Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку, проверенные по критериям. В сочинениях выделены ошибки, даны рекомендации по их исправлению. Этот материал будет полезен тем, кто хочет научиться писать идеальное сочинение ЕГЭ.
Сочинение по тексту Горького на 22 балла. (Какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной?)
Сочинение по тексту Симонова на 20 баллов. (Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?)
Сочинение по тексту Пришвина на 23 балла. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Сочинение по тексту Пришвина на 16 баллов. (В чем заключается роль искусства?)
Сочинение по тексту Новикова на 8 баллов. (Проблема социальной незащищенности детей)
Сочинение по тексту Бека на 12 баллов. (Чем руководствуется человек, совершая подвиг?)
Сочинение по тексту Ткачёва на 15 баллов. (Проблема понимания подлинной красоты)
Сочинение по тексту Ткачёва на 18 баллов. (Проблема отношения человека в подлинной красоте)
Сочинение по тексту Кондратова на 19 баллов. (Проблема изменения в языке/ Каковы последствия изменений в языке?)
Сочинение по тексту Бакланова на 21 балл. (В чем причины войн?)
Сочинение по тексту Достоевского на 17 баллов (Можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого человека?)
Сочинение по тексту Бека на 24 балла. (Когда возможен массовый героизм?)
Сочинение по тексту Паустовского на 11 баллов. (Что такое шедевр?)
Сочинение по тексту Катаева на 17 баллов. (какова роль памятников и исторических мест в жизни человека?)
28-07-2021, 15:51
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 541
- 0
Подробнее
Сочинение ЕГЭ по тексту Симонова на тему: Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?
2-07-2021, 18:39
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 3 881
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:30
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 097
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:19
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 2 708
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:03
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 971
- 0
Подробнее
11-05-2021, 00:46
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 2 553
- 0
Подробнее
11-05-2021, 00:35
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 882
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:56
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 419
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:43
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 726
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:31
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 10 341
- 0
Подробнее
1 2
Назад
Вперед
Проблема назначения человека. (И. П. Цыбулько – 2022. Вариант № 12).
В чём наиболее полно раскрывается назначение человека? Способен ли человек с помощью творчества определить своё призвание и реализовать его?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему назначения человека, автор опирается на собственные размышления, приводит для аргументации яркие примеры. Он вспоминает удивительный день полёта первого космонавта Юрия Гагарина. Весь мир испытывал радость за величие человеческого разума. Но больше всего, как мне кажется, рады были учёные, техники, механики и лётчики, все те, кто был причастен к этому великому достижению человечества. Это служило для них доказательством того, что они правильно нашли своё призвание – служить науке и технике и сумели реализовать своё предназначение.
Автор подчёркивает, что критерии устойчивости и безопасности общества опираются прежде всего на способность человека к творчеству. Если каждый сделает правильный выбор, сумеет верно определить смысл своего существования и будет двигаться к намеченной цели, служа прогрессу общества, то мир приобретёт устойчивость.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что только творческая личность, обречённая на вечные муки и вечное счастье познания, способна приблизить счастливое будущее человечества.
Авторская позиция заключается в следующем: любое творчество, научное, техническое или художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. В творческом труде каждый может определить своё призвание и реализовать его.
Мне близка позиция автора. Действительно, творческий труд облагораживает человека, делает его свободнее, лучше.
В романе В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев увидел своё предназначение в том, чтобы стать полярным лётчиком. Он добился своей цели, следуя девизу детства: «Бороться и икать, найти и не сдаваться».
В заключение хочу подчеркнуть, что мы должны стремиться к такому будущему, где каждый человек сумеет определить своё призвание и реализовать его.
Текст
(1)Люди устроены так, что в будущем их интересует главным образом хорошее, то есть то, что им представляется хорошим. (2)Всем нравится представлять себе высадку на Луне, препараты долголетия.
(3) И всё же именно тревоги, бедствия, заботы будущего помогают объединять человечество.
(4) Становится ясным, что нельзя сегодня в границах одного государства решить, допустим, проблему питания человечества. (5)Проблема обеспечения пресной водой также всепланетная. (6)Такой же стала проблема борьбы с гриппом, проблема управления погодой, загрязнения воздуха, океана… (7)Возникает всё больше проблем, решать которые можно лишь в масштабе всей Земли.
(8)Государственные различия всё резче входят в противоречие с общностью задач, тайфуны настигают любые корабли и обрушиваются на любые берега. (9)Современное естествознание, современная техника требуют создания международных институтов. (Ю)Постепенно Земля открывается нашему сознанию как целостный организм.
(11)Надо уяснить, как воздействует прогресс техники на человека, на его мироощущение. (12)Я никогда не забуду взрыв восторга в день полёта первого космонавта Юрия Гагарина. (13)Стихийный праздник, толпы на улицах, на площадях городов, наспех написанные транспаранты. (14)Чему мы радовались? (15)Не только тому, что первыми в космос вышли советские люди. (16)Радость была и за величие человеческого разума, это была радость, объединяющая человечество, в этой радости была надежда!
(17)Ощущение единства порождалось одновременностью информации. (18)Средства связи позволили всему миру одновременно следить за полётом. (19)Коммуникации создали глобальное сопереживание.
(20)С тех пор возможности соучастия увеличились. (21)Мир может не только одновременно слышать, но и видеть.
(22)Недавнее футбольное первенство мира смотрел одновременно миллиард людей.
(23)Во всех странах одновременно ахали, волновались, кричали у своих экранов — цивилизация не знала таких масштабов, таких выбросов психическом энергии, (24)Футбол и полёт в космос. (25)Интернет и телевидение способны транспортировать зрителю любые события. (26)В распоряжении людей появились способы воздействия планетарных масштабов. (27)Сеть позволяет передавать всё что угодно кому угодно. (28)Связь каждого человека со всем человечеством возрастает колоссально.
(29)Процесс наращивания контактов уже происходит, и остановить его вряд ли кому-либо удастся. (ЗО)Интернет, транзисторы, магнитофоны, телевизоры, мобильники — количество их растёт в прогрессии геометрической, сколько-нибудь ценная информация распространяется практически сотнями различных каналов.
(31)Мода перенимается сегодня в течение нескольких месяцев. (32)Няучнмв исследования движутся почти вровень в лабораториях Японии, России, Англии, США… (33)Попытки существенно обогнать конкурентов ни к чему не приводят.
(34)Идеи почти одновременно возникают, одновременно реализуются.
(35) Возрастание связей, появление всеобщих забот и усилий — достаточно ли этого для создания гарантии устойчивого существования человечества? (36)Станет ли мир более прочным оттого, что он будет оплетён множеством связей?
(37) Мне кажется, что это реальные силы, которые соединяют людей.
(38) Они приобщают их к всемирным событиям, а значит, повышают их соучастие.
(39) Конечно, возрастает и опасность использования той же системы коммуникаций какой-то группой в своих интересах.
(40) Грядущее таит в себе не только избавление от многих страданий и опасностей но и появление новых опасностей.
(41) Если мы не в состоянии предвидеть, как мир новой техники изменит человека то не попробовать ли понять, как должно быть устроено общество, чтобы устойчиво существовать? (42)Каковы критерии его устойчивости и безопасности? (43)Можно ли выявить наиболее жизнестойкую систему? (44)Вера в то, что подобная система есть, -эта вера возникла не от безвыходности. (45)Она зиждется на элементах здоровья сегодняшнего человеческого общества, на тех силах, что в критические моменты уже спасали мир от катастрофы.
(46)Творчество, будь то научное, техническое или художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. (47)Творческий труд облагораживает человека, делает свободнее, лучше. (48)Признаюсь, когда я думаю о будущем, предо мной прежде всего возникает та жизнь, где каждый сумеет определить своё призвание и реализовать его. (49)Это вовсе не простая задача. (50)Человек стал человеком, когда он стал творцом. (51)Яблоко, сорванное с райского Древа, обрекло человека на вечные муки и вечное счастье познания. (52)Ясно, что счастье строится не с помощью науки и техники. (53)Но когда человек начинает творить, он творит будущее!
(По Д. А. Гранину)
СОЧИНЕНИЕ 1
Представленный для
сочинения текст Ольги Кожуховой о детстве. Вернее, о ее детских воспоминаниях. Кожухова
начинает так: «Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее».
Прочитав текст, можно понять, что хорошие воспоминания Кожуховой в этом тексте
можно разделить на две части: первая – Отец-агроном, его неназойливое
воспитание, хуторок-оазис в степи; и вторая, бОльшая часть текста, — история
знакомства и дружбы с конем Мальчиком и история страсти к лошадям.
Коня, на которого посадил
шестилетнюю дочку, отец выбрал не случайно: «Конь был умный, послушный,
влюбленный в людей, славный», — отмечает Кожухова. Не привыкший, видимо, к
падению наездников, «он остановился, и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и
упреком повернулся ко мне и тихонько заржал», — рассказывает Кожухова о своем
знакомстве. С этой минуты девочка стала ухаживать за лошадьми, отец и конюх,
конечно, поощряли это увлечение.
Вспоминая только хорошее,
Кожухова описывает неповторимое ощущение счастья от самостоятельных поездок в
школу или библиотеку и в поле; от зимнего утра и запаха «теплых животных,
навоза, гниющей соломы», от прекрасного утра, когда «Роман Васильевич берет в
руки щетку и начинает чистить лошадей»; от хорошенького жеребенка, вызывающего
«какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки».
Счастье детства, конечно,
связано не только со страстью к лошадям. Кожухова помнит двор и конюшню «до
последней соломинки, до последнего бревнышка», мясистые губы и застенчивый
взгляд Мальчика, ворчание конюха, потому что в детстве человек открывает мир,
его радость, сладость и горечь: вероятно, только в детстве мир огромный и в то
же время родной, близкий; не враждебный, а наполненный любовью и радостью.
И в центре этого мира,
наполненного любовью и радостью, — любимый конь Мальчик. «Я не знаю, что думает
Мальчик, глядя вдаль, на дымы, поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом
домов, на леса, индевеющие на горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными
хвостами поземки, но мне радостно видеть его стройную шею, красивую голову,
этот крепкий, темнеющий по позвоночнику круп, словно в этом животном сама
радость жизни, словно я нашла себе друга, хорошего друга», — в этом предложении
Ольга Кожухова объясняет, как конь Мальчик стал лучшим другом, стал
олицетворением радости жизни, счастья детства.
Мне понятно, почему
Кожухова вспоминает о детстве только хорошее: по-видимому, только в детстве
возможна такая полнота и радость бытия. Не случайно в последнем предложении
своего воспоминания Кожухова пишет, что, став взрослой, она понимает дружбу
«значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни
Пегуши, ни Галки, ни Мальчика».
381 слово
СОЧИНЕНИЕ 2
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее.
Хуторок наш, в три дома, стоял, окруженный оврагами, на
бугре, на сухом, возвышенном месте, среди длинных, как ленты, протянувшихся по
степи, разросшихся лесопосадок.
Мой отец — агроном, его дело — бороться с оврагами, с
суховеями, изучать жизнь не тронутой человеком, нераспаханной степи и глубинные
ее связи с лесом, с ветром, с водой по оврагам, с длинной цепью прудов, сеять
хлеб под защитою лесополос.
Мы живем здесь, как в некой особой стране. Вокруг нас на
многие километры сплошь безлесные деревеньки да степи, иссыхающие на горячем
ветру уже к концу мая, все здесь серого, желтого цвета, а мы — в зелени и в
цветах, в гущине трав по пояс, в птичьем гаме, в черемухе и соловьях.
В те годы, как я теперь понимаю, отец меня многому научил,
если, в сущности, не всему. Только делал он это неназойливо, осторожно,
почему-то всегда оставаясь в тени, будто занятый чем-то другим.
Мне, наверное, не было и шести лет, когда он посадил меня верхом
на коня и заставил проехаться по двору. Конь был умный, послушный, влюбленный в
людей, славный Мальчик.
Я проехала, еле держась за поводья и сползая на холку коню,
но не вскрикнув, не завизжав: выражать чувство страха в нашем доме не принято.
Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал. Не успев удержаться, я
скатилась в траву через голову Мальчика. В ту же самую секунду он остановился,
и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и упреком повернулся ко мне и тихонько
заржал.
— Ну, ну! Ничего, ничего… — сказал мне отец. И спокойно пошел
по делам, по хозяйству, хорошо понимая, что самое важное уже сделано, навсегда.
Что теперь я всю жизнь буду помнить эту счастливую минуту, что я стану бродить
за Мальчиком неотступно, помогать нашему конюху чистить его, кормить и поить, и
водить на купание на пруд и в ночное. Он, отец, и еще и еще ненавязчиво поощрит
эту страсть: то даст подержать под уздцы, когда сам будет садиться в седло, то
я буду править вожжами, когда мы с отцом поедем на станцию в нашем стареньком
тарантасе, то он разрешит всем нам троим, мне и старшим двум сестрам, поехать
без взрослых, одним, на первый участок в библиотеку или в поле за сеном — и это
всегда для меня будет праздник.
Зимним утром конюшня еще в темноте. Двойные широкие двери —
на светлом ее силуэте — зияют глубоким провалом, оттуда уже вылетает парок,
запах теплых животных, навоза, гниющей соломы. Там, внутри, убитый ногами
земляной пол, на стене, на крюке фонарь «летучая мышь», он чуть теплится в этом
мраке, в клубящемся зимнем воздухе. За невидимой стенкой дощатого стойла — наш
конюх Роман Васильевич: невысокого роста, с круглой стриженой головой, с низким
лбом, перерезанным глубокими бороздами морщин. Он, посвистывает, выгребая
лопатой навоз, подстилая солому.
— А, здорово, здорово! — откликается он на мое приветствие. —
Как дела?
— Ничего… А твои?
— И мои ничего.
— Ну вот и прекрасно!
Утро полностью наше. Нам никто не мешает. Я стою у
бревенчатой, крашенной известью стены и с волнением наблюдаю каждый день одно и
то же прекрасное зрелище — прекрасное, по крайней мере, для меня, — как Роман
Васильевич берет в руки щетку и начинает чистить лошадей: сперва Мальчика,
затем Чалого, затем Пегушу, затем Орлика, затем Серого, затем Галку и
хорошенького ее жеребенка, стригунка, вызывающего у меня, да и у всех живущих
на хуторе, какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки.
— Но, но… Не кусайся! Ишь чего захотел! — ворчливо
отталкивает Роман от себя жеребенка, играющего и хватающего его за чуб и за
шапку зубами.
Этот двор мне знаком до последней соломинки, до последнего
бревнышка. Говорят, что когда-то здесь жил Докучаев. Низкий, маленький домик,
крытый соломой, в одну комнату, с русской печью, с холодными сенями и чуланом,
поставленный на окраине леса, он давно обветшал. Но его не ломают. Рядом с
домом колодец с журавлем и вот эта конюшня, куда я хожу по утрам к лошадям.
Летом здесь очень тихо, безветренно и уютно. Вокруг лес — стоит не шелохнется;
в тихих, слепеньких окнах отраженно, как в омуте, зреют синие сумерки.
Сейчас лес и сырая солома на крыше, на срезе, каждый листик и
каждая веточка на морозном стекле — все бело, все искрится от снега, розовеет в
свете первых лучей декабрьского солнца. Мои ноги замерзли, я уже застоялась,
как конь, и Роман поспешает: он выводит на улицу Мальчика и гонит его к
стеклянной от намерзшего льда водопойной колоде; тот бежит, индевея, в белом
ворсе вокруг тонких ноздрей и на челке; повод брошен, мотается у него под
ногами, тонкой змейкой прочерчивает по свежему порошистому снегу извилистый
след. Вода ледяная, но парит в настывшем за ночь мерзлом воздухе.
Мальчик весело, бойко, с разбегу утыкается мордой в колоду,
жадно пьет, морща нос и лиловые, словно сделанные из резины, мясистые губы,
звонко хлюпает, даже всхрапывает потихоньку. И вдруг зорко косится огромным, в
прямых нежных ресницах застенчивым глазом на Романа, на мою неуклюжую в шубе и
шапке фигурку.
— Но-о, пужайся! Уж больно пужливый… — охлаждает его
грубовато Роман и при этом любовно похлопывает Мальчика рукавицей по крупу. —
Ну-ка, ну-ка, подвинься! — И он поворачивает копя поудобней, чтобы рядом с ним
стала Пегуша, а за ней следом Галка с жеребчиком. — Ишь какой эгоист!..
Растопырился!
И подсвистывает: пей, мол, пей, напивайся на весь день
работы.
Я не знаю, что думает Мальчик, глядя вдаль, на дымы,
поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом домов, на леса, индевеющие на
горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными хвостами поземки, но мне
радостно видеть его стройную шею, красивую голову, этот крепкий, темнеющий по
позвоночнику круп, словно в этом животном сама радость жизни, словно я нашла
себе друга, хорошего друга, которого мне не заменит никто, даже самые лучшие,
умные люди. Да и так рассудить: всему есть на земле свое время и место, и я
теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если
бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика.
О.К. Кожухова
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
ÐонеÑно, каждÑй Ñеловек по-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ. ÐопÑÑаÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ñвое опÑеделение ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑиÑ. СÑаÑÑÑе-ÑÑо дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ðµ ÑмиÑоÑвоÑение Ñеловека, ÑоÑÑоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ одÑÑевленноÑÑи. Ðо ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð½Ð°, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ? РазмÑÑлÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим вопÑоÑом, нелÑÐ·Ñ Ð¾ÑвеÑиÑÑ ÑоÑно. ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð²ÑпомниÑÑ Ð¿Ñоизведение Ñ ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ, где ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ñема ÑÑаÑÑÑÑ. Ð.Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð² в Ñвоем пÑоизведении «ÐÑÑжовник» ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ. Ð ÑаÑÑказе повеÑÑвÑеÑÑÑ Ð¾ Ðиколае ÐванÑÑе, коÑоÑÑй Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑнадÑаÑи Ð»ÐµÑ ÑабоÑал в казенной палаÑе, и ÑÑÑаÑÑно меÑÑал о Ñвоей ÑÑадÑбе, где обÑзаÑелÑно должен ÑаÑÑи кÑÑжовник. Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил. ÐÑкоÑе его жена ÑконÑалаÑÑ, а Ðиколай ÐванÑÑ Ð¿ÑиобÑел ÑобÑÑвенное имение. ÐеÑвÑм делом он вÑÑадил ÑелÑй Ñад Ñ ÐºÑÑÑами кÑÑжовника, и зажил помеÑиком. СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ. Ðо он бÑл ÑÑаÑÑлив и доволен жизнÑÑ. УдивиÑелÑно, как можно оÑÑаваÑÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда в миÑе ÑÑолÑко лÑдей, нÑждаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² помоÑи. СмÑÑл жизни не в лиÑном ÑÑаÑÑÑе, а в добÑе, коÑоÑое должен делаÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ ÑолÑко Ñогда знаÑима, когда в ней еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо добÑÑ Ð¸ забоÑе о Ð±Ð»Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ . Свое ÑÑаÑÑÑе Ðиколай ÐванÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑоил на неÑÑаÑÑÑе дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей. ÐÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо в погоне за меÑÑой Ñеловек не замеÑÐ°ÐµÑ Ñого, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ по-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑливÑм: обÑение Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ лÑдÑми, лÑбовÑ, забоÑа, милоÑеÑдие. ÐаÑикливÑиÑÑ Ð½Ð° доÑÑижении маÑеÑиалÑнÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³, можно ÑпÑÑÑиÑÑ Ñамое Ñенное, ÑÑо даÑÑÐµÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðа пÑимеÑе ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐванÑÑа видно, ÑÑо вÑбÑаннÑй им жизненнÑй пÑÑÑ Ð¾ÑÑазилÑÑ Ð½Ð° нÑм далеко не ÑамÑм лÑÑÑим обÑазом. ÐÐ´Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñ Ð¿Ð¾ головам, Ðиколай ÐванÑÑ Ð½Ðµ замеÑил, как ÑÑал огÑаниÑеннÑм ÑгоиÑÑом Ñ Ð¼Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ двоÑÑнÑкого велиÑиÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑениÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑполниÑÑ ÑÑебование по минималÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ Ñлов, напиÑаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ ÑабоÑÑ Ñ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой на Ñ ÑдожеÑÑвенное пÑоизведение. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на наÑÑÑение логики ÑаÑÑÑждениÑ, ÑеÑевое оÑоÑмление ÑоÑинениÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑе опоÑÑ Ð½Ð° одно пÑоизведение, ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿ÑÑÑимÑм. РаÑÑказ Ð.Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð° «ÐÑÑжовник» ÑвлÑеÑÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑим маÑеÑиалом Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии, но, к ÑожалениÑ, ÐÑ ÑвлекаеÑеÑÑ Ð¿ÐµÑеÑказом.
Ð ÑаÑÑказе повеÑÑвÑеÑÑÑ Ð¾ Ðиколае ÐванÑÑе, коÑоÑÑй Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑнадÑаÑи Ð»ÐµÑ ÑабоÑал в казенной палаÑе, и ÑÑÑаÑÑно меÑÑал о Ñвоей ÑÑадÑбе, где обÑзаÑелÑно должен ÑаÑÑи кÑÑжовник. Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил. ÐÑкоÑе его жена ÑконÑалаÑÑ, а Ðиколай ÐванÑÑ Ð¿ÑиобÑел ÑобÑÑвенное имение. ÐеÑвÑм делом он вÑÑадил ÑелÑй Ñад Ñ ÐºÑÑÑами кÑÑжовника, и зажил помеÑиком. СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ. Ðо он бÑл ÑÑаÑÑлив и доволен жизнÑÑ.
ÐлеменÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ, но Ð½ÐµÑ Ð³Ð»ÑбинÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ð ÑоÑинении вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно болÑÑое колиÑеÑÑво оÑибок, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¾Ð¹ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли, наÑÑÑение абзаÑного ÑÐ»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ (ÐÑ Ð½Ðµ Ñазделили ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð° абзаÑÑ — ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ ÑеÑÑÑзной оÑибкой).
ÐÑ Ð½Ðµ даÑÑе ÑÑÑкий оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, а ÑÑо знаÑиÑ, ÑÑо Ð½ÐµÑ ÑезиÑа. ÐÑдÑÑе внимаÑелÑнее! ÐÑÑÑÑÑÑвие ÑÑÑкого, внÑÑного оÑвеÑа на поÑÑавленнÑй вопÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи не ÑолÑко к обнÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸, но и ÑÑаÑÑ ÑледÑÑвием обнÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð1.
ÐонеÑно, каждÑй Ñеловек по-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ. (Ркак именно? ÐалиÑие вводного Ñлова в пеÑвом пÑедложении ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑмеÑÑно — наÑÑÑение логики) ÐопÑÑаÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ñвое опÑеделение ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑиÑ. СÑаÑÑÑе-ÑÑо дÑÑ
овное ÑмиÑоÑвоÑение Ñеловека, ÑоÑÑоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ одÑÑевленноÑÑи. (ÐпÑеделение, конеÑно, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, Ñ
оÑÑ Ñема ÑÑого и не пÑедполагаеÑ. СмÑÑл опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑовÑем понÑÑен: ÑÑо знаÑÐ¸Ñ ÑоÑÑоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ одÑÑевлÑнноÑÑи? ÐÑли Ñеловек ÑÑиÑÐ°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм, знаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½ не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð´ÑÑи? ÐдÑÑевлÑнноÑÑÑ — ÑÑо гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑегоÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑного. ÐпÑеделение неÑмеÑÑное и непонÑÑное).Ðо ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð½Ð°, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ? (ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð½, вопÑоÑ, «Ð¼Ð¾ÑÑик» к ÑезиÑÑ, но…). РазмÑÑлÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим вопÑоÑом, нелÑÐ·Ñ Ð¾ÑвеÑиÑÑ ÑоÑно. (РоÑвеÑа Ñак и неÑ. «ÐелÑÐ·Ñ Ð¾ÑвеÑиÑÑ ÑоÑно» — ÑÑо не ÑезиÑ, не оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ!) ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð²ÑпомниÑÑ Ð¿Ñоизведение Ñ
ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ, где ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ñема ÑÑаÑÑÑÑ. Ð.Ð. ЧеÑ
ов в Ñвоем пÑоизведении «ÐÑÑжовник» ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ. (ÐÐ¾Ñ Ñже и опоÑа на Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй ÑекÑÑ. Ðо ÑÑо ÐÑ Ð±ÑдеÑе доказÑваÑÑ? ÐакÑÑ Ð¼ÑÑлÑ?)
ÐÑÑли, коÑоÑÑе можно инÑеÑпÑеÑиÑоваÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑÑÑÑÑ Ð² конÑе ÑоÑинениÑ: СмÑÑл жизни не в лиÑном ÑÑаÑÑÑе, а в добÑе, коÑоÑое должен делаÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ ÑолÑко Ñогда знаÑима, когда в ней еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо добÑÑ Ð¸ забоÑе о ближниÑ
.
ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе пÑаво даÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ¼Ñ Ð² лÑбой ÑаÑÑи ÑоÑинениÑ, но Ñ Ðам иÑкÑенне ÑовеÑÑÑ ÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑÑо в наÑале ÑоÑинениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð»ÐµÐ³Ñе бÑло вÑÑÑÑаиваÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñное, вÑвеÑенное ÑаÑÑÑждение.
Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил.
ÐаÑÑÑение логики внÑÑÑи пÑедложениÑ. Слово «Ð³Ð´Ðµ» ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑо. ÐонÑÑие «Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑба» нелÑÐ·Ñ ÑооÑнеÑÑи Ñ Ð¼ÐµÑÑом.
СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ.
ÐаÑÑÑение логики внÑÑÑи пÑедложениÑ. ÐÑполÑзование пÑоÑивиÑелÑного ÑоÑза «Ð½Ð¾» неÑмеÑÑно. ЧÑо ÐÑ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑеÑе? ÐолноÑÑ Ð¸ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð±ÐµÑÑмÑÑленно вÑÑажаÑÑÑÑ?
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑÑ Ð½Ðµ оÑлиÑаеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÑÑвом и ÑазнообÑазием, но колиÑеÑÑво оÑибок не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе заÑÑÑ.
Ð.Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð² в Ñвоем пÑоизведении «ÐÑÑжовник» ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ.
ÐеÑмеÑÑное ÑпоÑÑебление меÑÑÐ¾Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ «ÑвоÑм». Ð§ÐµÑ Ð¾Ð² не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð² ÑÑжом ÑекÑÑе ÑаÑкÑÑваÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ. Слово «ÑвоÑм» лиÑнее.
Ðа пÑимеÑе ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐванÑÑа видно, ÑÑо вÑбÑаннÑй им жизненнÑй пÑÑÑ Ð¾ÑÑазилÑÑ Ð½Ð° нÑм далеко не ÑамÑм лÑÑÑим обÑазом.
ÐеÑмеÑÑное ÑпоÑÑебление меÑÑоимений в одном пÑедложении.
ÐÐ´Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñ Ð¿Ð¾ головам, Ðиколай ÐванÑÑ Ð½Ðµ замеÑил, как ÑÑал огÑаниÑеннÑм ÑгоиÑÑом Ñ Ð¼Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ двоÑÑнÑкого велиÑиÑ.
ÐÑполÑзование ÑазговоÑного обоÑоÑа ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÑмеÑÑнÑм.
ÐоÑÑÑ, ÑÑо вÑÑажение «Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ двоÑÑнÑкого велиÑиѻ — ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð¾Ñибка.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок:
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 1
Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил.
Слово «Ñакже» в данном ÑлÑÑае — ÑоÑз, а не ÑказаÑелÑное меÑÑоимение Ñ ÑаÑÑиÑей же.
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 2
Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐеÑвÑм делом он вÑÑадил ÑелÑй Ñад Ñ ÐºÑÑÑами кÑÑжовника, и зажил помеÑиком.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐÑаммаÑика — 1
СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ.
ÐаÑÑÑение видовой ÑооÑнеÑÑнноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм: изменилÑÑ, поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ (ÑÑо Ñделал?) — Ñов. вид; вÑÑажалÑÑ (ÑÑо делал? — неÑов. вид.).
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐÑениÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑÑÑ, абзаÑнÑм Ñленением, ÑеÑевÑм оÑоÑмлением, гÑамоÑноÑÑÑÑ. СовеÑÑÑ Ñакже обÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на колиÑеÑÑво Ñлов. ХоÑÑ ÐÑ ÑÑмели вÑполниÑÑ ÑÑебование по минималÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ Ñлов, напомнÑ, ÑÑо в меÑодиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑекомендаÑиÑÑ Ð¿Ð¾ пÑовеÑке иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑÑÑ ÑÑÑкий оÑиенÑÐ¸Ñ — 350 Ñлов.
УдаÑи!
СОЧИНЕНИЕ
Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт,
сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал
свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать
героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.
Сам Андрей Битов
скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо,
умерла его мать (или мать героя-рассказчика).
Собственно весь текст Битова связан с темой смерти, с
ироничным ее осмыслением. Так, в первом предложении выдающийся геронтолог, то
есть специалист, который «изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс», парадоксально утверждает, что продолжительность
жизни определяется не здоровым образом жизни и количеством вредных привычек, а
наследственностью, то есть, надо полагать, продолжительностью жизни родителей.
Вот поэтому герой-рассказчик считает, что, выйдя наконец на
пенсию в 70, мать поставила себе задачу дожить до 75, осознав, что теперь она
самая старшая, — до 80, и бросила курить, а когда матери стукнуло 85, «она
взяла установку на девяносто». Всё это
потому, считает рассказчик, что таким образом «своим стареющим сыновьям она
зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше».
Так на старости лет мать рассказчика овладела новой
профессией: «теперь её профессией стала жизнь». И «молодой специалист», как
иронично называет свою мать рассказчик, преуспела в новой профессии: «дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках», отмеряя все новые пятилетки,
дожила-таки до 85!
«Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок».
И вот когда «мама была нетранспортабельна» и ее беспокоила нога, рассказчик
пригласил знаменитого хирурга: тот посоветовал протирать палец на ноге
спиртиком. А когда, поверив в репутацию великого хирурга, рассказчик спросил
напрямую, знаменитость ответил, что умрет не от этого.
И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего
рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо
отмечали мамино восьмидесятилетие.
Конечно, на протяжении всего повествования рассказчик жалеет,
что не остался, что не помог, не оберегал, не взял к себе, не уберёг «молодого
специалиста», а за ироничным тоном повествования скрывается боль, боль не
только за мать, за всё поколение, которое умело только выживать, но так и не
научилось просто жить…
Во второй – короткой – части рассказа ирония рассказчика
направлена на себя, то есть на самого рассказчика. Событий в этой части
немного: снимая футболку, он роняет монолитный крест с метровой высоты – и крест
разбивается. А потом рассказчика «всполошённо позвали обратно в корпус, к
телефону…» Это предпоследнее предложение: рассказчик понимает, что зря уехал и
что мама умерла.
Книга, в которую входит рассказ «Умрет не от этого»,
называется «Жизнь после нас». Рассказчик понимает, как он виноват, а Андрей
Георгиевич Битов, попрощавшись с матерью, видимо, задается вопросом: Какая она –
жизнь после нас? Вероятно, в следующем рассказе Битов расскажет уже о своем
поколении – сколько ему осталось?
«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.
«Живых всё меньше в телефонной книжке, звенит в ушах
смертельная коса, стучат всё чаще гробовые крышки, чужие отвечают голоса», —
писал другой поэт послевоенного поколения, Валентин Иосифович Гафт. «Что после
нас?» —спрашивает Битов. «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как
многоточие, гудки». «Пустота…» — отвечает Гафт.
Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости,
проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения
к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.
Понятно, что Андрей
Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию
и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими
тебе людьми.
Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще
проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.
Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.
585 слов
СОЧИНЕНИЕ 2
В чем состоит секрет долголетия?
Именно этот вопрос поднимает в своем тексте
русский писатель Андрей Георгиевич Битов.
Автор рассуждает над поставленной
проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у
человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре
самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь.
Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а,
достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до
девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального
долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность
прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться
прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного
возраста.
Герой также размышляет над
тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о
здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно.
Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже
из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши
родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем,
что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то
советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше
эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.
Эти размышления помогают автору
объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками
долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения,
сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.
Позиция автора выражается в
словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой
жизни своих родителей.
Я частично согласна с мнением А.
Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников,
но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из
нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.
Вспомним эпизод из романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз.
Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить
заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что
случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом,
Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером
под колесами трамвая. Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно
ему отведено времени на этом свете.
384 слова
СОЧИНЕНИЕ 3
Битов размышляет над проблемой смерти,
причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное
отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни,
по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то – всё равно. Я,
например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь –
так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен,
что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого
человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.
В качестве примера-иллюстрации можно
привести маму рассказчика: «К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что,
когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило», то есть она не хотела умирать, и чтобы отсрочить смерть она отказалась от вредной привычки, которая
губит здоровье. Это предложение иллюстрирует мысль автора о «боевом настрое» старушки.
Вторым примером-иллюстрацией будет конец
рассказа. Один из сыновей, поверив врачу, что его мама «умрёт не от этого»,
поехал в Абхазию, где у него разбился крест, а далее его позвали к телефону.
Разбившийся крестик был знаком, что мама умерла.
Люди сами решают, как им жить, сами
загоняют себя в рамки: «что можно», «что нельзя», вводят полезные привычки в
неё, ну или вредный. Каждый выбирает сам. Нужно осознавать ценность своей
жизни, но понимать, что смерть касается каждого и научиться относиться к ней,
как Битов, с иронией!
223 слова
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Одного выдающегося
геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду
диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно
выбрать себе родителей».
(2)После семидесяти, выйдя
наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят
пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду
никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить,
потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её
насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила
на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её
профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на
жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.
(10)Как молодой специалист, она
не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала
срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная
самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней
стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно
выкарабкиваясь и ломая снова.
(13)Так ей исполнилось
восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила
нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало.
(17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и
отвезут, то он посмотрит.
(19)Ему это было некогда и
некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного
и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным
столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать
спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова.
(25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…
– (26)Умрёт не от этого, – прямо
взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.
(27)Я успокоился, перевёл дух и
вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю.
(28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия,
отмеченного так счастливо в той же Абхазии.
(30)И вот, выходя с этим трепетом
первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на
ходу фуфайку через голову…
(31)Нательный крест у меня был
особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в
Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно
быть, за фуфайку…
(33)И вот, падая с метровой всего
высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он
раскалывается на кусочки, как рюмочка.
(34)И не успел я дойти до моря,
как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…
(35)«Пока мама жива, мы молоды»,
– говорят на Кавказе.
(По А.Г. Битову**)
* Геронтолог – специалист в
области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс.