Руководитель проекта:
Рябичева Елена Анатольевна
В готовой исследовательской работе по литературе «Химики и лирики. Химия в литературе» ученицей была поставлена цель, выявить родство двух наук — литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.
Подробнее о работе:
В ученическом исследовательском проекте по химии на тему «Химики и лирики. Химия в литературе» автор проводит анализ ряда прозаических и поэтических произведений, чтобы доказать, что писатели и поэты иногда допускают ошибки в своих произведениях, описывая химические явления и процессы.
В индивидуальном детском проекте «Химики и лирики. Химия в литературе» за основу исследования взяты произведения русской и зарубежной художественной литературы, содержащие описания химических явлений. Учащейся были проведены химические эксперименты, описанные в произведениях художественной литературы, чтобы проверить их правильность.
Оглавление
Введение
1. Химики и лирики.
2. Химия и проза.
3. Химия и поэзия.
4. «Работа над ошибками».
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы:
Все науки связаны между собой. География, биология, химия, физика, математика. Химия также носит название «индустрия чудесных превращений». Она повсюду окружает нас: лекарственные препараты, пищевая промышленность, заводы и фабрики, электроника и т.д. Она не только вокруг, но и внутри нас, в нашем организме.
А есть ли связь между химией и литературой? Они имеют огромное значение в современном мире.
С самого детства мы любим читать книги, начиная со сказок и представляя себя литературными героями.
Химики и лирики… На первый взгляд, химия и литература — абсолютно несовместимые предметы, и найти связь между ними невозможно. Я выполнила данную работу с целью доказать обратное.
Наверное, все мы хоть раз в своей жизни слышали знаменитый афоризм Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное». Я была вынуждена согласиться с ним и из огромной вселенной, называемой «Литература», использовать для анализа лишь комету ─ некоторые отрывки из произведений художественной литературы.
Авторы нередко используют в своих творениях химические описания, придавая произведениям выразительности, яркости, образности, колоритности, а также предоставляя читателю возможность во всех деталях представить какие-либо события.
Я проведу их анализ, постараюсь найти ошибки и логически их объяснить, а также выполню ряд химических экспериментов, описанных в некоторых литературных произведениях.
Цель работы: выявить родство двух наук — литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.
Задачи:
- Теоретически доказать или опровергнуть правдивость химических явлений, описанных в художественных произведениях;
- Экспериментальным путем проверить описанные в литературе химические опыты;
- Сформулировать выводы.
Объект исследования: произведения русской и зарубежной художественной литературы, содержащие описания химических явлений.
Предмет исследования: химические эксперименты, описанные в произведениях художественной литературы.
Гипотеза: Писатели и поэты иногда допускают ошибки в своих произведениях, описывая химические явления и процессы.
Методы исследования:
- Анализ произведений художественной литературы;
- Химический эксперимент, наблюдение.
Химики и лирики
«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (Академик А.Е. Арбузов)
Разумеется, нельзя не упомянуть таких великих людей, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии, но связанных и с литературой.
28 ноября 1880 года родился Александр Блок. Он был поэтом-символистом, сыгравшим заметную роль в русской литературе Серебряного века. Первый громкий успех пришел в начале ХХ века с выходом цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Той Прекрасной Дамой стала Любовь Менделеева, дочь знаменитого русского химика.
Любовь Дмитриевна была для Блока одновременно и Музой, и супругой. Под финал своей жизни великий поэт Александр Блок поймет, что на всем свете у него было, есть и будет только две женщины — Люба и «все остальные». Они были знакомы с детства: когда их отцы вместе служили в университете, маленькие Саша и Люба в колясочках гуляли в университетском саду. Потом они встретились, когда Саше было 17 лет, а Любе — 16.
Определенно следует упомянуть, что в 1948 году поэт Степан Щипачёв посвятил великому химику стихотворение «Читая Менделеева»:
«Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук.»
Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!»
Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…»
Химия и проза
Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов.
В произведении В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» описан способ очистки веществ — фильтрование: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.
Рукодельница хорошо знала свойство угля адсорбировать растворенные в воде вещества.
Нередко Жюль Верн пользовался химическими терминами. Например, в произведении «Опыт доктора Окса» он описал состав воздуха: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах».
В состав воздуха входят еще и инертные газы. Но это нельзя считать ошибкой, так как тогда еще никто не знал об их сущестовавании. Первый представитель этого ряда — гелий был открыт только через 25 лет после написания книги.
Приведу отрывки из романа А.Конан Дойла «Маракатова бездна».
«Могу только заявить, что видел собственными глазами и пробовал на вкус различные химические элементы в жидком и газообразном состояниях, которые вводились в аппараты и подвергались там обработке теплом, давлением и электричеством, и в результате машины производили муку, чай, кофе, вино и множество других продуктов питания».
Химический элемент нельзя попробовать. Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Как выяснилось, что англичане, немцы, французы не делают различий между простым веществом и химическим элементом. Вероятно, ошибка была допущена при переводе.
В этом же романе есть фрагмент, где речь идет об углекислом газе, который тяжелее воздуха и не поддерживает дыхание: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…».
В произведении «Клеопатра» Г.Р.Хаггарда присутсвует фргамент: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…».
Жемчужина состоит в основном из карбоната кальция. То же самое и с мелом, мрамором, яичной скорлупой, которые тоже реагируют с кислотами:
СаСО3 + 2НСl = СaCl2 + СО2 + Н2О
У ракушки и жемчуга одинаковы состав. Так можно определить подлинность жемчуга.
В рассказе «Солнечное вещество» М.П. Бромштейна описано применение германскими войсками цеппелинов (дирижаблей). «…Зажигательные снаряды- самое верное средство истребления дирижаблей. Как только такой снаряд попадает в оболочку дирижабля, водород, которым наполнена оболочка, мгновенно вспыхивает, и дирижабль сгорает, как солома. Из ста двадцати трех цеппелинов, построенных в Германии во время мировой войны, сорок погибло от зажигательных снарядов.
Но на этот раз цеппелин не сгорел. Снаряд пробил прорезиненную ткань оболочки, и раненый дирижабль, медленно истекая газом, поплыл обратно.
Англичане недоумевали. Водород — горючий газ, водород воспламеняется от малейшей искры. Что же произошло? Почему водород не вспыхнул?».
Дирижабль был наполнен гелием. Смесь водорода с воздухом называется «гремучей смесью». И действительно, даже небольшое количество водорода, полученное в лаборатории — взрывчатое вещество.
В сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г. Губарев указывает, что ртуть ядовита. И оказывается прав.
«..- Мы делаем здесь наводку зеркал. Видишь, какие мы все худые? Это от того, что мы отравлены ртутными парами. А посмотри-ка на наши руки. Видишь, они покрыты язвами. Это потому что мы отравлены ртутью. Скупой Нушрок не хочет заменить оловянно-ртутную амальгаму серебром. Серебро ему дороже, чем жизнь людей!»
Ж.Верн в своем романе «Таинственный остров» рассматривает воду как эффективное топливо будущего: « — Какое топливо заменит уголь? — Вода, — ответил инженер. — Вода? — Переспросил Пенкроф… — Да, но вода, разложенная на составные части, — пояснил Сайерс Смит. — Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой.
Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых оно состоит, будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…Вода — это уголь грядущих веков».
В фантастическом романе «Пылающий остров» А.П.Казанцев кратко описывает влияние азота на организм человека. «Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».
Наиболее выраженное губительное действие азот оказывает на нервную систему. Сначала блокируется работа тормозных нейронов мозга, чем обусловлено наркотическое действие газа – проявляется так называемое азотное опьянение.
Отрывок из произведения С. Вилар «Замок на скале» можно использовать для отражения свойства серы — горючести: «Этот серый порошок, малыш, — говорил он маленькому лорду, — самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем.
У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой-нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом». Сернистый газ, образуемый при горении серы: «Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя».
Химия и поэзия
Связь химии и литературы в поэзии зародилась с освоения химического языка, нередко поэты употребляли названия химических элементов и веществ, в первую очередь ─ металлов. Интересный факт — наиболее часто в своих стихотворениях поэты используют элемент под названием «Золото».
Богата химическими терминами поэзия XIX века:
«…Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом»
«…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.»
(А.С.Пушкин)
«…И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.»
(М.Ю.Лермонтов)
«…Кулак был из свинца…
…Я помню время золотое…»
(Ф.И.Тютчев)
В поэзии XX века авторы «украшают» свои произведения химическими терминами для усиления яркости, образности, колоритности. Довольно интересно поэты описывают явление коррозии металлов:
«…На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…»
(А.Ахматова)
«…От медленных лобзаний влаги
Нежнеет грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и девиц.»
(А.Блок)
Полезный факт: изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» стоит начать стихотворением Н. Глазкова, заинтересовав учеников и указав на важность данного открытия.
«Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть —
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.»
Во время чтения поэтических произведений зачастую встречаются довольно устаревшие химические термины. Например, в поэме Д.Васильева «Ключ» присутствует фраза «Он наливал купоросное масло в сосуд». Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную кислоту из-за ее желтоватого цвета, вязкости и источника получения – железного купороса.
В поэзии ХХ века есть немало примеров использования химических терминов, как для яркости повествования, так и в качестве объекта творчества поэта. Насыщена химическими названиями и поэма С. Кирсанова «Герань – миндаль – фиалка»: «…И нитрат свинца, и нитроглицерин, и бравый, с выправкою взрыва, тринитротолуол…».
Работа над ошибками
Все мы когда-то ошибаемся, и авторы не исключение. Зачастую они допускают ошибки или же лишают читателя соответствующих пояснений. Например, И.Сельвинский допустил неточность:
«…Видишь – мрамор:
Это просто кальций…»
Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция (СаСО3).
В стихотворении А.Ахматовой тоже есть ошибка, но довольно точно отображена разница в динамике разрушения стали и мрамора:
«…Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово…
Конечно, золото – благородный металл – не ржавеет, не корродирует.»
Л. Лавренёва в своем творении также допустил неточность:
«…В озон превращается воздух…»
Конечно же, не воздух превращается в озон, а кислород. Уравнение химической реакции: 3О2 = 2О3 (при электрическом разряде).
В романе «Продавец воздуха» А.Беляев переоценил возможности человека: “Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом… «Жидкий воздух», — сказал Бейли. Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории”.
Температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже -1960С. Человек не может находиться рядом с этим «озером» при такой температуре, естественно, он погибнет от переохлаждения.
А. Н. Рыбакова в своей повести «Приключения Кроша» выразился некорректно: «Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напоминал мне о сожженных в Липках брюках…». Это химически неграмотно, так как серная кислота не имеет запаха.
Разумеется, нельзя не упомянуть отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла: “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь.
Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. ─ Фосфор, — сказал я”.
Светится может только белый фосфор (за счет окисления его кислородом воздуха), но белый фосфор химически очень активен и при контакте с кожей он легко самовоспламеняется, вызывая тем самым серьёзные ожоги, собака от такого просто не выжила. Но в данном случае автор наверняка знал об этом и сделал эту ошибку преднамеренно.
В произведении «Зашифрованный план» М.Кравцова присутствует следующая ошибка: «…. — А знаете, товарищи, — объявил он, — эти статуи кто-то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно.»
Гипс — это соль серной кислоты, которая значительно сильнее уксусной. Поэтому вытеснить серную кислоту – более сильную, менее слабой – уксусной невозможно.
Поэтесса Вера Инбер в одном из своих сочинений написала: «Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, — точно также мысль и чувство…. Образуют воздух, которым дышит поэзия»
Во втором утверждении она, возможно, и права, а вот первое не выдерживает никакой критики: в воздухе кислород не соединен, а смешан с азотом и другими газами. Это и позволяет разделять их чисто физическими методами.
В разговорной речи также можно услышать химические термины. Например, В. Дудинцев в совем романе «Белые одежды» писал: «..- Так ты ж врешь все, врешь. Ты же не как люди. На тебя самого нужно капать индикатором. Фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь.. И потом, надо ж еще подобрать этот индикатор.».
Фенолфталеин не может посинеть ни в какой среде. Автор допустил химическую ошибку.
«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Разумеется, горит не воздух. Только кислород в воздухе участвует в реакциях окисления. Это можно доказать простым экспериментом. Азот с кислородом реагирует действительно с большим трудом. Реакция протекает при температуре 2000 градусов, в природе протекает во время грозы.
Заключение
В исследовательской работе я выполнила поставленные цели и задачи:
- изучила и проанализировала отрывки из произведений художественной литературы;
- проделала серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений;
- сформулировала выводы.
Гипотеза выдвинутая в начале исследования подвердилась.
В заключение своей работы хотелось бы отметить, как важно владеть химическими знаниями. Они важны не только для хмиков и лириков, но и для всех нас. Связь химии и литературы поражает своей величественностью и изобретательностью. химические термины и описания явлений помгают авторам точнее передавать свои мысли читателям, добавлять яркости и образности своим произведениям.
Так же и художественная литература помогает раскрыть красоту химии – внешнюю и внутреннюю. Дело, разумеется, не только в красоте строения веществ, кристаллов, растворов – в этой внешней привлекательной стороне. Химия красива своей внутренней сущностью, способностью объяснять явления, безграничной палитрой возможностей. Чтение отрывков из художественных произведений может открыть для учащихся не только новые и интересные стороны химической науки, как и наоборот знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем-то от химии далеких.
Список использованной литературы
- И.Ю. Белавин (и др.), 100 баллов по химии. Полный курс для поступающих в вузы: учебное пособие. — М.: Лаборатория знаний, 2020 — 480с.
- А. Беляев, Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.
- Ж. Верн, Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994
- О.С.Габриелян, Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009 . – 224 с.
- О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.
- А.Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.
- А.Конан Дойл, Маракатова Бездна. – М.: Детская литература, 1993.
- В.Короткевич, Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха. – Минск: Мастацкая лiтература, 1984 (в переводе с белорусского В.Щедриной).
- М.Митчелл, Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой)
- В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001
- А.Рыбаков, Приключения Кроша. – М.: Детская литература, 1976
- Л.А.Савина, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 448 с.
- Г.Р.Хаггард, Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990
- Н.В.Чудакова, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.
- Н.В.Ширшина, Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
- Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера, Н.Глазкова
- С.И.Кирсанов, Собрание сочинений. Том 2. Фантастические поэмы и сказки. — М.: Художественная литература, Москва, 1975.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, подумал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других.
Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо истреблять. Поэтому он без всякого сожаления расправился со злодеем Кощеем Бессмертным.
В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, также вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
«Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмехаются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девушка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.
Высокомерные и своенравные жены старших братьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым вином, а его закидали костями из своих рукавов. Это говорит о том, что добро побеждает зло.
Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодолевает младший сын царя, прежде чем находит свою царевну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломился, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целеустремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, подумал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других.
Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо истреблять. Поэтому он без всякого сожаления расправился со злодеем Кощеем Бессмертным.
В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, также вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
«Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмехаются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девушка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.
Высокомерные и своенравные жены старших братьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым вином, а его закидали костями из своих рукавов. Это говорит о том, что добро побеждает зло.
Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодолевает младший сын царя, прежде чем находит свою царевну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломился, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целеустремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию.
Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко.
Он, наверное, подумал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо истреблять. Поэтому он без всякого сожаления расправился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, также вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмехаются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя.
На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девушка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших братьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым вином, а его закидали костями из своих рукавов. Это говорит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодолевает младший сын царя, прежде чем находит свою царевну.
Другой бы на его месте давно отчаялся, сломился, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целеустремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.
Ответ оставил Гость
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, подумал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо истреблять. Поэтому он без всякого сожаления расправился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, также вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмехаются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девушка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших братьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым вином, а его закидали костями из своих рукавов. Это говорит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодолевает младший сын царя, прежде чем находит свою царевну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломился, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целеустремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо. (Надеюсь помогла)))))
Какую роль в судьбе государства сыграл Чирпанский монастырь?
что считается инвестициями в экономику страны?
Прочитай текст. Найди и выпиши глаголы прошедшего времени. Укажи их род.
А морозы все лютели и лютели. Совсем скоро у ежика кончились дровишки. Он в последний раз хорошо протопил печь, сложил на постель все одеяла, а серху положил полушубок и валенки. Потом быстро залез под эту гору и стал ждать. Сначала ему было жарко, а потом, когда печь остыла, стало холодно. И с каждым часом становилось все холоднее.
Во всех странах Заподной Европы, принявших христианство , богослужения велось на латигском языке. Подумайте какие последствия могли быть у этого явления
помогите 33 упражнение
Сочинение на тему почему мне понравился роман капитанская дочка
Порядковый номер химического элемента равен:
номеру периода
номеру группы
высшей валентности
заряду ядра атома
Заряд ядра атома равен:
числу протонов
сумме числа электронов и нейтронов
номеру группы
сумме числа протонов и электронов
Число нейтронов в ионе 40Са+2 равно:
20
40
2
4
Число электронов в атоме равно:
числу протонов
числу нейтронов
сумме числа протонов и электронов
числу энергетических уровней
Изотопы имеют разное число:
нейтронов
протонов
электронов на внешнем энергетическом уровне
энергетических уровней
Количество нейтронов в атоме можно найти по разнице между:
числом протонов и электронов
значением относительной атомной массы и числом протонов
значением относительной атомной массы и числом электронов
общим числом электронов и числом электронов на внешнем энергетическом уровне
Атом какого химического элемента имеет распределение электронов по электронным слоям соответствующее ряду чисел: 2;7?
хлор
азот
магний
фтор
Шесть электронов во внешнем электронном слое находится у атома:
хлора
кислорода
азота
алюминия
Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно:
6
2
8
4
Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно:
1
2
5
7
Два электрона во внешнем электронном слое находится у атома:
серы
кислорода
азота
магния
В атоме серы распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел:
8; 6; 2
3; 6; 16
2; 6; 8
2; 8; 6
Атомы химических элементов бора и алюминия имеют одинаковое число:
заполненных электронных слоев
протонов
электронов во внешнем слое
нейтронов
Укажите заряд ядра атома и число неспаренных электронов у атома хлора в основном состоянии:
+7 и 17
+17 и 3
+17 и 7
+17 и 1
Какому химическому элементу принадлежит электронная формула: 1S22S22P63S1?
кальцию
кислороду
натрию
калию
два бегуна выбежали одновременно навстречу
друг другу из точек расстояние между которыми 3 км.
Какое расстояние им останется пробежать до встречи через 5 мин
после начало бега если один бегун бежит со скоростью 260 метров в минуту
а другой 280 метров в минуту
пример цепи питания для обитателей озера мин 8 звеньев до 16 00 ДАЮ 60 Б
ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ!!!
Практическая работа №1 “Анализ школьных географических карт” 10 класс»
Класс: 10 дата:
Практическая работа №1
Анализ школьных географических карт.
Цели и задачи:
Образовательная: формировать умение анализировать карты атласа по типовому плану;
обучения методике выполнения заданий и расчетов по карте
Воспитательная: воспитывать самостоятельность в выполнении заданий;
Развивающая: Развитие навыков работы с картами; определение содержания и
Назначение карт.
Тип урока: практическая работа
Оборудование: атлас мира, карты в различных географических проекциях,тетрадь,линейка.
Ход урока.
1. Характеристика школьного атласа и одной по выбору:
а) определение библиографических показателей атласа (название, авторы, год и место издания);
б) определение структуры атласа (виды карт, порядок их размещения);
в) характеристика атласа по содержанию, методов картографических проекций, математической основы ;
г) характеристика вспомогательной информации атласа;
( дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия), их оценка, (способы изображения и условные знаки на карте);
д) обощение,выводы.
2. Проведение расчетов по общегеографической или тематической карте
а) определите расстояния между выбранными пунктами (Костанай-Астана.) ,(Астана-Лондон), – в градусах и километрах.
б) определите географические координаты обозначенных пунктов:
г.Саньяго, г.Якутск, г,Нью-Йорк, вулкан Килиманджаро
в) определите по заданным координатам (40* с. ш. и 117*в. д.; 32 ю.ш. и 70*з. д.) географические объекты, определите их географическое положение
г) сделайте выводы на основе проделанных заданий.
В русской литературе очень много сказок, которые нам родители в детстве читали перед сном. Одной из таких сказок является сказка Царевна-лягушка. О данном народном творчестве и будет мое мини сочинение с главной героиней Царевной-лягушкой.
Царевна лягушка сочинение
Написать о Царевне лягушке для 5 класса не сложно, ведь сюжет сказки нам знаком с рождения, поэтому и свои мысли по сказке Царевна-лягушка будет изложить не трудно, а даже приятно.
Итак, моей любимой сказкой с детства является Царевна-лягушка и я поделюсь мыслями по поводу данного произведения. Если честно, многие читают сказку и не задумываются о том, чему она нас учит, а ведь каждая сказка поучительна, достаточно лишь вдуматься в текст. И я это сделала. Прежде всего, сказка нас учит сопереживанию и состраданию. Мы видим, как наш герой, несмотря на свой голод, оставляет жизнь животным, что встречаются на его пути. И тут же, имеется тайный подтекст, когда животные приходят Ивану-царевичу на помощь. То есть, автор говорит о том, что добро будет вознаграждено и на примере показывает, если ты поможешь — то и тебе помогут.
Сказка нас учит самокритичности. Мы видим, как жены старшего и среднего братьев насмехаются над лягушкой, считая ее недостойной себя, в то время как царевна-лягушка намного лучше их. Она талантливее, настоящая хозяюшка, мастерица на все руки и при этом скромна, не выхваляется.
ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка]чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду]мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других.
Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис]треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра]вился со злодеем Кощеем Бессмертным.
В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так]же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
«Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи]тельным к другим и самокритичным по отношению к се]бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха]ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш]ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.
Высокомерные и своенравные жены старших бра]тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви]ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го]ворит о том, что добро побеждает зло.
Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле]вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца]ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил]ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе]устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.
На этой странице искали :
чему учит сказка царевна лягушка
сочинение о царевне лягушке
чему учит сказка о царевне лягушке
сочинение на сказку царевна лягушка
сочинение на тему чему учат сказки
срочно надо
напишите пожайлуста сочинение на тему “чему научила меня сказка царевна лягушка”
Ответы:
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, подумал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо истреблять. Поэтому он без всякого сожаления расправился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, также вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмехаются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девушка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших братьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым вином, а его закидали костями из своих рукавов. Это говорит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодолевает младший сын царя, прежде чем находит свою царевну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломился, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целеустремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.