Сочинение по тексту жуховицкого ненавижу диктаторов

Часть с задание открытого типа с развернутым ответом проверяет реальное состояние практических речевых умений. часть с задание

Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

•   зрелость суждений при интерпретации текста;

•   умение оформлять собственные высказывания;

•   умение использовать средства выразительности;

•   соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

(33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

(42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

На проблему текста указывают ключевые слова. Назовите их.

На проблему текста указывают ключевые слова. Назовите их.

На какой вопрос пытается ответить в тексте Л.Жуховицкий?

Какой ответ он находит?

(Как отвечает на этот вопрос?)

Сформулируйте проблему текста в форме

Сформулируйте проблему текста в форме

простого предложения (В тексте поднимается проблема (чего?)…);

Вопросительного предложения.

2) Сформулируйте авторскую позицию. Задайте вопрос к ней.

Данный вопрос – не что иное, как формулировка проблемы.

Обратите внимание: следующей фразой после него будет предложение

«Над этой проблемой рассуждает автор (данного, предложенного, исходного) текста».

В форме вопроса

В форме вопроса

Составьте

Составьте

тезисный план текста

Напишите комментарий к проблеме, используя предложенные синтаксические конструкции:

Напишите комментарий к проблеме, используя предложенные синтаксические конструкции:

Автор рассуждает (выясняет, исследует)…

Этот вопрос Л. Жуховицкий раскрывает, изучая…

Чтобы сделать свою мысль убедительной (доказать свою точку зрения, точнее донести до читателей свою мысль, убедить в своей правоте и т.д.), писатель обращается к …

Публицист ссылается, опирается (на что?)

Автор стремится разобраться (в чём?)…

Л. Жуховицкий спорит с…,

не соглашается с…,

опровергает (что?)

Кроме того, как отмечает автор,…

подвергает сомнению (что?) и считает (подчеркивает)…

Он иллюстрирует свою точку зрения примерами…,

приводит примеры,

убедительно доказывает, что…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…

Для иллюстрации основного тезиса публицист использует яркие примеры…

Л.Жуховицкому важно убедить читателя в том, что…

НЕЛЬЗЯ в комментарии

НЕЛЬЗЯ в комментарии

пересказывать текст,

говорить об авторской позиции,

высказывать своё отношение к прочитанному.

НУЖНО в комментарии

выделить основные аспекты проблемы,

показать, КАК автор помогает читателю увидеть их.

Писать комментарий ТОЛЬКО с опорой на текст!

Сформулируйте авторскую позицию.

Сформулируйте авторскую позицию.

Для этого

а) внимательно прочитайте последний абзац статьи;

б) внимательно прочитайте последнее предложение.

Автор считает, что…

Автор убеждён, что…

Автор уверен, что….

….. – такова авторская позиция.

Тезис

Поддерживающая

Поддерживающая

Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.

Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.

В правоте авторских оценок не приходится сомневаться.

Убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю…

Полагаю, что вряд ли кто-то станет спорить с автором и т.п.

С помощью слов и словосочетаний

С помощью слов и словосочетаний

? обратимся к (факту, воспоминаниям коголибо, научным данным и т.п.)

? достаточно привести такой пример…

? это можно доказать следующим образом…

? подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…

? стоит обратиться к…

? свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)

? данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)

? приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы

? убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…

? в этом легко убедиться, обратившись к…

Произведение

Произведение

Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Источник аргумента

Источник аргумента

В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».

Источник аргумента

Источник аргумента

В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Опровергающая

Опровергающая

…Я убеждён, что судьба человека зависет от самого человека, его воли, и окружения.

…Я убеждён, что судьба человека зависет от самого человека, его воли, и окружения.

Аргументом к этой мысле может служить судьба Е. Базарова героя повести И.С. Тургеньева «Отцы и дети». Этот герой утверждал о том, что «всякий человек сам себя воспитать должен» и Базаров следовал за этим принцыпом.

Украинский поэт и художник Тарас Шевченко родился в семье крепосного крестьянина, и так и остался бы крепосным. Благодаря Жуковского и Брюллова, был выкуплен у помещика и определён в Петербургскую Академию художеств. Егоже литературный талант складывался от влиянияе творчеством А.С. Пушкина и Ю.М.Лермонтова….

Задания, позволяющие обнаружить степень адекватности восприятия текста выпускниками.

Упражнения, позволяющие научить выпускников видеть аспекты проблемы, намеченные автором.

Способы пояснения (истолкования) аспектов проблемы.

Упражнения на отработку различных видов интерпретации проблемы.

Упражнения и задания по аргументации собственного мнения.

Иллюстративный материал для аргументации.

Упражнения по предупреждению ошибок в критериях 2 и 4.

Спасибо

за работу!

Егораева Г.Т.

Москва

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тренировочный вариант №25367023 в форме ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Скачать вариант

Скачать ответы

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25367023

Ответы для заданий ЕГЭ 2022

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.

С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом. Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму.

Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы— это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий. Интернет-мемы— зеркало современной жизни.

Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное»,— комментирует искусствовед Сергей Винокуров.

Задание 1 № 38813 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Для текста научного стиля характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики.
  • 2) Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму».
  • 3) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
  • 4) Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы— зеркало современной жизни.).
  • 5) Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов.

Ответ: 1245

Задание 2 № 38814 Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это слово.

Ответ: во-вторых

Задание 3 № 38815 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МОДЕЛЬ

  • 1) Образец, тип, образцовый экземпляр чего-либо. Модель товара. Модель платья. Автомобиль новой модели. Составьте текст по предложенной модели.
  • 2) Натурщик, натурщица, какой-нибудь предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения. Нужна модель для демонстрации женской одежды.
  • 3) Геометрический чертеж, схема для пояснения какого-нибудь физического явления или процесса (научн.). Модель строения атома.
  • 4) Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-нибудь сооружения (тех.). Модель машины.

Ответ: 1

Задание 4 № 495 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. звонИшь принЯвший начАв (петь) пОняв прожИв

Ответ: поняв

Задание 5 № 1446 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов. Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр. Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости. При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.

Ответ: восполнить

Задание 6 № 13661 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Площадь исследования, поиска достаточно обширна, а потому некоторые варианты могут быть приведены, но на практике не всегда использоваться в том значении, которое дано в словаре.

Ответ: поиска

Задание 7 № 1029 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ несколько МАНДАРИНОВ хорошие ДОКТОРА СМОТРЯ вперёд

Ответ: более хорошая

Задание 9 № 34120 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) промахнуться, ворсистый (плед), роптать 2) развеваться (на ветру), занимательный, стелить 3) эстетический, оправдание, усложнить (жизнь) 4) напряжение, выжегший, равнинный 5) уплотнять (снег), укоротить (рукава), (на) плаву

Ответ: 13

Задание 10 № 36111 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..дания (старины), пр..терпеть (лишения), пр..поднёс 2) воз..меть, под..грать, дез..нформация 3) ра..дуть (пламя), ..брошенный (с балкона), бе..жалостный 4) с..язвить, об..езженный, воб..ю (гвоздь) 5) поз..вчера, р..списные (вазы), н..право

Ответ: 15

Задание 11 № 14646 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) отрасл..вой, мах..нький 2) раскра..вай, опрометч..вый 3) оранж..вый, син..ватый 4) остр..нький, крас..вый 5) ткан..вый, лист..к

Ответ: 23

Задание 12 № 18183 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (куры) кудахч..т, слыш..щий 2) замысл..вший, надломл..нный 3) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы) 4) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом) 5) обожа..мый, муч..мый (угрызениями совести)

Ответ: 34

Задание 13 № 1044 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина. Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны. Ни один восход (не)бывает похож на другой. (Не)дождавшись брата, я ушел. (Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

Ответ: неповторимый

Задание 14 № 6275 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Все миряне заметили, что праздник — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт. Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое — НИ(ЗА)ЧТО не откушу. Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо. Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал. (ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.

Ответ: насчёт ничего

Задание 15 № 1495 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. В моей комнате есть железная кровать с никелирова(1)ыми шишечками, стари(2)ая тумбочка, на ней глиня(3)ый кувшин с цветами, на стене тка(4)ый коврик ― по морю-окияну плывут лебеди, на берегу стоит Бова Королевич.

Ответ: 34

Задание 16 № 1163 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря. 2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки. 3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева. 4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха. 5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.

Ответ: 32

Задание 17 № 1617 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

Ответ: 1234

Задание 18 № 1200 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

Ответ: 34

Задание 19 № 3163 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас холода (4) мы провели трудные годы эвакуации.

Ответ: 24

Задание 20 № 823 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

Ответ: 134

Задание 21 № 14212 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
  • 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею.
  • 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам.
  • 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука.
  • 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая.
  • 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня.
  • 7) На ней горел крест.

Ответ: 23

Задание 22 № 2578 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

  • 1) По мнению рассказчика, англичане пренебрежительно относятся к старине.
  • 2) Англичане сохранили дом Шекспира в память о великом мастере пера.
  • 3) Церковь в Филях—единственная из оставшихся старинных зданий в Москве.
  • 4) Нельзя сказать, что современные люди родную старину совсем не берегут.
  • 5) Крестьянские избы могут быть памятниками старины.

Ответ: 45

Задание 26 № 2588 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Публицистические произведения Л. A. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведёт беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие лексические средства выразительности, как (А) («нынче» в предложении21, «дошло» в предложении 32), а также синтаксические средства, например (Б) (предложения 3, 33). В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь: (В) «следы времени» (предложение 3), «островками застройки» (предложение 18). Встречается и такой стилистический приём, как (Г) (предложения 32, 33).

Ответ: 4327

Задание 27 № 9158 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку 11 класс:

23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград ответы и задания

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами

Главная

Биология и естествознание
Современное учение о происхождении микроорганизмов

Гипотезы о зарождении жизни на Земле. Изучение биохимической деятельности микроорганизмов, их роли в природе, жизни человека и животных в работах Л. Пастера. Генетические исследования бактерий и вирусов, их фенотипическая и генотипическая изменчивость.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Микроорганизмы — одни из древнейших живых существ, однако некоторые исследователи полагают, что им предшествовали неклеточные формы жизни. Считается, что развитие животного мира шло от простых к более сложноустроенным организмам.
У истоков жизни на Земле, по-видимому, была рибонуклеиновая кислота (РНК). Она универсальна: является носителем генетической информации, выполняет функцию биологического катализатора (фермента), может самокопироваться и т.д. Вначале появились вирусы (РНК — содержащие, потом ДНК — содержащие) и другие микроорганизмы (анаэробные гетеротрофы и аэробные автотрофы), растения и, наконец, животные.
Как полагают, жизнь на Земле возникла 700 млн лет назад, а возможно, и раньше. В такой среде могли существовать археобактерии, которые сохраняют жизнеспособность при температуре 100-105°С. Не исключена возможность занесения простоустроенных существ из Вселенной. В течение длительного времени происходило изменение атмосферы и климата. Появлялись растения и вездесущие цианобактерии (сине — зеленые водоросли.
После открытия А. ван Левенгуком микроорганизмов именно они стали основным объектом спора о зарождении жизни, поскольку логичным представлялось, что в первую очередь к самозарождению способны наиболее примитивно устроенные живые существа. Английский натуралист Дж. Нидхем (1713-1781) поставил серию опытов, которые сводились к тому, что он готовил в стеклянных колбах разные настои, кипятил их в течение нескольких минут, затем закрывал обычными пробками. Через несколько дней в сосудах появлялись микроорганизмы. Это привело Нидхема к заключению о спонтанном возникновении микроорганизмов из неживого органического вещества, т.е. о возможности самопроизвольного зарождения на уровне низших живых существ.
Опыты Дж. Нидхема повторил итальянский естествоиспытатель Л. Спалланцани (1729-1799). Его опыты внешне не отличались от опытов Нидхема, за исключением того, что Спалланцани закрывал сосуд пробкой не после, а до кипячения, а само кипячение длилось не несколько минут, как в опытах Нидхема, а значительно дольше — от 30 мин до 1 ч. В таких сосудах после выдерживания в течение нескольких дней не было обнаружено никаких микроорганизмов. Л. Спалланцани сделал вывод, что в опытах Дж. Нидхема микроорганизмы в настоях появлялись, или попадая туда из воздуха (поскольку сосуды закрывали обычными пробками после кипячения), или погибали не все первоначально содержавшиеся в настоях клетки из-за недостаточно длительного кипячения. (В первую очередь это относится к наиболее термоустойчивым формам бактерий — спорам.) Л. Спалланцани под микроскопом удалось наблюдать деление микроба на две одинаковые дочерние клетки, каждая из которых также делилась на две клетки. Все сказанное позволило итальянскому ученому утверждать, что и микроорганизмы возникают не в результате самозарождения, а происходят от себе подобных. Выводы Л. Спалланцани, однако, не поколебали веры Дж. Нидхема и его сторонников в самозарождение. Дж. Нидхем объяснил отрицательные результаты, полученные Л. Спалланцани, тем, что тот подвергал свои настои слишком жесткой обработке, в результате которой разрушалась их «жизненная сила».
Окончательный конец спору о самозарождении микроорганизмов положил Л. Пастер. Серией четко поставленных опытов он доказал, что микроорганизмы не возникают самопроизвольно. Особенно изящными были его опыты, проведенные в колбах с S-образными горлами. В такие колбы наливали подсахаренную дрожжевую воду. Если колбы прокипятить, а затем осторожно охладить, то они остаются стерильными неопределенно долгое время, несмотря на то, что не закрыты пробками. Если же удалить S-образный участок горла, то спустя несколько дней в такой колбе будет наблюдаться бурное развитие микроорганизмов. Через S-образное горло непрогретый воздух может легко поступать в колбу, но содержащиеся в воздухе микроорганизмы задерживаются в изгибах горла, оседая в его нижнем колене. После удаления S-образной части горла микроорганизмы прямо попадают в колбу, начинается их быстрый рост. Этим простым опытом Л. Пастер опроверг возражение о разрушении при нагревании таинственной «жизненной силы», содержащейся в питательной среде и в обычном (непрогретом) воздухе. Он неопровержимо доказал, что «самозарождение» в большинстве опытов происходит в результате попадания в стерилизованные питательные среды микроорганизмов из воздуха.
Позднее идеи о самозарождении возникли уже в XX в. по отношению к субмикроскопическим живым частицам — вирусам. Однако и в этом случае было доказано, что вирусы не зарождаются из невирусного материала, а происходят только от себе подобных частиц, т.е. вирусов. Таким образом, хотя теория самозарождения была убедительно опровергнута на разных уровнях организации живых организмов, вопрос о происхождении жизни оставался открытым.
Основной вывод, который можно сделать из рассмотренного выше материала, заключается в том, что в настоящее время спонтанное возникновение жизни невозможно. В конце XIX — начале XX в. большой популярностью пользовалась гипотеза панспермии, согласно которой живые организмы были занесены на Землю из космического пространства. Особенно привлекательно выглядела идея занесения их с метеоритами или космической пылью. Гипотеза панспермии была сформулирована в 1865 г. немецким исследователем Г. Рихтером и поддержана С. Аррениусом и Г. Гельмгольцем. В наше время эту идею с учетом достижений науки и техники, и в первую очередь освоения человеком космического пространства, модернизировали Ф. Крик и Л. Оргелл, предположившие доставку зародышей жизни (микроорганизмов) на Землю из другой, более развитой цивилизации на космическом корабле. Эта гипотеза не объясняет первоначального возникновения этих спор или зародышей, а просто истоки жизни выносит в просторы Вселенной. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения возможность существования жизни в других частях Вселенной, однако вероятность занесения на Землю живых организмов из космического пространства не имеет пока никаких подтверждений.
И стория о происхождении микроорганизмов
Уже в 5-6 веках до н.э. человек пользовался плодами деятельности микроорганизмов, не зная об их существовании — виноделие, хлебопечение, сыроделие, выделка кож. Мысль о наличии в природе невидимых живых существ возникала у многих исследователей. Так, еще в 6-ом веке до н.э. Гиппократ, в 16-ом веке н.э. Джираламо Фракасторо, а также в 17-ом веке Афанасий Кирхер высказывали предположение, что причиной заразных болезней являются невидимые живые существа. Однако у них не было, да и не могло быть доказательств, подтверждающих эту мысль.
По мнению В.Л. Омелянского, «Первым исследователем» перед изумленным взором которого открылся таинственный и полный чудес мир микроорганизмов — был ученый иезуит Афанасий Kиpxep (1601-1680), автор ряда сочинений астрологического характера. С помощью довольно сильной лупы он наблюдал мельчайших «червячков» в загнившем мясе, молоке, уксусе, сыре и в крови больных, предполагая, что все это живое население произошло из безжизненных органических материалов».
Гиппократ, реформатор античной медицины, считал, что с воздухом в организм человека могут попадать ядовитые испарения — миазмы, вызывающие различные болезни. А его соотечественник, величайший историк Фукидид, сказал, что причиной болезни являются «живые контагии». Вполне возможно, что они живут по другим законам в своем ином, невидимом мире.
Научное предположение о невидимых возбудителях заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха, распространилось благодаря выдающемуся врачу и философу Авиценне. Почти 100 лет назад восточный везир Абу Али Ибн Сина написал книги о здоровье и болезнях человека, по которым учились многие поколения врачей в Европе и странах Востока.
Великий русский ученый М.В. Ломоносов так оценил значение микроскопа в развитии науки: «Много микроскоп нам тайности открыл». Невооруженный человеческий глаз может различать две точки, если они отстоят друг от друга не меньше, чем на 0,1 мм. Это расстояние и является границей, отделяющей видимый мир от невидимого. Многие увлекались наблюдениями через увеличительные стекла, но наибольшего успеха добился голландский натуралист Антони Ван Левенгук (1632-1723). На гранильных фабриках Амстердама он научился шлифовать увеличительные стекла (линзы) и сконструировал простейший микроскоп, при помощи которого ему удалось обнаружить мельчайших и живых зверьков (анималькулюсов) в дождевой капле, воде, зубном налете и других материалах.
Левенгук представил рисунки шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий, описал дрожжи и плесени, а также эритроциты и сперматозоиды. Свои наблюдения он опубликовал в виде писем в Лондонское научное королевское общество. Впоследствии они были обобщены им в книге «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком».
Изучение биохимической деятельности микроорганизмов, их роль в природе, жизни человека и животных положило начало бурному развитию общей микробиологии, что неразрывно связано с работами выдающегося французского ученого Луи Пастера (1822-1895 гг.). Гениальные открытия Пастера составили целую эпоху в развитии естествознания и привели к коренным революционным изменениям в биологии и медицине. Об основных работах Л. Пастера можно судить по надписи, сделанной на мемориальной доске, где помещалась его лаборатория в Высшей нормальной школе в Париже: «Здесь была лаборатория Пастера».
1860 г. — Самопроизвольное заражение;
1868 г. — Болезни шелковичных червей;
1885 г. — Предохранение от бешенства.
В своих первых работах, будучи химиком по образованию, что оптически недеятельный раствор виннокаменной кислоты при внесении в него плесневого гриба начинает вращать плоскость поляризации влево вследствие разрушения этим микробом правовращающего изомера. Из этих наблюдений он делает вывод, что микроорганизмы способны изменять среду, в которой живут и вызывают разнообразные химические превращения. В своих дальнейших работах Л. Пастер детально изучает роль микробов в процессах брожения (масляно-кислое, спиртовое и др.), которые вызываются строго определенными микроорганизмами, отличающимися друг от друга по морфологическим и физиологическим свойствам.
При изучении брожения Л. Пастер открыл явление анаэробиоза — способности некоторых микроорганизмов развиваться без доступа кислорода. Познание биологической сущности процессов брожения имело огромное значение, т.к. открывало путь к рациональному управлению и регулированию бродильных процессов. Эти исследования позволили выяснить роль микробов в круговороте веществ в природе, в частности в процессах гниения. Пастер убедительно опроверг утверждение о самопроизвольном заражении. Разработанные им методы стерилизации оказали огромное влияние на развитие всей медицины и особенно хирургии.
На основании исследований Пастера английский ученый хирург Дж. Листер предложил асептический метод стерилизации. При болезнях вин Пастер предложил мягкий способ стерилизации, названный позже пастеризацией. Следующим этапом научной деятельности Пастера явилось изучение причин болезни шелковичных червей. Эта болезнь наносила огромный экономический ущерб производству шелка во Франции. Оказалось, что и в этом случае повинны микробы (больных уничтожали и заменяли здоровыми бабочками). Л. Пастер доказал инфекционную природу сибирской язвы, стафиллококкозов. О природе этих болезней сообщение было встречено врачами того времени с недоверием. Многие из них считали, что подобные исследования фантазия химика. Научно обосновал вакцинацию и создал первую вакцину.
Идея предохранение людей и животных от заразных болезней не была новой. За много лет до работ Пастера английский врач Эд. Дженнер (1749-1823) разработал метод предохранительных прививок против оспы. Заражая людей коровьей оспой, Дженнер по существу разрешил проблему борьбы с оспой человека. Однако сущность этого метода была разгадана Пастером спустя 100 лет.
Л. Пастер со своими учениками разработал стойкую теорию ослабления (аттенуации) заразных свойств микробов и принципы применения ослабленных микробов для профилактики инфекционных болезней. В честь первооткрывателя предохранительных прививок Дженнера, Пастер назвал прививки культурой микроорганизмов или вирусов вакцинацией (vacca — корова). Культивированием возбудителя сибирской язвы при температуре 42,5°С был получен вакцинный штамм, обладающий низкой вирулентностью. Вершина деятельности Пастера — исследование по борьбе с бешенством. Успех его стал сенсацией. В 1886 г. в России Мечников И.И. и Гамалея Н.Ф. организовали в Одессе Пастеровскую станцию по борьбе с бешенством (1845-1916).
Гамалея Н.Ф. (1859-1949) впервые наблюдал лизис сибиреязвенных бацилл в культуре.
В конце 19 столетия бурный прогресс микробиологии связан с работами немецкого ученого Роб. Коха (1843-1910). При решении вопросов о роли микробов в этиологии инфекционных болезней Кох исходил из положений, которым должен отвечать микроб, признаваемый возбудителем болезни. Суть этих требований, известных под названием «триада Гейль-Коха» заключается в следующем:
микроб, предполагаемый в качестве возбудителя болезни, всегда должен обнаруживаться только при данном заболевании;
данный микроб должен быть выделен в чистой культуре;
чистая культура этого микроба должна вызвать у экспериментальных животных заболевание.
Р. Кох изучал возбудителя сибирской язвы, впервые использовал анилиновые красители и применил при микроскопировании иммерсионную систему и микрофотографирование. В марте 1882 г. обнаружил и установил возбудителя туберкулеза. В честь этого выдающегося исследователя микроб назван палочкой Коха — mycobacterium tuberculosis; Кох открыл возбудителя холеры, ввел понятие о дезинфекции, изобрел туберкулин, ввел метод выделения чистой культуры.
С Пастером сотрудничал наш соотечественник И.И. Мечников (1845-1916) — основоположник фагоцитарной теории иммунитета.
Виноградский С.Н. (1856-1953) — сельскохозяйственный микробиолог, Д.И. Ивановский (1864-1920) впервые доказал экспериментальным путем существование вирусов — ВТМ.
В развитии ветеринарной микробиологии большую роль сыграли исследования Леффлера и Фреша, открывших первого вируса, поражающего животных — возбудителя ящура (1897).
В настоящее время открыты нанобактерии американским геологом Техасского университета Robert Folk — бактерии овоидной и призматической формы размером 0,2-0,5 микрон. Фолк установил активное участие парниковых бактерий в минерализации осадочных пород. Они формируют большинство биомасс и ответственны за коррозию металлов, осаждение минеральных осадков. Сейчас нанобактерии изучаются у человека приоритет. Финский ученый Kajander (1992) обнаружил странную бациллу, склонную к амитозу, от 0,2-0,5 до 2 микрон, заключенную в капсулу. И лишь 10 лет спустя, в 1998 г. о нанобактериях снова заговорили: их обнаруживают в почечных камнях. Он доказал участие нанобактерий в образовании уролитов. Он доказал новый механизм в биоминерализации в организме.
Джеймс Коултон (Каида) получил подтверждение, что скорлупа из карбоната-апатита — причина миокардита, новообразований. Это самый большой сюрприз 20-го века.
Генетика (от греч. genos— рождение) -наука о наследственности и изменчивости организмов. Чтобы установить изменения у живых существ, определить влияние на них разных факторов среды, необходимы не только знания, условия, но еще и время. Установить изменения в разных поколениях животных не всегда представляется возможным, так как для этого часто не хватает человеческой жизни. Микроорганизмы же быстро растут и размножаются, что увеличивает их относительную поверхность и контакт со средой обитания. Все это позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество поколений и проследить за изменением определенных признаков и свойств. Вот почему основными объектами генетических исследований стали такие существа. Способность живых организмов сохранять определенные признаки на протяжении многих поколений называется наследственностью. Еще в XIX веке Ч. Дарвин доказал, что все существующие виды живых организмов произошли путем изменчивости от немногих форм, а возникшие изменения, передаваемые по наследству, являются основой эволюционного процесса. Теория Дарвина получила высшую оценку у классиков марксизма-ленинизма. Ф. Энгельс рассматривал ее как одно и а величайших открытий XIX века.
Первым объектом генетических исследований была кишечная палочка, которая хорошо культивируется в лабораторных условиях. Важное значение имело также то, что морфологические, культуральные и биохимические свойства этой бактерии хорошо изучены. В дальнейшем объектом генетических исследований стали и другие бактерии, а также вирусы.
Основоположники русской микробиологической науки И.И. Мечников, Л.С. Ценковский, С.Н. Виноградский и др. подходили к изучению изменчивости с дарвинских позиций. И.И. Мечников писал: «Именно в области микробиологии была доказана возможность изменения природы бактерий, причем можно добиться стойких изменения внешних условий, причем можно добиться стойких изменений, передаваемых по наследству». Были и другие мнения об изменчивости микроорганизмов.
Полиморфисты (К. Негели, Х. Бюхнер) отстаивали возможность резких постоянных морфологических, культуральных и других изменений у микроорганизмов. К. Негели отрицал постоянство форм у микробов, признавая их широкую изменчивость и даже переход одного вида в другой. Шаровидная микробная клетка, по мнению полиморфистов, могла превращаться в зависимости от временных условий в палочку, спириллу, изменять биологические свойства и вновь приобретать первоначальные признаки. Один и тот же микроб, по их мнению, мог вызывать сбраживание молока, разложение белковых веществ и даже инфекционные процессы. Таким образом, К. Негели и его последователи отрицали специфические свойства у микроорганизмов. Это в какой-то степени было связано с несовершенством техники исследований, с невозможностью получения чистых культур, где могли быть микробы, разные по форме и размерам. С введением в микробиологическую практику плотных питательных сред, на которых вырастали изолированные колонии, стало возможным выделение микробов в чистом виде. Они длительное время сохраняли первоначальные свойства, что, по-видимому, явилось одной из причин формирования другого направления в науке — мономорфизма.
Мономорфисты (Ф. Кон, Р. Кох) утверждали постоянство микробных видов. Они отрицали их изменчивость под влиянием условий внешней среды. Позиция мономорфистов особенно укрепилась с открытием возбудителей инфекционных болезней.
Дальнейшие исследования показали, что под влиянием условий среды у организмов часто появляются новые признаки, которые могут быть временными или постоянными, передающимися по наследству. Микробы при этом способны терять вирулентность. Приобретать лекарственную устойчивость, увеличивать количество продуктов жизнедеятельности, изменять морфологические, культуральные и другие свойства.
Морфологические изменения. Температура, химические вещества, фаги, антибиотики и другие факторы среды могут вызывать изменения формы микробов. Палочки принимают округлую форму, становятся более длинными и толстыми, образуют вздутия. Морфологические изменения чаще наблюдаются у старых культур, когда в больших количествах накапливаются продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Н.Ф. Гамалея такое явление называл гетероморфизмом.
Культуральные изменения. Одни и те же микробы в одинаковых условиях могут иметь разные культуральные признаки. На плотной питательной среде так называемые S-формы (от англ. smooth — гладкий) образуют гладкие, прозрачные, с ровными краями колонии, а R-формы (от англ. rough— шероховатый)- шероховатые, непрозрачные, со складчатой поверхностью. Между этими формами имеются и переходные О- и М — формы (промежуточная и слизистая). Такие культуры различаются не только по форме, но и по другим признакам. Так, S -форма, если это патогенный микроб, более болезнетворная, характеризуется хорошими агглютинирующими свойствами. R -форма не имеет таких признаков и почти не переходит в S -форму. Такие изменения, при которых происходит разъединение, расщепление признаков у микроорганизмов, называют диссоциацией. Этот вид изменчивости был описан П. де Крюи и Дж. Аркрайтом. В ее основе, как полагают, лежат мутации. Диссоциация наблюдается у ряда бактерий, в частности у возбудителей сибирской язвы, чумы и др.
Биологические изменения. Введение в организм микробов, подвергнутых воздействию внешних факторов среды, создает у животного невосприимчивость к повторным заражениям. И только случай с культурой холеры кур, оставленной на длительное время в термостате, позволил Л. Пастеру взглянуть на подобное явление глазами исследователя. Ослабленная культура не вызвала заболевания у птицы, но после введения ее в организм создавалась невосприимчивость (иммунитет). В последние годы отмечается повышенная устойчивость микроорганизмам к лекарственным веществам.
Вопросами изменчивости уделяется много внимания, так как изменчивость позволяет получить высокоактивные штаммы продуцентов антибиотиков, наиболее эффективные расы микробов для приготовления заквасок. Бактериальных удобрений, культур с пониженной вирулентностью для приготовления живых вакцин.
Изменения и их форма в мире микроорганизмов могут быть разными и зависят от многих причин. Фенотипические изменения связаны с условиями среды, не наследуются, хотя и могут сохранятся длительное время. Генотипические изменения наследуются. Болезнетворные бактерии чаще бывают в S-форме. Исключением являются возбудители туберкулеза, чумы, сибирской язвы, у которых болезнетворной является R-форма
Фенотипическая изменчивость (Модификация)
Адаптация — приспособление микроорганизмов к условиям среды. В настоящее время это явление объясняет не изменение в микробной клетке, а развитием ранее измененных особей и гибелью неприспособленных, что установлено при действии на микробы антибиотиков. Приспособленные клетки размножаются, а остальные погибают, т.е. происходит естественный отбор.
Модификация — изменение микроорганизмов под влиянием условий среды. Изменяются только фенотипические признаки. Наблюдается в нормальных условиях жизни, это реакция на внешние раздражения, не связанные с нарушением физиологических процессов в организме. Например, при добавлении пенициллина к питательной среде клетки некоторых бактерий удлиняются. Недостаток в среде солей кальция вызывает у палочки сибирской язвы повышенное спорообразование. При повышенной концентрации солей кальция способность образовывать споры утрачивается и т. д. При длительном росте бактерий в одной и той же среде возникает полиморфизм, обусловленный влиянием накопившихся в ней продуктов их жизнедеятельности.
Генотипическая (наследуемая) изменчивость
микроорганизм бактерия изменчивость генетический
Ген — единица наследственности, которая представляет собой участок молекулы геномной нуклеиновой кислоты (ДНК — или РНК — содержащих вирусов). Полный набор генов, которым обладает клетка, называется генотипом. Гены подразделяются на структурные, несущие информацию о конкретных белках, вырабатываемых клеткой, и гены-регуляторы, регулирующие работу структурных генов. Например, клетка вырабатывает те белки, которые необходимы ей в данных условиях, однако при изменении условий гены-регуляторы изменяют свойства клетки, приспосабливая их к новым условиям. Геномная (содержит полный набор генов) нуклеиновая кислота способна не только хранить, но и передавать генетическую информацию. ДНК находится главным образом в нуклеоиде (ядре) микробной клетки, причем чаще виде двойной спирали, состоит из двух нуклеотидов, которые в определенном порядке чередуются и несут генетическую информацию. Единицей информации является кодон, представляющий собой три нуклеотида (триплет), кодирующий одну аминокислоту. Установлено также, что определенное чередование триплетов, >кодирующих аминокислоты в белке, заложено в генах прокариот и эукариот. Наряду с триплетами — экзонами (принимающими участие в синтезе белка) имеются и триплеты — интроны, которые не принимают участия в синтезе белка. Такое явление получило название линейной мозаичности генов. Прерывистая структура генов (экзоны, разделенные интронами — промежуточной, нетранслируемой ДНК) установлена американскими учеными Р.Дж. Робертсом и Ф.А. Шарпом, за что они были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1993 г.
Фридрих Мишер, швейцарский врач, еще в конце 1868г. Выделил из лейкоцитов, содержащихся в гное, ранее неизвестное вещество, которое назвал нуклеином. В 1889г. Немецкий химик Рихард Альтман нуклеин Мишера назвал нуклеиновой кислотой. Лишь много лет спустя (1953) была построена ее модель. В состав ДНК входят четыре азотистых основания: два пуриновых — аденин и гуанин и два пиримидиновых — тимин и цитозин, сахар дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты. Две цепи молекулы ДНК закручены вокруг воображаемой оси, но в противоположных направлениях. Расстояние между витками равно 3,4 нм, на нем укладывается 10 нуклеотидов. В зависимости от количества воды и ионной силы окружающей среды конфигурация двойной спирали может меняться. Полинуклеотидные цепи соединены водородными связями, расположенными в нутрии спирали, т.е между азотистыми основаниями, несущими информацию необходимую для биосинтеза белка. Двойная спираль может принимать разную форму. Спираль ДНК бывает закручена вправо (В — форма), так и влево (Z — форма), причем последняя имеет зигзагообразный остов и 12 пар оснований в витке. Левая спираль впервые (1979) обнаружена А. Ричем и его коллегами (Массачусетский технологический институт, США).
Передача наследственной информации от ДНК (нуклеотида, хромосомы) на рибосомы, где происходит синтез белка, осуществляется информационной или матричной рибонуклеиновой кислотой (иРНК или мРНК). Она является зеркальным изображением соответствующего участка ДНК, в котором тимин заменен урацилом. В микробных клетках иРНК существует недолго, после чего распадается на нуклеотиды. Перенос активированных аминокислот от ДНК к рибосомам осуществляется транспортной РНК (тРНК), и их соединение — с помощью специальных ферментов. Для каждой аминокислоты существует своя особая тРНК и соответствующий ей фермент. Таких аминокислот известно уже более 20. Установлено (1981), что в белках, синтезированными живыми организмами, содержится еще аминолимонная — 21-я аминокислота. Она найдена в белках нуклеотидных комплексов, выделенных из тимуса коровы и человека, кишечной палочки и других микробов. Через год (1982) появилось новое сообщение найдена 22-я аминокислота — В — карбоксиаспарагиновая. У молекул открытых аминокислот большой отрицательный заряд. Отрицательный заряд несут также РНК, входящие в рибонуклеотидные комплексы рибосом. Полагают, что такие РНК и отрицательно заряженные участки молекул рибосомных белков не связаны между собой.
В рибосомах находится рибосомная РНК (р РНК), где она образует как бы остов, на котором из аминокислот синтезируется белок. Таким путем осуществляется связь между ДНК нуклеотида и рибосомами цитоплазмы. Рибосома состоит из двух субъединиц: большой и малой. Процесс биосинтеза белка проходит в два этапа: первый ДНК > м РНК > белок — трансляцией (переводом).
Х. Темин и Д.Балтимор (1970) установили, что с помощью особых ферментов — ревертаз (обратных транскриптаз) — передача генетической информации может совершаться и в обратном направлении, т.е. с молекулы РНК на ДНК, при этом РНК становится матрицей для синтеза ДНК (ДНК>РНК>белок и РНК>ДНК>белок). Это открытие в 1975 г. Было удостоено Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Молекулы ДНК бывают либо линейными, либо замкнутыми в кольцо. Кольцевые молекулы ДНК — содержащих вирусов. Обычно молекулы ДНК двуспиральные и реже односпиральные. Все они макромолекулы, имеют большую молекулярную массу. В ДНК содержится генетическая информация, которая при размножении передается потомству. Молекулы РНК чаще односпиральные и реже двуспиральные. Они, как ДНК, состоят из нуклеотидов. Геномные только те РНК, которые находятся в РНК — содержащих вирусах. Рибосомные, матричные, транспортные и другие РНК выполняют иные функции. Размеры РНК разные: более крупные — геномные и очень мелкие — транспортные. У РНК вместо тимина содержится урацил, а дезоксирибоза заменена рибозой.
Генотипическая изменчивость может возникать в результате мутаций и генетических рекомбинаций. Мутации (от лат. mutatio — изменять) — это передаваемые по наследству структурные изменения генов, появляются в результате нарушения последовательности оснований ДНК, а также нуклеотидов в гене. Такой ген кодирует белок, отличающийся от исходного по свойствам и функциям. Термин введен голландским ученым Хуго де Фризом, 1901.
Крупные мутации (геномные перестройки) сопровождаются выпадением или изменением относительно крупных участков генома — такие мутации, как правило, необратимы.
Мелкие (точковые) мутации связаны с выпадением или добавлением отдельных оснований ДНК. При этом изменяется лишь небольшое число признаков. Такие измененные бактерии могут полностью возвращаться в исходное состояние (ревертировать).
Бактерии с измененными признаками называются мутантами. Факторы, вызывающие образование мутантов, носят название мутагенов.
Спонтанные (самопроизвольные) мутации возникают под влиянием неконтролируемых факторов, т.е. без вмешательства экспериментатора. Они характеризуются изменением какого — нибудь одного признака и обычно стабильны.
Индуцированные (направленные), или мутагенные мутации появляются в результате обработки микроорганизмов специальными мутагенами (химическими, физическими и биологическими). К физическим относят различного рода излучения: ультрафиолетовые, рентгеновские, радиоактивные. Они вызывают повреждение генетического аппарата, изменение признаков, свойств микробов; к химическим — сильнодействующие вещества: отравляющие (иприт), лекарственные (йод, пероксид водорода), кислоты ( азотистая) и др. примером биологических мутагенов может быть ДНК. Так, при введении эмбриона дрозофилы некоторых видов онковирусы взрослые особи приобретают новые признаки: на голове возникают необычные вир
Современное учение о происхождении микроорганизмов реферат. Биология и естествознание.
Жеке Адамдар Әлеуметтік Тіршілік Иелері Эссе
Реферат по теме Насосы и пожарные автомобили
Реферат: Рабочее время, время отдыха. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат На Тему Гаранты Уплаты Таможенных Платежей
Михаил Павлович Коршунов Живая Природа Сочинение
Дипломная работа: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
Средства И Методы Спортивной Тренировки Реферат
Примеры Обществознание Эссе Личность
Английские Заимствования В Русском Языке Курсовая
Контрольная работа по теме Основы локомотивной тяги
Реферат по теме ГОСТЫ
Хранение Документов В Акционерном Обществе Реферат
Курсовая работа: Карьерный рост студентов БТСиДО. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат по теме Развитие индивидуальности ребёнка
Реферат по теме Китовая акула
Сочинение По Тексту Жуховицкого Ненавижу Диктаторов
Курсовая работа по теме Расчет процесса абсорбции диоксида углерода раствором ‘Карсол’ в агрегате получения аммиака
Дипломная работа по теме Роль дополнительного образования медсестры отделения реабилитации в обеспечении качества ухода за детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Курсовая работа по теме Рентгенографический метод излучения диффузионных процессов и напряжений в твердых телах
Небо Осенью Сочинение
Анатомо-физиологические основы полового воспитания — Биология и естествознание презентация
Биосфера и ноосфера: понятие, сходство и различие — Биология и естествознание контрольная работа
Род Мускари — Биология и естествознание реферат

  • Сочинение по тексту все собрались сначала речь держал председатель
  • Сочинение по тексту воронковой лиза не убежала сострадание
  • Сочинение по тексту вигдоровой из дверей
  • Сочинение по тексту воронковой второй час ожидания подходил к концу
  • Сочинение по тексту вигдоровой однажды я написала для газеты статью