Сочинение про оперу князь игорь

Александр матусевич, нур-султан 28.12.2021 о театральных буднях и перспективах развития культуре рассказывает галым ахмедьяров, директор астана-оперы, для которой следующий театральный

Александр МАТУСЕВИЧ, Нур-Султан

28.12.2021

Директор «Астана-оперы» Галым Ахмедьяров: «Главная цель — создать культурную среду в новой столице»

О театральных буднях и перспективах развития «Культуре» рассказывает Галым Ахмедьяров, директор «Астана-оперы», для которой следующий театральный сезон станет юбилейным. Музыкальный центр в новой столице Казахстана Нур-Султане (тогда — Астане) был открыт в 2013 году.

Какова стратегия «Астана-оперы» на ближайшую перспективу и на отдаленную?

— Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, по чьей инициативе и была создана «Астана-опера», с самого начала поставил перед нами главную задачу — наполнить этот храм искусств насыщенным творческим содержанием. Поэтому генеральная линия — активно из года в год работать над качественным пополнением репертуара, выдержавшим проверку временем. Следующий сезон будет для нас юбилейным. К своему первому десятилетию мы подошли с уже определенным багажом. В репертуаре театра тридцать восемь спектаклей. Осваиваем национальный, классический репертуар, а также новые для нас стили в искусстве.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то «Астана-опера» стремится занять достойное место в международном культурном пространстве. В театре создана Международная оперная академия Astana Opera. Надеемся, что она станет стимулом для солистов оперной труппы, а также молодых певцов, дирижеров повышать квалификацию, профессиональное мастерство. Мы приглашаем на мастер-классы известных педагогов-репетиторов, в образовательную программу также включили обучение иностранным языкам. Цель академии состоит в укреплении имиджа «Астана-оперы» как центра культуры мирового уровня. Кроме того, у нас функционирует детская театральная студия, а также студия по обучению театральным ремеслам. В Камерном зале имени Куляш Байсеитовой несколько лет назад был запущен перспективный проект «Театр Piccolo», где исполняются оперы-буффа. В планы театра входит открытие филиалов «Астана-оперы» в ближайших к столице городах.

В последние годы театр много сотрудничал с Италией и ставил итальянские оперы. Что дало это ему для развития?

— Италия — это родина оперы и балета, основу популярного классического репертуара составляют итальянские оперы. У нас очень молодой театр, поэтому мы стремимся освоить исконные традиции оперного искусства, подойти к самым истокам этого жанра. Италия, как и многие другие, — дружественная для нас страна, наш театр давно сотрудничает с выдающимся итальянским сценографом Эцио Фриджерио и обладательницей премии «Оскар» художником Франкой Скуарчапино, с прославленным режиссером Пьером Луиджи Пицци, замечательным дирижером Джузеппе Акуавива и многими другими профессионалами. На нашей сцене выступают знаменитые приглашенные оперные певцы, дирижеры из Италии, так происходит обмен опытом артистов. Кроме того, на гастроли в «Астана-оперу» приезжали такие знаменитые итальянские коллективы, как миланский «Ла Скала», неаполитанский «Сан-Карло», генуэзский «Карло Феличе». Италия — это целая веха развития оперного искусства, но, конечно, оперы этой страны составляют только лишь часть нашего репертуара.

В Казахстане живет много русских и русскоязычных. Находит ли это отражение в деятельности вашего театра, ведь русская опера — это признанный бренд и кладезь мировой музыки?

— Наш репертуар украшает одна из самых знаменитых опер мира — «Евгений Онегин». Причем, постановка абсолютно уникальная. Мы пригласили востребованного итальянского постановщика Давиде Ливерморе, чей стиль отличается символизмом. Основным символом «Онегина» было древо жизни, хранящее все воспоминания главной героини. Грандиозность постановки также выражается в потрясающих сценографических эффектах, 3D-проекции показывают плывущие облака, качающиеся кроны деревьев, видения образов персонажей. Казахстанские художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов создали красочные костюмы крестьян, роскошные костюмы гостей петербургского бала и праздника в доме Лариных, которые прекрасно передают стиль эпохи.

С этой оперой мы выступали на гастролях в Красноярске в 2019 году: российская публика очень высоко оценила исполнительский уровень наших артистов, отметила прекрасную работу хора и оркестра. В том же году мы принимали в Нур-Султане Красноярский оперный театр: российский коллектив представил оперу «Князь Игорь» и балет «Раймонда».

Кроме того, у нас очень богатый репертуар камерной музыки, есть развернутые программы, посвященные русскому романсу. Слушатели с большим удовольствием приходят на музыкальные вечера, посвященные творчеству Чайковского, Прокофьева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Свиридова.

Мы тесно работаем с российским посольством в Казахстане. Из последних совместных проектов — концерт, посвященный 220-летнему юбилею русского композитора Александра Варламова. Раз в два года мы проводим конкурс Дениса Мацуева Astana Piano Passion. На сцене нашего театра с успехом проходил Международный юношеский конкурс имени Чайковского.

Все жанры, представленные в театре, в том числе симфонический, балетный, включают музыку русских композиторов. В ближайшие планы театра входит постановка прекрасных русских опер — «Князя Игоря» и «Пиковой дамы».

Каким вы видите место казахской оперы в репертуаре вашего театра?

— Мы формируем национальный репертуар из произведений, вошедших в золотой фонд казахской музыкальной культуры. Например, опера «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева стала первой постановкой, которая прошла на нашей сцене (в 2013 году. — «Культура»). Для работы над ней мы приглашали друга нашего театра — петербургского режиссера Юрия Александрова, который начал сотрудничество с Казахстаном более двадцати лет назад.

Затем мы представили на суд столичной публики легендарную оперу «Абай» Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди. Задумка художественного совета театра заключалась в том, чтобы поставить эту оперу так, что она будет понятна и востребована во всем мире. Над созданием спектакля трудилась интернациональная команда. Для изготовления декораций и костюмов мы пригласили лучших художников современности. Опера нашла горячий отклик как в Казахстане, так и за рубежом. Она была исполнена на казахском языке в Италии, публика восторженно встретила спектакль, в итальянской прессе вышли рецензии, в которых авторы высоко оценили музыкальное и исполнительское искусство казахстанских артистов. Театр получил самую высокую награду за эту постановку — Государственную премию Казахстана.

Помимо опер «Биржан и Сара», «Абай» и «Кыз-Жибек» Евгения Брусиловского, недавно репертуар пополнила премьера оперы «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева («Культура» писала об этой премьере — см. ссылку). В следующем году мы планируем поставить оперу Брусиловского «Ер Таргын».

К сожалению, вне Казахстана пока мало знают о казахской опере. Насколько богато и разнообразно ее наследие, есть ли из чего выбирать театрам?

— Если в XVII–XIX веках новые оперы появлялись каждый год в европейских странах, то с ХХ века во всем мире наметился постепенный спад. Это наблюдается и в Казахстане, где оперная культура сравнительно молода. Со времени создания первой казахской оперы «Кыз-Жибек» (1934 год) написано около 50 произведений в этом жанре, а за годы независимости поставлено всего около десятка. При этом после премьеры не все продолжают сценическую жизнь. Репертуарными «долгожителями» оказались первые образцы казахской оперы — «Кыз-Жибек», «Абай» и «Биржан и Сара». Конечно, необходимо возрождать накопленное за девять десятилетий национальное оперное наследие. Большинство казахских опер были написаны в советское время и, конечно, при создании произведений на авторов оказал огромное влияние соцреализм. Сейчас пришло время переосмыслить эти сочинения и пополнять репертуар теми произведениями, которые прошли проверку временем. Понятно, что дополнять музыку невозможно, но нужно сделать так, чтобы произведение было актуально и востребовано не только сегодня, но и через многие десятилетия. В целом же в Казахстане оперный жанр переживает небывалый подъем: проводятся фестивали, действуют оперные центры, открываются новые театры, создаются новые постановки…

Есть ли какое-то сотрудничество, взаимодействие между оперными театрами Казахстана?

— Коллеги приезжают выступать на нашей сцене из Шымкента, Алма-Аты, Караганды. Наша труппа соответственно, выступает с ответными гастролями. Кроме того, мы отдельно приглашаем артистов из других казахстанских оперных театров.

Как обстоят дела с гастролями?

— Думаю, не только у нас, во всем мире сократилось количество поездок, но сейчас уже все постепенно возвращается к привычному для творческих людей ритму. За границей всегда стараемся представлять отечественные спектакли, чтобы у зарубежного зрителя сложилось впечатление о нашей стране, ее культуре. Исполняем и шедевры мирового классического искусства. Наш театр успешно выступал с оперными спектаклями в Италии, России, Узбекистане.

Заказывает ли театр оперы современным композиторам?

— Мы получаем много опер от молодых композиторов, но большинство из них требует доработки для того, чтобы можно было представить их на главной сцене страны. Но уже есть хорошие результаты, подходящие, правда, больше для сцены нашего Камерного зала: например, детская сказка о птице Самрук на музыку нашего соотечественника Тлеугазы Бейсембека, которую полюбили маленькие зрители. Совсем скоро состоится премьера детской оперы «Канбак шал» на музыку Жолана Дастенова о приключениях Старика Перекати-Поле.

Мы ориентируем композиторов — начинать с малых форм, опер для детей, одноактных опер, чтобы в дальнейшем они могли приступить к реализации большой оперы, которую мы могли бы поставить на главной сцене.

Каково место оперного искусства в сегодняшней культурной жизни казахстанцев?

— Постоянные аншлаги — лучший показатель того, что оперное искусство востребовано в нашей стране. Люди звонят в кассу, узнают, в каком спектакле будет участвовать их любимый исполнитель, на специализированных форумах в интернете постоянно обсуждают премьерные постановки. Чтобы пробудить такой интерес публики, мы приглашаем самых выдающихся постановщиков, знаменитых исполнителей, для оформления спектаклей привлекаем лучшие силы как из Казахстана, так и из-за рубежа. Цель руководства страны — создать культурную среду в столице: для этого строятся театры, открываются академии хореографии, музыки, университет искусств и многие другие учреждения культуры и искусства. 

Фотографии: пресс-служба Государственного театра оперы и балета «Астана-опера».

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПРезентация по музыкальной литературе на тему «Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина» (7 класс)

Опера «Князь Игорь» (1890) А.П. Бородина

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Опера «Князь Игорь» (1890) А.П. Бородина

    Описание слайда:

    Опера
    «Князь Игорь» (1890)
    А.П. Бородина

  • 2 слайд

    Сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Алексан

    Описание слайда:

    Сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность.

  • 3 слайд

    История созданияВладимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик подал

    Описание слайда:

    История создания
    Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик подал идею взять за основу сюжет из «Слово о полку Игореве». Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.
    18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина, и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Сам композитор посвятил оперу памяти Глинки.
    Существует 2 редакции оперы – авторская и с окончанием Римским-Корсакова и Глазунова.

  • 4 слайд

    Жанр оперы: народно-эпическая. Эпичность в "Игоре" заключается в том, что исп

    Описание слайда:

    Жанр оперы: народно-эпическая. Эпичность в «Игоре» заключается в том, что используются богатырские музыкальные образы, масштабность форм, а также неторопливое течение действия, будто это былина.
    Сюжетная основа оперы: древнерусское произведение XII века «Слово о полку Игореве» (повествует о неудачном походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев в 1185 году)
    Строение оперы: 4 действия с прологом
    Либретто: А. П. Бородин (при участии В.В. Стасова)
    Премьера оперы:1890 г. Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята публикой более чем положительно.

  • 5 слайд

    Действующие лица

    Описание слайда:

    Действующие лица

  • 6 слайд

    ЛИБРЕТТОАрмия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пой

    Описание слайда:

    ЛИБРЕТТО
    Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого «Божьего знамения» и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.
    Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах — место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.
    Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.
    Грустную весть принесли бояре княгине — муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола — к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!
    Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.
    Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода — его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.
    С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.
    Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.

  • 7 слайд

    Музыкальные фрагментыУвертюра Пролог: хор народа «Солнцу красному слава» Сцен

    Описание слайда:

    Музыкальные фрагменты
    Увертюра
    Пролог: хор народа «Солнцу красному слава»
    Сцена солнечного затмения
    Действие первое. Картина первая: песня Галицкого «Только б мне дождаться чести»
    Действие первое. Картина вторая: ариозо Ярославны «Ах где ты, где ты, прежняя пора»
    Хор девушек «Мы к тебе княгиня»
    Хор бояр «Мужайся княгиня»
    Действие второе: каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной» (ночь спускайся скорей)
    Ария Игоря «А дайте, дайте мне свободу»
    Ария Кончака «О нет, нет друг, ты здесь не пленник мой»
    Половецкие пляски с хором: хор девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра»
    Действие третье: половецкий марш
    Действие четвертое: плач Ярославны «Ах! Плачу я!»
    Хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение про оперу князь игорь

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Сочинение про оперу князь игорь

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов

Сочинение про оперу князь игорь

  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по музыкальной литературе на тему «Симфоническое творчество Бородина» (7 класс)

  • Рабочая программа по музыке 4 класс

  • Методическая разработка на тему «РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – ФОРТЕПИАНО». УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ»

  • Тесты по музыке на тему «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (2 класс)

  • Исследовательская работа по теме: «Крезь как часть музыкальной культуры г. Воткинска»

  • Исследовательская работа «Влияние пения на здоровье детей»

  • Формирование знаний и умений игры на аккордеоне

  • Презентация по музыке » Эти разные марши»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454311 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина

Сочинение композитора пронизано патриотической идеей
русского народа
.
Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа,
былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения
олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность,
верность и нравственность.

История создания «Князя Игоря»

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик подал идею
взять за основу сюжет из «Слово о полку Игореве». Александра
Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его
окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных
источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть
не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи 
Бородина, и А.К. Глазунов вместе с Н.А.
Римским-Корсаковым закончили это произведение
. Сам композитор посвятил оперу памяти
Глинки.

Существует 2 редакции оперы – авторская и с окончанием
Римским-Корсакова и Глазунова.

Жанр оперы: народно-эпическая. Эпичность в «Игоре»
заключается в том, что используются богатырские музыкальные образы,
масштабность форм, а также неторопливое течение действия, будто это былина.

Сюжетная основа оперы: древнерусское произведение  XII века «Слово о полку Игореве» (повествует о неудачном
походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев в 1185
году)

Строение оперы: 4 действия с прологом

Либретто: А. П. Бородин (при участии В.В. Стасова)

Премьера оперы:1890 г. Опера
«Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята публикой более чем
положительно.

Краткое содержание

Действующие
лица

Голос

Описание

Князь Игорь

бас-баритон

правитель северских земель, который встал на защиту родины

Ярославна

сопрано

вторая супруга, ждавшая возвращение князя до последнего

Княжич Владимир

тенор

сын от первой жены князя Игоря, сильно влюблен в дочь хана

Князь Галицкий

бас-баритон

Владимир, брат Ярославны, желающий занять место князя Игоря

Хан Кончак

бас

половецкий вождь, уважительно относящийся к пленному князю

Кончаковна

контральто

дочь Кончака, в будущем жена княжеского сына Владимира

Гзак

без вокала

половецкий хан, привезший много пленных после похода в Путивль

Овлур

тенор

крещёный половчанин, помогающий князю Игорю с побегом

Ерошка и Скула

тенор и бас

двое гудошников: предатели и трусы

Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы
пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и
наступает солнечное затмение. Народ пугается этого «Божьего знамения»
и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело
благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все
сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату,
князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и
Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не
сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах —
место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было.
Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого
и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня
высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий
нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и
выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине — муж и сын ее в плену, а
рать разбили половцы. Опасность вещают колокола — к Путивлю путь держат бойцы
хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!

Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в
мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее
развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у
влюбленных свидание.

Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его
рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода — его
мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь.
Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот
сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно
обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу,
если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво
сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и
продолжит войну с ратью хана.

С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные
русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает
решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не
бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает
бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели
Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь
Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают
двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит
народное величание князя Игоря.

Музыкальные фрагменты к прослушиванию:

1.                         
Увертюра

2.                         
Пролог: хор
народа «Солнцу красному слава»

3.                         
Сцена
солнечного затмения

4.                         
Действие
первое. Картина первая:
песня Галицкого «Только б мне дождаться
чести»

5.                         
Действие
первое. Картина вторая:
ариозо Ярославны «Ах где ты, где ты,
прежняя пора»

6.                         
Хор
девушек «Мы к тебе княгиня»

7.                         
Хор
бояр «Мужайся княгиня»

8.                         
Действие
второе:

каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной» (ночь спускайся скорей)

9.                         
Ария
Игоря «А дайте, дайте мне свободу»

10.                     
Ария
Кончака «О нет, нет друг, ты здесь не пленник мой»

11.                     
Половецкие
пляски с хором:
хор девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра»

12.                     
Действие
третье:
половецкий
марш

13.                     
Действие
четвертое:

плач Ярославны «Ах! Плачу я!»

14.                     
Хор
поселян «Ох, не буйный ветер завывал»

На чтение 13 мин. Просмотров 6 Опубликовано

Содержание:

1391406066_0007-001-Rodonachalnik-dinastii-Rjurikovichej-pervyj-drevnerusskij-knjaz.jpgКнязь Игорь – сын Рюрика. После смерти отца, древнерусским государством правил князь Олег. Игорь же стал правителем только в 912 году.

Политика всех первых киевских князей сводилась к расширению границ государства, и его развитию за счет поглощения соседей. Игорь не стал исключением.

↑ В Внутренняя политика князя Игоря

В Внутренняя политика Игоря не отличалась гуманностью и дальновидностью. Да, князь продолжал дело Рюрика и Олега, собирал славянские племена под свое начало. Государство расширяло свои границы.

Основой внутренней политики князя стало введение полюдья. Полюдье – вид дани. Киевская дружина, с ноября по апрель объезжала свои земли и собирала дань с подвластных племен.

В Размер дани определен не был, так жеВ  как и место сбора. Отсутствие правил игры, провоцировало конфликты. Дружине было мало, а племена не хотели делиться тем, что нажито непосильным трудом.

В Собранная дань шла на экспорт в Византию, пополняя казну русского государства. Дань, как правило, состояла из меда, меха, урожая хлеба.Киевская власть крепла, соседние земли были кротки и покорны. Но, всему есть придел. Однажды, Игорь собирал дань с племени Древлян. Дань, собранна, пора отправляется домой. Но дружине показалось, что древляне могли бы дать и больше. Князь пошел на поводу у своих войной, и вернулся за добычей. Древляне, удивились возвращению гостей. А когда услышали требования, дали дружине отпор. В результате столкновения Игорь был убит.

Жена, князя Ольга жестоко отомстила древлянам, сожгла их деревню. Но урок был усвоен. Княгиня оказавшись у власти, сразу же определила место сбора дани и ее размеры. По сути это была первая налоговая реформа.

↑ Внешняя политика князя Игоря

Как и все первые русские князья, Игорь стремился расширить границы своего государства, наделся собирать богатую дань. В 913 году, князь с дружиной решили поживиться богатством прикаспийских племен. Дорога на Каспий лежала через владения Хазарского каганата. Хазары за часть добычи, любезно предоставили правила прохода через свои территории. Но каганат никогда не был надежным партнером. На обратном пути киевского князя, Хазары вознамерились отобрать у дружины всю добычу. Завязался кровавый бой. Спастись удалось немногим.

В 

1539081519_xvdnK38LR0KayGd2RJVN0Q.jpeg

История не стояла на месте. Народы продолжали отвоевывать свое право на лучшую жизнь. Рядом с границами государство начали, появляется кочевники – печенеги. Кочевники любители быстрых набегов, которые наносят максимальный урон. Князь впервые столкнулся с подобным ведение войны. Русское государство успешно обороняло свои границы. А в 915 году, В«партнерыВ», на пять лет заключили мирный договор.

В 941 Игорь решил отправиться в большой поход на Византию. Удачные походы князя Олега не давали покоя новому князю. Дунайские болгары, увидев русские суда на Черном море, сообщили императору Византии о походе русских. Греки собрали мощное войско, и разгромили дружину Игоря.

Спустя 4 года, Игорь решил повторить поход на Византию. Взяв в союзники Печенегов, дружина отправил к границам Империи.В  Греки опять прознали про надвигающуюся угрозу. Но в этот, раз вместо боя, просто решили откупиться.В  Мир был сохранен, а богатые дары Греков пополнили русскую казну. Интересно, что при заключении мирного договора, в международном документе впервые, владения князя назвали русской землей.

В 

↑ Документальный фильм о правлении и политики князя Игоря

[media=https://https://www.youtube.com/watch?v=Y2L-5nSGVd8]

↑ Итоги внутренней и внешней политики князя Игоря

В 

  • Князь стремился укрепить центр власти
  • Оградил государство от набегов кочевников
  • Выгодно торговал с Византией
  • Расширил границу Киевской Руси

Великий князь киевский Игорь Рюрикович по прозвищу Старый правил русским государством с 912 по 945 годы. Он чаще предшественников отмечен в исторических источниках, однако «белых пятен» в его биографии осталось немало, но не о них речь. Во внутренней и внешней политике неудач у этого князя было больше чем успехов. В исторических описаниях он не выделялся авторитетом, умом и личной воинской доблестью. Князь Игорь менее ярок, чем Олег, или Святослав, тем не менее его деяния исторически значимы для нашего Отечества.

Штрихи к портрету князя Игоря

Летописец Нестор, в своей «Повести временных лет», ведет родословную Игоря от Рюрика и устоявшаяся историческая традиция принимает это положение как данность. В «Слове о законе и благодати» от митрополита Иллариона и «Памяти и похвале князю русскому Володимеру» монаха Иакова, князя Игоря называют «Старым» и выделяют его как родоначальника великокняжеской династии. В среде академических историков есть споры только о путанице в датах, затрудняющих определение возраста Игоря в узловые моменты его биографии.

В классической версии жизнеописания Игоря нет точной даты рождения Игоря, известно лишь то, что сын Рюрика и Ефанды осиротел в младенчестве. Воспитанник Вещего Олега был при захвате Киева и, взрослея, приобщался к военным и политическим делам в той мере, какую ему отводил попечитель. В 903 году Игорь женился на юной псковитянке Ольге и еще девять лет оставался в тени своего авторитарного воспитателя. Скорее всего, он этим не тяготился, но получив власть как обузу, Игорь сумел много чего сделать во внутренней и внешней политике. Хорошо ли, плохо? Другой вопрос.

Особенности внутренней и внешней политики князя Игоря Старого

В 912 году князь Олег гибнет и начинается самостоятельное княжение Игоря. В период своего правления князь строил свою внутреннюю политику, решая основные задачи:

  1. Сохранение единства только что основанного Древнерусского государства.
  2. Удержание в повиновении местных князей, жесткое подавление непокорных.
  3. Регулярный сбор дани на подвластных территориях.
  4. Поддержание традиционной правовой системы Руси, свода норм устного Закона Русского.
  5. Сохранение языческих духовных традиций и терпимость к приверженцам других религий.

Эти положения отразились в событийной линии внутренней политики Игоря Старого:

Направления деятельности

Даты

События

Сохранение единства славянских племен

914 год

Предотвращение выхода из повиновения древлян (сепаратные настроения древлян проявились после гибели князя Олега)

Покорение уличей

914 – 917 годы

Война с племенным союзом уличей и присоединение их к Киеву

Покорение радимичей и тиверцев

938 год

Присоединение к Киевской Руси территорий радимичей и тиверцев

Подавление попыток выхода из повиновения

941 год

После отказа древлян платить дань князь Игорь силой принудил их возобновить выплаты, повысив ее размеры

Усиление военной и экономической мощи нового государства

Весь период правления

Регулярный сбор дани. Увеличение численности дружины. Укрепление городов. Создание предпосылок для земледелия, промыслов, ремесла и торговли

Укрепление власти великого князя

Весь период правления

Создание основ вертикали власти. Выделение шести уделов под доверенным управлением бояр на условиях кормления и сбора дани

Расширение границ государства

Основание города Тмутаракань на Таманском полуострове

Во внешней политике князь Игорь действовал на двух направлениях:

  1. Восточном – Кавказ, Каспийское море.
  2. Южном – «Дикое поле», Византия.

Это подтверждается основными внешнеполитическими событиями периода правления князя Игоря:

Направления деятельности

Даты

События

Наступательные действия на восточном направлении

913 год

Поход русского войска на Каспийское море. Грабительский рейд в Персию.

944 год

Удачные походы на Кавказ и Закавказье

Оборонительные действия. Защита границ

915 год

Отражение первого нашествия печенегов на Русь

920 год

Заключение договора о мире с печенегами (оказался непрочным)

Политика в отношении Византии

941 год

Поход на Константинополь. Византийцы применили «греческий огонь» и сожгли флот Игоря. Вернуться в Киев смогли немногие

944 год

Поход-реванш. Византийцы выплатили дань без боя

945 год

Новый торговый договор с Константинополем. Беспошлинная торговля отменена. Впервые письменно упомянут термин «Русская земля»

Нескладная гибель князя Игоря

Полюдье 945 года закончилось для князя Игоря трагически. Собрав дань с древлян, он отправился дальше, но подстрекаемый недовольными дружинниками вернулся, чтобы получить подать еще раз. Древлянский князь Мал и его приближенные на вече приговорили: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его. Так и князь Игорь, и если не убьем его, то он погубит нас!» Сопровождавших князя Игоря дружинников древляне перебили, а его самого привязали к верхушкам согнутых деревьев, которые распрямившись, разорвали несчастного пополам. Такая незавидная участь постигла Игоря старого за неумеренную алчность.

Значимость княжения Игоря Старого

Как бы то ни было, князь Игорь Старый является в летописных сводах первым «природным» Великим князем Киевской Руси. Несмотря на то, что он слишком долго оставался в тени своего именитого попечителя – Вещего Олега и безвременно погиб нелепой смертью, сделать ему удалось не так мало. Князь Игорь значительно расширил границы Киевской Руси, отбывал степняков, укреплял города. При нем появилось «кормление» как первичный элемент устройства государственной власти. Он организовывал военные походы и заключал договоры как лидер сильного государства.

В истории древнерусского государства было два известных князя по имени Игорь. Первый княжил в Киеве с 912 по 945 год. Второй князь правил не всем государством, а имел свой удел в Новгороде-Северском и Чернигове. Он в 1185 году совершил поход против половцев, о чем повествует “Слово о полку Игореве”. Именно ему композитор Бородин посвятил свою оперу “Князь Игорь”.

Начало правления князя Игоря

Рис. 1. Князь Игорь.

Первым его шагом во внешней политике стал поход на племена древлян в 914 году. Они жили на территории современной Житомирской области. Князь Игорь обложил их данью. Постоянной княжеской администрации в завоеванных землях в X веке не существовало, дань или налоги с подконтрольных территорий князья собирали во время полюдья, которое проходило с ноября до весны.

В летописях упоминается поход русов в 913 году на юго-восток – к Каспийскому морю. Им удалось захватить один из островов около Баку. Неизвестно имел ли князь Игорь к нему отношение.

В 915 году в степях Причерноморья и Приазовья появились печенеги. Позже с ними пришлось воевать потомкам князя Игоря – Святославу, Владимиру и Ярославу. Однако, в первой половине X века они серьезной угрозы не представляли, в летописях нет упоминаний об их набегах. Куда более опасным противником являлся Хазарский каганат. Князь Игорь провел поход против печенегов в 920 году.

Война с Византией и смерь Игоря

Основным событием его внешней политики стала война с Византией в 941-944 годах. Византийские хроники того времени явно преувеличивают численность рати князя Игоря, так как сообщают, про 10 тыс. судов в походе на Константинополь 941 года. Лиутпранд Кремонский, который был посолом королевства Италии в Византии, в 949 году сообщил, что у Игоря войско приплыло на 1000 кораблей. Самого князя этот автор назвал “королем русов”.

В том же 941 году византийцы смогли уничтожить флот князя Игоря “греческим огнем”. Пороха и артиллерии в X веке еще не существовало, поэтому морское сражение можно было выиграть только абордажем, перестрелкой лучников или использованием горючих смесей.

Рис. 2. Русь при князе Игоре.

В 943-944 Игорь совершил поход одновременно по морю и по суше. В нем приняли участие:

  • Варяги.
  • Печенеги (тюрки).
  • Славяне (кривичи, тиверцы, поляне).

Император Византии Роман I Лакапин откупился от них дарами. В 944 Игорь заключил договор с ним. Это событие вошло в историю, как второй русско-византийский договор. В нем упоминается сам князь, его жена Ольга и сын Святослав. Также в летописях есть сообщение о христианской церкви в Киеве, которая существовала за 40-50 лет до принятия христианства. Ее посещали варяги-христиане.

Во время полюдья 944-945 князь Игорь решил собрать побольше дани с племени древлян. Это не понравилось их князю Малу и он убил Игоря, так как имел какую-то собственную дружину. После его смерти трон наследовал князь Святослав, но из-за его юного возраста регентом стала княгиня Ольга (годы правления – 945-960).

Ольга отомстила древлянам за убийство мужа и навела порядок в деле сбора налогов, поделив подвластные земли на административные единицы и установив там княжескую администрацию.

Рис. 3. Княгиня Ольга.

Таблица “Внешняя и внутренняя политика князя Игоря”

Год

Событие

914

Успешный поход на племя древлян

920

Победа над печенегами

941

Неудачный поход на Византию по морю

943-944

Успешный поход на Византию, получена дань и подписан договор

945

Поход на древлян с целью сбора дани, убийство князя

Что мы узнали?

О внутренней и внешней политике князя Игоря до 941 года летописи и хроники сообщают кратко. В целом, это был успешный для X века правитель, под его властью находился торговый путь, который соединял Черное моря с Балтикой.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какой торговый путь контролировал князь Игорь в годы своего правления ?</h3>

    • <label>От Черного моря до Каспийского</label>
    • <label>От Черного моря до Балтийского</label>
    • <label>От Каспийского моря до Белого</label>
    • <label>От Белого моря до Балтийского</label>

(новая вкладка)Уникальная программа снижения веса от Фаберлик. Новинки косметики фаберлик на faberllena.ruЕГЭ. История. КРАТКОПервые князья. Игорь (912-945)     

Игорь ( 912-945)
Внутренняя  политикаСбор дани с древлян, дреговичей,  кривичей, радимичей, северян.Подчинение  племени уличан и тиверцев.Появление первых русских поселений на Таманской полуострове.
Внутренняя  политикаИгорь выделил 6 уделов, во главе поставил бояр на условиях кормления, собирающих дань.945 – восстание древлян во главе с князем Малом во время  полюдья. Убийство Игоря.«Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».
Внешняя политика915- первое появление печенегов на Руси, заключил договор, отражал их набеги.920- война с печенегами941-945— русско-византийская война. Греческий огонь. По договору уменьшена дань, отменено право беспошлинной торговли, помощь Византии в борьбе с хазарами и арабами.941 — неудачный поход Игоря на Византию.944, 945 заключение договоров  с Византией. Русь потеряла право на беспошлинную торговлю.944- успешные походы в ЗакавказьеВ договоре 945 года впервые употреблено выражение « Русская земля»
Итоги:

  • Расширил границы государства, особенно на юге (Таманский полуостров)
  • При Игоре появились первые элементы государственного устройства( кормление).
  • Отражал набеги половцев
  • Организовывал походы на Византию, заключив мирные договоры.
ЛИЧНОСТИМал- князь древлян, убивших ИгоряОльга-жена ИгоряСвятослав- сын Игоря
ТЕРМИНЫКормление — вид пожалования великих и удельных князей  своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.Печенеги — тюрко-язычный кочевой народ, первое появление при Игоре в 915. , а  полностью их победил Ярослав Мудрый в 1036.

  Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Общая характеристика правления

Правление князя Игоря Рюриковича в период с 912 по 945 годы менее насыщено событиями, по сравнению с княжением его предшественника, Олега Вещего. В целом, Игорь пытался удержать в повиновении доставшееся ему государство и распространить власть на ещё непокорённые племена.

В начале своего правоения князь подчинил попытавшихся было отказаться от выплаты дани древлян. С подошедшими к границам Руси печенегами воевал как против них, так и выступал в поход вместе с ними. Пытался по примеру своего предшественника выстраивать отношения с Византией с позиции силы, однако, потерпев разгромное поражение в первом походе на Царьград, во время второго похода ещё не дойдя до Константинополя получил от византийского императора предложение мира и согласился на него.

Используемые источники:

  • https://ote4estvo.ru/stanovlenie-russkoj-gosudarstvennosti/176788-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-knyazya-igorya.html
  • https://histerl.ru/kurs/rusi/igor.htm
  • https://obrazovaka.ru/istoriya/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-igorya.html
  • http://poznaemvmeste.ru/index.php/105-istoriya-ege-teoriya/1047-ege-istoriya-kratko-pervye-knyazya-igor-912-945
  • https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/игорь-рюрикович/правление/

7 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 31. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление интереса к русской истории на примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Личностные:

— укрепление патриотических чувств, гордости за достижения русской культуры разных веков.

Предметные:

— укрепление и расширение знаний о творчестве А. Бородина;

— укрепление и расширение знаний о жанре оперы;

— развитие навыков сравнительного анализа литературного первоисточника и музыки оперы.

Форма проведения занятий: Урок-исследование оперы А. Бородина «Князь Игорь» в сравнении с литературным первоисточником «Слово о полку Игореве».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: В.В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь Игорь», Титульный лист партитуры оперы «Князь Игорь»; Н. Рерих. «Путивль»; Ф. Федоровский. «Половецкий стан»; И. Билибин. «Половчанка», «Половецкий стан».

Поэзия: А. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…», фрагмент; «Слово о полку Игореве», поэтический перевод Н. Заболоцкого, фрагмент.

Музыка: А. Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь»(№ 38–40 аудиоприложения).

Песенный материал: С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина»; Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок Родины».

Виды деятельности учащихся: Просмотр, обсуждение иллюстраций, выявление их связи с музыкальным материалом урока. Обсуждение сюжета и литературных особенностей «Слова о полку Игореве». Беседа о творчестве А. Бородина. Беседа о специфике жанра оперы на примере оперы «Князь Игорь». Смысловое прослушивание и анализ фрагментов оперы. Анализ нотных примеров. Координация прослушиваемого материала с нотным текстом. Разучивание, пение, анализ музыкально-выразительных средств и формы двух песен.

Формы педагогического контроля: Контроль знания содержания оперы. Контроль умения перечислить и охарактеризовать героев оперы. Контроль понимания связи иллюстраций учебника и литературных фрагментов с музыкой оперы. Контроль понимания драматургии оперы и умения говорить о ней. Контроль умения анализировать нотные примеры. Контроль качества пения, совершенствования певческих хоровых умений. Контроль ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

— Что это за музыка? Кто автор? В каком большом музыкальном жанре она звучит?

— Почему оперу называют синтетическим жанром?

— Почему опера является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров?Из каких выразительных особенностей складывается музыкальная драматургия оперы?

2. Сообщение темы. Постановка проблемы. Целеполагание

Опера «Жизнь за царя» М. Глинки, в которой конфликт русских и поляков стал основным движущим мотивом оперы, обнаруживает сходство с другими историческими операми – например, с оперой «Князь Игорь» композитора А. Бородина.

Сегодня мы продолжим разговор о специфике жанра оперы и её драматургии на примере оперы «Князь Игорь». На примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» мы обратимся к русской истории и выявим связь сюжета и литературных особенностей «Слова о полку Игореве» с музыкальным материалом урока. Также песни, которые мы разучим, соответствуют по содержанию теме урока и посвящены Родине.

Тема урока – «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

3. Введение в тему

Среди великих опер немало таких, что связаны с образами далёкого прошлого, отечественной истории. Ведь отношение к истории — важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма. Это замечательно выразил в одном из своих стихотворений А. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как … пустыня

И как алтарь без божества.

С творчеством А. Бородина вы уже встречались ранее, слушая фрагмент из «Богатырской» симфонии (5 класс) и романс «Спящая княжна» (7 класс). Теперь обратимся к главному сочинению всего творчества Бородина — опере «Князь Игорь».

Опера была задумана композитором в 1869 г. Но из-за бесконечной занятости Бородина по основной профессии — химии и медицине — сочинение её растянулось на долгие 18 лет, и она так и не была закончена ко времени смерти автора в 1887 г. Оперу завершили друзья и коллеги композитора — Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов.

В основу оперы лёг памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», описывающий события далёкого прошлого (1185 г.). Древний литературный памятник «Слово о полку Игореве», повествующий о походе князя Игоря на половцев в XII веке, называют «животворящей святыней» русской национальной культуры.

«Слово о полку Игореве», перевод Николая Заболоцкого (фрагмент):

Вступление

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его —

В похвалу трудам его и ранам —

По былинам времени сего,

Не гоняясь в песне за Бояном.

(…) Мы же по иному замышленью

Эту повесть о године бед

Со времён Владимира княженья

Доведём до Игоревых лет

И прославим Игоря, который,

Напрягая разум, полный сил,

Мужество избрал себе опорой,

Ратным духом сердце поострил

И повёл полки родного края,

Половецким землям угрожая.

О выполненном Н. Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» К.И. Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть». Поэтическая сила переложения «Слова» Н.А. Заболоцкого делает этот перевод одним из лучших поэтических переложений «Слова», который даёт современному читателю наиболее яркое представление о «Слове» как о произведении древнерусской литературы.

Picture 1В.В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь Игорь». Титульный лист партитуры оперы «Князь Игорь» (первое издание)

На основе «Слова о полку Игореве» и была написана одна из замечательных русских опер – «Князь Игорь». Главной идеей «Слова…» и оперы является мысль о необходимости объединения русских земель, княжеств и войск для сплочённого противостояния набегам врагов. Эта гуманная, патриотичная и новаторская для времени создания «Слова о полку Игореве» идея имела актуальное звучание и во времена Бородина.

Бородин с научной тщательностью подошёл к составлению либретто оперы, которое писал сам. Он изучал немногие сохранившиеся документы эпохи, особенности древнерусского говора. В своём произведении композитор стремился запечатлеть яркий национальный колорит и жизненную достоверность характеров, страстность и драматизм переживаний, образную многоликость Востока.

Picture 1

Н. Рерих. Путивль

Именно поэтому, обращаясь к «Слову о полку Игореве», Бородин отказался от многих повествовательных эпизодов летописи, введя ряд новых персонажей. Князь Владимир Галицкий, разгульный и бесшабашный, мечтающий прорваться к власти ради благ и наслаждений, которые она сулит, — его образ представлен в опере как полная противоположность князю Игорю, мужественному и бесстрашному воину и правителю Путивля. Скоморохи Скула и Ерошка также являются находкой композитора, через показ комических фигур бродячих музыкантов давшего яркую характеристику быта Древней Руси.

Сам же Игорь, жена его Ярославна, хан Кончак – главные действующие лица оперы – присутствуют в летописи, хотя музыкальная трактовка этих образов в значительной степени подчинена оперному действию.

Князь Игорь трактуется как представитель мирного народа, защищающего свою землю и плоды своих трудов, хан Кончак возглавляет орду кочевников, живущих только за счёт захвата чужих богатств и порабощения соседних народов. Именно противопоставление этих двух фигур символизирует главную идею оперы, которая показана в столкновении двух лагерей: русских воинов, защитников своего Отечества, и половцев, захватчиков и поработителей.

Ф. Федоровский. Половецкий стан (Декорации к опере «Князь Игорь»)

Picture 5

Идея столкновения двух враждебных сил определила общее композиционное строение оперы, где первое и четвёртое действия происходят в Путивле, а второе и третье – в половецком стане. Таким образом обеспечивается необходимый контраст между двумя мирами, каждый из которых представлен и монументальными народными сценами, и яркими, жизненно достоверными характерами.

4. Работа по теме урока

1) Об опере «Князь Игорь» А. Бородина: История создания. Главные герои

«Князь Игорь» — опера А. Бородина в 4 д. с прологом, либретто композитора на основе сценария В. Стасова по «Слову о полку Игореве»; закончена Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым. Премьеры первых постановок: С.-Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 г., под управлением К. Кучеры; Киев, 29 октября 1891 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 19 января 1898 г., под управлением У. Авранека.

Идея оперы на основе великой поэмы зародилась во время встречи композитора со Стасовым 18 апреля 1869 г. Бородин задолго до этого начал искать тему, обращаясь то к сюжетам былин, то к «Царской невесте» Л. Мея, однако лишь «Слово о полку Игореве» увлекло его. Вскоре он приступил к сочинению, но в марте 1870 г. прервал работу. Мотивы её прекращения были многообразны: эпический характер действия (в ту пору смущавший Бородина), малый драматизм, отдалённость событий от современности. Казалось, решение композитора бесповоротно. Он переключился на сочинение Второй, Богатырской симфонии.

Вероятно, погружение в стихию героического богатырского эпоса снова должно было привести Бородина к мысли о заброшенной им опере. Этому способствовало и участие в создании оперы-балета «Млада» вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи. При её сочинении были использованы наброски, сделанные первоначально для «Игоря». Когда же замысел коллективной «Млады» потерпел неудачу, и Бородин вновь обратился к мысли об опере на тему «Слова», весь музыкальный материал, обогащённый и расширенный, вернулся на прежнее место.

Дата возобновления работы над «Игорем» — 1874 г. По-видимому, предшествующие годы были заполнены раздумьями автора над особенностями музыкальной драматургии. Опасения относительно отсутствия драматизма, кажущейся оторванности событий от современности теперь отпали. Бородин был художником, в котором творческий гений органически сочетался с работой пытливой мысли. Он не мог не осознавать, в чём заключались особенности его дарования. Сфера эпически-величавая и проникновенный лиризм составляли самую сильную сторону таланта композитора. После глубоких раздумий он пришёл к единственно возможному для себя выводу, что опера, опирающаяся на принципы Руслана и Людмилы, всего более отвечает его эстетическим принципам. В письме к Л. Кармалиной от 1 июня 1876 г. он сформулировал свои взгляды, определил задачу «написать эпическую русскую оперу». Собственную позицию он охарактеризовал так: «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. Самая манера третировать оперный материал — другая. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места, всё должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к «Руслану», чем к «Каменному гостю», за это могу поручиться».

К работе над «Князем Игорем» Бородин подошёл как зрелый художник и учёный. Он продумал идейную концепцию оперы, внёс существенные изменения в первоначальную сценарную схему, составленную Стасовым, изучил огромное количество литературы, посвящённой «Слову о полку Игореве», летописи и другие памятники древнерусской литературы, ознакомился с сохранившимися в Венгрии образцами половецкого фольклора. Гениальное «Слово о полку Игореве» — произведение могучей патриотической и поэтической силы — получило в музыке Бородина адекватное воплощение. Композитор не следовал рабски за развитием сюжета поэмы — это было бы невозможно, да и не нужно: обаяние и сила её не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, в философских, лирических отступлениях, несравненных описаниях природы, и прежде всего — в патриотической идее.

Бородин глубоко прочувствовал эту идею. Она является основной не только для главных героев — Игоря и Ярославны, но, «от противного», и для князя Галицкого и его холопов. В центре оперы, как и у Глинки — патриоты, защитники Родины. Любовь к Отчизне, готовность отдать за неё жизнь, благородство, мужество, верность и доблесть составляют содержание образа Игоря. Его любовь к жене неотделима от любви к Родине; светлый, чистый образ Ярославны — олицетворение высших и благороднейших нравственных и духовных качеств русской женщины, русского народа.

Нераздельность гражданственного и личного придаёт образам Игоря и Ярославны высокую гармоничность и этическую красоту. Бородин подчеркивает нерасторжимость духовного союза обоих. Одна и та же тема проходит в арии Игоря (эпизод «Ты одна, голубка лада») и в плаче Ярославны («Я кукушкой перелётной»). Игорь показан не только как любящий супруг, но прежде всего как воин-патриот; Ярославна — не только верная подруга, преданная жена, но и патриотка, превыше всего любящая Отчизну. Её тоска по мужу, тревога о нём (ариозо «Немало времени прошло с тех пор») неотделимы от тревоги за судьбу Путивля (сцена с боярами, финал картины) и глубокой печали при виде разорения родной земли («Как уныло всё кругом»). Благородство её натуры проявляется и в сцене с Галицким (защита чести обездоленной девушки, когда княгиня с негодованием отвергает угрозы). Бородин гениально развил и обобщил в созданном им образе то, что ему дало «Слово».

Тема подвига во славу Отчизны воплощена в героическом прологе, опасности и бранные тревоги выражены в хоре бояр, печаль и страдания, вызванные войной,— в гениальном хоре поселян.

Светлым образам патриотов противостоят образы враждебные: с одной стороны — половцы, с другой — Владимир Галицкий, его челядь, гудошники Скула и Ерошка. Фигура Галицкого создана Бородиным как ярчайшее художественное обобщение феодальных усобиц, насильничества, а по существу — предательства Отчизны. Сцена в доме беспутного князя — это нечто большее, чем хмельной разгул, весёлая пирушка, хотя юмор Бородина мягче терпкого юмора Мусоргского, и ему свойственны черты сатирического обличения. Душный и смрадный мир подворья Галицкого с его издевательством над чистотой и достоинством, предвосхищает в какой-то мере сцены глумления дворни в Катерине Измайловой Шостаковича. Это не просто жанровые эпизоды, а сцены большого драматургического значения. И всё-же главная антитеза, основной драматургический конфликт лежит в противопоставлении русского лагеря — Игоря, Ярославны, народа — и мира половецкого, мира Востока. Здесь Бородин развивает принципы, заложенные в «Руслане и Людмиле» Глинки. Восток показан многообразно — и как мир неги, томления, страсти, и как стихия воинственная, бурная, неукротимая.

Новое слово в русской опере — образ хана Кончака. Бородин не пошёл по пути примитивного противопоставления доброму русскому Игорю злого половца. Хану свойственны мужество, рыцарство, благородство. Он восхищён своим пленником (гениальная находка композитора: победитель побеждён нравственным превосходством русского витязя). Вместе с тем всё в Кончаке чуждо и внутренне враждебно Игорю. Милость и дружба захватчика отвергнуты князем. Показывая многогранно и ярко Кончака, в котором сочетаются добродушие сытого хищника со свирепостью, благородство с расчётом, Бородин тем самым глубже раскрывает и образ Игоря. Мир неги, сладострастия и томления, как бы ведущий к чертогам Наины, связан с Кончаковной, её любовью к княжичу Владимиру. Игорь преодолевает соблазны Кончака («У меня есть красавицы чудные»), а Владимир падает их жертвой. Так углубляет Бородин образ главного героя. Гениальные «Половецкие пляски» — высшее в русской музыке выражение Востока, бурного, страстного, воинственного, влекущего, знойного.

Бородин умер, не успев завершить свой многолетний труд. Эту сложную и благородную задачу осуществили Римский-Корсаков и Глазунов. Последний, в частности, записал по памяти (вернее, воссоздал) Увертюру. Ещё при жизни Бородина отрывки из оперы неоднократно исполнялись на концертах, однако полного представления о ней на их основании составить было невозможно. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась через три года после смерти автора.

Произведение, посвящённое памяти Глинки, было воспринято современниками как продолжение и развитие его традиций. «Младшим братом „Руслана»» назвал гениальную оперу Стасов. Даже консервативные критики вынуждены были признать её высокие художественные достоинства. Она вошла в репертуар обоих столичных и крупнейших провинциальных театров, перешагнула рубежи России: в 1899 г. была поставлена в Праге, огромное впечатление произвело на французских слушателей исполнение отрывков из неё в 1907 г. на сцене парижской «Гранд-опера» — в 1-ом Русском историческом концерте под управлением А. Никиша, организованном С. Дягилевым, при участии Шаляпина в партии Галицкого. 30 декабря 1915 г. состоялась премьера «Игоря» в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера», с А. Дидуром в партиях Галицкого и Кончака, 8 января 1916-го — в «Ла Скала». С тех пор «Князь Игорь» обошёл все сцены мира. По сей день он составляет одну из основ репертуара русского оперного театра.

На этом произведении совершенствовали своё искусство крупнейшие мастера нашей сцены. В основных партиях выступали ведущие артисты: П. Хохлов, Ф. Шаляпин (Галицкий, Кончак), И. Прянишников, В. Петров, П. Андреев, В. Касторский, Л. Собинов, М. Славина, Л. Савранский, М. Донец, П. Цесевич, Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, М. Михайлов, К. Держинская, Н. Обухова, А. Батурин, И. Козловский, С. Лемешев, Е. Нестеренко и многие другие.

«Половецкие пляски» ставились выдающимися балетмейстерами — Л. Ивановым, М. Фокиным, К. Голейзовским.

Среди дирижёров, руководивших исполнением оперы,— А. Коутс, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев, а из зарубежных — 3. Халабала.

Одна из лучших постановок «Князя Игоря» была осуществлена в 1944 г. в Московском Большом театре режиссёром В. Лосским, пересмотревшим свою более раннюю трактовку. В 1993 г. там же осуществил постановку Б. Покровский.

Опера написана в эпическом жанре; она развивается неспешно, спокойно и повествовательно. Опера велика по масштабам: включает в себя пролог и четыре действия. I действие делится на две картины.

Пролог, I и IV действия происходят в старинном городе Путивле, II и III действия — в половецком стане.

В опере много хоровых сцен. Хоры народа являются основой Пролога, они звучат во всех действиях. Главные герои оперы — храбрый князь Игорь, его верная любящая жена Ярославна, сын Владимир. Они представляют образы русских с положительной стороны. Но в опере представлены и отрицательные русские персонажи — это брат Ярославны, Владимир Галицкий, гуляка, мечтающий в военное время лишь о троне; Скула и Ерошка — весёлые гудошники, которые, вместо того чтобы идти воевать, скрываются в свите Галицкого.

Русской сфере в опере противостоят образы половецкого стана — грозный хан Кончак, его дочь Кончаковна, полюбившая в плену сына Игоря, Владимира. Им композитор даёт мелодии восточного склада. А. Бородин проявляет себя в опере как великий мастер музыки Востока, роскошной, многозвучной и богатой. Если музыка русских основана на песенных интонациях, то восточная связана с танцевальными огненными ритмами.

Picture 7И. Билибин. Половчанка

Picture 3

И. Билибин. Половецкий стан

Подробнее содержание оперы см. в Приложении.

2) Роль хоровых сцен в опере «Князь Игорь»

В Прологе оперы показан один из главных её мотивов – единение русского народа, поднявшегося на врага. Мощный начальный хор «Слава» представляет монументальное хоровое полотно, пронизанное глубоким и торжественным патриотическим чувством.

Такой Пролог, помимо необходимого начального пафоса, обнаруживает ещё одно важное свойство оперы «Князь Игорь» как произведения эпического.

Всё, чем живёт русский народ, всё, что происходит в стане половцев, показывается через масштабные хоровые сцены.

Хор в опере появляется в узловые, важнейшие моменты действия:

  • вступительный Хор «Слава» даёт первоначальный образ русского народа;

  • Хор девушек из первого действия звучит как жалоба людей на пьяные бесчинства Галицкого;

  • завершающий первое действие Хор бояр «Мужайся, княгиня» показывает тревогу путивлян по поводу разгрома Игорева войска и взятия в плен самого Игоря;

  • скорбный Хор поселян из последнего действия показывает страдания народа в разорённой, разграбленной стране;

  • хоровой Финал возвещает нам о возвращении князя Игоря из плена и о той огромной радости, какую испытывают жители Путивля.

  • В показе образов половцев хоровые сцены также играют важную роль. Бородин, как истинный художник, не только наделил половцев воинственными чертами, но и придал их музыкальным характеристикам черты поэтической нежности.

«Песня половецких девушек» — это хор, представляющий противоположный мир. Безмятежно и спокойно звучит Хор половецких девушек в начале второго действия, ярко контрастируя с только что отгремевшим батальным окончанием первого. Нежно и томно звучание Хора половецких невольниц, завершающего второе действие.

Потом нежная и томная мелодия сменяется другими темами: пляской мальчиков, мужчин, гимническим общим хором, славящим хана. Композитор не хотел изобразить половцев исключительно отрицательными красками. Им отдано много ярких, красивых мелодий. Особенно это касается II действия.

В III действии половцы характеризуются как захватчики, поработители, они победоносно возвращаются после битвы с русскими.

А) Хор «Слава» из Пролога (Интродукции) — слушание и музыкальный анализ

Б) Работа над нотным примером

Нотный пример 39 — это хор «Слава» из пролога. Так как Бородин умер, не дописав оперу, этот хор часто повторяют ещё раз в конце оперы. Ученики отмечают, что гимническое звучание хору придают мощные многозвучные аккорды. Учитель обращает внимание учеников на то, что звуки аккордов движутся вместе, параллельно, как бы прочерчивая и подчёркивая единую мелодическую линию. У хора и оркестра один материал, оркестр дублирует голоса хора. Сияющая тональность до мажор соответствует словам хора о солнце, с которым сравнивают князя Игоря. Музыкально-выразительные средства хора имеют отпечаток старины, архаики; композитор хотел отразить черты эпохи, в которую разворачиваются события.

В) Хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия — слушание

Г) Хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия оперы — слушание и музыкальный анализ

Д) Работа над нотным примером

Нотный пример 40 — это хор, представляющий противоположный мир, — песня половецких девушек. Томный, нежный характер создаёт гибкая, пластичная мелодия, звучащая на фоне тихого качающегося аккомпанемента.

5. Разучивание и пение

Обе песни, которые вы сегодня разучите и исполните, посвящены Родине.

По жанровым признакам песни разнообразны: первая —  гимн светлого торжественного характера с одноголосным запевом и двухголосным припевом; «Подарок Родины» — более оживлённая подвижная песня с каноническим изложением куплета.

1) С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина»

А) Знакомство, показ. — https://youtu.be/TMOxy9sfFOU

Picture 1

Текст песни:

  1. Белеют сады, серебрится прибой.

Как песня, заря разлилась над тобой.

Со дна родников, с крутизны ледников

Летит к нам твой голос, твой солнечный зов…

Припев: Родина, Родина, цветущие края…

Родина, Родина, любимая моя.

  1. Твой полдень высок и простор твой широк,

Нигде не найти нам прекрасней дорог.

Нигде не увидеть нам неба светлей…

Нет в мире улыбки добрее твоей…

Припев.

  1. Леса не однажды изменят наряд

И птицы, умчавшись, назад прилетят.

Весна отцветёт и вернётся весна,

Но ты на Земле неизменно одна…

Припев.

Б) Вокальная работа, исполнение. —https://youtu.be/U_sWHxZBbMk

(Вся песня исполняется хором).

2) Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок Родины»

Строение припева этой песни очень оригинально: в среднем и нижнем голосах звучит канон, а в верхнем голосе — та же тема, но в ритмическом увеличении.

Рекомендации к разучиванию: Припев разучивается отдельно по голосам, потом соединяются два голоса канона, а в конце прибавляется верхний голос.

А) Показ, разучивание. — https://youtu.be/IGgdHQtBDJc

Текст песни:

Сочинение про оперу князь игорь

Picture 2

Б) Вокальная работа, исполнение. — https://youtu.be/_ss8y3WEvQ4

6. Итог

Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы «Князь Игорь», которая открывается и завершается хорами.

Хор использован в опере исключительно разнообразно. Различны и функции хора: он выступает как фон (национальные и ориентальный), комментатор событий, косвенно характеризует основных действующих лиц, выполняет важные семантические функции.

Русский мир в хоровых сценах предстаёт разрозненным. Неслучайно поэтому, что репрезентирующие его коллективные персонажи — подданные князя Игоря и челядинцы Галицкого — делятся на отрицательных и положительных героев, охарактеризованы по-разному: первые воссозданы при помощи мелодики, близкой строгим былинным и знаменным песнопениям, вторые — разудалых плясовых тем.

В отличие от русского, половецкий мир показан единым: в нём нет ни бунтарей, ни отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

На основании этого можно предположить, что семантическая функция многочисленных коллективных персонажей заключается у Бородина в двух моментах. А именно: показать единый половецкий мир с централизованной властью примером разрозненному русскому, указать на трагизм междоусобицы и утвердить идею сильной и централизованной государственной власти во главе с монархом.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Всегда ли совпадает либретто оперы с первоисточником?

  2. Можно ли считать оперу «Князь Игорь», наряду с летописью «Слово о полку Игореве», культурным историческим памятником?

  3. Почему в драматургии оперы «Князь Игорь» столь велика роль хоровых сцен?

  4. В каких известных тебе операх русских композиторов противопоставление различных образных сфер также стало основой музыкальной драматургии?

  5. Нарисуй свою иллюстрацию к опере «Князь Игорь».

Приложение

Краткое содержание оперы «Князь Игорь»

Пролог. Площадь в Путивле заполнили дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Народ и бояре величают князя Игоря и его сына Владимира. Князь Игорь выражает решимость идти на ханов половецких. Неожиданно наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя не ходить в поход, но Игорь не боится дурных предзнаменований и решает выступать не медля. Он поручает заботы о своей жене Ярославне её брату Владимиру Галицкому. Два гудочника, Скула и Ерошка, бросив доспехи, убегают к Владимиру Ярославичу.

I действие. 1-я картина. Княжеский двор Владимира Галицкого. Все поют славу князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. Князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Приходят девушки. Они жалуются князю, что его люди выкрали девушку, их подружку. Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, и отправляет девушек прочь.

2-я картина. Горница в тереме Ярославны. Княгиню тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушёл Игорь, а от него всё нет вестей. Приходят девушки. Они ищут у неё защиты от произвола её брата. Скоро к Ярославне приходит и сам Владимир. Ярославна отчитывает его, но Галицкий ведёт себя развязно, даже угрожает сестре.

Входят думные бояре. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Бояре рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Княгиня благодарит их. Внезапно раздаётся звон набатного колокола. Враг подошёл к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара.

II действие. Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Но ничто не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича Владимира. Кончаковна и девушки уходят. Появляется Владимир и зовёт Кончаковну. Они поют любовный дуэт. Вдруг Владимир слышит шаги приближающегося отца и спешит скрыться. Входит Игорь в тяжком раздумье о родине, своём поражении и плене, о Ярославне. К князю подходит половецкий воин Овлур. Он принял православие, крестился и стремится помочь Игорю. Овлур предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему это предложение.

С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением. Кончак предлагает ему коня, шатёр, булат, пленницу, но Игорю не нужны дары хана. Кончак предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меч. Но Игорь заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, вновь соберёт полки. Кончак зовёт половецких пленников и пленниц для песен и танцев. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски с хором.

III действие. Звучит половецкий марш. С богатой добычей возвращается в стан войско. Воины ведут с собой русских пленников. В конце шествия появляется на коне хан Гзак. Хор половцев славит своих воинов. Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его своей песней. Он устраивает пир для половцев. Князь Игорь и Владимир узнают, что их город сожжён, а дети и жёны уведены в плен. К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. Игорь соглашается.

Вдруг вбегает Кончаковна. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать её. Отец призывает его бежать с ним. Кончаковна грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна ударяет в гонг. Сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают коней в погоню за князем. Появляется Кончак. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение. Кончак объявляет Владимира своим зятем. Половцы празднуют свадьбу Владимира и Кончаковны.

IV действие. Городская стена и площадь в Путивле, утро. Ярославна одна на городской стене горько плачет, обращается к ветру, солнцу, Днепру с просьбой вернуть ей Игоря. С песней проходит толпа поселян. Ярославна всматривается вдаль и видит двух всадников. Один из них одет как половец, а в другом она узнает Игоря. Князь вбегает на сцену. Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Игорь рассказывает, что бежал из плена. Ярославна и Игорь уходят вместе. В этот момент появляются Ерошка и Скула и видят Игоря с Ярославной. Они думают, что им делать. Вдруг Скуле приходит на ум мысль звонить в колокол, созывать народ. Они бьют в набат. Со всех сторон сбегается народ. Скоморохи сообщают радостную весть о приезде князя. За хорошую весть собравшиеся бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450645-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-dialog-iskusstv

  • Сочинение про осень 2 класс по литературному чтению своими словами короткие
  • Сочинение про октябрьскую революцию
  • Сочинение про осень 120 слов
  • Сочинение про образ чацкого горе от ума
  • Сочинение про одноклассника 8 класс по русскому языку