Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Кто же
Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») И.А. Гончаров « Мильон терзаний»
Цели урока:
образовательные: закрепить знания, полученные
учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить
формирование навыков анализа художественного произведения;
развивающие:
развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и
одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы, выдвигать и
отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения,
монологической и диалогической речи.
воспитательные: способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать
умение слушать других;
Методы
обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового
обобщения.
I. Работа с
раздаточным материалом «Полемика вокруг Чацкого».
Раздаточный
материал.
Полемика вокруг
Чацкого
Задание: Образ
Чацкого вызвал целую полемику в критике. Познакомьтесь с высказываниями русских
писателей и критиков о главном герое комедии «Горя от ума». Какая точка зрения,
на ваш взгляд, близка авторской позиции? Докажите это, пользуясь текстом
произведения. Запишите выбранную вами цитату в тетрадь.
А.С. Пушкин:
«Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен… В комедии
«Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А
знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший
несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и
напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что
говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На
бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного
человека — с первого взгляду звать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед
Репетиловыми…»
П.А. Катенин:
«…в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он
говорит много, бранит все и проповедует некстати».
П.А Вяземский:
«Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство
правил его почтенно; но способность, с которою он ех-аЬгuрtо проповедует на
каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно
могут применить к себе название комедии, говоря: «Горе от ума»! Ум, каков у
Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок
автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека,
да и то бешеного и скучного».
М.А. Дмитриев:
«Г-н Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не
нравится обществу людей не образованных… Но мы видим в Чацком человека,
который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой
человек наскучит во всяком обществе… Чацкий… есть не что иное, как
сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но
необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее…
Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы… представлен менее всех
рассудительным».
О.М. Сомов:
«Грибоедов долженствовал бы сделать из Чацкого то, что французы называют un
raisonneur, самое скучное и тяжелое лицо в комедии… Г. Грибоедов вовсе
не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное… Он представил в лице
Чацкого умного и доброго молодого человека, но вовсе не свободного от слабостей:
их в нем две… заносчивость и нетерпеливость. Чацкий сам очень хорошо
понимает.., что, говоря невеждам о невежестве и предрассудках и порочным о их
пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда предрассудки
трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием:
негодование против воли вызывает у него поток слов, колких, но справедливых…
Таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с
удивительной верностию».
В.Г. Белинский:
«Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все
святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в
глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?.. Глубоко верно
оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе — только не от ума, а от
умничанья… мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал
глубокого человека, в противоречии с обществом, и вышло Бог знает что».
А.П. Григорьев:
«Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей
литературы.., честная и деятельная натура, при том еще натура борца».
А.М. Скабичевский:
«Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова… Чацкий был именно
из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками
новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не
слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».
II. Выступление
учащегося на тему «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?»
(Проверка
домашнего задания.)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ
С точки зрения
общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на вопрос,
победитель Чацкий или побежденный.
С одной стороны,
Чацкий побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим.
С другой стороны,
Чацкого можно считать в какой-то степени победителем:
— он нарушает
покой фамусовского мира, его благопристойность, ведь «все слова Чацкого
разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»
— сдернута маска
Молчалина; его судьба пока неопределенна, но на какое-то время этот герой тоже потерял
равновесие;
— наступило
«прозрение» Софии;
— некогда
монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило «среди своих»
непримиримого противника, отличающегося от них не только «инакомыслием»
но и «инакоповедением»;
— победа Чацкого
уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового
века (деталь Лиза переводит стрелки часов в доме Фамусова — с появлением
Чацкого начинается отсчет нового времени в комедии).
На сцене Чацкий
одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у
главного героя единомышленников (двоюродный брат Скалозуба, племянник
Тугоуховской, профессора педагогического университета), так раскрывается
авторская позиция: уверенность Грибоедова в грядущей победе Чацкого.
III. Слово
учителя.
«Мильон терзаний»
— так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Свой
«мильон терзаний» получают главные герои пьесы Грибоедова: Чацкий и София…
Кому более сочувствует автор, о чьей судьбе сокрушается читатель — все это спорно
и будет спорно всегда, пока будет волновать умы и сердца удивительная,
загадочная комедия, где столько же смешного, сколько и горестного. А Чацкому
снова остается в утешение только дорога.
Что принесет
дорога? Новую любовь? Новое разочарование? Гибель? Неведомо. Каждый читатель
волен по-своему представить будущее Чацкого. Одно, пожалуй, несомненно: финал
комедии предрекал новые странствия и герою, и автору. Это редкое, загадочное
свойство высокой литературы — предсказывать события истории.
IV. Домашнее
задание.
1.Написать
сочинение
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1. Анализ эпизода
«Бал в доме Фамусова»
2. «Век нынешний»
и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
З. Два патриотизма
в комедии (спор Чацкого и Фамусова о Москве).
4. «София
начертана не ясно…» (А.С. Пушкин)
5. Любовь в
понимании Чацкого и Софии.
6. Смешон или
страшен Молчалин?
7. «..Вечно
острая, жгучая сатира» (И.А. Гончаров)
8. «Горе от ума» —
комедия или драма?
9. Читая комедию
Грибоедова… (эссе)
2. Повторить
выученные ранее наизусть стихотворения А.С. Пушкина ( «Пущину», «Зимнее утро»,
отрывки из поэм и сказок)
Автор Андрей Измаилов На чтение 5 мин. Опубликовано
Предварительный просмотр:
Сочинение.
Чацкий – победитель или побеждённый?
План.
- А. А. Чацкий – новый человек 20-х годов XIX века, человек нового склада ума и души. Конфликт неизбежен?
- Главное, что влечёт Чацкого в Москву, – это горячее чувство к Софье. А Софья?
- Любовно-бытовой конфликт перерастает в общественно-политический, так как в доме Фамусова столкнулись «век нынешний» и !век минувший».
- Фамусов – защитник крепостничества, Чацкий – с негодованием говорит о крепостном праве.
- Фамусов рассматривает службу как источник личной выгоды – Чацкий желает служить родине, а не прислуживаться начальству.
- Фамусов преклоняется перед всем иностранным – Чацкий уважает русский народ и его культуру.
- Фамусов ценит человека по его происхождению, чинам и количеству крепостных душ – Чацкий ценит человека по его личным достоинствам.
- Фамусов – противник просвещения, Чацкий – образец «нового человека», декабриста по взглядам, по всему складу ума и души.
- Оболганный, оклеветанный Чацкий вынужден уехать из дома Фамусова. Кто же он – победитель или побеждённый?
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙
«Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисер перед Репетиловыми и т. п.»
(А. Пушкин),
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
(А. Герцен).
- Заключение: Неслучайно Грибоедов заменил первоначальное название пьесы «Горе уму» на «Горе от ума»?
[Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не его поражение. Он победил уже потому, что не склонил головы перед фамусовским обществом и остался самим собой в борьбе с «веком минувшим».]
Отношение Фамусова к главному герою
Сочинение на тему “Кто же Чацкий – победитель или побежденный” требует рассмотрения вопроса об отношении отца Софьи Павловны к нему. Мнение Павла Афанасьевича о молодом человеке формируется в их беседе. Чацкий начинает с Фамусовым разговор о Софье Павловне. Фамусов интересуется, не желает ли Чацкий просить ее руки. Чацкий спрашивает, что ответил бы Павел Афанасьевич, реши он посвататься. Между ними завязывается горячий спор. Идеалы Павла Афанасьевича и Александра Чацкого совершенно не совпадают. Фамусов как представитель традиционного дворянского общества считает обязательной службу, упрекает молодого человека в гордыне и рассказывает историю про своего родственника, который добился успеха при дворе, падая и веселя императрицу. Чацкому «прислуживаться тошно», он не терпит раболепства и видит смысл только в службе «делу, а не лицам». Фамусов про себя определяет его как опасного человека, не признающего властей.
Они много спорят на протяжении всей комедии. Кто из них победитель? Никто. Каждый остается при своем мнении. Чацкий считает Фамусова недостойным человеком, Фамусов в конце комедии пребывает в полной уверенности, что Чацкий – сумасшедший.
Месть Софьи
Сочинение на тему «Чацкий – победитель или побежденный?» не может обойтись без описания эпизода, когда все приходят к убеждению, что Александр Андреевич – сумасшедший. Софья Павловна в ответ на выпады Чацкого в отношении Молчалина поступает с ним жестоко. На балу она распускает слух, что он сошел с ума. Это зерно нашло благодатную почву. Любители посудачить смакуют этот слух. Доходит до того, что один из гостей, Загорецкий, рассказывает, будто Чацкий сидел на цепи в сумасшедшем доме и только что вышел из него.
Чацкий, узнав, что Софья отдала предпочтение Молчалину, поражен. Он видит его склонность к раболепству, лицемерие, недалекость, противную услужливость. Герой разочарован.
Грибоедов о сюжете комедии в письме Катенину
Автор, пересказывая сюжет собственного произведения, говорит о том, что главная героиня, весьма неглупая особа, предпочитает умному человеку, находящемуся в противоречии с обществом, дурака. Чацкого кто-то называет сумасшедшим, а остальные повторяют. Главный герой плюет на всех и уезжает. Героиня остается разочарованной в избраннике-дураке.
Отношение Софьи к главному герою
Сочинение на тему «Чацкий – победитель или побежденный?» невозможно хорошо написать, не ответив на вопрос, как относится к Чацкому его возлюбленная, к которой он так стремится. Оказывается, Софья Павловна влюблена в секретаря своего отца, Молчалина. Они тайно встречаются и оба понимают, что Фамусов будет недоволен таким выбором дочери.
На замечание служанки Лизы, что Молчалин ей не пара, Софья отвечает, что ее избранник «за других себя забыть готов, враг дерзости». Про Чацкого, о котором служанка вспоминает почти восторженно, Софья говорит, что он, конечно, красноречив и умен, но лишь прикидывался, что влюблен:
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
Из этих строк видно, что девушка оценивает его достоинства, видит их. Однако она предпочитает остановить свое внимание на человеке попроще, более удобном для семейной жизни и отношений, как ей кажется, что, впрочем, не лишено мудрости.
Казалось бы, девушка отдала предпочтение другому, но побежден ли Чацкий?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |