Сочинение про хаммурапи 5 класс

Доклады история законы хаммурапи царь хаммурапи правил вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года
  • Доклады
  • История
  • Законы Хаммурапи

Царь Хаммурапи правил Вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года до новой эры. Эпоха его правления характеризуется существенным расцветом государства, так как этот правитель присоединил немало новых земель, построил много храмов и сооружений практического толка.

Страна процветала, но вот судебная система работала не идеальным образом. По большей части суды решались отдельными судьями без какой-либо определенной нормы, то есть каждый опирался на какие-то более-менее понятные общественные устои и собственное мнение. Для того чтобы улучшить данную систему царь Хаммурапи приказывает взять столб и высечь там законы, которые становятся общими для всей страны.

Для того времени наличие такой законодательной системы стало довольно новым и позволило всем жителям Вавилонии иметь определенную уверенность в наличии социальной справедливости. Теперь были четко фиксированы проступки, которые караются казнью или равноценным возмездием, также устанавливались и денежные штрафы.

В основном для того чтобы установить истину полагались на свидетелей и пояснения самих участников спора. Тем не менее, были и довольно оригинальные способы выяснить истину. Обвинение в колдовстве, которое не может быть доказано фактически, решалось испытанием водой.

Того, кого обвиняли в колдовстве, связывали и бросали в реку, после чего смотрели как река «поведет себя». Если человек всплывал, то обвинения снимались, а обвинителя казнили и его дом переходил к обвиняемому. И наоборот, если обвиняемого забирала река, то его дом переходил к обвинителю.

Стоит отметить распространение подобных испытаний и в дальнейшей истории. Даже спустя более 2 тысяч лет нечто подобное практиковалось на Руси.

Характерной чертой этих норм являлось отсутствие равенства людей перед законом. Люди в вавилонском обществе изначально не были равными. Существовали рабы, которые считались, в целом, чем-то наподобие предметов, а также существовали различия среди свободных людей.

Поэтому, если речь идет о применении законов, то есть разница между тем, когда дело рассматривается между равными людьми и между неравными. К примеру, гибель раба рассматривалась как урон хозяину, и тут требовалось просто компенсировать такой ущерб другим рабом или деньгами. В свою очередь, какой-либо ущерб свободному человеку мог требовать разного возмещения в зависимости от того, кем этот ущерб наносился и от статуса самого свободного человека, так как они были разными.

Вариант 2

В истории человечества известны различные своды законов, которые оставили после себя развитые цивилизации. К примеру, из глубины веков до нас дошли законы Ману, которые регулировали общественный строй Древней Индии, Римская цивилизация оставила после себя систему законодательства, которая лежит в основе многих современных судебных систем.

Отдельного внимания заслуживают законы Хаммурапи, которые были созданы в период правления царя Хаммурапи над Вавилоном в 1792-1750 годах до новой эры.

Вавилон располагался в 100 километрах от современного Багдада. Эта территория между Тигром и Ефратом имела весьма выгодное положение, а благодаря царю Хаммурапи Вавилония раздвинула свои границы, так как были побеждены и соперники, а после этого и союзники, крупному государству требовалось регулирование на уровне закона.

Для того чтобы зафиксировать законы был использован столб, на котором эти законы и высекли. Подобный способ фиксации был новаторским для своего времени, так как, во-первых, люди получали унифицированную систему правил, а, во-вторых, эти правила были письменно зафиксированы и таким образом могли беспрепятственно распространяться во времени и пространстве, в отличие от устной формы, которая имеет свои ограничения. Именно благодаря обнаружению столба, на котором Хаммурапи приказал высечь свои законы, они были обнаружены.

По своему содержанию они довольно просты и предполагают определенный ряд правил и наказаний, которые следуют за несоблюдение таковых. Наиболее распространенным наказанием была казнь человека. Причем казни мог подвергнуться, к примеру, человек, который обвиняет другого в тяжком преступлении, но не доказал этого.

Помимо этого распространенным был принцип размена, который также известен как закон Талиона и предполагает равноценное возмездие за совершенное дело. К примеру, если одному человеку выкололи глаз, то и другому нужно выколоть, сломали кость – тогда и другому нужно сломать кость. Довольно примитивный характер устройства этих законов тем не менее позволял весьма эффективно регулировать государство и в целом заботиться о людях.

5 класс. кратко

Картинка к сообщению Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи

Популярные сегодня темы

  • Тридцатилетняя война 1618-1648

    Тридцатилетней войной называют конфликт 1618-1638 годов, который разгорелся между двумя военно-политическими блоками: Габсбургским (включал в себя Испанию и Австрию)

  • Нелетающие птицы

    Если спросить о птичьих чертах, многие люди ответят, что «они летают». Однако не все птицы летают, а крылья каждой птицы имеют наиболее подходящие формы для своего образа жизни. Например, аль

  • Бобры

    Бобрами называется род млекопитающих, представляющих отряд грызунов. В мире существует два вида этих удивительных животных — канадский бобр и обыкновенный речной бобр.

  • Часы

    Часы – это прибор, который придумал человек, чтобы определять время. Существует большое разнообразие этих механизмов по принципу действия.

  • Вторая мировая война 1939-1945

    Исторически сложилось, что Вторая Мировая война — одна из самых жестоких и кровопролитных войн в мире за последние 100 лет. Начало её датируется 1 сентября 1939 года, а конец 9 мая 1945 года.

  • Никитин Иван Саввич

    В Воронеже, 21 сентября 1824 года, в семье мещанина родился сын, нарекли его Иваном по отцу Савичем. Его отец был владельцем лавки по продаже свечей.

hamava

Возвышение Вавилона непосредственно связано с именем великого полководца и политика царя Хаммурапи, который взошел на трон приблизительно в 1793 году до н.э. За время его правления (приблизительно 43 года) Вавилон из маленького поселения превратился в большую и самую богатую страну Месопотамии.

Самым большим вкладом в развитие Вавилона стало создание государственных законов, которые были найдены археологами в 1901-1902 годах в столице стародавнего Элама – городе Сузы. Они были высечены на большом базальтовом столбе, который захватили эламиты во время набега на Вавилон.

В верхней части столба изображен царь Хаммурапи с богом солнца и справедливости Шамашем. Под их изображением в клинописной форме записаны законы, текст которых можно условно поделить на три части. В первой рассказывается о том, что бог Шамаш передал государственные законы Царю Хаммурапи для того, чтобы сделать Вавилон более богатым и развитым государством. Вторая наибольшая часть – это законы. Исследователи их поделили на 282 статьи. Из них 35 было стерто во время захвата, но их удалось восстановить благодаря найденным в Сузах глиняным табличкам. В третий части было предупреждено, что пренебрежение законами ведёт за собой проклятия всего рода человека, который не захочет жить согласно им.

Все законы Хаммурапи можно поделить на логические разделы.

Законы Хаммурапи

Принципы правосудия

Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.

Защита собственности царя, храмов и общинников

Человека, совершившего кражу имущества, приговаривали к смерти. Этот принцип касался и вавилонянина, который взял на хранение или купил что-либо у раба или несовершеннолетнего. Данные категории людей не могли иметь собственного имущества, поэтому следует, что они его украли, то есть продали краденное. Также, приговаривали к смерти человека, который скрыл раба сбежавшего от своего владельца, так как рабы являлись собственностью.

Царь Хаммурапи

Правила военной службы

Войско должно было служить верой и правдой своему царю, быть готовым пойти в поход по первому зову. В случае если воин нанимал другого человека вместо себя, то он приговаривался к смерти, а наёмному человеку отдавали его дом, сад и огород. Когда случалось, что воин попадал в плен, то на его место брали другого человека, в собственность которого переходило имущество воина находившегося в плену. Если же воин, попавший в плен, имел сына пригодного к военной службе, то он заменял своего отца и становился владельцем дома, сада и огорода. Если же воин из полона возвращался, то он продолжал военную службу, ему возвращали имущество.

Операции с недвижимостью

Арендатор должен нести ответственность за арендованную землю. Если он небрежно отнёсся до выращивания зерновых и, как последствие, не собрал урожай, то арендатор обязан предоставить арендодателю столько же зерна, сколько принесли другие арендаторы. В случае если плата за аренду была выплачена, но после этого через погодные условия урожай был уничтожен, то за убыток полностью отвечал арендатор. Если же урожай был уничтожен до совершения арендной платы, то убытки делились пополам с арендодателем. В случае других убытков, не по вине арендатора, законом предусматривалось перенесение арендной платы на следующий год.

Коммерческие операции

Согласно закону, человек, который не имел серебра для погашения долга, мог расплачиваться натурой, что позволяло погасить только рост долга, но не основной долг. Также, не имея ни зерна, ни серебра для оплаты долга, должник мог отдать кредитору любое движущее имущество, что позволяло погасить долг. Данная процедура должна была происходить в присутствии свидетелей, от неё кредитор отказаться не мог. В Вавилоне были распространены ссуды (безвозмездное пользование). Если они заключались без свидетелей и документов, то купец терял данное имущество.

Высеченный Хаммурапи

Семейное право

Связь мужчины с чужой женой каралась законом, который предусматривал их утопление. В случае прощения мужем виновной женщины и женой совершившего проступок мужчины участников прелюбодеяния можно было оставить живых. Изнасилование малолетней девушки каралось смертной казнью. Женщина, находящаяся в браке, имела право заключить договор с мужем о разделе долгов, которые они имели до брака. Данный закон свидетельствует о дееспособности женщины.

Личностные преступления

Преступления личностного характера решались за принципом: «Око – за око, зуб – за зуб». Например, если человек сломал кому-то кость, то ему тоже должны сломать кость. Данный принцип не действует, если было произведено оскорбительное действие к человеку высшего социального статуса. В этом случае виновного подвергали публичной порке. Если же, виновный относится к тому же социальному статусу, что и потерпевший, то устанавливался штраф. Рабу же, за оскорбление человека высшего ранга, отрезали ухо.

Операции с движимым имуществом

Цена лечения у врача зависела от социального статуса пациента: чем он выше, тем дороже была стоимость лечения. За неуспешно сделанную операцию, врачу или ветеринару отсекали руку. Также, согласно закону, смертное наказание ждало и строителя, построившего дом, в котором впоследствии обвала крыши погиб человек.

Другие факты

  • Вавилоняне очень боялись проявлений чародейства, в том числе смертей связанных с магическими ритуалами. Поэтому, в одном из законов Хаммурапи сказано, что при обвинении человека в чародействе должен проводиться Божий суд. Обвиняемого бросали в реку и смотрели, выживет он или нет. Если он тонул, то обвиняемый получал во владение его дом, но если ему удалось выжить, то обвиняемого убивали за лжесвидетельство.
  • Браки с рабами были предусмотрены законом, что предоставляло свободу рабу или рабыни. Если же отец принимал детей рабыни, то они становились его наследниками.
  • Суровое наказание несли те люди, которые не укрепили дамбы оросительной системы, и, как последствие, затопили чужие поля. Виновник случившегося должен был возместить ущерб всем соседям. Если у него не было средств, то продавали его имущество и даже его самого, а одержанные деньги раздавали пострадавшим. Этот человек становился рабом.
  • Кровосмешение сына с матерью каралось сожжением.
  • В случае ограбления со взломом, при котором вор не был пойман, соседи должны были возместить ущерб пострадавшему.
  • Если в браке не появились дети, а жена умерла, то её отец должен вернуть мужу выкуп, а муж преданное жены.
  • Сыновья могут лишиться наследства отца в судебном порядке, если было дважды доказана тяжелая вина перед отцом.
  • Если раб умер от побоев кредитора, то законом установлено наказание талионом или штраф.

Вопросы
занятия

·        
Вавилон
– самое могущественное государство Двуречья

·        
Правление
царя Хаммурапи

·        
Законы
Хаммурапи

Прежде
чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по
вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности».
Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные
ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов
становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя
Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы
уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они
никак не могли решить кому быть главным.

image001

Победителем
из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это
помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые
важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала
богатства Вавилона.

В
основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов.
Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.

image002

В
Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много –
равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым
знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи.
Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную
армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти
все Двуречье.

image003

Власть
Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать
имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым
правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были
отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В
управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за
сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил
жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но
самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые
законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По
правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы
Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так
уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили
раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого
черного камня.

image004

Посмотрим
на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает
царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша,
восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия,
вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная
поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб
с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный
житель Двуречья. Копии законов имелись во всех
городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться
по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы,
старейшины, наместники).

Жители
Вавилонии знали, что за нарушение законов их
постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи
получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но
иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда
удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к
богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли
погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как
виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый
чист перед богами и невиновен.

В
Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что
они причиняли своей жертве.

Законы
Хаммурапи гласят
:
«Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек
выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому
такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.

image005

Но
в Вавилонии перед законом были равны не все жители.
Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только
свободные люди. Рабы к ним не относились. Их считали лишь вещью,
имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.

Например,
если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык
и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба
возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб
уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В
Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось,
что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его
хозяину или отдавал своего невольника.

Хотя
свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во
всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели
обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые
корабли в другие страны. У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и
семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не
хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк
платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год.
Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто
так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть
уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост». Таких людей
называют ростовщика́ми.

Иногда
бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или
жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда
поработить своих должников.

Но
по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а
потом его следует отпустить
». Если должник отдавал ростовщику сына, продать
его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в
наказание убивали сына.

Так
царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья
бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.  Хаммурапи
не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и
рабы, богатые и бедные.

А
теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

·        
После
долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

·        
Хаммурапи
был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей
эры.

·        
Главное
правило законов Хаммурапи – «око за око», «зуб за зуб».

·        
Законы
царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей,
а также свободных жителей Вавилонии от обращения в
рабство.

VIII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

« Я — исследователь»

Секция «Всеобщая история»

Тема: «Мудрый ли правитель Хаммурапи?»

Выполнил:

Осипова Анна ученица 5 класса А

МБОУ СОШ № 161

Красноглинского района

Научный руководитель:

Потапова Валерия Сергеевна

Учитель истории

Самара,2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение____________________________________________________3

ГЛАВА I ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО___________________________5-6

ГЛАВА II ЦАРЬ ХАММУРАПИ________________________________7-9

ГЛАВА III ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ___________________________10-12

Заключение_________________________________________________13

Список источников и литературы____________________________14-15

Приложения________________________________________________16-19

Введение

Когда я изучала историю древних цивилизаций, на уроках истории, то узнала о царе Вавилона Хаммурапи и его законах. Я сразу задумалась о том, мудрый ли это правитель? Ведь в истории общества были законы, которые действовали в интересах определенных людей. Я задалась идеей выяснить мудрый ли правитель Хаммурапи и в чьих интересах он действовал.

Целью данной работы является исследование деятельности Хаммурапи по созданию законов.

Задачи исследования:

  • проанализировать историю Вавилонского царства;

  • раскрыть содержание личности царя Хаммурапи;

  • выявить главные задачи законов Хаммурапи.

Объектом исследования является историю формирования законов Хаммурапи. Предметом исследования выступают законы Хаммурапи. Хронологические рамки исследования охватывают  1793—1750 год  до н. э.

Территориальные рамки исследования обусловлены значимостью и сложностью исторических событий, происходивших в Междуречье Тигра и Евфрата.

Гипотеза исследования заключается в том что, вавилонский царь Хаммурапи создал законы, которые защищали интересы полноправного населения страны.

Методологической основой исследования являются диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности. Законы Вавилонского царя изучались в развитии, события и факты рассматривались в их взаимосвязи и в конкретной исторической обстановке. До середины прошлого столетия в распоряжении историков имелись отрывочные сведения о народах,  обитавших в древности в бассейне Тигра и Евфрата (в Месопотамии). В разных книгах так называемого Ветхого завета неоднократно упоминаются Вавилония и Ассирия, но интерес к ним носит односторонний характер. Описываются войны и мирные взаимоотношения этих государств с Израилем и Иудеей. Некоторые сведения о прошлом Вавилонии и Ассирии сохранил знаменитый греческий историк Геродот, посетивший в  середине V в. до н. э. ряд восточных стран. Гораздо больше сведений имея вавилонский жрец Берос, который жил и писал в III в. до н. э. когда его страна находилась под греко-македонским господством. Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» в трех книгах на греческом языке. В 40-х годах прошлого столетия английский археолог Лэйард раскопал огромную библиотеку царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.), состоящую из 20 000 глиняных книг. К социально-экономической истории народов древней Месопотамии интерес появился не сразу. В изучении юридических документов древнего Двуречья много сделал русский ученый — И. М. Волков. Структуру общества изучали Эд. Мейер и М. Вебер. Историк В. В. Струве исследовал круга полноправных жителей в древнем Двуречье. К сожалению, деятельности Хаммурапи не уделено должного внимания, поэтому в исследовании хотелось бы рассмотреть его деятельность подробно. Структура работы состоит из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

ГЛАВА I.ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.[1,56]

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона.[1,57] Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.[1,61]

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений.[3,132] Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.[3,234]

Итак, я пришла к выводу, что именно при Хаммурапи особого расцвета достиг Вавилон. Именно при нем город стал столицей. Государство Вавилония было не большим, но сильным и стало это заслугой царя Хаммурапи.

ГЛАВА II. Царь Хаммурапи

Хаммурапи — самый известный правитель древней Месопотамии. Известность к царю пришла благодаря активной деятельности по объединению Месопотамии и придуманному Кодексу законов. Правосудие, в понимании царя Хаммурапи, было важнейшим этапом построения государства, а исполнение всех правил — основа спокойной жизни граждан.

Появился царь Хаммурапи, в древней Месопотамии, на рубеже III-II тыс. до н.э, как воинственный полководец одного из племен амореев. Вторжение амореев, на территорию Месопотамии, привело к гибели существующих там Царств: Шумера и Аккада. Разбитая территория Месопотамии стала ареной боя для многих небольших княжеств. Именно в это время, яхрурум — аморейское племя, удачно отвоевывает у конкурентов царство Иссин (его северную часть) где создает отдельное государство со столицей г. Вавилон. [4,12]Отсюда и начинается история известного царя и здесь есть ответы на два важнейших вопроса: сколько лет правил Хаммурапи и сколько лет назад умер Хаммурапи.

Хаммурапи стал шестым царем I аморейской (вавилонской) династии. Отец Хаммурапи умер рано, когда сын был еще очень молод, но скорая смерть царя ускорила вступление на престол молодого наследника. В статусе наследника престола, молодой Хаммурапи, всегда был возле отца и принимал самое активное участие во всех государственных делах. Он точно знал какие размеры у его государства, какое войско в подчинении и сколько жителей насчитывает его царство. Все эти знания стали прекрасным плацдармом для начала деятельности молодого Хаммурапи. Кроме того, государство отца было одним из самых больших в Месопотамии, военной силе которого завидовали многие.

Первые 20 лет биография Хаммурапи не пестрит большими военными достижениями, поскольку работа велась только по поиску соратников, информаторов, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных военных действий почти не происходило, но умелое ведение внешней политики обеспечило значительные успехи в последние 14 лет правления. Последние годы правления ознаменовались большими войнами, успешными столкновениями и расширением государства царя Хамурапи.

Правление Хаммурапи принесло экономический подъём в страну и новые методы в орошаемое земледелие. Широко использовалась плавка металлов, что послужило толчком для создания нового и более совершенного оружия. Но самые важные реформы коснулись централизации царской власти и ее укрепления, что отразилось в Кодексе законов царя Хаммурапи. Точных данных, когда появились законы, не сохранилось, но принято считать именно 1760 до н. э. точкой появления Кодекса.[4,14]
Законы Хаммурапи — это важнейший памятник древневосточного права. Основа для понимания права в целом, законности и социального неравенства в Вавилоне, быта и хозяйственной активности вавилонского общества. Весь текст законов (282 статьи) был высечен на огромном столбе и стоял на городской площади, чтобы каждый житель Вавилона мог прочитать их. Не смотря на свой молодой возраст, на момент восхождения на престол, царь Хаммурапи пробыл при власти достаточно большое время — 43 года. Когда умер Хаммурапи созданная им держава, на самом пике процветания и развития, перешла к его сыну Самсу-илуну. Несмотря на активную политическую деятельность и законодательные инициативы, сын Хаммурапи столкнулся с трудными проблемами, которые значительно отразились на состоянии Вавилона. Сначала государство потеряло важнейший город Терка расположенный на реке Хабур. Потом, череда восстаний в разный районах страны и война с соседними царствами значительно вымотали Вавилонское царство. В итоге, в 1595 г. последний царь из династии Хаммурапи (Самсудитан) был повален, с ним и закончилась история государства созданного великим царем Хаммурапи.

Особенно длительными и кровавыми были последние 14 лет в правлении Хаммурапи. Практически все время он проводил в сражениях с главными правителями Месопотамии.[4,12]

Следовательно, Хаммурапи был величайшим царём Вавилона, слава о котором уходила далеко за пределы его государства. О нем говорили, как об искусном правителе, политике, развитой личности и полководце, который принес своей стране мировую славу и возвышение. Имя царя в переводе обозначает «дарующий жизнь» или «целитель». Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.

ГЛАВА III. Законы Хаммурапи

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона. На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.(Приложение № 3)

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.  [2,8]

Я провела исследование в своем классе, где узнавала знают ли мои одноклассники, кто такой царь Хаммурапи? Считают ли они Хаммурапи мудрым правителем? (Приложение № 6) Я выяснила, что все знают этого царя, но не все смогли ответить мудрый ли это правитель. Поэтому я изучила его законы.

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.

  • Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав. [2,8]

Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук. Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу. Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Итак, я пришла к выводу, что Хаммурапи был мудрым правителем. В своих законах заботился о статусе царя и рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Заключение

В результате моего исследования, я выяснила, что именно при Хаммурапи особого расцвета достиг Вавилон. Именно при нем он стал столицей. Государство Вавилония было не большим, но сильным и стало это заслугой царя Хаммурапи.

Хаммурапи был гениальным и великим полководцем, но в историю вписал свое имя, как первый в мире законодатель. Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.

Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов. Таким образом, цели и задачи моей работы выполнены. На основании вышеупомянутого, я с уверенностью могу сказать, что вавилонский царь Хаммурапи был мудрым правителем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. М.,1914.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации» (под ред. И.М.Дьяконова) Ч.1. Месопотамия. М., 1983.

  1. Дьяконов, И.М. Старовавилонские законы. Комментарий. ВДИ. 1952. №3.

  2. Дьяконов И.М. Основные черты древнего общества (реферат на материале Западной Азии). Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 1971. 

  3. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока Под ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера

  4. Никольский Н.М. Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье. Минск., 1948.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1.Законы Хаммурапи.

[Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. — С., 2007. — Режим доступа:

http://artlibrary2007.narod.ru/zokoni_hammurapi.doc

  1. Вавилонское царство

[Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. — С., 2015. — Режим доступа:

http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html

Приложение №1

hello_html_m5747f454.jpg

Карта Вавилонского царства при Хаммурапи.

Приложение №2

hello_html_m10afccb5.jpg

Хаммурапи

Приложение № 3

hello_html_2577a7a6.jpg

Столб с законами Хаммурапи

Приложение№ 4

hello_html_m439b6487.jpg

Хаммурапи и Шамаш.

Приложение № 5

hello_html_m3d8826e7.jpg

Клинописные законы на столбе.

Приложение №6

Анкета

  1. Знаете ли вы кто такой Хаммурапи?

  2. Считаете ли егомудрым правителем?

Результаты

В моем классе все знают кто такой царь Хаммурапи(25человек). Считают его мудрым правителем 13 человек, я 12 человек не смогли назвать его мудрым правителем.

19

  • Сочинение про храм василия блаженного 8 класс русский язык
  • Сочинение про фразеологизм зарубить на носу
  • Сочинение про фразеологизм манна небесная
  • Сочинение про учителей школы
  • Сочинение про тургенева и отцы и дети