Сочинение про химический элемент

Руководитель проекта: рябичева елена анатольевна в готовой исследовательской работе по литературе химики и лирики. химия в литературе ученицей была поставлена

Руководитель проекта: 

Рябичева Елена Анатольевна

В готовой исследовательской работе по литературе «Химики и лирики. Химия в литературе» ученицей была поставлена цель, выявить родство двух наук — литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по химии на тему «Химики и лирики. Химия в литературе» автор проводит анализ ряда прозаических и поэтических произведений, чтобы доказать, что писатели и поэты иногда допускают ошибки в своих произведениях, описывая химические явления и процессы.

В индивидуальном детском проекте «Химики и лирики. Химия в литературе» за основу исследования взяты произведения русской и зарубежной художественной литературы, содержащие описания химических явлений. Учащейся были проведены химические эксперименты, описанные в произведениях художественной литературы, чтобы проверить их правильность.

Оглавление

Введение
1. Химики и лирики.
2. Химия и проза.
3. Химия и поэзия.
4. «Работа над ошибками».
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы:

Все науки связаны между собой. География, биология, химия, физика, математика. Химия также носит название «индустрия чудесных превращений». Она повсюду окружает нас: лекарственные препараты, пищевая промышленность, заводы и фабрики, электроника и т.д. Она не только вокруг, но и внутри нас, в нашем организме.

А есть ли связь между химией и литературой? Они имеют огромное значение в современном мире.

С самого детства мы любим читать книги, начиная со сказок и представляя себя литературными героями.

Химики и лирики… На первый взгляд, химия и литература — абсолютно несовместимые предметы, и найти связь между ними невозможно. Я выполнила данную работу с целью доказать обратное.

Наверное, все мы хоть раз в своей жизни слышали знаменитый афоризм Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное». Я была вынуждена согласиться с ним и из огромной вселенной, называемой «Литература», использовать для анализа лишь комету ─ некоторые отрывки из произведений художественной литературы.

Авторы нередко используют в своих творениях химические описания, придавая произведениям выразительности, яркости, образности, колоритности, а также предоставляя читателю возможность во всех деталях представить какие-либо события.

Я проведу их анализ, постараюсь найти ошибки и логически их объяснить, а также выполню ряд химических экспериментов, описанных в некоторых литературных произведениях.

Цель работы: выявить родство двух наук — литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.

Задачи:

  1. Теоретически доказать или опровергнуть правдивость химических явлений, описанных в художественных произведениях;
  2. Экспериментальным путем проверить описанные в литературе химические опыты;
  3. Сформулировать выводы.

Объект исследования: произведения русской и зарубежной художественной литературы, содержащие описания химических явлений.

Предмет исследования: химические эксперименты, описанные в произведениях художественной литературы.

Гипотеза: Писатели и поэты иногда допускают ошибки в своих произведениях, описывая химические явления и процессы.

Методы исследования:

  1. Анализ произведений художественной литературы;
  2. Химический эксперимент, наблюдение.

Химики и лирики

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (Академик А.Е. Арбузов)

Разумеется, нельзя не упомянуть таких великих людей, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии, но связанных и с литературой.

28 ноября 1880 года родился Александр Блок. Он был поэтом-символистом, сыгравшим заметную роль в русской литературе Серебряного века. Первый громкий успех пришел в начале ХХ века с выходом цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Той Прекрасной Дамой стала Любовь Менделеева, дочь знаменитого русского химика.

Любовь Дмитриевна была для Блока одновременно и Музой, и супругой. Под финал своей жизни великий поэт Александр Блок поймет, что на всем свете у него было, есть и будет только две женщины — Люба и «все остальные». Они были знакомы с детства: когда их отцы вместе служили в университете, маленькие Саша и Люба в колясочках гуляли в университетском саду. Потом они встретились, когда Саше было 17 лет, а Любе — 16.

Определенно следует упомянуть, что в 1948 году поэт Степан Щипачёв посвятил великому химику стихотворение «Читая Менделеева»:

«Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук.»

Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!»

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…»

Химия и проза

Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов.

В произведении В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» описан способ очистки веществ — фильтрование: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.

Рукодельница хорошо знала свойство угля адсорбировать растворенные в воде вещества.

Нередко Жюль Верн пользовался химическими терминами. Например, в произведении «Опыт доктора Окса» он описал состав воздуха: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах».

В состав воздуха входят еще и инертные газы. Но это нельзя считать ошибкой, так как тогда еще никто не знал об их сущестовавании. Первый представитель этого ряда — гелий был открыт только через 25 лет после написания книги.

Приведу отрывки из романа А.Конан Дойла «Маракатова бездна».

«Могу только заявить, что видел собственными глазами и пробовал на вкус различные химические элементы в жидком и газообразном состояниях, которые вводились в аппараты и подвергались там обработке теплом, давлением и электричеством, и в результате машины производили муку, чай, кофе, вино и множество других продуктов питания».

Химический элемент нельзя попробовать. Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Как выяснилось, что англичане, немцы, французы не делают различий между простым веществом и химическим элементом. Вероятно, ошибка была допущена при переводе.

В этом же романе есть фрагмент, где речь идет об углекислом газе, который тяжелее воздуха и не поддерживает дыхание: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…».

В произведении «Клеопатра» Г.Р.Хаггарда присутсвует фргамент: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…».

Жемчужина состоит в основном из карбоната кальция. То же самое и с мелом, мрамором, яичной скорлупой, которые тоже реагируют с кислотами:

СаСО3 + 2НСl = СaCl2 + СО2 + Н2О

У ракушки и жемчуга одинаковы состав. Так можно определить подлинность жемчуга.

В рассказе «Солнечное вещество» М.П. Бромштейна описано применение германскими войсками цеппелинов (дирижаблей). «…Зажигательные снаряды- самое верное средство истребления дирижаблей. Как только такой снаряд попадает в оболочку дирижабля, водород, которым наполнена оболочка, мгновенно вспыхивает, и дирижабль сгорает, как солома. Из ста двадцати трех цеппелинов, построенных в Германии во время мировой войны, сорок погибло от зажигательных снарядов.

Но на этот раз цеппелин не сгорел. Снаряд пробил прорезиненную ткань оболочки, и раненый дирижабль, медленно истекая газом, поплыл обратно.

Англичане недоумевали. Водород — горючий газ, водород воспламеняется от малейшей искры. Что же произошло? Почему водород не вспыхнул?».

Дирижабль был наполнен гелием. Смесь водорода с воздухом называется «гремучей смесью». И действительно, даже небольшое количество водорода, полученное в лаборатории — взрывчатое вещество.

В сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г. Губарев указывает, что ртуть ядовита. И оказывается прав.

«..- Мы делаем здесь наводку зеркал. Видишь, какие мы все худые? Это от того, что мы отравлены ртутными парами. А посмотри-ка на наши руки. Видишь, они покрыты язвами. Это потому что мы отравлены ртутью. Скупой Нушрок не хочет заменить оловянно-ртутную амальгаму серебром. Серебро ему дороже, чем жизнь людей!»

Ж.Верн в своем романе «Таинственный остров» рассматривает воду как эффективное топливо будущего: « — Какое топливо заменит уголь? — Вода, — ответил инженер. — Вода? — Переспросил Пенкроф… — Да, но вода, разложенная на составные части, — пояснил Сайерс Смит. — Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой.

Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых оно состоит, будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…Вода — это уголь грядущих веков».

В фантастическом романе «Пылающий остров» А.П.Казанцев кратко описывает влияние азота на организм человека. «Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».

Наиболее выраженное губительное действие азот оказывает на нервную систему. Сначала блокируется работа тормозных нейронов мозга, чем обусловлено наркотическое действие газа – проявляется так называемое азотное опьянение.

Отрывок из произведения С. Вилар «Замок на скале» можно использовать для отражения свойства серы — горючести: «Этот серый порошок, малыш, — говорил он маленькому лорду, — самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем.

У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой-нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом». Сернистый газ, образуемый при горении серы: «Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя».

Химия и поэзия

Связь химии и литературы в поэзии  зародилась с освоения химического языка, нередко поэты употребляли названия химических элементов и веществ, в первую очередь ─ металлов. Интересный факт — наиболее часто в своих стихотворениях поэты используют элемент под названием «Золото».

Богата химическими терминами поэзия XIX века:

«…Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом»
«…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.»
(А.С.Пушкин)

«…И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.»
(М.Ю.Лермонтов)

«…Кулак был из свинца…
…Я помню время золотое…»
(Ф.И.Тютчев)

В поэзии XX века авторы «украшают» свои произведения химическими терминами для усиления яркости, образности, колоритности. Довольно интересно поэты описывают явление коррозии металлов:

«…На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…»
(А.Ахматова)

«…От медленных лобзаний влаги
Нежнеет грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и девиц.»
(А.Блок)

Полезный факт: изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» стоит начать стихотворением Н. Глазкова, заинтересовав учеников и указав на важность данного открытия.

«Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть —
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.»

Во время чтения поэтических произведений зачастую встречаются довольно устаревшие химические термины. Например, в поэме Д.Васильева «Ключ» присутствует фраза «Он наливал купоросное масло в сосуд». Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную кислоту из-за ее желтоватого цвета, вязкости и источника получения – железного купороса.

В поэзии ХХ века есть немало примеров использования химических терминов, как для яркости повествования, так и в качестве объекта творчества поэта. Насыщена химическими названиями и поэма С. Кирсанова «Герань – миндаль – фиалка»: «…И нитрат свинца, и нитроглицерин, и бравый, с выправкою взрыва, тринитротолуол…».

Работа над ошибками

Все мы когда-то ошибаемся, и авторы не исключение. Зачастую они допускают ошибки или же лишают читателя соответствующих пояснений. Например, И.Сельвинский допустил неточность:

«…Видишь – мрамор:
Это просто кальций…»

Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция (СаСО3).

В стихотворении А.Ахматовой тоже есть ошибка, но довольно точно отображена разница в динамике разрушения стали и мрамора:

«…Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово…
Конечно, золото – благородный металл – не ржавеет, не корродирует.»

Л. Лавренёва в своем творении также допустил неточность:

«…В озон превращается воздух…»

Конечно же, не воздух превращается в озон, а кислород. Уравнение химической реакции: 3О2 = 2О3 (при электрическом разряде).

В романе «Продавец воздуха» А.Беляев переоценил возможности человека: “Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом… «Жидкий воздух», — сказал Бейли. Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории”.

Температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже -1960С. Человек не может находиться рядом с  этим «озером» при такой температуре, естественно, он погибнет от переохлаждения.

А. Н. Рыбакова в своей повести «Приключения Кроша» выразился некорректно: «Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напоминал мне о сожженных в Липках брюках…». Это химически неграмотно, так как серная кислота не имеет запаха.

Разумеется, нельзя не упомянуть отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла: “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь.

Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. ─ Фосфор, — сказал я”.

Светится может только белый фосфор (за счет окисления его кислородом воздуха), но белый фосфор химически очень активен и при контакте с кожей он легко самовоспламеняется, вызывая тем самым серьёзные ожоги, собака от такого просто не выжила. Но в данном случае автор наверняка знал об этом и сделал эту ошибку преднамеренно.

В произведении «Зашифрованный план» М.Кравцова присутствует следующая ошибка: «…. — А знаете, товарищи, — объявил он, — эти статуи кто-то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно.»

Гипс — это соль серной кислоты, которая значительно сильнее уксусной. Поэтому вытеснить серную кислоту – более сильную, менее слабой – уксусной невозможно.

Поэтесса Вера Инбер в одном из своих сочинений написала: «Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, — точно также мысль и чувство…. Образуют воздух, которым дышит поэзия»

Во втором утверждении она, возможно, и права, а вот первое не выдерживает никакой критики: в воздухе кислород не соединен, а смешан с азотом и другими газами. Это и позволяет разделять их чисто физическими методами.

В разговорной речи также можно услышать химические термины. Например, В. Дудинцев в совем романе «Белые одежды» писал: «..- Так ты ж врешь все, врешь. Ты же не как люди. На тебя самого нужно капать индикатором. Фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь.. И потом, надо ж еще подобрать этот индикатор.».

Фенолфталеин не может посинеть ни в какой среде. Автор допустил химическую ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Разумеется, горит не воздух. Только кислород в воздухе участвует в реакциях окисления. Это можно доказать простым экспериментом. Азот с кислородом реагирует действительно с большим трудом. Реакция протекает при температуре 2000 градусов, в природе протекает во время грозы.

Заключение

В исследовательской работе я выполнила поставленные цели и задачи:

  • изучила и проанализировала отрывки из произведений художественной литературы;
  • проделала серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений;
  • сформулировала выводы.

Гипотеза выдвинутая в начале исследования подвердилась.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, как важно владеть химическими знаниями. Они важны не только для хмиков и лириков, но и для всех нас. Связь химии и литературы поражает своей величественностью и изобретательностью. химические термины и описания явлений помгают авторам точнее передавать свои мысли читателям, добавлять яркости и образности своим произведениям.

Так же и художественная литература помогает раскрыть красоту химии – внешнюю и внутреннюю. Дело, разумеется, не только в красоте строения веществ, кристаллов, растворов – в этой внешней привлекательной стороне. Химия красива своей внутренней сущностью, способностью объяснять явления, безграничной палитрой возможностей. Чтение отрывков из художественных произведений может открыть для учащихся не только новые и интересные стороны химической науки, как и наоборот знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем-то от химии далеких.

Список использованной литературы

  1. И.Ю. Белавин (и др.), 100 баллов по химии. Полный курс для поступающих в вузы: учебное пособие. — М.: Лаборатория знаний, 2020 — 480с.
  2. А. Беляев, Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.
  3. Ж. Верн, Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994
  4. О.С.Габриелян, Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009 . – 224 с.
  5. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.
  6. А.Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.
  7. А.Конан Дойл, Маракатова Бездна. – М.: Детская литература, 1993.
  8. В.Короткевич, Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха. – Минск: Мастацкая лiтература, 1984 (в переводе с белорусского В.Щедриной).
  9. М.Митчелл, Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой)
  10. В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001
  11. А.Рыбаков, Приключения Кроша. – М.: Детская литература, 1976
  12. Л.А.Савина, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 448 с.
  13. Г.Р.Хаггард, Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990
  14. Н.В.Чудакова, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.
  15. Н.В.Ширшина, Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
  16. Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера, Н.Глазкова
  17. С.И.Кирсанов, Собрание сочинений. Том 2. Фантастические поэмы и сказки. — М.: Художественная литература, Москва, 1975.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

    Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду­мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других.
    Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным.
    В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
    «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.
    Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит о том, что добро побеждает зло.
    Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца­ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.

  • Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду­мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других.
    Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным.
    В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
    «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.
    Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит о том, что добро побеждает зло.
    Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца­ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  • Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию.
    Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко.
    Он, наверное, поду­мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя.
    На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца­ревну.
    Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.

  • Ответ оставил Гость
    Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду­мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца­ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо. (Надеюсь помогла)))))

  • Какую роль в судьбе государства сыграл Чирпанский монастырь?
    что считается инвестициями в экономику страны?
    Прочитай текст. Найди и выпиши глаголы прошедшего времени. Укажи их род.
    А морозы все лютели и лютели. Совсем скоро у ежика кончились дровишки. Он в последний раз хорошо протопил печь, сложил на постель все одеяла, а серху положил полушубок и валенки. Потом быстро залез под эту гору и стал ждать. Сначала ему было жарко, а потом, когда печь остыла, стало холодно. И с каждым часом становилось все холоднее.
    Во всех странах Заподной Европы, принявших христианство , богослужения велось на латигском языке. Подумайте какие последствия могли быть у этого явления
    помогите 33 упражнение
    Сочинение на тему почему мне понравился роман капитанская дочка
    Порядковый номер химического элемента равен:
    номеру периода
    номеру группы
    высшей валентности
    заряду ядра атома
    Заряд ядра атома равен:
    числу протонов
    сумме числа электронов и нейтронов
    номеру группы
    сумме числа протонов и электронов
    Число нейтронов в ионе 40Са+2 равно:
    20
    40
    2
    4
    Число электронов в атоме равно:
    числу протонов
    числу нейтронов
    сумме числа протонов и электронов
    числу энергетических уровней
    Изотопы имеют разное число:
    нейтронов
    протонов
    электронов на внешнем энергетическом уровне
    энергетических уровней
    Количество нейтронов в атоме можно найти по разнице между:
    числом протонов и электронов
    значением относительной атомной массы и числом протонов
    значением относительной атомной массы и числом электронов
    общим числом электронов и числом электронов на внешнем энергетическом уровне
    Атом какого химического элемента имеет распределение электронов по электронным слоям соответствующее ряду чисел: 2;7?
    хлор
    азот
    магний
    фтор
    Шесть электронов во внешнем электронном слое находится у атома:
    хлора
    кислорода
    азота
    алюминия
    Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно:
    6
    2
    8
    4
    Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно:
    1
    2
    5
    7
    Два электрона во внешнем электронном слое находится у атома:
    серы
    кислорода
    азота
    магния
    В атоме серы распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел:
    8; 6; 2
    3; 6; 16
    2; 6; 8
    2; 8; 6
    Атомы химических элементов бора и алюминия имеют одинаковое число:
    заполненных электронных слоев
    протонов
    электронов во внешнем слое
    нейтронов
    Укажите заряд ядра атома и число неспаренных электронов у атома хлора в основном состоянии:
    +7 и 17
    +17 и 3
    +17 и 7
    +17 и 1
    Какому химическому элементу принадлежит электронная формула: 1S22S22P63S1?
    кальцию
    кислороду
    натрию
    калию
    два бегуна выбежали одновременно навстречу
    друг другу из точек расстояние между которыми 3 км.
    Какое расстояние им останется пробежать до встречи через 5 мин
    после начало бега если один бегун бежит со скоростью 260 метров в минуту
    а другой 280 метров в минуту
    пример цепи питания для обитателей озера мин 8 звеньев до 16 00 ДАЮ 60 Б
    ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ!!!
    Практическая работа №1 “Анализ школьных географических карт” 10 класс»
    Класс: 10 дата:
    Практическая работа №1
    Анализ школьных географических карт.
    Цели и задачи:
    Образовательная: формировать умение анализировать карты атласа по типовому плану;
    обучения методике выполнения заданий и расчетов по карте
    Воспитательная: воспитывать самостоятельность в выполнении заданий;
    Развивающая: Развитие навыков работы с картами; определение содержания и
    Назначение карт.
    Тип урока: практическая работа
    Оборудование: атлас мира, карты в различных географических проекциях,тетрадь,линейка.
    Ход урока.
    1. Характеристика школьного атласа и одной по выбору:
    а) определение библиографических показателей атласа (название, авторы, год и место издания);
    б) определение структуры атласа (виды карт, порядок их размещения);
    в) характеристика атласа по содержанию, методов картографических проекций, математической основы ;
    г) характеристика вспомогательной информации атласа;
    ( дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия), их оценка, (способы изображения и условные знаки на карте);
    д) обощение,выводы.
    2. Проведение расчетов по общегеографической или тематической карте
    а) определите расстояния между выбранными пунктами (Костанай-Астана.) ,(Астана-Лондон), – в градусах и километрах.
    б) определите географические координаты обозначенных пунктов:
    г.Саньяго, г.Якутск, г,Нью-Йорк, вулкан Килиманджаро
    в) определите по заданным координатам (40* с. ш. и 117*в. д.; 32 ю.ш. и 70*з. д.) географические объекты, определите их географическое положение
    г) сделайте выводы на основе проделанных заданий.

  • В русской литературе очень много сказок, которые нам родители в детстве читали перед сном. Одной из таких сказок является сказка Царевна-лягушка. О данном народном творчестве и будет мое мини сочинение с главной героиней Царевной-лягушкой.

    Царевна лягушка сочинение

    Написать о Царевне лягушке для 5 класса не сложно, ведь сюжет сказки нам знаком с рождения, поэтому и свои мысли по сказке Царевна-лягушка будет изложить не трудно, а даже приятно.
    Итак, моей любимой сказкой с детства является Царевна-лягушка и я поделюсь мыслями по поводу данного произведения. Если честно, многие читают сказку и не задумываются о том, чему она нас учит, а ведь каждая сказка поучительна, достаточно лишь вдуматься в текст. И я это сделала. Прежде всего, сказка нас учит сопереживанию и состраданию. Мы видим, как наш герой, несмотря на свой голод, оставляет жизнь животным, что встречаются на его пути. И тут же, имеется тайный подтекст, когда животные приходят Ивану-царевичу на помощь. То есть, автор говорит о том, что добро будет вознаграждено и на примере показывает, если ты поможешь — то и тебе помогут.
    Сказка нас учит самокритичности. Мы видим, как жены старшего и среднего братьев насмехаются над лягушкой, считая ее недостойной себя, в то время как царевна-лягушка намного лучше их. Она талантливее, настоящая хозяюшка, мастерица на все руки и при этом скромна, не выхваляется.

  • ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

    Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка]чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду]мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других.
    Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис]треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра]вился со злодеем Кощеем Бессмертным.
    В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так]же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
    «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи]тельным к другим и самокритичным по отношению к се]бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха]ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш]ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.
    Высокомерные и своенравные жены старших бра]тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви]ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го]ворит о том, что добро побеждает зло.
    Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле]вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца]ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил]ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе]устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.

    На этой странице искали :

    чему учит сказка царевна лягушка
    сочинение о царевне лягушке
    чему учит сказка о царевне лягушке
    сочинение на сказку царевна лягушка
    сочинение на тему чему учат сказки

  • срочно надо
    напишите пожайлуста сочинение на тему “чему научила меня сказка царевна лягушка”

    Ответы:

    Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду­мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца­ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.

  • Сочинение про свой кабинет в школе
  • Сочинение про поездку в питер
  • Сочинение про пушкина на английском языке с переводом 7 класс
  • Сочинение про папу на башкирском языке
  • Сочинение про новый год кратко