Хлеб (сочинение-описание)
Хлеб
(сочинение-описание)
Хлеб… Мы видим его постоянно, едим его каждый день, но, оказывается, описать его как предмет не так-то просто. Вспоминаешь приятный аромат, удивительную мягкость, вкус хлеба, но какой же он на самом деле?
Вот он в моих руках — только что купленный. Хрустящая корочка покрывает румяный испеченный кирпичик. Корочка коричневого цвета. Я всегда выбираю поджаристый хлебушек. Оторвешь ломтик — и таким он кажется вкусным, что незаметно и полбуханки исчезнет, пока до дома дойдешь. Нежная мякоть так и тает во рту. В мякоти большие дырочки. Они разные: одни круглые, другие продолговатые. Сожмешь кусочек хлеба, подержишь в кулаке, а потом отпустишь — и чудо! — хлеб, как живое существо, расправляется, поднимает прижатые края и опять из него весело выглядывают аппетитные дырочки.
Горбушка — это предмет гордости хлеба. У нас в доме горбушки ценятся к маминому красному борщу. Папа свою горбушку натирает чесноком с солью, мама густо смазывает сметаной, а мы с сестрой просто хрустим, как два зайчика,
А если хлеб зачерствеет, мы делаем из него гренки — режем ломтиками, посыпаем сыром и кладем в горячую духовку. Через пять минут по кухне разносится такой аромат, что слюнки катятся, пока дождешься поджаристых рассыпчатых гренок.
Правду говорят, что хлеб всему голова. Мы не можем обходиться без хлеба ни в праздники, ни в будни. Хлеб — наш самый главный, самый ценный, самый древний и самый лучший продукт питания.
Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)
Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом. Сначала нужно вырастить зерно, собрать его, смолотить и с получившейся муки выпечь хлеб. Тысячи людей различных профессий заняты в этих сложных процессах. Множество дней и ночей проходит прежде, чем испекут этот вкусный и душистый хлебушек.
«Хлеб — всему голова» эта мудрая пословица известна, пожалуй, всем еще с детства. Много мудрости и уважения заложено в ней, которая веками передавалась с поколения в поколение. Беречь и свято относиться к хлебу учат нас с малых лет наши любимые мамы. Со свежим хлебом и насыпанной наверх него солью встречали наши предки всех дорогих гостей, которые пришли с чистыми помыслами либо с хорошими новостями. Караваем благословляли родители молодых на хорошую и счастливую жизненную дорогу. Когда рождался ребенок в семье, шли в гости обязательно с хлебом.
Наши далекие предки глубоко чтили и возвышали хлеб, потому что они знали цену тяжелому труду людей, которые выращивали его на полях. Ведь раньше не было современных новейших технологий, а все делалось вручную и требовалось вложить много сил и умения. Они посвящали ему многие хвалебные песни, слаживали разные пословицы. Раньше считалось, если в доме имелся хлеб, то семья жила счастливо и благополучно.
Хлеб незаменим, ведь нет такого продукта, который может превосходить его. «Хлеб – это святое» любят поговаривать наши бабушки и дедушки. Потому, как помнят они те времена, когда его не было. Те далекие военные годы, когда только могли они, что мечтать о кусочке хотя бы черствого черного хлеба. И еще, наверное, этими словами они хотят показать нам, что бы мы с трепетом относились не только к самому хлебу, и к мозолистым рукам, вырастившим его. Ведь сегодня не все аккуратно относятся к нему, выбрасывают его в мусор, когда он зачерствеет.
Мы должны знать цену этому замечательному продукту, уметь экономить его и беречь, быть внимательными и заботливыми хозяевами. Относится к нему с почтением. Никогда не жалеть кусочка хлеба просящему бедному и голодающему человеку. Ведь хлеб – это жизнь. Он считается богатством нашей страны. Ведь каждый хочет видеть каждый день на своем столе вкусный, душистый, мягкий хлеб и сдобную выпечку. Оберегайте хлеб – мерило духовности и нашей воспитанности.
2, 5, 6, 7 класс
Другие сочинения: >Хлеб всему голова
Несколько интересных сочинений
- Анализ романа Шмелева Лето Господне сочинение
Повесть Шмелева «Лето Господне» была написана в 1948 году. Главной темой данного произведения является память людей о том, что с ними происходило несколько лет назад и что их ждет в будущем.
- Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс
Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью
- Соков в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ сочинение
Роман богат разноплановыми персонажами, как главными, так и второстепенными. Одним из подобных персонажей является Соков Андрей Фокич. Был раскритикован Воландом за некачественные блюда, которые подавались в буфете театра Варьете.
- Сочинение Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? Итоговое
У нас у всех есть мечты. Пожалуй, мечтой может служить всё, что угодно: любовь, богатство, верные друзья, путешествие по Западу… Но что случится, если у человека отобрать мечту? Трудный вопрос. На мой взгляд
- Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс
В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени
Сурия Усманова о выдающемся педагоге и просветительнице, в жизни которой отразился весь XX век
Единственная женщина в национальном парламенте (миллэт меджлиси), организатор первых татарских детсадов и глава бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани — это все об Абруй Сайфи, пережившей и обыски царской жандармерии, и гибель мужа в разгар террора в 1937-м. Она одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть». Мы публикуем в сокращении одну из глав этой работы. За что мы должны извиниться перед выдающейся деятельницей татарского женского движения первой половины прошлого столетия — это станет понятно из данного материала.
Абруй Сайфи — одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть»
Фото: Андрей Титов
Она положила начало изучению татарского женского движения
Абруй Сайфи — в 1917–1918 годах единственная женщина в «Миллэт Меджлиси» (тюрко-татарский национальный парламент).
Она — единственная женщина, избранная в 1917–1918 годах депутатом в двух столицах — в Казани и Уфе.
Она — единственная женщина, возглавившая Бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани.
Она открыла первый татарский детский сад (всего их было пять).
Она организовала первые приюты для татарских детей-сирот и пожилых людей, оставшихся без попечения.
Она положила начало изучению татарского женского движения, написав работу «Женщины-татарки в борьбе за свободу».
Она — одна из учредителей журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»).
Педагог, журналист, писатель, переводчик родилась 15 марта 1889 года в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район).
Абруй пришлось с самого детства испытать все тяготы жизни. Мать растила ее одна, уже с восьми лет она зарабатывала на хлеб вышивкой и ремонтом женской одежды, самостоятельно научилась читать и писать. С 1905 года Абруй работает учительницей в своей родной деревне. Через несколько лет при содействии земляка и учителя Шагита Ахмадиева открывает школу для девочек в деревне Адам-Су.
В 1910 году Сайфи переезжает в Астрахань, и в сентябре 1912 года открывает школу для девочек «Намунаи тараккый» («Образцовый путь»). Открытие школы становится большим событием, на страницах газет и журналов появляется много положительных откликов. 7 мая 1913 года в газете «Идель» в подробной статье о школе было отмечено: «Без преувеличения можно сказать, что учительница Абруй Сайфи одна из самых передовых среди татарских педагогов».
В дореволюционной печати много пишется о том, что Абруй вводит новые методы обучения в школе для девочек, распространяет среди учениц газеты и журналы, проводит литературные вечера.
Именно в Астрахани Абруй знакомится с представителями передовой татарской молодежи, начинает активно участвовать в общественной работе, меняет свой взгляд на мир. Особенно ей хотелось повысить просвещенность татарских женщин, изменить их роль в семье, в жизни. В эти годы она много читает, следит за женским движением в России и странах Европы, стремится донести полученные знания до народа через газеты и журналы.
В своих статьях Абруй призывает женщин к просвещению, объясняет, что они, как и мужчины, способны на любую работу. Так, в журнале «Аң» в 1915 году были опубликованы четыре ее лирических рассказа, а журнал «Сююмбике» становится площадкой для размещения публицистических материалов.
В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»
«Когда я исполняла вторую песню — «Тафтиляу», — все татары в зале были снова в каляпушах»
Однако деятельность энергичной и талантливой Абруй не нравится реакционным силам, на нее один за другим пишут доносы. В 1912–1913 годах жандармерия дважды производит обыски в ее квартире. В полицейском управлении Астрахани на нее заводят дело. В августе 1914 года Абруй вынуждена покинуть школу и переехать сначала в Казань, а затем в Уфу. Но и там для Абруй не нашлось работы. Огромную помощь молодой просветительнице в трудную минуту оказал известный татарский писатель Фатих Амирхан. По его рекомендации Абруй принимают на работу учительницей для девочек в селе Азеево Елатомского уезда Рязанской губернии. Проработав здесь всего один год, она полностью перестроила систему преподавания.
У Абруй было желание не только учить, но и учиться самой. В августе 1915 года она уезжает в Уфу. Здесь работает учителем в городском татарском училище, посещает курсы при гимназии и за свой счет берет уроки вокала. В эти годы на улицах Уфы стали появляться афиши, на которых крупными буквами было написано «Певица Абруй». В скором времени Абруй обретает популярность и становится любимой певицей для многих.
Вспоминая те годы, Абруй-ханум писала: «Примерно в конце мая 1917 года я получила телеграмму из Екатеринбурга. Я не планировала ехать, но Фатих Сайфи и Галимджан Ибрагимов настояли, чтобы я поехала… Как выяснилось, в Екатеринбурге был организован „концерт наций“, на котором планировалось выступление лучших певцов — представителей своих народов. Из Петрограда приехали русские певцы… Когда я вышла, то увидела, что все татары в зале сидят без головных уборов: как оказалось, они ожидали, что выступление татарской певицы будет хуже остальных, и это будет позором, который ляжет на плечи татарской нации, то есть сидящих в зале татар. Поэтому, сняв свои каляпуши, они, якобы, скрывают свою национальность. Мою песню „Кара урман“ („Дремучий лес“) зал встретил овациями. Меня вызвали на бис. Когда я исполняла вторую песню — „Тафтиляу“, — все татары в зале были снова в каляпушах… На следующий день в здании этого же театра был организован мой сольный концерт. Билеты были раскуплены…»
Она также играла в постановках татарской театральной труппы «Сайяр» под руководством Г. Кариева. В 1924 году в газете «Татарстан» Хади Такташ писал, что на большом вечере, посвященном Г. Кариеву, Абруй украсила мероприятие своими песнями.
В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго.
24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»
«У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены…»
В мае 1917 года, будучи в Уфе, она принимает активное участие в создании «Бюро мусульманок-солдаток» и становится его руководителем. В июне 1917 года Абруй вместе с мужем переезжают в Казань. Здесь под руководством Мулланура Вахитова был создан «Мусульманский социалистический комитет», в структуре которого был и отдел по работе среди женского населения.
«Мусульманский социалистический комитет» и «Бюро солдаток» (председатель М.А. Панфилова) пытались наладить деятельность «Бюро мусульманок-солдаток», но только после того, как Абруй сама приняла руководство, дела бюро пошли на лад. О назначении, целях и задачах «Бюро мусульманок-солдаток» можно узнать из обращения Абруй Сайфи, опубликованного в газете «Кояш» («Солнце») 18 августа 1917 года: «У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены, дети, престарелые родители, братья и сестры. Сейчас многие из них осиротели, обеднели, овдовели и нуждаются в куске хлеба, многие брошены на произвол судьбы. Вот поэтому мы, солдатские жены, 12 мая создали в Казани организацию под названием „Бюро мусульманок-солдаток“ для помощи вдовам, сиротам, для спасения пожилых отцов и матерей от нужды».
Перечислим некоторые задачи, которые решила организация: помогла решить вопрос с отоплением в домах солдатских жен; для обеспечения дефицитными товарами был открыт специальный магазин; в октябре 1917 года был открыт приют для детей-сирот и престарелых, оставшихся без попечения, в апреле 1918 года в нем насчитывалось 80 человек детей и стариков; для мусульманок-солдаток открыли библиотеку, читали лекции на различные темы, ставили спектакли, вырученные средства от которых направлялись в пользу сирот.
24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман.
В 1918 году в России состоялся съезд женщин, организованный И. Арманд и А. Коллонтай. В соответствии с решениями этого съезда в составе государственных органов были созданы отделы, занимавшиеся вопросами женщин. Неудивительно, что Абруй, всю жизнь занимавшаяся проблемами женщин и детей, начала работать именно в одном из таких отделов.
В своей книге «Борцы за народное счастье» Р. Гиниатуллина пишет: «Организаторские, журналистские, педагогические способности Абруй Сайфи особенно сильно проявились после Великой Октябрьской социалистической революции. Организатор татарок районов Забулачная-Плетень и Объединенная слобода, член республиканской комиссии по работе среди женщин, инструктор женского отдела Татарского обкома ВКП (б) — Абруй Сайфи была пламенным борцом и агитатором во всех этих начинаниях».
Именно в эти годы отдельными книгами были изданы труды Абруй Сайфи «Женское движение и ведение работы в сельской местности», «Татарские женщины на пути к свободе». Абруй-ханум пробует себя и в переводе. Она переводит на татарский язык рассказы А. Чехова и А. Барбюса.
В августе 1926 года в жизни татарских женщин происходит знаменательное событие: выходит в свет первый номер журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»). Этот журнал был создан полностью по инициативе Сайфи и Г. Тазетдиновой (руководитель отдела обкома ВКП (б) по работе с женщинами). В 1926–1927 годах Абруй сама является ответственным секретарем журнала «Азат хатын». Она публиковала свои статьи в журнале до 1937 года.
Сурия Усманова: «Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…»Фото: Андрей Титов
«Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем»
В 1937 году арестовали и расстреляли ее мужа — известного педагога, писателя и ученого Фатиха Сайфи-Казанлы. Настают страшные дни для жены врага народа. Ее увольняют с работы, выгоняют из квартиры, отправляют в ссылку в Томск. Даже по истечении срока ссылки ей было запрещено возвращаться в Казань. После освобождения из ссылки занималась пошивом одежды в деревнях.
Чтобы представить, как она жила в эти годы, приведу отрывок из воспоминаний Шауката Салахова «Прости, Абруй-апай»: «В тот же вечер я узнал, что эта тетя — швея, и она привезла на санях швейную машинку. И все же я не мог уснуть из-за множества вопросов об этой женщине по имени Абруй, которые крутились у меня в голове. Кто она и откуда приехала? Почему она в зрелом возрасте ходит в зимнюю стужу с санками и швейной машинкой?.. Отец называл ее „большим человеком“. Почему же тогда этот „большой человек“ оказался в таком плачевном состоянии?.. За короткое время она успела завоевать любовь не только детей, но и всех жителей деревни… Из тех обрывков тканей, которые приносили жители села, она шила такие красивые платья, кофты, сарафаны, халаты, брюки, бешметы и даже пальто, что глаз невозможно было отвести! Она шила для всех: и для младенцев, и для подростков, для стариков, мужчинам и женщинам… Внимание зрителей привлекла площадка в самом живописном уголке сада, полная народа. В ее центре стоит Абруй-апа. Затрагивая тайные струны души, проникая в самое сердце, она исполняет народные песни… Зрители, особенно женщины, благодарили певицу, обнимали ее и плакали… По просьбе жителей такие песенные вечера стали проводиться чаще. Абруй-апа не заставляла себя уговаривать — она пела и пела».
В 1956 году Абруй Сайфи была реабилитирована и вернулась в Казань.
В архиве хранится письмо учителей секретарю Татарстанского обкома КПСС тов. С. Д. Игнатьеву, написанное в 1958 году. Там есть такие строки: «…гражданка А. Сайфи пытается получить жилье. Однако исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся не удовлетворяет ее просьбу. Ей уже больше 70 лет, она тяжело больна. Часто нуждается в поддержке со стороны окружающих. Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем: ей даже негде поставить кровать и стол, чтобы поспать и поесть. Она нуждается в лечении и уходе за собой. Мы обращаемся к вам, товарищ Игнатьев, с большой просьбой — оказать ей содействие в получении жилья. Всю остальную помощь мы готовы оказать сами».
Сайфи умерла в 1960 году.
Всю свою жизнь она просвещала татарских женщин, отстаивала их права, защищала их семьи и детей. Где научные труды, исследующие жизнь и трудовой путь такой многогранной, удивительно талантливой личности? Почему до сих пор ни в Казани, ни у нее на родине нет музея Абруй-ханум? Где школы, улицы, названные ее именем? Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…
Процесс приготовления куырдака
Казы-карта – деликатесное блюдо из конины
Традиционная кухня казахов
Основные блюда являются мясными и именуются общим словом ЕТ (мясо), без уточнения названия блюда. Одним из блюд, часто именуемых просто «мясом», является бешбармак. Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца, кишок и т. п. без картофеля), кеспе (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом), «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса). К мясным блюдам также относится и казахский вариант мант из мяса с тыквой, традиционным способом приготовления которых является, готовка на пару на особом многослойном деревянном подносе останавливаемом на казан с кипящей водой вместо крышки. К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, запекаемый в золе или в горячих летних песках на пастбище в степи (чем-то похож на хаггис), но сейчас данное блюдо является редкостью среди оседлого населения, его чаще готовят живущие в степи вместе со своим скотом. Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» — рыба, нанизанная на ветки ивы, жаренная на углях и заправленная овощами.
Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала, рек Сырдарья, Урал, Иртыш и других водоемов. В связи с кочевым образом жизни птицу не разводили, она присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.
Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), айран (кефир), каймак (аналог сметаны), кілегей (сливки), сары-май (подсоленое сливочное масло), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (тверждый солёный творог или соленый сыр), иримшик (твердый сыр из овечьего молока), уыз (варённое молозиво похожее на мягкий сладкий творог), шалап (жидкий йогурт), коже (напиток со злаками) и др.
Традиционный хлеб двух видов: баурсаки — жаренные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста и тандырные лепешки — печённые на внутренней стороне тандырной печи. Наиболее распространёнными являются баурсаки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, несомненно являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный хлеб требует тандырных печей и пекли его в основном в оседлых местах (города на Великом Шёлковом Пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау — зимовья).
Основные разновидности традиционного хлеба: таба-нан (таба-сковорода) — хлеб, испеченный на углях (тесто печется меж двух сковород), баурсак (маленький колобок), шельпек (тонкая лепёшка), шек-шек (чак-чак) и тандыр-нан.
К известным сладостям, помимо шек-шека, относится полузабытый «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев. Можно также перечислить «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак».
Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём чай по-казахски — это крепкий чай со сливками. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.
Современная кухня казахов
Казахская кухня за последние десятилетия существенно изменилась. В национальной кухне появилось больше заимствований. На столе современной казахской семьи помимо традиционной, часто встречаются блюда восточно-европейских народностей таких как украинская, русская, белорусская и даже немецкая. Также много блюд было заимствовано их кухни восточных народов населяющих Казахстан таких как блюда кавказских народов, дунганские, узбекские, уйгурские, татарские, корейские и др. Типичные блюда на казахских торжествах и мероприятиях помимо обязательных традиционных блюд: лагманы, кауап (шашлык), самса, варенные и жаренные тушпара (пельмени) соленья и маринады, копченые мясопродукты, овощные, фруктовые и мясные салаты, десертные продукты такие как торты, пирожные, конфеты, мороженое, мармелад и прочие уже давно стали обычным рационом.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии.
Синхронизация выполнена 12.07.11 12:33:29
Похожие рефераты: Казахская ССР, Казахская АССР, Казахская Википедия, Казахская степь, Казахская лошадь, Казахская культура, Казахская письменность, Казахская литература, Казахская философия.
Категории: Казахи, Казахская кухня.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.
Инфоурок
›
Русский язык
›Видеоуроки›Презентация: «Итоговое сочинение по русскому языку»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Подготовка к итоговому сочинению
2020-2021 -
2 слайд
Описание слайда:
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации
-
3 слайд
Описание слайда:
РОСОБРНАДЗОР сообщает, что основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 2 декабря 2020 года.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года. -
4 слайд
Описание слайда:
Время написания итогового сочинения
3 часа 55 минут
-
5 слайд
Описание слайда:
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
-
6 слайд
Описание слайда:
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.
-
7 слайд
Описание слайда:
Результатом
итогового сочинения
будет
«зачет» или «незачет» -
8 слайд
Описание слайда:
Итоговое сочинение оценивается
по
двум требованиям (объем и самостоятельность)
и
пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). -
9 слайд
Описание слайда:
Требование № 1
«Объем итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания). -
10 слайд
Описание слайда:
«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2 -
11 слайд
Описание слайда:
Критерии оценивания итогового сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям:
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество письменной речи
Грамотность -
12 слайд
Описание слайда:
Критерии оценивания сочинения.
Для получения оценки «зачет»
необходимо иметь положительный результат
по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке),
а также «зачет» по одному из других критериев
(№ 3 или № 4 или № 5). -
13 слайд
Описание слайда:
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения
на 2020-2021 учебный год:
Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
«Между прошлым и будущим»: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);
«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
-
14 слайд
Описание слайда:
Направление «Забвению не подлежит»
Примерные темы:
Почему тема войны не уходит из литературы?
Как влияет на сущность человека война?
Какой опыт даёт человеку война?
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
Как судьба человека связана с историей народа?
Может ли человек влиять на ход истории?
Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
В чём ценность исторического опыта?
Какие времена можно назвать жестокими?
Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне? -
15 слайд
Описание слайда:
Направление «Забвению не подлежит»
Произведения
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
М. Шолохов «Судьба человека»
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
М. Булгаков «Собачье сердце»
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
А. Платонов «Котлован»
А. Блок «Двенадцать»
А. Фадеев «Разгром»
А. Ахматова «Реквием»
В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Шолохов «Тихий Дон». -
16 слайд
Описание слайда:
Направление «Я и другие»
Примерные темы:
Что мешает человеку быть счастливым?
Чем опасно равнодушие?
Важно ли понимание души другого человека?
Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
Может ли человек ставить себя выше общества?
Как разум и чувства влияют на поступки человека?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
В чём причины вражды между людьми?
Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
Бывает ли общественное мнение ошибочным?
В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? -
17 слайд
Описание слайда:
Направление «Я и другие»
литературны
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.С. Пушкин «Цыганы»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
И.С. Тургенев «Ася»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.И. Куприн «Олеся»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Л. Андреев «Иуда Искариот»
А.Н. Островский «Гроза»
А.Н. Островский «Бесприданница»
М. Горький «Старуха Изергиль»
М. Горький »Макар Чудра»
М. Булгаков «Собачье сердце»
А. Платонов «Юшка»
М. Горький «На дне» -
18 слайд
Описание слайда:
Направление «Между прошлым и будущим »
Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
Почему так важно сохранять связь между поколениями?
Зачем человеку заглядывать в будущее?
Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
Когда родители могут гордиться детьми? -
19 слайд
Описание слайда:
Направление «Между прошлым и будущим »
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
Б. Васильев «Экспонат»
К. Паустовский «Телеграмма»
Ю. Бондарев «Простите нас!»
Е. Замятин. Роман «Мы»
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви» -
20 слайд
Описание слайда:
Направление «Время перемен»
Как противостоять ударам судьбы?
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
Нужно ли анализировать свои ошибки?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
Можно ли жить без надежды на лучшее?
Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации? -
21 слайд
Описание слайда:
Направление «Время перемен»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин «Медный всадник»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «После бала»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Булгаков «Собачье сердце»
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
М. Шолохов «Судьба человека»
А. Ахматова «Реквием»
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых» -
22 слайд
Описание слайда:
Направление «Разговор с собой»
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?
Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
На пути к благородной цели все ли средства хороши?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
Какие жизненные победы могут быть важны для человека? -
23 слайд
Описание слайда:
Направление «Разговор с собой»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «После бала»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А. Гончаров «Обломов»
Н. Лесков «Очарованный странник»
А.И. Куприн «Олеся»
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
М. Горький «На дне»
М. Горький «Старуха Изергиль»
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» -
24 слайд
Описание слайда:
Структура сочинения
Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (60-70 слов)Основная часть. В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250)
Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли.
3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)
-
25 слайд
Описание слайда:
Несколько советов по написанию сочинения
Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. .
Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
Сформулируйте аргументы, (примеры и иллюстрации) подтверждения и доказательства своей точки зрения.
Работаем в черновике. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
Работаем в черновике. Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте аргументами.
Работаем в черновике. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
Работаем в черновике. Вступление и заключение должны быть логически связаны.
Проверьте сочинение в черновике. Исправьте речевые, орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз!
Перепишите сочинение в бланк ответа. Проверьте сочинение. -
26 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Конспект урока по русскому языку по теме «Общая характеристика публицистического стиля»(11класс)
-
Рабочая программа «русский язычок»
-
Презентация по русскому языку 3 класс. Текст
-
Задания к школьному этапу олимпиады по русскому языку 5,6 класс
-
Презентация к вводному уроку по русскому языку «Современный русский литературный язык»
-
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» на тему «ПИСЬМО ЭЛЕМЕНТОВ БУКВ: ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ С ДВУХ СТОРОН»
-
Краткая карта урока «Ударные и безударные гласные звуки в слове.»
-
Задания русский язык снонимы
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452711 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
Использован учебник «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260
Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»
Читайте также:
Фонохрестоматия
1. С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?
Рассказчик представляется мне старым, очень спокойным и сдержанным воином. Он много повидал, много пережил. Он сам участвовал в рассказанных событий. Его речь неспешная, обстоятельная.
Мне кажется, что это храбрый и добрый человек, миролюбивый, честный, способный к состраданию.
2. Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествовавшие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.
Актёр повышает тон речи, громкость, убыстряет ритм. Слова Жилина он передает с мольбой. Пленение актёр описывает тихо, медленно, с тоской.
Пример пересказа эпизода погони и пленения Жилина, 5 класс
Жилин выпросил отпуск и отправился в город с обозом. Вместе с ним ехал другой офицер, Костылин. Стояла сильная жара, обоз двигался медленно, с Костылина ручьями тёк пот.
Предложил Костылин поскакать вперед и сказал, что у него есть ружьё заряженное.
Согласился Жилин и поехали офицеры вперед. Пока шла дорога по степи, всё было спокойно. Но вот свернули они в ущелье. Жилин решил проверить путь и поскакал на гору, а Костылин остался внизу, на дороге.
Только поднялся Жилин в гору, а перед ним — татары. Бросился он прочь, про ружьё Костылину кричать начал. А тот, как увидел татар, развернулся и в обратную сторону помчался.
Видит Жилин, не уйти от погони. Выхватил он саблю и на татарина в красном бросился. Но подстрелили татары лошадь, упала она и придавала ногу Жилину.
А потом и татары подбежали, обшарили, связали и на коня положили кулем. Так оказался Жилин в татарском плену.
3. Перескажите сцену торга по поводу выкупа. При этом постарайтесь воспроизвести многоголосие, особенности речи и характеров участников торгов.
Пересказ сцены торга Жилина о выкупе, 5 класс
Жилина привели в дом, где на богатых коврах ели татары. Один из них, чёрный, по имени Абдул, стал говорить, что купил Жилина у красного татарина за двести рублей. И теперь Жилин должен писать домой письмо и просить три тысячи.
-Солдат урус. Хорошо урус.
Жилин отказался: «Нет, этого я заплатить не могу», и сказал, что больше пятисот нет. Абдул стал ругаться, а потом назвал Жилина молодцом и потребовал тысячу.
— А не напишешь, в яму посадят.
Жилин вновь отказался: «А ты ему, собаке, скажи, что не боялся и не буду вас бояться», и опять предложил пятьсот. Привели Костылина, тот написал письмо с просьбой прислать пять тысяч.
Но Жилин стол на своём. Абдул сунул ему лист бумаги — он был согласен на пятьсот. А Жилин потребовал, чтобы их кормили, держали вместе, а на ночь снимали колодку.
4. Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, стараясь передать душевное и физическое состояние героев?
Про Костылина актёр читает с жалостью, про Жилина с лёгкой гордостью.
Пересказ сцены первого побега, 5 класс
Ночью Жилин и Костылин попытались убежать. Жилин быстро опередил Костылина, а тот сильно натёр ноги. Костылин снял сапоги, но стало только хуже. Он все время садился отдыхать и стонал, крича, что не пойдёт дальше.
Пришлось Жилину сажать его на спину и тащить на себе. Они добрались до родника, остановились отдохнуть. Тут их и повязали татары и вернули в аул.
5. Как актёр передает отношение автора к Жилину и Дине в сцене побега Жилина из ямы? Попробуйте пересказать эту сцену сперва от лица Дины, а потом от лица Жилина.
Слова Дины актёр читает очень нежно, передавая жалость девочки к Жилину. Жилин умоляет её, актёр передаёт его заботу о безопасности девочки, маленькой, хрупкой, тоненькой.
Пересказ сцены побега от лица Дины, 5 класс
Старики сказали отцу, что пленников надо убить. Мне было жалко Ивана, он был добрый и делал таких забавных кукол.
Я пришла к яме и сказала Ивану, что его хотят убить. Он стал просить длинную палку, чтобы выбраться из ямы, но я убежала.
Весь день я боялась, что старики убьют Ивана прямо сейчас, а когда стемнело утащила шест и опустила его в яму. Иван — молодец, выбрался и сказал вернуть шест на место, чтобы мне не попало. А сам поковылял прочь.
Я унесла шест и догнала Ивана. Он пытался сбить колодку. Я тоже стала бить по замку камнем, но замок не поддавался. Я заплакала, а Иван стал меня утешать. Он попрощался и я сунула ему лепёшки.
Иван ушёл, а я молилась, чтобы он добрался до своих.
Пересказ сцены побега от лица Жилина, 5 класс
Мы с Костылиным сидели в яме. Выбраться из неё было невозможно. У меня оставалась одна надежда — на помощь Дины. И вот она пришла. Дина сказала, что татары решили нас убить, и что ей нас жаль. Она даже не взглянула на кукол, которых я ей наделал.
Я стал просить у девочки шест, но она убежала.
Вечером Дина вернулась. Она принесла длинный шест. Я попрощался с Костылиным, который отказался бежать, и выбрался из ямы. Мне было страшно за Дину, и я велел ей отнести шест на место, чтобы татары не подумали, что мне кто-то помог.
А сам пошёл прочь из аула. Выйдя на дорогу, я нашёл камень и стал сбивать замок на колодке. Откуда-то прибежала Дина и своими тоненькими ручками тоже стала пытаться сбить замок. Она плакала и мне было жаль девочку.
Я стал утешать Дину, погладил её по голове и попрощался. Потом взял лепёшки, что она принесла, и поковылял по дороге.
Я добрался до леса. К утру я прошёл лес и вдруг увидел лагерь казаков. Я бросился к ним, крича «Братцы!». Казаки увидели меня и поскакали навстречу. За мной погнались татары, но испугались казаков и развернулись назад.
Вскоре родные руки протягивали мне хлеб, кашу, водку, сбивали колодку. Я был у своих.
6. В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы!» Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова? Как передаёт этот эпизод актёр?
Первый раз Жилин кричит с отчаянием. Второй раз кричит с надеждой. Третий раз Жилин закричал с радостью, с огромным облегчением, ведь он был у своих.