Сочинение по тексту говори мама говори

Люди в отличие от животных отличаются тем, что у них есть разум. из-за этого мы умеем думать и разговаривать друг
  • Люди в отличие от животных отличаются тем, что у них есть разум. Из-за этого мы умеем думать и разговаривать друг с другом. Когда мы общаемся друг с другом, порой можно даже не специально, сильно обидеть своего собеседника. Помню одну такую историю, в которой я, нечаянно, обидел своего лучшего друга Лешу.
    Прошлым летом, когда у нас были летние каникулы, мама разрешила мне пойти самому на нашу детскую площадку. Находиться она как раз возле нашего дома. Когда я туда пришел, там играли два моих лучших друга – Леша и Виталик. Они очень обрадовались тому, что я пришел к ним. Мы стали играть все вместе.
    Сначала мы катались на качелях, кто выше раскатается. Потом стали строить огромный песочный замок. Мы придумали, что в нем живет страшный огнедышащий дракон, который взял в плен прекрасную принцессу. Мой рыцарь, которого я взял с собой из дома – победил страшного дракона и освободил прекрасную принцессу.
    Когда нам надоело играть с песочным замком, Виталик предложил поиграть в мяч. Я и Леша поддержали его идею, Виталик быстро сбегал домой за своим мячом. Мы стали бросать мяч друг другу в руки, по очереди. Когда я сильно бросил мяч Алеше, он подпрыгнул чтобы его поймать и упал. Мы стали громко смеяться с Виталиком. Тут я сказал «Леха, ты неуклюжий как медведь, и у тебя дырявые руки!» Виталик подхватил мою дразнилку и стал дразнить Лешу: « Дыряха, дыряха!!». Леша обиделся и убежал домой.
    Придя домой, я все рассказал маме. И тут мама у меня спросила: «Сынок, ты разве не знаешь, как сильно можно обидеть человека словом?». Я ей ответил, что нет, не знаю. Тогда она мне рассказала, что всегда нужно думать перед тем, как что-то сказать. Ведь, словом можно обидеть человека на всю жизнь, даже не заметив этого.
    На следующий день мы попросили с Виталиком у Леши прощения. И сказали, что больше никогда не будем смеяться и дразнить друг друга. Мы дали клятву друг другу, что всегда будем думать, прежде чем, что-то сказать, тем более плохое!
    И вот после той ситуации прошел год, и теперь я всегда думаю, перед тем как что-то сказать своим друзьям и одноклассникам. И очень бы хотел, чтобы все люди мира дали такую клятву такую же, как мы с моими друзьями.

  • Эта работа будет относиться к разряду сочинений-рассуждений, когда ребёнок сам должен будет дать оценку тому или иному своему (иди чужому) поведению, проанализировать его последствия.
    Основная мысль сочинения: правда – это хорошо, однако, иногда она может не только больно ранить, но и оскорбить человека, поэтому при непосредственном общении необходимо подбирать слова таким образом, чтобы донести свою мысль, не задев при этом ничьих личных чувств. Русский язык очень богат – всегда можно найти слова, понятные оппоненту, но не бьющие по его самолюбию. Даже в горячем споре необходимо выбирать выражения, ни в коем случае не переходя на личности… Дальше можно привести некоторые примеры из жизни, рассказать, как пожалели о своих необдуманных словах, либо о чужих, которые показались обидными, “помогли” испортить отношения с человеком. Научившись вести диалог, следить за своей речью, можно стать настоящим дипломатом – это ценное качество будет весьма полезным в жизни.
    Ещё можно остановиться на теме “бросать слова на ветер” – прежде чем что-то обещать, нужно быть абсолютно уверенным в том, что сможешь это выполнить. Один раз оступившись, можно испортить свою репутацию как человека, отвечающего за свои слова, прослыть балаболом…
    Заключение: слово не воробей, вылетит – не поймаешь – всегда вспоминаем эту мудрую русскую пословицу, когда хочется выпалить первое, что приходит в голову – возможно, эта первая мысль и является самой верной, но и её необходимо обдумать, прежде чем произносить вслух.

  • Я считаю, что любой человек, независимо от пола и возраста, должен следить за тем, что он говорит. Ведь словом можно сильно ранить человека или даже убить. Слово – это сила, которая движет многим. Человек, который умеет пользоваться словом, всегда успешен в жизни. А тот, кто может обронить всякие гадости, не подумав, вряд ли добьётся успеха.
    Недаром во многих пословицах и поговорках большое значение придаётся молчанию, его сравнивают с золотом, с добродетелью. Если человек не следит за своими словами, то он обязательно скажет какую-то глупость и в лучшем случае это приведёт к ссоре с другом, приятелем, родителями и т.д. А в худшем – болтуна могут уволить с работы или он может столкнуться с серьёзными неприятностями. А ведь всего лишь нужно следить за тем, что ты говоришь, чтобы избежать всего этого.
    Прежде чем высказать какую-то мысль, нужно задать себе вопрос: «А действительно ли она так важна и умна, что её стоит высказать?». Очень часто человек, задавший себе такой вопрос, отказывается от своего намерения. Но если слово уже сказано, если оно вылетело, то его уже невозможно вернуть, его уже не поймаешь как воробья. Наверное, каждый оказывался в ситуации, когда после неосторожно сказанного хочется зажать себе рот ладошкой, но уже поздно. Чтобы этого избежать, просто следуйте золотому правилу жизни: «Сперва подумай, а потом скажи»!
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: «Сперва подумай, а потом скажи», 4 класс» читают:
    Сочинение «Вид из окна», 4 класс
    Сочинение на тему «День моей мамы», 4 класс
    Сочинение на тему «Листопад», 4 класс

  • Не подумавши, ничего не начинай.
    Думай и о других, не только о себе.
    И птичка летает подумавши.
    Солью сыт не будешь, думою горя но размыкаешь.
    Думается, что я хорош, не знаю, как люди похвалят.
    Сперва подумай, а там и нам скажи.
    Не всякую думку при людях думай.
    Думай, не думай, а сто рублей деньги.
    Думал попить да поесть, а тут плясать заставили.
    Передумкой прошлого не воротишь.
    Дума думу думает.
    Думаешь — поймал, а тут сам попался.
    Не много думано, да хорошо сказано.
    Дума за горами, а беды за плечами.
    Думай, голова, — картуз дадут.
    Десять раз отмерь, один раз отрежь.
    Думай, да чтоб не передумывать.
    Думают думу без шуму.
    Не всякую думу при людях думай.
    Молодой — на битву, а старый — на думу.
    Дум в голове — что дыр в решете.
    Дума за морями, а смерть за плечами.
    Дума — кума, не лишит ума.
    Дума что борода: лишняя тягота.
    Думает Клим — тесать хочет клин.
    Думаешь, поймал — ан сам попался.
    Думай ввечеру, что делать поутру.
    Думай, да чтобы не передумывать.
    Думай дважды — говори раз.
    Думай двояко, а делай одинако.
    Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
    Думал, думал — жить нельзя, передумал — можно.
    Думали, свежи, а это все те же.
    Думай так, чтоб сразу выдумать.
    Думали попить да попеть, ан плясать заставили.
    Думают думу без шуму.
    Думка чадна, недоумка бедна, а всех тошней пустослов.
    Думу имеют велику, а на гумне по толику.
    Думу трижды вокруг головы оберни, да рач выскажи.
    Думай, что делать, а делай, что решил.
    Сначала задумай, потом сделай.
    За своею думкою и сам не поспеешь.
    Кто думает, до чего-нибудь да додумается.
    Не трудно сделать — трудно выдумать.
    Не своротить камня с пути думою.
    Говори мало, слушай много, а думай еще больше. (укр)
    Сначала подумай, тогда после не будешь жалеть. (лат)
    Если ты думаешь — думай обо всем. (кирг)
    Горная вершина не бывает без тумана, голова человека — без думы. (туркм)
    Сперва думай, потом говори, чтобы не стать посмешищем собеседников. (арм)
    Сочинение по пословице: Яблоко от яблони недалеко падает
    Публикация: December 12th, 2015 09:17 AM
    Кто не знает старую и известную всем пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает». Мы часто можем слышать эту фразу в быту. Но почему-то чаще всего люди употребляют…
    Сочинение по пословице «В здоровом теле здоровый дух»
    Публикация: October 27th, 2015 10:08 PM
    Каждый с детства знает – здоровье самое главное, что есть у человека. С самого рождения наши родители приучают нас быть здоровыми, сильными, выносливыми. С пеленок…
    Пословицы и поговорки о здоровье
    Публикация: October 27th, 2015 08:35 AM
    Существует огромное множество пословиц и поговорок, которые присутствуют в нашей повседневной жизни. Одни из самых близких и часто используемых – это пословицы и поговорки…
    Сочинение по пословице «Поспешишь – людей насмешишь»
    Публикация: October 26th, 2015 05:01 PM
    Как часто мы куда-нибудь спешим, торопимся. Утром в своей спешке опаздываем в школу на уроки, а потом не можем собраться с мыслями и получаем двойки в дневник, но самое…
    Сочинение по пословице “Сказка ложь да в ней намек”

  • Переведите, пожалуйста, без переводчика Eine grundlegende Entscheidung ist hufig, ob der Handel in den Vertrieb einbezogen werden soll oder nicht, d.h. ob die Waren direkt vom Erzeuger zum Verbraucher gelangen sollen oder auf dem indirekten Weg ber Grohandel und/oder Einzelhandel. Bietet das Unternehmen seine Waren unmittelbar, also ohne Einschaltung anderer selbstndiger Unternehmen, dem Konsumenten oder Weiterverarbeiter an, so spricht man von direktem Vertrieb. Verkauft das Unternehmen jedoch seine Waren an Abnehmer, die diese nicht selbst verwenden, sondern mit der Absicht erwerben, sie mit Gewinn weiterzuverkaufen, bezeichnet man dies als indirekten Vertrieb. Zwischen den Produzenten und den Endverbrauchern treten hier selbstndige Handelsunternehmen (Gro- und Einzelhandel).
    Сумма 2-го и 8-го членов арифметической прогрессии равна 10, а сумма 3-го и 14-го членов равна 31. Найти 1-й член этой прогрессии!! ПОМОГИТЕ
    Вычислите рациональным способом: 1) 35,49*1,42+35,49*8,58; 2) 2,753*65,1-65,1*2,247 3) 0,995*7,28-0,09*7,28 4) 49,49*5,24+5,24*6,51
    Как будет привет друг.
    (0,002+0,992):(5*0,6+1,4)
    Помогите пожалуйста Измерения прямоугольного параллелепипеда 15, 50 и 36 .Найдите площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда
    X+y=58 x-y=8 помогите
    Гидролизу не подвергаются: Выберите один или несколько ответов: фосфат цезия фосфат кальция карбонат бария нитраты щелочно-земельных металлов карбонат калия хлорит ы щелочных металлов
    перхлорат калия
    Найти точку максимума. У=-(х^2+484/х)
    (625^-1/4 * 75^0,5 -8,7^0)*((1/3)^-0,5 + 1)

  • Пословица: Сперва подумай, а потом скажи.
    Интерпретация смысла, значение пословицы:
    Пословица о взаимоотношениях и общении людей, об умении правильно строить диалог, не унижая чувств собеседника.
    Порой люди тяжело переживают слова, сказанные в их адрес. Будь то похвала, критика или обида. Поэтому, прежде чем начать разговор с человеком, следует обращать внимания на произносимые фразы, чтобы не навредить, не оскорбить его достоинство.
    Есть выражение «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь», смысл которого примерно такой же. Правда, которую люди пытаются донести друг другу может больно ранить. Резкие высказывания могут нарушить хорошее общение.
    При ведении диалога следует продумать ситуацию наперед. Богатство русского языка позволяет найти слова, понятные собеседнику, не задевая его личных чувств. Разговор может происходить при разных обстоятельствах. Например, в общении с друзьями неаккуратно сказанное слово способно выдать чужую тайну, оскорбить чувства человека. При общении с партнером или клиентом отсутствие взаимопонимания, разговор на повышенных тонах, мешает установлению деловых отношений.
    Для хорошего и конструктивного общения нужно правильно подбирать слова, стать дипломатом. Такое качество станет полезным и ценным в жизни.

  •  СОЧИНЕНИЕ

    images

    Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт,
    сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал
    свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать
    героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.

    Сам Андрей Битов
    скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо,
    умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

    Собственно весь текст Битова связан с темой смерти, с
    ироничным ее осмыслением. Так, в первом предложении выдающийся геронтолог, то
    есть специалист, который «изучает процесс старения человека и разрабатывает
    способы замедлить этот процесс», парадоксально утверждает, что продолжительность
    жизни определяется не здоровым образом жизни и количеством вредных привычек, а
    наследственностью, то есть, надо полагать, продолжительностью жизни родителей.

    Вот поэтому герой-рассказчик считает, что, выйдя наконец на
    пенсию в 70, мать поставила себе задачу дожить до 75, осознав, что теперь она
    самая старшая, — до 80, и бросила курить, а когда матери стукнуло 85, «она
    взяла установку на девяносто». Всё это
    потому, считает рассказчик, что таким образом «своим стареющим сыновьям она
    зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше».

    Так на старости лет мать рассказчика овладела новой
    профессией: «теперь её профессией стала жизнь». И «молодой специалист», как
    иронично называет свою мать рассказчик, преуспела в новой профессии: «дитя
    своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках», отмеряя все новые пятилетки,
    дожила-таки до 85!

    «Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок».
    И вот когда «мама была нетранспортабельна» и ее беспокоила нога, рассказчик
    пригласил знаменитого хирурга: тот посоветовал протирать палец на ноге
    спиртиком. А когда, поверив в репутацию великого хирурга, рассказчик спросил
    напрямую, знаменитость ответил, что умрет не от этого.

    И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего
    рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо
    отмечали мамино восьмидесятилетие.

    Конечно, на протяжении всего повествования рассказчик жалеет,
    что не остался, что не помог, не оберегал, не взял к себе, не уберёг «молодого
    специалиста», а за ироничным тоном повествования скрывается боль, боль не
    только за мать, за всё поколение, которое умело только выживать, но так и не
    научилось просто жить…

    Во второй – короткой – части рассказа ирония рассказчика
    направлена на себя, то есть на самого рассказчика. Событий в этой части
    немного: снимая футболку, он роняет монолитный крест с метровой высоты – и крест
    разбивается. А потом рассказчика «всполошённо позвали обратно в корпус, к
    телефону…» Это предпоследнее предложение: рассказчик понимает, что зря уехал и
    что мама умерла.

    Книга, в которую входит рассказ «Умрет не от этого»,
    называется «Жизнь после нас». Рассказчик понимает, как он виноват, а Андрей
    Георгиевич Битов, попрощавшись с матерью, видимо, задается вопросом: Какая она –
    жизнь после нас? Вероятно, в следующем рассказе Битов расскажет уже о своем
    поколении – сколько ему осталось?

    «Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.

    «Живых всё меньше в телефонной книжке, звенит в ушах
    смертельная коса, стучат всё чаще гробовые крышки, чужие отвечают голоса», —
    писал другой поэт послевоенного поколения, Валентин Иосифович Гафт. «Что после
    нас?» —спрашивает Битов. «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как
    многоточие, гудки». «Пустота…» — отвечает Гафт.

    Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости,
    проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения
    к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.

    Понятно, что  Андрей
    Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию
    и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими
    тебе людьми.

    Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще
    проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.

    Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
    Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.

    585 слов

    СОЧИНЕНИЕ 2

    В чем состоит секрет долголетия?
    Именно этот вопрос поднимает в своем тексте 
    русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

    Автор рассуждает над поставленной
    проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у
    человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре
    самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь.
    Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а,
    достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до
    девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального
    долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность
    прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться
    прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного
    возраста.

    Герой также размышляет над
    тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о
    здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно.
    Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже
    из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши
    родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем,
    что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то
    советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше
    эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.

    Эти размышления помогают автору
    объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками
    долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения,
    сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

    Позиция автора выражается в
    словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой
    жизни своих родителей.

    Я частично согласна с мнением А.
    Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников,
    но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из
    нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

    Вспомним эпизод из романа М. А.
    Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз.
    Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить
    заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что
    случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом,
    Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером
    под колесами трамвая. Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно
    ему   отведено времени на этом свете.

    384 слова

    СОЧИНЕНИЕ 3

    Битов размышляет над проблемой смерти,
    причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное
    отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни,
    по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то
     – всё равно. Я,
    например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь –
    так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен,
    что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого
    человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.

    В качестве примера-иллюстрации можно
    привести маму рассказчика: «К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что,
    когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило», то есть она не хотела умирать, и чтобы отсрочить смерть она отказалась от вредной привычки, которая
    губит здоровье. Это предложение иллюстрирует мысль автора о «боевом настрое» старушки.

    Вторым примером-иллюстрацией будет конец
    рассказа. Один из сыновей, поверив врачу, что его мама «умрёт не от этого»,
    поехал в Абхазию, где у него разбился крест, а далее его позвали к телефону.
    Разбившийся крестик был знаком, что мама умерла. 

    Люди сами решают, как им жить, сами
    загоняют себя в рамки: «что можно», «что нельзя», вводят полезные привычки в
    неё, ну или вредный. Каждый выбирает сам. Нужно осознавать ценность своей
    жизни, но понимать, что смерть касается каждого и научиться относиться к ней,
    как Битов, с иронией!

    223 слова

    ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

    (1)Одного выдающегося
    геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду
    диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно
    выбрать себе родителей».

    (2)После семидесяти, выйдя
    наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя
    своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят
    пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду
    никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить,
    потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её
    насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила
    на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её
    профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на
    жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

    (10)Как молодой специалист, она
    не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала
    срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная
    самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней
    стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно
    выкарабкиваясь и ломая снова.

    (13)Так ей исполнилось
    восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила
    нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало.
    (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и
    отвезут, то он посмотрит.

    (19)Ему это было некогда и
    некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного
    и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным
    столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать
    спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова.
    (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его  великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

    – (26)Умрёт не от этого, – прямо
    взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

    (27)Я успокоился, перевёл дух и
    вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю.
    (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия,
    отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

    (30)И вот, выходя с этим трепетом
    первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на
    ходу фуфайку через голову…

    (31)Нательный крест у меня был
    особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в
    Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно
    быть, за фуфайку…

    (33)И вот, падая с метровой всего
    высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он
    раскалывается на кусочки, как рюмочка.

    (34)И не успел я дойти до моря,
    как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

    (35)«Пока мама жива, мы молоды»,
    – говорят на Кавказе.

    (По А.Г. Битову**)

    * Геронтолог – специалист в
    области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает
    способы замедлить этот процесс.

    ДИАЛОГ С КЛАССИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К
    ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    Аннотация. В статье представлены
    размышления о необходимости регу- лярного возвращения к произведениям русской
    классической литературы на уроках в старших классах, организации диалога
    школьников с классикой. Автор предлагает модель организации такого диалога в
    процессе подго- товки к написанию итогового сочинения.

    Ключевые слова: диалоговые технологии,
    изучение классики в школе, итоговое сочинение по литературе, урок-антология.

    «Читайте и перечитывайте классику!» —
    этими словами литературовед Игорь Волгин всякий раз завершает «Игру в бисер» —
    за- мечательную просветительскую передачу, вы- ходящую на телеканале
    «Культура». В каждом выпуске «Игры в бисер» известные учёные, писатели вместе с
    И.Волгиным обсуждают какое-либо произведение русской или миро- вой литературы.
    И каждый раз удивляешься, как неожиданно для зрителя по-новому пред-
    ставляется, казалось бы, хорошо знакомый текст, какие нюансы выходят на первый
    план, какие возможности для дальнейших наблю- дений и размышлений открываются.
    Видимо, всё дело в заинтересованном обсуждении его участников. Но ведь в «Игре
    в бисер» о клас- сике говорят специалисты, а в школе мы бе- седуем о ней с
    детьми…

    Читают ли дети классические произведе-

    ния? Что они в них понимают? Какие тексты
    должны быть обязательно включены в про- грамму литературного образования
    школьни- ков? Все эти вопросы возникли не сегодня, хотя последние полгода
    педагогическая об- щественность особенно активно и эмоцио- нально обсуждает
    «проблему Толстого и До- стоевского в школе», вызванную высказыва- нием
    президента Российской академии образования (РАО), заместителя председателя
    Общества русской словесности Л.А.Вербицкой в интервью Агентству городских
    новостей

    «Москва»: «Я, например, абсолютно
    убеждена,

    что из школьной программы “Войну и мир”
    Л.Толстого, а также некоторые романы Фёдора Достоевского нужно убрать. Это
    глубокие фи- лософские произведения, с серьёзными рас- суждениями на разные
    темы. Не может ребё- нок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге
    появятся рекомендации Общества рус-

    ской словесности» [1]. Действительно,
    трудно не согласиться с тем, что школьник не сможет понять «всей глубины» этих
    произведений, но значит ли это, что ребёнка надо просто изба- вить от них
    вместо того, чтобы попытаться по- стичь вместе с ним хотя бы некоторые аспекты
    великих книг? По отношению к русской клас- сике вопросы: «Понял школьник
    Толстого или Тургенева?», «Правильно он их понял или нет?» — вообще не должны,
    на наш взгляд, ставиться. Эти книги нужно читать (пусть даже не целиком, а
    фрагментами, как это делают многие ребята), их нужно обсуждать, потому что в
    таких романах, как «Война и мир», всё важно, что бы ни открыл для себя ученик.

    В течение вот уже 25 лет я работаю в шко-

    ле, и так получилось, что всегда беру
    ребят с 10 класса. На первом уроке в процессе зна- комства предлагаю ученикам
    ответить на во- просы небольшой анкеты, чтобы можно было выяснить, каковы их
    читательские предпочте- ния, да и просто любят ли они читать. Отвечая на
    вопросы: «Каких писателей вы можете на- звать любимыми?», «Какие книги считаете
    обя- зательными для прочтения к 16—17-летнему возрасту?», ребята часто называют
    М.Ю.Лер- монтова («Герой нашего времени»), А.С.Пуш- кина («Евгений Онегин»), Н.В.Гоголя
    («Ши- нель»). При этом в процессе работы на уроках литературы порой выясняется,
    что школьник, указавший писателя в качестве любимого, а книгу назвавший
    обязательной, в действитель- ности эти произведения полностью в средних классах
    так и не прочитал. Как меня это злило в юные учительские годы. Зачем
    обманывать? Почему нужно называть любимым тот роман, который тобой не прочитан?
    Позднее, беседуя с учениками, поняла: ребята действительно не кривили душой,
    отвечая на вопросы. Не про-

    читали целиком по многим причинам: у кого-
    то не хватило времени на дочитывание, так как на уроках начали обсуждать другое
    произве- дение; кто-то и в самом деле не всё понял в ро- мане и пропустил
    сложные фрагменты. А на- звали любимыми потому, что каким-то седь- мым или девятым
    чувством десятиклассники всё равно ощущают, что и «Герой нашего вре- мени», и
    «Евгений Онегин» — это литература настоящая, великая, это те произведения, без
    представления о которых нельзя считать себя сформировавшейся личностью. Даже
    если дома самостоятельно прочитано лишь не- сколько страниц, на уроке
    обсуждались только избранные фрагменты, общение ученика с классическим
    произведением всё равно со- стоялось, с этого времени у него есть к чему
    возвращаться, над чем размышлять.

    «Возвращение» к классическому произве-

    дению, изученному ранее на уроках, посто-
    янно должно организовываться самим учите- лем. В какой форме — выбирать нам.
    Читая и разбирая новые для учеников романы и пьесы, можно и нужно проводить
    сопоставление с теми, которые обсуждались прежде. Почему бы не воспользоваться
    тем опытом, который предлагает ЕГЭ по литературе (задание 9)? Например, работая
    над эпизодами романа И.А.Гончарова «Обломов», в которых автор изображает
    взаимоотношения барина и его крепостного слуги Захара, вспомним, как в других
    произведениях русской классики были показаны взаимоотношения господина и кре-
    постного (ученики вспомнят при этом и фон- визинского «Недоросля», и «Горе от
    ума» А.С.Грибоедова, и «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, а порой и «Муму»
    И.С.Тургене- ва). Вернувшись к ранее изученным произве- дениям, вспомнив
    детали, ребята сильнее

    31

    осознают, что ощущение себя «рабом», «ве-
    щью», не равным господину человеком — это всегда драма, даже в тех случаях,
    когда внеш- не вроде бы всё благополучно, когда есть ис- кренняя привязанность.

    «Возвращение» к произведению, осмыс- ление
    его с точки зрения нового опыта может состояться и при подготовке к итоговому
    со- чинению. Мы не будем здесь говорить о том, какие сложности принесло в
    предвыпускное состояние школьника сочинение как форма итоговой аттестации,
    какие задачи и сверхза- дачи оно призвано решать, какие дискуссии разгорелись
    на фоне его возврата в школу, мы лишь попробуем продемонстировать мо- дель,
    которую можно использовать в процес- се работы со старшеклассниками. Опыт ра-
    боты со старшеклассниками свидетельствует о том, что даже те ученики, которые
    много и активно читают произведения современных отечественных либо зарубежных
    авторов, при написании сочинения всё же часто обращают- ся к классике.
    «Капитанская дочка» А.С.Пуш- кина пользуется при этом особой популяр- ностью.
    Мы можем морщиться при проверке:

    «Вот, очередной Петруша Гринёв!» Но следу-
    ет, видимо, признать: настоящая, большая литература не оставит равнодушным
    никого, станет поводом для размышлений.

    Систематически проводя уроки подго- товки
    к написанию итогового сочинения, мы используем несколько форм занятий, и одна
    из них — урок-антология. Мы использовали название «антология», потому что на
    уроке будем вместе с ребятами составлять «сбор- ник» тематически связанных
    между собой произведений (или их фрагментов) разных авторов. Полагаем, что
    такая форма может быть интересна учителям и школьникам, по- тому что не только
    предоставляет возмож- ность набрать достаточное количество ли- тературного
    материала для наблюдений и использования в сочинении, но и позволяет вернуться
    к уже изученным произведениям, рассмотрев те проблемы, которые на уроках

    Великий князь Николай Александрович в роли
    Евгения Онегина, великая княгиня Елизавета Фёдоровна в роли Татьяны Лариной.
    Фото

    не затрагивались, или осознав их с точки
    зрения нового опыта. Кроме того, урок-ан- тология помогает увидеть, как
    традиции рус- ской классической литературы трансфор- мируются в произведениях
    литературы со- временной, способствует установлению связей между явлениями
    литературного процесса. Рассмотрим этапы работы на уро- ке-антологии [2]:

    1.             Предварительная подготовка.
    В начале учебного года (когда формулировки темати- ческих направлений этого
    года становятся известными) даём ученикам задание подо- брать из произведений
    русской классики, ранее изученных в школе, фрагменты, на ма- териале которых
    можно было бы раскрыть каждое из заявленных направлений. В тече- ние первой
    учебной четверти каждый один- надцатиклассник подберёт не менее пяти от- рывков
    по количеству направлений. Перед уроком ученик сделает краткий анализ вы-
    бранного фрагмента (эпизода), показав спе- цифику решения заявленной в
    тематическом направлении проблемы автором текста.

    32 Литература в школе. 2017. № 6.

    2.             Работа на уроке. На первой
    части за- нятия учитель предоставляет слово трём или четырём ученикам, которые
    по очереди зна- комят класс с выбранными эпизодами, фор- мулируя основную
    проблему и обращая вни- мание остальных ребят на особенности её решения.
    Поскольку звучат, как правило, фрагменты из ранее изучавшихся, а значит,
    знакомых всем текстов, ученики подключают- ся к их обсуждению, но при этом
    открывают для себя новые аспекты темы. Таким образом мы закладываем основу
    будущей антологии, включающей ряд произведений по заявлен- ному направлению. В
    процессе обсуждения ребятам нужно сделать записи в тетради.

    3.             Вторая часть урока. Здесь в
    диалог более активно включается учитель, потому что он предлагает дополнить
    антологию не изученными ранее произведениями авторов ХIХ—XXI веков,
    раскрывающих данную тему. Это позволит не только расширить круг чте- ния
    учащихся, но и сформировать их пред- ставления о динамике литературного про-
    цесса. На уроке читаются и обсуждаются

    два-три небольших по объёму рассказа или
    стихотворения. Итогом занятия станет со- ставление антологии.

    4.             Продолжение составления
    антологии в процессе самостоятельной работы. Школь- ники вывешивают на стенд в
    классе форму- лировки всех предлагающихся в этом учебном году направлений, под
    этими формулировка- ми начинаем составление списка произведе- ний (фрагментов),
    прочитанных ребятами са- мостоятельно, которые можно использовать как
    литературный материал в сочинении. Нуж- но указать автора, название
    произведения (если это фрагмент — главу, часть), сделать краткий комментарий.
    Эти списки может по- мочь пополнить и сам учитель.

    Таким образом, к дню написания итого- вого
    сочинения у учеников накапливается со- лидная антология по каждому направлению.
    Представим ход работы над направлени-

    ем «Разум и чувства» в процессе проведения
    урока-антологии. Перед проведением урока познакомим учеников с комментариями к
    на- правлению, которые предложены разработ-

    чиками и опубликованы на сайте Федераль-
    ного института педагогический измерений (ФИПИ) («Направление предполагает
    разду- мье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира
    человека, которые влияют на его устремления и по- ступки. Разум и чувство могут
    быть рассмот- рены как в гармоническом единстве, так и в сложном
    противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и
    чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных
    произве- дений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и
    подсказкой разу- ма» [3]), — и обозначим ключевые моменты этого комментария.
    Вместе с учениками по- пробуем сформулировать возможные темы для сочинения.
    Предложим, например, такие формулировки: «Разум — счастливый дар че- ловека или
    его проклятие?», «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» (А.С.Пушкин),

    «Разум и чувства — две силы, равно нуждаю-

    щиеся друг в друге» (В.Г.Белинский). Напо-
    минаем школьникам о необходимости вы- полнить анализ выбранных ими для раскры-
    тия темы в рамках данного направления фрагментов литературных произведений,
    чтобы озвучить это на уроке.

    Для начального этапа урока ученики вы-
    брали следующие произведения русской клас- сики: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
    (эпизод объяснения Онегина с Татьяной (глава 4, стро- фы XII—XVI) и письмо
    Онегина Татьяне (гла- ва 8), «Отцы и дети» И.С.Тургенева (глава XXVI- II),
    «Война и мир» Л.Н.Толстого (том 3, часть 3, глава XVI — эпизод с подводами).

    Анализируя эпизоды «Евгения Онегина»,
    ученик обратил внимание на то, как в сцене объяснения с Татьяной герой,
    стараясь дока- зать девушке, что он не способен испытывать чувства, важные для
    каждого человека, не- вольно проговаривается, вспоминает про- шлое, когда
    чувства владели его душой («Она в волненье привела давно умолкнувшие чув-
    ства», «Мечтам и годам нет возврата…») [4]. Видимо, было время в жизни Онегина,
    когда и он думал о семье, о близком человеке ря- дом («Когда б мне быть отцом,
    супругом счастливый жребий повелел…»), да и Татьяна ему нравится, кажется не
    похожей на других светских барышень. Почему же Евгений так настойчиво внушает
    себе и ей: «Что может быть на свете хуже семьи, где бедная жена…»? Онегин ещё
    совсем молодой чело- век, почему же он отвергает чувства? Может быть, в своей
    петербургской жизни уже ис- пытал такие разочарования, что решил для себя: жить
    следует, только руководствуясь разумом. В своём сообщении школьник со-
    поставляет монолог Онегина с содержанием его письма, отмечая, что в письме
    герой не может скрыть своих чувств, они побеждают разум. Можно ли назвать
    спокойного, сле- дующего велению разума героя счастливым? Может быть, он
    гораздо счастливее в тот мо- мент, когда мучается от любви, жалеет о про- шлом?
    Эти вопросы поднимаются на уроке.

    Из романа «Отцы и дети» ученица выбра-

    ла заключительную главу, в которой
    Тургенев говорит о том, как сложилась судьба героев после смерти Базарова.
    Особое внимание в сообщении обращается на то, что по-настоя-

    щему счастливы оказываются те герои рома-
    на, которые способны чувствовать. Счастье Николая Петровича и Фенечки тихое,
    спо- койное; они живут, окружённые детьми, лю- бят друг друга, всех близких
    («Федосья Ни- колаевна после мужа и Мити никого так не обожает, как свою
    невестку…») [5], радуются и трудятся. Анна Сергеевна, прекрасная и умная, но
    словно боящаяся чувствовать, вы- шла замуж «не по любви, но по убеждению…».
    Будет ли она счастливой? Тургенев вроде бы допускает это: «Они живут в большом
    ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви». Но
    неуверен- ность сквозит в этом предположении: навер- ное, не могут чувствовать
    себя счастливыми

    «холодные» люди.

    Ученица обратилась к эпизоду романа

    «Война и мир», в котором Ростовы отдают
    подводы, чтобы вывезти из Москвы раненых. Это один из самых трогательных
    эпизодов произведения, в котором чувства одерживают верх над разумом. Разум
    требует, чтобы почти разорённые Ростовы взяли с собой, покидая столицу, как
    можно больше вещей. И старая графиня всё же пытается прислушаться к го- лосу
    разума. Но это были бы не Ростовы, если бы они увезли мебель, но оставили на
    про- извол судьбы людей, которые защищали Рос- сию. И граф, и Петя, и особенно
    Наташа готовы

    «отдать все подводы под раненых» [6]. «Это

    гадость! Это мерзость!» — Наташа никогда
    так не разговаривала с любимой мамой, а сейчас

    «с изуродованным злобой лицом» позволяет
    себе это. Но старая графиня понимает, какие чувства в это время испытывает её
    дочь, ува- жает её чувства, да и самой матери стыдно за то, что в какой-то
    момент она оказалась такой расчётливой. «Яйца… яйца курицу учат… — сквозь
    счастливые слёзы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его
    груди своё пристыженное лицо».

    Обсуждая предложенные фрагменты, уче- ники
    отмечают, что в произведениях русской классики только человек, способный
    чувство- вать, переживать, страдать, может быть счаст- ливым. Кроме того, мы
    обратили внимание на то, что палитра чувств, изображённых в рома- нах великих
    писателей, очень разнообразна. После обсуждения принимаем решение о включении
    этих фрагментов в антологию.

    На следующем этапе урока мы предлага- ем
    школьникам познакомиться с произведе- ниями, которые могут помочь в раскрытии
    темы в рамках выбранного тематического направления. Выбираем два произведения
    современной отечественной литературы, на- писанные Борисом Петровичем Екимовым
    (рассказ «Говори, мама, говори…» и повесть

    «Предполагаем жить»). После очень краткого
    сообщения учителя о писателе рассказ «Го- вори, мама, говори…» читаем на уроке
    цели- ком, обсуждаем, вспоминаем, в каких ещё произведениях авторы изображали
    одиноче- ство старого человека. Ученики вспоминают рассказ К.Г.Паустовского
    «Телеграмма». Ука- зываем, какие детали говорят о любви старой Катерины к
    своему дому, к хутору и особенно

    А.П.Гурьева. Илл. к рассказу Б.Екимова
    «Говори, мама, говори». 2008

    к дочери. Ещё раз перечитываем диалог ма-

    33

    тери с голосом из радиоприёмника. Ученики
    говорят о том, как важно успеть услышать близкого человека, не закрыться от
    него рас- чётами: «Мама, говори, пожалуйста, конкрет- ней. О себе, а не о
    черномяске. Не забывай, что это — мобильник, тариф. Что болит? Ничего не
    сломала?»

    Повесть «Предполагаем жить» достаточно
    велика по объёму, на уроке нет времени на чтение текста целиком, поэтому делаем
    обзор произведения, знакомим учеников с героя- ми — семьёй Хабаровых, а читаем
    один из фрагментов. Что делает людей счастливыми? Б.Екимов изображает очень
    успешных, со- стоятельных героев (мать молодого аспиранта Ильи, которую автор
    характеризует эпитетом

    «железная», его дядю Тимофея, долларового
    миллиардера Феликса), но оказывается, что деньги не способны ни внушить любовь,
    ни спасти жизнь. Одна из проблем, поставленных Екимовым в повести, — выбор
    жизненного пути. Чем руководствоваться, выбирая буду- щее, разумом или
    чувствами? Читаем с учени- ками фрагмент главы «О вас плачу…» [8], в ко- торой
    Илья Хабаров напоминает старшему брату — бизнесмену Алексею — о его юно- шеском
    увлечении биологией, показывает най- денные в шкафу гербарии, коллекции. Когда-
    то Алексей мечтал посвятить свою жизнь лю- бимому делу, учился в университете,
    но потом осознал, что занятия наукой денег не принесут:

    «Я не буду там учиться, я не хочу быть
    нищим

    профессором». Алексей живёт, руководству-
    ясь разумом, и кажется, всё у него хорошо:

    «Это я люблю… Вот так вот… С хорошими
    людьми. Да ещё где-нибудь… Канны или Бе- верли-Хилз, на берегу океана ли, моря…
    А

    ещё лучше — на яхте, на палубе вкушать
    омара ли, лобстера… А вокруг — море, волны, остро- вок собственный
    какой-нибудь, пальмы…» Ис- тинным чувствам, любви в этой благополучной жизни
    нет места, в ней какая-нибудь Ксения сменяется Юлей, а та в свою очередь Мариш-
    кой… А юный Илья говорит своей «железной» матери: «Я плачу о вас: о тебе, об
    Алёше… Обо всех плачу. Мне больно, мне страшно за вас». Жизнь, в которой нет
    гармонии чувств и разу- ма, не становится счастливой.

    В финале урока ученики записывают в

    тетради выводы о том, что, изображая
    борьбу чувства и разума или их гармонию, совре- менные авторы следуют традициям
    класси- ческой литературы, продолжают их; затем ребята принимают решение о
    включении про- изведений в антологию. Школьники обмени- ваются тетрадями,
    проверяют выполнение товарищами, которые не выступали на уроке, домашнего
    задания (самостоятельный ана- лиз фрагмента или произведения). Это нужно не
    только для того, чтобы проконтролировать ребят, это даёт возможность поделиться
    своими наработками по направлению, по- полнить антологию. Предлагаем ученикам
    небольшой список произведений, которыми можно было бы дополнить подборку (в
    случае с направлением «Разум и чувства» в него вхо- дили рассказы для
    подростков Анатолия Алексина «Два письма», рассказы из сборни- ка «Звоните и
    приезжайте». Особое внимание мы просили учеников обратить на решение проблемы
    «Разум и чувства» И.С.Тургеневым в стихотворении в прозе «Два богача»).

    Полагаем, что предложенная форма ра-

    боты не только поможет ученикам достаточно

    качественно подготовиться к сочинению, но
    и будет способствовать организации диалога детей с классикой, возвращению к
    тексту.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.             Л.Вербицкая предложила
    исключить

    «Войну и мир» и романы Ф.Достоевского из
    школьной программы (интервью).

    30.09.2016 [Электронный ресурс] — URL:
    http://www.mskagency.ru/materials/2593774 (дата обращения: 26.01.2017).

    2.             БУКАРЕВА Н.Ю., ЛУКЬЯНЧИКОВА
    Н.В. Использование диалоговых техноло- гий при подготовке к итоговому сочинению
    по литературе // Ярославский педагогиче- ский вестник. — 2016. — № 5. — С.
    11—116.

    3.             Итоговое сочинение
    (изложение). 2016/17 учебный год [Электронный ре- сурс]. — Режим доступа:
    fipi.ru/ege-i-gve- 11/itogovoe-sochinenie (дата обращения: 26.01.2017).

    4.             Текст цитируется по изд.:
    ПУШКИН А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евге- ний Онегин. — М.: Олимп, 1997.

    5.             Текст цитируется по изд.:
    ТУРГЕНЕВ И.С. Отцы и дети. Рассказы. Повести. Сти- хотворения в прозе. — М.:
    Олимп, 2001.

    6.             Текст цитируется по изд.:
    ТОЛСТОЙ Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. — М.: Терра, 1997. — Т. 6.

    7.             Текст цитируется по: Екимов
    Б.П. Гово- ри, мама, говори… [Электронный ресурс] — URL:
    http://magazines.russ.ru/novyi_mi/ 2006/12/eki4.html (дата обращения:
    26.01.2017).

    8.             Текст цитируется по: Екимов
    Б.П. Препо- лагаем жить. [Электронный ресурс] — URL:
    http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/5/e k2.html (дата обращения:
    26.01.2017).

    На чтение 7 мин. Просмотров 6 Опубликовано

    Заботливая дочь, живущая в городе, подарила деревенской матери мобильный телефон. Но как выбрать, о чем успеть рассказать быстро и коротко? Ведь в хуторской жизни, в стариковском бытье много всего, о чем хочется поговорить… govori-mama-govori-ekimov-boris-234755.jpg

    Мой статус книгиЖанр:Проза / Современная прозаГод:2006Язык:Русский

    Скачать:

    govori-mama-govori.fb2

    Размер файла: 49,76 Kb

    Чем читать этот формат книги

    Скачать:

    govori-mama-govori.rtf

    Размер файла: 57,1 Kb

    Чем читать этот формат книги

    Скачать:

    govori-mama-govori.txt

    Размер файла: 9,89 Kb

    Чем читать этот формат книги

    —>

    #Про_любовь

    читает Наталья Сапелкина

    По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

    – Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

    Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость – спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит – и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

    – Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

    А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

    Аудиоархив на Яндекс Диске (прослушать/скачать)

    • Название:»Говори, мама, говори…»[рассказы]
    • Автор:Борис Петрович Екимов
    • Жанр:Современная проза / на русском языке
    • Год:2006
    • Язык:Русский
    • Рейтинг книги:5 / 5
    • Ваша оценка:
    • Избранное:Добавить книгу в закладки

    «Говори, мама, говори…»[рассказы]: краткое содержание, описание и аннотация

    Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «»Говори, мама, говори…»[рассказы]»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

    Уважаемые правообладатели! Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

    Автор:Екимов Борис ПетровичЖанр:Современная прозаПросмотров: 935 Дата добавления: 13.09.2018 Страниц: 8

    Аннотация

    По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она: — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

    Говори, мама, говори… (рассказы) — oписание и краткое содержание, автор Екимов Борис Петрович, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки KNIGGER.com

    Рецензии

    Загрузка…

    Борис Екимов

    «ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ…»

    По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

    — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

    Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

    — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

    А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

    Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.

    Птичий перелет затянулся. Неспешно уходила на юг казарка, вызванивая где-то в туманистом, ненастном небе негромкое онг-онг… онг-онг…

    Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.

    — Кидаю умом, не накину… — жаловалась она соседке. — Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.

    Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.

    Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод — мобильный телефон.

    — Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — мобила. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…

    Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой.

    Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. Одно дело — возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?

    Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим.

    Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут.

    Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся.

    Вот и думала: ехать, не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу — «мобилу». Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам.

    Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:

    — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.

    Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.

    В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился «мобильный». И то слава богу.

    — Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.

    Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.

    — Это что за страсть такая… — ворчала старая женщина. — Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут…

    А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось.

    — Мама, слышишь меня?

    — Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове — рога, а морда козиная. Это что за страсть? И к чему бы такое?

    — Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф.

    Используемые источники:

    • https://ekniga.org/proza/sovremennaya-proza/218530-govori-mama-govori.html
    • https://radiologos.ru/борис-екимов-говори-мама-говори/
    • https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/92860-boris-ekimov-govori-mama-govori-rasskazy.html
    • https://knigger.com/kniga-govori-mama-govori-rasskazy-139907
    • https://www.rulit.me/books/govori-mama-govori-read-582155-1.html
    • Сочинения
    • По литературе
    • Другие
    • Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

    Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

    Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

    Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь. 

    Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

    Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

    Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

    Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

    Сочинение рассуждение

    Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

    Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

    В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

    Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

    Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

    Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

    Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

    Популярные сегодня темы

    • Сочинение Образ Сергея Сергеича в повести Палата № 6 Чехова

      Сергей Сергеич не самый главный персонаж рассказа Чехова «Палата №6». Он работает в больнице фельдшером, в ней и описывается ситуация. Изначально у Сергей Сергеича был начальник Андрей Рагин

    • Образ жизни Обломова в романе Обломов сочинение

      Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова

    • Сочинение Отношение героев пьесы к вишневому саду

      События пьесы разворачиваются в дворянском имении с огромным вишневым садом, в котором выросло не одно поколение этой семьи. Трудное финансовое положение ставит хозяйку поместья Раневскую Любовь Андреевну перед сложным выбором

    • Бунин

      Иван Алексеевич Бунин — классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов.

    • Сочинение на тему Роль музыки в жизни человека

      Музыка играет огромную роль в жизни человека и это не удивительно. Музыка идет с нами по жизни. Например, когда в семье рождается ребенок, мама перед сном поет колыбельную песенку и дитя сладко засыпает.

  • Сочинение по тексту геласимова шеф внимательно посмотрел мне в глаза
  • Сочинение по тексту вот это да оказывается звуки музыкальной трубы нежные
  • Сочинение по тексту гаршина художник рябинин самый способный ученик
  • Сочинение по тексту высокая нота
  • Сочинение по тексту герцена про химика