Сочинение по в непомнящий

Структура, клише и аргументы для итогового сочинения по направлению забвению не подлежит пример итогового сочинения по направлению забвению не подлежит
  • Структура, клише и аргументы для итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит»
  • Пример итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит»
  • Топ-100 книг из списка литературы по направлению «Забвению не подлежит»
  • Цитаты по направлению «Забвению не подлежит»

Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.

  1. Беспамятный человек – неблагодарный или невежественный?
  2. В чём проявляется память о Великой Отечественной войне?
  3. В чём проявляется уважение к памяти предков?
  4. В чём проявляется уважение к прошлому?
  5. В чём, по-вашему, выражается истинное уважение к прошлому?
  6. Верно ли, что «без прошлого нет будущего»?
  7. Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
  8. Должен ли человек знать историю своей страны?
  9. Должен ли человек чтить своих предков?
  10. Есть ли будущее без прошлого?
  11. Есть ли разница между забвением и незнанием?
  12. Забвение стирает, память преображает.
  13. К чему может привести забвение?
  14. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  15. К чему приводит историческая невежественность?
  16. К чему приводят исторические фальсификации?
  17. Как бороться с забвением?
  18. Как Вы относитесь к выражению «Забвение есть измена»?
  19. Как Вы понимаете выражение «Искусство без срока давности»?
  20. Как Вы понимаете выражение «Ничто не забыто, никто не забыт»?
  21. Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
  22. Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?
  23. Как Вы понимаете фразу поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»?
  24. Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
  25. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  26. Как книги помогают помнить о прошлом?
  27. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  28. Как связаны любовь к Родине и знание истории?
  29. Как связаны между собой благодарность и память?
  30. Как связаны между собой история народа и его будущее?
  31. Как связаны между собой любовь к Родине и память о предках?
  32. Как связаны между собой мораль и память?
  33. Как связаны между собой ошибки прошлого и ошибки будущего?
  34. Как связаны между собой прошлое и будущее?
  35. Как сохранить культурное наследие страны?
  36. Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
  37. Как школа помогает справиться с забвением?
  38. Какие книги Вы посоветовали бы прочитать тому, кто мало знает о прошлом?
  39. Какие личности остаются в истории?
  40. Какие люди оставляют свой след в истории?
  41. Каких людей считают великими?
  42. Какова роль исторических памятников?
  43. Какое значение в жизни имеет память о прошлом?
  44. Кто из деятелей современности уже является исторической личностью?
  45. Меняются ли со временем оценка вклада исторических личностей в развитие общества и государства?
  46. Меняются ли со временем оценка исторических событий?
  47. Меняются ли со временем понятия о положительный и отрицательных исторических личностях?
  48. Можем ли мы двигаться вперёд, не учась на ошибках прошлого?
  49. Может ли борьба с забвением стать главным смыслом жизни?
  50. Может ли культурный человек не знать историю своей страны?
  51. Может ли человек, не знающий истории, считаться нравственным?
  52. Можно ли жить без благодарности к героям войны?
  53. Можно ли жить без памяти о прошлом?
  54. Можно ли забыть прошлое своей страны?
  55. Можно ли построить будущее, если не сделать выводы из ошибок прошлого?
  56. Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
  57. Невежественность или предательство: что значит историческое «беспамятство» человека?
  58. Нужны ли памятники знаменитым людям в XXI веке?
  59. О каких событиях людям нельзя забывать?
  60. Память о предках – это проявление силы человека?
  61. Помогает ли знание истории лучше понять народ?
  62. Помогает ли знание истории лучше понять самого себя?
  63. Помогает ли знание истории лучше понять страну?
  64. Почему без прошлого нет будущего?
  65. Почему важно знать о выдающихся людях из прошлого?
  66. Почему важно не забывать уроки войны?
  67. Почему важно помнить о защитниках Отечества?
  68. Почему важно помнить прошлое?
  69. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  70. Почему забвение приводит к повторению ошибок прошлого?
  71. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  72. Почему нельзя сносить старые памятники?
  73. Почему нужно проводить встречи с ветеранами?
  74. Почему нужно сохранять память о прошлом?
  75. Связаны ли забвение и невежество?
  76. Связаны ли забвение и предательство?
  77. Связаны ли прошлое и будущее?
  78. Согласны ли Вы с высказыванием Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель»?
  79. Согласны ли Вы с высказыванием В.О. Ключевского: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий»?
  80. Согласны ли Вы с высказыванием Г. Александрова: «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок»?
  81. Согласны ли Вы с высказыванием Г. Триандиса: «Культура для общества – то же, что и память для человека»?
  82. Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Байрона: «Лучший пророк для будущего»?
  83. Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  84. Согласны ли Вы с тем, что «без предков не было бы нас»?
  85. Согласны ли Вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  86. Согласны ли Вы с тем, что нельзя забывать своих предков?
  87. Согласны ли Вы с тем, что прошлое своей Родины нельзя забывать?
  88. Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  89. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
  90. Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  91. Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
  92. Чем забвение отличается от предательства?
  93. Чем может аукнуться незнание ошибок прошлого?
  94. Чем опасно для человека незнание истории?
  95. Чем опасно для человека пренебрежительное отношение к Родине?
  96. Что помогает человеку быть нравственным?
  97. Что помогает человеку быть частью общества?
  98. Что помогает человеку оставаться человеком?
  99. Что такое «эхо войны»?
  100. Является ли человек, не знающий ничего об истории своей страны, культурным?

На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

pushkin.jpg

Известный журналист и теоретик педагогики С.Л. Соловейчик писал: «…Чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (…) Может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение».

Таким образом, «духоподъёмное» искусство по сути своей религиозно – в самом глубоком смысле. Обращаясь к художественным произведениям, проникнутым высоким стремлением познать смысл бытия и назначение человека, читатель может размышлять над вечными тайнами мироздания, вдохновляться красотой мира, испытывать покаянное чувство от сознания своего несовершенства и проникаться любовью к Творцу и людям. И нередко случается так, что именно эти переживания и становятся для человека первой ступенью на пути к истинно религиозному осмыслению жизни, первым шагом в познании Бога. Бывает также, что и шагнув дальше и выше первой ступени, человек всё равно время от времени возвращается к таким глубоким произведениям искусства, способным приоткрывать духовные истины и омывать, врачевать и возрождать наши души.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить великое стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» и прочитать комментарий к нему – фрагменты из одноимённой статьи нашего современника, писателя и доктора филологических наук, одного из крупнейших пушкинистов Валентина Семёновича Непомнящего.

А.С. Пушкин «Пророк» (1826 год)

Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Читает Иннокентий Смоктуновский

В.С. Непомнящий. «Пророк» (фрагменты)

С «Пророком», очевидно, связано было какое-то ослепительное озарение, потрясшее душу и интеллект: не «мысль», не «идея», но именно переживание, по содержанию своему и мощи не умещавшееся ни в понятийные, ни даже в привычные «поэтические» формы, выразимое только на языке мифа. Мы никогда не узнаем, какое это было событие, что за озарение, – у нас нет никаких данных, черновик отсутствует (есть лишь вариант первой строки: «Великой скорбию томим»). (…)

Обычно главное место мы отводим судьбе самого героя стихотворения – тому, что с ним происходит. Но ведь это только часть сказанного; ясно, что происходящая с томимым «духовной жаждой» захватывающая и устрашающая метаморфоза важна не только для него и не сама по себе – а тем, ради чего она происходит. Но об этом обычно говорится в общих словах, хотя это и есть самое главное: ради чего.

Ради чего же? (…)

В самом деле, Бог не дает Пророку никаких конкретных «поручений»; Он не велит ему – как Вяземский – «согревать любовию к добродетели и воспалять ненавистию к пороку». Он велит ему видеть и слышать – и, исполнившись Его, Бога, волею, жечь словом сердца людей. Каким словом, о чём? Очевидно, о том, что теперь видит, слышит и знает Пророк. Но что он видит, слышит и знает?

Физическому преображению поэта в пророка посвящено 24 из 30 строк. В точном центре этих 24 строк –

Вот что внял поэт-пророк своим новым слухом (слух – главное для поэта). Перед нами – вертикальная картина мироздания, «услышанная» вся разом, но не просто физически, от верха до низа, а метафизически – от горнего до дольнего. Дав поэту-пророку её услышать, Бог и повелевает ему глаголом жечь сердца.

Стало быть, глагол этот – о знании всего мироздания? Прекрасно; однако почему слово о таком знании должно жечь? Или оно призвано раскрыть людям какой-то «жгучий» секрет мироздания, почему-то не раскрытый в самом стихотворении? Но секреты – не дело пророков. Пророчества имеют дело с тайнами. Секрет – дело ума и знания, тайна – дело веры и сердца. Не сказано ведь: жги умы людей – ибо знать весь мир разом невместимо никаким человеческим умом, и «жечь» таким знанием разум, если это вообще возможно, означало бы испепелить его, – но сердца людей. Этими словами заканчивается стихотворение, в них оно втекает целиком, они знаменуют цель и итог всего, что произошло и о чём нам рассказано. А значит – все, о чем нам рассказано, совершилось единственно ради человеческих сердец.

vrubel._shestikrylyy_serafim.jpg

Об этом же говорит концентрический мир стихотворения. Один круг – от полёта ангелов до «гад морских». Другой – от «неба содроганья» до неслышного прорастанья лозы. В центре же – человек; а над всем – «Бога глас», обращённый к человеку и призывающий обращаться к человеку. Выходит – весь мир, всё, что в нем есть, горнее и дольнее, и гремящий над ним «Бога глас» – все это устремлено к человеку, к сердцам людей.

Из этого может следовать только одно: у Пушкина вся громада мироздания звучит, существует, происходит и совершается ради человека (ср.: «Прежде нас, ради нас Он простер над всем этим чувственным миром небо… Ради нас, прежде нас Он сотворил великое светило в начале дня, и – меньшее в начале ночи, и установил их и прочие звезды на тверди небесной… Ради нас Он основал землю, простер море, над ним богато излил воздух и над ним затем премудро свесил стихию огня…» – «Беседы (омилии) святителя Григория Паламы». Ч.I, M., 1993, с.32-33. – В.Н.).

Это и есть тайна, которую услышал, узнал и постигнул Пророк и о чём велено ему говорить людям – сердцам людей. Ибо что же ещё способно вместить непостижную уму громаду этой тайны (ум сочтет её сказкой, бредом, ум вообще предпочтёт иметь дело скорее с тысячей секретов, чем с одной тайной), как не человеческое сердце?

И как может это сердечное знание не жечь сердца людей, если оно неизбежно напоминает, что человеческое существование на каждом шагу очевидным и постыдным образом не отвечает предназначению и достоинству существа, для которого совершается всё бытие?

Отдавал ли себе Пушкин сознательный отчёт в том, что именно в этом смысл откровения? Слова «Пророка» на этот вопрос не отвечают; отвечают его логика и структура; отвечают другие слова, написанные спустя десять лет:

В точности та же истина, высказанная в ином контексте (последней «лицейской годовщины»: «Была пора: наш праздник молодой», 1836) и потому в иной, логической и афористической, форме.

В «Пророке» она не сказана, а явлена.

Весь мир ради человека – этот главный смысл «Пророка» и есть, осмелюсь сказать, вся истина художественного мира Пушкина, о которой шла речь. Это есть его суть, «точка отсчета» ценностей и конечный смысл. Отсюда вытекают для Пушкина все «вечные истины, на которых основано счастие и величие человеческое». Это та Правда, которая знакома, ясно или смутно, каждому человеческому сердцу, овеществляясь в нем в форме совести.

Считается, что совесть есть способность различать добро и зло в своих поступках и с этой точки зрения их оценивать. Понимание Пушкина глубже, совесть для него не что иное, как сознание человеком, пусть смутное, но сердечное, – что он цель и венец творения, что для него – всё; но сознание не надменное, самодовольное и потребительское, а, напротив, налагающее ответственность, обжигающее сердце страданием, когда не удается соответствовать человеческому предназначению и достоинству, побуждающее стремиться к такому соответствию.

[В «Поэте и толпе» Чернь говорит Поэту: «Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Теснятся клубом в нас пороки…» Здесь совершенно ясный комментарий к пушкинскому пониманию совести: в словах Черни есть и различение добра и зла, и оценка себя с этой точки зрения, притом оценка правильная, есть даже страдание («Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей?..»), – а совести нет: нет памяти о своём высоком происхождении, о достоинстве человека как цели Творения, поэтому умерла потребность соответствовать предназначению человека – совесть. Вместо раскаяния и сокрушения о своих пороках Чернь испытывает лишь бессмысленную, неодухотворенную муку, тупое и тёмное волнение сердец. Отсюда и недовольство Поэтом, глухота к его «глаголу» («Зачем так звучно он поёт?.. К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит?»), требование прямых нравоучений, «смелых уроков». Отсюда же – отповедь Поэта: «В разврате каменейте смело: Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы…» Отсюда, наконец, – первые же слова, которыми характеризуется Чернь: «хладный и надменный… народ»: «надменность» – Это извращённая память о высоком человеческом достоинстве. – В.Н.]

(…) То, что показано Пророку, – и есть именно целостный – и ценностный – мир; ибо у мира этого есть цель и главная ценность – человек. Эту истину, полную и общую для всех, и должен Пророк напоминать людям, жечь ею сердца, в которых можно «пробудить» и «оживить» совесть. Эта «вся истина» художественного мира Пушкина и есть солнце этого мира; она есть – и мир светел.

Можно теперь понять, почему «Пророк» написан этими огненными письменами и строки будто источают кровь, почему он стоит особняком в мировой поэзии, на том пределе, где кончается человеческое творчество. Будучи символом веры зрелого Пушкина, сутью его художественного мировоззрения, центром и смыслом его мира, заключая в себе истину в полном смысле пророческую, он не идея, не декларация, не вывод ума или греза воображения, но – непосредственное и целостное переживание откровения, неведомым нам образом явленного поэту через художнический дар. В «Пророке» мир дан поэту – через непосредственное переживание – как одухотворенное, полное смысла целое.

(По сборнику статей «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы»)

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-prorok/
  • https://www.dmdonskoy.ru/node/938

  • Сочинение по владимирову вечером молодой пастух гришка ефимов сочинение
  • Сочинение по былине илья муромец и святогор
  • Сочинение по басням крылова для 5 класса урок литературы
  • Сочинение по басне осел и соловей 6 класс
  • Сочинение по бегущая по волнам