Сочинение правда и ложь в драме на дне горького 11 класс

Сочинения по литературе горький правда и ложь в пьесе на дне после прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая
  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Правда и ложь в пьесе На дне

После прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая и неприглядная правда или ложь во спасение.

Правду мы слышим из уст Сатина. Этот персонаж очень остро чувствует любую несправедливость в жизни. Он был на каторге в Сибири за то, что защитил свою сестру, поступая, как ему казалось, по справедливости. И поэтому речи Луки вызывают у него такое неприятие и отторжение. Сатин считает, что люди достойны знать правду, какой бы неприглядной она не была. Многие считают Сатина жестоким, раз он говорит, что люди сами виноваты в том, что происходит в их жизни. Но он говорит так именно потому что жалеет этих людей. Он знает, что никто не поможет Актеру бросить пить, никто не сможет вылечить Анну. Эта любовь к правде очень тесно связана у него с любовью к людям. Сатин говорит о том, что только правда может сделать из раба свободного человека. Это действительно важно — трезво взглянуть на свою жизнь, взять на себя ответственность за поступки. Другое дело, есть ли у обитателей ночлежки реальная возможность что-то сделать? Не у всех. И тогда возникает вопрос, нужна ли им была эта правда?

Сатину противоречит Лука. Этот странник непонятно откуда появляется в ночлежке, о себе говорит очень мало и расплывчато. Но внимательно слушает других и для каждого подбирает утешительные слова. То, что говорит Лука можно назвать ложью, потому что всем он рассказывает, что выход есть. Актеру говорит о том, что в бесплатной клинике вылечат его алкоголизм, Ваське о счастливой жизни в Сибири, Анне обещает покой в загробном мире. Конечно, это все ложь. Но верят ли ночлежники им в глубине души? Даже умирающая Анна говорит, что покой — это хорошо, но она бы еще немного пожила. Да, возможно, по началу речи Луки кажутся им глотком свежего воздуха, но со временем становится понятно, что они ничего не изменят в беспросветном существовании. Но при этом Лука не отрицательный персонаж. Он искренне любит людей, просто считает, что иногда необходимо лгать во спасение.

Сам Максим Горький не встает ни на сторону Луки, ни на сторону Сатина. Мне кажется, он предлагает остановиться на золотой середине, ведь имеет смысл знать всю правду только если она может чем-то помочь.

2 вариант

После того как вы прочитали произведение Горького «На дне» всплывает огромное количество лжи и неправды, а также ложь во спасение. И невольно начинаешь задумываться, что же из этого лучше выбрать?

А ведь правду говорит один Сатин. Кроме этого у него имеется одна очень хорошая черта, которой, наверное, хочется обладать каждому человеку. Он сразу же видит правду ли ему говорит собеседник или нет. Его отправили на каторгу в Сибирь, а все, потому что он увидел, что к его сестре несправедливо относятся и он решил восстановить справедливость. Луке он совершенно не верит, хотя со стороны может показаться, что он действительно говорит правду. Больше всего на свете Сатину хочется, чтобы все люди вдруг начали говорить правду, независимо какой она может быть. Многие люди уверены в том, что Сатину предъявили правильное обвинение, ведь во всем, что с ним произошло, виновен лишь он. А у самого Сатина на этот счет имеется свое мнение. Он на сто процентов уверен в том, что актеру никто не поможет бросить курить и пить, кроме него самого. А Анна сильно больна и хотя она надеется на выздоровление, но Сатин уверен, что вылечиться не получится. Также Сатин уверен в том, что если все люди будут говорить только правду, то они станут свободными. Важно не только взять ответственность за все, что вы делаете, а также есть возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и может быть даже немного изменить.

Лука появляется в ночлежке неожиданно, говорить о себе ничего не хочет, а на любой вопрос отвечает расплывчато и непонятно. Но если ему кто-то или что-то рассказывает, то он слушает внимательно и вслушивается в каждое слово. Если человеку плохо, то он умеет подобрать правильное и нужное слово и оно обязательно положительно подействует на собеседника. Во всем он видит выход и даже если ситуация безвыходная. И порой обманывает людей и дает им надежду. Актеру говорит, что нужно обязательно обратиться в клинику и там отыщут выход в его ситуации. Ваське поскорее хочется вернуться домой, но Лука старается убедить его в том, что здесь не так плохо, как ему показалось вначале. Анне рассказывает о том, что том свете также имеется жизнь и ей там понравится. Хотя что там имеется на самом деле даже сам не знает. Многие верят Луке и благодарят за помощь, но со временем понимают, что его слова были лживыми. Но при этом Лука не является для автора отрицательным героем. Он хорошо относится к каждому человеку, но иногда проще соврать, чем сказать правду.

Также читают:

Картинка к сочинению Правда и ложь в пьесе На дне

Правда и ложь в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

    Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.

  • Сочинение Танцы — мой любимый кружок (хобби)

    В нашей школе довольно много кружков, потому каждый из учеников может выбрать себе занятие по душе.

  • Сочинение на тему Как стать взрослым?

    Всем детям очень хочется побыстрей стать взрослыми. Сам знаю! Когда тебя считают маленьким, то ничего интересного нельзя. Ни машину водить, ни зарплату получать… А взрослые считают, что интересное

  • Тема Родины в лирике Лермонтова 9 класс

    М.Ю.Лермонтов — поэт, проживший относительно недолгую, но насыщенную событиями жизнь. Его выдающийся талант в сочетании с горячим темпераментом провоцировали недоброжелателей учинять ему неприятности.

  • Сочинение на тему Что лучше — горькая правда или сладкая ложь?

    Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Правда и ложь в пьесе На дне

После прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая и неприглядная правда или ложь во спасение.

Правду мы слышим из уст Сатина. Этот персонаж очень остро чувствует любую несправедливость в жизни. Он был на каторге в Сибири за то, что защитил свою сестру, поступая, как ему казалось, по справедливости. И поэтому речи Луки вызывают у него такое неприятие и отторжение. Сатин считает, что люди достойны знать правду, какой бы неприглядной она не была. Многие считают Сатина жестоким, раз он говорит, что люди сами виноваты в том, что происходит в их жизни. Но он говорит так именно потому что жалеет этих людей. Он знает, что никто не поможет Актеру бросить пить, никто не сможет вылечить Анну. Эта любовь к правде очень тесно связана у него с любовью к людям. Сатин говорит о том, что только правда может сделать из раба свободного человека. Это действительно важно — трезво взглянуть на свою жизнь, взять на себя ответственность за поступки. Другое дело, есть ли у обитателей ночлежки реальная возможность что-то сделать? Не у всех. И тогда возникает вопрос, нужна ли им была эта правда?

Сатину противоречит Лука. Этот странник непонятно откуда появляется в ночлежке, о себе говорит очень мало и расплывчато. Но внимательно слушает других и для каждого подбирает утешительные слова. То, что говорит Лука можно назвать ложью, потому что всем он рассказывает, что выход есть. Актеру говорит о том, что в бесплатной клинике вылечат его алкоголизм, Ваське о счастливой жизни в Сибири, Анне обещает покой в загробном мире. Конечно, это все ложь. Но верят ли ночлежники им в глубине души? Даже умирающая Анна говорит, что покой — это хорошо, но она бы еще немного пожила. Да, возможно, по началу речи Луки кажутся им глотком свежего воздуха, но со временем становится понятно, что они ничего не изменят в беспросветном существовании. Но при этом Лука не отрицательный персонаж. Он искренне любит людей, просто считает, что иногда необходимо лгать во спасение.

Сам Максим Горький не встает ни на сторону Луки, ни на сторону Сатина. Мне кажется, он предлагает остановиться на золотой середине, ведь имеет смысл знать всю правду только если она может чем-то помочь.

Сочинение по теме правда и ложь в драме горького на дне

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи. По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция. На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо – сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее. Клещ – талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом. Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее – облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее. Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях. Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому. И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь. Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии. Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри. Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле. Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение. Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной. Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе. В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни. В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.

Похожие статьи:

Горький М. > Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”) Горький М. > Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Горький М. > Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Горький М. > Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Горький М. > Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»

Что лучше: мечты, горькая правда или ложь во благо (по пьесе М. Горького «На дне»)


Каждый человек своеобразен и интересен по-своему в произведении М. Горького «На дне». Есть слабые и сильные личности, правдивые и лживые натуры. Присутствуют и мечтатели, которые создали свой мир в собственном сознании. Одной из них является Настя, которая вынуждена жить в «грязи»: с пьяницами, развратниками и мерзавцами. Ее окружают нищие, убийцы, калеки. Она – торговка любовью, окружающие считают ее падшей женщиной, особенно представители «приличного общества». Но молодая героиня способна грезить о несбыточной и кристально чистой жизни. Она не потеряла веры в настоящую, чистую любовь. Насте безумно хочется, чтобы остальные обитатели ночлежки завидовали ее красивым мечтам, но все же никого не пускает в свой мир иллюзий и фантазий. Несмотря на упреки и насмешки, ее душа не очерствела: там «хранится» много теплоты и нежности. Когда в пристанище этих людей пришел Лука, у некоторых появилась вера в то, что жизнь изменится в лучшую сторону. Этот герой является своеобразным проповедником светлого будущего. Он использует идею «лжи во спасение» и предлагает «ночлежникам» создать «свой личный мир», который будет идеальным для каждого из них. Тяжело больная Анна больше не хотела жить, считая смерть избавлением от мук. Лука убедил женщину в существовании загробного мира. Несчастная страдалица поверила в то, что однажды попадет в Рай. Ей даже захотелось еще хоть немного пожить, несмотря на боль, чтобы потом ощутить покой и блаженство. Героиня умерла, искренне уверовав, что попадет именно туда, где будет гораздо лучше, чем на земле. Влияние Луки сказалось и на судьбе еще одного героя пьесы. Актер, который был алкоголиком, стал представлять себе лечебницу, где его накормят и вылечат от пьянства. Он даже бросил пить и стал копить деньги на дорогу. Но, к сожалению, другие люди не «позволили» осуществить его заветную мечту. Судьба Актера трагична. Будучи ранимым человеком, покончил собой после того, как открылась горькая правда. И только Сатин совершенно ни о чем не мечтал. Герой был ярым противником того, что обитатели ночлежки строят какие-то несуществующие «воздушные замки». Он смотрел на мир реально: сознавал трудности и оценивал возможности. Тем не менее, его сложно назвать сильным человеком. Он жесток и бессердечен. Силен физически, может бороться с препятствиями, но не способен на сочувствие и сострадание. Пьеса «На дне» о глубоко несчастных людях. Отсюда и ее название, придуманное автором. Многие читатели согласятся с тем утверждением, что порой «ложь во благо» действует гораздо лучше «жестокой и грубой правды», которая способна даже убить. Возможно, по-своему Лука был прав, Он «заставил» поверить некоторых практически обреченных людей в светлое будущее, внес «нотку оптимизма» в их жалкое существование. Можно сделать вывод о том, что только добро и справедливость могут поистине творить чудеса. Человек невольно становится духовно богаче, ведь надежда и вера в прекрасное окрыляют и придают силы!

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Пьеса «На дне» Максима Горького имела изначально несколько названий — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Все эти названия как нельзя лучше характеризуют это произведение. Мрачное, беспросветное о потерянной жизни.

Главные герои – несколько человек с очень тяжелой судьбой, нищие и одинокие. Судьба свела их вместе в грязной крошечной гостинице для бедных и они как могут – общаются, дружат, заводят любовные отношения. Но читателя всю пьесу не покидает ощущение безысходности. Проблема этих людей в их разобщенности, в том, что в случае проблем и трудностей – ни один не протянет руку помощи другому. Всем есть дело только до себя самого. У каждого свои проблемы и хотя все охотно делятся ими, но помогать никто никому не спешит.

Писатель очень ярко показал характеры всех героев пьесы – как и в самом обществе в целом, в этой ночлежке, — собраны и представлены — блюститель закона, проститутка, бомжи, пьяницы, сапожник, слесарь, представитель иного вероисповедания, арендаторы жилья, несчастная больная женщина, рано узнавшие горечь жизни подростки и блаженный старец.

Представлены как бы два класса – более зажиточный и нищий. Все собраны в одном доме и также как в любом обществе, происходят конфликты, междоусобные войны, примирения, при этом автор как будто показывает читателю общество в миниатюре и на примере этой ночлежки демонстрирует, что общество – болеет, оно несовершенно, оно расколото и люди в нем только ссорятся и дерутся.

Проблема общества в пьесе Максима Горького в его безысходности, потери себя, отсутствии четких целей и ориентиров. Каждый из героев пытается найти «правду», но они сами не знают где ее искать и не хотят меняться, чтобы найти ее. Потому, что под словом «правда» в данном случае понимается: «смысл жизни». Ложь в данном случае – это все остальное, что не является смыслом жизни и самое интересное, что ложь в таком значении ближе именно зажиточному классу, всем кроме Наташи.

Все герои настолько погрязли в грехах и пороках, что даже рады своему положению – им ничего не нужно менять, им удобно быть «дном общества». Смысл жизни у каждого из них свой, но все хотят «лучшей жизни» и только двое из этого общества – все воспринимающий с сарказмом и легко относящийся к жизни Сатин и одухотворенный старец Лука не ищут пути. Потому, что они уже обрели его и обрели свою «правду».

Есть еще третий персонаж – Бубнов. Он картузник, шулер, много повидавший на своем веку человек, который на все смотрит с сарказмом. Его правда в отличии от легкой небрежной правды Сатина и возвышенной правды Луки – равнодушна, ее как бы нет, он не отделяет правду от лжи. Его правда в неверии, полном пессимизме. Сатин пытается бороться своими методами, Лука уже победил, а вот Бубнов – отказался от всякой борьбы вообще.

Бубнов не имеет ни врагов, ни друзей – ему все равны и никто по большому счету не нужен, он никому не верит. Назвать его плохим человеком – тоже нельзя, он, скорее – разочаровавшийся человек, он циничен, потому, что в жизни он слишком часто обманывался, в качестве защиты, он надел броню циничности, чтобы уже никто не мог его обидеть. Сердце у него не злое, просто зачерствевшее. Сатина он слушает, как слушают старики молодых – не веря в успех его надежд. А Луку он слушает, как будто он сумасшедший дедушка, которого можно только пожалеть.

«…Шум — смерти не помеха…»;

«…Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»;

«…На что совесть? Я — не богатый..»;

«…Все так: родятся, поживут, умирают… Чего жалеть?»

«…Что было — было, а остались одни пустяки…»;

«..Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…»;

«…Все люди на земле — лишние…»;

«…Все — сказки…».

Если рассмотреть на примере и сравнить «путь жизни» и «правду» Сатина и Бубнова, то они в чем-то схожи, но Сатин оптимист и пытается выжить на дне, смотря на жизнь легко, Бубнов же не выживает, он просто живет на дне, подстроился и безропотно сносит все тяготы, считая, что другого быть не может, это часть жизни. Все плохо, но по другому быть и не могло.

Если рассмотреть и сравнить «путь жизни» и «правду» Сатина и Луки, то можно обнаружить, что это два совершенно разных подхода к пониманию жизненного пути.

Что касается Сатина, то это типичный «раздолбай» и прожигатель жизни. Он умен, обладает какими-то знаниями, которые он получил в течение жизни, у него легкий характер и он молод – ему кажется, что нужно жить сегодняшним днем и вообще не думать о будущем.

Его представление о жизни, можно охарактеризовать как: «мир жесток, но мне все равно, я живу, как хочу». Он часто в своем поведении — подчеркнуто отстранен, саркастичен, немного циничен и ироничен. Он смеется в лицо этому миру, поскольку не ждет от него ничего хорошего, но смеется беззлобно именно потому, что давно уже поставил крест и на своей жизни и на том, чтобы понять этот мир или сделать его лучше.

«…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!…»

Таких как он в современном мире называют: «пофигистами». Он не хочет бороться, не хочет добиваться «лучшей жизни» и «правды», потому, что он для себя решил, что борьба бессмысленна.

Но в отличии от Бубнова, который циничен от того, что его закалила жизнь и он от нее уже ничего не ждет, он саркастичен потому, что пытается плыть по течению, наслаждаться жизнью.

«…Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто, ничего не хочет делать — что тогда будет?…»

Он пытается заразить своей легкостью окружающих и особенно своего друга Актера, но все это в сущности напускное. Внутри Сатин глубоко несчастный человек – он бывший преступник и на его душе большая тяжесть совершенного в прошлом. Фактически он пытается отгородиться от мира своим легким отношением к нему.

Но все меняется, когда в ночлежку, как светлый луч солнца на беспросветное дно – заглядывает старец Лука.

И Сатин что-то понимает, переосмысливает, становится, мягче, добрее и в чем-то лучше. Он согласен со старцем Лукой, он начал уважать его, хотя сначала в душе посмеивался над ним. Он пытается донести до людей ту правду, которую донес ему Лука.

Фактически – правдой Сатина, была легкость и цинизм, отсутствие правды, но потом, его правдой стала правда странника Луки.

«…У меня из головы вон не идет… этот старик! Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…»

«…Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!…»

«…Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… Не в этом дело! Человек — выше!»

Но все же Сатин понял странника по-своему и для него правда старца не стала путеводной звездой, как могла бы, потому, что он принял ее всецело, но так до конца понять ее и не смог.

«…Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи… Я — понимаю старика… да! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми!»

«…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю!… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна…»

Сатин принял правду Луки как «ложь во спасение» и потому зауважал его и защищал его и его поведение, но лишь потому, что все понял по своему и пожалел старика. Он решил, что его благое дело благородно, но бессмысленно и луч надежды, который появился у всех, как только пришел Лука – исчез с его уходом и единственный, кто по-настоящему мог бы исправиться и понять его, измениться – тоже все понял неправильно.

Сам Лука – блаженный старец, он здесь может восприниматься и как образ Христа, пришедшего в мир спасти его и как светлый ангел и как святой. Но мир отверг его, не понял, не принял, лишь единицы были за него и прислушивались, но и им мир не дал возможности измениться.

Все его слова – светлы и наполнены всепрощением и любовью к ближним, миру в целом. Он не сердится, он только огорчается и справедливо указывает на ошибки, учит, наставляет. Его правда – в том, что мир един и он не должен быть расколот, люди должны любить друг друга, бороться друг за друга, быть одним целым. Он сам пережил много бед и лишений, много проблем и несчастий, но он не сдался и не озлобился, он просто выбрал путь света и идет по нему несмотря ни на что.

«…Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сто лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!»

«…Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…»

«…Где тут загадка? Я говорю — есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней — родит… Так-то вот…»

«…Мяли много, вот и мягкий стал…»

«Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да! Человек — может добру научить… очень просто!»

«И я скажу — иди за него, девонька, иди! Он — парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он! тебе — поверит…»

Он верит в людей, верит людям, Сатину он открыл больше и говорил с ним, как с тем человеком, кто способен его понять.

«…Всё ищут люди, всё хотят — как лучше… дай им, господи, терпенья!..»

«…Понять хочется дела-то человеческие… а на тебя гляжу — не понимаю! Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…»

Но он понял, что Сатин так и не понял его наставлений и просто оставил его с его правдой.

«…Тебе бы с такими речами к бегунам идти… Есть такие люди, бегуны называются…»

И Сатин остался жить на дне, хотя мог бы подняться. Лука же ушел освещать путь кому-то еще. Получается, что — Бубнов же остался на дне, потому, что не боролся, Сатин – потому, что проиграл в борьбе, лишь Лука не остался на дне, потому, что изначально был выше и не был «падшим».

Максим Горький своим произведением хочет показать нам, как важно не потерять себя, не скатится на дно, не стать таким, как порочные герои этого произведения, что нужно быть выше всей этой грязи, как старец Лука и тогда у каждого есть шанс отыскать свою личную правду, которая не даст ему сдаться, позволит бороться и приведет его к счастью, на какое бы дно человек не упал.

Сочинение — Правда и ложь в пьесе На дне. Русский язык

Много лет человечество всегда волновала проблема, что значит правда и что есть ложь. Сталкиваясь, эти понятия стоят всегда вместе и занимают, чуть ли не основное место в произведениях русских писателей. Пьеса «На дне» не стала исключением. В данном произведении Горький говорит о 2-х видах гуманизма. Если же со стороны Луки мы видим призыв к сочувствию, примиряющий с тяжестями жизни, то Сатин выдвигает идею борьбы с несправедливостью.

Для того, чтобы понять, кто здесь остается правым — Лука или Сатин, мы обратимся к тексту пьесы. Вначале перед нами предстает подвал с тяжелым и душным воздухом людьми, живущими там, постоянно ругающимися и пребывающими в мире разбоев и распутства. Спустя определенное время в ночлежке мы видим Луку, который своими доброй речью стал успокаивать жителей. Именно такого внимательного отношения к себе они и не видели. Они ждали был именно такого человека, который мог успокоить и подбодрить. Ведь к обитателям ночлежки давно по-хорошему никто и не обращался. Конечно же, сочувствие важно в таком жестоком мире. Оно помогает осознать, что ты не находишься в полном одиночестве и без поддержки. Именно тогда все проблемы решатся быстрее и легче. . Но все должно быть в меру. Самое главное — не перейти грань между вредом и пользой.

Отчетливо видно, что Лука пошел не по тому пути, не стараясь сделать какие-то перемены в жизни этих людей. Но вряд ли именно такая помощь нужна была этим обитателям. Возможно, умирающей Анне необходимо было такое присутствие, чтобы последние минуты были скрашены. Однако такое успокоение характерно не для всех. Своими слащавыми убеждениями он поселил жителей подвала в иллюзорный мир. Странник, который призывал терпеть тяготы и лишения, искоренил в обитателях подвала возможность бороться. Обитатели до его прихода итак находились в бездействии, а сейчас вообще пребывали в иллюзорных мечтах. Невозможно жить постоянно в таких мечтах, когда — то нужно услышать правду. Философия Луки терпит крах. Драматична судьба героев- Актер заканчивает жизнь самоубийством, испорчена жизнь Насти.

Мы видим, что автор больше проявляет симпатию идеям Сатина, проповедовавшего правду. Ведь только правдивость открывает глаза человеку на жизнь. Лгать — это значит не проявлять никакого уважения к другому человеку. Однако, теория Сатина тоже не была реализована. Ведь, прежде всего все эти мысли можно реализовывать тогда, когда сам готов меняться. Люди же ночлежки не хотели что-то изменить, поэтому и остались на дне.

Проблема истинного и ложного гуманизма была всегда актуальной и всегда решаемой. Наше поколение устраняет данную проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому данное произведение актуально во все времена.

2 вариант

Данная великолепная пьеса была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году, в период событий, связанными с революцией в стране. В ней он попытался показать людей, которые оказались на самом «дне», из-за того, что привычный мир для данных героев обрушился, и они не смогли больше находиться в привычном для себя образе. В ночлежке, читатель может проследить то, что думают и считают люди, которые остались без надежды, и фактически «опустили руки». Однако, стоит отметить, что даже у них оставались некоторые мечты и цели, которые были спрятаны в глубине их душ. Данные герои ведут философские беседы о том, существует ли смысл жизни, и что стоит делать, чтобы оставаться живым и нужным человеком. Здесь отображены герои с собственной жизненной позицией, и принципами, что говорит о том, что когда-то данные герои были достойными членами общества, и сейчас им необходима помощь.

Стоит сказать и о том, что писатель специально показал данных героев через призму грусти, так как в каждом из них есть своя трагическая история, связанная с их существованием, детством или происхождением. Например, если рассматривать образ Васьки Пепела, то стоит отметить, что он неплохой малый, который, тем не менее, родился в семье воров, и тем самым на нем было отмечено клеймо того, что и он пойдет по стопам своих родных. Он никак не мог бороться с общественным мнением, и поэтому оказался в таком месте. Показан и образ невероятно талантливого слесаря по прозвищу Клещ, который был очень жестоким и злым человеком. Рядом с ним находится молодая супруга, здоровье которой подорвано, и она фактически умирает на глазах у мужа, которые не проявляет к ней сочувствия.

Очень трагична и печальна судьба Ани, которая никогда не была сытой и хорошо одетой. Когда она умирает, то понимает, что скоро обретет покой, и отправится в однозначно лучший мир, так как реальность, которую она наблюдала на протяжении всех своих тридцати лет, была очень жестока с ней. Настя показана мечтательной девушкой, которая обожала читать романы о любви. Ей приходилось торговать собой для того, чтобы прокормить себя. Читая свои рассказы о счастье других людей, она видит в героях себя, и мечтает о том, что однажды встретит человека, который сможет полюбить ее душу. Также, она хотела иметь детей, для которых она была бы готова стать хорошей и заботливой матерью. Для Актера, который ушел в запой, прежняя жизнь вспоминается очень часто, и он грезит о том, что однажды сможет вернуться на сцену. Однако, его слабохарактерность, не позволяет ему воплотить свои мечты в реальность. Персонажи показаны очень несчастными и обездоленными.

Все сочинения

Правда и ее проблематика в пьесе «На дне» являются центральным вопросом драмы. Однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только со второго действия, когда Горький выводит на сцену Луку.Сочинение правда и ложь в драме на дне горького 11 класс

В принципе понимание и трактовка именно этого героя и формирует «образ правды» в пьесе, а с ним и следующего важнейшего философского понятия – истины.

Несмотря на то, что в авторском замысле Лука  — это отрицательный герой (по словам Горького, — плут, мошенник), его воплощение на сцене МХТ всегда было обратным. Начиная с первого исполнителя (Москвин), все актеры видели в нем только положительного героя.

К слову и само отношение Горького к этому персонажу сформировалось не сразу, оно претерпело определенную корректировку, и не в последнюю очередь из-за демократической критики. На первых же постановках автор мучился очевидным несоответствием образа Луки задуманному и даже испытывал недовольство собой.

Такое чувство основывалось на подспудном осознании того, что в драме «На дне» существует некая философская константа, экзистенциальный смысл, который заложен там и который изменить сам автор не в силах.

Между тем, именно формулировка Горьким главной проблемы пьесы – «истина или сострадание» — и является причиной. Потому что:

  • содержит в себе логическую ошибку противопоставления этих непротиворечивых друг другу философских посылов;
  • является незаметной подменой понятия Истины понятием правды нового исторического времени

Человек и правда (истина и ложь) в драме «На дне»

Сочинение правда и ложь в драме на дне горького 11 классКак философская абсолютная категория – Истина может иметь исключительно один антипод – Ложь, поскольку этот термин обозначает неизменно-вечные качества идеального мира. Сострадание же по отношению к Истине не может находиться в оппозиции, напротив, оно может представлять собой даже путь к ее постижению.

Правда же, в отличие от абсолютности Истины, носит характер относительный. (Интересное замечание. Это слово произошло от глагола «править». Но известно, что «править» можно в совершенно разных направлениях. Еще один аргумент – мы видим, что этим словом часто обозначают не поиски абсолютного, а следование определенной избранной идеологии. Например, «ленинская правда», «правда Украины» и т.д.)

В качестве проверки можно поменять слова (правда и истина) и окажется, что мы получим совершенно бессмысленные тезисы, что и подтверждает относительный характер понятия «правды».

В высказываниях героев драмы «На дне» практически всегда речь идет о такой правде, которая подразумевает фактически-конкретное положение дел для каждого героя. А уже такая правда (конкретика факта) становится фатальной для неподготовленных и слабых душ персонажей пьесы.

И именно Лука олицетворяет в драме «путь сострадания», который должен помочь преодолеть убийственную правду для героев «На дне». И делает он этого совсем не мошенническим или обманным путем.

Получается, что основной конфликт (философский) в пьесе проходит не между «истиной и состраданием», а в сложных взаимоотношениях Истины и правды.

Больше того, как раз «сострадание» оказывается маркером «истинности» всякой правды.

Разумеется, понятия правды и истины не находятся в жесткой оппозиции в драме Горького. В отдельных случаях правда может совпадать с ней, может быть ее частью и т.д.

Собственно образ Луки отображает понимание этих сложных взаимоотношений правды и истины. Он единственный герой среди прочих обитателей ночлежки, который «видит», как фактическая правда, конкретное положение дел каждого персонажа расходится с Истинной правдой о нем.

По сути, правда каждого конкретного эпизода (или земная правда) – это исключительно часть правды или правда одного эпизода, момента. Но сам человек всегда больше такой части или момента. Следовательно, он не сводим к ним и всегда выше их. А его жизнь (по замыслу Создателя) – это дорога к той самой Истине о себе. Сострадание и участие могут помочь встать на эту дорогу, не сойти с нее и найти сил для движения.

Со слов проницательного Сатина именно сострадательное участие Луки «проквасило» сожителей ночлежки. (По аналогии с евангельской «закваской», открывающей человеку его личную дорогу к себе истинному.)

Однако Горький уводит Луку со сцены, собственно оставляя своих героев брошенными, именно тогда, когда сознание этих персонажей еще не может противостоять «земной правде». Но это сознание уже оказывается пробужденным. Об этом говорят ремарки самого Горького к 1 и 4 действиям.

Так, в первом  — ночлежка освещена через окно (извне)

А уже в 4 – изнутри.

Таким образом, мы обнаруживаем несоответствие между замыслом автора:

  • ревизия традиционных ценностей
  • утверждение новой системы (позитивизм, мировоззрение Сатина и т.д.)

и его художественной реализацией в драме «На дне».

Наша презентация (шпаргалка для сочинения)

В этом случае, очевидно, что Горький-драматург проявил большую интуицию и оказался тоньше Горького-рационалиста. Что также подтверждает абсолютность Истины и относительность правды в конфликте драмы «На дне»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

  • Сочинение почему софья выбрала молчалина по комедии а с грибоедова горе от ума
  • Сочинение почему для катерины невозможен путь варвары
  • Сочинение почему я хочу быть поваром
  • Сочинение почему подростки курят
  • Сочинение почему дубровский стал разбойником по плану вступление основная часть заключение