Сочинение по творчеству гончарова и тургенева

837 слов автор произведения обломов иван андреевич гончаров был не только писателем, но и имел успех как критик в сфере

(837 слов) Автор произведения «Обломов» Иван Андреевич Гончаров был не только писателем, но и имел успех как критик в сфере литературы. 

Сам роман написан в реалистическом жанре в 1858 году и был выпущен в печать спустя год. Впервые его опубликовали в «Отечественных записках».

Главный герой произведения – Илья Обломов. Он – человек ленивый и бездеятельный, его жизнь пассивна. Практически все произведение, за исключением редких моментов, Обломов лежит на диване в своем имении. Иногда у него случаются гости – это второстепенные персонажи книги, и  сцены с гостями автор привел в начале романа. Эти персонажи, несмотря на свою второстепенность, проработаны подробно, и так задумано писателем неспроста – ведь даже гости в романе дают нам понять, что за человек Илья Обломов и какой у него характер.

Рассмотрим детальнее второстепенных героев произведения знаменитого русского писателя.

Начнем с того, что они приходят к центральному персонажу почти по очереди, и это самые разные люди, которые различны практически во всем – в социальном статусе, уровне доходов, в жизни и своих взглядах на нее, в возрасте и психологии. Вся эта разношерстная компания является символом общества, которое обретается в столице Российской империи – Москве.

Волков

Молодой богатый чиновник, которому двадцать пять лет от роду. Он привык к стильной и дорогой одежде и не привык в чем-то себе отказывать. Частый гость в публичных заведениях типа театров или балов и званых застолий. Он вездесущ, и в течение дня может побывать в десяти местах, а то и более. Однако, несмотря на свой высокий статус и чин, он пренебрежительно относится к своей службе.

Волков – первый гость в доме главного героя на страницах романа, и он извещает Илью обо всех последних событиях в высшем свете и моде, часто хвастается перед ним и красуется новыми модными предметами гардероба. Но не только рассказывает, а иногда и зазывает его с собой на различные мероприятия, например, на бал, или в Екатерингоф – одно из популярных мест времяпровождения многих дворян. Но Обломов отказывает ему, поскольку он считает, что Волков живет, грубо говоря, зря – ведь он ведет пустой и праздный образ жизни, который не имеет никакого смысла. Этот повод радует Обломова – ведь он живет совсем не так, как его молодой гость, который, по сути, растрачивает свое время и жизнь там, где он не нужен, да и для него в тех местах ничего особо важного.

Судьбинский

Судьбинский – следующий гость главного героя. Этот человек – ровесник Обломова, они вместе служили в свое время, а ныне же он занимает должность начальника отделения, и на этом он не желает останавливаться. Судьбинский – карьерист, и всеми силами пытается добиться большего, чем имеет, и он не гнушается ничем для достижения своих целей.

Приходит он, тем не менее, по простой причине – ему захотелось проведать сослуживца. В ходе беседы он рассказывает Илье о своей службе и говорит о том, что скоро сочетается браком. Он хочет, чтобы Обломов стал более активным в своей жизни, и тоже, как и Волков, приглашает его в Екатерингоф. Но Илья не хочет каких-либо наград и повышений, он доволен своей текущей жизнью. А товарищ считает, что Илья из-за этого лишен будущего и счастья.

Пенкин

Третий гость Ильи Обломова – Пенкин, который зарабатывает на жизнь литераторством. Он имеет успех в своей сфере деятельности, уделяет работе много внимания и времени, и, благодаря этому, имеет хороший заработок. Творить ему легко, но он не вкладывает в свое творчество душу. И сначала гость рассказывает Илье о своей деятельности и своих трудах, и, как и двое предыдущих гостей, тоже зовет его в Екатериногоф. Сам Пенкин считает, что творить надо так, чтобы в творчестве выражалась любовь к человеку. У Обломова складывается впечатление о Пенкине, как о машине, которая постоянно в работе, и ему схожий образ жизни не по нраву.

Алексеев Иван Алексеевич

Четвертый гость Обломова – чиновник невысокого ранга по фамилии Алексеев. Он не имеет своего собственного мнения и не имеет успеха в карьере. Алексеев сам по себе – человек скромный и боязливый, он не обладает инициативой, всего боится, и поэтому почти никуда не влезает. К главному герою он пришел, чтобы наесться и отдохнуть от  работы, и, подобно своим предшественникам, зовет его в Екатерингоф. Обломов отказал и тут.

Тарантьев Михей Андреевич

Пятым гостем Ильи становится его земляк – Тарантьев. Он во всем ищет выгоду для себя и наживается на всем. Алчность и жадность поработили его настолько, что он огрубел и утратил малейшие понятия о чести. А поскольку у него не всегда получается взять выгоду, то он выражает недовольство по этому поводу, и не только по этому, а почти по всему, что его раздражает. И к Обломову он пришел не просто так – он хотел неплохо отобедать, а заодно попытаться обмануть Илью Ильича, так как знал, что тот по натуре доверчив и несколько наивен.

Доктор

Еще одним обобщающим звеном между Обломовым и его гостями можно назвать лечащего врача Ильи Ильича – ведь он так же, как и все гости, призывает Обломова к смене образа жизни.

Обломов же своим гостям хочет поведать о том, что его терзает или беспокоит, но смог он рассказать об этом лишь одному Алексееву – лишь тот его выслушал. А земляк Тарантьев хотел Илью обмануть, и едва не втянул в свою очередную авантюру.

Все гости Обломова сходятся в одном – ему нужно менять образ жизни, они подвергают его жизнь критике и попрекают в ее бессмысленности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение по творчеству гончарова и тургенева

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

29.01.2021.
Тест. Литература, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Курсантам необходимо знать содержание произведений «Шинель», «Обломов», «Гроза», «Отцы и дети»; знать характеристику и описание главных героев; основную идею произведения.

Вопрос 1

Какая фамилия у Акакаия Акакиевича?

Варианты ответов
  • Башмачкин
  • Башмак
  • Башмачок
Вопрос 2

Какой гражданский чин был у Акакия Акакиевича?

Варианты ответов
  • титулярный советник
  • статский советник
  • коллежский регистратор
Вопрос 3

Какое событие становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича?

Варианты ответов
  • получение наследства
  • женитьба
  • пошив новой шинели
Вопрос 4

Где в Санкт-Петербурге стали встречать призрак Башмачкина?

Варианты ответов
  • на Невском проспекте
  • у Калинкина моста
  • возле Медного всадника
Вопрос 5

Как называется место, где работал главноый герой повести «Шинель»?

Варианты ответов
  • канцелярия
  • контора
  • департамент
Вопрос 6

Какую сумму на копил Акакий Акакиевич за несколько лет?

Варианты ответов
  • более 20 рублей
  • более 40 рублей
  • ничего не накопил
Вопрос 7

Какой чин носит «значительное лицо»  в повести «Шинель»?

Варианты ответов
  • штабс-капитан
  • полковник
  • генерал
Вопрос 8

К какому жанру относится произведение И.А.Гончарова «Обломов»?

Варианты ответов
  • повесть
  • социально-бытовой роман
  • исторический роман
Вопрос 9

Что означает понятие «Обломовщина»?

Варианты ответов
  • Угнетение русского народа
  • Безволие, состояние лени, апатии и бездеятельности.
  • То же самое, что и крепостное право.
Вопрос 10

Чем страшна «обломовщина»?

Варианты ответов
  • Деградацией самого человека
  • Изменением общественного строя
  • Усилением неравенства социальных слоёв
Вопрос 11

Кем приходится Захар Илье Ильичу Обломову?

Варианты ответов
  • Дядюшка Обломова по материнской линии
  • Слуга, служащий Обломову верой и правдой с самого детства
  • Племянник Ольги
Вопрос 12

Кем был Илья Ильич Обломов?

Варианты ответов
  • графом
  • городским чиновником
  • помещиком
Вопрос 13

Сколько лет было Илье Ильичу?

Варианты ответов
  • 20-25
  • 30-32
  • 40-42
Вопрос 14

Какая вещь была символом «обломовщины»?

Варианты ответов
  • халат
  • часы
  • книга
Вопрос 15

Какой образ жизни вёл Штольц?

Варианты ответов
  • Лежал на диване
  • Был постоянно в движении
  • Всё своё время посвящал только ведению хозяйства
Вопрос 16

Кто был первой любовью Ольги Ильинской?

Варианты ответов
  • Штольц
  • Мухояров
  • Обломов
Вопрос 17

Кому принадлежат слова? «Нет, я тебя не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Уже вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я на мерен делатьс с собой и с тобой,  а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя.»

Варианты ответов
  • Штольцу
  • Обломову
  • Захару
Вопрос 18

Как сложилась жизнь Ильи Ильича Обломова?

Варианты ответов
  • Женился на Агафье Матвеевне и у них родился сын
  • Так и остался лежать на своём диване один
  • Женился на Ольге Ильинской и у них было двое детей
Вопрос 19

Как сложилась жизнь Захара?

Варианты ответов
  • Завёл своё хозяйство
  • Стал просить милостыню
  • Умер сразу после смерти хозяина
Вопрос 20

Произведение «Отцы и дети» — это…

Варианты ответов
  • роман
  • рассказ
  • повесть
Вопрос 21

Проблема, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»

Варианты ответов
  • положение рабочего класса
  • система поведения человека, нравственные принципы
  • общественный долг, воспитание
Вопрос 22

Что было в  конце дуэли Базарова и Пала Петровича Кирсанова?

Варианты ответов
  • Базаров погиб
  • Кирсанов погиб
  • Кирсанов был ранен
Вопрос 23

Прочитайте и определите, о ком говорит Тургенев?

«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана… именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою «

Варианты ответов
  • Фенечка
  • Евдоксия Кукшина
  • Анна Сергеевна Одинцова
Вопрос 24

Будущая специальность Базарова

Варианты ответов
  • врач
  • инженер
  • учитель
Вопрос 25

Как автор объясняет  неожиданную  и  нелепую  смерть  Евгения Базарова?

Варианты ответов
  • По мнению Тургенева, люди, подобные Базарову, бесполезны
  • Тургенев считал, что время «Базаровых» ещё не пришло
  • Автор полагал, что Базаров и ему подобные приносят России только вред
Вопрос 26

Действие драмы «Гроза» происходит:

Варианты ответов
  • в Москве
  • в Калинове
  • в Петербурге
Вопрос 27

Мужа Катерины звали…

Варианты ответов
  • Борис
  • Тихон
  • Кудряш
Вопрос 28

Кабаниха принадлежит к типу литературных героев…

Варианты ответов
  • «самодур»
  • «лишний человек»
  • «маленький человек»
Вопрос 29

Драма «Гроза» заканчивается фразой…

Варианты ответов
  • Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
  • Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
  • Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
Вопрос 30

Основным конфликтом драмы «Гроза» является:

Варианты ответов
  • история любви Катерины и Бориса
  • история любви Тихона и Катерины
  • столкновение самодуров и их жертв

icon visionoff

icon visionon

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • По роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова»

Роман «Обломов» создавался И.А. Гончаровым в переходный момент истории. Содержание данного произведения намного глубже, чем многие привыкли считать. Главный герой не просто лентяй и лежебока. В образе Обломова писатель воплотил целое явление эпохи, которое получило название обломовщины.

В романе встречается два типа людей. К первому относятся дельцы, люди нового времени, которые отлично себя чувствуют в условиях разрушения дворянских гнёзд. Таким человеком показан Штольц – лучший друг Обломова, который добивается всего своими силами, ни на кого не надеясь. Противостоят этому лагерю герои, которых наступающая эпоха сломила, которые не нашли в себе сил приспособиться к новой жизни и тихо угасают. Таким является Обломов.

Образ Обломова ярко передаёт дворянина старых порядков. Он привык жить за чужой счёт, не умеет делать что-либо своими руками. Он не может работать, но требует прислуживать ему. Обломову стоило только пересмотреть взгляды на жизнь, дать своим стремлениям к труду материальное воплощение, и жизнь бы наладилась. Но он не хочет расставаться со старыми порядками: отказывается от государственной службы, помыкает таким же ленивым Захаром, мечтает о покое.

Более всего Обломов грезит о родительской деревне Обломовке, которая видится ему настоящим раем на земле. Он снова хочет очутиться в том времени, когда слуги ходили за ним по пятам, оберегая буквально от всего. В Обломовке нет никаких тревог, её обитатели преданы лености и умиротворению. Высшее удовольствие в их жизни – вкусно поесть и сладко поспать. Именно такой образ жизни и представляется Обломову единственно правильным. Поэтому его душа после недолгой встряски Ольгой стремится снова к покою и обретает его в доме Агафьи Пшеницыной, когда они вдвоём погружаются в мир спокойствия.

Таким образом, в образе Ильи Обломова автор воплотил главную проблему современного ему русского общества – недееспособность дворян в новых условиях жизни. Нежелание и неспособность работать, несамостоятельность, глупость и необразованность высшего слоя общества – всё это находит своё отражение в таком явлении, как обломовщина.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова» читают:

Сочинение на тему «Штольц и Обломов»

Популярные страницы

Сочинение «Как я провёл зимние каникулы?»

Мои зимние каникулы прошли очень интересно и весело, мне просто некогда было скучать! Когда зимние каникулы только начались, мне казалось, Читать далее…

Сочинение на тему «Будущее России»

Некоторые люди считают, что у нашей страны нет будущего. Я с ними категорически не согласен! Я оптимист, поэтому верю в Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Евгения Онегина (9 класс)

В этом романе описывается богатый дворянин из Петербурга времен XIX века. Во время прочтения возникает мысль, словно автор описал в Читать далее…

Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина»

В произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на фоне разворачивающейся войны прослеживается тема истинной дружбы, для которой нет ограничений ни по Читать далее…

Сочинение «Почему люди не понимают друг друга?»

Существует множество разных причин, почему люди не понимают друг друга. У каждого человека свой характер и свои взгляды на жизнь. Читать далее…

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Вариант 1. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Был ли Обломов счастлив перед смертью?

Вариант 2. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Что такое обломовщина?

Вариант 3. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Зачем Штольцу была нужна дружба с Обломовым?

Вариант 4. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова авторская позиция в отношении Обломова?

Вариант 5. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как сложилась судьба всех окружающих после смерти Обломова? Какой символический смысл заложен в этих описаниях?

Вариант 6. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте особенность образа Ольги Ильинской для русской литературы.

Вариант 7. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Подход какого критика относительно личности Обломова вы поддерживаете? Почему?

Вариант 8. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как Штольц относился к обломовщине и Обломовке? Почему он сам не заразился обломовщиной?

Вариант 9. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему Ольга чувствовала свою вину перед Штольцем, который собирался сделать ей предложение? И почему Штольц не сердился на Ольгу после её признания?

Вариант 10. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. В чём заключён философский и политический смыслы романа?

Вариант 11. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему из двух типов любви Обломов делает выбор в пользу того, что представлен в романе Агафьей Пшеницыной?

Вариант 12. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Вариант 13. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте значение главы «Сон Обломова» для всего романа.

Вариант 14. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте символику заглавия романа.

Вариант 15. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как отзываются об Обломове все герои романа?

Вариант 16. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Актуальна ли проблематика романа «Обломов» сегодня?

Вариант 17. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова идея романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Вариант 18. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Составьте развёрнутую характеристику образа Захара.

Вариант 19. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какой тип любви представлен в подробном описании брачной жизни Обломова и Штольца? Каковы их взаимоотношения? Счастливы ли они?

Вариант 20. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Совпадает ли символическое и фактическое время смерти Обломова? От чего он умирает на самом деле?

Вариант 21. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Гончаров и Обломов – тождественны ли эти личности в романе?

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

На чтение 6 мин Просмотров 22 Опубликовано

Тест по творчеству И. С. Тургенева. (10 класс)1. Первый печатный рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева.А) «Бирюк» В) «Бежин луг»Б) «Хорь и Калиныч» Г) «Два охотника»2. О каком романе И. С. Тургенева Д. И. Писарев писал: «В романе нет ни завязки, ни развязки… есть типы и характеры, есть сцены и картины. И, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни…»?А) «Рудин» В) «Накануне»Б) «Отцы и дети» Г) «Дворянское гнездо»3. У кого из героев И. С. Тургенева на письменном столе как воспоминание о родине стояла серебряная пепельница в виде лаптя?А) П. П. Кирсанов В) А. Н. КирсановБ) Н. П. Кирсанов Г) Е. В. Базаров4. В споре П. П. Кирсанова и Е. В. Базарова не затрагиваются вопросы:А) истории русского монархизмаБ) путей переустройства РоссииВ) принципов нигилизмаГ) искусства5. Кто из героев Тургенева мечтал, чтобы в биографии его сына была фраза: «Сын простого штабс — лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»?А) Е. В. Базаров В) Н. П. КирсановБ) Рудин Г)Инсаров6. Кто из героев романа Тургенева «Отцы и дети» исполняет на виолончели «Ожидание» Ф. Шуберта?А) Н. П. Кирсанов В) П. П. КирсановБ) А. С. Одинцова Г) А. Н. Кирсанов 7. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?А) А. И. Герцену В) В. Г. БелинскомуБ) Н. А. Некрасову Г) Другому лицу8. Давая общую оценку политического содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…»А) Пролетариата как передового классаБ) Дворянства как передового классаВ) Крестьянства как передового классаГ) Революционных демократов как передового класса9. Людей, близких Базарову по духу, называют:А) Шестидесятники В) ДекабристыБ) Пятидесятники Г) Восьмидесятники
Тест по творчеству И. С. Тургенева. (10 класс)
1. Первый печатный рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева.А) «Бирюк» В) «Бежин луг»Б) «Хорь и Калиныч» Г) «Два охотника»2. О каком романе И. С. Тургенева Д. И. Писарев писал: «В романе нет ни завязки, ни развязки… есть типы и характеры, есть сцены и картины. И, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни…»?А) «Рудин» В) «Накануне»Б) «Отцы и дети» Г) «Дворянское гнездо»3. У кого из героев И. С. Тургенева на письменном столе как воспоминание о родине стояла серебряная пепельница в виде лаптя?А) П. П. Кирсанов В) А. Н. КирсановБ) Н. П. Кирсанов Г) Е. В. Базаров4. В споре П. П. Кирсанова и Е. В. Базарова не затрагиваются вопросы:А) истории русского монархизмаБ) путей переустройства РоссииВ) принципов нигилизмаГ) искусства5. Кто из героев Тургенева мечтал, чтобы в биографии его сына была фраза: «Сын простого штабс — лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»?А) Е. В. Базаров В) Н. П. КирсановБ) Рудин Г)Инсаров6. Кто из героев романа Тургенева «Отцы и дети» исполняет на виолончели «Ожидание» Ф. Шуберта?А) Н. П. Кирсанов В) П. П. КирсановБ) А. С. Одинцова Г) А. Н. Кирсанов 7. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?А) А. И. Герцену В) В. Г. БелинскомуБ) Н. А. Некрасову Г) Другому лицу8. Давая общую оценку политического содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…»А) Пролетариата как передового классаБ) Дворянства как передового классаВ) Крестьянства как передового классаГ) Революционных демократов как передового класса9. Людей, близких Базарову по духу, называют:А) Шестидесятники В) ДекабристыБ) Пятидесятники Г) Восьмидесятники
Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева
1. Вспомните роман И. А. Гончарова «Обломов». Назовите черты главного героя романа, особенно выделенные автором.2. Сопоставьте образ жизни героя в Обломовке с петербургской жизнью. Назовите сходства и различия.3. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображённые в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?4. Катерина – по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?5. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:А) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.Б) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым.В) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.Г) Борьба между либеральными монархистами и народом.6. Критическую статью «Базаров» написал:А) И. С. Тургенев В) А. И. ГерценБ) В. Г. Белинский Г) Д. И. Писарев7. Какой момент в биографии Е. Базарова стал переломным в осознании своей личности:А) Любовь к Одинцовой В) Разрыв с АркадиемБ) Спор с П. П. Кирсановым Г) Посещение родителей8. Кого из персонажей романа «Отцы и дети» вы могли бы назвать «маленьким человеком»?А) В. И. Базаров В) А. Н. КирсановБ) Н. П. Кирсанов Г) другой персонаж романа9. Распределите персонажей романа соответственно их социальному положению:А) «Эмансипе» А) Е. БазаровБ) Русский аристократ Б) КукшинаВ) Полковой лекарь В) В. И. БазаровГ) Студент-барич Г) А. Н. КирсановД) Студент-демократ Д) П. П. Кирсанов

1. Вспомните роман И. А. Гончарова «Обломов». Назовите черты главного героя романа, особенно выделенные автором.2. Сопоставьте образ жизни героя в Обломовке с петербургской жизнью. Назовите сходства и различия.3. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображённые в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?4. Катерина – по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?5. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:А) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.Б) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым.В) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.Г) Борьба между либеральными монархистами и народом.6. Критическую статью «Базаров» написал:А) И. С. Тургенев В) А. И. ГерценБ) В. Г. Белинский Г) Д. И. Писарев7. Какой момент в биографии Е. Базарова стал переломным в осознании своей личности:А) Любовь к Одинцовой В) Разрыв с АркадиемБ) Спор с П. П. Кирсановым Г) Посещение родителей8. Кого из персонажей романа «Отцы и дети» вы могли бы назвать «маленьким человеком»?А) В. И. Базаров В) А. Н. КирсановБ) Н. П. Кирсанов Г) другой персонаж романа9. Распределите персонажей романа соответственно их социальному положению:А) «Эмансипе» А) Е. БазаровБ) Русский аристократ Б) КукшинаВ) Полковой лекарь В) В. И. БазаровГ) Студент-барич Г) А. Н. Кирсанов
Д) Студент-демократ Д) П. П. Кирсанов

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС); примерной (авторской) программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В.П. Журавлёва, Ю.В. Лебедева.- М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература.10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев.- 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020.

Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-х классов. Уровень изучения предмета — базовый.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно — эстетической системы;

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического

кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

2. Планируемые результаты освоения курса литературы в 10 классе.

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;

  • формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в процессе освоения нравственных основ художественной словесности XIX века;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства; формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощенному в русской классической литературе XIX века;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • подготовка к осознанному выбору будущей профессии при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  • готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Обучающиеся научатся:

  • понимать образную природу словесного искусства;

  • понимать содержание изученных литературных произведений;

— находить и сопоставлять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

— применять основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Обучающиеся получит возможность научиться:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

  • писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Предметные результаты:

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных письменных высказываниях;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

Обучающиеся научатся:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в

качестве аргумента как тему произведения, так и его проблематику;

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты

произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять

основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и

связей элементов художественного мира произведения;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном

произведении, оценивать их художественную выразительность;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в

произведении;

• осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или

создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения;

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

3. Содержание курса литературы 10 класс

Введение(3ч). Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов.Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников. И.С.Тургенев (10 ч) Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров — нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Н.Г.Чернышевский (3 ч) Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек». И.А.Гончаров (9 ч) Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа. А. Н. Островский (8 ч) Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Ф. И. Тютчев (3 ч ) Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим.», «Нам не дано предугадать.», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое.»), «Эти бедные селенья.», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха. Н. А. Некрасов (11 ч) Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом.», «Мы с тобой бестолковые люди.», «Я не люблю иронии твоей.», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода.»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт.», «Внимая ужасам войны.», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба.», «Умру я скоро.». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. А. А. Фет (3 ч) А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега.» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым.», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий. М. Е. Салтыков-Щедрин (4 ч) Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). Страницы истории западноевропейского романа XIX века (3 ч) Обзорная лекция по творчеству Ф. Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя. Ф. М. Достоевский (11 ч) Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога. Л.Н.Толстой (17 ч) Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» — роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года — Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире. Н. С. Лесков (3 ч) Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Страницы зарубежной литературы конца XIX — начала XX века (3 ч) Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. А. П. Чехов (9 ч) А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования. Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова- драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Подведение итогов года (4 ч) Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

На изучение курса литературы в 10 классе отводится по 105 часов.

В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «СОШ № 20» на прохождение программы отводится отводится по 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество часов

КР

РР

Введение

3

И. С. Тургенев

10

1

Н. Г. Чернышевский

3

И. А. Гончаров

9

2

А. Н. Островский

8

2

Ф. И. Тютчев

4

Н. А. Некрасов

11

1

2

А. А. Фет

3

М. Е. Салтыков — Щедрин

4

Страницы истории западноевропейского романа XIX века

3

Ф. М. Достоевский

11

1

Л. Н. Толстой

17

2

Н. С. Лесков

3

Страницы зарубежной литературы конца XIX — начала XX века

3

А.П.Чехов

9

2

Мировое значение русской литературы

4

1

Итого:

105

2

12

Календарно-тематическое планирование по литературе

урока

урока в

разделе

тем

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректиро ванные сроки изучения учебного материала

Введение 3ч

1

Введение. Русская литература XIX века.

01.09.20

2

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.

04.09.20

3

Русская литературная критика второй половины XIX.

04.09.20

И. С. Тургенев 10 ч

1

«Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

08.09.20

2

Рассказы цикла «Записки охотника».

11.09.20

3

Вн.чт. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

11.09.20

4

Творческая история романа «Отцы и дети». Трагический характер конфликта в романе. Анализ 5-11 глав романа

15.09.20

5

Споры Базарова с Павлом Петровичем. Анализ 12-16 глав романа

18.09.20

6

Внутренний конфликт в душе Базарова.

Испытание любовью. Анализ 17-19 глав романа

18.09.20

7

Мировоззренческий кризис Базарова. Анализ 20-21 глав романа

22.09.20

8

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ 22-24 глав романа

25.09.20

9

«Отцы и дети» в русской критике. Подготовка к классному сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

25.09.20

10

Р.р. Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

29.09.20

Н. Г. Чернышевский 3 ч

1

Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского История создания романа «Что делать?» Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос заглавия.

02.10.20

2

Своеобразие жанра романа «Что делать?» Основные элементы его художественного мира

02.10.20

3

«Старые» и «новые» люди в романе. Особенный человек.

06.10.20

И. А. Гончаров 9ч

1

Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.

09.10.20

2

«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова. ( 1-8 гл. 1ч)

09.10.20

3

Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»).

13.10.20

4

Андрей Штольц и Об ломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ ломов. (Анализ 1-4 глав II- ой части романа «Об 5-12 глав II-ой части романа «Обломов».

16.10.20

5

Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»).

16.10.20

6

Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»).

20.10.20

7

Роман «Обломов» в зеркале критики.

23.10.20

8

Р.р. Классное сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».

23.10.20

9

Р.р. Классное сочинение по роману И.А. Гончарова. «Обломов»

27.10.20

А. Н. Островский 8 ч

1

А. Н. Островский — создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни.

10.11.20

2

Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).

13.11.20

3

Р.р. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»).

13.11.20

4

Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).

17.11.20

5

«Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).

20.11.20

6

«Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»). «Гроза» в оценке русской критики.

20.11.20

7

Вн. чт. В тёмном царстве.Обсуждение пьесы Островского «Бесприданница»

24.11.20

8

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Н. Островского.

27.11.20

Ф. И. Тютчев 4ч

1

Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.

27.11.20

2

Поэзия Ф. И. Тютчева в контексте русского литературного развития. Хаос и космос в лирике Тютчева.

01.12.20

3

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева.

04.12.20

4

Литературоведческий практикум. Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

04.12.20

Н. А. Некрасов 11ч

1

Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь.». Обзор жизни и творчества Н. А.

Некрасова.

08.12.20

2

«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца.»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.

11.12.20

3

«Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова.

11.12.20

4

КР по литературе второй половине XIX века. Тест

15.12.20

5

«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ.»: тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова.

18.12.20

6

Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы.

18.12.20

7

Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш»

22.12.20

8

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

25.12.20

9

«Путь славный, имя громкое народного заступника. » (Анализ главы «Пир — на весь мир»).

25.12.20

10

Р.р. Классное сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

29.12.20

11

Р.р.Классное сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

А. А. Фет 3 ч

1

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

2

Основные мотивы творчества А.А.Фета

3

Литературоведческий практикум. Лирика А. А. Фета.

М. Е. Салтыков-Щедрин 4 ч

1

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста»

2

История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала “Истории”.

3

«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4

Вн. чт. «Господа Головлевы» — общественный роман.

Страницы истории западноевропейского романа XIX века

1

Творчество Ф.Стендаля(Обзорная лекция)

2

Творчество О. де Бальзака (Обзорная лекция)

3

Творчество Ч.Диккенса(Обзорная лекция)

Ф. М. Достоевский 11 ч

1

«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского.

2

В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

3

«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

4

Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

5

«Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

6

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

7

Три встречи — три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

8

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.». Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

9

Роман «Преступление и наказание» в русской критике конца 60-ч годов.

10

Психологизм прозы Достоевского.

Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Роман «Бесы». Спор с нигилизмом. Романы «Подросток», «Братья Карамазовы» (Обзорная лекция)

11

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Л. Н. Толстой 17 ч

1

Страницы великой жизни. Л. Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель.

2

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.

3

Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П.

Шерер. Петербург. Июль 1805 г..»

4

Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы.

5

Изображение войны 1805-1807 годов.

Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3

6

Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н.

Толстого).

7

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

8

Что такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3

9

Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года.

Изображение войны 1812 года.

10

Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).

11

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

12

Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)

13

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

14

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

15

Л. Н. Толстой о назначении женщины. Образ Наташи Ростовой.

16

Р.р.Классное сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

17

Р.р. Классное сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Н. С. Лесков 3 ч

1

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

2

«Очарованный странник». Идейно­художественное своеобразие

3

Изображение национального русского характера в повести.

Страницы зарубежной литературы конца XIX — начала XX века

1

Творчество Г.Ибсена (Обзорная лекция).

2

Творчество Г. де Мопассана (Обзорная лекция).

3

Творчество Б.Шоу (Обзорная лекция).

А. П. Чехов 9 ч

1

Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество. Рассказы «Студент».

2

«Нет, больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста»).

3

Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Рассказ «Человек в футляре»

4

А. П. Чехов — драматург. Общая характеристика «новой драмы». Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Исторические истоки «новой драмы». Особенности поэтики.

5

Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта.

6

Разлад между желаниями и реальностью существования — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.

7

Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Смысл финала

8

Р.р.Классное сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

9

Р.Р.Классное сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Мировое значение русской литературы 4ч.

1

КР по русская литературе XIX века за курс 10 класса. Тест

2

Мировое значение русской литературы

3

Нравственные уроки русской литературы XIX века »

4

Итоговый урок. Список произведений для летнего чтения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники

· Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. — М. :

Просвещение, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018.

· Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Базовый уровень.

В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение, 2014, 2015,

2016, 2017, 2018.

Методические пособия

· Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс. — М. : Просвещение, 2006.

· Ерёмина О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. — М. :

Просвещение, 2006.

· Беляева Н. В. Проверочные работы. 10—11 классы. — М. : Просвещение, 2010.

· Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум / Под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение, 2004.

12

  • Сочинение по творчеству лескова
  • Сочинение по творчеству есенин 11 класс
  • Сочинение по творчеству карамзина бедная лиза
  • Сочинение по творчеству грибоедова 9 класс
  • Сочинение по творчеству горького 11 класс на дне старуха изергиль