Сочинение по тексту недавно в средствах массовой информации развернулась

1недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. 2одни утверждали, что образование должно быть

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой — это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное — красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос — юрист по профессии, доктор философии,

писатель, литературный критик.

Каждый ли выпускник ВУЗа является носителем высокой культуры? Какие последствия отсутствия нравственного воспитания мы можем наблюдать в современном обществе? На эти и другие вопросы отвечает Л.Г. Матрос в данном для анализа тексте.

Данная проблема становится актуальной с приходом эпохи доступного образования. Раньше пойти учиться в школу, а затем в ВУЗ, могли только представители высших сословия. Так, человек дворянского происхождения с детства был приобщен к высокой культуре, как следствие, вырастая, сам становился носителем этой культуры. В те времена существовала практически неразрывная связь между общим культурным уровнем и наличием высшего образования. Однако, с воцарением в обществе мысли о том, что образование должно быть доступно каждому, меняется представление о человеке образованном. Теперь понятия образованность и воспитанность больше не тождественны. Данное положение усугубляется отсутствием уроков светской этики в средних и высших учебных заведениях.  Не имея базовых представлений о нравственности, молодые люди становятся восприимчивыми к образам и моделям поведения, навязываемых в СМИ и поп-культурой. В итоге мы получаем образованных людей, способных спокойно воспринимать различные проявления жестокости

Урок русского языка

10 класс

 «Изобразительно-выразительные средства языка»

Русский язык в умелых руках и в
опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и
вместителен. (Куприн А.)
 В. Хлебников сказал: «слова особенно сильны, когда они
имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного
смысла просвечивает второй смысл…». Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное
названье еще драгоценней самой вещи. (Гоголь Н.)

-Как вы думаете, о чем говорят
данные слова?

-О чем пойдет речь на
сегодняшнем уроке?

Мы говорим, что русский язык —
язык великой культуры. Но Великая культура немыслима без постоянного внимания к
тому языку, на котором она создается.

Сегодняшний урок должен стать
помощником в преодолении трудностей по определению изобразительно-выразительных
средств языка в тексте.

3.      Актуализация знаний.

-Как вы думаете, почему русский
язык красив?

-За счет чего, каких средств он становится
красивым?

-Что такое
изобразительно-выразительные средства?

-Что  сближает тропы и
фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).

— Давайте выясним, чем различаются
тропы и фигуры? Для этого вспомним определения тропов и фигур.

-Что называется тропами? (Тропы –
обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении
в целях достижения большей художественной выразительности).

-Что такое стилистические фигуры?
 (Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие
для создания образной речи, усиления выразительности)

-На этом уроке мы вспомним
некоторые из них.

Тропы.

-Что такое метафора? (Слово или
словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании сходства двух
явлений) Шёпот листвы, шёлк кожи.

— А что же такое метонимия?( Слово
или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании их
смежности) Все флаги будут в гости к нам. ( Слово «флаги» замещает
корабли – часть заменяет целое)

-Что такое сравнение? (Сопоставление
одного предмета с другими с целью создания художественного описания
первого). Кипарисы, словно остроконечные копья, вонзились верхушками в
закатное небо.

-Что такое олицетворение? (
Наделение неодушевлённого предмета или явления признаками и свойствами
человека). Город заснул тревожным сном.

-Что такое эпитет? (Это яркое
определение-характеристика предмета, лица или явления). Жадный взгляд,
царапающий взгляд.

-А кто может сказать, что такое
гипербола? (Образное выражение, состоящее в преувеличении) Устал до
смерти.

-Может кто-то вспомнит что такое
литота? (Образное выражение, состоящее в преуменьшении) Лошадь величиной с
кошку.

—  А что такое перифраз?
(Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или
словосочетания)  Ночное светило — луна.

— Что же такое ирония? (вид
иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается
насмешка) Откуда, умная , бредешь ты, голова?(
 В этих строках крыловской басни – тонкая
насмешка над глупостью осла.)

Стилистические фигуры.

— Вспомним что такое оксюморон (это
соединение несоединимых по смыслу слов) Живой труп, убогая роскошь.

— Антитеза? (резкое
противопоставление понятий, мыслей, образов ) Я царь – я раб, я червь
– я бог!

— Кто помнит что такое градация? (стилистический
прием расположения слов и выражений, а также средств художественной
изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости ) Все
разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.

— Параллелизм? (стилистический
прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или
строф ) Гляжу на будущность с боязнью,/Гляжу на прошлое с тоской.

— И последняя фигура  в нашем
сегодняшнем списке инверсия (расположение членов предложения в особом
порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить
выразительность речи) Вышел месяц ночью тёмной…

4. Отработка умений и навыков.

— А теперь закрепим этот материал
на практике.

1.Анализ
изобразительно-выразительных средств стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща
золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

-О чем стихотворение?

-Какие образы представлены в
нем?

-С помощью каких средств
выразительности С.Есенин описывает красоту природы?

Выпишем из стихотворения
изобразительно-выразительные средства в тетрадь.

Готовимся к заданию №26 (1)Недавно в средствах массовой
информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно
обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено
прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие
(в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование
всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем
выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах
образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и
стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону.
(6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика
свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ
далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких
нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек
с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий
уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница
университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила:
«Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о
других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи.
(11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое
отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель,
которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то
заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего
начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая
несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и
сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно
актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи
друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что
так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более
изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в
рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более
привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть
очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без
душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас
посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к
самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём,
что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так,
как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем
футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на
улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь
элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других
в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не
задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому
себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу,
что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём
себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше
сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого
человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова,
который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц,
одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна
Матрос – доктор философских наук, писатель, литературный критик.

Задание 1

Л.Г.Матрос, размышляя над
проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом
количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления
признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой
придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______
(предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма
изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные
слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов
предложения

Задание 2

«Для того чтобы подчеркнуть
злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её
многогранность, Л.Г.Матрос использует приём – (А)_________
(предложения 2–3), а также синтаксическое средство – (Б)___________
(предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 16–20),
создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой
приём – (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма
изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов
предложения

Задание 3

В предложениях 6,20,29 автор
использует (А) ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____
(предложения 9,16) . Приёмы (В)_______ («явилось обобщение» в предложении 15,
«это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться
элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую
образность.

Список терминов:

1) цитата

2)олицетворение

3)вопросно-ответная форма
изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные
слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов
предложения

Задание 4

Чтобы придать тексту
художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как
(А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в
предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении
9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы
университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне
культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____.
Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила
(Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям
общества.

1)цитата

2)жаргонизм

3)повелительное предложение

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные
слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)метафора

9)ряды однородных членов
предложения

Задание 5

Несмотря на публицистический
стиль рассуждения, Матрос включает в текст (А) _____ 
(«ненормативная лексика» в
предложении 27, «афоризм» в предложении 28, «дискуссия» в предложении 1,
«рентабельно» в предложении 3). Что общий тип речи текста — рассуждение ,
доказывается обилием (Б) ___ (предложения 22, 23,27). Для усиления
противопоставления автором используются и лексические средства — (В) ____
(предложение 17). Наличие стилистического приёма (Г) ___ (предложения 21-25,
27) призвано усиливать впечатление от прочитанного.

1)цитата

2)научная лексика

3)повелительное предложение

4)ряды однородных членов
предложения

5)вводные конструкции и вводные
слова

6)гипербола

7)анафора

8)метафора

9)антонимы

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Книжное дело в России в постсоветский период. Изменения в издательском репертуаре. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//195/knizhnoe-delo-v-rossii-v-postsovetskij-period-izmeneniya-v-izdatelskom-repertuare/ (дата обращения: 11.01.2022)

Книгоиздание

К началу перестройки издатели, книготорговцы, ученые, писатели и читатели все настойчивее требовали либерализации книжного дела, смягчения цензурных ограничений, свободы творчества и печати. В конце концов власти вынуждены были начать некоторые преобразования в организации книгоиздания и книгораспространения, не затрагивая основ книжного дела — государственной монополии и идеологического контроля. В 1986 г. коллегия Госкомиздата СССР приняла постановление с виду совсем обычное, в стиле многих подобных и ранее, «О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования». Но содержание этого документа коренным образом отличалось от всех предыдущих. В нем впервые ставилась под сомнение государственная монополия и административно-командная система в книгоиздании — основном направлении идеологической работы КПСС. Проанализировав состояние книгоиздания, выявив множество недостатков, обусловленных как идеологическими причинами, так и административными методами руководства, Госкомиздат постановил «предоставить издательствам право самостоятельно формировать и утверждать тематические планы выпуска литературы», а «утверждение тематических планов в Госкомиздате СССР отменить». За Госкомиздатом, т. е. за государственной властью, сохранялось право контроля и координации выпуска литературы. Практически самостоятельности оказалось не так уж и много. Тем не менее это был первый серьезный шаг в расшатывании государственной монополии в книжном деле, существовавшей в стране с 1930 г.

В документе 1987 г., касающемся книгораспространения, тенденция к закреплению государственного руководства была сформулирована более жестко: «Подготовить и внести на рассмотрение директивных органов предложения по поэтапному переводу обслуживания населения на единую государственную форму книжной торговли…». Объяснялось подобное решение необходимостью устранить параллелизм в книжной торговле, где были различные формы ее организации: системы Госкомиздата, «Центросоюза», издательств «Наука», «Транспорт», «Военная книга», различных творческих союзов (например, Лавка писателей в Ленинграде), а по существу цель была одна: укрепить позиции государственной власти и КПСС в книжном деле как в самом главном направлении идеологического воздействия на граждан. И в этом смысле постановление по книжной торговле можно рассматривать как отступление от либерального направления решения Госкомиздата 1986 г. Но начавшийся процесс либерализации в стране остановить было невозможно, и это напрямую касалось всех отраслей книжного дела.

Следующим шагом можно считать возникновение в издательской отрасли кооперативной деятельности. К первым попыткам организации кооперативных издательств относятся издательства «Весть», организованное московскими писателями во главе с В. Кавериным, «Столица», в создании которого участвовали не только московские писатели, но и общественные организации: Всесоюзное общество книголюбов, московское отделение Литфонда СССР и Советский фонд культуры. В Новосибирске было создано кооперативное издательство «Жарки». Все эти издательства ничего выпустить не смогли, так как власти отнеслись к этому начинанию в издательском деле отрицательно, и издательства не были зарегистрированы. Но государственная власть в этом направлении была крайне непоследовательна. С одной стороны, в Постановлении Совета Министров СССР от 1988 г. «О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом о кооперации в СССР» указывалось, что кооперативы не могут заниматься издательской деятельностью, а, с другой — подчеркивалось, что Госкомиздат СССР рекомендует издательствам, полиграфическим предприятиям, организациям книжной торговли всемерно содействовать и создавать условия для развития кооперативного движения отрасли.

Кооперативная деятельность в издательской сфере приняла формы издательско-полиграфических или издательско-редакционных кооперативов при государственных издательствах. Книги выходили под маркой государственного издательства и соответствующего кооперативного объединения. Например, книги кооперативных издательских предприятий «Фемида-10», «Текст», «Информатор», «Союз», «Творческое объединение писателей и художников», «Слово» выходили под маркой государственного издательства «Юридическая литература». Кооперативы «Пик», «Россия-88», литературно-художественные агентства «Москва» и «Эхо», ассоциация «Неизвестная Россия» «прятались» под маской государственного издательства «Прометей». В 1989 г. при государственном издательстве «Мир» было организовано Всесоюзное объединение редакционно-издательских кооперативов — «ВОКИМ». В него вошли 16 редакционно-издательских кооперативов Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. В те же годы (1987–1988) были организованы и первые совместные предприятия с иностранными партнерами, например, советско-британское «Динамика» совместно с государственным издательством «Машиностроение», советско-германское «Бурда-Моден» вместе с государственным «Внешторгиздатом». Всего к 1989 г. в СССР работали не менее 100 новых негосударственных издательств различных форм собственности.

Еще более существенный удар по сложившейся системе государственного книгоиздания был нанесен новой редакцией «Положения о выпуске произведений за счет автора», принятого Госкомиздатом в 1989 г. Выпуск произведений за счет автора был разрешен всем организациям, имевшим право на издательскую деятельность, более того — это им засчитывалось как плюс в их работе. В результате возникшие в недрах издательств редакционно-издательские, издательско-полиграфические кооперативы, совместные предприятия и возможность самостоятельного тематического планирования и выпуска книг за счет автора явились первыми шагами в перестройке системы книгопроизводства.

Принятые Госкомиздатом и Советом Министров СССР решения, несмотря на всю их противоречивость и непоследовательность, явились своего рода подготовкой к кардинальным реформам, которые стали возможны только в новых общественных условиях отказа от тоталитарного общества и начала демократизации всех сторон жизни общества.

Начало нового периода в истории книжного дела России связано с принятием Советом Министров СССР 12 июня 1990 г. закона «О печати и других средствах массовой информации». В первой статье было сформулировано одно из основных положений: «Печать и другие средства массовой информации свободны. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказываний и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации. Цензура массовой информации не допускается». Помимо отмены цензуры, что само по себе рассматривалось как революционное явление, в законе содержались и другие весьма существенные статьи. Закон разрешал организацию средств массовой информации не только государственным органам (как было в течение 70 лет), но и политическим партиям, общественным (творческим, религиозным и т. п.) организациям, кооперативам (а еще совсем недавно, год назад, кооперативам запрещалась издательская деятельность) и, что совсем необычно для советского государства (кроме периода нэпа), любому гражданину, достигшему 18 лет. Роль государственной власти сводилась не к разрешению или запрещению средств массовой информации, а лишь к их регистрации. Закон вступил в силу 1 августа 1990 г., но изменения в книжной отрасли шли медленно, а в декабре 1991 г., после распада СССР закон утратил свою силу. В декабре 1991 г. в Российской Федерации был принят закон «О средствах массовой информации». В основном в нем содержались те же положения, что и в законе СССР от 12 июня 1990 г., но формулировки были более развернутыми, подробными и аргументированными. Существенное отличие от предыдущего закона состояло в том, что в нем не только не регулировалась деятельность издательских и книготорговых предприятий, но о них даже не упоминалось, не было в законе и термина «печать». В сущности, закон касался лишь периодики и электронных средств массовой информации.

Но еще до принятия этого закона Совет Министров РСФСР 17 апреля 1991 г. на основании закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» принял «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», действующее до настоящего времени. В «Положении» присутствовали все нормы данного закона: отмена цензуры, разрешение на издательскую деятельность гражданам, организациям, политическим партиям и т. п. Они были распространены на все отрасли книжного дела. Но имелось и существенное отличие: издательская деятельность могла осуществляться только на основе лицензии, выдававшейся органами государственной власти на определенный срок. Несмотря на то, что данное положение не противоречит нормам гражданского права, лицензирование фактически имело не регистрационный, а разрешительный смысл и противоречило закону РСФСР «О средствах массовой информации». В 2005 г. лицензирование отменено, но издательская деятельность по-прежнему регулируется «Временным положением…» 1991 г. и принятым в 1993 г. законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

На основании принятых законов издательская и книготорговая системы кардинальным образом изменились. В книжном деле за последние 14 лет не только увеличилось число издательских предприятий, но и изменился их статус. В 1991 г. на издательскую деятельность были выданы 1597 лицензий, в 1992 г. — 2967, в 1993 г. — 1866, в 1994 г. — 813. В 2002 г. число организаций, имеющих право на выпуск печатной продукции, составляло около 15 тыс. Далеко не все из зарегистрированных организаций регулярно занимаются издательской деятельностью. На основании «Закона об обязательном экземпляре» в Российской Федерации в 1995 г. работали 4945 издательств, в 1996 г. — 5120, в 1998 г. — 6352, в 2000 г. — 5110. Очевидная тенденция к увеличению издательских предприятий объясняется новыми рыночными условиями их деятельности.

Основные издательства. Среди государственных издательств по объемам производства на первом месте находилось издательство «Просвещение», выпускавшее учебники для школ и средних учебных заведений (в 2003 г. — 754 наименования, тираж 49,2 млн экз.). Второе место занимало «Издательство стандартов» (837 названий в 2002 г.).

Государственное издательство «Наука» в советское время было главным научным издательством СССР и одним из крупнейших в мире. В годы структурной и правовой перестройки книжного дела в России издательство пережило серьезный кризис, резко сократив объемы своей деятельности. С 1992 г. «Наука» — Всероссийское объединение издательских, книготорговых и полиграфических предприятий Российской академии наук. В его состав входили 6 издательств в Москве (основная фирма), Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, четыре полиграфических предприятия и оптово-розничная книготорговая фирма «Академкнига». «Наука» постепенно увеличивало выпуск изданий — с 449 названий в 1997 г. до 484 в 2006 г. Это лишь половина того объема выпуска, который был характерен для «Науки» до 1989 г. Тем не менее именно это издательство продолжало играть ведущую роль в выпуске научной литературы. Издательство выпускало и выпускает труды ученых и научных организаций Академии наук России по всем отраслям знаний, переводы научных трудов ученых различных стран, полные и академические сочинения, монографии, справочники, более 170 научных журналов, продолжающиеся издания (например, сборник «Книга: исследования и материалы»).

Тенденция к увеличению своей продукции прослеживалась и в деятельности государственного издательства «Высшая школа», занимавшегося изданием учебников и учебно-методических материалов для системы высшего образования в России. Однако большую часть такой литературы высшие учебные заведения Российской Федерации выпускали и выпускают самостоятельно. «Высшая школа» издавала серийные издания: «Библиотека историка», «Библиотека филолога», «Классики литературной науки» и др.

Среди издательств, работающих на общий (неспециальный) книжный рынок и пользующихся известностью у всех категорий читателей, в начале XXI в. первое место по выпуску книг и брошюр занимало издательство «АСТ». Негосударственное издательство, основанное в 1993 г., оно в 2006 г. выпустило 5906 названий, общим тиражом 44 млн экз.

На втором месте по объемам деятельности находилось издательство «Эксмо», с 1997 по 2006 г. увеличившее выпуск изданий почти в 3 раза (с 1032 до 5847 названий). По тиражам оно опережало даже «Просвещение». «Эксмо» образовалось в 1991 г. Специализация «Эксмо» — выпуск художественной литературы (детективы, любовные и исторические романы), книг для детей и юношества, научно-популярной литературы и пр. Наиболее известные серии: «Семейный роман», «Черная кошка», «Русский бестселлер», «Черный котенок», «Спецназ» и др. Как и многие современные издательства, «Эксмо» с 2001 г. обратилось к изданию мировой классической литературы. Стала выходить серия «Эксмо-классика». За два года выпущен 41 выпуск, включивший почти все романы Ф. Саган, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Лолита» В. Набокова и др.

За 9 лет объем деятельности издательства «Олма-Пресс» вырос более чем в 5 раз и составил в 2006 г. 1737 наименований против 226 в 1997 г. Издательство работает с 1991 г. и выпускает преимущественно переводную беллетристику. В 1994–1999 гг. выходили серии: «Купидон», «Купидон-романс», «Купидон-каприз», «Золотой купидон», «Волшебный купидон». В них в совокупности были изданы более 200 выпусков переводных женских и историко-авантюрно-любовных романов. В 2000–2001 гг. издательство выпустило 9 энциклопедий в серии «Семейная энциклопедия». Вышли: «Энциклопедия домашней кладовой», «Энциклопедия лечебных овощей», «Энциклопедия орехов и диких ягод», «Энциклопедия полезных комнатных растений», «Энциклопедия домашнего хозяйства», «Энциклопедия матери и ребенка», «Энциклопедия азартных игр» и др.

К крупным современным издательствам относятся: «Дрофа» с ежегодным выпуском более 700 наименований, «Центрполиграф», «Феникс» (более 400 названий каждое), «Питер», «Астрель», «Приор» — по 300 с лишним наименований.

Частное издательство «Дрофа» работает с 1991 г., с 1995 г. специализируется на выпуске учебных и познавательных книг для детей. В 1997–1999 гг. выпускало серию «Готовимся к школе». Вышли 15 выпусков: «Азбука в пословицах», «Азбука в стихах и картинках», «Учусь считать» — цифры в стихах, «Учу английский» — белка, тигр, собака, кошка и др. Серия «Каникулы в стране сказок» издавалась в 1993–1994 гг. Вышли три выпуска, включивших произведения Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч», Е. С. Велтистова «Приключения Электроника» и «Сказки Англии». Издает также современную популярную художественную литературу отечественных и зарубежных авторов, преимущественно детективы, любовные и кинороманы. Основные серии: «Кинороман» (1994–1995), «Жемчужина» (1993–1994). 18 выпусков серии «Кинороман» включали литературные версии известных фильмов: «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Долгая дорога в дюнах» О. А. Руднева и др. В серии «Жемчужина» издавались любовные романы.

Издательство «Центрополиграф» основано в 1990 г. и одним из первых стало выпускать детективы (серия «Мастера остросюжетного детектива», 150 выпусков в 1992–2001), фентэзи (серия «Мастера фентэзи», 26 выпусков в 1996–1998 гг. включали произведения Т. Брукса), серии «Книги о животных», «Три Д» (обучение работе с компьютером). Особым успехом пользовалась серия «Популярная кулинария». В ней в течение пяти лет (1997–2001) вышли 16 выпусков, включивших все сочинения В. В. Похлебкина. Особое признание любителей детективов издательство завоевало, первым выпустив собрания сочинений популярных в 1990-е гг. Дж. X. Чейза, А. Кристи, Ж. Сименона («Весь Мегрэ»). В серии «Мастера остросюжетного детектива в 1992–2001 гг. вышли более 150 выпусков.

Особо следует отметить деятельность издательств «Вагриус», «Терра» и «Росмэн». По объемам своей деятельности они уступали вышеназванным, но их продукция пользовалась большим спросом и была хорошо известна читателям-неспециалистам.

«Терра» — одно из первых негосударственных издательств, оно начало работать в 1990 г. Многопрофильное предприятие, имеющее свою полиграфическую базу и книгораспространительскую сеть, открыло филиал в Петербурге — «Азбука-Терра», ставший впоследствии самостоятельным издательством. «Терра» — издательство широкого профиля, его продукция — это отечественная и мировая художественная и публицистическая литература, мемуары, издания по искусству, по истории религии, литература для детей и юношества, научно-популярные и справочные издания для всех категорий читателей. В начале своей деятельности стало известным благодаря выпуску сочинений, ранее запрещенных. Одним из первых «Терра» стала выпускать сочинения Л. Троцкого, Н. Бухарина. Выпустило «Архив Л. Д. Троцкого» (в 4 т.), переиздало вышедший в русском зарубежье под ред. И. В. Гессена и В. Д. Набокова «Архив русской революции» (22 т.) в серии «Русский архив». В этой же серии с 1995 г. издавались выпуски документов и мемуаров, посвященных Великой Отечественной войне. Выпускает собрания сочинений русских и иностранных писателей: Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, В. Е. Максимова, У. Шекспира, Р. Киплинга, М. Рида, С. Цвейга, Ф. Купера. К наиболее известным сериям издательства следует отнести: «Русский архив», «Сокровища мировой литературы», «Мастера» и др. «Терра» чутко реагировала на спрос на книжном рынке как массового, так и читателя-интеллектуала. Но особую известность, коммерческий успех и славу издательству принесли репринтные воспроизведения известнейших редких и ценных отечественных изданий прошлых лет. Издательство выпустило репринтные издания Академического собрания сочинений Л. Н. Толстого в 90 томах, «Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона», изданного в России в 1890–1907 гг., «Еврейскую энциклопедию Брокгауза-Ефрона», выходившую с 1908 по 1913 г. 

Издательство «Вагриус», одно из популярных на массовом книжном рынке в конце XX — начале XXI в., было основано в 1992 г. Необычное название составлено из первых слогов фамилий учредителей: Васильев, Григорьев, Усов. Выпускало художественную литературу, произведения современных писателей. Наиболее известная серия — «Современная российская проза» — включает произведения известных отечественных авторов Пелевина, Попова, Соколова, Улицкой, Петрушевской и др. Серия имеет стандартное оформление. Другой известной серией издательства является серия мемуаров «Мой двадцатый век». Серия издается с 1995 г., к 2006 г. вышли более 90 выпусков. В ней публикуются мемуары писателей, артистов, художников, политических, государственных и общественных деятелей XX в. Серия интересна тем, что она адресована современникам мемуаристов. В ней вышли воспоминания Е. Евтушенко, О. Табакова, Б. Бардо, Л. Кагановича, Э. Рязанова, Ж. Амаду, И. Кио, В. Нижинского, Дон-Аминадо и многих других.

Среди множества негосударственных издательств узкоспециальных немного. К ним в первую очередь следует отнести «Росмэн» и «Аванта-плюс», специализирующихся на выпуске всех типов изданий для детей.

«Росмэн» начало работать с 1992 г. Выпускает отечественную и зарубежную художественную, учебную, познавательную литературу для детей всех возрастов. Выходят отдельные издания произведений С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского, серии «Иллюстрированная мировая история» (1994–1999). Выпускает множество различных энциклопедий для детей всех возрастов.

Издательство Дмитрия Буланина выпускает научную литературу по гуманитарным наукам, в том числе и труды сотрудников Института русской литературы (Пушкинского Дома). Издательство в числе прочих выпустило уникальные справочники, подготовленные в Пушкинском Доме: энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах под редакцией О. В. Творогова и «Словарь книжников и книжности древней Руси» в 6 томах под редакцией Д. С. Лихачева. «Академический проект» Немировского также издает научную и научно-популярную литературу по литературоведению, истории литературы, философии, отечественной и мировой истории.

Тематика и типы изданий. В советский период Российская Федерация стабильно занимала первое место среди других советских республик как по названиям, так и по тиражам выпускаемых книг и брошюр.

Новые экономические и правовые условия первоначально привели к устойчивой тенденции сокращения выпуска по названиям при одновременном увеличении тиражей. Тенденция меняется с 1994 г., когда начинается ежегодное постепенное увеличение выпуска литературы с 29 017 названий в 1994 г. до 102 268 — в 2006 г. Что касается тиражей, то здесь наблюдалась противоположная тенденция. После увеличения в 1988 г., когда были выпущены 1815 тыс. экз., началось резкое снижение выпуска до минимальной отметки 407,6 тыс. в 1998 г. С 1999 г. начинается постепенный рост, и в 2006 г. общий тираж всех выпущенных книг и брошюр составлял 632 358,7 тыс. экз. При этом не следует забывать, что статистика книжного выпуска составлялась Книжной палатой Российской Федерации, как правило, на основе нерегулярно поступающего обязательного экземпляра и вследствие этого не может считаться абсолютно точной. Тенденции динамики выпуска отражали новые условия деятельности издательств.

В конце XX — начале XXI в. изменилась парадигма издательского дела, развивающегося в совершенно новых условиях. Количественная модель, характерная для книгоиздания советского периода, сменилась качественной, при которой основное внимание обращается не на валовый выпуск печатной продукции, а на его соответствие потребительскому спросу и интересам науки и культуры общества.

Существенные изменения претерпела и структура книжного выпуска. Первоначально (1989–1993) увеличился выпуск художественной литературы и изданий для детей и юношества. Но и в этих направлениях наблюдались новые тенденции: увеличился выпуск детективов, научной фантастики, любовных романов и тому подобного легкого чтения. Преобладал выпуск переводов. На книжном рынке пользовались наибольшим спросом, а, следовательно, и больше всего выпускались сочинения А. Дюма, Чейза, А. и С. Голон, А. Хейли, М. Дрюона, А. Кристи. При этом столь же резко снизился выпуск мировой и отечественной классики, произведений отечественных авторов. Даже сочинения В. Пикуля и отечественных классиков фантастики (сочинения В. Беляева, И. Ефремова, бр. Стругацких) не могли соперничать с изданием переводов аналогичных видов литературы. Подобное явление объяснятся тем, что в советское время перечисленные виды литературы либо не издавались как идеологически чуждые (например, любовные романы), либо выпускались в ограниченном количестве и составляли так называемый дефицит. Для детского и юношеского чтения выпускались также те произведения, которые не выходили в предшествующие периоды, главным образом, переводные произведения и сочинения дореволюционных авторов. Именно в этот период были выпущены сочинения популярного во всем мире Толкиена.

В эти же годы сократился выпуск научных, учебных, учебно-методических изданий. Существенные изменения произошли в издании социально-экономической литературы. Стали выходить сочинения политических деятелей, ранее запрещенные (Л. Троцкого, Н. Бухарина и др.), произведения зарубежных советологов. Большое внимание уделялось изданию экономической литературы, литературы по новым технологиям.

Начиная с 1994 г. меняется структура выпуска. Наблюдалась постоянная тенденция к увеличению выпуска научных, учебных и учебно-методических изданий. В 2005 г. издания научной, учебной и учебно-методической литературы составили 11,8% по названиям и 26,6% по тиражу. Внутри видовой структуры репертуара также произошли существенные перемены. В издании учебной и учебно-методической литературы вырос выпуск альтернативных учебников, научных изданий, в основном монографического типа, отражающих результаты современных исследований как отечественных, так и иностранных ученых. Особенно значительные изменения произошли в издании художественной литературы. Издательства вернулись к выпуску отечественной и мировой классики и современной отечественной и иностранной литературы. То же самое можно сказать и об издании книг для детей и юношества. Современные издательства стали выпускать отечественную детскую классику: произведения Н. Носова, В. Бианки, А. Гайдара и т. п.

Особо следует отметить выпуск справочной литературы. Выпускались все виды справочной литературы для всех категорий читателей. Особенно много выходило справочной литературы для детей и юношества — от универсальных до узко специальных энциклопедий, отдельно для мальчиков и девочек.

Книгораспространение

Формирование новой системы книгораспространения в России началось с 1990 г. и осуществлялось в новых рыночных условиях, определенных социально-экономическими изменениями в стране и развитием негосударственных структур в издательском деле. Существовавшие в годы советской власти оптовые книготорговые предприятия — всесоюзные, республиканские, областные и краевые книготорги типа «Союзкнига», «Роскнига», «Ленкнига» — акционализировались и либо прекратили свою деятельность («Союзкнига» и «Роскнига»), либо резко ее сократили. Но почти одновременно стали создаваться новые структуры книгораспространения.

Основной формой современного книгораспространения является розничная книжная торговля. Общее количество розничных книжных магазинов за последнее время значительно сократилось. Это связано с рядом экономических условий: стихийность книжного рынка, достаточно развитая и неизвестная книготорговцам в советское время конкуренция, приватизация зданий, где размещались книжные магазины, и необходимость платить высокую арендную плату, высокий уровень инфляции, общее «освобождение» цен и связанные с этим новые подходы к ценообразованию, появление торговой наценки, увеличение торговой скидки и т. п. Разрушение оптового звена нарушило десятилетиями существовавшие поставки книжной продукции от издательств в розничную сеть. Необходимо было создать новые отношения между книжной торговлей и издательствами. С распадом оптово-распределительной системы, регулируемой государством, надо было учиться быстро и своевременно реагировать на спрос на книжном рынке.

Процесс перестройки в книжной торговле шел достаточно быстро. Первоначально основной формой книгораспространения стала лоточная торговля преимущественно в крупных городах. Только в Москве в 1993 г. насчитывалось до 1500 крупных лоточников. Ассортимент книг на лотках был не более 100 названий: детективы, фантастика, любовные романы, книги для детей, словари и учебники иностранных языков, альбомы, справочники. На втором месте были различного типа киоски как при государственных книжных магазинах, «Роспечати», так и частные. Киосков насчитывалось несколько тысяч. Количество магазинов уменьшалось, а оставшиеся вынуждены были сокращать свои торговые площади, отдавая их в аренду под торговлю одеждой, обувью, парфюмерией, под кафе и т. п. Одновременно формировалась принципиально новая система книгораспространения и новые формы и методы книжной торговли.

К концу 1990-х гг. уличная торговля постепенно уменьшает свои объемы, а книжные магазины, наоборот, расширяют свою деятельность. Изменился и статус многих магазинов. Наряду с крупными муниципальными предприятиями («Дом книги» в Санкт-Петербурге и Москве) появились частные и кооперативные книжные магазины. Сформировались и новые отношения с издательствами: магазины перешли к прямым контактам и заказывали книги в зависимости от спроса, времени года и собственных финансовых возможностей. Некоторые крупные магазины выполняли и функции мелкооптовых поставщиков для менее крупных магазинов, киосков и уличной торговли.

Новой формой книгораспространения является книжная торговля через Интернет. Первый электронный книжный магазин начал работать в 1997 г. К 2006 г. их стало несколько десятков. В основном, они являются дополнительным каналом в системе распространения издательской или книготорговой фирмы. Например, интернет-магазины и сайты таких крупных книгораспространителей, как московский «Библио-Глобус» или Санкт-Петербургский «Дом книги».

Одновременно появляются интернет-магазины, не связанные с традиционными книготорговыми структурами. Примером может служить открытый в 1998 г. интернет-магазин «Озон» (www.ozon.ru), который предлагает покупателям много десятков тысяч изданий разных типов и тематики. Другим важным примером книжного интернет-магазина может служить «Лабиринт» (www.labirint.ru). Интернет-магазины постоянно разнообразят способы оплаты, вводят скидки для постоянных покупателей, организуют доставку книг в другие города России и пр. В настоящее время услугами книжных интернет-магазинов ежегодно пользуются миллионы покупателей.

Новые социально-культурные и экономические условия, новая система книгоиздания обусловили кардинальные изменения не только в организации, но и в методах книгораспространения. Книготорговцы стремятся не к высокому уровню распространения отдельных изданий при ограниченном ассортименте, а постоянному увеличению предлагаемых покупателям названий при относительно небольшой реализации каждого их них. При этом не исключается и такой вид книжной продукции, как бестселлер — книга, продающаяся в очень большом количестве экземпляров, как, например, «Властелин колец» и другие книги Толкиена или книги о Гарри Потере (особенно после выхода на экраны России одноименного фильма).

В книжной торговле в настоящее время все большую роль начинают играть реклама, маркетинговые исследования и новые технологии в работе магазинов: создание электронных баз данных о наличии книги, их продажах, остатках и т. п.

Для книжного дела России, как и во всем мире, существенную роль играют вопросы ценообразования. С начала 1990-х гг. цена на книгу — свободна, устанавливается самим книготорговцем. Но на цену влияют и издательская цена, по которой магазин получил товар, и различные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж), и накладные расходы (аренда помещения, транспорт) и пр. Тем не менее все торгующие произведениями печати структуры стремятся к гибкому ценообразованию, обеспечивающему максимальную доступность книги гражданам.

Определенное значение в книгораспространении приобрели книжные ярмарки, частично заменившие собой оптовое звено. Ярмарки проходят в разных городах, некоторые из них работают постоянно в течение многих лет, например московская в СК «Олимпийский», петербургская в ДК им. «Крупской». Важнейшую информационную и коммуникационную роль в книжном деле играют книжные выставки, в первую очередь, Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ, сайт www.mibf.ru), которая, начиная с 1977 г. проходит в начале сентября на ВВЦ и собирает до трех тысяч издательских, книгораспространительских организаций, библиотек, вузов, культурных центров из десятков стран мира. Большое внимание читателей, библиотек и издателей привлекают специализированные выставки, в частности московская ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction (http://www.moscowbookfair.ru), Санкт-Петербургский книжный салон, Красноярская Ярмарка Книжной Культуры (КРЯКК).

calendar31.05.2020, 1206 просмотров.

  • Сочинение по тексту вигдоровой я знала замечательную писательницу
  • Сочинение по тексту кагарлицкого с некоторых пор русское у нас снова в моде
  • Сочинение по тексту из дверей школы выходит людмила филипповна директор
  • Сочинение по тексту захара прилепина про деда мороза
  • Сочинение по сюжетным картинкам и опорным словам 4 класс беларусь