Сочинение про кикимору 5 класс по музыке

Существует ли кикимора болотная? конечно, очень много вопросов крутится вокруг этой старушки. раньше было мнение, что кикимора появлялась там, где

Существует ли Кикимора Болотная? Конечно, очень много вопросов крутится вокруг этой старушки. Раньше было мнение, что Кикимора появлялась там, где был убит или утонул ребенок, таким образом, погибшие дети становились Кикиморами. Или дети, которых прокляли свои родители. А в некоторых источниках, есть информация, что Кикимора Болотная была женой лешего и хозяйкой болот.
Также кикиморой становились девочки, рожденные от огненного змея. Он выбирал свою жертву, добирался по воздуху до её дома в виде огненного шара. Плод этой любви проклинали. И если верить славянским мифам, еще в чреве такого ребенка забирала нечистая сила и воспитывала у себя. Поэтому можно ли Кикимору называть старушкой?

Почему это существо так назвали?

Кикимора, Кукимора, а могли и Шишморой назвать. Само слово состоит из нескольких частей. Первое кик – означает горбатое, кривое. А вторая часть мора – происходит из славянского корня «смерть», от известной богини смерти Моры. И появлялась она там, где была гибель ребенка. Вот и получается, что возникала она только там, где нехорошее место.
Кикимора Болотная принимает образ горбатой, кривой несимпатичной уродливой женщины, с маленькими глазами, тоненькими губами и нос крючком. Ростом маленькая, тело не толще соломинки, голова с наперсток. На лице и по телу могут быть бородавки. А волосы длинные и запутанные, с тиной и болотными растениями. Когда попадает под лучи солнца, становиться зеленой. Быстро бегает как по небу, так и по земле, становится не видимой, но видит на очень дальние расстояния.

Где живет Кикимора Болотная?

Существует мнение, что днем она в лесу на болоте, а ночью приходит в дом.
В старые времена Кикимора в доме возилась с пряжей, подпискивала, подскакивала от удовольствия, тем самым пугала хозяев. После нее в доме все вещи были разбросаны, она путала пряжу, пачкала её, гремела и разбивала посуду. Следовательно, спокойно жить в таком доме люди не могли.
Ночью можно не только услышать подпискивания, но и крик ребенка. Или начинает делать маленькие пакости. Не дает спать по ночам, пугает, портит вещи, разбивает посуду. Мучает скотину, выдирает волосы с домашних животных или с жильцов дома. В доме ночью находиться, просто не возможно.
Но существует поверье, что злые люди могли специально подселить в дом Кикимору. И тогда, от такой соседки страдали все, в доме мерещатся животные, свит, шум и плач. Это могло привести к печально концу для хозяина дома.
А попытки переехать из дома, в котором жила Кикимора, становятся не удачными. Она со своим хозяином переедет и в другой дом. Если конечно не найдут, куклу или вещь похожую на человека. Только сжечь этот предмет поможет избавиться от нее.
Днем люди видят её редко, если конечно она не собирается запугать и заблудить в лесу человека. А если случилось так, что человек тонет, то она точно не даст ему возможности спастись.
Когда зима заканчивается и начинается весна отмечали день Маремьяны Праведной, день Мары-Морены (Мораны) это 16 февраля по старому стилю или 2 марта по новому. день весеннего равноденствия, а в народе именины у Кикиморы Болотной. Морена – богиня смерти, зимы и ночи.
Из рассказов древних легенд можно узнать, что Морана, за своими злодеями каждое утро пытается похитить солнце, чтобы весна не наступала. Но каждый раз не получается и они уходят от мощи и красоты солнца. И после ухода Кикиморы Болотной всегда наступает весна. Именно поэтому существует до сих пор весенний обряд по сжиганию чучела на масленицу, которое торопит зиму, чтобы быстрее пришла весна.
А старину в этот день задабривали кикимору, что бы она давала спокойно жить людям. Убирались в доме, намывали стены и пол, выкидывали старую одежду и разбитую посуду. Подметали все тропинки во дворе до ближайшей воды, это мог быть и колодец или водоем. После уборки все тряпки и веник выбрасывали или сжигали.
Конечно, много вопросов существует ли она на самом деле. В лесу она издает крик ребенка, смех, плач человека, её не видно, на глаза она не появляется, но ощущение что за тобой следят, есть. В лесу звуки могут появиться, когда метан выходит из глубин почвы. Но человеческий плач трудно с чем- либо перепутать.
Как обычно бывает, человек слышит крик ребенка или плач, бежит его спасать. Попадает в зеленую ловушку, которая его тянет вниз, и чем сильнее он сопротивляется, тем быстрее уходит в глубину. Так развлекает себя Кикимора, и только перед самым концом из опушек мха появляется она. Описывают Кикимору Болотную как страшную, зеленую женщину с бородавками на лице, запутанными длинными волосами, со мхом на голове. Её зловещий смех и страшный вид пугает и лишает последних сил человека.
В лесу кикимора болотная может еще запутать и заблудить людей. Она образует святящиеся огоньки. Они напоминают свет из окон домой. Люди идут на свет огоньков, как на свет жилища, и сбиваются с пути, попадая в её ловушку. И больше уже никогда не найдут выход из леса.
Когда ходите по лесу – будьте осторожны, не попадитесь на хитрости Кикиморы Болотной. Она злой персонаж славянской мифологии, поэтому так стали называть в наше время вредных и скверных людей.

Кикимора болотная -Мифические существа.

Цель: сформировать наиболее полное представление о Кикиморе через
слово, музыкальную речь и изобразительное искусство.

Задачи:

  1. дать определение жанров сказания и симфонической миниатюры как одного из
    направлений связи музыки и литературы;
  2. провести анализ сказания о Кикиморе, познакомить с личностью композитора
    Лядова и его симфонической миниатюрой “Кикимора”;
  3. развивать мышление, память, логику, чувство литературного и музыкального
    вкуса у учеников;
  4. воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа,
    уважение к его историческому прошлому и культуре.

Оборудование: иллюстрации с изображением Кикиморы, музыкальный “цветик
– семицветик”, аншлаги “симфоническая миниатюра”, “партитура”, учебники
литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса
(авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради, изображения Кикиморы,
запись симфонической миниатюры Лядова.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока:

А) прослушивание музыки Лядова “Про старину”, вступительное слово
учителя;
Б) фронтальная беседа о славянской мифологии и образе Кикиморы;
В) чтение и анализ сказания, словарная работа;
Г) прослушивание и анализ музыкального произведения.

3. Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”.

Учитель музыки:

Только что прозвучал фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про
старину”. Как вы думаете, судя по мелодии, чуму будет посвящен наш урок?

Предполагаемый ответ:
мы будем говорить о чем – то таинственном, мифическом, загадочном

.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель литературы:

На одном из предыдущих уроков литературы мы с вами говорили о мифологии
древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности:

– Что такое миф?

Предполагаемый ответ:
Жанр устного народного творчества, в котором отражены представления народа о
возникновении земли и неба, природных явлений и т.п.

– Каких богов древних славян вы знаете?

Предполагаемый ответ:
Перун, Макошь, Даждьбог и т.п.

– Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?

Предполагаемый ответ:
Кощей Бессмертный, Марья – Моревна,
Баба – Яга, Леший, Кикимора и т.п.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской
мифологии – Кикиморе.

– Кто такая Кикимора?

– Как она выглядит? Чем занимается?

Прочитаем ее характеристику в учебнике литературы на странице 108 и в
учебнике музыки на странице 19.

Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: “Кикимора
(“шишимора, мара”) в русских поверьях малютка – невидимка женского пола, живущая
в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем”.

Запись в тетрадь:

Кикимора от слов “кика” (головной убор с рогами) и “Мара” (воплощение зла) –
мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.

Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание
русского народа.

Дайте определение сказания.

Предполагаемый ответ:
Сказание – жанр УНТ, в котором сочетаются
черты сказки и мифа, он отражает представления
народа о сущности того или иного явления действительности.

Чтение сказания на странице 19 учебника музыки.

Какие слова показались вам непонятными?

Кудесник
Тешит
Кудель конопельная
Сучит пряжу пеньковую
Снует основу шелковую
Спознать

Какие мифологические герои встречаются в сказании?

Кот Баюн, Кикимора

Кто такой Кот Баюн?

Мифологическое существо – кот,
который рассказывал сказки,
пел колыбельные песни.

Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается?

Определите выразительные средства.

Запись в тетрадь основных эпитетов.

На сколько частей можно разделить сказание?

  1. Кикимора в детстве;
  2. взрослая Кикимора.

Докажите, что это произведение устного народного творчества?

Учитель музыки:

Это народное сказание стало основой для создания симфонической миниатюры А.К.
Лядова “Кикимора”.

Сообщение ученика о композиторе:

А.К. Лядов (1855–1914) родился и жил в городе Санкт – Петербург. С
малолетства будущий композитор обучался игре на скрипке и фортепиано, увлекался
чтением. Часто проводил время в театре, где работал музыкантом его отец. Став
взрослым, А.К. Лядов работал педагогом в консерватории и писал музыку.

Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и
многообразной связью с русской песней и поэзией. Это вокальная музыка –
обработки народных песен, детские песни на народные стихи (прибаутки, шутливые
сказочки, припевки, колыбельные, забавные обращения к дождю и морозу, песни о
птицах и животных). Музыка их необычайно поэтична, искренна, полна душевного
тепла. Всего Лядов обработал 150 русских народных песен.

Так же любовь композитора к народному творчеству, глубокое понимание его
своеобразия и духа отразилось в создании так называемых симфонических миниатюр
“Баба Яга”, “Волшебное озеро”, “Кикимора”.

Учитель музыки:

Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение
для симфонического оркестра.

Давайте поиграем в композитора.

С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?

Предполагаемый ответ:
С определения темы и
составления плана, программы.

На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?

Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника, Кот Баюн,
природа, хрустальная колыбелька
Кикимора.

Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?

Предполагаемый ответ:
Из двух.

Партитура. Как она будет выглядеть?

Для четкого ответа пользуйтесь таблицей – музыкальным “цветиком –
семицветиком” и таблицей “Симфонический оркестр”.

Опишите звучание первой части.

Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника – медленный темп, минорный лад,
холодный тембр медных духовых инструментов.
Таинственная музыка, изображающая глушь,
недоступность для людей.

Показ варианта Лядова.

Предполагаемый ответ:
Кот Баюн – темп мягкой колыбельной,
нежные добрые интонации, английский рожок.
Хрустальная колыбелька изображена челестой.

Разучивание колыбельной – вариант Лядова.

Предполагаемый ответ:
Кикимора в детстве – резкие выкрики
деревянных духовых инструментов: флейты и гобоя.
Капризные интонации.

Показ учителем темы на фортепиано.

Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Предполагаемый ответ:
Быстрый темп, раздел начинается с темы Кикиморы, ее суетливого бега, который
не прекращается. Ритм скачущий, колючие акценты, резкие мелодичные фразы
должны создать образ злобного, пронырливого существа.

Какую работу выполняет Кикимора?

Предполагаемый ответ:
Прядет, снует. Ощущение плавности
должны создать струнные инструменты.

Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?

Предполагаемый ответ:
Духовые инструменты.

Прослушание миниатюры.

Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность –
помогли создать произведение?

Предполагаемый ответ:
Контраст

Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти
сказочные события?

Предполагаемый ответ:
Использование интонаций, форма миниатюры.

Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?

Предполагаемый ответ:
Кикимора исчезает из виду. С ней исчезает и зло.
На фоне пиццикато контрабасов
звучит визгливый форшлаг флейты – пикколо.

Учитель литературы.

Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?

Предполагаемый ответ:
Она одинока.

Итоги урока:

Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему?

Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа?

Предполагаемый ответ:
Оживила события, заставила пережить события,
глубоко их прочувствовать.

Заканчивается урок исполнением песни “Про сказку” музыка В. Шаинского, слова
Ю. Энтина.

Дома ученикам предлагается изобразить Кикимору при помощи красок, подобрать
строки из сказа.

  • Сочинение про испанию на английском языке с переводом
  • Сочинение про ирландию на английском
  • Сочинение про игрушку лошадку
  • Сочинение про исторический музей 4 класс
  • Сочинение про инвалидов 5 класс