Сочинение про чайковского по музыке 5 класс

Содержание: введение биография творчество петра ильича чайковского заключение список литературы тип работы: реферат дата добавления: 21.01.2020 данный тип работы не

Содержание:

  1. Введение
  2. Биография
  3. Творчество Петра Ильича Чайковского
  4. Заключение
  5. Список литературы
Тип работы: Реферат
Дата добавления: 21.01.2020

Реферат на тему: Чайковский биографияРеферат на тему: Чайковский биография

Реферат на тему: Чайковский биография

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Реферат на тему: Чайковский биография

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Реферат на тему: Чайковский биография

Введение

Петр Ильич Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь он написал более 80 работ. К ним относятся пьесы (небольшие музыкальные произведения), оперы (музыкальные произведения, в которых поют герои) и балеты (спектакли, в которых история рассказывается через музыку и танец), и в каждом из них он произносит новое слово гения.

Произведения Чайковского характеризуются яркими контрастами, чрезвычайно напряженным развитием музыки, в ходе которого сигнализируется тот или иной исход конфликта. У них много общего со сценической драмой, в которой есть «начало», развитие сюжета до конечной кульминации, «кульминация» и «разрешение», разрешение противоречий.

Чайковский был великим симфонистом и драматургом. Творчество композитора — кульминация мировой музыкальной культуры XIX века — навсегда останется живым драгоценным источником, из которого композиторы не перестают черпать вдохновение в XX веке. Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал отрывки из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске, небольшом заводском городке на Урале. (Город сейчас в Удмуртии). Там отец композитора служил директором шахты. В многодетной семье, где царила атмосфера любви и радушия. Родители будущего композитора были музыкальными, в доме часто проводились любительские концерты. Крестьянские песни звучали повсюду. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в пустыне, и с самого раннего детства проникся необъяснимой красотой характерных черт русской народной музыки», что впоследствии нашло отражение в его творчестве.

Музыкальные способности Чайковского проявились рано, к пяти годам он уже играл на фортепиано, обладал музыкальными знаниями, записывал собственные музыкальные впечатления. Но к 1861 году он начал серьезно изучать композицию, окончив юридическое училище в Петербурге, куда семья переехала в 1850 году. Приняв окончательное решение посвятить себя музыке, Чайковский в 1862 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где стал одним из лучших учеников композиторского класса.

В 1865 году окончил консерваторию с серебряной медалью. Он уже сочинил несколько важных пьес, некоторые из которых впоследствии были включены в его собственные оперы. После окончания консерватории он переехал в Москву, где преподавал в недавно созданной консерватории.

Чайковский прожил плодотворную жизнь и оставил в наследство множество произведений, как больших, так и малых по форме. Его умение работать поражало современников. Его талант требовал выхода и реализации, и, несмотря на частые путешествия — Чайковский часто выезжал за границу для исполнения своих произведений, а летом жил преимущественно на Родине — наиболее значительные его произведения были сочинены в этот период 1875-90 годов.

Последние годы жизни Чайковского были отмечены мировым признанием его искусства.

Это выразилось не только в восторженном приеме его работ. В 1892 году он был избран членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств, а в 1893 году — почетным доктором Кембриджского университета.

За эти годы, завершившие непрерывный двадцативосьмилетний период сочинения, он создал оперы «Пиковую дама» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», струнный секстет «Воспоминания Флоренции» и «Симфония № 6», а также «Патетическая», которая утвердила Чайковского как одного из величайших симфонистов в истории музыки.

Жизнь Петра Ильича Чайковского часто была окружена тайной и слухами. По одной из легенд, он покончил жизнь самоубийством в ноябре 1893 года, на пике своих творческих способностей. Также были приведены различные причины для этого акта, довольно тяжелое обвинение для христианина, которым, несомненно, был Чайковский. Это правда? Трудно понять сплетни больше века назад. И эти слухи распространялись больше с целью «сбить» гения с пьедестала, чтобы на его фоне не ощущалась такая сильная мрачность.

25 октября 1893 года композитор внезапно скончался от холеры, как и его мать сорокю годами ранее. Пепел великого композитора лежит в склепе Санкт-Петербургского Александро-Невского монастыря.

Творчество Петра Ильича Чайковского

Многие концерты Чайковского были написаны во время его работы в консерватории. Опера «Ундина» (1869) не была поставлена, ее автор уничтожил. Лишь небольшая его часть была позже исполнена в качестве балета Чайковского «Лебединое озеро».

Следует кратко упомянуть, что в 1877 г. Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой, чтобы избавиться от сплетен о его нетрадиционной ориентации. Не имея никаких чувств к своей жене, через несколько недель он оставил ее навсегда. С тех пор супруги живут раздельно, развод никогда не был возможен в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покинул консерваторию и уехал за границу. В то же время Чайковский находился в тесном контакте с Надеждой фон Мек, богатым поклонником его музыки. Она вела с ним переписку, поддерживала его финансово и морально.

Во время двухлетнего пребывания в Италии и Швейцарии появились новые великолепные произведения Чайковского — опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский внес свой вклад в детскую музыку — он написал для детей сборник пьес под названием «Детский альбом».

При материальной поддержке Надежды фон Мекк композитор совершил большое путешествие. С 1881 по 1888 год он написал много работ. В частности, вальсы, симфонии, увертюры и сюиты.

Наконец, в биографии Чайковского отмечен спокойный период творчества, в течение которого автор сам мог дирижировать на концертах.

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал

  1. 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
  2. 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,
  3. музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,
  4. 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».
  5. одночастные симфонические произведения: увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»;
  6. фантазии «Буря», «Франческа да Риминн», «Итальянское каприччио»,
  7. Серенада для струнного оркестра,
  8. 3 симфонические сюиты,
  9. «Моцартиана» (4-я сюита),
  10. 3 концерта для фортепиано с оркестром,
  11. Концерт для скрипки с оркестром,
  12. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,
  13. 3 струнных квартета,
  14. фортепианное трио «Памяти великого художника»,
  15. струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,
  16. свыше 100 фортепианных пьес, в том числе: цикл «Времена года», «Детский альбом», 2 сонаты, вальсы, мазурки, скерцо, 100 романсов и др.

Заключение

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал на премьере своей Шестой симфонии в Санкт-Петербурге; в ночь с 24 на 25 октября 1893 года он внезапно скончался.

«Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Поколения слушателей увлекались музыкой Чайковского за ее интимный характер и искренность его эмоций. Многие артисты блистали в его операх. В музыке Чайковского каждый может узнать себя, свои мысли, чувства и эмоции. Это возбуждает, шокирует и поднимает душу. Музыка Чайковского оказала плодотворное влияние на композиторов, которые сотрудничали с ним или пришли к музыке позже. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.

Произведение композитора Петра Ильича Чайковского является большой сокровищницей русской культуры XIX в. Улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также другие музыкальные учреждения (институты, училища, школы) во многих городах бывшего Советского Союза названы именами великого композитора. В его честь были установлены памятники, в честь него были названы театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Список литературы

  1. Л.М. Конисская. Чайковский в Петербурге. Л-д, Лениздат, 1975г.
  2. Г.А. Прибегина. Пётр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1983г.
  3. Л.С. Третьякова. Страницы русской музыки. М., Знание, 1978г.
  4. П.Е. Вайдман, К.Ю. Давыдова, И.Г. Соколинская. Петр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1977г.
  • Доклады
  • Люди
  • Чайковский

Пётр Ильич Чайковский великий русский композитор и дирижёр. Его творчество способствовало поднятии и развитию культуры как в России так и в мире.

Чайковский занимался разными жанрами музыки, это опера, балет, произведения для симфонического оркестра. Он гастролировал по миру со своими концертами и имел оглушительный успех. Творчество Чайковского являет собой  огромный вклад в мировую музыкальную культуру.

Он родился в семье инженера служащего в Горном департаменте. С детства он любил музыку. К примеру его отец, Илья Петрович Чайковский обожал играть на флейте. Его мать, Александра Ассиер, любила играть на клавесине и фортепиано. Так что его любовь к музыке передалась ему от родителей, они поощряли сына, давая свободу творческому развитию мальчика. В 1848 году, он переезжает в Санкт-Петербург. Он получил хорошее домашнее образование и затем обучался в петербургском училище правоведения. Любил ходить в театр, оперу, слушал Моцарта. Именно тогда у него проявляется талант к сочинительству музыкальных произведений. Он, был очень честолюбив. Свою первую оперу (которая кому то не понравилась), он уничтожил. Но небольшая часть её осталась и послужила материалом к написанию знаменитого «Лебединого озера». 

Позднее стал учится, а Петербургской консерватории. Проявил талант в сочинительстве музыки. Его поощряли профессора, например знаменитый дирежёр Рубинщтейн, впоследствии, помог композитору устроится, в начале его карьеры.  После учёбы по приглашению, он стал профессором  Московской консерватории. Там он преподавал музыкальное искусство.

Жизнь Чайковского была не легка. Что бы покончить со слухами о своей нетрадиционной ориентации он женился на Антонине Милюковой (студентке филармонии). Позже они расстались.

С 1878 года он уезжает на гастроли по Италии, Австрии, Англии. Он много путешествует. Пишет свои произведения, вальсы, симфонии, увертюры. Самые знаменитые его произведения: Лебединое озеро, 1812 год, Симфонии 5, 6, 4, Евгений Онегин, Щелкунчик и т. д.

Умер великий русский композитор от холеры в 1893 году. Оставив великое наследие предкам и мировой культуре. В его честь называют улицы, театра, площади и не только в России и СНГ, но и в мире.

Сообщение про Петра Чайковского

Знаменитый русский композитор родился в семье инженера в 1840 году. Его отец работал на Камско-Воткинском заводе. В возрасте 10 лет Петр отправляется на учебу в Петербург в училище по правоведению. Мальчик тяжело переживал расставание с отчим домом. Всю свою тоску по родным и близким ему людям он держал в себе. Отдушиной для него была музыка. Петр любил импровизировать на фортепиано и даже пытался сочинить свои произведения.

Чайковский тяжело переживает смерть матери. Ведь именно от нее он получил знания о музыке. После окончания училища в 1859 году он поступает на службу, на которой Петр Ильич долго не задерживается. Он принимает решение о поступлении в консерваторию в класс великого пианиста Рубинштейна. Поступив, он проявляет свои лучшие способности. После окончания учебы Чайковский приезжает в Москву, где происходит его знакомство с местными представителями артистической и ученой среды. Именно здесь Петр Ильич создает первые значительные труды.

Его первая симфония, которая была написана в 1866 году, с триумфом исполнялась в Москве и Петербурге. После такого успеха композитор начинает писать новые шедевры. Так появляются Вторая и Третья симфонии. В 1873 году ценители музыкального искусства по достоинству оценили его работу «Буря»,в которой любовь и природа составляют единое целое. Не менее уникальной является увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».  Чайковский прожил в Москве до 1877 года, где особенно в последние годы написал множество работ, получившие положительный отклик у слушателей. Так, танцевально-симфоническая поэма «Лебединое озеро» совершила переворот в балетном театре.

Вскоре композитор создает Четвертую симфонию. И в 1877 году начинает работать над «Евгением Онегиным». Однако болезнь заставляет композитора отбыть за границу, где он сочиняет «Орлеанскую деву» и «Мазепу» Вернувшись в Россию, Петр Ильич создает все новые и новые работы . «Пиковая дама» отразила все психологические переживания композитора . Чайковский чувствовал, что ему осталось жить недолго, и незадолго до своей кончины пишет Шестую симфонию, где особенно четко звучали трагические нотки. После того, как он исполнил свое произведение в Петербурге, композитор скончался

Картинка к сообщению Чайковский

Чайковский

Популярные сегодня темы

  • Пионербол

    Пионербол — спортивная игра, в которую играют несколько групп детей с мячом через сетку. Данная игра отлично подходит как для малышей, так и для детей постарше. В эту игру можно играть на ули

  • Иудаизм

    Иудаизм представляет собой одну из древнейших и крупнейших религий мира. Особенностью этой религии является национальная принадлежность.

  • Лермонтов Михаил Юрьевич

    Михаил Юрьевич Лермонтов был рожден в Москве в 1814 году. Отца Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, а мать — Мария Михайловна Арсеньева была уроженкой знатного рода Столыпиных.

  • Гжель

    Гжель – это в первую очередь вид росписи. Но ещё это крупнейший центр производства керамических изделий. Ещё в 14 веке в посмертном завещании Ивана Калиты, упоминается это ремесло.

  • Мамонт

    Североамериканские подвиды мамонтов, достигавшие более пяти метров в высоту и имевшие массу тела 12-13 тонн, считаются почти в два раза крупнее современного африканского слона

  • Исследование космоса

    Теме исследования космоса уделено огромное внимание ученых и любителей данной отрасли. Открытий множество, как и интересных фактов о нашей Солнечной системе

Сочинение про чайковского по музыке 5 класс

20210413 vu tg sbscrb2

Материал познакомит с биографией известного композитора.

Сочинение про чайковского по музыке 5 класс

Описание разработки

Мой любимый русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. В этом году исполняется 175 лет со дня его рождения. Почему именно Пётр Ильич? Да потому, что он принадлежит к числу тех людей, имя которых не меркнет в веках. А ещё потому, что в его произведениях раскрывается очарование неброской красоты нашей русской природы.

П. И. Чайковский был замечательнейшим дирижёром и отличным педагогом. Он оставил после себя десять опер, семьдесят шесть опусов, три балета, семь симфоний и четыре сюиты. Всемирную славу ему принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.

В таких городах, как Гомель, Чайковский, Клин, Москва, Воткинск, Алапаевск, Боржоми, Санкт-Петербург, Владимир, Симферополь можно увидеть памятник Петру Ильичу. С этими городами связана биография великого музыканта. Например, в Клину, небольшом подмосковном городке, Петр Ильич провел последние годы жизни. Знаменитый дом, в котором он жил, является сейчас Государственным Домом-музеем П. И. Чайковского. А вот город Петербург очень много значил для композитора, гораздо больше Москвы или любого другого города. Здесь существует много памятных мест, связанных с именем Петра Чайковского: Училище Правоведения и Петербургская консерватория, которые он успешно окончил. Похоронен он тоже в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Сочинение о П. И.Чайковском (материал)

О Петре Ильиче Чайковском написано немало. Это не только музыкальная литература, но и художественная. Им восхищались и восхищаются до сих пор, ему посвящали и посвящают свои произведения люди, околдованные чудесными звуками музыки, которая является классикой и не забудется никогда.

«Молодой, с миловидными, почти красивыми чертами и глубоким взглядом красивых темных глаз, с пышными небрежно зачесанными волосами, с чудной русой бородкой». «В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив…Изложения Чайковского, его замечания и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны…Различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был симпатичным, дельным и добросовестным». Таким остался он в памяти своих учеников.

Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его. Он говорил: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи”. В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил “больше всякой другой”.

С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия, несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал “способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник Чайковского 1886 года). Любимым цветком Петра Ильича Чайковского был ландыш. Ему он посвятил своё стихотворение:

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры, —

Но прелести в них нет таинственной твоей…

(«Ландыш» П. Чайковский. )

Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому. И теперь весной они встречают всех, кто приходит в дом-музей.

Мне очень нравится знаменитое произведение Чайковского “Времена года”, которое он написал, наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Произведение композитор писал ровно год, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.

Каждый раз, слушая музыку П. И. Чайковского, убеждаешься, что этот человек играет не на инструменте, а на струнах души! Та преданность делу, любовь к нему, вдохновение, переполнявшие душу Чайковского, когда он писал свои произведения, невольно передаются нам, слушателям. Оперы Чайковского – это воплощение сильных человеческих чувств и переживаний. Его любят не только у нас в России, но и за рубежом. Я очень горжусь тем, что этот загадочный, известный и любимый композитор во всем мире — наш соотечественник! 

Как симфония жизни владеет сердцами

Звуковая, зовущая к небу волна …

О Чайковском сейчас говорить не словами,

И не выдумать даже такие слова…

Его творчество символ нездешнего света,

Победителя в век нарастающей тьмы.

Им нетленная слава России пропета

Нашей страшной и горькой, великой страны.

                                                 Ольга Скопиченко.

Мой любимый русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. В этом году исполняется 175 лет со дня его рождения. Почему именно Пётр Ильич? Да потому, что он принадлежит к числу тех людей, имя которых не меркнет в веках. А ещё потому, что в его произведениях раскрывается очарование неброской красоты нашей русской природы.

П.И.Чайковский был замечательнейшим дирижёром и отличным педагогом. Он оставил после себя десять опер, семьдесят шесть опусов, три балета, семь симфоний и четыре сюиты. Всемирную славу ему принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.

В таких городах, как Гомель, Чайковский, Клин, Москва, Воткинск, Алапаевск, Боржоми, Санкт-Петербург, Владимир, Симферополь можно увидеть памятник Петру Ильичу. С этими городами связана биография великого музыканта. Например, в Клину, небольшом подмосковном городке, Петр Ильич провел последние годы жизни. Знаменитый дом, в котором он жил, является сейчас Государственным Домом-музеем П. И. Чайковского. А вот город Петербург очень много значил для композитора, гораздо больше Москвы или любого другого города. Здесь существует много памятных мест, связанных с именем Петра Чайковского: Училище Правоведения и Петербургская консерватория, которые он успешно окончил. Похоронен он тоже в Петербурге в Александро-Невской лавре.

О Петре Ильиче Чайковском написано немало. Это не только музыкальная литература, но и художественная. Им восхищались и восхищаются до сих пор, ему посвящали и посвящают свои произведения люди, околдованные чудесными звуками музыки, которая является классикой и не забудется никогда.

«Молодой, с миловидными, почти красивыми чертами и глубоким взглядом красивых темных глаз, с пышными небрежно зачесанными волосами, с чудной русой бородкой». «В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив…Изложения Чайковского, его замечания и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны…Различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был симпатичным, дельным и добросовестным». Таким остался он в памяти своих учеников.

Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его. Он говорил: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи”. В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил “больше всякой другой”.

С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия, несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал “способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник Чайковского 1886 года). Любимым цветком Петра Ильича Чайковского был ландыш. Ему он посвятил своё стихотворение:

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…

(«Ландыш» П.Чайковский.)

Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому. И теперь весной они встречают всех, кто приходит в дом-музей. 

Мне очень нравится знаменитое произведение Чайковского “Времена года”, которое он написал, наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Произведение композитор писал ровно год, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.

Каждый раз, слушая музыку П.И.Чайковского, убеждаешься, что этот человек играет не на инструменте, а на струнах души! Та преданность делу, любовь к нему, вдохновение, переполнявшие душу Чайковского, когда он писал свои произведения, невольно передаются нам, слушателям. Оперы Чайковского – это воплощение сильных человеческих чувств и переживаний. Его любят не только у нас в России, но и за рубежом. Я очень горжусь тем, что этот загадочный, известный и любимый композитор во всем мире — наш соотечественник!

141735 59f9ad4f7215c

-75%

Курсы повышения квалификации

Гендерная лингвистика

Продолжительность 72 часа

Документ: Удостоверение о повышении квалификации

Сохранить у себя:

Сочинение про чайковского по музыке 5 класс Сочинение о П. И.Чайковском (материал к уроку) (17.17 КB)

icon visionoff

icon visionon

Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став

«жизненной необходимостью» (Б.Асафьев);

в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству.

Инструментальное творчество П.И.Чайковского

По словам самого композитора,Сочинение про чайковского по музыке 5 класс

«это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело…».

Творчество Чайковского как композитора, мыслящего широкими категориями, особенно показательно в связи с его симфонической музыкой, к которой он обращался на протяжении всей жизни (начиная с увертюры «Гроза», заканчивая симфонией №6, исполненной за 10 дней до смерти).

Симфоническое наследие П.И.Чайковского  составляют 8 симфоний (6 симфоний, «Манфред», симфония Es-dur, создаваемая между №4 и №5, но не оконченная автором). Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.

Не исключая иные типы образности, произведения Петра Ильича  содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции, в большинстве своем (но не всегда) пессимистичные. Так, симфония№4, «Спящая красавица» демонстрируют победу рока. В целом, развитие симфонизма движется в двух направлениях:

  •  от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4, 5) – к трагедии (симфония №6);
  •  постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов.

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску, выделяя следующие типы симфонизма в творчестве композитора:

  •  Симфония №1 (1866, последующие редакции – 1868, 1874) — образец лирико-жанрового симфонизма с явным преобладанием лирического начала;
  • Симфонии №2 и №3 (1872, 1875) – единственные образцы жанрового симфонизма (народно-жанровый, танцевально-жанровый, к тому же, №3 – как предвосхищение сюитного типа композиции);
  • Симфонии №4, №5 (1877, 1888) «Манфред» (1885) — симфонии-драмы, имеющие разные типы программности («Манфред» — сюжетная, №4 – несюжетная, №5 – обобщенная). Именно здесь формируется лирико-психологический тип симфонизма, под знаком которого проходит все творчество этого композитора;
  •  Симфония №6 (1893) – симфония-трагедия. Если иные типы симфонизма, так или иначе, уже существовали, то жанр симфонии-трагедии создан Чайковским. В ХХ веке эту линию продолжат Н.Мясковский, Д.Шостакович, А.Онеггер. В западноевропейской музыке примерно в это же время жанр симфонии-трагедии создает Г.Малер.

Кроме симфоний, композитором написано: 10 одночастных крупных сочинений, сочетающих черты увертюры и фантазии («Буря», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», т.д.), 4 сюиты, Серенада для струнного оркестра, Итальянское каприччио, 2 фортепианных концерта (№3 не завершен), скрипичные концерты, балеты, и т.д.

Психологическая нагрузка, несомая симфониями Чайковского, отражена в процессе эволюции жанра вальса по пути психологизации (тенденцию развития этого жанра с наделением его психологической нагрузкой композитор подхватывает от М.Глинки). Марши же превращаются в парад злых сил.

Оркестровая музыка Чайковского

Очень редко произведения Чайковского в оркестровке содержат видовые инструменты в качестве колористических; они в его оркестре предназначены, в основном, для насыщения звучания всей группы. Композитор предпочитает чистые тембры, редко смешивая их; трактует инструменты согласно их мелодико-психологической природе.

Именно поэтому, начиная со второй половины ХІХ в., развитие оркестровки в русской музыке двигалось двумя путями:

  • Лирико-психологическая трактовка групп инструментов (П.Чайковский);
  • Виртуозно-колористическая (Н.Римский-Корсаков).

Так, например, английский рожок для Петра Ильича  являлся не столько тембром, воплощающим мир востока, сколько – выражающим скорбные переживания; любовная лирика была связана, как правило, с тембром кларнета, тромбоны же и трубы – с олицетворением образа рока.

Тематика произведений П.И.Чайковского

  • Музыка композитора содержит как весьма короткие, лаконичные темы, темы-символы, так и развернутые во времени мелодии широкого дыхания;
  •  часто интонационная основа тем внутренне конфликтна: отдельные интонации могут быть отделены от темы, получая самостоятельное развитие (мотивное вычленение). В основном, этот прием обусловлен драматической природой музыки, предполагающей интенсивность и динамику сквозного развития.

В области сонатной формы (традиционно – первая часть 4-частного симфонического цикла, очень часто – и финала) Чайковский совершает ряд открытий, среди которых:

  •  особая смысловая роль темы вступления;
  • перетекание разработки темы в зону репризы;
  • отсутствие главной тональности в начале репризы;
  • особая роль коды, где зачастую происходит тематическое преобразование.

В этом отношении композитор открывает принципы симфонической драматургии конца ХІХ – начала ХХ века.

Оперное творчество Чайковского

Оперное наследие композитора включает 10 образцов жанра. В этой области им были восприняты открытия М.Глинки — в своем творчество он реализует:

  •  лирико-героическую
  • и сказочно-эпическую линии в операх.

Развивая далее отечественную традицию, композитор постепенно приходит к жанру лирико-психологической оперы («Евгений Онегин», или, как он называл ее сам, «Лирические сцены»).

Отличительные особенности оперного жанра композитора

Это:

  • многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных по замыслу и драматургии сюжетах;
  • развитие образов протекает в острых, напряженных психологически ситуациях;
  • стремление к сквозному развитию, что приводит к созданию сцен-диалогов, сцен-арий, причем ария сохраняет полную, завершенную форму;
  • характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера);

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра.

  • «Воевода», первая опера, развивает линию народно-бытовую, драматическое развитие в ней не играет определяющей роли.
  • «Ундина» в основе содержит фантастический сюжет, продолжая глинкинские традиции;
  • в основе оперы «Опричник» — сюжет исторический.
  • Черты лирико-комической и фантастической оперы находим в «Кузнеце Вакуле».

Начиная с пятой оперы «Евгений Онегин» развиваются черты лирико-психологической оперы. Далее следуют «Орлеанская Дева», «Мазепа», «Чародейка». Вершиной оперного творчества выступает «Пиковая Дама» (1890) как образец трагической оперы.

Завершает оперное творчество композитора одноактная опера «Иоланта» (1891), являющаяся первым шагом на пути к камернизации оперы, что составит отдельную ветвь музыки ХХ века.

Вокальное творчество Чайковского

Вокальные произведения занимают немаловажное место в творческом наследии композитора, придерживающегося здесь романтических тенденций. Подобно М.Глинке и А.Даргомыжскому, Чайковский опирается на традиционный круг романтических интонаций, обогащая и углубляя выразительность мелодики, усложняя фактуру, развивая формы. Это – круг пасторальных образов, лирико-драматическая линия, мир романтической грусти элегического плана, философские и психологизированные образы.

Отдельную группу сочинений составляют детские песни («Кукушка», «Мой Лизочек так уж мал», т.д.).

Композитор обращается большей частью к текстам поэтов- современников (Л.Мея, А.Апухтина, А.Майкова, А.Пушкина, зарубежных поэтом – Гейне, Гете и др.).

Важна роль фортепианной партии – очень выразительной, однако не преобладающей над вокальной, но усиливающей ее эмоциональный строй. Большое значение принадлежит прелюдиям и постпрелюдиям, выполняющим в первом случае – функцию введения в образ, во втором – итога, «досказывания».

Ряд романсов композитор объединяет в циклы, руководствуясь их образным содержанием. В последних произведениях прослеживается усиление роли драматической линии в развитии образов.

Музыка Петра Ильича также включает произведения в области:

  • хоровой музыки,
  • духовные произведения,
  • вокальные ансамбли,
  • музыки к спектаклям, т.д.

В своем творчестве П.Чайковский, великий мелодист, олицетворял себя со своими героями, раскрывая, прежде всего, свой внутренний мир, а через себя – переживания людей своего времени. Симфония для него –

«самая лирическая из всех музыкальных форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов…».

Так, музыка композитора, необыкновенно личностная, позволяет назвать его субъективным художником.

Однако талант Чайковского отразил свое время в образах русской природы, где звучат интонации не прошлого, но настоящего (посредством использования жанров песни, романса, т.д.); он широко использует не только русский, но и украинский фольклор.

К какому бы жанру ни обращался композитор, некие общие закономерности, отличающие его неповторимый стиль, делают его музыкальный язык всегда узнаваемым при том, что он – изобретателен, оригинален в каждой своей мелодии. Неслучайно с его именем выдающегося мелодиста ХІХ в. связывают мысль о том, что только в его мелодиях способна выразиться вся полнота композиторской индивидуальности.

А еще мы приготовили онлайн кроссворд о творчестве Петра Ильича — здесь.  Разгадай, рискни…

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

В свои мы верили таланты,
Делились массой чувств, идей…
И был ты вроде доминанты
В аккордах юности моей.

посвящается Чайковскому.

Пётр Ильич Чайковский — фигура не только европейского, но и мирового масштаба. В этом я убеждаюсь, войдя в любой магазин, торгующий музыкальными записями: чьих дисков больше всего? Моцарта и Чайковского. Славу свою русский композитор приобрел уже при жизни. В своём эссе я хотела бы написать о фортепианном творчестве композитора.
Музыка Чайковского — для меня всё. Не знаю, кто еще в XIX веке был так же одинаково велик в трех ипостасях — педагог, дирижер, композитор.

Чайковский — открытая, активная и мужественная личность. Человек романтического, но и трезвого, консервативного ума. Он прожил всего 53 года, но за это время успел создать достаточно шедевров мировой классики.  Он много гастролировал — объездил весь Старый и Новый Свет, всю Российскую империю. Говоря по-современному, Петр Ильич был трудоголиком. И по-моему мечтал он всю жизнь вовсе не о блондинках (и уж тем более не о блондинах), а о том, чтобы никто ему не мешал побыть в одиночестве с его любимым роялем.

Познакомившись на четвёртом курсе музыкального училища с  «Думкой» Чайковского поняла, что это не просто «познакомилась и влюбилась», а нельзя от этой музыки оторваться! Я ходила с нотами, держала их все время подмышкой, и они меня грели. Я этой музыкой бредила и играла ее даже во сне. Для меня произведения Чайковского — одни из самых лучших творений XIX века.

Также я очень люблю «Времена года» Чайковского — это дневник композитора, где он запечатлил дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.  Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич Чайковский любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.»  Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Этот цикл из двенадцати картин для фортепиано я бы назвала энциклопедией русской жизни XIX века. В цикле можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Двенадцать пьес  — двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасого и  Жуковского.

Когда я слышу безупречное исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром прихожу в восторг. Концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1875 году. Он предназначался для Н. Г. Рубинштейна. Но Пианист посчитал концерт сложным и неудобным для исполнения. Чайковский отказался переделывать концерт. Но изменил посвящение, сделав его Г. фон Бюлову, знаменитому немецкому пианисту, ученику Ф.Листа. Бюлов исполнил концерт впервые в США, в Бостоне. В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В первой части, в главной партии использован напев лирников, услышанный им на Украине. В финале концерта Чайковский использовал украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку.» По воспоминаниям М. И. Чайковского, во второй части концерта композитор использовал французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.

Каждый раз, слушая «Детский альбом» Чайковского, осмысляю его по-разному, но с большей любвью и уважением к автору. Хотя цикл адресован детям, к нему обращались и профессиональные музыканты. Мне удалось послушать высокохудожественный образец интерпретации «Детского альбома»  Я. В. Флиером, запечатлевший его в грамзаписи. Мне очень нравится исполнение Детского альбома М. Плетневым и В. Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою «версию»  «сюжетных ходов» и целостной драматургической концепции цикла. Но я думаю, что Чайковский не против его перестановок. Так как Плетнёв играет цикл «детский альбом» с душой!

На мой взгляд 18 пьес, ор.72  — это страницы жизни пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену («Немного Шумана», «Немного Шопена»). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался в тайне от других, и рассказы Чайковского письмах, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.

В заключении хотелось бы сказать, что все произведения Чайковского представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на её дальнейшее развитие. И я рада, что могу оценить творчество признанного мастера, который навсегда останется моим любимым композитором. Его гениальные творения до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение про цирк для 4 класса
  • Сочинение про чацкого и фамусовское общество
  • Сочинение про чацкого горе от ума с цитатами
  • Сочинение про цоя на английском
  • Сочинение про чебурашку 4 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии