Сочинение про стихи пушкина

Из русской литературы xix века александр сергеевич пушкин 1799-1837 уроки литературы в 10 классе1 учебно-методическое пособие для учителей-словесников, руководителей методических

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

УРОКИ 11-12
Контрольное сочинение по

творчеству А. С. Пушкина

Цель:


учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план, использовать предоставленную учителем информационную
базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного
произведения; формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений А. С. Пушкина, запись на доске.

Тип уроков:
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений,
уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя поэтический текст.

ХОД УРОКОВ

І. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Аналитическая беседа

• Ознакомьтесь с двумя высказываниями (раздаточный материал) о лирике
А. С. Пушкина, которые, возможно, пригодятся вам при написании сочинения (как и вопросы к этим высказываниям).

Карточка № 1
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно
превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола…

Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт
на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть
небо, но им всегда проникнута земля.

(В. Г. Белинский)

• Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?

• В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина? Можете ли вы доказать его утверждение на примере одного из изученных стихотворений?

Карточка № 2
Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё
лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как
поэт.

(Н. В. Гоголь)

• Какую сторону поэзии Пушкина подчёркивает Гоголь?

• Можете ли вы доказать его мысль на примере одного из изученных стихотворений?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Н. В. Гоголь писал о А. С. Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его
развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте,
в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Воздействие поэзии Александра Сергеевича Пушкина на нас огромно. С годами оно становится всё более явным и заметным. Очень точно сказал об этом
Ф. Абрамов: «Пушкин — отец наших душ…» Да, действительно, поэзия этого великого поэта служит познанию мира и познанию человеческой души, тем самым воспитывая
читателя. Пушкин «воспитывает» наши души, обнажая в своей поэзии чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к её нравственным ценностям.

Мы, живущие в XXI в., можем разниться по степени понимания его произведений, знания написанного им, и, тем не менее, мы всегда ощущаем всего Пушкина —
в каждом стихотворении, в каждой строчке он весь. Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесённой, наслаждаемся
любым письмом, им написанным. И это потому, что мы уже понимаем если не всё в Пушкине, то всего Пушкина.

IV. Работа над темой урока

1. Самостоятельное ознакомление с памятками
«Как писать сочинение по литературе»,
«Советы по стилистике»,
«Требования к написанию сочинения»

(раздаточный материал)

Как писать сочинение по литературе

1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.

2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Подберите эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).

3. Поразмышляйте:

а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;

б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;

в) какие доказательства приведёте.

4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в неё свои предварительные идеи.

5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:

а) цитаты из текста (они должны быть не более двух-трёх предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши
мысли, а не повторять их;

б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);

в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).

6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).

7. Продумайте сразу вступление и заключение (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно
(одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.

8. Ещё раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите её с тем, что задумали писать.

9. Напишите вступление.

10. Мысленно зачеркните первые 2–3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.

11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно поразмышлять, какие факторы затрудняют
подход к теме (доказательство от противного).

12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.

13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.

14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.

15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте
по словарю.

16. Обратите внимание на знаки препинания, особенно выделительные. Мысленно объясните те из них, в которых сомневаетесь.

17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишут без кавычек, фамилию автора в эпиграфе — без скобок и точки в конце. Стихи «в столбик»
цитируются без кавычек.

(По Л. Л. Соколовой)

Советы по стилистике

Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях
и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.

Повторение в соседних предложениях однокоренных слов делает речь монотонной и бедной. Такое повторение (тавтология) особенно часто встречается
в письменных творческих работах учащихся, даже в одном предложении: «таким образом, в образе…»; «организовал подпольную организацию»; «язык является
общественным явлением»; «черты характера, характеризующие…»; «показывая это, автор показывает…»; «среди помещичьей среды»; «имел большое
имение» и т. п.

Тот же недостаток — у рядом стоящих разных слов, имеющих одно значение: «целиком и полностью»; «молодой юноша»; «будущая перспектива»; «заранее
предвидел»; «народный фольклор» и т. п.

Избегайте таких повторений, используйте синонимы, например, при анализе стихотворений А. С. Пушкина:

Cинонимы при анализе стихотворений А. С. Пушкина

А. С. Пушкин

изображает (описывает, воссоздаёт…)

Он

повествует (говорит, рассказывает…)

Автор

раскрывает (отмечает, выделяет…)

Художник

воспроизводит (рисует, даёт набросок…)

Поэт

воспевает (прославляет, поднимает…)

Писатель

разоблачает (высмеивает, иронизирует…)

Друг декабристов

чувствует (радуется, волнуется…)

Классик

знает (понимает, догадывается…)

Мастер слова

видит (замечает, выделяет…)

Любимец народа

вдохновляет (утверждает, воодушевляет…)

Творец

мыслит (думает, размышляет…)

Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по
смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи:

«Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший
полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода
превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной,
дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле
оставляет учитель делами своих учеников».
(И. А. Фогельсон)

Требования к написанию сочинения

Приступая к написанию сочинения, необходимо:

1) продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

2) подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки (подобрать справочную и критическую
литературу; ознакомиться с ней; подобрать цитаты; сделать выписки.
Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать);

3) определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении (сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что
я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?).
Предполагается прямой ответ на вопрос темы);

4) определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.);

5) составить план, соблюдая последовательность развития мысли.
Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов.
Выделить вступление и заключение (обратите внимание на соразмерность частей:
вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги);

6) возможно использование эпиграфа (высказывания, цитаты) характеризующего основное содержание сочинения;

7) последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать
логически обобщающий вывод из частных фактов;

8) цитировать точно, без излишеств, к месту;

9) стилистически грамотно оформить работу.
Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи (напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы,
проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме);

10) перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.
(По А. И. Грищенко)

2. Беседа по ранее предложенным
и дома отработанным темам сочинения

Комментарий.


Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся подобрать цитаты, говорит о возможных путях раскрытия той или
иной темы.

Этапы работы по анализу темы

1. Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
4. Продумывание заключения и вступления.
3. Консультация учителя: обращение к записи на доске

Опорная лексика, лексические обороты
и синтаксические конструкции для творческой работы

Со значением личностного отношения

Эмоционально-оценочного значения

Для рассказа о художественном своеобразии

Я вижу… (слышу, полагаю, думаю…)

Перед моими глазами встаёт…

Часто наблюдается…

Одно из интересных…

На мой взгляд…

Можно заметить…

Как хочется…

Люблю перечитывать…

Не знаю лучше…

Хотелось бы думать…

Гимн любви,

символ веры,

жизнеутверждение,
оптимизм,
солнце поэзии,
верность друзьям,
«древо смерти»,
пафос,
открытие прекрасного,
пушкинская вера,
проникновенный лиризм,
романтический взгляд

Идейно-художественное значение,
художественные средства,
аргументы,
исходная тема,
контрастные интонации,
строфика,
многообразие рифмы,
величавый стиль,
чёткий ритмический рисунок,
народная лексика

Синтаксические конструкции

Эмоционально-оценочные

Аналитические

Когда я впервые внимательно прочёл…
Стихотворение… — одно из любимейших, потому что…
Оно полно Солнца, Любви, Радости…
Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…
В каждой строке чувствуется…
Так постепенно поэт переходит к…

Среди других произведений этих лет…
Это стихотворение — исповедь…
Первые строки…
Но уже в следующей строфе…
Резкая смена интонации ведёт…
Что означают эти слова?
Не случайно поэт…
Своеобразие этих строк в том…

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов
сочинений, их обсуждение,
редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Индивидуальные опережающие задания


а) Подготовить «Литературные визитки» (2–3 учащихся) о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущих
классах). См. «Лермонтов в Петербурге (Из путеводителя «По лермонтовским местам»)» на сайте «К уроку литературы».
б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова
«Нет, я не Байрон…», «Желание»,
«Смерть поэта» (4 учащихся).

_______________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее:

• хорошее знание текста художественных произведений, включённых в программу;
• знание литературно-критических работ, посвящённых данным произведениям и их авторам;
• знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
• знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
• владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
• умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
• наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
• владение языковой и стилистической грамотностью.

Виды тем по литературе

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Различают следующие виды тем:

• проблемные;
• сопоставительные;
• обзорные;
• темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя;
• анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений);
• анализ эпизода;
• сочинение по цитате;
• смешанные;
• свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера.

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не
отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательное соответствие с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определённым формулировкой.

В формулировку таких тем обычно включают несколько объектов, соединённых союзом и. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем
объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений,
вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (т.е. пересказ).
Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае
в тему включают сопоставительные элементы.

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные
особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки
«обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть
особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т. п. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность
этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного
видения путём анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те
его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если
цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать цитаты согласно
теме и проблеме), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, бóльшая часть тем сочетает элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и
сопоставительность, поэтому предполагает разносторонний подход.

Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход —
обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберёте как ведущий.

Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основную часть, заключение.

Учтите некоторые рекомендации:

• вступление:

чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы,
и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на
эти вопросы, и их определения, свидетельствующие о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте
вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуют эпоху создания произведения или само произведение, если тема сочинения
предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;

• основная часть: главное её содержание — это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете
читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая;

• заключение: задача этой части — подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали
во вступлении. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

Критерии оценивания сочинения

Оценка «5» (пять)

ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного
произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей,
написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим
и уместным.
Фактические ошибки отсутствуют.
Допускается наличие 1–2 речевых недочётов.

Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала,
хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное
в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности
изложения мыслей.
Допускаются 1–2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочётов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность её раскрытия
или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость
аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна.
Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3–4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочёты.

Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание
художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей.
Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощённого синтаксиса.
Сочинение, в котором имеется более 8–9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается
на «2» (два).

Образец сочинения

«ВОСЛЕД РАДИЩЕВУ ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ…»
(ПО СТРАНИЦАМ ИЗУЧЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА)

Наиболее яркие стихи Пушкина, на мой взгляд,— это ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что
он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские
темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В политическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского
«Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Вольность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы,
от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть
свободу миру, на тронах поразить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды
в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:

Владыки! вам венец и трон
Даёт Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее
сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд,
ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, проложившее путь декабристским идеям.

«К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817—1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина.
Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением.
Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как
утренний туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более
прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. В творчестве Пушкина, конечно, не могли не
отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия.

В 1827 году Пушкин создаёт горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабристам. Вдохновлённый
подвигом жён декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца
своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадёт ваш скорбный труд
и дум высокое стремленье».

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась
в неё извне, а рождалась в ней самой. Поэт создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

Следующий урок: Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого
пути. >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

 

Пушкинская эпоха.
Восстание 14 декабря 1825 года
на сайте «К уроку литературы»


 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Моё любимое стихотворение Пушкина

Я помню чудное мгновение…

Мне нравиться стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновение…» В нём Пушкин воспевает женскую красоту. Не скрывает своих чувств к любимой женщине.

Поэт очень трепетно описывает появление возлюбленной. Стихотворение передаётся в виде воспоминания о появлении в его жизни образа обожания.

И вот прошло время, постепенно, автор стал забывать любимую даму. Уже не трепетало его сердце. Монотонно, спокойно проходило время. Уже без трепетных чувств и пылких вдохновений.

Перечитывая стихотворение, я понимаю, что чувствовал поэт при встрече. Он описывал самое нежное чувство — любовь. Полюбив, человек преображается. Словно парит в небе. У него появляется вдохновение. Он написал прекрасное стихотворение.

Своё произведение он посвятил Анне Керн. В нём идёт описание всех периодов вовремя влюблённости. Сначала кипят страсти, автор не может спокойно смотреть на объект обожания. Затем, влюблённые перестали видеть друг друга. И поэт стал забывать черты характера и её внешний облик. И в нём постепенно погасли нежные и пылкие чувства.

Здесь чувствуется грусть по прошедшим дням, когда душа пела. Автор прибегает к воспоминаниям о чудном времени. Перед ним появилась стройная, завораживающая, молодая, таинственная девушка. И ему кажется, что это в этом объекте собраны и чистота, и красота. И душа ожила. Стала парить. Потом встречи прекратились и постепенно всё забылось. Поэт стал просто тихо жить, отброшенный миром. В тихом, глухом месте. Исчезло вдохновение и любовь погасла, остыла. А воспоминания вновь взбудоражили прежние чувства и захотелось вновь испытать душевные муки, страдания и нежнейшие воздыхания.

Повстречавшись вновь, наш герой ощутил трепетные чувства и на него нахлынули воспоминания. Он почувствовал прежнюю любовь и трепетные переживания. И создал, следующее четверостишие.

Я люблю читать стихотворения о любви Пушкина. Мне тоже хочется, чтобы мной восхищались и любили. Посвятили стихотворение. Рассказывая стихотворение, я понимаю чувства поэта, его нежную любовь к прекрасной девушке. Здесь и нежные переживания, счастливые минуты проведённые с любимой леди. Для него в ней собраны всё, что нравится в женщине. Вспоминает поэт новую встречу. Любовь движет чувствами и работоспособностью поэта. У него пробуждаются все запасные резервы, душа поёт и хочется творить.

Сочинение Мое любимый стих Пушкина К Чаадаеву

Александр Сергеевич Пушкин является великим русским поэтом не только XIX века, но и вообще всей русской литературы. С детства я любил читать его замечательные сказки. Взрослея, я начал восхищаться поэмами, прозой, многими небольшими стихотворениями, такими как «Анчар». Но самое любимое стихотворение Пушкина было и остается «К Чаадаеву». Оно необыкновенно близко для меня, потому что носит патриотический характер. В нем поэт обращается к своему другу по царскосельскому лицею — Петру Чаадаеву.

Это стихотворение наполнено дружеским задором, молодецким пылом, верой в изменение существующей действительности к лучшему, к светлому и доброму. Недаром Александр Сергеевич пишет:

«Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна!..»

Друзья с нетерпением ждут, когда роковой гнет царизма канет в Лету. Пушкин подталкивает Чаадаева направить «души прекрасные порывы» на борьбу против тяжелой судьбы русского человека и страны в целом. Любовь к Родине у Пушкина в этом произведении сравнивается с революционной борьбой. Послание выглядит как агитационный материал, что было именно так и воспринято современниками. «К Чаадаеву» стало одним из многих произведений поэта, из-за которых он был сослав в «южную ссылку». В стихотворении присутствует явный призыв к свержению царизма в России. Учитывая факт дружбы Пушкина с декабристами, слава вольнодумца для Пушкина оказалась лакмусовой бумажкой.

Любимо моей душе это стихотворение еще и потому, что в нем тесно переплелись лирическое послание товарищу и смелый гражданский клич. Пушкин, несомненно, понимал, что такое поведение относительно власти повлечет за собой тяжелые последствия и сильно повлияет на его дальнейшую судьбу. Но поэт не отказался от написания и публикации произведения. В то время, как и сейчас, многие были недовольны существующей властью, но открыто противостоять ей и критиковать ее могли лишь немногие.

В годы авторства Пушкин еще не обрел славы великого поэта. Но, не смотря на это, с момента написания стихотворения оно передавалось из рук в руки, а опубликовать его решились только спустя 11 лет.

Моё любимое стихотворение Пушкина Я помню чудное мгновение… 9 класс

Хотя это стихотворение слишком растиражировано, но оно на самом деле моё любимое. Меня смущает, что каждый может прочитать его наизусть, что каждый его знает… От этого стихотворения веет «тайной», признанием, а так весь эффект пропадает.

С другой стороны, популярность стихотворения означает, что оно, действительно, очень хорошее. Люди просто чувствуют это!

Возлюбленная поэта – создание исключительное. Она появилось, вся его шумная жизнь отошла на второй план. Он её называет и виденьем, и образцом чистой красоты. Это любовь точно – когда человек сразу становится единственным, исключительным.

Важно, что эту влюбленность автор проносит через всю жизнь. Образ её помог ему пережить ссылку в деревне, как я понимаю. Но так и должно быть. Когда нам трудно лишь важные для нас люди (родные и любимые) просто мыслью о них могут нас поддержать.

И в финале говорится, что Пушкин уже всё забыл… вроде бы. Черты поблекли, голос уже не слышен. Надежды ни на что нет. Но вот она снова появилась в его жизни, и всё вернулось. Так бывает, когда приезжаешь куда-то, например, и снова чувствуешь, как раньше всё… А казалось, что всё забыл.

Так красиво, что для поэта женщина оживила всё: магию жизни, вдохновенье, любовь (конечно) и саму жизнь. То есть это уже не унылое существование, а жизнь, полная радости. Но, казалось бы – один человек снова появился. И как всё может измениться к лучшему! В этом и есть тайна, чудо… Душа пробуждается.      

Для меня это стихотворение полно надежды и радости. Оно о том, что Солнце вернётся обязательно. Вот рассвет – счастье его видеть, ночью нам свет Солнца приносит Луна (это как воспоминания о любимой), но вот опять утро. И несмотря ни на что, всё возрождается! Ведь Пушкин жил, как сам пишет, без слёз, любви и вдохновенья. Может быть, он и сам не понимал, почему… Не винил ту самую «К». Ему она даже не снится, как раньше. Мирские бури развеяли мечты его, планы… Но возвращение этой любви его пробуждает.

Мне всегда радостно читать это стихотворение. Перечитывать его хорошо, когда тебе грустно, но и когда весело. Оно вселяет надежду в возрождение. 

И я готова делить это стихотворение с другими. Пусть читают и перечитывают.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Моё любимое стихотворение Пушкина

Моё любимое стихотворение Пушкина

Популярные сегодня темы

  • Гранатовый браслет. История создания повести Куприна

    Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе

  • Какие произведения становятся классическими? Итоговое сочинение 11 класс

    Классическими становятся такие произведения, которые раскрывают главные темы в жизни людей. Из подобных повестей, рассказов, стихотворений и романов люди получают опыт по решению различных жизненных проблем

  • Образ Петербурга в комедии Ревизор Гоголя

    Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.

  • План рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина

    Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом

  • Анализ произведения Подросток Достоевского

    Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов

Сочинение на тему капитанская дочка

Здесь вы можете ознакомиться с примером хорошего сочинения на тему «Капитанская дочка». Сочинение написано по одноименной повести А. С. Пушкина специально для посетителей этого сайта и нигде более не публиковалось. Обычно это сочинение пишут в 8 классе школы.

Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин — величайший, известнейший и самый читаемый русский поэт, писатель, драматург. За всю свою небольшую жизнь он написал очень много стихотворений, повестей и романов, которые являются актуальными и по сей день. Одним из лучших, по моему мнению, является его произведение «Капитанская дочка».

«Капитанскую дочку» многие называют повестью, но на самом деле это исторический роман, охватывающий очень трагический промежуток времени. Действие происходит в семидесятых годах восемнадцатого века в период народного бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Тема восстания в этом произведении не особо важна, ведь Александр Сергеевич старается показать нам те чувства и ощущения, которые испытывали люди, принимающие участие в этой трагедии.

Основной сюжет крутится вокруг одного из главных героев — Петра Гринева. Это молодой семнадцатилетний офицер, которого отправили на службу в Белогорскую крепость. На его долю выпало очень много сложных испытаний. Но Гринев — это честный, добрый и благородный человек. Именно эти качества помогли ему преодолеть все трудности. Несмотря на то, что он — дворянин, отдать свой заячий тулуп крестьянину, который вывел их кибитку из бурана, Петр не отказывается. Также наш молодой офицер — патриот. Когда Белогорскую крепость захватывают и всех пленных ведут на присягу к Пугачеву, Гринев отказывается ее принять, так как он «присягал государыне императрице».

Ко всему прочему главный герой еще умеет любить. Он признается «в сердечной склонности» дочке капитана крепости — Маше Мироновой. И несмотря на то, что получает отказ в родительском благословении, продолжает испытывать к ней сильные чувства. Когда Маша заболевает, Гринев, рискуя своей жизнью ради любимой, едет в Оренбург, чтобы просить помощи.

Сама капитанская дочка тоже всем сердцем любит Петра. Эта благоразумная и чувствительная девушка предпочитает смерть замужеству с поручиком Швабриным — полной противоположностью Гринева. И также именно она после конца восстания едет к самой императрице, для того чтобы спасти своего возлюбленного от клеветы, позора и вечной ссылки в Сибирь. И у нее получается это сделать, благодаря своей любви и верности Петру. На протяжении всего романа мы видим, как Маша Миронова из хрупкой, неуверенной в себе девушки превращается в эмоционально сильную личность, которая ради любимого человека готова отправиться хоть на край света. И это заслуживает уважения.

Думаю, не стоит объяснять почему для меня произведение «Капитанская дочка» — одно из лучших. Когда его читаешь, невольно хочется во всем быть похожим на главных героев. Пушкин хотел показать нам, что в какой бы ситуации не находился человек, крайне важно не терять честь и достоинство. Все эти качества делают из нас «Гриневых», а не «Швабриных». Именно поэтому это не просто повесть или исторический роман, это история о морали и нравственности, о долге перед Родиной и патриотизме, о настоящей любви и благородстве.

Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Сочинения Сочинения по произведениям Пушкин А.С. Капитанская дочка Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Сочинения по роману «Капитанская дочка» Пушкин А.С.

Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном месте – в Белогорской крепости, которая находилась в Оренбургской губернии. Именно эту крепость захватывает Пугачев, именно там он устанавливает свою власть, именно там он планирует свои дальнейшие действия.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – главных героев повести «Капитанская дочка»

В основе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур.
Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства.
Гринев представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, благородным и честным.

Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)

Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Не так давно я прочла произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое стало моим самым любимым.

Береги честь смолоду. (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого.

Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — одна из самых известных исторических повестей А.С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева.
Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином.

Характеристика Маши Мироновой и Гринева

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь.

Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке»

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина.

Судьба Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Самый романтический образ повести — образ дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине.
Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости.

Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.

Сочинение на тему Капитанская дочка

GyicUIv.jpeg

«Капитанская дочка» одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в 1836 году и до сих пор передает те события так красочно и не забываемо.

Читая повесть, невозможно не восхищаться характером Петра Андреевича Гринева. Будучи взрослым человеком он честно признавался в том, что в отроческие годы жил как босый пацан, бегал за птицами и играл в игры с другими босыми мальчишками. В семнадцать лет по велению родного отца поехал в Белогорскую крепость. По пути Петруша с своим слугой Савельичем заехали в Симбирск. Там, будучи чрезмерно самоуверенным и легкомысленным, Петруша проиграл 100 рублей в снукер Зурину. Усвоив, что долг платежом красен, он грубо разговаривает с Савельичем, чтоб тот выдал ему нужную сумму. Но Петр умеет прислушиваться к совести и признавать себя неправым; поэтому он позже извиняется перед Савельичем. Молодежный, с отсутствием мало хоть маломальского опыта и наивный, он страшно мечтает поскорей повзрослеть. Однако для этого он часто выбирает не те способы. И хотя в душе он добр и стыдиться плохих поступков, которые совершает по неопытности, все равно не перестает экспериментировать со своим поведением.

Встретившись во время бурана с путником, который вывел их к настоящему двору, Петруша одаривает его заячьим тулупом, поступая благородно.

Первые впечатления Петруши от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Он скучает. Он начал увлекаться написанием стихов и постепенно влюбляется в Машу Миронову. Из-за любви к Маше он решается на дуэль с Швабриным. Ну и Петруша показывает себя с другой стороны как защитник, благодетель и отважный человек. Он уже не дворянский мальчишка, он умеет постоять за свою честь, умеет обращаться со оружием.

Большое влияние на характер Петруши сыграла любовь его к Марии. Мы видим, что Петруша не просто влюблен, он готов сделать все для своей возлюбленной. Взросление Петра и готовность к самопожертвованию проявляются во время казни Петруши, когда он вел себя спокойно и смело смотрел в глаза Пугачеву.

Предложение Пугачева перейти к нему Петруша отверг и остался верен присяге, не изменил своей чести.

Любовь к Маше заставила Петрушу нарушить воинскую дисциплину. Спасая Савельича, Петруша вновь проявляет доброту и смелость. Смело и правдиво он разговаривает с Пугачевым, чем вызывает доверие и тем самым спасает и себя и свою возлюбленную Марию.

Петруша все же не задумывается как со стороны он выглядит, когда принимает помощь Пугачева. Но все же попав в тюрьму, Петруша даже и не пытался защищать себя, не желая впутывать в судебный процесс Марию.

В повести мы видим постепенно взрослеющего Петра, свято соблюдающего данную присягу и завет отца. Его характер, порой юношеский, но добрый и стойкий. Умение платить добром за добро и быть благородным не может не вызывать восхищение.

На чтение 4 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина

Перу великого поэта принадлежит множество стихотворений, посвященных женщинам, в которых он был влюблен. Известна дата создания произведения «Я вас любил…» — 1829 г. Но до сих пор не прекращаются споры литературоведов о том, кому оно было посвящено. Существуют две основные версии. По одной это была польская княжна К. Сабаньская. Вторая версия называет графиню А. А. Оленину. К обеим женщинам Пушкин испытывал очень сильное влечение, но ни та, ни другая не ответили на его ухаживания. В 1829 г. поэт делает предложение своей будущей жене – Н. Гончаровой. В результате появляется стих, посвященный прошлому увлечению.

Стихотворение является образцом художественного описания неразделенной любви. Пушкин рассказывает о ней в прошедшем времени. Годы не смогли полностью изгладить из памяти восторженное сильное чувство. Оно до сих пор дает о себе знать («любовь… угасла не совсем»). Когда-то она причиняла поэту невыносимые страдания, сменяясь «то робостью, то ревностью». Постепенно пожар в груди угас, остались лишь тлеющие угольки.

Можно предположить, что в свое время ухаживания Пушкина были довольно настойчивыми. В настоящий момент он словно извиняется перед бывшей возлюбленной и уверяет, что теперь она может быть спокойна. В подкрепление своих слов он добавляет, что остатки былого чувства перешли в дружбу. Поэт искренно желает женщине найти свой идеал мужчины, который будет любить ее так же сильно и нежно.

Стихотворение представляет собой страстный монолог лирического героя. Поэт рассказывает о самых сокровенных движениях своей души. Многократное повторение фразы «я вас любил» подчеркивает боль от несбывшихся надежд. Частое использование местоимения «я» делает произведение очень интимным, обнажает личность автора перед читателем.

Пушкин сознательно не упоминает о каких-либо физических или нравственных достоинствах своей возлюбленной. Перед нами лишь бесплотный образ, недоступный восприятию простых смертных. Поэт боготворит эту женщину и не допускает к ней никого даже через строки стихотворения.

Произведение «Я вас любил…» — одно из сильнейших в русской любовной лирике. Его главное достоинство – сжатое изложение с невероятно богатым смысловым содержанием. Стих с восторгом был встречен современниками и неоднократно перекладывался на музыку известными композиторами.

  • Вы здесь:  
  • Аудиосказки
  • Русские сказочники
  • Пушкин Александр
  • Я вас любил: любовь еще, быть может…

ya-vas-lyubil.jpg

Слушать онлайн стих «Я вас любил…»:

woogy.ru

Здесь вы можете слушать онлайн стихотворение Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…», которое является одним из наиболее великих в любовной лирике. Точной версии, кому именно посвящено произведение, до сих пор нет. Мнения литературоведов разделились между Каролиной Собаньской и Анной Олениной.

Написан стих в 1929 году, после того, как Пушкин сделал предложение Наталье Гончаровой, в нем он вспоминает, как сильны были его чувства к женщине, которая не ответила взаимностью.

Текст стихотворения «Я вас любил»:

Автор: Александр Пушкин

YA-vas-lyubil-300x200.jpg

Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может», произведение пера великого Пушкина,написано в 1829 году.  Но  поэт не оставил ни одной записи, ни одного намека о том, кто главная героиня этого стихотворения.  Поэтому биографы и критики до сих пор спорят на эту тему.  Стихотворение было опубликовано в «Северных цветах»   в  1830-м году.

Но наиболее вероятной кандидаткой на роль   героини и музы этого стихотворения остается  Анна Алексеевна Андро-Оленина, дочь президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина, девушка весьма утонченная, образованная и талантливая. Она привлекла внимание поэта не только внешней красотой, но и  своим тонким остроумием. Известно, что Пушкин просил руки Олениной, но получил отказ, причиной которого стали сплетни.   Несмотря на это Анна Алексеевна и Пушкин сохранили дружеские отношения.  Ей поэт посвятил несколько своих произведений.

Правда, некоторые критики считают, что это произведение поэт посвятил полячке Каролине Собаньской, но эта точка зрения имеет под собой довольно зыбкую почву. Достаточно вспомнить, что во время южной ссылки он был влюблен в итальянку Амалию,  его душевные струны задела гречанка Калипсо, бывшая любовницей Байрона, и, наконец, графиня Воронцова.  Если поэт и испытывал какие-то чувства в светской львице Собаньской, то они были,  скорее всего, мимолетны, и 8 лет спустя он вряд ли вспомнил бы о ней.  Ее имени нет даже в Донжуанском списке, составленном самим поэтом.

Небольшое лирическое признание из восьми строк  было написано ямбом, рифма в строфах  перекрестная.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-ya-vas-lyubil-lyubov-eshhe-byt-mozhet/
  • https://audioskazki-online.ru/russkie-audioskazki/pushkin/ya-vas-lyubil-lyubov-eshche-byt-mozhet
  • https://poetpushkin.ru/stihi/lyubovnaya-lirika/ya-vas-lyubil-pushkin.html

Главная>Сочинения по темам

Мой любимый поэт

Быстрый переход:

Сочинение про стихи пушкина Вариант 1 — Есенин

Сочинение про стихи пушкина Вариант 2 — Пушкин

Сочинение про стихи пушкина Вариант 3 — Лермонтов

Сочинение про стихи пушкина Вариант 4 -­ Ахматова

Сочинение про стихи пушкина Вариант 5 -­ Цветаева

Сочинение про стихи пушкина Вариант 6 -­ Блок

Сочинение про стихи пушкина Вариант 7 -­ Евтушенко

Сочинение про стихи пушкина Вариант 8 -­ Маяковский

Сочинение про стихи пушкина Похожие сочинения про мой любимый поэт

Вариант 1 — Есенин

18 предложений/ 272 слова

В мире много прекрасных поэтов, но почему-то стихи одних из них оставляют особый след в душе, а произведения других, какими бы замечательными они ни были, порой быстро забываются. Думаю, многое зависит от того, насколько близок читателю сам автор и поднимаемые им темы.

Так, мне оказалось близко творчество Сергея Есенина. Поэта, которого принято считать певцом русской природы. И действительно, она в произведениях Есенина имеет особую прелесть. Поэт пишет о родной природе так просто, но с такой любовью, что каждая строчка проникает в самое сердце. И даже если ты никогда не был в деревне, где вырос сам Есенин, ты сможешь увидеть и прочувствовать всю красоту этих удивительных мест.

Вот прямо перед тобой стоит та самая «принакрывшаяся» снегом «белая берёза» — символ деревенской Руси. Рядом с ней приютился грустный «опавший» и «заледенелый» клён. А вот и «черёмуха душистая», которая наоборот радуется приходу весны. Эти образы настолько живы и реалистичны, что даже много лет спустя после смерти поэта они будоражат моё воображение.

Но пожалуй, главное, что так трогает меня в творчестве Есенина, это неразрывная связь человека и природы. Практически в каждом своём произведении поэт проводит прямую параллель между состоянием природы и души своего лирического героя.

Особенно трагично в его поздних стихах звучит мотив увядания природы и близости конца человеческой жизни самого Есенина. Таково, например, стихотворение «Отговорила роща золотая», написанное автором всего за год до своей трагической гибели.

Таким образом, читая стихотворения Сергея Есенина, сложно не сопереживать поэту, зная о его непростой судьбе. Сложно не удивляться тому, как глубоко человек может чувствовать природу и насколько тесной может быть эта связь. И конечно же, сложно не восхищаться красотой этой самой простой русской природы, многократно воспетой поэтом в своих произведениях.

Вариант 2 — Пушкин

15 предложений/ 246 слов

Александр Сергеевич Пушкин — это поэт, на произведениях которого я выросла, и которые навсегда останутся со мной. Когда я ещё не знала грамоты, мама часто любила читать мне его сказки. Особенно мне нравилось слушать про Золотую Рыбку и царя Салтана, веселила меня и поучительная история о попе и его работнике Балде.

Эти произведения были написаны красивым необычным образным языком, но они читались и слушались легко. В них присутствовал искромётный юмор, интересный сюжет и глубокий смысл. Позже я поняла, что таковы в принципе свойства поэзии Пушкина.

Александру Сергеевичу всегда удавалось просто говорить о самых сложных вещах: любви, дружбе, предательстве, муках творчества, минутах тоски вдали от дома. В то же время он часто обращался в своих произведениях к христианским и античным мотивам, активно использовал старославянизмы. Язык его был сложен, витиеват, но за счёт строгой чёткой рифмы, яркости образов и увлекательности сюжеты всё равно понятен читателю.

Именно это свойство творчества Пушкина делает его в моих глазах величайшим поэтом и заставляет любить произведения Александра Сергеевича всей душой. Из лирики мне больше всего нравятся такие шедевры, как «Пророк», «Зимний вечер» и «Анчар». Не менее интересны мне и поэмы Пушкина, а также его роман в стихах «Евгений Онегин».

В этом произведении Александр Сергеевич проявляет себя не только, как гениальный поэт, но и как прекрасный знаток человеческой души. Роман проникнут глубоким психологизмом. Он затрагивает важные проблемы человеческих взаимоотношений, которые будут актуальны во все времена. По этой причине и вся остальная поэзия Александра Сергеевича всегда была и остаётся актуальной для читателя, в частности, для меня.

Вариант 3 — Лермонтов

16 предложений/ 242 слова

Поэзия — это очень тонкое искусство. Нередко лирические произведения бывают настолько многогранными, что каждый читатель способен отыскать в них свой особый смысл. По этой причине мне очень нравится творчество Михаила Лермонтова.

Многие из стихотворений поэта написаны под впечатлением от какого-либо конкретного события в его жизни, будь то переезд из родового имения бабушки Елизаветы Арсеньевой в Москву или же ссылка на Кавказ. Любовная лирика Лермонтова тоже, как правило, имеет конкретного адресата. И, безусловно, создавая эти произведения, Михаил Юрьевич вкладывал в них свою душу и свои переживания. Но так получилось, что эти переживания находят отклик и в моей душе, хотя я живу на много лет позже великого классика и наши с ним биографии совсем несхожи.

Тем не менее, так же как и Лермонтов, я люблю природу. Хоть я никогда не был на столь любимом поэтом Кавказе, его стихотворения об этом диковинном уголке пробуждают моё воображения. И я живо могу представить себе всё, что описано в них.

Сам Лермонтов был свободолюбивым человеком, который мыслил иначе, нежели другие. По этой причине, а также из-за необходимости часто покидать родину и друзей, поэт нередко чувствовал себя одиноким. Он не знал, чего же хочет его потерянная душа. Подобные настроения нашли своё отражение в таких стихотворениях, как «Парус», «Тучи» и «Утёс».

Эти произведения также очень близки мне, поскольку я разделяю чувства поэта. В силу ряда своих причин я вижу жизнь схожим с Михаилом Юрьевичем образом, что в некотором смысле роднит меня с великим поэтом и делает его творчество столь значимым для меня.

Вариант 4 — Ахматова

16 предложений/ 249 слов

Анна Андреевна Ахматова — удивительный человек и замечательная поэтесса, личностью и творчеством которой сложно не восхищаться. С ранних лет я влюблена в её стихи, которые правдиво рассказывают историю одной очень непростой человеческой жизни.

На долю Анны Ахматовой выпало немало тяжёлых испытаний. Этой женщине пришлось пережить революцию, две мировые войны, многократное тюремное заключение сына и расстрел мужа. Столкнуться с бедностью, запретом на публикацию своих произведений и политическими гонениями. Все эти события нашли своё отражение в творчестве поэтессы, что делает его очень интересным и ценным для меня.

В своих стихах Ахматова честно и без прикрас рассказывает обо всём, что случилось с ней. Так, читая её раннюю лирику, вошедшую в сборники «Вечер» и «Чётки», я вижу перед собой юную романтичную девушку, способную глубоко и щедро любить.

Но уже в сборнике «Белая стая», написанном Ахматовой после ухода мужа Николая Гумилёва на фронт, поэтесса предстаёт перед читателем печальной скорбящей женщиной. Чувства пережитого послереволюционного раскола находят своё отражение в сборниках «Петрополис» и Anno Domini. Но пожалуй, самым значимым произведением Анны Андреевны для меня стал её «Реквием».

В этой поэме описаны страдания миллионов русских женщин — матерей и жён, чьи мужья и сыновья были незаконно осуждены и приговорены к смерти во времена сталинских репрессий. И одной из таких женщин была сама Анна Андреевна.

Меня вдохновляет то, что даже в такое тяжёлое время поэтесса не сдалась и не наложила на себя руки. Она продолжила бороться и писать, рассказывая читателям о своих переживаниях. И сейчас я с содроганием перечитываю строки «Реквиема», восхищаясь душевной силой и удивительным поэтическим даром Анны Ахматовой.

Вариант 5 — Цветаева

13 предложений/ 206 слов

Марина Цветаева — не просто одна из самых известных русских поэтесс. Её творчество очень оригинально, самобытно и оттого порой непонятно многим людям, но по этой же причине столь любимо мной.

Цветаева всегда славилась своей откровенностью. В своих стихах она открывала перед читателем душу, не боясь показаться уязвимой и уязвлённой, что очень трогает меня. Особенно нравятся мне тёплые ранние стихи поэтессы, когда жизнь её ещё не была омрачена трагическими событиями, произошедшими в послереволюционный период, и тяготами безрадостного бедного существования в эмиграции.

Ранние лирические произведения Цветаевой проникнуты любовью. Часто они наполнены светлыми воспоминаниями о детстве и родных людях. Особенно трогательными кажутся мне стихотворения «Маме», «Красной кистью рябина зажглась…» и «К бабушке».

Марина Цветаева писала также стихи, предназначенные непосредственно для детей, и эта часть её творческой биографии также пришлась мне по душе. Например, такие произведения, как «В классе», «За книгами», «Инцидент за супом» посвящены темам, которые близки и понятны любому ребёнку, особенно школьнику.

Если говорить о зрелом творчестве Цветаевой, то поэтессой было создано немало стихотворных циклов. Меня больше всего заинтересовали те из них, которые были посвящены знаменитым современникам Марины Ивановны и поэтам минувшего времени. В частности, столь любимому ей Александру Блоку, Владимиру Маяковскому, чья ранняя смерть сильно потрясла поэтессу, и, конечно же, Александру Пушкину, имя которого было для Цветаевой священно.

Вариант 6 — Блок

19 предложений/ 291 слово

Я всегда воспринимал поэзию, как нечто фантастическое, многогранное, окутанное ареалом тайны, которую читателю необходимо разгадать. По этой причине простые жизненные стихи не очень трогали меня, в то время как необычное творчество символистов «Серебряного века» сразу же пробудило живой интерес в моей душе.

Пожалуй, самой значимой фигурой этого периода был Александр Блок, и я, конечно же, не смог обойти его творчество стороной. Для меня знакомство с лирикой поэта началось с цикла под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Прочитав его, я был очарован красотой поэзии автора. В стихах Блока было так много нежности, так много тайного смысла.

Несмотря на то что все они были посвящены одной женщине, — Любови Менделеевой, в каждом новом произведении перед читателем она представала в разных ипостасях: то в образе «Царицы Небесной», то «Души мира», то «Вечной жены». Это создавало простор для воображения и пробуждало во мне желание бесконечно разгадывать тайный смысл авторских посланий.

Но не только любовная лирика Блока вдохновила меня. Познакомившись со стихотворениями «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Идут часы, и дни, и годы…», я открыл для себя в поэте ещё и философа, глубоко задумывающегося над смыслом жизни. Эта сторона личности Александра Александровича также впечатлила меня.

И, конечно же, я не мог обойти стороной знаменитую поэму Блока «Двенадцать», посвящённой теме революции. Это очень сложное и противоречивое произведение. В нём поэт размышляет над судьбой родной страны, противопоставляет образы старого и нового мира. Осознавая все беды, которые повлёк за собой радикальный переворот, Блок тем не менее верит в возможность светлого будущего для России. И такая авторская позиция трогает моё сердце.

Вера в прекрасное всегда жила в душе поэта. Ей пропитаны даже, казалось бы, самые тяжёлые и безрадостные его стихи. И мне очень жаль, что Александр Александрович так рано покинул этот мир, поскольку он мог бы создать ещё множество великолепных произведений.

Вариант 7 — Евтушенко

16 предложений/ 275 слов

Каждый поэт по-своему уникален и интересен для читателя, но я ещё не встречал настолько необычных и многогранных творческих личностей, как Евгений Евтушенко. Его стихотворения пленили меня с первой же строчки. Они продолжают удивлять и радовать меня до сих пор, теперь уже живя в моей памяти и звуча у меня в голове.

Евтушенко всегда отличался активной гражданской позицией. Казалось, он откликался на любые происходящие в мире события текущих и минувших лет, будь то строительство гидроэлектростанции («Братская ГЭС»), расстрел фашистами еврейских семей во время Второй мировой войны (поэма «Бабий яр») или же истребление нерп ради красивого меха («Балладе о нерпах»).

Многие критики по этой причине упрекали Евтушенко за отсутствие желания следовать единой идее, но мне, наоборот, нравится такое его человеческое небезразличие. Везде, где поэт видел проявления зла и несправедливости, он желал нужным высказать своё мнение. И наоборот, созерцание чего-то великого и прекрасного также не оставляло Евгения Александровича равнодушным.

Сам о себе Евтушенко писал следующие строки:
Я разный —
я натруженный и праздный.
Я целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый…

Пожалуй, ими и можно объяснить столь сильное разнообразие его творчества. Но всё же есть то единое, что, на мой взгляд, красной нитью проходит через всю лирику Евтушенко, — это любовь к людям и непоколебимая вера в них.

Евгений Александрович считал, что «людей неинтересных в мире нет». Весь окружающий мир он также видел через призму человеческих отношений. Даже родина состояла для него прежде всего из женщин, мужчин и детей, а потом уже только из милой сердцу природы и в самую последнюю очередь каких-либо политических установок. Словом, Евтушенко был истинным гуманистом, и такой подход к жизни очень близок мне, поэтому и творчество поэта бесконечно любимо мной.

Вариант 8 — Маяковский

21 предложение/ 247 слов

Владимир Маяковский — без преувеличения, самый оригинальный поэт своего времени. Его творчество выходит далеко за рамки футуризма, не подчиняясь вовсе никаким законам. Та смелость, с которой Маяковский ломает все существующие стандарты поэзии, вырабатывая собственный стиль, восхищает меня. Меня также поражает сила духа этого человека и безграничная щедрость его души.

Маяковский-поэт нередко бывает очень дерзок. Например, в одном из своих ранних стихотворений под названием «Нате!» он бросает вызов всему буржуазному обществу. Так же остро реагирует Владимир Владимирович и на отказ властей принять его добровольцем на фронт из-за политической неблагонадёжности. В ответ на это он пишет стихотворение «Вам».

Эти и другие аналогичные произведения демонстрируют бунтарскую натуру Маяковского. Поэт не боится открыто выражать своё мнение, при помощи своих стихов он борется с тем, что считает неправильным и несправедливым. Эти качества восхищают меня.

Во Владимире Владимировиче, помимо бунтаря, обнаруживается ещё и глубокий лирик. Так, стихотворение «Послушайте» поражает меня своей удивительной чуткостью и красочностью образов. Я считаю, что такое произведение мог написать лишь истинный романтик.

Но пожалуй, больше всего меня трогает любовная лирика Маяковская. Прежде всего, это поэма «Облако в штанах» и стихотворение «Лиличка!». В этих произведениях поэт обнажает перед читателем свою душу, в которой, как выясняется, происходит множество глубочайших и подчас трагических переживаний.

Здесь нет больше того агрессивного желчного бунтаря, способного разрушить всё на своём пути, а есть нежный и чуткий мужчина, страдающий от любви. Удивительно, но даже «жилистая громадина» может сгорать в муках страсти, и «этакой глыбе» может хотеться очень многого. И Маяковский не боится рассказать читателю об этом, не боится показаться уязвимым. Такая откровенность поэта также восхищает и вдохновляет меня

Похожие сочинения про мой любимый поэт:

­Моё любимое стихотворение

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение про стихотворение пушкина зимнее утро
  • Сочинение про стиральную машину
  • Сочинение про столовую в школе
  • Сочинение про стихотворение листок лермонтова
  • Сочинение про стресс на английском языке с переводом
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии