Сочинение про мимику и жесты 5 класс

Человек это настолько интересное создание, что все проявления его сущности, личности и чувств воспринимаются с интересом. мимика лица, например,

Человек – это настолько интересное создание, что все проявления его сущности, личности и чувств воспринимаются с интересом. Мимика лица, например, может рассказать о людях немало любопытных подробностей, даже если сами они при этом молчат. Жесты тоже способны выдать чужое состояние. Наблюдая за людьми, можно узнать много интереснейших подробностей, которые помогут разобраться с правдой или ложью, эмоциями, настроением и прочими особенностями окружающих. Психология мимики по-настоящему обширна. Чтобы изучить её полноценно, не хватит одной статьи и даже книги. Тем не менее некоторые правила и подсказки помогут научиться хотя бы элементарным психологическим «трюкам» для использования их в дальнейшем.

Психология мимики

Общая информация и определения

Физиогномика – это искусство чтения человека по его внешним признакам, в частности по лицу, его выражению, чертам и мимике. Определить можно как внутренние качества и некоторые психологические данные, так и состояние здоровья. Этот метод нельзя назвать полностью научным, но многие им интересуются очень серьёзно ввиду его некоторой обоснованности.

Мимика – это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, чувства, настроение, эмоции и другие душевные качества.

Жесты – это телодвижения, чаще всего рукой/руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего.

Поза – положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Жесты, позы, мимика

Жесты, позы, мимика – всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.

Лицо и мимика

Мимика лица

Что лучше всего расскажет о человеке? Разумеется, лицо. Именно оно способно выдать человека с потрохами, когда тот испытывает какие-то эмоции, реагирует на что-то, врёт или говорит правду и т. д. Язык мимики богат и разнообразен. Бывает сложно запомнить абсолютно всё, но элементарные черты искренней радости, например, или разочарования сохранить в памяти можно. А также научиться скрывать собственные чувства.

Несмотря на то, что мимика и жесты человека вплотную взаимосвязаны, рассмотрены они будут отдельно. Итак, поехали.

Реакции

Мимика лица человека проявляется по-разному, и чаще всего её можно узреть в человеческих эмоциях. Последние, в свою очередь, показываются в реакциях. В зависимости от их проявления можно узнать, что испытывает человек от полученной информации. Сложность заключается в том, что одни боятся, другие не хотят, а третьи стесняются демонстрировать собственные эмоции. Из-за этого придётся успеть заметить быструю, непроизвольную реакцию, которая появляется самой первой. Зачастую полностью проконтролировать её почти невозможно, особенно неподготовленному человеку. Поэтому определить настоящие чувства собеседника, которые тот уже через секунды, скорей всего, уберёт со своего лица, можно, если действовать быстро и крайне внимательно.

Язык мимики

Эмоции

Итак, продолжим. Как уже говорилось чуть выше, мимика в общении проявляется посредством выражения эмоций, исходящих из реакции. Ниже приведены самые яркие и значимые из них, а также способы их выражения:

  • Радость, счастье. Брови и губы расслаблены, уголки последних приподняты с обеих сторон, щёки тоже приподняты, а в уголках глаз небольшие морщинки.
  • Злость, раздражение. Брови напряжены, сведены вместе и опущены, рот плотно закрыт. Зачастую зубы сведены вместе, как и губы, уголки которых при гневе или сильном недовольстве смотрят вниз.
  • Презрение. Ухмылка. Уголок рта с одной стороны приподнят и виден лёгкий прищур в глазах.
  • Удивление. Губы и лицо в целом расслаблены, глаза округлее обычного состояния, брови взметнулись вверх, а рот приоткрыт.
  • Страх. Брови и верхние веки приподняты, а нижние напряжены, как и всё лицо в целом, глаза распахнуты.
  • Печаль, огорчение. Чуть опущенные верхние веки и приподнятые брови, расслабленные губы с уголками, смотрящими вниз, а также пустой, потухший взгляд.
  • Отвращение. Напряжена и приподнята верхняя губа, брови сведены вместе, образуя небольшую складку, и немного опущены, щёки тоже слегка поднимаются вверх, а нос чуть сморщен.

Мимика лица человека

Помимо прочего, разобраться с эмоциями помогут картинки. Мимика на них изображена неплохо, что наглядно демонстрирует внутренние чувства и переживания изображённых людей. Смайлы, к слову, тоже не зря придуманы. Зачастую мимика лица у них неплохая, благодаря чему они и пользуются спросом при попытке передачи эмоций через интернет. Ведь общение здесь в основном происходит буквами, которыми не всегда получается передать ощущения, испытываемые в тот или иной момент.

Картинки: мимика

Состояние человека

Иногда бывает достаточно немного понаблюдать за людьми, чтобы увидеть, какие они есть. Мимика лица сказывается на человеке, причём не только «одноразово», но и на всю жизнь. Чем ярче ваш собеседник проявлял себя, тем больше вы сможете о нём выяснить.

Большой лоб чаще всего имеют умные люди. Это не значит, что их познания велики во всём. Иногда бывает, что человек знает много информации в одной области, но совершенно несведущ в другой. Если у вашего знакомого большой лоб, но никаких признаков особого интеллекта не проявляется, возможно, он ещё просто не нашёл своё дело.

Блестящие глаза и оживлённый взгляд означают увлечённость человека кем-то/чем-то. Обычно такое бывает у любопытных детишек, которым интересно всё на свете. Напротив, если взгляд человека потухший и безразличный, значит, состояние у него подавленное, возможно, близкое к депрессии.

Если при смехе в уголках глаз появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, весёлый и жизнерадостный.

Обкусанные губы обозначают, что человек любит подумать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди начинают автоматически так действовать прямо при собеседнике, поскольку не могут что-то решить.

Твёрдый, развитый подбородок (зачастую он квадратный) показывает сильную волю человека. Поскольку люди, когда добиваются своих целей (даже в споре), напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твёрдым, что доказывает умение человека достигать намеченных целей. Исходя из этого, в случае если нижняя часть лица у собеседника мягкая, слабая и неразвитая, можно предположить, что его легко сломить. Он не станет идти до конца, если впереди появится серьёзное препятствие.

Чем больше на лице различных выпуклостей, неровностей, «впадин», «выступов» и т. д. (впалые щёки, выпуклые скулы, например), тем эмоциональнее и вспыльчивее человек. Он запросто способен впасть в состояние аффекта и ярко и живо выплеснуть на окружающих свои переживания.

Мимика в общении

Жестикуляция

И мимика, и жесты в общении дают понять, что и как человек говорит:

  • Открытые ладони означают доверие и открытость. Если человек периодически обнажает перед вами внутреннюю сторону кисти, значит, ему нечего от вас скрывать, и чувствует в вашем обществе он себя неплохо. Если же собеседник постоянно прячет руки в карман, заводит их за спину или совершает другие подобные «скрытные» движения, вероятно, ему не очень-то комфортно. Это может быть как неприязнь к вам, так и вина/стыд за прошлые поступки.
  • Руки, расположенные у щеки, означают задумчивость. Обычно в такие моменты человек усиленно размышляет о чём-то, пытается сообразить, как поступить в данной ситуации и пр.
  • При нервозности или, что вероятнее, неуверенности в себе человек начинает дотрагиваться либо до шеи, либо до находящихся на ней объектов вроде кулона, цепочки и т. д. Помимо этого, он может начать грызть ручку.
  • Кивок головы знаменует согласие. Порой люди бесконтрольно кивают, сообщая тем самым на подсознательном уровне, что чужое мнение им по нраву. Мотание головой, наоборот, означает, что человек с вами не согласен. Так же как и кивок, иногда это происходит автоматически.

Позы

Открытая мимика и жесты в общении – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и про позы человека, которые тот принимает во время разговора:

  • Если человек сидит расслабленно, вытянув ноги вперёд, в вашу сторону, это значит, что настроен он благожелательно. То же значение имеет приближение к собеседнику вместе со стулом: предрасположенность к вам лично и разговору в целом.
  • Иногда человек расстёгивает пуговицы, а то и вовсе снимает одежду, например пиджак. Это доказывает его доверие и открытый настрой по отношению к вам.
  • Если ваш собеседник рисует что-нибудь незатейливое на листе бумаги, часто смотрит в одну точку, теребит ручку, покачивает ногой, постукивает пальцами, не выражает особых эмоций и т. д., значит, ему с вами не очень-то интересно, поскольку это признаки скуки. Смените тему разговора или постарайтесь внести живость в диалог.
  • Скрещённые ноги или руки (на груди, например) означают закрытость, замкнутость, нежелание общаться и открываться. Возможно, человек просто некомфортно себя чувствует, и скоро это состояние пройдёт, а возможно, ему неприятно находиться в вашем обществе.

    Мимика и жесты человека

Как распознать правду и ложь по человеку

Вот почему многих интересуют подробности нашей статьи — все хотят знать, как читать мимику лица человека, как видеть, когда вам нагло врут, а когда говорят чистую правду. Некоторые способы разоблачить лгуна приведены ниже, но помните, что, возможно, врунишка о подобных фокусах уже давно и прекрасно знает, а потому пользуется ими умело и ловко, обманывая окружающих так, что комар носа не подточит.

  1. Когда человек говорит неправду, его зрачки непроизвольно сужаются. Если вы предварительно успели заметить исходное состояние глаз собеседника, то вы поймёте, что он лукавит, после уменьшения зрачков.
  2. Когда человек лжёт, он отводит взгляд. Происходит это из-за того, что подсознательно ему стыдно за неправдивую информацию, которую он говорит.
  3. Когда человек врёт и знает о предыдущем способе, он пристально смотрит в глаза. Чаще всего он настолько «заигрывается», что даже почти не моргает. Это тоже способно выдать лжеца.
  4. Взгляд врущего человека перемещается с одного предмета на другой, не задерживаясь на чём-то одном. Иногда это просто признак нервов, но чаще всего – лжи.
  5. Благодаря сжатию скуловых мышц у врущего человека на лице появляется некое подобие полуулыбки-полуухмылки.
  6. Направление взгляда также скажет, правду или ложь вам приходится слышать от собеседника. Если человек смотрит вправо, вероятнее всего, вам преподносят ложь, если влево – правду. Однако это правило действует при условии, что говорящий правша, в противном случае читать наоборот.

Особенности заграничного языка мимики и жестов

Не везде общаются теми же способами, что и у нас. Разумеется, имеется в виду не человеческий язык, а язык жестов, поз и мимики. Приведённый ниже список с указанием конкретных стран и некорректных действий поможет не попасть в просак при иностранцах.

Азия. Следите за руками и ногами. Первыми нельзя прикасаться к чужой голове и волосам, поскольку для азиатов это самое святое, что есть в человеке. Ноги, в свою очередь, тоже не надо распускать, правда, вообще. Даже случайное прикосновение (к любой части тела) может вызвать панический ужас, а то и злость со стороны азиатов. Всё потому, что, в отличие от головы, ноги считаются самым «низким», что есть в человеческом теле.

Ближний Восток. Поднять вверх большой палец – это всё равно, что послать человека в зад. Дети, правда, показывают этот жест частенько, пытаясь тем самым раздразнить окружающих.

Бразилия. Жест «всё О’кей» (большой палец соединён с указательным, образуя ноль, а остальные пальцы торчат «наружу») здесь имеет примерно тот же смысл, что у нас средний палец.

Венесуэла. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность.

Италия. Жест «Коза» из рок-музыки обозначает здесь измену и неудачливость. Т. е. если вы покажете кому-нибудь этот знак, вы намекнёте, что считаете его полным лохом, которому изменяет вторая половина. На севере Италии нельзя также прикасаться к подбородку, поскольку это означает, что вы как будто показываете человеку средний палец.

Фиджи. Рукопожатие считается фирменным знаком республики, из-за чего не надо пугаться, если собеседник будет крепко и долго держать вашу руку в своей. Это лишь признак вежливости, и длиться он может действительно немалое количество времени, вплоть до конца разговора.

Франция. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность, а почёсывание подбородка – тот же самый средний палец.

Заключение

Мимика и жесты

Итак, теперь вы знаете, какую роль в жизни человека играет мимика лица, а также жесты, позы и прочие физиологические особенности, которые сложно контролировать. Конечно, профессионалы вроде агентов ФСБ или ФБР не проявят себя в щекотливых ситуациях, но если ваше окружение не состоит из настолько «крутых» знакомых, то вы всегда сможете «прочитать» человека и узнать о нём много нового.

Мимика и жесты вделовом общении

«Что на сердце творится,на лице не утаится».

Вот это не «утаившееся» иназывают мимикой. Но далеко не всегда она привязана к нашим тайным помыслам ичувствам. Мимикой можно управлять, и многие люди с успехом с этим справляются.

Мимика – движения мышцлица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что принеподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Влитературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главнойхарактеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает,что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев,радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лицаскоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основнуюинформативную нагрузку несут брови и губы

Улыбка, пожалуй, наиболееуниверсальное средство невербального общения. Некоторые психологипридерживаются мнения, что мы улыбаемся не только потому, что мы радычему-либо, но и потому, что улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее иувереннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут испособствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радостьвстречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и словаприветствия.

Улыбка, как и всесредства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний:существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая идругие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различныеоттенки. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов,выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытуюулыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямопротивоположную реакцию и породить недоверие. Наконец, существует еще широкаяулыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характернадля дружеской вечеринки, при шутках между друзьями, но никогда не используетсяпри знакомстве.

Взгляд. Это одно изсильнейших «оружий». Взгляд может быть жестким, колючим, добрым,радостным, открытым, враждебным… пожалуй, всего и не перечислишь. Обычно привстрече люди короткое мгновение смотрят прямо в глаза друг другу, а потомотводят взгляд в сторону. Почему? — вопрос не простой, и на него нетоднозначного ответа. Одно из возможных прочтений этого сигнала следующее:контакт глаз означает доверие собеседников друг другу, их открытость, однакозадержка взгляда на глазах партнера свидетельствует о стремлении кдоминированию. Интересно, что женщина улыбкой может разрешить мужчине чутьдольше смотреть ей прямо в глаза. Аналогичное действие оказывает ответныйвзгляд в глаза. Впрочем, этим «разрешением» не следует слишкомзлоупотреблять, иначе можно получить довольно агрессивную реакцию.

В целом небольшаязадержка взгляда на собеседнике, особенно в конце встречи или в наиболее острыеее моменты, может означать: «я доверяю вам».

Когда человек говорит, онобычно реже смотрит на своего партнера, чем когда он его слушает. Во время речиговорящий довольно часто отводит глаза для того, чтобы собраться с мыслями.Отвод взгляда при паузе обычно означает: «Я еще не все сказал, пожалуйста,не перебивайте». Совсем иные значения приобретает взгляд в сторону, еслипартнер слушает собеседника, например, такие как «я не совсем с вамисогласен Слишком частый отвод взгляда в сторону при беседе может свидетельствоватьо том, что человек нервничает, или разговор его мало интересует, и он стремитсяего скорее закончить.

Как мы уже смоглиубедиться, «говорят» не только с помощью слов. Жесты, позы, мимика, интонация —их еще называют невербальными компонентами общения — значат порой гораздобольше, чем сказанное речью. Каждый может вспомнить, как сам он, вовсе небудучи актером, не раз отвечал красноречивым взглядом и жестом или «читал»ответ на лице собеседника. Более того, информация, переданная таким образом, обычнопользуется значительно большим доверием, особенно, когда между двумяисточниками информации (вербальным и невербальным) существует противоречие:говорит человек одно, а на лице у него «написано» совсем другое. Например, есличеловек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорееповерят его слезам, чем словам.

«По одежке встречают…», иэта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, взгляд,улыбка. Вы еще ничего не сказали, а вас уже оценили. Изменить эту оценкувпоследствии будет трудно. Одни исследователи считают, что важны первые четыреминуты встречи. Другие отводят на формирование партнерами образов друг друга итого меньше – 120 секунд. Но в любом случае, две или четыре минуты, времядовольно короткое.

Жесты делают нашу речьвыразительной. Жест должен быть отточенным и своевременным, если же вы неможете похвастать качеством исполнения своих жестов, то лучше стоять истуканом,нежели совершать судорожные «членодвижения». Потому главное, как и во все другом,здесь умеренность.

Язык жестов сугубонационален, в этом его прелесть и сложность одновременно. Китайцу ничего нескажут такие обычные для нас жесты, как покручивание пальцем у виска,многозначительное постукивание по лбу или глубокомысленное почесывание взатылке. С другой стороны, многое в поведении и жестах китайцев для наснепривычно и не понятно, а иногда и просто неприятно. Поднятый вверх большойпалец в России – «хорошо, здорово», в США, Англии, Скандинавских странах –голосование на дороге или «у меня все в порядке». Палец, резко выброшенныйвверх, – сексуальное оскорбление, нецензурное ругательство, а в Греции –«замолчи, заткнись». Круг, образуемый пальцами руки во Франции, – «у меняничего нет», в США – «о’кей, все в порядке», в Японии – деньги, а в некоторыхсредиземноморских странах так обозначают мужчину нетрадиционной ориентации.Европеец, говоря о себе, показывает на грудь, японец – на нос. Мы, считая,сгибаем пальцы руки в кулак, немцы – разгибают пальцы.

А болгары и русские прямопротивоположным образом кивают головой, когда хотят сказать „да“ или»нет».

Немного обинтерпретации жестов

Не торопитесь с выводами,на практике проверяя какую-либо информацию из этой сферы, обязательноподкрепляйте свои наблюдения анализом. Помните, что смотреть и видеть – не однои то же. Мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычкамивашего собеседника. Скрещенные на груди руки могут информировать не опсихическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно. Слабоерукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого,опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной наруке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальныхинструментах.

О чем расскажут намклассические позы:

Руки выдадут вас илирасскажут вам многое.

Наполеоновская поза (рукисложены на груди) – защитная позиция или негативное состояние. Прикосновениераскрытыми ладонями к груди – жест честности и открытости. Закладывание рук заспину с захватом запястий – свидетельство неудовлетворенности, попытки взятьсебя в руки.

Поднятые руки сраскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте,откровенности человека. Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиесядвижения вверх-вниз – жест говорит о стремлении успокоить, остановить человекаили группу людей.

Сжатые в кулаки пальцы –свидетельства враждебности. Подпирание ладонью щеки – демонстрация скуки.Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение.Постукивание пальцами – о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке,лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице нарукаве – о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.

Перекрещивание ног такжеговорит о негативном или оборонном отношении человека. «Двойнойзамок», когда ваш собеседник ушел в себя, осознанно отключился отразговора, — это закинутая нога на ногу и скрещенные на груди руки. Если приразговоре человек закинул ногу на ногу и обхватил закинутую ногу руками — готовьтесь к трудному разговору с упрямым человеком. Если обвил ногами ножкистула — неуверен в себе и будет лгать. Чисто женский жест — одна ногаобвивается вокруг другой ноги, чтобы усилить оборонную позицию. Женщина всяушла в себя, и причин тут несколько. Самая невероятная — она застенчива искромна без меры. Если она не манекенщица и при разговоре с вами упирает«руки в боки», задумайтесь, что вы сделали этой женщине плохого. Эточисто агрессивная поза, выказывающая невербальное бесстрашие. Модели жеиспользуют этот жест для привлечения внимания к одежде, желательно современных,предприимчивых женщин.

Жесты лжи по-детскипросты — защита рукой рта (прямолинейная ложь), прикосновение к носу(замаскированная ложь), потирание века или уха, почесывание уха (желаниеукрыться, отгородиться от собственной лжи). Когда собеседник не уверен в своихдоводах, но не намерен отступать в силу различных обстоятельств, он крутитмочку уха (реже — когда желает высказаться, но вынужден молчать), оттягиваетворотничок рубашки или несколько раз почесывает шею.

Как слова состоят избукв, так и жесты «складываются» в определенный текст. Если Вашоппонент плотно сидит в кресле, закинув ногу на ногу, одной рукой подпираяголову, причем указательный палец подпер щеку, а большой лежит под подбородком,- насторожитесь. Еще хуже, если другая рука лежит поперек тела, как бы защищаяего, а голова наклонена прямо вперед. Все это в совокупности кричит о явновраждебном несогласии собеседника с вашими словами, хотя не было сказано нислова в ответ.

Как понять, что«клиент созрел», пора переходить от слов к делу?

Перед жестами готовностичаще всего бывает жест «поглаживание подбородка», человек принимаетрешение. Жесты готовности, сигнализирующие о желании логического завершениявстречи, таковы — корпус подается вперед, обе руки либо лежат на коленях, либодержатся за подлокотники стула, кресла или боковые края стула. Чтобы сохранитьпсихологическое преимущество и контроль, вам следует первым предложитьподписание бумаг или закончить беседу.

Часто, сами того неосознавая, мы повторяем движения или подражаем движениям друг друга, когдапередаем или получаем какую-либо информацию. Умение понимать несловесныесигналы, посылаемые собеседником, и отвечать ему «той же монетой» — ваш ключ к достижению полного взаимопонимания.

Благодаря «техникечтения жестов клиента» вы сможете сократить время, которое емупонадобится, чтобы решить, «стоит ли овчинка выделки», и умелоподвести клиента к окончательному и, само собой, положительному решению.

Техника отражения

Когда двое наслаждаютсяобщением друг с другом, они, безусловно, становятся заметно ближе: например,сидя за столом, они придвигают стулья поближе друг к другу, наклоняются ближе идаже касаются друг друга. Если один кладет ногу на ногу, второй делает то жесамое, один кладет руки на стол, второй повторяет его движение. Когда людизаинтересованы предметом разговора, они «отражают» не толькодвижения, но и тон, и скорость речи друг друга.

На собеседовании

Большинство интервьюдлится примерно пятнадцать-двадцать минут, но решающими являются первыенесколько минут. Мнение о претенденте, сложившееся у того, кто проводитсобеседование в течение первых шести минут, почти всегда предвосхищает конечныйрезультат. И что еще более удивительно, это мнение складывается до того, какпроводящий собеседование хотя бы заглянет в заполненную соискателем анкету.Насколько важны первые впечатления, видно из того, что в 70 % случаях“экзаменатор” составляет свое мнение еще до того, как соискателю удаетсяпроизнести хоть одно слово.

Мы всегда передаембольше, чем сами осознаем, и фиксируем бесконечное множество сигналов,исходящих от других. Как уже говорилось ранее, исход собеседования при приемена работу зависит от первых шести минут. Этого явно недостаточно для того,чтобы во всей красе представить ваш интеллект, возможности, индивидуальность иотношение к работе. Рассмотрим несколько практических рекомендаций общегохарактера. Превратите язык жестов в вашего союзника, а не в противника.

КОГДА вы впервые увидитечеловека, который будет проводить собеседование, поднимитесь со стула, если этонеобходимо, улыбнитесь и спокойно встречайте его взгляд, предоставьте емувозможность протянуть вам руку и отвечайте на его рукопожатие. Некоторыемужчины испытывают неловкость, когда женщина протягивает руку первой, ирасценивают ее поведение как вызывающее. Женщинам полезно иметь это ввиду,хотя, с другой стороны, претендентка может перейти и в наступление, первойпротянуть руку для проверки, ведь вряд ли в дальнейшем ей приятно будетработать с коллегами, которые считают такое поведение неприличным.

ОБЫЧНО вам показывают,куда вы должны сесть, но если предоставят возможность выбрать, постарайтесьсесть рядом с собеседником, а не против него через стол. Так легче заставитьего увидеть в вас потенциального единомышленника. Люди, сидящие бок о бок,охотнее сотрудничают, чем находясь лицом к лицу. Сидите свободно, удобнорасположив руки, но не разваливайтесь и не наклоняйтесь вперед слишком сильно.Если же вы, напротив, откинетесь на спинку кресла, это будет выглядетьвысокомерно, особенно если вы пристально смотрите в это время на собеседника.

ДАЖЕ если вы волнуетесь,постарайтесь избежать явно выраженной защитной позы, не складывайте на грудируки и не сжимайте судорожно колени. Суета, ерзанье на стуле, верченье в рукахкарандаша и других мелких предметов — все эти жесты могут выдать вашунервозность. Держать руки не напряженными и показывать ладони — это один изспособов продемонстрировать свою искренность и доброжелательность. Вполнеестественно чувствовать некоторое напряжение, и надо дать ему проявиться. Люди,не выказывающие никаких признаков волнения во время важного собеседования,могут также восприниматься, как слишком самоуверенные и не сосредоточенные.

СМОТРИТЕ на проводящегособеседование, но не пытайтесь “есть его глазами”. Постарайтесь держатьсянепринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, так как можетепоказаться не внушающим доверия человеком с бегающими глазами. Постреливаниеглазами по сторонам воспринимается как признак хитрости и ненадежности.Реагируйте на слова собеседника в зависимости от общего настроения беседы, ноне переусердствуйте как с улыбками, так и с серьезностью.

ВЫ можете сделатьсобеседника более восприимчивым и достичь взаимопонимания, используя присущийему язык жестов. Такое поведение называют синхронным или “позиционным эхом”.Это может выражаться в том, что вы также сложите руки, поставите ноги, то естьпримите ту же позу, но тут надо быть начеку. Иногда такого рода подражаниеможет привести к результату, прямо противоположному ожидаемому. Преднамеренноеотражение жестов поможет лишь в том случае, когда сопровождается положительнымии конструктивными сигналами. Например, если работодатель откинулся на спинкустула, и всем своим видом показывает, кто тут главный, копировать его поведениевсе равно что щелкать его по носу. И конечно, будет очевидно, что выобезьянничаете, если будете воспроизводить позы и движения собеседникаподчеркнуто преувеличенно.

ЕСЛИ вы с чем-то несогласны и хотите отстоять свои права по принципиальным на ваш взгляд вопросам,то делайте более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чемобычно, но не принимайте в этом случае угрожающих поз!

И еще один немаловажныйаспект. Если в ходе собеседования с работодателем мы совершаем что-то,приводящее нас в смущение и смятение, то большинство из нас лишь усугубляютситуацию последующей реакцией. В таких случаях мы заливаемся краской, бормочемизвинения или пытаемся объясниться, начинаем волноваться, смотрим в пол,покрываемся испариной и производим впечатление человека неискреннего и незаслуживающего доверия. Хотя это вовсе не так. Старая поговорка: “никогда неизвиняйся, никогда не объясняйся”, конечно, груба, но, тем не менее, если“инцидент” действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание кнему тем, что будете стараться загладить его. Если работодатель огорчит вассвоими выводами в конце вашего с ним диалога, то в большей степени этопроизойдет не потому, что вы неудачно выразились или повели себя каким-тостранным образом, а из-за того, что вы потеряли уверенность в себе и он смогэто почувствовать.

И перед тем, как привестив боевую готовность весь имеющийся в вашем распоряжении арсенал для достиженияпоставленной цели, дайте ответ на вопрос: “Можете ли вы показать, что стоитетого, чтобы на вас поставить?” Помните, что самые логически обоснованныеаргументы очень редко прокладывают себе дорогу самостоятельно, особенно еслиони вступают в противоречие с другими аспектами вашего поведения, и преждевсего с языком жестов. Вы должны не только убеждать других, но и убедительнопри этом выглядеть. Это означает, что вам следует добиваться определенногоэффекта и стараться обеспечить максимальное соответствие между своими словами иязыком жестов.

В этом вам способнапомочь сознание того, что вы не только проситель, взывающий к доброй воледругого человека, но и сам он может оказаться в выигрыше, приняв вас на работу,и ваша задача помочь ему увидеть свою собственную выгоду.

Итак, с одной стороны, вовремя деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения имимику, с другой — уметь интерпретировать реакции партнера.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Сильно подвижная мимика,
Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
Малоподвижная мимика
Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
Монотонность и редкая смена форм
Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика
Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Верхняя часть туловища
Многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и предприимчивости.
«Он задается» – эта фраза больше ассоциируется с хвастливым «выпячиванием груди» и напоминает «преувеличенное» воздействие в смысле угрожающего поведения или поведения по привлечению к себе внимания.
По аналогии с этим сужение грудной клетки объясняется выдыханием воздуха. Параллельно с выдыханием воздуха происходит спад чувства испытываемой силы и собственного достоинства. «Он замыкается в себе» – так можно характеризовать поведение человека, который не может найти выхода из сложившейся ситуации. Если «замыкание» становится долговременной позой для верхней части туловища, то тогда можно утверждать, что этому человеку присущи слабость, боязливость, уныние и пассивность.
Таблица
Сигналы верхней части туловища
Верхняя часть туловища, наклоненная вперед, свидетельствует о:
Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует о:
Сближении,
Отступлении,
Интересе,
Отсутствии интереса (или занятости своими мыслями),
Нападении,
«бегстве»,
Запланированной активности.
Отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.
Нижняя часть туловища
В случае угрозы мы защищаем органы, расположенные в нижней части живота, всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами, например, коленями, руками или кистями рук. Мы втягиваем живот в себя, наклоняем верхнюю часть туловища вперед или напрягаем мышцы живота. Если описанное поведение представляет собой поведение защиты, то тогда по соответствующим движениям можно судить о боязливости, озабоченности и напуганности.
То, каким образом ведет себя нижняя часть туловища, приобретает дополнительное значение в связи с сексуальностью. По той простой причине, что в нижней части туловища расположены половые органы, таз представляет собой самую интимную зону человека. Эта область демонстрируется неохотно, а если уж и демонстрируется, то с однозначным смыслом.
Жестикуляция
Жесты — это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.
Различные положения рук
Ладони вверх
Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.
При сомкнутых пальцах увеличенная плоскость ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается.
Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя две руки. При этом края ладоней могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа действий могут быть обоснованы и с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: «Я иду без оружия и с мирными намерениями».
Ладони внутрь
В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом «разрушении» проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.
Ладони вниз
При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.
Кулак
Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному Я. Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки «сложена» до своих минимальных размеров.
Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.Кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма выражает нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление болезненного отречения (от чего-то), скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.
Схватывающая рука
Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание уяснить, что же это такое, и не упустить свой шанс. Схватывающая кисть может поэтому служить выражением или скупости и жадности, или же усилия подыскать слова и не упустить какую-то мысль. Обхватив и держа что-либо, кисть выражает чувство пребывания в опасности.
Заложить руки за спину
Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поэтому данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей.
Руки в карманах
Если руки засунуты (спрятаны) в карманы, то у собеседника может возникнуть чувство опасности. Он больше не в состоянии уследить за возможными приготовлениями к нападению. Поза «руки в карманах» может нести и компенсационную нагрузку при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. В ходе разговора такой образ действий как бы говорит о том, что собеседник больше не хочет вас слушать и, действуя по-прежнему, реагировать на ваши намерения.
Пальцы
Пальцы служат в основном для выделения жестов. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Но существуют и чисто пальцевые жесты, когда кроме пальцев больше ничто не задействовано и положение кисти не имеет никакого значения. Так, например, знак «V» (два растопыренных пальца), обозначает «victory» («победа»), а знак с поднятым вверх большим пальцем означаем «окей», все в порядке.
Еще один вариант использования пальцев мы наблюдаем на примере тайных или символических языков, в частности, в языке глухонемых. В нем при помощи пальцев воссоздаются отдельные буквы или передаются символы, которые могут быть понятны теми, кому известен соответствующий код.
Большой палец
Этот палец известен как палец «давления». Как символ власти и силы большой палец становится важнейшим признаком демонстрации превосходства того или иного человека. Большой палец, свободно лежащий в состоянии покоя, свидетельствует об отсутствии какого бы то ни было сигнала. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.
Указательный палец
Символизирует волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве указательных сигналов. К ним относятся: поворот корпуса, взгляд в соответствующем направлении, кивок в ту или иную сторону и указывание большим пальцем. Если мы хотим указать точно в цель, то тогда мы пользуемся указательным пальцем.
Поднятый вверх и застывший в этом положении палец служит для обозначения знака «Внимание!». Он обладает как бы двойственным воздействием. Его основное значение — оружие, а дополнительное — удлинение поднятой руки, т. е. в одном и том же месте сочетаются угроза и увеличение в размерах.
Если кто-нибудь подзывает нас, помахивая указательным пальцем, то тогда мы сталкиваемся с таким его значением, используемым в приказной форме, как «палец — указка». Если указательный палец поднять вверх и покачать из стороны в сторону, то в такой позиции он заменяет голову, которой покачивают при отрицании, т. е. он как бы отмахивается от того или иного действия.
Использование нескольких пальцев. Например, соприкосновением большого пальца с указательным при оттопыренном мизинце как бы устанавливается контакт с осязанием и выражается что-то небольшое, изящное и ценное. Такие жесты мы можем наблюдать у гурманов или сибаритов.
Если пальцы обеих рук как бы образуют островерхую крышу, то в таком случае что-то должно быть защищено. Если большой палец поднимается вверх, а указательный вытягивается вперед, то возникает «жест пистолета», по которому можно сделать вывод о внутренней агрессивности и еще не предъявленных аргументах («готовность к выстрелу»).
Жесты «рука — лицо»
Ладони наших рук превосходно приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах «рука — лицо» присутствует желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется «в ладошку», это значит, что он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.
Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Наиболее часто встречавшимися у «лжецов» движениями являются следующие: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Символически эти движения означают либо самонаказание, либо успокаивание, либо маскировку.
Рука — ухо
Целевые жесты, выполняемые за счет прикладывания одной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин и должны как бы помочь уловить побольше акустических сигналов. Полную противоположность этому представляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает свои руки к ушам, чтобы скрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: «Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь».
Рука — нос
В большинстве случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, застигнутости врасплох или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касания носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т. е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.
Рука — рот
Жест «рука – рот» свидетельствует, как правило, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то «замять» или скрыть то или иное выражение лица. Наряду с этими позами замкнутости прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.
Пальцы, засунутые в рот
Если взрослый засовывает палец в рот или прикладывает его к уголку рта (усеченный вариант данного жеста), то тогда мы как бы возвращаемся в раннее детство. Предположительно с этим же значением мы имеем дело и в тех случаях, когда в рот берут шариковые ручки, карандаши, дужки очков и другие схожие предметы. Если такое поведение наблюдается довольно часто, это значит, что еще не произошло окончательного разграничения функций органов чувств.
Подобное предположение не следует делать лишь в том случае, если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания. Так выражаются, например, неожиданность, замешательство, удивление, несообразительность, наивность, растерянность. Тот, кто ведет себя таким образом, рассчитывает, что ситуация прояснится сама собой.
Если вытянутый указательный палец кладется на краешек губы, то тогда на подмогу бессознательно призывается осязание и/или чувство вкуса. Этот намек дает понять: ищу помощи, испытываю неуверенность и беспомощность.
мощи, испытываю неуверенность и беспомощность.
Рука — глаза
Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.
Рука — лоб
Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения концентрации. Вытянутый указательный палец, касающийся виска, служит знаком того, что «ты спятил» или «у тебя гайки разболтались». В первом случае кончик указательного пальца слегка постукивает по виску, а во втором — указательный палец совершает круговые движения. В обоих случаях мы имеем дело с оскорбительным жестом.
Поглаживание лба рукой означает, что должны быть «изгнаны» тягостные мысли или представления. Это как бы протирающее движение служит одновременно для разглаживания морщин.
Жесты «рука – рука»
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кисти рук, сцепляя их между собой или обхватывая одной другую.
«Заламывая руки» — это выражение передает отчаянную и совершаемую именно с заламыванием рук попытку найти то или иное решение. Когда кисти рук как бы играют друг с другом, то причиной такого поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение.
Если такие жесты используют как позу, то тогда они являются доказательством дефицита вежливости. Когда движения совершаются почти без напряжения, ритмично, то в таком случае можно говорить о превосходстве и всего лишь о невнимании.
Потирание рук может совершаться от внутреннего напряжения, или для расслабления мускулов, или как осязательная функция. Жест потирания рук от радости происходит от «протягивания руки самому себе» и «поздравления самого себя». [4, с. 71]
Мужчина и женщина
Вот уже несколько сотен лет невербальные элементы — жесты и телодвижения — используются людьми для выражения своей заинтересованности. Примечателен тот факт, что женщины имеют более широкий диапазон сигналов ухаживания, чем мужчины. Отсюда выражение: «женщина любит ушами, а мужчина — глазами».
Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
Мужчина начинает прихорашиваться при виде женщины, которая ему нравится, руки его тянутся к шее, чтобы поправить галстук. Если он не носит галстук, он может поправить воротничок или смахнуть несуществующую пыль с плеча, поправить запонки, рубашку, пиджак или другой предмет туалета. Он может также пригладить волосы, чтобы выглядеть привлекательнее.
Самым агрессивным сексуальным проявлением мужчины по отношению к женщине будет вызывающий жест — закладывания больших пальцев рук за ремень, чтобы акцентировать область гениталий. Он может также развернуть к ней свое тело и поставить ногу носком в ее сторону. Он смотрит интимным взглядом и задерживает свой взгляд на долю секунды дольше положенного.
Часто он стоит, держа руки на бедрах, чтобы подчеркнуть свою физическую силу и показать готовность к взаимодействию с этой женщиной. Если он сидит или опирается о стену, он может вытянуть ноги, чтобы выделялась область гениталий.
Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
Женщины используют те же самые жесты прихорашивания, что и мужчины, но существует много других жестов, характерных только для женщин.
Встряхивание волосами
Делается резкое движение головой, чтобы отбросить волосы с лица или плеч на спину. Даже женщины с короткой стрижкой могут использовать этот жест.
Демонстрация запястья
Женщина, заинтересованная в потенциальном сексуальном партнере, будет периодически показывать ему гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она старается держать ладони в его поле зрения. Курящим женщинам не представляет никакого труда демонстрировать мужчине этот дразнящий жест во время курения.
Расставленные ноги
Ноги расставлены несколько шире, чем обычно, когда нет мужчины в поле зрения. Это не зависит от того, стоит или сидит женщина. Женщина, занимающая сексуально-оборонную позу сидит с крепко сжатыми, скрещенными ногами все время.
Покачивание бедрами
Бедра раскачиваются сильнее обычного, чтобы подчеркнуть прелести таза.
Взгляд искоса украдкой
Слегка опустив веки, женщина смотрит на мужчину до тех пор, пока он не заметит ее взгляда, а потом быстро отводит глаза в сторону. Это дает завораживающее ощущение подглядывания и дразнящий намек на то, что за тобой украдкой подглядывают. Это ощущение может «воспламенять» практически любого нормального мужчину.
Слегка приоткрытый рот, влажные губы
Губы увлажняются слюной или с помощью косметики. И то, и другое делает женщину сексуально заманчивой и привлекательной.
Губная помада
Использование губной помады является способом, тысячелетиями используемым для имитации покрасневших половых губ сексуально возбужденной женщины.
Поглаживание предмета цилиндрической формы
Такое поглаживание сигареты, ножки бокала для вина, пальца или любого длинного предмета цилиндрической формы является неосознанным намеком на то, что может быть на уме.
Женская манера скрещивания ног
Женщины пользуются тремя позами для выражения своего заигрывающего, завлекающего поведения:
Согнутое колено: в этом случае женщина сидит, подогнув одну ногу под другую и направив острие колена на того человека, к которому она проявляет интерес. Это очень свободная поза, исключающая всякие формальности и дающая возможность кокетливо обнажить колени;
Поигрывание скинутой туфелькой также говорит о свободной позе, и фаллистическое ныряние ноги в туфельку и выныривание из нее настолько сексуально, что может свести многих мужчин с ума;
Переплетение ног: одна нога тесно прижимается к другой, чтобы создать ощущение повышенного мышечного тонуса. Большинство мужчин считают, что такое переплетение ног есть наиболее привлекательная поза сидящей женщины из тех, что можно придумать.
Женщины пользуются и другими приманками, такими как медленное закидывание ноги на ногу перед глазами мужчины и медленное возвращение их в нормальную позу; нежное поглаживание бедер рукой, говорящее об ожидании прикосновения мужских рук. Часто при этом женщина говорит тихим голосом.

Специалисты утверждают что жесты и мимика человека могут многое сказать о его мыслях, настроении, о степени предрасположенности к общению. На мой взгляд знание этого материала может пригодиться в повседневной жизни. А так как общаться приходится довольно много я решил просмотреть материал на эту тему. Вы знаете, этот работает! Мои наблюдения совпадают с утверждениями специалистов!
Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии/. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.
Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.
Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест “рука у щеки” – люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки – подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта /позиция “подождем-посмотрим”/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция “это замечательно!”/. Hаклоненная голова – жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены – значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест “хорошо, давайте подумаем”/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ – это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.
Расхаживание. – жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы – жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности “напряженной мысли.
Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /”Я смотрю на вас, но не слушаю”/.
Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот – собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону – показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу – верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем – знак сомнения /другие разновидности этого жеста – потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/
Жесты готовности. Руки на бедрах – первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя – человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.
Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест “купол”/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.
Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в “кошки-мышки”, пока те не дают им возможности “раскрыть карты”, указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо – признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.
Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза – сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциям

Язык жестов
Язык жестов –
самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.
Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.
Передача знака одобрения или неодобрения с помощью большого пальца поднятого вверх или опущенного вниз была известна еще древним римлянам. Так после окончания поединка император давал знать, оставляет он жизнь гладиатору или нет.
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест известен всем.
Китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе (в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует свою аудиторию).
Эскимосы при приветствии легонько стучали кулаками друг друга по голове и плечам.
Лапландцы терлись носами.
Египтяне прикладывали
ладонь ко лбу (сегодня
примерно также
приветствуют друг друга военные).
Выражая восхищение, мы чаще всего хлопаем в ладоши.
Мексиканец или испанец подносят к губам сжатые пальцы и производят звук поцелуя.
Бразилец, восторгаясь чем-то, держится за мочку уха.
Есть жесты, которые стали международными и понятны всем.
Например, поднятая вверх рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос – является общепринятой.
Но некоторые жесты одного народа могут быть неверно истолкованы представителями других народов.
Многие народы, прощаясь, машут кистью рук сверху вниз. А вот латиноамериканцы воспринимают этот жест как приглашение. Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!»
Профессиональный язык жестов
Существует профессиональный язык жестов у судей спортивных соревнований, у водолазов, жесты дирижера передают информацию музыкантам.
Язык жестов используют немые люди
Эти языки в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении со слабослышащими людьми. Следует отметить, что люди без нарушения слуха предрасположены к использованию звуковых языков для общения.

ТЕМА УРОКА:

«ЖЕСТЫ И
МИМИ­КА КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТ­ВА ОБЩЕНИЯ»

Эпиграф:  

«Каждое дви­жение
души имеет

                                                      
свое выра­жение

                                                                      
в голосе, жесте, мимике».

-Здравствуйте, ребята.

   — Сегодня у нас необычный
урок – урок по культуре речи, урок исследование.
Запишите, пожалуйста,
число и классная работа.


Ребята, при помощи чего мы общаемся, понимаем друг друга?

  
(При помощи речи, слов)


Как вы думаете, для чего люди общаются друг с другом?

(Чтобы сообщать и
узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир
вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению)

 — Велика сила
слова.

И это отметил в одном из своих стихотворений известный поэт Вадим Шефнер:

Словом
можно убить,

Словом
можно спасти,

 Словом можно
полки за собой повести.

Действительно,
основная единица языка – это слово
. На уроках культуры речи мы говорим
о том, как нужно общаться друг с другом, как правильно и красиво строить своё высказывание,
какие слова и фразы уместны в той или иной обстановке…

Но, оказывается, многое можно
передать, не произнося ни единого слова. Как это можно сделать? При помощи
чего?

— Правильно, используя специальные невербальные
средства общения: жесты и мимику.

— И сегодня на уроке мы с вами
поговорим о жестах и мимике как невер­бальных средствах общения. (Слайд 1)

— Ребята, слова
жесты и мимика вы, конечно же, слышали, а вот слово невербальные вам, наверное,
вам   не знакомо. Что же оно означает?

— Слово вербальный означает «словесный,
устный», догадаетесь ли вы, что значит «невербальный»? (Слайд 2) (Без слов).

— В качестве
эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла высказывание Цицерона, римский оратора и философа.

 (Эпиграф —
краткое мудрое изречение, отражающее основную мысль чего-нибудь…, которое автор
помещает перед произведением).

Читаем эпиграф.


Понятно ли вам, о чём говорит Цицерон?

Где мы можем точнее
узнать о значении слова?
(В Толковом
словаре)

— Известно ли вам, что самым
популярным является Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Чтобы узнать то
или иное значение слова, мы можем обратиться к
словарной статье печатного издания словаря
, а можем обратиться к его
электронной версии, например, используя сеть Интернет.

(Мимика — движения мышц ли­ца,
выражающее внутреннее душевное со­стояние.

 Жесты— движение
рукой или дру­гое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь).


Давайте запишем в тетрадь данные определения.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они  
и   предупреждают слово.

Жесты и мимика могут заменить целую
фразу. Они выражают движения нашей ду­ши, как говорил Цицерон.И сегодня мы с
вами познакомимся с наиболее распространёнными невербальными средствами общения
и научимся применять их в различных ситуациях, так как культура общения, как и
культура речи – неотъемлемая черта каждого культурного человека.


 Обратимся к истории жестов и мимики.
Многие из
них имеют свою исто­рию и связаны с национальными особенностями.

-Вам, без сомнения, знаком такой
жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или
неодобрения, подводил итог пое­динка гладиаторов: таким образом, император по­казывал,
оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

-Когда мы здороваемся, то по­жимаем
друг другу руки. Этот жест сейчас по­нятен всем. Хотя, например, китайцы в
старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом
оратор приветствует слушателей.

-А вот эскимосы, приветствуя друг
друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечам.


Лапландцы трутся носами.

Представители ново-гвинейских  племен при встрече щекочут друг
друга подбородком.

-Рассказывать
об истории жестов можно много и  долго.

-А где
еще мы встречаемся с языком же­стов и мимики?

(В спорте,
строительстве, морском деле; существует азбука глухоне­мых; а в школе, на
уроках — подсказки.)

Решение ситуативных задач.


А теперь, ребята, давайте попробуем вместе при  помощи жестов и мимики изобразить
дейст­вия и состояния участников, попавших в разные ситуации.

1
ситуация.
«На
улице».

   — Вы гуляете по тротуару.
Прохожий, подойдя к вам, спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр
совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отве­чая прохожему?

(Жест-показ:
показать всей ру­кой, а не пальцем.)

2 ситуация.

-За завтраком вам предлагают съесть
кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.)

— А как сказать словами, чтобы не
обидеть повара?

3
ситуация.

-Вы вернулись в Интернат в отличном
настроении и молча сообщаете Марине Николаевне, что получи­ли «5». С помощью
какого жеста, с помощью какой мимики вы это покажете? Давайте мы с вами
придумаем этому жесту название.

Вывод:

   -Итак, что каждый из
вас для себя вынес из решения этих ситуативных задач?
В некоторых
случаях мы можем обойтись без слов, используя невер­бальные средства общения –
жесты и мимику.

-Будем
считать, что сейчас вы попробовали себя в роли ар­тистов театра пантомимы
есть в
Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни слова.
Однако зри­тели с удовольствием посещают его.


Кроме этого в Москве есть
Театр мимики и жеста, в спектаклях
которого играют исключительно глухонемые люди.

 —Мир мимики и жестов
очень богат. Установите соответствие между жестом и их значением.  Найти
соответствия

Высунуть язык —
жест-дразнилка,

      стукнуть
полбу — жест-воспоминание,

грозить кулаком —
жест-угроза,    |

поднять брови —
жест-удивление

А теперь, пожалуйста, откройте в ноутбуке папку. Перед вами фотографии
ваших друзей и знакомых с очень разной мимикой
.
Определите, какие
чувства, какое настроение выражает каж­дая фотография и запишите в тетради. А
теперь найдите изображе­ние, которое соответствует вашему настрое­нию в данный
момент.

-Описание жестов и ситуаций, в
которых они употребляются, вы найдете в лингвострановедческом словаре «Жесты
и мимика в русской речи» под редакцией А. А. Акишиной, X. Кано, Т. Е. Акишиной
(М., 1991).

Решение коммуникативно-ситуативных задач.


сейчас мы с вами поговорим…  О чем поговорим, вам подскажет стихотворение:

Муравей
сороконожке повстречался на дорожке.

 —
С добрым утром! Как дела? —

сорок
лапок подала.

И
пока он лапки жал,

тут
и вечер набежал.

(Э.
Гольдман).

-Итак, речь пойдет о жестах приветствия и прощания.
Оказывается, существует даже этикет жеста.

Русский писатель А. И. Куп­рин говорил, что по рукопожатию можно не
только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере.

 -Например,
подать два пальца — это высокомерное приветст­вие, протянуть руку «лодочкой» —
человек смущен, долго жать руку — дружеский или фамильярный интерес к тебе и т.
д.

Но за­помните: чем человек вежливее
и воспитан­нее, тем более сдержан у него жест.

-Сейчас
мы инсценируем несколько ситу­аций встреч.

Задание. Я опи­сываю
ситуацию, вы разыгрываете ее, ис­пользуя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Мальчик
встречается со зна­комой девочкой. Кто первым протягивает руку?

2-я ситуация. Мальчик
встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

— Давайте посмотрим на запись,
оформленную на доске.

Ра..говаривая
с человеком, мы воспринимаем не только его речь, но и его жесты и мимику. Они
часто оказываются более правдивыми, чем речь.

Жестом
можно ог..рчить развеселить об..яснять ум..лять. При помощи мимики можно
выразить самые  разные эмоции. Жесты и мимика обладают огромной эмоциональной
силой.


Можно ли данную запись назвать текстом?

-Какова
тема этого текста?


Озаглавьте текст.


Выпишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте условия их выбора
графически.


Найдите предложение с пропущенными знаками препинания, объясните их постановку.

Домашнее
задание
.

 
Написать сочинение- миниатюру на тему «Роль жестов и мимики в культуре общения»

В заключение
нашего урока хочется поговорить об очень важной мимике лица- улыбке.  Известный
вам мультфильм «Крошка Енот».


А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?

  —Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина: «А ведь у
людей в распоряжении есть улыбка.Улыбка самому себе не нужна. Если бы не
зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям,
чтобы им с ва­ми было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней
тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся.  Душа зябнет и каменеет».

 -Чтобы этого с нами не случилось,
по­смотрите друг на друга и улыбнитесь.

Подведение итогов
урока:

Мы с вами сегодня увидели, что  
наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам
хотелось бы. Над многим надо еще работать.Я надеюсь, что сегодняшний урок вас
чему- то научил.

 С помощью жеста выразите своё 
отношение к нему.

— Спасибо за урок. До свидания!

sochinenie laquoyazyk tela mimika i zhestyraquo

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Сильно подвижная мимика,

Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика

Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм

Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика

Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Верхняя часть туловища

Многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и предприимчивости.

«Он задается» – эта фраза больше ассоциируется с хвастливым «выпячиванием груди» и напоминает «преувеличенное» воздействие в смысле угрожающего поведения или поведения по привлечению к себе внимания.

По аналогии с этим сужение грудной клетки объясняется выдыханием воздуха. Параллельно с выдыханием воздуха происходит спад чувства испытываемой силы и собственного достоинства. «Он замыкается в себе» – так можно характеризовать поведение человека, который не может найти выхода из сложившейся ситуации. Если «замыкание» становится долговременной позой для верхней части туловища, то тогда можно утверждать, что этому человеку присущи слабость, боязливость, уныние и пассивность.

Таблица

Сигналы верхней части туловища

Верхняя часть туловища, наклоненная вперед, свидетельствует о:

Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует о:

Сближении,

Отступлении,

Интересе,

Отсутствии интереса (или занятости своими мыслями),

Нападении,

«бегстве»,

Запланированной активности.

Отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.

Нижняя часть туловища

В случае угрозы мы защищаем органы, расположенные в нижней части живота, всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами, например, коленями, руками или кистями рук. Мы втягиваем живот в себя, наклоняем верхнюю часть туловища вперед или напрягаем мышцы живота. Если описанное поведение представляет собой поведение защиты, то тогда по соответствующим движениям можно судить о боязливости, озабоченности и напуганности.

То, каким образом ведет себя нижняя часть туловища, приобретает дополнительное значение в связи с сексуальностью. По той простой причине, что в нижней части туловища расположены половые органы, таз представляет собой самую интимную зону человека. Эта область демонстрируется неохотно, а если уж и демонстрируется, то с однозначным смыслом.

Жестикуляция

Жесты — это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Различные положения рук

Ладони вверх

Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.

При сомкнутых пальцах увеличенная плоскость ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается.

Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя две руки. При этом края ладоней могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа действий могут быть обоснованы и с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: «Я иду без оружия и с мирными намерениями».

Ладони внутрь

В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом «разрушении» проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

Ладони вниз

При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

Кулак

Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному Я. Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки «сложена» до своих минимальных размеров.

Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.Кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма выражает нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление болезненного отречения (от чего-то), скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

Схватывающая рука

Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание уяснить, что же это такое, и не упустить свой шанс.

Сочинение на тему Язык тела, мимика и жесты» Стр. 1

Сочинение на тему Язык тела, мимика и жесты»
На свободную тему
Стр. 1

Сочинение на тему Язык тела, мимика и жесты» Стр. 2

Сочинение на тему Язык тела, мимика и жесты»
На свободную тему
Стр. 2

Сочинение на тему Язык тела, мимика и жесты» Стр. 3

Сочинение на тему Язык тела, мимика и жесты»
На свободную тему
Стр. 3

  • Сочинение про модные неологизмы
  • Сочинение про мечеть 8 класс
  • Сочинение про любовь марии и дубровского
  • Сочинение про маму врача 5 класс
  • Сочинение про маму 4 класс небольшое по русскому родному языку