Сочинение по творчеству а с пушкин

Ниже приводится сочинение-отзыв о поэме а. с. пушкина цыганы, которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на

Ниже приводится сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — великий русский писатель, поэт, основоположник современного русского литературного языка. Талант А. С. Пушкина признавали его современники, восхищаются им и сегодня. В разных городах России именем поэта названы улицы, библиотеки, парки. Дома, в которых когда-то жил писатель, стали музеями, посвященными его жизни и творчеству. Среди множества памятников Пушкину выделяют наиболее удачные работы скульпторов. Пушкин – это имя, которое каждый россиянин узнает в детстве, это писатель, чье творчество не теряет своей актуальности и через 200 лет: каждое поколение находит в произведениях писателя отражение своих чувств, эмоций, мыслей.

Над поэмой «Цыганы» А. С. Пушкин работал с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в усадьбе Михайловское (имении своей матери), куда поэт был сослан в июле того же года за увлечение атеистическими учениями. Поэма была написана под впечатлением от пребывания в Кишинёве, где Пушкин был в изгнании и где он познакомился с бытом кочевых цыган. Отрывки поэмы впервые были напечатаны в альманахе «Полярная звезда» в 1825 г., а годом позже – в альманахе «Северные цветы». Полный вариант поэмы «Цыганы» вышел отдельным изданием только в 1827 году.

В поэме говорится о юноше по имени Алеко, который решил оставить городскую суету, влюбился в молодую цыганку Земфиру и захотел кочевать с цыганами. Алеко хотел сбежать от «неволи душных городов» в «добровольное изгнанье» с любимой. Старый цыган – отец Земфиры, которого А. С. Пушкин именует просто «старик», позволяет молодому человеку жить вместе с табором. Однако после двух лет счастливой кочевой жизни Алеко стал подозревать, что Земфира влюбилась в другого. Юноша делится своими переживаниями с отцом девушки, на что тот предлагает Алеко не пытаться силой удержать любимую, рассказывает о расставании с матерью Земфиры — Мариулой, которая ушла с другими цыганами, бросив маленькую дочь. Алеко удивляется тому, что старик не пытался мстить изменнице. Застав Земфиру на свидании с молодым цыганом, Алеко закалывает ножом их обоих. Цыгане не хотят жить с убийцей, оставляют Алеко, говоря: «Ты для себя лишь хочешь воли». Сбежав от цивилизованного в дикий мир, Алеко не смог совладать со своими страстями, не смог принять образ мысли цыган.

В поэме «Цыганы» А. С. Пушкин затрагивает проблемы морального выбора, свободы и ее понимания, показывает, что жестокая месть любимому человеку не принесет счастья мстителю.



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

     

    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    (1799-1837)

    Уроки литературы в 10 классе[1]

     

    Учебно-методическое пособие
    для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
    студентов
    филологических факультетов вузов.

    Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

    Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

    Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

    УРОКИ 11-12
    Контрольное сочинение по

    творчеству А. С. Пушкина

    Цель:


    учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план, использовать предоставленную учителем информационную
    базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного
    произведения; формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

    Оборудование:
    таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений А. С. Пушкина, запись на доске.

    Тип уроков:
    урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты:
    учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений,
    уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя поэтический текст.

    ХОД УРОКОВ

    І. Организационный этап

    II. Актуализация опорных знаний

    Аналитическая беседа

    • Ознакомьтесь с двумя высказываниями (раздаточный материал) о лирике
    А. С. Пушкина, которые, возможно, пригодятся вам при написании сочинения (как и вопросы к этим высказываниям).

    Карточка № 1
    Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно
    превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола…

    Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт
    на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть
    небо, но им всегда проникнута земля.

    (В. Г. Белинский)

    • Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?

    • В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина? Можете ли вы доказать его утверждение на примере одного из изученных стихотворений?

    Карточка № 2
    Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё
    лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как
    поэт.

    (Н. В. Гоголь)

    • Какую сторону поэзии Пушкина подчёркивает Гоголь?

    • Можете ли вы доказать его мысль на примере одного из изученных стихотворений?

    III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

    Слово учителя


    — Н. В. Гоголь писал о А. С. Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его
    развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте,
    в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

    Воздействие поэзии Александра Сергеевича Пушкина на нас огромно. С годами оно становится всё более явным и заметным. Очень точно сказал об этом
    Ф. Абрамов: «Пушкин — отец наших душ…» Да, действительно, поэзия этого великого поэта служит познанию мира и познанию человеческой души, тем самым воспитывая
    читателя. Пушкин «воспитывает» наши души, обнажая в своей поэзии чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к её нравственным ценностям.

    Мы, живущие в XXI в., можем разниться по степени понимания его произведений, знания написанного им, и, тем не менее, мы всегда ощущаем всего Пушкина —
    в каждом стихотворении, в каждой строчке он весь. Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесённой, наслаждаемся
    любым письмом, им написанным. И это потому, что мы уже понимаем если не всё в Пушкине, то всего Пушкина.

    IV. Работа над темой урока

    1. Самостоятельное ознакомление с памятками
    «Как писать сочинение по литературе»,
    «Советы по стилистике»,
    «Требования к написанию сочинения»

    (раздаточный материал)

    Как писать сочинение по литературе

    1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.

    2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Подберите эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).

    3. Поразмышляйте:

    а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;

    б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;

    в) какие доказательства приведёте.

    4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в неё свои предварительные идеи.

    5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:

    а) цитаты из текста (они должны быть не более двух-трёх предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши
    мысли, а не повторять их;

    б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);

    в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).

    6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).

    7. Продумайте сразу вступление и заключение (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно
    (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.

    8. Ещё раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите её с тем, что задумали писать.

    9. Напишите вступление.

    10. Мысленно зачеркните первые 2–3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.

    11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно поразмышлять, какие факторы затрудняют
    подход к теме (доказательство от противного).

    12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.

    13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.

    14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.

    15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте
    по словарю.

    16. Обратите внимание на знаки препинания, особенно выделительные. Мысленно объясните те из них, в которых сомневаетесь.

    17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишут без кавычек, фамилию автора в эпиграфе — без скобок и точки в конце. Стихи «в столбик»
    цитируются без кавычек.

    (По Л. Л. Соколовой)

    Советы по стилистике

    Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях
    и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.

    Повторение в соседних предложениях однокоренных слов делает речь монотонной и бедной. Такое повторение (тавтология) особенно часто встречается
    в письменных творческих работах учащихся, даже в одном предложении: «таким образом, в образе…»; «организовал подпольную организацию»; «язык является
    общественным явлением»; «черты характера, характеризующие…»; «показывая это, автор показывает…»; «среди помещичьей среды»; «имел большое
    имение» и т. п.

    Тот же недостаток — у рядом стоящих разных слов, имеющих одно значение: «целиком и полностью»; «молодой юноша»; «будущая перспектива»; «заранее
    предвидел»; «народный фольклор» и т. п.

    Избегайте таких повторений, используйте синонимы, например, при анализе стихотворений А. С. Пушкина:

    Cинонимы при анализе стихотворений А. С. Пушкина

    А. С. Пушкин

    изображает (описывает, воссоздаёт…)

    Он

    повествует (говорит, рассказывает…)

    Автор

    раскрывает (отмечает, выделяет…)

    Художник

    воспроизводит (рисует, даёт набросок…)

    Поэт

    воспевает (прославляет, поднимает…)

    Писатель

    разоблачает (высмеивает, иронизирует…)

    Друг декабристов

    чувствует (радуется, волнуется…)

    Классик

    знает (понимает, догадывается…)

    Мастер слова

    видит (замечает, выделяет…)

    Любимец народа

    вдохновляет (утверждает, воодушевляет…)

    Творец

    мыслит (думает, размышляет…)

    Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по
    смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи:

    «Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший
    полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода
    превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной,
    дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле
    оставляет учитель делами своих учеников».
    (И. А. Фогельсон)

    Требования к написанию сочинения

    Приступая к написанию сочинения, необходимо:

    1) продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

    2) подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки (подобрать справочную и критическую
    литературу; ознакомиться с ней; подобрать цитаты; сделать выписки.
    Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать);

    3) определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении (сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что
    я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?).
    Предполагается прямой ответ на вопрос темы);

    4) определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.);

    5) составить план, соблюдая последовательность развития мысли.
    Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов.
    Выделить вступление и заключение (обратите внимание на соразмерность частей:
    вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги);

    6) возможно использование эпиграфа (высказывания, цитаты) характеризующего основное содержание сочинения;

    7) последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать
    логически обобщающий вывод из частных фактов;

    8) цитировать точно, без излишеств, к месту;

    9) стилистически грамотно оформить работу.
    Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи (напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы,
    проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме);

    10) перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.
    (По А. И. Грищенко)

    2. Беседа по ранее предложенным
    и дома отработанным темам сочинения

    Комментарий.


    Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся подобрать цитаты, говорит о возможных путях раскрытия той или
    иной темы.

    Этапы работы по анализу темы

    1. Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
    2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
    3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
    4. Продумывание заключения и вступления.
    3. Консультация учителя: обращение к записи на доске

    Опорная лексика, лексические обороты
    и синтаксические конструкции для творческой работы

    Со значением личностного отношения

    Эмоционально-оценочного значения

    Для рассказа о художественном своеобразии

    Я вижу… (слышу, полагаю, думаю…)

    Перед моими глазами встаёт…

    Часто наблюдается…

    Одно из интересных…

    На мой взгляд…

    Можно заметить…

    Как хочется…

    Люблю перечитывать…

    Не знаю лучше…

    Хотелось бы думать…

    Гимн любви,

    символ веры,

    жизнеутверждение,
    оптимизм,
    солнце поэзии,
    верность друзьям,
    «древо смерти»,
    пафос,
    открытие прекрасного,
    пушкинская вера,
    проникновенный лиризм,
    романтический взгляд

    Идейно-художественное значение,
    художественные средства,
    аргументы,
    исходная тема,
    контрастные интонации,
    строфика,
    многообразие рифмы,
    величавый стиль,
    чёткий ритмический рисунок,
    народная лексика

    Синтаксические конструкции

    Эмоционально-оценочные

    Аналитические

    Когда я впервые внимательно прочёл…
    Стихотворение… — одно из любимейших, потому что…
    Оно полно Солнца, Любви, Радости…
    Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…
    В каждой строке чувствуется…
    Так постепенно поэт переходит к…

    Среди других произведений этих лет…
    Это стихотворение — исповедь…
    Первые строки…
    Но уже в следующей строфе…
    Резкая смена интонации ведёт…
    Что означают эти слова?
    Не случайно поэт…
    Своеобразие этих строк в том…

    4. Составление планов (самостоятельно),
    написание черновых вариантов сочинений

    5. Чтение нескольких черновых вариантов
    сочинений, их обсуждение,
    редактирование, рецензирование учителем

    6. Написание творческих работ

    V. Домашнее задание

    Индивидуальные опережающие задания


    а) Подготовить «Литературные визитки» (2–3 учащихся) о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущих
    классах). См. «Лермонтов в Петербурге (Из путеводителя «По лермонтовским местам»)» на сайте «К уроку литературы».
    б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова
    «Нет, я не Байрон…», «Желание»,
    «Смерть поэта» (4 учащихся).

    _______________

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее:

    • хорошее знание текста художественных произведений, включённых в программу;
    • знание литературно-критических работ, посвящённых данным произведениям и их авторам;
    • знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
    • знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
    • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
    • владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
    • умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
    • наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
    • владение языковой и стилистической грамотностью.

    Виды тем по литературе

    Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

    Различают следующие виды тем:

    • проблемные;
    • сопоставительные;
    • обзорные;
    • темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя;
    • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений);
    • анализ эпизода;
    • сочинение по цитате;
    • смешанные;
    • свободные.

    Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера.

    Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не
    отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательное соответствие с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

    Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

    Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определённым формулировкой.

    В формулировку таких тем обычно включают несколько объектов, соединённых союзом и. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем
    объектам исследования, заявленным в формулировке.

    Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений,
    вытекающих из сравнения.

    Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (т.е. пересказ).
    Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае
    в тему включают сопоставительные элементы.

    Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные
    особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

    Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки
    «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть
    особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т. п. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность
    этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного
    видения путём анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.

    Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те
    его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если
    цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать цитаты согласно
    теме и проблеме), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

    Безусловно, бóльшая часть тем сочетает элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и
    сопоставительность, поэтому предполагает разносторонний подход.

    Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход —
    обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберёте как ведущий.

    Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основную часть, заключение.

    Учтите некоторые рекомендации:

    • вступление:

    чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы,
    и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на
    эти вопросы, и их определения, свидетельствующие о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте
    вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуют эпоху создания произведения или само произведение, если тема сочинения
    предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;

    • основная часть: главное её содержание — это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете
    читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая;

    • заключение: задача этой части — подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали
    во вступлении. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

    Критерии оценивания сочинения

    Оценка «5» (пять)

    ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного
    произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей,
    написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим
    и уместным.
    Фактические ошибки отсутствуют.
    Допускается наличие 1–2 речевых недочётов.

    Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала,
    хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное
    в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности
    изложения мыслей.
    Допускаются 1–2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочётов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

    Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность её раскрытия
    или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость
    аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна.
    Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3–4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочёты.

    Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание
    художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей.
    Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощённого синтаксиса.
    Сочинение, в котором имеется более 8–9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается
    на «2» (два).

    Образец сочинения

    «ВОСЛЕД РАДИЩЕВУ ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ…»
    (ПО СТРАНИЦАМ ИЗУЧЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА)

    Наиболее яркие стихи Пушкина, на мой взгляд,— это ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что
    он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские
    темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В политическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского
    «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Вольность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

    У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы,
    от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть
    свободу миру, на тронах поразить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды
    в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:

    Владыки! вам венец и трон
    Даёт Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.

    Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее
    сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд,
    ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, проложившее путь декабристским идеям.

    «К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817—1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина.
    Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением.
    Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как
    утренний туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

    Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более
    прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

    Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. В творчестве Пушкина, конечно, не могли не
    отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия.

    В 1827 году Пушкин создаёт горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабристам. Вдохновлённый
    подвигом жён декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца
    своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадёт ваш скорбный труд
    и дум высокое стремленье».

    Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась
    в неё извне, а рождалась в ней самой. Поэт создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

    Следующий урок: Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого
    пути. >>>

    Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


    1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
    105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

    Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
    образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
    с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
    Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

     

    Пушкинская эпоха.
    Восстание 14 декабря 1825 года
    на сайте «К уроку литературы»


     

    Фефилова Г.
    Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
    (главы из книги)

     

    вернуться в начало

     

    Девятиклассники, планирующие связать свою жизнь с филологией или выбравшие для себя одну из творческих профессий, могут в 2022 году попробовать свои силы в выбранном направлении, сдав ОГЭ по литературе. В данном материале мы детально разберем, какие изменения произойдут в КИМах по литературе 2022 года, как должна быть организована эффективная подготовка в ОГЭ, а также затронем вопросы, касающиеся даты проведения экзаменов в 9-х классах.

    Календарь ОГЭ 2022

    Как известно, ОГЭ в последние годы был практически отменен. В 2020 году выпускники вообще не сдавали экзамены, а в 2021 сдавали только обязательные предметы. В 2022 году, как и было ранее, до начала пандемии, ОГЭ будет проведен в полном объеме и выпускники смогут сдать любые предметы из ранее доступных, включая и литературу.

    ОГЭ по литературе в 2022 году | изменения, подготовка, дата проведения

    В досрочном периоде 2022 года ОГЭ по литературе пройдет в понедельник 27 апреля 2022 года (основной день) и в среду 13 мая 2022 года (резервный день).

    Даты основного периода пока не озвучены. В связи с нестабильной ситуацией на фронте борьбы с пандемией руководство предоставляет учебным заведениям возможность самостоятельно установить даты ОГЭ по литературе и другим предметам в 2022 году.

    Осенние пересдачи традиционно пройдут в первой половине сентября.

    Особенности экзамена

    ОГЭ по литературе — уникальный экзамен. В нем нет ни одного задания с кратким ответом, все вопросы предполагают развернутое рассуждение. Ни удача, ни «метод тыка» здесь не помогут. Но сдать этот экзамен более чем реально, если основательно подготовиться.

    Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться. Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать.

    Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе

    В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.

    • Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
    • Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
    • Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса.
    • Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.

    Список книг для ОГЭ по литературе 2022 года

    Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

    • На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
    • В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
    • Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.

    Структура КИМа

    Экзамен состоит из двух частей.

    • в первой части четыре небольших сочинения;
    • во второй — одно объемное.

    Часть №1

    Обратите внимание, что в ОГЭ по литературе 2022 год полностью отсутствуют тесты с ответами.

    В заданиях №1 и 2 необходимо сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в объеме 3-5 предложений. Оба задания могут относиться к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку.

    Задание №1 ОГЄ 2022 по литературе

    Задание №2 ОГЄ 2022 по литературе

    Задание №3 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Экзаменуемым также предоставляется возможность выбрать один из двух вопросов.

    За каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.

    Задание №3 ОГЄ 2022 по литературе

    В задании №4 только 1 вопрос. Девятиклассникам предлагают сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом же задании. Рекомендованный объем ответа 5-8 предложений. Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов.

    Задание №4 ОГЄ 2022 по литературе

    Часть №2

    Во 2-й части ОГЭ по литературе 2022 году всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.

    Задание №4 ОГЭ 2022 по литературе

    Как подготовится к экзамену

    Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т.д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, таких понятиях, как — авторская позиция, идея, проблематика и т.д.

    Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список произведений, на основе которых могут быть сформулированы задания для ОГЭ по литературе в 2022 году будет таким:

    1. «Слово о полку Игореве».
    2. М.В. Ломоносов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должна быть «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).
    3. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
    4. Г.Р. Державин. Сборник лирики (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»).
    5. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
    6. И.А. Крылов. Сборник басен (обязательно в сборнике должны быть басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»).
    7. В.А. Жуковский. Стихотворения (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Море», «Невыразимое»). Сборник баллад (обязательно в сборнике должны быть баллады: «Светлана», «Лесной царь»).
    8. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
    9. А.С. Пушкин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»). Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин». «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка».
    10. М.Ю. Лермонтов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»). Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».
    11. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мёртвые души».
    12. А.Н. Островский. Сборник пьес (обязательно в сборнике должны быть пьесы: «Свои люди – сочтёмся!»; «Снегурочка»).
    13. И.С. Тургенев. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Ася», «Первая любовь», «Записки охотника»).
    14. Ф.И. Тютчев. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…», «Чародейкою-зимою…»).
    15. А.А. Фет. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»).
    16. Н.А. Некрасов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»).
    17. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сборник сказок (обязательно в сборнике должны быть сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»).
    18. Ф.М. Достоевский. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Белые ночи», «Бедные люди»).
    19. Л.Н. Толстой. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», «Детство»). Рассказ «После бала».
    20. А.П. Чехов. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»).
    21. И.А. Бунин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть «Танька», «Косцы»).
    22. А.А. Блок. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).
    23. В.В. Маяковский. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»).
    24. С.А. Есенин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…»).
    25. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
    26. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».
    27. В.М. Шукшин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Срезал», «Чудик»).
    28. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
    29. Проза второй половины XX в. Сборники произведений следующих писателей: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.
    30. Поэзия второй половины XX в. Сборники лирики следующих поэтов: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

    Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ.

    Читайте также:

    • ОГЭ по биологии в 2022 году
    • ОГЭ по информатике в 2022 году
    • ОГЭ по химии в 2022 году

    Автор:
    Самый Зелёный
    ·

    Многомудрый Литрекон представляет аргументы из жизни и литературы для сочинения 9.3 на тему: Счастье. Здесь Вы найдете только те примеры, которые можно извлечь из школьной программы и жизненного опыта. Приятного просвещения!

    Из литературы

    Примеры из литературы на тему «Счастье» для сочинения 9.3 сослужат верную службу на экзамене.

    1. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Счастье человек находит тогда, когда жизнь соответствует его главным ценностям. Например, Петр Гринев обрел душевную гармонию в семейном кругу и честной службе. О своей юности в дневнике пишет уже состоявшийся человек, который исполнил все свои мечты: завоевал сердце возлюбленной, не посрамил честь рода на службе, сделал карьеру, завел семью. Гринев стал тем, кем хотел стать. Петр добился того, чего хотел получить. И в этом источник его неиссякаемого оптимизма.
    2. А. Грин, «Алые паруса». Счастье — это состояние, когда мечты сбываются. В этом мы убеждаемся, узнав историю Ассоль. Героиня с детства ждала, что за ней приплывет судно с алыми парусами, а там ее встретит прекрасный принц. Жители Каперны высмеивали наивные грезы Ассоль и отвернулись от девушки, ведь обвиняли ее отца в преступлении. Но даже в условиях всеобщего осуждения и осмеяния героиня не потеряла веру в свою счастливую звезду. Поэтому капитан Грэй захотел исполнить ее необычную мечту. Когда Ассоль увидела алые паруса, она пережила настоящий восторг. Это и есть настоящее счастье.
    3. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». В чем заключается счастье? Многие люди видят его в любви. Например, Андрий из повести Гоголя связал свою судьбу с сильным чувством и пожертвовал всем ради него. Наедине с прекрасной панночкой герой почувствовал себя по-настоящему счастливым. За это ощущение душевной гармонии он отдал Родину, товарищей, семью. Он переметнулся на сторону поляков и выступил против казаков, чтобы быть с возлюбленной. Недолго продлилась его эйфория, но в ней он обрел то, ради чего мы живем. 
    4. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Истинное счастье человек обретает в любящей семье. Например, герой рассказа Шолохова чувствовал настоящее блаженство в семейном кругу. У него было трое детей, которые дарили ему положительные эмоции и приятные хлопоты. У него была любимая и любящая супруга, которая стала для него верной спутницей жизни. Чтобы защитить этот рай на Земле, Андрей пошел на фронт и рисковал собой. Все это время боев и испытаний его поддержали мысль о семье, в которой сосредоточились все его идеалы.
    5. А.И. Куприн, «Куст сирени». Люди находят счастье друг в друге. Например, Вера и Николай из рассказа Куприна обрели гармонию и блаженство в объятиях друг друга. Любовь делает их сильнее, радостнее, лучше. Каждый день, каждое испытание, каждую удачу или неудачу они встречают сообща. В этом единстве нет места печали и другим негативным эмоциям. В любви герои обретают такой восторг, который заглушает и подавляет все, что мешает им наслаждаться каждым моментом жизни.
    6. О Генри, «Дары волхвов». Настоящее счастье — это взаимная любовь, которая дает людям мощную опору в жизни. В этом мы убеждаемся, глядя на пару Деллы и Джима. Герои бедны, во многом себе отказывают, но они нашли свой источник положительных эмоций во взаимной привязанности и поддержке. Джим всегда знает, что его дома ожидает преданная и любящая супруга. А Делла ощущает нежность и заботу мужа, который является для нее целым миром. Это и есть гармония, в которой нет места разочарованиям и тревогам.

    Из жизни

    А вот и примеры из жизни на тему «Счастье» для сочинения 9.3, которые выручат Вас в минуту творческого застоя.

    1. Пример из личного опыта. Мой друг нашел свое счастье в призвании. Он с детства мечтал стать пилотом и облетать весь мир. Ради этой цели он упорно трудился и многим пожертвовал. И ему удалось ее достичь. Теперь он состоялся в профессии и повидал многие страны. Каждый день для него — приключение, каждый миг наполнен особым значением. Ведь его мечта сбылась, а это главное условие счастья.
    2. Пример из истории. Счастье заключается в любви и призвании. Например, из биографии А.С. Пушкина известно, что он долгое время добивался руки Натальи Гончаровой. У девушки была возможности найти богатого и успешного мужа, поэтому ее родители не соглашались выдать дочь за бедного дворянина без большого чина. И все же Пушкин не терял надежды. Он писал Наталье письма и стихи, упорно работал и старался зарекомендовать себя. И в один прекрасный миг Наталья согласилась на предложение. Тогда поэт был по-настоящему счастлив и написал множество талантливых стихотворений. В союзе с Натальей он обрел гармонию, необходимую для творчества и созидания.
    3. Пример из СМИ. Талантливые люди находят источник счастья в творчестве. Например, Мирон Федоров (артист под псевдонимом «Оксимирон») не раз писал о том, как искусство спасло его жизнь и мотивировало его двигаться вперед. В нем он обрел гармонию, необходимую для поиска себя и своего места в мире. Созидание открывает путь к себе, на котором можно познать моральное, эстетическое и интеллектуальное удовольствие.
    4. Пример из личного опыта. Я ощущаю счастье, когда поступаю правильно и вижу тот результат, к которому стремлюсь. Например, когда я помогаю бабушке по дому или подбираю для нее хорошие вещи в интернете, я чувствую ее благодарность, и мне очень приятно осознавать то, что я сделал добро. Домой я возвращаюсь на эмоциональном подъеме. Успехи в учебе или хобби тоже вызывают восторг, подобный этому. Значит, счастье — это эйфория человека, следующего по стопам своих идеалов.
    5. Пример из СМИ. Сегодня многие люди пытаются приобрести иллюзию счастья, покупая разнообразные курсы и марафоны, которые якобы помогают им решать свои проблемы. Однако путь к истинной гармонии с собой пролегает через индивидуальную работу над собой, в которой помощников нет. Человек должен сам выявить свои личные ценности и понять, как их достичь. Только так можно испытать настоящее счастье, ставшее результатом усилий.
    6. Пример из кино. В фильме 1953 года «Римские каникулы» (режиссер Уильям Уайлер) тоже затронута тема счастья. Главная героиня — принцесса, у нее есть все для материального благополучия и самореализации. Но для нее счастье — это свобода быть собой и делать свой выбор. С рождения ее судьба была предопределена, и ее мнения никто не спрашивал. Но Анна вырывается из плотного графика церемоний и сбегает из кукольного дома чужих амбиций. В свободном порыве к мечте она находит истинное счастье, которого ей так не хватало.

    Метки: 9 классаргумент из жизненного опытааргумент из литературыОГЭ по русскому языкуподборкапример из жизнипример из литературысочинение 9.3

    Читайте также:

    Тур I. «Кто точнее назовёт число?»

    Вопросы:

    1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.
    (1799-1837гг.)

    2. Сколько лет А.С. Пушкин учился в Царскосельском лицее?
    (6 лет: с 1811 по 1817 г.)

    3. В комнате под каким номером жил лицеист Александр Пушкин?
    (№ 14).

    4. В каком году В.А. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»?
    (В 1820 г.).

    5. Когда произошло восстание декабристов?
    (14 декабря 1825 г.).

    6. Сколько детей было у А.С. Пушкина?
    (Четверо: два мальчика и две девочки).

    7. Сочетание каких карт сулило выигрыш в драме «Пиковая дама»?
    (Тройка, семёрка, туз).

    8. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
    (Семь).

    9. Какое количество песен входит в цикл «Песни западных славян»?
    (16).

    10. Сколько времени, по подсчётам самого поэта, он писал «Евгения Онегина»?
    (7 лет, 4 месяца и 17 дней).

    11. Сколько богатырей было в подчинении у дядьки Черномора?
    (33).

    12. Сколько повестей входит в сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
    (Пять).

    13. В какие годы происходит действие в повести «Капитанская дочка»?
    (В 1770-е гг.).

    14. В какой палате Обуховской психиатрической больницы находился Германн — герой «Пиковой дамы», после того как сошёл с ума?
    (№ 17).

    15. Сколько лет было Владимиру Дубровскому?
    (23 года).

    16. Сколько лет было Наталии Гончаровой, когда на балу она познакомилась с А.С. Пушкиным?
    (16 лет).

    17. Когда состоялось венчание А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой?
    (18 февраля 1831 года).

    18. Назовите номер дома на Арбате в Москве, в котором поселились Пушкины после венчания.
    (№ 53).

    Тур II. «Как зовут…»

    Вопросы:

    1. Как звали няню А.С. Пушкина?
    (Арина Родионовна).

    2. Назовите имена детей А.С. Пушкина.
    (Мария, Александр, Григорий, Наталья).

    3. Назовите фамилию Татьяны из романа «Евгений Онегин».
    (Ларина).

    4. Какое имя носили героини повестей «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Полтава»?
    (Мария).

    5. Назовите имена главных героев поэмы «Бахчисарайский фонтан».
    (Земфира и Алеко).

    6. Назовите имя арапа Петра Великого из одноимённого произведения.
    (Ибрагим).

    7. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?
    (Н.М. Карамзину).

    8. Назовите имя главного героя повести «Капитанская дочка».
    (Пётр Гринёв).

    9. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».
    (Емельян Пугачёв).

    10. Во время правления какого царя А.С. Пушкин создал свои лучшие произведения?
    (Николая I).

    11. Назовите имя и фамилию друга Евгения Онегина, которого он бездумно оскорбил и убил на дуэли.
    (Владимир Ленский).

    12. Назовите волшебника, похитившего Людмилу, из поэмы «Руслан и Людмила».
    (Черномор).

    13. Как звали героев «Романа в письмах»?
    (Лиза, Саша, Владимир).

    14. Назовите героиню повести «Метель» — возлюбленную Владимира.
    (Марья Гавриловна).

    15. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:

    «Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты».
    (Анна Петровна Керн).

    16. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость».
    (Донна Анна).

    17. Назовите имя друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на дуэли с Дантесом.
    (К.К. Данзас).

    18. Назовите имя русского поэта, написавшего пронзительное стихотворение «Смерть Поэта», обличавшее истинных убийц А.С. Пушкина.
    (М.Ю. Лермонтов).

    Тур III. «Угадайте произведение»

    Вопросы:

    1. Назовите роман в стихах А.С. Пушкина.
    («Евгений Онеги»).

    2. Назовите поэмы, входящие в так называемый романтический цикл 1820-1824 годов.
    («Кавказский пленник», «Братья-разбойники»,
    «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

    3. Какие произведения вошли в сборник «Повестей Белкина»?
    («Выстрел», «Метель», «Гробовщик»,
    «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

    4. Какую поэму А.С. Пушкин начал писать ещё в лицейские годы и закончил в 1820 году?
    («Руслан и Людмила»).

    5. Какое стихотворение, ставшее поэтическим итогом творчества, завещанием, обращённым к далёким потомкам, А.С. Пушкин написал за несколько месяцев до своей смерти?
    («Памятник»).

    6. Назовите драмы, входящие в цикл «Маленьких трагедий».
    («Борис Годунов», «Каменный гость», «Скупой рыцарь»,
    «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери»).

    7. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил своей жене Н.Н. Гончаровой?
    («Мадонна»).

    8. Царь Николай I рассвирепел, прочитав строки этого произведения. «Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик, хуже Пугачёва». О каком произведении идёт речь?
    (Об оде «Вольность»).

    9. Идею какого произведения подсказал А.С. Пушкин Н.В. Гоголю?
    («Мёртвые души»).

    10. Назовите роман русского писателя И. Новикова, повествующего о годах ссылки поэта.
    («Пушкин в изгнании»).

    Тур IV. «Эпиграфы»

    В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

    Вопросы:

    1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
    («Евгений Онегин»).

    2. «Береги честь смолоду».
    («Капитанская дочка»).

    3. «Стрелялись мы».
    («Выстрел»).

    4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
    («Барышня-крестьянка»).

    5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
    («Бахчисарайский фонтан»).

    6. «Коллежский регистратор,
    Почтовой станции диктатор».
    («Станционный смотритель»).

    7. «Я в Париже:
    Я начал жить, а не дышать».
    («Арап Петра Великого»).

    8. «Не зрим ли каждый день гробов,
    Седин дряхлеющей вселенной?»
    («Гробовщик»).

    Тур V. «Сказки»

    Вопросы:

    1. Перечислите сказки, которые написал А.С. Пушкин.
    («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
    «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о медведихе», «Сказка о золотом петушке», «Жених»).

    2. Какое приданое было готово для свадьбы царевны и королевича Елисея из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
    («Семь торговых городов да сто сорок теремов»).

    3. К кому обращается королевич Елисей, чтобы найти свою любимую?
    (К солнцу, месяцу, ветру).

    4. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?
    (Дадон).

    5. Что требовал в подарок старик у царя Дадона взамен на его услугу?
    (Шамаханскую царицу).

    6. Кем захотела быть старуха в своём последнем желании в «Сказке о золотой рыбке»?
    (Владычецей морскою).

    7. Как звали сладкоголосого певца из древних сказок?
    (Баян).

    8. Кем приходилась Людмила Владимиру Ясное Солнышко?
    (Младшей дочерью).

    Тур VI.

    «Продолжи стихотворение»

    1. «У лукоморья дуб зелёный,
    Златая цепь на дубе том…»
    («…И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом»).

    2. «Сижу за решёткой в темнице сырой,
    Вскормлённый в неволе орёл молодой…»
    («Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюёт под окном»).

    3. «Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!..»
    («…Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня»).

    4. «Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье…»
    («…Не пропадёт ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье»).

    5. «В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскалённой…»
    («…Анчар, как гордый часовой,
    Стоит — один во всей вселенной»).

    6. «Мчатся тучи, вьются тучи,
    Невидимкою луна…»
    («Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна»).

    7. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,
    В душе моей угасла не совсем…»
    («Но пусть она вас больше не тревожит,
    Я не хочу печалить вас ничем»).

    8. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастёт народная тропа…»
    («…Вознёсся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа»).

    VI. Подведение итогов. Награждение.

    Автор: Галина Дубских

  • Сочинение по творчеству блока двенадцать
  • Сочинение по творчеству бунина и горького сочинение
  • Сочинение по стиху зимнее утро пушкина
  • Сочинение по татарскому языку козге табигать
  • Сочинение по табасаранскому языку чвул