Сочинение про бориса годунова

Тема урока: правление бориса годунова. причины начала смуты цели урока: выявить причины начала смуты в россии в начале xvii в.

Тема урока: «Правление Бориса
Годунова. Причины начала Смуты»

Цели
урока:

  • Выявить
    причины начала Смуты в России в начале XVII в.
  • Сформировать
    у учащихся собственную позицию по отношению к проблемным моментам
    отечественной истории;
  • Способствовать
     развитию у школьников навыков анализа и обобщения исторических
    фактов, самостоятельного построения умозаключений.

Задачи
урока:

  • Дать
    учащимся знания о правлении Бориса Годунова.
  • Сформировать
    представление о начале Смутного времени и причинах этого явления.
  • Воспитывать
    интерес к изучению истории, стремление к самосовершенствованию,
    индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной
    самостоятельности.

  Форма
урока
 – урок-презентация с элементами исследовательской работы

Тип
урока
 – урок введения новых знаний

План
урока:
 

  • Царствование
    Бориса Годунова.
  • Что
    такое “смута”. Причины Смуты.

Основные
понятия:
 

  • смута

Основные
даты:


1598-1605 гг. – царствование Бориса Годунова;

Выдающиеся
личности:
 

  • царь
    Борис Годунов;

ХОД УРОКА

  1. Актуализация полученных знаний.


Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о событиях начала 17 века. И
начнем говорить об очень непростом периоде истории России.

Но
сначала, нам нужно вспомнить об основных моментах , о которых мы с вами
говорили на прошлом уроке.

СЛАЙД 1

— Ребята, перед вами лежат
листочки разного цвета  с историческими документами.

Возьмите, пожалуйста,
 розовый листок, прочтите  отрывок из документа и ответьте на
поставленные вопросы.

1.
Работа с документом.

Ученые
так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли
документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: “При царе Иоанне
Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору
Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у
кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил”.

 
                     
                     
 СЛАЙД 2

Вопросы: 
                     
 

  • О
    каком указе говорится  в документе? (Указ о запрещении перехода
    крестьян к другому владельцу в Юрьев день. “Заповедные годы”)
  • При
    каком монархе было введено это ограничение? (При царе Федоре Ивановиче,
    указы 1592-1593 гг.)
  • Как
    еще можно назвать “совет старейших бояр”? (Боярская дума)
  • Как
    этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя
    по сравнению со “старейшими боярами”? (Влияние Бориса Годунова на царя
    было сильнее, чем влияние на него Боярской думы)


Ребята, как вы думаете с какой целью был принят этот указ? (восстановление
хозяйства)


А как крестьяне отнеслись к этому указу? ( ограничивал  их свободу, вызвал
недовольство).

 —
А это значит что еще при жизни Федора Ивановича, политика Бориса Годунова
вызывала недовольство.

-Так
вот ребята, именно этот указ будет являться одной из предпосылкой, причиной
 начала нелегкого периода в истории России, периода СМУТНОГО ВРЕМЕНИ.

 
                     
                     
  СЛАЙД 3


Тема нашего сегодняшнего урока «Правление Бориса Годунова. Причины начала
Смутного времени»

Наша
задача сегодня на уроке выяснить, в чем же заключались причины начала Смуты в
России начала XVII в.


Ребята, но почему именно такое название этого периода? Попробуйте объяснить это
понятие.

 
                     
         
     
            СЛАЙД 4

.
 Работа над понятием. Запись в тетрадь определения.

СМУТА
– период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий , интервенцией и
другими потрясениями.(1603-1612).

Указ
о запрете  перехода крестьян ———- Смута

 
                     
                     
 Царствование Бориса Годунова.  

6
января 1598 года умер царь Федор Иванович. Жители Москвы присягнули на верность
 жене Федора Ирине, но отказалась от престола , заявив о своем уходе в
монастырь. И тогда взоры москвичей обратились на Бориса Годунова.


Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова – он не был потомком
Рюрика?

 (в
течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался
единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор
Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)

 Вопрос
о престолонаследии решался Земским собором. На стороне Бориса Годунова выступил
патриарх Иов, а значит — Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и
чернь, а также некоторые бояре. Но Годунов отказался венчаться на царство.
 


Как вы думаете, почему Годунов отказался от престола?

(Он
 очень хотел  стать царем, мечтал видеть свою страну процветающей, но
как умный человек, он понимал, что никаких прав на престол не имеет).

 
 
 Бояре и весь Земский собор дважды приходили в Новодевичий
монастырь, где в это время находился Борис Годунов, и умоляли его стать царем.

3
сентября 1598 г. в Успенском соборе состоялась коронация Бориса Годунова. Он
стал первым “выборным” царем в истории нашей страны.


Как до этого решался  вопрос о престолонаследии?

 (
престол передавался по наследству)

Как
личность царь Борис, по свидетельству современника, “цвел благолепием” и
“образом своим многих людей превзошел”. Новый царь обладал звучным голосом и
даром красноречия. Был приветлив в обращении, имел величественные манеры.

Став
царем, Борис поклялся пять лет править без казней. Массовых казней и опал
действительно не последовало, но своих соперников царь “извел”.


Ребята, откройте стр.9 прочитайте 1 абзац. Ответьте на вопрос: «Каким же
образом Борис «извел» своих соперников?

(Так,
в 1600 г. по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные
братья царя Федора, которые могли претендовать на престол. Старший из братьев,
Федор Никитич, был подстрижен в монахи и стал старцем Филаретом. Трое младших
братьев Романовых вскоре умерли в ссылке.)

Годунов
был способным правителем. Многое было сделано для улучшения внутреннего и
внешнего положения страны.

Царь
Борис проявлял интерес к Западноевропейской культуре и осознавал необходимость
развития культурных связей с Европой. Понимая, что без просвещения Россия будет
отставать от европейских стран, Борис послал группу дворянских детей учиться за
границу (впервые в России). Он намеревался открыть по всей стране школы и даже
университет в Москве, пригласить в Россию ученых для обучения русских людей
иностранным языкам и другим наукам. Но этим планам не суждено было сбыться в
полном объеме. Борис Годунов не жалел средств для приглашения в Россию искусных
докторов и аптекарей.

Начало
его царствования было благоприятным, однако вскоре на страну обрушились
бедствия, которые народ воспримет как кару небесную за избрание на трон
“неприродного” царя. Борис потеряет свою популярность. Именно эти бедствия и
подтолкнут страну к началу Смуты.

 
                     
                    СЛАЙД 5

2.
. Причины Смуты:

-Политические:
пресечение законной династии, выборный царь.

Экономические:
хозяйственное разорение страны, голод.

Социальные
: увеличение повинностей, отмена Юрьева дня, введение «урочных лет»

Политические
– объясняет учитель.

Перед
вами лежит листок с документом белового цвета.

(Работа
с документами в группах. Каждая группа получает документ с историческим
источником)

Задание
для групп:
 

  • Внимательно
    самостоятельно прочитайте документы.
  • Сначала
    обсудите документ с соседом по парте, затем объединитесь с ребятами из
    своей группы.
  • Разделите
    причины Смуты по трем направлениям: экономические, политические и
    социальные.

 
                     
                     
СЛАД 6.

 
   Обсуждение результатов работы с источниками.

Царь
Борис пытался бороться с ситуацией. Каким образом?


РАБОТА с текстом учебника стр.9.

были
открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и
отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с
каждым днем недовольство царем.

 
                     
   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  СЛАЙД 7.


Могли ли принятые меры повлиять на ситуацию? (Нет).

Самым
ярким проявление недовольства народа стало движение под предводительством
Хлопко 1603 году, которое вскоре было подавлено  войском воевода
Басмановым. Именно это событие , как считают многие историки, и считается
 началом Смутного времени.

 
                     
                     
   СЛАЙД 8.

 
                     
                Закрепление.

— На
столе возьмите документ – желтого цвета.


Прочитайте документ. Найдите слова, выражения, раскрывающие причины начала
смуты.

Не
кажется ли вам что Ключевский  называет все те же причины?

Из
сочинения историка В.О. Ключевского.

“…Почвой
для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из
царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан
был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в
лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд
на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с
мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым
основанием… Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей,
становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод,
мор…”

ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ: -Выставление оценок.          Рефлексия.

Домашнее
задание: параг. 2 стр.8-9.  по
желанию:            
 понравился- желтый


наизусть (отрывок Ключевского)              
             не понравился – розовый.  
       


либо составить план ответа по теме

-либо
составить таблицу причин смутного времени.


индивидуальное задание.

П

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. ” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.
111428 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

Смотрите также по произведению “Гроза”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

О страшное,
невиданное горе!
Прогневали мы
бога, согрешили:
Владыкою себе
цареубийцу
Мы нарекли.
А. С. Пушкин,
“Борис Годунов”
Пушкин задумал
“Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма
“Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как
политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в
истории и природы тиранической власти.
Если в
“Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь
“собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых
сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров
и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор
закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее
“эпизодами”.
С “Бориса
Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика; автор как бы
ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в
постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской
ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют
мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт.
Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность
литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой
принадлежностью искусства.
В “Борисе
Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа.
Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…” Карамзина, Пушкин
мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской
власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин
изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует
искать тему нового произведения.
Пушкин избрал
Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не
чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить
закономерность трагедии власти, чуждой народу.
Борис Годунов у
Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации
своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, —
ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть
искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его
отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим
благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта —
циничный урок:
Милости не
чувствует народ:
Твори добро —
не скажет он спасибо;
Грабь и казни —
тебе не будет хуже.
Деградация
власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность
(“…государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам”). Годунов
предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению
страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит
государством:
Учись, мой сын:
наука сокращает
Нам опыты
быстротекущей жизни —
Когда-нибудь, и
скоро может быть,
Все области,
которые ты ныне
Изобразил так
хитро на бумаге,
Все под руку
достанутся твою —
Учись, мой сын,
и легче и яснее
Державный труд
ты будешь постигать.
Царь Борис
считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением
государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление —
потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический
путь отчужденной от народа власти.
В монологе
“Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он
совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
И все тошнит, и
голова кружится,
И мальчики
кровавые в глазах…
И рад бежать,
да некуда… ужасно!
Да, жалок тот,
в ком совесть нечиста.
Но и путь
народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского
оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором
Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более
того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
Однако и
позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает
безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются
юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий
Отрепьев заключает:
Борис, Борис!
Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не
смеет и напомнить
О жребии
несчастного младенца —
А между тем
отшельник в темной келье
Здесь на тебя
донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты
от суда мирского,
Как не уйдешь
от божьего суда.
Образ Пимена
замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов
монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию:
усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
Да ведают
потомки православных
Земли родной
минувшую судьбу,
Своих царей
великих поминают
За их труды, за
славу, за добро — А за грехи, за темные деянья
Спасителя
смиренно умоляют.
Пимен
наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти
молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным
пирам, “потехам юных лет”.
…Верь ты мне:
Нас издали
пленяет слава, роскошь
И женская
лукавая любовь.
Я долго жил и
многим насладился;
Но с той поры
лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь
господь меня привел.
Пимен был
свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности
случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец
надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит
народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою
строгую и верную оценку.
С другой стороны,
народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу
боярам: “…то ведают бояре, / Не нам чета…”. Встречая избрание
Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем
“царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого
сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает
к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в
бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос —
Мужика на амвоне:
Народ, народ! В
Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать
Борисова щенка!
Народное
восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец
вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить
убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам
“гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью
должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
В последней
сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария
Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ
в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий
Иванович!”
Жертва
принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного
сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
Финальная
ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза
символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще
одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого
круга.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

БОРИС ГОДУНОВ — 1) герой трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (перв. редакция — 1825, последующие до 1830; первонач. названия — «Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве»; вариант жанрового обозначения — драматическая повесть). Историческим прототипом героя Пушкина является Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605) — боярин (с 1580), выдвинувшийся в годы опричнины, назначенный умирающим Иваном Грозным одним из опекунов его сына, Федора Ивановича; фактический правитель страны в царствование последнего; с 1598-го — царь и великий князь всея Руси. При создании образа основным источником послужила «История государства Российского» Н.М.Карамзина. От сюда Пушкин почерпнул сведения о том, что погибший в Угличе малолетний царевич Димитрий был убит по наущению Годунова. Эту легенду, достоверность которой во времена Пушкина вызывала серьезные сомнения, поэт положил в основу трагедийной коллизии. Стремясь «воссоздать век минувший во всей его истине», Пушкин тем не менее творит художественный образ, в котором черты исторического лица нанесены на портрет, сложившийся в воображении поэта. Помимо реального прототипа у пушкинского Б.Г. имеется ряд литературных прообразов. Это прежде всего герои Шекспира — Генрих IV, Ричард 111, Король Джон, Макбет, Клавдий. В Б.Г. можно проследить следы персонажей классицистической трагедии (в частности, Гофолии Расина). Влияние последней особенно существенно с точки зрения художественной эстетики образа. На Б.Г. не распространяется пушкинская формула стиля этой трагедии: «стиль трагедии смешанный» (письмо к Н.Н.Раевскому, 1829). Весь образ Б.Г. выдержан в едином патетическом стиле, тогда как Самозванец олицетворяет «смешанный стиль», соединяющий высокое и низкое, патетику и буффонаду, стихотворные и прозаические диалоги, что вполне соответствует образу романтического героя, каким является этот персонаж. Б.Г. и Самозванец, будучи сюжетными противниками, одновременно выражают противоборство двух художественных направлений — классицизма и романтизма. (Последнее способно многое объяснить в оценках героев трагедии современной Пушкину критикой: почему, например, П.А.Катенин ополчался на Самозванца, а В.Г.Белинский был особенно резок в суждениях о Б.Г.) Образ Б.Г. присутствует во всех (двадцати трех) сценах трагедии, начиная с самых первых реплик, из которых выясняется, что, «затворясь в монастыре с сестрою, он, кажется, покинул все мирское». Об «ужасном злодействе», совершенном Годуновым, ведут диалоги Шуйский и Воротынский, Пимен и Григорий Отрепьев, правление Бориса обсуждают Шуйский и Афанасий Пушкин; о его свержении говорит Марина Мнишек «у фонтана» — и так далее до последних сцен, когда толпа штурмует Кремль, чтобы «вязать Борисова щенка», а потом, узнав о новом злодействе («Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом»), — «в ужасе молчит». Незримо присутствуя на всем протяжении действия, Б.Г. непосредственно появляется ‘только в шести сценах трагедии. Его роль включает пять больших монологов и почти лишена диалогов. Последние остаются неразвернутыми, как бы обрываются на полуслове. Еще Н.А.Полевой не без иронии заметил, что пушкинский Б.Г. все время уходит. Ремарка «уходит» повторяется с редким постоянством. В первой своей сцене, после коронации, Б.Г, выслушав присягу бояр, уходит поклониться «гробам почиющих властителей России». В пятнадцатой картине просит беседы у Патри- арха и сразу уходит. Услышав страшное обвинение Юродивого, опять уходит. В последней своей сцене сообщает Басманову, что «нужно поговорить», и уходит. Почти во всех случаях ремарка «уходит» возникает в момент, когда должен начаться диалог, способный прояснить нечто существенное. Уход буквальный (со сцены, из действия) символизирует психическое состояние Б.Г, его постоянное желание погрузиться в себя, спрятаться от посторонних глаз. Это, однако, не только состояние, но и положение Бориса, который, по его же словам, «отложил пустое попеченье»: став царем, по существу ушел от государственных дел и своих царских обязанностей; тем самым обрек себя на человеческое одиночество и социальную изоляцию. Б.Г. у Пушкина — носитель трагической вины. Его вина не в убийстве царевича Димитрия. Это скорее трагическая ошибка, гамартия, по терминологии Аристотеля. Вина же Б.Г. (вина социальная и онтологическая) в том, что он принял на себя роль, оказавшуюся ему не по силам, взялся за царский гуж и его не выдюжил. Узнав, сколь тяжела шапка Мономаха, столкнувшись с неблагодарностью народа, посчитал самым лучшим отложить попеченье, полагая это занятие совершенно пустым. За ошибку Б.Г. судит себя сам, в полной мере осознавая, насколько «жалок тот, в ком совесть нечиста». Однако вины своей перед народом Б.Г. так и не понял, расценив как безумство, «когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше». За эту вину, за бессердечие власти судит Б.Г. народ и осуждает его на гибель, отказав в поддержке «мнением народным». В конечном счете Б.Г. расплачивается за то, что все время «уходит». Наступает момент, когда начинают уходить от него — все приближенные, самые доверенные ему лица, подобно Басманову. Однако этот повсеместный уход царя от бояр и народа, народа от царя, всех от всех тем гибелен, что оставляет государство московское в состоянии анархии, делая его легкой добычей для интервентов. Образ Б.Г. вызвал разноречивые толкования в современной Пушкину критике. Н.А.Полевой считал, что характеру героя недостает развития — показано одно лишь состояние предсмертной агонии обреченного на муки совести царя-преступника. В.Г.Белинский усматривал в пушкинском персонаже «мелкий и ограниченный взгляд на натуру человека». Как «жалкую мелодраму» расценил критик мысль поэта — «заставить злодея читать самому себе мораль». Иную оценку образу дал Н.И.Надеж-дин: герой, показанный «под карамзинским углом зрения, никогда еще не являлся в столь верном и ярком очерке». А.А.Дельвиг отмечал в Б.Г. изображение «самых тайных изгибов сердца его».
Лит.: Винокур Г.О. «Борис Годунов». Комментарии // Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. VII; Ду-рылин С. Пушкин на сцене. М., 1951. С. 65-91, 134-162; Гуковский Г.А. Борис Годунов // Гуковский ГА. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 5-72; Непомнящий B.C. Наименее понятный жанр // Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М., 1987; Рассадин С. Два самозванца // Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 3-58.
2) Центральный персонаж трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1864), «Царь Федор Иоаннович» (1864-1868), герой трагедии «Царь Борис» (1868-1869) А.К.Толстого. Образ Б.Г. проходит через всю трилогию, являясь основным связующим звеном грандиозного по масштабу исторического полотна. Уже в первой трагедии образ Б.Г. определяет одну из важнейших тем нравственно-философской проблематики триптиха Толстого — тему «окольного пути». В «Царе Борисе» она получает дальнейшее развитие и завершение. Пьеса начинается картиной полного торжества Б.Г, венчающегося на царство. Все славят правление мудрого и справедливого царя. Сам Б.Г. одержим одним лишь желанием — править во славу и во благо государства. В монологе, завершающем эту сцену, Б.Г. оправдывает окольный, кровавый путь, приведший его к власти. С прошлым покончено, ибо теперь «держит скиптр для правды и добра лишь царь Борис — нет боле Годунова». Б.Г. хочет царствовать, избегая крови и насилия; он мечтает о преобразовании государства. Но «прямой путь» для него, избравшего однажды окольный, невозможен. Причина его гибели — не в каких-то политических обстоятельствах, а в нем самом. Зерна злодеяний, посеянные в первой части трилогии, теперь прорастают и приводят героя к полной катастрофе. Объясняя финал «Смерти Иоанна Грозного», Толстой подчеркивал неотвратимость гибели Годунова: «Торжествует один Годунов и клеврет его Битяговский, но зритель предчувствует, что и им также придется пожать плоды посеянного ими семени». Образ Б.Г. становится наиболее последовательным воплощением одного из главных мотивов всей трилогии — мотива возмездия за совершенные преступления. От прошлого нельзя уйти. Над всеми начинаниями Б.Г. тяготеют его преступления: виновность в смерти Грозного, в смерти Ивана Петровича Шуйского и в самом страшном преступлении — убийстве царевича Димитрия. А.К.Толстой сосредоточивает свое внимание на внутренней душевной трагедии осознания тяжести греха и неотвратимости расплаты. Пушкинский Б.Г. тоже изнемогает под гнетом совершенного преступления, ибо он нарушил нравственный закон. Однако у Пушкина преступность Б.Г. не единственная причина его гибели. О существе трагедии своего героя Толстой высказался с предельной ясностью в одном из писем: «Бой, в котором погибает мой герой, это — бой с призраком его преступления, воплощенным в таинственное существо, которое ему грозит издалека и разрушает все здание его жизни. Я думаю, что я достиг этим большого единства, и вся моя драма, которая начинается венчани- ем Бориса на царство, не что иное, как гигантское падение, оканчивающееся смертью Бориса, происшедшей не от отравы, а от упадка сил виновного, который понимает, что его преступление было ошибкой. В финале трагедии герой Толстого приходит к осознанию того, что «от зла лишь зло родится» и оно ни человеку, ни царству «впрок нейдет». Исполнителями роли Б.Г. были М.В.Дальский (1898, Александрийский театр), Ю.М.Юрьев (1900, там же), А.И.Южин (1902, Малый театр).
3) В опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872), либретто которой основано на пушкинской трагедии, образ Б.Г. соединил черты героев Пушкина и Толстого. Это, однако, не контаминация, а совершенно оригинальный образ, отмеченный своеобразным видением трагедийного характера. Музыкальный образ Б.Г. предстает как бы в обратной перспективе: над мудрым честолюбивым правителем, государственную мысль которого заглушают угрызения совести, берет верх предающийся мучительному самосозерцанию царь-отец. Усилен контраст между внешним величием и душевной подавленностью: даже тронная речь оборачивается исповедальной молитвой. Композитор отчасти оправдывал и идеализировал своего героя. Поэтому во второй редакции он расширил эпизоды душевных борений Б.Г., так что основным содержанием оперы стал не столько конфликт между народом и государем, сколько трагические противоречия личности. Прародителем исполнительской традиции образа Б.Г. стал Ф.И.Шаляпин, впервые исполнивший эту партию в 1898 г. После Шаляпина Б.Г. Мусоргского обрел множество ярчайших исполнителей в лице А.С.Пирогова и М.О.Рейзена, И.И.Петрова и А.П.Огнивцева, Б.Христова и Н.Гяурова.

Название: Литературный герой БОРИС ГОДУНОВ
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 21:53:25 11 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 33
Комментариев: 11
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Литературный герой БОРИС ГОДУНОВ
Стрижка Каре
Контрольная работа по теме Соціальний аналіз особистості
Реферат: Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности
Контрольная Работа На Тему Философская Вера
Курсовая работа по теме Моделювання демографічних процесів в контексті соціальної реформи
Реферат: Anne Bradstreet Vs Anne Saxto Essay Research
Реферат: Участники российского рынка ценных бумаг
Санитарные Нормы Реферат
Пейзажная Лирика М Ю Лермонтова Сочинение
Реферат На Тему Снід — Синдром Набутого Імунодефіциту
Заимствование иностранных слов в русском языке
Сочинение На Тему Животные Наши Друзья
Понятие конкуренции, ее виды и методы
Электронная Трудовая Книжка Курсовая Работа
Реферат по теме Общая характеристика основ экономики
Темы Рефератов По Конституционному Праву России
Реферат На Тему Правовая Культура
Реферат по теме ООН в России
Как Правильно Писать Курсовую Работу Образец
Реферат: Разработка товарной политики фирмы 2
Реферат: Why The Confederacy Wasn
Сочинение: Чацкий и фамусовское общество. 6
Топик: Аристотель о научном знании 2

Сочинение Анализ трагедии Пушкина Борис Годунов

Писать пьесу «Борис Годунов» Пушкин начал зимой в 1824 и закончил 1825 году. В этот период Пушкин находился в ссылке, в Михайловском. Это был переломный момент для писателя, он уходил от романтизма к реализму.

«Борис Годунов» это первая реалистичная трагедия, для написания Пушкин изучал материал, где были описаны факты о смутном времени. Главная тема в произведении это вопрос самодержавия и крепостного права. Замыслом автора было не использовать исторические данные для острого сюжета, а показать реальные исторические события.

Пьеса начинается с описания Москвы в 1598 году, когда умирает царь Федор, сын Ивана Грозного, не оставив после себя наследников. Незадолго до его смерти возвысился сам Борис Годунов, брат жены Федора. Царь Федор был верующим, и почти все время молился и был не способен царствовать, вместо него этим занимался Годунов, чье значение возросло после гибели Ивана Грозного.

Не имея детей после смерти Федора, на престол должен взойти его брат. Будучи ребенком не способным править, Дмитрий был отправлен Годуновым с матерью в Углич. В 1591 году появляется слух, что царевич погибает по указанию Годунова. После расследования, которым занимался Василий Шуйский, народу объявляют, что царевич Дмитрий во время припадка зарезался сам.

В результате встал вопрос об избрании царя. Бориса Годунова долго уговаривали, он отказывался, зная, что против него строят козни бояре.

Во время царствования Годунов терпит неудачи, в это время происходит неурожай, произошел страшный пожар в Москве. Народ, уставший от крепостного права, набирал недовольство. К концу своего правления Борис стал более жестоким, усилил гонение оппозиционных семей, повсюду отправлял шпионов.

Пиком стало появление Лжедмитрия в Польше. Годунов объявил, что это бежавший монах Григорий Отрепьев. Собрав войско, Лжедмитрий пошел на царя войной, народ его поддержал в надежде на упразднение крепостного права. В этот период скоропостижно умирает Годунов. В результате главный полководец предает семью Годуновых и переходит на сторону Лжедмитрия, а бояре чтоб угодить ему убивают жену и сына царя. И Лжедмитрий становиться правителем.

Но у Пушкина главным героем является сам народ, который и решают будущее государства. Именно безмолвие народа показывает, что они не принимают нового царя. В последних сценах трагедии отчетливо видна роль народа. Они как мощная сила и моральная составляющая, за ним стоит последнее слово.

Вариант 2

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков. Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события. Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса — правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев — это некий предвестник восстания декабристов.

Главная тема трагедии «Борис Годунов» — это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие. Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах. Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.

Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.

Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем. Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние — это отказаться от власти, от престола и величия. Но он не готов каяться перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё. ». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь. Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня. ».

В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.

Сочинение по произведению Борис Годунов

Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение.

В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве. С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен. Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.

Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.

На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права. Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли. Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье. Каждый должен был читать ее за обедом.

Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права. Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца. Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.

Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев. В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц. Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.

Анализ 4

Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь — это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке. Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.

Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили. Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав. Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.

Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени. Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы. Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.

Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.

Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении. И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Борис Годунов

Популярные сегодня темы

Каждый ребенок имеет свои увлечения. Но не у всех моих одноклассников и друзей они одинаковые. Я очень люблю вышивать бисером и шить новую одежду куклам. Мама считает, что из меня растет стилист

Серебрякова Зинаида Евгеньевна очень любила изображать в своих работах свою семью. Именно от просмотра таких картин, сердце наполняется радостью и любовью.

По моему мнению, благородство показывает, в каком состоянии пребывает душа человека. В человеке либо присутствует благородство, или оно отсутствует. Данное качество начинает формироваться еще с детских лет.

Любовь – это чувство безграничного доверия и привязанности к человеку. Часто любовь путают с влюблённостью. Не стоит этого делать. Ведь любовь – это постоянное чувство, которое уже не может исчезнуть со временем.

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

НАРОД В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» — сочинение для 7, 8, 9 класса

Трагедия «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825 году. Пушкина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI — начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис Годунов, а впоследствии — Лжедмитрий. Изучая данный материал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того, чтобы ярче показать минувший век, со всеми его особенностями, Пушкин считал наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии.

Первое и основное место в трагедии «Борис Годунов» принадлежит русскому народу, он является главным героем произведения. Народ в трагедии показан в движении, в своем развитии. Сцена на Красной площади, где мы впервые встречаемся с главным героем, говорит о его растерянности и недоумении по поводу безвластия в стране:

«О Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!».

Народ не может представить себе жизнь без царя. Народные массы привыкли к тому, чтобы ими кто-нибудь управлял и властвовал бы над ними. По ходу развития действия растет и сила народа. В сцене «Девичье поле» народ не такой, как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия венца Борисом, но в то же время ему не принципиально важно, кто именно будет царем. Значительная часть народа с одинаковой ревностью билась за старого царя против нового, и за нового царя против старого. «Не мудрствуя лукаво», народ знает, что избрание царя осуществляется по указке бояр: «То ведают бояре, не нам чета». Избрав Бориса царем, народ надеется увидеть в нем достойного правителя, который бы облегчил положение народных масс.

Принимая «власть великую со страхом и смирением», Борис клянется своему народу, что в царстве не будет нищих и убогих, что последней рубашкой он будет делиться с народом. И действительно, в первые годы царствования Борис идет на некоторые уступки народу, помня свои обещания. Но со временем Борис Годунов забывает о нуждах своего народа, не печется о его положении и даже «Юрьев день задумал уничтожить».

Любовь и уважение простолюдинов к Борису гибнут. Народ отворачивается от него, увидев в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепляющее крепостничество. Окончательно теряет свой авторитет Борис, когда предстает, как убийца царевича Дмитрия. Не имея поддержки бояр, Борис выбирает неверный метод, которым, как он думает, ему удалось бы привлечь на свою сторону народ. Он говорит: «Лишь строгостью мы можем неусыпной удержать народ». А ведь народ — это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору своему противнику, который не преминул воспользоваться этим:

Попробуй Самозванец им посулить

Старинный Юрьев день,

Так и пойдет потеха.

И действительно, народ перешел на сторону самозванца, питаясь надеждой и стремясь к свободе. Борис же терпит крушение, т. к. являясь царем-крепостником, не позаботился он о народной поддержке. Народ одержал победу, свергнув с престола Бориса. Но от этого ему не стало легче. Плоды победы полностью достались боярам. Причина этого — темнота, забитость и политическая несознательность народных масс. Положение простого народа при новом царе стало еще хуже.

В конце трагедии народ из слабой, растерянной массы перерождается в грозного судью беззаконий и преступлений царской власти. Когда Мосальский объявляет народу о смерти детей Годунова, народ в ужасе молчит. Отчего же он молчит? В этом безмолвии народном кроется приговор Самозванцу, как правителю и новому угнетателю народных масс. Сегодня народ еще только безмолвствует, вяло и нерешительно выражает свой протест, но завтра он может заговорить, и тогда, горе тому, против кого он поднимет свой голос!

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию, равной которой в то время не было в мировой литературе. Пушкин высветил русский народ в качестве созидателя и движущей силы исторических судеб. Мы ясно видим из трагедии, что настоящим творцом истории является народ, что без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ возвел Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ облегчил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

Сочинения по трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина

Пушкин задумал «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию. Драма «Борис Годунов» противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

Если в «Евгении Онегине» стройная композиция проступала сквозь «собранье пестрых глав», то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для «Бориса Годунова» характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее «эпизодами».

С «Бориса Годунова» и «Цыган» начинается новая поэтика; автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература «сообщала мысли». С Пушкина способность литературы «заставлять мыслить» сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

В «Борисе Годунове» переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов «Истории. » Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от «царя-Ирода». Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок:

Милости не чувствует народ:
Твори добро — не скажет он спасибо;
Грабь и казни — тебе не будет хуже.

Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность («. государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам»). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:

Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни —
Когда-нибудь, и скоро может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою —
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.

Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

В монологе «Достиг я высшей власти» Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:

И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда. ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит «взором Шекспира». Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добр —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, «потехам юных лет».

. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь господь меня привел.

Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: «. то ведают бояре, / Не нам чета. «. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем «царя-Ирода». Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:

Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!

Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам «гонимый младенец», кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!»

Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.

Финальная ремарка: «Народ безмолвствует» о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

  • Сочинение про бездомных собак
  • Сочинение про башкирию на башкирском языке
  • Сочинение про баскетбол на английском языке с переводом
  • Сочинение про абылай хана
  • Сочинение про анджелину джоли на английском языке с переводом