Сочинение повесть о петре и февронии муромских вечная любовь

Девушка умеет врачевать, и соглашается помочь петру. взамен она берет с него обещание жениться на ней. но когда петр излечивается,

Девушка умеет врачевать, и соглашается помочь Петру. Взамен она берет с него обещание жениться на ней. Но когда Петр излечивается, то забывает о данном обещании. Тем более, что обычная крестьянка не могла считаться ему ровней.
Спустя время Петру вновь приходится обратиться за помощью к Февронии, так как его болезнь вернулась. Он полагает, что девушка злится, ведь он не сдержал обещание. На деле же Феврония не проявила обиды и согласилась помочь бескорыстно, не приняв даров.
Уразумев, насколько добродетельна Феврония, Петр влюбляется в нее. Он убедился в ее бескорыстие и милосердие. Поэтому теперь Петр сдерживает обещание и женится на девушке.
Автор говорит, что жили Петр и Феврония благочестиво и праведно. И даже интриги бояр не могли разрушить их семью. Любовь и преданность – вот что берегло их от всех бед.
Доказательством большой любви супругов можно найти очень много. Например, когда бояре заставили покинуть престол Февронию, то она попросила забрать с собой самое дорогое. И самим дорогим оказался князь. Любящий князь согласился последовать за женой. В изгнании его одолевали сомнения, правильно ли он поступил, отрекшись от престола. Но Феврония подбадривала мужа и укрепляла веру.
Преданность Февронии мужу – безгранична. Она всегда хранила ему верность. Однажды она угадала мысли другого мужчины, польстившегося на нее. Феврония ответила ему, что точно, как вода по разные стороны корабля всегда одинакова – так же и она всегда верна мужу.
Петр и Феврония – пример идеальной семьи.

Петр и Феврония – два персонажа из древнерусских легенд, муж и жена, княгиня и князь. Они действительно существовали в реальности и жили в древнерусском городе Муроме. О них рассказано в «Повести о Петре и Февронии», что написана еще в 16 веке. Сегодня Петра и Февронию почитают как святых в церкви. Эта влюбленная пара – образец любви и семейной верности, супружеского долга, праведной жизни.
Я прочел историю их любви и жизни, хоть она и полулегенда, полусказка, но заставляет задуматься о важных жизненных вещах. Кнзяь и княгиня оба известны были на Руси добрыми делами и героическими поступками. Феврония имела дар лечить людей, она исцелила князя Петра, когда он был тяжело ранен в битве.
История любви Петра и Февронии примечательна тем, что происходили эти люди из разных сословий. Петр – князь, а Феврония – простая поселянка, простолюдинка. Когда князь Петр решил в знак благодарности за излечение жениться на Февронии, его бояре стали стеной против. И Петр отказался от княжеского титула, ушел вместе с возлюбленной в дремучие леса.
Позже Петра разыскали подданные и соратники, потому что лучшего князя они не смогли найти, и уговорили его вернуться с молодой княгиней на престол. Выбор Петром жены был верен – Феврония оказалась хорошей княгиней, мудрой правительницей, ее полюбил и стал глубоко уважать народ.
История любви Петра и Февронии, что дошла до нас из прошлого, учит нас быть стойкими и верными своим чувствам. Между любящими людьми нет преград: ни богатство, ни власть не способны помешать настоящей, истинной любви. Во многом Петр и Феврония могут служить для молодых людей примером счастливой семьи и достойной пары.

В нашем мире происходит очень большое количество различных чудес, которые связаны с жизнью людей, но речь идет не о простых людях, так как речь пойдет о фигурах, которые были причислены к святым. Эта удивительная история вызывает настоящее восхищение, так как подобных примеров просто нет.
Петр и его жена Феврония, являются примером и идеалом для всех людей, так как на примере их отношений, можно строить свою собственную жизнь. Все начинается с того, что наш герой отправляется сражаться с очень злым и кровожадным змеем, которые не дает простым людям спокойно жить. Ему просто нужно его победить, а сделать это, как оказалось практически невозможно.
Он получает смертельную травму и ему грозит смерть, но неожиданно происходит великое чудо: ему помогает обычная крестьянская девушка, которая используя свои знания и любовь просто ему помогает излечится. Между нашими героями возникает очень теплое и нежное чувство, которое перерастает в очень большую любовь, которая и становится настоящим чудом, так как ее они смогли пронести сквозь свои проблемы и испытания, а это очень многого стоит.
Одним словом, они сумели сохранить верность друг другу. Все время они были вынуждены терпеть различные испытания, которые им были посланы свыше, но это их не сломило, а наоборот сделало еще сильнее. Любовь и мудрость, вот составляющие их счастья. Именно эти два блага и являются залогом успешной семейной жизни, так как подчиняясь и слушая свою жену, наш герой смог пройти все свои испытания, но самое важное то, что он всегда оставался победителем, так как ему помогала любовь.
Всю свою последующую жизнь эти люди жили в любви и согласии, и самое интересное, что они умерли в один день, а это так же подтверждает то, что все их отношения уже давно были предрешены свыше, и они просто повелевались своей судьбе и своему незримому поводырю, который вел их по очень сложному пути, но в конце этой дороги, они обрели вечную и счастливую жизнь. Когда, читаешь их историю, то понимаешь смысл семейной жизни, и ту ответственность, которую должны нести мужи и жена, прежде всего перед собой, а потом перед всем обществом.
В наше непростое и довольно противоречивое время их история должна стать настольной книгой для всех семейных пар, так, как только соблюдая все принципы, которые там описаны, люди будут счастливы, а это самое важное, что нужно человеку, который рассчитывает на любовь и поддержку своего самого близкого спутника жизни, но не все соблюдают простые моральные нормы своего поведения, что вызывает очень большую жалость и даже стыд.
Эта пара была причислена к лику святых, и это вполне заслуженно, так как все своей жизнью и деятельностью они дали человечеству очень хороший пример, пример того, как себя должны вести люди в различных жизненных ситуациях, а это бесценный опыт предков, который нам достается совершенно безвозмездно, и мы просто обязаны его хранить и ценить, то, что они нам завещали. Любовь и верность, которые постоянно соседствуют с мудростью, делают свое доброе дело.

Продолжаем публикацию материалов спецпроекта «Наша родина. Страницы истории». Напомним, проект реализуется совместно с «Российской газетой» и историческим научно-популярным журналом «Родина».

Автор: Мария Городова

Восьмого июля в православных церквях вспоминают святых Петра и Февронию, Муромских чудотворцев, покровителей семьи. Историки считают: почитание святых существовало еще до XIV века, и в 1547 году Церковь узаконила народную традицию. А с 2008 года день памяти святых решили уже отмечать как Всероссийский праздник семьи, любви и верности. Дело в том, что отношения княжеского сына Петра и простой крестьянки Февронии, ставших святыми именно за подвиг любви, — яркий пример любви, верности, преданности и самопожертвования, тех качеств, без которых невозможно построить счастливую семью.

Обычно о жизни святого и смысле его духовного подвига мы узнаем из его жития, но история святых Петра и Февронии — исключение. Достоверно известно только то, что они жили в городе Муроме в XII веке, все остальные сведения почерпнуты из «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в середине XVI века церковным писателем Ермолаем-Еразмом. Фамилия его нам неизвестна, сам себя он называл Прегрешным.

В начале царствования Ивана Грозного, митрополит Московский Макарий решил собрать жизнеописания всех русских святых воедино. Так появились «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения). Среди авторов, привлеченных к работе, был и Ермолай (монашеское имя Еразм), которому поручили собрать сведения о Муромском князе Петре и его жене Февронии. В народе их почитали чудотворцами и к их могиле приезжали просить благословения на счастливый брак. Как правило, жития святого — это скрупулезное исследование, в котором нет места фантазии. Но то ли потому, что строгие рамки жития были тесны талантливому писателю, то ли потому, что сам духовный подвиг этих святых, их любовь друг к другу, не могла не вдохновить Еразма, но в итоге он написал не канонические по форме жития, а повесть, полную символов и даже сказочных приключений и любви. В «Минеи Четьи» труд Ермолая-Еразма не включили, зато русская литература обогатилась шедевром.

Конечно, сейчас сквозь наслоения веков трудно восстановить реальность, но, тем не менее, сама святость Петра и Февронии никогда не оспаривалась. И то, что мы сейчас рассматриваем их духовный подвиг через призму символов и художественных образов, сути не меняет. «Тайна сия велика», — говорил о браке и любви апостол Павел. Духовный подвиг святых Петра и Февронии — это подвиг любви. Любви как высшего единения двоих, любви, которая выше и сословных перегородок, и корысти, и даже самой смерти. Итак, что же мы узнаем, прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», этот своего рода бестселлер наших предков (повесть расходилась по России в огромном количестве списков).

Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол. И только Петр смог распознать дьявола и сразил его мечом. Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел — по телу его пошли язвы. Никто, повествует дальше Еразм, не мог излечить Петра, и только Феврония пообещала помочь ему, но при условии, что он женится на ней. Не веря в то, что из этого что-то выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Феврония, хотя и была дочерью простого древолаза — ее отец

собирал мед диких пчел, но обладала даром целительства. Петр выздоровел, но жениться не спешил, и тогда болезнь снова вернулась к нему. Тут уж Петр не стал медлить, и они зажили счастливо.

Вскоре умер Павел, и Петр должен был стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо отпусти Февронию, найди себе княжну и садись на престол, либо не быть тебе князем. Петр выбрал жену. А Феврония, обладавшая даром прозорливости, утешала приунывшего Петра, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и, в конце концов, позвали Петра назад. Петр и Феврония «управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии».

Интересен такой эпизод, описанный Еразмом. Однажды Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей знаки внимания. Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой, и отпить из каждой — тогда еще можно было пить речную воду, не отравившись. Воспылавший страстью боярин отпил, и Феврония спросила его, есть ли в воде разница. «Нет, вкус один», — отвечал ухажер. «Так же одинаково и женское естество, напрасно ты забыл жену и думаешь о другой», — отвечала Феврония.

В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. Вот как рассказывает Еразм об их кончине. Почувствовав приближение смерти, Петр послал к Февронии посыльного со словами: «Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: «Подожди еще, не окончила я работы». Но Петр торопил: «Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…» Тогда, на третий раз, Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух: в один день и час с мужем. Но на этом чудеса не кончились.

Зная, что Петр и Феврония приняли монашество, глупые горожане решили, что не гоже им, монахам, лежать в гробу рядом, и положили каждого в отдельный гроб, причем поставили их в разные церкви. Но наутро обнаружили оба тела рядом в каменном гробу. Посчитав это недоразумением, горожане на ночь перенесли тела назад, но на следующее утро опять нашли их вместе. После этого никто уже не посмел разлучать Петра и Февронию.

Конечно, современного читателя может смутить и эта история с гробами, и змий, появлявшийся в начале повествования, однако богословы видят в этом не столько разгулявшуюся фантазию народа, или автора, сколько христианскую символику. Змий тут — не древнее чудовищное пресмыкающееся, а символ врага рода человеческого. И борьба с ним — не битва с мечом, а внутренняя брань с соблазнами, исходящими от сатаны и его прислужников. Автор повести языком христианских символов рассказывает о том, что читателям обязательно выпадут испытания. И они затронут семью. Но можно, можно преодолеть все эти трудности, и святые Петр с Февронией — пример любви, все преодолевающей.

В Библии сказано: «Муж и жена плоть едина». Такая любовь, такое взаимопроникновение любящих, было редкостью, чудом и тайной и в XII, и в XXI веке. Но и тогда, и сейчас люди

понимают всю ценность такого чувства, и именно поэтому не иссякают потоки верующих, которые молятся святым Петру и Февронии, желая приобщиться к такой божественной полноте любви.

Страницы истории.jpg

Источник: «Российская газета»

Произведение написано монахом, жившем в 16 веке. Основный смысл повести о Петре и Февронии — поучительный. В каждом описанном эпизоде автор прямо или иносказательно раскрывает законы христианской семьи. Повесть рассказывает о встрече Петра и Февронии, их супружестве, а смысл финала произведения скрывается в главном чуде, случившемся со святыми.

Краткое содержание

К жене князя Павла стал наведываться змей, посланный дьяволом. В настоящем облике его видела лишь княгиня, перед другими появлялся образ князя Павла. Убить змея мог только Петр, но перед ним чудовище было в образе брата.

Смысл этой части повести о Петре и Февронии Муромских заключается в том, что мужчина всегда берет на себя ответственность. Ему не мешают сомнения и страхи.

Петр зарубил змея, но заразился проказой. Помочь мужчине обещала дочь древолаза Феврония. Взамен она просила Петра стать ее мужем. Князь согласился, но всерьез условие не воспринял.

Исцеленный Петр уехал, не выполнив обещания, но вскоре вернулся. Девушка умышленно оставила одну язву открытой, болезнь снова охватила князя. В следующий раз блаженная полностью исцелила Петра и стала его женой.

После кончины Павла править городом стал Петр. Правление было прервано неприязнью бояр к Февронии. Позже раскаявшиеся вельможи вернули княжескую пару к правлению.

Предчувствуя кончину, супруги приказали высечь в одном камне два гроба, желая, чтобы их тела покоились вместе. Они приняли монашество. Петр стал Давидом, а Феврония — Ефросинией.

На заметку! Имя Давид означает «возлюбленный» (Богом и супругой), Ефросиния — «радость» (радость спасения).

Их молитвы об одновременной кончине были услышаны, 25 июня Петр и Феврония отошли после молитвы.

Смысл сюжета

В повести рассказывается о жизни и судьбе супругов, полной испытаний, чудес и предзнаменований.

В чем нравственный и поучительный смысл повести о Петре и Февронии

Главная идея — верность супругов. Герои прошли много испытаний, но не оставили друг друга:

  1. Изгнанная боярами княгиня не пожелала взять с собой ничего, кроме мужа.
  2. Петр не остался править городом без Февронии. Он отказался от тленного временного богатства, неосознанно следуя промыслу Божьему.
  3. Чувствуя скорую благочестивую кончину супруги вместе приняли монашество, завещая положить их тела в один гроб.

В повести о Петре и Февронии таится поучительный смысл, заключенный в призыве жить честно и выполнять данные обещания:

  1. Князь нарушил данное слово о женитьбе взамен на исцеление. Петра снова охватила болезнь, но мудрая девушка спасла его.
  2. Бояре просили Февронию покинуть Муром, забрав с собой все, что пожелает. Девушка выбрала мужа. Петр оставил правление, но не оставил жену.
  3. В монастыре Феврония стала перед выбором: завершить дело послушания (закончить вышивать покров) или сдержать данное мужу слово. Святая выбрала второе, аккуратно оставив работу для следующей рукодельницы.

Супруга всегда была с мужем. В этом и есть смысл повести о Петре и Февронии. При первой встрече мужчина был опустошен духовно и физически.

Супруг и супруга — одно целое. Блаженная вылечила благоверного сначала физически, затем — духовно. Смысл произведения о Петре и Февронии заключается в супружеской верности. Княгиня не бросила мужа ни при княжестве, ни при кончине.

Тайный смысл сказания о Петре и Февронии

Написанная монахом повесть полна аллегорий. Главный смысл Петра и Февронии — стремление показать пример христианской семьи.

Искушение

Блаженную несколько раз искушали деньгами и подарками. Предлагали плату за исцеление Петра, присылали подарки в знак благодарности за его спасение. От всего Феврония отказалась.

Бояре предлагали любые блага за отказ от князя. Феврония пожелала оставить все, но забрать мужа.

Гордыня

Князь не желал жениться на дочери древолаза. Затем боярские жены отказывались принимать правление простолюдинки, начали подговаривать своих мужей изгнать блаженную.

Бояре настраивали Петра против жены, говоря о том, что она не соблюдает этикет. Княгиня после трапезы собирала со стола крошки. Однажды Петр открыл ладони, но увидел в них благовония.

В этой сцене скрыт смысл «Петра и Февронии» о секретах семейной жизни. Супруги сталкиваются с бытовыми проблемами. Привычки могут быть разными, но исправлять их можно терпением, а принимать — с благоговением.

Власть дается Богом

Княжество — мирское служение Богу. Покинув Муром, Петр переживал о своем положении: неужели он сам оставил княжеское служение Богу? Феврония, предвидя будущее, уверила князя в том, что Господь их не оставит.

Блаженная, обладая даром чудотворства, укрепила дух мужа. Она благословила обрубки деревьев, на которых готовился ужин. Утром на их месте стояли могучие деревья, обросшие листвой. Вскоре вельможи приплыли к блаженным супругам с просьбами возобновить правление.

Феврония и Петр правили городом, живя по заповедям, тем и богатея.

В чем смысл концовки

Герои прошли немало испытаний, не нарушая заповедей брака. Ответ на вопрос, в чем смысл главных чудес Петра и Февронии, раскрывается в концовке произведения. Супруги заранее позаботились об общем гробе.

Интересно! Евангельские слова о супругах: «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.:19,5)

После их преставления перед Господом люди разделили супругов. Здесь и произошло главное чудо — утром Петр и Феврония оказались в одном гробу.

Однако люди не задумались о случившемся и вновь разделили тела. Это произошло уже в третий раз: один раз — при жизни, два раза — после преставления перед Богом. Утром тела вновь оказались в одном гробу.

В произведении сказка перемешана с былью. Понять смысл повести о Петре и Февронии поможет ее краткое содержание и описанный анализ аллегорических приемов автора.

Сочинение повесть о петре и февронии муромских вечная любовь

Текст: Ольга Лапенкова

Два года назад семиклассники уже изучали русский народный фольклор; в том числе — читали волшебные сказки, в которых Иван-царевич ловил Жар-птицу, богатыри сражались с трёхглавым Змеем Горынычем, а Баба-яга указывала дорогу на остров Буян, где в ларце прячется погибель Кощея Бессмертного. Все эти чудесные элементы вряд ли смущали школьника, который с детства запомнил: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Однако существует ещё один давний жанр, в котором происходят чудеса одно другого невероятнее: жития святых. Но что это такое?

С первым словом — «житие» — всё просто: это устаревший вариант слова «жизнеописание», то есть «биография». Со «святыми» намного сложнее; в православии это люди, совершившие исключительные поступки во славу Господа. Но как определить, что тот или иной верующий — не просто очень хороший, добрый человек, а настоящий святой? Для этого священнослужители должны много раз обсудить ту или иную кандидатуру, а ещё убедиться, что «претендент» совершал чудеса при жизни — либо они происходили с теми людьми, которые обращались к покойному в молитвах либо поклонялись его гробу. (Под «чудесами» понимают, например, излечение от смертельной болезни; рождение ребёнка у бесплодной пары; неожиданное спасение человека, попавшего в беду.)

В настоящий момент в Русской Православной Церкви есть специальный орган — «Синодальная комиссия по канонизации святых», а окончательное решение — объявить того или иного человека святым или нет — остаётся за Патриархом, обладателем самого высокого сана. Как только принято положительное решение, специальные люди составляют тексты молитв, с которыми нужно обращаться к новому святому, а также «житие» — подробную биографию, в которой не должно быть ни слова вымысла.

Вот тут-то и начинается самое интересное, потому что «жития» подчас содержат описания невероятных событий. Например, выясняется, что святой Сергий Радонежский, поселившийся в лесной глуши вдали от людей, «подружился» с медведем, а блаженная Ксения Петербургская умела лечить детей, просто гладя их по голове. Но если в это ещё можно поверить, то как быть со сказаниями о Петре и Февронии Муромских, где есть и коварный змей-оборотень, чудесный «Агриков меч» — и даже телепортация?..

Может, дело в том, что Петра и Февронию Муромских канонизировали ещё в 1547 году — четыреста с лишним лет назад? Возможно, в те времена такое и впрямь было в порядке вещей?

Чудесная история

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в середине XVI в. священником Ермолаем, который в 1560-е гг. постригся в монахи под именем Еразм. Пожалуй, это единственное произведение, которое не жалко «спойлерить»; на то, как закончится история, красноречиво намекает сам жанр (главные герои достойно пройдут все препятствия и станут святыми). Однако тех, кто ещё не читал, всё же предупреждаем: осторожно, краткий пересказ!

«Повесть…» открывается долгим размышления о величии Бога, сотворившего человека; действие же начинается следующими словами:

Есть в Русской земле город, называемый Муромом, в котором правил, как рассказывают, благоверный князь по имени Павел. Но дьявол, испокон веку ненавидящий благо человеческого рода, послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея. Он являлся ей в видениях таким, каким был по своей природе, а посторонним людям казалось, что это сам князь с женою своею сидит. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала о всём, что с ней произошло, князю, мужу своему. А злой змей силой овладел ею.

Итак, муромский князь Павел узнал, что его супругу мучает «крылатый змей»; но как одолеть страшилище? Не может быть, чтобы такое страшное существо можно было убить обычным оружием! Поразмыслив, князь надоумил жену: нужно аккуратно выведать тайну у самого змея. И вот

…однажды, когда пришёл к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением восхваляя его, спрашивает: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет и от чего?» Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча».

С Петром оказалось просто: именно такое имя носил родной брат князя Павла. Но где взять «Агриков меч»? В раздумье Пётр — главный герой нашего «жития» — пошёл в одну из отдалённых церквей, где и обнаружил магический артефакт. И змей действительно оказался повержен — но, умирая, он забрызгал Петра своей ядовитой кровью; от этого воин страшно заболел — «покрылся струпьями, и появились на теле его язвы».

Несчастного Петра смогла исцелить только девушка по имени Феврония — крестьянка, жившая в селе Ласково. Но, прежде чем вылечить князя, она поставила условие: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Пётр согласился, но обещания не выполнил, — и страшная болезнь поразила его снова. Тогда болящий понял свою ошибку — и покаялся перед Февронией, «дочерью древолаза»; крестьянка извинения приняла и снова вылечила знатного воина, после чего молодые сыграли свадьбу.

На пути к святости мужа и жену ждало много испытаний. Так, когда князь Павел — тот самый, супругу которого мучил змей — скончался, Пётр взошёл было на Муромский престол, но местные бояре этому воспротивились: мол, разве может нами править человек, взявший в жёны простолюдинку? Тогда Петру и Февронии пришлось бежать — но ненадолго: в городе началась резня, вельможи перебили друг друга. А те немногие, которые уцелели, разыскали супругов и упросили их вернуться. С тех пор Пётр и Феврония правили долго и мудро: «Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Незадолго до смерти супруги приняли монашеский постриг, но перед этим подготовили себе общий гроб, в котором и завещали себя похоронить. Умерли они в один день, но монахи ослушались воли Петра и Февронии — и поместили покойных в отдельные гробы. Однако на следующее утро обнаружилось, что тела святых чудесным образом переместились и лежат в том самом гробу, который был заготовлен много лет назад.

Сказка — ложь?

Итак, действительно ли всё, что описал Ермолай-Еразм, было на самом деле? И да и нет.

С одной стороны, нельзя отрицать, что писатель XVI в. вдохновлялся волшебными сказками и заимствовал из них многие сюжетные приёмы. Литературовед В. В. Кусков в учебнике «История древней литературы» пишет:

«Повесть о Петре и Февронии» была создана <…> на основе муромских устных преданий. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 г. это произведение получило распространение как житие. Однако <…> оно не было включено в состав «Великих Четьих-Миней» [сборника «образцовых» жизнеописаний святых], поскольку и по содержанию, и по форме оно резко расходилось с житийным каноном. Повесть с необычайной выразительностью прославляла силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в., они умерли в 1228 г. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести. Как указывает М. О. Скрипиль, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.

Сочинение повесть о петре и февронии муромских вечная любовь

Повесть о Петре и Февронии Муромских (старообрядческая рукопись, 1850-е гг.). Фото: Wikipedia

С другой стороны, поистине верующий православный человек не сомневается в том, что чудеса случаются. Одно из них — чудо схождения Благодатного огня, который каждый год вспыхивает в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Происходит это в ночь с субботы на воскресенье перед Пасхой: огонь появляется из воздуха, в буквальном смысле этого слова.

Так что змей, принимающий обличье муромского князя, и необъяснимое перемещение тел святых — всё это, конечно, звучит странновато; верить в это или нет — каждый решает сам. Но вспомните: наверняка и в вашей жизни — или в жизни ваших знакомых — происходили события, которые невозможно объяснить логически. Что это, если не современные чудеса?

День семьи, любви и верности

После всего, что мы узнали, у школьника может остаться вопрос: всё это хорошо, но почему в честь Петра и Февронии ввели новый праздник — День семьи, любви и верности? Всё-таки жизнь у этих святых, мягко говоря, нетипичная. Ответ на этот вопрос дала главный редактор портала «Православный мир» Анна Данилова в статье «Необразцовая семья»:

Идея сделать день Петра и Февронии днём семьи, любви и верности больше всего не понравилась православным. [По их мнению,] совершенно этот день не подходит под общероссийский день семьи. Во-первых, ишь нашли православную семью — Феврония, дескать, женила Петра практически насильно, да ещё и сама первая замуж потребовала, это <…> не в храме как друг друга заприметили, так и под венец. Во-вторых, вроде бы, детей у них не было: ну какая без детей православная семья? Ну и вообще память их празднуется постом, а венчать постом не положено, какой тут семейный праздник? <…>

И как это хорошо, что мы не видим в них образца, или, скорее, стереотипа православной семьи! Наша современная церковная жизнь – это ведь эпоха неофитов [людей, которые стали верующими совсем недавно]. <…> Поэтому нам во всём подавай образец. Таким рисует свой образец девчушка — ученица воскресной школы: красавец муж — высокий брюнет, хрупкая она в летящем платье, пышное венчание, мал-мала-меньше деточек как с картинки, всё успевает, всё ладится, стол накрыт, чистота-порядок… <…>

А потом ты не вписываешься в этот свой же собственный идеал, хотя и ждёшь, и веришь и надеешься. <…> Необразцовые, неидеальные, мы ищем в Петре и Февронии утешения того, что не смогли мы исполнить своей мечты об идеале. <…> Одинокие, бездетные, больные, труждающиеся и обременённые, мы верим, что благословение Божие не только с теми счастливыми, где муж высокий силач при деньгах, а жена хрупкая кроткая красавица, и детей у них мал-мала-меньше, и всё спорится и ладится <…>.

Краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую написал Ермолай-Еразм, рассказывает о вечной любви, которой не страшно ни время, ни испытания. Команда Литеровед.ру составила краткое содержание данного произведения.

Главные герои

  • Павел – князь Мурома.
  • Петр – брат его, который убил змея. В дальнейшем святой, муж Февронии.
  • Феврония – жена Петра, святая Ефросинья.

Часть первая

Жил в городе Муроме князь Павел со своей женой. И все у них было хорошо, пока не повадился змей приходить к его супруге. Да не простой был то змей, а искуситель. Она видела его настоящим, в то время как остальные жители видели в нем князя и ничего не подозревали. Долго боролась женщина с этим, но, однажды, змей все же добился желаемого.

Женщина все рассказала своему мужу. Князь долго размышлял о том, как он сможет убить змея. И придумал вот что: женщине нужно было выведать у змея, где хранится его смерть. Она ни минуты не колебалась, поэтому тут же приступила к выполнению просьбы. Змей, который был ещё тем обманщиком, но женщине он поверил. И сказал он, что погибнет он от плеча Петра и Агрикова меча.

Женщина все это рассказала мужу, который имел брата Петра. Князь тут же бросился к нему за помощью. Когда Петр узнал все, то согласился помочь. Но он не мог понять, что же такое Агриков меч.

Однажды когда Петр отправился в церковь, то там к нему подошел юноша, который показал ему Агриков меч. Князь Петр тут же взял его, чтобы исполнить задуманное.

Однажды Петр пришел в гости к брату. Посидев немного у него, он пошел к его жене. Но там он так же увидел своего брата. Петр не мог понять, что происходит. Он вернулся к Павлу и рассказал ему все увиденное. Они поняли, что это лукавый змей пытается их запутать. Тогда Петр приказал брату никуда не выходить из покоев, а он пойдет и убьет змея.

Петр смело отправился в покои жены брата и убил змея. Но тот, когда умирал, обрызгал князя кровью. После этого у Петра начались по телу раны, от которых он ни у кого не мог найти лекарство.

Часть вторая

Петр узнает, что в Рязанской земле ему смогут оказать помощь, поэтому он незамедлительно туда отправился.

Один из отроков, которых послал Петр на поиск врачей, нашел в одной деревне очень странную девушку. Она говорила очень непонятные вещи, которые приходилось объяснять. Девушка представилась ему Февронией. Отрок рассказал ей все, почему они здесь. Рассказал о тяжелой болезни князя, а так же спросил, у кого он может получить помощь. Девушка сказала  привести к ней князя. И что если он будет честен, то недуг покинет его.

Когда они приехали к девушке, то она сказала, что поможет сама князю, но только в том случае, если он женится на ней. Князь не отнесся к словам девушки серьезно, но дал свое согласие.

Феврония передала ему плошку кваса, которым он должен был в бане помазать все свои раны и струпья. Лишь один оставив нетронутым.

Князь захотел проверить мудрость Февронии, поэтому дал ей невыполнимую задачу. На что девушка ответила тем же.

Болезнь миновала после проделанных процедур. Но князь решил не жениться на девушке без рода знатного. Поэтому просто решил отблагодарить её дарами. Но она их не приняла.

Когда князь приехал домой, то вскоре болезнь к нему вернулась. Вернулся князь обратно к Февронии, но на этот раз женился на ней, и забрал с собой в город Муром.

Глава третья

Брат князя умер. Поэтому Петр стал единственным правителем. Февронию же не принимали, по той причине, что она была не знатного рода. Бояре даже предлагали князю взять себе в жены другую женщину. А Февронию отправить обратно, вручив ей столько богатства, сколько она захочет. Князь попросил их озвучить свою просьбу самой Февронии.

Она пообещала им, что выполнит их просьбу, но только с условием того, что князь уйдет вместе с ней. Бояре не сильно расстроились, потому что давно мечтали занять его место.

Князь решил придерживаться Божьих заповедей, поэтому ушел вместе с Февронией. Когда же они в судах переправлялись через реку, то один из мужчин захотел сблизиться с Февронией. Но она очень мудро дала ему урок. После этого он понял, что она обладает даром предвидения.

Князь опечалился от того, что принял столь поспешное решение. Но Феврония успокоила его, сказав, что Бог не бросит их в беде.

Утром пришли к ним бояре, которые умоляли их вернуться и править дальше городом Муромом. Оказывается, что желающих в правители было слишком много, поэтому они перебили друг друга. Князь Петр и княгиня Феврония согласились вернуться.

Долгое время они правили, не нарушая Божьи заповеди и помогая всем нуждающимся.

Глава четвертая

Петр и Феврония просили Бога о том, чтобы он да смерть им в одно время. Так же они просили сделать им гроб из одного камня, с очень тонкой перегородкой. Они стали монахами и назывались теперь Давидом и Ефросиньей.

Когда князь понял, что минуты его сочтены, он отправил за Февронией. Но она вышивала икону и не могла прийти, не окончив работу. Князь трижды посылал за ней, она так и не успела до конца вышить, лишь воткнула в землю иголку. Умерли они в один день 25 июня.

Но люди не выполнили их просьбу и решили похоронить их в разных местах. Когда они сколотили два гроба, которые стояли в разных церквях. А тот гроб, что был высечен для них изначально, так и остался стоять в храме. Но утром оба гроба были пустыми. А тела святых оказались вместе.

Но люди снова решили разлучить их, поэтому переложили по отдельности. Но на следующее утро история повторилась. Тогда, наконец-то, люди поняли, что не стоит пытаться их разлучить.

  • Сочинение победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Сочинение повествовательного характера с элементами описания
  • Сочинение повествование поход в кино
  • Сочинение по шмелеву лето господне
  • Сочинение повелитель мух преступление