Сочинение по творчеству тургенева отцы и дети 10 класс

Литература для школьников из русской литературы xix века иван сергеевич тургенев 1818 1883 уроки литературы в 10 классе1 учебно-методическое

Литература для школьников

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы
и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике

УРОК 46
И. С. ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ».

БАЗАРОВ — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.

ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ

Цель:


проанализировать образ центрального персонажа романа «Отцы и дети» — Базарова; определить суть духовного
конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Базарова; доказать тезис:
«Базаров — герой своего времени»; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста;
прививать интерес к истории и литературе родной страны.

Оборудование:
раздаточный материал, обобщающие таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Базарова; определяют суть духовного
конфликта главного героя; знают художественные особенности создания образа Базарова; доказывают тезис:
«Базаров — герой своего времени»; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу с текстом романа (в группах).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Беседа

• Объясните смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

• Какая историческая ситуация отразилась на страницах романа?

• Как вы понимаете значение слова «нигилист»?

• Какие исторические события привели И. С. Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция — культурная прослойка общества?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное
умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман «Отцы и дети» не стал исключением. В романе поставлены политические,
философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего
поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на
конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX в. в обществе появились «новые
люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.

Базаров — именно такой герой своего времени.

Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное
влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И ещё: «Это — торжество демократизма
над аристократией».

Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? Кто же он, этот Базаров — «новый
человек», «нигилист» и бунтарь, разночинец, ставивший своей программной задачей «сперва… место расчистить», а строить потом?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Главный композиционный приём «Отцов и детей» — антитеза, противопоставление. Тургенев так строит роман, что две борющиеся силы всё время находятся в центре
внимания читателя. Особое место при этом отведено Базарову: в романе 28 глав, и только в двух из них он не появляется. Умирает Базаров —
закончивается роман, и Тургенев, в коротком послесловии бегло досказывая дальнейшую судьбу остальных героев, последние, глубоко прочувствованные
строки посвящает опять-таки Базарову. Все сюжетные линии тянутся к главному герою: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы
он не участвовал. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова.

Это цельная, последовательная и могучая фигура, олицетворяющая новую общественную силу и ставшая главным открытием Тургенева. Ради него написан весь роман; все
персонажи группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, оттеняя тем самым незаурядность его натуры.
Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».

В основе — черты нескольких «живых лиц»:

• доктор Д.— уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (И. С. Тургенев);

• молодой русский врач, встретившийся И. С. Тургеневу в поезде во время поездки в Германию;

• молодой доктор, с которым И. С. Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги;

• молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова);

• черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова;

• черты Белинского, которому посвящён роман.

2. Аналитическая работа с текстом романа «Отцы и дети» (в группах)

Задание группам

1-я группа.



В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность,
поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

2-я группа.

Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава X).

3-я группа.

Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

4-я группа.

Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды?

3. Составление обобщающих таблиц опорных конспектов

«Два круга, по которым автор проводит Базарова»,

«Теория Базарова»


(коллективная работа, запись в тетрадях)

Два круга, по которым автор проводит Базарова

ПЕРВЫЙ КРУГ

Приезд в Марьино

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых.
Базаров отстаивает свою теорию нигилизма: «…мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего
отрицание — мы отрицаем»

Первая встреча с Одинцовой

Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова,
уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «…этакое
богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»,— так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин

Приезд в имение родителей

«…Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния,
когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери…» (М. Горький)

«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров
гостит у неё в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше
находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще их встречи, тем сильнее чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и
непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе
способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным

ВТОРОЙ КРУГ

Приезд в Марьино

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение
аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов

Базаров у Одинцовой

Анна Сергеевна отвергла любовь героя, она испугана силой чувств,
на которые он оказался способен: «…Вы меня не поняли…» — говорит Одинцова

Базаров у родителей

Евгений демонстрирует холодное отношение к родителям,
тяготится их заботой и любовью, но перед смертью не может скрыть привязанности и нежности к своим старикам

Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом
«развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь

ТЕОРИЯ БАЗАРОВА

искусство

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»

природу как предмет для восхищения

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

любовь

«белиберда»

и даже…

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашёл в своих отрицаниях. И Базаров приводит
в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:
— Мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё,— с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «всё», это и религия, и вера, и даже смерть

4. «В творческой мастерской»: написание сочинений-миниатюр

• Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

«Каким я представляю себе Базарова?»,

«Первое появление Базарова», ознакомившись с памяткой «Как
писать сочинение-миниатюру».

Представьте классу творческие работы.

Как писать сочинение-миниатюру

Сочинение-миниатюра может быть на любую тему. Однако оно должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном чётком утверждении) и ответ
на него.

Например, в теме «Как я провел лето?» тезис будет коротким:

«Лето я провёл хорошо / здорово / замечательно / великолепно». Можно: «…так себе, скучно,
неинтересно, проспал»,— что бывает значительно реже. Всё остальное в данной творческой работе — это пояснение тезиса.

Объём сочинения-миниатюры — до 1,5 с. (7–11-й класс) школьной рабочей тетради.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщение учителя

— Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. Демократизм Базарова наглядно отражён в его
портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими
зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Говорит Базаров «ленивым, но
мужественным голосом», походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей
просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится
к своей одежонке. Так с помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей».

Особенно глубоко раскрывается характер Базарова в спорах с его идейными противниками — Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Эти дискуссии
показали несостоятельность дворянства как класса и превосходство новой идеологии зарождающейся интеллигенции. Базаров категорично отрицает основы русской
жизни, всё, что связано со старым крепостническим укладом. Он жаждет деятельности, организации новых общественных сил для построения нового, демократического
общества.

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,— писал о нём Тургенев. Базаров, по мнению автора, фигура трагическая, и трагизм его
положения заключался в том, что он рано родился и стоял лишь в преддверии будущего.

Итак, Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Базаров активно противостоит старому, впадает в крайности, провозглашает
вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

VI. Домашнее задание

1. Подготовить цитатный материал к характеристикам образов «отцов».

2. Подумать над проблемным вопросом: «Что лежит в основе отношений «отцов» и «детей» в романе: возрастные, социальные, психологические противоречия?».

Следующий урок: И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная
позиция >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX века


 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

вернуться в начало

 
   

Пробл$ема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Тургенев И.С.

Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развити$и России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман “Отцы и дети” — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.

Роман начинается с самой обычной ситуации — приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепо$стников-самодуров, представителей “барства дикого”. Братья Кирсановы — образованные и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства $Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни. По дороге в Марьино Базарову и Аркадию попадались “деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины р$азметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами”. Тема кризиса всего крепостного уклада звучит и в горестных сето$ваниях Николая Петровича, и в размышлениях Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли “отцов”. Показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает полную хозяйственную беспомощность дворянства, не уме$ющего приспособиться к новым требованиям жизни. “Сил моих нет!” — не раз с отчаянием восклицает Николай Петрович.

Дворянское оскудение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа: бедное растительностью место усадьбы Кирсановых, вид голых полей вместо традиционного сада-парка с липовыми аллеями и поэтическими местами. Помещику Кирсанову, хо$тя он и любит природу, не до ее поэзии. Еще более беспомощен в практических делах, волнующих Николая Петровича, его брат Павел Петрович. На первый взгляд кажется, что это сильный человек, он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго заведенному порядку. Но тщательным описанием внешнего облика, одежд$ы Павла Петровича Тургенев показывает, что тот является рабом своих аристократических привычек. Его изысканность и лоск смотрятся несколько комично на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались только устаревшие принципы. Об этом говорит даже описание кабинета Павла Петровича: “…изящный кабинет, оклеенны$й по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом… с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином”. Во всем этом нет жизни, нет души. Этот кабинет никогда не оживляется ни творческой работой, ни спорами. Тургенев осмеивает так называемое с$лавянофильство Павла Петровича, убежденного в том, что русский народ “свято чтит предания”, “не может жить без веры” и отличается патриархальностью. В эпилоге писатель сообщает, что старший Кирсанов “ничего русского не читает,$ но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Павел Петрович до мозга костей проникнут аристократизмом, эстетством. Он убежденный противник материализма — отсюда его презрительное отношение к “химикам”, к увлечению естеств$ознанием. Павел Петрович считает себя либералом, но Тургенев показывает ограниченность его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают черты крепостника с его барским пренебрежением к простым людям: разговаривая с крестьянами, он “морщится $и нюхает одеколон”.

Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа “Отцы и дети”, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петрович?, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою т$ему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”.

И вот в среду этих “хороших представителей дворянства”, в полуобломовскую обстановку их жизни Тургенев$ вводит нового человека — сына лекаря Базарова, воплощающего в себе отрицание этой жизни. Сама ситуация приезда бедного студента, разночинца-демократа, к своему богатому товарищу в барскую усадьбу может показаться необычной$. Но действие романа происходит в тот исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди из дворян, вроде Аркадия Кирсанова, заискивали перед сильными духом и волей разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым барином. “Он так любезен, что согласился погостить у нас”, — благодарно говорит Аркадий.

В романе “Отцы и дети” выступают две различные социальные среды с противоположными представлениями и интересами. В самой композиции романа нашла отражение русская$ действительность в период падения крепостного права, борьба в ней двух общественных лагерей. Действие романа ведет Базаров: он выступает почти во всех сценах; он, а не Дворянская среда $образует первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь “поддакивает” Базарову. Писатель отмечает слабоволие Аркадия,поверхностность его демократических увлечений, присущие ему барские замашки и лень. Аркадий как бы склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого “дед землю пахал”. Базаров не только не стесняется своего плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками.$ Базаров не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем о$трицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание Павла Петровича, олицетворяющего старые устои.

Весь роман построен на цепи постепенно обостряющихся споров и столкновений между Павлом Петровичем и Базаровым. Сначала “отцы” снисходительно, с иронией и сознанием собственного превосходства выслушивают $“детей”, как бы понимая, что молодежи всегда свойственны увлечения и крайности. Узнав, что Базаров нигилист, Павел Петрович сперва решил, что он — пустой критикан. Однако, убедившись, что Базаров вовсе не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, Павел Петрович потерял свое спокойствие, самоуверенность и чувство превосходства. Постепенно у него сложилось активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы, скла$дывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением по отношению к либеральному “аристократишке”. Споры “отцов” и “детей” велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов XIX века, — об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусств$е и науке, об идеализме и материализме, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д. Но, собственно, это уже были не споры, а, скорее, выражение позиций, а затем открытая схватка людей, взгляды которых давно определились. Спор $предполагает возможность соглашения на основе найденной истины, а здесь возможны только разрыв и война.

Таким образом, в романе “Отцы и дети” идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных общественных классов — дворян$ и разночинцев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России.

Урок № 1.
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. АНАЛИЗ  1-3
ГЛАВ РОМАНА.

1.Характеристика эпохи 60-х годов XIX века

 —— Период сложный для России.
Крымская война закончилась  поражением для нашей страны. (
Крымская война 1853-1856 гг. (или
Восточная война) — между Российской империей и Турцией  за господство на
Ближнем Востоке.)

Это поражение показало, что государственные
механизмы устарели. России нужны реформы. Они были на устах у большинства
образованных людей, но понимались по-разному.

Определились враждующие силы обществаконсерваторы,
защищающие старые порядки,  либералы,  выступающие за
постепенные изменения в общественно жизни и демократы, настроенные
немедленном разрушении старых и установление новых порядков.

 Произошло и важнейшее событие
во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть
закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли.

2. История создания

—— Тургеневым создано 6 романов и во всех
стремился изобразить события личной жизни, личные отношения на фоне социальных
явлений «Отцы и дети» не исключение.

 Произведение было задуман в 1860 г.
в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом
писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В
мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново, где работа
пошла быстрее.

 Роман выходит в печать 1862
году.

——Начало 60-ых годов- это
время сближение России и Европы. В Россию начали проникать новые философские и
общественные теории из Европы. А европейская  философия  того времени находилась
в плену материализма. Все душевное отметалось. Медики человека вскрыли и
никакой души не нашли. Базаров для Тургенева — воплощение этого трагического
миросозерцания.

 Тургенев в своем романе
называет то общественное явление, которое еще не осознавалось как важное и
актуальное. Слово нигилист вошло в широкий лексикон после выхода в свет романа
«Отцы и дети» .

 Слово нигилизм –это латинское
слово в переводе «ничего». Лозунгом эпохи становится «Отрицание прежнего» (основ
российской жизни, искусства, религии, авторитетов)

Нигилисты, по словам современного
литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное,
искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами»,
сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Вопрос, который ставит Тургенев
: нигилисты- это прогрессивные люди, которые хотят перестроить мир или это люди
опасные, потому что для них нет авторитетов, нет Бога?

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла
одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго
до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся,
еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление,
произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не
совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня
окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я
даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев
писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других.

—Роман
«Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского
общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной
эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В
книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового,
о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую
формулировку в заглавии  романа  «Отцы  и  дети»  –
 это  «универсальный  охват действительности»  во
 всей  ее  полноте:  от  прошлого  через настоящее
к будущему.)

—— В
романе И.С.Тургенев дает широкую панораму русской жизни и все явления, которых
касается писатель, можно увидеть с двух точек зрения: с точки зрения отцов и с
точки зрения молодого человека, который хочет изменить жизнь.

И этот
двоякий взгляд мы можем увидеть с самого начала произведения. Спор между
отцами и детьми подобен противостоянию природных и социальных явлений.

Природное время (отцы) идет по кругу (лето-осень-зимы-весна). Оно сопоставимо с
вечностью. Время развития общества идет по прямой (дети), оно линейно, связано
с непрерывным прогрессом. Тургенев сводит два этих явления, иногда в романе они
дут параллельно, иногда между ними пропасть, а иногда они соприкасаются.
Показать на примере анализ пейзажа.

3. Анализ
начала романа (1-3 главы)

—-Когда происходят события?

(1859    
г – канун
реформы)

——Кто приезжает вместе с
Аркадием?

(Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но
Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой
эпохи.)

—-  Анализ пейзажа (описан в
3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино. Чтение
со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

—— Каково  положение
 крестьян?  Какие  детали  пейзажа  об  этом
 говорят?

(Пруды с «худыми плотинами»,
«деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой
живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

—— Где происходит
соприкосновение двух миров?

(Аркадий глядел, глядел….)

—— На материале романа
расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков.

 («Лес… только я его продал»,
«…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с
крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает
себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес,
который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы.
Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских
повинностей.)

——- Кто же будет осуществлять
необходимые преобразования? 
(Конечно
же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и
убеждениям)

Þëèÿ Äîìîøîíêèíà

 ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» çâó÷èò òåìà ëþáâè.  ïðîèçâåäåíèè  4 ëèíèè, ðàñêðûâàþùèå ïðîáëåìó ëþáâè ñ ðàçíûõ ñòîðîí.

Åâãåíèé Áàçàðîâ è Àííà Îäèíöîâà (öåíòðàëüíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ). Íèãèëèñò Áàçàðîâ, îòðèöàþùèé ëþáîâü, âëþáëÿåòñÿ â Àííó Îäèíöîâó, íî îíà íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò êîìôîðòà è ðàçìåðåííîé æèçíè, ïîýòîìó èõ îòíîøåíèÿ òðàãè÷íû. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñòðàñòü».

Àðêàäèé Êèðñàíîâ è Êàòÿ Ëîêòåâà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-äðóæáó». Ýòî ò¸ïëûå è èñêðåííèå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ïîääåðæêå è çàáîòå äðóã î äðóãå.

Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è Ôåíå÷êà. Ãåðîè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è ïîëîæåíèå â îáùåñòâå, îíè òåïëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó è óâàæàþò äðóã äðóãà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñåìüþ».
Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è êíÿãèíÿ Ð. Çäåñü àâòîð äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-íàâàæäåíèå», ïîëíîñòüþ ìåíÿþùàÿ æèçíü Ïàâëà Ïåòðîâè÷à.

Ëþáîâü â ðîìàíå – îñîáàÿ ñèëà. Êàæäûé ïåðñîíàæ, âûïîëíÿþùèé â ïðîèçâåäåíèè âàæíóþ ôóíêöèþ, ïðîõîäèò èñïûòàíèå ëþáîâüþ.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Ñî÷èíåíèå íà òåìó «Ëþáîâü â ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè».

 Ðîìàí È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» — ðîìàí àêòóàëüíûé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè. Îí çàòðàãèâàë âîïðîñû, âîëíîâàâøèå ðóññêóþ îáùåñòâåííîñòü â 60-å ãîäû 19 âåêà. Òóðãåíåâ ïîêàçàë äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè íîâîãî òå÷åíèÿ, âëàäåâøåãî óìàìè ìîëîäûõ ëþäåé òîãî âðåìåíè. Íî ðîìàí ýòîãî âåëèêîãî ïèñàòåëÿ íå âîøåë áû â çîëîòîé ôîíä ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, åñëè áû îãðàíè÷èëñÿ òîëüêî âîïðîñàìè ñîâðåìåííîñòè. Ñêà÷àòü ïðèìåð Íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ çà 4 ÷àñàÇàêàçàòü ñî÷èíåíèå  «Îòöàõ è äåòÿõ» Òóðãåíåâ ðåøàë âå÷íûå ïðîáëåìû: ïðîáëåìó âçàèìîîòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ïîêîëåíèé, ïðîáëåìó ñ÷àñòüÿ, ïðîáëåìó ëþáâè. Ëþáîâíàÿ òåìà î÷åíü øèðîêî ðàçâ¸ðíóòà â ðîìàíå. Îíà ÿâëÿåòñÿ ìåðèëîì æèçíåííîñòè ãåðîåâ. Ýòî ÷óâñòâî ïðîâåðÿåò èõ «íà ïðî÷íîñòü», îáíàæàåò èñòèííóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà. Ïî ìíåíèþ Òóðãåíåâà, ëþáîâü â æèçíè èãðàåò êîëîññàëüíóþ ðîëü. Ýòî ÷óâñòâî ñîñòàâëÿåò ñìûñë æèçíè, áåç íåãî æèçíü áåññìûñëåííà. Ñïîñîáíîñòü ãåðîåâ èñïûòûâàòü ëþáîâü — ýòî äëÿ ïèñàòåëÿ îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ â ÷åëîâåêå è â åãî ãåðîÿõ. Îñíîâíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ ðîìàíà ñâÿçàíà ñ îáðàçàìè Åâãåíèÿ Áàçàðîâà è Àííû Ñåðãååâíû Îäèíöîâîé. Íèãèëèñò Áàçàðîâ îòðèöàë ëþáîâü êàê îòíîøåíèå äóø. Îí èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî ëþáîâü – âûäóìêè ðîìàíòèêîâ. Ìåæäó ëþäüìè ñóùåñòâóåò ëèøü ïðèâû÷êà, âçàèìíàÿ ñèìïàòèÿ è îòíîøåíèÿ òåë. Íà ìîé âçãëÿä, òàêîå îòíîøåíèå ãëàâíîãî ãåðîÿ ê ëþáâè ñâÿçàíî ñ åãî îòíîøåíèåì ê æåíùèíàì. Âñþ ñâîþ æèçíü Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî æåíùèíà — ñóùåñòâî âòîðîãî ïîðÿäêà. Îíà ñîçäàíà äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ìóæ÷èí. È õîòÿ ãåðîé ïðîïîâåäîâàë, íàðÿäó ñ äðóãèìè, è èäåè æåíñêîãî ôåìèíèçìà, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå æå îí íå âîñïðèíèìàë æåíùèí âñåðüåç. Òàêèì îáðàçîì, æèçíü Áàçàðîâà áûëà ïîä÷èíåíà ðàññóäêó, ðàöèîíàëèçìó. Íî âñå â åãî æèçíè èçìåíèëîñü â îäèí ìèã. ×òîáû èñïûòàòü ñâîåãî ãåðîÿ è ïîêàçàòü âñþ àáñóðäíîñòü åãî óáåæäåíèé, Òóðãåíåâ ñòàâèò íà æèçíåííîì ïóòè ãåðîÿ ïðåãðàäó – ëþáîâü. Áàçàðîâ, óáåæäåííûé â ñèëå ñâîåé íàòóðû, â ñâîåì îòëè÷èå îò äðóãèõ, âäðóã … âëþáèëñÿ. Âëþáèëñÿ ñòðàñòíî è íåèñòîâî, êàê ñòðàñòíà è íåèñòîâà áûëà åãî íàòóðà: «Îäèíöîâà ïðîòÿíóëà âïåð¸ä îáå ðóêè, à Áàçàðîâ óï¸ðñÿ ëáîì â ñòåêëî îêíà. Îí çàäûõàëñÿ; âñ¸ òåëî åãî âèäèìî òðåïåòàëî. Íî ýòî áûëî íå òðåïåòàíèå þíîøåñêîé ðîáîñòè, íå ñëàäêèé óæàñ ïåðâîãî ïðèçíàíèÿ îâëàäåë èì: ýòî ñòðàñòü â í¸ì áèëàñü, ñèëüíàÿ è òÿæ¸ëàÿ — ñòðàñòü, ïîõîæàÿ íà çëîáó è, áûòü ìîæåò, ñðîäíè å酻
Êàê âèäèì, ëþáîâü Áàçàðîâà ïðîòèâîðå÷èâà. Îíà ñìåøàíà ñî çëîáîé íà ñåáÿ: âëþáèëñÿ, êàê äóðàê, êàê ïðîñòîé ÷åëîâå÷èøêà! Íî ãåðîé íè÷åãî íå ìîæåò ñ ñîáîé ïîäåëàòü. Ñâî¸ ÷óâñòâî ê Îäèíöîâîé îí ïðîíåñ¸ò äî êîíöà æèçíè è ïåðåä ñìåðòíûì îäðîì çàõî÷åò óâèäåòü äîðîãóþ åìó Àííó Ñåðãååâíó:
«Ïðîùàéòå, — ïðîãîâîðèë îí ñ âíåçàïíîé ñèëîé, è ãëàçà åãî áëåñíóëè ïîñëåäíèì áëåñêîì. — Ïðîùàéòå… Ïîñëóøàéòå… âåäü ÿ âàñ íå ïîöåëîâàë òîãäà… Äóíüòå íà óìèðàþùóþ ëàìïàäó, è ïóñòü îíà ïîãàñíåò…»
Èíòåðåñíî, êàê âåä¸ò ñåáÿ ïðè ïîñëåäíåé âñòðå÷å ñ Áàçàðîâûì åãî âîçëþáëåííàÿ – Àííà Ñåðãååâíà Îäèíöîâà. Îíà áîèòñÿ çàðàçèòüñÿ îò Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à, è òîëüêî ÷óâñòâî ïðèëè÷èÿ çàñòàâëÿåò åå ïîäîéòè ê íåìó áëèæå. ×òî æå, ýòà æåíùèíà íå ëþáèëà Áàçàðîâà? À âåäü ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî èìåííî îíà ïåðâàÿ íà÷àëà âûêàçûâàòü çíàêè âíèìàíèÿ ãåðîþ. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ýòî òàê. Íî ñíà÷àëà Îäèíöîâà çàèíòåðåñîâàëàñü Áàçàðîâûì êàê èíòåðåñíûì è óìíûì ÷åëîâåêîì. Çàòåì, ïî÷óâñòâîâàâ ê íåìó áîëüøå, ÷åì ïðîñòî ñèìïàòèþ, Àííà Ñåðãååâíà èñïóãàëàñü. Îíà íå çàõîòåëà ïðîìåíÿòü ñâîå ñïîêîéñòâèå è àâòîðèòåò â îáùåñòâå íà ñèëüíûå, íî íåâåäîìûå åé ÷óâñòâà. Ñåðäöåì Îäèíöîâà ïîíèìàåò, ÷òî õî÷åò ëþáâè, íî å¸ õîëîäíûé è áåññòðàñòíûé óì îñòàíàâëèâàåò ãåðîèíþ. Ïîýòîìó Îäèíöîâà òàê íåñ÷àñòíà.  ýïèëîãå ìû óçíà¸ì, ÷òî ýòà ãåðîèíÿ âíîâü âûøëà çàìóæ, íî îïÿòü ïî ðàñ÷¸òó, à íå ïî ëþáâè. ×òî æ, Îäèíöîâà ñäåëàëà ñâîé âûáîð â æèçíè. Íåñ÷àñòåí â ëþáâè è àíòèïîä, à âî ìíîãîì, äâîéíèê Áàçàðîâà – Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ. Âñÿ åãî æèçíü ïîøëà ïðàõîì èç-çà íåñ÷àñòíîé, ðîêîâîé ëþáâè, êîòîðóþ Êèðñàíîâ òàê è íå ìîæåò çàáûòü. Áåçîòâåòíàÿ ñòðàñòü èññóøèëà ãåðîÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìåðòâåöà, çàïîëíÿþùåãî ñâîþ æèçíü «ïðèíñèïàìè» è äîãìàòàìè. Äðóãîé òèï îòíîøåíèé ïðåäñòàâëÿåò â ðîìàíå ïàðà Àðêàäèé – Êàòÿ. Àðêàäèé, êàê «ó÷åíèê Áàçàðîâà» è «íèãèëèñò», äîëæåí áûë áû òîæå îòðèöàòü ëþáîâü. Íî åãî íàòóðà è âîñïèòàíèå áåðóò ñâî¸. Àðêàäèé – ïðîñòîé ÷åëîâåê, âèäÿùèé ñâîé èäåàë â ñåìüå, äåòÿõ, õîçÿéñòâå. Îí íåìíîãî ìÿãêîòåë, ëåãêî ïîääàåòñÿ âëèÿíèþ. Èç-ïîä îäíîé òâ¸ðäîé ðóêè (Áàçàðîâà) Àðêàäèé îïàäàåò â äðóãèå (Êàòÿ). Íî ãåðîé ñ÷àñòëèâ, âïðî÷åì, êàê è åãî ñóïðóãà. Ïðåêðàñíà ñöåíà èõ îáúÿñíåíèÿ â ëþáâè. Òóðãåíåâ õî÷åò íàì ñêàçàòü: âîò ìîìåíòû, ðàäè êîòîðûõ ñòîèò æèòü. È ãîðå òåì, êòî èõ íèêîãäà íå èñïûòûâàë:
 «Îí ñõâàòèë åå áîëüøèå, ïðåêðàñíûå ðóêè è, çàäûõàÿñü îò âîñòîðãà, ïðèæàë èõ ê ñâîåìó ñåðäöó. Îí åäâà ñòîÿë íà íîãàõ è òîëüêî òâåðäèë: «Êàòÿ, Êàòÿ…», à îíà êàê-òî íåâèííî çàïëàêàëà, ñàìà òèõî ñìåÿñü ñâîèì ñëåçàì. Êòî íå âèäàë òàêèõ ñë¸ç â ãëàçàõ ëþáèìîãî ñóùåñòâà, òîò åùå íå èñïûòàë, äî êàêîé ñòåïåíè, çàìèðàÿ âåñü îò áëàãîäàðíîñòè è îò ñòûäà, ìîæåò áûòü ñ÷àñòëèâ íà çåìëå ÷åëîâåê».
Ñ÷àñòëèâ â ñåìåéíîé æèçíè è îòåö Àðêàäèÿ, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. Îí îáîæàë ñâîþ ïåðâóþ æåíó, à ïîñëå å¸ ñìåðòè âñòðåòèë Ôåíå÷êó è ïîëþáèë äåâóøêó âñåé äóøîé. Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü âûøå âñåõ ïðåäðàññóäêîâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ôåíå÷êà – ïðîñòîëþäèíêà è íàìíîãî ìîëîæå Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ýòè ãåðîè ñ÷àñòëèâû âìåñòå. È òîìó åñòü ïðÿìîå äîêàçàòåëüñòâî – èõ ñûí Ìèòåíüêà. Òóðãåíåâ ðèñóåò â ñâî¸ì ðîìàíå íå òîëüêî íåñ÷àñòëèâûõ â ëþáâè ìóæ÷èí, íî è æåíùèí. Åñëè ìóæ÷èíà áåç ëþáâè «çàñûõàåò», óõîäèò â îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè íàóêó, òî æåíùèíà ñòàíîâèòñÿ íåñ÷àñòíîé è ñìåøíîé. Îíà ïðîæèâàåò ñâîþ æèçíü çðÿ, íå âûïîëíÿÿ ïðèðîäíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ. Ïðèìåð òîìó — îáðàç ôåìèíèñòêè Êóêøèíîé â ðîìàíå. Ýòó íåêðàñèâóþ è íåëåïóþ æåíùèíó áðîñèë ìóæ. Îíà «áëèñòàåò» ñâîèìè ïðîãðåññèâíûìè âçãëÿäàìè, à íà ñàìîì äåëå èùåò ëþáâè, êîòîðîé åé òàê íå õâàòàåò. Ëþáîâíàÿ òåìà – îäíà èç âåäóùèõ òåì ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè». Âñå ãåðîè ïèñàòåëÿ èñïûòûâàþò ýòî ÷óâñòâî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, òàê, êàê ìîãóò èëè óìåþò. Èìåííî ëþáîâü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íèõ òåì ìåðèëîì, âûÿâëÿþùèì èñòèííóþ ñóùíîñòü ãåðîåâ, ïðèäà¸ò èì ñìûñë æèçíè èëè äåëàåò íåñ÷àñòíûìè.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Цель урока:

  • создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства;
  • выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.

Задачи:

  • Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
  • Развивающая: развивать умение анализировать текст, отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-е годы XIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
  • Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.). Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И.Тютчев

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.

Оборудование:

  • текст романа
  • тетради по литературе
  • мультимедийная презентация к уроку
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время — могучее, лихое племя, богатыри — не вы!» — восклицал герой Лермонтова.

Поколение — это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений — процесс всегда непростой.

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.

Эту проблему — конфликт поколений — мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

И.С.Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю.В.Лебедев)

В письме к А.А.Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»

Д.И.Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Д.Д.Минаев — писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа —

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

* * *

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам —

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей — отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

— Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей — отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!

Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева — Н.П.Кирсановым, П.П.Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

— Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П.Кирсановых?

/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие — смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.

Николай Петрович — дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.

Павел Петрович — человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович — это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.

И вот в доме Кирсановых появляется новый человек — Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.

— Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? /Базаров — сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

— Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]

УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.

— А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/

— Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./

— А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/

— Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./

Вызвать критическое отношение к герою — было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.

Прочитаем эту сцену. [2]

РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА

— Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/

— Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.

— А как об этом говорит Тургенев? — /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.

Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.

— Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/

— А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

— А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/

— Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/

-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./

— Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался позади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./

— Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

— А что такое конфликт? Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.

— Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.

Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

— Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/

— Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича — бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

— Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.

— В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

— Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».

Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

— А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/

— Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.

Одна из целей нашего урока — выявить сильные и слабые стороны конфликта, а также научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.

— А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./

— Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.

— Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?

— Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.

— Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.

— Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/

— Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.

Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».

Подведение итогов урока.

— Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)

— Как вы считаете, на чьей стороне автор?

Сам И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса.

Действительно, смена поколений — процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна.

«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель

«Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель

«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/

Итог урока

Учитель: И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями. И завершить наш урок хочется строками из стихотворения Эдуарда Асадова:

Сегодня я слово хочу сказать

Всем тем, кому золотых семнадцать,

Кому окрыленных, веселых двадцать,

Кому удивительных двадцать пять.

По-моему, это пустой разговор,

Когда утверждают, что есть на свете

Какой-то нелепый, извечный спор,

В котором воюют отцы и дети.

И вы хулителям всех мастей

Не верьте. Нет никакой на свете

Нелепой проблемы «отцов и детей»,

Есть близкие люди: отцы и дети!

Идите ж навстречу ветрам событий,

И пусть вам всю жизнь поют соловьи.

Красивой мечты вам, друзья мои!

Счастливых дорог и больших открытий!

Выставление и комментирование оценок.

Задание на дом: Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С.Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»

Список литературы

  1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
  2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты — отчетливо проговорил Базаров».
  3. Глава 10, с.166.
  4. Глава 10, с.168.
  5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека».
  6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, — Санкт- Петербург, СМИО Пресс, — 2000 год, с.191. с. 45-46.
  7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …».

  • Сочинение по творчеству северянина
  • Сочинение по творчеству фонвизина 8 класс
  • Сочинение по тексту абрамова про учителя
  • Сочинение по творчеству пушкина 6 класс кратко
  • Сочинение по творчеству пушкина 7 класс песнь о вещем олеге