Сочинение по творчеству поэтов серебряного века 11 класс

Тема: серебряный век как культурно-историческая эпоха. в. я. брюсов как основоположник русского символизма. проблематика и стиль произведений в. я. брюсова

Тема:
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. В. Я. Брюсов как
основоположник русского символизма.

Проблематика и стиль произведений
В. Я. Брюсова

Цель:
ознакомить учащихся с наиболее важными фактами личной и творческой
биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение творчества поэта для
русской поэзии; развивать умение анализировать поэтический текст; приобщать
к величайшим ценностям духовной культуры; способствовать воспитанию
гуманистических и гражданских чувств.

Оборудование:
учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД
УРОКА

 I.
Организационный этап

 II. Актуализация
опорных знаний

Поэтическая
минутка

• Послушайте
стихотворение Б. А. Слуцкого. ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТИЕ

Не
машинами — моторами звали те автомобили,

запросто
теперь с которыми — а тогда чудесны были.

Авиатором
пилота, самолёт — аэропланом,

даже
светописью — фото звали в том столетье странном,

что
случайно затесалось меж двадцатым с девятнадцатым,

девятьсотым
начиналось и окончилось семнадцатым.

• Какое «столетье»
имеет в виду поэт?

Почему он называет
столетьем неполных два десятилетия?

С какими
изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Слуцким, связана эта
эпоха?

 • «Серебряный
век»… Какие мысли возникают в  вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

III.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

 —
Литература — это зеркало мира. В ней всегда в той или иной
степени отражаются процессы, происходящие в  обществе. В  начале XX
в. вся духовная жизнь России была проникнута осмыслением и отражением мира
«по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве.


Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим
и интереснейшим миром  — «Серебряным веком».

Появляется
много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их
называют модернистскими или декадентскими.

Слово
«модерн» в  переводе с  французского означает «новейший»,
«современный».

В 
русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм,
футуризм и др.

Модернисты
отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание
новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию
человечества.

IV.
Проверка домашнего задания         

!!! Опрос по материалам прошлого урока –
рассказать о новых течениях в литературе (стр. 140-146, ответы на вопросы 1-5)

V.
Проверка уровня восприятия услышанного: литературоведческий (кроссвордный)
диктант:

1.      Это
слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе
и  искусстве по сравнению с  искусством прошлого, его целью было
создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению
человечества. (Модернизм)

2.
Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. («Серебряный век»)

3.
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового
единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны
«тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. (Символизм)

4.
Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от
мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)

 5.
Это направление, отрицавшее художественное и  нравственное наследие,
проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его
с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)

6.
Это слово означает «упадок», «обречённость». (Декадентство)

VI.
Реализация индивидуального домашнего задания.

1.      Слово
учителя. Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических
дарований, и ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ – один из наиболее ярких. Он был
литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом,
занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием
культуры. Это был «живой классик».

2.      Сообщение
ученика о биографии Брюсова

3.      Слово
учителя:


Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по
внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных
этапа.

(на
доске)

image001

Организаторская
роль В. Я. Брюсова в русском символизме и вообще
в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали
самым тщательным по отбору материала и  авторитетным модернистским
журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень
многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных
подражаний Брюсову. Он пользовался большим авторитетом как среди
сверстников-символистов, так и  среди литературной молодёжи.

Основные
черты творчества В. Я. Брюсова

В
стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие 
— любовь, призывы к  завоеванию жизни трудом, к  борьбе за
существование, к  созиданию,— и  пессимистические (смерть есть
блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит
превыше всего; самоубийство соблазнительно, а  безумные оргии суть
«сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И  главным действующим
лицом в  поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то —
отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути
к смерти.

Настроения
Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.
В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит 101
к  проверенным временем формам классики.

4.      Выразительное
чтение стихотворений заранее подготовленным учащимся.

5.      «Умники
и умницы»
: самостоятельная работа в парах
с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Я» Задание.
Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами
и подкрепляя свои положения примерами из других стихотворений поэта.


Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества.
Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчёта,
подведения «предварительных итогов» проделанного пути?


Какие мифологические имена и  исторические реалии использованы в 
стихотворении? Чем обусловлен их выбор? Какие качества своего мировоззрения
лирический герой склонен считать определяющими?


Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…» Как позиция
служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала стихотворения?
«Умники и умницы»: самостоятельная работа в парах с текстом
стихотворения В. Я. Брюсова «Я» Задание. Проанализируйте
стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами и подкрепляя свои
положения примерами из других стихотворений поэта.

 •
Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества.
Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчёта,
подведения «предварительных итогов» проделанного пути?


Какие мифологические имена и  исторические реалии использованы в 
стихотворении? Чем обусловлен их выбор? Какие качества своего мировоззрения
лирический герой склонен считать определяющими?


Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…» Как позиция
служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала
стихотворения?

VII.
Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа


Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов?

Почему
многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его
своим учителем?

VIII.
Домашнее задание

Индивидуальные
задания (по вариантам). Подготовить «Литературные визитки» о жизни
и творчестве поэтов-символистов К. Д. Бальмонта (1-й вариант),
Андрея Белого (2-й вариант), И. Ф. Анненского (3-й вариант)
с выразительным чтением стихотворений.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Революционный поэт

Дореволюционная поэзия Маяковского имела две интонации:

  • Негодующе-сатирическую. Автор открыто высмеивал уродство современного мира, социальную несправедливость.
  • Трагедийную. Поэт проживал в своих произведениях боль от гибели невинных людей. Он выступал за гуманизм и демократию.

Все предреволюционное творчество, а это 8 лет деятельности, было собрано в одном томе. Зато послереволюционные стихи, написанные на протяжении 12 лет, поместились в девяти томах. Маяковский совершил ощутимый прорыв. Можно сказать, что революция стала его музой, открыла второе дыхание.

Поэт все свои работы адресовал пролетариату. Маяковский работал в разных жанрах. Он создавал революционные плакаты, подписи к ним. Его перу принадлежат политические лозунги, рекламы для советских организаций в период НЭПа. И все они обладали ритмом, рифмой. Владимир написал огромное количество агитационных стихотворений. Его творчеством активно пользовались большевики. Возможно, именно поэтому Маяковский ассоциируется с политическим режимом того времени.

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

«Маяковский и футуризм»

Владимир Владимирович Маяковский — одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году. Футуризм возник как одно из направлений русской поэзии рубежа веков. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям (символизму, акмеизму) и провозгласили задачу создания нового искусства XX века, Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов. В манифесте с вызывающим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Футуристы шокировали названиями своих сборников («Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Их вечера носили шумный, скандальный характер. Они нещадно высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

В стихах Маяковского, напечатанных в программных сборниках футуристов, много бравады, декларативного преувеличения личности поэта (трагедия «Владимир Маяковский», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»). В обычае футуристов было отрицать все, созданное до них. В юношеской самонадеянности Маяковский называет косноязычными Данте и Петрарку. Ему скучны Анненский, Тютчев, Фет («Надоело»).

Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В его стихотворениях 1912—1917 годов выразилось общее для футуристов ощущение «изжитости жизни», неизбежности катастроф, «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства.

Вместе с тем уже с первых шагов он отчетливо выделяется в разношерстной и шумной толпе футуристов.Заявив, что он «хочет будущего сегодня», Маяковский поднял бунт против настоящего, ненавистного ему уклада жизни. «Долой ваш строй!», «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» — такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912—1917 годов. Он противопоставляет себя буржуазному обществу, перед которым ему хочется не кривляться, а скорее плюнуть в лица («Нате!»). Он гневно осуждает империалистическую войну («Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Я и Наполеон»), Он сатирически обличает буржуазный общественный строй, который уродует и принижает человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»),

М. Горький, поддержавший в эти годы незаурядное молодое дарование, однажды сказал о нем: «Талантливый человек. Что после него будут делать чижики в поэзии — не знаю».

Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Еще на первых вечерах футуристов он обрел навыки народного трибуна, умеющего держать напряженный интерес аудитории, научился полемизировать и выстраивать выступление как спектакль. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.

Многие футуристы были художниками, сам Маяковский хорошо рисовал (он учился в Училище живописи). Эта любовь к краскам, к живописи остро ощущается в лирике поэта, например, в стихотворении «Ночь»: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты…»

Однако многое взяв у футуризма, Маяковский далеко ушел от него и сумел создать свой собственный неповторимый стиль.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Основные направления «серебряного века»

Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм.

Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 440 руб.
  • Реферат Футуризм Маяковского: желтая кофта 220 руб.
  • Контрольная работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.

Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».

Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.

В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Суть русского футуризма

В России футуризм приобрел несколько форм. Владимир Маяковский относился к группе, в которую входили Хлебников, Бурлюк, Крученых. Суть их работ – отделение формы от содержания. Футуристы активно искали новую форму, чтобы доказать автономность, обособленность от других направлений. В итоге они прошли через несколько этапов:

  • использовали внесмысловые словосочетания;
  • провозгласили «самовитое слово», отказавшись от любого смыслового содержания;
  • перешли на «заумный язык».

Все начали говорить о зарождении новых принципов словотворчества, но вскоре приутихли. Футуристам самим стало скучно писать в таком стиле, ведь обессмысленные словосочетания ничем друг от друга не отличались. Поэты лишь повторяли друг друга, не имея возможность выразить индивидуальность. Поэтому после произведения Крученых «Дыр бул щыл», написанного в 1912 году, писать было уже не о чем.

Вот тогда то и заявил о себе Владимир Маяковский, регулярно посещавший вечера Свободной этики. В нем сочетались стеснительность и дерзость. Бедно одетый высокий молодой человек большую часть времени молчал, но когда отваживался выпалить какую-нибудь фразу, к нему сразу были прикованы все взгляды. Великий дар Владимира – ощущать мир во всех его красках. Своими ощущениями он делился в стихотворениях.

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой кумир Билл Гейтс
    Я считаю, что у каждого человека должен быть кумир, который будет вызывать определенное восхищение и служить примером для подражания. Мы стараемся копировать качества таких людей
  • Сочинение-описание по картине Возвращение блудного сына Рембрандта
    Эта картина была написана выдающемся голландским художником Рембрандтом Харменсзоном (главный создатель золотого века голландской живописи), в 1669 году. Работа над ней длилась около года
  • Сочинение Умница Динушка в повести Кавказский пленник Толстого
    В произведении Льва Николаевича Толстого под названием «Кавказский пленник», впервые опубликованном в 1872 году, существенную роль играет не только основной персонаж Жилин, русский офицер

Поэты старшего поколения

В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О. Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова. Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лироэпические формы.

Вершинами поэзии 1950— 1960-х годов стали философская лирика и лироэпические произведения А. Твардовского, «Северные элегии» и «Реквием» А. Ахматовой, стихи из романа «Доктор Живаго» и поэтический цикл «Когда разгуляется» Б. Пастернака.

В целом творчество поэтов старшего поколения отличает внимание к нравственной сфере современного человека в связи с историей, с прошлым, настоящим и вероятным будущим.

К «вечным» темам обратились в своем творчестве и поэты фронтового поколения, выражавшие собственное видение войны и человека на войне. Конечно же, главным мотивом их творчества была тема памяти. Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С. Наровчатова, А. Межирова Великая Отечественная война навсегда осталась главным, если не единственным мерилом нравственности. Составной частью литературного процесса стали и стихи поэтов, погибших на войне, — П. Когана. М. Кульчицкого, Н. Майорова, Н.Отрады, Г. Суворова и др.

Анна Ахматова (1889 — 1966)

Первый сборник юной поэтессы «Вечер» был опубликован в 1912 году, а второй уже спустя два года («Четки»), что и принесло Анне признательность критиков и читателей. Однако личная жизнь поэтессы не была такой удачной, как её творческий путь. Все близкое окружение поэтессы подвергалось несчастьям. Так, первый муж А. Ахматовой, Николай Гумилев, был расстрелян, единственный сын — Лев Николаевич — просидел в заключении, а последний муж — А. Пунин — трижды находился под арестом.

Все трагические события жизни поэтесса отражала в своем творчестве («Реквием»). В своих работах поэтесса проявляла себя как истинный психолог, знаток человеческой души. Лирика Анны Ахматовой затрагивает как личностные переживания отдельного человека, так и проблемы всего народа.

Эстрадники

В 1950-е годы в литературу вошло и новое поколение поэтов, чья юность пришлась на послевоенное время, — Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Р. Казакова, — их стих был ориентирован на ораторскую традицию. Продолжение этой традиции обусловливалось публицистической направленностью творчества молодых поэтов, поднимавших актуальные для своего времени вопросы. Именно этих поэтов современники называли эстрадниками. Годы «оттепели» были отмечены настоящим поэтическим бумом: стихи читали, записывали, заучивали наизусть. Поэты собирали спортивные, концертные, театральные залы в Москве, Ленинграде и других городах страны. Именно «эстрадники» впоследствии были названы «шестидесятниками».

«Тихая лирика»

Противовесом «громкой» поэзии шестидесятников во второй половине 1960-х годов стала лирика, получившая определение «тихая». Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей. Если поэзия шестидесятников ориентировалась на традиции Маяковского, то тихая лирика наследовала традиции философской и пейзажной поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. К «тихой лирике» относится творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Куняева и др. Их поэзию объединяют стремление осмыслить сложные противоречия века и поиски новой гармонии. По своему пафосу творчество «тихих лириков» близко реалистическому направлению «деревенской прозы». К «деревенской прозе» близок и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы.

Гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетался в творчестве дагестанского поэта Р. Гамзатова, на стихи которого написано множество песен. С «тихой лирикой» Гамзатова роднит вневременная, философская направленность его поэзии и обращение к национально-фольклорной образности.

Борис Пастернак (1890 — 1960)

Борис Пастернак — Лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор известного романа «Доктор Живаго», поэт и переводчик.

После публикации сборника стихов “Сестра моя — жизнь”, поэт становится известным в литературных кругах, в то же время Б. Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским и вступает в ряды футуристов. Уехав в Грузию, автор занимается преимущественно переводами У. Шекспира, Гёте, Ф. Шиллера.

В 1935 году Борис Пастернак осмеливается написать письмо Иосифу Сталину, в котором он заступается за мужа и сына Анны Ахматовой. За роман «Доктор Живаго» автор был изгнан из Союза писателей, однако за границей автор получил на эту работу Нобелевскую премию.

После пережитого инфаркта автор все равно продолжал творческую работу, однако автор умер в 1960 году от рака легких. Подробнее…

Модернистская поэзия

С традициями модернистской поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама, А.Ахматовой связана поэзия А.Тарковского, И. Бродского, поэтов фронтового поколения Д. Самойлова и С.Липкина, шестидесятников Б.Ахмадулиной, А. Кушнера, О.Чухонцева, поэтов 1970— 1980-х годов В. Кривулина, О.Седаковой. Их поэзии в целом присуще чувство историзма, выражающееся в явном или неявном диалогическом цитировании классических произведений, в осмыслении памяти как основы нравственности, спасающей человека и культуру от хаоса.

Авторская песня

С 1950-х годов развивается, ставший с течением времени необычайно популярным, жанр авторской песни. Творчество Б. Окуджавы. А. Галича, Н. Матвеевой. В. Высоцкого, Ю. Визбора и др. было одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза казенно-патриотической поэзии и неглубоких эстрадных шлягеров. Внимание этих поэтов было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека. 1960 — 1970-е годы — классический период в развитии этого жанра, ключевыми фигурами которого по праву признаны Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий.

Как разновидность авторской песни развивается более поздняя рок-поэзия романтиков Б. Гребенщикова. А. Макаревича, реалистов Ю. Шевчука, В. Бутусова, тяготевшего к экспрессии романтика В. Цоя и др.

Великие поэты второй половины 20 века

Особое место в русской литературе занимает творчество 20 века, которое берет свое начало в далеком 1881 году. Интересным является тот факт, что поэты второй половины 20 века считаются стержнем «серебряного века» русской литературы. Стоит также напомнить, что ему предшествовал «золотой век» во главе с А.С. Пушкиным.

Влияние исторических событий на литературу

Так если углубиться в историю, то можно увидеть, что время было непростое – бесчисленное множество реформ в начале 20 века, попытки повлиять на культурную и ценностную модель того времени, в полной мере отразились на настроениях в кругах близких к творчеству и интеллигенции. Теперь уже простого описания социальных и бытовых проблем оказывается недостаточно, многие задумываются о духовной составляющей – рассматривается проблематика «добро и зло», «жизнь и смерть». В связи с этим объяснимо огромное влияние религии на культуру этой эпохи.

Влияние исторических условий на развитие русской литературы 20 века также является неоспоримым фактом, ведь видя необратимые изменения в государственной жизни, абсолютно все понимают, что перемены в их жизненном укладе неизбежны. Все эти волнения и переживания авторы укладывали в свои произведения, тем самым наводя на читателя трепет и ужас вперемешку с радостью и надеждой.

Классификация литературных направлений 20 века

Наиболее важными историческими событиями, которые повлияли на развитие и становление русской литературы есть:

  • революция 1917 года;
  • Первая и Вторая Мировая Война (в том числе Великая Отечественная Война);
  • государственные процессы, возникающие в результате переформирования мира – начиная от сталинской эпохи, и заканчивая перестройкой.

Благодаря большому разнообразию исторических событий литература второй половины 20 века имеет много направлений, появление которых обусловлено тем или иным событием. Так, революция разделила литературу на два направления:

  • творчество местных авторов (пролетарская литература);
  • творчество эмигрантов, для произведений которых характерно упоминание о родине. Одним из наиболее известных, можно назвать В. Набокова.

В средине 20 века Россия дала миру огромное количество гениальных поэтов, среди которых стоит отметить прародителей советской литературы В. Маяковского и С. Есенина, а также основоположника антисоветской литературы – одиозного и скандального А. Блока.

Стоит отметить, что поэзия второй половины 20 века разбита на три направления, имеющих свои ответвления и отростки:

  • реализм, для которого характерно применение некой «романтики пролетариата», представителями этого направления считаются Тарасов, Нечаев и другие;
  • модернизм, который в свою очередь разделен на символизм (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок) и акмеизм (О.Мандельштам, А. Ахматова, Н.Гумилев);
  • литературный авангард, пожалуй, одно из наиболее интересных направлений литературного искусства того времени, ведь здесь авторы возрождают позабытые ранее романтические формы, которые будоражат воображение своим величием и полетом фантазии. Одним из самых известных является А.Грин.

Обособленное место занимают поэты второй половины 20 века творчество которых прошло через огонь Великой Отечественной Войны, ведь многие писатели принимали самое непосредственное участие в боях за свою отчизну. Понятно, что в этот период наибольшее внимание уделялось военно-патриотическому творчеству. В период воины творчество таких авторов как Тихонов, Твардовский, Ахматова было целиком и полностью пропитано идеей борьбы с фашизмом.

На сегодняшний день несмотря на все трудности, а может и благодаря им, русская литература так званого «серебряного века» занимает особое место в мировой литературе, произведения советских писателей пользуются успехом во всех уголках земли.

На главную » Литературные статьи » Великие поэты второй половины 20 века

Похожие материалы:

Известные поэты второй половины 20 века Особое место в русской литературе занимает творчество 20 века, которое берет свое начало в далеком 1881 году. Интересным является тот факт, что … Известные поэты золотого века Культурное развитие каждой страны достигало своего активного развития именно в то время, когда происходили в ней значимые в истории кардинальные … Известные поэты серебряного века русской поэзии Поэзия «Серебряного века» — это новизна, напряженность, борьба, вызов. Это понятие объединяет выдающихся гениев, которые творили в конце 19 — … Известные русские поэты 19 века 19-й век в русской поэзии и литературе называют Золотым веком. В этот период произошел грандиозный скачок во всем литературном процессе страны. … Поэты 20 века русские: А. Ахматова Стихотворная форма, лирический или повествовательный сюжет, интересные сцены — все это выделяет поэму среди остальных литературных жанров. Обычно …

Авангард

С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились авангардистские эксперименты. Современный авангард объединил различные поэтический группы: Лианозовскую, СМОГ, многие другие неофициальные поэтические клубы. Как правило, поэты этого направления были лишены возможности публиковать свои произведения, именно с ними связано возникновение андеграунда, который значительно пополнился в 1970-е годы. Уверенные и абсурдности и антигуманности общественной реальности, современные авангардисты лишены антиутопического пафоса, который был присущ авангарду начала XX века. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства. Отказываясь от художественного правдоподобия, поэты создают деформированный образ мира, частицей которого является человек. Характерным приемом в поэзии современного авангарда является центон (стихотворение, составленное из строк других стихотворений), позволяющий иронически обыгрывать цитаты из классической литературы, разнообразные штампы официальной пропаганды и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлено смешение различных стилистических пластов лексики, обнаружение высокого в низком и наоборот.

«Дети страшных лет России»

Конец 19-го века ознаменовался радикальными переменами в сознании людей. Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Выставка импрессионистов во Франции в 1874 году перевернула представления масс о том, как должно выглядеть искусство. Научный прогресс также изменил окружающую людей реальность.

Стало очевидно, что литература, которая всегда откликалась на происходящие в мире явления, примет другую форму и уже никогда не будет прежней. Так и произошло.

В Российской империи период литературных экспериментов, начавшихся в конце 19-го столетия, называют Серебряным веком. Эта эпоха ознаменовалась уходом от старых традиций. Само название Серебряный век противопоставляется классическому Золотому веку. Серебряный век отличается от Золотого настроениями упадничества и мистикой в текстах писателей, декадансом, делением на поэтические группы.

О том, когда же в России начался Серебряный век, литературоведы спорят до сих пор. Одни считают, что статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», написанная в 1892 году, послужила началом для зарождения символизма в России. Другие уверяют, что брошюры Валерия Брюсова и других московских поэтов под названием «Русские символисты» — первый реальный опыт написания стихотворений в новом литературном стиле. Обе версии имеют основания, однако ясно одно: представители поэтических течений конца 19-го столетия хотели отойти от традиционных творческих методов создания художественных произведений.


Мережковский. (Pinterest)

Также русский Серебряный век стал реакцией на происходившие в стране потрясения 20-го столетия: поражение в Русско-японской войне, Первая русская революция, вызванная Кровавым воскресеньем, Первая мировая война, два переворота 1917 года и Гражданская война. Все эти события нашли отражение в минорном звучании стихотворений большинства поэтов того периода.

Когда началась Первая мировая, поэт Александр Блок написал строки, отразившие трагедию всего поколения Серебряного века:

«Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего…»

Концептуализм

Одним из первых направлений современного авангарда стал концептуализм, с которым в разное время было связано творчество Г. Сапгира, Вс. Некрасова, Д. Пригова, И.Холина, Л. Рубинштейна. В 1980-х концептуальная поэзия получила развитие в иронических стихах А. Еременко, Е. Бунимовича и в творчестве Т. Кибирова и М. Сухотина. Концептуализм возник как эстетическая реакция на тоталитаризм советской эпохи, поэтому идейно-художественные возможности этого направления (игра с политико-идеологическими штампами официоза советской эпохи) на сегодня исчерпаны.

С экспериментами футуристов начала XX века связано развитие визуальной поэзии. Во второй половине 20 века эту поэтическую традицию наследуют А. Вознесенский, Г. Сапгир, Н. Искренко и др. Современная видеопоэзия представляет собой явление международное, связанное с общим стремлением культуры к освобождению от идеологического давления.

Символизм

Символизм ‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

К основным признакам символизма относятся:

  • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
  • музыкальность;
  • психологизм;
  • наличие символа как основа смысла и идеи;
  • мистические образы и мотивы;
  • опора на философию;
  • культ индивидуальности.

Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

  • «Незнакомка»;
  • «На железной дороге»;
  • «Фабрика»;
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
  • «Вхожу я в темные храмы»;
  • «Девушка пела в церковном хоре»;
  • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
  • «О, я хочу безумно жить»;
  • поэма «Двенадцать» и многое другое.

Темы творчества Блока:

  • тема поэта и его места в жизни общества;
  • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
  • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
  • красота, как идеал и спасение мира;
  • тема революции;
  • мистические и фольклорные мотивы

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

Примеры стихов символиста:

  • «Все кончено»;
  • «В прошлом»;
  • «Наполеон»;
  • «Женщине»;
  • «Тени прошлого»;
  • «Каменщик»;
  • «Мучительный дар»;
  • «Облака»;
  • «Образы времени».

Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

  • мистика и религия;
  • проблемы личности и общества;
  • уход в вымышленный мир;
  • история отечества.

Андрей Белый

Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

Темы в творчестве поэта это:

  • тема любви или страсть к женщине;
  • борьба против мещанской вульгарности;
  • этические и моральные аспекты революции;
  • мистические и религиозные мотивы;

Константин Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

Основные темы в творчестве Бальмонта:

  • возвышенное место поэта в обществе;
  • индивидуализм;
  • тема бесконечности;
  • вопросы бытия и небытия;
  • красота и таинственность окружающего мира.

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

Основные труды Иванова:

  • «Александру Блоку»;
  • «Ковчег»;
  • «Вести»;
  • «Весы»;
  • «Современники»;
  • «Долина ‑ храм»;
  • «Небо живет»

Темы творчества:

  • тайна природной гармонии;
  • тема любви;
  • тема жизни и смерти;
  • мифологические мотивы;
  • истинная природа счастья.

Духовная поэзия

Своеобразным итогом трагического 20 века стала духовная поэзия, в основе которой — чувство раскаяния и искренняя вера в Бога. На рубеже 1980 — 1990-х годов религиозную окраску получила поэзия известного ученого С. Аверинцева, поэтов Ю. Кублановского. И. Ратушинской, Н. Горбаневской. Входят в это направление и молодые поэты: М. Рахлина, А. Зорина, О. Николаева, С. Кекова.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2010

Сочинение по творчеству поэтов серебряного века 11 класс

Текст: Ольга Разумихина

В прошлом учебном году мы уже рассматривали творчество поэтов Серебряного века — и рассуждали о пяти наиболее популярных в конце XIX — начале XX в. литературных направлениях, таких как:

  • символизм (размышления о вечном — о любви, времени, жизни и смерти; минимум юмора и конкретики, максимум иносказательности; среди авторов — А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, Андрей Белый);
  • футуризм (призывы «сбросить с парохода современности» большинство классиков и выстроить кардинально новый язык, на котором будут изъясняться граждане вновь созданного государства — СССР; ярчайшие представители — В. В. Маяковский, Велимир Хлебников);
  • акмеизм («прекрасная ясность», исследование психологии героя через его портрет, жесты; рассуждение о глобальном через призму частного. А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам);
  • •имажинизм (направление, призванное показать мир под другим углом, «расцветить» обыденность посредством словотворчества и использования большого количества литературно-изобразительных средств выразительности, в первую очередь метафор; идеолог — С. А. Есенин);
  • •ОБЭРИУ (подчёркивание трагикомичности, абсурдности всего, что происходит с человеком; Д. И. Хармс, А. И. Введенский).

И так уж повелось, что почти все поэты Серебряного века принадлежали к той или иной творческой «тусовке». Иногда их встречи становились судьбоносными, как получилось, например, у Гумилёва с Ахматовой: будущие супруги познакомились, когда Николаю Степановичу было 17, а Анне Андреевне — всего 14 лет, и Гумилёв сразу же влюбился в юную чаровницу; но на его чувства она откликнулась, лишь когда они стали вращаться в одних и тех же литературных кругах. Иногда же, напротив, поэты одного круга яростно выступали против других: так, непримиримый революционер В. В. Маяковский, выступавший в образе «грубого гунна», по понятным причинам не принимал методы символистов и имажинистов. Впрочем, борьба эта была скорее идеологическая, а не межличностная. Тот же Маяковский впоследствии писал о С. А. Есенине: «Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, <…> были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый».

Однако в тех же 1910-х и далее работали авторы, творчество которых не вписывается в рамки вышеперечисленных направлений. Самая узнаваемая фигура среди них — это, разумеется, М. И. Цветаева, а вторая — герой нашего сегодняшнего выпуска. Интересно, не потому ли Марину Ивановну и Бориса Леонидовича связывала такая чистая, искренняя дружба?

Впрочем, до этого периода в жизни поэта мы ещё дойдём.

Начало начал

Борис Пастернак появился на свет в семье, интеллигентнее которой найти сложно: отец, Леонид Осипович, — известный художник, академик, преподаватель в московском Училище живописи, ваяния и зодчества; мама, Розалия Исидоровна, — талантливая пианистка, уже в 12 лет начавшая выступать с концертами. Родители будущего классика живо интересовались всем, что было связано с науками и искусствами, а в дом к ним были вхожи такие знаменитые живописцы, как И. И. Левитан, В. Д. Поленов, Н. Н. Ге. Более того, семью Пастернаков не раз навещал Лев Николаевич Толстой — а отец будущего классика первым проиллюстрировал его роман «Воскресение»!

История знает многочисленные примеры мастеров с искалеченными судьбами, гениев, которые из-за постоянных занятий были лишены детства. Например, бедолагу Моцарта, который учился музыке аж с четырёх лет, а к шести его жизнь превратилась в череду бесконечных гастролей. Но супружеская чета Пастернаков отличались большим тактом и предоставляла детям свободу выбора — что, как ни странно, тоже было проблемой. Юный Борис никак не мог определиться, какой профессии обучиться: он мечтал о лаврах то композитора, то юриста, то философа. В поисках себя будущий классик поступил в Московский университет (ныне МГУ) — и, отучившись четыре года на историко-филологическом факультете, так и не забрал диплом, нашпигованный отличными оценками. К 1912 году он понял, что хочет посвятить себя словесности.

Творческая карьера Б. Л. Пастернака началась в 1913 году, когда он, вернувшись из-за границы, сблизился с кружком футуристов, вступил в литературное объединение «Центрифуга» и познакомился с В. В. Маяковским, входившим в другую футуристическую группировку — «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). В том же году Пастернаку удалось опубликовать первый сборник стихотворений, который имел самое что ни на есть футуристическое название — «Близнец в тучах». Вот одно из стихотворений оттуда:

  • Встав из грохочущего ромба
  • Передрассветных площадей,
  • Напев мой опечатан пломбой
  • Неизбываемых дождей.
  • Под ясным небом не ищите
  • Меня в толпе приветных муз,
  • Я севером глухих наитий
  • Самозабвенно обоймусь.
  • О, всё тогда – в кольце поэмы:
  • Опалины опалых роз,
  • И тайны тех, кто – тайно немы,
  • И тех, что всходят всходом гроз;
  • О, всё тогда – одно подобье
  • Моих возропотавших губ,
  • Когда из дней, как исподлобья,
  • Гляжусь в бессмертия раструб.
  • Взглянув в окно, даю проспекту
  • Моей походкою играть…
  • Тогда, ненаречённый некто,
  • Могу ли что я потерять?

В этом произведении ещё много подражания основоположникам русского футуризма — и в первую очередь, думается, Маяковскому, лирический герой которого часто предстаёт одиноким воином на улицах и площадях. Подобные мотивы легко обнаружить в таких стихотворениях Владимира Владимировича, как «Ночь», «Утро», «Из улицы в улицу» (все написаны и опубликованы в 1912-м, за год до «Близнеца в тучах» Пастернака) — и, конечно, в поэме Маяковского «Я», которая начинается следующими словами:

По мостовой

  • моей души изъезженной
  • шаги помешанных
  • вьют жёстких фраз пяты.
  • Где города
  • повешены
  • и в петле облака
  • застыли
  • башен
  • кривые выи —
  • иду
  • один рыдать,
  • что перекрёстком
  • распяты
  • городовые.

Однако, начиная с похожих антитез (творческая личность и толпа, истинное искусство и «поделки» на потеху публике, искренность и лицемерие), Владимир Владимирович и Борис Леонидович вскоре пойдут совершенно разными путями: Маяковский посвятит всего себя служению новой власти и прославится такими работами, как, например, «Стихи о советском паспорте», «Советская азбука» и поэма «Владимир Ильич Ленин», а Пастернак на некоторое время отстранится от политических тем — чтобы в конце концов создать корпус лирических произведений, якобы принадлежащих доктору Живаго, главному герою одноимённого романа Бориса Леонидовича.

Несколькими годами позже

Спустя четыре года после «Близнеца в тучах», в 1916 году, Пастернак выпускает ещё одну книгу — «Поверх барьеров». Однако самой знаменитой работой того периода, на протяжении которого Борис Леонидович продолжал линию футуристических экспериментов, является сборник «Сестра моя жизнь», вышедший в 1922 году. Именно здесь можно отыскать столь популярное в творческих кругах стихотворение «Февраль! Достать чернил и плакать…», а также входящее в школьную программу «Определение поэзии»:

  • Это — круто налившийся свист,
  • Это — щёлканье сдавленных льдинок.
  • Это — ночь, леденящая лист,
  • Это — двух соловьёв поединок.
  • Это — сладкий заглохший горох,
  • Это — слёзы вселенной в лопатках,
  • Это — с пультов и с флейт — Figaro
  • Низвергается градом на грядку.
  • Всё, что ночи так важно сыскать
  • На глубоких купаленных доньях,
  • И звезду донести до садка
  • На трепещущих мокрых ладонях.
  • Площе досок в воде — духота.
  • Небосвод завалился ольхою,
  • Этим звёздам к лицу б хохотать,
  • Ан вселенная — место глухое.
  • 1917

Как и О. Э. Мандельштам, творчество которого мы рассматривали чуть раньше, Б. Л. Пастернак — человек с блестящим образованием: помимо Московского университета, он учился за границей, в немецком городе Марбург. Однако если стихи Мандельштама весьма доступны для понимания (если, конечно, обладает достаточными знаниями в области гуманитарных наук), то лирика Пастернака чудаковата сама по себе. Чтобы понять — или хотя бы попытаться — лирику Бориса Леонидовича конца 1910-х, нужно обладать не столько научными знаниями, сколько развитым образным мышлением. Представить «щёлканье сдавленных льдинок», когда человек после морозной ночи выходит из дома и протаптывает тропинку, не так уж сложно, — как и «двух соловьёв поединок». А попробуйте-ка вообразить, как ночь, словно волшебница, несёт звезду «на трепещущих мокрых ладонях»!

Но в том, по раннему Пастернаку, и очарование поэзии: в её непостижимости и неуловимости. И, пожалуй, всю красоту умело зарифмованных строк не дано постичь даже их автору: лирика имеет вышнее, божественное начало, а человек — не столько творец, сколько приёмник, слышащий музыку «слёз Вселенной».

Так или иначе, витиеватая ранняя лирика Пастернака воспринимается немногим легче, чем полная культурологических отсылок поэзия Мандельштама. Потому-то Марина Цветаева, с которой, как говорилось выше, Борис Леонидович находился в тёплых дружеских отношениях, называла его стихи «тайнописью» и «иносказанием», а однажды высказалась так: «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), когда смотришь в чрезмерно острые стёкла».

Фразу эту можно воспринять как критическое замечание, даже недовольство, — но это не так: сложный текст — не значит плохой текст. Иначе мировая литературная общественность не приняла бы ни тех же ОБЭРИУтов, ни дадистов, ни деятелей театра абсурда, ни Кафку, Джойса и Элиота.

Но что до Бориса Леонидовича Пастернака, спустя много лет он всё-таки сменил курс — и стал писать несколько понятнее.

Тетради доктора Живаго

В прошлом учебном году мы уже разбирали роман «Доктор Живаго», за который Пастернак едва не получил Нобелевскую премию — но удостоился лишь жесточайших преследований со стороны властей и травли в прессе. Этот роман содержит небольшой сборник произведений, которые якобы написал главный герой книги, — но, думается, настроения вымышленного доктора были близки и самому Пастернаку. Вот одно из таких стихотворений:

Гамлет

  • Гул затих. Я вышел на подмостки.
  • Прислонясь к дверному косяку,
  • Я ловлю в далёком отголоске,
  • Что случится на моем веку.
  • На меня наставлен сумрак ночи
  • Тысячью биноклей на оси.
  • Если только можно, Aвва Oтче,
  • Чашу эту мимо пронеси.
  • Я люблю Твой замысел упрямый
  • И играть согласен эту роль.
  • Но сейчас идёт другая драма,
  • И на этот раз меня уволь.
  • Но продуман распорядок действий,
  • И неотвратим конец пути.
  • Я один, всё тонет в фарисействе.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • 1946

На первый взгляд, это «европеизированное» стихотворение не слишком-то актуально для соотечественников Пастернака: тут и очевидная отсылка к трагедии Шекспира, и странные заимствованные слова типа «Авва Отче» (почему бы не сказать просто «Господи»?), и «фарисейство» (это и религиозное течение, распространённое два тысячелетия назад, и — в переносном значении — лицемерие, неотделимое от жестокости, ведь именно фарисеи добились распятия Христа). Но стихотворение не случайно завершается старинной русской пословицей: от ощущения одиночества, безысходности не спрятаться ни в одном уголке света, ни на одном участке пространства-времени.

Тяжелейшее внутреннее напряжение, которое испытывает лирический герой «Гамлета», было свойственно и доктору Живаго, с каждым годом терявшему всё больше близких людей, и самому Пастернаку, к творчеству которого в Советском Союзе относились настороженно и до номинации на Нобелевскую премию. Борис Леонидович мастерски описал сложное психологическое состояние героя: это богобоязненное смирение — но помноженное на отчаяние, на предчувствие беды. Из-за всего этого возникает неумолимое желание дистанцироваться, понаблюдать за собственной жизнью как бы со стороны.

В таком состоянии, думается, может оказаться каждый. Но будем всё-таки надеяться на лучшее — и завершим экскурс в творчество Бориса Леонидовича другим стихотворением, на удивление лёгким и светлым (и, кстати, порой попадающимся на ЕГЭ по литературе):

Июль

  • По дому бродит привиденье.
  • Весь день шаги над головой.
  • На чердаке мелькают тени.
  • По дому бродит домовой.
  • Везде болтается некстати,
  • Мешается во все дела,
  • В халате крадется к кровати,
  • Срывает скатерть со стола.
  • Ног у порога не обтёрши,
  • Вбегает в вихре сквозняка
  • И с занавеской, как с танцоршей,
  • Взвивается до потолка.
  • Кто этот баловник-невежа
  • И этот призрак и двойник?
  • Да это наш жилец приезжий,
  • Наш летний дачник-отпускник.
  • На весь его недолгий роздых
  • Мы целый дом ему сдаём.
  • Июль с грозой, июльский воздух
  • Снял комнаты у нас внаём.
  • Июль, таскающий в одёже
  • Пух одуванчиков, лопух,
  • Июль, домой сквозь окна вхожий,
  • Всё громко говорящий вслух.
  • Степной нечёсаный растрёпа,
  • Пропахший липой и травой,
  • Ботвой и запахом укропа,
  • Июльский воздух луговой.
  • 1956

Тема урока

Кол-во час

Дата проведения

1

Введение. Русская
литература ХХ века в контексте мировой культуры.

1

2

Обзор русской
литературы первой половины ХХ века.

1

3

И.А.Бунин.

Очерк жизни и творчества. Стихотворения

5

1

4

«Чудная власть прошлого в рассказе
Бунина «Антоновские яблоки»

1

5

Размышления о России в повести Бунина
«Деревня»

1

6

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе
И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

7

Рассказы И.А.Бунина  о любви.

1

8

А.И.Куприн.

Жизнь и творчество.

4

1

9

Воплощение нравственного идеала в повести Куприна
«Олеся»

1

10

Талант любви в рассказе
А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

1

11

Контрольная
работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

1

12

Сочинение № 1

по творчеству И.Бунина и  А.
Куприна.

1

13

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век.

12

1

14

Символизм. Истоки
русского символизма.

1

15

Поэзия В.Я.Брюсова.

1

16

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта.

1

17

Путешествие за «золотым
руном» Андрея Белого.

1

18

Акмеизм как литературное направление. Ранняя лирика
А. Ахматовой.

1

19

Мир образов Николая Гумилева.

1

20

Футуризм как
литературное направление.

1

21

«Эгофутуризм»
Игоря Северянина.

1

22

Обобщающий урок
по творчеству поэтов «Серебряного века»

1

23

Сочинение  № 2
по творчеству поэтов «Серебряного века»

1

24

М. Горький.

Очерк жизни и
творчества. Романтизм.

1

25

Романтические рассказы М.Горького. «Старуха
Изергиль»

1

26

Особенности жанра
и конфликта в пьесе Горького «На дне».

1

27

«Во что веришь –
то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

1

28

Вопрос о правде в драме
Горького «На дне».

1

29

Обобщающий урок
по творчеству А.М.Горького.

1

30

Сочинение № 3
по творчеству М. Горького.

1

31

А.А.Блок. Личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока.

5

1

32

Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка».

1

33

Тема Родины в творчестве А. Блока.

1

34

Поэма А.Блока «Двенадцать».

1

35

Обобщающий урок по творчеству А. Блока.

1

36

С.Есенин

С Есенин как национальный поэт.

4

1

37

Основные темы лирики С.Есенина.

1

38

Любовная лирика С.Есенина.

1

39

Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

1

40

В.В.Маяковский.

Жизнь и творчество.

4

1

41

Поэтическое
новаторство В.В. Маяковского.

1

42

Поэма Маяковского «Облако в штанах».

1

43

Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп».

1

44

Сочинение № 4. Блок, Есенин, Маяковский.

1

45

Роман А. Фадеева «Разгром».

1

46

Антиутопия. Роман Е.Замятина «Мы»

1

47

Повесть А.Платонова «Котлован»

1

48

М.А.Булгаков.

Жизнь, творчество, личность.

6

1

49

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция.

1

50

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

1

51

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

1

52

Обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

53

Сочинение № 5 по творчеству М.А.Булгакова.

1

54

А.Н. Толстой

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

3

1

55

Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Петр I».

1

56

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

1

58

А. Ахматова

«Голос своего
поколения»

4

1

59

Тема Родины в лирике Ахматовой

1

60

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

1

61

Анализ стихотворения Ахматовой

1

62

М. Цветаева

Поэтический мир М. Цветаевой.

3

1

63

Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость».

1

64

Анна Ахматова и Марина Цветаева.

1

65

Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого

1

66

М.А.Шолохов.

Жизнь, личность, творчество.

6

1

67

Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон».

1

68

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

69

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении
Шолохова.

1

70

Судьба Григория Мелехова.

1

71

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

1

72

Произведения о Великой Отечественной войне

Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор)

4

1

73

Правда о войне в повести Некрасова «В окопах Сталинграда»

1

74

Лейтенантская проза (обзор)

1

75

Повесть В. Кондратьева «Сашка»

1

76

А.Т.Твардовский.

Творчество и судьба.

3

1

77

А.Т.Твардовский «По праву памяти»

1

78

Народный характер поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

1

79

Б.Л.Пастернак.

Начало творческого пути. Лирика.

5

1

80

Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1

81

Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго».

1

82

Обобщающий урок по творчеству Б.Л.Пастернака.

1

83

Сочинение № 7 по творчеству Б.Л.Пастернака.

1

84

Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Литература
«оттепели».

1

85

А.И.Солженицын.

Судьба и творчество писателя. Архипелаг Гулаг»

 Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

3

1

86

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор».

1

87

Контрольная работа по произведениям А.И.Солженицына.

1

88-89

«Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина.

2

90-91

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой».

2

92-93

В.Г.Распутин.

«Последний срок»

2

94

Поэзия Н.Рубцова.

1

95

И.
А. Бродский. Стихотворения

1

96

Б.
Ш. Окуджава Стихотворения.

1

97-98

А. В. Вампилов.

 Пьеса «Утиная охота».

2

99

Сочинение № 8 по литературе второй половины 20 века.

1

100

Обзор
литературы последнего десятилетия.

1

101

Новейшая литература. Обзор.

1

102

Обобщение и систематизация изученного

1

  • Сочинение по тексту амлинского про учителя
  • Сочинение по тексту андреева мне было около двенадцати лет когда
  • Сочинение по тексту аксакова
  • Сочинение по тексту алексиевич о женщинах на войне
  • Сочинение по творчеству достоевского по литературе