Один из главных героев комедии А. ГрибоедовА «Горе от ума» — Чацкий, сын покойного товарища Фамусова. Он вырос в доме Фамусовых и в детском возрасте воспитывался вместе с Софьей, с ней же он и получал образование, которое давали им гувернеры и иностранные учителя. Автор комедии не рассказывает, где Чацкий учился после того, как покинул дом Фамусовых, где он был и чем занимался. Нам известно только то, что он достаточно образованный человек и занимается какой-то литературной работой: «Он славно пишет, переводит». Известно нам и то, что
некоторое время он находился на военной службе, а потом был три года за границей. При этом он достиг таких высот, что наладил достаточно хорошие отношения с некоторыми министрами.
Жизнь за границей, скорее всего в составе русской армии, обогатила существование Чацкого новыми яркими впечатлениями и значительно расширила его кругозор. Но при этом он не стал ярым поклонником всего иностранного. От подобного низкопоклонства перед более «цивилизованной Европой», характерного для представителей фамусовского общества, Чацкого спасли присущие ему качества: развитое чувство национального и личного
достоинства, независимость взглядов, критическое отношение к окружающей действительности, любовь к своему народу и родине, подлинный патриотизм.
После возвращения в Москву в жизни дворянского общества Чацкий нашел все ту же пустоту и пошлость, которые были типичны для этого общества и в былые годы. Он нашел тот же дух подавленности личности, тот же дух нравственного угнетения, который царил в высшем обществе еще до Отечественной войны 1812 года.
Как бы там ни было, но столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Столкновение борца за идею, человека, цельного в своих чувствах, человека с волевым характером, постепенно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой героя — крушением надежд Чацкого на личное счастье. Выпады молодого человека в адрес дворянского общества становятся непримиримыми и резкими.
В какой-то момент Чацкий решает вступить в борьбу со светским обществом. В его речах отчетливо просматривается противоположность его мировоззрения взглядам московского дворянства. И если Фамусов является защитником времени расцвета крепостничества и старого века, то Чацкий о крепостном праве и крепостниках говорит с негодованием декабриста и революционера. Например, он выступает с гневной речью против тех, кто является столпами дворянского общества того времени в монологе «А судьи кто?». Чацкий с резкостью высказывается против «века покорности и страха — века лести и спеси», против милых Фамусову порядков екатерининской эпохи. Идеал Чацкого — свободная и независимая личность, которой чужда рабская покорность, а никак не «охотник погюдличать» и надменный вельможа Максим Петрович.
И если Скалозуб, Молчалин и Фамусов рассматривают свою службу исключительно как источник собственных выгод, службу лицам, но никак не делу, то Чацкий уходит со службы и разрывает всякие связи со знакомыми министрами именно потому, что желает служить свое родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он яростно защищает право служить культуре родной страны путем развития искусства, литературы и научной работы, хотя и понимает, насколько это трудно, почти нереально, в условиях самодержавия и крепостнического строя:
«Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: — разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!»
Под этими молодыми людьми автор комедии подразумевает самого Чацкого и двоюродного брата Скалозуба, ботаника и химика, племянника княгини Тугоуховской.
И если общество Фамусова с пренебрежением относится ко всему национальному, народному, пренебрегает родным языком и бездумно подражает Франции и западной культуре, то Чацкий ратует за развитие русской культуры за счет освоения лучших европейских достижений. Чацкий и сам во время пребывания в Европе «искал ума», но он всегда был против «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу. При этом Чацкий высокого мнения о русском народе, считает его «бодрым» (жизнерадостным) и «умным», выступает за его единение с русской интеллигенцией.
И если общество Фамусова ценит человека по количеству крепостных и его происхождению, то Чацкий видит ценность человека в его индивидуальных достоинствах. Для фамусовского общества непогрешимо и свято мнение знатных аристократов, а Чацкий горячо отстаивает свободу мнений и мыслей, он признает право каждого человека иметь свои собственные убеждения и без страха их высказывать. Он удивленно спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».
Чацкий с резкостью выступает против пустоты жизненных интересов, лицемерия, лести, деспотизма, произвола, против всего, чем живет консервативное дворянское общество. Наиболее четко и полно духовные качества этого персонажа проявляются в его речи: в манере говорить, в интонациях, в построениях фраз и в подборе слов. Речи Чацкого — это речи настоящего оратора, высокообразованного человека, который прекрасно владеет словом. Словарный запас Чацкого разнообразен и богат, благодаря чему он может четко выразить любое чувство и понятие, затронуть все стороны жизни любого человека и дать ему безошибочную характеристику. Наряду с этим в речи Чацкого встречаются и истинно народные слова (чай, пуще, впрямь, давеча), а также выражения, характерные только для русского языка: «да полно вздор молоть», «она не ставит в грош его», «ни на волос любви» и многие другие. Как и декабристы, Чацкий ценит национальные традиции и русскую культуру, подтверждением чему может служить множество старинных русских слов (алчущий познаний, вперит ум, перст, вече и т. д.). А вот иностранные слова он употребляет в исключительных случаях. Как литератора, в своих речах он использует цитаты из различных произведений:
«Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!» — это из стихотворения Державина:
«Мила нам добра весть о нашей стороне;
Отечества и дым нам сладок и приятен».
(«Арфа», 1798 год).
Тон речи Чацкого всегда соответствует его душевному состоянию, а его поведение безупречно независимо от условий и обстоятельств. Именно это может служить наилучшей характеристикой Чацкого — настоящего патриота, преданного своему народу и своей Родине.
Автор Алёна Базан На чтение 5 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено
Основной конфликт многое определяет в произведении, в частности его принадлежность к определённому направлению в литературе, а пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в этом плане является новаторской. Здесь несколько основных конфликтов, в то время как главным признаком классицизма было наличие только одного. Поэтому принято считать, что «Горе от ума» – первая реалистическая русская пьеса.
Первый конфликт – любовный, развивающийся между Чацким и Софьей, а второй – общественный, сложившийся между главным героем и фамусовским обществом. Пьеса начинается с образования и развития любовного конфликта: Чацкий вернулся в Москву к возлюбленной после долгого отъезда и столкнулся с её холодностью и непониманием. Постепенно этот конфликт перерастает в общественный. В поисках ответа на вопрос, любит ли его ещё Софья, Чацкий сталкивается с чуждой идеологией фамусовского общества.
В пьесе образ Чацкого представляет собой «нового человека», тип новой личности начала 19 века. Главный герой противопоставляется всему консервативному московскому дворянству. В его монологах высмеиваются нравы, быт и идеалы этого общества. Он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды принципы фамусовского общества: стремление приспосабливаться к любой ситуации, прислуживаться, льстить, совершать все поступки ради личной выгоды. Именно обличение устаревших, изживших себя взглядов на различные социальные вопросы и является главной задачей пьесы «Горе от ума». Чацкий пытается открыть окружающим глаза на их пороки, на то, как они живут. Однако представители московской аристократии не слушают его, они не понимает свободолюбивые идеи прогрессивного человека, и объявляют Александра Андреевича сумасшедшим. Общественный конфликт оказывается неразрешимым.
В более глобальном плане, этот конфликт развивается между всем «веком минувшим» и «веком нынешним», прогрессивным дворянством и консервативным. Главный герой является единственным представителем «века нынешнего. Он выражает мировоззрение нового поколения, ценит идеи Просвещения и говорит о значимости науки и искусства. Этому человеку чужды какие-либо предрассудки, он не принимает сложившихся устоев и принципов, мечтает изменить жизнь своего государства в лучшую сторону. А старое фамусовское общество представляет собой «век минувший» и не приемлет смелых, новаторских взглядов. Люди, привыкшие к былым порядкам, не хотят их отпускать, в то время как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои правила.
Основным представителем «века минувшего» выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельную должность, знатен и богат. Автор воплотил в его образе все пороки аристократии того времени. Именно в доме Фамусова происходит действие пьесы и в честь него названо всё общество консервативных дворян, которые ценили в человеке только высокий чин, деньги и связи. Они презирали бедных и незнатных людей, заботясь лишь о своей персоне. Больше всего отца Софьи волнует мнение высшего света. Так, к примеру, после бала он заботится только о том, что скажет княгиня Мария Алексеевна.
Фамусов восхищается полковником Скалозубом, глупым и поверхностным человеком, единственной целью жизни которого является получение генеральского чина. Именно его Павел Афанасьевич хотел видеть мужем своей дочери, потому что он был богат, а именно это, прежде всего, ценилось в обществе. Личные качества не имели никакого значения, Фамусов категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». По мнению этого человека, восхищения достойны только те люди, которые умеют прислужиться, ради продвижения по карьерной лестнице. Его искренне пугают прогрессивные взгляды Чацкого, ведь они угрожают привычному образу жизни. В лице Фамусова А.С. Грибоедов изображает всё консервативное дворянство в целом. Оно предстаёт перед читателями как общество людей, преклоняющееся перед чинами и деньгами. Московская аристократия страшилась всего нового и передового, потому что это могло нарушить их личное благополучие, привычный комфорт.
Конфликт настоящего и прошлого – одна из основных проблем того времени, освещённая в множестве произведений 19 века, в том числе и в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». На момент создания произведения идеалы «века минувшего» были ещё очень крепкими. Однако в обществе уже образовывались противоречия, которые в дальнейшем заменят старые взгляды и ценности новыми. И хотя социальный конфликт занимает в произведении главенствующую позицию, автор поднимает ещё одну извечную проблему – трагедию неразделённой любви.
Ещё в экспозиции комедии стал намечаться любовный треугольник. Ночное свидание Софьи и Молчалина показывает, кому из молодых людей отдаёт своё предпочтение Софья. В это же время служанка Лиза вспоминает о Чацком, к которому когда-то её хозяйка испытывала тёплые чувства. Таким образом, становится понятно, что в любовной истории будут задействованы три лица: Софья, Чацкий и Молчалин. Однако с появлением главного героя параллельно с любовной темой, начинает развиваться и социальная, и в этом тесном взаимодействии сюжетных линий и заключается своеобразие конфликта пьесы. Любовная интрига завязала сюжет произведения и послужила поводом для возникновения противостояния между Чацким и «веком минувшим». Однако общественный конфликт всё же является основным, ведь «Горе от ума» – социальная комедия, главная цель которой заключается в обличении нравов дворянского общества начала 19 века.
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Главная идея комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был весьма незаурядным политиком и дипломатом. Грибоедов прожил всего 34 года. Он погиб, растерзанный фанатиками. Его смерть, по-моему, имеет некоторое символическое значение: так мир тьмы в относительно недавнее время набрасывался на все талантливое и передовое. Грибоедов мог бы сделать для культуры гораздо больше, но… Однако и его три замечательных произведения остались жить вечно. Это два вальса и комедия “Горе от ума”. В комедии описывается столкновение “века нынешнего” с “веком грядущим”, столкновение нравов, взглядов, мнений людей разных поколений.
Представителем “века нынешнего” является, несомненно, Чацкий. Остальные герои ему противостоят. В основном это московские аристократы, которые “черпают суждения из забытых газет”. Моральные ценности этих людей весьма занижены. Одна из центральных фигур комедии — Фамусов — типичный представитель московского аристократического общества. Он, — крепостник со всеми присущими крепостнику нравственными изъянами духа. Он считает ‘законным распоряжаться людьми, как своими вещами. Он не признает прав крепостных. Служба для него — приятное времяпрепровождение, за которое он получает чины. Особое место в его жизни занимал чиновничий опыт. Он постоянно совершенствует его себе на пользу. Например, работая по принципу: “подписано, так с плеч долой”, Фамусов следит, чтобы бумаг не слишком много накапливалось. В общении с более влиятельными чиновниками он использует лесть и знает, в какой момент надо ее ввернуть. Естественно, что такой человек не может ценить и уважать людей за их личные качества. Для него важнее их материальное положение. Ничего удивительного нет и в том, что жениха для своей дочери он мечтает видеть именно таким:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых —
Тот и жених.
В литературоведении уже сложился прочный стереотип этого явления — “фамусовское общество”. Оно традиционно. Его жизненные устои таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, с покорностью служить более высокому начальству, но самое главное — быть богатым. В богатстве они видели единственный смысл своей жизни. Идейной программой этого общества можно назвать известный монолог Фамусова:
…Вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался, все о нем прискорбно поминают: Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Необразованность не мешает жить таким людям, как Фамусов. Мало того, в учении они видят негативные стороны, считают, что оно вредит обществу.
Передовой ум того времени не мог с этим примириться, и комедия Грибоедова стала как бы вызовом темному обществу, тянущему страну назад. Автор противопоставил закоснелым в своих общественных пороках аристократам молодого человека Александра Андреевича Чацкого. Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Грибоедов сделал своего героя выразителем передовых идей русской аристократической молодежи. В монологах Чацкого уже прослеживается некоторая политическая программа. Чацкий покушается на устои крепостничества, презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу, лжепатриотизм. Но для фамусовского общества он более опасен тем, что дает ему беспощадную характеристику. В то время в России, как, впрочем, и сейчас, была мода на все иностранное. Чацкий и это подвергает критике:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий понимает, что “пустое, робкое, слепое подражание губительно для России”. Образом Чацкого автор дает понять, что в России есть люди, которых не волнует ни повышение в чинах, ни богатство, для которых науки и искусства — самое главное в жизни. Но таких людей еще очень мало. Они не находят признания у Фамусовых. Более того, они для них становятся опасными. Чацкий понимает всю важность просвещения России и отстаивает свои йозиции до конца. После открытого конфликта с фамусовским обществом Чацкий, перед тем как навсегда уйти, бросает им в лицо: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…
Я считаю, что главная идея комедии “Горе от ума” — революционная: обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!
.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 20 Опубликовано
Важное сообщение для 9-классников!Пополнился Список стихотворений для заучивания наизусть в 9 классе: добавились монологи героев из комедии Грибоедова «Горе от ума». Наизусть необходимо выучить только один из трёх монологов. Так как в учебники текст комедии отсутствует, размещаю монологи на блоге.Монолог ФамусоваПетрушка, вечно ты с обновкой,С разодранным локтем. Достань-ка календарь;Читай не так, как пономарь, *А с чувством, с толком, с расстановкой.Постой же. — На листе черкни на записном,Противу будущей недели:К Прасковье Федоровне в домВо вторник зван я на форели.Куда как чуден создан свет!Пофилософствуй — ум вскружится;То бережешься, то обед:Ешь три часа, а в три дни не сварится!Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.В четверг я зван на погребенье.Ох, род людской! пришло в забвенье,Что всякий сам туда же должен лезть,В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.Но память по себе намерен кто оставитьЖитьем похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом, и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался; все о нем прискорбно поминают.Кузьма Петрович! Мир ему! —А может в пятницу, а может и в субботу,Я должен у вдовы, у докторши, крестить.Она не родила, но по расчетуПо моему: должна родить…Монолог ФамусоваВот то-то, все вы гордецы!Спросили бы, как делали отцы?Учились бы на старших глядя:Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,Век при дворе, да при каком дворе!Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.А в те поры все важны! в сорок пуд…Раскланяйся — тупеем * не кивнут.Вельможа в случае * — тем паче,Не как другой, и пил и ел иначе.А дядя! что твой князь? что граф?Сурьезный взгляд, надменный нрав.Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб:На куртаге * ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;Старик заохал, голос хрипкой;Был высочайшею пожалован улыбкой;Упал вдругорядь — уж нарочно,А хохот пуще, он и в третий так же точно.А? как по вашему? по нашему — смышлен.Упал он больно, встал здорово.Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович! Шутка!В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!Монолог ЧацкогоА судьи кто? — За древностию летК свободной жизни их вражда непримирима,Всегда готовые к журьбе,Поют все песнь одну и ту же,Не замечая об себе:Что старее, то хуже.Где, укажите нам, отечества отцы, *Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве,И где не воскресят клиенты-иностранцы *Прошедшего житья подлейшие черты.Да и кому в Москве не зажимали ртыОбеды, ужины и танцы?Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,Для замыслов каких-то непонятных,Дитей возили на поклон?Тот Нестор * негодяев знатных,Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников * не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры всеРаспроданы поодиночке!!!Вот те, которые дожили до седин!Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!Вот наши строгие ценители и судьи!Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;Или в душе его сам Бог возбудит жарК искусствам творческим, высоким и прекрасным, —Они тотчас: разбой! пожар!И прослывет у них мечтателем! опасным!! —Мундир! один мундир! он в прежнем их бытуКогда-то укрывал, расшитый и красивый,Их слабодушие, рассудка нищету;И нам за ними в путь счастливый!И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!Теперь уж в это мне ребячество не впасть;Но кто б тогда за всеми не повлекся?Когда из гвардии, иные от двораСюда на время приезжали, —Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали!Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб:На куртаге ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкий;Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он?Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдруго́рядь — уж нарочно, —А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!(Действие 2, явление 2)
Меню статьи:
Кто такой Фамусов?
Павел Афанасьевич Фамусов – влиятельный дворянин, занимающий большой пост в Москве. Он – управляющий в казенном месте, отец семнадцатилетней Софии.
Человек консервативных взглядов, Фамусов противится любым переменам, происходящим в государстве. Кроме того, он враг чтения, образования и всего нового, предпочитающий жить согласно устоявшимся понятиям и взглядам.
Чем вызван монолог Фамусова
Причиной монолога Павла Афанасьевича Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы» стало желание убедить Чацкого, спорящего с ним, в своей несомненной правоте.
Идеал Фамусова
«Вот то-то, все вы гордецы, спросили бы, как делали отцы» – начинает речь рассерженный Павел Афанасьевич, давая понять, что поступки отцов для него – образец для подражания, и другого образа жизни он просто не приемлет. «Учились бы, на старших глядя» – упрекает он, и сразу же приводит в пример своего покойного дядю Максима Петровича, который, по его мнению, достоин всяких похвал.
Фамусов акцентирует внимание на том, что он «не то на серебре, на золоте едал». Истинными ценностями этого героя являются материальные и только материальные блага, погоня за богатством.
Предлагаем Вашему вниманию монолог Чацкого “А судьи кто?”, из комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.
Казалось бы, такое кривляние вызывает у людей негативные ассоциации, но только не у Фамусова. «А? как по‑вашему? по‑нашему – смышлен.
Темы, рассматриваемые в монологе Фамусова
Фамусовское общество – минувший век
Монолог Фамусова в произведении Грибоедова «Горе от ума» представлен с определенной целью: показать разложение так называемого фамусовского общества; осудить взгляды тех людей, которые являются противниками творчества, образования, всяких нововведений и хороших идей; которые ошибочно уверены, что жить так, как они – единственно правильно и разумно и которые считают, что причиной всех бед является наука.
Реакция Чацкого на монолог Фамусова
Современные Фамусовы
Многие писатели-классики, критикующие застойное прошлое, видели выход в людях будущего, которые поведут человечество по новому пути. Однако, с тех пор, как Грибоедов написал свое произведение, прошло почти двести лет, но и сейчас появляются Фамусовы, только уже в другом обличье и с другими наставлениями. Да, мир изменился, человек многого достиг, особенно в техническом прогрессе, наука движется вперед семимильными шагами, но пороки общества проявляют себя так же, как и прежде. Есть даже такое понятие как «фамусовщина» – то есть косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни… И такие люди, к сожалению, встречаются в современном мире.
Содержание:
Содержание речи героя
В своём известном монологе Фамусов рассказывает о своём дядюшке Максиме Петровиче, которого ставит в пример Чацкому. Ныне покойный родственник Павла Афанасьевича успел добиться невероятных высот в карьере («Век при дворе, да при каком дворе»), он стал тем, кого в свете всегда приглашают «в вист» и кого тут встречают «приветливым словом». Однако своего положения он достиг не своим талантом и усердием, а умением вовремя прогнуться под начальством.
Несмотря на то что человек он был серьёзный, с надменным нравом, и то «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб».
Оправданием такого льстивого поведения среди многих желающих выслужиться можно считать екатерининскую эпоху, когда именно такие «фамусовы» и «молчалины» имели шансы на хорошее доходное место. Чего стоит описание смышлёности Максима Петровича из отрывка монолога: «Привстал, оправился, хотел отдать поклон, упал вдругорядь — уж нарочно». Понятно, что Чацкому такое поведение было неприятно и чуждо.
Павел Афанасьевич где-то даже по-отечески хотел направить сына своего лучшего друга. «Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя…» — так повествовал он, видя изменённые взгляды молодого человека. Однако на все пафосные нравоучения, включённые в монолог Фамусова «Горе от ума», Александр Андреевич Чацкий в свойственной ему манере ответил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Именно на эту фразу и последовало известное: «Вот то-то, все вы гордецы».
Фамусов ничего плохого не видел в том, чтобы своим «лбом» получить чин.
В тексте его монолога делается ударение на необходимость «сгибаться» и «подслужиться». В этом плане ему больше близок Молчалин — скромный, почтительный, привыкший прислуживать с юных лет, которого он и решил вызвать из Твери.
«Фамусовы» тогда и сейчас
Чацкий стал представителем нового веяния, меняющего привычные социальные устои. По его мнению, занимать ответственные посты может только тот человек, который обладает определенными качествами:
- образованность;
- добросовестность;
- честность.
К сожалению, его время тогда ещё не пришло. А в эпоху правления императрицы Екатерины II Максим Петрович всё же оказался достаточно смышлёным, чтобы понять, когда следует прогнуться или насмешить начальство, несмотря на боль. И в своё время такой подход давал свои результаты:
- «весь в орденах»;
- «на серебре… на золоте едал»;
- «слышит при дворе приветливое слово»;
- в услужении у него сто слуг.
Фамусов, следуя по стопам своего нравственного наставника, тоже сделал вполне приличную карьеру и теперь пытается провести по этой же дорожке и Молчалина.
Его позиция как дворянина, обеспеченного помещика и отца вполне понятна. Если время диктует такие нормы поведения, значит, он будет их придерживаться, тем более, они во благо ему и его семье. Чацкий, появившись в Москве после длительного отсутствия (Чехов не уточняет, где именно он был), всех повергает в шок своими передовыми идеями. Неудивительно, что фамусовское общество воспринимает его как «сумасшедшего».
Смысловая нагрузка монолога
Павел Афанасьевич по-своему был прав, когда пытался направить Чацкого на правильный путь. К сожалению, всё старое рано или поздно кончается, как проходит «век минувший» и начинается «век нынешний». Чацкий тоже нёс свою правду, которая оказалась кардинально противоположной принятой в обществе.
Поднимаемая тема актуальна и в нынешнее время. Всегда найдётся такой «маленький» человек, который лестью и прислуживанием добивается повышения, как Фамусов. Монолог героя из второго явления произведения пытаются выучить наизусть, так как это не только короткий стих, но именно в нём раскрываются противоречия в восприятии мира между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Главная→Исполнители→А.С. Грибоедов «Горе от ума»→Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»название: автор:
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
рейтинг: ★★★★★ / 4.6 / 573 просмотра
- Текст
- Открытка с текстом
Фамусов Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!
А как ты думаешь, о чем песня «Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»» ?Используемые источники:
- http://yaplusti.blogspot.com/2010/10/blog-post_13.html
- http://literatura-ege.ru/а-с-грибоедов-горе-от-ума-монолог-фаму-2/
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-famusov.html
- https://nauka.club/literatura/monolog-vot-to-to-vse-vy-gordetsy.html
- https://webkind.ru/text/28087431_97721537p972553261_text_pesni_monolog_famusova_vot_to_to_vse_vy.html
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.