Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях
Джером Сэлинджер в своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему. Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы. Проблема взросления главного героя повести – это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис. Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.
Пропасть между поколениями или глупость молодых?
Проблема взросления в литературе раскрывается с разных позиций, но понятие нигилизма в подобных произведениях фигурирует очень часто. Неокрепшее сознание подростка отрицает абсолютно все, потому что он таким образом хочет повысить свою значимость и выразить своеобразный протест. Так, продолжая тему нигилизма, стоит обязательно упомянуть знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения, из-за которого и развивается основной внешний конфликт – Евгений Васильевич Базаров. Он не видит смысла в любви, презирает любые формы искусства и считает, что нормы морали и религии придуманы от нечего делать. Несмотря на внешнюю «крутость», этот персонаж вызывает только чувство жалости у зрелого читателя. Человек, который пытается полностью противопоставить себя обществу, не может вызывать уважение, потому что такое поведение называется инфантильным. Базаров кичится своим нигилизмом, от которого спустя несколько лет не останется и следа.
Сочинение егэ на тему взросления
Роли детства в жизни человека Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту. В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. Роли семьи в формировании личности Л.Н. Толстой «Война и мир» В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты. И. Полянская «Утюжок и мороженое» Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры. Материнства (роли матери в воспитании) М. Горький «Сказки об Италии» Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери. А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь. К. Воробьев «Тётка Егориха» Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху. В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может. Материнства как подвига Л. Улицкая «Дочь Бухары» Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдан воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни. В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. Взаимоотношения отцов и детей А. Алексин «Безумная Евдокия» Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей. Р. Брэдбери «Вельд» Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям. Ф. Искандер «Начало формы» Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать. А. Амлинский «Нескучный сад» На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. Н.В. Гоголь «Мертвые души» Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. Взаимоотношений в семье А. Амлинский «Возвращение брата» В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни. А. Алексин «Безумная Евдокия» Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество. А. Алексин «Раздел имущества» Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает. А Лиханов «Чистые камушки» Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущал все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя. Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности) В. Тендряков «Ночь после выпуска» Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно оттого, что в ней нет этих качеств. Е. Гришковец «Начальник» Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью. А. Лиханов «Обман» У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения. Преемственность поколений Э.Хемингуэй «Старик и море» Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни. Роли учителя в жизни человека А.И. Куприн «Тапер» Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом. В. Распутин «Уроки французского» Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. А Лиханов «Драматическая педагогика» «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел». А. Алексин «Третий в пятом ряду» Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека… добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость». А.Алексин «Безумная Евдокия» Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них. А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. Б. Васильев «Летят мои кони…» Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества. Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания) Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный. Развития и сохранения русского языка А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими. М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос. В. Ступишин «New сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем» Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка. А. Щуплов «От съезда партии – к съезду крыши» Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупостью». Цитаты «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну» (А.М Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой) Н. Галь «Слово живое и мертвое» Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку. К.И.Чуковский «Живой как жизнь» Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык. Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности Д.И. Фонвизин «Недоросль» В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас – дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия. Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства? А.С. Пушкин. «Няне»; М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком…»; К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Проблема роли детства в жизни человека, оценки этого периода жизни человека Почему детство – важнейший этап жизни человека? Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности? А. Гончаров. «Обломов»; А.С. Осртовский. «Гроза»; Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Г. Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы». Проблема исторической памяти Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину? М.Ю. Лермонтов. «Бородино»; Л.Н. Толстой. «Война и мир»; поэмы А.А. Ахматовой; Б.Л. Пастернак – романы. Проблема отчего дома Почему нельзя забывать отчий дом? К.Паустовский «Телеграмма»; М. Булгаков «Белая гвардия». Проблема нравственной прочности человека, любовь как испытание Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; М.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»;
Кодекс чести для оленя: история о Бэмби
Проблема раннего взросления затронута в небезызвестном произведении Феликса Зальтена под названием «Бэмби, жизнь в лесу». Маленький антропоморфный олененок, изображенный в книге, проходит через все стадии взросления. Он понимает, что суровая жизнь требует от него стать сильным и непоколебимым, но детство очень долго не отпускает его. Маленький Бэмби видит, что отец не слишком внимателен к нему, и поэтому изо всех сил старается стать более самостоятельным. Трагическая смерть матери вносит свою лепту, и олененок начинает становиться мужественнее и серьезнее, но одновременно и страдает от того, что не может никак ускорить этот процесс – такова его проблема взросления. Аргументы из литературы, пусть даже из детской, подтверждают, что период переходного возраста оставляет в нашей жизни неизгладимый след, и многое зависит именно от того, насколько удачно пройдет этот период. В книге «Бэмби, жизнь в лесу» главный герой оказывается достаточно сильным. Но всегда ли так бывает в жизни?
Детство, отрочество и юность
Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал пищу для размышлений не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям. Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно. Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя. Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.
М.А. Шолохов «Алёшкино сердце»
Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.
М.А. Шолохов «Родинка»
Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.
В.Быков «Круглянский мост»
Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.
В.Катаев «Сын полка»
Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.
Читаемое в разделе:
- Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Ранее опубликованные в разделе:
- Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема милосердия. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема быстротечности времени. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема природы гениальности. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема стойкости человека в жизни. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема ответственности учёного за научное открытие. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Новые материалы раздела:
- Аргументы к итоговому сочинению «Надежда и отчаяние»
- Аргументы «Смелость и трусость». К итоговому сочинению
- Аргументы «Цели и средства». К итоговому сочинению
- Аргументы «Равнодушие и отзывчивость». К итоговому сочинению
- Аргументы «Верность и измена». К итоговому сочинению
Взрослые дети Америки и их трагедии
Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику. Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил Чарльз Диккенс, судьба которого как раз так и сложилась. Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести. Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья. Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные нормы морали еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.
Взросление в США
Джеффри Арнетт пишет о том, что начиная с XX века, период взросления американской молодежи стал более длительным. Он вводит такое понятие как “emergingadulthood”, что можно перевести как «нарождающаяся взрослость». Этот период находится между совершеннолетием и действительной взрослости человека. Такие классические признаки зрелости как брак, материальная независимость, проживание отдельно от родителей уже перестали быть маркером взрослости. В 70-х годах прошлого века критериям взрослости отвечало 70% молодых людей, теперь же на 2000-й год их стало менее 50%.
Молодые люди стали откладывать вступление в брак и рождение детей. В США средний возраст девушек, вступающих в брак, составляет 26,2 г. на 2008 г., у юношей 28 лет. И к настоящему моменту эта цифра продолжает расти.
Изменяется и отношение к карьере. Все больше людей откладывает создание семьи для продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, создавая семью, молодые люди уже имеют какую-то финансовую опору и жизненный опыт, который необходим при воспитании детей.
Психологизм персонажей от Джоан Роулинг
Очень часто и женщинами затрагивается пресловутая проблема взросления. Аргументы из литературы принимаются во внимание даже в том случае, если жанр этой литературы – фантастика. По такой тропе пошла знаменитая создательница мира о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. На протяжении семи книг ее герои растут, а читатель с интересом наблюдает за переменами в их психологии. Сначала трое друзей – Рон, Гарри и Гермиона – просто дружат, а с четвертой книги, когда они становятся взрослее, начинают испытывать уже и чувство привязанности друг к другу. Роулинг мастерски описывает их отношения – возможно, решающую роль в ее потрясающей технике психологизма сыграл именно тот фактор, что она женщина. От менее зрелого читателя могут и ускользнуть некоторые причины конфликтов между персонажами, но более опытный читатель сразу же заметит, что виной всему – юношеские переживания. Несмотря на то что «Гарри Поттер» — книга о волшебных мирах и магических приключениях, эти юношеские переживания очень жизненны и реалистичны. Из песни, как известно, слов не выкинешь.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Многие отечественные писатели указывали на роль родительских наставлений в жизни человека. Об этом писал Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Автор демонстрирует, как происходит становление личности Петра Гринева. В детстве главный герой был недорослем, не желающим получать какие-либо знания. Петруша знал, что его отец, живущий по военным принципам, отправит его на службу. Однако Гринев мечтал о службе в Петербурге, так как именно там можно было бы продолжить свою веселую, беззаботную и даже разгульную жизнь. Но отец Петра хотел, чтобы его сын жил в соответствии с принципами чести и достоинства, поэтому решил отправить его служить в Оренбург. Перед отъездом Гринева отец дает ему наставление: «Береги честь смолоду». Именно это становится основным жизненным принципом Петра Гринева. А.С. Пушкин показывает, как из беззаботного недоросля, мечтающего о разгульной жизни, Петр превращается в настоящего мужчину, который готов бороться за собственные принципы, готов бороться за любовь и собственное счастье. Отцовское наставление повлияло на мировоззрение Гринева. Главный герой стал относиться к собственной жизни более ответственно. А.С. Пушкин указал на то, что семья оказывает огромное влияние на взросление человека.
Дети-ангелы у Рэя Брэдбери
Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях. Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве. Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится – напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах. Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.
Война и мир для неокрепших душ
Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война – это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто это детство еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами – всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.
Сочинение по литературе на тему: «Пора взросления».
У каждого человека своя отправная точка, и эту точку человек определяет сам, вернее сказать осознает, что он стал относиться к жизни осознанно. Наверное, этот момент и есть. Мы еще не обрели целостного мировоззрения человека взрослого, и я думаю, что еще не состоялись как личности. Огромное влияние на нас оказывают родители, школа, общество. Все эти навыки мы обретаем извне. Что – то принимаем, что – то нет. Многое воздействует на наше детское восприятие жизни : яркие события, интересные люди, любимые книги. Все это заставляет нас остановиться, задуматься, а иногда и сделать самостоятельный выбор. В какой – то момент придется выбирать. Ты должен отвечать за свои поступки, мысли, чувства, а может и за жизнь другого человека, жизнь потребует от человека быть готовым к взаимодействию с окружающим. Я задумываюсь: « Что помогло моему взрослению?». Ведь не нами придумано, что слово имеет власть над людьми. Невзначай брошенное слово может оставить неизгладимый след в душе. А художественное слово обладает свойством глубоко воздействовать на ум и душу, вызывает в читателе эмоциональный отклик. Книги оказывают сильнейшее влияние на наше восприятие мира, они воспитывают нас. Ведь даже в обычной жизни все люди, используют знания, почерпнутые в процессе чтения. Книга показывает нам, как нужно применять те или иные знания в реальной жизни на примере героев. Обратимся к произведениям, встреча с которыми для меня не прошла бесследно. Первая книга, изменившая мое мировоззрение это « Преступление и наказание » Ф. Достоевского. Героиня произведения – Соня Мармеладова. Среди нищеты и разврата, убогости душа Сони осталась чиста. Соня сама еще ребенок : « очень молоденькая, похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным, но запуганным лицом». Она сумела взять на себя заботу об отце, матери, детях и о Родионе Раскольникове. Она пытается спасти их души. Она никогда никого не осуждала, жила по законам любви, убеждена, что совершись преступление, надо покаяться перед собой, перед людьми. Ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям относится с уважением, которые отвечали ей взаимностью. Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса и для Родиона Раскольникова. С. Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Р. Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Жизнь Сони М. ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжение пути» писателю удалось создать целостный завершенный логически мир своего великого романа. Вторая книга, повлиявшая на мое мировоззрение – это Война и мир. А именно главная героиня романа – эпохи Мария Болконская, стала для меня идеалом женщины, чистотой своей души. М. Болконская не отличается красотой. Очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное» испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое лицо «болезненное лицо более некрасивым». Только одна черта показывает красоту: « ее глаза, большие, глубокие, лучистые». Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его поддержкой и опорой. Очень глубокая связь с семьей, а именно с отцом и братом. Большой внутренней духовной силой обладала Мария. После смерти отца, уезжает из Богучаров. Умело управляется без мужчин имением. В конце романа выходит за любимого человека и становится счастливой женой и матерью. Две героини произведения, два литературных образа, которые потрясли мой внутренний мир. Мое взросление сопровождалось раздумьями о них. Эти образы учат: человек может забыть о себе, чтобы помочь тем, кто нуждается в поддержке, и при этом быть счастлив. Книги « Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и « Война и мир» Л. Н. Толстого заставили меня повзрослеть и осознать, что самое главное в жизни – это помощь другим.
Раннее взросление, о котором никто не догадался
Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место. Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной – это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков. Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно. Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя – взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.
Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга
Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги. Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил это взросление и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь. Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи. Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это – история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.
(1)Прекрасно помню историю из своего детства, когда мы с Васькой поехали за грибами. (2)Доехав до места, мы пошли ходко по знакомым местам, поёживаясь и засунув руки в карманы. (3)В корзинах у нас лежали свежеиспечённый хлеб с луком, варенные вкрутую яйца, огурцы с собственного огорода, а у меня — книга. (4)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особенно я любил фантастику. (5)Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая. (6)В общем, там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты, потому что Луна повернута к нам одной стороной. (7)Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище…
(8)Что открылось их глазам, я так и не узнал и до сих пор не знаю, потому что я потерял в лесу свою книжку. (9)Я заметил потерю в тот момент, когда мы взбирались на железнодорожное полотно, чтобы идти обратно к станции.
(10)— Эх, теря-растеря, — сказал Васька, усаживаясь на холодный рельс. (11)— Ты посмотри, может, она под грибами лежит?
(12)— Нет, Васька, нет её под грибами. (13)Вот как сейчас помню, я положил её под кустик, а потом… (14)Короче, я без книги не уеду.
(15)Мы до ночи нагибались к каждому кусту и ползали по траве. (16)Мы забрели в заросли ягоды пьяники, которой никогда здесь прежде не встречали. (17)Ягоды были синие, с ноготь мизинца, точно виноград. (18)Потом мы любовались яркой, как пожар, калиной на опушке. (19)В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью. (20)Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землёй, поливать теплой водой, и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша.
(21)Васька, ползая по земле и раздвигая папоротник, вдруг сказал:
(22)— Смотри, змеиная кожа!
(23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах.
(25)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно…
(26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька.
(27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля. (28)В темной, но видимой глубине словно бы извергались крошечные вулканчики, нося над собой серую пыль.
(29)По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…
(ЗО)Смыкаясь головами и не дыша, мы тихо смотрели в глубь родника….
(31)— Васька, от чего родник? (32)От слова родной?
(33)— Не знаю. (34)Родился, может быть. (35)Или от того, что здесь его родина. (Зб)Ведь он из нутра земли идёт.
(37)Вечерело, и мы пошли к станции.
(38)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно необычное зрелище…— сказал на память Васька и задумчиво посмотрел на меня. (39)— Как ты думаешь, что им всё-таки открылось?
(40)— Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели… (41)Правда, Васька?
(42)— Ага, — сказал Васька и оглянулся на лес.
(По А. Приставкину)
Приставкин Анатолий Игнатьевич (род. В 1931 г.), прозаик, общественный деятель. Суровое и тяжкое детство, люди, спасшие из военного пожара целое поколение, раннее взросление юных, дружба и товарищество, любовь к родной земле, милосердие — вот то, чему посвящены его книги.
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какое «совершенно необычное зрелище» открылось, по мнению мальчиков, героям фантастической книги?»
1) Они увидели обратную сторону Луны.
2) Им открылась красота космоса.
3) Им открылся удивительный мир, которой они никогда прежде не замечали.
4) Герои фантастической книжки впервые увидели другие планеты.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово РОКОВОЙ (предложение 7):
1) приносящий горе, как бы предопределённый судьбой
2) решаюший
3) имеющий тяжелые или гибельные последствия
4) таинственный
АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнительный оборот.
1) По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…
2) Мы забрели в заросли ягоды пьяники, которой никогда здесь прежде не встречали.
3) Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище…
4) Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) в слове ОГОРОД все согласные звонкие.
2) В слове ХОДКО происходит оглушение согласного звука [д].
3) В слове СИНИЕ 6 звуков.
4) В слове ПОЕХАЛИ звуков больше, чем букв.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) нагибались 3) прикасаясь
2) выбросили 4) посмотрел
А6. В Каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если После Приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?
1) рассматривали 3) рассыпались
2) взбирались 4) обвалилась
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В причастиях пишется два — НН-, если есть зависимое слово»?
1) свежеиспечённый хлеб 3) собственного огорода
2) варенные вкрутую 4) совершенно необычное
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
81. Замените слово ХОДКО из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
82. Замените словосочетание ЗАДУМЧИВО ПОСМОТРЕЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
83. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
84. Среди предложений 27-29 найдите предложение с двумя однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
85. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении.
Я в ту пору всюду таскал за собой книжки,Wособенно я любил фантастику. Эта книга,(2) как сейчас помню,(3) тоже была фантастическая. В общем,(4) там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты,(6) потому что Луна повернута к нам одной стороной.
86. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
87. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у) , обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной,(1) как пуговица, (2) завязью. Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили,(3) но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землёй,(4) поливать теплой водой,(5) и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша.
88. Среди предложений 6-9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
89. Среди предложений 20-24 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему, отвечая на вопрос друга (предложения 39-42), Васька оглянулся на лес, из которого они вышли.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 16
Часть 1
Прослушайте текст И выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.
Фотографии
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестрёнка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)— Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)— Болеет… — повторяла девочка.
(6)— А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьёт.
(8)— Бьёт…
(9)— Вот это тётя. (10)У нас неплохая тётя.
(11)— А здесь?
(12)— Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(15)И сестрёнка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)— Вот папа наш, он на фронте, и тётя, и маленькая Людочка…
(22)— А мама?
(23)— Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)3ато смотри, какая у нас тётя. (28)У нас очень хорошая тётя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев, что-то коченело в животе. (32)Два дня я не приходил к сестренке. (33)А потом мы чинно сидели рядом, смотрели фотографии.
(34)— Вот наша тётя. (Зб)Посмотри, какая у нас удивительная тётя! (Зб)Просто замечательная тётя. (37)А здесь Людочка и я.
(38)— А где же папа?
(39)— Папа? (40)Сейчас посмотрим.
(41)— Затерялся, да?
(42)— Ага. (43)3атерялся.
(44)И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(45)— Насовсем затерялся?
(46)Шли месяцы, годы. (47)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (48)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (49)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правлен — ные карандашом:
(50)— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (51)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (52)Мы написали вашей тёте, спрашивали, может ли она вас принять. (53)Она, к сожалению…
(54)Мне зачитали ответ.
(55)В детском доме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (56)Ребята готовились в Москву. (57)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (58)Мы разглядывали фотографии.
(59)— Вот Людочка, она весела и воспитанна. (60)А вот я.
(61)— А ещё?
(62)— Ещё? (бЗ)Смотри: и здесь Людочка. (64)И здесь. (65)И меня много. (66)Ведь нас очень много, правда?
(По А. Приставкину)
Приставкин Анатолий Игнатьевич (род. В 1931 г.), прозаик, общественный деятель. Суровое и тяжкое детство, люди, спасшие из военного пожара целое поколение, раннее взросление юных, дружба и товарищество, любовь к родной земле, милосердие — вот то, чему посвящены его книги.
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем рассказчик, по мнению автора, показывал сестрёнке фотографии?»
1) Мальчик скучал по родным.
2) Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.
3) Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.
4) Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «маленький листок» (предложение 30):
1) письмо 3) газета
2) конверт 4) похоронка
АЗ. В каком предложении средством выразительности речи является эпитет?
1) (7)Он на фронте, фашистов бьёт.
2) (35)Посмотри, какая у нас удивительная тётя!
3) (55)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы.
4) (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев, что-то коченело в животе.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) в слове ЖИЛИ все согласные мягкие.
2) В слове СДВИГАЛИСЬ первый звук [з].
3) В слове ИНЕЕМ 6 звуков.
4) В слове СПАЛЬНЯ букв больше, чем звуков.
А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) собирались
2) матрац
А6. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?
3) Скручивались
4) разглядывали
А7. В каком слове правописание суффикса определятся правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме».
3) воспитанна
4) испуганные
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
81. Замените слово КОЧЕНЕЛО из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
82. Замените словосочетание В ДЕТСКОМ ДОМЕ (предложение 56), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
83. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
84. Среди предложений 45-51 найдите предложение с обособленными обстоятельством и определением. Напишите номер этого предложения.
85. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Мы жили далеко от дома,(Г> я и моя сестрёнка,(2) которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных,(3) раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню,(4) сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри,^ Люда,(6) вот наша мама.
86. Укажите количество грамматических основ в предложении 31.
87. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Шли месяцы,(1) годы. И вдруг нам сказали,(2) что детей возвращают в Москву,(3) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили,(4) к кому мы собираемся ехать,(5) кто у нас есть из родственников.
88. Среди предложений 47-51 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
89. Среди предложений 30-35 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете роль диалогов в этом рассказе.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.