Сочинение по теме церковь покрова на нерли 8 класс русский язык ладыженская

Русский живописец с.в. герасимов написал удивительное художественное произведение! картина церковь покрова на нерли великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного

Русский живописец С.В. Герасимов написал удивительное художественное произведение! Картина «Церковь Покрова на Нерли» – великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного внимания. В ней собран весь духовный потенциал религиозного и памятного величия.  Святое место передаёт людям умиротворённость, спокойствие, безмятежность, положительные эмоциональные впечатления. На берегу реки Нерли возвышается архитектурное сооружение древнерусского зодчества – церковь Покрова Богородицы. Она построена князем Андреем Боголюбовым памяти его сына Изяслава, погибшего в боевом сражении. Для постройки храма князь выбрал красивое, уединённое место в окрестностях реки Нерли при впадении в Клязьму. Он часто любил бывать в тех местах и восхищался ими.

Церковь создана из белого камня, который был вывезен из Булгарского царства. В первоначальном варианте она была собором древнего монастыря. Освещена в честь дня празднования Покрова пресвятой Богородицы. Сергей Герасимов непревзойдённо сумел передать в своей картине величественную неповторимость знаменитого памятника Владимиро – Суздальского зодчества. Этой картиной художник внёс неоценимый вклад в художественное искусство.

Храм окружён чудесным пейзажем, возвышается на холме, на котором раньше были сооружены монастырские постройки. Место набожное и божественное, от него веет мистической таинственностью. Вдали виден посёлок. Недалеко располагалась бывшая резиденция князя Боголюбова. Всё вокруг овеяно древними легендами. Художника С.В. Герасимова вдохновила эта божественная обитель и красота природы. Тишь, покой, благодать…

Вблизи от церкви люди, идущие после дневной службы. Картина излучает святость, божественность, тепло, любовь, доброту. Атмосфера вокруг храма сияет благостью. Здесь всё смешалось во вселенской гармонии молитвенного места: небо, река Нерль и окружающее пространство. Небо чистое, в розовых кучевых облаках, будто его создала сама Богоматерь. По легендам она однажды явилась князю Андрею. Вся картина в нежно – сиреневых тонах. Тихое безмолвие. Природа с храмом и облаками отражается в реке. У берега на воде качается лодка. Местные жители приплывают на ней полюбоваться этой завораживающей неземной красотой и просто помолиться.

На переднем плане картины изображены девушка и играющий в траве ребёнок. Они гуляют по берегу реки и наслаждаются сказкой чарующих окрестностей. Картина необыкновенна! Она пронизывает светом вечности, дарит прекрасное настроение, одухотворяет любовью к Богу. Самые лучшие моменты истории подарил нам художник – живописец Сергей Герасимов.

2 сочинение

Многие живописцы в своих работах изображали православные храмы, церкви, часовни и монастыри. Среди этих художников и Сергей Герасимов. Его картина «Церковь Покрова на Нерли» — довольно известное среди ценителей полотно, на котором изображено реально существующее место. Размер картины — 32*68 сантиметров, написано на холсте маслом в 1937 году.

На изображении летний, а может, весенний солнечный день. Сверху – небо с облаками. Они разные: белые, голубые, розовые. Между облаков проглядывает небо: синее ближе к верху и голубое вдали, к горизонту. На нижней части полотна зелёная трава и цветами. Наверно, это одуванчики – ярко-жёлтые пятна говорят об этом. По поляне ходит молодая женщина в розовом с ребёнком. Малыш нагнулся и что-то делает в траве. Есть ещё несколько людей, они отдаляются от церкви, возможно, приходили сюда помолиться. Они напоминают священников — одеты в длинные тёмные одежды.

За лужайкой озеро или речка, по картине не понятно. В воде отражается небо, деревья и пригорок. Изображена лодка, пришвартованная к берегу. Центральный образ картины – белокаменная церковь. Она очень маленькая, с одним куполом, стоит на небольшом холме у озера. Глядя на церковь, сразу появляется вопрос: почему на куполе нет креста? Может, его не видно, а может, в те времена его просто не было. Рядом с храмом домик и растут большие деревья. Там, в избушке рядом, наверняка живут служители церкви. Вдаль раскинулись бескрайние русские поля и леса, слева небольшая роща. Видно ещё одно белое здание справа, напоминающее церковь. Может, туда направляются теперь путники.

Сама картина очень светлая, душевная от неё веет покоем. Художник использовал для пейзажа очень много оттенков, но основные цвета: зелёный, синий, белый, жёлтый. Именно с помощью них и создал Герасимов свой шедевр: спокойный, умиротворённый.

Полотно пейзажиста сейчас находится в Третьяковской галерее. А церковь эта до сих пор стоит там, на пригорке около речки Нерль во Владимирской области. Поэтому, если есть желание, легко можно взять репродукцию полотна и отправится туда, чтобы сравнить, что изменилось в том спокойном и красивом месте за 80 лет.

`

Церковь Покрова на Нерли

Популярные сочинения

  • Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика)

    В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова

    Антон Павлович Чехов известен широкой публике прежде всего своими юмористическими рассказами. Для них характерна простота и лаконичность. У произведений автора есть и другие особенные свойства

  • Сочинение по картине Крестьянские дети Шмаринова (5 класс описание)

    Д.А. Шмаринов — советский и российский график, иллюстратор. Завоевал известность, как художник книги. Он родился в Казани, отец его был агрономом.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 8 класса

Подготовьте план, соберите материал из интернета.

Примерный план сочинения:
1. Церковь как источник вдохновения
2. Исторические сведения
3. Описание сюжета
4. Мои впечатления о картине

Жемчужина архитектуры глазами художника

«Церковь Покрова на Нерли» – это храм, похожий на лебедя, который величественно плывет по океану времен. Он вдохновил Кожина на написание символичной картины. Жемчужину русского зодчества сравнивают с поэзией, высеченной в камне.

Церковь была возведена в 12 веке (1165 год) на берегу реки Нерль в Ярославской области, возле городка Боголюбово. Андрей Боголюбский построил этот храм в честь победы над булгарами. Одновременно здание стало памятником-мемориалом в память о погибшем сыне. С 1992 года оно получило статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре картины расположена церковь. Вертикальные линии, узкие окна и остроконечный купол визуально «вытягивают» строение. Оно кажется хрупким и легким, как перышко. Светлый фон, теплые и спокойные краски воссоздают умиротворяющую атмосферу.

Стройная красавица расположена на холме, у берега небольшого озера. Оно образовалось из остатков русла реки Нерль. В зеркальной глади воды волшебным образом отображаются линии белых стен храма. Тут, у берега, начинается желтоватая, песочная дорожка. Она символизирует восхождение человека к Богу.

Вокруг царит изумрудная роскошь заливных лугов. Слева от церкви расположено невысокое строение с золотистой крышей. Вероятно, там находится дом служителей или комнаты для паломников. Справа – осторожно спускается к воде небольшая роща. Высокие, темно-зеленые деревья с пышными кронами не заслоняют, а обрамляют церковь. Как красивая рамка – талантливую картину художника.

Все художественные элементы объединяет масштабное, ярко-голубое полотно небосвода. Он излучает спокойствие и внутреннюю гармонию. Пушистые белоснежные облака неспешно плывут за линию горизонта. Вдали виднеется зеленая и фиолетовая полосы лесов. Я думаю, что русская природа – тоже стала главной героиней сюжета. Она прекрасна. Важно только присмотреться в нужный момент.

Природа, характерная для живописных мест России, в сочетании с белокаменной церковью навевает легкую грусть и желание созерцать. Этот храм пролетел сквозь века белокрылой чайкой. Это чудо, подаренное далекими предками современному поколению. Оно напоминает о героических подвигах и восьми веках истории, которые послужат нам и уроком, и напутствием.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Справка о картине и авторе
2. Необычная цветовая палитра
3. Описание переднего и заднего планов
4. Интересные детали
5. Мое впечатление о работе художника

Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана нашим современником, художником Кожиным Семеном Леонидовичем в 2005 году. Он создавал этот шедевр на берегу реки Нерль, что в Ярославской области. Именно там, на возвышении стоит красивая старинная церковь, названная в честь великого христианского праздника Покрова.

Это произведение с первого взгляда поражает необычными красками. Здесь много лазури, всех оттенков зеленого и синего цветов. И, несмотря на это, белокаменная церковь, помещенная автором в центр композиции, сразу же привлекает внимание зрителя. Она кажется воздушной, невесомой, как бы, парящей над рекой и берегом. Ее сиреневый купол устремлен ввысь, к ярко-голубому небу, по которому медленно плывут прозрачные облака.

На переднем плане мы видим реку. На ее поверхности заметны волны. Возможно, дует легкий летний ветерок. На противоположном берегу — возвышенность, покрытая пестрым ковром из разнотравья. По ней, от церкви к воде спускается тропинка. К этой тропке причаливают лодки, доставляя служителям все необходимое для их скромного быта. Сюда же подплывают и прихожане.

Перед белоснежным зданием находится светлый забор. Из-за этого кажется, что церковь не соприкасается с землей, а просто парит над ней. Справа и слева от строения растут высокие, пышные деревья. Они дают уставшим путникам тень в жаркие дни знойного лета. И укрывают от непогоды во время дождей.

Чуть поодаль видны зеленоватые крыши бытовых построек. Наверное, там живут работники храма и могут остановиться на ночь-другую люди, приехавшие издалека, чтобы помолиться и попросить о помощи Бога в этом священном месте.

Картина «Церковь Покрова на Нерли» радует глаз и дарит волшебные чувства. В ней все так живо и празднично, что хочется верить в добро и чудеса, которые свершаются там, где есть настоящая вера. Художнику удалось раскрыть любовь к русской природе и передать ее нам.



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Художник Семён Кожин – наш современник, москвич. Его творчество весьма разнообразно. Он автор пейзажей, исторических композиций, жанровых картин, иллюстратор детских книг и график. Кожин с успехом продолжает традиции русских мастеров пейзажа настроения. Именно к таким пейзажам принадлежит его полотно «Церковь Покрова на Нерли». Художник обратился к известной в пейзажной живописи теме. Белокаменный храм запечатлели на своих полотнах многие живописцы, пытаясь передать его красоту и связь времён. Лирический дар Кожина помог ему выделиться среди современных авторов, посвятивших картины этой теме.

2. Сюжет представляет нам православную святыню, созданную древними зодчими 12 века. Белокаменное чудо возвышается над окрестными лугами, крышами, и яркой зеленью кустарников. Холм, на котором стоит церковь, облегает полукругом вода. Это старое русло реки Нерль, заливаемое в половодье.

3. На переднем плане художник изобразил текущую воду, ведущую к храму дорогу и зелёный, залитый вечерним предзакатным солнцем берег. Это символы движения времени и вечной жизни обновляющейся природы. Вот снова ярко зеленеют трава и листва деревьев тёплым летним днём. Это всё живое и земное, на чём стоит многовековой храм.

4. Но в центре композиции расположено устремлённое ввысь здание церкви Покрова на Нерли. Оно одновременно полувоздушное и незыблемое, как вечность. Белоснежные стены просвечены лучами заходящего солнца. Камень оживает в отблесках заката и сияет словно украшенный перламутром. Синий купол и золочёный крест устремлены ввысь.

5. Не случайно задним планом и фоном картины художник сделал бескрайнее небо. Оно – символ совершенства и вечности. Высокая синева неба подчёркивает духовную направленность картины. Храм и небо на полотне объединены. Здание визуально приподнято над землей и окружено только небесной синью и лёгкими белеющими облаками.

6. В природе запечатлён вечерний час и самый разгар лета. Полотно необычайно поэтично. Лёгкая нотка грусти разлита в воздухе, надвигаются сумерки. По сильной ряби на воде можно судить, что стоит ветреная погода. На горизонте синева неба и леса густеет. Возможно, надвигается гроза. Но летние грозы благотворны для природы.

7. Цветовая палитра полотна богата насыщенными цветами. Преобладает холодная гамма. Картину нельзя назвать мрачноватой благодаря нежному и тёплому сиянию храма. Жемчужное свечение стен отгоняет мрак наступающего вечера, о котором говорят множество фиолетовых оттенков в изображении воды, зелени и неба.

8. Современный пейзаж и древность архитектуры подчёркивают связь времён. Нерушимые белокаменные стены символизируют неумирающую веру, её мощь и чистоту. Божественное начало присутствует и в красоте земного мира. Они всегда неразделимы.

9. Кожин своей картиной ещё раз напомнил зрителю о мире вечных ценностей. Множество веков связывает вера всё новые и новые поколения людей. Прекрасное творение человеческих рук и божья красота природы гармонично объединились на полотне, чтобы прославлять торжество и гармонию жизни.

10. Меня восхитило в картине то, как мастер во много раз использованном сюжете сумел найти новое слово, передать особенное настроение. Он подобрал необычную колористическую гамму, которая будит в душе светлые чувства.

  • Сочинения
  • По картинам
  • Герасимов
  • Церковь Покрова на Нерли

Перед нами очень яркая, теплая, добрая картина, изображающая церковь, красивый пейзаж и маму с маленьким ребенком. Центр произведения, — церковь многоугольная, с белыми стенами и высоким куполом. Видно, что храм очень большой, издалека бросается в глаза, обращает на себя внимание, для того, чтобы зритель мог понять масштабы строения, автор произведения изображает маму с ребенком на переднем плане. Церковь выглядит очень древней, но в то же время ухоженной, люди о ней заботятся, несмотря на ее удаленное расположение от жилых районов.

Справа от церкви изображен домик, в котором наверняка живут служители и смотрители храма. Тут же растут деревья, которые наверняка посадили в то же время, что и построили здание, эти деревья по высоте почти догнали купола церкви и это говорит о том, что им уже много лет. Деревья выше многих, изображенных на картине.

Небо выглядит необычайно красивым с какими-то сказочными цветами. Само по себе оно светло-голубое, его покрывают воздушные белые облака, оттененные светло-розовым цветом, это может говорить о том, что на улице вечер и солнце вот-вот начнет заходить.

Река выглядит спокойной и глубоководной, в ее водах отражается светлая церковь, темные деревья рядом с нею, возвышающиеся берега и волшебное небо. Слева от церкви к берегу привязана лодка. Светлые краски неба и церкви оттеняет ярко-зеленая трава и крона деревьев. На траве много степных желтых цветочков, вдалеке желтеющие поля. Мы не видим птиц и животных, не видим большого количества людей, но видим результат их жизнедеятельности и труда.

Картина полна жизни, несмотря на то, что на ней всего два человека. Вид церкви наводит на мысли о том, кто ее построил, и как ее строили, кто в ней молился и почему, хочется знать историю, связанную с этим величественным зданием, хочется там побывать, вдохнуть чистый и свежий воздух, почувствовать прохладный ветер на своей коже.

Вариант 2

Многие художники умели оценивать окружающую их красоту, а Герасимову Сергею Васильевичу известному живописцу удается увидеть немного с другой стороны. Основой его произведений являются пейзажи, передающие красоту исконно русской природы.

При первом взгляде на данную картину у нас возникают только самые теплые и светлые чувства. Можно подумать, что художник изобразил эту церковь просто и без изысков, но, приглядевшись можно понять, что остальные детали только бы мешали насладиться этой нежностью и красотой.

Вся картина выполнена в ярких и сочных красках. Она просто сияет от этого разнообразия. На первом плане видна изумрудного цвета с желтыми переливами цветов лужайка, по которой, не спеша, течет река сине-голубого цвета. В водах этой чистой реки отражаются стены церкви, расположенной на небольшом холмике. Стены церкви светло белые, только купола и крыши золотые. Это строение будто тянется к небу на своём возвышении. Рядом с церковью и чуть подальше изображены деревья. Погода яркая и солнечная. Немного чувствуется тепло лучей. А небо изображено голубым, по которому вальяжно и медленно плывут белоснежные облака. Кое-где просматриваются серые тучи, которые не омрачаю картину, а придают некоторую загадочность.

Особое место на картине занимает девушка. Она изображена стоящей и смотрящей то ли вдаль на просторы, то ли смотрит на этот памятник архитектуры церковь. А ребенок стоит и собирает полевые цветы под пристальным взглядом матери.

Сергей Герасимов очень гармонично изобразил и поля покрытые цветами, и разнообразные деревья и кустарники. Такое сочетание завораживает и завлекает наши мысли. Легкий ветер будоражит листья деревьев, но очень нежно и играючи. Почетное место храма на полотне только добавляет картине грациозности.

Создается ощущение наполнение души чем-то возвышенным и одухотворенным. Кажется, что этот памятник архитектуры светится изнутри и пронизывает всю картину своей чистотой и невинностью. Соотношение людей и церкви создает единое сочетание жизни и чуда.

История церкви

Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот — дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.
Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек — Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».

Храм на Нерли — первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери — в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.

Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног — львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.

В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

Вариант 3

Известная картина Герасимова Церковь Покрова на Нерли, представлена в ярких и насыщенных тонах. Смотря на картину, можно увидеть прекрасный пейзаж, сочетающийся со строением церкви. Картина несёт в себе что – то духовное и простое. Благодаря ярким лучам солнца, церковь, выглядит, безупречно белой, несмотря на её столь давний внешний вид. Холм, на котором расположена церковь, стоит на первом месте картины, видимо это была та часть земли, где в далёкие времена, совершались духовные обряды. Река, протекающая вдоль всего берега, имеет приятный голубой оттенок, в котором отражаются облака. На противоположном берегу реки, виден силуэт гуляющей мамы с ребёнком, которые вносят в картину жизнь и доброту.

На заднем плане картины, можно увидеть, строение, довольно старого образца. Но, несмотря на это, здание сохранило свои цвета и структуру. Если осмотреться вокруг церкви, то можно рассмотреть, что церковь, украшает настоящая деревенская природа, берёзы, зелёная трава, и поля. Присутствие лодки на берегу реки у церкви, говорит о том, что к церкви можно было добраться только благодаря ей. Судя по наклону деревьев, можно понять, что погода слегка ветряная, но солнечная и ясная. Голубые облака, прекрасно сочетаются с зелёным фоном травы, которая имеет ярко выраженный зелёный цвет, а значит, на улице, тёплые весенние дни. Именно в такие дни, просыпается всё живое в природе, прилетают птицы из холодных краёв, пробуждаются насекомые, и оживает вся природа. Поля, ещё не проснулись от зимы, но всё же создают приятную атмосферу для картины.

С правой стороны церкви, можно рассмотреть силуэты, уходящих вдаль людей, возможно, они посещали эту скромное место для молитв. Это говорит о том, что церковь, находиться в полностью рабочем состоянии, и с добротой принимает прихожан.

Если говорить в общем, о картине, то сама картина, располагает в себе чистые и добрые мысли. Если смотреть на тонкости всех элементов, то можно смело понять, за что всё-таки можно любить природу и все её достояния. Сам автор, благодаря яркости красок, смог передать именно те чувства, которые переносил в себе, рисуя данный шедевр.

Разливы: почему именно в этом месте?

Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.

Первая версия

— это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.

Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.

Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.

Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.

Вторая версия

— храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.

Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене

. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.

Фото Алексея Пичугина

Описание картины 4

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы.

Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Создается впечатление, что на картине изображено то самое время года, когда весна переходит в лето. Об этом свидетельствует свежая зеленая трава, четко выделяется белоснежный храм. Храм смотрится строго и в тоже время празднично благодаря единственному куполу, тянущемуся к небесам.

Река привносит свой шарм в данную картину. В ее чистой водной глади можно увидеть отражение плывущих вдаль бело-розовых облаков, и я яркой зелени растущей на ее берегах.

Художник не забыл изобразить на полотне и людей. Сразу взгляд ловит женщину в нежно-розовом одеянии. Она вышла на прогулку со своим ребенком. Ребенок собирает цветы, играет с травкой. Для него это цели мир нового и неизведанного!

Справа чуть поодаль можно заметить еще группу людей. Их силуэты похожи на служителей храма – на монахов. Возможно, они вышли также на прогулку, а возможно они идут для проведения утренней службы.

Слева едва заметна пустая лодка. Можно предположить, что ее владелец зашел в храм для того, чтоб поставить свечку.

За храмом можно увидеть домишки и высокие деревья, напоминающие березу или тополь. Домишки аккуратные и отличаются ярким окрасом. Может быть, эти домишки принадлежать служителям храма, а быть может, что и простым людям, которые ходят сюда помолится.

В самой дали, виднеется что-то белое, наверняка это часовенка. Скорее всего, для местного населения она имеет огромное значение и память.

Глядя на полотно, кажется, что вот-вот приедут паломники для почтения данного места.

Глядя на картину в душе начинает царить спокойствие, умиротворение и благодать. Ее цветовая гамма к этому располагает на все сто процентов. Увидев данное полотно, мне очень захотелось посетить это место. И я надеюсь, что оно такое же, как и изображено, красивое, невинное и без множества туристов, которые зачастую ведут себя как дикари, разрушая все вокруг.

Материалы для написания изложения «О храме Покрова на Нерли»

Материалы к уроку

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…

В русской архитектуре нет памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, пишет Н.Н. Воронин. Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими.

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава в память о нем. Вероятно поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом уцелел. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела лишь благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия Киевского митрополита и патриарха Константинопольского и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы над Владимирской землей. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери в отличие от Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.

Место для постройки церкви пойменный луг при впадении реки Нерль в Клязьму указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, под храмом специально было сооружено высокое основание искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором заложили фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, куда причаливали идущие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли это воплощенная победа духа над материей. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает впечатление невесомости, устремленности ввысь.

Всеми доступными средствами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава была установлена в 1803 году, сменив древний шлемовидный купол.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними фигуры львов. Еще ниже три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные фигурки грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов эмблема владимирской княжеской династии.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка сужаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного поновления храма.

Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной визитной карточкой России.

Яндекс.Словари Величайшие храмы мира. 2006

Текст изложения

О храме Покрова на Нерли из кн. Живая Древняя Русь (Осетров)

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

(445 слов) (По Е. И. Осетрову.

Живая Древняя Русь)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?

Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике.

Сочинение описание картины Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Русская душа всегда трепетно откликается и ликует, когда видит прекрасные, торжественные храмы с сияющими золотыми куполами. Но есть на Великой Руси неприметные, скромные церквушки, глядя на которые душа поёт.

Одна из таких Церковь Покрова на Нерли, стоящая посреди бескрайней русской равнины. Настолько она миниатюрна и изящна, что кажется сейчас воспарит в небо и улетит. Художник С.Герасимов так изобразил её, как будто ожившая древняя Русь предстаёт перед нами во всей красе.

Церковь Покрова на Нерли была заложена в 12 веке в честь павшего в битве семнадцатилетнего внука Юрия Долгорукого, сына Андрея Боголюбского. Молодой князь погиб в бою и отец возвёл церковь в его честь, прославляя его воинские заслуги. Место расположения храма уникально. Он стоит на высоком рукотворном берегу, среди зелёных пойменных лугов, глядя на речную стрелку.

Одни, увидев белую церквушку, сравнивали её с ладьей под парусом, которая уносится вдаль по волнам времени. Другим она напоминает белую звезду, которая стоит в центре мироздания и освещает путь.

Словно облако с неба В поля опустилось, И не будет такого Ещё на Руси. Как прощение нам От распятого Бога Этот храм на лугах Покрова на Нерли!. (Леонид Грайворонский)

Художник очень правильно выбрал центральный ракурс для изображения Церкви на Нерли. Высоко парит голубое небо, внизу на фоне зелёного склона протекает речушка, и как бы перекликается своим голубым цветом с небом. А между ними, как парус реет церковь. Воды реки, как течение времени несутся вдаль. Меняются поколения, проходят годы, а Покров на Нерли, как лебедь-храм, стоит над всеми.

Белый храм ярким пятном выделяется на фоне светлого, летнего дня. Красочный день, зелёные луга, голубое небо, ослепительно белого цвета церковь – только такими художественными приёмами и можно было изобразить картину. Это как неразрывная связь человека и природы, где церковь олицетворяет живое существо. Оно приковывает взгляд, не отпускает от себя. Рассматривая природу, мы опять бросаем взор на церковь, любуемся её переливчатыми куполами. Она, как поэма в камне, которую надо перечитывать и перечитывать, чтобы узнать историю Руси.

Всё гармонично в этой картине – дальние луга, зелёный склон, деревья, стоящие поодаль, тихая, неспешная река, летний воздух застыл и тихонько звенит. Женщина с ребёнком, стоящие на противоположном берегу, как бы под защитой церкви, под её покровом, куда-то спешащие монахи – все заняты делом. И только лишь храм веками стоит молчаливо, пронзая куполами небеса, охраняя покой великой Руси.

Художник прекрасно передал характер храма, пожалуй самого красивого на Руси – спокойствие, величие и умиротворённость.

Герасимову в полной мере удалось выразить чувство гордости за победы предков изображением маленького, но сильного духом, Храма Покрова на Нерли. Это одна из моих любимых картин автора. От нее веет добром и спокойствием.

8 класс

Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»

Вариант 1

Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885–1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. А так же эта церковь изображена С. А. Баулиным «Храм Покрова на Нерли».

На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе.

Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.

Мне понравилась картина «Церковь Покрова на Нерли» тем, что здесь использовались теплые и яркие тона красок. Здесь очень точно выражена ясная погода и необыкновенная, чуткая тишина.

Вариант 2

При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.

В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.

На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.

На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.

На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.

Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.

Вариант 3

Очень живописным и святым местом, дошедшим до наших дней еще с давних времен, есть расположенная на берегу реки Нерль церковь Покрова. Она относится к величайшим местам и памяткам архитектуры России. Расположен храм на небольшом холмике. Вокруг него разлилась река и красуется природа. Именно на этом месте согласно истории князь Андрей приказал построить храм в честь гибели его сына.

Многих художников манило это место, как своей природой, так и архитектурным строением. Герасимов Сергей Васильевич не есть тому исключением. Его любовь к природе и пейзажам всегда была показана в его работах. Полотно «Храм Покрова на Нерли» передает нам в первую очередь ту красоту, которая окружает сам храм. Показана церковь с противоположного берега реки. Большие, красивые, зеленые поля покрытие нежными цветами. Разбросанные одинокие деревья и кусты. Синева тихой реки. Все это придает картине чувство чуда и веры. Автор показал насколько прекрасно само место и как оно может завораживать.

Очень тепло и красиво изображены люди. Первыми падают в глаза женщина и ребенок на берегу реки. Мама стоит и смотрит, как ее малыш собирает цветочки. Складывается впечатление, что они часто здесь гуляют. Да и как в таком месте не погулять. А на противоположной стороне изображена группа монахов. Они куда-то направляются. Хотя мы видим их издалека, но четко просматриваются их темные рясы. И самым светлым и чистым пятном на картине есть сам храм. Это большое архитектурное строение. Построен он на возвышении, да еще и своей высотой и куполом так тянется к небу, что даже, кажется, вот-вот к нему достанет.

Вся картина передает солнечный приятный день. Небольшие тучки проплывают по небу, а легонький ветер играет листьями деревьев и волнами реки. Вся эта простота и передает чувство чуда и воодушевления.

Еще одна интересная картина «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — так называется полотно заслуженной художницы России Татьяны Григорьевны Назаренко.

«Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение)

Вариант 1

Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, и названа была в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразили художники С.И. Герасимов и С.А. Баулин.

Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах известных художников с разным настроением. Если Герасимов различными приемами показывает яркий красочный день, то на полотне Баулина можно увидеть хмурый и пасмурный день. Церковь Покрова представлена на этих картинах как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой.

Герасимов изобразил храм в центре полотна. Кажется, что церковь и природа являются неким единым целым. В то же время, храм – это творение человека. Церковь расположена практически в центре композиции. Несмотря на это, нет ощущения строгой симметрии, ясности и законченности. Когда смотришь на эту картину, кажется, что можно пройтись по берегу реки, подойти к церкви и рассмотреть ее ближе.

Изображение солнечного дня только усиливает это желание. Художник показывает гармонию природы и созданной человеком церкви, яркое настроение, веру в то, что это ощущение не покинет никогда.

На картине Баулина церковь Покрова на Нерли изображена очень близко. Этот прием художник выбрал не случайно. Архитектурные детали храма прописаны с особой тщательностью, и на фоне темного хмурого неба церковь выглядит очень светлым. Особенно подчеркивается чистота и нетронутость места, где расположен храм: отражение в реке, заросший травой берег, белая береза на противоположном берегу реки. Таким образом, живописец создает особое настроение и показывает, что свет и вера смогут победить любые невзгоды и неприятности.

Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах Герасимова и Баулина как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой. Каждый мазок художников, выбор красок, некоторые детали говорят о том, что живописцы писали эти полотна с особым трепетом. Поэтому эти картины всегда вызывают восхищение и светлые мысли.

Вариант 2

Две картины — картина С. В. Герасимова «Цер­ковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной те­ме — изображению здания Храма на Нерли. Пред­мет изображения один, но видение его, безуслов­но, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет ре­ка, за рекой — небольшой зеленый холм, на кото­ром воздвигнут Храм.

Он стоит в окружении де­ревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие, величие освя­щенного места, где было воздвигнуто здание Хра­ма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на карти­не — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма.

Мы можем рассмотреть его в малейших подробно­стях — от ворот до колокольни, венчающейся ку­полом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в нача­ле осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых от­тенков. Картины двух художников отличаются не толь­ко тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы.

Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета.

С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина.

Созерцание картины Герасимова «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем, окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.

Вариант 3

Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, вели­чайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу ре­ки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень жи­вописном месте. С одной стороны — величествен­ная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание укра­шено резьбой. Храм с полным правом можно на­звать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков.

Она была построена в 1165 г. в честь завер­шения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена на­ходилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь бы­ла своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь ви­дели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с ка­ким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.

Сергей Васильевич Герасимов (1885—-1964), талантливейший русский живописец, много внима­ния уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях.

Композиция картины Герасимова такова, что цер­ковь показана не сама по себе, она как бы центр ма­ленькой Вселенной, представленной удивитель­ным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изы­сканность храма, который является делом рук че­ловеческих.

Сергей Алексеевич Баулин (1904 — 1976) извес­тный русский художник, его по праву считают мас­тером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектур­ные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом.

Мы можем разглядеть мельчайшие по­дробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изыскан­ным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание каже­тся живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не мо­жет не восхищать наших современников.

Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А кар­тины известных мастеров позволяют нам насла­диться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

Сочинение на 5


На картине С. В. Герасимова «Церковь покрова на Нерли» изображена белоснежная церковь, которая гармонично сочетается с окружающей её природой. Этот памятник архитектуры представляет из себя большую ценность, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие исследователи считают, что церковь Покрова на Нерли – самый красивый и совершенный русский храм.

Церковь расположена на небольшом холме среди живописного луга, окружена водами реки Нерль. Белокаменные стены храма отражаются в кристально чистой воде, создавая на её поверхности блики. Золотые купола переливаются под лучами летнего солнца. Церковь показана издалека, но её красота и величие приковывают взгляд. С трудом можно разглядеть мелкие детали архитектуры храма: фасад, окна, двери и другое, но задачей художника было показать не сам храм, а его связь и гармонию с природой.

Несомненно, всё внимание на картине привлекает храм, но и матушка-природа дополняет и раскрывает его красоту. Бескрайний бело-синий простор неба подчёркивает белизну храма. Деревья, растущие рядом с храмом, показывают его высоту и величие. Бескрайние луга окружают и будто охраняют храм, сохраняя его единение с природой.

Для написания картины автор выбрал яркие насыщенные краски: зелёные, синие, белые, жёлтые, различные оттенки этих цветов. Изображая небо, С. В. Герасимов использовал насыщенный голубой цвет, который постепенно переходит в нежно-лазурный. Чем дальше на картине небо, тем цвет становится светлее, нежнее. Облака на картине не просто белые, они переливаются сиреневыми красками. Солнце играет их цветом, и художник это тонко подметил. Богата палитра зелёного цвета: от светло-зелёной травки до насыщенного цвета крон деревьев. Жёлтые луговые цветы насыщают летний пейзаж.

Глубоким синим цветом рисует автор воды реки Нерль, поверхность которой отражает тени деревьев и белокаменный храм. Здесь и голубой, и чёрный, и коричневый, и белый оттенки. Неизменным в своей белизне остаётся храм. Художник использует чистый белый цвет, который выделяется среди прочего многообразия цветов.

На картине можно увидеть даму с собачкой, но даже это изображение человека не нарушает чувства уединённости храма с природой, его таинственности.

Пейзаж вызывает чувство покоя, умиротворения, наслаждения природой, гордость за прекрасное творение человека.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Герасимова «Церковь покрова на Нерли», 8 класс» читают:

Сочинение по картине Васильева «Мокрый луг», 8 класс

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Сочинение по картине «Храм покрова на Нерли», 8 класс (Баулин)

«Храм Покрова на нерли» описание картины

Описание картины Сергея Баулина «Храм покрова на Нерли»

Баулин был непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создает грандиозные картины, на которых великолепно изображает необычные здания разного времени. Художнику удается четко передать особенности архитектуры.

Перед нами впечатляющая работа живописца. Он изобразил знаменитую церковь Покрова. Храм это является почитаемой святыней. Церквушка невелика и достаточно скромна. Построили ее и назвали в честь Покрова. Праздник этот традиционно отмечался на Руси. Многие художники прониклись этой тихой красотой. Именно поэтому можно увидеть достаточное количество картин, на которых изображена церковь.

Баулин берет крупный план. Зритель может разглядеть церковь покрова в мельчайших подробностях. Ни одна деталь не ускользает от мастерской кисти живописца. Если присмотреться немного повнимательнее, можно даже увидеть причудливое кружево резьбы, которое стало ярким украшением этого здания.

Форма здания достаточно необычна. Это квадрат большого размера. В его центре расположен купол, который устремляется прямо в небо. Сложно поверить, что это великолепие создано в далекой древности.

Для строительства храма было выбрано живописное место. По легенде оно было указано не кем иным, как князем Боголюбским. Холм небольшого размера высится посреди Нерли. Дальше простираются бескрайние луга, которые вдали сливаются с бездонным небом. Холм этот насыпали специально. Дело в том, что весенней порой происходит сильный разлив реки.

Баулин изображает пасмурный день. Темноту эту живописец смог передать с помощью мастерского изображения неба. Цвет переходит от синего (темного) до серого. Солнце закрыто густыми тяжелыми тучами. Фон этот позволяет церкви смотреться более ярко. Кажется, что это волшебный луч солнца, который озаряет темноту. Художник демонстрирует, что храм в любую погоду всегда примет, какая бы ситуация ни была. Нужно лишь верить в собственные силы и идти по пути праведника.

Описание картины Герасимова «Церковь Покрова на нерли»

Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник, и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал в своих картинах. «Церковь Покрова на Нерли» относится именно к таким произведениям. Построена сама церковь во времена Андрея Боголюбского. В легенде говорится, что князь очень грустил после смерти любимого сына, который погиб, сражаясь в бою, и в память о нем возвел церковь. Она построена на берегу реки Нерли и просто восхищает всех своей красотой. Не остался равнодушным к такой красоте и Сергей Герасимов.

На своем полотне «Церковь Покрова на Нерли» автор выделил церкви самое почетное место в центре полотна, среди красивой природы. Вся картина просто сияет яркостью цветов. Они все настолько насыщенные, что, кажется, бут-то всю картину обсыпали блестками. Траву автор нарисовал ярко-зеленой с переливами желтых цветов. Вода в реке синяя-синяя, просто притягивает своей чистотой.

Небо ярко-голубое и покрыто белыми пушистыми тучами. Они совершенно не омрачают яркий день, а наоборот, придают некую таинственность и загадочность. Сама церковь чистого, светлого, белого цвета, только крыша и купола отливают золотом. Еще автор изобразил молодую маму с ребенком на берегу. Девочка игралась и собирала цветы, а мама просто находилась рядом. Эта деталь наполняет всю картину добротой и теплом. Символизирует сочетание чуда и реальности в святом месте.

Покой и умиротворение исходит от полотна Сергея Герасимова про церковь Покрову на реке Нерль. Величественная церковь гордо стоит на холме и охраняет душеный покой прихожан. Чувство спокойствия и защиты ощущают все, кто смотрит на эту чудесную церковь Покровы на полотне Сергея Герасимова.

Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества

Храм Покрова на НерлиХрам Покрова Богородицы построенный в 1165 году при впадении реки Нерль в Клязьму — одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. По преданию, место для храма — на приречном лугу — выбрал сам Андрей Боголюбский. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы — аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери.

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Во времена его правления приобретает известность событие из византийской истории X века: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо».

Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилоствого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем «Похвалой кресту», стоявший в XII веке на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовом храме. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста — объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.

«Житие Андрея Боголюбского» связывает строение этой церкви с победным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава — в память о нем. По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Немало секретов хранит и сама конструкция храма Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что, кажется, так и он был задуман изначально.

Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесён открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Раскопки у стен храма показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавших для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нём как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви.

Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь предположительно. После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны.

Храм иногда заполнялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда — настоятель Боголюбова монастыря просил разрешение разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре.

К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине — не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы…Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.

В начале 1990‑х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

Сочинение на тему покрова на нерли 8 класс

Ответ оставил Гость

Церковь Покрова на Нерли – удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны – величественная река, с другой – красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изя-слава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро – Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова – это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение. Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих. Сергей Алексеевич Баулин (1904 – 1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине “Храм Покрова на Нерли” церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!

Описание рассуждение по картине

Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс

Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.

  • Сочинение по французскому языку на тему путешествие
  • Сочинение по фразеологизму медвежья услуга
  • Сочинение по художественному стилю речи
  • Сочинение по цитате вот злонравия достойные плоды
  • Сочинение по физкультуре на тему легкая атлетика