Сочинение по творчеству державина 9 класс кратко

Гавриил романович державин своим стихотворением памятник положил начало новому мотиву в русской литературе мотиву памятника, для которого характерна торжественность

Гавриил Романович Державин своим стихотворением «Памятник» положил начало новому мотиву в русской литературе – мотиву памятника, для которого характерна торжественность стиля, подведение итогов собственного творческого пути и осмысление своего вклада в отечественную литературу. Следом за Державиным подобному мотиву посвящали свои произведения такие выдающиеся поэты как Пушкин, Некрасов и Бродский.

История создания

Стихотворение «Памятник» относится к зрелому периоду творчества Державина, оно было написано им в 1795 году и первоначально называлось «К музе». В те времена 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге и одновременно продолжал создавать лирические произведения.

В попытке подвести итоги своему творчеству в стихотворных строках Державин обратился к опыту зарубежных авторов. Он нашел то, что искал, в оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Фактически «Памятник» является вольным переводом этого стихотворения.

К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.

Жанр, направление, размер

Жанр «Памятника» – ода. На это указывает возвышенная лексика, которую использует автор, а также очевидный в стихотворении пафос восхваления.

Разбираемое нами произведение относится к такому направлению как классицизм. В этом нет никаких сомнений, поскольку все творчество Державина развивалось в рамках данного литературного метода. В стихотворении отчетливо прослеживаются многие черты классицизма: например, стремление придерживаться «теории трех штилей» М.В. Ломоносова.

Стихотворный размер «Памятника» – шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Смысл названия

Стихотворение Державина «Памятник» имеет четкое название, в отличие от стихотворения Пушкина, которое озаглавлено первой строкой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). 

Это подтверждает мысль о том, что Гавриил Романович центральным образом и объектом восхвалений лирического героя делает именно памятник, а не себя, этот памятник создавшего.

Образы и символы

Как уже было сказано, образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.

Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках. Стоит вспомнить и про Фелицу, о восхвалении добродетелей которой вспоминает поэт. На самом деле, в своей лирике Державин обозначал данным именем Екатерину II. Среди наследия Гавриила Романовича действительно можно найти множество стихотворений, посвященных императрице и выдержанных в одическом стиле.

Темы

Главная тема лирического произведения «Памятник» – тема поэта и поэзии. Более глубокий тематический разрез стихотворения – тема бессмертия поэта и созданных им произведений. Литература является важной отраслью культуры и искусства. В связи с этим очень важно размышлять над степенью ее влияния на людей и праве поэта оставаться в памяти поколений за свои заслуги на литературном поприще.

Также в стихотворении «Памятник» очевидна тематика взаимоотношений поэта и толпы. В последней строфе лирический герой требует от своей Музы уверенности в «заслуге справедливой» и ответа на нападки критиков.

Проблемы

Проблематика «Памятника» не столь разнообразна. В своем стихотворении Державин задается лишь одни вопросом: достоин ли поэт бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру?

Для ответа на этот вопрос Гавриил Романович выбирает самый верный способ: лирическое слово. Ведь большинство стихотворений Державина отличает именно честность и искренность лирического героя перед самим собой.

Смысл

В «Памятнике» Державин стремился подвести итоги всему своему творческому пути, а потому данное произведение является очень насыщенным смысловыми оттенками. Основная идея стихотворения «Памятник» заключается в том, что литература оказывает огромное влияние на движение общенациональной истории, а потому каждая великая личность, имеющая к ней отношение, не должна забываться последующими поколениями.

Главная мысль стихотворения «Памятник» – невозможно переоценить заслуги поэта-первопроходца, который, к тому же отличается честностью и способностью говорить правду даже царям.

Чему учит?

«Памятник» учит нас задумываться о наследии, которое уже было оставлено великими людьми в прошлом и о том, какое наследие после себя можем оставить мы сами. Важно изучать историю и литературу нашей страны, чтобы отдавать дань памяти личностям, повлиявшим на направление движения государства, в котором мы родились.

Автор показывает читателям, какие заслуги он считает достойными памяти и акцентирует внимание на важности гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении «Памятник» Державина:

  1. Слова высокого стиля: «тлен», «дерзнул», «возгордись», «чело».
  2. Эпитеты: памятник «чудесный, вечный», «заслугой справедливой».
  3. Метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия».
  4. Олицетворения: «вселенна будет чтить», «слух пройдет».
  5. Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид», «народах неисчетных».
  6. Инверсии: «часть меня большая», «заслугой справедливой».

Автор: Ромазан Самодинов

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Творчество Державина

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются. Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде. Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину… с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим… что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне. В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог— первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть: Но грешных пламя и язык Да истребит десница строга! Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит: Да правый суд я покажу. Колеблемы столпы земные Законом Божьим утвержу… Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы — смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих.произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности: Подите счастья прочь возможны. Вы все пременны здесь и ложны: Я в дверях вечности стою. Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь — я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”: Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях o.ieuiyuiux летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы: Так и душа небес в пространстве Не будешь ли бессмертна ты? В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах… она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “… восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли… живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора. Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он «видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.
Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Один из величайших поэтов русской литературы Гавриил Романович Державин может по праву назваться «отцом русских поэтов». Его творчество и сейчас является с одной стороны исторически важным, а с другой – поэтически прекрасным. Им восхищались современники, о нем забывали на долгие годы, но возвратиться доступно лишь сильным и именно таким является творчество Державина.

По мнению Белинского, именно в произведениях Державина зарождалась настоящая поэзия, обладающая в некоторой степени художественностью. Однако в его работах оставалось место риторике, что свойственно Ломоносову, одному из примеров для Державина. Гавриил Романович является образцом позднего классицизма. Его произведения наполнены соответствующими этому стилю образами, но в тоже время Державину удалось пошатнуть некоторые принципы, он словно прорывает занавес, отделяющий русскую литературу от романтизма и реализма. Поэт не боролся с классицизмом и его признаками, он менял его, нарушая некоторые правила. Он не делал различий между жанрами и настроениями, он внес в стихотворения похвалу и осуждение и тем самым стер стену, возведенную между одами и сатирическими произведениями. В его стихах появлялись еще неуловимые веяния, которые подхватили поэты декабристы и продолжили хвалить и осуждать одним стихом. И теперь «ода» перестала быть хвалебной песней, гимном, которым была раньше и становится стихотворением.

Державин стал живописцем стихосложения. С помощью поэзии он умел очень точно передавать формы и цвета. Поистине – это был художник. В течение всего своего творческого пути он преодолевал аллегории классицизма и пробивался к реальности стихотворения. Разумеется, он не сделал революции, но это было не к чему. Напротив, резкие перемены сгубили бы его. Постепенно он добавлял в поэзию все новые факты, которые черпал из реального мира. Нужно отдать должное его работе – он стал началом, а такие великие имена, как Пушкин и Лермонтов уже продолжатели.

Еще одно нововведение, которым поэты обязаны Державину – русская поэзия получила новую тему. Первым о роли поэта и о биографических данных автора заговорил именно Державин. Это было новаторством, так как в то время, когда писал Державин, на первом месте была тема общества. На фоне проблемы государства поэт казался мелкой, нелепой фигурой и тот же Ломоносов или Сумароков вообще не говорят о поэтах того времени. В конце XVIII века общественное сдает свои позиции, и поэты постепенно начинают говорить о личном.

Сложно переоценить вклад Державина в русскую литературу. Если бы не его новаторство, произведения Пушкина могли быть совершенного иного уровня. По сути, Державин является «прародителем» романтизма и реализма – огромной составляющей всей русской литературы.

Гавриил Романович Державин (1743–1816 гг.) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель XVIII века при дворе Екатерины II. Автор первого неофициального гимна России.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детство, образование, военная служба

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773–1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Творчество Державина

Незадолго до отставки Гавриил Державин подолгу жил в имении, принадлежавшем его второй супруге. Там он написал более 60 стихов и опубликовал первый том своих произведений.

Интересно, что помимо необыкновенно глубоких и философских стихотворений Державин написал несколько пьес.

Важно заметить, что творчеством Державина восхищался Александр Пушкин, который впервые встретился с ним на лицейском экзамене. Тогда Гавриил Романович находился в числе участников комиссии.

Совсем еще юный Пушкин произвел на него прекрасное впечатление. Державину даже хотелось обнять необыкновенно одаренного абитуриента, однако тот поспешно покинул помещение, где проходил экзамен, так как не в силах был сдержать слез.

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784–1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. В краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Подробная биография

Судьба Гавриила Романовича Державина удивительна: от обычного рядового солдата он поднялся по карьерной лестнице до министра Российской империи. Занимал пост губернатора двух областей и был личным советником Екатерины II.

Рожденный в 1743 году под Казанью в семье бедного дворянина Гавриил не мог мечтать о блестящем образовании. Рано ушел из жизни его отец, мальчик рос в селе Сокуры в родовом поместье.

Шестнадцатилетнем юношей Державин поступает на обучение в Казанскую гимназию, перед ним открывается мир поэзии Ломоносова, Сумарокова, он пытается начинать сочинять стихи.

В 1762 году Державин поступает в Преображенский полк рядовым гвардейцем. Первый офицерский чин прапорщика он получил после 10 лет службы. С 1773 года на протяжении двух лет Гавриил Романович участвовал в военных действиях против восстания Е.Пугачева. Занимаясь делопроизводством при штабе он имел возможность прикоснуться к первоисточникам событий того времени, поэтому неоценимым вкладом в изучение истории и хода событий крестьянской войны стали его записки. В этот же период появились в свете первые стихотворные произведения Державина.

Выйдя в отставку в 1777 году Гавриил Романович поступил на работу статским советником Правительственного Сената. Через год женился на шестнадцатилетней Екатерине Батидон, с который прожил в браке 17 лет, до скоропостижной кончины супруги.

Известность поэт получил после опубликования в 1782 году оды «Фелицы», которая восхваляла императрицы Российскую Екатерину II. С 1783 года Державин стал являться членом Императорской Российской академии.

С 1784 года на протяжении полутора лет Гавриил Романович занимал в Олонецкой губернии пост наместника. За свое недолгое правление он внес большой вклад в развитие губернии: построена и открыта первая городская больница, внедрена система городских судебных, финансовых и административных учреждений. Период жизни нашел отражение в творениях поэта «Буря», «Водопад», «Лебедь».

С 1786 года еще на два года Державин занимает пост губернатора Тамбовской губернии, где по его инициативе были открыты типография, театр, образовательные учреждения.

Активная жизненная позиция поэта помогли в продвижении по карьерной лестнице. С 1791 года Гавриил Романович служит кабинет-секретарем императрицы, через два года становится ее тайным советником , еще через два года назначается Екатериной II президентом Коммер-коллегии, с 1802 года по момента своего ухода на отдых становится министром юстиции. Все эти годы поэт не прекращал творить. В 1791 году им был написан первый гимн России. Еще при жизни Державина выходит в свет четырехтомник его произведений.

После окончания государственной службы Державин переезжает со второй женой Дарьей в свое именье Званки в Новгородской губернии. Детей у семьи не было и с 1800 года они взяли на воспитание детей погибшего друга поэта П.Лазарева. Одни из сыновей Михаил впоследствии будет первооткрывателем Антарктиды.

Оставшийся период жизни Державин посвятил литературе, им был основан литературный кружок «Беседы любителей русского слова». Скончался великий писатель в 1816 году.

Последние годы жизни

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Личная жизнь

В 1775 г. в биографии Державина произошло знаковое событие. Он женился на 16-летней Екатерине Бастион, родители которой были на службе у царской семьи.

Гавриил был безумно влюблен в девушку, и посвятил ей множество стихотворений.

Однако детей у них так и не родилось.

Некоторые биографы Державина утверждают, что именно в этот период жизни у поэта появился собственный стиль: он начал писать в жанре философской лирики.

При этом надо сказать, что хоть его стихи и печатались в некоторых изданиях, они не сделали его популярным.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II и принесшая поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина: «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и др.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

Автор первого российского гимна

После того, как в 1791 г. русские солдаты под руководством Александра Суворова взяли турецкую крепость Измаил, Державин написал одно из самых известных произведений в своей биографии.

Из-под его пера вышло стихотворение «Гром победы, раздавайся», которое легло в основу гимна Российской империи.

Пройдет более 40 лет, прежде чем текст гимна изменится на «Боже, Царя храни», который напишет русский поэт Василий Жуковский (см. интересные факты о Жуковском).

Второй брак

В 1794 г. в биографии Державина произошла трагедия. Скончалась его супруга Екатерина, вместе с которой он прожил 19 лет.

Через год поэт женился на Дарье Дьяковой. В этом браке у него также не было детей. В итоге, супружеская пара воспитывала детей друга их семьи – Петра Лазарева.

Интересен факт, что один из этих детей – Михаил, в будущем стал известным адмиралом, ученым, губернатором Севастополя и открывателем Арктики.

Пик карьеры

Во время пребывания на престоле Павла 1, Державин занимал пост президента Коммерц-коллегии и государственного казначея.

Когда следующим императором стал Александр I, поэт оказался в должности министра юстиции. Стоит отметить, что как в первом, так и во втором случае ему удавалось прекрасно справляться со своими обязанностями.

В 1803 г. в биографии Державина произошло очередное важное событие. Он решил завершить государственную деятельность и полностью посвятить себя литературе.

Интересные факты

  • Род Державиных берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первая жена Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон – дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III.
  • Державин с семи лет изучал немецкий язык, читал в оригинале Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно отразилось на его литературном творчестве.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, раздавайся!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличия в государственной службе Державин Гавриил Романович был награжден орденом Александра Невского, орденом Святого Иоанна Иерусалимского (командирским крестом), орденом Святой Анны 1-й степени, орденом Святого Владимира 3-й и 2-й степеней.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Державина

Популярные темы сообщений

  • Как люди научились считать
    В древности наши предки объединялись в небольшие общины, где занимались охотой и собирательством, а добычу делили между собой. Например, ребенку давали «один» фрукт, а старцу давали «много». Древний человек не знал счета,
  • Мята (растение)
    Мир растений – это череда ярких и пестрых представителей огромной зеленой части нашей планеты. Среди травянистых кустарников очень популярна мята, хотя не отличается особой яркостью. В зависимости от сорта мяты ее листья могут быть от бурого до салатного
  • Город Челябинск
    Челябинск – это город, расположенный на границе между Уралом и Сибирью по берегам реки Миасс. Город является крупным административным, экономическим, трудовым и культурным центром региона, а так же неофициальной столицей Южного Урала

Личная жизнь и зрелые годы

За всю свою жизнь Державин успел дважды жениться. Первой его избранницей стала юная дочь кормилицы князя Павла и камердинера в отставке португальского происхождения Екатерина Бастидон. Брак между отставным подпоручиком и 16-летней девушкой был заключен в 1978 году. К тому времени начинающий писатель успел не только полностью проиграться в карты, но и восстановить и даже приумножить потерянное состояние, выиграв баснословную по тем временам сумму в 40 тысяч рублей.

После 20-летнего брака случилось непоправимое — жена Державина, воспетая им еще при жизни как Пленира, трагически ушла из жизни в возрасте 34 лет, так и не родив ему наследников. Однако долго горевать вдовец не стал, повторно обручившись уже спустя полгода. На этот раз его выбор пал на помещицу Дарью Дьякову, позже прославившуюся как меценат, завещав фамильное поместье, доставшееся ей после смерти мужа, основателям женского монастыря.

К сожалению, и в этом браке не родились дети, что сподвигло Державина на совершение очень благородного поступка — взятия на попечение трех осиротевших племянниц своей второй супруги. Он воспитал девочек, как родных дочерей. Что же касается карьеры этого деятеля, то помимо литературы, в которой Державин проявлял явное мастерство, он вел активную политическую жизнь, хотя это было и непросто в силу особенностей его характера.

Удивительно, но за годы после своей военной отставки ему приходилось чуть ли не каждые несколько лет менять место службы, появляясь то в одной, то в другой губернии. Главными профессиональными направлениями в жизни дворянина стали следующие виды деятельности:

  1. Членство в первой Российской Императорской академии, открывшей свои двери еще в 1783 году.
  2. Принятие участия в составлении первого толкового русского словаря, работа над которым продолжалась в течение одиннадцати лет.
  3. В 1784 году он был отправлен в Петрозаводскую губернию (Олонецкое наместничество) для формирования административных органов управления и систем. Заслугой этого деятеля стало открытие губернской больницы. Все время он вел краткие очерки, которые чуть позже стали основой для написания многих замечательных стихов о Карелии («Буря», «На счастие», «Водопад» и пр.).
  4. В период с 1786 по 1788 год Державин прибыл на новое место службы — в Тамбов, на этот раз будучи откомандированным для организации и становления Тамбовского наместничества. За два года службы под чутким руководством чиновника был составлен план губернии, открыт ряд учебных классов, богаделен, больниц, сиротский приют и даже типография, в которой стала печататься первая провинциальная газета, названная на столичный манер «Тамбовскими известиями».
  5. В 1791 году Гавриил Романович пошел на повышение, став кабинет-секретарем императрицы и проработав в этой должности до 1793 года. В этом же году он удостоился чести быть произведенным в тайные советники с одновременным назначением в сенат.
  6. В течение года (1795—1796) возглавлял Коммерц-коллегию, созданную еще Петром I.
  7. В период с 1802 по 1803 год трудился министром юстиции.

Несмотря на головокружительную карьеру в высших чиновничьих кругах, Державин не переставал писать, выражая свое признание Отчизне, которую он пылко любил до последних дней.

Биография Г. Р. Державин

Реферат

На тему: биография Г. Р. Державин.

Ученика 8в класса

Ижбаева Рината

Русский поэт, представитель русского классицизма. Родился 3 июля 1743 в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Отец — армейский офицер. Родители не обладали образованием, но старались дать детям лучшее воспитание. Державин, родившийся очень слабым и хилым, «от церковников» научился читать и писать. В семь лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион «сосланного в каторжную работу» немца Розе, где за четыре года, Державин научился немецкому языку, отличаясь «чрезвычайной к наукам склонностью». Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву. В 1759 Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Научным предметам, «по недостатку хороших учителей», в гимназии «едва ли», по словам Державина, учили его «с лучшими правилами, чем прежде». За время пребывания в гимназии он усовершенствовался лишь в немецком языке и пристрастился к рисованию и черчению, оказавшись в числе первых учеников. В начале 1762, года за два до этого записанный в гвардию, он отправился в Петербург на службу и в марте он был уже в солдатских казармах. Двенадцать лет (1762 — 1773) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Он пристрастился к картам и, живя в отпуске в Москве, проиграл деньги, присланные матерью на покупку имения. Это едва его не погубило: он научился подборам карт, подделкам и прочим мошенничествам. «Впрочем, — прибавляет Державин, — совесть, или лучше сказать, молитвы матери, никогда его (в «Записках» Державин говорит о себе в третьем лице) до того не допускали, чтоб предался он в наглое воровство»; «когда не было денег, никогда в долг не играл»; «всегда содержал свое слово свято». «Когда случалось, что не на что было не токмо играть, но и жить, то, запершись дома, ел хлеб с водой и марал стихи». «Марать стихи» Державин начал еще в гимназии. Несмотря на то что среди казарменной обстановки Державин «должен был, хотя и не хотел, выкинуть из головы науки», он продолжает «по ночам, когда все улягутся», читать случайно добытые книги, немецкие и русские, начинает переводить в стихах «Телемаха», «Мессиаду». Державина спасает Пугачевщина. В 1773 главным начальником войск, посланных против Пугачева, был назначен Бибиков и Державин, произведенный в офицеры, после десяти лет солдатской службы, решается лично явиться к нему с просьбой взять с собой в Казань как казанского уроженца. По приезде в Казань, Державин пишет Речь, которой казанское дворянство отвечало императрице на ее рескрипт. Он едет с секретными поручениями в Симбирск, Самару и Саратов. Труды Державина за время Пугачевщины окончились для него преданием суду. Причиной тому была отчасти вспыльчивость Державина, отчасти недостаток «политичности». Суд над Державиным был прекращен, но все заслуги его пропали даром. По возвращении в Петербург, обойденный наградами, Державин вынужден был сам хлопотать о них, тем более что во время Пугачевщины унего были и материальные потери: в его оренбургском имении недели две стояли 40000 подвод, везших провиант в войско, причем съеден был весь хлеб и весь скот. Были поданы три просьбы Потемкину и императрице, и только в феврале 1777, Державину, была объявлена награда: «по неспособности» к военной службе, он с чином коллежского советника «выпускался в штатскую», несмотря на заявление о том, что он «не хочет быть статским чиновником». Ему жаловалось 300 душ в Белоруссии. Державин счел себя обиженным. Гораздо счастливее был он в это время в картах: осенью 1775, «имея в кармане всего 50 рублей», он выиграл до 40000. Вскоре Державин получает видную должность в сенате и в начале 1778, влюбившись с первого взгляда, женится на 16-летней Екатерине Яковлевне Бастидон, дочери камердинера Петра III, португальца Бастидона. Брак был самый счастливый. С красивой наружностью жена Державина соединяла кроткий и веселый характер, была начитана и любила искусства. Первые произведения Державина не удовлетворяли его самого, т.к. чаще всего это были прямые подражания Ломоносову. Перелом в поэтической деятельности происходит в 1778 — 1779, когда он избирает «особый путь, руководствуясь наставлениями Баттэ и советами друзей моих, Н.А. Львова, В.В. Капниста и Хемницера, причем наиболее подражал Горацию». Почти все его друзья были моложе Державина, но стояли гораздо выше по образованию. Служба в Сенате была непродолжительна. В сенате нужно было составлять роспись доходов и расходов на новый, 1784, год. Вяземскому хотелось довольствоваться росписанием и табелью прошлого года, но только что оконченная ревизия показала, что доходы государства значительно возросли. Державин указывал на незаконность желания генерал-прокурора и настоял на составлении новой росписи, «в которой вынуждены были показать более противу прошлого года доходов 8000000». Это был первый случай открытой борьбы Державина «за правду», приведший поэта впервые к горькому убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В феврале 1784 он должен был выйти в отставку, но несколько месяцев спустя был назначен олонецким губернатором. Не успел Державин приехать в Петрозаводск, как у него начались неприятности с наместником края, Тутолминым, и менее чем через год, Державин был переведен в Тамбов. Здесь он также «не усидел долго»: энергия его очень скоро привела к столкновению с наместником, возник ряд дел, перенесенных в сенат. Сенат, направляемый Вяземским, стал на сторону наместника и успел так все представить императрице, что она повелела удалить Державина из Тамбова. Дело постоянно откладывалось и явившийся в Москву Державин шесть месяцев «шатался по Москве праздно». Решение сената было крайне уклончивое и направлялось к тому, что т.к. Державин уже удален от должности, то «и быть тому делу так». Державин отправился в Петербург, надеясь «доказать императрице и государству, что он способен к делам, неповинен руками, чист сердцем и верен в возложенных на него должностях». На поданную им просьбу императрица приказала объявить сенату словесное повеление, чтобы считать дело «решенным», а «найден ли Державин винным или нет, того не сказано». После новой просьбы, 2 августа 1789 г. состоялся именной указ, которым повелевалось выдавать Державину жалованье «впредь до определения к месту». Ждать места ему пришлось более 2 лет. К поэту стали «ласкаться». Потемкин, «так сказать, волочился за Державиным, желая от него похвальных себе стихов». В декабре 1791 Державин был назначен статс-секретарем императрицы, но, не сумев угодить императрице, скоро «остудился» в ее мыслях. Державин, получив близость к императрице, больше всего хотел бороться с столь возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил императрице целые кипы бумаг, требовал ее внимания к запутанным делам, чего от поэта вовсе не ждали. Поэт так «охладел духом», что «почти ничего не мог написать горячим чистым сердцем в похвалу императрице», которая «управляла государством и самым правосудием более по политике, чем по святой правде». Вредили ему и его излишняя горячность и отсутствие придворного такта. Уже через три месяца после назначения, императрица жаловалась Храповицкому, что ее новый статс-секретарь «лезет к ней со всяким вздором». Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет и в сентябре 1793 был почетно удален от службы императрице и назначен сенатором. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам, чтобы просмотреть целые кипы бумаг. С сенаторами он скоро рассорился и в начале 1794, сохраняя звание сенатора, был назначен президентом коммерц-коллегии. Должность, некогда очень важная, теперь была значительно урезана и предназначалась к уничтожению. Незадолго до своей смерти императрица назначила Державина в комиссию по расследованию обнаруженных в заемном банке хищений, что являлось доказательством доверия императрицы к правдивости и бескорыстию Державина. В 1793 Державин лишился своей жены, но через полгода вновь женился не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Женой стала Дьякова. Воспоминания о первой жене, внушившей ему лучшие стихотворения, никогда не покидали поэта, — 1782 — 1796 были периодом наиболее блестящего развития поэтической деятельности Державина. За время губернаторства (1785 — 1788) Державин почти не писал стихов. После воцарения императора Павла поэт сначала подвергся гонению «за непристойный ответ, государю учиненный», но потом одой на восшествие его на престол императора вернул его милость. Державин получает почетные поручения, делается кавалером мальтийского ордена, снова получает место президента коммерц-коллегии. При Александре I Державин одно время был министром юстиции (1802 — 1803). В 1803 Державин получает полную отставку. Последние годы жизни (1803 — 16) Державин проводил преимущественно в деревне Званке, Новгородской губернии. Он начинает увлекаться драмой и пишет произведения, называемые Мерзляковым «развалинами Державина». Живя по зимам в Петербурге, Державин, вместе с Шишковым, основал в 1811 литературное общество. Скончался 8 июля 1816 в деревне Званке. Тело его погребено в Хутынском монастыре (в семи верстах от Новгорода). Детей не было ни от первого, ни от второго брака.

.

Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.

История создания – Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».

Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».

Гипербола – «металлов тверже он и выше пирамид».

Инверсия – «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».

Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит».

Анализ по строфам «Памятник»

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Анализ стихотворения «Памятник» Державина

Вариант 1

В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами.

Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).

Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.

К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

Вариант 2

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду “Фелица” , однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим

и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.

И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.

Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

Тема

При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция

Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Средства выразительности

В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.

Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).

Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).

Предыдущая

Анализ стихотворений«Первый ландыш» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, история создания, идея, средства выразительности

Следующая

Анализ стихотворений«Смерть поэта» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, художественные приемы, метафоры

Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков

Конспект урока. Тема «Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков»
Продолжительность: 1 урок. Класс: 10 класс (гуманитарный) Тип урока: изучение нового учебного материала. Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение поэтических произведений на тему Памятника в античной и русской литературе 18-19 вв.

Задачи урока: — обучающие: 1) сформировать у учащихся представление о причинах появления жанра литературного памятника; 2) раскрыть сущность понятий: Мельпомена, перевод, вольный перевод текста, переложение, подражание, Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба и др.; 3) ознакомить учащихся с развитием жанра литературного памятника в античной литературе; 4) совершенствовать умение сопоставительного анализа поэтических текстов на тему Памятника и определения места поэта и поэзии в античных текстах (Пиндар, Солон, Овидий, Гораций) и в произведениях русских писателей 18-19 веков (В. В. Капнист, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин); 5) развивать интерес к отечественной и мировой литературе; 6) познакомить учащихся с биографией В. В. Капниста и А. Х. Востокова; 7) развивать навыки исследовательской деятельности: анализ литературного текста, структурирование и обобщение информации, выделение главного, формулировка выводов; — воспитательные: 1) активизировать у учащихся понимание того, что любой опыт человечества, закреплённый в языковых единицах, передаёт ценную смысловую и экспрессивную информацию, которая может обогатить собственное представление о мире; 2) формировать потребность в служении Отечеству, понимание своего следа на земле; 3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 4) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе; — развивающие: 1) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение; 2) развивать образное мышление, память, речь, внимание.

Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; — изображение скульптуры Мельпомены.

Ход урока 1 этап урока: Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.

этап урока: Изучение нового учебного материала.

Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:

  1. Как вы понимаете, что такое литературный памятник?
  2. В какие моменты жизни человеку хочется создать некое литературное завещание-рассуждение о своём труде?
  3. Почему можно говорить о своеобразном стихотворном жанре литературного памятника?
  4. Что, с вашей точки зрения, будет характерно для жанра «литературный памятник» (можно сделать отдельные подсказки учащимся: особенности композиции, особый подбор лексики, отличительная звукопись, строфика, ритмика).

Учащиеся: высказывают свои точки зрения по тому или иному вопросу. Учитель: обобщает высказывания учащихся и делает промежуточный вывод: Поэтам, да и всем творческим личностям во все времена было небезразлично отношение читателей к его творчеству. И речь идёт не только о современниках, а, что, пожалуй, более важно и тревожно, потомках. Надежда на их понимание, оценку – это надежда на жизнь в веках, на значимость своего дела. «Наш век на земле быстротечен / И тесен назначенный круг. / А он неизменен и вечен — / Поэта неведомый друг», — с надеждой писала А. А. Ахматова. В жизни каждого мастера художественного слова наступает время, когда хочется оглянуться назад, взвесить все ценности, проанализировать содеянное, оценить сделанное в течение жизни. Пожалуй, именно тогда возникает желание создать стихотворение-памятник и тем самым запечатлеть самое дорогое для потомков, высказаться перед ними, подвести итог. Когда и кем были созданы первые литературные памятники? Учащийся: сообщение о литературном памятнике в античности было подготовлено заранее. Были чётко выделены акценты на следующем: — Именно в античности закладываются основы внутри такого жанра, как ода. — Зарождение жанровой формы памятника шло постепенно. Следует на этом пути особенно отметить роль следующих имён: Пиндар – древнегреческий лирический поэт в 5 веке до н.э. В своих творениях он прославлял мир и согласие. Высший апофеоз его лирики – 1-ая Пифийская ода с восхвалением лиры как символа мирового порядка и гармонии. Можно отметить и имя известного древнегреческого политического деятеля Солона. Среди его стихотворений (к поэзии он обратился в конце жизни) есть произведение «Народ созвал я…», где автор перечисляет свои политические заслуги в назидание потомкам: «…Вернул и тех, что в страхе бросились бежать / И уж забыли речи звук аттической / В скитаньях долгих….». Именно идеи Солона о заслугах перед народом заимствовал и творчески развил Гораций. — По большому счёту именно Гораций (1 век до н.э.) является полноправным родоначальником литературного памятника. Основная мысль его оды «К Мельпомене» (о которой более подробно ещё пойдёт речь): если творение духа человека получает бессмертие, то и сам человек бессмертен. Эта идея нашла своих почитателей и получила дальнейшее развитие вплоть до наших дней. — Говоря о формировании жанровой формы литературного памятника, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности – Овидия (1 век до н.э.). В конце своего известного труда «Метаморфозы» он помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд….». Его связь с одой Горация очевидна (работа на сравнение двух од будет дана для самостоятельного анализа в сильных гуманитарных классах). (В других классах можно отметить, что оба автора говорят о нерушимости своих памятников, они уверены, что их слава будет повсеместной, их будут чтить разные народы. Тема творчества у обоих тесно связана с темой долговечности). Учитель: Надо отметить, что Овидий был одним из любимых античных авторов у А. С. Пушкина. После окончания романа «Евгений Онегин» он напишет стихотворение «Труд». Сравните тему и ритм стихотворений Овидия и А. С. Пушкина: Овидий Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя. Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба Не уничтожит, ни меч, ни огнь, ни алчная старость. Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет Власть, для меня завершить неверной течение жизни. Лучшей частью своей, вековечен, к светилам высоким Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.

А. С. Пушкин Друга Авроры златой. Друга пенатов святых? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Учащиеся: Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что для обоих авторов характерно трепетное отношение к своему труду, понимание избранности. Схож размер, высокопарность слога. Учитель: организует работу учащихся по анализу оды Горация «К Мельпомене» по вопросам:

  1. Кто такая Мельпомена? ( Иллюстрация).
  2. Что объединяет эту оду с рассмотренными нами произведениями других греческих поэтов, что принципиально ново?
  3. Что называет Гораций своей главной заслугой?
  4. С чем сравнивается памятник?
  5. Какова функция приёма градации при размышлении о силе и крепости памятника?
  6. Что закрепилось традицией в жанровой форме памятника? (перечисление заслуг перед будущими потомками).

Учитель: организует работу учащихся над тезаурусом. На основе материала домашнего задания делается вывод о различии понятий перевода, вольного перевода текста, переложения, подражания. Насчитывается 9 переводов оды Горация «К Мельпомене». Среди авторов-переводчиков – А. Х. Востоков, Н. Ф. Фоков, Б. В. Никольский, В. Я. Брюсов, А. П. Семёнов–Тян-Шанский, Н. И. Шатерников, Я. Э. Голосковер, С. В. Шервинский. При общем выводе учитель добавляет, что известный русский языковед, поэт, друг Г. Р. Державина В. В. Капнист в предисловии к книге «Опыт перевода и подражания Горациевых од…» (1810-1820–е годы) изложил принципы работы с переводами и обобщил опыт поэзии 18 — нач.19 вв. Именно он дал наиболее чёткое деление жанра на подражание, переложение, вольный перевод и перевод и счёл необходимым указать на разницу между ними. (В сильном классе может прозвучать заранее подготовленная учеником биографическая справка о В. В. Капнисте и А. Х. Востокове.) Учитель: раздаёт тексты переводов оды Горация В. В. Капнистом и А. Х. Востоковым. Цель работы с текстами — доказать их принадлежность к жанру перевода. После анализа текстов был сделан вывод о том, что они принадлежат к жанру перевода. Можно провести более детальную работу с текстами, например, на сходстве в уровне лексики: Гораций «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид» А. Х. Востоков «Крепче меди создал я памятник; Взял над царскими верх он пирамидами» В. В. Капнист «Я памятник себе воздвигнул долговечной; Превыше пирамид и крепче меди он» Гораций «…Что из ничтожества был славой я избран За то, что первый я на голос эолийский Свёл песнь Италии….» А. Х. Востоков «Будет слышно, что я – рода беззнатного Отрасль – первый дерзнул в римском диалекте Эолийской сложить мерою поэзию» В. В. Капнист «Я первый, вознесясь от низкия породы, В латинские стихи эольску меру ввёл»

Для помощи в анализе текстов можно предложить учащимся следующие вопросы: 1. Что привлекло ваше внимание? Какие слова оказались непонятными? (учитель должен объяснить их: Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба). Результаты этой работы будут необходимы и в дальнейшем при анализе, например, стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул». 2. Перечислите основные образы стихотворений. Какой из этих образов мы видим лучше всего? Почему? 3. Какая лексика преобладает? 4. Почему трудно читать тексты (особенно текст А. Х. Востокова)? 5. Можно ли с лёгкостью определить ритм и вид рифмовки? Почему? Учитель: организует работу по анализу стихотворений. Для этой работы учащимся раздаются стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державина «Памятник» и А. С. Пушкина «Памятник». Даётся время для прочтения текстов. Анализ стихотворений строится по следующим вопросам и заданиям:

  1. Расположите эти тексты в порядке появления.
  2. Какое стихотворение читается легче всего, а какое труднее? Почему?
  3. Кто из поэтов ближе всех к точному переводу А. Х. Востокова? Чем отличается «Памятник» Г. Р. Державина от оды Горация? Что нового вы видите в этом стихотворении?
  4. Как характеризует свой «Памятник» Г. Р. Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Г. Р. Державина, смысл возникает со словами А. С. Пушкина «памятник нерукотворный», «не зарастёт народная тропа», сравнение с Александрийским столпом?
  5. В чём смысл выражения «памятник нерукотворный»? Определите вид тропа.
  6. Какое значение имеет противопоставление «Нерукотворного памятника» Александрийскому столпу? Обратите внимание на художественные детали: «Вознёсся выше он главою непокорной…».
  7. Найдите во второй строфе пушкинского стихотворения эпитеты. Какой из них самый говорящий («душа в заветной лире»)? Каков смысл эпитета «заветный»?
  8. Перечитайте третью строфу «Памятника» А. С. Пушкина. В начальной редакции она начиналась так: «Слух обо мне дойдёт во все концы России». Сравните с окончательным текстом. Почему, по-вашему, поэт изменил строку? Как она связана с последующими строками?
  9. У всех трёх поэтов стихотворение заканчивается обращением к Музе. В чём её отличие у каждого? По ходу анализа заполняется таблица «Сопоставление переводов Оды Горация».
    Таблица Сопоставление переводов Оды Горация

Автор

Заслуга лирического героя Образ памятника Особенности стиля
М. В. Ломоносов Воспитание своеобразного самостоятельного мышления см. Горация и предшествующие переводы Торжественность звучания благодаря использованию слов «высокого стиля»
Г. Р. Державин Величие тем и смелость поэта Крепость памятника – твёрже металла и выше пирамид Патетика шире, чем у Горация. Она распространяется на весь славянский род
А. С. Пушкин Заслуга – «чувства добрые», авторитет – народ, друзья – пииты, Пушкин мыслит себя поэтом и не разделяет художника и гражданина. Крепость памятника подчёркнута общественным моментом («не зарастёт народная тропа»), нерукотворность памятника подчёркивает божественную основу творчества) Яркие эпитеты и сравнения. Простые слова становятся глубоко многозначными: свобода, чувства добрые, милость к падшим…

3 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали о переводах? Учащиеся:

  1. Динамика развития темы Памятника отчётливо прослеживается от стихотворения к стихотворению. Образ поэта постепенно становится ясен читателю. Заслуги человека измеряются делами, значимыми для государства и для воспитания души подрастающего поколения.
  2. На перевод М. В. Ломоносова оказала большое влияние эпоха: 18 век требовал от поэтов строгого соблюдения «правил», предписанных каждому жанру, неукоснительного следования образцам, «авторитетам».
  3. Г. Р. Державин разрушает иерархическую систему русского классицизма. Его стихотворение – вольное подражание. В. Г. Белинский заметил, что Г. Р. Державин выразил мысль Горация в такой оригинальной форме, что часть этой мысли «также принадлежит ему, как и Горацию».
  4. Перевод Г. Р. Державина стал основой для пушкинского стихотворения. В «Памятнике» А. С. Пушкина рождена одна из главных русских традиций жанровой формы – традиция противопоставлять истинную славу славе, которую принимает толпа, ставящая материальные памятники из мрамора и бронзы своим идолам.

(Выводы записываются в тетрадь).

4 этап урока: Дифференцированное домашнее задание. Общая часть: Сделайте общий вывод о жизни литературного памятника в творчестве поэтов 18–19 веков. Уровень А-В. Устный ответ для среднеуспевающих учащихся по вопросу: Какие черты биографии поэтов нашли отражение в «Памятниках» М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и А. С. Пушкина? Для чего эти упоминания поэтам? Уровень С. Устный ответ для хорошо успевающих учащихся по вопросу: Какое развитие получил жанр литературного памятника в стихотворениях поэтов 20-ого века: В. Я. Брюсова, В. Ф. Ходасевича, В. В. Высоцкого? Как прослеживается традиция А. С. Пушкина в этих стихотворениях?

Список использованных источников:

  1. Гаспаров М. Поэзия Горация. – М., 1970.
  2. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М., 1993.
  3. Кованова Л. Л. Три «памятника» в русской литературе. 9-й класс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/310544/, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Москаленко Т. Н. Урок-исследование по теме «Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/555978/, свободный. — Загл. с экрана.
  5. CARMINA. Квинт Гораций Флакк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rarebook-spb.ru/catalog/2/76/detail/?print=y, свободный. — Загл. с экрана.

Учитель русского языка и литературы
АНО СОШ Ломоносовская школа-пансион» — Н.С. Сафонова
Вам понравился материал?

Пожалуйста, поставьте свою оценку.

  • Сочинение по творчеству карамзина 18 века
  • Сочинение по творчеству андреева леонида
  • Сочинение по творчеству а н островского смысл названия драмы гроза
  • Сочинение по творчеству блока 11 класс темы сочинений
  • Сочинение по татарскому языку про осень