Сочинение про пасху кратко

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. одними из самых

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа – это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля.
Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
В этой работе пойдет речь об обычаях и традициях русского народа. Почему не всей России? Причина вполне объяснима: попытаться изложить традиции всех народов России, втиснув всю информацию в узкие рамки данной работы, – значит объять необъятное. Поэтому было бы вполне разумно рассмотреть культуру русского народа и, соответственно, исследовать ее более глубже. В этой связи очень важно ознакомиться, хотя бы кратко, с историей и географией данного народа и его страны, так как исторический подход даёт возможность вскрыть напластования в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичное ядро, определить его материальные корни и его первоначальные функции. Именно благодаря историческому подходу можно определить настоящее место религиозных верований и церковных обрядов, место магии и суеверий в народных обычаях и традициях. Вообще говоря, только под историческим углом зрения может быть понята сущность любого праздника как такового.
Тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа, населяющего Землю, необычайно широка и многогранна. Но она поддаётся и делению на более частные и узкие темы, чтобы вникнуть в суть каждой по отдельности и тем самым более доступно изложить весь материал. Это такие темы как Новый год, рождество, святки, масленица, ивана купала, их связь с культом растительности и солнца; семейно-брачные обычаи; современные обычаи.

Ответ оставил Гость
Для русского человекаочень важно его историческое наследие. Русские народные традиции иобычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и средигорожан. К ним относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие всовременную жизнь с древних веков. Христианство дало народу Пасху иРождество, язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы иМасленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошлив современную жизнь.Традиции русского народа особо соблюдаются во время празднования Пасхи.Перед наступлением этого праздника все пекут куличи и красят яйца. Нетолько верующие, но и люди, далекие от религии, участвуют в этом обряде.Ночью все собирают пасхи и крашеные яйца в корзины, берут всякую снедь,наготовленную к празднику, и несут в церковь. Священник ходит с ведром ивеником, и, брызгая святой водой на снедь и прихожан, произносит:«Христос воскресе!», а все люди вторят ему: «Истинно воскресе!». Этоозначает радость от воскресения Христова, которое и празднуется в этотдень. Затем все идут «разговляться», то есть вкушать скоромную пищу,которую нельзя было есть в течение всего Поста.
Зимой традиции русскогонарода особо проявляются в праздновании Рождества Христова. Особоинтересны колядки, которые устраиваются в ночь на 7 января. Люди ходятпо домам, поют песни (колядки), за это их хозяева благодарят и угощают.Особенно любят эту традицию дети. Они с особым удовольствием собираютсянебольшими группками и ходят колядовать. Многие люди перед наступлениемрождественских праздником заранее покупают конфеты, печенье, фрукты длятого, чтобы угощать маленьких гостей. Считается, что они приносят удачу вдом и благополучие.
Традиции русскогонарода нашли интересное проявление в праздновании Ивана Купалы. Этоотголосок языческих обрядов, так любимый в народе. В этот день повечерам устраиваются танцы и пляски, прыгают через костер. Самые смелыеиз них ночью отправляются на поиски цветка папоротника. В народе верили,что тому, кто найдет это цвет – откроются все счастья жизни. Не менеелюбима в народе Масленица. В течение всей недели, люди пекут блины,угощают друг друга, катаются на санях и устраивают кулачные бои. Этопоследняя неделя веселья и разгула, потому что за ней идет Великий Пост.

Конкурс исследовательских работ
учащихся
«Человек в истории. Россия XX век»
На правах рукописи
Мельзетдинов Эмиль Гаязович
Номинация: «Религии Пензенского края»
Эссе на тему:
«Традиции моего народа»
Работа выполнена
учеником4 а класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села ИндеркаСосновоборского района Пензенской области
Почтовый адрес: 442585, Пензенская область, Сосновоборский район, с. Индерка, переулок Школьный, д. 20
Тел. шк.: 8(84168)26676 school-inderka@yandex.ru
Контактные данные автора:
Почтовый адрес: Пензенская область Сосновоборский район с.Индерка, ул Сосновая; индекс:442585,dinara.2013@bk.ru
Научный руководитель:
Алтынбаева  ДинараЗиннятовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Индерка,                                                                Сосновоборского района Пензенской области
Контактные данные научного руководителя:
Сосновоборский район с.Индерка,
пер.Липовский, 55;индекс 442585
dinara.2013@bk.ru
2018 г.
Почему я выбрал эту тему «Традиции моего народа»? Я – татарин, и мне не безразлична история, культура моего народа. Поэтому я и решил изучить обычаи, традиции и быт своего народа. А что значит быть татарином? Это значит, чтонастоящий татарин должен знать об обычаях, о культуре своего народа и уважать традиции предков.
У каждого народа есть свои отличительные признаки – традиции. Традиции каждого народа – это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой!
На просторах нашей родины татары проживают практически везде. Встречаются они от Тамбова до Омска, от Перми до Кирова, в Астрахани. Религия этого народа – ислам. Хотя есть и обращенные в православие группы. Культура и традиции татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислю их: утренняя молитва; посещение кладбища; приготовление угощения; поздравление всех родственников и соседей, особое внимание уделяя родителям; раздача подарков.
Известным религиозным праздником татар является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. Праздник в честь дня рождения Мухаммеда называется Мавлидом. Его отмечают все мусульмане, поэтому он имеет огромное значение для этой религии. 21 марта татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы. Еще один всенародный праздник — день республики Татарстан. Празднование его похоже на наши торжества, посвященные дню города, и заканчивается салютом.
Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми. Одним из них был «ЯнгырТелеу». Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса. Правда, в наше время желающих помочь бескорыстно становится все меньше.
Наверное, самым известным является праздник под названием Сабантуй. Его широко отмечают и в нашем селе, в городах, где живут татары, даже в Москве и Санкт-Петербурге. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» — плуг, а «туй» — свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом. Состоит этот праздник из двух частей. Хотя в больших городах проходит в один день. На селе же сначала проводят сбор подарков, а потом наступает майдан. Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего сабантуя, подготавливала богато вышитое и украшенное орнаментом полотенце. Оно и считалось самым ценным подарком. На второй день проводился майдан. Традиции татарского народа предполагают, что в этот день будут проходить разнообразные состязания: национальная борьба корэш, прыжки в длину и высоту, бег, скачки. Они предназначались только для мужчин, женщины оставались сторонними наблюдателями. Обычаи и традиции татарского народа можно увидеть даже в этих спортивных соревнованиях. В скачках принимают участие лучшие лошади, потому что этот конкурс считается очень престижным.   Призом было полотенце, сшитое замужней женщиной, полученное во время сбора подарков. По традиции татарского народа, в беге соревнуются, подразделяясь на три возрастные группы – от мальчиков до стариков. Как известно, мужчины соревнуются не просто ради забавы. Им очень важно определить, кто же самый сильный. Лучше всего в этом помогает участие в борьбе корэш. Этот вид состязания очень хорошо иллюстрирует обычаи и традиции татарского народа. Это национальная борьба на кушаках, вместо которых сейчас используются полотенца. В этом виде силовых соревнований могут принимать участие мужчины любого возраста, начиная от пятилетних мальчиков. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не был повержен или признавал себя таковым. Тогда победителя признавали батыром и награждали одним из лучших призов. Обычаи и традиции татарского народа, позволяющие организовать такой праздник, подготовка к которому идет всем миром, вполне достойны уважения. Во время сабантуя должны повеселиться не только мужчины, поэтому кроме основных состязаний проводилось много других, в которых могли принимать участия и женщины. Это перетягивание каната, залезание на гладкий столб за подарком, шуточные конкурсы. Многие их них знакомы и другим народам. Их часто использует на свадьбах тамада. Например, бег с яйцом на ложке, которую держат во рту, бег в мешках, бои подушками или мешками с соломой. Если продолжить описание вышеназванной традиции татарского народа кратко, то можно сказать, что сабантуй – яркое и веселое народное гулянье, чем-то напоминающее масленицу. Танцы с вождением хороводов, состязания певцов, танцоров, а в конце угощение вкусными яствами – вот что еще ожидает участников этого праздника.
Обычаи и традиции татарского народа в семейной жизни -это патриархат. В них главная роль отводится мужчинам. В этой сфере традиции татарского народа кратко сводятся к двум праздникам, таким как свадьба и рождение ребенка. Сочетание браком — это яркое событие, имеющее свои обряды: выкуп невесты, получение приданого, Никах и другие. Такая свадьба имеет ряд особенностей. Во время ее проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время — это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. Мужчины на обряде Никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Они достаются каждому из родственников, мужчинам дарят тюбетейки, а женщинам платки или сорочки. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.
Традиции и обычаи татарского народа для детей связаны с обрядом, во время которого ребенок получает имя. Они идут издавна, и их порядок по сей день не меняется. На празднике, посвященном рождению ребенка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали родители. После окончания этого обряда гостям предлагают угощение на подносе. Они должны взять лакомство, а вместо него положить деньги на подарок ребенку. Если родился мальчик, то ему сделают обрезание. Эта традиция связана с предписаниями шариата и выполняется строго в соответствии с ними. Наверное, чтобы мальчику не было так горько, этот день проходит очень торжественно. Близкие и родные люди ребенка к нему готовятся заранее. Раньше для проведения мини-операции приглашали домой специального человека сюннетчи. Теперь мальчика ведут в хирургическое отделение, где проводят обрезание крайней плоти в стерильных условиях, что уменьшает риск послеоперационных осложнений. После того как все сделано, ребенка укладывают в чистую постель, надев на него длинную рубаху. После того как ранка заживет, устраивают специальное празднество. проведения праздника.
Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для мужчин составляет 17 метров, для женщин – 12 метров. Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а ногами – на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман – Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 15, 40 день и год.
Главный обычай – это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи, и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. По традиции гостя сначала поят водой, потом предлагают умыться, а затем угощают. В татарских семьях в почете скромность и благопристойность, особенно у молоденьких девушек. К свадьбе женщины готовятся заранее, учатся стряпать, вести хозяйство.
В татарских семьях рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находит в основном баранина, говядина, мясо птицы. Татары – бывшие кочевники, поэтому они научились заготавливать продукты животноводства впрок – катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз, коров, верблюдов и коз. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Из напитков они предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие. В качестве первого блюда обычно варят суп. Например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют в него лук, картошку и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом. Подают с курутом и зелень. К чаю пекут пироги как сладкие, так и с мясом, а также подают сладости, чак-чак, мед, конфеты.
Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Между строчками тюбетейки принято прокладывать шнур или конский волос. Ткани для нее используются различные, так же как украшения. Обычно для молодежи шьют тюбетейки ярких расцветок, а для пожилых выбирают материал спокойных тонов. Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус их владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. Носить их на праздниках обязуют традиции и обычаи татарского народа. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек, его надевающий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей работе я кратко рассмотрел обычаи и традиции татарского народа, потому что невозможно рассказать обо всех особенностях, богатой культуре и самобытности татар в рамках одной статьи.

Например, у моего народа приняты такие правила поведения: никого не обижать, помогать слабым, бедным и старым людям. Навещать больных и провожать в последний путь умерших. Особенно внимательно принято обращаться с гостем – от того, какое гостеприимство ты ему окажешь, зависит и твоя репутация, и слава твоей страны. Если гость – иностранец, он на родине расскажет, какие люди живут в твоей стране.
Еще очень важны обычаи, связанные с почитанием предков. Очень уважительно относятся к тем из них, кто еще жив – к родителям и более старшим родственникам. Их совета спрашивают, принимая важные решения, например, просят благословения, отправляясь в дальнюю дорогу, начиная новое дело или создавая семью.
Раньше активно почитали и умерших предков. Для того, чтобы их помянуть добрым словом и попросить их о помощи и защите, устраивали большие праздники.
Например, во время проводов Зимы (этот праздник сейчас называется Масленица) раньше было принято поминать предков, а для этого на Руси всегда пекли блины, похожие на солнце, дающее всем жизнь. Похожий праздник был и летом, а называется он «Троица», или «Зеленые святки». В этот день души предков как бы радовались, что все снова расцвело, что жизнь продолжается. Так же отмечали и осеннее и весеннее равноденствие, и зимнее и летнее солнцестояние, то есть все важные дела солнышка. Да и  свой род русские люди вели от Солнца. Само слово Русь связано с понятием света (русые волосы – светлые волосы). Вот и характер у нашего народа, в целом, светлый. А народные обычаи в этом помогают.

Тема: Праздник Пасхи в  русской культуре.

Цели:

1.Развивающий
компонент: развитие у учащихся интеллектуальной,   информационной,
коммуникативной культуры; развитие внимания, логического мышления, памяти,
сообразительности, чувств, эмоций.

2.Образовательный
компонент: организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в
разнообразных ситуациях, активизация работы каждого ученика. 

3.
Воспитательный компонент: формирование уважения к традициям  русского
народа,уважительного отношения  друг к другу, обучение работе в команде (в
группе). 

4.Здоровьесберегающий
компонент:

  1. Профилактика
    умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
  2. Создание
    атмосферы психологического комфорта учащихся на  уроке, сохранение
    здоровья детей с разным типом психического восприятия информации.

Основные
практические задачи:

1.Развитие умений и навыков устной
речи:

 совершенствование 
навыков чтения и понимания прочитанного,

 активизация
навыков монологической речи.

2.
Формирование  умения находить ответы на поставленные вопросы в тексте и
отвечать на них, учиться анализировать текст.

3.
Раскрыть мастерство И.С. Шмелева как писателя.

4.
Познакомить учащихся с праздником Православной церкви – Пасхой.

5.
Осознать роль религиозных празднеств в духовно-нравственном воспитании.

Планируемые результаты:

1.      Предметные:


правильно  стоить монологическое высказывание;


совершенствование навыков  работы с текстом, нахождения в нем средств
художественной выразительности.

 —
уметь анализировать художественный текст.

2.
Личностные:

— умение работать
в команде; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, терпение, вежливость,
забота о своем здоровье.

  1. Метапредметные:

Познавательные
УУД:
умение работать с информацией, концентрация
внимания, выполнение логических операций, достаточный объем памяти.

Коммуникативные
УУД:
умение общаться с одноклассниками и
учителем, уважая их мнение, толерантно относиться к ошибкам товарищей,
использовать при общении адекватные языковые средства.

Регулятивные
УУД:
 планирование последовательности действий,
прогнозирование результатов деятельности, саморегуляция, формирование навыков
оценивания и коррекции деятельности

Тип 
урока:
  применение и закрепление полученных
знаний и умений, обобщение.

Форма
урока:
  урок-праздник.

Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, раздаточный
материал (см.  приложение).

1                   
этап

1.                 
Звучит колокольный звон.

На
фоне колокольного звона звучат стихи:


На волне колокольного звона

К
нам плывет голубая весна

И
на землю из Божьего лона

Сыплет
щедрой рукой семена.

В самом начале нашей сегодняшней встречи вы
услышали необычный колокольный звон. Такой колокольный звон звучит только раз в
году. Когда?

Дети: На Пасху.

Значит тема нашего урока

— «Праздник Пасхи»

2.                 
Cегодня мы окунемся в атмосферу пасхального праздника. А как вы думаете,
каковы же цели нашего сегодняшнего урока.

— Познакомиться с традициями празднования Пасхи в
России.

На уроке родной литературы мы познакомились с
творчеством русского писателя И.С.Шмелева, прочитали  отрывок из его романа
«Лето господне» (гл. «Пасха»). Этот текст помог нам  глубже проникнуть в
традиции христианского праздника. Следовательно, какую цель мы будем
преследовать на уроке, анализируя этот текст?

— Проследить традиции Христианской Пасхи в
отрывке из романа И.С.Шмелева «Лето господне» (гл.
«Пасха»).

2                   
этап.

1.                 
Вашим дом.
заданием было подготовить сообщение о праздновании Пасхи. Мы вам предлагаем
сделать групповое сообщении на тему «Праздник Пасхи и обычаи, связанные с этим
праздником ».

3                   
этап.

Динамическая пауза.

4                   
этап.

Работа с текстом.

1.                 
На
уроках  русской литературы мы познакомились с главой «Пасха» из романа русского
писателя И.С. Шмелева «Лето господне». В этой главе передается восприятие
окружающего мира глазами ребенка, подготовка к великому празднику.

Теперь мы вам
предлагаем поработать в парах. Каждая пара получает вопрос. Вам нужно найти
информацию в русском тексте и дать ответ на вопрос .

Вопросы по тексту
И. Шмелева «Пасха»

1.                 
Как готовили город к празднику?

2.                 
 Как украшали дом к Пасхе?

3.                 
Как Ваня готовился к празднику?

4.                 
Какую еду готовили на праздничный стол?

5.                 
 Какие существуют  пасхальные приметы?

6.                 
Какие чувства испытывает мальчик в
ожидании праздника?

7.                 
Какие цвета использует автор, чтобы
передать настроение мальчика? Найдите в тексте эпитеты, характеризующие
звон колоколов

8.                 
Почему на Пасху звонят во все колокола?

9.                 
Какие прилагательные использует автор,
чтобы передать  атмосферу праздника?

10.             
Как мальчик воспринимает окружающий мир на
Пасху?

11.             
Какая интонация преобладает в тексте?

12.             
Каким изображен отец мальчика в
произведении?

2.                 
А
теперь подведем итоги работы с текстом.
(заполнение таблицы)

Украшение дома

Праздничный стол

Традициииобычаи

Приметы

3.                 
А теперь попросим  ребят рассказать о приметах этого праздника.

3.                 
этап.

На Пасху принято
обмениваться подарками. В память о пребывании на нашем празднике мы предлагаем
вам сделать  поздравительную открытку.

 (Из заготовок с
символами праздника дети по группам изготавливают праздничную открытку и
демонстрируют её)

4.                 
этап.

Подведение итогов
урока.

— что интересного
вы узнали на уроке?

— где могут
пригодиться эти знания?

— что для вас было
сложным?

5.                 
этап.

Домашнее задание.

Написать
мини-сочинение о праздновании пасхи  в вашей семье..

6.                 
этап.

А теперь оцените
друг друга по маршрутному листу, уходя с урока, оставьте свое настроение.

Спасибо за работу
на уроке. (Поблагодарим друг друга аплодисментами) 

Повесть Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» написана в 1919 — 1920 годах. Это во многом автобиографическая история детства самого автора. Писатель показал в своём произведении привольную жизнь мальчика в деревне, его острое ощущение живой природы, стремление к созерцанию, мечтательность, любовь к семье и друзьям. Автор посвятил это произведение своему сыну Никите. Так зовут и главного героя повести. Многомудрый Литрекон рад предложить Вам к прочтению краткий пересказ этой замечательной детской повести по главам. Сюжет в сокращении поможет оперативно подготовиться к уроку, ведь основные события напомнят Вам то, что Вы уже прочитали в оригинале летом.

Глава 1. Солнечное утро

Шла зима. Никита, которому шёл десятый год, проснулся в солнечный морозный день и вспомнил о том, что вчера вечером плотник Пахом сделал ему скамейку для катания с горы. Сейчас она стояла готовая у крыльца. Сегодня утром Никита уже мог идти кататься. Мальчик прислушался: было тихо. Он подумал, что все ещё спят. 

Никита решил не умываться, а тихонько одеться и выйти из дому, чтобы добраться до речки, на которой за ночь намело большие сугробы. Мальчик уже мечтал лететь с горы на своей новой скамейке. Но дверь неожиданно отворилась, и в комнату заглянула «голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой».

Глава 2. Аркадий Иванович

Рыжий мужчина — это учитель Никиты, Аркадий Иванович. Он догадывался, что мальчик захочет незаметно улизнуть на улицу. Никите пришлось умыться, а потом Аркадий Иванович повёл мальчика завтракать. Учитель никогда не жаловался матушке Александре Леонтьевне на Никиту, но мальчик всё равно всегда был настороже. Матушка сказала Никите, что если он пойдёт гулять, то должен обязательно надеть башлык, ведь на улице большой мороз. 

После чая Аркадий Иванович повёл его заниматься арифметикой «в пустую и белую комнату». Никита не желал решать задачи и писать диктанты, его тянуло гулять на речку Чагру, где были хорошие сугробы. Вдруг в доме хлопнула дверь, и Аркадий Иванович, в надежде, что ему пришло письмо от его возлюбленной, вышел из комнаты. Никита тем временем быстро оделся, спрятав башлык под комодом, и выбежал на мороз.

Глава 3. Сугробы

Взвалив на плечо новую скамейку, мальчик побежал к плотине. Никита шёл задом наперёд, чтобы запутать Аркадия Ивановича. Подойдя к речке, мальчик взобрался на снежную гору, нависающую над рекой. Вдалеке он увидел ребят, своих приятелей, которые жили в этом конце деревни Сосновки. Ещё дальше едва было видно «кончанских» мальчуганов, живущих на другом конце деревни — это были «вражеские» ребята. 

Никита скатился с горы один раз. Поднимаясь обратно, мальчик увидел, что недалеко в снегу стоит Аркадий Иванович. Никита вновь скатился с горы, побежал по льду до нависающего над рекой снежного мыса. Там он выкопал яму, закрывшись изнутри комьями снега. Но учитель всё равно нашёл мальчика. Он рассказал Никите, что из Самары пришло письмо, и ребёнок, заинтересовавшись, вылез из укрытия.

Глава 4. Таинственное письмо

За обедом матушка Никиты прочла это письмо. Оно было от отца мальчика — Василия Никитьевича. В письме сообщалось, что отец купил сыну очень большой подарок, и просил прислать за ним «лишнюю подводу», и что на праздники к ним в деревню приедет приятельница матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Учитель тоже получил весточку из Самары от своей невесты-учительницы. Никита стал расспрашивать о подарке, но матушка не отвечала. Аркадий Иванович тоже был весь день каким-то таинственным и весёлым. Иногда он вынимал из кармана письмо от невесты и перечитывал пару строк. 

Вечером Никита побежал через двор к людской к своему другу Мишке Коряшонку, чтобы спросить его, какой подарок привезут из города, но не получил вразумительного ответа. Зато Мишка позвал его завтра пойти бить «кончанских» мальчишек. Никита согласился идти вместе с другом.

Глава 5. Сон

Никите часто снился один и тот же странный сон: в пустой комнате у белой стены находятся большие часы с качающимся маятником. На стене над часами висят два портрета: старик и старушка. В футляре часов отсутствует стекло, и чёрный кот пытается лапой коснуться маятника. Никита знал, что если он это сделает, то всё вмиг исчезнет. Мальчик видел происходящее со стороны, но не мог остановить кота, потому что не в силах был пошевелиться. 

И вот в очередной раз мальчик увидел этот сон. Испугавшись, Никита проснулся посреди ночи, перекрестился и вновь уснул. Но сон продолжился. Он опять увидел, как кот пытается прокрасться к часам. Теперь Никите удалось сойти с места и взлететь. Он летал по комнате, отталкиваясь ногами от стен. Мальчик подлетел к вазочке, стоящей на часах с маятником, и увидел: в ней что-то лежало. Вдруг Никита услышал голос, который говорил ему: «Возьми то, что там лежит». Но ему помешали ожившие портреты: старушка схватила мальчика за голову, а старик ударил его курительной трубкой по спине, отчего Никита начал падать. После этого он проснулся.

Уже было утро, девять часов. Аркадий Иванович потряс мальчика за плечо, чтобы разбудить его. Когда Никита проснулся, учитель объявил, что две недели занятий не будет. Ребёнок обрадовался рождественским каникулам и забыл о странном сне. 

Глава 6. Старый дом

От мысли, что Никита может делать всё что хочет целых две недели, ему даже стало скучно. В этот же день, после чая, Никита оделся и отправился на прогулку. Перед тем как выйти на улицу, он прошёл по коридору через нежилые помещения. Мальчик дошёл до «крайней угловой комнаты», где над очагом висел портрет красивой дамы «в чёрной бархатной амазонке». Никита стал рассматривать портрет, сидя на диване. Он мог подолгу смотреть на эту женщину. Видя её, Никита испытывал волнение, он был полон любопытства.

От матушки он много раз слышал, что с прадедом приключилась загадочная история, связанная с этой дамой. Портрет прадеда висел в этой же комнате над шкафом с книгами. На портрете был изображён «тощий востроносый старичок с запавшими глазами». Материальное положение прадеда было плохим: дворовые разбежались, все комнаты, кроме той, в которой он жил, были заколочены. Однажды прадед пропал и больше не появлялся у себя дома. Спустя пять лет от него пришло письмо из Сибири, в котором сообщалось, что он «нашёл забвение среди природы». Причиной всего случившегося с ним была дама, изображённая на  портрете.

За окном на ветвь дерева села ворона. Никита почувствовал страх и, выйдя из пустой комнаты, побежал во двор. 

Глава 7. У колодца

Во дворе Никита повстречал Мишку Коряшонка. Тот макал в воду кончик своей рукавицы. Он объяснил Никите, что все «кончанские» ребята так делают, и что «наши» тоже должны так делать, чтобы было ловчее драться. Мишка сообщил, что битва назначена на послеобеденное время. Ещё он поведал Никите, что у «кончанского» Стёпки Карнаушкина теперь заговорённый кулак, так что его так просто не одолеть. Никита засомневался, стоит ли ему участвовать в драке, если у Стёпки теперь столько силы. Но всё-таки решил идти вместе с Мишкой, чтобы не показаться трусом. 

Во дворе появилось стадо овец. Мишка стал дразнить барана, и мальчики весело побежали от него. Когда Никиту позвали на обед, Коряшонок ещё раз напомнил ему о предстоящей битве:

«Смотри, не обмани, пойдём на деревню-то».

Глава 8. Битва

Никита и Мишка пошли на деревню. Они дошли до избы Артамона Тюрина, которого в деревне все боялись — он был сильным и суровым. Сыновья его — «Сёмка, Лёнька и Артамошка-меньшой» пошли вместе с мальчиками бить «кончанских». За избой Артамона начинался другой конец деревни.

На сугробе, где должна была произойти битва, к ним присоединились «Алёшка, Нил, Ванька Чёрные Уши, Петрушка — бобылёв племянник и ещё совсем маленький мальчик». С другой стороны сугроба появилось пять или шесть мальчиков, потом подошли ещё несколько. В итоге с обеих сторон набралось до сорока человек. Ребята дразнили друг друга. С «кончанской» стороны раздавалось: «Лякушки, лягушата!». Со стороны Мишки и Никиты кричали: «Кузнецы косоглазые! Мышь подковали!». Появился среди «кончанских» широкий мальчишка с курносым носом — Стёпка Карнаушкин. «Наши» поначалу дали дёру. Но Никита не мог смириться с таким поражением и решительно встретил бегущего на него Стёпку, ударив его в грудь изо всей силы. «Наши» вновь кинулись «в бой». В итоге «кончанских» гнали пять дворов. 

Когда битва кончилась, Стёпка окликнул возвращающегося домой Никиту, похвалил его за смелый удар и предложил «дружиться». Мальчики обменялись дорогими сердцу вещами. Никита отдал Серёже перочинный ножик, а Серёжка ему — свинчатку. 

Глава 9. Чем окончился скучный вечер

Вечером Никита разглядывал картинки в журнале «Нива», но занятие это было не интересное. Матушка читала, держа на коленях ручного ежа Ахилку. Слышно было, как на чердаке завывал ветер. Никите представилось, что там наверху, среди старой и поломанной мебели сидит пыльный и мохнатый, весь покрытый паутиной «Ветер». Когда он завыл ещё отчаянней и сильней, во дворе послышались голоса и хруст снега. Это приехала из Самары Анна Аполлосовна Бабкина со своими детьми.

В коридоре Никита увидел высокую крупную женщину, очень тепло одетую. Это была сама 

Бабкина. За руку она держала сына Виктора. Он смотрел на Никиту исподлобья. За ними вошёл ямщик, у которого на руках лежала спящая девочка. Это была Лиля. Матушка приняла  девочку у ямщика, и та, просыпаясь, вздохнула.

Глава 10. Виктор и Лиля

Виктора положили спать в комнате с Никитой. Утром они разговорились. Никита один раз был в Самаре в гостях у Бабкиных, и Виктор это хорошо помнил. Вместе они пошли пить чай в столовую, где уже сидела Лиля. Это была девочка девяти лет.

«Лиля была одета в белое платье с голубой шёлковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В её светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки».

Никита хорошо разглядел девочку: она была до того хорошенькая, голубоглазая, с длинными и пышными ресницами, что мальчику казалось, что она ненастоящая. Виктор заметил, что Никите нравится его сестра. Он предупредил своего товарища, что Лиля всё время жалуется маме, поэтому надо быть с нею поосторожней. После чая Лиля села шить. Никита попытался привлечь её внимание, показывая Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула, но девочка даже не обернулась в его сторону. Матушка попросила, чтобы они не шумели в доме, а шли гулять на улицу. 

Мальчики вышли на двор. Они направились к колодцу, к которому шли коровы пить воду. Вдалеке стоял Мишка Коряшонок с пастушьим кнутом. Он вдруг крикнул, предупреждая: к мальчикам направляется бык Баян, отделившись от стада. Никита попытался увести своего приятеля, но тот от испуга упал на снег, закрыв руками голову. Баян был уже совсем близко. Никита вдруг остановился и стал прогонять быка, ударяя его шапкой по морде. Подбежал Мишка Коряшонок с кнутом. Перепуганный Никита случайно взглянул на окно дома и увидел удивлённую Лилю, которая улыбалась ему. Мальчику стало вдруг отчего-то очень радостно. 

Ребята пошли кататься с гор, и во время прогулки Никита всё думал, стоит ли оглядываться на окно по возвращению домой? В итоге он решил, что не будет оглядываться. 

Глава 11. Ёлочная коробочка

Анна Аполлосовна привезла целый чемодан материалов для поклейки ёлочных игрушек и всяческие украшения к Рождеству. Матушка решила, что нужно начать их клеить уже сегодня после обеда, иначе можно не успеть всё доделать к празднику. Анна Аполлосовна удалилась спать под предлогом, что пойдёт писать письма. 

В столовой для этой работы освободили стол. Матушка заварила клей, нарезала цветную бумагу и картон. Дети начали клеить: Виктор взялся за цепи, Никита делал «фунтики для конфет», Лиля клеила коробочку. Никита не сводил глаз с девочки. Когда матушка вышла, а Виктор был занят работой, Никита заговорил с Лилей, спросив её о том, что она делает. Девочка ответила, что эта коробочка предназначена для кукольных перчаток. Они только-только разговорились, как вдруг Виктор нарушил их идиллию — влез в разговор о коробочке. Из-за этого Лиля ушла на другой конец стола. 

12. То, что было привезено на отдельной подводе

Никита проснулся утром счастливым. Он встал сегодня раньше всех и побежал в комнату к Аркадию Ивановичу. Он спросил учителя, нравятся ли ему дети Анны Аполлосовны. Когда Аркадий Иванович стал спрашивать, кто конкретно ему должен нравится, Никита убежал из спальни учителя и пошёл во двор. 

На дороге он увидел воза, едущие друг за другом. Мишка Коряшонок, шедший по двору, сказал Никите, что это везут гостинцы из города. Обоз состоял из шестнадцати саней. Никита не сразу разглядел, что находилось в санях. 

«Это было большое, странной формы, зелёное, с длинной красной полосой»

От интереса и радости у мальчика колотилось сердце. Это была лодка, сбоку от неё находились два весла и мачта. Вот и раскрылась тайна подарка из отцовского письма.

Глава 13. Ёлка

В гостиной установили огромную ёлку. Приятно запахло хвоей. Дети стали украшать её звёздочками, яблоками, пряниками и свечами. Но украшений на всю ель не хватило. Поэтому пришлось вновь клеить ёлочные игрушки. Дети долго сидели за работой, пока Лиля не уснула, утомившись, прямо за столом. 

Детям было велено не заходить в гостиную до вечера. Когда пришли приглашённые на праздник деревенские дети, Никита, Лиля и Виктор вошли в гостиную.

«В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками». 

Дети стояли и смотрели, как заворожённые. Во время праздника мама пела и играла на рояле. После того, как раздали подарки, Аркадий Иванович развлекал детей — водил хороводы. Цепью все дети вприпрыжку пошли в столовую за учителем. В прихожей Никита и Лиля оторвались от цепи и остались наедине. Никита поцеловал голубоглазую девочку, а она вдруг сказала ему, что считает его хорошим мальчиком, при этом добавила, что «это секрет».

После праздника Никита провожал деревенских детей до плотины. Домой он шёл как во сне, будто вокруг него — волшебное царство. На душе у него было и счастливо, и странно. 

Глава 14. Неудача Виктора

Виктор подружился с Мишкой Коряшонком, вместе они построили за прудом крепость из снега. Виктор написал письмо «кончанским» с угрозой поколотить. Мишка отнёс письмо в деревню, воткнул его на палке в сугроб у избы Артамона. «Наши» ребята, прочитав письмо, вызвали на бой «кончанских» и пришли в крепость, где должна была состояться битва.

Никита, увидев построенную крепость, не захотел играть с мальчишками, и те сделали вывод, что он «с девчонкой связался». Вскоре пришли «кончанские», их было человек пятнадцать, во главе со Стёпкой Корнаушкиным. Началась битва. С обеих сторон полетели комья снега. С Виктора сбили фуражку, ему славно досталось. «Наши» пустились бежать по льду пруда. 

Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах

Никита не понимал, отчего ему стало неинтересно играть с ребятами. Он чувствовал счастье рядом с Лилей, и ощущал, что внутри него играет музыка. Сидя на диване в отцовском кабинете, на том месте, где пару дней назад сидела Лиля, мальчик мечтательно смотрел в морозное окно. К нему вдруг пришло вдохновение, и он написал стихотворение:

«Уж ты лес, ты мой лес,

Ты волшебный мой лес,

Полный птиц и зверей

И весёлых дикарей…

Я люблю тебя, лес…

Так люблю тебя, лес…»

Никита хотел показать его Виктору, пришедшему домой после битвы с распухшим носом, но тот не захотел его слушать. Тогда Никита направился в прихожую, где у печи сидела Лиля. Они разговорились. Мальчик рассказал ей про приснившуюся ему вазочку, в которой что-то должно было лежать. Лиля была заинтересована таинственным сном Никиты, и предложила найти эту вазочку в доме.

Они пробрались в комнату, которая снилась Никите. Лиля приметила вазочку «с львиной мордой» наверху старинных часов. Никита узнал её. Подставив стул, мальчик что-то нащупал в вазочке и взял это. Когда дети вернулись в прихожую, Никита разжал ладонь. Это было колечко — тоненькое, «с синим камешком». Девочка всплеснула руками. Никита надел колечко Лиле на пальчик, и она поцеловала его. Никита отдал ей и своё стихотворение, которое написал в кабинете отца, оно очень понравилось девочке. 

Глава 16. Последний вечер

Праздничные дни подходили к концу. Во время вечернего чаепития Анна Аполлосовна объявила, что завтра, в понедельник, рано утром она заберёт детей и уедет обратно в Самару. После этих слов Лиля погрустнела, опустив голову. У Никиты «застлало глаза», он был удручён. Закончив пить чай, дети вместе вышли из столовой. В прихожей Никита спросил Лилю, приедет ли она летом в Сосновку. Она не знала, потому что такие вопросы решает её мама, но пообещала писать ему письма. Они попрощались, с грустью разойдясь по комнатам. 

Никите казалось, что всему пришёл конец. Мальчик не мог поверить, что не увидит больше тень от голубого банта на стене над диваном, где обычно сидела и шила Лиля. Он заснул, видя перед глазами этот огромный бант. Снилось ему, будто он бродит по зарослям леса. Вдруг из-за лопухов появился краснокожий дикарь в очках. Мальчик проснулся и увидел Аркадия Ивановича, который будил его утром. 

Глава 17. Разлука

Каникулы кончились. В январе, от отца Никиты пришло письмо, в котором он с грустью сообщал, что из-за дела о наследстве вынужден остаться в городе ещё надолго. Домой он приедет только к Великому посту. Матушка сильно расстроилась и пустила слезу. Ей казалось, что Никита уже стал забывать своего отца. Никита, в это время рисовавший карту Южной Америки по настоянию матушки (она считала, что за время каникул он обленился), думал о том, что он ничуть не забыл Василия Никитьевича и с огромной радостью вспоминал его сейчас. Он представил его перед собой.

«…он видел краснощёкое, с блестящими глазами и блестящими зубами, весёлое лицо отца — тёмная борода на две стороны, громкий похохатывающий голос». 

Матушка часто ругала Василия Никитьевича за беспечность и легкомысленность его поступков. Бывало, что отец Никиты тратил большие деньги на совершенно ненужные или лишние вещи, выдумывал странные идеи. 

Аркадий Иванович, как и матушка, тоже грустил, переживая свою разлуку. Он думал о своей невесте, городской учительнице Вассе Ниловне. Никита тоже стал думать о своей разлуке с Лилей. Прямо на карте, под Америкой, мальчик написал выдуманные им самим слова: «Пролетели счастливые дни». Тем временем учитель внимательно наблюдал, что делает с картой Никита.

Глава 18. Будни

Наступили сильные морозы. Никиту редко выпускали на прогулку. Аркадий Иванович ввёл новый сложный предмет — алгебру. Но Никита не мог погрузиться в учёбу, потому что не знал, за что можно «зацепиться» в этом предмете: алгебра ему казалась совершенно «сухой».

Сидя дома, Никита приходил в кабинет отца и читал, сидя у печи на диване, книги Фенимора Купера. Мальчик мог подолгу фантазировать, как он совершает подвиги: спасает Лилю на мустанге от похитивших её индейцев, стреляет в их предводителя, который стоит на самой вершине скалы. 

Когда матушка разрешала выйти из дома, Никита бродил один во дворе. Он всё скучал по Лиле, ходил по тем местам, где они вместе гуляли, вспоминал счастливые моменты, проведённые с голубоглазой девочкой. Ему казалось, что раньше он плохо ценил своё счастье. 

Матушка стала замечать его грустное настроение, поэтому отправляла его спать пораньше, а также попросила Аркадия Ивановича отменить алгебру, велела давать сыну касторки. Никите стало лучше. Но по-настоящему повеселел он только тогда, когда с юга стал дуть сырой и сильный ветер.

Глава 19. Грачи

В воскресенье Никита зашёл в людскую. Там играли в карты рабочие: «Василий, Мишка Коряшонок, Лекся-подпасок и Артём — огромного роста сутулый мужик с длинным кривым носом». Артём был безлошадным бобылём, очень хотел жениться. С недавних пор он стал заглядываться на Дуняшу — девушку, которая смотрела за молочным хозяйством. Пахом сидел на лавке у печи и подшивал голенище. Он не хотел играть в карты с остальными, так как был против этих игр. Никита сел играть с рабочими и сразу проиграл. 

Пахом позвал стряпуху, чтобы та покормила их. Василий стал креститься перед бумажной иконой. Вскоре вошла стряпуха Степанида с обедом. Рабочие, игравшие в карты, сели есть похлёбку «из бараньих голов». Пахом ел постное — картошку с солью. 

Никита вышел из людской. День был туманный, дул влажный и тяжёлый ветер. Мальчик побрёл к плотине. В облаках вились и тревожно кричали чёрные грачи. Никита, подняв голову, смотрел в высоту. Птицы кричали о чём-то смутном, но в месте с тем и о радостном. Грачи прилетели обратно, к своим оставленным в прошлом году гнёздам. Пришла весна.

Глава 20. Домик на колёсах

Все эти дни Никита был сонный, ему было тревожно, болела голова. Он чувствовал, что в чём-то виноват, хотя ничего плохо не делал. Матушка смотрела на него строго. Никите всё казалось: что-то должно произойти — странное, страшное, но не знал что это может быть, и любопытство донимало его. 

При этом мальчик будто одичал, ему было отчего-то горько. Вся природа вокруг вдруг стала Никите чужой. Гуляя в поле, он нашёл плугарскую будку на колёсах. Войдя, мальчик осмотрелся и стал просить Господа Бога, чтобы всё снова стало хорошо, чтобы всё расцвело и вышло солнце, и чтобы снова стало у него на душе легко. После этого Никите и правда стало лучше. Матушка на него вновь смотрела ласково и приветливо.

Глава 21. Необыкновенное появление Василия Никитьевича

Ночью пошёл дождь — он обрадовал проснувшегося Никиту. Теперь мальчик был уверен, что всё будет хорошо. А наутро снег совсем растаял. Небо постепенно освобождалось от туч, становилось голубым. Матушка волновалась, что отца до сих пор нет, и уже пятый день не было почты. Когда потекли вешние воды, Никита побрёл по двору, дошёл до оврага. Он шёл вдоль течения воды по траве, мечтательно рассматривая бегущие ручьи. На другой стороне оврага было поле. 

«Вдалеке, через поле, медленно скакали пятеро верховых на неоседланных лощадях. Передний, оборачиваясь, что-то, видимо, кричал, взмахивая связкой верёвок. По пегой лошади Никита признал в нём Артамона Тюрина. Задний держал на плече шест». 

Скакали верховые в направлении деревни Хомяковки, располагавшейся на другой стороне реки. Никите увиденное показалось очень странным, ведь погода не позволяла ездить верхом. Мальчик добрёл до нижнего пруда. На плотине появился Стёпка Карнаушкин верхом на лошади. Теперь Никита понял: что-то произошло. Мальчик побежал домой. Возле «чёрного крыльца» стояла лошадь Стёпки. Он приехал, чтобы рассказать о случившемся: отец Никиты тонет около деревни Хомяковки. Все домашние были очень напуганы. Матушка потом рассказывала, что Никита в тот момент «зажмурился и, как заяц, закричал». Сам же мальчик этого не запомнил. Аркадий Иванович успокаивал ребёнка, но его самого трясло. 

Рабочие заложили крепкого коня Негра в санки — спасать Василия Никитьевича. Матушка с Никитой сидели в ожидании возле окна в столовой, смотрели вдаль, где виднелась Хомяковка. Вечером рабочие привезли раскрасневшегося, промёрзшего отца, укрытого ворохом тёплой одежды. Он был жив. 

Глава 22. Как я тонул

В этот же день, сидя за горячим чаем, Василий Никитьевич рассказал, как и почему он тонул. Никита сидел на стуле, забравшись на сидение с коленями, животом навалившись на стол, и внимательно слушал отца. 

Из Самары Василий Никитьевич выехал три дня тому назад. В городе некий Поздюнин пристал к нему с просьбой купить красивого и умного жеребца по имени Лорд Байрон. Отец Никиты влюбился в этого коня и, поддавшись соблазну, всё-таки его купил. Василий Никитьевич не хотел оставлять новую лошадь одну в Самаре. На рассвете отцу заложили Лорда, и он выехал один из города. Когда дорога стала непроходимой, Василий Никитьевич решил остановиться на ночлег в Колдыбани, «у батюшки Воздвиженского». С попом они спорили до самой полуночи — доедет Василий Никитьевич до родной усадьбы в такую погоду или нет? Отец Никиты доказывал, что доедет. Ночью, как не беду, пошёл дождь. Но Василию Никитьевичу не терпелось повидаться с семьёй, ведь он находился «в двадцати верстах от Сосновки». Утром дождь закончился, и отец выехал на Байроне. Ехал он по бездорожью, кругом была вода. Проехали за Хомяковку, чтобы перейти речку вброд — это получилось. Дальше было три оврага, а в них вода — «сажени три глубины». Василий Никитьевич выпряг Лорда и поскакал на нём верхом. Подойдя к оврагу, Байрон прыгнул в него и ушёл под воду «по самую шею». Отец слез с коня и точно также ушёл под воду. Больше часа барахтались они с конём в воде, смешанной со снегом, но постепенно «выбились» на «чистую воду». В итоге Василия Никитьевича и Лорда Байрона прибило к берегу, на который они смогли поочерёдно выбраться. Но дальше было ещё два оврага. Вдруг отец увидел, что к ним на помощь скачут верховые.

После длинного рассказа у Василия Никитьевича сделался озноб, и его уложили в кровать. 

Глава 23. Страстная неделя

Шла Страстная неделя. Отец три дня лежал в жару, а потом стал постепенно выздоравливать. В его планах была подготовка к посеву. В доме шла большая уборка. Александра Леонтьевна тоже принимала в ней участие, поэтому к концу недели утомилась. В пятницу в доме начали печь куличи. Никита и Аркадий Иванович красили яйца. 

В субботу многие из людской и из дома ушли в село Колокольцовку, которое располагалось «за семь вёрст» от усадьбы, к Великой заутрене. Уставшая матушка и отец, а также Аркадий Иванович, который не получил письма от невесты и был в расстроенных чувствах, остались дома. Никита «на вечерней заре» поехал к заутрене с дворовым мужиком Артёмом. 

Глава 24. Дети Петра Петровича

Остановились Никита и Артём у Петра Петровича Девятова, старого друга Василия Никитьевича, который держал в дальней деревне бакалейную лавку. У Девятова было семь детей: «Володя, Коля, Лёшка, Лёнька-нытик», двое совсем маленьких и девочка Анна, ровесница Никиты. Пётр Петрович ещё до рассвета ушёл в церковь. Его жена Марья Мироновна наказала всем детям отдыхать в комнате тихо.

Никита и дети Девятова лежали на полу «на двух ситцевых перинах». Мальчик познакомился с ребятами. Ребята рассказывали о себе разные небылицы. Девочка Анна часто подходила к дверям комнаты, где отдыхали мальчики, и уличала их в обмане, просила Никиту не верить им. После каждого вранья ребят, она, вздыхая, произносила: «Неправдычка». Мальчики её каждый раз прогоняли. Только молчаливый Коля её защищал.

Лёшка говорил, будто на прошлую Пасху он съел двести яиц, что под водой он может подолгу не дышать и всё видит, от этого якобы в прошлом году у него в голове завелись блохи и червяки. Володя говорил, что завтра сам пойдёт звонить в колокола: в мелкие — левой рукой, а правой — в большой, в котором «сто тысяч пудов». Ребята рассказывали, какой их отец сильный, может коня за передние копыта поднимать. Лишь один Коля лежал молча и всё смотрел на Никиту по-доброму и улыбался ему одними глазами. Про него ребята сказали, что плавать он не умеет, а только читает книжки, поэтому отец хочет определить его учиться в город.

Так они и проговорили до того самого времени, когда надо было собираться идти на заутреню. 

Глава 25. Твёрдость духа

После заутрени в доме Петра Петровича был накрыт стол. Когда Никита лёг спать, он вспоминал, что он слышал и видел в церкви — перед глазами вставало всё, что было на заутрене. 

«И снова увидел белые дощатые стены, по которым текли слезы, свет множества свечей перед сусальными ризами и сквозь синеватые клубы ладана, вверху, под церковным, в золотых звездах, синим куполом, — голубя, простершего крылья. За решетчатыми окнами — ночь, а голоса поют, пахнет овчиной, кумачом, огни свечей отражаются в тысяче глаз, отворяются западные двери, наклоняясь в дверях, идут хоругви. Все, что было сделано за год плохого, — все простилось в эту ночь». 

Утром Никита и все без исключения дети Девятова «пошли к мирскому амбару на сухой выгон». Собираясь небольшими группами, они играли в разные игры. Никита пытался подойти к кому-нибудь, но за ним увязалась Анна. Ребята начали посмеиваться над ним. Никита понял, что понравился девочке, но проявил твёрдость духа и не стал с ней играть, потому что не мог предать Лилю. 

Глава 26. Весна

Шла весна. Солнце теперь светило особенно ярко. Пахло весенним ветром, свежей травой. На деревьях распустились почки. С каждым днём в саду становилось всё больше и больше птиц. 

Как-то раз Никита сидел возле дороги и смотрел, как по выгону ходит табун: мерины, кобылы, жеребята. В это время по дороге в открытой повозке ехал весёлый Василий Никитьевич. Он увидел сына и, остановившись, спросил: кто из табуна больше всего нравится Никите? Мальчик показал на тёмно-рыжего кроткого жеребёнка Клопика. После этого отец поехал дальше. Никита смекнул, что отец неспроста задал ему такой вопрос. 

Глава 27. Поднятие флага

Одиннадцатого мая — день рождения Никиты. Было назначено «поднятие флага» на пруду. Никите шутя присвоили звание адмирала. В столовой отец поздравил сына, подарил ему перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, «весьма пригодный для морского дела». 

После чая отец с матушкой и Аркадий Иванович пошли с Никитой на пруд. На берегу стояла лодка — подарок отца. Василий Никитьевич, напевая морской марш, развернул флаг с изображением красной лягушки на задних лапах. Никита сел в лодке у руля, учитель взял вёсла, и они поплыли по воде. На берегу стояли радостные отец и мать.

Глава 28. Желтухин

Никита нашёл возле дома выпавшего из гнезда скворца, принёс его домой. Назвали его Желтухин. Посадили его на подоконник открытого окна, затянутого марлей со всех сторон. Никита приносил ему червей и мух, в блюдце — водичку. Скворец поначалу боялся мальчика и считал, что тот его съест. Когда кот Василий Васильевич прорвал марлю, чтобы поймать птицу, Никита вовремя оттащил зверя от Желтухина. После этого случая скворец стал доверчивее к мальчику. Потом Желтухину соорудили домик из дерева — с крылечком, дверкой и двумя окошками. 

Так скворец и поселился в усадьбе. Днём жил в саду, а вечером возвращался в домик, научился по-русски говорить. В конце лета его «сманили дикие скворцы», обучили летать, и к осени Желтухин улетел вместе с перелётными птицами. 

Глава 29. Клопик

Когда с весенними работами в поле было покончено, наступило свободное время до покоса. Рабочие лошади теперь ходили за прудом, на лугах в табуне, при котором состоял конюшонком Мишка Коряшонок. Никита стал ходить к нему за пруд обучаться верховой езде, ведь отец подарил ему Клопика. Матушка переживала, что Никита не сможет ездить на необъезженной лощади и обязательно что-нибудь себе сломает. Но отец уверил её, что мальчик должен быть в этом возрасте самостоятельным, и матушка сдалась, разрешив ребёнку учиться ездить верхом. 

Василий Никитьевич объявил сыну, что он должен научиться чистить, взнуздывать и седлать лошадь, «и после езды — вываживать». Только тогда он станет отличным кавалеристом. Из конюшни вывели Клопика. Никите позволили самому оседлать коня. Мальчику нелегко давался процесс, о котором говорил отец, но всё же ему удалось обуздать его при помощи кучера Сергея Ивановича. 

В заложенную тройку с запряжённым в неё Лордом Байроном сели отец и мать, и поехали. Никита на Клопике ехал рысью рядом с ними. Когда тройка набрала ход, Клопик пустился в галоп и догнал коляску с родителями. Никита был в восторге:

«Это было почти так же хорошо, как у Фенимора Купера»

Глава 30. В купальне

В тёплую летнюю погоду Василий Никитьевич, Никита и Аркадий Иванович ходили купаться на пруд, к купальне. Пока отец Никиты намыливался, учитель уже прыгал в пруд. Мальчик сидел на лавочке и ожидал, когда отец закончит мыться. Когда Василий Никитьевич произносил «поплыли», Никита бросался в пруд и плыл рядом с ним. Он хотел, чтобы отец похвалил его, ведь этим летом Никита хорошо научился плавать. 

Они шутили с Аркадием Ивановичем: подплывали к учителю с двух сторон и «топили его», ловя за ноги. Обычно Аркадий Иванович успевал уплыть от них и выбраться из воды. 

Возвращаясь после водных процедур, все трое встречали Александру Леонтьевну, которая была в халате и чепчике. Она сообщала, что «чай накрыт в саду», и предупреждала, чтобы они её не ждали: теперь была её очередь купаться. 

Глава 31. Стрелка Барометра

Наступила засуха. Все в доме были озабоченные и серьёзные. Домашние были удручены тем, что урожай от зноя может погибнуть, и зима будет голодная. Стрелка барометра всё время указывала на деление «сухо, очень сухо». Аркадий Иванович был особенно печален, ведь его невеста не сможет приехать в Сосновку из-за болезни матери. 

После обеда родители Никиты легли отдыхать. В комнату к мальчику влетел Желтухин. Никита накормил его. Вдруг скворец сел на карниз футляра барометра. Барометр показывал, что будет буря. Никита побежал рассказать об этом родителям. Вечером усилился ветер, хлынул дождь, отчего приятно запахло влагой. Так буря спасла урожай.

Глава 32. Письмецо

Однажды отец послал Никиту за почтой. Мальчик приехал на Клопике в село Утевку, на базарную площадь, где располагалось почтовое отделение. Почтмейстер Иван Иванович Ландышев часто пьянствовал, отчего люди боялись заходить на почту. Кроме того, он не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт от корки до корки. На этот раз Никите тоже не удалось их взять. Получив только письма, он отправился домой через степь. Пустив коня «вольным ходом», мальчик стал пересматривать стопку писем. 

Одно письмо было маленькое «в светло-лиловом конвертике, надписанное большими буквами “Передать Никите”», написано оно было на кружевной бумаге. Послание было от Лили. В нём девочка писала, что живёт на даче в Самаре и ничуть не забыла своего друга и события этой зимы, и подаренное Никитой колечко не потеряла. «Я вас очень люблю», — писала Лиля. Перечитав несколько раз, Никита летел на Клопике, чувствуя себя счастливей всех на свете. 

Глава 33. Ярмарка в Пестравке

Отец Никиты очень хотел поехать на ярмарку в Пестравку, но Александра Леонтьевна была против, потому что боялась, что он опять потратится. Василий Никитьевич хотел продать в Пестравке лошадь Заремку, потому что она «кусается и бьёт задом». В итоге сошлись на том, что отец всё-таки поедет, но не будет тратить много денег, для этого он продаст два воза яблок. Никита попросился ехать «на возах» рядом с Мишкой Коряшонком. 

На ярмарке Василий Никитьевич недорого приобрёл «партию верблюдов», а Заремку продал некоему Медведеву и яблоки отдал ему в придачу. На следующий день отец собирался пойти смотреть ещё тройку серых лошадей. Он понимал, что дома ему попадёт от Александры Леонтьевны. 

Глава 34. На возу

В августе целыми днями Никита пропадал с отцом на молотилке. Вечером на возу, полном соломы, усталый Никита ехал домой после трудового дня, от которого осталось столько впечатлений. Мальчик вспоминал, как свирепо выл барабан, съедая снопы, и гнал «в пыльные недра молотилки солому и зерно». Никита очень любил эти моменты возвращения «с молотьбы». 

«В степи было теперь совсем темно. Всё небо усыпано августовскими созвездиями. Бездонное небо переливалось, словно по звёздной пыли шёл ветерок. Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далекие миры». 

Наблюдая за чудесным вечерним небом, мальчик мечтательно думал, что когда-нибудь он сядет на воздушный корабль и улетит далеко-далеко. Подходили к концу труды всего года. Уже близилась осень. 

Глава 35. Отъезд

Наконец наступила осень. Василий Никитьевич вновь уехал в Самару, там он удачно продал пшеницу. Оттуда он писал, что его дело с наследством так и не продвинулось, поэтому он должен был остаться в городе. Но чтобы не разлучаться с родными, он хотел, чтобы вся семья переехала жить в город. Ещё отец решил, что Никита должен поступить в гимназию. Матушка согласилась ехать к отцу, но сама она не любила городскую жизнь. Аркадий Иванович был рад переехать в Самару, чтобы увидеть свою возлюбленную.

Приехав в город и подъехав к одноэтажному дому белого цвета, матушка, Аркадий Иванович и Никита увидели отца, выбегающего им навстречу. Никита первым переступил порог нового жилища. В зале он увидел Лилю. Она спросила, получил ли мальчик её письмо, и услышав утвердительный ответ, попросила вернуть ей письмо. Девочка расстроилась, что Никита ей не ответил. Мальчику стало совестно, что за деревенскими заботами он забыл это сделать. Он извинился перед Лилей, и она простила его «на этот раз». Девочка сообщила ему, что поступила в первый класс гимназии.

Аркадий Иванович вместе с Никитой заносили вещи в новую комнату мальчика. В доме было семь комнат — тесноватых, необжитых. Время в городе шло быстрее, чем в деревне. На улице всё время было шумно. Никита чувствовал себя здесь чужим. Ночью мальчику снилось, будто он, стоя перед Лилей «в синем мундире с серебряными пуговицами», возвращает голубоглазой девочке письмо. 

На следующее утро Аркадий Иванович и Никита с матушкой пошли говорить с директором гимназии. Через неделю Никита сдал вступительный экзамен и поступил во второй класс. 

Автор: Диана Танцур

  • Сочинение про папу в детский сад
  • Сочинение про памятник вечный огонь
  • Сочинение про памятник татищеву в тольятти
  • Сочинение про памятник чкалову
  • Сочинение про памятник в челябинске