Подробный 1. Вступление. 2. a) Первый b) Второй c) Смысловая 3. 4. 5. Вывод. |
Примерный вариант
готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по
тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).
Слово
«война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной
трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и
противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие
ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен
данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте
ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление
и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса,
например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)
Этот
вопрос Пастернак раскрывает через мысли, взгляд на происходящие события своего
героя, врача Юрия Андреевича. Военные врачи не имеют права участвовать в боевых
действиях, но Юрию Андреевичу пришлось однажды отстреливаться, так как шёл бой.
Сочувствие доктора «было на стороне героически гибнувших белогвардейских
детей». Он очень жалел их, но ничего поделать не мог, лишь не стрелял в них.
После сражения Юрий Андреевич обходит поле боя в надежде найти живых и помочь.
Сначала доктор подходит к телефонисту из рядов красноармейцев, но он уже мёртв.
Внимание Живаго привлекает ладанка, висевшая на шее убитого. В ладанке была
зашита бумажка с извлечениями из девяностого псалма. Текст, считающийся
чудодейственным и оберегающим от пуль, был переписан по-русски. (Пример
из текста) Из этого примера мы видим, что телефонист – жертва никому не
нужной войны. Он простой человек, которому хотелось жить, который верил в
чудодейственность молитв и хотел избежать смерти. Но жестокая война не щадит
никого. (Пояснение)
От
телефониста доктор подошёл к телу убитого белогвардейца. Удивлению врача не
было предела, когда он увидел на груди белогвардейца футлярчик, в котором была
бумажка всё с тем же девяностым псалмом. «На красивом лице юноши были написаны
черты невинности и всё простившего страдания». «Зачем?» — задаёт мысленно
вопрос герой текста. (Пример) А ответа нет,
потому что нет цели, нет смысла в этой смерти. Этим риторическим вопросом Юрия
Андреевича автор подчёркивает бессмысленность и ненужность гражданской войны.
Пастернак показывает читателю, что перед лицом смерти все равны. Не важно, за
кого они воевали, главное, что люди потеряли самую важную ценность — жизнь. (Пояснение)
Автор
текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему,
донести её до читателя. (Указание смысловой
связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не
врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что
гражданская война бесчеловечна и бесцельна.(Пояснение смысловой связи)
Позиция
автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей,
близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых
людей, их жертвы, смерти никому не нужны.
(Авторская позиция)
Я
полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в
человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны
представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка»
отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого
родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий
пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей
Родины. (Собственная позиция + обоснование)
Таким
образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать
бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для
общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или
забыть. (Заключение)
Исходный текст
(1)По
международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей
не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но
однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были
мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые,
мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь,
студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в
добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным
молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем,
выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и,
бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на
поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться.
(11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его
сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он
от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему
по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не
на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18)
Надо было отстреливаться.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер,
Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на
прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и
которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не
становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало
приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им
заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он
смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к
жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его
сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов
бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями
и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от
подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке
по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало
заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы
летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей
войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму
его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого
белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё
простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу
крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был
полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её
и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном
виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик,
лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
Дата: 11 марта
2015г.
·
Учить создавать тексты на
основе опорных слов.
Планируемые результаты
Предметные:
·
Читать стихотворение
выразительно;
·
Находить средства
художественной выразительности – эпитеты и сравнения;
·
Писать сочинение об
осени на основе опорных слов
Метапредметные:
·
Анализировать
поэтический текст;
·
Сравнивать своё
сочинение и стихотворение поэта по определённым параметрам;
·
Составлять план урока.
Личностные:
·
Проявлять интерес к
чтению лирических произведений;
·
Наслаждаться музыкой
стиха;
·
Получать эстетическое
удовольствие от чтения.
ХОД УРОКА
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
Шмуцтитул «Поэтическая
тетрадь»
— С чем познакомимся?
Чему научимся? Чему будем учиться?
— Сегодня я вас
приглашаю в литературную гостиную на час поэзии. Совсем недавно у себя в
почтовом ящике я нашла необычное приглашение.
Приглашаю Вас посетить
моё царство. Сейчас в лесу очень красиво. Наступила пора золотой осени. Вас
удивит буйство красок в моём сказочном лесу. Я вас очень жду. Осень.
— Я думаю, что мы примем приглашение. Для путешествия
нужен проводник. Осень подумала и об этом. Таковым для нас станет Борис
Пастернак.
— Как вы думаете, почему же именно Борис Пастернак
поведёт нас в удивительный мир золотой осени?
— Сегодня мы увидим осень глазами Пастернака и
попробуем сравнить с нашими впечатлениями об одном из самых чудесных времён
года – золотой осени.
— Закройте глаза и вспомните, какая из осенних
картин сразу возникает в вашей памяти? Какой вы представляете себе осень?
(ответы детей).
— Посмотрите на эпиграф нашего урока. Почему именно
его я взяла на сегодняшний урок?
— Прочитайте название стихотворения Б.Л. Пастернака
и постройте ассоциативный ряд к словосочетанию золотая осень
— Распределение слов на группы, показать настроение
через палитру красок.
— Дополните группы своими словами, определите тему
повествования, главную мысль и запишите текст в рабочую тетрадь.
— Прочитайте получившиеся сочинения.
— Читают название стихотворения «Золотая осень»,
называют свои ассоциации: дождь, серое небо, цветные листья, листопад,
праздник деревьев, резной наряд.
— Распределяют на группы:
1-я группа: дождь, серое небо, листопад, цвет
серый, чёрный, настроение грустное;
2-я группа: резной, праздник, цвет жёлтый,
красный, оранжевый, настроение радостное, праздничное.
— определяют тему, главную мысль, пишут текст об
осени.
Мотивация познавательной деятельности
— Сформулируйте учебную задачу урока.
— Составьте план урока с помощью деформированного
плана на доске: прочитать стихотворение, познакомиться с биографией
автора, назвать картины и средства художественной выразительности, определить
настроение, выразительно прочитать.
— Учебная задача: познакомиться со стихотворением
Б.Л. Пастернака «Золотая осень»
— План
1. Познакомиться с биографией автора
2. Прочитать стихотворение
3. Назвать картины и средства художественной
выразительности
4. Определить настроение
5. Выразительно прочитать стихотворение
6. Соотнести настроение автора со своим
Организация познавательной деятельности
— Знакомство с биографией Б.Л. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890
года в Москве. Борис окончил гимназию с золотой медалью. После ряда
колебаний отказался от карьеры музыканта и композитора. В 1908 г. Поступил на
юридическое отделение историко-филологического факультета Московского
университета. В 1912 году изучал философию в Марбургском университете, в
Германии. Будущий поэт родился в творческой семье. Отец Леонид Осипович
Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия
Исидоровна Пастернак – пианистка. У Бориса был брат Александр и сёстры
Жозефина и Лидия. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными
художниками И.И. Левитаном, М.В.Нестеровым, В.Д.Поленовым, С. Ивановым, в
доме бывали музыканты и писатели. В 13 лет, под влиянием композитора А.Н.
Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался шесть лет и даже
сохранились его музыкальные сочинения. Основную часть жизни Б.Л.Пастернак
прожил в посёлке Переделкино Московской области, где сейчас его дом-музей. 30
мая 1960 года после тяжёлой болезни Б.Л.Пастернак скончался и был похоронен
на Переделкинском кладбище.
Борис Леонидович Пастернак – русский поэт, писатель,
переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат
Нобелевской премии.
— Слушание в аудиозаписи стихотворения «Золотая
осень». Определить настроение лирического героя.
— Назовите цвета картины, изображённой в
стихотворении.
— Назовите сравнения и эпитеты.
— Выразительное чтение стихотворения.
— Слушают рассказ учителя
— Слушают стихотворение, объясняют значения слов:
чертог, просека, флигель, каталог. Настроение автора – ТОРЖЕСТВЕННОЕ.
— Основной цвет – золотой, жёлтый, который создаёт
роскошную картину осеннего замка.
Сравнения: как
на выставке картин, как венец на новобрачной, словно в золочёных рамах.
Эпитеты: сказочный, небывалой, золотой, подвенечной,
прозрачной, золочёный, вишнёвый, древний.
Эти художественные средства помогают поэту
нарисовать картину старинного дворца.
Рефлексия
— Сравните своё сочинение со стихотворением Б.Л.
Пастернака по плану: тема, главная мысль, настроение, язык.
— Беседа по картине В. Борисов-Мусатов «Осенняя
песня»
—
Какую картину увидел
художник, стоя на высоком берегу Оки?
—
Как расположены
предметы на картине?
—
Почему художник выбрал
именно такой фон?
—
какое впечатление и
настроение передаёт художник?
—
На что ты обратил
особое внимание, рассматривая картину?
—
какое настроение
создаёт произведение В. Борисова-Мусатова?
— Сравнивают и
делают вывод, что нужно учиться красоте языка у великих поэтов.
Инструктаж домашнего задания: с. 114 – 115
выразительное чтение, задание № 3 в Рт
Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)
Этот вопрос Пастернак раскрывает через мысли, взгляд на происходящие события своего героя, врача Юрия Андреевича. Военные врачи не имеют права участвовать в боевых действиях, но Юрию Андреевичу пришлось однажды отстреливаться, так как шёл бой. Сочувствие доктора «было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей». Он очень жалел их, но ничего поделать не мог, лишь не стрелял в них. После сражения Юрий Андреевич обходит поле боя в надежде найти живых и помочь. Сначала доктор подходит к телефонисту из рядов красноармейцев, но он уже мёртв. Внимание Живаго привлекает ладанка, висевшая на шее убитого. В ладанке была зашита бумажка с извлечениями из девяностого псалма. Текст, считающийся чудодейственным и оберегающим от пуль, был переписан по-русски. (Пример из текста) Из этого примера мы видим, что телефонист – жертва никому не нужной войны. Он простой человек, которому хотелось жить, который верил в чудодейственность молитв и хотел избежать смерти. Но жестокая война не щадит никого. (Пояснение)
От телефониста доктор подошёл к телу убитого белогвардейца. Удивлению врача не было предела, когда он увидел на груди белогвардейца футлярчик, в котором была бумажка всё с тем же девяностым псалмом. «На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания». «Зачем?» – задаёт мысленно вопрос герой текста. (Пример) А ответа нет, потому что нет цели, нет смысла в этой смерти. Этим риторическим вопросом Юрия Андреевича автор подчёркивает бессмысленность и ненужность гражданской войны. Пастернак показывает читателю, что перед лицом смерти все равны. Не важно, за кого они воевали, главное, что люди потеряли самую важную ценность – жизнь. (Пояснение)
Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)
Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)
Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция + обоснование)
Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)
Исходный текст
(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися. от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его. » стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
егэ русский язык как определить проблему в тексте егэ по русскому языку
- Как сформулировать проблему текста Как описать проблему в сочинении Как прокомментировать проблему
Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:
— слово «проблема» («вопрос», «задача»);
— проблема какая? чего?;
— фамилия автора.
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
- Как писать сочинение по тексту Как определить основную мысль Чем обосновать свое мнение в сочинении на ЕГЭ? Проблема формирования личности
- Как подбирать аргументы Как написать анализ текста Как написать комментарий к тексту ЕГЭ Как найти и сформулировать проблему текста Как составить анализ статьи Как написать комментарий к тексту Как определить авторскую позицию Как решить проблему с темой Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Б. Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные…» Что такое гражданская война? Как определить тему, основную мысль текста Как написать авторскую позицию Как в ЕГЭ писать сочинения Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Ю. В. Бондарева «В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль. » Как написать сочинение ЕГЭ по тексту О. Берггольц «…А монастырский корпус, где жили мы далекой зимой…» Как сформулировать проблему исследования Как в ЕГЭ по русскому языку написать сочинение в 2017 году Как появляется и разрешается проблема? Как написать комментарий для сочинения ЕГЭ по русскому языку к тексту Б. А. Можаева «А в тот солнечный день я приехал…» Как написать сочинение ЕГЭ по тексту В. Дудинцева «Я ушел в армию восемнадцатилетним мальчишкой…» Вопрос о роли воспоминаний в жизни человека Как написать проблемный очерк
— слово «проблема» («вопрос», «задача»);
— проблема какая? чего?;
— фамилия автора.
- Как сформулировать проблему текста Как описать проблему в сочинении Как прокомментировать проблему
Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:
— слово «проблема» («вопрос», «задача»);
— проблема какая? чего?;
— фамилия автора.
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
- Как писать сочинение по тексту Как определить основную мысль Чем обосновать свое мнение в сочинении на ЕГЭ? Проблема формирования личности
- Как подбирать аргументы Как написать анализ текста Как написать комментарий к тексту ЕГЭ Как найти и сформулировать проблему текста Как составить анализ статьи Как написать комментарий к тексту Как определить авторскую позицию Как решить проблему с темой Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Б. Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные…» Что такое гражданская война? Как определить тему, основную мысль текста Как написать авторскую позицию Как в ЕГЭ писать сочинения Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Ю. В. Бондарева «В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль. » Как написать сочинение ЕГЭ по тексту О. Берггольц «…А монастырский корпус, где жили мы далекой зимой…» Как сформулировать проблему исследования Как в ЕГЭ по русскому языку написать сочинение в 2017 году Как появляется и разрешается проблема? Как написать комментарий для сочинения ЕГЭ по русскому языку к тексту Б. А. Можаева «А в тот солнечный день я приехал…» Как написать сочинение ЕГЭ по тексту В. Дудинцева «Я ушел в армию восемнадцатилетним мальчишкой…» Вопрос о роли воспоминаний в жизни человека Как написать проблемный очерк
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Проблема формирования личности.
Www. kakprosto. ru
15.11.2017 5:03:42
2017-11-15 05:03:42
Что такое проблема текста
Проблемой называют вопрос, который ставится перед читателем автором текста, ключевая тема. Она служит руслом для рассуждений ученика, помогает ему понять, в каком направлении мыслить. Если выпускник верно определяет основную проблему, то тем самым нащупывает нить, на которую в дальнейшем одну за другой нанизывает мысли. Это единственный способ написать структурированное и последовательное сочинение, в котором идеи дополняют друг друга и приводят автора, а вслед за ним и читателя, к определенному логическому заключению.
Виды (категории)
При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.
Нравственные | Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими | Доброта | Доброта делает человека счастливым. |
Совесть | Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью. | ||
Благодарность | Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души. | ||
Философские | Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире | Смысл жизни | Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их. |
Свобода | Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности. | ||
Одиночество | Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать. | ||
Социальные | Устройство общества | Жажда денег | В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе. |
Художник и власть | Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает. | ||
Конфликт поколений | Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны. | ||
Эстетические | Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни | Чтение | Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно. |
Массовая культура | Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру. | ||
Воспитание любви к прекрасному | Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие. |
Как правильно сформулировать
Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.
Пример ответа
Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.
«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу. В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ. Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?
Михайлов приходит к выводу, что хоть гениями и рождаются, проявить талант человек сможет лишь в том случае, если ему помогут родители и педагоги, а сам он будет трудиться в поте лица. С этим можно согласиться. В качестве аргумента хотелось бы привести эпизод из биографии великого Моцарта. Известно, что музыкой он начал заниматься благодаря отцу – скрипачу и композитору придворной капеллы. Именно Иоганн Георг Леопольд и пристрастил сына к игре на клавесине. Впоследствии Моцарт почти без его помощи научился играть еще и на скрипке. Чтобы освоить инструменты и обрести возможность создавать собственные сочинения, Вольфгангу Амадею пришлось приложить колоссальные усилия. Если бы не трудолюбие, в историю бы он вряд ли вошел.
Анализируя текст Н. Михайлова, я пришел к выводу, что заложенная природой гениальность не сможет развиться без труда и помощи извне. Хочется, чтобы все родители старались разглядеть в своих маленьких детях ростки таланта и всеми силами способствовали их развитию.»
Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.
Виды (категории)
При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.
Нравственные | Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими | Доброта | Доброта делает человека счастливым. |
Совесть | Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью. | ||
Благодарность | Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души. | ||
Философские | Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире | Смысл жизни | Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их. |
Свобода | Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности. | ||
Одиночество | Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать. | ||
Социальные | Устройство общества | Жажда денег | В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе. |
Художник и власть | Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает. | ||
Конфликт поколений | Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны. | ||
Эстетические | Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни | Чтение | Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно. |
Массовая культура | Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру. | ||
Воспитание любви к прекрасному | Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие. |
«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу. В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ. Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?
Виды (категории)
Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.
Edunews. ru
23.08.2018 16:00:55
2018-08-23 16:00:55
Как определить проблему в тексте? ЕГЭ по русскому 2019. Как найти и сформулировать проблему в тексте ЕГЭ. Предлагаем вам универсальный алгоритм определения проблемы текста ЕГЭ по русскому языку. РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ 2018 ВЕБИНАРИУМ
Добавить комментарий Отменить ответ
ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.
ЗАПРЕЩЕНО копирование материалов без указания активные ссылки на источник
В случае нарушения авторских прав, правообладателям обращаться по адресу:
ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.
Как определить проблему в тексте? ЕГЭ по русскому 2019. Как найти и сформулировать проблему в тексте ЕГЭ. Предлагаем вам универсальный алгоритм определения проблемы текста ЕГЭ по русскому языку. РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ 2018 ВЕБИНАРИУМ
Добавить комментарий Отменить ответ
ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.
ЗАПРЕЩЕНО копирование материалов без указания активные ссылки на источник
В случае нарушения авторских прав, правообладателям обращаться по адресу:
Как определить проблему в тексте? ЕГЭ по русскому 2019. Как найти и сформулировать проблему в тексте ЕГЭ. Предлагаем вам универсальный алгоритм определения проблемы текста ЕГЭ по русскому языку. РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ 2018 ВЕБИНАРИУМ
Добавить комментарий Отменить ответ
Как найти и сформулировать проблему в тексте ЕГЭ.
Russkiykim. ru
23.08.2018 16:00:55
2018-08-23 16:00:55
Источники:
Https://www. kakprosto. ru/kak-52478-kak-sformulirovat-problemu-teksta
Https://edunews. ru/ege/russkiy-yazyk/problemy-sochineniya. html
Http://russkiykim. ru/kak-opredelit-problemu-v-tekste-ege-po-russkomu-2019/
Суд в Карелии признал виновным 65-летнего историка Юрия Дмитриева в изготовлении порнографии, развратных действиях и хранении оружия и увеличил ему срок до 15 лет лишения свободы. Дмитриев уже был осужден на 13 лет, но в начале декабря прокурор потребовал еще больше ужесточить приговор, на два года, и судья Петрозаводского суда Хомякова так и сделала.
Дмитриев отрицает вину по всем обвинениям. Его многочисленные сторонники убеждены, что все дела против него сфабрикованы и являются местью властей. Заседание было открытым. В зал пустили около 15 человек. После оглашения приговора присутствующие скандировали «Свободу Дмитриеву» и «Невиновен».
– Ничего неожиданного не произошло, потому что подобный результат – 15 лет – прогнозировался мной, – так прокомментировал решение суда адвокат Дмитриева Виктор Ануфриев. – После того как апелляцией было определено 13 лет, было ясно, что в этом суде при новом рассмотрении будет именно два года. Я полагаю, это для того, чтобы показать силу, значение, влияние в наше время силовых структур, которые направили дело в суд и попросили изначально при втором рассмотрении 15 лет Юрию Алексеевичу Дмитриеву. Суд не внял указаниям и просьбам силовых структур и определил в то время сами знаете что. Поэтому такая арифметика была, на мой взгляд, придумана, и это неслучайно, что сегодня и произошло.
Местный журналист Валерий Поташов написал на своей странице в фейсбуке после приговора историку: «Юрий Дмитриев принял приговор достойно и попросил поблагодарить всех, кто пришёл его сегодня поддержать и поддерживал все эти годы».
– Поражает ощущение обыденности происходящего. Обыденным голосом человека приговаривают к смертной казни фактически, – говорит журналист Виктория Ивлева, которая была на суде. – Абсолютное проявление банальности зла – так же можно было читать постановление о закупке на овощебазе кабачков. Я понимаю, что вы спросите: а как бы это было не обыденно? Ну, может быть, пафосный революционный трибунал приговаривает негодяя и изменника. Нет, все тихо, это туда, это сюда – там прибавляется, тут убавляется, это за сроком давности не считается. И ты понимаешь при этом, что каждое слово – вранье. Внутри огромной лжи выстраивается какая-то странная формальная «правда».
– Поздравляю, наше отечество, вернулись в 1937-й год. Мстят за его работу. Это смертный приговор, – говорит Север.Реалии актриса Лия Ахеджакова. – Я почему-то думала, что не допустят этого зверства. Теперь только Европейский суд по правам человека. Нет надежды на справедливый суд в России. Не исключено даже, что такое громкое дело рассмотрят быстрее, чем обычно. В деле Дмитриева всё ясно, нет ни одной неясной строки в этом деле. Пять лет его мучили и ещё добавили.
«15 лет – месть за расследования сталинских преступлений в Сандармохе. То есть за расследование насильственных действий политического характера. 15 лет в несомненной надежде, что Дмитриев не доживёт до свободы», – считает псковский политик Лев Шлосберг.
– За пять лет у меня мало что менялось в общей оценке и позиции. Я лично знал Юрия Алексеевича 20 лет до того, как его схватили и арестовали, знаю как замечательного коллегу и замечательного человека, и ни в коем случае не отступал от этого, – говорит историк Анатолий Разумов. – И наша задача – защищать этого замечательного человека. А задачей тех, кто придумал это кривосудное дело, было всячески изобразить его исчадием ада. Ничего нового ни для меня, ни для Юрия Алексеевича в этом нет. Дело в том, что, работая над Книгами памяти, мы просмотрели, изучили десятки тысяч дел людей, которые обвинялись в чудовищных преступлениях. Они все реабилитированы. И мы создаем книги их памяти, и мы продолжим и не остановимся. Поэтому мне кажется, самое важное в эти дни – понимать, что не на того напали. Юрий Алексеевич – очень твердый духом человек, продолжающий свое дело и готовый ко всем поворотам, которые могли случиться. Поэтому он сегодня замечательно твердо вел себя во время оглашения приговора, и мы дальше будем работать с ним и будем его защищать, ведь стратегия защиты изначально была построена на том, что мы никогда не остановимся до его полного оправдания.
В последнем интервью корреспонденту Север.Реалии, которое удалось записать через систему ФСИН-письмо, Юрий Дмитриев рассказал, как создавали «Мемориал» в Карелии, как он относится к суду по ликвидации «Мемориала» и связано ли его дело с «травлей» организации.
– Травля – нормальное явление. Значит, «Мемориал» наступает на нужные мозоли власти. «Мемориалу» я верю. Значит, нужно менять организм с мозолями, – ответил Дмитриев.
На вопрос, связывает ли он свое уголовное дело со своей работой в «Мемориале», Дмитриев ответил, что в противном случае «этого дела вообще бы не было, кому интересен простой инженер с фабрики-прачечной?»
Юрий Дмитриев известен тем, что составлял Книги памяти жертв политических репрессий в Карелии в 30–40-е годы прошлого века. Он обнаружил места массовых захоронений людей, расстрелянных в Сандармохе и Красном Бору, занимался поисками других мест массовых внесудебных казней в Карелии, а в 2016 году готовился закончить книгу, посвященную карельским спецпоселенцам.
В конце 2016 года Дмитриева обвинили по статьям о порнографии и развратных действиях. Внимание следователей привлекли снимки его приемной дочери в обнаженном виде. Дмитриев объяснял это тем, что фотографировал девочку без одежды «для контроля ее физического развития» на случай, если органы опеки заинтересуются здоровьем ребенка.
Экспертизы, проведенные в ходе первого процесса, заключили, что снимки не являются порнографическими, а у самого Дмитриева нет склонности к педофилии. В апреле 2018 года суд оправдал его по «педофильским» статьям и приговорил к 2,5 годам ограничения свободы за незаконное хранение оружия, было в деле и такое обвинение. Дмитриев вышел на свободу. Но в июне 2018 года снова был арестован. На этот раз ему выдвинули более тяжкое обвинение – в насильственных действиях сексуального характера в отношении ребенка. Первый приговор суда был отменен, и дело стало рассматриваться вновь.
Второе дело против Дмитриева шло два с лишним года в закрытом режиме. В июле 2020 года суд признал его виновным в насильственных действиях сексуального характера, назначив ему 3,5 года колонии. По статьям об изготовлении и хранении порнографии, развратных действиях и даже о хранении оружия, по которому первый суд вынес обвинительный приговор, историк был оправдан.
С учетом отбытого под стражей времени Дмитриев должен был выйти на свободу в ноябре. Но в сентябре 2020 года Верховный суд Карелии в апелляции неожиданно ужесточил приговор Дмитриеву до 13 лет колонии строгого режима. Решение Верховного суда отменило и оправдательные приговоры по другим обвинениям, дело было направлено на новое рассмотрение. Дмитриева снова обвинили в развратных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетней приемной дочери, изготовлении детской порнографии и хранении оружия.
В марте юристы правозащитного центра «Мемориал» (внесен в российский реестр НКО-иноагентов, прокуратура направила в суд иск о его ликвидации) подали в Европейский суд по правам человека жалобу на приговор Дмитриеву. Юристы считают, что в его деле нарушены четыре статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод: статья 6 (Право на справедливое судебное разбирательство), статья 7 (Наказание исключительно на основании закона), статья 8 (Право на уважение частной и семейной жизни) и статья 18 (Пределы использования ограничений в отношении прав).
Все пять лет, что идет процесс по делу историка, его поддержали тысячи человек – от рядовых наблюдателей и активистов со всей России до известных в стране и мире деятелей культуры, искусства, науки, религии, а также общественные деятели и представители дипломатического корпуса из Европы и США. Многие из них вели и продолжают вести переписку с Дмитриевым. Правозащитный центр «Мемориал» признал Дмитриева политзаключенным.
За эти пять лет, что шли уголовные процессы, Юрий Дмитриев получил несколько премий и наград государственного и международного уровня. Последняя – премия академика Сахарова от Норвежского Хельсинкского комитета. В своей для этой премии речи Дмитриев написал:
«Все эти годы я, по мере сил и способностей, возвращал имена и добрую память многочисленным жертвам коммунистического произвола, существовавшего в моей стране в прошлом веке. Искал, находил и превращал в места памяти могилы жертв политических репрессий. Возвращал ныне живущим людям из разных стран имена и память о пропавших во мраке коммунистических времен их родных и близких, рассказывал о судьбе, об их трагической кончине, о месте их захоронения. Писал книги, чтобы сохранить эту память.
Нам казалось, что эти темные времена остались в прошлом. Но правы оказались те, кто говорит, что история развивается по спирали. Вновь в России заработал репрессивный механизм. Вновь арестовывают и бросают в тюрьмы людей, несогласных с сегодняшним политическим курсом правителей. Вновь поводом для ареста служат придуманные перепуганной властью причины. Снова в моей стране по желанию власти закрываются газеты и журналы, редакции теле- и интернет- изданий. Все больше людей вынуждены покинуть страну, опасаясь за свою жизнь, за своих детей, родных и близких».