общества”, — писал Юрий Бондарев.

Действительно, сейчас
мы живем в очень непростое, сложное время. История преподносит нам каждый день
новые сюрпризы. Кончился период застоя, начался новый период перестройки. Много
надежд мы возлагаем на этот этап в нашей истории. Человек всегда должен
стремиться к чему-то большому и святому. Он живет с надеждой только на лучшее.

Колхозники выращивают
хлеб в надежде, что соберут богатый урожай. Химики изобретают новые препараты,
благодаря чему наша медицина станет более современной. Все больше в наш быт
входят изделия электронной и компьютерной техники.

Но самое главное в
нашей жизни — общение между людьми. Никакая техника, никакие достижения науки
не смогут заменить людей — тепло их сердец и разум мыслей. Очень хочется, чтобы
люди всей земли дружили между собой, ходили друг к другу в гости, радовались
общению, делились приятными новостями, уважали старших, не обижали маленьких.
Ведь человеческая жизнь такая короткая! И надо стараться как можно больше
сделать хороших дел, чтобы оставить добрый след в душе людей.

Но в последнее время
все сложнее соединить добрые качества в людях. Жизнь нас пытается сделать
грубыми и жестокими, поставить на колени. Бытовые проблемы заслоняют все
радости жизни. При встрече с друзьями мы чаще говорим о том, где что достать,
как жить дальше, чем о хорошем спектакле, о прочитанной книге, об интересном
концерте. Ведь в России очень много умных, хороших, талантливых людей. Но в
силу сложившихся обстоятельств лучшие умы покидают страну, уезжают за границу.
Страна нищает и падает на дно. И очень больно смотреть на все это. Хочется
помочь чем-нибудь, но я не знаю чем. Но как выжить в эти годы? Моя жизненная
позиция — не поддаваться панике, смело идти вперед, честно трудиться.

Я думаю, что мы
все-таки победим, выстоим в это трудное время. Главное, надо стараться видеть в
людях хорошее, быть внимательнее и добрее. Доброта победит зло!

Размышление
о неповторимой личной судьбе человека

Для современной
урбанизированной молодежи образ “жизненной тропы” иногда может показаться
устаревшим поэтическим символом. И все же она, наверное, существует, если бы мы
на протяжении жизнь не пользовались услугами автомобилей, компьютеров,
интернетовских сетей, удобными знакомствами и связями. И все же эту
единственную, неповторимую жизненную тропу должны протаптывать своими силами,
так как это – наш путь от юности до зрелости, от родительской опеки в самостоятельную
жизнь.

Поэтому так важно не
ошибиться, выбирая свою тропинку, чтобы не вела она нас в дальнейшем окольными
путями, чтобы не поросла колючими тернами, которые преодолеть будет очень
сложно. Но жизненная тропа имеет и еще одно, чрезвычайно важное направление.
Хотя и нельзя ею возвратиться назад, но она навеки соединяет нас с самыми
родными понятиями – домом, семьей, в которой выросли, обычаями, Родиной. И чем
больше протоптана тропа, тем крепче эта связь и тем более сильны мы сами.
Правильно избранная тропинка прибавляет нам жизненной уверенности, делает
смелее и вместе с тем более осуществимыми наши планы на будущее.

Мы, дети НТР и
информационного общества, не боимся устаревших символов, не сторонимся тропы
своего рода, ищем ее еще в юности, ступаем по ней твердо, ведем собственных
детей, благословляя на добро и счастье. Каждый молодой человек с боязнью и с
огромным любопытством заглядывает в будущее. Оно видится светлым, без проблем и
непременно победным. Верить в это необходимо, но еще важнее понимать пути
достижения своей цели. Я надеюсь жить, не оглядываясь на мелочные проблемы,
чувствуя постоянную уверенность в себе и в завтрашнем дне, имея возможность
углубиться в большое дело – благотворительное или научно-исследовательское. Я
не строю себе “воздушных замков”, но и не хочу жизни будничной, однообразной,
постной. Имею намерение попробовать разные острые ощущения, много
путешествовать, знакомиться с интересными людьми и самому быть очевидцем и
участником исторических событий. Мне чуждо манерное скромничание наподобие: “Не
каждому стать космонавтом, главное быть Человеком”. Для того и пишется это
слово с заглавной буквы, чтобы Человек ощутил себя победителем, покорителем
жизненных вершин.

Очень необходимыми
считаю такие человеческие качества, как целеустремленность, настойчивость,
оптимизм. В достижении цели тяжело обойтись без стальной силы воли. Но, конечно
же, бороться за признание нельзя, не считаясь с мыслями и чувствами людей,
которые тебя окружают, не строя отношения с ними на началах Добра и Любви.
Успеха может добиться только человек, который владеет особым Божьим даром
обаяния, умением нравиться людям не внешними чертами, а душевными качествами и
сплотить их вокруг себя. Хочу и учусь быть таким. Верю, что с такими же людьми
построим счастливое будущее для себя и для Родины!

Размышление
о жизни человека

За грядой веков, за
седыми границами времени видятся мне мои далекие пращуры, “добрые и нехитрые”,
которые превыше всего в мире любили сеять и растить хлеб, обрабатывать
землю-кормилицу. Не одно столетие отделяет нас от тех знаменательных времен,
когда первые князья начинали организовывать Киевское государство, когда жили и
отважно боролись, защищая свои границы, Владимир Великий и Святослав, Роман и
Данил Галичский.

А сколько подвигов,
скольких исполинов духа родила за годы своего существования Запорожская Сечь!
Богдан Хмельницкий и Иван Сирко, Петр Сагайдачный и Тарас Трясило, Максим
Кривонос и Иван Богун… А сколько безымянных героев-рыцарей, которые защищая
южные рубежи Украины, освобождая плененных из рабства, принуждали дрожать
татарских ханов, испепеляли крепости султанов, громили отборные полки польских
шляхтичей. Стамбул и Кафа, Синоп и Трапезунд, наверное, и до сих пор помнят
запах порохового дыма из казацких мушкетов.

Гордостью нашего народа
была и остается деятельность одного из величайших политических проводников
казацкой Малороссии – гетмана Хмельницкого. Своим политическим и
дипломатическим талантом, эрудицией и культурой он укрепил авторитет гетманской
Малороссии. XIX столетие взлелеяло чуть ли не самых великих исполинов
украинской духовности – Тараса Шевченко, Лесю Украинку, Ивана Франко. И это
вопреки тому, что у нашей нации в эти зловещие времена русский “старший брат”
старался отобрать все – от языка до “латаной рубахи”. Но, наверное, такова
судьба нашего народа – жить и выживать, быть бессмертным.

Человек — это
уникальное существо, который является не просто творением высшего разума,
предназначенным для каких-то практических целей, не просто отображением Божьей
мудрости, могущества, творческого потенциала. Человек, с точки зрения
христианства, является лицом, которое имеет собственный ум, собственную волю,
собственные чувства. Назначением человека, как учит Библия, является создавать
добро.

Человек бессмертен не только
в религиозном понимании, но и в своих делах. Все, что каждый из нас сделает,
будет иметь свои последствия и в будущем и, таким образом, станет вечным, хотя
самого человека давно уже и не будет. Общее призвание каждого человека – жить.
И жить достойно. Часто мы “покупаемся” на совсем мелкие и мимолетные вещи, а
это унижает человека, делает его жизнь неинтересной и примитивной. Кроме
основного назначения, любой из нас, я считаю, имеет свое личное призвание. Бог
каждого из нас знает и любит, и каждого наделяет тем или иным талантом,
каким-то характерным свойством, которое человек может развить или потерять.
Даже если не ощущаем в себе способностей к искусству, науке или спорту, то все
равно можем развивать в себе щедрость, терпимость, порядочность и другие
добродетели, которых нам очень часто не хватает в жизни. Для каждого из нас
очень важным является то, как мы сумеем повести себя в мелочных, будничных
делах. Так как часто человек грешит тем, что строит какие-то огромные планы,
мечтает о высокой жизни и не умеет быть внимательным к ежедневным нуждам своих
ближних.

Ценность жизни человека
должна измеряться количеством добра и любви, вложенным ним в каждое, пусть и
небольшое дело. Люди должны жить в дружбе, согласии, помогать друг другу. Но та
помощь только тогда будет благородной, если она является бескорыстной.

Мы с самого детства
живем в обществе, среди других людей, и постоянно ощущаем на себе их опеку и
внутреннюю потребность какого-то отношения к ним. Уже самой природой
предусмотрено, что более сильный должен проявлять заботу о более слабом. И,
собственно, сила сильного заключается в том, насколько он использует ее для
служения другим. Родители не просто воспитывают нас, детей, обеспечивают пищей,
одеждой, отправляют в школу; они любят и проявляют заботу о нас. Мама не
надеется на какую-то особую награду от ребенка; она просто любит его, и этого
ей достаточно. Так может строиться и общественная жизнь.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Многомудрый Литрекон предлагает Вам в качестве примера итоговое сочинение на тему: Как война меняет жизнь людей? Аргументы он взял из книг «Возвращение», «Тихий Дон», «Судьба человека», «А зори здесь тихие».

Вариант 1

(517 слов) Сейчас все чаще люди говорят о том, что в военное время наши предки получили шанс закалить характер и проявить себя. Снимаются фильмы про подвиги, где отутюженные и накрахмаленные медсестры с завивкой красиво ступают на ровном «поле боя». Однако мы забываем о том, как реальная, не накрахмаленная война изменила жизнь наших прабабушек и прадедушек. Зато об этом помнят книги тех, кто стал участником событий давно минувших дней. Обратимся к ним за разъяснениями и посмотрим на правдивую историю того времени.

Например, Андрей Платонов в рассказе «Возвращение» затронул важную тему адаптации солдата в послевоенном мире. За четыре года сражений жизнь в его родном доме изменилась до неузнаваемости: дети выросли и уже не помнят отца, сын уже совсем вырос и привык исполнять обязанности взрослого человека, жена согнулась под бременем хозяйства и нашла опору в лице другого мужчины. Да и сам Алексей Иванов за это время не раз изменял жене. Даже по пути домой он встретил фронтовичку Машу и заночевал у нее. Ему не очень хочется ехать обратно, он уже отвык от семьи и своих обязанностей по дому и по службе. В полку ему все понятно, он уже привык к распорядку и духу казармы, а в деревне его ожидала неизвестность: слишком много дорожек затоптала война. Хозяйство находилось в запустении, люди страдали от нищеты и нехватки рабочих рук, страну нужно было строить заново. И с одного фронта Иванов ехал на другой, только уже бесславный. С первых минут пребывания дома герой почувствовал, что все уже не то: сын едва узнал его и тут же упрекнул за длительное ожидание, а жена была сконфужена и подавлена. Трогательного воссоединения семьи не получилось, и Иванов едва не сбежал из родного дома в первый же день. Из этого примера мы можем сделать вывод, что война изменила жизнь людей к худшему: внесла в нее нищету, лишения, расставания, отняла у детей детство, а у взрослых — покой и уверенность в завтрашнем дне.

Но Иванову еще повезло, ведь вся его семья выжила. Совсем по-другому война изменила жизнь Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой лишился всех родных и близких, а сам долгое время мучился в трудовом лагере, претерпевая лишения и унижения. До начала схватки между Германией и СССР у Андрея было все: дружная многодетная семья, любимая супруга, хорошая работа, свой дом. И война забрала у него все это: жена и дочери погибли под снарядом, дом был разрушен, сын погиб в День Победы, дойдя до Берлина. Соколов с трудом сбежал из трудового лагеря, чудом избежал преследований за пребывание в плену и вернулся к пепелищу. Смерть сына Анатолия отняла у него надежду на счастье. Но герой не сдался и вернул смысл жизни, усыновив сироту. Однако в глазах его рассказчик все равно читает тоску, которую не утолить ни мирным небом, ни новым отцовством. Война искалечила судьбу Соколова, отняв у него самое дорогое. Такие изменения дали ему проявить свой железный характер, но едва ли такой жизни можно пожелать новому поколению.

Таким образом, война никогда не меняет жизнь людей к лучшему. Она вносит в нее хаос, жестокость, нищету и разруху. В таких обстоятельствах нужно стать волевым и сильным человеком, чтобы преодолеть трудности, но эти изменения не стоят тех ужасных испытаний, благодаря которым они совершились. 

Вариант 2

(510 слов) Как известно, война всегда негативно сказывается на жизни народа. Она приносит вместе с собой разрушения, потери, неизбежные лишения. Мирное население страдает не меньше солдат и становится жертвой насилия. Эти утверждения можно доказать хотя бы с помощью литературных примеров.

Рассмотрим произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие». Рита Осянина была обычной девушкой из простой семьи и пошла по традиционному пути: закончила 9 классов, в 17 лет вышла замуж, в браке родила ребенка. «И более счастливой девушки на свете просто не могло быть…» — пишет автор. Но через два года после свадьбы Риты началась война, перечеркнувшая ее настоящее и будущее. Муж героини был красным командиром и служил на границе. Его рота приняла на себя первый удар врага, самый сильный и яростный огонь. Он погиб на второй день войны, пал смертью храбрых. А Рита осталась вдовой с маленьким ребенком. Сначала она стала санитаркой, но потом захотела присоединиться к войскам и сражаться. Окончив курсы зенитчиц, Рита пришла в часть и продемонстрировала спокойствие, рассудительность и лидерские качества, поэтому пошла вверх по карьерной лестнице. Под ее началом оказались четыре зенитчицы. На фронте героиня хоть как-то могла забыться, но все-таки никогда не улыбалась и не радовалась. Горе от потери мужа и от разлуки с сыном никогда не выходило у нее из сердца. Рита была морально и психологически искалечена войной. Ее жизнь трагически оборвалась на поле боя: героиня убила себя, будучи раненной, чтобы старшина мог оставить ее и закончить начатое. Вот так вооруженный конфликт растоптал судьбу этой девушки и сотен тысяч таких же, как она.

Война сулит не только потери, но понижение ценности человеческой жизни. Атмосфера в обществе меняется, люди становятся ожесточенными и равнодушными к горю других. Это явление описал М. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Григорий Мелехов был добрым и чувствительным человеком, который мог бы стать прекрасным хозяином и приносить мирную пользу Родине, как делали десятки его предков. Но вооруженное столкновение интересов нескольких стран потребовало новую порцию крови, и Григорий попал на передовую, оставив дорогие сердцу земли и напаханные поля. Мелехов вынужден был сражаться, но первая смерть от его руки осела грузом на совести. Он не мог спокойно воспринимать гибель сотен людей и свою причастность к этому. Он не смог забыть выражения лица того несчастного юноши, который был без оружия и просил пощады. Григорий смутно чувствовал то же самое, что и другие: война была противна их существу, чудовищна и несправедлива. Бесконечная череда боев исковеркала жизнь героя: с Первой мировой он попал на Гражданскую, но так и не смог найти правду хоть на одной из сторон. Постоянные стычки отлучили его от мирного труда, отдалили от природы и семьи. Мелехов потерял многих домочадцев и друзей, а сам вынужден был вновь и вновь браться за оружие, чтобы убивать чьих-то родственников и товарищей. Замкнутый круг разорвался только тогда, когда герой сдался новой власти и принял свою судьбу. Увы, война лишила его будущего, растоптав все, во что он верил.

Таким образом, война всегда оказывает негативное и даже разрушительное влияние на участь человека и общества. Она уничтожает не только участников конфликта, но и ценности, на которых строится мирная жизнь. Борьба за иллюзорные блага отбрасывает человечество назад и мешает ему развиваться.

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов).
Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов) Большое место в русской литературе XX века занимают произведения о судьбе человека. Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни пытаются показать нравственный поиск человека, другие пытаются через судьбу героев своих произведений решить сложные нравственные проблемы. В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как Василь Быков, Владимир Дудинцев, Чингиз Айтматов. В повестях Быкова значительную роль играет судьба человека, связанная со сложным нравственным поиском. Герои его произведений в какой-то момент своей жизни обязаны сделать свой выбор. Иногда это стоит им жизни. В произведениях этого автора нравственная проблема всегда служит тем ключиком, который помогает нам приоткрыть дверь в произведение, которое на первый взгляд может показаться описанием обычного фронтового эпизода. На этом основаны повести “Сотников”, “Обелиск”. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а единственно лишь своим внутренним чутьем. Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в своих учениках все самое хорошее, все самое доброе. И во время войны его ученики устроили покушение на полицая. Их арестовали и должны были расстрелять, однако сказали, что их отпустят, если придет их учитель, укрывавшийся в то время у партизан. Мороз прекрасно понимал, что, даже если он и придет, их все равно расстреляют. С точки зрения здравого смысла явиться Морозу в полицию было бесполезно: немцы все равно не пощадили бы детей. Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно человек) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил своих учеников. Этот человек не смог бы больше жить, зная, что в ответственный момент струсил, оставил детей в беде, не попытавшись даже спасти их. Он не смог бы больше учить, предав то, чему верил сам и чему пытался научить других. Поэтому он и решил пойти в полицию. Мороз был расстрелян вместе с ребятами. Его поступок был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войны его имени не было на обелиске, поставленном в честь погибших ребят. Но доброе семя, которое он заронил в души людей, не погибло. И люди добились того, чтобы его имя было дописано на обелиске. Следовательно, он не зря прожил жизнь, если оставил о себе память. Мороз доказал всем, что его убеждения были сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого момента начинается героизм человека, необходимый для поднятия нравственного духа у других людей. Повесть “Сотников” также поднимает проблему нравственного выбора человека. В этом произведении слабый человек в роковой момент становится сильным и ценою своей жизни спасает жизни многих людей, а сильный вдруг становится трусом и ценою предательства спасает свою жизнь. Перед смертью Сотников встречается глазами с мальчиком и понимает, что жизнь он прожил не зря.
Другая нравственная проблема — вечная битва добра и зла —исследуется с помощью судеб героев произведения Дудинцева “Белые одежды”. Это произведение о трагедии, постигшей советскую генетику, когда преследование ее было возведено в ранг государственной политики. Этот роман практически документально описывает кампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйственных вузов страны, попавший под подозрение, приезжает Федор Дёжкин, который должен “разгрести подпольное кубло вейсманистов-морганистов” в институте. Но Дёжкин, познакомившись с ученым Стригалёвым и с его опытами, увидев бескорыстную преданность этого человека науке, делает свой выбор в пользу Стригалёва и его учеников. После ареста Стригалёва Дёжкин спасает его наследство. Судьба Дёжкина замечательна. Сначала он находился под влиянием академика Рядно. Он считал, что то, чем занимается этот человек, и является настоящим, так как в душе академик Рядно был простым крестьянином, а крестьянин всегда ближе к земле, ближе к простым людям. Но первоначальное мнение Дёжкина о “народном академике” оказалось ошибочным, и он, основываясь на свой собственный компас, принимает сторону Стригалёва. Его могли бы сослать со всеми “вейсманистами-морганистами”, но его спасло то, что он не успел оформить брак с Еленой. Дудинцев решает в своем романе проблему: добро или правда? Можно ли разрешить себе солгать во имя добра? Можно ли поступиться нравственными догмами, не замарав при этом белых одежд праведника? Автор утверждает, что человек, решивший идти до конца во имя великой цели, должен быть готов к тяжелым моральным потерям. Судьба человека играет важную роль и в творениях Чингиза Айтматова. В своем произведении “Буранный полустанок” автор рассказывает нам о судьбе Буранного Едигея, Казангапа, Абуталипа Куттыбаева. Судьбы всех этих людей очень примечательны сами по себе. Лучшая часть жизни этих героев прошла на Буранном полустанке. Едигей отправился на войну, а в конце сорок четвертого года его демобилизовали после контузии. Вернувшись домой, он узнал, что его жена Укубала не уберегла их ребенка. Это было большим ударом для Едигея, он не смог больше жить в своем родном ауле. Вскоре он встретил Казангапа и вместе с ним отправился на Буранный полустанок. Многое они пережили с Казангапом. Были у них и I счастливые минуты, и тяжкие, но никогда они не переставали трудиться. Автор называет Буранного Едигея человеком трудолюбивой души. Он постоянно задает себе вопросы, на которые у других уже есть готовые ответы. Для Едигея смысл жизни заключается в том, чтобы быть связующим звеном между прошлым и будущим. По-моему, Едигей несет в себе все духовные начала народа, поэтому я полагаю, он и находит общий язык с Абуталипом Куттыбаевым. Абуталип был учителем, но во время войны он попал в плен, бежав из плена, он стал сражаться на стороне югославских партизан. Когда он возвратился на родину, ему пришлось все это скрывать, однако вскоре об этом узнали, и ему пришлось уехать. Для Абуталипа смысл жизни состоял в детях. Он хотел донести до них все самое лучшее, что у него было. Абуталип Куттыбаев хотел состояться в своих детях, он говорил: “Я все думаю, что могу сделать для своих детей… Может быть, для того, чтобы я что-то сказал, в первую очередь своим детям. И мне положено отчитаться перед ними за свою жизнь”. Куттыбаев пытался сохранить для своих детей духовное наследие, полученное от предков, для того, чтобы они не забывали о прошлом. Мне кажется, что человек, забывая о прошлом, теряет сопричастность с настоящим и перестает ощущать свою ответственность за будущее. Я думаю, что главные герои произведения Чингиза Айтматова прожили замечательную жизнь. Рассмотрев некоторые произведения русской литературы XX века, мы можем сделать вывод, что судьба человека играет большую роль в раскрытии нравственных проблем, поставленных в произведениях литературы этого периода. Для писателей, по-моему, важны судьбы тех героев, которые обладают даром мыслить неординарно, которые являются людьми “трудолюбивой души”. Не всегда они совершают героические поступки, руководствуясь своим нравственным компасом. Многим авторам интересны судьбы героев, которые в результате упорных нравственных поисков освобождаются внутренне. Я считаю, что судьба может подарить человеку шанс быть счастливым, а может и отнять. Судьба человека непредсказуема, но каждый человек должен достичь чего-то в своей жизни, не пренебрегая нравственными нормами.
. Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов).

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение про студенческую жизнь
  • Сочинение про стрекозу и муравья смешное
  • Сочинение про стих зимний вечер
  • Сочинение про стихи пушкина
  • Сочинение про стихотворение пушкина зимнее утро
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии