Сочинение по творчеству пушкина 10 класс медный всадник

Урок 3. а. с. пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути с обобщением ранее изученногоурок 4. основные темы и мотивы лирики

Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика
поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
А. С. Пушкина

УРОК 7
Философская лирика А. С. Пушкина.

Тема жизни и смерти

Цель:


ознакомить учащихся с философской лирикой А. С. Пушкина на примере текстового изучения, восприятия и истолкования стихотворений
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…»,
«Отцы пустынники и жёны непорочны…»; раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в данных лирических произведениях; совершенствовать навыки
восприятия, толкования и оценки поэтического текста; умение определять тематику стихотворения; воспитывать любовь к русскому слову, формировать мировоззрение
учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…»,
«Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях,
передают их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулируют главную мысль
стихотворений; отмечают значение изобразительно-выразительных средств языка; объясняют понятие «философская лирика».

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ



(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Какие произведения называют философскими?

• Когда человек обращается к философским произведениям?

• Как вы понимаете, что такое философская лирика?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только выразительностью художественных образов и красотой
родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Наверное, всю лирику Пушкина можно назвать философской, ведь поэт, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над
вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле,
о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это и отразилось в его лирике, философские мотивы пронизывают всё его творчество.

Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный поэтический
журнал, каждая страничка-стихотворение которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Вы, конечно, знаете, что род литературы, основой которого являются чувства, мысли, настроения, переживания, называется лирикой. Лирический
образ передаёт выражение чувств и мыслей автора в связи с разными жизненными впечатлениями. Поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека,
то и диапазон тем и мотивов в лирике многообразен. В лирических произведениях представлены отдельные мотивы, связанные общей темой.

Поэтическое осмысление мира, человека, смысла человеческой жизни, добра и зла, размышления над проблемами жизни и смерти, сущности человеческой
души находят своё отображение в философской лирике. Так принято называть лирические произведения, в которых выражаются мысли и чувства автора о смысле
человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе и о смерти.

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям
и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах
человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) наполнено философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности
жизни природы.

2. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся

стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

3. Беседа

• Расскажите о своих впечатлениях после прослушанного стихотворения.
• О чём размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании
«юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
• На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
• Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте своё мнение.
• В каких строчках раскрывается отношение поэта к смерти? Выразительно прочитайте их и объясните, как вы понимаете эти строки.
• Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
• Раскройте основной пафос стихотворения. Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

— Одно из самых глубоких философских стихотворений А. С. Пушкина —
«Два чувства дивно близки нам…» (1830), к сожалению, осталось незаконченным и даже не совсем обработанным:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как пустыня

И как алтарь без божества.

В нём явственно отразились постоянные и настойчивые раздумья Пушкина над идеей дома. Одно из значений слова пепелище — родной дом. Но слово это
в данном случае не имеет предметного значения. Оно символично. Любовь и уважение к своему дому и к священной памяти предков («отеческим гробам») — вот
что придаёт человеку ощущение нравственной устойчивости. Без них была бы мертва земля, но без них и человек не может оставаться человеком.

В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает цикл стихотворений 1836 года, в котором есть такие стихотворения, как «Отцы пустынники
и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из
Пиндемонти», «Памятник» и др. Стихи последних лет отражают серьёзное понимание поэтом религиозных, философских, нравственных, политических, социальных проблем.

Особое место в этом цикле занимает стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны…».
Написано оно 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, за полгода до его трагической гибели. При жизни
Пушкина стихотворение не было напечатано. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина — святого, прошедшего тернистый путь познания Бога.

4. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

5. Беседа

• Как вы поняли прослушанное стихотворение?

• На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

• Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

• Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

• Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать
во области заочны»?

• Найдите в стихотворении старославянизмы. Раскройте их роль в произведении.

• Определите тему стихотворения, главную мысль. Составьте цепочку ключевых (опорных) слов.

— Раздумья над смыслом жизни, о её круговороте, соединении прошлого и будущего, которые всегда волновали поэта, нашли своеобразное завершение
в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835). Это одно из лучших произведений пушкинской лирики. Его можно рассматривать как итоговое.

Стихотворение навеяно посещением Михайловского. Оттуда 25 сентября 1835 г. он писал жене: «В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того,
что нет уж в нём няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть,
как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».

Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа.
В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания
перерастают в раздумья о жизни и смерти.

6. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся

стихотворения «Вновь я посетил…»

7. Аналитическая работа с текстом

стихотворения «Вновь я посетил…»



по предложенному плану (в группах, с раздаточным материалом)

План анализа стихотворения

1. Дата написания. Биографический комментарий.

2. Жанровое своеобразие.

3. Идейное содержание:

а) тема;

б) основная мысль;

в) проблема;

г) эмоциональная окраска чувства.

4. Структура стихотворения:

а) основные образы;

б) тропы;

в) стилистические фигуры.

5. Стихотворный размер. Рифма.

6. Актуальность стихотворения.

8. Словарная работа

Элегия — стихотворение с характером задумчивой грусти.

Белый стих — нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих.

Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.

Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Метонимия — вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий.

Олицетворение — изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

Полисиндетон — многосоюзие.

Риторическое восклицание — возглас, выражающий сильное чувство. Риторическое обращение — обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому
понятию, отсутствующему лицу.

Сравнение — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Умолчание — оборот речи, предоставляющий читателю самому догадаться, что осталось невысказанным.

Эпитет — определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений
о предмете.

Ямб — двусложный размер, где ударение приходится на чётные — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д.— слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на
положенном месте — пиррихий.

9. Аналитическая работа с отрывками

из литературоведческих текстов


(работа в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается… тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта,
но вместе с тем как человека и характера…

Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства…
Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический
стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…

(В. Г. Белинский)

Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт…

Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова
и звуки, а потому что он — сын гармонии, поэт.

(А. А. Блок)

• Прокомментируйте высказывание критика В. Г. Белинского о поэзии А. С. Пушкина.

• Как бы вы ответили на поставленный А. А. Блоком вопрос о том, что такое Поэт?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»



(работа в парах)

• Докажите, что представленные сегодня на уроке стихотворения А. С. Пушкина относятся к образцам философской лирики.

VI. Домашнее задание

1. Используя собственные знания, материалы урока, поэзию Пушкина, составить цепочку ассоциаций на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

2. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Мой сборник философских стихотворений А. С. Пушкина».

3. Опережающее задание

Прочитать поэму «Медный всадник».

Подготовить литературные визитки об истории её создания.

Следующий урок: Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник» >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Существуют различные точки зрения исследователей и современников на связь творчества Пушкина с современной ему русской действительностью, его
духовным миром и жизнью.

Одну из этих точек зрения резче и ярче всего высказал Н. В. Гоголь в статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» (1846),
включённой в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». «Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков удержали свою личность.
У одного Пушкина её нет. Что схватишь из его сочинений о нём самом? Поди, улови его характер как человека! На место его предстанет тот же чудный образ,
на всё откликающийся — и одному себе только не находящий отклика… Как ему говорить было,— писал дальше Н. В. Гоголь,— о чём-нибудь потребном
современному обществу в его современную минуту, когда хотелось откликнуться на всё, что ни есть в мире, и когда всякой предмет равно звал его?»

Литературовед и критик Ю. Л. Прокушев пишет: «Есть подвиги ратные, есть подвиги великих открытий — они связаны с минутами озарения, минутами
наи высшего духовного, нравственного подъёма. Но есть подвиги внешне как бы скрытые, неброские, сначала в них даже трудно распознать и почувствовать нечто
особое, героическое. И только когда человек, совершивший такой подвиг, уходит от нас, мы начинаем сознавать, что вся жизнь его была подвигом».
Такой подвиг в русской литературе, в русской общественной жизни XIX в. совершил А. С. Пушкин. И на сегодняшнем уроке мы найдём доказательства этому.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя


(Учащиеся составляют тезисы.)

— Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.
Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской
поэзии. Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию»
(1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам
декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка»
(1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание
дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.
Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823),
«К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829) мы встречаемся с ещё одним проявлением мотива личной свободы — уважение личности
другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности — важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти» (1836).

Мотивы темы гражданственности и патриотизма широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражён в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кавказ» (1829),
«Зима. Что делать нам в деревне?…» (1829), «Осень» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во
глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы,
проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы представлена в лирических произведениях, обращённых к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим.
Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам — основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября»
(1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращённые к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях,— «Во глубине сибирских
руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) — другу и учителю, оказавшему серьёзное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Отдельно стоят лирические произведения, обращённые к няне, добрые и тёплые отношения с которой поэт пронёс через всю жизнь. К таким стихотворениям
относится «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам.

Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Я пережил свои желанья…» (1821), «Сожжённое письмо» (1825),
«Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К…» (1825), «Под небом голубым страны своей родной…» (1826), «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «Что в имени тебе моём?..» (1830), «Мадонна» (1830),
«Для берегов отчизны дальней…» (1830).

Тема назначения поэта и поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, её особой роли в обществе слышен в
стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). Место поэта
в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества,
о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью. Эти мысли отражены и в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Поэт
и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра
и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало в сладком ослепленье…» (1823), «Дар напрасный,
дар случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Бесы» (1830),
«Элегия» (1830), «Стихи, сочинённые ночью во время
бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому — лирика А. С. Пушкина.

2. Аналитическая работа с текстами стихотворений (в группах)

1) Анализ стихотворений

Комментарий.


1-я группа работает над стихотворением «Погасло дневное светило…»,

2-я группа — «К морю»;

3-я группа — стихотворения Михайловского периода творчества (в частности, «Вакхическая песня»).

2) Комментарии групп

1-я группа.


Так называемая «южная ссылка» Пушкина стала следствием его слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в 1817–1819 гг.
(например, ода «Вольность»). Новое направление в поэзии Пушкина проявилось уже с первого стихотворения, написанного на юге,— элегии
«Погасло дневное светило…» (1820).

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть
милые сердцу времена.

2-я группа.
Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился
к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке — в Михайловском, в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина — время перехода от романтизма к реализму.
Стихотворение завершает романтический период пушкинского творчества. Поэт прощается не только со «свободной стихией», но и романтическим мироощущением.
Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» современников
Пушкина — Наполеона и Байрона.

3-я группа.
Михайловский период составляет одну из самых блистательных страниц творческой биографии Пушкина. То, что было создано за это время поэтом, по количеству,
разнообразию, художественной полноценности превосходит решительно все предыдущие периоды его творчества. Пушкин дописывает
здесь большую часть «Цыган», усиленно работает над «Евгением Онегиным» (главы 3–6), создаёт «Бориса Годунова», «Сцену из Фауста», «Графа Нулина»,
пишет большое количество стихотворений, несколько критических статей и набросков. В Михайловской ссылке Пушкин философски обобщил смысл жизни
и творчества. Могучее возрождение души, осознание полноты и зрелости его духовных сил воплотилось в стихотворении «Вакхическая песня». Это стихотворение
— здравица солнцу и свету. В форме застольной песни Пушкин прославляет истинную дружбу и человеческий ум. Друзья, объединённые в весёлый круг за
праздничным столом, для Пушкина — символ братства, объединяющего людей.

У ч и т е л ь. Проанализировать литературное произведение — означает истолковать художественный текст и дать ему собственную
аргументированную оценку. Поскольку лирика отличается субъективностью, сосредоточена на внутреннем состоянии и переживании поэта, а лирические образы мы
воспринимаем как обобщённые, многозначные символы, то углубляться в поэтические картины, наблюдать, как меняются чувства и настроения лирического героя,
удаётся не всегда и не сразу. Н. В. Гоголь писал: «Прочесть как следует произведенье лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать.

Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…».

Конечно, каждое произведение имеет свой ключ к истолкованию, который и надо найти внимательному читателю. Но есть и определённые общие моменты,
помогающие постичь и раскрыть тайны лирического текста. Каковы же они?

Схема анализа
лирического произведения

• Какие настроения и чувства переданы в произведении.

• Дата написания, сведения из истории создания стихотворения, кому оно посвящено, его прототипы.

• Жанр стихотворения.

• Ведущая тема произведения, его основная мысль, её развитие.

• Какие образы и картины стихотворения выразительнее всего передают настроения и чувства.

• Образ лирического героя, сопоставление автора и лирического героя.

• Особенности композиции стихотворения.

• Особенности стихотворной формы произведения (размер, рифма, особенности ритмики).

• Какие поэтические детали (средства художественной выразительности) усиливают чувства и настроения произведения.

• Место стихотворения в творчестве автора.

• Личностное истолкование образов произведения.

3. Презентация представителями групп

результатов аналитической работы,

выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Расскажите о романтической лирике А. С. Пушкина периода южной ссылки.

• Почему литературоведы считают, что стихотворение «К морю» является прощанием А. С. Пушкина с романтизмом?

• Как повлияла на творческое становление поэта ссылка в Михайловское?

• Какие темы нашли воплощение в творчестве Пушкина в годы Михайловской
ссылки? Какие жанры осваивает он в это время? В чём проявляются реалистические тенденции?

VI. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»,
«Поэт», «Поэту», «Памятник».

2. Опережающее задание
Подготовить сообщения (5 учащихся) об истории создания стихотворений
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»,
«Поэт»,
«Поэту», «Памятник».

Следующий урок: Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

Урок 8. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме

Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства
и личности

Урок 10. Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
А. С. Пушкина

УРОК 10
Социально-философские проблемы
поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Цель:


определить социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; помочь осмыслить главный конфликт
поэмы; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические
способности; эстетически и нравственно воспитывать учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование:
учебник, текст поэмы «Медный всадник», раздаточный материал.

Тип урока:
комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; принимают участие в аналитической
беседе; выразительно читают и комментируют поэтический текст; участвуют в мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Терминологический экспресс-опрос
«Закончи высказывание»

1. Поэма — один из жанров… (лироэпических произведений).
2. В поэме ярко выражено… (авторское отношение к изображаемому).
3. Приём, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется… (метафорой).
4. Выражения «державное теченье», «оград узор чугунный», «прозрачный сумрак», «блеск безлунный» являются… (эпитетами).
5. Выражения «и перед младшею столицей», «девичьи лица ярче роз», «порфироносная вдова» являются… (сравнениями).
6. Выражение «корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся» является… (гиперболой).
7. В поэмах А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» одним из важнейших образов является образ… (Петра I).
8. Используемые в описании Петербурга выражения «задумчивые ночи», «спящие громады», «золотые небеса», «заря спешит», «бег санок», «говор
балов» являются… (метафорами).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Есть в литературе вопросы, которые принято именовать «вечными». Это вопросы, тревожащие и требующие ответа, но, однако же, ни один известный
ответ, ни одно решение не избавляют от сомнений и других ответов. О таинственной непредсказуемости жизни, о трагических поворотах истории, о
бесстрашной верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие творения позднего периода творчества А. С. Пушкина, в том числе петербургская повесть
«Медный всадник».

«Петербургская повесть» — так по жанру определил А. С. Пушкин свою поэму «Медный всадник» — приобрела те черты масштабности, которые позволяют отнести
её к «вечным», бесценным памятникам поэзии, не разгаданным до конца. Пространство поэмы то раздвигается, охватывая необозримые просторы,
то суживается до Петербурга, небольшого острова и даже скромного домика.

В центре поэмы несколько эпизодов, составляющих центральный конфликт между мирной и бунтующей стихией, с одной стороны, и её грозным укротителем Петром I,
с другой; между громадной империей, олицетворённой в памятнике самодержцу, и бедным незначительным чиновником, почти незаметным человеком.

В чём же великий смысл пушкинского «Медного всадника»? Какие социально-философские проблемы затрагивает Пушкин в этом произведении? Чем оно
волнует и потрясает нас и сегодня? Сегодня на уроке мы найдём ответы на эти вопросы.

IV. Работа над темой урока

Выступление учащихся с сообщениями-размышлениями
по проблемным вопросам урока.
Обсуждение мнений. Комментарий учителя

1. Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?

Образец ответа


В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворённое Петром I, и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несёт не только Пётр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором лежал тяжкий гнёт
государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне,— бунт бессмысленный и наказуемый. Поклоняющиеся кумирам
становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждается трагическим финалом — «остров
малый на взморье», труп несчастного Евгения.

В поэме два плана, и оба — истинные. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок мир
Петра, была дорога и понятна его мечта — «ногою твёрдою стать при море».

Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме есть
истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Кто же всё-таки виноват — великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием
истории, выпал из неё? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению В. Г. Белинского, Пушкин обосновал
трагическое право империи со всей её государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX в. некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит
на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображённый Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого
по эта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. М. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том,
чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».

2. Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра Великого?

Образец ответа


В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в истории России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»: он становится не только
символом движения жизни, её изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.

В. Г. Белинский писал: «Мы понимаем смущённою душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с
распростёртою рукою, как бы любуется городом…».

Во вступлении Пушкин воспевает гений Петра I, сумевшего поднять народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин
выделяет местоимение Он курсивом, тем самым приравнивая Петра к Богу, освящая его имя. Пётр — создатель города, поднявшегося «из тьмы лесов,
из топи блат». Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с «пирушками холостыми» и «воинственной живостью» — памятник Петру-создателю.

Бесспорно, Пётр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, понял потребности её развития. Но при этом Пётр I оставался
самодержцем, власть которого была антинародной.

3. Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?

Образец ответа


Петербург Пушкина — двойственный город, «слава России, но человек в нём, в огромном городе,— песчинка». А. С. Пушкин на протяжении всего
произведения показывает двойственную натуру Петербурга: Петербург как великую и прекрасную младшую сестру Москвы, «юный град Петров», и Петербург как
чудовище, пожирающее жизни людей. Поэт выражает свою любовь к блестящей царской северной столице и ненависть к городу, в котором царит
социальное неравенство.

Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру. Пушкин заканчивает поэму описанием всё той
же картины бедной природы с ветхим домишкой и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в городе настолько велико и прекрасно, что не человек властвует
над природой, а она над ним. Санкт-Петербург изменяет природу, он становится тираном, и вся его сила сконцентрирована
в Медном всаднике. Петербург Пушкина — это слава России, но человек в нём, в огромном городе,— песчинка.

Петербург — это предостережение живущим в этом городе. Однако Петербург — и город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании историко-культурного
образа города.

4. Докажите, что «Медный всадник» — социально-философское произведение

Образец ответа


А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своём творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях
найти ответы на вопросы современности.

Поэма «Медный всадник» — это историческое, социальное и философское произведение. Её можно назвать гимном самодержавию. Во введении к поэме
возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,— укрепление
Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу».

Пётр I выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью,
которые до него веками царили «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способного
на такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

Грандиозная философско-историческая тема сливается в поэме с изображением судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит социальная тема,
которая станет главной в петербургских повестях Н. В. Гоголя и «натуральной школы». В «Медном всаднике» Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие
между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию!»


(работа с раздаточным материалом)

• О поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» как одном из сложных произведений русской литературы споры литературоведов и критиков продолжаются до сих пор.

Ознакомьтесь с некоторыми мнениями, определите главную мысль в каждом приведённом высказывании, отношение их авторов к Петру
I и «маленькому человеку». Какие мысли о «Медном всаднике» вам ближе?
«Займите позицию», аргументируя своё мнение.

Карточка № 1
…Мы понимаем смущённою душою, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою
рукою, как бы любуется городом… И нам чудится, что, среди хаоса и тьмы этого разрушения, из его медных уст исходит творящее: «да будет!», а простёртая рука
гордо повелевает утихнуть разъярённым стихиям… И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия
к страданию этого частного… Да, эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэта, вполне
достойному быть певцом великого преобразователя России.
(В. Г. Белинский)

Карточка № 2
…Какое дело гиганту до гибели неведомых? Какое дело чудотворному строителю до крошечного ветхого домика на взморье, где живёт Параша — любовь смиренного
коломенского чиновника? Воля героя умчит и пожрёт его, вместе с его малою любовью, с его малым счастьем, как волны наводнения — слабую щепку.
Не для того ли рождаются бесчисленные, равные. Лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям? Пусть же гибнущий покорится тому,
«чьей волей роковой под морем город основался»… Так стоят они вечно друг против друга — малый и великий. Кто сильнее, кто победит? Нигде в русской
литературе два мировых начала не сходились в таком страшном столкновении….
Все великие русские писатели , все до единого, быть может, сами того не
зная, подхватят этот вызов малых великому, этот богохульный крик возмутившейся черни: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!»
(Д. С. Мережковский)

Карточка № 3
Образ «Медного всадника», неподвижного, застывшего воплощения творческого порыва (порыва, направленного, в свою очередь, на то, чтобы над самой
бездной «Россию вздёрнуть на дыбы»), и образ бушующей Невы, заключённой в «береговой гранит», и вся тема поэмы — сверхчеловечески-суровая воля «чудотворного
строителя» и столкновение этой воли и с непобедимым буйством
«божией стихии», и с неутолимой тоской человеческого сердца по простому счастью… — всё вместе есть смысл поэмы «Медный всадник».
(С. Л. Франк)

Карточка № 4
В «Медном всаднике не два действующих лица (Пётр и Евгений), как часто утверждали. Из-за них явственно встаёт образ третьей, безликой силы: это стихия
разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена бóльшая часть поэмы . Третья сила — всё иррациональное, слепое в русской жизни, что
всегда готово прорваться в сектантстве, в нигилизме, в черносотенстве, в бунте.
(Г. Б. Федотов)

VI. Домашнее задание

1. Подготовиться к контрольному сочинению по творчеству А. С. Пушкина по одной из предложенных тем:
а) «Любимые строки лирики А. С. Пушкина».
б) «Вслед Радищеву восславил я свободу» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
в) «Мой Пушкин» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
г) «В чём я вижу современность звучания поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”».
д) «Пушкинское видение мира и человека» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).

2. Опережающее задание (к уроку № 13)
а) Подготовить выразительное чтение сонета В. Я. Брюсова «К портрету М. Ю. Лермонтова»; стихотворений М. Ю. Лермонтова (см. в уроке № 13).
б) Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (3–4 учащихся).
в) Подготовить сообщение об истории создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

Следующий урок: Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика
поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
А. С. Пушкина

УРОК 5
Тема поэта и поэзии
в лирике А. С. Пушкина

Цель:


показать, как раскрывается тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина; совершенствовать навыки комплексного
анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные,
исследовательские способности; воспитывать эстетический вкус, неравнодушное отношение к поэтическому слову, любовь к Родине.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; тексты стихотворений; таблица.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют
в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения А. С. Пушкина; принимают участие в аналитической работе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Для каждого настоящего поэта вопрос о назначении поэта и поэзии — это вопрос о смысле жизни, своём предназначении. Имя Александра Сергеевича
Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабрьского восстания, а его поэзию считать поэтическим выражением идей декабристов. И действительно,
идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря 1825 г. Вдохновляемый идеей
гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина не нова — до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие
предшественники, как Гораций, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Новаторство же Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих
в своём творчестве. Кто такой поэт? Каково его место в обществе? Каким должно быть его творчество? Как он должен относиться к окружающему миру? Сегодня
на уроке мы узнаем, какие ответы даёт Александр Сергеевич на эти вопросы.

III. Работа над темой урока

1. Постановка проблемного вопроса

У ч и т е л ь.

В юношеские годы на формирование взглядов Пушкина повлияли Г. Р. Державин,
Н. М. Карамзин, А. П. Радищев, В. А. Жуковский, Вольтер,
Ж.-Ж. Руссо. Через годы огромное влияние будут оказывать К. Н. Батюшков,
П. А. Вяземский, Е. А. Боратынский… Изменится ли отношение Пушкина к поэту как философской категории?

Согласны ли вы с высказыванием Ю. В. Лотмана, что «Пушкин настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них
отстал»? Чуть позже Ф. И. Тютчев скажет: «Поэт в России больше, чем поэт…»

• В чём же миссия поэта — сгорать для будущего народа или находить новые художественные формы, пробуждая душу народа?

2. Лекция учителя

— Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина тесно связана с темой свободы — в аспекте свободы творчества — и на разных этапах раскрывается по-разному.
Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать
стихи дан не каждому человеку:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать…

Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьёзности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов
он ощущал ответственность за то, что ему хотелось сказать читателям. В раннем стихотворении «К Галичу» Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов,
а в стихотворении «Моему Аристарху» — «скучных проповедников». Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чём и пишет в
оде «Вольность»:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…

Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии.

В стихотворении «К Чаадаеву» поэт страстно мечтает посвятить родине «души прекрасные порывы», быть полезным ей. «Самовластье» царей противно его
свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет.

Надежду на скорое освобождение крестьян от «рабства дикого» поэт выражает в стихотворении «Деревня».

По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в
стихотворении
«Разговор книгопродавца с поэтом». Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно творить, получать «пламенный восторг» от
процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя:

…в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Да, поэт — творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Поэзия — это тяжёлый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной
свободы. Только свобода души даёт человеку независимость.

В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы «глаголом жечь сердца людей».
Пушкин указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества. На первый взгляд поэт
такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой. По мнению
Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству и не обращать внимания на суждения толпы, не понимающей ценности истинной поэзии.

Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях «Поэту» и «Поэт и толпа». «Светская чернь», бездушные люди, ищущие во всём только выгоду,
говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии — лишь ветер. В раздражении поэт восклицает:

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Пушкин призывает поэтов «не дорожить любовию народной». Главное — не изменять идеалам свободы и красоты. В
стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин ставит поэзию на самую высокую
ступень. Он считает, что искусство выше власти царей,
поскольку талант и вдохновение даёт Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя сохранится в веках.

3. Слушание «Литературных визиток» — сообщений учащихся

об истории создания стихотворений

1) «Разговор книгопродавца с поэтом»


— Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное 26 сентября 1824 г., появилось в печати в качестве предисловия к первой главе романа
«Евгений Онегин». Начато в Одессе, закончено в Михайловском. Напечатано в альманахе «Мнемозина» (1824).

В печати из строфы 13 появились только начальные слова «Мир пустел…». Остальные заменяли точками. Однако по рукам разошлись полные списки стихотворения.
Во избежание неприятных последствий для автора в «Мнемозине» было сделано примечание: «В сём месте автор поставил три с половиной строки
точек. Издателям сие стихотворение доставлено князем П. А. Вяземским в подлиннике и здесь напечатано в том виде, в каком оно вышло из-под пера самого
Пушкина. Некоторые списки оного, ходящие по городу, искажены нелепыми прибавлениями». Заключительные строки стихотворения написаны в прозе.
Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземлённой действительности.

2) «Пророк»
Стихотворение относится к 1826 г. Как раз в то время были казнены участники декабристского восстания, многие из которых были друзьями Пушкина.
Это стихотворение было как бы ответом на неожиданный поворот событий.

Создание стихотворения «Пророк» совпало с моментом окончания периода юности поэта и наступлением творческой зрелости, выраженной в переосмыслении многих
прежних жизненных позиций, а также духовных и мировоззренческих принципов на новом этапе. Таким образом, момент написания стихотворения рассматривается
как переломный в духовной жизни Пушкина. Первая публикация этого стихотворения состоялась в «Московском вестнике» (№ 3, 1828 г.)

3) «Поэт»
Стихотворение было написано 15 августа 1827 г. в Михайловском, когда Пушкин начал всё чаще задумываться о своём предназначении. Пушкин понимает творчество
как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности.

Поэт задаёт вопрос: поэт — избранник или свой «среди детей ничтожных мира»?

В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей — это оковы, мешающие проснуться его душе.

4) «Поэту»
Стихотворение было написано 7 июля 1830 г., в период резких нападок на Пушкина на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где до
того времени печатались восторженные рецензии на его сочинения. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгариным заставила Александра
Сергеевича обратиться в своём небольшом лирическом произведении к образу непонятого стихотворца. Пушкин призывает поэта не поддаваться соблазну восторженных
похвал и не изменять своим убеждениям, своим «любимым думам»
в угоду «народной любви». Он советует поэту оставаться твёрдым в своих убеждениях.

5) «Памятник»
Это стихотворение является своего рода поэтическим завещанием Пушкина.

Написано 21 августа 1836 г. на Каменном острове в Петербурге. Эпиграф взят из XXX оды Горация «К Мельпомене».
Эту оду переводил М. В. Ломоносов, свободно изложил Г. Р. Державин, к чьему тексту ближе всего стихотворение Пушкина. При жизни Пушкина стихотворение
не было напечатано. Василий Андреевич Жуковский внёс свою правку в стихотворение и впервые опубликовал его в IX томе первого посмертного собрания
сочинений А. С. Пушкина (1841).

Традиционно в научной и публицистической среде стихотворение называется по первой строчке: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

4. Аналитическая работа с текстами стихотворений (в группах)

Задания

1-я группа.
«Разговор книгопродавца с поэтом».


Внимательно перечитайте первые 5 ответов поэта. Какие три аспекта творчества отвергает поэт? Почему?

Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения? Какие автобиографические мотивы звучат в этих ответах?

2-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Пророк».

Кого же представил Пушкин в своём герое: далёкого библейского пророка или
поэта, принявшего пророческий дар? Ознакомьтесь с мнениями литературоведов. Согласитесь или опровергните их. Свой выбор аргументируйте.

• «Кого же он [Пушкин] дал нам в своём «Пророке»? Это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» (В. Соловьёв).

• «Его [Пушкина] «Пророк», сбивший всех с толку и так прославленный Достоевским,— замечательная библейская стилизация… В позу пророка Пушкин почти никогда
не становился» (А. Кушнер).

3-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Поэт».

Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? В каких строчках заключён главный пафос
стихотворения? Обоснуйте свой ответ. Что необходимо поэту для творчества? Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

4-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Поэту».

Расскажите, как вы поняли это стихотворение. Какие отношения связывают поэта и толпу? Подумайте, почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта
с образом толпы. Обоснуйте свой ответ, подтверждая его фактами из биографии поэта. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному
поэту? Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

5-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Памятник».

Как вы понимаете выражение «душа в заветной лире»? На чём основывается уверенность поэта в том, что к его нерукотворному памятнику «не зарастёт
народная тропа»? Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание потомков? Сопоставьте два стихотворения «Памятник»: Г. Р. Державина
и А. С. Пушкина. В чём вы видите сходство и различие этих стихотворений?

5. Презентация результатов аналитической работы
представителями групп,

выразительное чтение стихотворений и цитирование стихотворных строк в качестве доказательства своего мнения

6. Коллективная работа по заполнению таблицы

«Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»


(запись на доске и в тетрадях)

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Год написания

Название стихотворения

Тема

Идея

Вывод

1824

«Разговор книгопродавца с поэтом»

«Поэзия, как ангел-утешитель, // Спасла меня, и я воскрес душой…»

1826

«Пророк»

1827

«Поэт»

1830

«Поэту»

1836

«Памятник»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По поэме Медный всадник

Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник» в 1833 году. Эта поэма стала завершение размышлений о Петре l, о проблемах России во времена правления Петра. В ней рассматривается проблема человека и власти, проблема «Маленького человека». Пушкин думал, что конфликт между человеком и властью неизбежный. Именно такую мысль он развивал в поэме.

Первая часть рассказывает про Петра l. Он выступает великим и сильным человеком. Который мечтает построить большой город на болоте. При этом совсем не думая про жителей. И ровно через 100 лет на этой территории уже стоял большой и славный город. Город стал лицом страны. Все мечтали жить именно в Петербурге. Петербург процветал, но Пушкину не нравилось одно. Что людей делят на богатых и бедных. Для него это город контраст. Где богатый живут легко, а вот обыкновенные люди сводят концы с концами.

Евгений — простой человек, который живет в славном Петербурге. Был похожим на многих людей из нищего класса. Работал мелким чиновником. Он думает, как достать деньги, как прокормиться. Но он отличался от всех других тем, что он ставил вопросы. Например, почему одни богатые, а другие нет. Почему «маленький человек» не может попасть в богатый класс. Почему талант и умения ничего не решают. Несмотря на это, он уже имел план на будущее. Он хотел пожениться на Параше. Она била простой девушкой, которая жила на берегу речки. Евгений очень сильно любил Паршу, а Параша его. Но мечта не исполнилась. Ведь речка уничтожила почти весь город, а Парашу и ее мать убило. Долго не верил он в смерть любимой. И не покидала она его до конца жизни.

После наводнения главный персонаж начинает проклинать медного Петра. Ведь он построил город на берегах речки, которая часто затопляет берега. Но сам Петр не думал об этом. Он хотел только славы для себя. И когда он увидел весь ужас наводнения. Евгений начал терять свой разум. Он объявил войну памятнику Петру l. Долго он воевал с ним. И когда ему началось казаться, что памятник преследует его, веся сила протеста исчезла. Боялся проходить возле медного Петра. Особенно боялся глаза вверх поднимать. Недолго мучился Евгений, через несколько недель он умер.

Вывод поэта печален. Человек всегда будет бороться с властью. Но финал всем известный, простой человек мало сможет сделать против власти. Именно Александр Сергеевич Пушкин стал первым в литературе, кто показал трагичность конфликтов.

Сочинение по произведению Медный всадник

«Медный всадник» поэма, которая была создана Пушкиным А.С. в 1833 году. В этой поэме Пушкин хотел показать перелом эпохи в истории России. Конечно же, стоит отметить, что именно это произведение занимает особое место в творчестве этого замечательного поэта.

В произведении описана проблема взаимоотношений государства и личности человека, которую поэт пытался решить, это проблема основная часть сущности исканий Пушкина. Поэт был убежден в том, что человек может быть частью великого государства и в то же время может быть абсолютно свободен от гнета государственного правления. Решая эту проблему Александр Сергеевич, старался наладить гармонию между личностью и государством.

Поэма «Медный Всадник» отвечала на главный, интересующий всех вопрос: А по какому принципу должны строиться отношения государства и человека. В то время как создавалась поэма, русская литература нуждалась в произведении такого рода.

Сюжет этой поэмы считается вполне традиционным. Пушкин представляет читателям Евгения, очень скромного человека, который был чиновником. Он был одним из тех дворян, предки которого значились в истории. Евгений жил совсем скромно, где-то служил, что-то ел и в мечтах, у него была, свадьба со своей любимой женщиной.

Медный всадник, это поэма, которая повествует о существовании двух миров. Частная жизнь и жизнь государства, каждая из которых существует благодаря своим законам и распорядкам.

Мир, в котором жил герой произведения был мечтой о теплой и семейной жизни. А миром государства управлял Петр, который хотел подчинить своей воли весь мир. Этих два мира противопоставлены друг другу, и каждый из них несет разрушение другому. Так, к примеру, Петр, назло бедному соседу рыбаку, закладывает свой город, пытаясь уничтожить то, что так дорого бедному соседу.

По мнению Пушкина А.С. между государством и человеком должна царить любовь, именно поэтому он считал что государство и люди должны дополнять друг друга добром, а не разрушать. Этот конфликт двух миров автор разрушает с помощью изменения мировоззрения главного героя поэма (Евгения), меня полностью его взгляды на жизнь, которая никак не была связанна с ним.

На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич Пушкин, высказывал свои идеалы в стихотворной форме. Он был смел в своих высказываниях, он выступал против крепостного права, он вставал на защиту декабристов. Конечно именно поэтому жизнь поэта, казалось непростой, да и самому Пушкину не хотелось спокойствия, он считал своим предназначением открыть всему миру правду.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Осенние дожди Попкова для 8 класса
    Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта. Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского
  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Шишкина
    Насколько же великолепна русская природа! Ни в одной стране мира невозможно увидеть такого разнообразия природных красок и оттенков. Каждая пора года настолько неповторимо прекрасна
  • Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница
    В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать

КОНФЛИКТ ПЕТРА И ЕВГЕНИЯ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

В отечественном литературоведении сложилась традиция восприятия поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» [2, III, с. 284–303] в контексте идеологемы «личность ↔ государство». Данный конфликт действительно намечен в поэме. Другое дело: как он реализуется и что лежит в его основании?

Неожиданным кажется структурирование текста, его дробление на «Предисловие», «Вступление», «Часть первую», «Часть вторую» и «Примечания». Что касается «Предисловия», то оно, на первый взгляд, кажется излишним, ибо ничего существенного не добавляет к тексту, лишь указывает на некий источник: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом» [2, III, с. 284]. Но именно то, что предисловие не содержит важной информации, и обращает на себя внимание, заставляет задуматься о его «маскирующем» характере.

В отличие от «Предисловия», стилистика и тональность «Вступления» обнаруживают присутствие в нем голоса автора-повествователя и не допускают мысли о мистификации или фальши: поэт однозначно прославлял Петра и Россию в лице и деяниях великого «державца полумира». Но к вступлению Пушкин дает два примечания — по-прежнему кажущиеся избыточными и неважными. Первое относится к Ф. Альгаротти, авторитетному знатоку искусства, который в 1738–1739 гг. совершил путешествие по России и который «где-то сказал»:

«Петербург — окно, через которое Россия смотрит в Европу» (франц.). Данное примечание носит если и не обязательный, то информативный характер и указывает на источник поэтической метафоры, реализованной Пушкиным в поэме. Но второе примечание «Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***» вынуждает серьезнее задуматься о его значении. Кажется, что Пушкин отсылает к стихотворению П.А. Вяземского «Разговор 7 апреля 1832 года (Графине Е.М. Завадовской)». Однако для сопоставления в большей мере подошло бы другое стихотворение Вяземского — «Петербург», с его торжественным пафосом: «Я вижу град Петров чудесный, величавый…» [1, с. 118]. На его торжественном фоне послание к графине Завадовской выглядит «случайным», ибо представляет собой шутливый разговор о прелестях собеседницы, где любовь к Петербургу объясняется едва ли не исключительно тем, что в нем родилась и царствует З***. Но обращение Пушкина именно к этому стихотворению не было неслучайным. Пушкину было важным указание на игру, ибо начальная строка стихотворения Вяземского «Нет-нет, не верьте мне…» позволяла дать подсказку, указать на некий скрытый смысл, должный быть угаданным в поэме.

Наконец, применительно к «Вступлению» внимания заслуживает последняя строфа «Была ужасная пора…», над которой Пушкин много и долго работал. В итоге появившееся обращение «друзья мои» не оставляет сомнения, что это автоцитата. Cлова о друзьях со всей определенностью корреспондируют со знаменитыми «Друзья мои, прекрасен наш союз…» и позволяют говорить о посвящении поэмы друзьям. Даты работы над текстом, 6–30 октября, не оставляют в том сомнений. И тогда появление в «Предисловии» имени В.Н. Берха, по сути — имени Ф.В. Булгарина, по материалам которого тот работал, становится объяснимым: Фаддей Булгарин до поры исповедовал либеральные взгляды и был дружен с А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым, А.А. и Н.А. Бестужевыми, В.К. Кюхельбекером и др. После поражения восстания он прятал архив Рылеева, тем самым во время следствия помог Грибоедову и другим подследственным. В этом контексте поздняя вставка в предисловие «подробности наводнения» обнажает авторскую задачу скрыть прямое указание на события 14 декабря 1825 г., отвлечь внимание от крамольной ассоциации. Выбор стихов и имени Вяземского в этом контексте тоже мотивирован: посвященному читателю он подсказывал аллюзию не на «Разговор…» и даже не на «Петербург», а на «Море», написанное Вяземским летом 1826 г., сразу после известия о казни пяти декабристов. По мысли Пушкина, имя Вяземского должно было обратить «догадливого» читателя к известному стихотворению, в котором поэт воплощал образ восстания и его участников в символическом образе морских волн [1, с. 201–203]. Становится ясным, что задача включения «Предисловия» и «Примечаний» в поэму состояла в том, чтобы дезавуировать те важные знаки-сигналы, которые позволяли эксплицировать глубинный (скрытый) пласт текста.

Обычно проблема «личность и государство» решается в поэме через систему взаимоотношений Петра и Евгения. Однако, как показывает текст, битва-сражение за город разворачивается посредством другой пары героев — Петра и стихии, Петра и волн. Евгений же — только ее случайный свидетель. Картина наводнения обретает черты метафорического бунта: природа, море, река взбунтовались, подъем воды определяется как «осада» и «приступ», городу грозят «злые волны». И тогда Петр, однажды отвоевавший дикие берега у природы, снова вступает в бой, указуя протянутой рукой на взбунтовавшегося врага-стихию в попытке защитить свой город. В ходе повествования Пушкин совмещает реальное и символическое, природное и социальное. Если в начале первой части повествователь говорил о ноябрьской поре («Дышал ноябрь осенним хладом…», т.е. хронотоп поэмы был маркирован датой наводнения 7 ноября), то к строке «И бледный день уж настает…» Пушкин дает примечание: «Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший петербургскому наводнению, в одном из лучших своих стихотворений — Oleszkiewicz. Жаль только, что описание его не точно. Снегу не было — Нева не была покрыта льдом », где ассоциативно намекает на другой «ужасный день», декабрьский, со снегом на мостовых и льдом на реке. И теперь хронотоп поэмы обретает иную дату — 14 декабря. Сражение разворачивается как бы в двух пластах, в двух временных координатах. Звучащие вслед за «передатировкой» в «Примечании» имена царских генералов — Милорадовича и Бенкендорфа — со всей случайной неслучайностью локализуют события поэмы в пределах (бунта на) Сенатской площади. Милорадович — как жертва трагического выстрела Каховского, Бенкендорф — как один из самых активных участников следствия по делу декабристов.

В первой части повести обретает свою сюжетику и линия Евгения. Подобно Петру, восседающему на грозном вздыбленном коне, бедный герой «над возвышенным крыльцом» тоже оседлал мраморного льва. Кажется, подобие Евгения кумиру иронически снижено, однако оно иронично же, но идейно значимо удвоено сопоставлением с угадываемым Наполеоном, предметом поклонения не одного поколения. Сравнение с Наполеоном не только иронизирует, но атрибутирует причастность бедного Евгения особому типу людей, чьи «запретные» имена незримо разбросаны по всему тексту «Медного всадника», в числе которых оказывается и сам автор. Т.е. образ Евгения становится у Пушкина «двуликим», двусоставным носителем двух сущностей. Условно, один Евгений является героем фабульной линии поэмы (ее реальной составляющей), другой Евгений — героем сюжетной линии, собственно отлитературной. Если один лик воплощает образ мечтательного и наивного влюбленного, теряющего рассудок, то другой репрезентирует «дум высокое стремленье». Иными словами, пред державным Петром оказывается уже не больной сумасшедший, но другой «безумец». Точнее оба, но «бунт» их и угроза «Ужо тебе!..» вбирают кардинально противоположный смысл. Если на уровне одного сюжета (зримого, поверхностного) причина бунта — смерть Параши, боль от потери возлюбленной, то на уровне второго — скрытого, тайного сюжета — вызов, брошенный самодержавию. И если в первом случае «злобный шепот» звучит из уст сумасшедшего и его упрек Петру понятен, но абсурдно-беспочвенен (Петр сражался против стихии наводнения, спасал город, но он не смог спасти Парашу; Параша — случайная жертва), то во втором ряду вызов бросает «безумец благородный», пронзенный «шумом внутренней тревоги». Последние слова — опять автоцитата: тот «однозвучный жизни шум», который присутствовал в пушкинском стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…», где герой искал «цели… пред собою». Т.е. образ Евгения в поэме — это образ- маска, образ-криптоним, в котором слились две сущности: бедный (случайный по сути) сумасшедший и высокий (тревожащий автора) безумец. Т.о. так называемый «маленький герой», «маленький человек» Евгений — в нарушение сложившейся в литературоведении традиции — как оказывается, никакого отношения к бунту против Петра и самодержавия не имеет. Это его «призрак», его двойник, реальный прототип-прообраз вступает в идейный конфликт с самодержцем. Природа «бунта-возмущения» Евгения (каждого из Евгениев) оказывается глубоко различной.

Традиционно принятый конфликт поэмы «личность ↔ государство», «”маленький человек” ↔ самодержец» рассыпается так же, как оказывается нерелевантным и представление о противоречивости образа Петра. Едва ли не единственным указанием на возможность противоречивого отношения Пушкина к личности Петра может быть сочтено последнее примечание, которое дает комментатор к строфе «Куда ты скачешь, гордый конь », где отсылает к Мицкевичу: «Смотри описание памятника в Мицкевиче. Оно заимствовано из Рубана — как замечает сам Мицкевич» [2, III, c. 303]. Именно сопоставление с Мицкевичем и порождало представление о том, что Пушкин, вслед за польским поэтом, мог дать суровую оценку Петру в «Медном всаднике». Однако к периоду написания поэмы Пушкин уже дистанцировался от друга-поэта, которого прежде «жадно слушал». В 1833 г. Пушкин уже создал стихотворение «Он между нами жил» [2, II, c. 338], в котором говорил о «яде стихов» Мицкевича, обращенных к Петру и Петербургу, «К русским друзьям». Оттого отсылки к Мицкевичу в примечаниях следует прочитывать не как созвучные, а как контрапунктурные, о чем прямо сказано у Пушкина:

«Жаль только, что описание его не точно Наше описание вернее…» [2, III, c. 303]. Во второй отсылке к Мицкевичу (прим. 5) «комментатор» вновь намеренно отстраняется от точки зрения польского поэта и отказывается от авторства слов о памятнике Петру, доверенных Мицкевичем другу-поэту (т.е. Пушкину). Лестная характеристика Мицкевича не удерживает Пушкина от того, чтобы сознательно переадресовать слова о памятнике другому лицу: «Оно заимствовано из Рубана». При этом симптоматично, что слова, приписанные Мицкевичем Пушкину, принадлежали действительно не ему (но и не Рубану). В письме Вяземского к П.И. Бартеневу от 6 марта 1872 г. содержится информация о том, что эти слова произнес сам Вяземский. Пушкин как участник упомянутой беседы не мог не знать этого, тем не менее он ссылается на В.Г. Рубана, поэта, чуждого ему и по взглядам, и по манере письма. Тем самым Пушкин еще раз обнаруживает несогласие с Мицкевичем в трактовке памятника (и деяний) Петра, начатое им уже во «Вступлении».

Подводя итог, необходимо высказать суждение о том, что прежде устойчиво существовавшая традиция вычленения конфликта «личность и государство» и его последующая реализация посредством образной пары «Евгений — Петр» должна быть скорректирована (особенно в рамках школьной программы). Проблема «маленького человека» должна уступить место подтекстовой линии воплощения иного литературного типа, т.н. «лишнего человека» (хотя круг проблем, связанных с этим героем-типом, не актуализирован Пушкиным в поэме). Так же, как должно отказаться и от утверждения о том, что образ Петра создан Пушкиным в поэме как образ противоречивый, как образ творца-тирана. Релевантность подобных трактовок потеснена в «Медном всаднике» иной целевой задачей: создания памятника славы и трагедии.

Список литературы

1. Вяземский П. А. Стихотворения. БП. БС. 3-е изд. М.: Советский писатель, ЛО, 1986. 544 с.

2. Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. / под общ. ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди и др. М.: Художественная лит- ра, 1960. Т. II. Стихотворения 1823–1836. 799 с. Т. III. Поэмы. Сказки. 542 с.

  • Сочинение по творчеству островского гроза 10 класс
  • Сочинение по творчеству маяковского кратко
  • Сочинение по творчеству писателей 19 века 7 класс
  • Сочинение по творчеству ломоносова 9 класс
  • Сочинение по творчеству максима горького 11 класс