Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!
Оглавление
Образ народа в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева
Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил.
В. Г. Белинский
План
I. Вступление.
Появление рассказа «Хорь и Калиныч».
II. Основная часть.
Образ русского народа.
1. Два типа национального характера.
2. Талант простого человека.
3. Самопожертвование и бескорыстность.
III. Заключение.
Красота простого человека.
«Хорь и Калиныч» Ивана Сергеевича Тургенева впервые увидел свет в журнале «Современник» в 1847 году. И хотя автор не надеялся на успех, читатели заметили рассказ. Чем же был вызван большой читательский интерес к нему?
До Тургенева к теме народа обращались и другие писатели, но только он смог изобразить истинно русский национальный характер.
В рассказе «Хорь и Калиныч» представлены два крестьянских характера, совершенно не похожих друг на друга. Хорь — практичный и хозяйственный, серьёзный, деловой и обстоятельный. Он трудолюбив и усерден, не привык витать в облаках. Калиныч, напротив, мечтательный и возвышенный. Он тонко чувствует и глубоко переживает.
Хорь и Калиныч, такие разные, не могут жить друг без друга. Это два противоположных воплощения, две крайности русского национального характера. Они находят новую художественную реализацию в последнем рассказе цикла — «Лес и степь». Дом Хоря расположен в лесу; герой обособлен и самодостаточен. Душа Калиныча тянется к степным просторам, холмам, далёкому ясному небу.
Одной из ярких черт русского человека является талант. Тургенев рисует народные типы, тонко чувствующие музыку, понимающие красоту природы. В рассказе «Малиновая вода» на берегу реки встречаются очень разные люди: дворянин, крестьянин Влас, бедняга Стёпушка, бывший дворецкий Туман. Они так не похожи друг на друга, но всех объединяет одно — герои одиноки. Услышав песню на другой стороне реки, каждый из них задумался над своей судьбой. Песня объединила людей.
Не просто глубоко чувствуют музыку, но и сами необыкновенно талантливы герои рассказа «Певцы». Красота русской песни заставляет людей задумываться, плакать, восхищаться, страдать. Такое пение не может не затронуть душу. Яков Турок «пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
Русский человек лишён эгоизма; он думает о других даже перед лицом смерти. Таковы герои рассказа «Смерть»: от простого мужика до старой барыни. Умирающий мужик думает о своей семье, вспоминает о своих долгах, просит прощения у всех, с кем, возможно, был несправедлив. Он забывает о себе, несмотря на боль и страдания. Автор не перестаёт восхищённо повторять, как удивительно просто умирают русские люди.
Героиня рассказа «Живые мощи» мужественно переносит тяжкий недуг. Но она не жалуется на судьбу и уходит из родного дома, чтобы не быть в тягость своим близким. Самопожертвование и бескорыстие — основные черты русского национального характера.
Тургенев, разумеется, не идеализировал русский народ, изуродованный крепостным правом. Рабство пагубно отразилось и на помещиках, и на крестьянах. Смешно и горько читать о героях таких рассказов, как «Два помещика». Но в памяти читателей остаются трудолюбивый Хорь, лиричный Калиныч, талантливый Яков Турок. Читая «Записки охотника», не перестаёшь удивляться красоте простого русского человека.
- Сочинения
- Литература
- Тургенев
/
/
Книга «Отцы и дети» является самым выдающимся творением известного писателя И.С. Тургенева. Произведение является настоящей душераздирающей историей о жизни народа. Писатель показал жизнь и проблемы простого народа. Проблемы, описанные в творении, не теряют своей актуальности.
В романе автор написал о событиях, происходивших в 1859 год. Именно в указанном году народ России испытывал экономический крах. Кроме кризиса поэт затронул проблему крепостного права. В романе автор хотел показать вражду в сословиях. Например, Николай Кирсанов не умел господствовать над простыми крестьянами как Кирсанов старший. Крепостные совершенно не уважали его и не приветствовали соответствующим образом. Раньше крестьяне не возражали помещикам. Причиной ухудшения общественной обстановки стало начало восстания людей «третьего сословия». Ярким образцом является Базаров. Герой родился в семье простого лекаря. Павел Кирсанов считал его «простолюдином». В хозяйском имении Евгений ведет себя развязно и возражает старшему поколению и ведет себя вызывающе.
В романе автор показал разногласия между молодым и старшим поколением. Главным показателем такого конфликта является Павел Петрович. Кирсанов старший придерживается старого консервативного суждения и смотрит на вещи с объективной стороны. Базаров относится к молодому поколению, который придерживается своих принципов. Он не признает устоявшиеся принципы и авторитетов того периода. Евгений занимается научными исследованиями и продвижением философии нигилизма. Его философия сильно раздражала Павла Кирсанова. После первого знакомства Кирсанов начал испытывать к Евгению сильную неприязнь, а потом ненависть. Героя раздражало все, даже жизненные взгляды Базарова. Тем самым, автор желал показать, что страна еще не готова к разрешению противоречий в обществе. Писатель считал, что будущее зависит от молодого поколения.
Кроме экономической и общественной, автор затронул тему любви. В любви нет идеологических споров. В чувствах невозможно ничего предугадать. Базаров считал любовь приземленным и примитивным явлением. Герой не смог контролировать чувства к Одинцовой. Теория Базарова рушится, когда он понимает, что влюблен в Одинцову. Его мимолетный роман длится некоторое время. Тем самым, автор описал Базарова как ловкого, умного и хитрого человека, который был сосредоточен на своих принципах. Аркадий является противоположностью Базарова. Несмотря на свои принципы, Аркадий смог открыть душу любви.
Сочинение-рассуждение 3
Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»
Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.
Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.
Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.
Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.
Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.
Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.
Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.
Суть и истоки проблемы
Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной глобализации проблема взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.
Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.
Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.
Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.
В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.
Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.
Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?
Вариант 4
Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.
Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.
Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.
«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.
Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.
Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.
Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.
У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.
Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.
Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.
Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.
Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.
Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.
Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?
Что говорят психологи
Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.
Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.
Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети — совершенно на другом.
Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: «Они меня не хотят слышать».
Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.
В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.
В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках. Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.
Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.
«Старший сын» — пьеса и фильм
Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.
Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.
Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.
В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».
Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.
Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.
Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».
Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.
Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.
Отношение современников к роману
Спор поколений в литературе — тема, которая поднималась многими писателями.
Однако сразу после публикации роман получил критические отзывы как консерваторов, так и демократов. Так, в частности, Антонович писал, что Базаров — не что иное, как клевета на молодое поколение. Критик не видит художественной ценности этого произведения.
Иное отношение к роману высказал Писарев. В статье «Базаров» он оправдывает безразличие героя к будущему простого народа. Кроме того, автор статьи солидарен с отношением Базарова к искусству.
Спор поколений в произведениях многих авторов – тема далеко не новая. Однако стоит отметить, что в романе рассматриваются в большей степени не идейные столкновения отцов и детей, а противоречия дворян и разночинцев, которые олицетворяют собой будущее страны.
Паустовский, «Телеграмма»
Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ Константина Паустовского затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.
Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько проблема воспитания, сколько пагубные моменты общественного влияния.
Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.
Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих превентивных мер можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.
Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.
Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.
Рассказ И. С. Тургенева «Муму» описывает жизнь и нелегкую судьбу русского крепостного — Герасима. Человек этот был высок, наделен немалой силой и от рождения нем. Он хорошо делал любую работу, и, как говорится, один стоил четверых. Барыня ценила Герасима, она взяла его к себе из деревни и сделала дворником. Однако женщина эта имела скверный характер.
Читать далее…
И. С. Тургеньев написал рассказ «Муму», главным героем которого стал глухонемой Герасим. Он был хорошим, добрым человеком. Все умел и, несмотря на то, что природа обделила его голосом и слухом, любая работа спорилась у него в руках.
Читать далее…
Проблема отцов и детей – это вечный вопрос, который поднимают писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт поколений мы ежедневно можем встречать и в реальной жизни. Но особенно остро эта проблема появляется в том обществе, которое переживает переломные моменты, когда старшее и молодое поколение противостоит не только в бытовой борьбе, но и в борьбе политических и социальных взглядов.
Читать далее…
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» очень точно передает разногласия старшего поколения и младшего, которые являются представителями дворянской и демократической культур.
Читать далее…
В своём рассказе «Бежин луг» Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.
Читать далее…
Сюжет романа «Отцы и дети» построен на столкновении двух противоположных идеологий: либерально-дворянской и разночинно-демократической.
Читать далее…
И. С. Тургенев – один из самых тонких писателей 19 века. Он показывает нам прекрасных людей, способных на высокие мысли и нежные чувства, имеющих силу духа и мужество.
Читать далее…
Тургенев всей душой ненавидел крепостное право и боролся с ним, как мог. Рассказ «Муму» посвящен именно этому. В нем описана тяжелая подневольная судьба крепостных. Ни один из этих людей не мог распоряжаться своей жизнью, а вынужден был исполнять все приказы и прихоти помещика.
Читать далее…
Главным героем романа Тургенева «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Автор недвусмысленно дает понять, что Базаров натура сильная, которая стремится к отрицанию общепринятых догм. Он против религии, самодержавия, крепостного права и политического строя, который существовал в дореволюционное время.
Читать далее…
В центре повествования в романе «Отцы и дети», написанного И. С. Тургеневым, находится фигура Евгения Базарова. Взгляды молодого человека подробно изложены на страницах произведения. Автор всесторонне осветил его характер, изучая, таким образом, новое явление, которое охватило Россию в 60-ых годах XIX века — нигилизм.
Читать далее…
«Муму» — рассказ Ивана Сергеевича Тургенева о трагической судьбе дворника Герасима. В начале повествования мы узнаём немного о его жизни в деревне, откуда он был привезён в Москву. Герасим – высокий и хорошо сложенный мужчина, хороший работник, но глухонемой с рождения. Прототипом Герасима послужил крестьянин Андрей, живший в доме сестры писателя.
Читать далее…
Кто он, герой своего времени? Я думаю, это человек, который всецело отражает главные события и идеалы эпохи, в которой живет. В романе «Отцы и дети» показана борьба устоявшейся аристократии и демократии с достаточно революционными настроениями. Представителем второго течения является Евгений Базаров – человек достаточно противоречивый и интересный, ярый нигилист, который отрицает все духовное.
Читать далее…
Каждый писатель, подобно художнику, старается создать неповторимый образ, который надолго запомнится читателям. И. С. Тургенев часто анализировал противоречия в персонажах своих произведений, особенно это касалось женских образов.
Читать далее…
И. С. Тургенев в своем романе ярко и нетривиально изобразил общественные конфликты середины 19 века. Евгений Базаров и Павел Кирсанов являются в произведении представителями двух противостоящих друг другу слоев русского общества.
Читать далее…
«Одно поколение, словно волна, набегает на другое, совсем не зная друг друга»
Ф. Тютчев
У каждого читателя, который любит читать настолько, что полностью погружается в книгу, как в виртуальный мир, хоть раз во время прочтения книги возник вопрос: «О чём же он думал, когда писал это? Может, это его потрясла ссора с близкими или другая неприятность? А может наоборот, он нашёл светлое чувство, влюблённость…» Так вот, я — одна из таких читателей, поэтому мне стало интересно, почему автор решил затронуть такую философскую тему, как противостояние поколений.
Читать далее…
И. С. Тургенев
28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя.
Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков», не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.
Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.
Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца».
Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.
Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев
ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев
«Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько
Глава 7 Тургенев
Глава 7
Тургенев
Биография
Вопрос 7.1
Свое первое свидание с живой литературой маленький Ваня Тургенев надолго запомнил. В гости к матушке, Варваре Петровне Тургеневой, приехал маститый баснописец Иван Иванович Дмитриев.Чем так запомнилась эта встреча
И. С. ТУРГЕНЕВ *
И. С. ТУРГЕНЕВ *
Двадцать второго августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Тургенева.В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих сверстников покойного, одновременно с
И. С. ТУРГЕНЕВ
И. С. ТУРГЕНЕВ
ОЗ, 1883, № 9, вкладная страница, с особой нумерацией 1–2 (вып. в свет после 16 сентября). Без подписи. На основании анализа текста авторство установлено Я. Е. Эльсбергом, в сообщении «И. С. Тургенев. Неизвестная статья М. Е. Салтыкова-Щедрина» («Лит. газета», М. 1939,
И. С. Тургенев
И. С. Тургенев
Племянница
Роман, соч. Евгении Тур…<Отрывки>[449]…Бывают таланты двоякого рода: таланты сами по себе, независимые, как бы отделенные от личности самого писателя, и таланты, более или менее тесно связанные с нею. Мы не хотим этим сказать, чтобы таланты,
И. С. Тургенев. Гоголь*
И. С. Тургенев. Гоголь*
Меня свел к Гоголю покойный Михаил Семенович Щепкин. Помню день нашего посещения: 20-го октября 1851 года. Гоголь жил тогда в Москве, на Никитской, в доме Талызина, у графа Толстого. Мы приехали в час пополудни: он немедленно нас принял. Комната его
И. С. Тургенев. Из писем
И. С. Тургенев. Из писем
Тургенев И. С. — Виардо П., 21 февраля 1852
…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, — умер, предав все сожжению, — все — 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, — одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта
Глава IV Тургенев. — Толстой
Глава IV Тургенев. — Толстой
Тургенев: Главные черты его искусства. — «Записки охотника». — Пессимизм его ранних повестей. — Ряд повестей, изображающих руководящие типы русского общества; Рудин; — Лаврецкий; Елена и Инсаров;— Базаров. — Почему «Отцы и дети» не были
Писемский, Тургенев и Гончаров
Писемский, Тургенев и Гончаров
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862М., Государственное издательство художественной литературы, 1955OCR Бычков М.Н. (Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С.
И. С. Тургенев
И. С. Тургенев
Двадцать второго августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Тургенева.В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих сверстников покойного, одновременно с
ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев
ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев
«Отцы и дети» — едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько
И. С. Тургенев
И. С. Тургенев
28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ повести Ася
- Анализ произведения Бежин луг
- Анализ произведения Бурмистр
- Анализ произведения Живые мощи
- Анализ произведения Записки охотника
- Анализ произведения Касьян с Красивой мечи
- Анализ произведения Муму
- Анализ произведения Отцы и дети
- Анализ произведения Собака
- Анализ произведения Уездный лекарь
- Анализ рассказа Бирюк
- Анализ рассказа Ермолай и мельничиха
- Анализ рассказа Лебедянь
- Анализ рассказа Малиновая вода
- Анализ рассказа Певцы
- Анализ рассказа Первая любовь
- Анализ рассказа Рудин
- Анализ рассказа Татьяна Борисовна и её племянник
- Анализ рассказа Тургенева Лес и степь
- Анализ рассказа Хорь и Калиныч
- Анализ стиха В дороге
- Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети
- Арина Власьевна мать Базарова в романе Отцы и отцы
- Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети
- Базаров и родители
- Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети
- В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма?
- В чем трагедия Евгения Базарова в романе Отцы и дети
- Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети
- Время в романе Отцы и дети
- Герасим и Татьяна в рассказе Муму
- Герои произведения Бежин луг
- Герои произведения Записки охотника
- Герои рассказа Бирюк
- Герои романа Отцы и дети
- Главные герои рассказа Певцы
- Дикий-Барин в рассказе Певцы
- Доброта и жестокость в рассказе Муму
- Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети
- Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова
- Дядя Хвост в рассказе Тургенева Муму
- Женские образы в романе Отцы и дети
- Записки охотника и их место в русской литературе
- Испытание любовью Базарова
- Истории мальчиков из рассказа Бежин луг
- История любви Базарова и Одинцовой
- История создания романа Отцы и дети
- История Феди из рассказа Бежин Луг
- История Фенечки в романе Отцы и дети
- Какие истории рассказывал Илюша
- Калиныч в рассказе Хорь и Калиныч
- Капитон Климов в рассказе Муму
- Кастелянша в рассказе Муму
- Катя Локтева в романе Отцы и дети
- Комната каморка Герасима в рассказе Муму
- Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева
- Критика о романе Отцы и дети
- Лекарь Харитон в рассказе Муму
- Любовь в романе Отцы и дети Тургенева
- Мое отношение к Герасиму из рассказа Муму
- Нигилизм в романе Отцы и дети
- Нужны ли России Базаровы
- Образ Аси тургеневской девушки
- Образ и характеристика Анны Одинцовой в романе Отцы и дети
- Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр
- Образ и характеристика Аси
- Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети
- Образ и характеристика Гагина в повести Ася
- Образ и характеристика Зинаиды в повести Первая любовь
- Образ и характеристика Илюши из рассказа Бежин луг
- Образ и характеристика Кукшиной в романе Отцы и дети
- Образ и характеристика Муму
- Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе Певцы
- Образ и характеристика Николая Петровича Кирсанова
- Образ и характеристика Ситникова в романе Отцы и дети
- Образ и характеристика Феди из рассказа Бежин луг
- Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети
- Образ и характеристика Хоря в рассказе Хорь и Калиныч
- Образ и характеристики Гаврилы в рассказе Муму
- Образ Моргача в рассказе Певцы
- Образ Обалдуя в рассказе Певцы
- Образы отцов в романе Отцы и дети
- Описание Герасима из рассказа Муму
- Описание каморки Герасима (жилище, комнаты)
- Описание Муму
- Описание природы в рассказе Бежин луг
- Отец Базарова — Василий в романе Отцы и дети
- Отзыв о произведении Муму
- Отзыв о романе Отцы и дети
- Пейзаж в рассказе Бежин луг
- Письмо Базарова к Одинцовой
- План повести Ася
- План рассказа Бежин луг
- План рассказа Бирюк
- План рассказа Воробей
- План рассказа Муму
- План рассказа Певцы
- По произведению Ася
- По рассказу Бежин луг
- По рассказу Бирюк
- По рассказу Муму
- По рассказу Певцы
- По роману Отцы и дети
- Поколение «отцов» в романе Отцы и дети Тургенева
- Полутыкин в рассказе Хорь и Калиныч
- Портреты мальчиков из рассказа Бежин луг
- Почему Герасим утопил Муму?
- Природа в повести Ася Тургенева
- Проблема отцов и детей
- Психологизм прозы Тургенева
- Реализм в творчестве Тургенева
- Роль Аси в повести Тургенева Ася
- Роль Базарова в романе Отцы и дети
- Роль природы и пейзажа в рассказе Муму
- Роль родителей Базарова в романе Отцы и дети
- Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети
- Смысл названия романа Отцы и Дети
- Смысл романа Отцы и дети
- Спор Базарова и Павла Петровича
- Спор поколений: вместе и врозь Отцы и дети
- Сравнение Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых
- Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова
- Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых
- Степан в рассказе Муму
- Тема любви в повести Ася
- Тема любви в прозе Тургенева
- Тема любви в творчестве Тургенева
- Трагическая судьба Герасима из рассказа Муму
- Форейтор Антипка в рассказе Муму
- Характеристика героев Муму
- Характеристика героев повести Ася
- Характеристика героев рассказа Хорь и Калиныч
- Характеристика и образ Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети
- Характеристика и образ Барыни в рассказе Муму
- Характеристика и образ Бирюка
- Характеристика и образ Вани из рассказа Бежин луг
- Характеристика и образ Герасима
- Характеристика и образ Господина Н. из повести Ася
- Характеристика и образ Кости из рассказа Бежин луг
- Характеристика и образ Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети
- Характеристика и образ Павлуши из рассказа Бежин луг
- Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг
- Характеристика Татьяны в рассказе Муму
- Хорь и Калиныч сравнительная характеристика
- Человек и природа в рассказе Бежин луг
- Чему посвящен рассказ Муму против чего направлен
- Чертопханов и Недопюскин
- Что делает Базарова героем своего времени?
- Что такое тургеневская девушка?
Творческий труд Тургенева представить вкратце не лёгкая задача, очень сильно повлияли его творения на всю отечественную литературу тех времён. Он был известен за рубежом, его имя знали многие в Европе.
Тургенев создал классические портреты писательских персонажей: крепостных, женственных и целеустремлённых дам и людей разных чинов. Многие темы, который были затронуты более полутора века назад, вызывают интерес и сейчас.
Если вкратце давать характеристику творчеству Тургенева, то научные работники, которые исследовали его творения, делят его на 3 периода:
- Первый (1836 – 1847 года): начало творчества, из под его пера тогда были написаны романтические стихи. Он искал себя в различных литературных разновидностях – поэзии, прозаической литературе, драматургии. На данном периоде на Тургенева весомо повлияла школа философии Гегеля и его произведения были романтическими и идеологическими.
- Второй (1848 – 1861.): удачный и плодотворный этап. После выхода в свет рассказа-очерка «Хорь и Калиныч»-первого рассказа из «Записок охотника», Тургенев наслаждается заслуженной хвалой. Успешность этого рассказа подтолкнула писателя начать работу над другими рассказами «Записок охотника». В том же, 1847 году, находясь за пределами России, Тургенев написал последующие 13 очерков.
- Третий (1862 – 1883.)– зрелый, серьёзный период, когда Тургенев начинает писать на более глубокие темы. Как раз в 60х годах написано ео самое известное творение– «Отцы и дети». В этом романе раскрываются темы взаимодействия разных поколений, актуальные даже на сегодняшний день.
Конец своего жизненного пути Тургенев проводил в основном в других странах, но Родину не забывал. Его произведения повлияли на многих творцов, открыли в отечественной литературе много новых тем и образов героев, именно поэтому Тургенева заслуженно считают одним из самых передовых прозаических классиков литературы в России.