Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Литературный музей габдуллы тукая в казани целая вселенная, чудом уместившаяся в удивительную оправу дом шамиля. вместе с экскурсоводом

Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани – целая вселенная, чудом уместившаяся в удивительную оправу – дом Шамиля. Вместе с экскурсоводом Леной Тябиной мы попытались проследить яркий и стремительный бег жизни поэта, останавливаясь на главных поворотах его судьбы.

 IMG_2628

IMG_3210

IMG_2783

IMG_2548

Остановка № 1

ЧТО МЫ ПОМНИМ О ТУКАЕ (И ПОЧЕМУ)

– Сейчас считается само собой разумеющимся, что жизнь каждого выдающегося человека самым тщательным образом должна быть задокументиро­вана биографами и фотографами. С Тукаем всё не так. О его детстве мы знаем преимущественно из его книги «Что я помню о себе», – говорит Лена Ива­новна. – А его детских фотографий вовсе не су­ществует. Кому придёт в голову фотографировать бедного сироту? Лишь благодаря первому извест­ному татарскому профессиональному фотографу Кыйвамытдину Зульфакарову, который проехал по тукаевским местам в Заказанье и запечатлел их, мы знаем, как выглядел дом в деревне Кушлауч, где родился будущий поэт.

Остановка № 2

У ЗАКРЫТОЙ ДВЕРИ

Один из самых известных сюжетов биографии Тукая из того периода его сиротского детства, когда он жил у старухи в Кушлауче. Двухлетний мальчик в одной рубашке, босиком стоит на заснеженном крыльце и не может открыть тяжёлую дверь. Та­ким Тукай изображён и на рисунках учеников ка­занской художественной школы имени первого

иллюстратора книг поэта Байназара Альменова. Сейчас эти работы висят в музее, на стенах конфе­ренц-зала «Туган тел».

IMG_2703

– Мы часто воображаем себе Тукая таким – малень­ким, беспомощным, бесконечно стоящим на морозе. Но недавно студенты КФУ посвятили свой проект изучению его личности. И пришли к выводу, что у Тукая было преодолевающее поведение, – говорит наш экскурсовод. – Оказываясь в каждой новой приёмной семье, он торопился найти повод для ра­дости, использовал любую возможность, чтобы уз­нать что‑то новое. А Кырлай, где мальчику впервые за годы скитаний досталось немного счастливого детства, в его воображении превратился в волшеб­ный край, населённый сказочными существами.

Остановка № 3

СОЗДАТЕЛИ «НОВОГО ВЕКА»

В одной из витрин музея лежит реликвия семьи поэта – Коран, принадлежавший деду, потом отцу Тукая. Оба они были хазратами, и Габдулла, кажется, унаследовал эту просвещённость. Никем не по­ощряемый, он научился читать рано, читал много, научился декламировать заученное наизусть. Тукай хорошо учился в медресе в Кырлае. «Я легко справ­лялся с заданиями и часто не знал, чем занять себя дальше. Поэтому ко мне стали прикреплять отста­ющих детей, чтобы я подучивал их», – вспоминает он в своей книге. Оказавшись в финале своих детских странствий в Уральске, в доме семьи старшей сестры по отцу Газизы, Тукай поступает в медресе «Му­тыгия», основанное выдающимся просветителем, имамом Мутыгуллой Тухватуллиным. Именно он, заметив у мальчика способность к стихосложению, обучит его основам искусства поэзии.

В витринах, рассказывающих о жизни шакирда Габдуллы в «Мутыгие», много грамот за успехи в учёбе. Тукай успевает учиться и в русской школе, с большим энтузиазмом переводит на татарский произведения Пушкина, Кольцова, Крылова.

Сын Тухватуллина Камиль становится другом и со­ратником Тукая. В семейной типографии они вме­сте выпускают газету на татарском языке, а затем первый литературный журнал на татарском языке «Яңа гасыр» («Новый век») и первый сатирический иллюстрированный журнал на татарском языке «Ук» («Стрела»). Оба шакирда – и авторы, и редакторы, и корректоры, и наборщики. До больших произве­дений самого Тукая рукой подать.

IMG_2569

IMG_2553

IMG_3134

IMG_3113

IMG_2961

IMG_2959

IMG_2956

IMG_2944

IMG_2776

IMG_2687

IMG_2685

DSC00038

DSC00034

DSC00032

DSC00022

DSC00018

Остановка № 4

ФОТО НА ОБЛОЖКЕ

Габдулла Тукай и его друг Габдулла Кариев так и не окончили медресе. Оба устремились в Казань. Один мечтает издать свою книгу, другой – открыть собственный театр. К моменту переезда из Уральска Тукаю – 21 год, он знаменитый автор, журналист, его произведения издаются и много публикуются в газетах и журналах. Самый известный фотопор­трет, первый в его жизни, сделан для очередного издания. В музее хранятся ученические тетради с этим портретом.

Но при всей своей известности и амбициозности Тукай остаётся бессребреником. Его личных вещей в музее не так много. Знаковые предметы – плетёная корзина и полотенце. Они сопровождают Тукая в его бесконечном путешествии по жизни. Собственного дома у него никогда не будет.

– В здании гостиницы «Булгар», где Тукай снимал комнату, действовала первая татарская библиоте­ка, работало татарское издательство, проходили первые собрания «Восточного клуба» («Шарык»). В «Булгаре», по сути, было положено начало формированию татарской культуры ХХ века. Но, к сожалению, в оригинальном виде это здание утрачено, – рассказывает Лена Тябина. – А вот где именно в гостинице находился номер поэта, под вопросом – воспоминания его современников разнятся. Однако к нему в гости можно заглянуть и сегодня. На первом этаже нашему музею вы­делили площадь, и мы открыли первый в России музей-витрину. Здесь воссоздан интерьер номеров того времени, можно полистать электронную книгу о жизни и времени Тукая.

Тукай уже давно не сирота. Он сын татарского народа, его гордость. Он заслуживает того, чтобы экспозиция, посвящённая его жизни, занимала такое же центральное место, как и его творчество.

Остановка № 5

ЧТО ХРАНИТ ШКАТУЛКА

«Я понял душу Тукая!» – воскликнул однажды композитор Рустем Абязов. Эти слова он произнёс после того, как рассмотрел фарфоровую шкатулку, которую поэт подарил сестре Газизе. Кажется, в этой шкатулке – вся любовь Тукая к сказочному, покину­тому им Кырлаю, к полихромной татарской палитре живописи и музыки. Интеллигент во всех смыслах этого слова, душой поэт всегда стремился к сути родной культуры, родного народа. Курай, мандолина, гармонь и особенно кубыз – его любимые музыкаль­ные инструменты. Кариев вспоминал, как однажды Тукай поделился с друзьями сожалением о том, что народ любит песни и поёт их, а историю песен не знает. Друзья придумали, как быть. Вскоре в горо­де появились афиши: знаменитый Тукай прочитает лекцию о народных песнях. Народу пришло очень много… Именно тогда впервые из уст поэта про­звучало стихотворение «Туган тел». Но повторять лекцию поэт не стал, как его ни просили. Вместо этого он издал книги «Национальная мелодия» и «Народная литература». Одна из них – замок, другая – ключ, говорил автор. Его произведения, не­сомненно, нашли своего адресата. «Тукай – это душа татарского народа», – написал в своём сочинении 12-летний казанский школьник Ильяс.

Остановка № 6

ОСТАЮТСЯ ЧАСЫ

Впервые Тукай увидел напольные часы в доме купца, куда его казанская приёмная мама прихо­дила продавать сшитые их семьёй головные уборы и обувь. В музее часы – повсюду. Они напоминают о скоротечности жизни. В марте 1912 года не стало близкого друга Тукая Хусаина Ямашева. Вскоре поэт, и сам испытывающий проблемы со здоровьем, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы увидеть столицу империи.

В память о поездке ученики гимназии, куда он при­ходит на встречу, дарят ему бронзовую чернильницу. Она украшена орнаментом из дубовых листьев, сим­волизирующих здоровье и долголетие. На краешке чернильницы сидит собачка. Тукаю чернильница и собачка очень нравятся.

«Не догоните, кривохвостые», – поглаживая собач­ку, повторяет он обращённые к жандармам строчки из поэмы «Кисекбаш» («Сенной базар»). В то время его произведения тщательно изучаются царской полицией, ходят слухи, что первый сборник будет арестован за стремление пробудить сознание на­рода, за слишком ярую пропаганду равноправия, за антиправительственные высказывания. Но Тукай уже понял, что ни жандармы, ни смерть ему не страшны:

Остановка № 7

«Я УСТРЕМЛЯЮСЬ В ВЫСОТУ…»

Девочка смотрит в окно и удивляется: на пло­щади перед особняком собралась огромная толпа. Взрослые объясняют ей: люди пришли на джаназа намаз – погребальную молитву по великому Тукаю.

Представить происходящее можно, стоя в гости­ной комнате музея. Ведь тогда, в апреле 1913 года, девочка стояла именно здесь. Она и её родители пришли в гости к семье Валиуллы Ибрагимова, владевшей особняком в то время.

В гостиной сегодня воссоздан интерьер начала ХХ века. На полках – предметы, принадлежавшие семьям Аппаковых, Максуди, Хасани, Ризаитдину Фахретдину. С портретов над домашним органом смотрят близкие друзья Тукая – Исхаки, Кариев, Галяу, Гиззатуллина-Волжская и многие другие. На полу стоят часы, похожие на те, что Тукай ви­дел когда‑то в детстве. Они символизируют связь времён, эпох, событий, произошедших в жизни по­эта, с сегодняшним днём. Снова и снова вручается премия имени поэта. Новые и новые подробности его жизни открываются исследователям. Мы расска­зали лишь маленькую часть его истории. Приходите в музей! Может быть, её новые грани откроются именно вам.

DSC00028

…Я презираю бренный мир и век его мгновенный. Смириться – это тяжкий грех перед душой нетленной.

Я устремляюсь в высоту, в безмерность, в бесконечность, К бессмертной, вечной красоте, в сияющую вечность!

Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду. Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!*

* Отрывок из стихотворения «Ваксынмыйм» («Иду своим путём», пер. Рувима Морана).

Фото: Александр Ефремов

Олеся Бондаревская

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Габдулла Тукай
(1886-1913)

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

Биография

  • Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне КУШЛАВЫЧ (Кушлауч) Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы.
    • По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили.
  • 1892—95 годы — его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.
  • 1895-1904 годы — его детство продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
    • 1904 год — первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)».
    • В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию.
    • Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
    • Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
  • 1895-1907 годы — учился в Медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.
  • 1905-07 год — Участник революции в городе Уральске.
    • После начала революции 1905 года — в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «ФИКЕР (Мысль)», «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)», «УКЛАР (Стрелы)». Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.
  • В начале 1907 года — покидает медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)». Начинается его «вольная жизнь».
  • 3 июня 1907 года — «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
  • Осенью 1907 года — приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
    • Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал.
    • В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
  • К 1908 году — в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
    • «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
    • «Гнёт» (1911)
    • «Дача» (1911)
    • «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
    • «Надежды народа…» (1913)
    • «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга Хусаина Ямашева, свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
    • Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
  • 1911—12 годы — несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
    • В начале мая 1911 года — он пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамеева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.
    • Весной 1912 года — он решается на более значительное путешествие по маршруту Казань—Уфа—Санкт-Петербург.
      • В Уфе он встречается с Маджитом Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу.
      • В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
    • Прожив в Петербурге 13 дней, 6(19) мая, он покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
  • Начало августа 1912 года — возвращается в Казань. В столице он работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
    • Последние годы его жизни и деятельности свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал всё то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).
    • По его произведениям татарскими композиторами были созданы балеты:
      • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)» Фарид Яруллин
      • «СУ АНАСЫ (Водяная)» Энвер Бакиров
  • Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в Казани, как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
    • «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности».

Творчество

  • В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики:
    • «ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)» (1907)
    • «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
    • «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
    • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов Байназара Альменова (1907)
    • «СУ АНАСЫ (Водяная)», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов Байназара Альменова
    • «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)
    • «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
    • «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
    • «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
    • «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
    • «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
    • «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
    • «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
    • «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
    • «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
    • «ТӘҢКЫЙТ — КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика — вещь нужная)» (1907)
  • Писал «НАЗИРӘ (Назира)», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах Тюркоязычных народов
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)

Признание

Сочинение про габдуллы тукая на татарском языке

  • В 1958 году учреждена Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая
  • Установлены памятники в:
    • Казани (Cквер Тукая)
    • ряде других городов и сёл Татарстана
    • Уральске
    • Москве
    • Ленинграде
    • Анкаре
  • Его имя носят:
    • два района Татарии (см. ТУКАЙ РАЙОНЫ (Тукаевский район))
    • Татарская филармония в Казани
    • Типография в Уральске
    • Колхоз Черемшанского района Татарстана
    • Круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна
  • Музей Габдуллы Тукая в Кырлае (1979)
  • Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани (1986)
  • Дом-музей в деревне Кошлауч Арского района Татарстана (1996):
    • Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мөхәммәтгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского медресе (школы), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из мулл. По линии отца известно семь поколений мулл. Женская половина дома — это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Габдуллы Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.
  • 2011 год был объявлен «Годом Тукая» в странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ)
  • В Казани проводятся ежегодные праздники:
    • в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице у Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля
    • в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
  • Написана Опера «Тукай» Энвером Бакировым и Ахметом Исхаком о жизни Великого земляка

Источники

  • «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
  • «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
  • Батулла. Острее меча, тоньше волоска (Последние дни поэта)
  • Нуруллин И.З. Тукай (Жизнь замечательных людей)
  • Мирсай Гариф. Вечная любовь
  • Национальная библиотека Республики Татарстан
  • Интернет-портал, посвященный Габдулле Тукаю
  • Музей Г. Тукая, Казань
  • Язык поэзии Габдуллы Тукая: интернет-словарь
  • Стихотворения Габдуллы Тукая на татарском языке
  • Стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке
  • Уральский Центр Габдуллы Тукая
  • Видеозапись чтения стихов Тукая на татарском языке
  • Документальный фильм о Тукае — Пять мгновений любви
  • Биография и стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке

                   Творчество  Габдуллы   Тукая в оценке  Фатиха Амирхана

                Шарапова Рамиля Мударисовна, учитель татарского языка и литературы,

                           МБОУ «Беткинская средняя общеобразовательная школа»

                          Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

    Творчество Габдуллы Тукая явилось одной из важнейших  предпосылок для формирования литературно-критических, эстетических взглядов Фатиха  Амирхана, стало основой для истолкования ряда коренных проблем и понятий литературной науки и эстетики,  для омысления принципов  анализа и оценки  литературно — художественных произведений.

   Фатих Амирхан.  близкий друг Габдуллы  Тукая, соратник и единомышленник в творчестве и борьбе, можно сказать, единственный из  критиков тех лет, кто был столь  внимателен  к общественным устремлениям,  идейным и творческим исканиям поэта, на протяжении  всей своей жизни настоячиво  пропагандировал его творчество.

   Габдуллу Тукаю Фатих Амирхан посвятил целый цикл литературно-критических сочинений (всего их десять). По характеру рассматриваемых проблем, по жанрово-стилевым особенностям сочинения их можно разделить на две группы: это, во-первых,  рецензии на сборнике стихов  Тукая, избранные  за период с конца 1907 по январь 1909 годов, и, во-вторых, очерки и воспоминания (мемуары, вышедшие после смерти поэта). Ряд ценных высказываний о Тукае содержится и в других публицистических работах, публичных  выступлениях  критика.

   Понятно, что тема « Фатих Амирхан и Габдулла Тукай» даже в том аспекте, как это обозначено  в заголовке наших заметов, тема достаточно широкая и многогранная и могла бы стать предметом  не одного  специального исследования. Рассмотрение литературно-критических сочинений  о Тукае  как единого цикла, в  проблемно-тематическом аспекте, например, дало бы возможность сделать более объективные выводы об амирхановском  отношении к личности и творчеству Тукая, проследить формирование литературно-эстетических  взглядов критика как бы в движении, в процессе их становления, глубже оценить  мастерство  Фатиха Амирхана как критика и т.д.  В данном случае становимся лишь на двух моментах.

   В последующих работах Амирхана о Тукае критерии народности более   конкретизируются получают более глубокое  осмысление. «Основой мотив народных песен нашей нации — мотив печали, скорби, тяжкой грусти — стал   мотивом» стихотворений   Тукая, — пишет Фатих  Амирхан  в небольшой статье «Мало ли испытал я, сирота, унижений и обид!?» (апрель 1913); Тукай «вырос, воспевая эти песни, жил с ними, он скончался  с этими песнями на устах». С удивительной точностью  определяя народность поэта его близостью к народным массам, простым людям, Амирхан  называет   Тукая «самым популярным, самым любимым» поэтом, «поэтом народным».

   В после октябрьской статье «Сколько перенес  от унижений и обид» (апрель1923)  Фатих Амирхан  более четко определяет социальные истоки народности Тукая, связывая ее с демократическим происхождением поэта и называя поэта «родное дитя, сын народа». Данная работа Амирхана представляет собой как бы следующий этап в понимании и трактовке критиком народности  Тукая.  Здесь поэзия его оценивается как поэзия народного гнева и протеста, как искусство, воплотившее в  себе идеи  борьбы против социальной несправедливости, против условий существования татарских народных масс.

  Или вот другая проблема, связанная с изучением мастерства Фатих Амирхана  как критика – автор рецензий, с уяснением особенностей амирхановского метода критического анализа.

  Анализируя и оценивая стихотворные сборники Тукая, отдельные произведения его,  Амирхан ставит их в общелитературный  контекст эпохи, в связь с наиболее актуальными проблемами развития новой татарской литературой, татарского литературного поэтического языка, что обусловливает, в  свою очередь, как проблематику рецензий, так и структурно-композиционные особенности их. Очень характерна в этом плане рецензия «Стихи Габдуллы Тукаева» (1907, декабрь) —  первое литературно-критическое сочинение Фатиха Амирхана в данном жанре вообще. Начинается рецензия с рассуждений критика о специфике  поэтического творчества, о роли поэтов в духовной жизни народа. Автор говорит о том, как она решительно освобождается от прежних идейных заблуждений, от устаревших поэтических норм, языковых элементов и традиций. Подтверждением  тому является поэзия Габдуллы Тукаева , пишет Фатих  Амирхан, переходя далее к идейно-эстетическому  анализу вошедших в первый сборник   Тукая произведений. Основной критерий для него при этом — правдивое воспроизведение явлений татарской жизни и неподдельной, доступный для простого татарского читателя язык. Высоко оценивает Амирхан  и тукаевские переводы  А.С.Пушкина и  М.Ю.Лермонтова.  В то же время автор называет и незрелые,  несовершенные как по идейному содержанию, так и по форме стихотворения поэта.

   Амирхановские работы о Тукае не лишены и противоречий, порой не совсем объективного, одностороннего подхода к творческим исканиям поэта, к его личности. Глубоко раскрывая идейно-художественные факторы, обусловившие формирование Тукая как большого художника, вполне объективно характеризуя неблагоприятные  социальные условия, в которых оказался гений великого поэта, говорят о том, что Тукай погиб в рассвете творческих сил и способностей, критик  в то же время говорит о недостатках  в характере, образе  жизни Тукая, о его замкнутости, о боязни общений с людьми и т.д., что будто  бы  отрицательно оказалось на диапазоне  творческой  деятельности поэта. В статье «Тукай и женщины»(1918) Фатих Амирхан  повторяет, например, тех критиков, которые не проявили  достаточно глубокого понимания характера тукаевского лиризма, писали  о слабости его как поэта-лирика, об отсутствии в его стихах глубины мысли.

   В целом Фатих Амирхан до конца своей жизни остался на принципиальных и последовательных позициях в отношении к тукавскому наследию. «Тукаевский  цикл» статей и воспоминаний  Фатиха Амирхана вошел в золотой фонд татарской литературоведческой  науки, фактически стал, говоря словами  исследователя, «первой научной разведкой к глубины поэтического мира  Тукая», « им положено начало научному тукаеведению».

             Литература:

  1. «Стихи Г.Тукаева (I); «Стихи Габдуллы Тукаева (II); «Татарские поэты», «Новые книги (Сенной базар или Новый Кисекбаш)».
  2. Ф.Амирхан. Избранные произведения в 2-х томах. — Казань. Т.I.- с.413-414.
  3. Ф.Амирхан. Избранное. М. Художественная литература. — С.276

План на 2021 год -Год родных  языков и народного единства
2021 ел-Туган телләр һәм халыклар бердәмлеге елы

№ п/п

сроки

Место проведения

Наименование мероприятия

Ответственные

1

21 января

Общеобразовательное учреждение

“День книги” Выставка книг с малыми фольклорными формами татарского народа Разучивание загадок,считалок,пословиц.

Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам Хисамиева Г.Г. воспитатели групп №1,2,4,5

2

26 января

Общеобразовательное учреждение

Тематическая организованная деятельность “ К нам гости пришли”. Рассматривание кукол народов Поволжья в национальных костюмах

Назипова Г.Л., Пономарёва Л.В.

3

28 января

Общеобразовательное учреждение

Слушание музыкальных произведений народов Поволжья “Мир музыки” для старших и подготовительных групп.

Шишлова М.Н.

4

2 февраля

Общеобразовательное учреждение

Конкурс детских рисунков по произведениям татарских поэтов и писателей М.Джалиля,А.Алиша,
Г.Тукая

Педагоги групп №3, 4, 5, 6, 7 (средние, старшие, подготовительные)

Жюри конкурса: Воспитатель по тат. языку Хисамиева Г.Г. педагого-психолог Гоголева Н.Н.

5

3-5 февраля

Общеобразовательное учреждение

Просмотр мультфильмов на татарском языке для младшего возраста (группы № 1 и № 2)

Педагоги Сокол О.Н., Петрина М.В.

6

4 февраля

Общеобразовательное учреждение

Драматизация сказки «Теремок» на татарском языке

Воспитатель старшей группы № 6 Анисимова Л.В., воспитатель по тат языку Хисамиева Г.Г.

7

9 февраля

Общеобразовательное учреждение

“Праздник поэзии” Конкурс чтецов по произведениям Резеды Валеевой, М.Джалиля,Г.Тукая, Р.Курбан, Р. Минуллин, Алиш

Педагоги всех групп

8

11 февраля

Общеобразовательное учреждение

“Бабушкин сундук” Развлечение на татарском языке с детьми подготовительной группы

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

9

15 февраля

Общеобразовательное учреждение

КВН, посвященный Дню рождения герою поэту, М.Джалиля “Любимые стихи поэта”, для детей подготовительной группы № 7

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

10

18 февраля

Общеобразовательное учреждение

Литературно – музыкальная гостиная к Международному Дню родного языка «Җыр булырлык сүзләр биргән,
Туган телем, рәхмәт сиңа”

С участием детской централизованной библиотеки и детей старших групп № 3 и № 6

Детская центральная библиотека. Ответственная: Валеева Резеда Масхудовна

11

март

Общеобразовательное учреждение

Разучивание песен, стихов на татарском языке, посвященный к международному дню 8 марта

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

12

16 марта

Общеобразовательное учреждение

«Приобщение детей дошкольного возраста к татарскому народному творчеству ».
Консультация для педагогов

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

13

22 марта

Общеобразовательное учреждение

“Нәүрүз килә, Нәүрүз килә,
Нәүрүзне  зурлыйк әле”
Развлечение для старших, подготовительных групп

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

14

Апрель

Общеобразовательное учреждение

“Русские народные подвижные игры”

Воспитатели младших, средних групп

15

Апрель

Общеобразовательное учреждение

Конкурс рисунков по произведениям великого татарского поэта Габдуллы Тукая

Воспитатели средних,старших,подготовительных групп

16

Апрель

Общеобразовательное учреждение

Литературно- музыкальный вечер,посвященный 135 летию со дня рождения Габдуллы Тукая

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

17

Май

Общеобразовательное учреждение

“Әкияттә кунакта”
Просмотр мультфильмов на татарском языке:
“Өч кыз” “Каз  һәм төлке” “Чукмар белән Тукмар” “Куян кызы”

Средние, старшие, подготовительные группы

18

Май

Общеобразовательное учреждение

“Великая победа”- беседа о подвигах и наградах своих родственников- прабабушек и прадедушек

Старшие, подготовительные группы

19

Май

Общеобразовательное учреждение

“Этот день Победы”…
праздничное представление ко Дню Великой Победы

Шишлова М.Н.-музыкальный руководитель

20

Июнь

Общеобразовательное учреждение

Праздник “Сабантуй”для детей и сотрудников детского сада

Хисамиева Г.Г.
Шишлова М.Н.

21

Июнь

Общеобразовательное учреждение

Конкурс рисунков,посвященный Дню народного единства “Моя Россия”

Средние,старшие,
подготовительные группы

22

Июнь

Общеобразовательное учреждение

Книжно- иллюстративная выставка “Россия единством крепка”

Педагоги 2 младших, средних,старших,
подготовительных групп

23

Июль

Общеобразовательное учреждение

Рассматривание иллюстраций,репродукции картин на тему “Памятные места главного города России

Средние,старшие,подготовительные группы

24

Июль

Общеобразовательное учреждение

Конкурс рисунков на асфальте “Дружба крепкая,не разлучная”….

Все группы

25

Август

Общеобразовательное учреждение

“Подвижные игры народов Поволжья”

Все группы
Воспитататели групп

26

Август

Общеобразовательное учреждение

“Город,в котором мы живем” Тематические занятия,посвященные 55 летию города

Шишлова М.Н.

Средние,старшие,
подготовительные группы

27

Август

Общеобразовательное учреждение

“Республика моя –
Татарстан”
Литературно- музыкальный вечер,посвященный дню Республики

Шишлова М.Н.

Старшие, подготовительные группы

28

Сентябрь

Общеобразовательное учреждение

“1 сентября-день знаний” Тематические занятия

Шишлова М.Н.

Старшие, подготовительные группы

29

15 Сентября

Общеобразовательное учреждение

“Абдулла Алиш- друг самых маленьких”          Литературно- музыкальный вечер,посвященный ко дню рождения татарского писателя

Педагоги старших, подготовительных групп,
Хисамиева Г.Г.
воспитатель татарского языка

30

Сентябрь

Общеобразовательное учреждение

Консультация для педагогов
“Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традиициями культурой своего народа”

Хисамиева Г.Г.
воспитатель
татарского языка

31

Октябрь

Общеобразовательное учреждение

“Народные традиции в вашей семье” Анкетирование родителей

Педагоги групп

32

Октябрь

Общеобразовательное учреждение

“День творчества”
Национальные костюмы.Творчество детей по мотивам русского,татарского орнамента,украшения женской и мужской одежды.

Педагоги средних.старших,
подготовительных групп

33

Октябрь

Общеобразовательное учреждение

“Сказки моего народа”
Конкурс детских рисунков

Педагоги средних,старших,
подготовительных групп

34

Ноябрь

Общеобразовательное учреждение

6 ноября- день Конституции Татарстана. Тематическая образовательная деятельность “Мой Татарстан”

Педагоги старших. подготовительных группы

35

Ноябрь

Общеобразовательное учреждение

“Посиделки” фольклорный вечер,декаде русской культуры

Хисамиева Г.Г.

Шишлова М.Н.

36

Ноябрь

Общеобразовательное учреждение

“Слово,творящее мир”
“Пословица недаром молвится”
Конкурс пословиц народов Поволжья

Педагоги старших групп

37

Декабрь

Общеобразовательное учреждение

“Красота и величие символов государства”
Познавательно-историческая беседа-презентация

Педагоги старших,
подготовительных групп

38

Декабрь

Общеобразовательное учреждение

Слушание аудио песен на разных языках

Педагоги старших,
подготовительных групп

  • Сочинение про героизм 70 слов
  • Сочинение про героя первой мировой войны
  • Сочинение про выдающуюся личность
  • Сочинение про все времена года в 1 тексте
  • Сочинение про бурятский язык