Сочинение «Писатель – судья своего времени»
Время – категория философская и непредсказуемая. Поэтому очень сложно и ответственно быть судьёй всего того, что совершается в родном государстве. Несмотря на это, именно писатели берут на себя эту тяжёлую ношу. Миссия нелёгкая, поскольку, как известно, нет пророка в своём отечестве. Трудность «летописания» заключается ещё и в том, что «…лицом к лицу – лица не увидать: большое видится на расстоянии». Для осознания любого события необходимо время, а его часто недостаточно у писателя, чтобы объективно оценить происходящее. Следовательно, роль судьи и его ответственность увеличивается многократно.
В этой связи вспоминается роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия», посвящённый фактически нашим ровесникам, которые родились до Великой Отечественной войны, росли, учились, любили… А в «лихую годину» испытаний проявили и решительность, и отвагу, и героизм в борьбе с фашистами, оккупировавшими Краснодон. Талант писателя проявился и в композиции романа, и изображении героев-молодогвардейцев. Отважным Олегом Кошевым гордились. Заводной и безрассудно смелой Любкой Шевцовой восхищались и в неё влюблялись. Серёжку Тюленина ставили в пример. А газеты трубили о том, как талантливо и правдиво художник показал то грозовое время. Этим произведением зачитывались все. По роману был снят кинофильм. Почти все театры включили в свой репертуар «Молодую гвардию». И вдруг как гром среди ясного неба прогремело известие, что писатель исказил события, изобразил этот исторический отрезок времени неверно.
Почему это произошло? Сегодня ответ прост и очевиден. Слишком мало времени минуло с тех страшных событий. Не были ещё рассекречены все документы о деятельности подпольной комсомольской (и партийной) организации. Фадеев же писал роман по свежим следам, по «заказу партии», которая требовала от писателя как можно скорее написать «показательный роман для воспитания подрастающей молодёжи». Значит, быть судьёй своего времени сложно и в определённой степени опасно? Скорее всего, да. И тем не менее фиксировать время, на мой взгляд, необходимо. Иначе как узнать о годах и столетиях, в которых мы не жили?!
К сожалению, люди «времена не выбирают, в них живут и умирают». Человечество пережило не одну историческую бурю и не одно поколение получило оценку писателей — судей. М.А. Шолохов, не понаслышке знавший и понимавший период Гражданской войны на Дону, пишет цикл рассказов об этом периоде («Донские рассказы») и роман-эпопею «Тихий Дон», ставший, по-моему, энциклопедией жизни и борьбы казачества за свою свободу и независимость.
Писателю М.А.Шолохову было легче, чем А.А.Фадееву, давать исторический комментарий этому событию. Сам из казачества, он в тонкостях знал и понимал то, о чём писал. Поэтому являться «судьёй своего времени» Михаилу Александровичу Шолохову было проще.
Начало двадцатых годов в донских степях. Красные – белые. Белые – красные. Власть меняется чуть ли не каждый месяц. Григорий Мелехов, главный герой романа, как былинка в степи, мечется из одного стана в другой. Где правда? За кем идти? Какому отечеству служить верой и правдой? Ощущение такое, что сам автор находится в поиске ответов на поставленные вопросы. Объективно описывая происходящее, писатель-судья даёт оценку своему времени. И читатель соглашается с ним. Происходит то редкое единение читающего с пишущим.
Пролетают годы, десятилетия, века. Время всё расставляет по своим местам. Переосознание того, что стало историей, помогает жить в настоящем и намечает пунктиры движения в будущее. И от того, насколько правдив был писательский суд времени и людей, живущих в нём, зависит судьба целых поколений. В народе говорят: «Не суди – не судим будешь». И всё-таки есть смелые творцы, которые не боятся оценивать то, что так свежо и близко. И за это им большое спасибо!
Сочинение на тему «Время и Мы»
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.
Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
Сочинение на тему «Время»
Время… Что это такое? Что оно значит в жизни человека? Как отвечали на этот вопрос великие ученые? Например, для Платона время – это божественная вечность, разделенная на дни , годы. Аристотель видел во времени число, меру движения и покоя, а Альберт Энштейн писал о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствии движения тел.
Но сегодня мне бы хотелось говорить о времени как об отрезке человеческой жизни. Время – самая главная ценность нашей жизни. Оно может изменить человека либо в лучшую, либо в худшую сторону. Оно помогает пережить тяжелые жизненные потрясения. Время постоянно уносит старое и приносит новое и неожиданное. Но подчинить его себе мы не можем: оно не зависит от нас. Мы просто можем выработать правильное отношение к нему. За время, которое мы живем на земле, мы должны успеть многое: добиться намеченной цели, узнать свое предназначение, оставить после себя добрую память. Все это мы успеем, если правильно распорядимся своим временем.
Для того, чтобы подробнее рассмотреть влияние времен на человека, обратимся к произведению А.П.Чехова «Пари». В нем мы можем проследить, как герой в течение пятнадцати лет жил в одиночестве. Он остался наедине со временем. Молодой двадцатипятилетний юрист заключил пари с богатым банкиром, чтобы через пятнадцать лет получить два миллиона.
Автор расписывает по годам , чем занимался молодой человек в одиночном заточении. Первый год он сильно страдал от скуки. Во второй год слушать музыку, начал читать исключительно классику. В пятый год только ел, пил, лежал. По ночам садился что-то писать, но под утро разрывал все написанное. На шестой год занялся изучением языков. На девятый — читал Евангелие, занялся историей религий и богословием. В последние годы герой читал чрезвычайно много, занялся естественными науками.
За эти годы он стал мудрее, изменил отношение к ценностям жизни. И если пятнадцать лет назад ему были важны только деньги, то сейчас он презирал их. Все эти годы молодой юрист зря не тратил время. Он много читал, совершенствовался. Время дало ему многое. Он стал совершенно другим человеком.
Таким образом, я могу заключить, что время очень важно в нашей жизни. Мы должны помнить о его ценности. Мы должны его беречь, уметь распоряжаться им и тратить его только на то, что имеет смысл.
Здравствуйте, дорогие мои читатели! Давно я собиралась сделать статью про мой город Нижний Новгород, но на серьезную статью времени не находилось, а писать что-то на скорую руку мне не хотелось, не заслуживает наш город такого к себе отношения. Вы знаете, как ни странно, раньше я как-то недолюбливала наш город, он казался мне очень большим и неуютным, но потом мое мнение стало меняться. Надо заметить, и город с каждым годом меняется в лучшую сторону. Сейчас я считаю, что живу в красивейшем городе России. А если обратиться к истории города, то вообще появляется очень много поводов для гордости. Попробую вам рассказать и показать наиболее интересные, с моей точки зрения, моменты. Хочу надеяться, что мой рассказ не покажется вам длинным и скучным. А те, кто ни разу не был в Нижнем Новгороде, познакомятся с ним хотя бы виртуально.
Мой город Нижний Новгород
Из истории Нижнего Новгорода
Сначала немного истории. Город наш довольно древний. Нижний Новгород был основан в 1221 г. Великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, который был сыном Всеволода Большое гнездо, внуком основателя Москвы Юрия Долгорукого и правнуком Владимира Мономаха.
Город наш не всегда носил имя Нижний Новгород. В 1932 г. Нижний Новгород был переименован в город Горький – псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова, который родился и жил в нашем городе. А в 1990 г. после проведения референдума городу вернули его историческое имя. Я этому очень рада. Название Горький мне не нравилось.
Особенность местоположения города
Наш город стоит в очень красивом месте – на слиянии двух крупных рек Волги и Оки, и широко раскинулся по обоим берегам Оки на 20 км и по правому берегу Волги на 30 км. А необычность местоположения города еще и в рельефе местности. Левый берег рек представляет собой низменность, а правый – Дятловы горы. С нижней части города можно наблюдать очень живописные высокие крутые склоны гор верхней части города. Перепад высот составляет около 140 м.
Поскольку верхняя и нижняя части города разделены реками, в городе много мостов – 5 через реку Оку, включая метромост, и 1 через Волгу, соединяющий Нижний Новгород с городом-спутником Бор. Мост через Волгу очень загруженный, в летний период функционирует еще и наплавной понтонный мост.
А в 2012 г. заработала еще и уникальная канатная дорога через Волгу. Это самая длинная в Европе канатная дорога, используемая в качестве общественного транспорта. Ее протяженность 3661 м! А еще она имеет самый длинный в мире безопорный пролет над водой – 882 м. Может быть, нашу канатную дорогу даже занесут в Книгу рекордов Гиннеса.
Главная достопримечательность – Нижегородский кремль
Безусловно, главной достопримечательностью города Нижнего Новгорода является кремль. Строился он с 1500 по 1511 гг. Нижегородский кремль уникален, он не похож ни на один другой кремль в России. Во-первых, у нашего кремля нет аналогов по перепаду высот между верхними и нижними башнями – это 82 м! Ведь кремль стоит на крутом берегу! А во-вторых, кремль имел уникальную для того времени систему обороны, его башни выступают вперед за линию стен. Кстати, несмотря на многочисленные осады города, Нижегородский кремль ни разу не был взят!
Всего в Нижегородском кремле 13 башен. Кремль занимает площадь около 45 га (примерно столько же, как и Московский кремль). А периметр стен нашего кремля больше 2 км.
Роль главного входа в Нижегородский кремль играет Дмитровская башня, которая выходит на главную площадь нашего города – площадь Минина и Пожарского.
Самое древнее сооружение на территории Нижегородского кремля – Михаило-Архангельский собор, который был заложен еще при основании города в 1221 г. Сначала церковь была деревянной, а дошедший до нас каменный собор был выстроен в 1628-1631 гг.
Рядом с ним находится мемориальный комплекс “Вечный огонь” в память о горьковчанах, погибших в войне. По существующей традиции молодожены в день свадьбы возлагают цветы у Вечного огня.
А школьники после выпускного вечера приезжают к стенам кремля встречать рассвет.
Возле стен кремля расположена постоянно действующая выставка оружия и военной техники, выпускавшейся в нашем городе в годы Великой Отечественной Войны. Там есть танк, пушки, “Катюша”, истребитель, и даже рубка подводной лодки. Вся эта техника выпускалась на заводах нашего города. Дети всегда с удовольствием лазят по этой технике.
Нижний Новгород – столица Поволжья
Нижний Новгород – очень крупный город. В нем проживает 1 миллион 300 тысяч человек. Наш город входит в пятерку крупнейших городов России.
Нижний Новгород называют “Волжской столицей”.
А с 2000 г. Нижний является центром Приволжского федерального округа.
Нижний Новгород – карман России
Может быть, вы слышали такую поговорку:”Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний – ее карман”. Нижний Новгород назывался карманом России благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке – крупнейшей в мире по товарообороту в 19 в.
Нижегородская ярмарка была построена в 1817 г. Она представляла собой целый город, включающий 30 улиц и 8 площадей!
На ярмарке продавались товары из всех уголков мира, а в основном торговля шла с Китаем, Персией и Средней Азией. Именно здесь устанавливались цены на основные товары: хлеб, чай, соль, рыбу, металл, меха и др.
Сейчас на территории ярмарочного комплекса проходят всевозможные выставки-ярмарки не только из других регионов России, но и из других стран.
Храмы
Сейчас в Нижнем Новгороде действуют 3 монастыря: женский Крестовоздвиженский и 2 мужских – Благовещенский и Печерский.
Самым высоким храмом в Поволжье является Собор Александра Невского, стоящий на стрелке слияния рек Волги и Оки. Его высота 80 м.
Церквей в нашем городе много, но, на мой взгляд, самой красивой является Рождественская церковь.
А еще заслуживает внимания храм Рождества Иоанна Предтечи. Все вы знаете, что 4 ноября мы теперь отмечаем День народного единства. А знаете ли вы, что этим праздником мы обязаны Нижнему Новгороду? Дело в том, что день этот приурочен к дню освобождения Москвы, а освобождена она была благодаря нижегородскому ополчению, которое собрал посадский староста Кузьма Минин как раз у подножия храма Рождества Иоанна Предтечи. А руководил ополчением Дмитрий Пожарский.
Всем знаком памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве? С этим памятником тоже интересная история.
В 1808 г. Нижегородцы пожелали установить в Нижнем памятник руководителям ополчения, и стали собирать на него деньги. Однако в 1811 г. Комитет министров постановил установить этот памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде соорудить обелиск, на который потратить собранные нижегородцами деньги.
Зураб Церетели выполнил копию знаменитого памятника, и 4 ноября 2005 г., в день, когда впервые в нашей стране отмечался День народного единства, этот памятник был торжественно открыт около храма Рождества Иоанна Предтечи, а площадь возле храма получила название площади Народного единства. Так что возвращение этой скульптуры в Нижний – акт исторической справедливости!
Достопримечательности Нижнего Новгорода
Одной из основных достопримечательностей Нижнего Новгорода, безусловно, является Чкаловская лестница. Это самая длинная лестница на берегах Волги. Она насчитывает 560 ступеней! Все, кто подплывают по реке к нашему городу, любуются этой красотой. Лестница спускается по склону в виде двух больших колец. Строилась лестница с 1943 по 1949 гг. военнопленными немцами.
А наверху лестницы возвышается бронзовый памятник Валерию Чкалову – летчику, совершившему первый перелет через Северный полюс, родившемуся в Нижегородской губернии. Интересно, что памятник стоит на том месте, которое сам Чкалов выбрал для памятника Максиму Горькому, когда прогуливался со своим другом – скульптором Исааком Менделевичем. Но судьба распорядилась так, что на этом месте появился памятник самому Чкалову, автором которого и стал Менделевич.
Памятник Чкалову смотрит на площадь Минина и Пожарского, с одной стороны которой находится Нижегородский Кремль, а с другой 2 ВУЗа – Медицинская академия и Педагогический университет.
Всего же в нашем городе 49 высших учебных заведений (включая филиалы, в основном Московских ВУЗов). Но среди них стоит отметить Университет им.Лобачевского (первый университет в Советской России, открытый в 1918г.) Я, кстати, закончила именно этот университет, механико-математический факультет.
Также хочется отметить Нижегородский лингвистический университет (первый ВУЗ в стране по изучению иностранных языков).
Знаменит также Технический университет. Кораблестроительный факультет этого университета закончил знаменитый человек, портрет которого среди портретов выдающихся деятелей мира, висит в Национальной библиотеке Конгресса США – это изобретатель и конструктор судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев. Памятник одному из таких судов – “Метеору” – стоит у нас в городе на площади Буревестника.
Первая “Ракета”, сконструированная Алексеевым, была построена в нашем же городе на заводе “Красное Сормово”, а ее первый рейс по маршруту Горький-Казань состоялся в 1957 г.
Кстати, еще в нашем городе был пущен первый в России трамвай. Случилось это в 1896 г. Помню, в 1996 г. мы всей семьей ходили на праздник “100 лет Нижегородскому трамваю”. На том празднике мы даже смогли прокатиться в том старинном трамвае!
Раз уж мы коснулись темы транспорта, хочу отметить наш метрополитен. Он имеет самую широкую в России станцию метро. Она состоит из 2-х платформ и 4-х путей. Таким образом пассажиры переходят с одной линии на другую без дополнительных переходов.
А какой необычный у нас речной вокзал! Его здание похоже на плывущий корабль!
Две центральные площади Нижнего Новгорода – площадь Минина и площадь Горького – соединяет пешеходная улица Большая Покровская. Вдоль всей улицы можно полюбоваться и сфотографироваться с бронзовыми фигурами, что с удовольствием и делают туристы нашего города. Здесь есть городовой, фотограф, скрипач, дама перед зеркалом и дама, сидящая на скамейке с малышом, “Веселая коза” и множество других фигур.
Хочется отметить фигуру Евгения Евстигнеева, сидящего на скамейке около театра Драмы, в котором он начинал свою карьеру.
На улице Большой Покровской находится и еще одна достопримечательность нашего города – это величественное здание Государственного банка, напоминающее богатый средневековый замок и одновременно боярские палаты. А построено это здание было в 1913 г.
Конечно, в таком большом городе есть немало театров. Самым старым является Драматический театр, открывшийся в 1896 г. премьерой оперы Глинки “Жизнь за царя”, где главную партию исполнял Федор Шаляпин.
С 1928 г. в нашем городе существует Театр Юного Зрителя. Сначала он располагался в здании, в котором теперь находится Театр комедии. А к своему 50-летию ТЮЗ получил новое здание.
Детишки с удовольствием ходят в Кукольный театр. Фасад здания театра выполнен в виде сцены, на которой разыгрывают представление фигуры кукол, выкованных из меди.
С 1935 г. в нашем городе работает Театр оперы и балета.
Достаточно в нашем городе и музеев. Но я хотела бы остановиться на необычном музее – это музей “Паровозы России”. Это музей под открытым небом, где собраны настоящие паровозы, по ним можно даже полазить. Причем вход в музей совершенно бесплатный, и там нет никакого персонала. Мы с сыном в свое время ходили туда. Очень интересно! И не только для детей!
А еще заслуживает внимания Музей истории художественных промыслов Нижегородской области. А промыслов у нас в области очень много – Хохлома, Матрешки, Городецкая роспись, Казаковская филигрань, резьба по дереву, кости и камню, вышивка и многое другое.
В общем, в городе есть что посмотреть! Я понимаю, что несмотря на то, что статья получилась довольно объемной, я не рассказала и сотой доли того, что можно рассказать о нашем городе. Но надеюсь, все же какое-то представление о моем городе Нижнем Новгороде вы получили.
А кого знакомство с Нижним Новгородом заинтересовало, советую посмотреть очень хорошо снятый документальный фильм о нашем городе. Правда, фильм этот был снят еще в 2007 г. Но история города от этого не изменилась, а за последние годы город стал еще красивее и современнее.
Понравилось ли вам знакомство с Нижним Новгородом? Какое впечатление у вас сложилось от города? Жду ваших комментариев! А, может быть, вы уже когда-то были в нашем городе? Тогда напишите, что вам запомнилось. А если у вас возникнут какие-то вопросы – пишите, постараюсь ответить.
К 795-летию города написала еще одну статью о том, чем прославился Нижний Новгород>>>, то есть в чем наш город был первым, какие значимые для страны открытия были сделаны именно в Нижнем Новгороде.
Читайте, это очень интересно! Если честно, я сама не ожидала, насколько много всего было изобретено в нашем городе! Прямо гордость разбирает!
С Вами была автор блога “Семье на заметку” Ксения Дружкова
Все содержание сайта
Пояснительная
записка
Рабочая программа курса «Родная (русская)
литература» для 7 Б класса составлена в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения, на основе основной общеобразовательной программы
МБОУ «Хохряковская СОШ»
Место предмета в учебном плане
Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной (русской)
литературы, которые определены стандартом. Данная рабочая программа
предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы в 7 классе – 17
часов (1 час во 2 полугодии)
Срок
реализации программы
Программа
рассчитана на 2020- 2021 учебный год. В течение учебного года в данном
тематическом планировании возможны изменения в порядке тем или в количестве
уроков по объективным причинам.
Цель программы: воспитание
уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей
духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
·
формирование способности понимать и
эстетически воспринимать произведения родной литературы;
·
обогащение духовного мира учащихся путем
приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям;
·
приобщение к литературному наследию своего
народа;
·
формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение культуры народа;
·
формирование умения актуализировать в
художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и
проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного литературного
произведения;
·
обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во
всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе −
литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной
специфике.
Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про
себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Содержание программы каждого класса включает в себя
произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие
школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и
нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные
результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового
и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической
культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 N
1644)
12) формирование и развитие
экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные
результаты:
1) осознание значимости чтения и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как
одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
5) развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
6) овладение процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание
тем учебного курса
Введение.
Книга
как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами
курса «Родная (русская) литература ».
О
тех, кто не участвует.
·
Всеволод Гаршин. Рассказ «Сигнал».
Главные
герои рассказа и их поступки. Исследование поступков героев.
·
Валентин Катаев. Рассказ «На даче».
Военная
тематика рассказа. Работа над эпизодами.
Эхо
войны.
·
Борис Екимов. Рассказ «Ночь исцеления».
Тема
произведения. Проблемы, поднятые в рассказе. Лексическая работа. Творческая
работа «Связь названия раздела с проблематикой рассказа».
·
Виктор Конецкий. Рассказ «Тамара»
Тема
рассказа – жизнь и смерть. Работа над ролью монолога в художественном
произведении. Мирное население в ситуации вооруженного конфликта.
Самые
уязвимые.
·
Михаил Шолохов «Судьба человека» (фрагмент
рассказа)
Дети
и взрослые на дорогах войны и в послевоенное время. Маленький герой на большой
войне. Роль образа Ванюшки в рассказе.
Под
знаком Красного Креста.
·
Михаил Булгаков. Рассказ «Стальное горло».
Образ
рассказчика. Смысл названия рассказа. Историческая основа рассказа.
·
Иван Тургенев. Миниатюра «Памяти
Ю.П.Вревской». Ю.П.Вревская — сестра милосердия.
Жизненный выбор Юлии Вревской – спасение жизни, облегчение страданий раненых.
·
Сергей Сергеев-Ценский. Рассказ «Первая
русская сестра».
Главная
героиня рассказа – первая русская сестра милосердия.
По
принципу гуманности.
·
Михаил Пришвин. Рассказ «Голубая стрела».
Рассказчик
и война. Организация помощи раненым.
Смысл
названия рассказа.
Василий
Быков. Рассказ «Крутой берег реки».
Портретная
характеристика героя. Изменение этой характеристики в ходе развития действия
рассказа. Роль диалога в раскрытии проблематики рассказа.
·
Евгений Носов. Рассказ «Белый Гусь».
Образ
рассказчика. Главный герой рассказа – Белый Гусь. Спасение жизни других ценой
собственной жизни — главная идея рассказа.
Тематическое
планирование
№ | Тема | Элементы | Домашнее |
1 | Введение. | Знакомство с | Прочитать |
2- 3 О | Всеволод | Исследование | Прочитать |
Поступки героев | |||
4 — 5 | Валентин | Работа над | |
Валентин | |||
6 Эхо войны | Борис | Лексическая | Написать сочинение на материале рассказа «Ночь |
7 -8 | Виктор | Работа над ролью | |
Виктор | |||
9 Самые | Михаил | Словарная работа | Составить |
10 — 11 | Михаил | Лексическая | Инд (рассказ о жизни и судьбе Вревской) Сочинение – миниатюра. |
Михаил | |||
12 | Иван | Беседа по сюжету | Инд. |
13 | Сергей | Поступки героев | Прочитать |
14 По | Михаил Пришвин. | Художественный | Выразительное |
15 | Василий | Песня «На | Найти |
16 — 17 | Евгений | Художественное | |
Евгений |
Список использованной литературы
1) «Вокруг
тебя — мир». Книга для ученика 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова
и др.– М.:ООО «Гендальф», 2000. – 96 с.
2) Методические
рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя —
мир». Книга для учителя. 7 класс/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, М.:ООО «Гендальф»,
2000.
3) Толковый
словарь С. Ожегова (любой год издания)
Сочинение в формате ЕГЭ 2021.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
27
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации
из прочитанного текста
, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ.
1. Проблема (=тезис) …..? Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему … +Тезис.
2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или краткий пересказ фрагмента).
3. Комментарий (пояснение к первому примеру). Действительно, … (в самом деле,…)
4. Второй пример-иллюстрация. Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…
5. Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях ….., писатель даёт оценку…,/ герой отрывка поступает …., потому что…)
6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ. Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что…
7. Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моей позиции. Заключение. Невозможно не согласиться с писателем …., поскольку… (Я согласен с позицией…, так как… ) СМ. п. 1-й! Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!
ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!
Краткая шпаргалка
Композиция сочинения ЕГЭ 2021
-
Проблема (=тезис)
2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).
4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).
6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
7. Позиция автора.
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!
Текст из демоверсии 2021
-
С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов
«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*)
-
Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
Информация о тексте* | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?) | 1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе. |
2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?) | 2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете. |
3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?) | 3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину. |
4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И.С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?) | 4. Для таких писателей, как И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. |
5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И.С. Соколова-Микитова?) | 5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя. |
Сочинение
1. Проблема. Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.
2,3. Пример-иллюстрация + комментарий. Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь. Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого.
4,5. Пример-иллюстрация +комментарий. Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль, автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту. Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России.
7. Позиция автора. Итогом размышлений становится такая позиция В.А. Солоухина: любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения= ВЫВОД (СМ. п. 1).
Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре. Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.
ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.
ВОПРОСЫ.
1. Проблема была сформулирована так:
Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?
Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?
2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?
Краткая шпаргалка
Композиция сочинения ЕГЭ 2021
-
Проблема (=тезис)
2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).
4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).
6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
7. Позиция автора.
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.
Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.
Текст ЕГЭ 2020
Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.
Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.
Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.
«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…
Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.
(Василий Белов)
сочинение по тексту по русскому языку егэ 2015 примеры по тексту Egerus. ru
02.09.2018 9:57:02
2018-09-02 09:57:02
Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного.
Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке.
Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» .
Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня.
Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу.
Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.
Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле.
Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол.
Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын.
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы.
Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется.
Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места.
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным.
Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач.
Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить.
Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации.
Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Дмитрий Быков о В. Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко.
Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём.
Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова.
Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин.
Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча.
Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка.
Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном.
Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались.
Михаил Осипович Гершензон: Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём.
Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания.
Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека.
Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно.
Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем.
Борис Петрович ЕкимоВ: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка.
Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит.
Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость.
Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось.
Д. Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг.
Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю.
Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его. Рассказывать ли.
Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить.
Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным.
Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время.
Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны.
Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово.
Галина Георгиевна Туз: «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!».
Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета.
Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных.
Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку.
Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров.
Любовь Фёдоровна Воронкова: — Ты варенье любишь? — Какое? — Ну вишнёвое, например.
Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом.
Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина.
А. Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать.
Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению.
Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его.
Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри.
Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину».
Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые.
Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства.
Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят, « красиво жить не запретишь».
Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы.
Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал. (Тарас Шевченко)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире..
Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем.
Г. Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней.
Константин Георгиевич Паустовский: . Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.
Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг.
Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик. Овсянский остров напоминал.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом.
Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М. В. Ломоносова.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который..
И. Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота..
Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный.
Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого.
Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня.
Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно.
А. Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем.
Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше..
Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек.
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы.
Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного.
Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке.
Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» .
Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня.
Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу.
Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.
Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле.
Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол.
Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын.
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы.
Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется.
Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места.
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным.
Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач.
Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить.
Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации.
Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Дмитрий Быков о В. Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко.
Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём.
Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова.
Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин.
Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча.
Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка.
Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном.
Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались.
Михаил Осипович Гершензон: Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём.
Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания.
Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека.
Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно.
Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем.
Борис Петрович ЕкимоВ: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка.
Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит.
Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость.
Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось.
Д. Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг.
Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю.
Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его. Рассказывать ли.
Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить.
Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным.
Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время.
Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны.
Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово.
Галина Георгиевна Туз: «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!».
Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета.
Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных.
Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку.
Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров.
Любовь Фёдоровна Воронкова: — Ты варенье любишь? — Какое? — Ну вишнёвое, например.
Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом.
Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина.
А. Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать.
Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению.
Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его.
Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри.
Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину».
Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые.
Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства.
Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят, « красиво жить не запретишь».
Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы.
Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал. (Тарас Шевченко)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире..
Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем.
Г. Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней.
Константин Георгиевич Паустовский: . Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.
Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг.
Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик. Овсянский остров напоминал.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом.
Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М. В. Ломоносова.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который..
И. Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота..
Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный.
Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого.
Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня.
Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно.
А. Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем.
Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше..
Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек.
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным.
Порой мы спотыкались о тонкий ствол.
Vopvet. ru
09.11.2020 6:25:43
2020-11-09 06:25:43
Интерактивные технологии в образовании
- Разделы | Вопросы теории | Коллекция текстов | Методические разработки | Примеры сочинений
Сочинение-рассуждение по тексту Куприна А. Проблема силы материнской любви.
Материнская любовь… На что способна женщина ради своих детей? Все ли может простить материнское сердце? Можно ли его обмануть?
Дата публикации: 2018-07-14 22:42
Сочинение-рассуждение по тексту Львова С. Проблема нравственного воспитания.
Передо мной текст С. Львова, в котором, на мой взгляд, автора волнует вопрос нравственного воспитания человека.
Дата публикации: 2018-07-14 21:01
Сочинение-рассуждение по тексту Олеши Ю.
Передо мной фрагмент из текста Ю. Олеши. В данном тексте автор говорит о природе — «прекрасных кустах шиповника», «обаятельных утках, «румяном закате» — и поднимает проблему понимания красоты окружающего мира.
Дата публикации: 2013-06-26 10:22
Сочинение-рассуждение по тексту Павловой Л.
Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному. Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.
Дата публикации: 2015-06-02 20:27
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К.
В данном тексте К. Паустовский раскрывает проблему человеческой взаимопомощи. Эта проблема, несомненно, является высоконравственной и весьма актуальной в нынешнее время, когда дружбу и уважение можно купить так же, как стиральную машину: быстро, без проблем и за умеренную плату. Автор в качестве примера бескорыстия и подлинного желания помочь другому рассказывает об Аркадии Гайдаре.
Дата публикации: 2015-06-02 19:39
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К. «Гибель экспедиции Скотта»
Вспоминается известное высказывание русского писателя А. А. Бестужева-Марлинского: «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг». Передо мной текст К. Г. Паустовского, который также посвящён проблеме мужества и героизма.
Дата публикации: 2015-06-02 20:38
Сочинение-рассуждение по тексту Соловейчика С.
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности. Несомненно, эта проблема относится к категории нравственных.
Дата публикации: 2016-11-12 18:25
Сочинение-рассуждение по тексту Сологуба Ф. Проблема долга перед Родиной.
Может ли человек руководствоваться в жизни только личными интересами? Всякий ли готов смело встать на защиту своего Отечества?
Дата публикации: 2018-07-14 22:56
Сочинение-рассуждение по тексту Тендрякова В.
Передо мной фрагмент из романа В. Тендрякова «Покушение на миражи». В этом тексте, на мой взгляд, писатель поднимает проблему взаимопонимания между разными поколениями.
Дата публикации: 2015-06-02 21:07
Сочинение-рассуждение по тексту Трифонова Ю.
Автор рассказывает «взволновавшую всю школу» историю о том, как когда-то давно, когда он учился в школе, ребята-ученики поднялись защищать крысу, которую хотели разрезать для опытов. Вся школа словно бы разделилась на два лагеря, решая судьбу крысы.
Сочинение-рассуждение по тексту Павловой Л.
Сочинение-рассуждение по тексту Куприна А. Проблема силы материнской любви.
Материнская любовь… На что способна женщина ради своих детей? Все ли может простить материнское сердце? Можно ли его обмануть?
Дата публикации: 2018-07-14 22:42
Сочинение-рассуждение по тексту Львова С. Проблема нравственного воспитания.
Передо мной текст С. Львова, в котором, на мой взгляд, автора волнует вопрос нравственного воспитания человека.
Дата публикации: 2018-07-14 21:01
Сочинение-рассуждение по тексту Олеши Ю.
Передо мной фрагмент из текста Ю. Олеши. В данном тексте автор говорит о природе — «прекрасных кустах шиповника», «обаятельных утках, «румяном закате» — и поднимает проблему понимания красоты окружающего мира.
Дата публикации: 2013-06-26 10:22
Сочинение-рассуждение по тексту Павловой Л.
Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному. Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.
Дата публикации: 2015-06-02 20:27
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К.
В данном тексте К. Паустовский раскрывает проблему человеческой взаимопомощи. Эта проблема, несомненно, является высоконравственной и весьма актуальной в нынешнее время, когда дружбу и уважение можно купить так же, как стиральную машину: быстро, без проблем и за умеренную плату. Автор в качестве примера бескорыстия и подлинного желания помочь другому рассказывает об Аркадии Гайдаре.
Дата публикации: 2015-06-02 19:39
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К. «Гибель экспедиции Скотта»
Вспоминается известное высказывание русского писателя А. А. Бестужева-Марлинского: «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг». Передо мной текст К. Г. Паустовского, который также посвящён проблеме мужества и героизма.
Дата публикации: 2015-06-02 20:38
Сочинение-рассуждение по тексту Соловейчика С.
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности. Несомненно, эта проблема относится к категории нравственных.
Дата публикации: 2016-11-12 18:25
Сочинение-рассуждение по тексту Сологуба Ф. Проблема долга перед Родиной.
Может ли человек руководствоваться в жизни только личными интересами? Всякий ли готов смело встать на защиту своего Отечества?
Дата публикации: 2018-07-14 22:56
Сочинение-рассуждение по тексту Тендрякова В.
Передо мной фрагмент из романа В. Тендрякова «Покушение на миражи». В этом тексте, на мой взгляд, писатель поднимает проблему взаимопонимания между разными поколениями.
Дата публикации: 2015-06-02 21:07
Сочинение-рассуждение по тексту Трифонова Ю.
Автор рассказывает «взволновавшую всю школу» историю о том, как когда-то давно, когда он учился в школе, ребята-ученики поднялись защищать крысу, которую хотели разрезать для опытов. Вся школа словно бы разделилась на два лагеря, решая судьбу крысы.
Передо мной фрагмент из текста Ю. Олеши. В данном тексте автор говорит о природе — «прекрасных кустах шиповника», «обаятельных утках, «румяном закате» — и поднимает проблему понимания красоты окружающего мира.
Интерактивные технологии в образовании
Передо мной фрагмент из текста Ю.
Saharina. ru
29.04.2018 15:57:10
2018-04-29 15:57:10
Источники:
Https://egerus. ru/composition/getComposition. html? compositionid=35
Https://vopvet. ru/index/teksti_egeh_po_russkomu_jazyku_sochinenija/0-11
Https://saharina. ru/metod/ege/essays/?page=2