Сочинение по тексту москва не есть обыкновенный большой город каких тысяча

1москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... 2нет! 3у

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.

(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.

(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.

(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть… (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

Сочинение по тексту москва не есть обыкновенный большой город каких тысяча

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Коновалов Александр (группа 3 уровня).

Москва — столица нашей родины, город мирового значения. Чем же так притягательна и необыкновенна Москва? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте М.Ю.Лермонтова.
Наша столица из покон веков считалась одним из самых красивейших городов мира. О величии Москвы говорили и писали многие известные мыслители. Поэтому проблема, поднятая автором в тексте, актуальна всегда. Описывая Москву, М.Ю.Лермонтов говорит о душе этого города: «У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком». Автор подробно описывает архитектурный и природный ландшафт города, отмечая уникальность и величие. Кроме того, М.Ю.Лермонтов вспоминает факт из истории — войну с Наполеоном. Он гордится, что Москва не покорилась захватчику.
Позиция автора очевидна. М.Ю.Лермонтов считает, что Москва — великий город. Московский Кремль — «алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества».
С мнением автора тяжело не согласиться. Москва — один из лучших городов мира, прелесть которого можно понять, только увидев его своими глазами. О красоте Москвы писали многие поэты.
Например, А.С.Пушкин в произведении «Евгений Онегин» описывает великую Москву. Он восторгается природой, архитектурой, гордится историей города. Также можно вспомнить стихи М.Цветаевой о Москве. Поэтесса называет этот город домом, в котором могут найти приют все жители страны. В первую очередь М.Цветаева отмечает соборы, церкви, храмы города, которые наполняют душу человека счастьем и умиротворением.
Таким образом, Москва — культурный, исторический, политический центр России. А главное, это город величественный, прекрасный, завораживающий каждого, кто его увидел.

Любить по-русски

Москва — единственный город, которому поэт признавался в любви: «…покуда я живу, /Клянусь, друзья, не разлюбить Москву <…>/ Москва! Москва!.. люблю тебя как сын, / Как русский, — сильно, пламенно и нежно!»
Подростком Лермонтов любил забираться на колокольню Ивана Великого в Кремле (на тот момент самую высокую точку города — 81 м) ➊. Он писал: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

Колокольня Ивана Великого. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

«Любовь к Москве у поэта была на генетическом уровне. Его предок, потомок шотландских рыцарей Георг Лермонт, в 1612 г. в рядах ополчения Минина и Пожарского освобождал Москву от поляков. Он участвовал в кровопролитном сражении у Арбатских ворот, откуда ополчение пошло на Кремль и вышвырнуло оттуда поляков, — рассказал «АиФ» правнучатый племянник поэта Владимир Соколов-Лермонтов.

— А когда в 1613 г. Земским собором на царство был избран Михаил Романов, Георг Лермонт присягнул русскому царю на верность. С тех пор его потомки не раз проливали кровь за Россию, включая родных дядюшек поэта, участников Отечественной войны 1812 г.».

Место, где родился Лермонтов. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Война 1812 г. разорила Москву — из 9 тыс. городских строений сгорело почти 6 тыс. В одном из уцелевших зданий 2 октября (по старому стилю) 1814 г. и появился на свет Михаил Лермонтов. Это был дом генерала Толя у Красных Ворот, где родители будущего поэта снимали квартиру. Крестили младенца в соседней церкви Трёх Святителей. И дом Толя, и храм были снесены в советское время. Сегодня на месте, где родился поэт, — высотка ➋ и вход на ст. м. «Красные Ворота». Рядышком — памятник Лермонтову.

Не сохранилось и здание Благородного пансиона при Московском университете (сейчас там Центральный телеграф) ➌, где поэт учился. Он приезжал в пансион к 8 утра, а в 6 вечера возвращался на Поварскую улицу. Там бабушка Елизавета Алексеевна сняла флигель. Для неё, пережившей смерть 21-летней дочери Марии от чахотки, внук Мишенька был светом в окошке.

Предисловие «Москва – моя родина»

Богата литературными талантами наша древняя московская земля. От одного лишь перечисления имен ее выдающихся уроженцев дух захватывает: Пушкин, Достоевский, Сумароков, Грибоедов, Вяземский, Крылов, Островский и, конечно, Лермонтов…

Жизнь и творчество Лермонтова занимают свое, особое место в истории Москвы. «Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив» – признавался поэт.[1]

Порою кажется, что в этих словах выражена квинтэссенция отношения Лермонтова к Москве. Оно и понятно – в 1814 году его родители прожили на съемной московской квартире менее полугода, в этот короткий московский период, в ночь со 2 на 3 октября и родился ровно двести лет назад будущий поэт. Затем его увезли в Тарханы. В Москве он побывал после этого лишь в 1819 году, пяти лет от роду. Но как ярко запомнились маленькому мальчику эти несколько дней, проведенные в родном для него городе!

А в следующий раз Лермонтов приехал в Москву лишь через восемь лет, в 1827 году, получать образование. С 1829 по 1832 годы жизнь его проходила в доме на Малой Молчановке, словно меж двух огней – бабушки и отца: «Я здесь, как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею». С бабушкой он жил, отец же появлялся лишь иногда, приезжал за деньгами, которые теща выдавала ему по заемным письмам. Елизавета Алексеевна Арсеньева словно откупалась от зятя, чтобы тот, не дай Бог, не сманил любимого Мишеньку. А в завещании (на всякий случай!) так и написала: «Если отец внука моего истребовает, то я все ныне завещаемое мной имущество представляю по смерти моей уже не ему, внуку моему, но в род мой Столыпиных».[2][3]

Бабушка платила и за учебу внука в Благородном пансионе, что когда-то стоял на углу Тверской и Газетного переулка. Здесь Лермонтов стал впервые «марать стихи», как он сам выразился. Там же в 1830 году он увидел Николая I, неожиданно нагрянувшего с проверкой. Появился царь на перемене, и лишь один из воспитанников узнал в нем государя. Шалуны чуть не сбили императора с ног. Император был настолько поражен вольной пансионской атмосферой, что немедля повелел превратить пансион в гимназию, да еще и с военным уклоном. Но Лермонтову не суждено было испытать на себе монаршие нововведения: в апреле 1830 года он «уволился» из пансиона, получив в награду свидетельство об «отличном прилежании и похвальном поведении».

М.Ю. Лермонтов. Худ. А.И. Клюндер. 1838 г.

Он задумал поступить в Московский университет. Но долго там не задержался. Ему было скучно на лекциях. Начитавшись книг, купленных у московских книготорговцев, Лермонтов почти не появлялся в «храме науки» на Моховой. А изумленным профессорам отвечал: «То, что я знаю, вы еще не читали, это до вас еще не дошло». В ответ ему было «посоветовано уйти». Даже не сдав экзамены за второй курс, он решил перевестись в Петербургский университет.[4]

Уход из Московского университета был его ошибкой, быть может, повлиявшей на всю последующую жизнь. Он почему-то решил, что в Петербурге ему будет интереснее. Но, уехав из Москвы в столицу, он поступил не в тамошний университет, а в школу юнкеров. Школа стала непреодолимой преградой между ним и «милой Москвой».

Ах, если бы Лермонтов остался в Москве, он непременно познакомился бы с Пушкиным! Это могло бы произойти в сентябре 1832 года, когда «солнце русской поэзии» сошло на грешную московскую землю, чтобы послушать лекцию в университете на Моховой. Но Лермонтова здесь уже и след простыл, а вот студент Иван Гончаров был!

Получается, что Лермонтов приезжал в Москву, чтобы родиться, учиться и жениться. Третьего он не успел сделать, хотя гадалка наворожила его бабке, будто он женится дважды.

Рядом с его домом на Молчановке жили Лопухины, у которых он часто бывал. Самая младшая из сестер – шестнадцатилетняя Варенька – полюбилась Мишелю. И не без взаимности. Жаль, что не сложилось. Помешал опять же его отъезд в Петербург. А Варваре Лопухиной впоследствии он посвятил стихотворение «Я к вам пишу». (В 1960-х годах особняк Лопухиных был сметен с лица земли Новым Арбатом. И вот что интересно: одним из последних его посетителей был тоже поэт, и тоже Михаил, но Светлов. Блуждая по закоулкам приговоренного старого Арбата, он не мог не зайти сюда в последний раз взглянуть на дом, помнящий Лермонтова.)

Тоскуя на берегах Невы по любимому городу, в 1834 году Лермонтов пишет «Панораму Москвы». С колокольни Ивана Великого он смотрит на город, благословенный образ которого стал для него родным. На севере он замечает Петровский замок, а справа от него – чернеющую Марьину рощу. Видит он и Садовое кольцо – скопление пыльной зелени «бульваров, устроенных на древнем городском валу». А вот и Большой Петровский театр, «произведение новейшего искусства», отстроенное в 1825 году и сгоревшее через три десятка лет. Он здесь не раз бывал!

Брошенный на юг взгляд Лермонтова падает на череду московских монастырей: Симонов, Алексеевский, Донской. Под боком Кремль, Собор Василия Блаженного, «великолепный и угрюмый».

Но более всего поражает поэта «четвероугольная, сизая, фантастическая громада» – Сухарева башня. Обратите внимание, как проявляется здесь дар Лермонтова-художника: ему удается разглядеть и «мшистое чело» башни, ее «мрачную физиономию», «гигантские размеры и решительные формы».

В последующие годы Лермонтов нечасто баловал родную Москву своими посещениями. Но визиты его запомнились москвичам. Так, в 1840 году на Николин день, после шумного и веселого обеда у Погодина на Девичьем поле, он читал Гоголю и другим «Мцыри». Читал «прекрасно», как писали очевидцы.

В последний раз он виделся с Москвой в мае 1841 года, за несколько месяцев до гибели. Эта неделя, что он прожил на квартире в Петровском путевом дворце, вобрала в себя максимум общения с московским обществом. Где он только не побывал: на народном гулянье под Новинским, в салоне Свербеевых на Страстном бульваре, в Благородном собрании, у Анненковых на Манежной… Прощальный приезд в Москву стал для поэта особенным: «Мной овладел демон поэзии. Я заполнил половину книжки, что принесло мне счастье. Я дошел до того, что стал сочинять французские стихи».[5]

Почти каждый день он виделся с Юрием Самариным. Показывал ему рисунки, запечатлевшие тяжелый бой с «хищниками» у реки Валерик в июле 1840 года. Поэт едва не прослезился, когда рассказывал о «деле с горцами». Самарин посчитал шуткой произнесенные двадцатишестилетним Лермонтовым пророческие слова о своей скорой кончине. Поразил его Михаил Юрьевич и таким признанием: «Хуже всего не то, что некоторые люди страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого». Относилось сказанное к николаевской России. [6]

Лермонтов очень любил Москву, быть может, даже сильнее, чем Пушкин. Ни разу не упрекнул Михаил Юрьевич Первопрестольную в малом внимании к себе, к своему творчеству. К сожалению, время стерло с лица земли дом, где родился великий русский поэт. О том, куда и как исчез дом, мы еще расскажем в книге. Вот ведь какая печальная история (да и дома, где родился Пушкин, тоже нет)!

Но зато есть в Москве дом-музей Лермонтова, есть памятник поэту на одноименной площади. Выходили в прошлые годы и замечательные книги и статьи о московском периоде жизни Лермонтова. Хочется отметить публикации и книги И. Андроникова, В. Баранова, С. Бойко, Д. Евсеева, Б. Земенкова, Т. Ивановой, Ц. Миллер, С. Романюка, П. Сытина и других авторов, внесших неоценимый вклад в исследование жизни Лермонтова в Москве. Так пусть эта книга послужит сохранению памяти о московском периоде жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вид Императорского дворца в Кремле до пожара 1812 года

Панорама Кремля. Гравюра Э. Финдена. Начало XIX в.

Пашков дом. Худ. Ж. Делабарт. Конец XVIII в.

Панорама Москвы с берега Москвы-реки. Начало XIX в.

На Молчановке

Бабушка воспитывала поэта в своём имении в Тарханах (Пензенская обл.) до тех пор, пока подростку не пришло время получить серьёзное образование. Отца поэта, Юрия Петровича, который был стеснён в средствах, Елизавета Алексеевна убедила, что с ней у Мишеньки будет больше возможностей. Ещё бы, только на обучение иностранным языкам она тратила 4 тыс. руб. в год (Лермонтов владел английским, французским и немецким).

Музей поэта на Молчановке. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

По окончании пансиона они перебрались с Поварской улицы на Малую Молчановку ➍. Сегодня здесь располагается Музей Лермонтова. В 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет ➎, но начало учёбы откладывается из-за эпидемии холеры. В городе остановилась торговля, закрылись присутст­венные места. Желая оградить от болезни остальные губернии и Петербург, Москву оцепил военный кордон: въезд и выезд были запрещены. Пушкин в тот момент не смог попасть в Москву к невесте Наталье Гончаровой. Лермонтов вместе с бабушкой, как и многие москвичи, заперся в доме. Горожане воспрянули духом, когда узнали, что, невзирая на опасность, из Петербурга приехал император Николай I. Царь лично объезжал больницы, заходил в карантинные палаты, проверял снабжение лекарствами. На средства состоятельных москвичей срочно были открыты 20 (!) новых больниц. К январю 1831 г. холера отступила. Лермонтов вернулся в университет.

Обитая на Малой Молчановке, поэт близко сошёлся с семейством Лопухиных — тремя сёстрами и их братом Алексеем, жившими неподалёку. Алексей вспоминал, что Миша постоянно искал для себя новые занятия. Так, одно время поэт бредил математикой, занимался ею одной и мог уснуть за столом, решая задачи. Увлекался и музыкой, бывая на концертах в Благородном собрании (ныне — Колонный зал) ➏. Впервые 16-летний Лермонтов попал в Благородное собрание во время январского маскарада 1830 г. вместе с отцом Юрием Петровичем. Известно, что в марте того же года поэт посетил в Благородном собрании концерт пианиста-виртуоза Джона Филда: было продано две тыс. билетов, а музыкант получил баснословный по тем временам гонорар — 500 руб.

Лермонтовские места в Москве

Дом у Красных ворот по улице Каланчевской, где родился Михаил Юрьевич, неоднократно перестраивался и менял владельцев. Тем не менее к 100-летию со дня рождения поэта на доме появилась мемориальная табличка с краткой записью «В этом доме родился М.Ю. Лермонтов».

Табличка с бывшего дома генерал-майора Ф.Н. Толя долгое время хранилась в запасниках Литературного музея Москвы, пока ее не передали в создавшийся музей Лермонтова.

В советские годы этот дом снесли, на его месте возвели высотку. На здании есть памятная доска с изображением М.Ю. Лермонтова. А неподалеку, в сквере, можно увидеть памятник Лермонтову, установленный в 1965 году.

В 1981 году в Москве был открыт музей Лермонтова. Площадкой для него стал дом на Малой Молчановской улице, в котором М.Ю. Лермонтов вместе с бабушкой проживал с 1829 по 1832 г. Москву поэт нежно любил и посвятил городу немало стихотворных строк.

Экспозиция

Портрет Варвары Лопухиной, выполненный Михаилом Лермонтовым. Входит в состав коллекции дома-музея
Музейная экспозиция располагается в нескольких комнатах с восстановленной обстановкой XIX века: здесь стоит антикварная мебель, а стены украшают барельефы. В малой гостиной, где семья принимала гостей и родственников[13], стоит секретер с журналом «Атеней», в котором впервые были опубликованы стихи поэта. На стенах висят акварельные картины Лермонтова, в том числе детские рисунки. Большая гостиная использовалась для организации больших званых вечеров. Частью экспозиции также являются две комнаты, принадлежавшие Лермонтову и его бабушке. В комнате поэта стоит книжный шкаф, на стенах висят портреты семьи, черновики стихотворений[4][5].

В коллекцию музея также входят детская картина «Античная сцена», нарисованная Лермонтовым в возрасте 10 лет, портрет поэта работы неизвестного художника, книги с заметками, по которым прозаик учился в университете, черновики стихотворений, посвящённых Екатерине Сушковой, портрет Варвары Лопухиной в образе испанской монахини, картина «Кавказский пейзаж», написанная Лермонтовым во время участия в Кавказской войне, прижизненные издания «Героя нашего времени» с пометками автора и «Стихотворения М. Лермонтова»[14]. Отдельную ценность представляет оригинал прошения о принятии в университет, подписанное рукой Лермонтова[15][13][2].

Родом я из дворян, сын капитана Юрия Петровича Лермантова; имею от роду 16 лет; обучался в Университетском благородном пансионе разным языкам и наукам в старшем отделении высшего класса; ныне же желаю продолжить учение мое в императорском благородном университете, почему Правление оного покорнейше прошу, включив меня в число своекоштных студентов нравственно-политического отделения, допустить к слушанию профессорских лекций. Свидетельства о роде и учении моем при сем прилагаю. К ему прошению Михаил Лермантов руку приложилТекст оригинального прошения Лермонтова о принятии в Императорский Университет, входит в коллекцию музея[1]

Текст:

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.
(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.
(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.
(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть… (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Сочинение:

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов в тексте задает читателю вопрос: Почему Москву нельзя назвать обыкновенным большим городом?

 Размышляя над ним, автор говорит о Москве, как об историческом городе со своей душой. М.Ю.Лермонтов  выступает в тексте в качестве экскурсовода, показывая нам знаменитые места: Поклонную гору, где Наполеон наблюдал объятый пламенем Кремль, далее взгляд автора простирается на запад к знаменитым монастырям:к Алексеевскому и Донскому. Описывая Воробьёвы горы, М.Ю.Лермонтов прибегает к средствам художественной выразительности: сравнения («Река подобна змее»), метафоры (одеты голубым туманом). Отсюда можно понять, что Воробьёвы горы одно из красивейших мест Москвы. Но есть в Москве особенное место, называя его алтарём России, М.Ю.Лермонтов утверждает, что его невозможно описать, каждый должен увидеть это место и прочувствовать величие Москвы.

  Авторская позиция ясна: Москва необыкновенный город со своей богатой историей, с знаменитыми памятниками, со своей душой, жизнью и со своим языком.

Я согласен(на) с автором. Москва, действительно, занимает особое место среди других городов. Это город с богатым историческим прошлым.

 Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Бородино» обращается к этому Великому городу. Речь идёт о Москве во время Бородинского сражения.:
«Недаром помнит вся Россия
 Про день Бородина..»
Москва помнит многих героев, погибших на поле боя. Этот город существенно отличается, поэтому М.Ю.Лермонтов выделяет его среди других.

 А.С.Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» также обратился к величию Москвы:
«Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!..». Поэт также пишет о Бородинском сражении, о горящем городе-герое-Москве, о пустых надеждах Наполеона:
«Напрасно ждал Наполеон…
 Москвы коленопреклоненной..»

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов неспроста пишет именно об этом городе. За годы своего существования Москва пережила многое и дальше продолжает радовать людей своим величием и своей красотой.   

Методическая  разработка  урока  по  русскому  языку 

учителя  МБОУ СОШ № 3

г. Ессентуки  Ставропольского края

 Бережной Евгении  Васильевны

От анализа текста М.Ю. Лермонтова к сочинению в формате ЕГЭ

(Подготовка к ЕГЭ.  11  класс)

Цели:

 1) закрепить умения и навыки работы с текстом;

2) развивать мыслительно — речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

3) воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду,  к окружающим.                    

Оборудование:   1)  записи на доске;

                               2)  памятки  «Композиция сочинения»;

                               3)  тексты на каждой парте;

                               4)  презентация.

Тип урока: РР, практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная 

Ход урока

1Организационный   момент.

2. Этап  актуализации   субъективного  опыта  учащихся.

     — Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: От анализа текста М.Ю. Лермонтова к сочинению в формате ЕГЭ.

Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

3.  Подготовка к восприятию текста

(Сообщение заранее подготовленного обучающегося)

Древняя столица России издревле пленяла воображение замечательных русских художников, писателей, поэтов. Даже строгая красота Петербурга, Северной Пальмиры, как нередко называли его, не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва.
Казалось бы, М. Ю. Лермонтов — человек, большую часть жизни проведший на Кавказе, влюбленный в бурный Терек и южную природу, не должен был восхищаться севером. Но это касается чего угодно, но только не Москвы. Еще будучи юнкером лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов пишет очерк “Панорама Москвы”, который можно смело назвать признанием в любви столице. “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”, — говорит юный Лермонтов. Москва для него — город удивительной истории. Каждый ее камень — свидетель событий, имевших огромное значение для судеб всей России. Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Великий — вот люди, которых помнят церкви, монастыри, дворцы столицы. Каждый ее дом для поэта — величайшая святыня. Каждая улица — поэма. Москва для Лермонтова наполнена неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивает с фантастической увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты; для “ученого, патриота и поэта” же Москва — источник мыслей, чувства и вдохновения.
Москва для Лермонтова не только прекрасный вид с колокольни Ивана Великого. Ему интересна славная история города, с которым связано для Лермонтова представление о сильном русском характере. В Москве происходит действие “Песни про царя Ивана Васильевича…”, каждый из героев которой воплощает наиболее выразительные черты сильного, героического поколения. Москва становится действующим лицом поэмы. Не только грозному царю, но и “белому Кремлю да святым церквям” кланяется купец Калашников перед боем.
Конечно, не только далекое прошлое Москвы волнует воображение Лермонтова. Сам он не видел пожара 1812 года, но память об этих событиях была жива в людях. Москва, не сломленная Наполеоном, человеком, покорившим пол-Европы, — вот пример истинного героизма. Лермонтов осознает, что именно стремление защитить величайшую русскую святыню руководило солдатами в день Бородинского сражения. “Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы”, — вспоминает герой стихотворения “Бородино”. Понятия “Москва” и “Родина” для защитников столицы в этот день сливаются. “Могучее, лихое племя” русских людей готово драться до последней капли крови и, если надо, умереть. Слова одного из участников боя:

Ребята! не Москва ль за нами? 
Умремте ж под Москвой… —

стали символическими в 1941 году.
Русский человек не может не любить Москву — в этом Лермонтов никогда не сомневался. В поэме “Сашка” поэт признается, что ему никогда не был близок Петербург, в котором “жизнь грязна, пуста и молчалива…”. Поэт клянется не разлюбить Москву до конца своих дней и создает настоящий гимн великому, древнему городу:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, 
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

4. Работа с текстом  М.Ю. Лермонтова 

1.  Чтение  текста  учителем

  —  Прослушайте  текст, озаглавьте  его  и  заголовок  запишите  в  тетради.

      (1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.
 (7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
 (8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.
 (9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.
 (12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
 (13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?

  (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
 (16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть… (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

2. Комплексный анализ текста  анализ  текста

для  подготовки  к  сочинению

   — В  каком  стиле  написан  этот  текст? ( В  художественном)

   —  К  какому  типам  относится  данный  текст?  Описание, рассуждение)

   — О чем рассказывает автор? Какова тема, идея текста?  (Автор рассказывает об историческом прошлом     Москвы, ее значении в культурной истории страны.)

— Сколько микротем  присутствует в этом тексте?

 -Выпишите из каждого абзаца ключевые слова, словосочетания.

Ключевые слова

1. Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча.

2. У неё есть своя душа, своя жизнь

3 Поклонная гора.

4 Силуэты Алексеевского монастыря.

5. Блещут верхи Донского монастыря

6.Воробьевы горы

7 Державный венец на челе грозного владыки?

8 Он алтарь России.

9. Надо видеть, видеть.

Работа  над  композицией

сочинения  по  тексту

     — Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его   композицию. Что называется композицией? (Ответы учащихся).

     — Вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

( Просмотр презентации).

        В соответствии с требованиями к сочинению в экзаменационной работе сочинение должно рассматривать исходный текст в 5-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста.

3. Авторская позиция.

4.Собственное мнение, подкреплённое двумя развернутыми  аргументами.

5.Вывод.

3. Письменная  работа  учащихся

по  группам 

1 вариант. Выделить одну проблему и прокомментировать её.

2 вариант. Сформулировать авторскую позицию и высказать   собственное мнение.

Возможные ответы учащихся

I. Проблема

1. Проблема отличия Москвы от других больших городов.

2.Каково значение древней истории Москвы и ее исторической судьбы в жизни страны?

3. Проблема великого исторического прошлого Москвы.

4.В чем проявляется красота Москвы?

5.Проблема необходимости особого восприятия Кремля.

II. Комментарий

Автор говорит о Москве как об историческом городе со своей душой. М.Ю.Лермонтов  выступает в тексте в качестве экскурсовода, показывая нам знаменитые места: Поклонную гору, где Наполеон наблюдал объятый пламенем Кремль, далее взгляд автора простирается на запад к знаменитым монастырям: к Алексеевскому и Донскому. Автор считает, что Воробьёвы горы — это одно из красивейших мест Москвы. Но есть в Москве особенное место, которое автор называет «алтарём России»,- это Кремль. Поэт сравнивает его с «державным венцом на челе владыки».

М.Ю.Лермонтов утверждает, что его невозможно описать, каждый должен увидеть это место и прочувствовать величие Москвы.
       

III. Позиция автора

  1. У  Москвы, в отличие от других больших городов, есть своя душа, своя жизнь; своя история, вдохновляющая ученого, патриота и поэта. Поэт ярко и эмоционально выражает свое отношение к древней столице, описывая Воробьёвы горы, прибегает к средствам художественной выразительности: сравнения «река подобна змее», метафоры «одеты голубым туманом».
  2. Величие исторического прошлого Москвы, ее великой судьбы отражено в каждом камне.
  3. Каждый камень в Москве хранит память о прошлом, а древние памятники города напоминают о тяжелых для Отечества временах и победе нал Наполеоном.
  4. Древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
  5. Кремль — это «алтарь России», на котором совершаются жертвы, достойные  Отечества

IV. Собственное мнение (2  аргумента)

4.Чтение нескольких работ

5. Повторение и обобщение изученного

       Вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем ещё необходимо поработать?

(Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)

V. Домашнее  задание.

Написать сочинение по данному тексту.

Сочинение по тексту:

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов в тексте задает читателю вопрос: Почему Москву нельзя назвать обыкновенным большим городом?

 Размышляя над ним, автор говорит о Москве, как об историческом городе со своей душой. М.Ю.Лермонтов  выступает в тексте в качестве экскурсовода, показывая нам знаменитые места: Поклонную гору, где Наполеон наблюдал объятый пламенем Кремль, далее взгляд автора простирается на запад к знаменитым монастырям:к Алексеевскому и Донскому. Описывая Воробьёвы горы, М.Ю.Лермонтов прибегает к средствам художественной выразительности: сравнения («Река подобна змее»), метафоры (одеты голубым туманом). Отсюда можно понять, что Воробьёвы горы одно из красивейших мест Москвы. Но есть в Москве особенное место, называя его алтарём России, М.Ю.Лермонтов утверждает, что его невозможно описать, каждый должен увидеть это место и прочувствовать величие Москвы.

  Авторская позиция ясна: Москва необыкновенный город со своей богатой историей, с знаменитыми памятниками, со своей душой, жизнью и со своим языком.

Я согласен(на) с автором. Москва, действительно, занимает особое место среди других городов. Это город с богатым историческим прошлым.

 Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Бородино» обращается к этому Великому городу. Речь идёт о Москве во время Бородинского сражения.:
«Недаром помнит вся Россия
 Про день Бородина..»
Москва помнит многих героев, погибших на поле боя. Этот город существенно отличается, поэтому М.Ю.Лермонтов выделяет его среди других.

 А.С.Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» также обратился к величию Москвы:
«Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!..». Поэт также пишет о Бородинском сражении, о горящем городе-герое-Москве, о пустых надеждах Наполеона:
«Напрасно ждал Наполеон…
 Москвы коленопреклоненной..»

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов неспроста пишет именно об этом городе. За годы своего существования Москва пережила многое и дальше продолжает радовать людей своим величием и своей красотой.    

Текст:

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.
(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.
(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.
(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть… (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

  • Сочинение по тексту нагибин юрий маркович
  • Сочинение по тексту мне поручили написать статью об известном
  • Сочинение по тексту конецкого это избитая истина
  • Сочинение по тексту лебедева владимир солоухин в одном из стихотворений
  • Сочинение по тексту леонова в те отдаленные прежние времена