В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно уловить нравы дворян девятнадцатого века. В комедии поднимаются остросоциальные вопросы тех времен. На протяжении всего произведения ведется борьба между людьми, которые придерживаются старых устоев и новых взглядов на жизнь.
Фамусовское общество представляет собой прошлый век. В него входят богатые персонажи, которые занимают высокое положение в обществе. В этот коллектив входи сам Фамусов хозяин дома, его дочь София, семья Горичей, князь с супругой Тугоуховские, Скалозуб, старая тетушка Хлёстова. У всех них одинаковые взгляды и мнения, общие интересы. Все к чему они стремятся это богатство. В фамусовское общество входят люди определенного статуса и чина. Эти люди ценят только подобных себе. Они безжалостно относятся к крепостным. Они свободно продают людей.
Фамусовское общество боится только одного. Это просвещение. Фамусов считает, что образование абсолютно неважно в современном мире. Он даже предлагает сжечь все книги.
Все представители общества являются ленивыми людьми, они не научены работа. Павел Афанасьевич к своим обязанностям по службе относится халатно и равнодушно.
Все фамусовское общество слепо поклоняется Западу. Они стремятся быть похожими на французов. Пытаются перенять их обычаи, нравы и культуру. Все они изучают французский язык.
Людям фамусовского общества присуща жадность и жажда власти. Они корыстолюбивы и эгоистичны. Все свое время они проводят абсолютно бесполезно. Они посещают балы и другие светские мероприятия. Здесь они общаются, распускают сплетни, лукавят и лицемерят.
Представители фамусовского общества стремятся продвигаться вверх по карьерной лестнице. Здесь нет искренности и сострадания. Все они готовы дружить даже с неприятными людьми ради того, что бы получать выгоду.
Общество безразлично относится к обычным людям. Они не уважительно относятся к слугам и не считают их людьми. Одна из сцен на балу подтверждает это на сто процентов. Хлестова привела слугу Арапку на поводке. Это свидетельствует о том, что они приравнивают людей к животным.
Все они консерваторы и не желают ничего менять в жизни. Их устраивает быть эксплуататорами. У каждого члена общества насчитывается огромное количество крепостных крестьян.
Фамусовское общество не желает развиваться и идти в ногу со временем. Они не хотят работать, а хотят только богатеть. Они не ценят и не воспринимают образованных людей. Над такими они смеются и издеваются.
Рассуждение
Комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно по праву назвать прекрасной иллюстрацией дворянского общества XIX века. По этой причине пьесу ждала печальная судьба: она так и не была поставлена в театре из-за цензуры, а первая полная публикация вышла в свет спустя много лет после смерти автора.
Фамусов – один из центральных персонажей комедии. Он является типичным представителем московской аристократии. Вокруг его фигуры формируется светское общество, в котором нет места таким людям, как Чацкий. В идеологии Фамусова значительную роль играет чинопочитание, лицемерие и подхалимство. Если понимать и принимать эти законы, можно вполне комфортно существовать в таком обществе. Такую линию поведения выбирает Молчалин, который ухаживает за Софьей лишь потому, что она дочь его начальника. Чацкий же отвергает фамусовское мировоззрение, и поэтому оказывается отторгнутым этими людьми.
В ближайший круг Фамусова входят Скалозуб, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий и Репетилов. Все эти герои приезжают на бал, который сразу же превращается в ярмарку тщеславия и лицемерия. Этих людей интересуют последние сплетни, они рассыпаются в самых сладких комплиментах, хотя на самом деле испытывают неприязнь друг к другу. Они судят человека не по его поступкам, а по его знакомым, с которыми он проводит время. Например, идеалом хозяина бала является его покойный дядя Максим Петрович. В его высочайшую заслугу Фамусов ставит не военные подвиги, честность или служение родине, а то, что он смог рассмешить императрицу своей неловкостью, за что и был одарен всеобщей милостью. Дворянам старого порядка, к которым можно отнести гостей Фамусова, не интересны истинно положительные качества человека (доброта, отзывчивость, справедливость и др.), на первое место они ставят манеры, умение вести себя в обществе и заводить полезные знакомства.
Таким образом, фамусовское общество с его прогнившими идеалами в пьесе противопоставлено человеку нового времени – Чацкому. Ему нет места среди этих людей, поскольку их жизненные принципы устарели. С помощью иронии Грибоедов стремился показать своим современникам, что их представления о счастье и идеалы ложны. В такой среде нельзя нормально существовать и воспитывать детей. Автор выражает надежду, что в недалеком будущем передовое дворянство будет представлено людьми образованными, честными, трудолюбивыми.
`
Фамусовское общество
Популярные сочинения
- Плюсы и минусы интернета сочинение
Интернет играет важную роль в жизни большинства современных людей. Практически у всех дома подключен Вай-фай и мобильный интернет на телефоне. Регулярно мы пользуемся поисковиками
- Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба
Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба
- Сочинение Откуда берутся бесчестные люди? 11 класс
В нашем мире огромное количество людей, каждый из которых обладает своими уникальным характером. Много людей обладают отнюдь не самыми приятными для общества характерами, которые по праву можно назвать социопатическими характерами
Базаров и его родители
И.С. Тургенев
Биография
Романы
«Отцы и дети»
Исторический фон
Дворяне Кирсановы
Две дуэли
«Лицо трагическое»
Спутники Базарова
Родители Базарова
Смерть Базарова
Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова.
Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.
Вопрос
Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.
Ответ
«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный
сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
— Наконец пожаловал, — проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. — Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся.
Он стал обнимать сына… «Енюшка, Енюша», — раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой
кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло.
Только слышались ее прерывистые всхлипывания». (Гл. XX)
«— Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, — с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
— Итак, вы полагаете… — начал он.
— Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
— Как… как это было? — едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.
— Вы хотите знать, как мы встретились?
— Да… и вообще…
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы — и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
— Вы меня совершенно осчастливили, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я
не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия;
но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду
лишней копейки не взял, ей-богу!
— Он бескорыстный, честный человек, — заметил Аркадий.
— Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын
простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» — Голос старика перервался. (Гл. XXI)
Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.
Вопрос
Что же собой представляют эти люди?
Ответ
Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в
Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».
«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, — обратился он опять к Аркадию, — да-с, да-с; много я на своем веку видал
видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной-
то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело — сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень
почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)
«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, — начал он, — мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. — Он вздохнул. — Много,
много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
— За который ты получил Владимира? — подхватил Базаров. — Знаем, знаем… Кстати, отчего ты его не носишь?
— Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)
Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом
бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.
«— Сколько у твоего отца душ? — спросил вдруг Аркадий.
— Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
— И все двадцать две, — с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)
«— Здесь есть мужичок, он страдает иктером…
— То есть желтухой?
— Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней.
Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)
Вопрос
В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?
Ответ
«… я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.
Василий Иванович вытащил из кармана новый желтый фуляр, который успел захватить, бегая в Аркадиеву комнату, и продолжал, помахивая им по воздуху:
— Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом
случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
— Да; вот я вижу у тебя — «Друг здравия» на тысяча восемьсот пятьдесят пятый год, — заметил Базаров.
— Мне его по знакомству старый товарищ высылает, — поспешно проговорил Василий Иванович, — но мы, например, и о френологии имеем понятие, — прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и
указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырехугольники, — нам и Шенлейн не остался безызвестен, и Радемахер.
— А в Радемахера еще верят в *** губернии? — спросил Базаров.
Василий Иванович закашлял.
— В губернии… Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли. И в мое время какой-нибудь гуморалист Гоффман, какой-нибудь Броун с его витализмом
казались очень смешны, а ведь тоже гремели когда-то. Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут.
— Скажу тебе в утешение, — промолвил Базаров, — что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся». (Гл. XX)
Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых,
революционных мер.
* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.
Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.
«Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные
приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое
воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого
жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак
нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об
устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать — и строго постилась; спала десять часов в сутки — и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни
одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно
двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, — а
потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и
сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против
воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу — и уже не входила ни во что: она охала,
отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала
какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном… Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!» (Гл. XX)
Вопрос
Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?
Ответ
Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для
его воспитания…»
Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать
сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).
Вопрос
Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?
Ответ
«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?»
«Он будет знаменит!» (Гл. XXI).
Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей
известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.
Вопрос
Как же Базаров относится к родителям?
Ответ
Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге!
Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)
Вопрос
Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?
Ответ
При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с
крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.
Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью
итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного
мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.
Вопрос
Легко ли Базарову перенести такое положение?
Ответ
Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он
огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего».
Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться
лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.
Вопрос
Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?
Ответ
Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное
чувство».
«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.
Литература
Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160
К содержанию
Автор На чтение 18 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».
Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.
Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем». Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».
Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».
Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».
А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.
Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.
Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.
Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.
Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)
Автор: · 08.06.2017
В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».
Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.
Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:
Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.
Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.
К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.
Автор: Анастасия Морозова
Пример 1
Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении “Горе от ума” рассматривает общественный конфликт. Это произведение считалось новаторским для 19 века. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает его.
Центральным конфликтом является противостояние Александра Андреевича Чацкого и фамусовского общества. Действие пьесы происходит в доме Петра Афанасьевича Фамусова, являющимся управляющим казенного дома. Он занимает определенное положение в Москве. Соответственно и круг общения он выбирает, опираясь лишь на собственные интересы и выгоду. К обществу Фамусова мы можем отнести его секретаря Молчалина и полковника Скалозуба. Их можно с уверенностью отнести к людям века минувшего. Они являются сторонниками всего укоренившегося. Это общество совершенно недовольно веяниями всего нового. Им не нравится мода на иностранное, однако их недовольство выражается лишь в раздражении. Действовать они не готовы, для них важна лишь репутация, и главное, чтобы никто ничего дурного при них не сказал.
У Чацкого же совершенно противоположное мнение. Когда он возвращается на родину после трех лет странствий, то очень опечален тем, что город совершенно не изменился. Все осталось так, как было, лишь немного сменилась обстановка, но нравы у общества все те же. Юноша не против службы, но Чацкому не нравится прислуживать другим. Он считает это унизительным. О чем говорит его знаменитая фраза: ” Служить бы рад, прислуживаться тошно.”
Сам конфликт зарождается, когда Чацкий приезжает домой. Он видит, что Софья влюблена в кого-то, но пока не понимает в кого. В итоге любовные прения выливаются в социальный конфликт, в котором Чацкий противостоит в одиночку обществу Фамусова. Он не смог раскусить Молчалина. В итоге с легкой руки Софьи, разнесшей слухи, он еще становится и сумасшедшим. Общество приписывает ему диагноз. А Фамусов отказывает ему от дома.
А.С. Грибоедов в своем произведении показывает дворян, которые боятся каких-либо перемен. Общество и не принимает Чацкого, он видит их пороки и смело на них указывает. Чацкий любит свободу и дорожит ей. А вот эти люди засели в клетках, из которых бояться высунуть носы. Юноша считает, что перемены необходимы, а общество отвергает эти новаторские идеи. В этом и заключен конфликт поколений. В итоге Чацкий проигрывает обществу, поскольку он один и последователей у него нет. Но это пока. Все меняется, время идет.
Пример 2
К трагичным событиям 1825 года Россия идёт долго. Становятся популярными тайные общества и течения. В умах молодых и прогрессивных рождаются мечты о переменах. Обычно, это люди, побывавшие за границей в длительных путешествиях или на обучении. Они вырываются из оков российского дворянства, остановившегося в своём развитии, и теперь умеют мыслить по-другому.
Чацкий — один из таких людей. Он три года не был в Москве. Вернулся и спешит в дом, где часто бывал в юношестве, там любимая София. То, что раньше казалось привычным, теперь ужасает главного героя и даже вызывает отвращение.
Надо сразу сказать, что единомышленников Чацкого на страницах комедии нет, он один противопоставлен целому обществу.
Что же человек нового поколения вменяет «веку минувшему»?
- Чинопочитание. Фамусов рассказывает историю о дяде Максиме Петровиче, который при дворе оступился в день приема и упал. Государыня одарила его улыбкой, и он еще три раза нарочно падал, чтобы веселить почтенных господ. «Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». По мнению Фамусова, учиться нужно такому, а не быть гордецами.
- Страх. «Прямой был век покорности и страха,/ Всё под личиною усердия к царю».
- раки по расчету. «Будь плохенький, да если наберется/ Душ тысячки две родовых, — Тот и жених».
- Отсутствие своих суждений. «А, впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
- Неповоротливость, лень. Чацкий встречает в доме Фамусова своего полкового товарища, который когда-то был резвым офицером, а сейчас женился, живет в скуке и мнимых болезнях.
- Сплетничество. Вскользь высказанная мысль о том, что Чацкий не в своем уме, разносится по гостиной с изысканно выдуманными подробностями. Кто-то даже вспомнил, как его матушка восемь раз с ума сходила.
Главный герой понимает, что гости Фамусова — типичные представители московского дворянства. Даже София, к которой он так спешил, успела впитать в себя все прелести фамусовского воспитания. Для нее лицемерный тихоня Молчалин — достойный человек.
Чацкий дерзок и несдержан. Его речь пестрит изобличительными репликами, которые в скором времени разойдутся на цитаты. «Горе от ума» входит в список самых узнаваемых произведений русской литературы, настолько емко и умно сумел Грибоедов противопоставить взгляды своего героя закостенелому аристократичному обществу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». «А судьи кто?» «Дома новы, а предрассудки стары».
Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.
Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе. Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.
В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.
Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу. Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».
Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.
Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.
Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.
Сочинение 2
Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.
Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.
Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.
Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.
Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.
Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.
Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.
Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.
Рассуждение
Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана более двухсот лет назад. В ней очень чётко виден конфликт между поколениями, а также между представителями двух непримиримых сторон. Они показаны в пьесе как век нынешний и век минувший. Вспомним, что такое конфликт в литературном произведении. Это, прежде всего, острое столкновение двух противоположных взглядов на общество, между которыми невозможно примирение или компромисс. Конфликт не может быть разрешён мирно, побеждённые герои покидают место действия.
Работая над своей пьесой, гениальный писатель и дипломат, конечно, понимал, что подобного столкновения не смогут избежать и его главные участники: Чацкий и фамусовское общество. Рассмотрим сначала точку зрения Чацкого. Он, как представитель молодого и прогрессивного поколения, утверждал, что каждый должен на службе заниматься своими прямыми обязанностями, относиться к ним с ответственностью. «Когда в делах, я от веселий прячусь», — отвечает герой Молчалину. Традиции «века минувшего», где процветали ложь, подхалимство, лесть, рабство и раболепие Чацкий считает утратившими свою актуальность в современном обществе, глупыми и унизительными. «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи», — полагает главный герой.
Однако, как мы видим по развернувшемуся противостоянию, это далеко не так. Людей с похожими взглядами совсем немного. В отличие от них фамусовское общество представлено многочисленными персонажами. Это Фамусов – хозяин дома, управляющий департаментом, его гости: Тугоуховские, Хрюмина, Горичи, Софья, Молчалин, Скалозуб. Все они, независимо от возраста и рода занятий считают, что традиции московского общества незыблемы, и их необходимо оберегать от таких, как Чацкий. В их среде принято не иметь своего мнения, а считаться с взглядами вышестоящих, можно считаться приличным человеком, но с домашними и людьми ниже рангом обращаться пренебрежительно, неблагородно. Понятие чести у них распространяется не на всех, а только на властных и богатых. Поэтому сначала отец Софьи, а затем и другие вступают в открытый конфликт с молодым героем, они считают его взгляды революционными, то есть преступными. Одни отмахиваются от него, другие злобно нападают. Но самый сильный удар наносит девушка, которую он любит. Софья пускает сплетню, о том, что Чацкий сумасшедший. Это обезоруживает молодого человека, он понимает, что быть среди таких людей, ему подобно смерти. «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет», — в отчаянии восклицает герой.
Таким образом, мы видим, как фамусовское общество вступает в конфликт с Чацким, и здесь не может быть победителей. Герой покидает негостеприимный дом и уезжает из Москвы.
<glav>Другие темы:</glav>← Мильон терзаний Чацкого↑ ГрибоедовЧацкий — победитель или побежденный? → `
Чацкий и Фамусовское общество
Популярные сочинения
- Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение
В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкин изобразил все слои русского общества. Особое внимание уделил автор изображению столичного дворянства, поскольку главный герой именно из этой среды.
- Сочинения по творчеству Маяковского
Маяковский Владимир Владимирович – это не просто советский поэт, это певец революции, человек, благодаря которому идеи перемен были приняты многими людьми. Революция застала его в тот момент, когда он учился
- Сочинение Одиночество человека
Одиночество – это состояние человека, в данном состоянии он не имеет друзей или близких, которые могли бы его поддержать в трудную минуту. Или они есть, но просто не понимают данного человека. От этого люди и становятся одинокими
Конфликт Чацкого и фамусовского общества
Бал в доме фамусовых является кульминацией произведения. Именно в этом фрагменте наиболее ясно отражена идея всего произведения – столкновение веков «нынешнего» и «минувшего».
Чацкий за взгляды на жизнь, он – олицетворение в современности, «служит делу, а не лицам». Фамусов, человек старых обычаев, он не видит службы без чинопочитания, не хочет ничего менять, он отражает позицию всего фамусовского общества. Эти люди убеждены в том, что любить можно только богатых людей с чинами. Несмотря на то, что члены Фамусовское общество объединенные одной позиции, автор описывает нескольких отдельно. Например, грубый, необразованный, но богатый Скалозуб, Загорецкий, который постоянно лжет и обманывает, грубая ворчливая пожилая Хлёстова, и двуличные Хрюшины создают картину Фамусовской Москвы. Они против свободы слова, действий, что-то отличное от того, к чему привыкли, считают сумасшествием. О Чацком говорили, что он сошёл с ума.
Главный герой взорвался в повседневной жизни фамусовского общества совсем со своим мнением и убеждениями, что послужило началом всеобщего конфликта. Таким образом, Чацкий встал против Фамусовской Москвы. Первой его предала девушка, которую он любил. Софья была не глупа и решила воспользоваться недопонимания в разговоре с господином N, полностью отдалилась от Чацкого и окончательно перешла на сторону Фамусова. Этим действием героиня отомстила за насмешки над своим возлюбленным. Она понимала, что Чацкого назовут сумасшедшим.
Но после разрешения любовного конфликта главный герой остаётся верен своим убеждениям. Столкновение веков или противопоставление консерваторов Чацкому, передовому человеку, – один из главных конфликтов комедии.
Автор: Анна Чурилова
Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ⭐ ️⭐️ ⭐️ ⭐️
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackiy-i-famusovskoe-obschestvo.html
- https://literaguru.ru/pochemu-chatskij-ottorgnut-famusovskim-obshhestvom/
- https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/griboedov/gore-ot-uma/na-temu-chaczkij-i-famusovskoe-obshhestvo-konflikt-dvuh-epoh/
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/chackij-i-famusovskoe-obshchestvo-9-klass
- https://sochineniena5.ru/2019/09/19/conflict-chackogo/
Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего. Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий. Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы. Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую…» Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским.» Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! На все советовать и перестать блажить и служить. Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин. Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных.» Молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем. Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца: … уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих он вкривь и вкось не рубит – Вот я за что его люблю. Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивеет… Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья. Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете!» А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону. Хочется надеяться, что когда-нибудь на земле станет побольше Чацких, которые смогут воплотить свои идеи в реальную жизнь. Комедия “Горе от ума” Грибоедова никогда не состарится и, я думаю, будет актуальной еще долгое время.
Название: Грибоедов а. с. — Чацкий и фамусовское общество в комедии грибоедова
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 22:32:49 04 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 2
Комментариев: 6
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно Скачать
Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.
Сочинение: Грибоедов а. с. — Чацкий и фамусовское общество в комедии грибоедова
Погода Осенью Сочинение 4 Класс
Реферат: Computer Ethics Essay Research Paper AbstractThe computer
Дипломная работа по теме Традиционная рубаха в мужском комплексе костюма восточнославянского населения Кубани
Реферат На Тему Острая Астма У Взрослых
Курсовая Работа На Тему Сущность Теории Игр
Реферат: Стокгольмский третейский суд. Скачать бесплатно и без регистрации
Атомная Энергетика В Беларуси Реферат
Статья На Тему Опыт Применения Диротона Для Лечения Больных Артериальной Гипертонией
Реферат по теме Эпидемии и болезни
Реферат: DEVELOPMENT OF COMPUTERS OVER THE DECADES Essay
Реферат На Тему История Красноярска (1628-1920)
Курсовая работа по теме Модели менеджмента персонала
Этапы Профессионального Становления Личности Реферат
Дипломная работа по теме Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации
Реферат по теме Культура и духовно-энергетическое поле
Отчет О Прохождении Практики В Средней Группе
Контрольная Работа Подобие Треугольников 9 Класс
Реферат по теме Оказание неотложной доврачебной помощи при гипертоническом кризе
Дипломная работа по теме Композиционные материалы в системе AlN-Al2O3-ZrO2-ZrN
Сочинение Рассуждение Обломовщина В Нашей Жизни
Реферат: Review The Suicide Kit By David L
Курсовая работа: Заимствованная лексика как составляющая молодёжного сленга и способы ее использования в публицис
Реферат: Організація бухгалтерського обліку в США та Білорусії
Подготовка
обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое
сочинение – важнейшее испытание для выпускников. Готовиться к нему, конечно,
надо заранее. Учиться писать сочинения-рассуждения, читать и размышлять над
прочитанным. Я предлагаю некоторые приемы, которые помогут в подготовке к
итоговому сочинению в 2021-2022 году.
I.
Начало
работы с направлениями – создание ассоциативного ряда.
Преступление
и наказание – вечная тема.
Преступление
·
Против
человека
·
Против
общества, государства
·
Против
животных
·
Против
себя
·
Во
время войны
Наказание
·
Справедливое
и несправедливое
·
Заслуженное,
незаслуженное
·
Юридическое
·
По
совести
·
Раскаяние
·
Осуждение
·
Милосердие
2.. Цивилизация и технологии – спасение,
вызов или трагедия?
Спасение
·
Развитие
науки, техники, медицины
·
Освоение
космоса
·
Помощь
человеку в труднодоступных и опасных местах
·
Информационная
доступность
Вызов
·
Ответственность
учёных
·
Опасность
использования новых открытий и технологий против человека
Трагедия
·
Разобщенность,
одиночество
·
Дефицит
живого общения
·
Подмена
реального мира виртуальным
·
Духовное
и нравственное опустошение
·
Безответственное
отношение к результатам открытий
3. «Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
·
Дорога-
путешествие, впечатления, оценки
·
Жизненный
путь
·
Духовные
искания, развитие личности
·
Тупик
на жизненном пути, свет в конце тоннеля:
·
Движение
к цели
4. «Кому на
Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
·
Гражданственность
·
Патриотизм
·
Ответственность
за судьбу страны
·
Социальные
проблемы общества
·
Общественные
пороки
5. Книга
(музыка, спектакль, фильм) — про меня»
·
Любимый
литературный герой,
·
Книга
(музыка, спектакль, фильм), оставившая неизгладимое впечатление
·
…изменившая
мои взгляды
·
…заставившая
посмотреть на себя со стороны
·
…пробудившая
добрые чувства
II.
Подбираем
произведения к каждому направлению.
Конечно, в
интернете моментально появляются списки произведений, формулировки тем. И это
большая помощь учителю. Но важно, чтобы сами ребята постарались вспомнить, что
они читали по данной теме и осознали, что многие произведения можно
использовать в разных направлениях. Важно научить выпускников найти те
фрагменты, которые можно использовать в сочинении. Рассказать о тех героях,
поступки которых помогут аргументировать тезис. Часто ребята не помнят имена
героев произведений, поэтому составляем таблицы в помощь выпускникам.
Приходится что-то перечитывать, кое-что читать впервые. Конечно, романы Толстого
или Шолохова объемные, поэтому рекомендую читать летом. С рассказами можно
успеть познакомиться в 11 классе. Итак, составляем таблицы и заносим в них
имена героев произведений.
«Преступление
и наказание – вечная тема»
Направление | Произведение | Герои |
Против | Ф.М. Н.С. Б. Н.В. «Шинель» Н.М. | Свидригайлов, Катерина Егор Тарас Лиза, |
Против | Н.В. | Павел |
Против | Ф.М. | Соня |
Против животных | С.В. Ю. Б. | Павел Саша Егор |
Справедливость | А. С М.Ю. М.Ю. Максим Горький Л.Н. | Владимир Степан Арбенин, Ларра Дмиртий |
Совесть | М.Е. | Мужик, |
«Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление | Произведение | Герои |
Дорога- | Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга И.С. Тургенев «Ася», Н.С. Лесков «Левша» | Семь Герой-рассказчик Господин Левша |
Жизненный | Н.В. Т. И. М. | Чичиков, Василий Обломов, Григорий |
Развитие | Л.Н. Л.Н. А.С. | Герой-рассказчик Андрей Пьер Петр |
Тупик на | В.М. «Мастер» Н.В. Гоголь Д. | Сергей Сёмка Чартков, Золотоискатель |
Движение | Р. А.П. | Бенджамен |
«Цивилизация и технологии —
спасение, вызов или трагедия?»
Направление | Произведение | Герои |
Трагедия: | Р. Брэдбери М. Е.И. | Толпа Андрей Инженер I-303, О-90 |
Безответственное | Брэдбери М. | Охотник Шариков Борменталь Владимир |
Разобщенность, подмена | Р. Д. | Лидия и |
Спасение | А. Ж. Верн А. В.М. | Нарышкина Наум |
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина»
Направление | Произведение | Герои |
Гражданственность, патриотизм | А. Н.С. И.С. | Александр Левша, Евгений |
Социальные | В.М. В.М. Н. «Ревизор» М. Н.А. | Сергей Сёмка Помещики, Городничий, Градоначальники иужики |
III.
Учимся
формулировать тезис
Тема может
быть сформулирована как вопрос: согласны ли вы? Тезис –
аргументированный ответ на вопрос. «Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление
человек должен понести наказание?»
Преступление
– это действие, нарушающее закон, оно направлено против человека, причиняет
боль, страдание, может привести к смерти. Преступник должен понести заслуженное
наказание.
Тема может
требовать прямого и чёткого ответа на вопрос: «Какие «чувства добрые»
пробуждает в человеке искусство?» В этом случае ученик в нескольких
предложениях отвечает на вопрос, формулируя тезис. Хорошая книга, вдохновенная
музыка пробуждают светлые чувства любви, милосердия. Делают человека лучше,
побуждают совершать добрые поступки, учат видеть и чувствовать красоту
окружающего мира.
Тема может
предполагать интерпретацию высказывания: «Как вы понимаете высказывание
В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а
делом»?». Истинный патриот должен делать все для благосостояния своей родины.
Не заниматься пустыми разговорами и сидеть сложа руки, а действовать в
соответствии со своими возможностями, талантом, взглядами.
IV.
Учимся
рассуждать, расшифровывать тему, подбирать аргументы
Что лучше: тернистый путь или проторённая
дорога?
Тернистый – трудный,
тяжкий, полный испытаний путь
Проторённый
–хорошо известная, лёгкая дорога
Проблема выбора. От чего зависит выбор?
(от личности, её целей, её нравственных качеств)
Кто выбирает тернистый путь, а кто
проторённую дорогу?
Подбираем произведения и героев, на
которых можно раскрыть данную тему: Гриша Добросклонов, Евгений Базаров,
Александр Чацкий.
Почему герои выбирают этот путь? (любовь к
простым людям, желание улучить их жизнь, изменить общество, борьба с
невежеством) Цель благородна, герои достойны уважения
Кто выберет проторённую дорогу? (Обломов,
Раневская, Гаев, Ионыч, Беликов)
Почему герои выбирают этот путь?
(стремление к спокойной жизни, нежелание действовать, идти «против течения»,
эгоизм, себялюбие, страх перед действительностью и прогрессом) Цель эгоистична,
безнравственна
Вывод: Каждый выбирает в соответствии со
своими взглядами Но достоин уважения тот, кто стремиться сделать этот мир
лучше.
Согласны ли вы с высказыванием А.Н.
Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
·
Какого человека мы назовём истинным?
(Доброго, порядочного, честного, благородного, любящего родину, думающего о ее благополучии.)
·
Какого человека назовём сыном Отечества?
(Это патриот, ратующий за процветание своей родины, борющийся за ее свободу,
обличающий социальные и общественные пороки)
·
Сын Отечества должен обладать качествами
истинного человека.
·
Кого из литературных героев можно назвать
сыном Отечества? (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петра Гринёва, Григория
Добросклонова, Александра Чацкого)
Истинный сын Отечества должен быть
нравственным, значит можно согласиться с высказыванием Радищева.
Какого литературного героя вы могли бы
назвать родственной душой?
·
Что значит родственная душа?
·
Этот герой обладает нравственными
качествами, близкими мне
·
Совершает поступки, вызывающие у меня
уважение, восхищение
·
Человек, с которого можно брать пример
·
Я разделяю его взгляды
·
Он помог мне посмотреть на себя со
стороны, измениться к лучшему
Часто вместо
аргументов ребята пишут пересказ фрагмента произведения. Учимся отбирать
только тот материал, который связан с тезисом. Для этого выясняем авторскую
позицию. Как писатель относится к поступкам героя, как его характеризует, к
какому выводу нас подводит.
Работа по
подготовке к итоговому сочинению очень кропотливая и трудная. Только совместная
работа учителя и ученика будет иметь успех