Сочинение про фразеологизм зарубить на носу

Паспорт фонда оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по предмету родной русский язык, 4 класс контрольная работа

Паспорт фонда оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

по предмету « Родной (русский) язык», 4 класс

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

  1. Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, — гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2.Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4.Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

___________________________________________________________

5.Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит_____________________________________

6.Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни заря______________________________

Работать от зари до зари______________________________

Вставать с зарёй_____________________________________

7. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

плод дуба –________________________________
водитель автомобиля – ______________________
очень тихий разговор – ______________________

8. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке___________________________

б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям _____________________________

в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет__________________

г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

9. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________  и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

10.  Замени выражения одним глаголом.

клевать носом – ______________________
зарубить на носу – ____________________

дать стрекача – _______________________
ломать голову – ______________________
воды в рот набрать – __________________

Дополнительное задание

1.Диалог-___________________________________________________________

2. Монолог — ________________________________________________________

3. Запишите в два столбика словосочетания:

а) с прямым, б) с переносным значением.

Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.

4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) ____________________________________________________________

Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) –___________________________________________________________

Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –_____________________________________________________________

5. Закончите пословицы и поговорки.

Дело мастера … .__________________________________

Яблоко от яблони … .______________________________

6.Напиши типы текстов _______________________________________________

_____________________________________________________________________

7. Напиши стили речи_ ________________________________________________

_____________________________________________________________________

Контрольная работа № 2

Раздел 3. Секреты речи и текста.

Тема: Секреты речи и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Как ты думаешь, чему учит рассказ?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

__________________________________________________________________

Чего хотел каждый из мальчиков?

________________________________________________________________________

Что случилось однажды в лесу?

________________________________________________________________________

Как повели себя мальчики?

______________________________________________________________________

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

______________________________________________________________________

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

_______________________________________________________________________

6. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

7. Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

8. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор _____________________

Суффикс, подлежащее, окончание, приставка___________________

Гитара, скрипка, музыка, балалайка____________________________

Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________________

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

9. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Дополнительное задание

1. Распределите выражения по группам.

Метафора (перенос значения слова по сходству)_____________________________________________________________________

Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –_____________________________________________________________________

Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –_____________________________________________________________________

отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.

2. Составьте предложения.

река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой

струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные

мелеть, последние, стала, за, река, но, годы

ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить

кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили

спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Находчивость.

__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

__Правильно говорят, что собака друг человека.

__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

__Овцы были спасены.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. 

Б)Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

:

90–100% от максимальной суммы баллов – отметка «5»;

75–89% – отметка «4»;

60–74% – отметка «3»;

0–59% – отметка «2».

Ответы   

Дополнительное задание

Дополнительное задание

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный  балл за выполнение задания

1

Диалог— разговор, беседа двух людей

1

2

Монолог – речь одного

1

3

а) с прямым — чугунная решетка, холодные руки;

б) с переносным значением — чугунная поступь, холодное сердце.

1

4

Один в поле не воин.

Ученье — свет, а не ученье — тьма.

1

5

Повествование, описание, рассуждение.

1

6

Научный стиль, официально -деловой стиль, публицистический стиль,

разговорный стиль, художественный стиль.

1

Дополнительное задание

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

Ответы учащихся

3

1

Метафора — на каждом дереве горит;

Олицетворение – здесь даже камни плачут; 

Сравнение – река, как зеркало. 

3

9

Река Клязьма вьётся голубой, прохладной лентой.

На перекатах ласково журчат хрустальные струи.

Но за последние годы река стала мелеть.

Ливни размывают берега, нужно их укрепить.

Юные натуралисты посадили вдоль берегов тысячи деревьев и кустарников.

Ребята спокойны за берега Клязьмы.

6

10

3, 1, 6, 4, 2, 5.

7

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Примерный план.

  1. Начало половодья.

  2. Апрельский солнечный денёк.

  3. Деревья встречают весну.

  4. Настроение картины.

Пример сочинения.

На первом плане изображена река. Время года — весна, поэтому река написана оранжево — жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.

На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.

На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине — зелёными.

Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.

Примерный проект по теме «Рассказ о слове»

Проект по теме «Рассказ о слове ветер?» (на тетрадном листе или листе А4 на выбор)

  1. Лексическое значение слова.

  2. Однокоренные слова.

  3. Синонимы.

  4. Антонимы.

  5. Фразеологизм.

  6. Сочетаемость слова.

  7. Пословица.

  8. Загадка.

  9. Поговорка.

  10. Предложения с этим словом.

1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:

2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:

ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.

3). Синонимы:

вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.

4). Антонимы:

штиль, безветрие, тишина.

5). Фразеологизмы со словом ветер:

6). Сочетаемость слова:

легкий ветер, попутный ветер.

7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:

Из словаря Даля:

8). Примеры предложений со словом ветер:

Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.

Попутный ветер помог ребятам  занять первое место.

2 вариант

Лексическое значение слова:

  1. Поток воздуха

  2. Перемены (ветер перемен)

Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.

Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.

Антонимы: затишье, штиль, безветрие.

Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер

Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.

Пословицы о ветре:

Большое дерево сильный ветер любит.

Ветер горы разрушает- слово народы поднимает.

Загадки про ветер

Предложения со словом ветер:

В конце проекта надо сделать рисунок

«Рассказ о слове» мороз:

Нормы оценок по русскому родному языку 4 класс

Сочинение

Примерный объём сочинений:

 Количество слов: 4 класс 11 – 12 предложений 70 – 80 слов

Примечание: На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки сочинений является:

  • достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания;

  • грамотное речевое оформление,;

  • правильное употребление слов, нормативное построение предложений;

  • лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
    Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит одну отметку: за содержание.

08.10

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизм»

        Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

        Задачи урока:

1)   развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3)    развивать творческие способности и образное мышление школьников;

4)    обогащать словарный запас школьников;

5)    воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

        Урок в системе уроков: первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи».

        Тип урока: урок сообщения новых знаний

        Оборудование урока: тетради, учебники, тетради-справочники, словарики, раздаточный материал, фразеологический словарь, рисунки учащихся.  

         План урока.

  1. Орг. момент, формулирование целей и задач урока (1 мин.).
  2. Словарная работа, актуализация знаний учащихся (5мин.).
  3. Проверка домашнего задания (3 мин.).
  4. Объяснение нового материала (12 мин.).
  5. Закрепление изученного материала (15 мин).
  6.  Домашнее  задание (2 мин.).
  7. Подведение итогов урока (2 мин.).

         Ход урока.

       1.  Организационный момент, формулирование  задач урока.

        2. Словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знаний учащихся) и индивидуальная работа по карточкам.

         Реформа календаря, атмосфера планеты Земля,  изобретение компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

        Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря..

        Карточка 1.

       Выясните в словарях значение выделенных слов и составьте с ними предложения.

       Декоративно-прикладное искусство, искусный мастер, традиция, орнамент.

      Карточка 2.

Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?

1) при проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

       3. Проверки домашнего задания  (Сочинение по картине по материалам упр. № 61, 62.)

Один-два ученика (по желанию) зачитывают получившиеся у них описания, учитель поправляет неточности в речевом и грамматическом употреблении слов. (Работы учащихся собираются и будут оценены учителем, а затем проанализированы на уроке.)

        4. Объяснение нового материала.

        1)  Вступительное слово учителя:

         «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

         — Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

         Светлана стала как-то странно вертеться.

         — Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных    слов  с самостоятельными значениями, из которых

мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» — бездельничать, «зарубить на носу» — запомнить.  Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

         2) Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «вставлять палки в колеса» —  мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову»  —

неожиданно, «вешать лапшу на уши» — обманывать,  «делать из мухи слона» — преувеличивать.)

        3) Слово учителя: Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.»

        4) Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.»

        5) Слово учителя: «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).  

       Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или  точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы  или стрекач.

            6) Краткие выступления заранее подготовленных учеников с включением слова учителя:

1) « Слово впросак произошло от слов в и просак; так  назывался стан для кручения веревок. Отсюда и смысл выражения: попасть волосами в такой стан было очень неприятно. Слово стрекач означало «бегство».

 2) « Слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить, поболтать во время работы».

         Слово учителя: «Пользуясь некоторыми фразеологизмами, говорящие даже не подозревают, что слово в их составе им незнакомо. Так, в двух фразеологизмах — остаться с носом и водить за нос — выступают слова –омонимы. (Попутное повторение значения лингвистического термина.) Нос в первом примере — сохранившееся в составе фразеологизма и не употребляющееся в свободном виде слово от глагола носить, т.е. то, что когда-то приносили родителям невесты как выкуп. в выражении водить за нос слово нос связано с названием части лица.»

        О возможном происхождении фразеологизма говорит третий заранее подготовленный учащийся: «Само выражение возникло, видимо, от сравнения с медведями, которых водили цыгане напоказ за кольцо, продетое в нос, и заставляли проделывать разные фокусы, обманывая обещаниями подачки».

         7) Текущий вывод учителя: «Таким образом, слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, а отсюда вытекает вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных словосочетаний, —  целостность значения фразеологизма, В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними. Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки.»

        8)  Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют схему.

              Признаки свободных                                       Признаки                                    

                  словосочетаний                                        фразеологизмов  

      1. Любое из слов можно заменить            1. В их составе нельзя  заменять    

      другими словами.                                         одно слово другим.

      2, Слова сохраняют свою смы-                  2. Слова теряют свою смысло-

      словую самостоятельность.                      вую самостоятельность.

      3. Создаются в процессе речи, не              3. Как и слова, используются        

      требуют запоминания.                                готовыми, запоминаются.                            

       9) Чтение материала учебника на стр. 44-45 и выводы по изученному материалу, которые формулируются учениками с помощью учителя   и записываются в тетрадь-справочник как основные свойства фразеологизмов

        5.  Закрепление пройденного материала.

Ученикам предлагаются следующие задания:

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним  словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

1) делать из мухи слона, 2)  кровь с молоком, 3) мозолить глаза,-                                           4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу,                                      10) куры не клюют.

2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям     синонимы      из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

(Задание 2,3 раздается заранее в распечатанном виде каждому ученику. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди                                          1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                                      2) в двух шагах

3) как снег на голову                                      3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                                         4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                              5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут                                          6) ни то ни сё

7) с пустыми руками                                      7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице                                       8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления                      9) как мел

3. Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать                                              1) мастер на все руки

2) на вес золота                                              2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу                                       3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                          3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке                              5) грош цена

6) мастер кислых щей                                    6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава                                            7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско                                     8) потерпеть фиаско

9) душа в душу                                                 9) одержать победу

10)засучить рукава                                         10)на всех парах

   4. Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):        

      Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову     

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).

   5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

        Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …;  днём согнём не …;  в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

         Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

       6. Домашнее задание.

       Ученикам предлагается выполнить упражнение № 100 (с.45 учебника) и письменно (по рядам) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: 1) ахиллесова пята, домоклов меч; 2) прокрустово ложе, авгиевы конюшни; 3) сизифов труд, танталовы муки.

       7. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам:

  1. Что такое фразеологизм?
  2. Что такое фразеология?
  3. Какими признаками обладает фразеологизм?
  4. Чем фразеологизм отличается от словосочетания?  

Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
4. Если это ошибка, исправь ее.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Тип ошибки

Примеры

Плеоназм

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.

Тавтология

Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.

Нарушение лексической сочетаемости

Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений)

Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). 

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.

Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). 

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Неточный подбор синонима

Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). 

Употребление паронимов

Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС 

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

  • Подборка заданий ЕГЭ: ИСКЛЮЧИТЕ лишнее слово
  • Подборка заданий ЕГЭ: ЗАМЕНИТЕ неверно употребленное слово
  • Решать варианты ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 2022
  • Решать тесты ЕГЭ по русскому языку

На чтение 10 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым.

В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной.

Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как однозначными, так и многозначными, могут иметь синонимы и антонимы.

В предложении выражаются одним членом.

Фразеологизмы можно разделить на четыре вида. К первому относятся устойчивые сочетания, имеющие отношение к историческому прошлому народа. Второй вид – это образные речевые обороты, в которых отражаются народные традиции.

К следующему виду принадлежат появившиеся от разнообразных ремесел устойчивые комбинации слов. И наконец, последний вид – это крылатые выражения. Устойчивые обороты, входящие в каждую группу, имеют свою уникальную историю происхождения.

Например, речевой оборот “рукой подать” означает “недалеко”, а фразеологизм “поставить в тупик” заменяет выражение “привести в замешательство”.

Таким образом, без фразеологизмов, которые мы используем с самого детства, невозможно представить повседневной речи. Фразеологизмы можно назвать “золотым резервом” русского языка за их эмоциональную окраску и меткость.

Сочинение на тему “Фразеологизмы”« Сборник “На ранних поездах”Дома и стены помогают (1) »

Фразеологизмы

Иногда мы даже не замечаем, насколько прочно вошли в нашу жизнь и наш язык, особые устойчивые словосочетания, которые воспринимаются как неразрывные высказывания и воспроизводятся в виде целостной конструкции, которая приравнивается в смысловом отношении до одного слова. Эти словосочетания получили название «фразеологизмы».Фразеологизмы возникают в процессе речи совсем не за общими грамматическими закономерностями, а иногда даже вопреки этим закономерностям и правилам построения предложения. А все потому что эти выражения устоявшиеся, сформированные носителями языка в течение многих лет (а иногда и столетий), и эти же носители (то есть, обычные люди, мы с вами) используют фразеологизмы в бытовом общении, в художественном и эпистолярной речи так непринужденно и живо, как будто родились с ними на устах. Иностранцу, который пытается выучить язык любой страны (а устоявшиеся выражения есть во многих языках мира) труднее всего понять и перевести именно фразеологизмы — потому что иногда первоначальное значение выражения спрятано где-то очень глубоко, за кучей проволочек слов. И зависит этот смысл от культурных особенностей быта народа, именно поэтому мы понимаем свои фразеологизмы, а иностранцы обычно могут только заучить содержание определенной фразы. Возникает вопрос: а зачем нам они, эти фразеологизмы? Ведь без них будто меньше путаницы, и часто густо фразеологический оборот лишь усложняет форму предложения, заменяя одно слово целой конструкцией. Например, выражение «заткнуть за пояс» можно заменить одним словом — «превзойти». На этот вопрос есть несколько вариантов ответа. Во-первых, без фразеологизмов (как и без других средств вещания) речь была бы сухой и слишком официальной. Эти высказывания придают нашей речи образности, выразительности и яркости, позволяя говорящего выразить свое отношение к тому, о чем он говорит. А с помощью фразеологизмов сделать это бывает значительно проще. Например, выражение «сесть на голову» передает гораздо больше эмоций, чем простое слово «обнаглеть». А фразеологизм «искать вчерашний день» раскрывает всю глубину тоски по тому, чего тщетно ищешь, чего уже нет. Во-вторых, слушатель или читатель тоже воспринимает услышанное или прочитанное совсем иначе — подключая свое воображение и улавливая весь спектр образов и эмоциональных единиц, которые заложены в выражении. А это способствует более сильному сопереживанию. Именно поэтому читать текст, окрашенный фразеологизмами значительно приятнее и легче, чем просто сухой и логичный текст. В-третьих, правильное и точное использование фразеологических оборотов дает возможность проявить свой ум, умение остроумно и точно высказываться, избегать штампов и выбирать среди многих устойчивых выражений один, наиболее целесообразный. Умение использовать фразеологизмы можно воспринимать как игру, где победитель — тот, кто смог наиболее коротким путем добраться до цели, то есть выразить весь спектр эмоций и содержания, использовав лишь несколько метких фраз. Именно фразеологизмы временем порождают наиболее нетривиальные образы, становясь неисчерпаемым источником шуток и анекдотов. Что касается писателей, то трудно вообще представить их деятельность без использования фразеологических оборотов. Поэтому хочется пожелать каждому, кто считает себя интеллектуальным человеком, овладеть фразеологией, ибо она дает грандиозные возможности по использованию языка и выражения собственных чувств.Ответы (2)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Написать короткое сочинение-рассуждение роль фразеологизмов в русском языке …» по предмету ? Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по русскому языкуДанные слова разбери по составу и раздели их по группам: Ветер, книжка, города, красный, окунь, гора, горный, погрузка, побег, переход, холод, нагрузка, лисица.Ответы (2)Расцвела, сирень, душистая. Морфемный разбор.Ответы (1)1 Какие города Молдовы и России вы знаете? 2 Какие реки Молдовы и России вы знаете?Ответы (2)Сочинение мой любимый праздник план тоже 2 классОтветы (1)Морфологический разбор слово ярокОтветы (1)

Фразеологизмы в такой степени вошли в нашу жизнь, что мы, не задумываясь употребляем, то или иное выражение. В тот момент, когда наши уста произносят фразеологизм, мы четко осознаем, что оно значит в общем, а не отдельные слова. Например, устойчивое выражение «сложа руки», не означает в буквальном сложить руки, а выражает степень бездельничества. Фразеологизм усиливает значение слова, выражает смысл более ярко, чем одно слово.

Множество таких фраз пришли к нам из прошлых веков. Когда мы произносим словосочетание «играть в бирюльки», то имеет в виду, что человек несерьезно относится к проблеме и занимается пустяками. А пошло оно от старинной игры, в которой требовалась вытаскивать специальным крючком разбросанные мелкие предметы, не задевая их. Эта игра довольно проста и в нее играли, когда следовала развлечься. Со временем это выражение стало крылатой фразой.

Фразеологизмы помогают нам в жизни получить больший эффект от своих слов. Они усиливают эмоциональный посыл. В пример, «мамаево побоище» означает большая ссора или битва. Эффект от такой фразу будет более явным, чем от «произошла большая ссора».

Все это говорит от том, что русский язык очень многогранен и щедр, а фразеологизмы придают ему особый шарм. Они делают наш родной язык очень ярким и более разнообразным.

<glav>Другие темы:</glav>← Взаимоотношения людей↑ На свободную темуИмя существительное как часть речи → `

Фразеологизмы

frazeologizmy.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Осень. Веранда Жуковского (6 класс)

    По мнению многих художников, осенняя пора – романтичное время года. При этом у одних оно вызывает желание раствориться в природе, получив порцию умиротворения. Других располагает к созданию шедевров.

  • Сочинение Танцы (я занимаюсь танцами) мой любимый кружок

    В моей школе довольно много интересный и не очень кружков: программирование, шахматы, баскетбол и т.д. Но меня больше всего привлек кружок по танцам. Его и по сей день преподает нам учитель из частной школы

  • Сочинение-описание по картине Кожина Церковь Покрова на Нерли (8 класс)

    На картине Кожина Семёна Леонидовича «Церковь Покрова на Нерли», изображена белокаменная церковь 12-го века. Многие художники изображали эту церковь на своих картинах. Даже у данного автора написано

Опубликовано 04.01.2017 — 6:29 —

Данный материал поможет девятиклассникам при подготовке к экзамену по русскому языку. Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С 15.1)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngnuzhny_li_frazeologizmy_v_russkoy_rechi.docx 15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нужны ли фразеологизмы в русской речи?

             Нужны ли фразеологизмы в русской речи? Ответ на этот вопрос очевиден. Конечно, нужны. Их использование в речи человеком издавна неоспоримо дает ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться почему.

    Во-первых, фразеологизмы в  русском языке служат для создания образности и выразительности речи. Они богаты и разнообразны по своему составу, насыщены смыслом, эмоциональны, оценочны и субъективны.  Как правило, фразеологизм  можно заменить одним словом (зарубить на носу-запомнить, бить баклуши-бездельничать, вставлять палки в колеса-мешать).  Интересно и то, что фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы, что делает их еще более необходимыми в речи каждого человека  (овчинка выделки не стоит-игра не стоит свеч, семи пядей во лбу- пороха не выдумает). Они сложны по составу, состоят из нескольких слов, которые не могут употребляться самостоятельно или принимают другое значение, нельзя включать в их состав новые слова или менять грамматические формы слов, переставлять слова местами.

    Во-вторых, сфера их употребления достаточно широка.  Фразеологизмы могут употребляться и в разговорной речи, и в книжной.  Могут быть ярко и эмоционально окрашены, а могут быть  и лишены экспрессивной окраски. Это позволяет использовать их в самых различных ситуациях, от самых обыденных до самых неординарных. Фразеологизмы можно встретить и в научных статьях, и в заурядных разговорах на бытовые темы. Многие так прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже не замечаем, когда употребляем их. « Крутимся, как белка в колесе» целый день, а можем и «работать спустя рукава»,  злимся,  грозим «показать кузькину мать». Пропускаем  информацию  «мимо ушей», потом « в глубине души» жалеем, хотим «заморить червячка» или  даже  «забить стрелку».  

    В-третьих, если человек использует в своей речи фразеологизмы, то это и характеризует его особым образом. Это говорит о том, что он начитан и образован, ведь речь указывает на интеллектуальный потенциал человека. Именно по тому, как человек говорит и как пишет, мы можем многое узнать о нем. И чем богаче словарный запас , тем более развит его ум. Человека образованного и начитанного выдает богатство  речи, и немалую роль в ней играют фразеологизмы.

      Таким образом, широкое применение фразеологизмов в речи делает ее красивой и эмоциональной, фразеология давно и прочно вошла в нашу жизнь, вошла в жизнь каждого человека. А если он еще образован и начитан  и фразеологизмами насыщена его речь, то такого человека приятно слушать. Такая речь раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение живым и интересным. Фразеологизмы в русской речи нужны, потому что обогащают словарный запас образными выражениями, повышают культуру речи, помогают в освоении языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-374857-1388665549.jpg

Дифференцированный урок по теме «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»

Дифференцированный урок по теме«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»…

picture-377045-1389360651.jpg

Сборник «Фразеологизмы в русском языке»

Учебное пособие для учителей русского языка…

picture-351749-1387913080.jpg

Фразеологизмы в русском языке

Презентация к уроку изучения темы «Фразеологизмы» в разделе «Лексика» 6 класс….

Фразеологизмы — жемчужины русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках «Недели русского языка и литературы» При изучении фразеологических оборотов эффективными формами  внеклассных занятий на мой взгляд, я…

picture-103202-1358082920.jpg

Сравнительно-сопоставительный анализ фразеологизмов немецкого, русского и татарского языков

Данная учебно-исследовательская разработка предназначена для выступления на научно-практической конференции школьников. В ней содержится анализ с элементами исследования фразеологизмов, представленных…

picture-993930-1515668399.jpg

Фразеологизмы в русском языке

В данной презентации рассматриваются фразеологизмы русского языка. Презентация состоит из следующих разделов:ТеорияПрактика (закрепление изученного материала)….

picture-1078825-1542548324.jpg

Фразеология. Истоки возникновения фразеологизмов в русском языке.

В работе представлены источкини возникновения науки фразеология….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-frazeologizmy/
  • https://www.lang-lit.ru/2017/02/chto-takoe-frazeologizmy.html
  • https://urokam.net/russkij-jazyk/3361644.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/frazeologizmy
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/04/nuzhny-li-frazeologizmy-v-russkoy-rechi

Русский язык — по праву считается самым совершенным, красивым и богатым языком в мире, вобравшим в себя, наряду с аутентичной культурой более чем 200 народов Русского мира, ещё и лучшие элементы западной и восточной культурных традиций.

Русский язык — это один из базисных элементов всей русской цивилизации, поэтому, чтобы с полным правом считаться русскими, мы должны хорошо уметь им пользоваться и владеть всем богатством понятий и выражений русского языка не хуже Пушкина, Гоголя и Достоевского.

Представляем вашему вниманию вторую часть ТОПа-50 интереснейших фразеологизмов русского языка с их изначальным и теперешним значениями, а также историей происхождения:

1. Медвежья услуга

Непрошеная помощь, которая приносит больше вреда, чем пользы.

Первоисточник — басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь», в которой рассказывается, как Медведь, желая помочь своему другу Пустыннику прихлопнуть муху, которая села тому на лоб, убил вместе с ней и его самого.

2. Покажу, где раки зимуют

То есть нечто сокровенное, чего никто не знает. Неизвестное, а значит страшное.

В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом очень трудным, а любые тайные знания — опасными для не умеющего с ними обращаться.

3. Квасной патриотизм

Не обоснованное здравым смыслом неприятие всего иностранного, как плохого, так и хорошего.

Выражение ввел в речевой оборот поэт, писатель и историк князь Петр Вяземский.

4. Метать бисер перед свиньями

Открывать высокие истины непосвящённым, не способным их понять, профанировать нечто святое.

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Евангелие от Матфея, 7: б). Под «бисером» в Древней Руси понимался жемчуг — весьма ценный товар.

5. Даёт добро

Разрешает отправляться в путь, действовать.

Возникло выражение из флотской сигнальной системы. Сигнальные флаги назывались по буквам церковно-славянской азбуки. Флаг «добро» имел значение «да, согласен, разрешаю».

6. Подвести под монастырь

Поставить в затруднительное положение, под наказание.

При Иване III насильственное пострижение в монахи стало одним из инструментов власти. Иногда оно заменяло для политических противников смертную казнь, а чаще служило способом внесудебного удаления неугодных персон и нелюбимых жен.

Такая участь в 1525 году постигла «не-плодную» Соломонию Сабурову. Вслед за ней в Суздальском Покровском монастыре постриг приняли жены Ивана Грозного, при котором эта мера приняла ещё более распространилась. Последней подобное испытала Евдокия Лопухина: Петр I расправился с постылой женой по примеру своих предшественников.

Обычай использовать монастыри в качестве мест наказания и исправления преступников корнями восходит ещё к традициям Византии.

7. Отставной козы барабанщик

Несерьёзный, легкомысленный человек.

На Руси у скоморохов главным актером был дрессированный медведь, а за ним шествовала «коза» — ряженый с козьей шкурой на голове. Замыкал шествие артистов – барабанщик, зазывавший своим инструментом публику. «Отставная» коза дополнительно указывала на несерьёзность барабанщика.

8. Профессор кислых щей

Плохой мастер, неумеха.

Кислыми щами раньше называли отнюдь не суп, а напиток. Так называли квас, приготовить который могли абсолютно все, ведь его рецепт предельно прост.

9. Заткнуть за пояс

Ранее — превзойти кого-нибудь в работе, умении. Сейчас — превзойти в чём угодно.

По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью как мужской, так и женской одежды. За пояс затыкали полы рубахи, чтоб не мешали в работе. Ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники – топор и т.д. Таким образом, за пояс затыкали что-либо только рабочие, мастеровые люди.

10. Бить баклуши

Сейчас — бездельничать. Ранее имелась в виду лёгкая работа.

Баклуши — это заготовки для деревянных ложек, мисок, ковшей и другой посуды из дерева. Заготовки вытёсывались топором, затем обрабатывались более тонкими инструментами, расписывались и увозились на ярмарку. Заготовщик баклуш был подмастерьем в народно-промысловых артелях.

11. За семью печатями

О чём-то, недоступном пониманию, тщательно охраняемом.

Восходит к библейскому обороту «книга за семью печатями» — символу тайного знания, недоступного непосвященным, пока с нее не сняты семь печатей, из новозаветной книги «Откровения (Апокалипсис)» апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

12. Попал, как кур в ощип

Попал в неожиданные неприятности, иногда в обстоятельства, угрожающие жизни.

Имеется в виду «кур», т.е. петух, которого ощипали — лишили самого дорогого и красивого, что есть у хозяина куртника, лишили достоинства.

Появление поговорки возводят к борьбе с польскими интервентами начала XVII века или к игнанию войск Наполеона в 1812 году.

13. Делить шкуру неубитого медведя

Рассуждать о возможных прибылях, когда ещё непонятен исход дела.

Ещё в начале XX века  было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Это более логично, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой.

Первоисточник — басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 —1695).

14. Узнать подноготную

Добиться правды и подробных сведений о человеке.

Связано с пытками, широко распространёнными в качестве инструмента судебного следствия в средние века. Имеется в виду пытка с иглами, вставлявшимися под ногти и приносящими ужасную боль.

15. Реветь белугой

Громко кричать или плакать.

Имелась в виду не рыба белуга, а полярный дельфин белуха, который издаёт громкие протяжные звуки, общаясь с сородичами.

16. Сирота казанская

Человек, который прикидывается несчастным, бедным и нищим. То же, что и «поющий Лазаря».

Выражение возникло после завоевания Казани Иваном Грозным. Мурзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки и милости, по-восточному цветисто жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

17. Шарашкина контора, Шарага

Ненадёжная организация. А в старину — общество жуликов и воров.

Происходит от диалектного слова «шарань» («шваль», «голытьба», «жульё»).

18. Друг ситный

Сейчас ироническое выражение, применяемое к ненадёжному человеку. В старину наоборот, проверенный друг.

Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило — пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука более тонкого помола, просеянная через сито, чтобы удалить все примеси. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей. «Ситный друг» — т.е. проверенный, надёжный.

19. Ушёл не солоно хлебавши

Т.е. приняли без почёта, пренебрегли человеком.

На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека. Пищу солили сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду рукой. Гостю познатнее сыпал больше, а гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось.

20. Дело пахнет керосином

Так говорят об афёре, предупреждают о мошенничестве.

В фельетоне Кольцова 1924 года рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Там же было впервые употреблено выражение «дело пахнет керосином».

21. Филькина грамота

Малозначительный или недействительный документ, подделка.

Изначально имелись в виду грамоты священномученика митрополита Филиппа (Колычева), казнённого Иваном Грозным за постоянное противодействие его жестоким казням и введению опричнины. В грамотах, которыми царь с презрением пренебрёг, владыка призывал его смягчиться, отменить опричнину и поступать с людьми человеколюбиво.

22. Фиговый листок

Благовидное прикрытие неблаговидных дел.

Выражение восходит в ветхозаветному рассказу об Адаме и Еве, которые после грехопадения познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, нто наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоя-сания» (Бытие, 3:7).

С XVI до конца XVIII века европейским художникам и скульпторам приходилось в своих работах прикрывать самые откровенные части человеческого тела фиговым листком. Эта условность была уступкой Католической церкви, считавшей изображение обнаженной плоти греховным и непристойным.

23. Заруби себе на носу

Накрепко запомни нечто важное.

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу».

24. Тютелька в тютельку

Т.е. очень точно и ловко.

Тютелька это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе.

25. Бальзаковский возраст

Женщина в возрасте от 30 до 40 лет.

Выражение «бальзаковский возраст» появилось после выхода романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

С первой частью ТОПа можно ознакомиться здесь.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья!  Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)1209

  • Сочинение про учителей школы
  • Сочинение про тургенева и отцы и дети
  • Сочинение про телеведущего 7 класс про малахова
  • Сочинение про улицу на которой я живу
  • Сочинение про смелость вывод