Сочинение по тексту вигдорова фрида абрамовна вигдорова

1внутри дворца господствовали мрак и тишина. 2и внутрь прокуратор, как и говорил афранию, уйти не пожелал. 3он велел постель приготовить

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.
(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27) – Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31)- Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32)- Раз один – то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! (34)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат.
(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, – это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, – это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
(По М.А. Булгакову.)
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
Комментарий педагога:
Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
Исходный текст для написания сочинения:
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
No related posts.

Сочинение по тексту З. Прилепина.
Что есть красота? Понятие ли отвлеченное, оторванное от реальности? Или же это какая-то конкретная вещь, которую можно использовать по мере необходимости? Именно этими вопросами озадачивает читателей известный писатель и  публицист З.Прилепин, поднимая проблему понимания человеком подлинной красоты.
Автор размышляет о положении красоты в мире, обращаясь к прошлому, когда это понятие охватывало прекрасные поступки, человечность, добро. Тогда, вообще, это считалось центром мироздания, к которому стремились страстные и честные сердца. Но в последнее время, с сожалением отмечает писатель, люди научились использовать красоту в качестве источника комфорта, сделали «служанкой», основное предназначение которой – скрасить пошлость и обыденность мира.
Автор выражает свою точку зрения однозначно: «Красота неконкретна. Ее нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости». Он считает, что царство имиджа, комфорта и гламура в современном мире мешает раскрыться истинной красоте.
С мнением писателя нельзя не согласиться. Действительно, сегодня многие материализуют прекрасное, делают доступным, а потом и вовсе перекраивают на свой лад, оставляя лишь «приклеенную улыбку и стеклянные глаза». А ведь этим человечество делает себя несчастным, умышленно отгораживаясь от подлинной красоты.
Истинно прекрасное рождает в душе человека чувство радости, окрыляет его, заставляет по-другому взглянуть на мир. Так, герой романа Дж. Лондона «Мартин Иден», встретив свою любовь, осознает, что красота людей, окружавших его ранее, была ложной. Мартин понимает, что ругань, спиртное, вызывающе одетые девушки – это вовсе не то, что могло бы быть привлекательным. Осмысливая это, герой начинает работать над собой, чтобы когда-нибудь достигнуть того самого центра мироздания.
А вот герой повести А. И. Куприна «Олеся» находит истинную красоту в загадочной девушке из лесной глуши, которая была неграмотной и необщительной, но уровень ее культуры несравним с культурой обычных деревенских жителей. Она искренна, чиста, добра, и в этом заключается ее прелесть,  красота, которая покорила героя и завоевала его сердце.
Таким образом, именно «красота спасет мир», а человек, в свою очередь, должен обожествлять ее и ценить, а никак не делать своей «служанкой». (305 слов)

Вигдорова Фрида Абрамовна

Фрида Вигдорова. Фото: Самуил Круглов, 1958 год

Фрида Вигдорова. Фото: Самуил Круглов, 1958 год

Дата рождения 16 [03 по старому стилю].03.1915
Место рождения г. Орша, Могилевская губерния, Российская империя
Дата смерти 07.08.1965
Место смерти г. Москва, СССР
Род деятельности Писатель
Язык произведений русский

Фрида Абрамовна Вигдорова — советская писательница, педагог, журналист, правозащитник. Жена писателя-сатирика Александра Борисовича Раскина.

Фрида Вигдорова / Биография

Фрида Абрамовна Вигдорова родилась 16 марта 1915 года в белорусском городе Орша в семье учителя. Отец, Абрам Григорьевич Вигдоров, позже был сотрудником Наркомпроса, затем деканом исторического факультета Московского пединститута.

В 1933 году, после окончания Московского педагогического техникума, в восемнадцать лет начала работать учителем в Магнитогорской школе №12. После возвращения в Москву в 1935 году вместе с мужем-учителем Александром Кулаковским поступила в Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. В 1937 году окончила институт, работала в школе, преподавала русский язык и литературу. В том же году родилась их старшая дочь Галина. Перед войной брак распался, но они смогли сохранить добрые отношения. В 1942 году Александр Кулаковский погиб на фронте.

Вторым мужем Фриды Вигдоровой стал писатель-сатирик Александр Борисович Раскин.

В журналистику Ф. А. Вигдорова пришла в 1938 году, работала литсотрудником в газете «Правда».

Фрида Вигдорова в начале войны поступила на курсы медсестер, но отправиться на фронт не смогла, так как ждала вторую дочь. Вместе с семьей отправилась в эвакуацию в Ташкент. Там она работала корреспондентом газеты «Правда» (до 1942 года).

В Ташкенте Фрида Абрамовна познакомилась и подружилась с Л. К. Чуковской. Вместе они помогали осиротевшим детям. Лидия Корнеевна познакомила Фриду с А. А. Ахматовой. Благодаря помощи Вигдоровой, сумевшей разместить стихотворение Ахматовой «Мужество» на первой странице «Правды», поэтесса смогла выпустить свой сборник стихов и это помогло ей выжить в Ташкенте. А когда в 1942 году у Фриды Вигдоровой родилась дочь Сашенька, Анна Андреевна отдала свое платье на пеленки.

Еще в Ташкенте Фрида Абрамовна познакомилась и общалась с Е. С. Булгаковой. Рискуя, читала сама и давала читать близким людям рукопись «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова.

В 1944—1948 годах работала литсотрудником в газете «Комсомольская правда». Публиковала статьи, посвященные школе и воспитанию детей. Некоторые статьи были написаны в соавторстве с Норой Галь. Вместе с другими-сотрудниками-евреями в 1948 году была уволена из редакции (борьба с «космополитизмом»). А. Раскина тоже не печатали. Семье было очень трудно, надо было как-то зарабатывать на жизгь. Вигдорова начала писать книгу о школьной учительнице («Мой класс», 1949).

Вигдорова была одним из первых журналистов, которые стали заниматься проблемами людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства, положив тем самым начало новой журналистской специальности. Статьи вошли в две ее книги — «Дорогая редакция» (1963) и «Кем вы ему приходитесь?» (1969, посмертное издание).

Работа с письмами людей в редакцию повлияли на дальнейшую судьбу Фриды Абрамовны, она стала депутатом районного совета народных депутатов.

Фрида Вигдорова принимала участие в судебном деле Иосифа Бродского. Она присутствовала на суде в феврале 1964 года и вела стенограмму судебного заседания. Эта запись, названная «Белой книгой», получила широкое распространение в самиздате. Она была многократно опубликована в разных странах, привлекая внимание видных зарубежных писателей к судьбе Бродского. В сентябре 1965 года, когда Вигдоровой уже не было в живых, Бродский был освобожден из ссылки. Немаловажную роль в его судьбе сыграл также Жан-Поль Сартр.

До последних дней Фрида Вигдорова помогала и поддерживала других писателей. Так она помогла вдове поэта О. Э. Мандельштама — Надежде Яковлевне — восстановить прописку в Москве. Писательнице И. Грековой (литературный псевдоним Е. С. Вентцель) помогла опубликовать первые произведения, а Норе Галь — русский перевод сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». И таких дел помощи людям было очень много. Л. К. Чуковская писала о ней: «Да, Фрида была работником добра и всех вокруг делала своими — и добра! — сотрудниками! Ступив в поле ее излучения, каждый незаметно и естественно становился звеном в создаваемой ею цепи».

Литературное творчество Фриды Вигдоровой началось с ряда публикаций. Ею в 1949 году была выполнена литературная обработка воспоминаний матери З. и А. Космодемьянских Л. Т. Космодемьянской («Повесть о Зое и Шуре», 1950). Первая повесть Фриды Абрамовны о молодой учительнице — «Мой класс» — вышла в 1949 году.

  • Фрида Вигдорова
  • Сочинение по тексту вигдорова фрида абрамовна вигдорова

    Черниговка / Фрида Вигдорова

  • Сочинение по тексту вигдорова фрида абрамовна вигдорова

    Это мой дом / Фрида Вигдорова

  • Сочинение по тексту вигдорова фрида абрамовна вигдорова

    Дорога в жизнь / Фрида Вигдорова

  • Сочинение по тексту вигдорова фрида абрамовна вигдорова

    Любимая улица / Фрида Вигдорова

Широкую известность писательнице принесла трилогия «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка» (1954—1959), посвященная проблемам становления личности подростка и написанная от лица С. А. Калабалина и его жены Г. К. Калабалиной (прототипов Семена Карабанова и Черниговки в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко). Позже вышла дилогия «Семейное счастье» и «Любимая улица» (1962—1964).

Тема школы, воспитания детей и подростков была главной, но не единственной в творчестве Ф. А. Вигдоровой. При жизни вышло несколько сборников публицистических статей, которые больше не переиздавались.

Отдельно стоят ее материнские дневники, написанные в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Они были подготовлены к печати дочерью А. А. Раскиной и опубликованы в журнале «Семья и школа» (2010—2012).

Фрида Абрамовна умерла 7 августа 1965 года в Москве после продолжительной тяжелой болезни. Похоронена на Введенском кладбище в Лефортове в Москве.

Александр Галич посвятил памяти Фриды Абрамовны Вигдоровой песню «Уходят друзья».

Фрида Вигдорова / Право записывать

Фрида Вигдорова / Книги

  • Вигдорова, Ф. А. Двенадцать отважных : рассказ о пионерах села Покровского / Ф. Вигдорова, Т. Печерникова. — [Москва] : Мол. гвардия, 1948 (тип. «Кр. знамя»). — 120 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Мой класс : Записки учительницы : [для ст. возраста] / Ф. Бигдорова ; рис. Б. Винокурова. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1949 (Москва). — 248 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Дорога в жизнь : повесть : [для ст. возраста] / рис. Н. Калиты. — Москва : Детгиз, 1954. — 455 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Дорога в жизнь ; Это мой дом : повести / [ил.: В. В. Медведев]. — Москва : Сов. писатель, 1957. — 675 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Черниговка : [повесть] / [ил.: В. В. Медведев]. — Москва : Сов. писатель, 1959. — 340 с., 1 л.ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Что такое мужество. — Москва : Моск. рабочий, 1961. — 28 с. — (Беседы о нравственности). — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Семейное счастье : повесть / [ил.: А. Е. Голяховская]. — Москва : Сов. писатель, 1962. —284 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Дорогая редакция… : очерки. — Москва : Моск. рабочий, 1963. — 136 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Минуты тишины : [для среднего и старшего возраста] / Ф. А. Вигдорова ; [ил.: И. Харкевич]. — Москва : Детская лит., 1965. — 54 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Кем вы ему приходитесь? : [статьи и очерки]. — Москва : Моск. рабочий, 1969. — 176 с. : портр. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Любимая улица : повесть. — Москва : Сов. Писатель, 1964. — 319 с. : ил. 2-я книга повести «Семейное счастье». — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Право записывать / Фрида Вигдорова. — Москва : АСТ, 2017. — 415 с., [8] л. ил., портр., факс. : ил., портр. — (Личный архив : ЛА). — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. Девочки. Дневник матери : [подлинный материнский дневник : 12+] / Фрида Вигдорова ; [предисловие Ю. Б. Гиппенрейтер]. — Москва : АСТ, Времена, сор. 2018. — 351 с., [8] л. ил., портр., факс. — (Библиотека Ю. Б. Гиппенрейтер). — [Хранится в РГБ].
  • Космодемьянская, Л. Т. Повесть о Зое и Шуре : [для сред. и старш. возраста] / Л. Космодемьянская ; [лит. запись Ф. Вигдоровой]. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1950 (Москва). — 256 с., 1 л. портр. : ил., портр. — [Хранится в РГБ].
  • Вигдорова, Ф. А. 12 отважных : повесть / Ф. Вигдорова, Т. Печерникова ; [худож. Н. Дригалин, А. Корякин]. — Москва : Молодая гвардия, 1963. — 192 с. : ил.
  • Вигдорова, Ф. А. Минуты тишины / Ф. Вигдорова ; [рисунки И. Харкевича].— Москва : Детская литература, 1965.—54 с. : ил.
  • Вигдорова, Ф. А. Дорога в жизнь ; Это мой дом ; Черниговка : повести / Ф. А. Вигдорова. — Москва : Советский писатель, 1967. — 736 с. : портр.
  • Вигдорова, Ф. А. Дорога в жизнь : повесть / Фрида Вигдорова ; предисл. И. Грековой. — Москва : Детская литература, 2019. — 319 с. : портр.
  • Вигдорова, Ф. А. Это мой дом : повесть / Фрида Вигдорова ; [предисл. Н. Долининой ; оформл. Е. Ермаковой]. — Москва : Детская литература, 2019. — 367 с. : портр.
  • Вигдорова, Ф. А. Черниговка : повесть / Фрида Вигдорова ; [предисл. О. Чайковской ; послесл. Л. Чуковской ; оформл. Е. Ермаковой]. — Москва : Детская литература, 2019. — 415 с. : портр.
  • Космодемьянская, Л. Т. Повесть о Зое и Шуре / Л. Космодемьянская ; лит. запись Ф. Вигдоровой. — Переиздание. — Москва : Детская литература, 1979. — 207 с. : 8 л. ил.

О жизни и творчестве

  • Богатырева, Н. Круговая порука добра : [творческая биография журналиста, писателя, педагога Фриды Вигдоровой. О трилогии писательницы «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка» — о воспитаннике А. Макаренко, продолжателе его дела Семёне Калабалине (Семён Карабанов в «Педагогической поэме»); о кн.: «Семейное счастье», «Любимая улица».] / Н. Богатырева // Читаем вместе. — 2012. — ? 6. — С. 34. — Портр. — (Читаем без родителей).
  • Видре, К. Какая она была, Фрида Вигдорова? : воспоминания / К. Видре // Звезда. — 2000. — ? 5. — С. 111-118.
  • Чуковская, Л. К. Памяти Фриды : [о Фриде Вигдоровой] / Л. К. Чуковская // Из дневника. Воспоминания / Л. К. Чуковская. — Москва : Время, 2010. — С. 469—582.
  • Капитонова Н. А. Вигдорова Фрида Абрамовна / Н. А. Капитонова. — Текст : электронный // Литературная карта Челябинской области : сайт. — (дата обращения: 18.03.20).
  • Памяти Фриды / Л. К. Чуковская. — Текст : электронный // Chukfamily : сайт. — (дата обращения: 18.03.20).

Секреты жизни первой правозащитницы в СССР Вигдоровой

На завершающий день рождения Фриды Абрамовны в 1965 году, когда жизнь ее таяла на глазах после онкологической операции, дружки и кровные принесли цветы, гостинцы, а Корней Иванович Чуковский преподнес двустишие:

От Москвы и до Аляски

Мне один-одинехонек конкурент Раскин.

Корней Иванович владел ввиду благоверного именинницы, человека с гениальной памятью, помнившего наизусть рассказы Чехова, знаменитого юмориста и пародиста. Его эпиграммы беллетристы дожидались будто рецензии, приносившие популярность или забвение. Он сочинил для двух дочерей книгу «Будто папа был маленький», переведенную на многие иноземные языки.

Когда Вигдорова и Раскин уже отжили в безоблачном союзе 33 года, приключилась неожиданно драматическая история, какая могла закончиться для семьи очень ахово. На вышедший роман Веры Пановой «Кружилиха» Раскин откликнулся на свое горесть и беду, эпиграммой «Спешилиха». Ее опубликовал сатирический журнал «Крокодил», где пародист предназначался. В тот же самый день все газеты СССР опубликовали указ о присуждении Сталинских премий за важнейшие созданья в области литературы. В числе лауреатов оказалась Вера Панова, автор «Страшилихи».

Сталин декламировал все книжки беллетристов, получавших медаль с его профилем и крупной суммой денег. И он же пробежал в «Крокодиле» эпиграмму, наименовав ее «пошлейшим зубоскальством». С таковским званием вышла разгромная статья в «Новоиспеченном мире», какая процитировала таковским образом приговор вождя. Раскина безотлагательно выгнали из «Крокодила». Все редакции журналов и газет перестали его публиковать. А, принимая рукопись, редакторы, не отказывая, болтали: «Пусть полежит». На что не затерявший ощущение юмора Раскин сострил: «Пусть полежит» — подходит для надписи на могиле юмориста».

Выгнали тогда из «Комсомольской правды» и бросили печатать Фриду, придумавшую в газете рубрику «Послание позвало в дорогу». Она заполняла ее очерками, на какие приходили в редакцию мешки посланий. На все по правилам тех лет вытекал письменный ответ, а самые драматические из них побуждали спешить на помощь.

Та давнишняя трагедия забылась, и весной в день 50-летия, будто пишет Лидия Чуковская в очерке, ставшем монументом подруге, «шутили над нею же, над ее собственными беспрерывным хлопотами: добиться, чтобы Упование Яковлевна Мандельштам была прописана, наконец, в Москве; чтобы одна переводчица была встречена в жилищный кооператив; чтобы в плане издательства «Советский писатель» была восстановлена книжка одного глубокоуважаемого литератора, чьими-то интригами из плана вытесненная; поддержать своей рецензией молодого версификатора; достать «Братья Маугли» для внука Бориса Леонидовича и т. д. и т. п. до бесконечности…»

Именинница смеялась громогласнее всех, когда услышала за парадным столом пародию на свою повесть со сложным деревенским амурным конфликтом.

И сконцентрировала тут Саша чемоданы,
«В деревню еду, ты меня не дожидайся!»

А обе дочки – Катенька и Аня —

Стоят и плачут у мамы на груди!

Тут етот Митька сразу оклемался:

«Мол, не езжай, один-одинехонек я не могу!».

А Сашка, стерьва, бровью не поводит,

На поезд засела и вяще ни гу-гу».

В завершающий день рождения Фрида пробежала записанную на магнитофон свою пародию на беллетриста, вручавшего ей неодинаковые и неисполнимые задания, и на саму себя. Хочу его процитировать, потому что пародия важнее моих слов даст зрелище, кем была и чем занималась достопримечательная журналистка и писательница, Фрида Абрамовна Вигдорова, дочь учителей, сама по образованию учитель и по призванию — гений доброты:
Дорогая Фрида!

Должен Вам сообщить, что Вы меня удивили, и антипатично удивили… Манолис Глезос до сих пор в заточении.(Герой Греции, Лауреат Ленинской интернациональной премии «За укрепление мира между народами – Л. К.). В артиллерийском училище в городе Калинине(Тверь)теорию воздушной стрельбы преподают невежды, какие не декламировали даже Кафки.

Затем, Фрида, ведь я не один напоминал Вам, что Гюго алкал, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго-полис. Почему это еще не сделано?Это небрежность и непростительная. Этого надобно было добиться алкая бы ради памяти деда. Париж в трансе.

Теперь, Фрида. Надобно обеспечить 2 тонны бронзы скульптору Неизвестному. Давненько уже не был за гранью Евтушенко. По моим наблюдениям ему надобно проветриться. Однако с этим я Вас не тороплю. Можете заняться этим после Новоиспеченного года.

Раздобойтесь завершающий сборник стихов Рильке и командируйте его младшему дворнику дома № 17 по Пролетарской улице в Тюмени.

Не запамятовали ли вы, что пора выдать замуж секретаршу Эренбурга от первого альянса?

С почтением Ваш …

P. S. Всего что Елена мне доложила, что Манолис Глезос вышел из заточения.

Благодарю Вас.

Ваш…

«Нет, в освобождении знаменитого грека Фрида не принимала участия. — пишет Лидия Чуковская — Однако она принимала самое деятельное участие в освобождении десятков людей. Многие обязаны ей волей или облегчением линии. Я помню – и ввек не забуду – ее поездку за сотни километров в лагерь к мальчику-девятикласснику, уличенному в похищении; ее тамошний разговор с ним; ее переписку с ним; ее статью о нем в газете; и свет ее глаз в тот день, когда его освободили… И о юношах-моряках, которых травил антисемит-капитан. И о многих других.»

Вигдорова за четверть века сочинительства издала двадцать книжек, в ее времена не сдававшихся в макулатуру, однако в историю литературы войдет не сентиментальными повестями и рассказами. Останется в памяти стенограммой, записанная на суде над Иосифом Бродским.

До суда в Ленинградском обкоме партии предрешили: выселить маловразумительного версификатора из города и отправить в «места не столь отдаленные» по закону о тунеядцах. Заведующий административным отделом ЦК КПСС, ведавший, в частности, судом и прокуратурой, генерал Николай Миронов, встретив на Ветхой площади Корнея Чуковского, какого с малолетства осведомил всякий в СССР, разъяснил патриарху русской литературы: «Бродский аховее Ионесяна.(Разбойник, в 1965 году ходивший в Москве по квартирам и убивавших всех, кто ему выказывал дверь – Л. К.). Тот всего разбивал людам топором головы, а Бродский вливает в головы вредоносные мысли».

До тех пор, Фриде, ценимой в редакциях центральных газет — «Известиях», «Комсомольской правде», «Литературной газете», ввек не отказывали в командировках, выдавали удостоверения, оплачивали дорогу, гостиницы. Она ощущала за спиной поддержку Москвы. На этот один ни одна редакция в столице не дала командировку в Ленинград. Тем самым Фриде вручали ясно понять, что и писать о суде над Бродским, защищать его никто не преднамерен.

В переполненном зале районного суда Фрида наша пункт и стала записывать в школьную тетрадь все, что слышала – вопросы судьи, речи коллективного обвинителя, адвокатов, свидетелей, реплики, возгласы в зале, зная, что беспременно напишет об этом процессе книгу, поможет Иосифу выйти на свободу, осмыслив в числе первых, что рок свела ее с достопримечательным версификатором. И его надобно избавить.

( За восемь лет до суда Фрида Вигдорова в переполненном Дубовом зале Дома литераторов, где я очутился со студентами факультета журналистики МГУ, записала речь Константина Паустовского в защиту романа «Не хлебом единым» Дудинцева. Тогда, в 1956 году, на беллетриста по команде ЦК партии обрушилась печать. Ее стенограмма разошлась по стороне и стала первым в стороне самиздатом. А Фрида, сама того не зная, выступила в роли первого правозащитника).

Судья вела себя будто следователь, обделала оригинальный допрос:

– Отвечайте, почему вы не вкалывали?
– Я вкалывал. Я катал стихи.

– Однако это же не мешало вам корпеть?

– А я корпел. Я катал стихи.

Бродский взаправду катал стихи, переводил на русский язык сочинения зарубежных версификаторов, которых публиковали в СССР журналы и издательства. За переводы важнецки платили и на эти гроши он жительствовал.
– А кто это признал, что вы поэт?Кто причислил вас к версификаторам?

Хочу обратить внимание, что винимые не задают вопросы судьям. Бродский, разумея, что это не сулит ему взаимопонимания с судьей- зачислился мужественно и откликнулся:
– Никто… А кто причислил меня к роду человеческому?

– А вы учились этому?

– Чему?

– Чтоб быть версификатором. Не пытались кончить ВУЗ, где готовят, где учат.

– Я не думал… Что это дается образованием.

– А чем же, по-вашему?

– Я думаю, что это…(потерянно)от Господа

( Бродский не получил аттестат зрелости, не поступал в университет, не алкал заниматься в школе и ретировался из в девятого класса, чтобы писать стихи).
– А что вы сделали здорового для родины?

– Я катал стихи. Это моя труд. Я убежден… Я верю: то, что я написал, сослужит людам службу, и не всего сейчас, однако и предбудущим поколениям.
– Значит, вы кумекаете, что ваши настолько величаемые стихи приносят людам пользу?
– А почему вы говорите про стихи «так называемые»?

– Мы величаем ваши стихи «так называемые» потому, – с гордостью отвечает судья Савельева, – что другого понятия о них у нас нет.
Когда у него осведомились:
-Можно ли жить на те суммы, что вы добываете?- то он откликнулся настолько, будто от него никто не ожидал:

— Можно. Находясь в каталажке, я всякий вечер расписывался в том, что на меня израсходовано 40 копеек. А я добывал вяще, чем по 40 копеек в день.

– Однако надобно же обуваться, облачаться.

– У меня один-одинехонек костюм – ветхий, однако уж какой есть.

Когда судья обнародовала интервал, ватага в зале попыталась отнять у Вигдорвой записи. И эту сцену она застенографировала:

– А вот вы, вы, какая записывали… Зачем вы это вносили?

– Я журналистка. Я пишу о воспитании, хочу и об этом написать.

– А что об этом писать?Все ясно. Вот отнять бы у вас записи!

– Испробуйте!

– А что тогда будет?

– А вы испробуйте отнять, тогда и завидите.

– Ага, угрожает!Эй, дружинник, вот тут угрожают!

– Он ведь дружинник, а не полицейский, чтобы хватать за всякое слово!

– Эй, дружинник!Тут вас называют полицейскими!

Безвестно чем бы перепалка закончилась, однако раздалась команда:

– Прошу встать!Суд идет!

Во времена интервала на автобусах приехало подкрепление обвинения. В зале суда заняли места строительные работники, каким внушили, что судят дармоеда, не желающего корпеть, будто они.

После первого судебного заседания Бродского навестили в психиатрическую лечебницу, чтобы на легитимном основании выселить из кровного города и принудить к труду.

Суд над Бродским вообще бы мог не состояться, если бы за него заступились Даниил Гранин, Ольга Берггольц, Вера Панова, знаменитые советские беллетристы, жительствовавшие в Ленинграде, с какими обком партии почитался. Однако они смолчали. Не немотствовал возглавлявший в городе Ленинградскую организацию Альянса беллетристов СССР поэт Прокофьев, он позвонил Генеральному прокурору СССР Руденко и попросил арестовать Бродского.
.

Фрида вернулась в Москву и с дружками бросилась за помощью к Маршаку, Чуковскому, Шостаковичу, Ахматовой, стала бить во все колокола: посылала послания, телеграммы в ЦК партии, Генеральную прокуратуру, Верховный суд, редакции центральных газет. Стенограмму Вигдоровой опубликовали газеты Европы и Америки. Никто ни в Кремле, ни на Ветхой площади не ожидал такового возмущения в мире. Стенограмма, ставшая самиздатом, возмутила лауреата Нобелевской премии Жан Поль Сартра.

Ехать на второе заседание в Ленинград у Вигдорова не алкала. Ощущала себя раздолбанной. Фрида не осведомила, и никто не догадывался, что к ней в год 50-летия подполз летальный ворог – рак. «Мне недужится, – взговорила она подруге. – однако суть не в этом. Ведь ехать нечего: приговор предрешен, что я буду там делать?»

«Записывать!– откликнулась Чуковская. – Если вам недужится – ехать, безусловно, не следует; ложитесь и возбуждайте эскулапа, однако не говорите, что ехать незачем… Есть зачем: кроме вас настолько никто не запишет. Были бы у меня бельма – записала бы я».

Фрида засела в вагон поезда и приехала в суд со своей тетрадкой.

– Будто бы я сейчас себя ощущала, если бы я не поехала, что бы мы теперь были!– повторяла Фрида, когда вернулась после суда.
– А что бы вы сделали, – поинтересовалась подруга, — если бы в самом деле испробовали эти тетрадки отнять?

– Что бы я сделала?– повторила она вопрос. – Если бы они испробовали отнять тетрадки?Не отдала бы!И все. Не знаю, будто, однако не отдала бы!»

Полтора года Иосиф Бродский томился в ссылке, жительствовал в запамятованной господом деревне Норенская. Перед смертью Фрида повторяла: «Ну, будто там рыжеволосый мальчишка?Выпустили бы мальчугана на волю!». Она загнулась в августе. Бродский вышел на свободу в сентябре

Александр Галич сочинил песню «Уходят друзья» с эпиграфом: «Написано на смерть Фриды Вигдоровой».

Не дарите мне беду, словно сдачу,

Словно сдачу, словно гривенник стертый!

Я ведь все равновелико по бездушным не плачу –

Я ж не знаю, кто живой, а кто бездушный.

Уходят, уходят, уходят дружки –

Одни – в никуда, а иные – в князья…

Свою запись Вигдорова наименовала «Белокипенной книгой». С нее началась история правозащитного движения в СССР.

Закончу двумя цитатами тех, кто ее важнецки осведомил: «Фрида — великое сердце, самая важнейшая баба, какую я осведомил за заключительные 30 лет – записал в «Дневнике» Корней Чуковский.

В «Записных книжках» Анны Ахматовой ей посвящены слова: «Пусть её ясный образ навек останется с нами будто помощь, утешение и пример возвышенного душевного благородства».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2022 (с ответами) соответствует демоверсии ЕГЭ 2022 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1) Существуют настолько массивные космические объекты, что они не могут посылать вообще никаких сигналов. (2) Огромная сила тяготения этих небесных тел удерживает даже световые лучи, <…> такие тела называют чёрными дырами. (3) Они удерживают свет, как наша Земля удерживает твёрдые предметы, а так как мы можем видеть только те тела, которые излучают или отражают свет, чёрные дыры навсегда останутся для нас невидимыми. 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Чёрные дыры – невидимые для человека массивные космические объекты, так как их сила тяготения удерживает световые лучи, а мы способны видеть лишь тела, излучающие или отражающие свет. 
2) Звёзды настолько массивны, что не могут посылать вообще никаких сигналов и поглощают даже световые лучи. 
3) Поскольку человек способен видеть только те тела, которые излучают или отражают свет, то чёрные дыры – массивные космические объекты, удерживающие вследствие огромной силы тяготения световые лучи, навсегда останутся для него невидимыми. 
4) Небесные тела, обладающие огромной силой тяжести и видимые только 
в телескоп, называют чёрными дырами. 
5) Чёрные дыры – это излучающие световые лучи массивные звёзды, которые удерживают тяжёлые предметы так же, как наша Земля. 

ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово. 

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

ТЕЛО, -а, мн. тела, тел, телам, ср. 
1) Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т. 
2) Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды). 
3) Часть организма человека или животного, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела. 
4) Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. 
Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол). 

ЗАДАНИЕ 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

убралА 
оптОвый 
закупОрить 
дозИровать 
кУхонный 

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

На гауптвахте, в неотапливаемом, мерзлом КАМЕННОМ мешке, Тезкин лег на покрытые изморозью нары, и тревога его унялась. 
Этим человеком был старый Санин друг, вернувшийся весною из Америки и быстро ставший весьма известной в ДЕЛОВЫХ и культурных кругах столицы личностью. 
При УПОМИНАНИИ Катерины Тезкин побледнел, но Лева, ничего не заметив, продолжил говорить. 
А между тем, покуда Александр проходил суровую ЖИЗНЕННУЮ школу и предавался своим философским изысканиям, в стольном граде Москве, порою смущавшем его мирные сны. 
По-настоящему мучил только голод, но с этим царем земным никакие ВЫСОТНЫЕ философские полеты мысли справиться не помогали, и недоеденная тарелка гречневой каши казалась ему самым большим жизненным упущением. 

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

ДЕВЯТЬЮСТАМИ страницами 
более КРАСИВЫЙ 
в ПОЛТОРАСТА граммах 
абхазских БАШЕН 
церковные КУПОЛА 

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
В) Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом 
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе. 
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки. 
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле. 
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу. 
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей. 
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки. 
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог сформулировать свои мысли правильно. 
8) Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы. 
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи. 

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
 1) реализм, поплавок, фанатизм 
 2) соловей, веранда, карьерист 
 3) догоравший, расстелить, очаровать 
 4) реликвия, багряный, коварный 
 5) академия, комплимент, контраст 

ЗАДАНИЕ 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Бе..донный, ..горевший, во..кликнуть 
2. С..звучный, расп..ложить, пр..варить 
3. Непр..одолимый, пр..зывающий, пр..спосабливающийся 
4. Пред..инфарктный, меж..нтернатский, без..нициативный 
5. По..кладка, на..строчный, по..лететь 

ЗАДАНИЕ 11 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Кож..ный, плат..ной 
2. Дымч..тая, слев.. 
3. Жестикулир..вать, упорств..вать 
4. Кож..ца, фасол..вый 
5. Гуттаперч..вый, замш..вые 

ЗАДАНИЕ 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Зала..л, охвач..нный 
2. Посе..вший, требу..мые 
3. Выкач..нная (бочка), уважа..мый 
4. Застрел..шь, растрел..нный 
5. Нянч..вший, засмотр..шься 

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

(НЕ)СОВСЕМ все, но большинство интеллигентов обязано приносить силы свои в жертву народу… 
Дразнить обиженного — это (НЕ)ПОХОЖЕ на тебя. 
Саньке захотелось прямо здесь, (НЕ)ВЗИРАЯ на строгие взгляды на образах, расцеловать ее. 
Ее круглое личико, осыпанное локонами волос шоколадного цвета, ярко разгорелось, синеватые глаза сияли (НЕ)ПО-ДЕТСКИ лукаво. 
Клим хотел напомнить бабушке, что она рассказывала ему (НЕ)(О)ТАКОМ доме, но, взглянув на нее, спросил: «Ты о чем плачешь?» 

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Тезкин (в)КОНЕЦ покраснел, что бывало с ним всегда в минуту сильного душевного волнения, но Лева истолковал его взгляд (по)СВОЕМУ. 
(В)СКОРЕ он стал автостопом выделывать кренделя по (ЮГО)ЗАПАДНОЙ громадной равнине российского государства 
(В)ТАЙНЕ от родителей он снял недорогую квартиру в Филях, чтобы жить (В)БЛИЗИ нарышкинской церкви. 
Болезнь (МАЛО)ПОМАЛУ начала оставлять его, и только тоска никак не могла уняться и гнала (В)ПЕРЕД. 
Сверкнул черными глазами и заявил, что никогда на такую подлость не согласится, и директору стоило большого труда добиться того, ЧТО(БЫ) мальчик ВСЕ(ТАКИ) получил золотую медаль. 

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 

В этот безветре(1)ый день было бы стра(2)о остаться дома, поэтому Павел надел льня(3)ые брюки, прихватив с собой кожа(4)ый рюкзак, купле(5)ый на прошлой неделе, и отправился в парк, чтобы насладиться весе(6)им днем. 

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 
 1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком. 
 2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях. 
 3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка. 
 4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами.
 5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.  

ЗАДАНИЕ 17 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться. 

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 

Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по- прежнему (5) «великим и могучим». 

ЗАДАНИЕ 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью. 

ЗАДАНИЕ 20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу. 

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?

(1)Юрибей течет по вечной мерзлоте, пересекает полуостров Ямал и впадает в Байдарацкую губу Карского моря.(2)Зимой река становится узкой ледяной лентой, а летом разливается на несколько километров в ширину, правда, только на 5–6 дней. (3)Здесь находится самый длинный в России мост. (4)Он стоит на сваях, как на спичках, позволяя реке жить своей обычной жизнью. (5)Юрибей – настоящее чудо не только для коренных жителей этих широт и ценителей арктической природы. (6)Его название хорошо известно археологам. (7)Ведь именно здесь каждый год река выпускает из плена вечной мерзлоты древних мамонтов. (8)Самая громкая сенсация состоялась в мае 2007 года: оленевод Юрий Худи обнаружил на излучине реки Юрибей удивительно хорошо сохранившегося мамонтенка. (9)Животное более 10 тыс. лет хранилось, как в холодильнике, в прибрежной толще вечной мерзлоты. 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: 
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. 
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. 
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». 
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. 
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. 
(25)Мальчишка разбил стекло. 
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. 
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». 
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? 
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». 
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. 
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. 
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу. 
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. 
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, 
в самых обычных житейских делах. 
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. 
(По Ф.А. Вигдоровой*) 
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист. 

ЗАДАНИЕ 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. 
2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 
3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 
4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 
5) В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах. 

ЗАДАНИЕ 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) В предложениях 3–9 представлено повествование.  
2) В предложениях 12–13 содержится ответ на вопросы, поставленные 
в предложениях 10–11. 
3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение. 
4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение. 
5) В предложениях 50–53 представлено описание. 

ЗАДАНИЕ 24

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 

ЗАДАНИЕ 26

«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится(А)__________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)__________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» 
в предложении 22) и троп – (Г)__________ («головокружительной горы» 
в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)». 

Список терминов: 
1) вводное слово 
2) книжная лексика 
3) анафора 
4) олицетворение 
5) противопоставление 
6) разговорная лексика 
7) синонимы 
8) эпитет 
9) сравнительный оборот 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Секреты жизни первой правозащитницы в СССР Вигдоровой

“Фрида — большое сердце, самая лучшая женщина, какую я знал за последние 30 лет»

На Сретенском бульваре в доме 6 Фрида Вигдорова жила со дня рождения в 1915 году и до начала Великой Отечественной войны. Ее отец и мать – учителя, которые могли до революции позволить себе жить в квартире одного из лучших и дорогих доходных домов.  Дочь пошла по их стопам. С дипломом педагогического института уехала по распределению на Урал, в Магнитогорск. Вернулась, отслужив положенное, в Москву. Преподавала русский язык и литературу десять лет в школе. Написала о том, что ее волновало в «Комсомольскую правду. Из школы перешла в штат редакции. С этого началась журналистика. Она привела в литературу.

3b21d7ecd5e8ec7b0d446c849718312a

На последний день рождения Фриды Абрамовны в 1965 году, когда жизнь ее таяла на глазах после онкологической операции, друзья и родные принесли цветы, подарки, а Корней Иванович Чуковский преподнес двустишие:

От Москвы и до Аляски

Мне один соперник Раскин.

Корней Иванович имел ввиду мужа именинницы, человека с гениальной памятью, помнившего наизусть рассказы Чехова, известного юмориста и пародиста. Его эпиграммы писатели ждали как рецензии, приносившие популярность или забвение. Он сочинил для двух дочерей книгу «Как папа был маленький», переведенную на многие иностранные языки.

Когда Вигдорова и Раскин уже прожили в счастливом браке 33 года, произошла неожиданно драматическая история, которая могла закончиться для семьи очень плохо. На вышедший роман Веры Пановой «Кружилиха» Раскин откликнулся на свое горе и беду, эпиграммой «Спешилиха». Ее опубликовал сатирический журнал «Крокодил», где пародист служил. В тот же самый день все газеты СССР опубликовали указ о присуждении Сталинских премий за лучшие произведения в области литературы. В числе лауреатов оказалась Вера Панова, автор «Страшилихи».

Сталин читал все книги писателей, получавших медаль с его профилем и крупной суммой денег. И он же прочитал в «Крокодиле» эпиграмму, назвав ее «пошлейшим зубоскальством». С таким названием вышла разгромная статья в «Новом мире», которая процитировала таким образом приговор вождя. Раскина немедленно уволили из «Крокодила». Все редакции журналов и газет перестали его публиковать. А, принимая рукопись, редакторы, не отказывая, говорили: «Пусть полежит». На что не потерявший чувство юмора Раскин сострил: «Пусть полежит» —  годится для надписи на могиле юмориста».

Уволили тогда из «Комсомольской правды» и прекратили печатать Фриду, придумавшую в газете рубрику «Письмо позвало в дорогу». Она заполняла ее очерками, на которые приходили в редакцию мешки писем. На все по правилам тех лет следовал письменный ответ, а самые драматические из них побуждали спешить на помощь.

Та давняя драма забылась, и весной в день 50-летия, как пишет Лидия Чуковская в очерке, ставшем памятником подруге, «шутили над нею же, над ее собственными постоянным хлопотами: добиться, чтобы Надежда Яковлевна Мандельштам была прописана, наконец, в Москве; чтобы одна переводчица была принята в жилищный кооператив; чтобы в плане издательства «Советский писатель» была восстановлена книга одного уважаемого литератора, чьими-то интригами из плана вытесненная; поддержать своей рецензией молодого поэта; достать «Братья Маугли» для внука Бориса Леонидовича и т. д. и т. п. до бесконечности…»

Именинница смеялась громче всех, когда услышала за праздничным столом пародию на свою повесть со сложным деревенским любовным конфликтом.

И собрала тут Саша чемоданы,                               

«В деревню еду, ты меня не жди!»

А обе дочки – Катенька и Аня —

Стоят и плачут у мамы на груди!

Тут етот Митька сразу оклемался:

«Мол, не езжай, один я не могу!».

А Сашка, стерьва, бровью не поводит,

На поезд села и больше ни гу-гу».

В последний день рождения Фрида прочитала записанную на магнитофон свою  пародию на писателя, дававшего ей разные и неисполнимые поручения, и на саму себя.  Хочу его процитировать, потому что пародия лучше моих слов даст представление, кем была и чем занималась замечательная журналистка и писательница, Фрида Абрамовна Вигдорова, дочь учителей, сама по образованию учитель и по призванию — гений доброты:                         

                                              Дорогая Фрида!

Должен Вам сообщить, что Вы меня удивили, и неприятно удивили… Манолис Глезос до сих пор в заключении. (Герой Греции, Лауреат Ленинской международной премии «За укрепление мира между народами – Л. К.).  В артиллерийском училище в городе Калинине (Тверь) теорию воздушной стрельбы преподают невежды, которые не читали даже Кафки.

Затем, Фрида, ведь я не раз напоминал Вам, что Гюго хотел, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго-полис. Почему это еще не сделано? Это небрежность и непростительная. Этого надо было добиться хотя бы ради памяти старика. Париж в трансе.

Теперь, Фрида. Надо обеспечить 2 тонны бронзы скульптору Неизвестному. Давно уже не был за границей Евтушенко. По моим наблюдениям ему нужно проветриться. Но с этим я Вас не тороплю. Можете заняться этим после Нового года.

Достаньте последний сборник стихов Рильке и пошлите его младшему дворнику дома № 17 по Пролетарской улице в Тюмени.

Не забыли ли вы, что пора выдать замуж секретаршу Эренбурга от первого брака?

С уважением Ваш …

P. S. Только что Елена мне сообщила, что Манолис Глезос вышел из заключения.

Благодарю Вас.

Ваш…

«Нет, в освобождении знаменитого грека Фрида не принимала участия. — пишет Лидия Чуковская — Но она принимала самое деятельное участие в освобождении десятков людей. Многие обязаны ей свободой или облегчением участи. Я помню – и никогда не забуду – ее поездку за сотни километров в лагерь к мальчику-девятикласснику, уличенному в воровстве; ее тамошний разговор с ним; ее переписку с ним; ее статью о нем в газете; и свет ее глаз в тот день, когда его освободили… И о юношах-моряках, которых травил антисемит-капитан. И о многих других.»

Вигдорова за четверть века сочинительства издала двадцать книг, в ее время не сдававшихся в макулатуру, но в историю литературы войдет не сентиментальными повестями и рассказами. Останется в памяти стенограммой, записанная на суде над Иосифом Бродским.

До суда в Ленинградском обкоме партии предрешили: выселить непонятного поэта из города и отправить в «места не столь отдаленные» по закону о тунеядцах. Заведующий административным отделом ЦК КПСС, ведавший, в частности, судом и прокуратурой, генерал Николай Миронов, приняв на Старой площади Корнея Чуковского, которого с детства знал каждый в СССР, разъяснил патриарху русской литературы: «Бродский хуже Ионесяна. (Разбойник, в 1965 году ходивший в Москве по квартирам и убивавших всех, кто ему открывал дверь – Л. К.). Тот только разбивал людям топором головы, а Бродский вливает в головы вредные мысли».

До тех пор, Фриде, ценимой в редакциях центральных газет — «Известиях», «Комсомольской правде», «Литературной газете», никогда не отказывали в командировках, выдавали удостоверения, оплачивали дорогу, гостиницы. Она чувствовала за спиной поддержку Москвы. На этот раз ни одна редакция в столице не дала командировку в Ленинград. Тем самым Фриде давали ясно понять, что и писать о суде над Бродским, защищать его никто не намерен.

В переполненном зале районного суда Фрида наша место и стала записывать в школьную тетрадь все, что слышала – вопросы судьи, речи общественного обвинителя, защитников, свидетелей, реплики, возгласы в зале, зная, что обязательно напишет об этом процессе книгу, поможет Иосифу выйти на свободу, поняв в числе первых, что судьба свела ее с замечательным поэтом. И его нужно спасти.

(За восемь лет до суда Фрида Вигдорова в переполненном Дубовом зале Дома литераторов, где я оказался со студентами факультета журналистики МГУ,  записала речь Константина Паустовского в защиту романа «Не хлебом единым» Дудинцева. Тогда, в  1956 году, на писателя по команде ЦК партии обрушилась печать. Ее стенограмма разошлась по стране и стала первым в стране самиздатом. А Фрида, сама того не зная, выступила в роли первого правозащитника).

Судья вела себя как следователь, устроила подлинный допрос:

– Отвечайте, почему вы не работали?

 – Я работал. Я писал стихи.

– Но это же не мешало вам трудиться?

– А я трудился. Я писал стихи.

Бродский действительно писал стихи, переводил на русский язык сочинения зарубежных поэтов, которых публиковали в СССР журналы и издательства. За переводы хорошо платили и на эти деньги он жил.

 – А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Хочу обратить внимание, что обвиняемые не задают вопросы судьям. Бродский, понимая, что это не сулит ему взаимопонимания с судьей- поступил мужественно и ответил:        

– Никто… А кто причислил меня к роду человеческому?

– А вы учились этому?

– Чему?

– Чтоб быть поэтом. Не пытались кончить ВУЗ, где готовят, где учат.

– Я не думал… Что это дается образованием.

– А чем же, по-вашему?

– Я думаю, что это… (потерянно) от Бога

(Бродский не получил аттестат зрелости, не поступал в университет,  не хотел учиться в школе и ушел из в девятого класса, чтобы писать стихи). 

– А что вы сделали полезного для родины?

– Я писал стихи. Это моя работа. Я убежден… Я верю: то, что я написал, сослужит людям службу, и не только сейчас, но и будущим поколениям.

 – Значит, вы думаете, что ваши так называемые стихи приносят людям пользу?

 – А почему вы говорите про стихи «так называемые»?

– Мы называем ваши стихи «так называемые» потому, – с гордостью отвечает судья Савельева, – что иного понятия о них у нас нет.

         Когда у него спросили:           

-Можно ли жить на те суммы, что вы зарабатываете? — то он ответил так, как от него никто не ожидал:

— Можно. Находясь в тюрьме, я каждый вечер расписывался в том, что на меня израсходовано 40 копеек. А я зарабатывал больше, чем по 40 копеек в день.

– Но надо же обуваться, одеваться.

– У меня один костюм – старый, но уж какой есть.

Когда судья объявила перерыв, толпа в зале попыталась отнять у Вигдорвой записи. И эту сцену она застенографировала:

– А вот вы, вы, которая записывали… Зачем вы это записывали?

– Я журналистка. Я пишу о воспитании, хочу и об этом написать.

– А что об этом писать? Все ясно. Вот отнять бы у вас записи!

– Попробуйте!

– А что тогда будет?

– А вы попробуйте отнять, тогда и увидите.

– Ага, угрожает! Эй, дружинник, вот тут угрожают!

– Он ведь дружинник, а не полицейский, чтобы хватать за каждое слово!

– Эй, дружинник! Тут вас называют полицейскими!

Неизвестно чем бы перепалка закончилась, но раздалась команда:

– Прошу встать! Суд идет!

Во время перерыва на автобусах приехало подкрепление обвинения. В зале суда заняли места строительные рабочие, которым внушили, что судят тунеядца, не желающего трудиться, как они.

После первого судебного заседания Бродского направили в психиатрическую лечебницу, чтобы на законном основании выселить из родного города и принудить к труду.

Суд над Бродским вообще бы мог не состояться, если бы за него заступились Даниил Гранин, Ольга Берггольц, Вера Панова, известные советские писатели, жившие в Ленинграде, с которыми обком партии считался. Но они промолчали. Не молчал возглавлявший в городе Ленинградскую организацию Союза писателей СССР поэт Прокофьев, он позвонил Генеральному прокурору СССР Руденко и попросил арестовать Бродского.   .

Фрида вернулась в Москву и с друзьями бросилась за помощью к Маршаку, Чуковскому, Шостаковичу, Ахматовой, стала бить во все колокола: посылала письма, телеграммы в ЦК партии, Генеральную прокуратуру, Верховный суд, редакции центральных газет. Стенограмму Вигдоровой опубликовали газеты Европы и Америки. Никто ни в Кремле, ни на Старой площади не ожидал такого возмущения в мире. Стенограмма, ставшая самиздатом, возмутила лауреата Нобелевской премии Жан Поль Сартра.

Ехать на второе заседание в Ленинград у Вигдорова не хотела. Чувствовала себя разбитой. Фрида не знала, и никто не догадывался, что к ней в год 50-летия подполз смертельный враг – рак. «Мне нездоровится, – сказала она подруге. – но суть не в этом. Ведь ехать незачем: приговор предрешен, что я буду там делать?»

«Записывать! – ответила Чуковская. – Если вам нездоровится – ехать, конечно, не следует; ложитесь и вызывайте врача, но не говорите, что ехать незачем… Есть зачем: кроме вас так никто не запишет. Были бы у меня глаза – записала бы я».

Фрида села в вагон поезда и приехала в суд со своей тетрадкой.

– Как бы я сейчас себя чувствовала, если бы я не поехала, что бы мы теперь были! – повторяла Фрида, когда вернулась после суда.

 – А что бы вы сделали, – поинтересовалась подруга, — если бы в самом деле попробовали эти тетрадки отнять?

– Что бы я сделала? – повторила она вопрос. – Если бы они попробовали отнять тетрадки? Не отдала бы! И все. Не знаю, как, но не отдала бы!»

Полтора года Иосиф Бродский томился в ссылке, жил в забытой богом деревне Норенская. Перед смертью Фрида повторяла: «Ну, как там рыжий мальчик? Выпустили бы мальчика на волю!». Она умерла в августе. Бродский вышел на свободу в сентябре

Александр Галич сочинил песню «Уходят друзья» с эпиграфом: «Написано на смерть Фриды Вигдоровой».

Не дарите мне беду, словно сдачу,

Словно сдачу, словно гривенник стертый!

Я ведь все равно по мертвым не плачу –

Я ж не знаю, кто живой, а кто мертвый.

Уходят, уходят, уходят друзья –

Одни – в никуда, а другие – в князья…

Свою запись Вигдорова назвала «Белой книгой». С нее началась история правозащитного движения в СССР.

Закончу двумя цитатами тех, кто ее хорошо знал: «Фрида — большое сердце, самая лучшая женщина, какую я знал за последние 30 лет – записал в «Дневнике» Корней Чуковский.

В «Записных книжках» Анны Ахматовой ей посвящены слова: «Пусть её светлый образ навсегда останется с нами как помощь, утешение и пример высокого душевного благородства».

Источник

  • Сочинение по тексту вартановой человек медийный
  • Сочинение по тексту в те отдаленные прежние времена приблизительно
  • Сочинение по тексту в малоземове гостит князь тебе кланяется
  • Сочинение по тексту быкова меня как человека пишущего о войне
  • Сочинение по тексту бакланова в конце жизни гете сказал проблема чтения