Сочинение на тему “Что такое отвага?”
Ответы:
Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.
Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом. Володя успел отвязать всех, и только потом покинул горящую конюшню сам.
Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!
Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.Именно её и должен показывать человек во всех самых трудных жизненных ситуациях.Отвага — качество, которое демонстрирует человек в определённых ситуациях.Например, мальчик разбил в школе окно, играя в мяч. Он понимает, что его накажут, но сознаётся о своём проступке. Это тоже можно считать некой отвагой. И так, что же такое отвага?Отвага — это смелость, при которой человек проявляет смелость и самоотверженность. Попросту говоря, отвага – это наилучшее из качеств человека, данное ему природой.
Вариант 1
Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.
Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом (предл. 34, 35). Володя успел отвязать всех, и только потом покинул горящую конюшню сам.
Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!
Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, проявленные в опасной, критической ситуации. Отважные люди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в деревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве пожара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, которые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно героем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая четырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
Отвага — это свойство людей с большой буквы, и замечательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
Вариант 2
Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные люди думают не о себе, а о жизни других.
Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рискуя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на укреплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на- Амуре от наводнения, спасли его.
Не зря говорят: где отвага, там и победа.
Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Именно отважными людьми совершаются подвиги.
Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумевшим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные лошади, но в тот момент подросток был занят только одним — их спасением (предл. 34, 35).
Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.
Текст для работы
(1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во- лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время войны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре».
(4)…Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня. (7)Конюхи приехали с поля на перерыв.
(У ближней стены конюшни весело завизжали и заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (9)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (10)В школу не ходят, с куклами пока играют. (11)Вон, даже печку устроили…
(12) — Эй, вы что делаете?!
(13) Их как ветром сдуло. (14)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся с^ены конюшни…
(15)Только что, секунду назад, всё было хорошо. (16)А теперь стремительно взметнулась беда — стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул. (17)А кругом было солнечно и пусто — кричи не кричи…
(18)Пламя нарастало со свистящим шумом. (19)Ветер гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
(20) У коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади.
(21) Ещё немного, и огонь подойдёт к ним…. (22)Володя бросил сумку и, на ходу открывая перочинный ножик, бросился к лошадям.
(23)Гыедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (24)Володька ударил лезвием по ремню… (25)На ремне даже зарубки не осталось. (26)Володя повис на вожжах, начал кромсать сыромятную кожу и чуть не плакал от беспомощности и досады: ведь вчера ещё он собирался наточить ножик, когда из стола его доставал!
(27)Вожжи вдруг лопнули, и Володю отбросило. (28)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни. (29)Конь Герой, такой знакомый, добрый, сейчас тоже храпел и рвал упряжь.
(ЗО)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда коня, одичавшего от ужаса. (31)И нож срывался. (32)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающей сухой травы нарастал и нарастал… (ЗЗ)Вскоре Герой ускакал вслед за Риткой, и Володя ухватился за вожжи Вольницы…
(34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее!..
(36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (39)Огонь был уже близко. (40)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (41)Оглянулся. (42)Лошади не убежали. (43)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
(44) На помощь Володе уже подбегали взрослые…
(45) Вскоре с огнём справились. (46)Пожарники хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.
(47) Кто-то из мужчин отчаянным голосом повторял:
(48) — Я же говорил: не курить у конюшни! (49)Я же говорил!
(50)— Да никто не курил. (51)Это девчонки сегодня баловались, — устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом.
(52)Все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг него…
(53)…Уже и лето почти прошло, Володька стал забывать о пожаре. (54)И вдруг говорят: медаль. (55)Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку. (56)Не потому, что боялся, а просто — чего тут говорить? (57)И только два вихра на темени торчали задорно и упрямо.
(По В. Крапивину)
Смелые люди у всех вызывают заслуженное восхищение.
Вариант 2
В моём понимании смелость — это умение без оглядки подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость движет теми, кто спасает людей во время пожара, без опаски отправляется в тяжёлые экспедиции, выходит на бой с врагом. Однако и в обычной жизни много примеров смелых поступков.
События, описанные в рассказе о спасении Романка, могли произойти весной в любом городе, где есть река. Мальчишку уносило на оторванной льдине, и неожиданно на помощь ему пришла маленькая девочка Валентинка. Она отважно бросилась в воду и вытащила мальчика.
В народе говорят: храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Именно так и поступила Валентинка, и все смелые люди ведут себя подобным образом.
Поэтому, я считаю, именно смелость позволяет, забыв о страхе, броситься на помощь тому, кто в ней нуждается. Ведь, как говорится в пословице, от смелого и смерть бежит!
Вариант 3
Я знаю, что смелость — это качество, противоположное трусости. Это мужество, уверенность в том, что нужно действовать немедленно, несмотря на опасность, забыв о себе.
Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!
Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, проявленные в опасной, критической ситуации. Отважные люди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в деревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве пожара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, которые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно героем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая четырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
Отвага — это свойство людей с большой буквы, и замечательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
Вариант 2
Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные люди думают не о себе, а о жизни других.
Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рискуя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на укреплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на- Амуре от наводнения, спасли его.
Не зря говорят: где отвага, там и победа.
Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Именно отважными людьми совершаются подвиги.
Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумевшим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные лошади, но в тот момент подросток был занят только одним — их спасением (предл. 34, 35).
Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.
ОГЭ русский язык 9 класс. Задание 15.3.
Текст для работы
(1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во-лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время войны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре».
(4)…Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня. (7)Конюхи приехали с поля на перерыв.
(8)У ближней стены конюшни весело завизжали и заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (9)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (10)В школу не ходят, с куклами пока играют. (11)Вон, даже печку устроили…
(12)— Эй, вы что делаете?!
(13)Их как ветром сдуло. (14)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся CteHbl конюшни…
(15)Только что, секунду назад, всё было хорошо. (16)А теперь стремительно взметнулась беда — стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул. (17)А кругом было солнечно и пусто — кричи не кричи…
(18)Пламя нарастало со свистящим шумом. (19)Ветер гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
(20)У коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади.
(21)Ещё немного, и огонь подойдёт к ним…. (22)Володя бросил сумку и, на ходу открывая перочинный ножик, бросился к лошадям.
130
(23)Гыедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (24)Володька ударил лезвием по ремню… (25)На ремне даже зарубки не осталось. (26)Володя повис на вожжах, начал кромсать сыромятную кожу и чуть не плакал от беспомощности и досады: ведь вчера ещё он собирался наточить ножик, когда из стола его доставал!
(27)Вожжи вдруг лопнули, и Володю отбросило. (28)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни. (29)Конь Герой, такой знакомый, добрый, сейчас тоже храпел и рвал упряжь.
(ЗО)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда коня, одичавшего от ужаса. (31)И нож срывался. (32)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающей сухой травы нарастал и нарастал… (ЗЗ)Вскоре Герой ускакал вслед за Риткой, и Володя ухватился за вожжи Вольницы…
(34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее!..
(36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (39)Огонь был уже близко. (40)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (41)Оглянулся. (42)Лошади не убежали. (43)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
(44)На помощь Володе уже подбегали взрослые…
(45)Вскоре с огнём справились. (46)Пожарники хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.
(47)Кто-то из мужчин отчаянным голосом повторял:
(48)— Я же говорил: не курить у конюшни! (49)Я же говорил!
(50)— Да никто не курил. (51)Это девчонки сегодня баловались, — устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом.
(52)Все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг него…
131
(53)…Уже и лето почти прошло, Володька стал забывать о пожаре. (54)И вдруг говорят: медаль. (55)Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку. (56)Не потому, что боялся, а просто — чего тут говорить? (57)И только два вихра на темени торчали задорно и упрямо.
(По В. Крапивину)
15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВАГА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отвага?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 1
Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.
Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом (предл. 34, 35). Володя успел отвязать всех, и только потом покинул горящую конюшню сам.
Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!
Вариант 2
Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, проявленные в опасной, критической ситуации. Отважные люди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в деревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве пожара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, которые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно героем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая четырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
Отвага — это свойство людей с большой буквы, и замечательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
Вариант 3
Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные люди думают не о себе, а о жизни других.
Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рискуя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на укреплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на-Амуре от наводнения, спасли его.
Не зря говорят: где отвага, там и победа.
Вариант 4
Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Именно отважными людьми совершаются подвиги.
Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумевшим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные лошади, но в тот момент подросток был занят только одним — их спасением (предл. 34, 35).
Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.
Задание 15.3. на ОГЭ
Текст В. Крапивина
(1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во-лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время войны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре».
(4)…Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня. (7)Конюхи приехали с поля на перерыв.
(8)У ближней стены конюшни весело завизжали и заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (9)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (10)В школу не ходят, с куклами пока играют. (11)Вон, даже печку устроили…
(12)— Эй, вы что делаете?!
(13)Их как ветром сдуло. (14)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся CteHbl конюшни…
(15)Только что, секунду назад, всё было хорошо. (16)А теперь стремительно взметнулась беда — стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул. (17)А кругом было солнечно и пусто — кричи не кричи…
(18)Пламя нарастало со свистящим шумом. (19)Ветер гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
(20)У коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади.
(21)Ещё немного, и огонь подойдёт к ним…. (22)Володя бросил сумку и, на ходу открывая перочинный ножик, бросился к лошадям.
(23)Гыедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (24)Володька ударил лезвием по ремню… (25)На ремне даже зарубки не осталось. (26)Володя повис на вожжах, начал кромсать сыромятную кожу и чуть не плакал от беспомощности и досады: ведь вчера ещё он собирался наточить ножик, когда из стола его доставал!
(27)Вожжи вдруг лопнули, и Володю отбросило. (28)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни. (29)Конь Герой, такой знакомый, добрый, сейчас тоже храпел и рвал упряжь.
(ЗО)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда коня, одичавшего от ужаса. (31)И нож срывался. (32)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающей сухой травы нарастал и нарастал… (ЗЗ)Вскоре Герой ускакал вслед за Риткой, и Володя ухватился за вожжи Вольницы…
(34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее!..
(36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (39)Огонь был уже близко. (40)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (41)Оглянулся. (42)Лошади не убежали. (43)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
(44)На помощь Володе уже подбегали взрослые…
(45)Вскоре с огнём справились. (46)Пожарники хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.
(47)Кто-то из мужчин отчаянным голосом повторял:
(48)— Я же говорил: не курить у конюшни! (49)Я же говорил!
(50)— Да никто не курил. (51)Это девчонки сегодня баловались, — устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом.
(52)Все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг него…
(53)…Уже и лето почти прошло, Володька стал забывать о пожаре. (54)И вдруг говорят: медаль. (55)Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку. (56)Не потому, что боялся, а просто — чего тут говорить? (57)И только два вихра на темени торчали задорно и упрямо.
(По В. Крапивину)
Вариант 1
Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.
Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом (предл. 34, 35). Володя успел отвязать всех, и только потом покинул горящую конюшню сам.
Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!
Вариант 2
Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, проявленные в опасной, критической ситуации. Отважные люди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в деревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве пожара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, которые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно героем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая четырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
Отвага — это свойство людей с большой буквы, и замечательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
Вариант 3
Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные люди думают не о себе, а о жизни других.
Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рискуя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на укреплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на-Амуре от наводнения, спасли его.
Не зря говорят: где отвага, там и победа.
Вариант 4
Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Именно отважными людьми совершаются подвиги.
Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумевшим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные лошади, но в тот момент подросток был занят только одним — их спасением (предл. 34, 35).
Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.
Сегодня его назвали бы суперменом, но, к сожалению, имя Шаварша Карапетяна вряд ли известно широкой публике. Профессиональный спортсмен, пловец-подводник, многократный чемпион мира каким-то чудом постоянно оказывался там, где случались трагедии и катастрофы, и приходил на помощь людям. Ради их спасения ему пришлось пожертвовать собственным будущим в мире большого спорта.
Будущий герой появился на свет в 1953 г. в обычной армянской семье. Его отец увлекался спортом, и Шаварш с детства брал с него пример. Его отдали на плавание, и уже через год после упорных тренировок он стал чемпионом республики среди юношей в плавании на спине и вольным стилем. Затем он решил заняться подводным плаванием и уже спустя полгода стал победителем на первых же соревнованиях. Его тренер внушил ему установку: «Не бывает достойного второго места», и Шаварш осуществлял это в жизни. Спортсмен завоевал 37 золотых медалей и установил 10 мировых рекордов.
Однажды зимой 1974 г. Шаварш Карапетян возвращался домой со спортивной базы по горной дороге. Кроме него, в автобусе было ещё около 30 пассажиров. На подъме мотор неожиданно заглох, и водитель вышел из кабины. Неожиданно автобус тронулся с места и покатился к ущелью. Шаварш кинулся к кабине водителя, разбил стеклянную стенку, отделявшую её от салона, и резко вывернул руль в сторону горы. Благодаря его реакции никто не пострадал.
А 16 сентября 1976 года многократный рекордсмен и чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян спас с 10-метровой глубины 20 человек, когда переполненный троллейбус упал с моста в Ереванское водохранилище.
В тот день у Шаварша Карапетяна было обычная тренировка на берегу Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер Липарит Алмасакян. Буквально на их глазах с дороги в озеро слетел переполненный людьми троллейбус. В считанные секунды он ушел на дно.
По официальной версии, причиной аварии стал сердечный приступ у водителя. Гораздо позже выплыла настоящая причина трагедии — шофёр сцепился с пассажиром, желавшим выйти в неположенном месте. Заварушка между двумя чересчур темпераментными южными мужчинами закончилась плачевно.
Троллейбус оказался на глубине 10 метров. Шаварш принял решение молниеносно — он будет нырять, а брат и тренер — вытаскивать пострадавших на берег. Это была невероятно сложная задача. Вода в Ереванском озере была очень холодной, видимость практически нулевой. Эти «радости» дополнялись тем, что в озеро поступали отходы жизнедеятельности столицы Советской Армении.
Шаварш нырнул на 10 метров, выбил ногами заднее стекло троллейбуса, и стал доставать гибнущих людей. Медики и спасатели, разбиравшие впоследствии ситуацию, пришли к выводу, что-то, что сделал Шаварш Карапетян, вряд ли смог бы сделать ещё хоть один человек на свете. Его подвиг сродни подвигам Геракла или Супермена.
Даже если бы он спас одного, двух, трёх человек, это было бы фантастикой, учитывая условия, в которых приходилось действовать. Шаварш Карапетян в буквальном смысле вернул с того света 20 (!!!) человек.
На самом деле спортсмен вытащил значительно больше пострадавших, но многим уже не смогли помочь врачи.
Позже Шаварш Карапетян вспоминал: «Это было похоже на спортивную эстафету. За 45 минут мы подняли со дна 46 из 92 человек! Службы реагировали быстро, и больница находилась рядом. Но медикам удалось спасти только 20 пострадавших… Я понимаю, что в этот момент в этом месте никто не смог бы сделать то, что сделал я. Вся моя спортивная подготовка соответствовала этому мгновению, и ждать было нечего»
А сам Шаварш, сотворивший невозможное, говорил, что ему долго снилась кожаная подушка сиденья троллейбуса. Во время одного из своих нырков он схватил её, приняв за человека. Ошибку свою пловец понял только на поверхности, и потом ещё очень долго переживал из-за того, что этим лишил кого-то шанса на спасение.
Чемпион долго не мог простить себе этой ошибки, о которой рассказывал: «Всегда мой тренер говорил, что одного вдоха недостаточно для мозга, а тут я в какой-то раз вынырнул, сделал вдох и обратно ушёл — настолько обнаглел со всеми своими спортивными разрядами и рекордами. И я почти потерял сознание, действовал рефлекторно, схватил очередного и не ощутил, что это сиденье, а не человек… Никто не может попрекнуть меня, кроме меня самого, — но я себе этого очень долго не прощал. Это сиденье стоило одной жизни».
Нырять он перестал тогда, когда кончились все физические и моральные силы. Но прежде он ещё успел зацепить трос за утонувший троллейбус — у прибывших на место спасателей не оказалось аквалангов, а повторить то, что делал спортсмен, им было не под силу.
Сам Шаварш тоже оказался в больнице — тяжелейшая пневмония, заражение крови, происшедшее из-за порезов об стекло в грязной воде… Он провёл на больничной койке 45 дней. Когда он вернулся домой, его буквально тошнило от воды. Этот подвиг стоил чемпиону его спортивной карьеры. Вернуться в спорт было делом почти нереальным. И, тем не менее, он вернулся, вновь поразив всех. Вернулся, чтобы уйти красиво — в 1977 году он установил свой последний, 11-й мировой рекорд. Но это было исключительно через «не могу». Все свои силы он оставил там, в Ереванском озере.
О его подвиге большая страна узнала не сразу — не любили в те времена писать о катастрофах. А когда узнала, в Ереван пошли десятки тысяч писем с благодарностью, на которых был простой адрес «Армения, город Ереван, Шаваршу Карапетяну».
То, что понятно простым людям, не всегда понятно чиновникам. Великий спортсмен и великий человек Шаварш Карапетян не стал Героем Советского Союза — его отметили орденом «Знак Почёта». 8 августа 1978 года советский астроном Николай Черных открыл астероид под номером 3027, который учёный назвал Шаварш — в честь пловца-героя.
19 февраля 1985 года в Ереване загорелся Спортивно-концертный комплекс — гордость города. С пожаром боролись всем миром. Позже с пожара в больницу доставили добровольца, одним из первых бросившегося на борьбу с огнём, выводившего людей из опасной зоны. Добровольцем, который получил ожоги, но спас несколько человеческих жизней, оказался Шаварш Карапетян.
В 1993 году жизнь сложилась так, что из Еревана Шаварш Карапетян вынужден был переехать в Москву. У него небольшая обувная мастерская под названием «Второе дыхание». Он никогда не жалуется на жизнь, не сетует на судьбу.
Его самопожертвование не могло не сказаться на здоровье. Для Шаварша Владимировича Карапетяна сотни метров олимпийской эстафеты, которые он должен был пробежать, были непростым испытанием, но он, как всегда, сумел преодолеть трудности.
И невероятно обидно, что олимпийский факел погас именно в руках человека, который подобной участи заслуживал менее всего.
А может, мы просто все не так поняли? Может, олимпийский огонь не погас, а склонился перед мужеством и величием Шаварша Карапетяна? Ведь огонь души этого спортсмена и настоящего человека, огонь, который он бескорыстно дарит людям, не погаснет никогда.
Сегодня Шаваршу Карапетяну 64 года, его главная гордость — две дочери и сын, который тоже занимается подводным плаванием. Человек, спасший жизни десяткам других людей, признатся: «Я стал почётным гражданином России. Международное медицинское сообщество вручило мне специальную мантию за спасение людей. Но по-настоящему греет душу то, что люди остались живы, а не то, что кто-то пожал мне руку и сказал спасибо… Я не считаю, что вёл себя, как герой. Я вёл себя, как человек. А это уже, поверьте, немало».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» 4 класс (Читательский дневник)
7. Действующие лица: Прошка – сирота, рабочий гранильной мастерской, Алексей Иваныч – хозяин мастерской, Анна Ивановна – молодая барыня, покупательница камней, Володя – сын Анны Ивановны, Ермилыч, Спирька – рабочие мастерской;
Двенадцатилетний круглый сирота Прошка трудится в гранильная мастерской «вертелом» — на ручном станке целыми днями обтачивает драгоценные и полудрагоценные камни.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Условия его жизни ужасающие: темнота, сырость, грязь, недостаток свежего воздуха и скудное питание. Он ненавидит колесо, которые крутит целый день, ненавидит своего хозяина Алексея Иваныча, ненавидит заказчиков, которые покупают камни, «без которых так легко обойтись».
Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте. Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь.
9. Личное мнение:
Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий. Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки. В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты. Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться. Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается.
Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимае проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.
Анализ произведения Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».
1. автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк;
2. название: «Вертел»;
4. класс: 4 класс;
5. год написания: 1885;
6. Эпоха, описываемая в произведение, это конец XIX – начало ХХ века, действие происходит в Екатеринбурге;
7. Действующие лица: Прошка – сирота, рабочий гранильной мастерской, Алексей Иваныч – хозяин мастерской, Анна Ивановна – молодая барыня, покупательница камней, Володя – сын Анны Ивановны, Ермилыч, Спирька – рабочие мастерской;
Двенадцатилетний круглый сирота Прошка трудится в гранильная мастерской «вертелом» — на ручном станке целыми днями обтачивает драгоценные и полудрагоценные камни.
Условия его жизни ужасающие: темнота, сырость, грязь, недостаток свежего воздуха и скудное питание. Он ненавидит колесо, которые крутит целый день, ненавидит своего хозяина Алексея Иваныча, ненавидит заказчиков, которые покупают камни, «без которых так легко обойтись».
Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте. Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
9. Личное мнение:
Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий. Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки. В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты. Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться. Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается.
Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимае проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.
Школьное чтиво
Чему учит рассказ «Вертел»
Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.
Отзыв на рассказ «Вертел»
Это очень грустный рассказ о временах, когда всякие гады эксплуатировали детский труд, чтобы получать большую прибыль. Бедный мальчик Прошка умер от непосильного труда, а его хозяину все было не почем. Мне очень жаль мальчика.
Пословицы к рассказу «Вертел»
Баловством хлеба не добудешь.
Свет не без добрых людей.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Сытый голодного не разумеет.
Сколько б не было детей, а всех жалко.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Вертел»
Солнце не освящало угол в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.
Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.
Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.
Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.
Прошка все время был голоден и мечтал о еде. Но в этот день его мечты прервало появление хозяина. Ухов велел прибрать грязь, но тут возле мастерской остановилась карета и оттуда вышла дама с двумя детьми. Она хотела показать детям, как гранят камни.
Пока дама и девочка осматривали мастерскую, мальчик заинтересовался Прошкой, который крутил колесо. Прошка даже дал барчуку покрутить колесо и тот пришел в полный восторг.
Дама обратила внимание на Прошку и заинтересовалась бедным сиротой. Узнав, что мальчику всего двенадцать лет, она велела отправить к ней камни вместе с Прошкой.
А мальчик смеясь назвал Прошку Вертел, от слова вертеть.
Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.
Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.
Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.
Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.
Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.
Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.
Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.
Через две недели он умер.
Стоковые изображения от Depositphotos
Троллейбус, который упал в Ереванское водохранилище (1976 год) и Шаварш Карапетян (1983 год)
16 сентября 1976 года советский спортсмен Шаварш Карапетян, занимавшийся подводным плаваньем, совершил подвиг, сделавший его имя легендарным. В тот день вместе со своей группой он пробегал ежедневную многокилометровую дистанцию, когда на его глазах с дамбы в Ереванское водохранилище упал троллейбус, наполненный людьми. Не раздумывая и на бегу сбрасывая тренировочный костюм, Шаварш бросился спасать людей. В составе его группы с ним были тренер, брат и молодые девчонки, но всем им Шаварш приказал оставаться на берегу, принимать и откачивать людей.
Спортсмену пришлось нырять на десятиметровую глубину при температуре 12–14°, причем вода была не только мутной от поднявшегося со дна ила, но и отравлена ядовитыми стоками от ближайшего предприятия.
Шаварш Карапетян, 1983 год
Троллейбус скрылся под водой, однако сильно перекосился, и в задней его части оставался воздушный пузырь, где скопились люди, не умевшие плавать и нахлебавшиеся воды. Шаварш сначала пытался найти у людей на берегу какой-нибудь лом, но поняв, что время уходит, стал разбивать заднее окно троллейбуса ногами. Стекло оказалось обычным, не автомобильным, иначе разбить бы его не удалось, но разбивая окно Шаварш сильно порезался, не прекратив при этом спасать людей. Одно за другим он доставал людей из троллейбуса, раз в 20-30 секунд поднимаясь на поверхность с очередной ношей и передавая нахлебавшихся воды, тем, кто откачивал их на берегу и на подоспевших лодках, позволяя себе сделать лишь по пять глотков воздуха. Когда дыхание сбилось, в полуобморочном состоянии достал вместо человека подушку от сидения и очень переживал впоследствии, что это могла бы быть еще чья-то жизнь.
Брат и тренер помогали спасать людей на берегу, а Шаварш нащупывал очередного невидимого человека в салоне, отталкивался от троллейбуса и выныривал. За двадцать минут ему удалось вытащить 35-36 пассажиров из 92, находившихся в троллейбусе. Из них удалось откачать 20 человек. Всего спаслись 46 человек — ровно половина.
В интервью журналу «Родина» в 2016 году Шаварш так объяснял свои решения: «Сразу сказал ребятам, чтобы не вздумали прыгать за мной, тем более нырять. Толик, второй мой брат, в тот день сдавал экзамен в ГАИ и пропускал тренировку. Поэтому я лишь Камо разрешил войти в воду, чтобы наверху принимал у меня людей. Утопающие порой ведут себя неадекватно, цепляются за все живое и невольно тащат на дно спасателей. А у нас в команде были молоденькие девчонки, по сути, дети. В свои 23 года я чувствовал себя вожаком, который отвечает за других, поэтому велел, чтобы все вместе с тренером ждали на берегу».
Часть людей, умеющих плавать, сумела самостоятельно покинуть салон. Одна из спасшихся девушек, бывшая пловчиха, рассказала, что в троллейбусе разгорелся конфликт между водителем и одним из пассажиров. И тот и другой были бывшими уголовниками. Пассажир требовал его высадить на дамбе, водитель отказал в резкой форме, получил удар разводным ключом и потерял управление. Оба, и водитель, и этот пассажир, не сумели спастись.
«Я нырял, доставал из салона троллейбуса человека, поднимал к поверхности, где его подхватывал мой брат Камо и передавал по цепочке, — рассказывал Шаварш. — Берег находился в 25 м, их надо было преодолеть. Там пострадавших старались привести в чувство, откачивали, их ждали кареты «скорой помощи», которые развозили всех по клиникам…»
Троллейбус, который упал в Ереванское водохранилище, 1976 год
Сам троллейбус чуть погодя вытащили автокраном, который распорядился пригнать отец Шаварша, работавший директором автобазы Минпромстроя. Крюки попросили подцепить того же Шаварша, что ему удалось сделать со второго раза. Через 45 минут не только пассажиры (живые и мертвые), но и троллейбус был на берегу. По окончании спасательной операции спортсмена в тяжелом состоянии увезли в больницу. У него развилась двусторонняя пневмония, отягощенная сепсисом от полученных ранений. Он пролежал в больнице 45 дней, причем долгое время не могли сбить сорокаградусную температуру, а после выписки спортсмен еще долгое время пытался восстановить здоровье. После воспаления в легких образовались спайки, каждый глубокий вдох давался с трудом, вызывая удушливый кашель.
Как потом рассказывал сам Шаварш, в тот роковой день он должен был состязаться на международных соревнованиях подводных пловцов в Ганновере, однако в результате интриг эта поездка сорвалась — ему якобы не успели оформить загранпаспорт, — он вернулся из Москвы в Ереван и решил посвятить освободившееся время тренировкам.
Ереванское озеро. Дорога, с которой 16 сентября 1976 года, потеряв управление, в воду упал троллейбус
После случая с троллейбусом врачи не рекомендовали ему заниматься плаванием, поскольку в легких скапливалась мокрота, от которой можно было задохнуться, однако спортсмен все же сумел на какое-то время набрать форму и не только выиграть свои последние соревнования в 1977 году, завоевав титул чемпиона Европы, но и поставить новый мировой рекорд в плавании с аквалангом на дистанции 400 м — 11-й в своей карьере. После этого из-за подорванного здоровья он все же ушел из спорта.
Шаварш Карапетян родился 19 мая 1953 года в армянском Кировакане (ныне — Ванадзор) и к 24 годам стал 7-кратным чемпионом СССР, 17-кратным чемпионом мира и 13-кратным чемпионом Европы. В Ереван его семья переехала в 1964 году, там он окончил 8 классов и автомеханический техникум, после чего в 1975–1976 годах служил в одной из частей Бакинского округа ПВО. Помимо случая с троллейбусом он неоднократно бросался всем на выручку и спасал людей. 8 января 1974 года при возвращении со спортивной базы Цахкадзор в Ереван он остановил катящийся в ущелье автобус с 30 пассажирами, из которого вышел водитель, — сумел пролезть в кабину и дотянуться до руля. 15 февраля 1985 года бросился тушить пожар в ереванском спортивно-концертном комплексе на холме Цицернакаберд, наглотался там ядовитого газа, едва не умер и попал в реанимацию.
Историю с троллейбусом армянскому руководству удалось замять, однако в начале 1980-х она стала известна московским журналистам, которые рассказали о подвиге Шаварша Карапетяна в «Комсомольской правде» и в «Литературной газете». Спортсмена наградили орденом «Знак Почета», небольшой денежной премией, а также почетным знаком Международного комитета Fair Play «За честную игру».
Шаварш Карапетян после специального показа документального фильма «Пловец» в рамках проекта «Олимпийские встречи РИА Новости», 2013 год
Журналисты требовали присвоить Карапетяну звание Героя Советского Союза, однако высшее руководство решило, что это уже перебор. Сам Шаварш признавался, что ничуть об этом не жалеет: «С удостоверением Героя мне без очереди продавали бы билеты на поезд и самолет, но вряд ли я приобрел бы ту народную любовь, в которой купаюсь по сей день. Поверьте, это намного дороже. Люди понимают: я недополучил от власти, и еще лучше ко мне относятся, словно пытаясь компенсировать все теплым отношением. У нас любят обиженных…»
В 1993 году из-за тяжелой экономической ситуации в Армении Карапетян переехал в Москву. В октябре 2013 года он принял участие в эстафете Олимпийского огня и снова попал под прицел прессы, так как именно в его руках погас факел, что сочли дурным знаком. Впрочем, именно этот случай позволил напомнить новым поколениям граждан России, кто такой этот одышливый полноватый «спортивный функционер», что он сделал для людей, чем пожертвовал.
По сообщению сайта Газета.ru
«Готовимся к
устному собеседованию: работа над формированием коммуникативных компетенций
обучающихся».
Цель – поделиться
методами и приёмами, используемыми при подготовке к устному собеседованию по
русскому языку
Целью введения устной
части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление
стратегического направления развития современной школы – коммуникативной
направленности в обучении.
Коммуникативная
компетенция :
— умения
и навыки общения, умение вести диалог;
— сотрудничество,
совместное взаимодействие
— владение
навыком сбора информации для решения коммуникативных задач.
Устное
собеседование проверяет умение, очень важное в современном мире: выразительно
читать и формулировать свои мысли, вести диалог.
— На первый
взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними
справиться. Но опыт показал, что при выразительном чтении вслух ученики
допускают орфоэпические ошибки даже в тех словах, в которых стоит знак
ударение. Наблюдаются искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и
публицистической речи. Допускают грамматические ошибки при склонении имён
числительных. Пересказ текста с включением цитаты для учеников оказался
сложным. При выполнении данного задания детьми допускаются фактические и
логические ошибки, неправильно используют способы цитирования в речи. При
создании монологического высказывания у детей возникают следующие трудности
: маленький объём монологического высказывания (не менее 10 фраз), большое
количество неоправданных пауз в речи, учащимся сложно непрерывно говорить на
одну тему хотя бы минуту (в то время как высказывание предполагает 3 минуты).
С трудом выстраивают
девятиклассники и диалоги – испытывают трудности в выборе своих ответов, дают односложные
ответы на вопросы собеседника
— Как же
организовать работу с текстом на уроках русского языка и литературы в среднем
звене, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе школьники могли показать
положительный результат?
— Представлю вашему
вниманию те методы и приёмы, которые использую при подготовке к чтению
текста вслух и его пересказу с включением цитаты.
Задание 1.Выразительное
чтение текста (2 минуты)
— Для чтения
учащимся будут предложены тексты научно-публицистического стиля о выдающихся
людях России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели.
Данные тексты сопровождаются иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее
полно сформировать представление о человеке-герое текста. Тексты
научно-публицистического стиля важно читать с интонацией, соответствующей их
пунктуационному оформлению, выдерживая необходимый для успешной коммуникации
темп. Следует избегать крайностей: не слишком медленно и не слишком
быстро. Быстрая речь не всегда бывает понятной.
Признаки
выразительного чтения
1. умение соблюдать
паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
2. умение соблюдать
интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные
окраски;
3. хорошая дикция,
ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
— При подготовке к
выразительному чтению на своих уроках использую следующие приёмы:
1. Орфоэпические
разминки (проводятся с целью правильного произношения звуков, слов и
ударение в словах);
2. Грамматические
«пятиминутки» (на склонение числительных);
3. Пятиминутка
«выразительного чтения»;
4. Чтение по цепочке;
5. Прослушивание
образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика);
6. Чтение вслух с
партитурными знаками – пометками, определяющие паузы, логические ударения,
повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы.
Демонстрация карточек
КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Читаем «по цепочке».
…попал под
огонь «Мессершмитта»
…величественного Кремля
…против безжалостного натиска
…на
пути фашистских захватчиков
…оказавшихся
в экстремальных условиях
…записал заинтересовавшее его
слово
…изделия
из заволжских лесов
…понять мироощущение и
духовное богатство соотечественников
…здание Адмиралтейства
…уехал из родного
села Голышманово
…русской
женщины — Епистинии Федоровны Степановой
…занесено на доску
почёта Бриджпортского университета
Продолжительность
полёта Гагарина равнялась 108 минутам.
…провёл около 300
операций с использованием эфира…
Оно-то и положило
начало главному труду всей жизни В.И. Даля —
«Толковому словарю
живого великорусского языка», которому он
отдал более полувека,
собрав 200000 слов.
КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ
Читаем «по цепочке».
…бомбардировщик взлетел
на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде…
…оказавшихся
на дрейфующих льдах Ледовитого океана…
Кижи — это
бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
…на реке Унже в
Макарьеве…
…ощущаешь замысел изографа…
16 сентября 1976 года у
Шаварша Карапетяна была обычная тренировка на берегу Ереванского озера.
Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и
тренер Липарит Алмасакян.
Первыми
женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.
В России в радиусе
10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков
свалок…
Дмитрий Иванович
Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ,
университетов разных стран.
…на железных дорогах
России было построено более 500 стальных мостов…
…является директором
Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии…
…сконструировал первый
в мире радиоприёмник…
…были помещены
в Кунсткамеру…
…предвосхитило будущие
досижения…
…присудила премию,
равную 5000 франкам…
— Подготовьте
выразительное чтение текста, следуя алгоритму работы. Время на подготовку 2
минуты.
Алгоритм работы:
1. Начинаем читать с
высказывания-цитаты, чтобы понять её смысл и сопоставить с содержанием текста.
2. Затем идёт
первичное чтение текста, лучше шёпотом, чётко проговаривая слова(отмечаем
трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении
числительных).
3. Определите тему,
основную мысль, основной тон высказывания.
4. При вторичном
чтении работаем над интонацией, паузами, не забываем о логическом ударении,
отмечаем микротемы текста. На этом этапе используем приём составления
логической схемы. Перечитываем цитату и находим ей место.
5. Третье чтение
контрольное. Если не успели определить место цитаты, переносим это задание на
пересказ.
6. Не торопитесь при
чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
ТЕКСТ 1.
Выразительно прочитайте
вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне
Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Валентина
Владимировна Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом,
совершила около 100 прыжков.
Когда правительством
Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из
тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по
той же программе, что и мужчины — центрифу́га, барока́мера, прыжки с парашютом,
физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову.
Она поднялась на
околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом.
Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли
и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина
Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в
космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в
космический полёт в одиночку, без помощников и напарников.
После полёта Терешкова
осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную
академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ.
Валентина Терешкова —
первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс
Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы,
детские центры.
Задание
2. Перескажите прочитанный Вами, включив в пересказ слова Валентины
Владимировны Терешковой: «Если женщины могут быть железнодорожниками в
России, почему они не могут летать в космос?»
ТЕКСТ 2.
Выразительно прочитайте
вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне
Раско́вой (1912–1943).
Марина Михайловна
Раско́ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла: училась в
консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец, Марина
вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина Михайловна
работает в аэронавигацио́нной лаборатории чертёжницей.
Марину Михайловну
увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой
женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу
пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в
Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч
километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось
топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась
по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание
Героя Советского Союза.
С
началом Великой Отечественной войны Раскова занялась формированием женских
авиаполков. На её призыв откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но
любимым командиром 587 женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы
советских лётчиц. Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили,
они летали по ночам и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.
Марина Раскова погибла
в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания
войны.
Задание 2. Пересказ
текста.
Перескажите прочитанный
Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой:
«Для того чтобы
хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…».
Подумайте, где лучше
использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые
способы цитирования.
Задание 2. Пересказ
текста с включением цитаты.
Пересказ –это
один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Мы
осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.
Приём составления
логической схемы.
— Для понимания текста
о людях, оставивших след в истории нашей Родины, необходимо выяснить, что
именно автор хочет сказать нам о выдающемся человеке. Для этой важной работы
можно научить школьников составлять логическую схему.
Ученик выделяет в
каждом абзаце микротему, ключевые слова, связанные с ней, и записывает на
черновик с помощью логической схемы, чтобы ему было легче читать, а потом
пересказывать текст, сохраняя основные микротемы и их основное содержание.
— Этот приём начинаю
использовать на этапе подготовки к выразительному чтению. Схема представлена на
карточках . В тексте всегда объясняется такая мысль: названный в
тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных
аргумента. Во-первых, его профессиональные достижения велики, во-вторых,
говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии,
в-третьих, его помнят потомки.
Основная мысль:
И.О.Ф. + профессия
или должность
это знаменитый
человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины
1 микротема
ключевые слова
(словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — профессиональные
достижения велики и значимы
2 микротема
ключевые слова
(словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — всю жизнь посвятил
любимому делу
3 микротема
ключевые слова
(словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — его помнят потомки
— Помните, что время
подготовки учащихся к пересказу составляет 1 минута. Пересказывают текст не
более трёх минут.
— Используя алгоритм
работы, перескажите текст.
Памятка для
подготовки к пересказу текста
Составьте логическую
схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Запомните или запишите
ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
Запомните
словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь
сохранить их при изложении.
Читая
текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
Подумайте, в какое
место по смыслу можно вставить данную цитату.
Для того чтобы
правильно вставить цитату в текст, передайте чужую речь разными
способами.
«Главная ценность жизни
– сама жизнь» (В.М.Песков)
В виде предложения с
прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама
жизнь»).
В виде предложения с
косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность
жизни – сама жизнь.)
В виде предложения с
вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама
жизнь).
В виде предложения с
дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В.
М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
В виде части
предложения.
Введите цитату не
полностью
Этапы работы с
текстом
Рекомендации
учителям-предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении
уроков.
— Итак, для успешной
сдачи экзамена по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать
тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование
базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов;
способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение,
оперировать фактами из разных предметных областей. Это что-то типа устного
сочинения, где нужно проявить все свое мастерство, чтобы выразить именно ту
мысль, которую хотят услышать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ
…попал под
огонь «Мессершмитта»
…величественного Кремля
…против безжалостного натиска
…на
пути фашистских захватчиков
…оказавшихся в экстремальных условиях
…записал заинтересовавшее его
слово
…изделия
из заволжских лесов
…понять мироощущение и
духовное богатство соотечественников
…здание Адмиралтейства
…уехал из родного
села Голышманово
…русской женщины
— Епистинии Федоровны Степановой
…занесено на доску
почёта Бриджпортского университета
Продолжительность
полёта Гагарина равнялась 108 минутам.
…провёл около 300
операций с использованием эфира…
Оно-то и положило
начало главному труду всей жизни В.И. Даля —
«Толковому словарю живого
великорусского языка», которому он
отдал более полувека,
собрав 200000 слов.
КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ
…бомбардировщик взлетел
на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде…
…оказавшихся
на дрейфующих льдах Ледовитого океана…
Кижи — это
бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
…на реке Унже в
Макарьеве…
…ощущаешь
замысел изографа…
16
сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна была обычная тренировка на берегу
Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и
тренер ЛипаритАлмасакян.
Первыми
женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.
В России в радиусе
10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков
свалок…
Дмитрий Иванович
Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ,
университетов разных стран.
…на железных дорогах
России было построено более 500 стальных мостов…
…является директором
Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии…
…сконструировал первый
в мире радиоприёмник…
…были помещены
в Кунсткамеру…
…предвосхитило будущие
досижения…
…присудила премию,
равную 5000 франкам…
ТЕКСТ 1.
Выразительно прочитайте
вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне
Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Валентина Владимировна
Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом, совершила
около 100 прыжков.
Когда правительством
Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из
тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по
той же программе, что и мужчины — центрифу́га, барока́мера, прыжки с парашютом,
физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову.
Она поднялась на
околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом.
Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли
и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина
Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в
космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в
космический полёт в одиночку, без помощников и напарников.
После полёта Терешкова
осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную
академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ.
Валентина Терешкова —
первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс
Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы,
детские центры.
Задание
2. Перескажите прочитанный Вами, включив в пересказ слова Валентины
Владимировны Терешковой: «Если женщины могут быть железнодорожниками в
России, почему они не могут летать в космос?»
ТЕКСТ 2.
Выразительно прочитайте
вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне
Раско́вой (1912–1943).
Марина
Михайловна Раско́ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла:
училась в консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец,
Марина вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина
Михайловна работает в аэронавигацио́нной лаборатории чертёжницей.
Марину Михайловну
увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой
женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу
пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в
Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч
километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось
топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась
по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание
Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной
войны Раскова занялась формированием женских авиаполков. На её призыв
откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но любимым командиром 587
женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы советских лётчиц.
Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили, они летали по ночам
и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.
Марина Раскова погибла
в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания
войны.
Задание 2. Пересказ
текста.
Перескажите прочитанный
Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой:
«Для того чтобы
хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…».
Подумайте, где лучше
использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые
способы цитирования.
Памятка для
подготовки к пересказу текста
1.Составьте
логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
2. Запомните или
запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при
пересказе.
3. Запомните словосочетания,
в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при
изложении.
4. Читая текст
вслух, старайтесь запомнить его содержание.
5. Подумайте, в
какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Для того чтобы правильно
вставить цитату в текст передайте чужую речь разными
способами.
«Главная ценность
жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)
В виде предложения с
прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни
– сама жизнь»).
В виде предложения с
косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная
ценность жизни – сама жизнь.)
В виде предложения с
вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни –
сама жизнь).
В виде предложения с
дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В.
М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
В виде
части предложения. Введите цитату не полностью.
Алгоритм составления
логической схемы к пересказу
Основная мысль:
И.О.Ф. + профессия или
должность
это знаменитый
человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины
1 микротема
ключевые слова
(словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — профессиональные
достижения велики и значимы
2 микротема
ключевые слова
(словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — всю жизнь посвятил
любимому делу
3 микротема
ключевые слова
(словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — его помнят потомки