Главным героем в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Этот парень выходец из семьи бедных помещиков. Он смелый и серьезный. Обладает приятной внешностью. У него бледное лицо, ровный нос и русого цвета волосы. У парня приятный звучный голос. Дубровский выглядит довольно благородно.
Парень хорошо воспитан. Он добрый, честный, храбрый, великодушный. Ему присуща манерность. У Дубровского были недостатки, в принципе как у каждого человека. Он был очень расточительным и любил азартные игры. Проживая в Петербурге, он проиграл в карты большую сумму денег. Но, несмотря на это он остался человечным. Парень очень любил отца. Его заботило здоровье папы. Так же он хорошо и по-доброму относился к крепостным. Он влюбился в Марию дочь его врага Троекурова.
Все за, что он брался, у него с легкостью получалось. Он без труда выучил французский язык, прекрасно играл роль учителя. Он преподавал Марии, так же они вместе пели и танцевали. Еще он занимался уроками с Сашей (сын Троекурова), он преподавал ему географию и математику.
Троекуров ради своей забавы запер Дубровского в клетке с живым медведем. Он так развлекался, он получал удовольствие, когда другие испытывали чувство страха. В этой ситуации Дубровский показал свою храбрость и бесстрашие. Он не стал плакать и умолять о помощи. Он собрался с силами и убил огромного медведя. Дубровский затаил злобу на Троекурова. Он даже придумал план мести. Он хотел убить Троекурова, но не смог этого сделать потому, что любил Марию.
Дубровский был умным и мудрым человеком. Он был развит не по годам. Он хорошо планировал каждое дело и никогда не допускал ошибок. Парень увлекался психологией, поэтому хорошо разбирался в людях. Он их видел на сквозь. Он мастерски уговорил настоящего французского учителя отдать ему документы и разрешить Дубровскому выдать себя за преподавателя. Парень великолепно справился с ролью учителя и сумел втереться в доверие к Троекурову. Дубровский хорошо мог себя контролировать.
Дубровский это мужчина, который обладает необходимыми для жизни качествами и навыками. Он добрый, мудрый. Он владеет многими знаниями. Его можно считать противоречивым персонажем. У него много положительных качеств. Плохое в нем только то, что он мстительный и злопамятный. Пристрастие к картам так же не красит Дубровского. В принципе этого персонажа можно любить за его доброе сердце и ум.
Сочинение 2
Владимир Дубровский не хотел становиться разбойником. Но так жизнь повернулась. Он военный, обедневший дворянин, сын небогатого помещика. Ему 23 года, симпатичный молодой человек с карими глазами и светлыми волосами, всегда чисто выбрит, как и полагается военному. Он рано потерял мать, его сначала воспитывал отец.
А потом определил его в военное училище в Петербурге. Появился звучный голос и красивая осанка. Владимир оканчивает кадетский корпус и получает назначение в гвардию в звании корнета. Впереди его ждала блистательная карьера военного. Он уже служит в элитном гвардейском полку.
Как все молодые люди того времени, Владимир не задумывается о своём будущем, проигрывает деньги в карты, тратит их на вино и женщин. Но внезапно тяжело заболевает отец, а потом умирает. И он вынуждено оставляет службу и приезжает своё родовое имение.
И тут выясняются подробности болезни и смерти отца. Соседский помещик Троекуров поссорился с отцом из-за его замечания по поводу крепостных крестьян. Тот затаил злобу на старшего Дубровского и решил разорить его. И с помощью купленных судей отобрал дом и поместье. С Дубровским случился инсульт и он умер.
Сын решил отомстить за отца. А что ему остаётся делать? Без денег, без поместья, без родного гнезда. Отчий дом он поджёг, чтобы тот не достался Троекурову. Там чуть не сгорели чиновники, которые приехали описывать имущество. Крестьяне подпёрли входные двери.
Крепостных отпустил на свободу. Он помимо своей воли становится предводителем банды разбойников. Они грабят богатых, но не трогают бедных людей. И заполыхали окрестные поместья. Но поместье Троекурова он не трогал. Ему он придумал другую месть.
Владимир знает, что у Троекурова есть дочка, его ровесница. Вот он решает отомстить через неё и нанимается к ней гувернёром и учителем французского языка. Также учит её танцам и музыке. Но судьба сыграла с ним злую штуку. Он влюбился в девушку и открывается ей.
Троекуров не щадит никого, даже собственную дочь он решает выдать за старого князя Верейского. Влюблённые решают бежать за границу. Но у них это не получается. Владимир опаздывает, проходит венчание. Неравный брак заключён. Он не решается убить старого князя на глазах у Маши. Тем более, что сама Маша отвергает Дубровского.
Смысл дальнейшего существования потерян. Ради чего теперь жить? А главное, мстить. Дубровский распускает банду и уезжает за границу. И сразу же грабежи и поджоги прекращаются.
Характеристика Владимира Дубровского из романа Пушкина
Главный персонаж романа — Владимир Дубровский. Это молодой человек привлекательной, но ничем не выдающейся внешности. У него бледное лицо, русые волосы, большие карие глаза, прямой нос.
Владимир сын небогатого помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Потеряв рано мать, он получает воспитание в Кадетском корпусе Петербурга. Затем поступает на службу корнетом в гвардейский пехотный полк. Отец не жалеет средств на содержание сына. Владимир ведёт роскошный образ жизни, расточителен в тратах, играет в карты, живет в долг и не заботится о будущем. Он думает, что у него будет богатая невеста.
Неожиданное известие о болезни отца меняет все планы молодого человека на жизнь. Владимира мучают угрызения совести за то, что он не интересовался жизнью своего единственного родного человека. Он незамедлительно едет на помощь своему отцу. Владимира ждут печальные события. Отец умирает, а родовое имение переходит во владения Троекурова, виновника всех бед Дубровских.
Молодой человек принимает решение сжечь свой родной дом, чтобы не оставлять его врагу и с верными ему людьми уходит в Кистинёвскую рощу. С этих пор он со своей шайкой грабит богатых помещиков и сжигает их дома. Все в округе удивляются, почему Дубровский не трогает усадьбу своего заклятого врага Троекурова. Оказывается, когда он, следил за домом Троекурова, думая, как его лучше поджечь, чтобы перекрыть все выходы, неожиданно увидел там Машу. Прекрасное видение останавливает преступные планы Дубровского. Он отказывается от мести Троекурову ради его дочери. С тех пор он мечтает быть рядом с Машей. Под видом французского гувернёра Владимир проникает в дом помещика. За короткое время ему удаётся войти в доверие домочадцев и расположить к себе не только Машу, но и её отца, проявив смелость и находчивость в схватке с медведем — любимом развлечение Троекурова.
Когда Владимиру грозит разоблачение, он вынужден покинуть дом помещика. На прощание Дубровский договаривается с Машей о том, что, если ей понадобится помощь, то она должна подать ему знак. В то же время Троекуров насильно выдаёт дочь замуж за нелюбимого богатого князя. Обстоятельства поворачиваются против влюбленных. Владимир не успевает спасти Машу от скоропалительного брака.
После всех событий Дубровский объявляет своим сообщникам, что он оставляет их, и разбойники сами вправе решить свою участь. Для этого у них достаточно средств на безбедное существование. После этого разбои в округе прекратились, а Дубровский предположительно уехал за границу.
Таким образом, А.С. Пушкин показал нам доброго и благородного человека, которого несправедливость заставила встать на преступный путь.
Вариант 4
Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю как талантливый писатель и поэт, который создал много замечательных произведений, который чтятся и читаются по сей день. К числу таких творений относится повесть под названием «Дубровский». Произведение по своей сути является чуток парадоксальным и вызывающим не мало противоречий и вопросов. Критиками был оценен нормально, также даже сегодня считается одним из лучших творений Пушкина.
В центре произведения разворачивается конфликт помещиков. После смерти одного из них, наследство переходит к его сыну, но другой, производя определенные незаконные махинации, лишает младшего Дубровского прав на владение усадьбы и пригребает к своим нечестным ручонкам все, что только можно. Теперь крестьяне, земля, дом – все принадлежит врагу покойного помещика. А его сынок остается ни с чем. Новый хозяин жестоко обращается с новоприобретенными слугами, да и не получается у него ими управлять и вести четко хозяйство.
Младший Дубровский уходит в лес. Спустя время крестьяне, считая Дубровского своим истинным хозяином, также уходят к нему. Там они занимаются разбоем, подобно какому занимался Робин Гуд. Тут начинаются настоящие приключения.
Что касается главного героя, его характера и других черт, то его можно отнести к числу мужчин, стоящих за правду. Дубровский отличается от своего отца тем, что он имеет более твердый характер и менее мягкий, чем был тот. Молодой человек амбициозен, не равнодушен к несправедливости и всегда борется за свободу, гордость и честь. Он в какой-то степени является примером настоящего дворянина. Чего нельзя сказать про его главного врага – Троекурова. Но судьба решает посмеяться над этим персонажем и заставляет его влюбиться в дочь злого помещики. После первой встречи Дубровский не в силах забыть о Маше. Автор показывает, что герой способен на настоящую любовь.
Лично у меня Владимир Дубровский вызывает двоякое отношение к себе. Месть – это плохое качество и может довести человека до ужасных дел. В то же время он хорошо относится к тем, кто является по сути его слугами. Он любит Машу Троекурову и желает ей добра, потому, чтобы не навредить, Дубровский не показывается на глаза ее отцу и не объявляет ему об отношениях Маши и себя.
В целом, Дубровский человек хороший, правдивый, честный, справедливый. Это вызывает уважение и вселяет надежду, что не все дворяне были грязными рабовладельцами.
6 класс
`
Образ Дубровского
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Октябрь Волкова (4 класс)
Большое многообразие состояний окружающего мира в осенний период радует не только представителей разных видов искусств, но и обычного наблюдателя за природой. Известный талантливый художник Волков В.В.
- Сочинение по картине Девочка с персиками В. А. Серова (3, 6, 7 класс)
Я вижу прекрасную картину знаменитого писателя Валентина Александровича Серова Девочка с персиками. В уютной комнате, где играются лучи солнца, за большим обеденным столом сидит девочка
- Сочинение на тему Биология
В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды.
МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка» МР Калтасинский район
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе
«По мотивам хохломской росписи»
Выполнила воспитатель
Вахитова Лилия Григорьевна
Калтасы 2019
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
Задачи:
Учить рисовать «завитки». Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;
Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка), лист бумаги для показа способа рисования «завитка» с нарисованной основной веткой (криулем), образец вазы с хохломской росписью.
Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков».
Методические приемы:
1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.
3. Практический – работа детей за столами.
Словарная работа: «завиток», криуль, растительность.
Интеграция с ОО:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Ход занятия
- Вступительная беседа.
Воспитатель: Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.
Декоративное – украшенное, красивое.
Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо — блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда? Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.
Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.
Послушайте легенду о хохломской росписи.
Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. — Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?
Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
Воспитатель: -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».
Покружились, покружились и на ярмарке очутились.
(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)
Кукла: Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.
Воспитатель: — Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломскиемастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – солнце, свет, тепло.
Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.
Воспитатель: -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.
Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.
Воспитатель: — Какие цвета используются при росписи?
Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: -Что является главным рисунком?
Дети: -Растительность.
Воспитатель:-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Дети: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».
Воспитатель: — Поиграем в игру «Угадайка». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: -На чем расположены все элементы?
Дети: На центральном стебле (криуль).
Воспитатель: А теперь мы отдохнем.
Физминутка
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
- Показ способа выполнения работы, напоминание правил рисования.
Воспитатель: — Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток».
Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании «завитка» давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать «завиток» на своих листочках (дети упражняются) .
Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.
Самостоятельная работа детей.
-Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
Дети: Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки», «усики», «капельки»,
«завиток», «травка» .
Воспитатель: Устроим выставку — ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)
- Итог занятия
Воспитатель: — Какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?
Дети: хохломской.
Воспитатель: — Почему роспись назвали хохломской?
Дети: свое название получила от села Хохлома.
Воспитатель: Какие элементы росписи вы знаете?
Дети:: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки», «завиток». Воспитатель: Хочется сказать такие слова:
«Как волшебница жар — птица,
Чародейка, мастерица — золотая хохлома!»
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воробьевская средняя школа Сакского района Республики Крым
Открытый урок
по изобразительному искусству в 5 классе
на тему » Хохлома. Истоки и современное развитие»
Подготовила:
Елена Александровна Позднякова
учитель ИЗО МБОУ «Воробьевская средняя школа»
Домашний адрес:
296513 Республика Крым Сакский район
с.Воробьево, улица 30 лет Победы 9
Воробьево 2020
Сценарий урока
Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие.
Класс: 5-й
Предмет: изобразительное искусство.
Дата проведения: 27.11.2020г.
Учитель: Позднякова Е.А.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Дать первые сведения о хохломе.
- развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.
- Формировать художественной творческой активности учащихся.
- Развивать эстетическое отношение к действительности;
- Создать проблемные ситуации «посмотри – удивись – сотвори» и «сотвори – посмотри – удивись»
- Формировать эстетического отношения ребенка к важным для общества социальным и культурным ценностям
- Использовать элементы метода художественно-педагогической драматургии.
Учебные цели:
Знать:
- несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (гжель, городец, хохлома);
- элементы хохломской росписи.
Уметь:
- отражать в рисунках единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- овладевать навыком работы в конкретной росписи.
Планируемые достижения:
Предметные:
-ученик научится узнавать и воспринимать шедевры русского народного искусства;
— различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
— воспринимать красоту рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. -выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей; выполнять роспись с элементами травного орнамента;
Личностные:
-у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальных элементов изделия, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Метапредметные(УУД): Личностные:
—у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства;
-Представление о труде художника, его роли в жизни общества;
-Приобщение к мировой художественной культуре, интерес к художественно- творческой деятельности;
-Первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
-Выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Познавательные:
-обучающийся, научится расширять свои представления об искусстве;
-Ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
-Различать условные обозначения;
-Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и средствах ИКТ.
-Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи;
Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Понятийный аппарат: народные промыслы, орнамент, азбука хохломской росписи: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «кудрина», ягодки»,
Музыкальный ряд:
1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов; 2.Песня «Хохлома Волжский Плёс»
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Золотая Хохлома»
Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей, использование элементов художественно-педагогической драматургии.
Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, использование мультимедиа презентация, видеофильм.
Сценарий урока:
I. Организационный момент. Звучит песня «Хохлома»
1.Прекрасная осенняя пора… Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно.
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея —
В мир волшебной Хохломы
2. Анализ восприятия литературного произведения.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какие картины вы себе представили?
- Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин?
Учитель.
Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
Рассказ ученика
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Учитель Ребята, посмотрите на экран. О каком народном промысле пойдёт речь сегодня?
II Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности
Ученик: Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Но сохраняет хохлома
В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!
Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос — петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста — краснолика.
Учитель Мы отправимся в мир красоты.
— Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи изделий.
(Показ изделий хохломы) Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые изделия: квасники, кружки, бражники, ковши и ложки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписи по дереву -хохломской.
Хохломская роспись — это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры.
Итак, запишите тему нашего урока:
Хохлома. Истоки и современное развитие
— А сейчас давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.
Цели урока
- Познакомиться с историей промысла, с технологией изготовления изделий и с приемами выполнения росписи по дереву;
2.Научиться рисовать травный орнамент, используя элементы хохломской росписи;
3.Воспитывать интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
III Объяснение новой темы:
Тема нашего занятия: Хохлома. Истоки и современное развитие.
Учитель; К какому виду искусства относится хохлома?
Д: (декоративно — прикладное искусство)
У:- А как вы понимаете декоративно — прикладное искусство?
-Кто мне скажет, какие народно-художественные промыслы вы знаете?
Посмотрите на эти прекрасные матрешки и скажите, на каком народно-художественном промысле они сделаны
Д:дети рассматривают рисунки и делают выводы .
(На доске висят репродукции, где изображены народно-художественные
промыслы).
У: А вы слышали легенду о Хохломе? давайте послушаем внимательно (рассказ ученика)
Ученик: Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
— Ребята, хотите сами увидеть, как рождается на свет такое чудо дивное хохлома? Давайте отправимся сейчас на виртуальную экскурсию на завод, где мы познакомимся с технологией изготовления изделий с хохломской росписью
(просмотр видеофильма)
Обсуждение фильма
У: Ребята! Посмотрите еще раз на изделия, из какого материала делают
мастера свои изделия?
Д: (из дерева)
У: А какие цвета чаще всего используют?
Д: (золотой, черный, красный, иногда темно-зеленый)
У: Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с
Золотистым
Учитель: А сейчас откройте учебник на странице 86 и определите, какие типы росписи используются.
Дети: Используется два типа росписи:
- «верховая»- красным и черным цветом на золотистом фоне;
- «под фон»- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотистая хохлома — это огненные краски узоров, которые складываются из
разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.
К азбуке хохломской росписи относятся: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «Кудрина», «ягодки».
У-Ребята, зачем надо украшать посуду узором?
Д: чтобы было красиво
IV. Физкультминутка
Давайте сделаем упражнения, разогреем кисти рук с помощью карандаша.
- -В руках – карандаш. Начинаем перекатывать по ладоням
- -Карандаш зажать между средним пальцами, массажируем основания ладоней.
- -В правой руке держим карандаш и вытянутой рукой проводим окружность по часовой стрелки, против часовой стрелки, затем меняем левую руку.
V Практическая работа
Девиз нашей деятельности: «Посмотри, как это сделали художники, и попробуй сделать по-своему и, опираясь на собственный опыт, попробуй сотворить сам, а потом посмотри, как это сделали другие».
А теперь представим себя народными умельцами — художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.
Сегодня мы будем расписывать изделия.
У вас на столах имеются шаблоны.(на столах лежат шаблоны матрешек и горшочка)
Наша задача: Расписать изделия, используя мотивы хохломской росписи, поможем белой и серой посуде стать золотистой и прекрасной.
(дети работают под музыку)
VI Анализ детских работ
— Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. (Дети по очереди представляют свои работы.)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома
Ею не налюбуешься
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется
VII Подведение итогов:
У. Давайте посмотрим, где еще можно встретить удивительную хохломскую роспись? (Дети рассматривают видеоряд)
Д. В одежде, роспись автомобиля и т.д.
Выставление оценок.
VIII Рефлексия: осмысление путей решения проблемы, оценку и анализ результатов творческой деятельности детей.
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…
БЫЛО ТРУДНО…
Я НАУЧИЛСЯ…
Я СМОГ…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, ЧТО…
МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…
XI.Домашнее задание: решить кроссворд на тему: «Хохломская роспись» Кроссворд на тему: «Хохломская роспись»
Вопросы По вертикали:
1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.
По горизонтали:
2. Какие изделия расписывали мастера?
3. Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?
6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?
Ответы
Литература:
- Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 2006
- Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 2000
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г.Г.Обухова. М.: Сов. художник, 1987
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 5-8 классах: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2007
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. М.: Просвещений, 1997
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Золотая хохлома» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
Урок по изобразительному искусству
Хохломская роспись -
2 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
В Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома -
3 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
Посуду изготавливают из липы, берёзы, ольхи, осины.
Типы русской деревянной посуды: братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы, чаши, миски, ложки -
4 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
-
5 слайд
Описание слайда:
Хохломские изделия украшают растительным узором , в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики
-
6 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – «Травка»
Например: роспись
чаши -
7 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – травный орнамент
-
8 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – «Листочки»
Например: роспись
Салфетницы -
9 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – «Ягодки»
например роспись
салатника -
10 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – орнамент с «ягодками» и «листочками»
-
11 слайд
Описание слайда:
«Золотые травы России»
-
12 слайд
Описание слайда:
Хохломская роспись
-
13 слайд
Описание слайда:
Хохломская роспись
-
14 слайд
Описание слайда:
Творческое задание:
Выполнить зарисовку посуды в технике хохломской росписи.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 240 человек из 64 регионов
- Сейчас обучается 395 человек из 70 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др.
Тема:
11. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. Виды творческой работы: рисунок многофигурной композиции в карандаше. Многофигурная композиция в цвете
Похожие материалы
-
Конспект по МХК на тему «Мифы Австралии» 9 класс
-
Презентация по МХК на тему «Дымковская игрушка» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Жостовская роспись»
-
Презентация по МХК на тему «Русская матрешка» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Хохлома» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Марки русского фарфора» (8 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Каслинское художественное чугунное литье» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Гжель» (6 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452711 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
-
Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
-
Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Цель:
Формировать у учащихся художественное
восприятие окружающего мира; расширять кругозор;
развивать устную и письменную речь.
Учиться собирать материал к сочинению:
правильно употреблять слова, учитывая их
лексическое значение; пополнять свою речь
словами, связанными с народно-прикладным
искусством.
Содействовать развитию эстетического вкуса,
формированию высоких нравственных и
эмоциональных качеств.
Тип урока: урок развития связной
речи.
Оборудование: выставка изделий
народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово,
Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова;
выставка книг, используемых при подготовке к
уроку.
Ход урока
I. Слово учителя
1. Сегодня у нас с вами два урока развития
связной речи. Уроки особенные. Я хочу вам
показать, что многие предметы, изучаемые в школе,
взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке,
помогают вам на другом. Наши уроки русского языка
связаны с уроками изобразительного искусства.
Познакомимся мы сегодня с видами
народно-прикладного искусства, попытаемся
определить особенность каждого вида. Попробуем
себя в роли искусствоведа и расскажем о
понравившемся предмете народно-прикладного
искусства. А также будем учиться собирать
материал к сочинению: правильно употреблять
слова, учитывая их лексическое значение;
пополнять свою речь словами, связанными с
народно-прикладным искусством.
2. Записываем дату, тему урока.
3. Обратите внимание на слово искусство.
Искусство существует не отдельно от жизни. Вся
наша жизнь связана с искусством, в нашей
повседневной жизни и зарождается. Как это
происходит? Любовь к природе, любовь к нашему
родному городу, любовь к людям – вот откуда
происходит искусство. Наша природа для людей из
других стран может показаться очень скромной, не
яркой, но когда мы что-то любим, то нам
открывается внутренний характер этой вещи – мы
видим её красоту. Искусство рождается и тогда,
когда человек любит делать вещи и в этих вещах
передавать свою любовь к родной природе и людям.
Человек издавна стал стремиться к творчеству, к
красоте. Ведь красота всегда приносит людям
радость. И люди начали облагораживать окружающие
их вещи, которые сопровождают их в течение всей
жизни, с детства до старости. Человек начал
украшать своё жилище, предметы быта, труда. При
этом природа была его учителем. Она предоставила
простейшие материалы для изготовления этих
вещей – глину, дерево, металл, камень, кость, лён,
шерсть. Народ веками отбирал в природе
совершенные формы, радостные сочетания цветов,
удивляя и радуя своей изобретательностью и
вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки,
деревянные хохломские изделия, гжельская
керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров,
вологодские кружева, жостовские подносы
принадлежат к лучшим образцам народного
искусства.
Какие виды искусства вы знаете? (живопись,
литература, скульптура, архитектура, искусство
танца)
Сегодня будем говорить о
народно-прикладном искусстве. А для знакомства с
несколькими видами народного искусства мы
отправимся в музей народно-прикладного
искусства. Но мы должны хорошо себе представлять,
что значит музей народно-прикладного искусства.
Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение
слова музей?
А как же в толковом словаре?
Работаем над следующим словом – народный.
Что значит народный? А как в толковом словаре?
От какого слова образовалось прилагательное
прикладное? О чём говорит этот корень? приставка?
(можно приложить, применить к данному случаю)
Поможет нам разобраться толковый
словарь.
Владимир Даль в книге “Пословицы
русского народа” приводит такие пословицы:
Где лад, там и клад.
На что клад, коли в семье лад?
Толк да лад, тут и клад.
Как вы понимаете эти пословицы?
Слово искусство. С
этого слова я начала наш урок. Говорила, как
произошло зарождение искусства. А происходит
благодаря любви – любви к природе, любви к
родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем
значение каждого слова. Так что же означает музей народно-прикладного искусства.
Вывод. Язык и народно-прикладное
искусство – это память, это нравственность,
это богатство народа. Открывая для себя мир
народно-прикладного искусства, одновременно
открываем и мир русского языка. Почему?
На этот вопрос мы ответим в течение урока.
Когда попадаешь в музей, вы встречаете
экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя
обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет.
Потому что все предметы без специалиста нам
ничего о себе не расскажут. В музее
народно-прикладного искусства мы посетим три
зала, где познакомимся с хохломской росписью,
дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь
в каждом зале, вы составляете рассказ по плану
(вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я
предлагаю вам не просто смотреть, но и
запоминать, делать пометки в своих тетрадях
(знакомство с планом)
План рассказа:
1. Внимательно рассмотрите предметы
народного искусства, скажите, что вас в них
привлекает, что нравится?
2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете
предметы?
3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково,
Жостово?
4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в
заглавии была выражена основная мысль.
5. Ваше отношение к предметам народного
искусства.
6. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидела…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…
Итак, первый зал – зал хохломской
росписи. И наши экскурсоводы. Вы узнаете
много интересной информации, которая
понадобиться при дальнейшей работе.
II. Хохломская роспись
1. Разговор мы начнём, откуда же
появилось это удивительное хохломское
искусство?
2. Говорят, будто давным-давно
поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу
поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную
вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена
не забывал насыпать. Прилетела как-то к его
порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг
Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и
чаша стала золотой.
3. А вот ещё легенда. Говорят, в давние
времена в Москве жил талантливый
мастер-иконописец. Царь высоко ценил его
мастерство и щедро награждал за труды. Любил
мастер своё ремесло, но ещё больше любил он
свободу. И однажды покинул он царские палаты и
поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся
своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его
искусство стало всем родным, как простая русская
песня, и чтобы в нём отразилась красота родной
природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и
тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере
разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да
любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились
рядом. Слава о мастере дошла и до государя.
Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и
вернуть в Москву. Но народная молва летела
быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер,
собрал своих односельчан и раскрыл секреты
своего мастерства. А утром, когда царские
посланцы вошли в село, они увидели, как ярким
пламенем горела изба чудо-художника. А самого
художника как ни искали, нигде не нашли. Но
остались от художника краски, вобравшие в себя и
жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но
осталось его удивительное мастерство, в котором
отразилась и горячая любовь к людям, и жажда
красоты. Знать, кисть у художника была
необычайной – она была из солнечных лучей.
Да, это легенды. А как же на самом деле?
4. Хохлома – старинное село,
затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его
историей уходит в далёкое прошлое зарождение там
известного на весь мир искусства хохломской
росписи.
Впервые упоминание об этом селе
встречается в документах XVI века. Ещё при Иване
Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под
названием “Хохломская Ухожея”. В XVII веке ряд
селений вместе с Хохломской перешли во владение
Троице-Сергиева монастыря, расположенного
недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время
зародилось в Хохломе производство деревянной
золочёной посуды, т.к. в документах монастыря
упоминаются ковши, ложки, раскрашенные
разноцветными красками и золотом. Не было здесь
ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей
семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом.
Больше всего занимались обработкой дерева. Вся
территория края представляла собой как бы одну
разбросанную по сотням деревень мастерскую, где
жители, будто бы сговорившись, разделили между
собой все виды деятельности. Жители деревень с
одним и тем же занятием селились рядом, составляя
свой цех, свой куст. У каждой такой группы
деревень был центр – крупное село, куда
крестьяне каждую неделю приезжали на базар
сбывать выработанную продукцию. Деревянная
посуда с древних времён была в повсеместном
употреблении: деревянную ложку с миской можно
было увидеть на боярском столе и в избе
крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц,
обеденные ложки найдены в археологических
раскопках ещё X-XII веках.
Требовалась эта посуда в большом количестве:
ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVII
веке посуда выделывалась на продажу и
привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.
Заметим, что промасленные стенки
сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать
посуду олифой. Возможно, живописное искусство
Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.
Может быть, у вас есть вопросы?
Из какой древесины изготовляли хохломские
изделия?
Хохломские изделия изготовляли из
берёзы и липы.
Почему деревянные изделия называют
хохломскими?
Издавна делали и расписывали посуду в
лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино,
Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не
новопокровской, а хохломской. И вот почему.
Катят груженные подводы вдоль
извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк!
– погромыхивает деревянный товар. Везут его в
большое торговое село Хохлома сёминские и
кулигинские мастера. Оттуда разлетались
жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
Кричат зазывалы на ярмарке:
– Кому посуда для кашки – окрошки?
Чудо-блюдо да чашки – ложки?
– Откуда посуда?
– К вам приехала сама золотая Хохлома!
Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот
и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
Странное и весёлое слово Хохлома! В нём
и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох!
Слышатся.
Какие изделия у хохломских художников наиболее
распространены?
Хохломской росписью расписывали
различную домашнюю утварь: посуду, прялки,
шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими
подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали
в подарок. Хоть все они и имели одинаковые
названия, они отличались друг от друга и формой, и
росписью.
В больших количествах изготовляли
ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал
определённой величины кусок дерева – баклушу,
разрубал её на нужное количество кусков. Бить
баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа
считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том
числе и роспись, делали мастера, назывались они
ложкарями.
Красивые ложки и ковши тоже
использовались и используются и как музыкальные
инструменты.
Что писали художники на изделиях?
Художники любят рисовать на
поверхностях своих изделий земляничку, малину,
крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они
ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их
одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа,
по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В
этом проявляется богатство творческого
воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод
называется растительный орнамент. Самым любимым
и стародавним является растительный орнамент –
травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки,
написанные кустиком. Как не странно, травка
пишется красным и чёрным цветами.
Пожеланием добра, благополучия с давних пор на
Руси считались изображения цветущих кустов и
плодов.
Теперь обратимся к иллюстрациям.
5. На выставке вы видите три иллюстрации, где
наблюдается хохломская роспись.
Мастера хохломской росписи умеют,
используя лишь несколько растительных
элементов, создать впечатление пышного
декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки”
с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски,
придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно
закручивается на наших глазах, следуя форме
миски. При кажущемся обилии орнамента нет
ощущения тесноты – рисунок свободно размещается
на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств
сказывается тонкое понимание мастером законов
декоративного искусства.
Обратим внимание на следующую
иллюстрацию.
Сравнивая роспись первого поставца со
вторым, отметим, что основной растительный
орнамент у первого поставца нанесён на золотой
фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно
выделяются золотые листья и травки. И особенно
ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и
охотно обращаются к реальным растительным
мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника,
веточкам хмеля. В спокойной размеренности
чередования ягод и листьев роспись плавно
обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную
форму.
На третьей иллюстрации вы видите
декоративные изделия. Расписывали в Хохломе
тысячи изделий, каждое из которых по-своему
привлекало глаз и поражало своей
неповторимостью.
6. Правду говорят, что хохлома, как и
любой другой вид народного искусства, словно
старинная песня: слова её неизменны, однако
каждый человек и каждое новое поколение поёт
по-своему. И хочется не только есть и пить из этих
чаш и ковшей, но и поставить их на стол и
радоваться заключённому в них какому-то
совершенно особому поэтическому образу России.
III. Работа учителя по развитию речи (обобщение
по прослушанному материалу)
1. Экскурсия в зале хохломской росписи
закончена. Теперь приступаем к нашей совместной
работе. Наши экскурсоводы часто использовали
слова хохлома, хохломская роспись, хохломские
изделия. Так что же означает слово хохлома?
Составим словарную статью.
Хохлома
1. Большое старинное торговое село, где
продают хохлому.
2. Изделия, которые делают мастера.
3. Народный промысел.
Как называется такое явление в русском
языке?
Составьте предложения со словом хохлома в
разных значениях:
I вариант – село
Хохлома.
II вариант – изделия, которые
делают мастера.
III вариант – народный промысел.
Какой тип речи вы будете использовать в
сочинении о хохломе? (описание)
Что характерно для описания? (оно как бы
отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки,
отличительные черты, каково общее впечатление о
предмете)
2. Наступает время пробовать себя в роли
искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец.
А вы следите, как автор отвечает на данные
вопросы плана.
Чудо – хохлома!
Вот передо мной изделия мастеров
хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они
роскошны, наполнены каким-то радостным светом.
Глядя на эту красоту, представляешь
себе народного умельца, который зимним вечером, у
свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь,
как он улыбнулся над каким-то затейливым узором,
подивился, как озорничает завиток на чаше, как
красная клубника прямо манит его к себе.
Я думаю, что у грубого, жестокого
человека никогда бы не появилось таких
прекрасных вещей, потому что эти изделия творят
истинные мастера, знатоки своего дела.
Приятно сознавать, что хохломская
роспись по дереву – один из самых знаменитых
русских промыслов.
Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения
на вопросы, данные а плане.
Кто был внимательным слушателем, тот должен
сказать, как автор умело использует синонимы в
тексте к слову мастер?
Как ещё мы можем его назвать?
Какую работу этот мастер делает?
Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие
узоры вы видите?
Что помогает сделать этот узор прекрасным?
(листья, травка, завиток, стебель ягодки)
3. И вновь мы с вами обращаемся к плану.
Теперь вы должны сами составить текст.
Поработаем по вопросам (план!)
Составление рассказа, корректировка
устных ответов.
4. Отдохните, вытяните ноги, руки за
спину, немного потянитесь.
Вы побывали в зале хохломской росписи,
вы узнали много интересного, участвовали в
работе по собиранию материала к сочинению,
увидели как можно сделать сочинение красивым.
Теперь переходим в другой зал – зал
жостовского подноса. И также нас встречают
экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в
своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы,
опорные слова.
IV. Жостовские подносы
1. Жостовские подносы делают в деревне
Жостово, которая находится в 25 километрах от
Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году
бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись
на волю, открыли мастерские по изготовлению
расписных подносов. Теперь в деревне Жостово
работает фабрика, продукция которой известна
всему миру.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
человека своей красотой; цветы дарили в дни
радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота
недолговечна. Продлить цветение, окружить себя
цветами круглый год, создать дома мир радости и
красоты – вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов
преимущественно на чёрном фоне, который даёт
возможность по контрасту выделить яркие краски
пышных роз, пионов, георгинов и скромные и
незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите
на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них
чувствуется игра света.
Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а
почему расписывают подносы.
2. Поднос – необходимая человеку вещь,
известная с давних пор. Он удобен, когда надо
поднести к столу угощение, особенно горячие
блюда, он необходим на столе как подставка под
разные предметы его убранства и напитки. На
подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не
сервировать стол. Более широко он стал
применяться с распространением чая и кофе: на
поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На
подносы складывали свои визитные карточки
посетили особняков знати и учреждений, на них
лакеи подавали господам письма.
3. Первые известные в России подносы были либо в
виде больших расписных деревянных блюд, либо
металлических досок с бортами, главным образом,
из олова, меди и латуни. Но постепенно
выполненные из меди и ладуни предметы перестают
привлекать покупателей, и в XIX веке медные
подносы всё чаще заменяются сделанными из
железа. Железо имеет одну неприятную
особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит
из употребления. Краски росписи со временем
тускнеют, растрескиваются и стираются. Для
придания подносам прочности и привлекательности
их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым
уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но
по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья,
написанные на них художниками.
Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он
сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев
Вишняковых.
4. По своей форме жостовские подносы разные:
здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и
треугольные. Размеры подносов тоже разные – от
больших для праздничного стола до детских.
Композиция росписи разная (показать образцы):
“Букет собранный”, “Букет враскидку”,
“Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши,
они привлекают своей яркостью, декоративностью,
в чём сказывается мастерство художника, его
умение творчески следовать народной традиции.
5. Процесс изготовления подноса длительный и
непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос
проходит через ряд операций в разных цехах: из
листа железа на большом электропрессе
изготовляют поднос, который затем шлифуется,
грунтуется, просушивается, несколько раз
покрывается лаком.
И вот поднос у художника, у мастера. Мастер,
расписывающий поднос, в полном смысле творец: он
создаёт особый и неповторимый мир красоты и
дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она
требует не только тщательности, кропотливости,
но и любви, мастерства, таланта.
В каждом художественном произведении
отразилась личность мастера: его видение мира,
его чувство цвета и ритма, его понимание красоты
и согласия.
V. Работа учителя по развитию речи
(обобщение по прослушанному материалу)
Вы уже почти как настоящие искусствоведы –
сами должны составить устный рассказ.
Поработаем над языком вашего будущего
рассказа.
Что можно сказать о форме подноса?
Какова композиция росписи, т.е. как расположен
рисунок.
Какие цветы использует мастер?
Какой цвет предпочитают?
Теперь поработаем над содержанием рассказа
(составление рассказа).
Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал,
помните, что работа наша с каждым этапом всё
усложняется и становится более ответственной. Я
могу вас заверить, что вам будет очень интересно.
И по результатам этой работы, мы приступим к
описанию не только устному, но и письменному.
Прошу вас перейти в следующий зал – зал
дымковской игрушки.
VI. Дымковская игрушка
1. Глина, используемая для изготовления
керамических изделий, – это один из самых древних
и самых распространённых природных материалов,
известных человеку.
Нельзя не любоваться забавными, ярко
раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие
всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и
“петух”, и многое другое. Это – знаменитые
“вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые,
задорные игрушки. “Вятки” – потому что город
Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой.
“Дымки” – потому что первые мастерицы жили в
Зареченской Дымковской слободе.
В Дымкове и сейчас живут замечательные
мастерицы по изготовлению всемирно известных
дымковских глиняных расписных игрушек.
Творчество их уходит своими корнями в глубокую
древность. Зарождение промысла связывают с
древним народным праздником “Свистунья”, к
которому в течение всей зимы мастерицы готовили
разнообразные свистульки в виде коней,
всадников, коров, птиц. Весенний праздник
сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их
яркая, красочная роспись соответствовала общему
радостному весеннему настроению.
2. Техника изготовления дымковской
игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится
только женщинами из заранее заготовленной
красной жирной глины, в которую добавляется
небольшое количество чистого речного песка.
После длительное время сушат игрушку, потом
обжигают, а затем только раскрашивают.
Узор дымковских игрушек своеобразный
и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого
горошка, клеток, полос.
Дымковские игрушки похожи друг на
друга, но двух одинаковых фигурок не найти.
В настоящее время дымковские игрушки
изготовляют в основном в мастерских Кировского
дома художников, некоторые художницы работают у
себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям.
3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте
и клетчатой юбке с оборками идёт по улице
“девушка-водоноска”. Ступает медленно,
осторожно, боясь расплескать воду из
ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле.
Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы
девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо
посматривают по сторонам. Так когда-то в старой
Вятке ходили за водой девушки “на виданье”,
специально вырядившись в лучшее платье, чтобы
понравиться будущему жениху. Плавно перетекают
округлые формы скульптуры, взаимно
уравновешивая друг друга. Красный цвет,
повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки,
создаёт гармоничную цветовую композицию. С
большим вкусом найдены мягкие созвучия
коричневого, синего и жёлтого цветов.
За студёною водицей
Водоноска-молодица
Как Лебёдушка плывёт;
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша –
Это девица-краса:
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят.
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска – так красива.
Как Лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
На второй иллюстрации вы видите коней. В них
много забавного – как и положено игрушке.
Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало,
что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши
похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в
чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и
оранжевые.
Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая
фантазия народных мастеров превращает самых
обычных домашних птиц в сказочные существа. Из
трёх-четырёх основных цветов – красного,
жёлтого, зелёного и синего на белом фоне –
художник создаёт удивительное зрелище.
Утка – Марфутка
Бережком идёт.
Уточек – Марфуточек
Купаться ведёт.
Посмотрите на “Индюка”, веером распустил
крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А
какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной
бороды. Чувствуется какая-то смешная важность
этой птицы.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напышен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.
VII. Работа учителя по развитию речи
1. Видя такую красоту, народ и слагать
стихотворения стал.
Какие игрушки вы видите?
Какие узоры их украшают?
Какая игрушка тебе особенно понравилась?
Хотели бы вы получить такой подарок? Почему?
Вот истинное признание народного искусства.
Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый
и грубый человек?
Если вы внимательно слушали, … сказал –
мастерица; … – игрушка лепиться только женщинами?
Почему, как вы думаете?
2. Составление словосочетаний и предложений
(работа с планом).
3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими
искусствоведами. Перенесите все свои мысли,
чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий
искусствовед должен в совершенстве владеть не
только устной, но письменной речью.
Объём самостоятельных сочинений в 6 классе –
одна страница. Может кто-то из вас испытывает
трудности при написании сочинения, то эти
учащиеся могут избрать другой вариант: они могут
написать о хохломских изделиях, используя текст,
который дан для образца.
VIII. Самостоятельная работа учащихся
IX. Итоги урока
Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
Вижу, что вы представляете себя в роли
изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что
завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши
сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без
внимания подготовительную работу.
Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому,
с чего начинали, и непосредственно к теме
сегодняшнего урока.
Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым
людям на загляденье…”?
Чему научились?
Учились собирать материал к сочинению:
правильно употреблять слова, учитывая их
лексическое значение; пополняли свою речь
словами, связанными с народно-прикладным
искусством.
И ещё у нас был очень важный вопрос:
Почему, открывая мир народно-прикладного
искусства, одновременно открываем и мир русского
языка?
X. Домашнее задание.
Закончить работу, переписать в тетради по
развитию речи
Литература
Декаративно-прикладное искусство в жизни
человека: Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В.
Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
Русский язык: Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений/ М.М.
Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.