Сочинение по тексту некрасова на тему патриотизм

Если родной земле грозит опасность, настоящий патриот становится на ее защиту. возможно, ради этого придется даже пожертвовать собственной жизнью, но

Если родной земле грозит опасность, настоящий патриот становится на ее защиту. Возможно, ради этого придется даже пожертвовать собственной жизнью, но его это не пугает, потому что иначе он не может. Любящий свою родину человек не сможет остаться в стороне и позволить неприятелю топтать свою землю.
В литературе есть масса примеров высокого патриотизма. Например, Тарас Бульба из одноименной повести Гоголя. Этот человек олицетворяет собой высшую степень патриотизма, являясь представителем украинского казачества во времена войны с поляками. Он готов был защищать свою страну, бороться за ее свободу до последней капли крови и отдать за это свою жизнь, если потребуется.
Пик патриотического чувства герой демонстрирует, убивая родного сына, который предал отчизну и перешел на сторону врага. Вся жизнь Тараса Бульбы заключалась в служении своей стране. Даже когда его в конце казнили, он вынес это с достоинством, не дав неприятелю возможности усомниться в силе духа украинского казака.
Роман «Война и мир» тоже показывает немало примеров патриотизма. Речь идет о войне 1812 года, когда на Россию напал Наполеон. Народ отреагировал, как единый организм: все сплотились, каждый старался внести свой вклад в защиту отечества. Например, Петя Ростов в свои 16 лет пошел на фронт, объяснив родителям, что иначе поступить он просто не может.
Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, многие болели за родину, не думая о себе. Это принесло свои плоды, неприятеля удалось выгнать с русской земли.
Мне кажется, патриотизм должен быть в человеке на генетическом уровне, наряду с любовью к родителям.

Текст из ЕГЭ

(1) Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
(2)  Я уехал на полгода и не вернулся. (3) Зачем бы я вернулся? (4) Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? (5) Нет, я этого не хочу.
(6) Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. (7) И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. (8) Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. (9) Я поэт. (10) Я не связан. (11) Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. (12) Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13) Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (14) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
(По К. Бальмонту)

Вступление

Любовь к Родине – трепетное чувство, которое затаилось в сердце каждого человека. Оно почти незаметно, когда повседневность закручивает в непрерывном ритме проблем, потребностей. Но когда обстоятельства складываются так, что приходится уехать в другую страну или просто в другой город, душа начинает тосковать, вспоминаются знакомые с детства улочки, привычные запахи и звуки.

Проблема

Проблема патриотизма, любви к Родине характерна для творчества К. Бальмонта, так как он вынужден был во времена революции много путешествовать и, в конце концов переехать жить во Францию. В предложенном тексте мы слышим щемящую тоску автора по родным его сердцу местам.

Комментарий

Автор вспоминает, как три года тому назад он вынужден был покинуть родину. У него не оставалось сил смотреть на страдания близких при невозможности хоть как-то облегчить их. Кроме того, ему не давали возможности публиковать свои сочинения, угрожали расправой за сам факт написания неугодного властям текста.
Не смотря на это, тоска по родине не давала ему покоя. Он думал о возвращении в Москву ежечасно, Родина звала его, манила к себе. На убеждения знакомых и друзей, что Россия уже не та, Бальмонт возражал, что правительство или время не властно над Россией.
Россия воспитала его, сделала его настоящим поэтом. В воображении автора встают картины родных просторов, с купавами на болотных затонах, с шуршанием камышей. Родные леса и поля, песни соловьев и жаворонков, звук русской речи – все это неотделимая часть души поэта, сама его душа.

Авторская позиция

Автор говорит, что его любовь к родине сродни любви к матери. Ему совсем неважны изменения, которые происходят в области политики его страны, намного значительнее ощущение объятий родного человека, способного понять тебя без слов. Бальмонт стремится на родину, как блудные дети мечтают об объятиях матери.

Гордость за свою страну и любовь к ней это и есть проявление патриотизма. Патриот это не только человек, который слепо верит в то, что его странна лучшая, но и трезво оценивает все положительные и негативные факторы, которые можно изменить в лучшую сторону.
Ведь со временем приходит понятие того, что в мире существуют места живописней и красивей. И люди есть добрей и отзывчивей и это не обозначает, что любовь к родной земле исчезла, патриотизм угас. А наоборот, нужно прозрачно смотреть на все проблемы и менять все недостатки к лучшему. Когда случается, что страна в опасности, то истинный патриот всегда защитит её и если надо отдаст жизнь. Люди, которые дорожат своей землей, никогда не будут смотреть со стороны на врагов, которые захватывают родную страну.
Многие философы и поэты выдели патриотизму очень много времени и посвятили ему много произведений и рассуждений.
Философ Колар, по национальности чех, объяснил свою позицию таким образом, что главное в патриотизме это сами люди, их обычаи, уважение к предкам и к языку, а земля это всего лишь территория, которая без всего выше указанного ничего из себя не может представлять.
Другой знаменитый композитор Рахманинов будучи в Швейцарии создал в реальности подобие русской деревни, в которой прожил определенное время. Это показывает другое мнение человека на патриотизм. Родные места, хоть и искусственные помогли творцу и пробудили вдохновение.
Знамениты писатель Бунин, подчеркнул то, что творить на чужбине гораздо сложней, чем на родной земле и много людей тоскует по родно земле, даже на местах красивее и культурней, чем в родной стране.
Примеры патриотизма показаны и в уникальном романе «Война и мир». После нападение французов все люди объединились, и каждый внес свою лепту в борьбе за свободу, позабыв все недоразумения между собой.
Обобщив мнения многих деятелей, можно сказать, что в понятии патриотизма нельзя разделять народ и родную землю, так как они дополняют друг друга и не могут существовать раздельно.
Подводя итог, патриотизмом нужно считать проявление гордости и любви к родной земле, к родной природе и истории своего народа.
Сочинение Что такое патриотизм с аргументами из литературы
Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм – это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.
атриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце. Такое качество требует решимости от человека, ответственности за свои действия. Люди не должны предавать свою родину, они обязаны заботиться о ней, прикладывая при этом долю собственных сил.
Множество писателей изображали в своих книгах патриотизм, призывая читателей к любви к родине. Явным примером из литературы служит произведение Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”, где главный герой Петр Гринев служил наказу отца: “Береги честь смолоду”. Персонаж истинный патриот своего Отечества, так как его решения по отношению к родине непоколебимы, он не предал присягу императрицы, находясь под угрозой смерти. Так, Петр Гринев заслуживает восхищения, ибо его действия направлены на сохранение своей родины, заботе о ней.
Обратимся еще к одному примеру: произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», где патриотом является сам Тарас Бульба, что с детства учил своих сыновей (Остапа и Андрия) стойкости и боевому духу. Он считал, что за спасение Родины нужно отдать жизнь, лишь бы Отечество не попало в руки врагу. К сожалению, к одному из своих детей он не сумел привить чувство долга в полной мере, из-за этого Андрий, руководствуясь зовом сердца, покидает своих близких, переходя на чужую сторону. Он сделал выбор, который его отец – Тарас Бульба – простить не сумел. За жестокий поступок героя по отношению к отцу, Андрий умер от его руки, последние слова, что он услышал из уст Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Что и случилось, трагедия! Но это жизнь, у каждого человека свои взгляды на неё, так что для одних патриотизм превыше всего, для иных – это не воспринимается близко к душе.
Таким образом, чувство долга и ответственности перед родиной должно воспитываться с детства так, чтобы оно не пропадало ни при каких обстоятельствах. Патриотизм – это добровольная ответственность не только перед Отечеством, но и перед людьми. Этого не стоит забывать. Патриотом быть не просто! Но, если привить к себе это прекрасное качество, то жить станет легче. Выбор, прежде всего, за самим человеком!
С аргументами из литературы.

Сочинение на тему чувства патриотизма
Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы знаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное – это когда наши души наполняются особым чувством – патриотизмом.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о скрытой теплоте патриотизма, рассказывает о простых, но в то же время глубоких его проявлениях. В. Некрасов называет его силой, более могущественной, чем оружие и техника, стратегия и организованность.
Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Но часто это великое чувство проявляется в небольших деталях, песнях, речах простых солдат, трогательно и нежно. Об этом и говорит автор.
Я полностью согласна с В. Некрасовым в том, что патриотизм – необыкновенно и чудесно. Это захватывает изнутри, наполняет чем-то неосязаемым и меняет людей полностью. Возможно, не каждый человек сможет обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Но он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя
других.
Моя точка зрения находит подтверждение во многих литературных произведениях. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, Пьер Безухов, хочет быть полезен в борьбе с неприятелем. Он не обучен военному делу и не подготовлен к сражениям, но то, что Пьер не остался в тёплом и чистом доме, а как простой солдат пошёл в самый центр битвы – это и есть его патриотизм.
Иногда человек, уезжая из своей страны на долгое время, всё равно возвращается обратно. Природа, люди, особый дух народа – без этого всего не может выжить настоящий патриот.
Я думаю, пока в наших душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное чувство, то будут существовать добродетели: любовь, сострадание, взаимовыручка. Ведь всё начинается с любви к своей стране, а уже потом распространяется на всех вокруг.
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация. Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы». А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?». Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство». Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь». Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…». Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!» Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно. Тем же чувством единения и неразрывной связи с родиной были рождены слова И. Бунина осенью 1941 года, когда фашистские войска стояли у стен древней Москвы: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть придержащим. Но, напади враг на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих болел бы. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский поражен тоской и любовью к Отечеству сильнее, чем кто-либо…». В гражданскую войну адмирал А. Колчак провозгласил себя «верховным правителем России». Он лютой ненавистью ненавидел большевиков и клялся до последней капли крови бороться с ними. Он говорил, что у
мереть от рук большевиков — «все равно, что быть съеденным домашними свиньями». Но когда возникла опасность, что золотой запас может попасть в руки чехов, адмирал сказал: «Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди». Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина Не только для выдающихся писателей, художников и музыкантов, но и для простых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, когда счастлива его Родина и ее народ. И он даже в изгнании делает все, чтобы было именно так.
Мне кажется, что проблема патриотизма в наше время актуальна как никогда. Патриотизм  –  это любовь к родине, к той стране, где ты родился. Патриотизм подразумевает любовь к природе, к людям, живущим в стране, почитание традиций и обычаев. Человек не может быть патриотом, если он даже не знает историю своего государства. Настоящий патриот уважает и ценит все, что связано с его родиной.
В настоящее время с проблемой патриотизма связано два аспекта. С одной стороны люди, которые считают, что заграницей жизнь намного лучше. Такие люди стремятся покинуть свою родину, считая, что жизнь в ней бесперспективная и не предвещает ничего хорошего. Этой позиции в основном придерживаются молодые люди. Они видят по телевизору, что в других странах люди более обеспеченные, да и вообще у них не жизнь, а праздник. В то время как в родной стране все плохо и ужасно. Я считаю, что именно из-за такого отношения наша страна не процветает в полной мере. Если люди будут любить родину и стараться ради ее блага, то жизнь в нашей стране существенно изменится.
С другой стороны люди, объединяющие понятия «патриотизм» и «национализм». Часто можно услышать по новостям, что националисты убили человека другой национальности. Это уже настоящий фашизм, ведь Гитлер тоже считал, что немцы высшая раса, поэтому других надо было уничтожать. У националистов какая-то дикая и необъяснимая любовь к родине, а именно к своему народу. Они не считают за людей представителей других народов. А ведь патриотизм  –  это любовь и уважение к другим нациям, живущим в стране.
Настоящих патриотов осталось совсем мало, к ним в основном относятся люди пожилого возраста. Они многое повидали в своей жизни. Они действительно любят и ценят свою страну, а также уважают все народы, живущие в ней. Я считаю себя патриотом. Я не стремлюсь уехать в чужую страну и общаюсь с людьми вне зависимости от их национальности. Для меня все равны.

Проблемы патриотизма и любви к Родине
Патриотические проблемы.
Проблема патриотизма и любви к Родине.
Проблема искажения понятия «патриотизм».
Проблема мнимого и подлинного патриотизма.
Проблема любви к Родине.
Проблема веры в могущество России.
Проблема будущего России.
Проблема отношения к Родине.
Проблема значения Москвы для каждого русского человека.
Проблема патриархального деревенского уклада жизни.
Проблемы города и села.
Человек и родина.
Связь человека со своим народом.
Утверждающие тезисы
Люби, цени и защищай свою отчизну.
Любовь к родине — это не громкие слова, она в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
Каждый из нас — это живая частичка природы.
Цитаты
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчить её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать.
(П. Чаадаев)
Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
(В. Белинский)
Дым отечества сладок.
(Гомер)
Отрадно и почётно умереть за отечество.
(Гораций)
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
(Сенека)
Отчизны голос — голос лучшей музы.
(П. Беранже)
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
(С. Есенин)
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев)
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
(Абуль-Фарадж)
Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество.
(Г. Державин)
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
(А. Пушкин)
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
(К. Паустовский)
Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству.
(А. Суворов)
Пословицы и поговорки про любовь к Родине
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей. Для родной Отчизны не жаль и жизни.
Первое дело в жизни — служить Отчизне.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Родина — мать, умей за неё постоять.
При солнце тепло, при Родине добро.

Аргументы на тему патриотизма и любви к Родине

А. Никитин «Хождение за три моря»
Совершив множество путешествий, повидав много необычных стран, А. Никитин не утратил чувства любви к своей стране. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Никакая экзотика, никакие красоты дальних стран не погасили в нём преданной любви к отчизне.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Толстого в художественной форме проанализирована причина победы русского народа над французской армией. В России Наполеон впервые натолкнулся на противостояние всего народа, независимо от того, к каким сословиям и национальностям принадлежали воевавшие против захватчиков люди. А с такой сплочённостью, с такой могучей силой не сможет сладить ни один враг.
В. Быков «Сотников»
Проблема патриотизма и любви к родине поднимается в повести В. Быкова «Сотников». На примере двух партизан, попавших в плен к немцам, писатель обрисовал противоположные характеры, на первый взгляд, обычных людей. Однако один из них предаёт родину, соглашаясь сотрудничать с врагом. Другой, Сотников, отказывается предать родину, выбрав смерть и сохранив свои честь и достоинство. В этом рассказе читатель видит настоящего патриота, верного сына своей земли.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не говорят высоких слов о любви к родине, но именно во имя её и для неё они совершают достойные поступки: Наташа Ростова под Бородино уговаривает мать не раздумывая отдать раненым подводы, а князь Андрей в сражении на Бородинском поле получает смертельное ранение.
Пьер Безухов на собственные деньги снаряжает ополчение и сам участвует в Бородинском сражении. Он даже остаётся в Москве, мечтая убить Наполеона.
В романе представлено множество примеров патриотического героизма, проявленного простыми русскими людьми, которые без высокопарных фраз, позёрства исполняют свой долг, отдавая жизнь за Родину в минуты смертельной опасности. По мнению писателя, русский дух и патриотизм были основными причинами победы в этой войне.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Идея патриотизма, чувство родины и любовь к ней одушевляют весь цикл рассказов Л. Толстого о Севастопольской обороне.
В «Севастопольских рассказах» много картин героизма простого русского человека, буднично совершающего подвиг в ежедневных сражениях на войне. В небольших рассказах писатель смог воплотить духовные силы и крепкую веру народа во всемогущество своей страны и её героев.
Примером такой удивительной веры может стать легенда о докторе Николае Пирогове, который во время Крымской войны спас много жизней, боролся с бюрократией чиновников, требуя медикаменты, одежду, снаряжение. Толстой повествует даже о случае, когда солдаты принесли «тело без головы», веруя в то, что волшебник-доктор сможет пришить и её.
С огромным уважением описал Толстой Пирогова, впервые применившего наркоз, понимавшего все недостатки русского общества, но никогда не осуждавшего Россию, потому что делом всей жизни он считал служение родине и работу на её благо и процветание.
И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
Тема родины является одной из главных во всём творчестве И. Бунина. Вынужденный покинуть Россию, до конца дней он писал только о ней.
Грустным лиризмом проникнут его рассказ «Антоновские яблоки». Запах антоновских яблок, их аромат, чарующий дух стал для писателя олицетворением России.
Бунин не скрывал в своих произведениях тех противоречий, которые были в России, в его произведениях гармония природы часто сочетается с горем и человеческими трагедиями.
Однако во всём творчестве писателя и поэта чувствуется уверенность в том, что, какая бы ни была его Отчизна, отношение к ней писателя можно определить только одним словом — любовь.
С. Есенин
В поэзии С. Есенина мотивы любви к родине пронизывают каждое слово, каждую строчку, каждое произведение, даже очень личное. Сам поэт говорил: «Чувство родины — основное в моём творчестве».
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Прощай, немытая Россия…»
Такой же странною, но верною любовью любил Россию М. Ю. Лермонтов, неоднократно рисовавший картины одиночества, ненужности человека русскому обществу.
Поэт любил и восхищался героическим прошлым России, но в его творческом наследии она осталась грубой и жестокой к своим гражданам, порабощённой, превращённой в огромную тюрьму для людей свободолюбивых и сильных духом.
Эта мысль звучит в его стихотворениях «Родина» и «Прощай, немытая Россия…»:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Эссэ «Патриотизм и его границы».
Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся проблема патриотического воспитания и гражданского становления молодёжи. Современный мир заставляет нас быть, зачастую, безнравственными.
В новостях можно часто услышать о том, что подростки разбили памятник или издевались над ветеранами войны. Это говорит о том, что в них нет ни капли патриотизма. Многие подростки на такое заявление могут ответить глупыми объяснениями о том, что памятник кто-то сломал, а они просто оказались рядом, или ветеран попросил их быть вежливыми к детям и женщинам. Такие люди не могут назвать себя патриотами, потому что они не знают истинной сути патриотизма.
Так что же такое патриотизм? Патриотизм – это не только любовь к Родине,, это ещё и любовь к истории своей страны, преданность Отечеству, стремление защитить и прославить своё государство.
Многие люди считают, что у патриотизма, как у любого другого явления человеческой природы, есть границы. Я с этим согласна.
Итак, я попробую определить границы патриотизма так, как я это понимаю. Во-первых, можно выделить низшую ступень патриотизма. Например, есть люди, которые искренне радуются успехам нашей страны, но сами не прилагают к этому никаких усилий – это «бытовое» проявление патриотизма. Во-вторых, можно выделить высшую ступень патриотизма. Я считаю, что люди, находящиеся на этой ступени, близки к фанатизму, потому что они зачастую находятся в таком состоянии, в котором могут смело убить человека только за то, что он не поддерживает политику государства или не ходит на парад Победы 9 мая. В какой-то степени к высшей ступени патриотизма можно отнести и расистов, так как эти люди считают, что их страна только для их народа и их национальности. В-третьих, «золотая середина» патриотизма. Люди, находящиеся на этой границе «идут» правильным путём. Они не только уважают культуру и национальные традиции, но и защищают интересы своей Родины.
Я считаю, что к «золотой середине» патриотизма можно, и даже нужно, отнести такое чувство, как гордость. Это чувство знакомо и доступно каждому, ведь не раз мы чувствовали радость за свою страну, когда наши спортсмены выигрывали медали на Олимпийских играх, или когда на уроках истории нам рассказывали о победе в войне с Наполеоном или во Второй Мировой войне. Это чувство радости и есть гордость за Родину, а значит такая гордость – важная составляющая патриотизма.
В современном мире патриотизм играет огромную роль. Он не возникает из ниоткуда, его необходимо воспитывать в самом себе.
Время не щадит никого. В XXI веке патриотизм словно отошёл на второй план, и наша задача не дать времени потерять одно из самых значимых сокровищ человека – патриотизм. Вы можете спросить – почему? Ответ очень прост. Патриотизм в России творит историю ( без патриотизма наши предки не побеждали бы врагов ), и если мы забудем про патриотизм, то мы потеряем своё прошлое.

Патриотизм, чей бы ты ни был, доказывается не словом, а делом.
Многие люди стремятся стать патриотами, но не многие из них правильно трактуют значение этого слова, а также понимают, что именно должен делать каждый патриот.
Итак, патриотизм – это в первую очередь, любовь к родине, своему отечеству и народу.
Белинский поднимает тему патриотизме не случайно, ведь она актуальна и по сей день. Автор считает, что такое чувство не должно витать, где-то в облаках, и заключаться лишь в наших мыслях и словах. Патриотизм должен выражаться в наших действиях, только так мы докажем любовь и преданность к нашей родине.
Я не могу не согласиться с мнением Белинского, ведь каждый из нас испытывает это чувство, но проявлять должен именно делами.
Многие русские писатели обращались к теме патриотизма. Наиболее яркий тому пример – роман Толстого «Война и мир». В этом произведении читатель встречает героев, настоящих патриотов – русский народ. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение – наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.
Другой не менее важный для нас пример заключается в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Согласитесь, лишь истинный патриот своей родины смог бы преодолеть столько препятствий, пережить ампутацию ног, а затем снова отправить в полет.
В заключении хочу сказать, что весь наш патриотизм идет от сердца, который мы обязаны перевоплощать в действия, на пользу нашей родины.

Урок-семинар
«Пленительные образы…» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Класс:
7.

Время урока:
45 минут

Уровень подготовки класса:
средний.

Программа:
программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-9 классы под редакцией
Г. Меркина, С. Зинина, 4-е издание, М. «Русское слово», 2017.

Цель урока:
проанализировать поэму, познакомиться с историческим материалом, положенным в
основу поэмы.

Задачи:

1) формировать навык анализа
произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;

2) создать условия для формирования у
учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся
чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную
тему;

3)воспитывать чувство уважения к
женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя к уроку, фрагмент телефильма В.
Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов).

Прогнозируемые результаты:
обучающиеся познакомятся с идеей, содержанием поэмы, научатся работать с
текстом художественного произведения; увидят связь между историей и
литературой.

Ход урока:

1. Организационный момент
(приветствие).

Приветствие учителя, определение
учебных принадлежностей, необходимых для урока, настрой класса на работу,
оформление тетрадей.

2. Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня у нас необычный
урок, урок-семинар.

Урок-семинар включает в себя не
только литературный материал, но какой-либо еще, например, живопись, музыку,
историю, географию, т. е. те сферы деятельности человека, которые тесно
перекликаются с литературой.

  Наш сегодняшний урок — это урок
литературы и истории.

 Прежде чем прозвучат тема и цель
урока, я хотела бы совершить небольшой экскурс в историю и рассказать об одной
из самых ярких страниц российской         истории, но вместе с тем трагической.

3. Историческая справка (проектная
технология).

Выступление группы обучающихся
(предварительная подготовка) – Сообщение о восстании декабристов, показ
презентации.

Демонстрация фрагмента телефильма В.
Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов).

4. Определение темы, цели и задач
урока.

— Каким образом связаны этот
трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова? (Некрасов посвятил
поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав
ее «Русские женщины»).

Тема урока: «Пленительные образы…»
(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

На слайде: Пленительные образы! Едва
ли

                   В истории
какой-нибудь страны

                   Вы что-нибудь
прекраснее встречали.

                   Их имена забыться
не должны.

                                                           
Н. Некрасов

5. Историческая
справка (проектная технология).

— Их было одиннадцать — женщин,
разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них — незнатные, как
Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко
бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая
часть — княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая.
Александра Григорьевна Муравьева — дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна
Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен,
генеральские жены Наталья Дмитриевна, Камилла Ивашева.

Тюрьму, каторгу и ссылку пережили
только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года
вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова,
Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири
вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра Давыдова). 
Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены
в Сибири.

Выступление обучающихся
(предварительная подготовка) – Краткие ообщения о женах декабристов, показ
презентации. Заканчивается выступление сообщением о Екатерине Ивановне
Трубецкой.

6. Этап усвоения нового материала.

— Екатерина Трубецкая первой поехала
за мужем в Сибирь. Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы мы отправляемся в
дорогу.

Работа с первой частью поэмы «Княгиня
Трубецкая»

1)  Анализ 1-ой части.

1.1. Слушаем в записи отрывок из 1-ой
части поэмы.

1.2.  Словарная работа:

Медвежья полость – покрывало на ноги
в санях, экипаже, карете.

Образок – икона, уменьшительно от
«образ».

1.3. Беседа по содержанию.

— Как начинается 1-я часть поэмы? Что
описывается в ней? (с описания «на диво слаженного возка» и переживаний
графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

 — Зачем граф-отец повесил в правый
уголок возка икону?

 — Какие чувства испытывает он в этот
момент?

 — Как объясняет княгиня Трубецкая свой
отъезд? Найдите в тексте эти слова. («Но долг другой, и выше и трудней меня
зовет…»)

 — Что просит она у отца?
(Благословления в дальний путь).

 — Какое чувство у отца, по мнению
княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери? (Чувство гордости…)

Промежуточные выводы обучающихся

2). Анализ 2-ой части.

2.1. Вторую часть поэмы (встреча
губернатора Иркутска с княгиней) представляют обучающиеся (Заранее
приготовленная инсценировка).

2.2. Словарная работа:

Мощи – высохшие останки людей, почитаемые
церковью как святые.

Доха — шуба мехом и внутрь и наружу.

Кресты – ордена.

Клеймо – печать, знак; здесь: клеймо
каторжника.

Варнак – лжец, буян, каторжник.

Ханжество – от слова «ханжа» —
лицемер, прикрывающийся добродетелью.

2.3. Работа в группах: задание на
карточках.

— После знакомства со второй частью
поэмы я вам хочу предложить разделиться на группы и, проанализировав отрывок,
записать выводы в тетради или отметить в учебнике.

I группа: Проследить по тексту, какие
доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине.

II группа: Проследите по тексту, как
укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению
героического деяния.

Обсуждение выполненного задания.

— Не удалось иркутскому губернатору
Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти,
предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом
деле несгибаемую женщину.

Что ожидало её впереди? Медленно
тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания
я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила,
что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я
перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих
детей».

7. Подведение итогов.

— Как вы думаете, можно ли назвать
поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для
них, привыкших жить в неге и беззаботности).

— Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав
поэму «Русские женщины»? Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины», а
не «Декабристки» или «Русские княгини»? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся.

— Те качества, которые вы
перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

Замена первоначального названия
«Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа,
нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал,
что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип
женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в
великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота.
Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов.
Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным
боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

8. Домашнее задание.

1. Написать мини-сочинение на тему
«Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?» или «Можно
ли назвать подвигом поступок Трубецкой? Ваше отношение к поступку героини?» (по
желанию).

2* Познакомиться со второй частью
поэмы «Княгиня Волконская».

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Сочинение в формате ЕГЭ 2021.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

99764903 1

27

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации

из прочитанного текста

, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)

по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ.

1. Проблема (=тезис) …..? Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему … +Тезис.

2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или краткий пересказ фрагмента).

3. Комментарий (пояснение к первому примеру). Действительно, … (в самом деле,…)

4. Второй пример-иллюстрация. Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…

5. Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях ….., писатель даёт оценку…,/ герой отрывка поступает …., потому что…)

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ. Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что…

7. Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моей позиции. Заключение. Невозможно не согласиться с писателем …., поскольку… (Я согласен с позицией…, так как… ) СМ. п. 1-й! Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

Краткая шпаргалка

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

  1. Проблема (=тезис)

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

Текст из демоверсии 2021

    1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов

«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

  • Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

Информация о тексте*

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?)

1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе.

2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?)

2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете.

3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?)

3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину.

4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И.С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?)

4. Для таких писателей, как И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И.С. Соколова-Микитова?)

5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя.

Сочинение

1. Проблема. Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.

2,3. Пример-иллюстрация + комментарий. Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь. Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого.

4,5. Пример-иллюстрация +комментарий. Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль, автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту. Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России.

7. Позиция автора. Итогом размышлений становится такая позиция В.А. Солоухина: любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения= ВЫВОД (СМ. п. 1).

Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре. Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.

ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.

ВОПРОСЫ.

1. Проблема была сформулирована так:

Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?

Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?

2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?

Краткая шпаргалка

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

  1. Проблема (=тезис)

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.

Текст ЕГЭ 2020

Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…

Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

(Василий Белов)

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших «гражданский сан» самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама — одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

«Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии… Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

«Какое время наступило», — с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

«Громи пороки смело», — призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения — идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

… в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

«Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» — одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт…». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

…Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он…
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество — это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

  • Сочинение по тексту не знаю кто из великих сказал что более всего следует презирать слабость
  • Сочинение по тексту некрасова василий конаков
  • Сочинение по тексту нечипоренко таня сочинение
  • Сочинение по тексту недавно прочитал в журнале статью своего коллеги
  • Сочинение по тексту некрасова город горит