Сочинение по творчеству блока двенадцать

Тема революции в поэме а. а. блока двенадцатьсвоеобразие поэтического мира а. а. блока. поэтическое творчество а. а. блока проникнуто поиском

Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать».

Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви. Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • тема революции в поэме блока двенадцать
  • тема революции в поэме блока 12
  • образ революционной эпохи в поэме блока двенадцать
  • тема поэмы двенадцать
  • революция в поэме 12

Сохрани к себе на стену!

Образ революционной эпохи в поэме Блока “Двенадцать”

Страшный 1918 год. Позади четыре года войны, Февральская революция, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Творческая интеллигенция, к которой принадлежал Александр Блок, все эти события воспринимала как национальную трагедию, как гибель русской земли.

На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, многим его современникам она показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший проникновенные лирические стихи России,

написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь?” Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы “Двенадцать” в газете “Знамя труда”.

Но и сегодня, спустя почти 80 лет, эти вопросы снова встают перед нами, мы вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения.

“Эпиграф столетия” – так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В последние годы литературоведы порой пытаются прочесть стихотворение “от

противного” и доказать, что это сатирическое изображение революции, а Христос – это на самом деле Антихрист. Однако так ли это?

Наверное, надо вспомнить, что А. Блок предупреждал: не следует переоценивать значение политических мотивов “Двенадцати”. Поэма имеет более широкий смысл. В центре произведения – столкновение стихий: природы музыки и стихии социальной. Ведь действие поэмы происходит не столько в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, “на всем божьем свете”.

Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика это еще и символ, противостоящий самому страшному – обывательскому покою и уюту. Еще в цикле “Ямбы” Блок писал: “Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет”.

Поэтому и его душе так созвучна стихия природы, которая передана множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции, в статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”.

Многоголосие русской революции отразилось в ритмике поэмы – она вся построена на смене музыкально-поэтических мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту все-таки слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: “Он головку вскидывает, он опять повеселел”.

А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в новую жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Ведь нравственные понятия обесценились. Недаром после гибели героини начинается полная вакханалия, теперь все дозволено: “Запирайте етажи, нынче будут грабежи! отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба!”

Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают: “Петька! Эй, не завирайся! от чего тебя упас золотой иконостас?.. Али руки не в крови из-за Катькиной любви?” Но убийство творится не только из-за любви – в нем появилась и иная стихия, стихия социальная: в разгуле, в разбое – бунт “голытьбы”.

Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти и уже обвиняют Ваньку в том, что он “буржуй”. Они стремятся уничтожить старый мир: “Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем…”

И вот тут возникает самый сложный вопрос. Как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он вырос и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом.

Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал как народное возмездие, в том числе и интеллигенции за грехи ее отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная шквалом темных страстей и вседозволенностью – такой предстает Россия в поэме “Двенадцать”.

В том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю. Но в этом Блок видит очищение России. Она должна миновать это страшное и, погрузившись на самое дно, вознестись к небу.

Именно поэтому возникает самый загадочный образ в поэме – образ, который появляется в финале, Христос. О финале и образе Христа написано бесконечно много. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием поэтом того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность столь неожиданного финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала – с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было символическим: двенадцать апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем “над вьюжным”, а в поэтической лексике после намеренно сниженных, грубых слов появляются прекрасные и традиционные для Блока:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди – Исус Христос.

Вот так возвышенно и мелодично завершается поэтический “эпиграф столетия”. И в нем, несомненно, вера Блока в грядущее воскресение России и победу человеческого в человеке. Поэт пророчески напоминает о том, что, не имея высоких нравственных идеалов, нельзя силой установить мировую справедливость на крови, насилии и страданиях людей.

Сочинение по теме «Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”

(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” — музыку разрушения. Беспощадно , “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег- это образы ,символизирующие стихию

очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.

В основе произведения — конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Смотрите также: Сочинение по теме «Чиновничий мир в комедии Гоголя «Ревизор»

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.

Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Узнать стоимость

Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы , на знамена первых воинских частей Красной Армии.

“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Главная>Сочинения по темам

Мой любимый поэт

Быстрый переход:

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 1 — Есенин

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 2 — Пушкин

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 3 — Лермонтов

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 4 -­ Ахматова

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 5 -­ Цветаева

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 6 -­ Блок

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 7 -­ Евтушенко

Сочинение по творчеству блока двенадцать Вариант 8 -­ Маяковский

Сочинение по творчеству блока двенадцать Похожие сочинения про мой любимый поэт

Вариант 1 — Есенин

18 предложений/ 272 слова

В мире много прекрасных поэтов, но почему-то стихи одних из них оставляют особый след в душе, а произведения других, какими бы замечательными они ни были, порой быстро забываются. Думаю, многое зависит от того, насколько близок читателю сам автор и поднимаемые им темы.

Так, мне оказалось близко творчество Сергея Есенина. Поэта, которого принято считать певцом русской природы. И действительно, она в произведениях Есенина имеет особую прелесть. Поэт пишет о родной природе так просто, но с такой любовью, что каждая строчка проникает в самое сердце. И даже если ты никогда не был в деревне, где вырос сам Есенин, ты сможешь увидеть и прочувствовать всю красоту этих удивительных мест.

Вот прямо перед тобой стоит та самая «принакрывшаяся» снегом «белая берёза» — символ деревенской Руси. Рядом с ней приютился грустный «опавший» и «заледенелый» клён. А вот и «черёмуха душистая», которая наоборот радуется приходу весны. Эти образы настолько живы и реалистичны, что даже много лет спустя после смерти поэта они будоражат моё воображение.

Но пожалуй, главное, что так трогает меня в творчестве Есенина, это неразрывная связь человека и природы. Практически в каждом своём произведении поэт проводит прямую параллель между состоянием природы и души своего лирического героя.

Особенно трагично в его поздних стихах звучит мотив увядания природы и близости конца человеческой жизни самого Есенина. Таково, например, стихотворение «Отговорила роща золотая», написанное автором всего за год до своей трагической гибели.

Таким образом, читая стихотворения Сергея Есенина, сложно не сопереживать поэту, зная о его непростой судьбе. Сложно не удивляться тому, как глубоко человек может чувствовать природу и насколько тесной может быть эта связь. И конечно же, сложно не восхищаться красотой этой самой простой русской природы, многократно воспетой поэтом в своих произведениях.

Вариант 2 — Пушкин

15 предложений/ 246 слов

Александр Сергеевич Пушкин — это поэт, на произведениях которого я выросла, и которые навсегда останутся со мной. Когда я ещё не знала грамоты, мама часто любила читать мне его сказки. Особенно мне нравилось слушать про Золотую Рыбку и царя Салтана, веселила меня и поучительная история о попе и его работнике Балде.

Эти произведения были написаны красивым необычным образным языком, но они читались и слушались легко. В них присутствовал искромётный юмор, интересный сюжет и глубокий смысл. Позже я поняла, что таковы в принципе свойства поэзии Пушкина.

Александру Сергеевичу всегда удавалось просто говорить о самых сложных вещах: любви, дружбе, предательстве, муках творчества, минутах тоски вдали от дома. В то же время он часто обращался в своих произведениях к христианским и античным мотивам, активно использовал старославянизмы. Язык его был сложен, витиеват, но за счёт строгой чёткой рифмы, яркости образов и увлекательности сюжеты всё равно понятен читателю.

Именно это свойство творчества Пушкина делает его в моих глазах величайшим поэтом и заставляет любить произведения Александра Сергеевича всей душой. Из лирики мне больше всего нравятся такие шедевры, как «Пророк», «Зимний вечер» и «Анчар». Не менее интересны мне и поэмы Пушкина, а также его роман в стихах «Евгений Онегин».

В этом произведении Александр Сергеевич проявляет себя не только, как гениальный поэт, но и как прекрасный знаток человеческой души. Роман проникнут глубоким психологизмом. Он затрагивает важные проблемы человеческих взаимоотношений, которые будут актуальны во все времена. По этой причине и вся остальная поэзия Александра Сергеевича всегда была и остаётся актуальной для читателя, в частности, для меня.

Вариант 3 — Лермонтов

16 предложений/ 242 слова

Поэзия — это очень тонкое искусство. Нередко лирические произведения бывают настолько многогранными, что каждый читатель способен отыскать в них свой особый смысл. По этой причине мне очень нравится творчество Михаила Лермонтова.

Многие из стихотворений поэта написаны под впечатлением от какого-либо конкретного события в его жизни, будь то переезд из родового имения бабушки Елизаветы Арсеньевой в Москву или же ссылка на Кавказ. Любовная лирика Лермонтова тоже, как правило, имеет конкретного адресата. И, безусловно, создавая эти произведения, Михаил Юрьевич вкладывал в них свою душу и свои переживания. Но так получилось, что эти переживания находят отклик и в моей душе, хотя я живу на много лет позже великого классика и наши с ним биографии совсем несхожи.

Тем не менее, так же как и Лермонтов, я люблю природу. Хоть я никогда не был на столь любимом поэтом Кавказе, его стихотворения об этом диковинном уголке пробуждают моё воображения. И я живо могу представить себе всё, что описано в них.

Сам Лермонтов был свободолюбивым человеком, который мыслил иначе, нежели другие. По этой причине, а также из-за необходимости часто покидать родину и друзей, поэт нередко чувствовал себя одиноким. Он не знал, чего же хочет его потерянная душа. Подобные настроения нашли своё отражение в таких стихотворениях, как «Парус», «Тучи» и «Утёс».

Эти произведения также очень близки мне, поскольку я разделяю чувства поэта. В силу ряда своих причин я вижу жизнь схожим с Михаилом Юрьевичем образом, что в некотором смысле роднит меня с великим поэтом и делает его творчество столь значимым для меня.

Вариант 4 — Ахматова

16 предложений/ 249 слов

Анна Андреевна Ахматова — удивительный человек и замечательная поэтесса, личностью и творчеством которой сложно не восхищаться. С ранних лет я влюблена в её стихи, которые правдиво рассказывают историю одной очень непростой человеческой жизни.

На долю Анны Ахматовой выпало немало тяжёлых испытаний. Этой женщине пришлось пережить революцию, две мировые войны, многократное тюремное заключение сына и расстрел мужа. Столкнуться с бедностью, запретом на публикацию своих произведений и политическими гонениями. Все эти события нашли своё отражение в творчестве поэтессы, что делает его очень интересным и ценным для меня.

В своих стихах Ахматова честно и без прикрас рассказывает обо всём, что случилось с ней. Так, читая её раннюю лирику, вошедшую в сборники «Вечер» и «Чётки», я вижу перед собой юную романтичную девушку, способную глубоко и щедро любить.

Но уже в сборнике «Белая стая», написанном Ахматовой после ухода мужа Николая Гумилёва на фронт, поэтесса предстаёт перед читателем печальной скорбящей женщиной. Чувства пережитого послереволюционного раскола находят своё отражение в сборниках «Петрополис» и Anno Domini. Но пожалуй, самым значимым произведением Анны Андреевны для меня стал её «Реквием».

В этой поэме описаны страдания миллионов русских женщин — матерей и жён, чьи мужья и сыновья были незаконно осуждены и приговорены к смерти во времена сталинских репрессий. И одной из таких женщин была сама Анна Андреевна.

Меня вдохновляет то, что даже в такое тяжёлое время поэтесса не сдалась и не наложила на себя руки. Она продолжила бороться и писать, рассказывая читателям о своих переживаниях. И сейчас я с содроганием перечитываю строки «Реквиема», восхищаясь душевной силой и удивительным поэтическим даром Анны Ахматовой.

Вариант 5 — Цветаева

13 предложений/ 206 слов

Марина Цветаева — не просто одна из самых известных русских поэтесс. Её творчество очень оригинально, самобытно и оттого порой непонятно многим людям, но по этой же причине столь любимо мной.

Цветаева всегда славилась своей откровенностью. В своих стихах она открывала перед читателем душу, не боясь показаться уязвимой и уязвлённой, что очень трогает меня. Особенно нравятся мне тёплые ранние стихи поэтессы, когда жизнь её ещё не была омрачена трагическими событиями, произошедшими в послереволюционный период, и тяготами безрадостного бедного существования в эмиграции.

Ранние лирические произведения Цветаевой проникнуты любовью. Часто они наполнены светлыми воспоминаниями о детстве и родных людях. Особенно трогательными кажутся мне стихотворения «Маме», «Красной кистью рябина зажглась…» и «К бабушке».

Марина Цветаева писала также стихи, предназначенные непосредственно для детей, и эта часть её творческой биографии также пришлась мне по душе. Например, такие произведения, как «В классе», «За книгами», «Инцидент за супом» посвящены темам, которые близки и понятны любому ребёнку, особенно школьнику.

Если говорить о зрелом творчестве Цветаевой, то поэтессой было создано немало стихотворных циклов. Меня больше всего заинтересовали те из них, которые были посвящены знаменитым современникам Марины Ивановны и поэтам минувшего времени. В частности, столь любимому ей Александру Блоку, Владимиру Маяковскому, чья ранняя смерть сильно потрясла поэтессу, и, конечно же, Александру Пушкину, имя которого было для Цветаевой священно.

Вариант 6 — Блок

19 предложений/ 291 слово

Я всегда воспринимал поэзию, как нечто фантастическое, многогранное, окутанное ареалом тайны, которую читателю необходимо разгадать. По этой причине простые жизненные стихи не очень трогали меня, в то время как необычное творчество символистов «Серебряного века» сразу же пробудило живой интерес в моей душе.

Пожалуй, самой значимой фигурой этого периода был Александр Блок, и я, конечно же, не смог обойти его творчество стороной. Для меня знакомство с лирикой поэта началось с цикла под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Прочитав его, я был очарован красотой поэзии автора. В стихах Блока было так много нежности, так много тайного смысла.

Несмотря на то что все они были посвящены одной женщине, — Любови Менделеевой, в каждом новом произведении перед читателем она представала в разных ипостасях: то в образе «Царицы Небесной», то «Души мира», то «Вечной жены». Это создавало простор для воображения и пробуждало во мне желание бесконечно разгадывать тайный смысл авторских посланий.

Но не только любовная лирика Блока вдохновила меня. Познакомившись со стихотворениями «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Идут часы, и дни, и годы…», я открыл для себя в поэте ещё и философа, глубоко задумывающегося над смыслом жизни. Эта сторона личности Александра Александровича также впечатлила меня.

И, конечно же, я не мог обойти стороной знаменитую поэму Блока «Двенадцать», посвящённой теме революции. Это очень сложное и противоречивое произведение. В нём поэт размышляет над судьбой родной страны, противопоставляет образы старого и нового мира. Осознавая все беды, которые повлёк за собой радикальный переворот, Блок тем не менее верит в возможность светлого будущего для России. И такая авторская позиция трогает моё сердце.

Вера в прекрасное всегда жила в душе поэта. Ей пропитаны даже, казалось бы, самые тяжёлые и безрадостные его стихи. И мне очень жаль, что Александр Александрович так рано покинул этот мир, поскольку он мог бы создать ещё множество великолепных произведений.

Вариант 7 — Евтушенко

16 предложений/ 275 слов

Каждый поэт по-своему уникален и интересен для читателя, но я ещё не встречал настолько необычных и многогранных творческих личностей, как Евгений Евтушенко. Его стихотворения пленили меня с первой же строчки. Они продолжают удивлять и радовать меня до сих пор, теперь уже живя в моей памяти и звуча у меня в голове.

Евтушенко всегда отличался активной гражданской позицией. Казалось, он откликался на любые происходящие в мире события текущих и минувших лет, будь то строительство гидроэлектростанции («Братская ГЭС»), расстрел фашистами еврейских семей во время Второй мировой войны (поэма «Бабий яр») или же истребление нерп ради красивого меха («Балладе о нерпах»).

Многие критики по этой причине упрекали Евтушенко за отсутствие желания следовать единой идее, но мне, наоборот, нравится такое его человеческое небезразличие. Везде, где поэт видел проявления зла и несправедливости, он желал нужным высказать своё мнение. И наоборот, созерцание чего-то великого и прекрасного также не оставляло Евгения Александровича равнодушным.

Сам о себе Евтушенко писал следующие строки:
Я разный —
я натруженный и праздный.
Я целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый…

Пожалуй, ими и можно объяснить столь сильное разнообразие его творчества. Но всё же есть то единое, что, на мой взгляд, красной нитью проходит через всю лирику Евтушенко, — это любовь к людям и непоколебимая вера в них.

Евгений Александрович считал, что «людей неинтересных в мире нет». Весь окружающий мир он также видел через призму человеческих отношений. Даже родина состояла для него прежде всего из женщин, мужчин и детей, а потом уже только из милой сердцу природы и в самую последнюю очередь каких-либо политических установок. Словом, Евтушенко был истинным гуманистом, и такой подход к жизни очень близок мне, поэтому и творчество поэта бесконечно любимо мной.

Вариант 8 — Маяковский

21 предложение/ 247 слов

Владимир Маяковский — без преувеличения, самый оригинальный поэт своего времени. Его творчество выходит далеко за рамки футуризма, не подчиняясь вовсе никаким законам. Та смелость, с которой Маяковский ломает все существующие стандарты поэзии, вырабатывая собственный стиль, восхищает меня. Меня также поражает сила духа этого человека и безграничная щедрость его души.

Маяковский-поэт нередко бывает очень дерзок. Например, в одном из своих ранних стихотворений под названием «Нате!» он бросает вызов всему буржуазному обществу. Так же остро реагирует Владимир Владимирович и на отказ властей принять его добровольцем на фронт из-за политической неблагонадёжности. В ответ на это он пишет стихотворение «Вам».

Эти и другие аналогичные произведения демонстрируют бунтарскую натуру Маяковского. Поэт не боится открыто выражать своё мнение, при помощи своих стихов он борется с тем, что считает неправильным и несправедливым. Эти качества восхищают меня.

Во Владимире Владимировиче, помимо бунтаря, обнаруживается ещё и глубокий лирик. Так, стихотворение «Послушайте» поражает меня своей удивительной чуткостью и красочностью образов. Я считаю, что такое произведение мог написать лишь истинный романтик.

Но пожалуй, больше всего меня трогает любовная лирика Маяковская. Прежде всего, это поэма «Облако в штанах» и стихотворение «Лиличка!». В этих произведениях поэт обнажает перед читателем свою душу, в которой, как выясняется, происходит множество глубочайших и подчас трагических переживаний.

Здесь нет больше того агрессивного желчного бунтаря, способного разрушить всё на своём пути, а есть нежный и чуткий мужчина, страдающий от любви. Удивительно, но даже «жилистая громадина» может сгорать в муках страсти, и «этакой глыбе» может хотеться очень многого. И Маяковский не боится рассказать читателю об этом, не боится показаться уязвимым. Такая откровенность поэта также восхищает и вдохновляет меня

Похожие сочинения про мой любимый поэт:

­Моё любимое стихотворение

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

  • Сочинение по творчеству бунина и горького сочинение
  • Сочинение по стиху зимнее утро пушкина
  • Сочинение по татарскому языку козге табигать
  • Сочинение по табасаранскому языку чвул
  • Сочинение по стиху зимнее утро 6 класс по плану