Сочинение про мечеть 8 класс

Что такое мечеть? религия ислам не предусматривает посредников между поклоняющимися и господом. для мусульман любое место, где настало время обязательной

Что такое мечеть? Религия ислам не предусматривает посредников между поклоняющимися и Господом. Для мусульман любое место, где настало время обязательной молитвы, является дозволенным, если оно не осквернено нечистотами. Однако, тяжким грехом, который приравнивается к вероотступничеству, является оставление пятикратной молитвы!

Основа религии, молитва

Так, для всех мусульман един закон Всевышнего. Ежедневная пятикратная молитва и в неделю один день считаются священными, этот день у мусульман — пятница. В пятницу все мужчины собираются в мечети для совершения пятничной молитвы, это тоже один из пунктов поклонения, предписанный им Господом и переданный пророком Мухаммедом. В мечети проходят молитвы не только пятничные. В любой день верующий может посетить это священное место поклонения для совершения обязательной и желательной молитвы.

мусульманские мечети фото и описание

Значение мечети в религии ислам

Итак, мечеть — это священное здание для богослужения мусульман. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом во время переселения из Мекки в Медину. До въезда в Медину пророк остановился в одном не слишком отдаленном месте под названием Куба, где дожидался двух своих сподвижников. Именно в этот период было начато масштабное строительство на то время благословенной мечети Аль-Куба. Эта великолепная мечеть сохранилась до наших дней.

Разностороннее предназначение мечети в Исламе

В те времена, еще с 620 годов по хиджре, мечеть являлась не только местом поклонения Аллаху, но и своего рода центром образования и продвижения религии Ислам. В принципе ясно, что такое мечеть, но вот все процессы, проходящие в ней, имели глубокие и мудрые решения. Например, бракосочетание и бракоразводный процесс. Так как в исламе развод считается неугодным Аллаху действием, то мусульмане всеми силами стремились сохранить рушившуюся семью, делая назидание супругам.

В плане обучения, в мечетях проходили не только лекции на религиозную тематику, но и уроки по различным вычислениям и общей математике. Путники могли найти в мечетях место для отдыха и ночлега. Так же проводились собрания жителей, такие собрания сохранились и по сей день. Жители решают важные вопросы касательно места их поселения или положения мусульман.

мусульманские мечети фото

Дом Аллаха должен соответствовать этому великому толкованию!

Мусульманские мечети, фото которых восхищают даже иноверцев, располагают к посещению и радуют глаз многих, с каждым днем привлекая все больше внимания, поскольку в наше время редко встречается город, где не построена мечеть.

По своей архитектуре современная мечеть для мусульман удивляет восхитительными решениями в плане оформления и масштаба. Крыша мечети, как правило, представляет собой купол. Есть что-то схожее с церковью. Отличительной чертой мечети являются минареты. В зависимости от масштаба построения самой мечети, число минаретов варьируется от 2 и больше, однако не позволительно их возводить более 9. Одной из самых больших мечетей считается Аль-Харам. Эта мечеть построена вокруг одной из самых главных святынь в исламском мире, Каабы. Строительство и доработки в плане архитектуры в мечети Аль-Харам идут по сей день.

что такое мечеть

Правила и основы совершения молитв в мечети

В каждой мечети имеется угол для проведения проповедей, этот угол называется Минбар. Имам мечети каждую пятницу проводит наставляющие проповеди для мусульман. Также важным атрибутом любой мечети является Михраб, это угол, направленный в сторону Каабы. Во время совершения молитвы мусульмане встают строго по направлению к Каабе. Так повелено в исламе, совершать любую молитву необходимо, обратившись в сторону священной Мекки-Каабы.

Условия, которые необходимо выполнить для входа в мечеть

Во дворе мечети устанавливаются специальные раковины для совершения омовения, в больших мечетях таких раковин может насчитываться до 10 штук. Обустроены эти умывальные приспособления очень комфортно, дабы у верующего были все условия для полноценного омовения. Для мусульман вход в мечеть без омовения не приветствуется.

Внутренняя отделка мечетей восхищает изыском и красотой. Здесь есть многочисленные росписи на арабском ярким синим и красным цветом, узорные украшения в восточной тематике. В мечетях нет никаких изображений и ничего специфического, что могло бы отвлекать прихожан от основной духовной цели.

Пол в мечетях застелен коврами, поскольку молитву следует совершать без обуви. При входе в мечеть прихожане ее снимают и выставляют в ряд перед входом. Женщины наравне с мужчинами имеют право на посещение мечети, для женщин выстроен отдельный балконный этаж. С таких балконов можно наблюдать всю красоту мечети и одновременно соблюдать раздельное пребывание с мужчинами, как и положено в исламе. Возможно, после такого детального описания, у многих развеется вопрос о том, что такое мечеть, именно сейчас подходящее время найти ближайшую мечеть и понять, сколько мудрости и любви к Аллаху вкладывается в возведение этих зданий.

мечеть для мусульман

Разные мусульманские мечети, фото и описание их можно найти в интернете. Но для того чтоб понять масштаб этого религиозного возведения и его историческую и религиозную суть, нужно хотя бы раз посетить ее и окунуться в эту атмосферу.

Что такое мечеть для мусульман? Это намного больше, чем великолепная архитектура, это огромное духовное значение. Посещение мечети приносит мусульманам огромную пользу и награду от Аллаха.

Мечеть в нашей жизниМечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха.

Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами.

Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом, многие мусульмане тоже предпочитают мечеть.

Мечеть – это олицетворение духовности, чистоты, и её внутреннее наполнение неизвестным образом переходит на наши сердца, мысли, намерения, поступки. Выходя из Дома Аллаха, чувствуешь себя совсем по-другому и мыслить начинаешь иначе. Каждый может найти себе здесь приют от бесконечной череды жизненных проблем, здесь можно предаться размышлениям, поговорить со своим Господом. Дома может кто-то отвлечь, могут прийти гости, которым придётся уделить время и внимание, а в мечети существует связь только между рабом и его Творцом.

Если исходить из истории самой мечети, то она никогда не являлась лишь местом для молитвы. Хотя основное её предназначение – поклонение Всевышнему Аллаху, но поклонение это выражалось далеко не всегда в намазах. И от этого важность мечетей только возрастает, ведь помолиться можно и дома, особенно женщинам. На самом деле мечеть несёт на себе многофункциональное предназначение, и всё это неразрывно связано с ибадатом – поклонением Всевышнему Аллаху.

О достоинстве пребывания в мечети Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пребывание в мечети для меня предпочтительнее, чем пребывание в раю, ибо, находясь в раю, я ублажаю себя, а находясь в мечети – Создателя». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) о ценности строительства мечети говорил: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нём Коран, стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды» (имам Бухари).

Мечеть – это центр жизни мусульман, и на протяжении многих столетий она не утратила своей ценности или значения, напротив, с каждым днём она всё больше и больше наполняется. Стоит отметить, что большее число прихожан сейчас составляет молодёжь, которая тянется сюда лишь с одной благой целью – стать ближе к своему Господу, стать более покорным и послушным.

Разумеется, как выше мы уже отметили, мечеть в первую очередь предназначена для совершения молитвы.

Посмотрите, как она бывает заполнена, особенно в пятничный день, когда мужчины спешат совершить пятничную джума-молитву! Мечети уже не вмещают число всех желающих отдать долг Аллаху, поэтому многие из них расширяются, перестраиваются. Радует, когда с намаза выходят отец и ещё несовершеннолетний сын, который уже твёрдо знает, зачем он сюда пришёл, радует, когда в такие коллективные намазы молодёжь пропускает стариков в первые ряды, радует, что молодёжь успевает со школьных или вузовских занятий занять хотя бы последний ряд и успеть совершить намаз за имамом.

Это не может не радовать. Религия открыта для нас, мы стоим лицом к ней, двери мечетей открыты и готовы принять любого, кто пришёл сюда с благими намерениями.

В мечетях есть специально выделенные этажи или места для женщин, которые также могут прийти в Дом Аллаха и помолиться. Это допустимо, единственная оговорка при этом делается, чтобы не смешиваться с мужчинами, вести себя прилично, громко не разговаривать, тем более не смеяться, одеваться скромно.

Женщинам важно понимать, что мечеть – это не место праздника, не место приёма и встречи гостей, не место для посиделок. Увы, но частенько замечаешь, что девушки не соблюдают положенную этику посещения мечети. Если уж так душа рвётся помолиться здесь, то это намерение не должно пересекаться с другими: только ибадат и больше ничего. Следует тихонечко зайти, выполнить свой фарз, сунну, сделать дуа и также скромно покинуть Дом Аллаха.

Конечно, алимы не запрещают женщинам посещать мечеть, но, тем не менее, предпочтительней для них будет совершать намаз дома.

Мечеть и образование

Мечеть была для мусульман ещё и школой. Читать и писать мусульмане учились в мечети. Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине стала первым центром образования. Развитие мусульманской мысли, науки, знаний пошло именно из этой мечети, тем самым значимость Дома Аллаха ещё более возрастает.

История примечетского образования не закончилась и поныне, хотя сегодня есть официальные общеобразовательные школы, в мечетях также обучаются знаниям в области религии. Любые знания о своём Господе, о Его Посланнике можно получить в мечети. С утра и до вечера муалимы (учителя) ждут своих учеников и готовы поделиться теми знаниями, которыми обладают сами. В течение всего года процесс образования не прерывается, особенно ярко он бывает выражен в летнее время. Просто толпы детворы спешат в мечеть, чтобы научиться правильно совершать намаз, читать Коран, получить самые важные сведения о своей религии.

Мечеть – место призыва

История Ислама свидетельствует, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мечеть была открыта для любого, у кого возникали те или иные вопросы. Более того, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собирал верующих непосредственно в мечети, дабы обсудить волнующие проблемы, возникающие вопросы, разрешить конфликтные ситуации, просто встретиться с братьями по вере и пообщаться. К такому порядку мусульмане того времени привыкли до того, что бывали случаи, если кто-либо из прихожан отсутствовал более чем один-два дня подряд, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) начинал беспокоиться за него и обязательно навещал, а вдруг тот заболел или у него случилось ещё чего-нибудь и ему нужна помощь единоверцев.

Мечеть служила и пунктом сбора. Когда мусульмане отправлялись на войну, они собирались в мечети и отправлялись в путь оттуда. Возвращалась армия после похода тоже в мечеть.

Война неизбежно ассоциируется с некоторыми потерями. До того, как были созданы специальные медицинские госпитали, мечеть служила пунктом «скорой помощи», где всем пострадавшим оказывалась соответствующая медицинская помощь.

Ну, конечно, нельзя ни сказать о том, что мечеть – это призыв к праведному пути. Проповеди в мечети читаются как непосредственно в пятничный день, так и в любой другой.

Так было приятно, когда будучи на хадже после утреннего намаза спустя некоторое время имамы начинали чтение различных проповедей. Разумеется, читались они на арабском языке, и хоть далеко не всегда понимался весь смысл сказанного, но то приятное состояние, которое овладевало человеком, не может ни с чем сравниться. Нет ничего прекраснее, чем когда из мечети звучит слово Аллаха, слово Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Духовный заряд передаётся моментально и сохраняется надолго, а воспоминания и желание услышать проповеди ещё и ещё раз живут в памяти и дольше.

Мечеть в разные века, исторические эпохи играла немного разную роль в жизни мусульман, но единственное неизменным её качеством осталось то, что она служит моральному исправлению мусульманина, его духовному росту, его становлению на путь покорности Единому Богу – Всевышнему Аллаху.

Мечеть – это центр жизни мусульманской уммы, она служит и дальнейшему её становлению, развитию.

Мечеть – это Дом Аллаха, и мы никогда не должны забывать об этом. Здесь мы всегда найдём помощь, понимание, умиротворение.

И да поможет нам Аллах! Амин!

Äåðáåíòñêàÿ Äæóìà-ìå÷åòü — ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç óíèêàëüíûõ ïàìÿòíèêîâ êóëüòîâîé àðõèòåêòóðû, ñòàðåéøàÿ ìå÷åòü â Ðîññèè è íà òåððèòîðèè ÑÍÃ, êîòîðîé óæå èñïîëíèëîñü 1300 ëåò. Ìå÷åòü íàõîäèòñÿ â öåíòðå ñòàðîé ÷àñòè ãîðîäà Äåðáåíò. Äåðáåíò – ýòî îäèí èç íåìíîãèõ äðåâíèõ ìóñóëüìàíñêèõ ãîðîäîâ, ñîõðàíèâøèõ ïåðâîíà÷àëüíûé îáëèê. Äåðáåíò îáëàäàåò äðåâíèìè óëî÷êàìè, ìå÷åòÿìè è, êîíå÷íî æå, öèòàäåëüþ «Íàðûí-êàëà».

Äåðáåíò, êîòîðûé óïîìèíàåòñÿ â ñâÿùåííîì Êîðàíå è â ñâÿùåííûõ õàäèñàõ, ñ÷èòàëñÿ ñâÿòûì ìåñòîì. Çàâîåâàâ Èðàí, ìóñóëüìàíå ïðè ïðàâëåíèè âòîðîãî Ïðàâåäíîãî Õàëèôà Óìàðà â 643 ãîäó äîñòèãëè ñòåí âåëèêîãî Äåðáåíòà. Ñî âñòóïëåíèåì ìóñóëüìàí íà çåìëþ Äàãåñòàíà è åãî çàâîåâàíèåì, ãîðîä Äåðáåíò ñòàë ñåâåðíîé îêðàèíîé ìóñóëüìàíñêîãî ìèðà, êîòîðûé âîø¸ë â ñîñòàâ èñëàìñêîãî Õàëèôàòà. Ìóñóëüìàíå ðàññìàòðèâàëè ãîðîä êàê öåíòð ðàñïðîñòðàíåíèÿ ìóñóëüìàíñêîé ðåëèãèè äàëüøå íà ñåâåð.  äàëüíåéøåì Äåðáåíò ñòàë îäíèì èç öåíòðîâ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èñëàìà ñðåäè íàñåëåíèÿ íûíåøíåé åâðîïåéñêîé ÷àñòè Ðîññèè. Ãîðîäó-êðåïîñòè Äåðáåíò ìóñóëüìàíå äàëè àðàáñêîå íàçâàíèå Áàá àëü-Àáâàá («Âîðîòà âîðîò»). Ïîñëå çàâîåâàíèÿ ïðåäâîäèòåëü ìóñóëüìàí Àáó Ìóñëèì ïîñåëèë çäåñü 20 òûñ. àðàáñêèõ âîèíîâ, ðàçäåëèâ ãîðîä íà 4 êâàðòàëà: Äàìàññêèé, Êóôñêèé, Õàìàññêèé è Äæàçàèðñêèé. Ïîýòîìó âïîëíå çàêîíîìåðíî, ÷òî äëÿ òàêîãî êîëè÷åñòâà àðàáñêèõ ïåðåñåëåíöåâ è âíîâü îáðàùåííûõ èç ÷èñëà ìåñòíûõ æèòåëåé, à òàêæå â ñîîòâåòñòâèè ñ ðîëüþ Äåðáåíòà â ìóñóëüìàíñêîé òðàäèöèè è çíà÷åíèåì â ïîëèòèêå Õàëèôàòà ñòàëà íåîáõîäèìîñòüþ ïîñòðîèòü Äæóìà-ìå÷åòü, êîòîðîå ìîãëî áû âìåñòèòü âñåõ âåðóþùèõ ãîðîäà. Âïîñëåäñòâèè ýòî ãðàíäèîçíîå çäàíèå Äæóìà-ìå÷åòè çàíÿëî îñîáîå ìåñòî â èñòîðèè Äàãåñòàíà.
 
Äåðáåíò ïðåâðàòèëñÿ â ñðåäîòî÷èå äóõîâíîé ìûñëè îãðîìíîãî ðåãèîíà, à ãëàâíîé ðåëèãèåé ìåñòíûõ íàðîäîâ ñòàë Èñëàì. Çäåñü íà÷èíàëè ñâîþ áëàãîòâîðíóþ ìèññèþ ìíîãèå äåÿòåëè ðàííåãî Èñëàìà, ïîòîìêè ïðîðîêà Ìóõàììàäà (ìèð åìó è áëàãîñëîâåíèå Àëëàõà), åãî ñïîäâèæíèêè è òàáèèíû. Äåðáåíò ñòàë êðóïíûì àäìèíèñòðàòèâíî-ïîëèòè÷åñêèì, êóëüòóðíûì è èäåîëîãè÷åñêèì öåíòðîì.

 Äåðáåíòå 733 ãîäó áûëî ïîñòðîåíî 7 ìå÷åòåé, ïî îäíîé â êàæäîì ìàãàëå (ðàéîíå). Äîïîëíèòåëüíî áûëà âîçâåäåíà áîëüøàÿ ñîáîðíàÿ Äæóìà-ìå÷åòü – àëü-Ìàñæèä-óë-Äæàìèè äëÿ ñîâåðøåíèÿ îáùåãî ïÿòíè÷íîãî íàìàçà. Äæóìà-ìå÷åòü ãîðîäà Äåðáåíò ïðèíàäëåæèò ê ñàìûì çíà÷èòåëüíûì ðàííèì ìå÷åòÿì, ïîñòðîåííûì â èñëàìñêîì õàëèôàòå.

Ìíîãî÷èñëåííûå  ïèñüìåííûå èñòî÷íèêè ñîîáùàþò î ñòðîèòåëüñòâå «áîëüøîé ñîáîðíîé ìå÷åòè» â 115 ãîäó õèäæðû (733/4ã.) çàâîåâàâøèì Äåðáåíò àðàáñêèì ïîëêîâîäöåì Ìàñëàìîé èáí Àáä-àë-Ìàëèêîì, êîòîðîãî ìåñòíàÿ èñòîðè÷åñêàÿ õðîíèêà «Äåðáåíä-íàìå» è íàðîäíûå ïðåäàíèÿ íàçûâàþò Àáó-Ìóñëèìîì. Ýòó æå äàòó ñîîáùàåò è àðàáñêàÿ íàäïèñü, ñîõðàíèâøàÿñÿ íàä öåíòðàëüíûì âõîäîì â ìå÷åòü: «Âõîäèòå ñþäà ñ ìèðîì è â ñïîêîéñòâèè!  ñòî ïÿòíàäöàòîì ãîäó õèäæðû ïðîðîêà — Äà áëàãîñëîâèò åãî Àëëàõ è ïðèâåòñòâóåò Åãî è âåñü åãî ðîä!».

Êðîìå ïðèâåäåííîãî âûøå àðàáñêîãî òåêñòà äðóãàÿ, êîìáèíèðîâàííàÿ íàäïèñü íàä âõîäîì ñîîáùàåò:

Àðàáñêè òåêñò: «Ãîä 115. Àëëàõ è åãî ïîñëàííèê. Áîæå áëàãîñëîâè Ìóõàììàäà è ðîä Ìóõàììàäà».

Ïåðñèäñêèé òåêñò: «Óïàëà ìå÷åòü â ñåìüñîò ñåìèäåñÿòîì. Âîññòàíîâèë Àôðèáóðç áåí Òåéìóðàç ñ ïîìîùüþ Âñåâûøíåãî. 770 ãîä õèäæðû».
 
Íàäïèñü íå ñîîáùàåò, êîãäà è â ñèëó êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâ ðàçðóøèëîñü çäàíèå ìå÷åòè.Íà ïðîòÿæåíèè ìíîãîâåêîâîé èñòîðèè Äæóìà-ìå÷åòü íåîäíîêðàòíî ïåðåñòðàèâàëàñü.

Åù¸ îäíà ïåðñèäñêàÿ íàäïèñü â ñòîðîíå îò ïåðâûõ, íà çàïàäíîì òîðöå ïîðòàëà, ñîîáùàåò èìÿ ñòðîèòåëÿ (àðõèòåêòîðà): «Íåò Áîãà êðîìå Àëëàõà, Ìóõàììàä ïîñëàííèê Àëëàõà. Âîèñòèíó ðàáîòà ìàñòåðà Òàäæ — àä-Äèíà áåí Ìóñà, áàêèíñêîãî ñòðîèòåëÿ».

Ñåãîäíÿ Äæóìà-ìå÷åòü ðàñïîëîæåíà â ñòàðîé ÷àñòè ãîðîäà è ïðåäñòàâëåíà êîìïëåêñîì ñàìûõ èíòåðåñíûõ àðõèòåêòóðíûõ àíñàìáëåé äðåâíåãî Äåðáåíòà. Âíóòðåííèé èíòåðüåð Äæóìà — ìå÷åòè ïîðàæàåò ñâîåé ãðàíäèîçíîñòüþ è ìîíóìåíòàëüíîé òîðæåñòâåííîñòüþ. Äâà ïàðàëëåëüíûõ ðÿäà ìîùíûõ êîëîíí ïåðåêèíóòûõ àðêàäîé êóïîëîâ è ñâîäîâ è ïîä÷åðêíóòûõ ñëàáûì âåðõíèì ñâåòîì íåáîëüøèõ îêîíöåâ, ñîçäàþò âïå÷àòëèòåëüíóþ ïåðñïåêòèâó ñâåòîòåíåé. Öâåòîâîé êîëîðèò êèðïè÷íûõ ñâîäîâ, ïîáåëåííûõ ñòåí è êîëîíí, ïîêðûâàþùèõ ïîë ÿðêèõ êîâðîâ, ïîëóìðàê è ïðîõëàäà, öàðÿùàÿ äàæå â çíîéíûé ëåòíèé äåíü, åù¸ áîëüøå ïîä÷åðêèâàþò ìîíóìåíòàëüíóþ òîðæåñòâåííîñòü èíòåðüåðà ýòîãî, îäíîãî èç êðóïíåéøèõ è äðåâíåéøèõ ìóñóëüìàíñêèõ êóëüòîâûõ ñîîðóæåíèé Êàâêàçà.

 êîìïëåêñ Äæóìà — ìå÷åòè òàêæå âõîäèò çäàíèå ìåäðåñå, êîòîðîå ñîñòîèò èç ðÿäà íåáîëüøèõ, îäèíàêîâûõ ïî ðàçìåðàì ïîìåùåíèé äëÿ ó÷åíèêîâ. Ïåðåä âõîäîì â êàæäîå òàêîå ïîìåùåíèå óñòðîåíû ïåðåêðûòûå ñòðåëü÷àòûì ñâîäîì ëîäæèè, îáðàçóþùèå ôàñàä ìåäðåñå â âèäå àðêàäû èç òåñàíîãî êàìíÿ.

Äæóìà-ìå÷åòü áûëà ñàìûì êðóïíûì çäàíèåì â ãîðîäå. Åå ðàçìåðû ïî òåì âðåìåíàì ñ÷èòàëèñü âíóøèòåëüíûìè. Ïðÿìîóãîëüíîå, âûòÿíóòîå ñ âîñòîêà íà çàïàä, çäàíèå ìå÷åòè, èìååò äëèíó 68 ìåòðîâ è øèðèíó 28 ì – ñ þãà íà ñåâåð. Êóïîë Äæóìà-ìå÷åòè, ïîäíèìàþùèéñÿ íàä çåìëåé íà 17 ìåòðîâ, áûë ãëàâíûì ýëåìåíòîì ñèëóýòà äðåâíåãî ãîðîäà.  Äâîð ìå÷åòè – 55õ45 ì. Ñâîä çäàíèÿ îïèðàåòñÿ íà ñîðîê, âûòÿíóâøèõñÿ â äâà ðÿäà, êâàäðàòíûõ êîëîíí, ðàçäåëÿþùèõ çäàíèå íà òðè äëèííûõ íåôà. Øèðèíà ñðåäíåãî íåôà – 6,3 ì, áîêîâûõ – ïî 4 ì, îíè ðàçäåëåíû êâàäðàòíûìè ñòîëáàìè-îïîðàìè (97õ97 ñì) ñ ïðîôèëèðîâàííûìè êàïèòåëÿìè. Ìåæäó ñòîëáàìè ïåðåêèíóòû ñòðåëü÷àòûå àðêè.  ñåðåäèíå þæíîãî íåôà èìååòñÿ âûñòóïàþùèé êâàäðàòíûé çàë, ïåðåêðûòûé ñòðåëü÷àòûì êóïîëîì. Þæíàÿ ñòåíà çàëà ðàñïèñàíà ìàñëÿíûìè êðàñêàìè, äåêîðàòèâíûì ðàñòèòåëüíûì îðíàìåíòîì è öèòàòàìè èç Êîðàíà. Ýòî ìèõðàá, óêàçûâàþùèé ñòîðîíó ñâÿùåííîãî ãîðîäà ìóñóëüìàí — Ìåêêè. Ìàññèâíûé ïîðòàë ãëàâíîãî âõîäà, âûñòóïàþùèé îò ïëîñêîñòè ñòåíû, ðàñïèñàí ÿðêèì ðàñòèòåëüíûì îðíàìåíòîì, âûðåçàííûìè íà êàìíå öèòàòàìè èç Êîðàíà è ñîîáùåíèÿìè î ñòðîèòåëüñòâå è ðåìîíòå çäàíèÿ. Ïðåæäå íà ñòåíàõ Äæóìà-ìå÷åòè áûëî î÷åíü ìíîãî àðàáñêèõ è ïåðñèäñêèõ íàäïèñåé, êîòîðûå íå ñîõðàíèëèñü ïîñëå ðåñòàâðàöèè.
 
Àðõèâíûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî ìåäðåñå, îñíîâàííîå â XV â. è ïåðåñòðîåííîå ïðè Øèõ-Àëè-õàíå, áûëî çàòåì ðàñøèðåíî (äî íà÷àëà XIX â, ìåäðåñå ñîñòîÿëî ëèøü èç øåñòè öåíòðàëüíûõ ñåêöèé) è îêîí÷åíî ñòðîèòåëüñòâî óæå ïîñëå 1810 ã.

Ñòðîèòåëüñòâî ìåäðåñå è ôîðìèðîâàíèå âñåãî êîìïëåêñà Äæóìà — ìå÷åòè áûëî, ïî-âèäèìîìó, çàâåðøåíî ëèøü â 1815 ã., òàê êàê èìåííî â ýòîì ãîäó áûëè ïîñòðîåíû îäíè èç âîðîò êîìïëåêñà (î ÷åì ñîîáùàåò ïåðñèäñêàÿ íàäïèñü íà âîðîòàõ).
Åñòü â ýòîì äâîðå åùå îäíà äåòàëü, çàñëóæèâàþùàÿ âíèìàíèÿ: ýòî íåáîëüøîé ñòîëá, ðàñïîëîæåííûé ìåæäó äâóìÿ ïëàòàíàìè. Åãî óñòàíîâèë Íàäûð-øàõ. Ïðè âçÿòèè ãîðîäà îí ïîâåëåë ñîçâàòü âñåõ æèòåëåé, çàùèòíèêîâ ãîðîäà íà ýòî ìåñòî, æåëàÿ ïîêàçàòü ñâîþ âëàñòü è ñóðîâîñòü, ïðèêàçàë âûðâàòü ïî îäíîìó ãëàçó, òåì, êòî ïðèø¸ë è ïî äâà, òåì, êòî íå ïðèøåë, è çàòåì áûëè çàõîðîíåíû ïîä ýòèì êàìåííûì ñòîëáîì âî äâîðå ìå÷åòè.

 êîíöå 20-õ ãîäîâ XVIII âåêà ïèñàòåëü-äåêàáðèñò Àëåêñàíäð Áåñòóæåâ-Ìàðëèíñêèé òàê îïèñûâàë Äæóìà-ìå÷åòü:

«…Ñòèõ èç Êîðàíà ãîðèò íàä ãëàâíûìè äâåðÿìè. Âõîäèòå, è âäðóã êàêîé-òî ñóìðàê îáúåìëåò âàñ, íåâîëüíîå áåçìîëâèå óâàæåíèÿ ïîêîðÿåò… Òèõî æóð÷èò ìîëèòâà ïðàâîâåðíûõ; ñèäÿ íà êîëåíÿõ èëè ïðèïàâ ê êîâðó, îíè ïîãðóæåíû â áëàãîãîâåíèå; íè ñëóõ, íè âçîð íå âçûâàþò èõ âíèìàíèå íà îêðóæåííûå ïðåäìåòû. Íàïðàâî è íàëåâî ïî äâà ðÿäà àðêàä ñî ñòðåëü÷àòûìè ñâîäàìè, ïåðåïëåòàÿ íà ïîìîñòå òåíè ñòîëáîâ ñâîèõ, óõîäÿò â ñóìðàê. Òàì è ñÿì êóïû ìîëÿùèõñÿ ÷óòü îçàðåíû áëåäíûì ñâåòîì, çàðîíèâøèìñÿ âî ìãëó ñêâîçü íåáîëüøèå îêíà ñâåðõó. Ëàñòî÷êè ðåþò ïîä êóïîëîì è âûëåòàþò â ïîäíåáåñüå, áóäòî ñëîâà ìîëåíèÿ; âñ¸ äûøèò îòñóòñòâèåì íàñòîÿùåãî… è íàâåâàåò ïðîõëàäíî-îòðàäíûå ÷óâñòâà óñòàëîìó ñåðäöó»

Èñòîðèÿ Äæóìà — ìå÷åòè ïîìíèò ñëîæíûå âðåìåíà ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ. Åå çàêðûòèå â 30-å ãîäû äâàäöàòîãî âåêà øëî â ðóñëå îáùåé àòåèñòè÷åñêîé êàìïàíèè, ðàçâåðíóòîé ïî âñåìó ÑÑÑÐ. Îäíàêî, â îòëè÷èå îò òûñÿ÷ äðóãèõ êóëüòîâûõ ó÷ðåæäåíèé, ñóäüáà Äæóìà — ìå÷åòè îêàçàëàñü áîëåå öèíè÷íîé: â 1938-1943 ãã. îíà íàõîäèëàñü â ðóêàõ ÍÊÂÄ è ñëóæèëà ãîðîäñêîé òþðüìîé ñî âñåìè àòðèáóòàìè ýòîãî ó÷ðåæäåíèÿ.  1943 ãîäó â ðàçãàð Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ïîñòàíîâëåíèåì èç Ìîñêâû ìå÷åòü áûëà ïåðåäàíà øèèòñêîìó äóõîâåíñòâó, ïðîèãíîðèðîâàâ, ÷òî ìå÷åòü âñåãäà ïðèíàäëåæàëà ñóííèòàì, íå ñ÷èòàÿ âðåìÿ, êîãäà ãîðîä áûë çàõâà÷åí Íàäèð-øàõîì, ñ ïðàâîì äàëüíåéøåãî èñïîëüçîâàíèÿ ïî íàçíà÷åíèþ. Îñíîâíàÿ ïðè÷èíà, ïî êîòîðîé â ñîâåòñêîå âðåìÿ øèèòû «ïðèáðàëè ê ðóêàì» ñàìóþ äðåâíþþ ìå÷åòü â Ðîññèè, øåéõ Ñèðàæóòäèí Õóðèêñêèé îáúÿñíÿë êàê ýëåìåíò ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè, è ýòèì øàãîì õîòåëè âûçâàòü ñèìïàòèè þæíîãî ñîñåäà.

Ñòàðîæèëû Äåðáåíòà âñïîìèíàþò, ñ êàêèì òðóäîì èì ïðèõîäèëîñü î÷èùàòü ìå÷åòü îò òþðåìíîé ñêâåðíû. Ïðè÷åì åå îáîðóäîâàíèå è âîññòàíîâëåíèå îñóùåñòâëÿëîñü èñêëþ÷èòåëüíî çà ñ÷åò äîáðîâîëüíûõ ïîæåðòâîâàíèé âåðóþùèõ.

 ñîâåòñêèå ãîäû Äæóìà-ìå÷åòü â Äåðáåíòå ÿâëÿëàñü êðóïíåéøåé íà Ñåâåðíîì Êàâêàçå. Íà ïÿòíè÷íûé íàìàç ñþäà ñúåçæàëèñü âåðóþùèå èç ìíîãèõ ðàéîíîâ Äàãåñòàíà.

Âåñü ýòîò êîìïëåêñ íàïîëíåí íåîáûêíîâåííîé òèøèíîé, ëèøü èçðåäêà íàðóøàåìîé ïðîåçæàþùèìè ìèìî îòêðûòûõ âîðîò ìàøèíàìè. Ïî ñâîåé êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé çíà÷èìîñòè ýòà ìå÷åòü ñîïîñòàâèìà ñ êóëüòîâûìè ñîîðóæåíèÿìè Èåðóñàëèìà, Ìåäèíû è Ìåêêè. Ýòî ñàìàÿ äðåâíÿÿ ìå÷åòü èç âñåõ áîëüøèõ ìå÷åòåé â Ðîññèè.

Ñìåíÿëèñü ýïîõè, ñîòðÿñàëèñü ñòèõèéíûå áåäñòâèÿ, óõîäèëè ïîêîëåíèÿ çà ïîêîëåíèÿìè, Äåðáåíò ïîñòåïåííî ìåíÿë ñâîé îáëèê, à åãî Äæóìà-ìå÷åòü, êàê íåïðèñòóïíàÿ êðåïîñòü, ñòîèò è ñåãîäíÿ, âûäåðæàâ âñå èñïûòàíèÿ âðåìåíåì.
È ñ òîãî ïàìÿòíîãî ãîäà Äæóìà-ìå÷åòü ïðîäîëæàåò âûïîëíÿòü ñâîþ ñâÿùåííóþ ðîëü è ñëóæèòü äóõîâíîé îïîðîé âåðóþùèõ è ïðàâåäíûõ ëþäåé.
 
Ñïóñòÿ 1300 ëåò Äæóìà-ìå÷åòü ñíîâà ïðåäñòàëà ïåðåä íàìè â ïåðâîçäàííîì âèäå è âåëèêîëåïèè. Ñìåíÿëèñü ýïîõè, ïðîèñõîäèëè ñòèõèéíûå áåäñòâèÿ, óõîäèëè ïîêîëåíèÿ íàðîäîâ, ãîðîä ìåíÿëñÿ, à Äæóìà-ìå÷åòü, êàê íåïðèñòóïíàÿ êðåïîñòü Àëëàõà, ñòîèò è ñåãîäíÿ, âûäåðæàâ âñå èñïûòàíèÿ ýïîõè.

Íåñìîòðÿ íà ñâîþ ìíîãîâåêîâóþ èñòîðèþ, ìå÷åòü õîðîøî ñîõðàíèëàñü. Äæóìà ìå÷åòü âíåñåíà â ðååñòð êóëüòóðíîãî íàñëåäèÿ ÞÍÅÑÊÎ.

Ïëàòàíû Äæóìà-ìå÷åòè

À áåñöåííûì ïîäàðêîì è óêðàøåíèåì Äæóìà -ìå÷åòè, íåñîìíåííî, ÿâëÿþòñÿ ñòàðûå ïëàòàíû — ÷åòûðå äåðåâà, îäíî âåëè÷åñòâåííåå äðóãîãî, îíè êðàñèâî âîçâûøàþùèåñÿ íàä âûñîêèì êóïîëîì ìå÷åòè. Ïî íèì Äæóìà-ìå÷åòü óçíàåòñÿ ñ ëþáîé òî÷êè äðåâíåãî ìóñóëüìàíñêîãî ãîðîäà.

Íà òåððèòîðèè Äæóìà-ìå÷åòè, ñîõðàíèâ êðîíó è âåêîâóþ êîðíåâóþ ñèñòåìó, ðàñòóò «ïëàòàíû âîñòî÷íûå», âîçðàñò êîòîðûõ îïðåäåëåí ñåðòèôèêàöèîííîé êîìèññèåé êàê ìíîãîâåêîâîé. Åùå â 1978 ãîäó Ïîñòàíîâëåíèåì Ñîâåòà ìèíèñòðîâ ÄÀÑÑÐ äåðåâó ïðèñâîèëè ñòàòóñ «Ïàìÿòíèê ïðèðîäû Ðåñïóáëèêè Äàãåñòàí».  2012 ãîäó Ñîâåòîì ïî ñîõðàíåíèþ ïðèðîäíîãî íàñëåäèÿ íàöèè â Ñîâåòå Ôåäåðàöèè Ôåäåðàëüíîãî Ñîáðàíèÿ ÐÔ ïëàòàíû áûëè çàíåñåíû â ðååñòð ñòàðîâîçðàñòíûõ äåðåâüåâ Ðîññèè».  ðàìêàõ âñåðîññèéñêîé ïðîãðàììû «Äåðåâüÿ – æèâûå ïàìÿòíèêè ïðèðîäû» äåðáåíòñêèå ïëàòàíû, íàõîäÿùèåñÿ íà òåððèòîðèè ãîðîäñêîé Äæóìà — ìå÷åòè, áûëè ïðèçíàíû ïàìÿòíèêàìè æèâîé ïðèðîäû âñåðîññèéñêîãî çíà÷åíèÿ è âçÿòû ïîä îõðàíó. Ïî îöåíêàì ó÷åíûõ, èõ âîçðàñò ðàâíÿåòñÿ íåñêîëüêèì ñòîëåòèÿì. Äåðáåíòñêèå óíèêàëüíûå ïëàòàíû, êàê è ñîñíà Áàéêóøåâà â Áîëãàðèè, äóá Êàéçåðà â Áåðëèíå, òîïîëü â ñåëå Êîíñòàíòèíîâî, ëèñòâåííèöà Ïåòðà Ïåðâîãî â áîòàíè÷åñêîì ñàäó ÌÃÓ, ñòàëè äîñòîïðèìå÷àòåëüíîñòüþ ãîðîäà, ðåñïóáëèêè è âñåé ñòðàíû.

Ïî ïðåäàíèþ, íåêîòîðûå ïëàòàíû âî äâîðå Äæóìà — ìå÷åòè áûëè ïîñàæåíû â 9 âåêå âåëèêèì ó÷åíûì è èìàìîì Øàðèàòà è òàðèêàòà Àáóëü-Êàñûì àëü-Äæóíàéä àëü-Áàãäàäè, êîòîðûå äîëæíû áûëè èãðàòü îäíó èç ãëàâíûõ ðîëåé ïî ñîõðàíåíèþ ìå÷åòè îò ïðèðîäíûõ íàïàñòåé. Ïðèìåðíûé âîçðàñò ïëàòàíîâ — 600, 800 è 950 ëåò. Âîñòî÷íûå ïëàòàíû æèâóò äâå òûñÿ÷è ëåò. Äåðáåíòñêèå ïàòðèàðõè îòñëóæèëè æèòåëÿì ãîðîäà è ìå÷åòè ïîëîâèíó ñâîåãî ñðîêà. Ïëàòàíû âåêàìè ñïàñàëè ìå÷åòü îò ðàçðóøåíèÿ. Äåðåâüÿ âûòÿãèâàþò èç çåìëè âñþ âëàãó. Ïîýòîìó â ìå÷åòè âñåãäà ñóõî. È ñûðîñòü íå ãðîçèò ýòèì ñòåíàì è êóïîëàì 8 âåêà. Êðîìå òîãî ìîùíàÿ êîðíåâàÿ ñèñòåìà ïðî÷íî äåðæèò ãðóíò. Ñëîâíî æèâàÿ àðìàòóðà èëè ñòàëüíàÿ ñåòêà. Áåðåæ¸ò ìå÷åòü îò ñèëüíûõ çåìëåòðÿñåíèé. Äåðåâüÿ, êîòîðûå æèâóò óæå òûñÿ÷è ëåò íà òåððèòîðèè Äæóìà -ìå÷åòè, ÿâëÿþòñÿ áåñöåííûì áîãàòñòâîì è óêðàøåíèåì ìåñòíîñòè. Êàæäîå èç ýòèõ äåðåâüåâ åù¸ è îãðîìíûé ìèð äëÿ íàñåëÿþùèõ åãî ïòèö è íàñåêîìûõ. Çà âíóøèòåëüíûì âîçðàñòîì îòäåëüíûõ äåðåâüåâ ïîðîé ñòîÿò ÿðêèå, èñòîðè÷åñêèå ñîáûòèÿ.

  • Сочинение про любовь марии и дубровского
  • Сочинение про маму врача 5 класс
  • Сочинение про маму 4 класс небольшое по русскому родному языку
  • Сочинение про любимый вид спорта на английском
  • Сочинение про любимый предмет в школе