Раздел долгосрочного плана №3: | |||||
Дата: 01.02.21 | Учитель: | ||||
Класс: 5 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||
Тема урока | Герои сказки О.Уайльда «Соловей и Роза». | ||||
ЦО, которые достигаются на данном уроке | АИ 2 — Тема АИ 5 — Характеристика АИ 7 — Отношение | ||||
Цели урока | 5. АИ 2. 5. АИ 5. 5. АИ 7. | ||||
Критерии оценивания | Учащийся: -анализирует -характеризует — дает О. -определяет | ||||
Языковые цели | подобрать | ||||
Привитие ценностей | Способствовать | ||||
Межпредметные связи | Межпредметные связи прослеживаются с | ||||
Навыки использования ИКТ | Презентация, использование | ||||
Предварительные знания | На уроке учащиеся будут продолжать | ||||
Ход урока | |||||
Заплани- рованные этапы | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||
Начало урока 10мин. | I.Объявление II.Актуализация Без Работа с -Как вы -Как вы Учащиеся П, К Ф (комментарии от одноклассников, | http://www.lib.ru/WILDE/wild_roza.txt текст сказки О. Уайльда «Соловей и роза» | |||
Середина 15 мин. 15мин. | II. Интерпретация -В этом Учащиеся объединяются в группы для 1 группа- 4 группа- П Затем Критерии Ф Учащимся 1 группа 2 группа Примерный 1.Внешний 2.Речевая 3.Черты 4.Поступки 5.Прямая 6.Косвенная 7. Г В конце Критерии -дает -составляет Ф | http://infourok.ru/material.html?mid=87930 презентация https://www.youtube.com/watch?v=aOSfhKV6PR0 О.Уайльд | |||
Конец 5 мин. | IV.Рефлексия. «Оцени Учащиеся 1. Кто, 2. Как 3. Звучит Ф Самооценивание | ||||
Дифференциация | Оценивание | Здоровье | |||
Работа в | Наблюдение, | Кабинет | |||
Рефлексия Были ли Правильно Выдержаны | |||||
Приложение 1
«Соловей и роза» — Оскар Уайлд
Жить для того, чтобы умереть?..
банально…
— Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесу ей красных роз,
— воскликнул молодой Студент, — но в моем саду нет ни одной красной розы.
Его услышал Соловей, в своем гнезде на Дубе, и, удивленный, выглянул из листвы.
— Ни единой красной розы во всем моем саду! — продолжал сетовать Студент,
и его прекрасные глаза наполнились слезами. — Ах, от каких пустяков
зависит порою счастье! Я прочел все, что написали мудрые люди, я постиг все
тайны философии , — а жизнь моя разбита из-за того только, что у меня нет
красной розы.
— Вот он наконец-то, настоящий влюбленный, — сказал себе Соловей.
— Ночь за ночью я пел о нем, хотя и не знал его, ночь за ночью я
рассказывал о нем звездам, и наконец я увидел его. Его волосы темны, как темный
гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделала
его лицо бледным, как слоновая кость, и скорбь наложила печать на его чело.
— Завтра вечером принц дает бал, — шептал молодой Студент, — и
моя милая приглашена. Если я принесу ей красную розу, она будет танцевать со
мной до рассвета. Если я принесу ей красную розу, я буду держать ее в своих
объятиях, она склонит голову ко мне на плечо, и моя рука будет сжимать ее руку.
Но в моем саду нет красной розы, и мне придется сидеть в одиночестве, а она
пройдет мимо. Она даже не взглянет на меня, и сердце мое разорвется от горя.
— Это настоящий влюбленный, — сказал Соловей. — То, о чем я лишь
пел, он переживает на деле; что для меня радость, то для него страдание.
Воистину любовь — это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего
опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее
не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото.
— На хорах будут сидеть музыканты, — продолжал молодой Студент.
— Они будут играть на арфах и скрипках, и моя милая будет танцевать под
звуки струн. Она будет носиться по зале с такой легкостью, что ноги ее не коснутся
паркета, и вокруг нее будут толпиться придворные в расшитых одеждах. Но со мной
она не захочет танцевать, потому что у меня нет для нее красной розы.
И юноша упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал.
— О чем он плачет? — спросила маленькая зеленая Ящерица, которая
проползала мимо него, помахивая хвостиком.
— Да, в самом деле, о чем? — подхватила Бабочка, порхавшая в погоне
за солнечным лучом.
— О чем? — спросила Маргаритка нежным шепотом свою соседку.
— Он плачет о красной розе, — ответил Соловей.
— О красной розе! — воскликнули все. — Ах, как смешно!А
маленькая Ящерица, несколько склонная к цинизму, беззастенчиво расхохоталась.
Один только Соловей понимал страдания Студента, он тихо сидел на Дубе и думал о
таинстве любви.
Но вот он расправил свои темные крылышки и взвился в воздух. Он пролетел над
рощей, как тень, и, как тень, пронесся над садом.
Посреди зеленой лужайки стоял пышный Розовой Куст. Соловей увидел его, подлетел
к нему и спустился на одну из его веток.
— Дай мне красную розу, — воскликнул он, — и я спою тебе свою
лучшую песню!
Но Розовый Куст покачал головой.
— Мои розы белые, — ответил он, — они белы, как морская пена,
они белее снега на горных вершинах. Поди к моему брату, что растет возле старых
солнечных часов, — может быть, он даст тебе то, чего ты просишь.
И Соловей полетел к Розовому Кусту, что рос возле старых солнечных часов.
— Дай мне красную розу, — воскликнул он, — и я спою тебе свою
лучшую песню!
Но Розовый Куст покачал головой.
— Мои розы желтые, — ответил он, — они желты, как волосы сирены,
сидящей на янтарном престоле, они желтее златоцвета на нескошенном лугу. Поди к
моему брату, что растет под окном у Студента, может быть, он даст тебе то, чего
ты просишь.
И Соловей полетел к Розовому Кусту, что рос под окном у Студента.
— Дай мне красную розу, — воскликнул он, — и я спою тебе свою
лучшую песню!
Но Розовый Куст покачал головой.
— Мои розы красные, — ответил он, — они красны, как лапки
голубя, они краснее кораллов, что колышутся, как веер, в пещерах на дне океана.
Но кровь в моих жилах застыла от зимней стужи, мороз побил мои почки, буря
поломала мои ветки, и в этом году у меня совсем не будет роз.
— Одну только красную розу — вот все, чего я прошу, — воскликнул
Соловей. — Одну-единственную красную розу! Знаешь ты способ получить ее?
— Знаю, — ответил Розовый Куст, — но он так страшен, что у меня
не хватает духу открыть его тебе.
— Открой мне его, — попросил Соловей, — я не боюсь.
— Если ты хочешь получить красную розу, — молвил Розовый Куст,
— ты должен сам создать ее из звуков песни при лунном сиянии, и ты должен
обагрить ее кровью сердца. Ты должен петь мне, прижавшись грудью к моему шипу.
Всю ночь ты должен мне петь, и мой шип пронзит твое сердце, и твоя живая кровь
перельется в мои жилы и станет моею кровью.
— Смерть — дорогая цена за красную розу, — воскликнул Соловей.
— Жизнь мила каждому! Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в
золотой колеснице и луною в колеснице
из жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милы синие колокольчики в долине и
вереск, цветущий на холмах. Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки —
ничто в сравнении с человеческим сердцем!
И, взмахнув своими темными крылышками, Соловей взвился в воздух. Он пронесся
над садом, как тень, и, как тень, пролетел над рощей.
А Студент все еще лежал в траве, где его оставил Соловей, и слезы еще не
высохли в его прекрасных глазах.
— Радуйся! — крикнул ему Соловей. — Радуйся, будет у тебя
красная роза. Я создам ее из звуков моей песни при лунном сиянии и обагрю ее
горячей кровью своего сердца. В награду я прошу у тебя одного: будь верен своей
любви, ибо, как ни мудра Философия, в Любви больше Мудрости, чем в Философии, —
и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой Власти. У нее крылья цвета
пламени, и пламенем окрашено тело ее. Уста ее сладки, как мед, а дыхание
подобно ладану.
Студент привстал на локтях и слушал, но он не понял того, что говорил ему
Соловей; ибо он знал только то, что написано в книгах.
А Дуб понял и опечалился, потому что очень любил эту малую пташку, которая
свила себе гнездышко в его ветвях.
— Спой мне в последний раз твою песню, — прошептал он. — Я буду
сильно тосковать, когда тебя не станет.
И Соловей стал петь Дубу, и пение его напоминало журчание воды, льющейся из
серебряного кувшина.
Когда Соловей кончил петь, Студент поднялся с травы, вынул из кармана карандаш
и записную книжку и сказал себе, направляясь домой из рощи:
— Да, он мастер формы, это у него отнять нельзя. Но есть ли у него
чувство? Боюсь, что нет. В сущности, он подобен большинству художников: много
виртуозности и ни капли искренности. Он никогда не принесет себя в жертву
другому. Он думает лишь о музыке, а всякий знает, что искусство эгоистично.
Впрочем, нельзя не признать, что иные из его трелей удивительно красивы. Жаль
только, что в них нет никакого смысла и они лишены практического значения.
И он пошел к себе в комнату, лег на узкую койку и стал думать о своей любви;
вскоре он погрузился в сон.
Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на
ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и
холодная хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип
вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая
кровь.
Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И
на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная
роза. Песня за песней — лепесток за лепестком. Сперва роза была бледная, как
легкий туман над рекою, — бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.
Отражение розы в серебряном зеркале, отражение розы в недвижной воде — вот
какова была роза, расцветавшая на верхнем побеге Куста.
А Куст кричал Соловью, чтобы тот еще крепче прижался к шипу.
— Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не то день придет раньше, чем
заалеет роза!
Все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу, и песня его звучала все громче и
громче, ибо он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.
И лепестки розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он целует в
губы свою невесту. Но шип еще не проник в сердце Соловья, и сердце розы
оставалось белым, ибо только живая кровь соловьиного сердца может обагрить
сердце розы.
Опять Розовый Куст крикнул Соловью, чтобы тот крепче прижался к шипу.
— Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не то день придет раньше, чем
заалеет роза!
Соловей еще сильнее прижался к шипу, и острие коснулось наконец его сердца, и
все тело его вдруг пронзила жестокая боль. Все мучительнее и мучительнее
становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о
Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает
в могиле.
И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал ее
венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.
А голос Соловья все слабел и слабел, и вот крылышки его судорожно
затрепыхались, а глазки заволокло туманом. Песня его замирала, и он чувствовал,
как что-то сжимает его горло.
Но вот он испустил свою последнюю трель. Бледная луна услышала ее и, забыв о
рассвете, застыла на небе. Красная роза услышала ее и, вся затрепетав в
экстазе, раскрыла свои лепестки навстречу прохладному дуновению утра. Эхо
понесло эту трель к своей багряной пещере в горах и разбудило спавших там
пастухов. Трель прокатилась по речным камышам, и те отдали ее морю.
— Смотри! — воскликнул Куст. — Роза стала красной!
Но Соловей ничего не ответил. Он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у
него был острый шип.
В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад.
— Ах, какое счастье! — воскликнул он. — Вот она, красная роза. В
жизни не видал такой красивой розы! У нее, наверное, какое-нибудь длинное
латинское название.
И он высунулся из окна и сорвал ее.
Потом он взял шляпу и побежал к Профессору, держа розу в руках.
Профессорская дочь сидела у порога и наматывала голубой шелк на катушку.
Маленькая собачка лежала у нее в ногах.
— Вы обещали, что будете со мной танцевать, если я принесу вам красную
розу! — воскликнул Студент. — Вот самая красная роза на свете.
Приколите ее вечером поближе к сердцу, и, когда мы будем танцевать, она
расскажет вам, как я люблю вас.
Но девушка нахмурилась.
— Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету, — ответила она.
— К тому же племянник камергера прислал мне настоящие каменья, а всякому
известно, что каменья куда дороже цветов.
— Как вы неблагодарны! — с горечью сказал Студент и бросил розу на
землю.
Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги.
— Неблагодарна? — повторила девушка. — Право же, какой вы
грубиян! Да и кто вы такой, в конце концов? Всего-навсего студент. Не думаю,
чтоб у вас были такие серебряные пряжки к туфлям, как у камергерова племянника.
И она встала с кресла и ушла в комнаты.
— Какая глупость — эта Любовь, — размышлял Студент, возвращаясь
домой. — В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике. Она
ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в
невозможное. Она удивительно непрактична, и так как наш век — век практический,
то вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику.
И он вернулся к себе в комнату, вытащил большую запыленную книгу и принялся ее
читать.
- Сочинения
- По литературе
- Крылов
- Анализ и мораль басни Осел и соловей
Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья. Ему противопоставлен тугоухий и невежественный Осёл. Который берёт на себя ответственность, чтобы рассуждать и давать советы великому мастеру, тонкому артистичному, знаменитому Соловью.
В начале басни читатель понимает, что Ослу захотелось проверить народные слухи. И посмотреть на прославленного Соловья. На описание изменений в окружающей природе, вовремя волшебного исполнения соловьиной трели, автор не пожалел больше половины басни. Все живые объекты заметили и прониклись трепетным исполнением нашего героя, затихли все птицы, пастух нежно смотрел на свою возлюбленную девушку. Только наш тугоухий и высокомерный осёл остался чужд. После мелодичной трели, в которую наш исполнитель вложил все силы и талант, дал очень «важный» совет поучиться у Петуха! То есть «Великий судья» выделил лучшего «певца» — петуха!
После таких слов нашему знаменитому артисту осталось только покинуть место. Где остался невежественный, занимающий главный пост, глупый, тугодум и лишённый видеть прекрасное Осёл. К сожалению, и в наше время есть такие «судьи». Весь живой мир думает иначе, в восторге от нежной мелодии. Так может петь только Соловей и остальные птицы преклоняются перед его талантом.
Главная идея басни: «Держаться подальше от таких судей. Нет большего унижения и обидного сравнения, чем сравнение голоса Петуха и Соловушки». После таких знатных, высокопоставленных судей все должны повторять и льстить главным особам. Зарывая в землю природный талант. Нельзя доверять судить таким невеждам всю красоту и тонкую натуру голоса и природного дара Соловушки. В короткой басне тонко подмечены и завуалированы пороки людей богатых сословий, далёких от народа, без талантливых природных качеств, пытающихся делать оценку в том, в чём ничём не понимают и не слышат.
В произведении Осёл наделён полномочиями давать оценку пению настоящего артиста. И такое происходит часто в жизни. Профессионал получает нравоучения от человека далёкого от профессиональных качеств, особенностей искусства, лишённого природных качеств для того, чтобы судить и ставить оценку.
В басне автор выносит на народный суд такие черты слишком высокопоставленных особ: невежество, высокое самомнение, открытую глупость и возможность давать советы в делах, в которых нет ни одарённости, ни склонности понять и оценить.
Анализ 2
Крылову пришла в голову идея написание басни «Осел и Соловей» после нескольких случаев, произошедших с ним самим. Один из самых запоминающихся случаев был такой: чиновник, наслышанный о баснях Крылова, захотел послушать их лично из уст автора. С такой просьбой он и явился к баснописцу в гости. Крылов с удовольствием прочел несколько своих произведений. На что чиновник спросил, почему, мол, Крылов не пишет свои басни, как, например, Иван Дмитриев. Крылов на это ответил тем, что у него другая манера сочинительства. Навеянная такой неприятной ситуацией для автора, и родилась из-под его пера басня «Осел и Соловей». С Соловьем писатель отождествлял себя, а Осел скорее всего, собирательный образ.
В басне Осел прослышан о певческом таланте Соловья, сам идет послушать чудный голос. Крылов расписывает великий талант певца, показывая, как он прекрасен. Автор показывает контраст между великим талантом Соловья и приземленными суждениями Осла, поэтому читателю показана птица во всей своей красе и великолепии. Окружающие восхищаются мастерством и умением Соловья. И что же в итоге Осел? Он свысока отзывается о певческом искусстве птицы, и советует ему: пойти поучится у Петуха. Вот, кто громко и голосисто поет, по мнению судьи.
Петух в басне противопоставляется Соловью, что бы читатель составил мнение о вкусах и знаниях Осла в искусстве. Соловей – это талант, певец, который в совершенстве овладел своим искусством. Он вдохновляет окружающих и дарит им праздник. Осел же прямая противоположность мастеру: глуп, невежественен, в искусстве совсем не разбирается, но мнит себя ценителем, имеющим право вести рассуждения о талантах. Естественно, Соловью нечего было ответить Ослу на его совет. Зачем доказывать глупому животному его неправоту, и вступать в полемику с упрямцем. Соловей не стал вступать в спор с судьей, а просто улетел.
Мораль басни представлена фразой: «Избави, Бог, и нас от этаких судей». Ели человек некомпетентен в какой-то теме, то лучше промолчать, а не давать советов, и показывать себя глупцом. Рассуждать нужно только на те темы, о которых знания позволяют высказываться объективно. Человек должен быть специалистом в выбранном деле, тогда он будет судить объективно и беспристрастно.
Вариант 3
Произведение представляет собой краткий иронический рассказ, именуемый по жанровой направленности басней, основной тематикой которой становится изображение в насмешливом виде мнимых ценителей поэтического творчества.
Главными персонажами басни являются Соловей, символизирующий творческого, талантливого человека, и Осел, представленный в образе самонадеянного и бестолкового вельможи.
Композиционная структура произведения является последовательной, состоящей из основной части и финального нравоучительного авторского вывода.
Сюжетная линия басни представляет собой историю о встрече Соловья, являющегося большим певческим мастером, с Ослом, решившим лично убедиться в необычайном таланте певчей птицы. Соловьиное пение поражает всех присутствующих, однако Осел, возомнивший себя более грамотным в певческой науке и скромно похваливший Соловья, назидательно делает ему внушение о необходимости прохождения дальнейшего обучения у дворового петуха.
Моральная идея басни состоит в невозможности признания истинным талантом искусства кукареканья.
Смысловая нагрузка басни отражается в подчеркивании автором невежественности высокопоставленных чиновников, стремящихся руководить вещами, в которых ничего не смыслят, критикующих и дающих советы тем, кто в этом не нуждается. Тем самым поэт иллюстрирует негативные человеческие черты характера в виде глупости, ограниченности, высокомерия, самоуверенности, раздутого самомнения.
Басня раскрывает авторский замысел при помощи средств художественной выразительности в виде метафор и сравнений, заключающийся в необходимости дальнейшего развития национального литературного творчества при условии появления людей, разбирающихся во всех сферах искусства, а также скорого избавления от невежественных, необразованных тупиц, пытающихся принимать судьбоносные решения.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Осел и соловей
Популярные сегодня темы
- Сочинение Что такое Родина? рассуждение 9 класс, 15.3, ОГЭ, ЕГЭ, 11 класс
Родина это слово с большой буквы. У каждого человека есть собственное понимание этого слова, но в итоге все сводится к одному – это отчий дом.
- План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка
Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.
- Образ Петербурга в повести Шинель Гоголя 8 класс
В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения
- Сочинение Моя любимая профессия (дизайнер)
Любой ребенок рано или поздно задумывается о том, кем бы он хотел стать в будущем. Я перебрал много вариантов, понимая, что работа должна быть не только интересной, но еще и прибыльной, актуальной и востребованной
- Философская лирика Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни
Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и
Соловей» (для ответов используйте текст басни и статью из учебника после
басни):
1. В каком году написана басня И. А. Крылова «Осел и
Соловей»?
— Басня «Осел и Соловей» написана в 1811 году.
2. Что отмечали современники, говоря об этой басне?
— Современники отмечали изумительную «естественность в
изображении характеров» в басне.
3. Какими художественными средствами поэт передает
красоту и очарование пением Соловья?
— Баснописец передает пение Соловья сочетанием
разнообразных глаголов, изображающих мелодические голосовые колена, которые
выделывает Соловей: «защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался,
(…) «ослабевал», «свирелью отдавался», «мелкой дробью вдруг по роще
рассыпался».
4. Какое впечатление соловьиное пение производит на
природу и людей?
— Пение Соловья производит чудесное действие на всех,
кто его услышал, внося успокоение в природу и жизнь людей («затихли ветерки,
замолкли птичек хоры, и прилегли стада», (…) «пастух им любовался» и улыбался
пастушке).
5. Охарактеризуйте Осла. Что можно сказать о его
способности понимать искусство?
— Осел – это напыщенный невежда, который ничего не
понимает в искусстве. Он фамильярно обращается к соловью со словами «дружище»,
«мастерище». Он полон самомнения и потому желает судить о пении Соловья, дает
певцу совет: неплохо бы поучиться у петуха, чтобы еще более «навостриться» в
искусстве пения.
6. Как Соловей реагирует на слова Осла?
— Соловей, услышав совет Осла поучиться у петуха
искусству пения, обижается и улетает «за тридевять полей».
7. Как меняются чувства и настроение, переживаемые
автором?
— Вначале мы чувствуем восхищение автора пением
Соловья, потом он сочувствует певцу, который слышит суд Осла, называет «мой
бедный Соловей» и с горечью подводит итог: «Избави Бог и нас от эдаких судей».
Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни» (для ответов используйте текст басни и статью из учебника после басни):
1. На каком художественном приеме строится сюжет басни
И. А. Крылова «Листы и Корни»?
— Сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни» строится
на противопоставлении – антитезе. Листы и Корни описаны не как часть единого
целого – дерева – а как разрозненные, противопоставленные части. Листы не
осознают, что их жизнь напрямую зависит от жизнедеятельности Корней.
2. Опишите Листы: каковы они по характеру?
— Уже с самых первых строк Листы описываются как нечто
непостоянное, ветреное, эфемерное, ненадежное: они
— шепчутся с ветром (шепчутся, а не говорят
– элемент игривости, непостоянства (а может быть, у них недостаточно сильны,
чтобы говорить в полный голос?));
— хвалятся, что говорит об их нескромности
(причем хвалятся «густотой», «зеленостью» — тем, что очень недолговечно и
навсегда исчезнет осенью), называют себя «красой долины всей».
3. Какими собственными качествами гордятся Листы?
— По мнению Листов, они вполне уверенно могут
гордиться такими своими качествами, как:
— ими «дерево пышно и кудряво, раскидисто и величаво»;
— укрывают людей от зноя;
— привлекают к дереву как к месту для развлечений и
отдыха;
— среди Листов поет соловей;
— Листы постоянно ласкает ветер.
4. Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и
Корней.
— Листы «залепетали», а у Корней – «голос
отвечал смиренно» (Корни не бунтуют, они просто просят к себе
элементарного уважения за их тяжелый труд).
5. Какие качества Листы приписывают Корням?
— Листы называют Корни наглыми, надменными, дерзкими.
6. За что Корни осуждают Листы?
— Корни осуждают Листы за хвастовство, надменность,
неблагодарность — за то, что они не ценят их тяжелый труд.
7. О чем иносказательно говорит автор, используя
образы Листов и Корней? Каково его отношение к Листам и Корням? Почему?
— Используя образы Листов и Корней, автор
иносказательно говорит о правящей богатой верхушке общества – дворянстве
(Листах) и простых крестьянах (Корнях), за счет труда которых и живут дворяне.
Не будет Корней – не будет и Листов. Однако автору одинаково дороги и Листы, и
Корни, но он осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе
приписывают деятельность, полезную для государства и общества.
Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»
(для ответов используйте текст басни и статью из учебника после басни):
1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»?
— Тема басни И. А. Крылова «Ларчик» — осуждение
пустого мудрствования, неумение просто взяться за дело, чтобы быстро и
правильно выполнить его.
2. Кого сравнивает, сопоставляет автор?
— Автор сравнивает, сопоставляет, с одной стороны,
мастера, который искусно сделал Ларец, а с другой стороны – «механики мудреца»,
который, прослыв «мудрецом», еще ничего не сделал.
3. Опишите Ларец.
— Ларец очень искусно сделан: «Отделкой, чистотой
Ларец в глаза кидался; / Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался».
4. Ради чего «механики мудрец» решился открыть Ларец?
— Ларец был очень красив, и «механики мудрец» решил,
что так просто он открываться не может, и решил доказать, что сам он
«чего-нибудь да стоит» в механике и сказал, что откроет ларец.
5. Какие глаголы передают усилия «мудреца» в поисках
«секрета» Ларчика?
— Усилия «мудреца» передают глаголы: «вертит»,
«ломает», «пожимает», «рвется», «потел, потел», «устал», «отстал», «не
догадался».
6. Как окружающие реагируют на процесс поиска
«секрета»?
— Люди, видя бесполезные усилия «мудреца», смеются
исподтишка, «шепчутся».
7. В чем заключается комизм ситуации, описанной в
басне?
— Комизм ситуации, описанной в басне, заключается в
том, что никаких мудрствований не требовалось, потому что Ларчик был без
какого-либо секрета и даже без замка – он «просто открывался».
Сочинение: объясните, как вы понимаете
заключительные слова басни И. А. Крылова «Осел и Соловей» («Избави Бог и нас от
этаких судей»).
Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и
Соловей» (для ответов на все басни используйте текст самих басен и статьи
из учебника после басен):
1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:
1. На каком художественном приеме строится
сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они
по характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням? 6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:
1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?
————————————————————————————————————————————————————-
Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и
Соловей» (для ответов на все басни используйте текст самих басен и
статьи из учебника после басен):
1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:
1. На каком художественном приеме строится сюжет
басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они по
характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням? 6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:
1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?
——————————————————————————————————————————————————————
Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и Соловей»
(для ответов на все басни используйте текст самих басен и статьи из учебника после басен):
1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:
1. На каком художественном приеме строится
сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они
по характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням? 6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:
1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?
——————————————————————————————————————————————————————
Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и
Соловей» (для ответов на все басни используйте текст самих басен и
статьи из учебника после басен):
1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:
1. На каком художественном приеме строится
сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они
по характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням? 6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?
Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:
1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?
——————————————————————————————————————————————————————
Проблема обращения человека к творчеству (И. П. Цыбулько – 2022. Вариант № 11)
Что делать человеку, почувствовавшему тягу к творчеству, испытывающему желание творить? Необходимо ли отказаться от следования «души прекрасным порывам» или нужно воспользоваться стремлением создать своё произведение? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. Гришковца.
Раскрывая проблему обращения человека к творчеству, автор делится своими рассуждениями с читателем. Он утверждает, что в любом возрасте человек может ощутить внутри себя некий голос, который «тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое. Пушкин писал, что «любви все возрасты покорны», так и заниматься творчеством можно начать в любом возрасте, если чувствуешь в себе неудержимые позывы творить.
Писатель приводит множество конкретных примеров, которые имеют право на существование в реальной действительности. Вот вышедший на пенсию слесарь — инструментальщик или деревенская старушка неожиданно для окружающих берут в руки кисть и краски и начинают рисовать картины. Конечно, произведения дилетантов нельзя сравнивать с творениями подлинных художников, но эти картины наполнены искренностью и наивностью и обязательно найдут своего зрителя. Главное, что обратившиеся впервые к творчеству люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что творчество необходимо каждому человеку, независимо от возраста. Каждый, кто чувствует в себе какие-либо способности, должен их реализовать, независимо от своей главной профессии или занятия.
Авторская позиция заключается в следующем: человеку, почувствовавшему тягу к творчеству, необходимо заняться творчеством, независимо от возраста и душевного состояния: «души прекрасные порывы» нельзя в себе душить».
Мне близка позиция автора. Действительно, нельзя пренебрегать своей тягой к прекрасному, стремлением создать что-то необычное, выразить себя с помощью искусства.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова брала уроки пения. Это был период её влюблённости в Андрея Болконского, и в ней жила потребность самовыражения через музыку и пение. Голос её ещё не был обработан, как у профессиональных певцов, но в нём звучала такая искренность, оно было наполнено таким вдохновением, что Николай, услышав пение сестры, забыл о своём огромном проигрыше.
В заключение хочу подчеркнуть занятия творчеством не только доставляют радость и удовольствие, но и помогают человеку выразить себя, приближают его к совершенству.
Текст
(1) Что делать человеку, который вдруг обнаружил в себе некую таинственную потребность и неудержимую тягу к творчеству? (2)Что делать тому, кто услышал внутри себя некий голос, который тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое.
(3)Призывает как минимум взять и срифмовать что-то, записать какое-нибудь впечатление, описать увиденное, почувствованное, пережитое…
(4)Такие позывы человек может ощутить в любом возрасте и в любом душевном состоянии, занимаясь делами, очень далёкими от всякого творчества. (5)Что же ему делать?
(6)Ответ простой: захотелось в зрелом возрасте начать писать, петь или танцевать надо садиться писать или искать соответствующий драмкружок, педагога по вокалу или студию танцев. (7)«Души прекрасные порывы» нельзя в себе душить.
(8) Вот только обольщаться и надеяться на значительные результаты не стоит.
(9) Вышедший на пенсию слесарь-инструментальщик или деревенская старушка могут неожиданно для окружающих и для себя самих взяться за кисти, краски и нарисовать десяток-другой картин, наивных и милых картин. (10)Они могут даже оказаться со своими полотнами на модной выставке в модной галерее, они могут сами стать на какое-то время модными. (11)С ними будут «носиться» хитрые галерейщики и арт-дилеры. (12)Однако к настоящей живописи поистине трогательные картинки вдруг ставших художниками пенсионеров будут иметь такое же отношение, как древние наскальные рисунки — к полотнам Рафаэля.
(13) И взявшаяся за живопись доярка, и кандидат экономических наук, засевший за литературу, и псевдопевец, горланящий песни под караоке, вспоминая, что когда-то пел в детском хоре и учился в музыкальной школе, по сути одинаковы.
(14) Все эти люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения. (15)Они получают ту радость, которую в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности получить не могут. (16)Они получают то самое сладкое удовольствие, которое знает всякий дилетант. (17)Никто, кроме дилетантов, не получает такого сладкого удовольствия от занятия тем, в чём ничего не смыслит, но чувствует свои большие в том способности
(18)Подлинный художник живёт искусством иначе. (19)Он живёт им тотально, понимая, что ничего другого не может, а главное, не должен делать, даже ради
процветания
(20)Разница между подлинным человеком искусства и тем, в котором неожиданно проснулся интерес к творчеству, или тем, кто с младых ногтей в свободное от. серьёзных дел* время был склонен к артистизму, такая же, как между настоящим спортсменом и физкультурником.
(21)Подлинный художник начинает чувствовать и даже знать о своей призван пости служению искусству с довольно раннего возраста. (22)У каждого свой путь к началу сознательной и постоянной творческой деятельности. (23)Многим и многим приходилось и приходится преодолевать сомнения и неверие близких, родных да и своё собственное в то, что можно посвятить жизнь искусству.
(24)Жизнь художника таинственна и непонятна людям конкретных и общественно полезных профессий. (25)Вхождение в жизнь искусством пугает своей непредсказуемостью и отсутствием внятных социально-бытовых ориентиров.
(26)Примеры же жизни и судеб больших художников хоть и притягательны, но почти всегда трагичны и явно неповторимы.
(27)Да и просто признание себе в том, что он может написать книгу, быть композитором и автором симфоний или автором настоящего кино, даётся настоящему художнику непросто. (28)Ведь тогда начинается самое сложное! (29)Тогда начинается испытание!
(30)Ну а те, кто решил вдруг пописать стихи или картины, потанцевать или попеть, научиться игре на каком-нибудь инструменте или поснимать кино… (31)Им не нужно проходить все эти испытания или переживания, страдания и сомнения. (32)Они решают заняться творчеством ради приключений, удовольствия или борясь со скукой. (33)Им всегда есть куда отойти, вернуться или спрятаться.
(34)Тот, кто взялся за творчество не ради всепоглощающего искусства, а ради интересного и увлекательного образа жизни, никогда не сделает ничего стоящего…
(35)Единственное, что у него может получиться, — это немного развлечься.
(36)Только тот, кто смог совершить первые самостоятельные шаги в искусстве, тот, кто познал тяжесть и мучительную суть этого пути, но пошёл дальше, — только тот сможет шагнуть в неведомое, туда, где до него никто не был. (37)Только настоящий художник может сделать это, опровергнув расхожее убеждение, что всё уже давно сказано, придумано, осмыслено и написано.(По Е. В. Гришковцу)
| Анекдоты про оперу Во время оперы на сцену перед женским хором выбежала мышка. Оглохли две тысячи любителей оперы. *** В одесской опере. *** Идет конкурсный набор сопрано. *** — Папа, а что такое опера? *** Дирижёр перед репетицией говорит оркестру: *** Идет опера «Евгений Онегин».
В опере: *** Вчера наконец с женой выбрались в оперу. Мне не понравилось: *** В Большом театре премьера оперы. Собираются зрители: мужчины в смокингах, дамы в драгоценностях. До поднятия занавеса остаётся несколько минут, дирижёр готовит оркестр. Вдруг видит, что первая скрипка отсутствует. Дирижёр спрашивает у оркестра: *** В театре была опера, где в одном из актов должно звучать пение соловья. Ну, достали пластинку «Пение птиц». И вот идет опера, наступает момент, когда должен петь соловей.Возле проигрывателя поставили мужика. Он, естественно,ставит пение соловья. Тут подходит его знакомый пожарник: *** — Вчера был на опере Джузеппе Верди и услышал там много знакомых мелодий *** Реальный случай. *** Дирижер: — Так, здесь — пиано!… Еще более пиано! Из оркестровой ямы: — Да куда пьянее-то?! И так пол-оркестра вдрабадан! *** Муж и жена слушают оперу. Директор оперного театра присутствует при прослушивании новой оперы. *** Возможности оперы еще не исчерпаны: нет такой глупости, которую нельзя было бы спеть. *** Большой театр. Тенор Павел Чекин исполняет партию Альфредо в опере Верди «Травиата». Начался его знаменитый выход «Налейте, налейте…». На сцене расположена огромная лестница с баллюстрадой, на которую он красиво облокачивался и после слов «А вот и я» пел эту арию с фужером шампанского в руке. Однако на этот раз баллюстраду забыли прибить. Чекин привычно облокотился и… вместе с ней исчез. Все услышали звук упавшеготела. Занавес медленно закрылся. *** Оперный певец говорит: *** Hа опере «Евгений Онегин» еврей толкает свою жену в бок: *** Премию МВД за лучшее произведение о милиции получил «Трехгрошовый опер» — мюзикл о полицейском, берущем маленькие взятки. *** — Ужасно, наверное, когда оперный певец понимает, что не может больше петь! *** Возвращаясь из гостей, жена говорит мужу: *** Двое мужчин сидят в зале оперы. Один другому говорит: *** Сидит мужик-меломан в опере, слушает «Кармен». Рядом с ним постоянно болтает тетка и пристает к нему: «А вы пойдете завтра на «Аиду»?» *** В опере, слушатель – соседу: Анекдоты про балет Анекдоты про Анастасию Волочкову Анекдоты про театр Поздравления работников культуры Анекдоты про Пушкина
|
|