Сочинение по тексту с самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека

Организация: мбоу лицей 1 им. м.в. карамаева г. горно-алтайсканаселенный пункт: республика алтай, г. горно-алтайсктема урока: наш родной русский язык.

Организация: МБОУ «Лицей № 1 им. М.В. Карамаева г. Горно-Алтайска»

Населенный пункт: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Тема урока: «Наш родной русский язык».

Структура урока/этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечания

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  1. Организационный этап.

Учащиеся разделены на 4 группы по 6 человек, деление – на основе пожеланий учащихся

Приветствие учащихся. Помощь в создании групп.

Раздача листов самооценки, с которыми ученики будут работать на протяжении всего урока.

  1. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

Ученики высказывают свои предположения.

Работают с концептом «Родина». Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник. Мнение каждого важно! (предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край).

Возможные ответы:

любят её, РОДИНА, родились в России,

гордятся ею, говорят на русском языке и т.д.

Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь).

Формулируют цель.

После этого обучающиеся делают вывод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали.

Учитель использует презентацию (показывает слайды с изображением природы Республики Алтай, известных мест г.Горно-Алтайска, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).

Что вы видите?

После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации.

Следующий этап работы в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина»).

Ответьте на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга.

Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык?

Внимание

Наблюдение

Рассматривание

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь

Составляют толковник слова «Родина».

Работают со словарями.

С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой.

Вернемся к слову «Родина», к вашим ассоциациям и составим свое определение понятия «Родина».

А теперь добавим определения из словарей, чтобы у нас сложилась целостная картина этого понятия.

Разъяснение

Высказывание

Прием работы с книгой

Пересказ информации

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Читают текст, анализируют, отвечают на вопросы.

Текст

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

  • – жизнь народа. (По К. Ушинскому)

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание для всех групп: прочитать текст К. Ушинского и ответить на вопросы:

1 группа: Определите основную мысль текста.

2 группа: Что такое родной язык?

3 группа: Какие эпитеты характеризуют родной язык?

4 группа: Какие понятия, словосочетания характеризуют родной

язык?

Прием словесного объяснения

Формулировка вопросов

  1. Первичное закрепление.

Каждый учащийся выбирает для анализа одно из высказываний, записывает его в тетрадь, выделяет корни в словах с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Затем, опираясь на текст, учащийся самостоятельно приводит доказательства к выбранному утверждению, отвечая на вопрос: в чём видят красоту языка писатели, с чем сравнивают они русский язык (можно выписать ключевую фразу из текста).

Следующий этап — самопроверка по эталону.

Учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу.

Учитель организует индивидуальную работу учащихся с высказываниями известных писателей о русском языке (Упр. 4, задание 1).

Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, способный передать все нюансы человеческих ощущений и мыслей. Безусловно, язык требует бережного отношения и любви.

Работа с учебником

Индивидуальная работа с упражнением

6.Включение в систему знаний.

Ученики работают с контурной картой Республики Алтай.

Русский язык – один из 8 международных языков. Международный язык язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин «язык мирового значения».

В нашей республике проживают люди разных национальностей: алтайцы, казахи, русские, украинцы, немцы, узбеки и др. Язык, который объединяет население, — русский язык.

  • посмотрим, какие национальности проживают в районах нашей республики.

Учитель предоставляет информацию о процентном соотношении населения в республике, а учащиеся определенным цветом отмечают это на своих контурных картах.

Затем учитель подводит к выводу о том, что наша Республика Алтай является многонациональной и что русский язык является связующим звеном в общении разных народов, т.е. языком межнационального общения.

Графический прием

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

-Русский язык (название-существительное)

-Богатый, выразительный (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

Затем самооценивание по листам самооценки.

Учащимся предлагается вспомнить цель урока.

Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование синквейна.

Прием рефлексии

8.Задание на дом

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

Упр. 4, задание 2.

или сообщение «На каком языке разговаривает моя семья» (можно родословную в этом ключе)

Организация домашней работы

Примеры сочинений по пословицам

Примеры сочинений по пословицам

Сочинение по пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Русский народ создал множество пословиц и поговорок. Основной их темой является способность человека трудиться. Человек всегда понимал, что если хочешь добиться в жизни успеха, необходимо приложить максимум сил.

Начиная с раннего детства ребёнок понимает, что без определённых усилий невозможно достичь результата. Например, чтобы собрать машинку из кубиков лего, надо изрядно потрудиться. Чем дальше, тем сложнее и ответственнее становятся поручения у малыша. Он учится убирать за собой игрушки, аккуратно складывать свои вещи и, по-возможности, помогать родителям.

В школе ученик понимает на собственном опыте, на сколько верна пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Если ученик регулярно готовит домашние задания и внимательно слушает учителей на уроке, т.е. трудится на совесть, он сможет легко » выловить рыбку из пруда».

Во взрослой жизни труд играет очень важную роль в жизни людей. От его качества зависит уровень жизни человека. Без труда невозможна жизнь на земле. Все, что является необходимым для поддержания жизнедеятельности человека, связано с трудом. В процессе труда происходит развитие человечества и поддержание цивилизации.

С древних времён человек трудился, чтобы добыть пропитание и одежду. Уже тогда он понимал, что если ничего не делать, то можно умереть с голода.

В современном мире физический труд человека облегчают машины. Но, без деятельности учёных и изобретателей, не было бы этих жизненно необходимых механизмов. Все, что имеет человечество сейчас, создаётся с помощью живого труда и использования достижений прошлых лет.

Средства труда, которые используют люди, показывают их развитие. Раньше стирка белья была проблемой для всех хозяек. Сейчас, благодаря изобретению современных стиральных машин, она стала намного проще. Облегчен труд женщины на кухне. Но, несмотря на наличие бытовой техники, необходимо прилагать усилия, чтобы добиться положительных результатов. Учёные трудятся, чтобы остальные люди жили легче и у них оставалось больше времени для отдыха.

Правда, чтобы иметь возможность купить все необходимые приборы, человек должен иметь деньги. Для этого он должен трудиться. Значит, пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» остаётся по-прежнему актуальной.

или вот такой пример:

В начале сочинения дадим краткую характеристику, что же такое труд. Трудом называют любую работу, любую деятельность, которую человек делает осознанно, чтобы его жизнь, жизнь его семьи и всего человеческого общества была лучше, богаче, радостнее. За свой труд люди получают вознаграждение — заработную плату. Например, мама каждый ходит на работу и трудится там, чтобы потом купить вкусную еду, красивую одежду для всей семьи, чтобы можно было получать удовольствия за эти деньги.

В основной части раскроем главную мысль, для чего человеку труд. Оказывается, для того, чтобы отличаться от животных! Еще давным-давно, когда на земле не было людей, а были большие обезьяны, они стали осознанно трудиться — брать палку и сбивать ею фрукты с деревьев, отгонять ею врагов. И вот с этого момента эти большие обезьяны стали превращаться в разумного человека. Именно труд и привел к тому, что на земле появились люди. Но для этого прошли миллионы лет.

Вот даже лошадь перевозит грузы — тоже трудится, но она это делает неосознанно и под руководством человека. Труд играет очень важную роль.

Трудом можно назвать не только ту работу, за которую платят зарплату. Труд — это учеба в школе; это занятия спортом, танцами; это субботники, когда все вместе убирают территорию; это помощь родителям по дому и так далее. Художник пишет картину, женщина вышивает бисером или вяжет — это тоже кропотливый труд и большое терпение. Вот и сочинение написать — это труд. И рыбку ловить — это тоже труд, терпение, сноровка и опыт.

В заключении можно написать, что без труда и терпения невозможно стать успешным и независимым человеком, невозможно добиться хороших результатов. Поэтому если мы чего-то хотим в жизни чего-то достичь, мы обязательно должны прилагать усилия и стараться работать хорошо, чтобы многому научиться.

Пример сочинения по пословице «Не откусывай больше того, что ты можешь проглотить»?

В буквальном смысле эта пословица предупреждает о возможности подавиться, поперхнуться слишком большим куском торта, но в буквальном смысле ее мало кто понимает. Гораздо интереснее представляется ее переносный смысл, который заключается в том, что не следует жадничать, не стоит браться за слишком большую работу, не стоит взваливать на свои плечи слишком много заданий сразу, а следует делать все постепенно и не спеша. Ведь разрываясь между несколькими срочными делами человек в итоге ни одно из них не делает как следует. Всюду получается брак и полное отсутствие результата. В итоге и дело не сделано и человек испытывает досаду и недовольство. Что же заставляет человека брать на себя такое количество дел, с которым он определенно сам не может справится? Часть этим стимулом оказывается обыкновенная жадность, ведь за много выполненных работ и оплата будет выше, но вот чтобы ее заработать, эти работы надо выполнить. А в итоге получается, что человеку перестают доверять и он оказывается в полном проигрыше. Еще один вариант, когда человек просто переоценивает свои силы или недооценивает сложности работ. Поэтому, всегда следует подумать, прежде чем брать на себя ответственность за поедание слишком большого куска.

или вот такой пример:

«Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить», — эту народную мудрость можно услышать из уст американца. В данной пословице говорится о том, что не стоит и пытаться сделать невозможное – то, что исполнителю совершенно не по силам. Ведь если взяться за слишком сложное незнакомое дело, то в лучшем случае ничего не получится. А при худшем исходе можно нанести непоправимый ущерб себе или окружающим.

Если бы, например, студент первого курса медицинского училища или университета решил бы попробовать сделать операцию тяжело больному пациенту, то вряд ли можно было бы надеяться на хороший результат. Если человек без водительских прав, не умеющий управлять машиной, сядет за руль, то он наверняка попадет в аварию и может пострадать сам и нанести огромный вред окружающим. Как говорится, если не умеешь чего-то делать, то не берись, пока не научишься. А в обучении обязательно должен участвовать более опытный человек, хорошо знаком с преподаваемым делом и который в прошлом мог уже столкнуться с подобными ошибками. Также в данной пословице звучит буквальное предостережение от жадности и алчности, ведь откусив слишком большой кусок, можно и подавиться.

Также в данной пословице звучит буквальное предостережение от жадности и алчности, ведь откусив слишком большой кусок, можно и подавиться.

Пример сочинения по пословице «В радости знай меру в беде не теряй веру»

В каждой пословице кроется смысл. Пословица “В радости знай меру, в беде не теряй веру” не является исключением. Смысл пословицы “В радости знай меру, в беде не теряй веру” заключается в том, что всегда и во всём нужно знать меру, нельзя терять надежду, самообладания. Жизнь переменчива, если сегодня и сейчас всё хорошо, это ещё не означает, что через миг ситуация не изменится.

Мы радуемся счастливым моментам в жизни, успехам, радость это хорошо. Но, как говорится всего должно в меру. В моменты счастья, радости нельзя забывать о других. Жизнь зачастую преподносит нам сюрпризы, а для того, чтобы уметь справляться с возникающими сложностями, нужно не терять веру в себя и свои силы. Никогда нельзя терять веры в себя, в то, что из любой сложной ситуации можно найти выход. Только так можно справиться со сложностями.

Если тебе плохо, у тебя беда — не опускай руки, не теряй веру в лучшее. Хорошая пословица, которую нужно помнить и не забывать о её смысле.

Иногда, бывают в жизни такие моменты как радость, и беда. Мы часто как радуемся чем-то, так и разочаровываемся в чем-то или ком-то. Так вот, когда ты радуешься, счастлив ты можешь легкомысленно что-то сказать или пообещать. А на радостях, если ты пообещал, то уже надо выполнять, вот только когда в тебе бьет ключом хорошее настроение, если можно так выразиться, то можно что угодно пообещать. А потом, смотря по обстоятельствам, тебе становится немного стыдно за свои слова или поступки, сказанные в порыве радости. И я хочу сказать, что нужно стараться держать слово данное другим людям.

или вот такой пример:

Сочинение-рассуждение по пословице «В радости знай меру, в беде не теряй веру»

Огромный опыт, проверенный годами, передают нам пословицы. Их пересказывали, переговаривали из уст в уста. И вот они дошли до нас, чтобы мы не повторяли ошибок наших предков, были мудрее и жили лучше.

«О счастье не кричат» — прекрасный синоним к выражению «в радости знай меру».

В нашем сложном современном мире так много хороших и добрых людей, но также много и злых завистников, готовых испортить твоё настроение за считанное время. Нужно делиться своей радостью с близкими людьми: друзья, родственники, те люди, которым можно доверить как хорошие, так и дурные вести.

Мы всегда спешим делиться своей радостью со всеми людьми, чтобы и они порадовались вместе с нами, но есть люди, которые презирают или попросту тихо ненавидят таких позитивных личностей. После не увиденной ожидаемой реакции, например, улыбки на лице, у довольного и счастливого человека пропадает все позитивное настроение, от радости не остаётся и следа.

Есть энергетические вампиры, которые питаются вашей хорошей энергетикой и меняют ее на негатив.

«Не терять веру в беде» — это такие особенные моменты, грусти, нашей боли и печали, в крайней степени — отчаяния. Ни детские обиды, а серьёзные проблемы. Например, когда ты потерял телефон, играя с мальчишками на стройке. Так обидно стало, что родители потратили деньги, а я — растяпа, не усмотрел за телефоном. Слишком был занят игрой. Я сел на траву и горько заплакал.

«Это был подарок на день рождения, что же я родителям скажу» — эта фраза, словно поселилась у меня в голове. И сразу захотелось бежать домой, запереться в комнате и никого не видеть. Зажмурить сильно глаза, сильно-сильно, а потом резко открыть их и, как будто, этого ничего не было.

Это моя бурная фантазия или плохой сон. Такую манипуляцию я сделал, раз пять, но телефона так и не было, грусть не прошла. Эх, придётся признаваться родителям.

Выход из такого неутешительного происшествия очень простой: достаточно понять смысл пословицы «В радости знай меру, в беде не теряй веру» и поверить в себя. Нужно было не впадать в панику, а попросить друзей помочь найти телефон. Друг познаётся в беде. Пропажа бы нашлась, и повода для отчаяния не было бы.

Если бы не нашёлся, то есть ещё один план: расклеить объявление и указать в нем, что нашедшему полагается вознаграждение. Это бы явно ускорило процесс поиска, нервы были бы целы и телефон при хозяине, а, главное, — вера в себя и свои силы не пропала бы.

Сочинения по пословицам

У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками. . Дальше

Век живи век учись

В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль. Дальше

Дело мастера боится

Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку. Дальше

Делу — время потехе — час

Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича. Дальше

Друг познается в беде

У каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать. Дальше

Жизнь прожить — не поле перейти

Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые. Дальше

Ученье — свет а неученье — тьма

Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла. Дальше

Язык мой — враг мой

Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать. Дальше

Язык мой – друг мой

Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том. Дальше

Рассказ на школьную тему по пословице

Пословица — это давняя, проверенная и пронесённая через века мудрость человека. В этом жанре русского народного творчества есть всё: юмор, поучение и даже осуждение. В россыпи народных пословиц можно найти целый ряд житейских правил. Н. В. Гоголь называл русские пословицы «жемчужинами народной речи». Многие пословицы живут и в нашей повседневной жизни, делая наш язык образнее, ярче, создавая узнаваемые образы.

Рассказы по пословицам о труде на школьную тему наиболее близки ученикам 2 — 5 классов. Наши тексты помогут ребятам придумать свой маленький и назидательный рассказ о трудолюбии.

Образец сочинения на школьную тему по пословице

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Вдруг решение задачи стало получаться и ответ сошёлся. Я очень обрадовалась и пошла показать тетрадь маме. Ей было приятно, что я сама потрудилась и у меня всё получилось. Мама сказала: «Вот как дочка, делу время — потехе час!»

Сочинение по пословице «Где труд, там и радость»

Весной в школе нас попросили сделать скворечники для птиц. Мы с папой решили выполнить задание, не откладывая на завтра. Папа начертил план, мы вместе купили доски и гвозди. стали мастерить. Я с радость помогал папе забивать гвозди, разукрашивал домик для скворцов.

Когда мы повесили скворечник на большую яблоню, птицы сразу облюбовали новую квартирку, наносили туда травинок, пёрышек и свили гнездо. А вечером скворец запел, словно благодарил нас за уютный дом. Так было радостно. Не даром говорят, где труд, там и радость.

Рассказ по пословице «Делу — время, потехе — час»

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Вдруг решение задачи стало получаться и ответ сошёлся. Я очень обрадовалась и пошла показать тетрадь маме. Ей было приятно, что я сама потрудилась и у меня всё получилось. Мама сказала: «Вот как дочка, делу время — потехе час!»

Пример сочинения на школьную тему по пословице

«Сначала подумай, потом скажи»

Наташа пожаловалась маме, что с ней подружки не хотят дружить. Мама догадалась. что девочка их чем-то обидела. Наташа призналась, что похвасталась: «Я умею готовить пирог лучше всех вас!» Подружки не поверили и назвали Наташу — Хвастунья.

Мама напомнила дочке народную мудрость, что сначала надо подумать, а потом говорить, и предложила ей испечь яблочный пирог вместе. Наташа с радостью согласилась. Когда угощение было готово, все подружки собрались за одним большим столом. Весело разговаривали и шутили.

Наташа запомнила мамины слова на всю жизнь. Она теперь всегда сначала подумает, а потом говорит.

Даже самые умные люди не всегда становятся успешными в карьере и личной жизни: мешают психологические проблемы. Одна из них — синдром утенка, открытый зоологом Конрадом Лоренцом. Почему первое — не всегда лучшее?

1

Что такое синдром утенка

«Синдром утенка» — психологическое явление, при котором человек, сталкиваясь с новой для себя областью, первый встреченный объект считает лучшим. Например, он уверен, что самое вкусное мороженое — это белый пломбир из детства, а его первая «Лада» — лучший автомобиль. Безобидное на первый взгляд явление может иметь далеко идущие последствия для психики. Зачастую негативные.

Синдром ассоциируют с открытием известного австралийского зоопсихолога и лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца. Он сделал интересное наблюдение. Только что вылупившийся гусенок принимает за маму первый попавшийся движимый объект. Это может быть взрослая птица, другие животные, люди и даже техника. Детеныш начинает следовать за объектом, повторяет его действия. В оригинале психологическое явление называлось «синдром гусенка», потому что Лоренц изучал именно этих животных. Но при переводе на русский язык произошла ошибка. Термин закрепился именно в таком виде.

2

Сколько людей страдают синдромом утенка

По оценкам психиатра и психотерапевта Вероники Сысоевой, более 80% людей разных возрастов подвержены этому психическому явлению. Среди них есть представителей разных возрастов. Но чем старше человек, тем чаще у него бывает эта проблема.

Синдром утенка в той или иной степени присутствует у всех людей, рассказала РБК Трендам психолог Наталья Малышева. Закладывается он как правило в детстве, когда человек осваивает мир, приобретает первые знания и навыки. Степень выраженности синдрома зависит от гибкости психики: то есть, способности адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира. У одних он возникает эпизодически, для других же это жизненная стратегия.

Психологическое явление, открытое Лоренцом, в большей степени свойственно консервативным обществам, к которым можно причислить и Россию, считает клинический психолог Валентин Денисов-Мельников. В странах Запада, где люди более открытые, гибкие и склонные к новым веяниям, синдром утенка встречается гораздо реже.

3

Как формируется синдром утенка

«Человек пробует что-то новое и остается доволен этим опытом. В его мозгу возникают новые нейронные связи и вырабатывается гормон удовольствия — дофамин. Закрепляется прочная связь между процессом и положительными эмоциями, которые человек испытал», — говорит психолог Екатерина Длин. Появляется ощущение, что именно первый опыт был самым лучшим и правильным. Когда жизнь предлагает человеку альтернативу, он ее отвергает. Неосознанно формируется убеждение, что проще не делать ничего, чем пошатнуть свой эмоциональный баланс.

При попытках изменить ситуацию, наступает чрезмерное напряжение и теряется почва под ногами. Укрепляется уверенность — лучше оставаться на прежних позициях, чем стремиться к переменам, именно такую стратегию и используют люди с синдромом утенка.

Синдром утенка формируется в раннем возрасте. В основном, у детей, которые были окружены достаточным вниманием и любовью родственников, чаще с гиперопекой, отмечает Сысоева. В семье они чувствовали полную безопасность, часто сопровождающуюся собственной безучастностью, но были счастливы. Они не привыкли решать за себя и пробовать что-то новое.

Другой вариант воспитания с гиперопекой — когда близкие родственники находятся в тревоге и «передают» это состояние маленьким детям. Как только ребенок пытается начать что-то новое, слышит крики со стороны, что этого делать нельзя. Подобная модель воспитания относится к периоду СССР и более раннему времени.

Однако многие родители продолжают пользоваться стратегиями из прошлого по причине собственного синдрома утенка, передавая его по наследству детям.

4

Как синдром утенка негативно влияет на жизнь

Ярко выраженный синдром утенка может испортить жизнь человеку: помешать реализации в карьере и созданию счастливой семьи. Психологи утверждают, что качество жизни у таких людей снижено. Специалисты привели несколько примеров того, как синдром утенка может иметь негативное влияние:

  • Неприятие нового. Мир не стоит на месте, отказ от современных услуг и технологий значительно отбрасывает назад. Люди не управляют должным образом собственными временем и жизнью в целом. Результаты получаются неудовлетворительными.
  • Странный внешний вид. Синдром утенка может проявляться и в стиле одежды из прошлого. Даже молодые люди в вещах «из бабушкиного сундука» выглядят как пенсионеры. Безусловно, это отражается на отношениях, карьере и успехе в целом — причем, не в пользу человека.
  • Проблемы в отношениях. Многие находятся в несчастливом браке всю жизнь, потому что встретили в юности одного человека и решили, что только с ним можно создать семью. Синдром утенка с одной стороны не позволяет прекратить отношения, а с другой — над ними работать. Получается замкнутый круг. Это касается не только романтических отношений, но и общения с друзьями, родственниками и коллегами на работе.
  • Работа «по специальности». Человек не хочет менять сферу деятельности и верен профессии, которую получил в 22 года. Его могут смущать низкий доход и отсутствие интереса к своей деятельности, но он все равно ничего не хочет менять.
  • Запрет на карьерный рост. Человек занимает низкую должность в компании, часто выполняет неприемлемые для себя задачи и работу за других. Такая позиция не приносит ни уважения, ни успеха, блокирует финансовый рост, формирует внутриличностные конфликты и неврозы, но выйти из «зоны комфорта» синдром не позволяет.
  • Финансовый потолок. Увеличение дохода зависит практически от каждого пункта описанного выше. Невозможно быть финансово обеспеченным, блокируя свое развитие, отказываясь от нового и сопротивляясь движению вперед.
  • Одиночество. Если у человека ярко выраженный синдром утенка, шансы на одинокую старость возрастают. По мнению Натальи Малышевой, с возрастом такие люди становятся деспотичными. Они учат жизни окружающих, настраивая, что их мнение самое правильное, хотя сами ничего другого и не пробовали. Окружающие отворачиваются от них.

5

Как справиться с синдромом утенка

«Рекомендуется с помощью психолога закрыть все детские травмы и, основанные на них, ограничивающие убеждения. Можно работать с собой самостоятельно, но гораздо эффективнее это делать с помощью специалиста», — убеждена Вероника Сысоева. Избавление от синдрома утенка влечет к появлению жажды нового, современного: проснется желание идти в ногу со временем и обзавестись результатами совершенно другого формата.

  • Сочинение по тексту родной язык ч айтматов
  • Сочинение по тексту прибыв на новое место работы молодой врач александр зеленин на следующий день
  • Сочинение по тексту путешествие по тайге всегда довольно однообразно сегодня лес завтра лес
  • Сочинение по тексту принято считать что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса
  • Сочинение по тексту пескова был осенний серенький день