Сочинение по тексту толстого заставить себя любить других нельзя

Вот скажите, пожалуйста, мне: кого больше всего наказывает женщина или мужчина, который дает себе клятву, что я никогда больше никого

Вот скажите, пожалуйста, мне: кого больше всего наказывает женщина или мужчина, который дает себе клятву, что я никогда больше никого не полюблю! Ну кого он больше всего наказал? Себя! Потому что природа наша любить, если мы не любим, никто так не страдает, как тот человек, который не любит! Человек, которого не любят, я знаю людей, которых очень не любят, абсолютно счастливые люди, совершенно счастливые люди, потому что они любят всех. Я читал о таких людях, я вижу даже таких людей, их не принимает никто, их все считают странными, их практику считают странной, их настроение считают странным, их молитвы считают странными, но они счастливы абсолютно. Потому что чувствуют огромную любовь ко всем. Но есть люди, которых любят многие, но они крайне несчастливы. Почему?
Потому что я никого любить не буду, меня предали однажды, мне сделали больно, или меня обманули, я хочу наказать весь мир. Поэтому мы не можем понять, себе представить не можем даже, сколько жизненных сил уходит на то, чтобы не видеть, не чувствовать и не знать пока мы это не прекратим делать. Пока мы это отрицание в своей жизни не выключим, не остановим его, мы не можем этого понять, а когда останавливаем — мы в ужасе! Сколько лет зря ушло на ерунду, просто вообще на самоубийство просто, на то, чтобы убить в себе жизнь просто. Чтоб поверить, что счастья не бывает! Нету!
Потому любить — это большая смелость! Леди и джентльмены, это не «Титаник». Открыться человеку — и есть такой принцип принцип счастья называется «любить так, как в первый раз». Помните эти принципы? Могу напомнить вам, очень интересные. Может быть, порядок нарушу чуть-чуть. Живи так, как будто чудеса возможны, учись так, как будто бы ты ничего не знаешь, всегда учись так, как будто ты новичок, люби так, как будто бы ты любишь впервые, это означает : у меня есть ужасная боль, ужасный шрам, ужасных прошлых отношений или нескольких отношений, но я нахожу смелость несмотря на это.
Из лекции: Нарушевич Р.А. [ Школа истинных Леди и Джентльменов ] 22. Когда мы судьбой называем собственную глупость. Продолжение.

Любовь – это неизведанная философская категория, не имеющая четкого определения. Каждый понимает ее по-своему, исходя из уровня своего личностного, духовного и морального развития. Но одно известно совершенно точно: именно это светлое чувство наполняет человеческую жизнь глубоким и истинным смыслом.
Каждого ребенка следует воспитывать в атмосфере любви и поддержки с раннего детства. Так он быстрее научится любить окружающих людей, животных, природу, себя. Как размышлял великий классик Лев Толстой, любовь – это единственная разумная деятельность человека.
Некоторым людям требуется немало времени, чтобы понять, что любовь – это необходимое всем и каждому искусство. Главное, чтобы это понимание все-таки пришло. Лишь тогда человек способен прогрессировать как личность, направляя свои жизненные силы не на разрушение, а на созидание. Любовь помогает жить дальше, преодолевая все трудности и испытания, стоящие на пути. Она закаляет характер, способствуя его раскрытию, расширяет разум и очищает душу. С нею человек становится сильной, цельной и гармоничной личностью, прочно стоящею на ногах. Только тот человек, в чьем сердце живет любовь, обретет счастье, не зависящее от тех или иных кратковременных или долгосрочных жизненных обстоятельств.
Нужно любить и уважать окружающих людей и себя, чтобы выстраивать тесные семейные, дружеские, рабочие и прочие отношения. Любые связи, основанные не на любви, рано или поздно разорвутся, в то время как любовь способна подарить вам бессмертие. Конечно, речь идет о рождении и воспитании детей – о главной людской миссии.
Кроме того, каждый человек должен любить себя. Если вы сами себя не будете любить, глупо надеяться на то, что вас кто-нибудь полюбит. Одним словом, обучаться искусству любви никогда не поздно. На протяжении всей жизни люди совершенствуют и оттачивают умение любить, ценить и уважать. Именно это и делает нас людьми, отличая от животных.

Что такое Любовь? Любовь – это чувство, любовь – это то, что заставляет тебя радоваться каждый день, любовь – это то, ради чего можно жить, любовь – это счастье. Большинство источников по разному описывают ” состояние человека – любовь” , но каждый человек может выбрать для себя “своё” определённое значение данного слова.
Люди так устроены, они могут проявлять симпатию, любить кого-то, дружить с кем-то, также у человека бывают и разногласия (ссоры) с кем-то. Так устроена наша природа, человек просто не может быть по жизни один, человеку нужна семья, а в семью уже может входить : любимый человек (жена, муж), дети, лучший друг, и опять же описания слова “семья” могут расходиться, т. к люди могут сами выбрать кто для них будет семьёй. В нашем мире очень важно любить, любовь бывает разная, от простого проявления симпатии до дружеской любви. Заставить кого-то любить – невозможно, это такое чувство, которое возникает между людьми само-собой. Нет смысла рассказывать, что человек должен любить, ведь человек никому и нечего не должен, он может как и любить, так и нет. Дело в другом, дело в отношении к людям, и в том, как люди будут относиться к вам. Если вы будете добрым, отзывчивым, дружелюбным (Можно подобрать очень большое количество хороших эпитетов) – люди будут вас уважать, ценить, равняться на вас, и наконец ЛЮБИТЬ!
Любовь – спасёт мир от плохого (Дружба тоже может это сделать), просто главное – это любить (дружить) взаимно, как говорится “не быть последней тварью в этом мире!”

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)

Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)

Текст 1. К.Г. Паустовский «Лефортовские ночи» о войне.

Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается бесчеловечность войны? 
2. В чем заключался героизм людей в годы войны?
3. Что объединяло людей в годы войны?
4. В чем заключался главный ужас войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»

Текст 2. А.Н. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)

Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?
2. Что способно объединить людей с разными взглядами?
3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?
4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике

Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?
2. Как война отразилась на журналистике?
3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?
4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»

Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании

Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»

Примерный круг проблем:
1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»

Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить

Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»

Примерный круг проблем:
1. Что помогает человеку стать лучше?
2. Почему человеку важна способность мыслить?
3. Каково значение совести в жизни человека?
4. Как человек может познать истину?
5. Как человек может избавиться от пороков?
6. Что помогает человеку переносить трудности?
7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»

Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»

Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»

Примерный круг проблем:
1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?
2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?
3. Как человек должен относиться к Родине?
4. Что составляет главное счастье в жизни человека?
5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?
6. Как формируется любовь к родному краю?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»

Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях

Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»

Примерный круг проблем:
1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?
2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми? 

Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?» 

Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости

Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается сила доброты?
2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?
3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?
4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»

Примерный круг проблем:
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте

Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»

Примерный круг проблем:
1. Какие чувства испытывает человек на войне?
2. Есть на войне место радости?
3. Какие воспоминания важны для человека?
4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»

Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме

Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играет Родина в жизни человека?
2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»

Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности

Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?
2. Какую роль играет юность в жизни человека?
3. Каковы последствия упущенных возможностей?
4. Почему нужно ценить время? 

Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты

Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»

Примерный круг проблем:

1. Как война повлияла на жизни людей?
2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?
3. Оправдана ли ложь во спасение?
4. В чем заключается ужас войны?
5. Для чего нужна спасительная ложь?

Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»

Текст 15. В.М. Шукшин о Родине

Исходный текст: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда». 

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?
3. Как характеризует человека его отношение к Родине?
4. Как человек должен относиться к Родине?
5. Что значит быть истинным патриотом?
6. Когда человек осознает любовь к Родине? 

Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»

Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии

Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»

Примерный круг проблем:
1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?
2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?
3. Какова цена ошибки на войне?
4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?
6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?
7. Какова была роль лидера в годы войны?

Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»

Текст 17. Л.Н. Толстой о душе

Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»

Примерный круг проблем:
1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4. Что такое совесть?
5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

Одно из самых масштабных и значимых произведений в русской литературе — эпопея Льва Николаевича Толстого, состоящая из четырёх томов. История создания романа «Война и мир» включает период с 1863 по 1870 г. Писатель создал высокохудожественное творение, отличающееся композиционной завершённостью и глубоким раскрытием острых социальных и сословных проблем.

Интерес к восстанию декабристов

Основная тема романа — Отечественная война, произошедшая в 1812 году. Она заставила русский народ объединиться, пробудила патриотические чувства и трагически отразилась на судьбах многих людей. Но прежде чем произведение появилось в том виде, в каком его знают читатели, Толстой неоднократно менял замысел.

Сначала Лев Николаевич хотел написать о декабристе, который вернулся из ссылки. Согласно задумке, герой пробыл вдали от родины 30 лет и возвратился в 1856 г.

Этот момент должен был стать отправной точкой повествования. Собирая материал для романа, Толстой начал изучать данные о событиях с 1825 года.

Это было необходимо для раскрытия темы, так как автор собирался показать, какие причины побудили декабристов совершить восстание.

По мере того как писатель знакомился с событиями, он всё больше понимал, что ограничиться судьбой одного персонажа не получится. Истоки движения декабристов находятся в самом начале XIX века, а значит, необходимо показать жизнь нескольких поколений и семей.

Изначальный замысел

Сочинение: История создания романа Льва Толстого «Война и мир»

Сначала Толстой решил, что его произведение будет повестью. Впоследствии он передумал и продолжал работу уже над романом, который имел название «Декабристы». С 1860 по 1861 г.

он описывал события, произошедшие в 1825 г.

Потом писатель понял, что творение получится неполным, если не раскрыть причины движения, всколыхнувшего волну патриотизма в России и повлиявшего на развитие гражданского самосознания.

Затем Толстой начал изучать ещё более ранние события. Он осознал, что истоки произошедшего в 1812 г. нужно искать в первых годах XIX столетия. Так автор эпопеи пришёл к выводу, что в романе нужно будет охватить почти полувековой период, а именно: временно́й отрезок с 1805 по 1850 г. Но осуществить этот замысел не получилось.

Три исторических периода

Составляя краткий план будущего романа, Толстой условно разделил события на 3 части. В первой он планировал показать российскую действительность на начало XIX века. Согласно замыслу, читатель должен был увидеть и понять, что способствовало формированию движения декабристов.

Вторая часть охватывала период с 1820 года. В это время начала сформировываться нравственная позиция активной части населения. Кульминация этой поры — неудачное восстание декабристов. Также во второй части писатель планировал рассказать о последствиях, к которым привело поражение декабристов и их движение в целом.

Сочинение: История создания романа Льва Толстого «Война и мир»

Третья часть, согласно авторскому замыслу, олицетворяла наступление долгожданного времени перемен в царской России. В начале 50-х из ссылки вернулись декабристы. Правительство объявило амнистию в связи с тем, что умер Николай I. Политическая атмосфера кардинально отличалась от той, что существовала в начале XIX века.

Таким образом, Толстой поставил перед собой сложную задачу. Во-первых, предстояло изобразить множество персонажей. Во-вторых, нужно было описать масштабные исторические события. Такая работа потребовала огромного умственного и душевного напряжения. В финале автор хотел описать, как Пьер и Наташа возвращаются из ссылки.

Спустя некоторое время Толстой понял, что его замысел не укладывается в рамки исторической повести. Однако и роман — слишком тесный жанр для столь длительного периода. Писатель решил сузить временные рамки, чтобы выполнить главные цели:

  • достоверно изобразить события 1812 года;
  • показать отправные точки Отечественной войны;
  • раскрыть причины формирования прогрессивного движения.

В результате Толстой написал «Войну и мир» согласно этому замыслу.

Окончательный вариант

Толстой менял первоначальный замысел много раз, пока не пришёл к тому, что в романе нужно описать период с 1805 по 1812 г. Это время описывается в основной части произведения, однако есть ещё пролог, в котором идёт речь о событиях, произошедших в 20-е годы. Таким образом, они и стали крайней временно́й точкой.

Роман хорошо передаёт историческую действительность, и из этого следует, что писатель работал над своим творением вдумчиво и кропотливо.

Лев Николаевич старался рассказывать о событиях кратко, и всё равно произведение получилось таким объёмным, что оно не укладывается в рамки ни одного из жанров, известных ранее.

Впоследствии книгу Толстого, в которой объединены картины военного и мирного времени, стали называть романом-эпопеей.

Работа над романом

В общей сложности история создания «Войны и мира» насчитывает около 8 лет: столько времени писалась книга.

К тому моменту, когда он приступил к созданию произведения, творческий замысел окончательно сформировался, но от этого задача не стала легче. Толстой работал с перерывами: некоторое время он писал, потом отдыхал.

Историю создания эпопеи исследователям творчества писателя удалось проследить благодаря архивам, в которых было найдено около 5 тыс. рукописных страниц.

Прежде чем роман появился на свет в окончательном варианте, автор написал 15 черновиков. Это показывает, насколько ответственно он относился к работе. Особенности авторского подхода, которые отлично характеризуют Толстого как писателя и человека:

  • самокритичность;
  • склонность к самоанализу;
  • желание максимально приблизиться к историческим фактам;
  • стремление досконально изучить нравы, гражданские настроения, философские и моральные аспекты человеческого поведения.

Сочинение: История создания романа Льва Толстого «Война и мир»

Датой написания «Войны и мира» считается 1867 г. — именно тогда была завершена работа над произведением.

Лев Николаевич говорил, что всякий раз, когда он работает над историческим произведением, ему хочется нисколько не исказить действительность.

Пока он писал роман, дома собралась внушительная коллекция книг, в которых рассказывалось о событиях, случившихся в 1812 г. Всё время, пока продолжалась работа над эпопеей, автор изучал и другие источники:

  • личные письма;
  • научные труды;
  • исторические документы;
  • мемуары очевидцев.

Писатель не ограничивался изучением того, что писали о войне: он посещал места сражений, рассматривал природу и оружие. На основе увиденного делались зарисовки, поэтому в романе так много описаний природы, которые отличают его от скучных исторических хроник. «Война и мир» — произведение, имеющее высокую художественную ценность.

Сочинение: История создания романа Льва Толстого «Война и мир»

Писатель неслучайно выбрал именно такое название. Оно отражает главную идею эпопеи. Наполнить человеческое сердце может только мир, под которым следует понимать и отсутствие военных действий, и гармонию в душе.

Несомненно, Толстому удалось реализовать творческий замысел. Он писал, что задача художника состоит не в том, чтобы «неоспоримо» решить проблему или ответить на вопрос.

Цель творца — показать жизнь в её бесчисленных и многообразных проявлениях и сделать так, чтобы человек её полюбил.

История создания романа Война и мир Толстого

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является эталоном русской классической литературе. Писался роман около семи лет, работа над этим титаническим трудом требует отдельного рассказа.

Л. Н. Толстой начал писать «Войну и мир» осенью 1863 года. Литературоведы и историки, изучающие «Войну и мира» опираются в первую очередь на 5200-страничную рукопись, хранящуюся архиве. История создания романа очень хорошо прослеживается по листам рукописи.

Интересным фактом является то, что изначально у Толстого задумывался роман об участнике декабристского восстания, который вернулся домой из ссылки. По замыслу автора, завязка сюжета начиналось в 1856 году. Затем Л. Н. Толстой переосмыслил свой первоначальный замысел и решил писать про 1825 год – про восстание декабристов.

На этом автор тоже не остановился, и он отправил своего героя в годы Отечественной войны 1812 года, но, так как эта война прямо связана с 1805, то оттуда, с молодых лет героя, и началось повествование.      

Изначальный замысел был следующим: запечатлеть 50 лет истории страны, разделив их на три периода:

  • Начало века (войны с Наполеоном, взросление будущих декабристов);
  • 20-е годы (главное событие – восстание декабристов);
  • Середина века (поражение в Крымской войне, внезапная смерть Николая I, амнистия участников восстания на Сенатской площади и возвращение их в родные края).

Во время написания своего шедевра, Л. Н. Толстой решил его сократить и оставить лишь первый период, слегка затронув в конце произведения второй. Несколько раз автор бросал написание романа, целый год он писал одно лишь начало, в архиве Толстого сохранилось около 15 вариантов завязки сюжета.

При написании автор пользовался историческими книгами, мемуарами, архивными документами – автор хотел быть точным до мелочей, что не может не вызывать уважения. Посещал Л. Н. Толстой и Бородинское поле, он пробыл там два дня.

Закончил писать свой великий труд автор в 1869 году, затратив на это огромное количество сил.

Одной из главных целей писателя было изобразить не борьбу двух императоров, а показать освободительную борьбу народа, и это ему удалось.

Толстой очень умело описал светскую жизнь Петербурга и военные действия, которые очень тесно между собой взаимосвязаны. Произведения подобного «Войне и миру» в нашей литературе не было, и нет.

Данное произведение – это огромнейший пласт российской (и не только )классической литературы.

Вариант 2

Многим известно произведение «Война и мир» великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, но лишь немногие знают, как создавался этот роман.

Идея написать роман-эпопею возникла далеко до начала работы над ним и сначала, в далёком 1856 году, принимал вид повести, героем которой должен был оказаться декабрист, возвращающийся с семейством в Россию.

Потом у него возникла мысль, что лучше перенестись 1825 год, но и тогда герой не смог бы полностью раскрыться, будучи уже возмужалым, семейным человеком. Поэтому Лев Николаевич решил перейти к его молодости, которая совпала с эпохой вторжения Наполеона Бонапарта.

Тогда оказалось необходимым попытаться изобразить русское общество, русский народ в начале одних из самых тяжелых для него лет, а этого нельзя было добиться не начав с 1805 года.

Изначальная задумка, которую автор, впоследствии, назвал «три поры», оказалась неосуществимой, в связи колоссальным количеством времени, энергии и силы, необходимых для написания такого масштабного романа, охватывающее сразу несколько важных исторических событий.

Писатель решил сократить затрагиваемый временный промежуток, с той целью, чтобы проработать более детально годы предвещающие начало, идущие во время и после отечественной войны.

Писатель решил проработать более детально годы затрагиваемые отечественной войной, сократив временный промежуток до 20-х годов 19-го века.

Роман писался в течение долгих семи лет, в течении которых автор неоднократно сначала бросал, а потом, немного после, вновь возобновлял работу над ним.

За эти годы было исписано мелким почерком более 5200 листов бумаги, осталось 15 черновых версий романа, а по некоторым сведениям книгу он переписывал 8 раз, а отдельные эпизоды более 26, все это свидетельствует об огромной ответственности, аккуратности и перфекционизме, с которыми автор подходил к своему труду.

Для достоверного отображения исторических событий романа «Война и мир» автор нередко отталкивался от мемуаров очевидцев войны, исторических трудов таких ученых, как А.И.Михайловский-Даниловский, М.И.Богданович, таких французских историк, как Тьер, А.

Дюма старший, Жорж Шамбре, Максимельен Фуа,Пьер Ланфре и многих других авторов.

Но из-за предвзятого отношения каждого историка, возвеличивающего победу императора Александра, либо непобедимость Наполеона, Толстой, решившись добиться подлинной версии, отступил от общепринятой точки зрения о войне двух императоров и показал ту настоящую войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков, сражаясь за свою свободу. Чтобы описанные в романе места были достоверны и соответствовали реальным событиям, Лев Николаевич не раз лично посещал бывшие места боевых действий и помимо прочего два дня провел в Бородине, а зарисовки сделанные там послужили наброску для картины, которую помнит каждый читатель, внимательно отнесшийся ко чтению. И как бы скептически не относился Лев Николаевич Толстой к своему творению, еще не одно поколение будет его благодарить за тот фундаментальный труд, отворяющий нам возможность вновь взглянуть на мир, во время отечественной войны.

История создания романа Толстого Война и мир

Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.

Одной из таких работ, в которых можно прочувствовать происходящее, и понять, что видел автор, является работа «Война и Мир».  Этот роман, относится к работам мирового масштаба, изображая очень тонко, характер и чувства своих героев. Благодаря долгим годам усилий, это произведение. Покорило мир.

  Главной целью романа, стали события, происходившие во время нашествия армии Наполеона, начавшие свой путь, по землям Европы и дошедшие до русских земель.

  Эти события, отражались на чувствах Льва Николаевича, и он это выражал это, в своих письмах, которые с переживанием отправлял родным в другие города.

Его литературные навыки, дали возможность, красочно отобразить в своём произведении, все детали, как личной жизни героев всех этих событий, так и охватить масштаб грандиозной битвы.

Благодаря его умению излагать красиво мысль, читатель, полностью погружается в гущу текущих  событий. Повествовать роман, Лев Николаевич, начал в 1805 году, когда на него нахлынула волна эмоций, о страдании русского народа.

Сам автор, чувствовал ту боль и мучения, которые чувствовал русский народ.

Главным героем романа, оказался Платон Каратаев, на которого были возложены надежды. В нём автор отображал всю силу воли и выносливость народа. Главным женским образом, стала Наталья Ростова. Она стала, символом женственности и доброты в романе. Не менее важными героями этой замечательной работы, стали, Кутузов и сам Наполеон.

В этих двух героях, отображается величие и смелость, продуманная военная тактика, и общие человеческие качества, каждого их них. Автор, упоминал, абсолютно все классы общества, что подвело работу, под обсуждение мировых литературных критиков. Мало кто из них понимал, что работа, была написана на реальных событиях, в спорах, и дискуссиях, шло полное обсуждение работы Льва Николаевича.

Очень ярким моментом в романе стало, убийство Верещагина.

Первая часть романа, шла строго в теоретическом порядке. В ней не было, сильного духовного впечатления, и разворота всех событий. Здесь, автор не был многословен, не украшал детали.

Он просто делал, общие описания для читателей данного произведения.

На первый взгляд, роман не мог заинтересовать читателя, но дойдя до второй части романа, автор внедряет ярко – выраженную героиню Наталью, что полностью оживляет действия и весь сюжет.

Сама Наталья, имела небрежный и простой вид, который сочетался с семейным бытом и суетой. Позднее, автор, уже рисует девушку, как светскую особу, с манерами дворянской дамы. Она имеет большой круг друзей и поклонников, что в произведении, возносит её на более высокий статус в обществе.

В конечном итоге, эта великая и грандиозная, по своему содержанию и замыслу работа, стала историческим повествованием, как личной жизни разных людей с разным сословием, так и военных баталий и судьбе простых людей, принимавших участие, в этой битве.

10 класс

Несколько интересных сочинений

История создания романа «Война и мир» Толстого кратко

В основе произведения – Отечественная война 1812 года, ее отражение на судьбах людей, пробуждение нравственно-патриотических чувств, духовное единение русского народа. Однако прежде чем приступить к созданию истории об Отечественной войне, автор многократно менял свои планы. Многие годы его волновала тема декабристов, их роль в развитии государства и исход восстания.

Толстой задумал написать произведение, отражающее историю декабриста, который в 1856 году вернулся после 30-летней ссылки. Начало повествования по замыслу Толстого должно было начинаться с 1856 года.

Позже автор принимает решение начать свою историю с 1825 года, чтобы показать, какие причины привели героя к ссылке.

Но окунувшись в пучину исторических событий, автор почувствовал необходимость изобразить не только судьбу одного героя, а саму декабристского восстания, его истоки.

Первоначальный замысел

Произведение задумывалось в качестве повести, а позже романа «Декабристы», над которым он работал в 1860–1861 годах.

Со временем автор не удовлетворяется лишь событиями 1825 года и приходит к пониманию, что необходимо раскрыть в произведение более ранние исторические события, сформировавшие волну патриотического движения и пробуждение гражданского сознания в России.

Но и на этом автор не остановился, понимая неразрывную связь событий 1812 года с их истоками, которые берут свое начало с 1805 года. Таким образом, идея творческого воссоздания художественной и исторической действительности планируется автором в полувековую масштабную картину, отражающую события с 1805 по 1850-е годы.

«Война и мир»: рождение замысла

Первое свидетельство, которое позволяет говорить о времени начала работы Льва Толстого над своим самым знаменитым романом, относится к сентябрю 1863 года. В письме отца Софьи Андреевны, супруги писателя, исследователи обнаружили упоминание о задумке Толстого создать роман, относящийся к событиям 1812 года.

По всей видимости, автор обсуждал свои замыслы с близкими. Через месяц сам Толстой писал одной из своих родственниц о том, что чувствует себя свободным и готовым к предстоящей работе. Работой писатель называет роман, повествующий о начале XIX века.

Судя по письму, Толстой обдумывал идею произведения с начала осени, отдавая ей все силы своей души.

Напряженная и увлекательная работа над романом «Война и мир» длилась семь долгих лет. Об истории создания произведения можно судить по архиву Толстого, в котором сохранилось несколько тысяч листов, исписанных мелким убористым почерком. По этому архиву можно проследить, как зарождался и менялся замысел творца.

  Сочинение на тему экскурсия в библиотеку 2 класс

«Три поры» в истории России

Такой замысел воссоздания исторической действительности автор назвал «Три поры». Первая из них должна была отразить исторические реалии XIX века, олицетворявшие условия формирования молодых декабристов. Следующая пора – это 1820-е годы – момент формирования гражданской активности и нравственной позиции декабристов.

Кульминацией этого исторического периода, по замыслу Толстого, являлось непосредственное описание восстания декабристов, его поражения и последствий. Третья пора была задумана автором как воссоздание действительности 50-х годов, отмеченных возвращением декабристов из ссылки по амнистии в связи со смертью Николая I.

Третья часть должна была стать олицетворением времени наступления долгожданных перемен в политической атмосфере России.

Такой глобальный замысел автора, заключающийся в изображении весьма широкого временного отрезка, наполненного многочисленными и значимыми историческими событиями, требовал от писателя огромного напряжения и художественных сил.

Произведение, в финале которого планировалось возвращение Пьера Безухова и Наташи Ростовой из ссылки не укладывалось в рамки не то что традиционной исторической повести, а даже романа.

Понимая это и осознавая важность детального воссоздания картин войны 1812 года и ее отправных точек, Лев Николаевич решает сузить исторические рамки задуманного произведения.

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений – Лев Николаевич Толстой — воспользовался им.

Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений.

С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой — невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» — до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше – больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму – поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия.

Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства – отречение от знания конечной цели.

Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.

Окончательный вариант художественного замысла

В окончательной задумке автора крайней временной точкой оказываются 20-е годы XIX века, о которых читатель узнает лишь в прологе, основные же события произведения совпадают с исторической действительностью с 1805 по 1812 год.

Несмотря на то что автор решил передать суть исторической эпохи более кратко, книга так и не смогла соответствовать ни одному из традиционных исторических жанров.

Произведение, сочетающее детальное описания всех аспектов военного и мирного времени, вылилось в четырехтомный роман-эпопею,

Работа над романом

Несмотря на то, что автор утвердился с окончательным вариантом художественного замысла, работа над произведением не была легкой.

За семилетний период его создания автор многократно бросал работу над романом и возвращался к нему снова.

Об особенностях работы свидетельствуют многочисленные рукописи произведения, сохраненные в архиве писателя насчитывающие более пяти тысяч страниц. По ним-то и прослеживается история создания романа «Война и мир».

В архиве нашлось 15 черновых вариантов романа, что свидетельствует о предельной ответственности автора к работе над произведением, высокой степени самоанализа и критики. Осознавая важность тематики, Толстой хотел быть максимально близок к истинным историческим фактам, философским и моральным взглядам общества, гражданским настроениям первой четверти XIX века.

Для написания романа «Война и мир» писателю пришлось изучить немало мемуарных произведений очевидцев войны, исторических документов и научных работ, личных писем. «Когда я пишу историческое, я люблю до малейших подробностей быть верным действительности», – утверждал Толстой.

В итоге вышло так, что писатель невольно собрал целую коллекцию книг, посвященных событиям 1812 года.

Кроме работы над историческими источниками, для достоверного изображения событий войны автор посещал места боевых сражений. Именно эти поездки легли в основу неповторимых пейзажных зарисовок, превращающих роман из исторической хроники в высокохудожественное произведение литературы.

Название произведения, выбранное автором, олицетворяет главную идею. Мир, который заключается в душевной гармонии и в отсутствие военных действий на родной земле, способен сделать человека по-настоящему счастливым. Л.Н.

Толстому, который во время создания произведения писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях», несомненно, удалось воплотить свой идейный замысел.

Тест по произведению

История создания романа

Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н.

Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н.

Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня.

Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени… Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов.

Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени.

Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года.

Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года.

Третья пора – 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры.

Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил.

В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа.

И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа.

В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно-политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи – о роли народа в истории страны, о его судьбах.

Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.

Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности».

Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.

Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков.

Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д.

Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.

При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года.

Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу парти- занских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805–1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.

Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года.

Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А.

Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.

Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой… Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле.

«Даль видна на 25 верст», – записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения.

Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.

На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени.

Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов – от юношей до стариков.

В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».

Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. «Война и мир», посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.

История создания романа «Война и мир» Толстого кратко

Интерес к тематике декабристов

В основе произведения – Отечественная война 1812 года, ее отражение на судьбах людей, пробуждение нравственно-патриотических чувств, духовное единение русского народа. Однако прежде чем приступить к созданию истории об Отечественной войне, автор многократно менял свои планы. Многие годы его волновала тема декабристов, их роль в развитии государства и исход восстания.

Толстой задумал написать произведение, отражающее историю декабриста, который в 1856 году вернулся после 30-летней ссылки. Начало повествования по замыслу Толстого должно было начинаться с 1856 года.

Позже автор принимает решение начать свою историю с 1825 года, чтобы показать, какие причины привели героя к ссылке.

Но окунувшись в пучину исторических событий, автор почувствовал необходимость изобразить не только судьбу одного героя, а саму декабристского восстания, его истоки.

Главная тема эпопеи Война и мир

Гениальное историческое творение, написание которого длилось около 6 лет, представляет собой невероятно правдивое настроение русского народа, его психологию и мировоззрение во времена императорских сражений. Строки романа пронизаны нравственностью и индивидуальностью каждого из персонажей, которых в романе больше 500.

Цельная картина произведения заключается в гениальном воспроизведении художественных образов представителей всех слоев общества, начиная от императора и заканчивая обычным солдатом.

Невероятное впечатление производят сцены, где автор передает как высокие побуждения героев, так и низменные, тем самым указывая на жизнь русского человека в различных ее проявлениях.

На протяжении многих лет, под влиянием литературных критиков, Толстой вносит некоторые изменения в некоторые части произведения – сокращает количество томов до 4-х, переносит часть размышлений в эпилог, вносит некоторые стилистические правки. В 1868 году на свет появляется работа, в которой автор излагает некоторые подробности написания романа, проливает свет на некоторые детали стиля и жанра написания, а также особенности главных персонажей.

  Сочинение-рассуждение монолог Чацкого «А судьи кто?»

Благодаря неугомонной и талантливой личности, каким был Лев Николаевич Толстой, мир увидел великую книгу о самосовершенствовании, которая была, есть и будет актуальной среди огромного количества читателей всех времен и народов. Здесь любой найдет ответы на самые сложные жизненные вопросы, черпая мудрость, философию и гениальный исторический опыт русского народа.

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом.

В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей.

Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

Первоначальный замысел

Произведение задумывалось в качестве повести, а позже романа «Декабристы», над которым он работал в 1860–1861 годах.

Со временем автор не удовлетворяется лишь событиями 1825 года и приходит к пониманию, что необходимо раскрыть в произведение более ранние исторические события, сформировавшие волну патриотического движения и пробуждение гражданского сознания в России.

Но и на этом автор не остановился, понимая неразрывную связь событий 1812 года с их истоками, которые берут свое начало с 1805 года. Таким образом, идея творческого воссоздания художественной и исторической действительности планируется автором в полувековую масштабную картину, отражающую события с 1805 по 1850-е годы.

…»путаться, ошибаться, начинать и опять бросать…»

Это отрывок одной из знаменитых цитат романа, который как нельзя лучше характеризует творческие поиски писателя. Период написания «Войны и мира» был долгим и изнурительным.

В архиве писателя можно найти более 5 000 исписанных мелким шрифтом двухсторонних страниц. Это была поистине колоссальная работа. Толстой 8 раз вручную переписывал роман. Некоторые главы он совершенствовал до 26 раз.

Особенно тяжело писателю далось начало романа, которое он переписывал 15 раз.

Когда был написан роман «Война и мир» в изначальной версии? В 1866 году. В архиве Льва Николаевича можно найти первую, самую раннюю версию романа. Именно ее Толстой принес издателю Михаилу Каткову в 1866 году. Однако издать роман ему не удалось.

Каткову было экономически выгодно выпускать роман частями в «Русском вестнике» (до этого Толстой уже опубликовал несколько частей романа под названием «Три поры»). Другие издатели сочли роман слишком длинным и неактуальным.

Поэтому Толстой вернулся в Ясную Поляну и продлил работу над романом еще на два года.

Между тем, в архиве писателя сохранилась первая версия романа. Многие считают ее намного лучше конечного результата. Она содержит меньше философских отступлений, является более короткой и насыщенной событиями.

«Три поры» в истории России

Такой замысел воссоздания исторической действительности автор назвал «Три поры». Первая из них должна была отразить исторические реалии XIX века, олицетворявшие условия формирования молодых декабристов. Следующая пора – это 1820-е годы – момент формирования гражданской активности и нравственной позиции декабристов.

Кульминацией этого исторического периода, по замыслу Толстого, являлось непосредственное описание восстания декабристов, его поражения и последствий. Третья пора была задумана автором как воссоздание действительности 50-х годов, отмеченных возвращением декабристов из ссылки по амнистии в связи со смертью Николая I.

Третья часть должна была стать олицетворением времени наступления долгожданных перемен в политической атмосфере России.

Такой глобальный замысел автора, заключающийся в изображении весьма широкого временного отрезка, наполненного многочисленными и значимыми историческими событиями, требовал от писателя огромного напряжения и художественных сил.

Произведение, в финале которого планировалось возвращение Пьера Безухова и Наташи Ростовой из ссылки не укладывалось в рамки не то что традиционной исторической повести, а даже романа.

Понимая это и осознавая важность детального воссоздания картин войны 1812 года и ее отправных точек, Лев Николаевич решает сузить исторические рамки задуманного произведения.

История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Продолжаем… Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом дает его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц – декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры».

Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией.

Вторая – это 20-е годы, не без включения самого главного – восстания декабристов в 1825 году.

И, наконец, третья, заключительная часть – 50-е годы – время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в Крымской войне и смерть Николая I.

Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» — это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе – роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.

Окончательный вариант художественного замысла

В окончательной задумке автора крайней временной точкой оказываются 20-е годы XIX века, о которых читатель узнает лишь в прологе, основные же события произведения совпадают с исторической действительностью с 1805 по 1812 год.

Несмотря на то что автор решил передать суть исторической эпохи более кратко, книга так и не смогла соответствовать ни одному из традиционных исторических жанров.

Произведение, сочетающее детальное описания всех аспектов военного и мирного времени, вылилось в четырехтомный роман-эпопею,

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года.

И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года.

Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

  Почему Герасим утопил свою собаку Муму и ушёл в деревню

Несколько вариантов имело и название романа.

«Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири.

В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи.

В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года.

Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах.

Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна

)

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Работа над романом

Несмотря на то, что автор утвердился с окончательным вариантом художественного замысла, работа над произведением не была легкой.

За семилетний период его создания автор многократно бросал работу над романом и возвращался к нему снова.

Об особенностях работы свидетельствуют многочисленные рукописи произведения, сохраненные в архиве писателя насчитывающие более пяти тысяч страниц. По ним-то и прослеживается история создания романа «Война и мир».

В архиве нашлось 15 черновых вариантов романа, что свидетельствует о предельной ответственности автора к работе над произведением, высокой степени самоанализа и критики. Осознавая важность тематики, Толстой хотел быть максимально близок к истинным историческим фактам, философским и моральным взглядам общества, гражданским настроениям первой четверти XIX века.

Для написания романа «Война и мир» писателю пришлось изучить немало мемуарных произведений очевидцев войны, исторических документов и научных работ, личных писем. «Когда я пишу историческое, я люблю до малейших подробностей быть верным действительности», – утверждал Толстой.

В итоге вышло так, что писатель невольно собрал целую коллекцию книг, посвященных событиям 1812 года.

Кроме работы над историческими источниками, для достоверного изображения событий войны автор посещал места боевых сражений. Именно эти поездки легли в основу неповторимых пейзажных зарисовок, превращающих роман из исторической хроники в высокохудожественное произведение литературы.

Название произведения, выбранное автором, олицетворяет главную идею. Мир, который заключается в душевной гармонии и в отсутствие военных действий на родной земле, способен сделать человека по-настоящему счастливым. Л.Н.

Толстому, который во время создания произведения писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях», несомненно, удалось воплотить свой идейный замысел.

Тест по произведению

Начало работы

Замысел написать книгу о декабристах возник у Толстого после встречи с декабристом, который возвратился в Москву после тридцатилетней ссылки. 5 сентября 1863 года тесть Толстого, А. Е. Берс, отправил из Москвы в Ясную Поляну письмо. Оно гласило:

«Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе».

Именно это письмо считается первым свидетельством, датирующим начало работы писателя над романом. В октябре того же года Толстой писал своей родственнице, что никогда еще не чувствовал свои умственные и нравственные силы настолько свободными и готовыми к работе.

Он писал с невероятным творческим надрывом. И именно это сделало его мировым бестселлером. Никогда еще, признавался в том же письме сам Лев Николаевич, он не чувствовал себя «писателем всеми силами своей души».

Дата написания романа «Война и мир» стала знаковой в карьере писателя.

  • Сочинение по тексту среди оборванных старух стариков и детей особенно странно выглядели
  • Сочинение по тексту сухомлинского во внешней человеческой красоте
  • Сочинение по тексту суровые требовательные годы совпали для нас
  • Сочинение по тексту солоухина лежать на траве
  • Сочинение по тексту солоухина некоторое время волею судеб